Программное содержание:

Уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем есть, какой транспорт в нем ходит, кто в нем живет и трудится).
2. Закрепить знания детей о различных профессиях людей, работающих в городе, их названиях и роде деятельности.
Активизировать в речи детей слова - определение прилагательных «Калачинск – какой?», глаголов-действий, обозначающих заботу о близких людях и жителях города; обозначающих трудовые действия людей разных профессий. Упражнять в употребление простых предложений.
Воспитывать любовь к родному городу, уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей.
Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.

Предварительная работа.

Целевые прогулки по близлежащим улицам.
Беседа о названиях улиц.
Беседа о городском транспорте.
Рассматривание иллюстраций "Памятники родного города". Обсуждение.
Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации.
Игра "Путешествие по родному городу".
Игра "Узнай, где я нахожусь".

Наглядный материал:

Картинки людей разного возраста;
слайды с разными видами Калачинска
картинки профессий повара, дворника, портнихи, врача, плотника и их трудовых инструментов;
цветы, ваза, клубок, свисток 2-3 шт., карта города;
иллюстрации различных видов транспорта.

Методические приемы: художественное слово (стихи, загадки), этюд, самомассаж, подвижная игра-поезд, беседа, дидактические игры «В городе Калачинске жители...», «Что покажем гостям Калачинска», дидактические упражнения «Букет красивых слов», «Клубок волшебных слов», рассказы детей.
Ход игры-занятия

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем? (в России). Значит мы кто? (россияне). Послушайте песню о нашем Калачинске (слушают фонограмму)

«Калачинск мой» (муз.А. Чернявского, сл. Н.Григорьевой)

Воспитатель: Какими красивыми словами поэт описал наш город?

(Красивый, любимый, молодой). И мы с вами расскажем о Калачинске, - какой он?

Дидактическая игра "Букет красивых слов"

(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Калачинска. Каждый ребенок говорит, какой Калачинск у него на открытке, почему, и ставит свой цветок в вазу).

Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали. (Собраны: наш, мой город, город Калачинск – праздничный, солнечный, зимний, ночной, спортивный, культурный, духовный, молодой, белый).

Воспитатель: Мы с вами часто ходим на экскурсии, бываем в разных красивых местах города. Где мы были, чем вам нравятся места города, которыми гордятся жители нашего города. Расскажите, пожалуйста.

Дидактическая игра «Что покажем гостям Калачинска?»

(Просмотр презентации)

(Вечный огонь, Храм Воскресения Христова, Мемориал памяти, Дом советов, Кукольный театр «Сказка», Музей и др.)

Ответы детей: Вечный Огонь – там много цветов, и днем и ночью горит огонь в память о погибших защитниках Калачинска и наших земляках…

Воспитатель: А как же вести себя на улицах Калачинска, чтобы никому не доставлять неудобств и самим было комфортно? (Двигаться по правой стороне тротуаров, разговаривать спокойно, не мусорить, если сам обращаешься к кому-либо или к тебе обращаются, пользоваться "волшебными" словами.

Дидактическое упражнение «Клубок волшебных слов»

(нитку обмотать вокруг салфетки, передать другому, не повторяться).

Воспитатель:

Калачинск большой, на чем же люди добираются на работу, в гости, в нужную им часть города? (На автобусах, автомобилях, такси, маршрутках).

Как вести себя в общественном транспорте? (Оплачивать проезд, не привлекать к себе внимание, говорит спокойно, уступать месс та пожилым людям и людям с маленькими детьми).

А если надо переходить улицу, как мы это будем делать? (На переходе – «зебра»).

Воспитатель:

Вы рассказали, ребята, какой красивый наш город. Как много в нем памятников, транспорта. Но главное богатство каждой страны, каждого города – это народ, люди, которые живут там – в этой стране, в этом городе. У нас в Калачинске живут (показываю на фланелеграфе).

Первый ребенок:

Дедушка-дедушка.
Я это знаю,
Нет никакого сомнения тут.
Дедушку дедушкой я называю,
Но по-другому другие зовут.
Бабушка с дедом лет 40 живет,
Бабушка деда... зовет.

Воспитатель: Скажите, как зовут ваших дедушек? (Ответы)

Сколько бы ни было разных имен,
Главное в дедушке – дедушка он!

Второй ребенок:

Дай бабуся поцелую.
В волосах твоих сединку.
Подышу на них, подую,
Как зимою на снежинки.
И быть может, понемножку,
От тепла они растают.
Как цветы, что на окошке
Зимней ночью вырастают.

Психогимнастика «Бабушкины руки»

(Читаю стихотворения Н. Голя и Г. Григорьева. Дети вместе со мной сопровождают его жестами и движениями).

Ладушки, ладушки
- А у бабушки ладони все в морщинках собраны. (Ладони вверх).
- А у бабушки ладони добрые, предобрые. (Поглаживают ладонями друг о друга).
- Все работали ладони долгими годами. (Постукивают кулачками о ладонь).
- Пахнут добрые ладони щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются).
- По кудрям тебя погладят добрые ладони (Имитируют поглаживание).
- И с любой бедою сладят теплые ладони (Складывают ладони, подносят их к лицу, дуют на них).
- Ладушки, ладушки
- Где были? У бабушки. (Хлопки в ладоши)

Третий ребенок:

Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.

Воспитатель: И ваши папы такие же, как в этом стихотворении? Расскажите о своих папах. (Трудолюбивый, веселый, умелый, сильный, отзывчивый, работящий, денег много зарабатывает, помогает маме, бабушке и дедушке, любит своих детей).

Четвертый ребенок:

Прожила на свете мама.
Уж немало лет,
Никого дороже мамы.
В целом мире нет.

Пятый ребенок:

Позже всех она ложится,
Раньше всех – встает.
По дому весь день хлопочет,
Хоть и устает.
Ты живи на свете, мама,
Много-много лет.
Никого тебя роднее в целом мире нет!

Шестой ребенок: Это дети школьники.

Седьмой ребенок: И совсем маленькие.

Воспитатель:

Верно! В Калачинске живут пожилые люди – бабушки и дедушки, взрослые, ваши мамы и папы, и мамы и папы других детей города. И, конечно же, много малышей, школьников и дошколят.

Воспитатель: Люди – главное богатство нашего города. И чтобы всем было хорошо, жилось комфортно – надо уважать друг друга, беречь и помогать.

Как вы, дети, заботитесь о бабушках и дедушках? (Приносим очки, газету, тапочки, включаем телевизор, гуляем с ними, помогаем на даче).

О мамах и папах? (Не огорчаем плохим поведением, убираем сами свои вещи и игрушки, стараемся не пачкаться, моим посуду, стираем свои носовые платки, помогаем убирать квартиру).

О малышах? (Гуляем и играем с ними, помогаем одеваться, раздеваться).

О других людях? (Спрашиваем вежливо, пользуемся волшебными словами, в детском саду здороваемся, прощаемся, называем сотрудников детского сада по имени-отчеству).

Подвижная игра «Поезд»

Воспитатель: А кем работают твоя мама? Папа? (Обращаюсь к каждому ребенку, ответы детей). А что нужно для работы повару, врачу, строителю? Давайте поиграем в игру «Третий лишний»

Воспитатель: Какие вы молодцы! Одна из самых распространенных профессий в нашем городе – это профессия строитель. Что делают строители? (Ответы детей). Строительным профессиям у нас будет посвящено отдельное занятие.

Ребята, мы сегодня с вами говорили о прекрасном нашем городе! Почему мы его считаем прекрасным? (Ответы детей).

Город любимый...
Славу, достоинство, гордость и честь.
До поколений, за нами грядущих
Ты донеси. И спасибо, что есть
Город мой, на земле самый лучший!

Воспитатель Мизгер И.Н.
Задачи:
- учить отвечать на вопросы; развивать навыки правильного грамматического строя речи;
- расширять и уточнять знания о родном крае;
- развивать навыки речевого общения, продолжать работу по развитию пальчиковой моторики;
- закреплять умения путем аппликации создавать дома разной величины и архитектуры; самостоятельно подбирать цвет и размер полосок бумаги для создания общей композиции;
- воспитывать любовь к родному городу, чувство привязанности, гордости и ответственности.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: компьютер, мультимедийная презентация, фотографии семьи детей
Раздаточный: полоски бумаг разных цветов, клей, кисточки, салфетки, ватман
Предварительная работа с детьми:
- беседы о родном крае, о семье: «Выходной с родителями», «Город, где я живу»;
- рассматривание семейных альбомов и иллюстраций о Тольятти;
- разучивание стихов: «Лучше нет родного края» (П. Воронько), «Посидим в тишине» (Е.Благинина). Разучивание поговорок: «Где родился, там и пригодился», «На родной стороне и камешек знаком».

Содержание организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом главном в жизни каждого человека - о семье.
2. Беседа на тему «Моя семья».
Как вы понимаете слово «семья»? (Это мама, папа, бабушка, дедушка и дети. Все живут в одном доме).
Если у вас дома семейный альбом? Какие фотографии самые интересные? Расскажите о своей семье. (Несколько детей по фотографиям рассказывают о своих семьях, семейных традициях и праздниках).
Какая ваша семья? (Многодетная, веселая, дружная) У вас разные семьи, разные дома, но всех объединяет то, что мы любим своих родных, свой дом. Это место, где нас любят и ждут. И пока с нами наши родные, мы все можем. А сейчас поиграем в игру «Это тоже я могу».
Кто, скажите, может, дети,
Повторить движения эти?
Руки вверх я поднимаю.
Это тоже я могу.
Вправо, влево разведу.
Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Все на свете я могу.
Это тоже я могу.
У всех есть дом, семья. А что нас всех объединяет? (Мы живем в одном городе-Тольятти). 3. Беседа на тему «Город, где я живу».

Как называют жителей нашего города? (Тольяттинцы). Город Тольятти расположен в Самарской области, на левом берегу Волги, рядом с заповедником Самарская Лука. Сейчас мы отправимся на прогулку по городу.
Посмотрите на фотографию, вы узнаете это место? (завод АвтоВАЗ). Это один из крупнейших заводов в России по выпуску автомобилей. Рядом с автозаводом мы видим музей техники имени Сахарова под открытым небом.
Ребята, а где в городе люди любят проводить свободное время? (Парк Отдыха). Несколько лет назад в парке высадили молодые саженцы елей, берез, по-новому обустроили цветочные клумбы, для детей установили яркие, увлекательные карусели и аттракционы. В теплое время года играет духовой оркестр. Поэтому в городском парке не только каждый Тольяттинец отдыхает с удовольствием, но и приглашает своих гостей.
Парк является местом прогулок горожан, встреч молодежи.
В Тольятти есть еще один необычный парк. Назовите его (Парк Победы). Парк Победы - это достопримечательность нашего города, куда очень часто приезжают молодожены и просто гости города. В парке установлен монумент в честь павших воинов. Он был построен на 40-летие победы в Великой Отечественной войне. В самой середине монумента установлен разъем для Вечного огня. Сюда регулярно приходят люди и укладывают венки и цветы в память всем погибшим в войне.

Недалеко от памятника расположен монумент погибшим в Афганской войне. Также здесь можно увидеть обелиск и танки. Для гостей парка установлена удобные лавочки, на которых можно немного отдохнуть и продолжить путешествие по парку Победы. Это место отлично подходит для прогулки после регистрации брака, поэтому часто здесь можно встретить молодоженов. Еще один интересный памятник - Памятник «Преданности» — памятник псу , терпеливо ждущего своих хозяев. По постановлению думы городского округа Тольятти этот памятник относится к категории «памятников-символов» и подлежит охране.
Хотя наш город и молодой, но у него есть своя история. Узнать о прошлом нашего города, мы можем узнать в музее истории города (показывает фото музея).
Наш город удивителен тем, что улиц ы носят названия не только известных по всей стране людей, но и выдающихся жителей Тольятти. Назовите улицы, где вы живете.
В нашем городе много интересных мест. Здесь живут трудолюбивые, замечательные люди. Наш город украшают цветущие клумбы и ухоженные деревья. Закройте глаза и представьте, наши весенние тюльпаны, очаровательные пышные летние клумбы. Откройте глаза, мы отправляемся на прогулку. (Проводится физкультминутка.). Теперь мы возвращаемся в группу.
Сейчас мы будем строить наш город. Мы будем это делать из полосок бумаги. Что можно построить из полосок бумаги? (Дома, школу, детский сад, машины). Дети выполняют работу.
Вот наш город готов. Как мы назовем нашу работу? О чем мы с вами говорили сегодня? (О наших семьях, о городе).
Пусть город наш достатком дышит,
Пусть будут в нем покой и труд,
Пусть детский смех в нем будет слышен,
Пусть мир и счастье в нем живут!
Ребята, вы хорошо занимались и трудились, а теперь давайте приведем в порядок наши рабочие места.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №121

Конспект НОД

" Мой город"

в подготовительной группе

образовательная область " Познание"

Выполнили:

Антонова Татьяна Борисовна

воспитатель

Касьянова Ирина Павловна

воспитатель

г.Комсомольск-на-Амуре

2017 год

Цель:

Закрепление представлений детей о городе.

Задачи:

Обобщать и закреплять представления детей о родном городе (его прошлом, настоящем) через выполнение заданий;

Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, конструктивных умений;

Способствовать развитию диалогической речи - " свободный" диалог - в процессе совместного выполнения заданий, умению обосновать свой ответ;

Продолжать формировать навыки работы в подгруппах, выдержку.

Материал:

    доска;

    столы для работы в подгруппах;

    контейнеры от киндер-сюрприза на каждого ребенка с вложенными вовнутрь цифрами для деления на группы;

    конверты с заданиями для каждой группы;

    " подарки" для пополнения конверта-накопителя по темам " Знайка".

    музыкальное сопровождение;

    таблички номеров на столы.

    таблички зеленого цвета для определения готовности ребенка отвечать.

Предварительная работа:

    Беседы: «Я и моя семья», «Мой город»;

    Рассматривание иллюстраций о городе Комсомольске-на-Амуре, карты города, рассматривание государственных символов города, создание альбома " Мой город";

    " Музейные посиделки"- встречи с представителями городского краеведческого музея с рассказом об истории города;

    "Гости"- встреча с родителями группы, работающими на разных предприятиях города;

    Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым играм на тему " Профессии".

    Экскурсии к памятным местам города;

Используемые технологии

    социоигровые (организация коллектива - работа в подгруппах);

    здоровьесберегающие (физминутка);

    игровые (д/и " Составь целое", " Расшифруй слово", " Знатоки города ", словесная игра "Какой мой город?", " Что лишнее" " Конструкторы")

Литература

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М. : ТЦ «Сфера», 1999.

2. . Познакомьте ребенка с родным городом: консультация для воспитателей [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac117.htm

3. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2006, №6.

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Как настроение? Отличное! Просто замечательно! Давайте поприветствуем друг друга. (приветствие «Приветствие глазами») . Сегодня вас ждет увлекательное дело! А чем мы сегодня будем заниматься, узнаете, если расшифруете слово на доске.

Воспитатель обращает внимание детей к зашифрованному слову -игра "Расшифруй слово"

Г Д О О Р

1 5 2 4 3

Дети, по мере" расшифровки" поднимают таблички зеленого цвета, и когда последний ребенок" расшифрует" слово, все вместе произносят это слово.

Воспитатель: Верно, это слово " Город". Сегодня мы с вами поговорим о нашем городе. Ответьте, как называется наш город?

Дети: Комсомольск-на-Амуре.

Воспитатель: Замечательно! Вспомните, о чем я сказала в начале нашей встречи?

Дети: Нас ждет интересное дело.

Воспитатель: Все верно. Для отличной работы вам необходимо разделиться на группы. И чтобы все было честно, предлагаю каждому из вас взять контейнер из общей коробки. Раскрыв его, вы увидите цифру. Эта цифра обозначает номер группы. Затем рассаживаетесь за столы с таким же номером.

Дети берут контейнера и рассаживаются за столы.

Воспитатель: Вижу группы у нас определились. Теперь к делу! Вам буду давать задания. В выполнении заданий участвует вся группа: обсуждаете между собой. Но получать конверт с заданием и представлять выполненное задание нужно только одному: кому – решает ваша группа (выбираете представителя через голосование, либо по считалочке и т.п.).

Тому, кто будет получать задание, необходимо рассказать всей группе что это за задание так, как он понял установку. Вы все вместе его выполняете.

И самое главное, для выполнения задания будет отведено определенное количество времени. Как только прозвучит сигнал, обсуждение и выбор представителя кто отвечает заканчивается. Готовы?!. Начинаем работу!

Основная часть.

Воспитатель: Предлагаю разминку. Отвечаем быстро!

Словесная игра "Какой мой город?"

1. В нашем городе есть много памятников героям, значит наш город какой? (героический)

2. Наш город украшают к празднику шарами, флагами, значит наш город какой? (праздничный)

3. В нашем городе много деревьев и кустарников, значит наш город летом какой? (зеленый)

4. В нашем городе весной высаживают много цветов (цветущий)

5. Наш город принимает много гостей из других городов (гостеприимный)

6. В нашем городе много людей занимаются спортом (спортивный)

7. Все мы любим наш город (любимый)

8. Сейчас осень, значит наш город (осенний)

9. Когда наступает ночь, город становится (ночной)

10. Когда идет дождь, то город какой? (дождливый)

11. Зимой, когда идет снег, то город какой? (заснеженный)

Воспитатель: Просто молодцы! А теперь приглашаю представителей команд для получения первого задания.

Дети выбирают представителя команды, которые подходят к воспитателю.

Воспитатель (тихим голосом): В этом конверте часть изображения одного из достопримечательностей нашего города. Вам необходимо определить - что это за объект и рассказать о нем.

Игра "Знатоки города" (приложение 1)

Дети возвращаются к командам идет обсуждение, затем дети выбирают кто будет отвечать, отвечают по-очереди.

Воспитатель: Отлично. У другой команды есть дополнения? Тогда двигаемся дальше. Прошу подойти представителей команды для получения следующего задания.

Воспитатель: Вам необходимо определить те объекты города, каких нет в нашем городе .

Игра " Что лишнее? (приложение 2)

Воспитатель: Отлично справились с заданием. Предлагаю немного отдохнуть. Всех ждет прогулка по городу!

Выполняется физминутка " Мой город"

Люблю по городу гулять,

Поликлиники, аптека,

Магазин, библиотека,

Много здесь жилых домов

И деревьев, и кустов.

Землю роет экскаватор,

Есть у нас кинотеатр,

Школы, садики, музей-

Город нужен для людей.

Воспитатель: Продолжаем! Приглашаю представителей групп для получения следующего конверта с заданием.

В этом конверте лежит изображение продукции, которая производится на предприятиях нашего города. Вам необходимо собрать это изображение из частей и сказать на каком предприятии она производится.

Игра " Составь целое" (приложение 3)

Воспитатель: Замечательно. И последнее задание. Прошу представителей групп.

Вам необходимо собрать из деталей напольного конструктора модель той продукции, которую вы собрали из разрезных картинок.

Игра-конструирование " Конструкторы". Из предложенного набора деталей напольного конструктора сконструировать модели самолета и корабля.

Воспитатель: Молодцы! Здорово поработали. И по традиции прошу представителей групп рассказать о совместной работе вашей группы - что получилось, почему не смогли договориться и т.д.

Дети делают анализ своей деятельности.

Воспитатель: Продолжим наши традиции- сегодня я дарю вам небольшую головоломку. Вы ее положите в свой конверт-накопитель " Знайка".Выполнив задание, узнаете какие виды транспорта есть в нашем городе. (приложение 4)

Всем большое спасибо за отличную работу!

Приложение 1 Знатоки города

Конспект занятия в подготовительной группе "Город мой родной"

Программное содержание. Расширять и обобщать знания и представления детей о своем городе, его историческом прошлом, памятных и примечательных местах; людях, прославивших его; активизировать познавательный интерес, внимание, память, развивать логическое мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к истории родного города, чувство уважения к тем, кто прославил его.

Материал. Карта РФ, гербы и символы родного города и других городов, слайды и фотографии с достопримечательностями города, памятными местами, фотографии известных горожан, листы бумаги, кисти, краски, карандаши.

Предварительная работа. Проектная деятельность «Край родной и любимый». Знакомство с историей родного края. Экскурсии по памятным местам родного города, в краеведческий музей. Беседы с детьми о родном городе и людях, прославивших его. Рисование «Моя улица», аппликация «Город мой» (коллективная работа). Чтение стихов о родном городе, произведений местных поэтов и писателей.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, вы знаете, сколько вам лет? А сколько лет вашим мамам? Папам? Бабушкам? Как вы думаете, есть ли возраст у городов или им всем одинаковое количество лет? Сколько лет нашему городу? (Ответы детей.) Все города одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? Как отличить один город от другого? А по каким приметам вы бы узнали свой родной город? (Ответы детей.) Покажите его на карте. Как называют жителей нашего города? (Ответы детей.) Расскажите, чем был примечателен наш город в прошлом, чем занимались люди, которые в нем жили?

Дети по желанию рассказывают о родном городе.

Воспитатель. А чем знаменит наш город в настоящее время? (Ответы детей.) Вы уже знаете, что каждый город имеет свой герб, свою символику. Все это есть и у нашего города.

Проводится игра «Найди и назови». Задание: найти герб и символы родного города среди других, объяснить их значение.

Воспитатель. А теперь я приглашаю вас на экскурсию по родному городу, мы познакомимся с архитектурными памятниками, посетим культурные места отдыха горожан. А экскурсоводами вы будете сами. Но сначала я хочу проверить, достаточно ли хорошо вы знаете свой город, чтобы быть экскурсоводами.

Проводится игра «Запомни и назови». Воспитатель показывает слайды с памятными местами города, дети должны посмотреть и запомнить то, что увидят, а потом назвать. Победителем становится тот, кто запомнит и назовет их больше памятных мест. Он и будет первым экскурсоводом.

Воспитатель. Рассмотрите фотографии. Пусть каждый из вас выберет то место нашего города, про которое он расскажет нам.

Каждый ребенок выбирает фото и рассказывает о достопримечательности родного города.

Воспитатель. В нашем городе жили и живут в настоящее время многие известные, знаменитые люди. Выберите фотографию человека, которого вы знаете, и расскажите, чем он прославился, что сделал для нашего города. (Рассказы детей.) А теперь я объявляю конкурс стихотворений о нашем городе.

Дети по желанию читают стихи.

Воспитатель. Как вы думаете, есть ли у нашего города какие-либо проблемы? Как их можно решить? (Ответы детей.) Ну вот, ребята, как много, оказывается, вы знаете о своем родном городе, как любите его. А давайте подумаем, помечтаем о том, чем вы будете полезны своему городу, когда вырастете? (Рассказы детей.)

В заключение дети создают рисунки на тему «Город мой родной», используя материалы по собственному выбору.

Игра «Если я попаду в Москву, то обязательно побываю…»

Цель. Расширять представления детей о столице нашей Родины – Москве, ее исторических памятниках.

Материал. Игровое поле с картой Москвы, на которой белыми квадратами отмечено расположение известных памятников и исторических мест. Квадратные карточки с изображениями достопримечательностей, памятных мест.

Ход игры

В игре могут принимать участие 4–5 детей. На столе раскладывается игровое поле с картой Москвы. Дети получают карточки с изображением памятных мест, исторических памятников. Воспитатель перемешивает карточки, положив их изображениями вниз, и предлагает отправиться на экскурсию по городу.

Воспитатель читает описание памятника (достопримечательности). Ребенок, у которого есть карточка с изображением данной достопримечательности, закрывает ею соответствующее место на игровом поле.

Игра заканчивается, когда все квадраты будут закрыты. Побеждает участник, выложивший карточки первым.

Светлана Генералова
Конспект занятия в подготовительной группе «Мой город»

Тема : «Мой город » .

Форма проведения : игра КВН.

Цель : Формировать у детей понятие «малая родина» .

Задачи :

1. Продолжать формировать знания о предприятиях, площадях нашего города , культурных центрах и памятниках, знаменитых земляках (поэтах, художниках) .

2. Закреплять знания об историческом прошлом и настоящем г. Сальска.

3. Воспитывать любовь к малой родине и гордость за неё.

Методы и приемы :

1. Словесный – вопросы; загадки о предприятиях города , птицах; пословицы о родном крае; художественное слово.

2. Игровой - игра «Угадай,что в мешочке?» .

3. Моделирование изображений площадей города .

4. Информационно-коммуникативный метод – просмотр эпизода из видеофильма о г. Сальске.

Оборудование и оснащение :

1. Эмблемы команд (по кол-ву детей) .

3. Чудесный мешочек с изображением предметов,изготовленных на предприятиях нашего города (булочка, кефир, кирпич, мебель, комбикорм, обувь) .

4. Фото птиц.

5. Разрезные картинки с изображением площадей Ленина и Юбилейной.

6. Видеоплеер,диск с фильмом о г. Сальске.

Предварительная работа :

1. Целевые прогулки к площади Ленина и Юбилейной.

2. Экскурсии к памятникам : мемориал «Свеча» ,аллея памяти милиционерам, памятным доскам солдатам, погибшим в Афганистане и Чечне.

3. Экскурсия в пожарную часть, на хлебокомбинат.

4. Беседа «Символы нашего города » .

5. Беседа о птицах,обитающих в нашем городе .

6. Рассматривание фотоальбома «Уголки моего города » .

Словарная работа :

1. Активизировать в речи слова : хутор Юдич.

2. Повторить пословицы о родном крае.

Ход занятия:

Педагог предварительно разбивает детей на две команды (каждая команда подготовила приветствие ) .Звучит музыка из КВН, воспитатель приглашает детей войти в группу .

Воспитатель : Добрый день, друзья! Я приглашаю вас стать участниками игры КВН. А что такое КВН?

Дети : Это клуб веселых и находчивых.

Воспитатель : Правильно. И сегодня игра будет посвящена нашему любимому городу .

Вы уже заранее разделились на две команды. Представьтесь, пожалуйста.

Дети : (хором) 1-я команда – «Сальчанка» ,2-я – «Казачок» .

Воспитатель : Вы сегодня будите бороться за звание «Знатоки своего города » .

И первое задание – приветствие команд.

Дети команды «Сальчанка» : Сальчане любят город свой ,

Он для всех такой родной!

О нем хотим мы все узнать

Его мы будем прославлять!

Дети команды «Казачок» : Мы ребята-казачата,

Любим пляски, любим смех,

И сегодня утверждаем

Город Сальск наш лучше всех!

Воспитатель : За приветствие обе команды получают по одной фишке.

Следующий конкурс «Вопрос-ответ» . Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получит фишку :

Воспитатель «Сальчанке» : Как первоначально назывался наш город ?

Дети : хутор Юдич.

Воспитатель «Казачку» :Кто переименовал х. Юдич?

Дети : генерал Воронцов Михаил Семенович.

Воспитатель «Сальчанке» : Как это произошло?

Дети : Была вьюга, генерал сбился с пути и набрел на х. Юдич, где его накормили, обогрели, уложили спать. После этого хутор назвали селом Воронцовским, в честь генерала Воронцова.

Воспитатель «Казачку» : Как потом назвали село Воронцовское?

Дети : Станция Торговая.

Воспитатель «Сальчанке» : Почему именно здесь был построен город ?

Дети : Все города раньше строились рядом с рекой и наш город стоит рядом с рекой Егорлык.

Воспитатель «Казачку» :Какого цвета полосы флага и герба г. Сальска?

Дети : Две полосы зеленого и одна полоса синего цвета.

Воспитатель «Сальчанке» : Что изображено на флаге и гербе?

Дети : На зеленых полосах изображены колосья, а на голубой – подсолнух, колесо и два молота.

Воспитатель «Казачку» : Как называется центральная улица нашего города ?

Дети : Улица Ленина.

Воспитатель «Сальчанке» : На какой улице находится наш детский сад?

Дети : На улице Свободы.

Воспитатель «Казачку» : Какие площади есть в нашем городе ?

Дети

Воспитатель «Сальчанке» : Какие культурные центры есть в нашем городе ?

Дети : Дворец культуры, музей искусств,Парк культуры и отдыха,музыкальные школы, библиотеки.

Воспитатель «Казачку» : Какие спортивные сооружения есть в нашем городе ?

Дети : Спортивный комплекс, стадион.

Воспитатель «Сальчанке» : Какие памятные места есть в нашем городе ?

Дети : памятник Ленину,памятник генералу Маркову, аллея памяти милиционеров, памятные доски,погибшим в Афганистане и Чечне.

Воспитатель «Казачку» : Какие люди прославляют наш город ?

Дети : Художники и поэты : Мирошниченко, Сусины, Зонов, Костенко.

Воспитатель : Конкурс «Вопрос-ответ» закончился,подсчитайте свои фишки.

Воспитатель : Следующий конкурс называется «Угадай,что в мешочке?» . Вам нужно подойти к чудесному мешочку, достать предмет из него и назвать, что это за предмет и на каком предприятии нашего города его изготавливают (дети из каждой команды подходят по очереди) .

Дети : обувь - обувная фабрика, булочка – хлебокомбинат,пакет кефира – молзавод, кусочек кирпича – кирпичный завод.

Воспитатель : Подведем итоги и подсчитаем очки. Молодцы! Вы хорошо знаете,что изготавливают на предприятиях нашего города .

Воспитатель : Следующий конкурс – конкурс капитанов. Они заранее подготовили для своих соперников рассказ-загадку об одном из предприятий города , куда мы ходили с вами на экскурсию. Загадайте свою загадку соперникам.

Капитан команды «Сальчанка» : В этой службе работают смелые мужчины, от которых зависит наша безопасность, а иногда и жизнь людей Эти смелые мужчины выезжают на задание и одевают специальную одежду : на ноги обувают резиновую обувь, а вместо головного убора у них шлем со стеклом, которое защищает лицо от опасности. Выезжают они на большой красной машине с мигалкой. Пусть помнит каждый гражданин их номер – 0-1.

Дети : Пожарная часть.

Капитан команды «Казачок» :Привезли муку на склад, посеяли, замесили тесто,пекари разложили его в формы и посадили в большую печь. Через время из печи достают душистый хлеб, румяные булочки,батоны,плюшки. Где всё это происходит?

Дети : Хлебокомбинат.

Воспитатель : Подведем итоги конкурса.

Следующий конкурс покажет, знаете ли вы, какие птицы живут в нашем городе и районе . Я буду загадывать вам загадку, а вы должны найти фотографию этой птицы и назвать её. Отвечают команды по очереди.

Воспитатель : Днем спит,ночью летает и прохожих пугает.

Дети : Сова.

Воспитатель : По поднебесью веревка протянулась.

Дети : Журавли.

Воспитатель : На шесте дворец – во дворце певец.

Дети : Скворец.

Воспитатель : Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.

Дети : Грач.

Воспитатель : Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи подбирает, по полям ночует, коноплю ворует.

Дети : Воробей.

Воспитатель : Серая серовка,

Хитрая воровка,

Крикунья, хрипунья,

Известная персона. Кто это?

Дети : Ворона.

Воспитатель : Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Дети : Ласточка.

Воспитатель : Кто эта птица?

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

Дети : Кукушка.

Воспитатель : Молодцы! И природу нашего края вы знаете.

Воспитатель : Свою мудрость наши предки отражали в пословицах. В следующем конкурсе нужно вспомнить знакомые пословицы о Родине,родном крае.

(команды по очереди говорят пословицы) .

Дети :

1. Всякая птица своё гнездо любит.

2. Всякому мила своя сторона.

3. Кто где родится,там и пригодится.

4. Дома и стены помогают.

5. Каждому свой край сладок.

6. На родной стороне и камешек знаком.

7. Если дружба велика, будет Родина крепка.

Воспитатель : Давайте ещё раз вспомним площади нашего города .

Дети : Ленина, Юбилейная, Школьная.

Воспитатель : Я предлагаю вам выложить картинки площадей Ленина и Юбилейная и наклеить их на большой лист.

(Дети создают картинки площадей) .

Воспитатель : На этом наш конкурс закончился. Давайте подведем итоги и подсчитаем фишки. (Подводятся итоги и вручаются эмблемы «Знаток своего города » ).

Воспитатель : У каждого человека есть своя малая родина. Для вас, ребята – это город Сальск . Это - то место, где вы родились, где вы растете, ходите в детский сад. Ребята, сегодня вы показали,как много вы знаете о своем родном городе ! Его прославляют и наши земляки : поэты,художники. Я хочу прочитать вам одно из стихотворений нашего сальского поэта М. Горнушко «Среди степей…» (читает стихотворение) :

Среди степей стоит наш город ,

На карте значится едва.

Когда-то станцией Торговой

Он скромно называл себя.

Сюда купцы со всей округи

Свозили разный свой товар.

И несмотря на дождь и вьюги

Шумел до полудня базар.

Ушло то время безвозвратно.

И уж Торговой не узнать.

Я здесь живу, и мне отрадно

Свой город Сальском величать .

Он хорошеет год от года

Растет и вширь и в высоту.

Люблю я здешних мест природу,

Полей пшеничных красоту!

Со всех концов страны огромной

К нам едут поезда теперь.

Стал житницей мой город скромный

Частицей Родины моей!

Воспитатель : Обратите внимание на экран и вы увидите,каким сейчас стал наш город (просмотр сюжета из фильма «Мой город » ).