Сроки выполнения проекта: с 01.06.18 г. по 29.06.18 г.

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования; развитие речи: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки;

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать, развивать игровое творчество, смекалку; развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников.

Этапы осуществления проекта:

  1. Организационный этап.
  2. Реализация проекта.
  3. Обобщающий этап.

Организационный этап.

  1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подбор методической и художественной литературы.
  3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
  4. Изготовление пособий.
  5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  6. Разработка бесед, викторины.
  7. Составить перспективный план мероприятий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Образовательная область Мероприятия по реализации проекта
Познавательное
развитие
  1. Беседа «Лекарственные растения».
  2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
  3. Беседа «Друг или враг»
  4. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав»
  6. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
Художественно- эстетическое развитие

1. Аппликации из пластилина и тыквенных семечек. Коллективная работа декоративное панно «Ромашковое поле»

2. Рисование «Одуванчик»

Речевое развитие Чтение литературных произведений:
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»,
- А. Онегова «Тропинка полевая»,
А. Плешакова «Зеленые страницы»,
- Заучивание загадок и стихов о растениях.
- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
Дидактическая игры:
«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение
Игры: “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник”.
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика « Цветок»
Подвижная игра «Раз, два, три - к цветку беги»
Социально – коммуникативное развитие Труд в уголке природы.
Уход за растениями на клумбе
(календула)
Сюжетно- ролевая игра «Больница» сюжет «Лечим ранку лекарственными растениями»

Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, одуванчик, календула).

Работа с родителями

  1. Папка- передвижка «Лекарственные растения при лечении ОРВИ».
  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав».
  3. Оформление гербария «Зеленая аптека».

Обобщающий этап

  1. Выставка рисунков «Одуванчик», коллективная аппликация «Ромашковое поле».
  2. Гербарий «Зеленая аптека».
  3. Консультации для родителей.
  4. Загадки о лекарственных растениях.
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав».

Результаты реализации проекта:

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Обогатился опыт о лекарственных растениях.

ГБС(К)ОУ с. М.Толкай

Выполнила:

Лыскина Ирина

Руководитель:

Воспитатель

Филиппова Т.В.

2013-2014уч. год

Тема работы: «Лекарственные растения Самарской области».

Обоснование проблемы: не все люди положительно относятся к рецептам народной медицины, считая их устаревшими и неэффективными для лечения различных заболеваний.

Актуальность проблемы: возможность лечения многих заболеваний травами, известными человеку с давних пор, совершенно бесплатно.

Цель работы:

Изучение лекарственных растений, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

Задачи работы:

  • изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;
  • определить места произрастания лекарственных растений;
  • провести опрос для того, чтобы выявить, используется ли «народная медицина» в настоящее время;
  • воспитывать бережное отношение к запасам природной кладовой.
  • расширить общий кругозор сверстников, развить их познавательную активность;

Область исследования: экология, здоровый образ жизни.

В работе используется: самостоятельный поиск учащимися информации; индивидуальная работа учащихся по проведению анкетирования учащихся и педагогов школы; обсуждение полученной информации в рамках круглого стола и групповая работа по созданию презентации.

Введение………………………………………………………………..…….....4

Обзор литературы………………………………………………………… 5

1. Основная часть……………………………………………………6 – 13

1.1. Выполнение работы

1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

1.3. Лекарственные растения нашей местности

различных заболеваний

1.4.2. Мнение работающих в школе

2. Результаты анкетирования

Заключение……………………………………………………………………..15

Список использованной литературы……………………………….16

Приложение…………………………………………………………………….17

Введение.

Много трав растёт полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарство.

Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.

Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом в результате хищнического истребления дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой. Известная хранительница опыта и знаний предшествующих поколений о целебности растений Ф.А. Геммерман писала: «Народная медицина исчезает, а с ней исчезает и многовековой народный опыт, нигде не записанный, устный, хранящий немало сокровищ».

Практическая значимость работы в том, что изучение лекарственных растений поможет обеспечить профилактику различных заболеваний, обогатить домашнюю аптеку каждого человека.

Объект исследования – лекарственные растения, произрастающие в Самарской области.

Предмет исследования – лечебные свойства лекарственных растений.

Обзор литературы

В ходе работы мной была изучена литература о лекарственных растениях и их использовании для профилактики и лечения различных заболеваний. В процессе работы по данной теме я обнаружила много литературных источников. Самой значимой я считаю книгу «Растения в медицине» Б.Г.Волынского и других авторов, а также книги: В.Ф. Сотник «Кладовая природы», В.С.Лихарев «Удивительное на грядке».

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».

Многие полезные растения люди используют недостаточно, а иногда и вообще не знают о них. Но книги о лекарственных растениях не следует рассматривать как самолечебник. В любом случае диагноз заболевания ставит врач, поэтому перед применением рекомендованных рецептов следует с ним посоветоваться, лучше, если это будет квалифицированный фитотерапевт .

Природу по праву можно считать зелёной аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. При сборе лекарственного сырья нужно заботиться об охране лекарственных растений. Нельзя собирать растения вдоль дорог, вблизи сельскохозяйственных предприятий, машинно-тракторных мастерских. Отправляясь за растениями, срезайте только ту часть, которая богата целебными веществами.

1. Основная часть.

1.1. Выполнение работы:

Первоначальный этап в моей исследовательской деятельности –ознакомление с научно-литературными источниками, содержащими информацию об использовании лекарственных трав для лечения различных заболеваний; второй этап – мы с воспитателем сходили на экскурсию, по окрестностям с.М.Толкай, обратились за консультацией к школьной медсестре, третий этап – обработка собранного материала. Во время экскурсии я встретила лекарственные растения: тысячелистник, подорожник, крапиву, ромашку и многие другие растения. Мне очень интересно было узнать при лечении каких заболеваний используют данные растения. Посетив библиотеку, прочитав книги о лекарственных растениях, я узнала, что многие растения из тех, что я встретила во время экскурсий, используются при лечении различных заболеваний.

Оборудование: научно-литературные источники, фотоаппарат, компьютер.

Гипотеза : если знать лекарственные свойства трав, растущих в окрестностях нашего села, уметь ими пользоваться, скольких болезней мы сможем избежать, не превратив их в хронические.

1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

Изучив научно-популярную литературу, я узнала, что лекарственными называются такие растения, которые, действуя на организм больного человека или животного, блокируют развитие болезни, способствуют ликвидации причин ее возникновения и приводят в норму нарушенную функциональную деятельность отдельных органов, систем или организма в целом. Такое положительное действие обусловливается содержанием в них различных биологически активных веществ. Эти вещества в растениях содержатся в очень небольших количествах. Они обладают весьма сильными специфическими свойствами. Поэтому их целебный эффект наблюдается только при строго определенных, обычно очень малых дозах, выше которых препарат становится ядом, вызывающим тяжелые отравления.

По характеру действия лекарственные растения делятся на различные группы: антисептические, болеутоляющие, вяжущие, желчегонные, кровоостанавливающие, мочегонные, отхаркивающие, желудочно-кишечного, сердечно-сосудистого действия, слабительные, успокаивающие и т.д.

Мне было очень интересно узнать о том, что лекарственные растения содержат в себе многие биологические активные вещества, которые представляют собой различные химические соединения .

  • Дубильные вещества .

Встречаются почти во всех растениях. В медицинской практике применяются как вяжущие и противовоспалительные средства при желудочно-кишечных заболеваниях, для полоскания горла, при воспалительных процессах.

  • Эфирные масла – разнородные летучие вещества, образующиеся в определенных органах растений, обладающие специфическим, часто приятным запахом, употребляются при лечении болезней горла.
  • Витамины – группа органических соединений разнообразного химического строения, выполняющие важнейшие функции в живых организмах. Наиболее важны из них витамины групп: А, В, С, группы Д, витамин Е, группы К, РР и т. д.

1.3. Лекарственные растения нашей местности

Совершив экскурсию по окрестностям села М.Толкай, я узнала, что многие лекарственные растения являются сорняками, которые растут везде: у дорог, во дворах домов, вдоль реки, на открытой местности, т. е. прямо «под ногами». Я насчитала более 30 различных видов трав и растений, которые обладают лечебной силой. Нужно только знать, каким образом они могут помочь нам, и уметь правильно собрать и заготовить их.

Сегодня я представлю некоторые виды лекарственных растений и их действие на организм человека.

Крапива - один из самых распространённых сорняков. Она встречается на сухих и на влажных местах, около домов, по обочинам дорог. Стебель и листья растения усажены жгучими волосками, которые ранят кожу. Заготавливают только листья крапивы без цветков и стеблей. Листья крапивы богаты витаминами С и К и каротином. Используют в виде настоев как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях. В европейской медицине препараты из крапивы применяют при анемии, атеросклерозе, болезнях печени, почек, мочевого пузыря, кожных болезнях.

Ромашка не только один из любимых полевых цветов, символ России, это ещё и лекарственное растение. Она растёт по лугам, сорным местам, пустырям. У ромашки собирают корзиночки цветков до того, как они начинают осыпаться. Народные лекари говорят: «У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды, щепотку ромашки и ложечку липового мёда, смешай всё, вскипяти, процеди, остуди и пей вместо чая». Ромашку используют при флюсах, зубной боли, для промывания гнойных ран, нарывов, как примочку для глаз. Делают ванны при ревматических болях и от золотухи. Ею моют волосы, чтобы был красивый золотистый цвет, и используют в косметологии.

Календула – эти ярко-жёлтые цветы часто разводят в садах и палисадниках. Цветёт всё лето до поздней осени. Хотя химический состав ноготков (другое название календулы) изучен ещё недостаточно, растение с давних пор используют в народной медицине. Спиртовой раствор календулы обладает противовоспалительным действием. Используют при ожогах (1 ч. л настойки на ½ стакана воды), для полоскания горла при ангине, при кожных заболеваниях. Кроме того, календулу применяют при гастритах, язве желудка и заболевании печени.

Одуванчик - старое лекарственное средство. В народной медицине его считали «жизненным эликсиром», кровоочищающим средством, которое хорошо влияет на пищеварение, помогает от бессонницы и от желтухи. Для лекарственных целей заготавливают его корни, а листья одуванчика полезно класть в первые летние салаты, т. к. они содержат много витаминов..

Подорожник - многолетнее травянистое растение. Народные названия «попутник», «порезник», «чирьевая трава» указывают на его применение. Свежие листья подорожника используют как ранозаживляющее средство при порезах, укусах насекомых, ушибах, а высушенные – в составе сбора при язвенной болезни. В народной медицине настой из листьев подорожника издавна применяется в качестве отхаркивающего средства при болезнях лёгких и бронхов. В последнее время начали применять и семена подорожника как лёгкое слабительное средство (по 1-2 столовые ложки) и при хронических поносах и дизентерии (1г. 4 раза в день).

Пижма обыкновенная или «дикая рябинка» - растение с сильным характерным запахом. Ещё в старые времена использовалось как противоглистное средство. Кроме того, оказывает благоприятное действие при лечении печени, желчного пузыря и при острых кишечных заболеваниях. Собирают и сушат цветки пижмы.

Тысячелистник - растение богато витамином К и обладает кровоостанавливающим действием. Заготавливают траву во время цветения. В народной медицине настой тысячелистника пьют при женских болезнях, для остановки кровотечения при порезах, при зубной болезни и для увеличения молока у кормящих матерей. Также его настой применяют при желудочно-кишечных болезнях и гастритах. Для приготовления настоя 15г. травы измельчают и заливают 200мл воды, кипятят 15 мин, настаивают 45 мин и пьют по 1 ст. ложке 3-4 раза в день.

Чистотел - наши бабушки хорошо знают это растение как средство от бородавок и мозолей. Само название как бы говорит, что если вы будете пользоваться этим растением, у вас будет «чистое тело». Эта трава обладает болеутоляющим действием и даже излечивает от чешуйчатого лишая, рака и туберкулёза кожи. Иногда чистотел рекомендуют при астме. Настой чистотела назначают при заболеваниях печени и желчного пузыря.

Полынь - считается самым горьким растением; её горечь даже вошла в поговорку «горька, как полынь». Полыни приписывают самое разнообразное действие. На Руси в 17 веке полынь использовали как ранозаживляющее и очищающее гноящиеся раны средство. Соком растения пропитывали платки и прикладывали их к гноящимся ранам. В народной медицине употребляют полынь при лихорадке и против глистов. Корни растения помогают при эпилепсии и колитах. При кожных заболеваниях принимают ванны с полынью.

Итак, подведу небольшой итог: антисептическими, ранозаживляющим, кровоостанавливающими свойствами обладают подорожник, крапива, тысячелистник. Применяется при заболеваниях печени следующие травы: крапива, одуванчик, чистотел. Почки и мочевой пузырь лечим крапивой, а органы дыхания подорожником. Желудочно-кишечные проблемы решат крапива, одуванчик, подорожник, тысячелистник, чистотел. От ревматизма спасут крапива и чистотел. Одуванчик оказывает желчегонное действие, а пижма – глистогонное. При заболеваниях сердечно – сосудистой системы используйте одуванчик и подорожник. Туберкулёз лечат чистотелом, подорожником и одуванчиком. Вот такие волшебные средства растут у нас под ногами.

1.4. Использование лекарственных растений при лечении

Различных заболеваний жителями с. М.Толкай

В ходе работы по данной теме я узнала, что в нашей школе многие взрослые используют лекарственные растения для лечения различных заболеваний. Мне было интересно узнать мнение по данному вопросу специалистов-медиков, и сотрудников нашей школы. Поэтому я обратилась за консультацией к школьным медицинским работникам, и работникам нашей школы, которые используют лекарственные травы при лечении простудных заболеваний.

1.4.1. Мнение медицинских работников

К. Н.Н.

С октября по январь нами было пролечено 35 детей, которым был поставлен диагноз ОРЗ. Наряду с синтетическими медицинскими препаратами применялись народные средства, в виде сборов лекарственных трав. В состав сборов входили травы: мать-и-мачеха, чабрец, липовый цвет, душица и др.

В ходе лечения состояние больных улучшалось. Лечение лекарственными травами применяется не только в острый период, но и в период восстановления, что улучшает защитные силы организма и повышает иммунитет.

Я. Н.Н.

Фитотерапия, т.е. лечение лекарственными растениями в наше время привлекает большое внимание врачей самых различных специальностей. Преимуществом лечения растениями является то, что они, как правило, не приносят вреда. Лечение препаратами растительного происхождения всегда длительное – не менее 2 - 4 недель, но результат от лечения всегда положительный.

1.4.2. Мнение сотрудников школы

В своей жизни очень часто пользуюсь лекарственными травами, которые растут вблизи деревни. Особенно часто стала их использовать после выхода на пенсию. Лекарства дорогие, пенсия маленькая, вот и вспомнила бабушкино средство от разных недугов. А еще я люблю выпить чай с мятой, душицей и другими травами после баньки, силы прибавляются, чувствую себя намного лучше.

П.В.И.

Изучением и сбором трав начала заниматься с 20 лет, с того момента как сильно заболели почки. Приняла сотню уколов, но улучшение не наступало. При помощи лекарственных трав вылечила почки, избежав операции. Вот с тех пор и собираю травы. Лечусь ими сама (все настои готовлю строго по рецептам и консультируюсь с медицинскими работниками), лечу детей, внуков. Своими рецептами и запасами трав делюсь с другими людьми.

Изучение лекарственных трав – это занятие очень интересное, особенно если человек любит природу и хочет приносить пользу другим людям

С нетерпением жду наступления лета, чтобы вновь пополнить запасы трав.

2. Результаты анкетирования среди работников школы

С. М. Толкай

Результаты опроса, проведенного среди коллектива школы, показали, что многие знают о лечебных свойствах растений, но очень мало при этом используют их для лечения и профилактики здоровья. Из 50 респондентов только 17 человек применяют лекарственные травы регулярно, 20 человек применяют их изредка, в основном, для лечения простуды, остальные 13 вообще не пользуются травами. Из 50 человек только 30 знают, как собирать и заготавливать травы, другие покупают их в аптеке. (анкета в приложении)

1. Используете ли вы лекарственные травы?

Краткосрочный проект на тему "Лекарственная кладовая Краснодарского края"

Руководитель проекта: Гречкина Елена Александровна, воспитатель МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 20.

Актуальность.

В ФГОС ДО одними из основных принципов являются: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

Тема проекта «Лекарственная кладовая Краснодарского края» представляется мне актуальной и значимой, потому что в процессе изучения лекарственных растений Краснодарского края формируются навыки мыслительных действий, анализа, развивается познавательный интерес и любознательность, активизируется и развивается речь.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в детстве. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата природа нашего Краснодарского края.

Здесь можно встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу. Но всё меньше остаётся нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Как же приучить детей беречь и охранять природу, рационально использовать её богатства.

Наблюдая и рассматривая растения в саду, огороде, парке мы с мамой узнали, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью детей и взрослых, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, условиях правильного сбора.

Травы… Что в них необычного? Известно, что трава растет на полях, огородах, лугах, в лесах; трава является пищей птиц, насекомых и животных. Но, при более внимательном изучении лекарственных трав, мы поняли, что знаем о них очень мало. Появилось желание научиться находить, собирать лекарственные растения. А для этого необходимы определенные условия и, конечно, знания! Как развивать любовь к природе и стремление познавать, защищать окружающий нас мир? Именно поэтому мы решили включиться в экологический проект, который так и назвали "Лекарственная кладовая Краснодарского края".

Мотив выбора темы исследования, значимость исследования для окружающих заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Лекарственные травы, которые есть в лесах, на полях нашего края, в каждом доме (в саду, огороде) , известны и знакомы, непознанные и таинственные! Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе и познавательный интерес ко всему живому, осознание важности их охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения необходимо воспитывать с самых ранних лет.

В ходе реализации данного проекта, каждый участник внес свой в клад в достижение цели.

Гречкина Милана, воспитанница старшей группы МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №20, выступила автором данного проекта, в основу легли её интересы. Девочка изучала лекарственные растения, которые произрастают на территории родного Краснодарского края.

Мама, помогала Милане. Они вместе собирали, знакомились, искали, в общем изучали мир лекарственных растений. Знакомились с миром целебных трав родного Краснодарского края, правилами их сбора, применения для оздоровления организма человека.

Арутюнов Самвел Геворкович – папа, не оставался в стороне, он совместно с дочерью при помощи интернет ресурсов изучал места произрастания лекарственных растений.

Гречкина Елена Александровна - воспитатель старшей группы МБДОУ детский сад №20 проводила беседы с родителями и воспитанницей. Консультировала в ходе реализации проекта. Осуществляла оформление данного проекта.

1. 2 Цели, задачи, метод работы.

Цели работы: создать условия для ознакомления детей с миром

лекарственных растений, правилами их сбора, применение для лечения

человека, животных.

Задачи:

1. Создание положительного эмоционального фона,

способствующего освоению ребенком знаний о лекарственных растениях Кубани.

2. Формирование элементарных знаний доступных пониманию ребенка- дошкольника о лекарственных растениях родного края.

3. Развивать познавательный интерес к миру природы родного города, края.

4. Воспитывать желание бережно использовать лекарственные растения; пользоваться их целебными свойствами для лечения и укрепления здоровья.

Тип проекта:

Информационно – исследовательский, творческий.

Вариативная модель организации деятельности ребёнка и родителей.

  1. Сбор литературы о лекарственных растениях: загадки.
  2. При подготовке к организации наблюдений за лекарственными растениями выделить объекты для изучения и долгосрочного наблюдения.
  3. Работа над альбомом «Живая аптека»
  4. Консультации для родителей.

Гипотеза: предположим, что мама права, и в нашем городе Армавире и крае действительно растут лекарственные растения.

  • семейные походы;
  • собрали лекарственные травы, которые произрастают в нашем крае;
  • выясняли, как используют лекарственные растения в целях лечения.
  • создали альбом «Лекарственные растения Кубани»

2. Основная часть.

Вот как все начиналось. В нашей группе мы беседуем на тему «Наша малая родина – Кубань» . Воспитатель, Елена Александровна, рассказывала нам о том, что в нашем родном городе Армавире и Краснодарском крае, растет очень много лекарственных растений. Я то думала, что лекарственные растения можно купить только в аптеке, вот в таких ярких упаковках, но как выяснилось –не только.

Недавно мы побывали в поселке Каменномостском, где посетили удивительный монастырь. В монашеской лавке купили сбор травяного чая, собранный монахами. И нам показали, как правильно заваривать целебный "Витаминный чай". Все были поражены вкусом травяного чая. Мама объяснила мне, что такие сборы можно делать самому – для меня это было интересное открытие. Мы даже немного поспорили с мамой на тему – есть ли такие растения у нас в городе и сможем ли мы их найти и заготовить. Так пришла идея нашего проекта. Мои родители очень любят ходить в походы, путешествовать, особенно в Отрадненском районе. Нам с братом тоже стало немного интересно. Мы с мамой и папой решили все вместе исследовать места произрастания лекарственных растений. Где же, где же эти травы? И в оврагах можно найти лекарственные растения, в лесах, и в полях, и у дорог, высоко высоко в горах…И даже на грядках в огородах.

С мамой мы прочитали книгу «Лекарственные растения Краснодарского края» . И узнали, как много лекарственных растений существует. Я даже не догадывалась, как много недугов и болезней можно излечить при помощи лекарственных растений. В книге говорилось о том, еще в старину человек заметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Он стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Были даже старинные книги, в которые записывались рецепты целебных отваров, настоек из трав.

Мы составили схему,

где можно найти лекарственные растения в нашем Краснодарском крае:

Дидактическая игра "Зеленая аптечка. "

Программное содержание: познакомить детей с лекарственными растениями, дать представление о применении их в жизни человека.

Необходимое оборудование: картинки- ребенок с завязанным горлом, ранка на руке, кружка с чаем, ромашка, шалфей, подорожник, мята, душица, крапива.

Ход игры: В игре принимают участие 2-3 ребенка. Ребенок выбирает к примеру картинку-ребенок с ранкой на руке- соответствует картинка- подорожник или ребенок с завязанным горлом- соответствует картинка-ромашка, шалфей (полощут горло при ангине) . Ребенку мама капает носик соком каланхоэ- соответствует картинка –растение каланхоэ.

Исследование продолжилось посещением различных мест нашего края с целью обнаружения лекарственных растений. Осенью я познакомилась с еще одним видом лекарственного растения. Была в гостях в поселке Никитино. Какая же там природа! Как –то бабушка мне сказала:

Сегодня на обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

Крапивные?

Да, - ответила бабушка. - А вы нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы…

Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я поняла, что траву нельзя безоглядно называть сорной.

Да, бабушка была права людям есть за что благодарить крапиву.

Я (Милана) нашла в интернете раскраски "Лекарственные растения", раскрасила рисунки, затем с мамой мы нашли информацию о лекарственных травах. Затем мы приступили к сбору лекарственных растений и оформлению альбома. На страницы альбома мы приклеивали картинки и названия лекарственных растений затем приготовили пакетики и в эти пакетики раскладывали заранее заготовленные сушёные травы, цветы. Со сверстниками в детском саду я поделилась «книгой» собственного изготовления - на тему "Лекарственные растения Краснодарского края". Ребятам было очень интересно, многие задавали вопросы, на которые я уже готова была ответить. Да все это благодаря изучению лекарственных растений. Также я загадывала детям загадки о лекарственных растениях. Вместе с мамой мы посетили «Зеленую аптеку» , встретились с фармацевтом; и она нам рассказала о том, как можно использовать лекарственные растения, от каких болезней они помогают. Дома вместе с мамой мы собрали «Аптечку» из лекарственных трав. В эту аптечку мы положили только те травы, которые мы собрали сами на территории нашего Краснодарского края.

Со старшим братом, мы посадили "Витаминную грядку". На которой будем выращивать лекарственные растения, прямо дома: мяту, каланхоэ, алоэ, герань). В ближайшее время планируем высадить семена календулы. А хочу я посадить календулу потому что, когда болела моя лемурчик, именно компрессы из отвара цветков календулы помогли ей. Да, это лекарственное растение помогло выздороветь любимому питомцу- Леле!

Как проводилось исследование:

  • беседовали с людьми;
  • читали с родителями информацию о лекарственных травах;
  • собрали лекарственные травы, которые находятся в нашем крае;
  • выясняли, как используются лекарственные травы в медицине.
  • вырастили лекарственные растения в доме "Витаминная грядка"

Методы: опросы, наблюдения, эксперименты, обобщение, прогнозирование, беседа, самостоятельная творческая деятельность.

Загадки «Доскажи словечко» .

Жёлтый цветик в поле рос,
На него зимою спрос:
Семена целебно-жгучи,
Греют, будто летний лучик.

Так с простудою сразиться
Помогает нам...

(ГОРЧИЦА!)

Коль дитя вдруг простудилось,
Горло сильно воспалилось,
Мама даст ребёнку в чашке
Чай из цветиков...

(РОМАШКИ!)

В цветах, и ствол его с шипами,
На вид как роза, но с плодами.
Полезней родственницы статной:
Напитком с давних пор он знатный.

Подскажет вам любой садовник,
Что ценен свойствами...

(ШИПОВНИК!)

Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто -
Камнями набито.

(Шиповник)

К дереву прижмётся
И кверху змейкой вьётся.
А под осень выйти в сад -
Гроздья жёлтые висят

(Хмель)

Что за древо-медонос
Манит пчёл, шмелей и ос?
И людей зовёт, пленит
Мелких цветиков магнит.

От простуды и от гриппа
Нас спасает в зиму...

(ЛИПА!)

Коль в ночи опять не спится,
Не сомкнуть никак ресницы,
Простынь в ёрзаньи измята -
Выпей чай из листьев...

(МЯТЫ!)

В сенокос горька,
А в мороз - сладка,
Что это за ягода?

(КАЛИНА)

В нём почти сто метров роста,
На него залезть непросто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезён.

У него одна работа -
Осушение болота.

(Эвкалипт)

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,

Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.

(Черемуха)

3. Заключение.

Мы рассказали сверстникам и взрослым все, что узнали о лекарственных растениях. Изготовили аптечку из лекарственных трав. А также оформили книжку "Лекарственные растения Краснодарского края ". Результатом исследовательской работы считаем то, освоили некоторые способы использования лекарственных трав, для лечения людей; вырастили лекарственные растения в домашних условиях.

По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали для себя следующие выводы:

  • некоторые растения излечивают от недугов;
  • наш край "Настоящая кладовая здоровья"!
  • В лесах родного Краснодарского края, на наших полях растет очень много разных лекарственных трав.

Таким образом, наше предположение о том, что лекарственные травы растут в нашем крае подтвердилось. А также подтвердилась гипотеза о том, что возможно, сделать "Витаминную грядку" из лекарственных растений у себя дома.

«Мой край как сказочное царство,
Здесь везде растут лекарства:
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура и таблетки.

Ну, а что и как лечить-
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения

Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить все те растения,
Что пригодны для лечения!»

Мы с мамой рассказали воспитателям и детям нашей группы о том, что узнали и подарили альбом детскому саду.

Результатом нашего проекта считаем:

Гипотеза подтверждена:

  1. мы смогли найти лекарственные растения и собрать эти дары кладовой природы;
  2. мама оказалась права, в нашем крае, действительно, растут лекарственные растения.

Ведь издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными настоями и бальзамами, пили чай из разных трав.

По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали для себя следующие выводы: очень многие растения способны нам помочь при различных недугах. Краснодарский край богат лекарственными растения. Нам необходимо немного знаний и желания – и все люди смогут помогать себе лечиться без химии, при помощи целебных свойств растений.

4. Информационные ресурсы.

  1. В.К. Лавренов «Полная энциклопедия лекарственных растений»
  2. Н.В. Казаринова «Здоровье дарят комнатные растения»
  3. Интернет ресурсы.
  4. Большая детская энциклопедия: Биология / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
  5. Вольпер И.Н. Легенды и быль о лекарственных травах: Издательство «Экономика» . 1969.

Интернет-ресурсы:

Консультация для родителей Целебная сила растений

Не секрет, что растения это самые эффективные лекарственные средства. 25% медикаментов изготавливаются на основе лекарственных растений.

Целебная сила растений известна уже с древних времен, еще до появления письменности. Особенно почитали лекарственные растения на Ближнем Востоке, в Китае и Египте, об этом свидетельствуют источники датированные еще 3 тысячелетием до нашей эры.

Так, египетские папирусы донесли до нас информацию о использовании десятков растений и способов их использования в медицине. В частности о таких растениях как чеснок, касторовое масло, смолы мирры. В Индии сохранились «Веды» , которые содержат сведения о растениях, которые широко использовались для лечения и в те далекие времена и часть которых используется и в наши дни. С развитием торговли жители Европы получили возможность лечиться рецептами восточных мудрецов. Например, гвоздика, родина которой Филиппины, сначала попала в Китай, затем в Египет, а уже к 8 веку была известна и в Европе своими антисептическими и болеутоляющими свойствами. Вскоре ботаники стали составлять лекарственные каталоги и указывать лечебные свойства того или иного растения. Так, в Китае в 1 веке был написан канон травоведения, в который входило 250 видов растений с подробным описанием целебных свойств. Благодаря этим сведениям китайская медицина до сих пор считается самой эффективной в области использования лекарственных растений. Первой европейской книгой о лекарственных растениях считается документ, написанный греческим врачом Диоскоридом, где он перечислил свойства 600 видов растений. Впоследствии эта книга была переведена на многие языки и получила широкое практическое применение. В средние века европейцы уже обладали достаточными знаниями в области лечения травами. Об этом говорят найденные при раскопках документы.

Так в Шотландии, на территории монастыря 11 века были обнаружены свидетельства о том как монахи в качестве обезболивания использовали экзотические растения. Майя, ацтеки использовали лекарственные растения при кожных болезнях, а так же для очищения крови. С 17 века, благодаря французскому ученому Декарту, происходит переломный момент в отношении использования лекарственных растений. Если в Китае и Индии продолжали уважать целебную силу растений, то в Европе они стали считаться отсталыми. Хотя некоторые ученые, такие как Калпеппер, пытались возродить уважение к лечебным свойствам растений. Его эссе с описанием способов применения некоторых растений до сих пор пользуются уважением и используются на практике

Некоторые страны до сих пор отдают предпочтение народной медицине, широко используя знания, передаваемые из поколения в поколение. Несмотря на то, что современная медицина многого достигла в фармакологии, люди сейчас болеют гораздо больше, чем раньше. Если острую форму заболевания еще можно как то вылечить, то хронические заболевания по прежнему остаются на высоком месте среди населения.

Комплексный подход к лечению и профилактике ряда заболеваний стал сейчас особенно актуальным. И народная медицина здесь может стать поворотным моментом. Не стоит недооценивать возможностей лекарственных растений, и пренебрегать тем колоссальным опытом наших предков.

Ирина Гридчина
Экологический проект «Лекарственные растения» для детей подготовительной группы

Экологический проект

по теме : «Лекарственные

растения »

в подготовительной группе д

етского сада.

Срок : краткосрочный.

Тип : познавательный

Проблема : не достаточное количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного региона, поэтому я решила углубленно изучить с детьми этот вопрос

Актуальность : проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений , так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения » .

Цель проекта : создать условия для расширения и уточнения знаний , их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.

Задачи :

1. Расширять и

формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях , их строении, внешнем вид, ценности для здоровья, правил пользования.

2. Развивать речь : обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

3. Воспитывать у детей любознательность , бережное отношение к растениям , любовь к родному краю.

Методы исследования :

исследовательские : опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

наглядные : рассматривание растений , иллюстраций,

словесные : беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

практические : рисование, сбор лекарственных трав , оформление альбома.

Участники проекта :

Дети старшей группы (5-6 лет,

Воспитатели,

Родители,

Планируемый результат :

дети должны знать :

Виды лекарственных растений , способы их сбора и применения;

Стихотворения о

лекарственных растениях ;

Значение лекарственных

растений в жизни человека .

Дети должны уметь :

Отличать лекарственные растения от других видов ;

Соблюдать правила поведения в природе;

Проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений ;

Элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями ;

I этап (подготовительный )

1. Подбор литературы : методической, детской.

2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта .

3. Подбор демонстрационного материала.

4. Определение тематики бесед с детьми :

5. Определение тематики проблемных вопросов :

6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.

7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта .

8. Подбор оборудования.

9. Проведение диагностики знаний детей о лекарственных растениях .

II этап (практический)

1. Беседа «Лекарственные растения »

Цель : выявить уровень знания детей о лекарственных растениях , уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы , их пользе для человека.

2. Дидактическая игра

«Съедобное – несъедобное» .

Цель : закрепить знания детей о

ядовитых и лекарственных растениях .

3. Дидактическая игра «Определи по запаху» .

Цель : учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.

4. Дидактическая игра «Узнай и назови»

Цель : учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.

5. Чтение рассказов А. Плешакова «Зеленые страницы»

Цель : обогащать знания детей о мире лекарственныз растений , развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.

6. Экскурсия по территории детского сада.

Цель : познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений , способами их сбора.

7. Наблюдение «Строение растения »

Цель : уточнить знания детей о частях растений .

8. Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель : закреплять знания детей о том , какие части растений используются для лечения.

9. Дидактическая игра «Третий лишний» .

Цель : учить детей отличать растения по их значению для человека.

10. Дидактическая игра

«Две корзины»

Цель : учить детей отличать

и классифицировать растения .

11. Рисование «Мать – и - мачеха» .

Цель : учить детей передавать в рисунке впечатления полученные от занятия.

12. Объемная аппликация «Одуванчик»

Цель : учить детей передавать характерные особенности растения : жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

III этап (заключительный)

1. Оформление гербария «Лекарственные растения » (с помощью родителей)

Цель : составить своеобразную копилку лекарственных растений , с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

2. Дидактические игра «Что лечит это растение , «От какого растения часть » .

Цель : закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения , их пользу.

3. Оформление альбома «Зеленая аптека» с описанием.

Цель : включение родителей в работу по проекту , процесс экологического воспитания детей .

4. Фитобар (дегустация лекарственных чаев и беседа за круглым столом)

Цель : подведение итогов проекта , уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях .

Итоги проекта :

В ходе реализации проекта «Лекарственные растения » детям давалась необходимая сумма знаний о пользе и значении целебных растений для человека . При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.

В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье , критерием оценки проекта явилась , что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе. В ходе работы над проектом достигнуты : был обогащён опыт детей в уходе за растениями , методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.

В период работы над проектом пополнился словарный запас детей . В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.

Вывод :

Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту , экологически грамотное поведение , отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты : был обогащен и обобщен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Был собран материал о лекарственных растениях нашей станицы . Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям .

В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей , если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений , то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста , так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад комбинированного вида №6 «Колосок»

муниципального образования

Староминский район

Детский экологический проект:

«Лекарственные растения»

Проект разработан :

педагогом Глушко Е.Ф.

ст тароминская

2012 г

Введение :

Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида №6 «Колосок» станица Староминская.

Сроки выполнения проекта: май-август

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.

Задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Методы исследования:

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

наглядные : театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;

словесные: беседы, чтение литерату ры, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;

слушание музыки.

Актуальность : Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пол ьзу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено,что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

I этап.

1. Беседа « Лекарственные растения ».

Цель : выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)

2. Игра «Съедобное – Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павловой «Загадки цветов»,

А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

Заучивание загадок и стихов о растениях.

5.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

«На участке ищем полезные растения»

«Где лучше посадить растения?»

«Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель : развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

6.Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением – чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

3.Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп – листья и молодые стрелки

Одуванчик – листья, корень

Календула – цветы и семена

Ромашка – цветы

Мелисса – листья

Зверобой – цветы,листья

Мать – и – мачеха – листья

Пастушья сумка – цветы

Мята – листья

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Лопух – листья и корни

4. Экскурсия в сквер.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5.Занятия по ИЗО деятельности:

- «На лугу» – рисование.Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.

- «Одуванчик» – объёмная аппликация.Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- «Наш друг – подорожник» – рисование.Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».

7. Слушание музыки:

Цель: ф ормировани е основ музыкальной культуры детей.

1. Ю. Антонов « Не рвите цветы»

2. В. Моцарт «Цветы»

3. П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

4. Ю.Чичков « Волшебный цветок» «Это называется природа»

5. М. Протасов «Одуванчики»

III этап

1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

4. Создание « Именной книги »

Цель : состави ть своеобразную копилку лекарственн ых растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологи ческого воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных раст ениях ) . «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

5. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители).

6. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям).

7. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)

8. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).

9. Подведение итогов реализации проекта.

Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Имеет пред-ставле-

ние о лекарст-венных растени-ях, умеет разли-чать и называть их

Знает простей- шие способы использования некото-

рых растений для лечения человека

Знает названия и различа-

ет ком-натные растения

Охотно выпол-няет поруче-ния по уходу за расте-ниями, помогает при пересад-ке

Проявля- ет чувство ответст-венности за сохране -ние и укрепле- ние своего здоровья

Охотно участву-ет в коллек-тивной деятель -ности по проекту

Стремить-ся к самос-тоятель -ному разреше-нию постав- ленной пробле-мы

Начало года

Конец года

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашей станицы. Родителями совместно с детьми был оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Список использованной литературы

Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003

Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002

Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.

Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.

Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002

Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина , О.В. Мариничева . Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.

Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск « Асар » 2001

Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.

Занятия с детьми старшего дошкольного во зраста по теме «Цветущая весна. Травы .» О.А. Скорлупова Москва 2006

Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009

Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детств о - Пресс 2009.