Без посуды человек не обходится и дня, если это хороший день. По своему предназначению посуда подразделяется на кухонную, предназначенную для готовки и столовую посуду, предназначенную для сервировки стола и приема пищи.

Столовая посуда

Чашки, бокалы, тарелки, салатницы, соусницы и столовые приборы. Помимо удобства, для такой посуды важен внешний вид. Столовая посуда должна радовать глаз и в праздник, и в будни. Очень эффектно смотрится посуда, подобранная в едином стиле, гармонично сочетающаяся с дизайном интерьера.

Кухонная посуда

Кастрюли, сковородки, миски, наборы ножей, венчики, мерные емкости и разделочные доски. Важные требования к кухонной посуде — это удобство использования, долговечность, качество и гигиеничность материала используемого для изготовления посуды. Кухонная посуда должна иметь формы, исключающие накопление грязи и обеспечивающие удобное мытье. Следует отметить, что форма, размеры и дизайн кухонной посуды в первую очередь должен подходить для той кухни, в которой они будут использоваться.

Посуда изготавливается из различных материалов, у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки.

Керамическая посуда

Отличается высокими термоизолирующими свойствами. Она способна длительное время сохранять температуру еды или напитков. Как правило, керамика используется для изготовления столовой посуды, однако в посуде из керамики можно и готовить. Из недостатков можно отметить то, что керамическая посуда хорошо впитывает жир и ее сложнее отмыть.

Фарфоровая посуда

Отличается красотой и изяществом, может длительное время сохранять тепло. Декорирование фарфоровой посуды может производиться как нанесением узора красками, так и путем гравировки или перфорации. Нередко элементы декора производятся отдельно и наклеиваются на основу. Посуда из фарфора используется только для сервировки стола.

Стеклянная посуда

Как правило, используется для напитков — это бокалы, фужеры, стаканы и графины. Они отличаются большой хрупкостью и требуют тщательного ухода для сохранения своего первоначального блеска и прозрачности. В настоящее время активно используется кухонная посуда из огнеупорного и прочного стекла. Эта посуда отличается экологической чистотой и гигиеничностью. Стекло не вступает ни в какие реакции с готовящейся пищей и способно длительное время сохранять тепло. Отдельный вид стеклянной посуды, как правило прямоугольной или овальной формы, предназначен для микроволновых печей. Стеклянная посуда позволяет нагревать продукты в микроволновке равномерно.

Металлическая посуда

Используется как для сервировки стола, так и для готовки. Кухонная металлическая посуда может быть изготовлена из алюминия, нержавеющей стали, чугуна, эмалированного металла, металла с тефлоновым покрытием.

Чугунная посуда

Используется для блюд, требующих длительного приготовления при равномерном нагреве всего содержимого. Посуда из чугуна тяжелая и при этом достаточно хрупкая, кроме того, имеет свойство ржаветь при длительном контакте с водой. После мытья чугунную посуду следует быстро высушить. Хранить готовое блюдо в чугуне не рекомендуется.

Посуда из алюминия

Легкая, долговечная и дешевая, обладает высокой теплопроводностью, то есть быстро нагревается и остывает. Однако алюминиевая посуда имеет много недостатков. Алюминий вступает в химические реакции с продуктами, содержащими кислоты и щелочь, такими как некоторые супы, соусы, молочные продукты. Лучше всего алюминиевая посуда подходит для кипячения воды, варки овощей и макаронных изделий. Хранить готовую еду в посуде из алюминия не рекомендуется.

Посуда из нержавеющей стали

Прочна и функциональна. Важная характеристика стальной посуды — это толщина дна и стенок. Чем они толще, тем равномернее распределяется тепло и, следовательно, лучше готовится пища. Гладко отполированная поверхность при правильной эксплуатации позволяет избегать пригорания и даже готовить без масла, как на тефлоновой сковороде.

Эмалированная посуда

Характеризуется отсутствием химических реакций с пищей и привлекательным внешним видом. При этом блюдо, готовящееся в эмалированной посуде, имеет свойство пригорать. Требует правильного ухода, поскольку при повреждении эмали посуда начнет ржаветь.

Тефлоновая посуда

Основное преимущество посуды с тефлоновым покрытием это антипригарность. Тефлоновая посуда требует бережного обращения, на ней нельзя готовить, используя металлические ложки и лопатки, во избежание повреждения тефлонового покрытия. Следует отметить, что в тефлоновой посуде с поврежденным покрытием готовить не рекомендуется.

Особенности некоторых видов посуды

Современные кастрюли могут быть изготовлены из алюминия, нержавеющей или эмалированной стали, огнеупорного стекла или керамики. Оптимальный вариант — стальная кастрюля с двойным дном, поскольку вероятность пригорания еды при готовке сведена к минимуму. Дно таких кастрюль состоит из двух слоев, первый слой — стальной, второй из металла с высокой теплопроводностью, например, из меди, бронзы или алюминия. Подобная конструкция обеспечивает быстрый и равномерный нагрев содержимого кастрюли.

Для жарки и тушения незаменима сковорода. Сковорода может быть изготовлена из чугуна, нержавеющей стали или металла с тефлоновым покрытием. Чугунная сковорода идеально подходит для блюд, требующих длительного тушения. Для быстрой жарки на высокой температуре используются тефлоновые или нержавеющие сковородки.

Фарфоровая посуда, наверное, никогда не выйдет из моды. Это все-таки классика, а классика вечна. Поэтому, если вы выберете фарфор для сервировки праздничного стола, не ошибетесь.

Предпочтение следует отдать белому цвету: сейчас это любимый цвет дизайнеров интерьера . Кроме того, белая посуда универсальна и подходит практически к любой скатерти. "Классическим" же отступлением от идеально белого цвета может быть синяя или золотая кайма. Самое главное, чтобы ваши чашечки и тарелочки сочетались с другими приборами и между собой: если посуда украшена золотом, то на столе должны быть еще какие-нибудь позолоченные предметы.

Настоящий фарфор должен быть тонким и прозрачным на свет. Фарфор высокого качества обычно бывает безупречно белого цвета, а окраска иногда используется для того, чтобы скрыть дефекты посуды.

Фаянсовая посуда

Раньше фаянс называли просто непрозрачным фарфором: он толще и не пропускает свет. Зато фаянс прочнее хрупкого фарфора. Поэтому фаянсовую посуду лучше выбрать в качестве повседневного варианта, а к праздничному столу все же больше подойдет фарфор.

Хрусталь

Любимый некогда всеми хрусталь быстро вытесняется более демократичным и универсальным стеклом. Уже, к сожалению, окончательно вышли из моды массивные хрустальные бокалы и графины, украшенные рельефным рисунком. Это, конечно, не значит, что нужно кидаться к серванту и выносить весь приобретенный за долгие годы хрусталь. Просто уберите его до лучших времен - мода переменчива.

Посуда из стекла

Если вы хотите показать свой утонченный аристократический вкус, поставьте на стол большие стеклянные бокалы. На них не должно быть никаких украшений, а стекло должно быть полностью прозрачным и ни в коем случае не цветным. Дело в том, что бокал не должен скрывать своего содержимого, пусть будут видны цвет вина и то, что в вине нет осадка. Существует легенда о том, что цветные бокалы изобрел неудачливый французский винодел, у которого получилось мутное вино с осадком.

Из стекла делают не только бокалы. Это вполне подходящий материал и для тарелок. Но со стеклянными тарелками следует быть осторожными и тщательно подбирать скатерть так, чтобы она сочеталась не только со столовыми приборами, но и с содержимым тарелок. Например, разложенная на прозрачной тарелке ветчина будет просто сливаться со скатертью розового цвета.

А некоторые дизайнеры предлагают подавать чай в прозрачном заварочном чайнике.

Цветное стекло допускается для различных морожениц, вазочек и конфетниц. И, конечно, если вы устраиваете просто дружескую вечеринку, а не торжественный обед, то цветное стекло будет вполне уместным.

Металлическая посуда

Вилки, ложки и ножи должны быть полностью металлическими. Ручки из дерева и пластмассы ушли в прошлое. Предпочтительнее, чтобы ручки у приборов были гладкими, без всякой резьбы и выпуклых узоров. Во-первых, это функционально, ведь такие приборы легче мыть, а во-вторых, они прекрасно сочетаются с любой посудой. Внимание дизайнеров приковано к форме приборов. В моду входят ложки строго овальной формы и вилки с укороченными ручками.

А вот тарелки и рюмки из металла - это скорее просто декоративные предметы. Ставить их на стол в качестве посуды не рекомендуется.

Следует оговориться, что все эти рекомендации касаются обычного, не стилизованного стола. Конечно, если вы решили накрыть стол "под старину", вам подойдут массивные резные подсвечники и серебряные вилки с выпуклым орнаментом или даже с инкрустацией. Да и напитки вы можете подать в металлических бокалах, похожих на старинные кубки.

Посуда из пластика

Пластиковая посуда весьма удобна. Но для торжественных случаев она не годится. Зато она вполне подходит для молодежных вечеринок и детского стола. Детям понравятся разноцветные тарелки и чашки, к тому же пластиковая посуда не бьется.

Кроме того, пластиковая посуда - замечательный вариант для и пикников.

Юлия Николаева и Александра Тырлова, по материалам сайта "АиФ Дочки-Матери" .

Александра Тырлова

Комментировать статью "Из чего же сделана наша посуда"

Фарфор. На каждый день. Посуда. Хозяйство. Домоводство: советы по ведению хозяйства Посоветуйте фарфоровую посуду, которую можно мыть в посудомойке, которым можно пользоваться семье каждый день. Любая посуда, фарфор, стекло, термостойкий пластик.

Обсуждение

Я с вами согласна, фарфоровая посуда просто невероятно красивая. Но почему вы не пишите о российских фабриках? Сейчас в продаже прекрасные по красоте и качеству фарфор Гжель [ссылка-1] , изделия мануфактуры Гарднер. Стоит ещё упомянуть про чешский фарфор
Leander, который известен миру с 1907 года.

Посуда. Кулинария. Кулинарные рецепты, помощь и советы по приготовлению блюд, праздничное меню и прием гостей, выбор продуктов. Высокие кастрюльки из стекла как-то не попадались ни разу в магазине вроде. Посоветуйте, поделитесь опытом. И чтобы можно в...

Обсуждение

нержавейка самая оптимальная посуда для приготовления и хранения продуктов
в ней нельзя только квасить и хранить капусту, там из-за соли происходит какая-то реакция вредная для организма
пластмассовые баночки любой фирмы гораздо вреднее:)

нержавейка не вступает в химическую реакцию с продуктами, храню в кастрюле, в той в которой варила, наливаю половником и грею в микроволновке

про фарфор. Посуда. Хозяйство. Домоводство: советы по ведению хозяйства, уборка, покупка и использование бытовой техники, ремонт Lenox красивая посуда и наборы есть. На праздники была скидка, купила вот такой сервиз за 100 долларов:), красивый и на каждый день, но стоит...

Обсуждение

Фарфор. Просто белый, тонкий. О-БО-ЖАМ-С! :-)

Если нет обводки золотом или люстрОй, то нечему смываться на фарфоре. Деколи - фиг смоешь. Так что если выбирать фарфоровую посуду без золота-серебра - мойте пжалста. Кстати, с золотом и люстрОй я тоже иногда мою. Ничего. Но со временем стирается, это да.

Посуда. Кулинария. Кулинарные рецепты, помощь и советы по приготовлению блюд, праздничное меню и прием гостей, выбор Посуда из нержавейки. Первый раз купила себе кастрюльку Гипфель, очень довольна, кстати. Но вот можно ли в ней хранить сваренное?

Обсуждение

насколько мне известно, можно. Нержаейка - нейтральный металл, не вступает в реакцию с пищей, поэтому я всегда оставляю в этой пасудуевине:))

Спасибо вам, дорогие обитатели сего милого серпентария, за ценные советы. А если вам что-нибудь понадобится - обращайтесь тоже, не стесняйтесь.

Стеклокерамика: посуду надо менять?. Бытовая техника. Хозяйство. Домоводство: советы по ведению хозяйства, уборка, покупка и Алюминиевая посуда вредна(оксиды алюминия попадают в пищу), поэтому в неё лучше не готовить вообще и в частности на стеклокерамике.

Обсуждение

Правила в общем такие же, как при использовании любой электроплиты:
-посуда должна быть с плоским дном,
-размер комфорки подбирается как можно более близким к размеру посуды, причем лучше(для плиты, не для вас) использовать меньший размер комфорки, чем больший - чтобы теплоотдача от комфорки происходила равномерно по все её поверхности.

К этому добавляется еще один эстетический момент - лучше, чтобы посуда была "приличной" - без заусениц на внешней части дна -, чтобы не царапалась.
Всё!%)

Все эти истории с "биметаллическими днами" - ненужные навороты. Такое дно влияет только на сам процесс приготовления блюда в посуде, т.е. на температурный режим внутри. На плиту и комфорки оно практически никак не влияет. Я, например, не люблю кастрюли с толстым стальным дном - во-первых, тяжелые, а во-вторых, инерционные. Нафиг покупать безинерционную электроплиту, чтобы потом пучкаться с инерционными кастрюлями???:)) В сковородах это может и полезно, а в кастрюлях - ИМХО - нет.

Алюминиевая посуда вредна(оксиды алюминия попадают в пищу), поэтому в неё лучше не готовить вообще и в частности на стеклокерамике. Может быть поэтому производители и рекомендуют готовить в нержавейке, меди или эмалированной посуде.

Ведро ставить нельзя, у него снизу ободок, собственно дно выше миллиметров на 5. А при использовании стеклокерамики дно должно быть абсолютно плоским, касаться поверхности плиты полностью. Да и ведро весит более 10 килограммов, не уверен, что стекло (а ведь поверхность это хоть и прочное, но стекло) выдержит его. Тазик, наверное, можно, но по размеру конфорки или чуть больше, и с абсолютно плоским дном. Да еще, желатально, с биметаллическим дном, то есть со стальным диском внутри. Выходит, навороченный. Алюминиевую посуду нельзя использовать из-за того, что она легко деформируется при нагревании. Выпускают специальную с упомянутым выше биметаллическим дном. Советские сковороды тоже не годятся по той же причине - неровное дно как правило. В-общем, стеклокерамика предполагает определенный образ жизни, отличный от "советского". Так что не заморачивайтесь, покупайте традиционную плиту с чугунными "блинами", раз уж газа в доме нет.

Если вы ходите удобную и красивую, современную - спокойно выбирайте Luminarc. Думаю, что не пожалеете ни дня.
Так что определяйтесь сами.


14302

25.05.10

И стория посуды уходит своими корнями в древние века. Техника ее производства многие столетия известна людям. Именно в гончарном производстве наиболее полно отражается прогресс на пути становления человечества и его культуры. Притом керамика совершенно не подвержена воздействию окружающей среды, поэтому многие древние изделия дошли до наших дней в своем первозданном виде. Керамическое производство является одним из самых древнейших на Земле. Основной его является глина, доступная повсеместно, что привело к быстрому развитию и распространению гончарного ремесла. Это ремесло было также проявлением творческих черт человека, что доказано многочисленными археологическими раскопками в разных точках мира. Его зарождение было отмечено в самом начале появления человека, то есть оно относится к первобытнообщинному строю. Раскопки обнаружили большое количество керамических сосудов, на которых остались отпечатки пальцев древних людей. Эти отпечатки говорят о том, что в те времена гончарным ремеслом занимались женщины.

Первые тарелки появились почти 600 лет назад во Франции и имели четырехугольную форму. Не менее солидный возраст и у салфеток. Ими пользовались еще древние римляне. Правда, изготовляли салфетки из алебастра. После обеда их не мыли, а, чтобы очистить, кидали в огонь. В России салфетки прижились при Петре I. Само же слово пришло к нам от немцев, которые в свою очередь заимствовали его из итальянского языка. В России фарфоровая посуда появилась значительно позже, чем в европейских странах. Долгое время предпочтение в дворянских домах отдавалось посуде из серебра и золота. Один из самых больших столовых сервизов из серебра, весивший более двух тонн, подарила своему фавориту Григорию Орлову Екатерина II. Столовые приборы начинали свой путь гораздо раньше керамики.

Самым древним является нож. Его изготовляли и использовали еще первобытные люди. Каменными ножами разделывали туши убитых на охоте животных, но в трапезе никогда не использовали. В эпоху неолита нож изменил свое обличие, стал похож на современный нож, длинным и тонким.
В Древнем Риме профессия ножовщика была одной из распространенных. Ножи уже тогда изготавливали из стали.

Но в обиход как приборы ножи появились только в XV столетии, да и то в домах богатых людей. Они считались предметом роскоши и подавались только знатным особам. Как правило, это были красивые изделия с ручками из золота или дорогих пород деревьев, украшенные резьбой и каменьями. С появлением в Европе фарфора в моду вошли ножи с фарфоровыми черенками. Их расписывали фигурками причудливых животных, птиц и цветами. До XVII столетия все ножи были остроконечными, что позволяло использовать их за столом не только для нарезания мяса, но и для ковыряния в зубах. Выглядело это не очень эстетично. По преданию исправить такое положение вещей решился кардинал Ришелье, который распорядился делать ножи для еды с закругленными концами.

Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси - древесина. Первое упоминание о серебряных и золотых ложках относится к 1259 году, использовали такие ложки только короли и аристократы.

А каких только названий ложек не существовало! В России простую ложку средней величины называли межеумком толстая и грубая ложка бурлака, которую он носил за ленточкой шляпы на лбу, имела название бутырка или бутузка (от слова бутуз - толстяк, карапуз); изящная продолговатая, но тупоносая ложка называлась боска, т. е. красивая, а более круглая ложка имела название полубоска. Были и серебрушк и с заплечиками на черенке, и загибки, и сибирки. Для богатых и знатных людей ложкари - мастера по изготовлению ложек, делали особые носатые ложки, т.е. остроносые, тонкие, гладко отделанные.

Ложки из металла прочно вошли в европейский обиход в Х веке. Основным материалом для их изготовления служило олово, хотя серебром и золотом не пренебрегали. В течение нескольких лет изделия из алюминия было самыми модными и дорогими. Из него делали не только ложки, но и украшения. Потом, алюминиевые драгоценности вышли из моды, но алюминиевые ложки стали самыми распространенными среди простого народа так же, как и деревянные. Деревянные ложки изготовлялись из березы, осины и клена, и со временем этот промысел в России получил широкое распространение, например Семеновский уезд во второй половине XIX века выпускал в год до трех миллионов деревянных ложек. Их украшали рисунками, полировали, раскрашивали, покрывали специальным лаком.

Вилка - самая молодая из собратьев по столу. Правда, в Древнем мире имелось вилкоподобное приспособление для вытаскивания кусков мяса из котлов или жаровни, но оно скорее напоминало двузубые маленькие вилы (сельскохозяйственное орудие), чем современную вилку. Первое упоминание о вилке встречаются в IX веке на Среднем Востоке. Существуют данные, что вилка родилась в 1072 году в Византии в городе Константинополе в императорском дворце. Она была изготовлена в одном экземпляре из золота, а ручка ее была украшена инкрустацией перламутром по слоновой кости. Предназначалась эта вилка для византийской принцессы Марии Иверской, которую можно считать изобретательницей вилки. Считая для себя унизительным есть руками, она сама ее придумала. Делалась вилка в то время с двумя прямыми зубцами, с помощью которых можно было только нанизывать, а не зачерпывать пищу. Первоначально она была, скорее, своеобразным показателем престижа монарха, а вовсе не столовым прибором.

Приживалась вилка плохо, и еще несколько столетий считалась не просто ненужным, но и даже вредным и запрещенным предметом.
В России первые вилки появились в середине XVII столетия при дворе царя Алексея Михайловича, да и то, только для почетных гостей. Не без помощи Петра I российская аристократия узнала вилку в начале XVIII веке. В одном старом издании есть информация о том, как сервировали стол для царя Петра: У прибора его клались всегда деревянная ложка, приправленная слоновой костью, ножик и вилка с зелеными костными черенками, и дежурному денщику вменялось в обязанность носить их с собою и класть перед царем, если даже ему случалось обедать в гостях. Видимо, Петр I не был уверен, что даже в лучших домах ему подадут весь комплект столовых приборов.

Современные столы сервируются приборами, среди которых может быть с десяток видов вилок: обычные и закусочные, для мяса, рыбы, гарнира, двузубые - большая и поменьше, служащие для разделки волокон мяса, специальные для разделки омаров, вилка в комплекте с ножичком для устриц, вилки в сочетании с лопаточками - для спаржи... Все они имеют недавнее происхождение: XIX - начало XX века. Тогда же началось и массовое производство столовых приборов.

Наталья Петрова , специально для сайт
Фото: сайт, Наталья Петрова

Современные столы сервируются приборами, среди которых может быть с десяток видов вилок: обычные и закусочные, для мяса, рыбы, гарнира, двузубые - большая и поменьше, служащие для разделки волокон мяса, специальные для разделки омаров, вилка в комплекте с ножичком для устриц, вилки в сочетании с лопаточками - для спаржи... Все они имеют недавнее происхождение: XIX - начало XX века. Тогда же началось и массовое производство столовых приборов.

Качественные столовые приборы обладают замечательным свойством вносить в убранство обеденного стола праздничный акцент своим зеркальным блеском и изяществом линий. Наиболее распространены столовые приборы из трех основных материалов.

Самые дорогие изготовлены из серебра. Они требуют особого и тщательного ухода. Более доступны по цене изделия из мельхиора. Правда, входящие в его состав медь и цинк могут образовывать небезобидные для организма человека соединения.
Достаточно популярны столовые приборы из хромоникелевой стали марки 18/10. Эти цифры означают, что кроме чистого железа в сплаве содержится 18% хрома и 10% никеля. В нем нет никаких вредных примесей: мышьяка, ртути, цинка или меди. Не случайно такой сплав называют медицинским.
Изделия из него отлично переносят обработку в посудомоечной машине. Они вполне эстетичны, долговечны, просты в уходе и гигиеничны. Производители, как правило, дают гарантию на эти изделия не менее 20 лет.

Лучшие столовые приборы отличаются не только качеством материала, но и дизайном, который превращает простые утилитарные предметы в настоящие произведения искусства. Это может быть классическая форма с рельефной фаской. Изысканные линии модерна с граненым черенком. Рококо с черенками, украшенными завитушками.

Авангардный стиль с эффектными линиями и простая фольклорная форма с черенками из дерева, расписанными каким-либо орнаментом. Главное, приобретая столовые приборы, помнить, что по стилю они должны соответствовать сервизу. Иначе праздничный стол будет выглядеть не слишком гармонично.

Продаются столовые приборы, как правило, наборами на 6 персон из 24 предметов, включающими столовые ложки, вилки, ножи и чайные ложки. Или на 12 персон из 72 предметов. Такой набор может быть дополнен половником, соусником, ложками и вилкой для салата, 2 ложками для гарнира, лопаткой для торта, 2 сервировочными вилками, ложкой и щипцами для сахара и ложкой к обеду и ложкой для варенья.

Известные фирмы предлагают также дополнительные наборы на 6 персон для чая (16 предметов), а также рыбы (12 предметов). Ножи для нее напоминают лопаточки и не имеют режущей кромки, так как предназначены только для отделения костей. Вилка для рыбы имеет более короткие зубья и удлиненную прорезь посередине.

Все приборы желательно мыть сразу после использования. Иначе остатки пищи образуют на поверхности трудно выводимые пятна. Потом от них придется избавляться специальнычя средствами для ухода за посудой из нержавеющей стали. Для мытья и чистки столовых приборов нельзя применять моющие и чистящие средства, содержащие абразивы. Недопустимы и хлорсодержащие препараты. Вполне подойдут обычные жидкие или концентрированные средства для мытья посуды. Если пользуетесь посудомоечной машиной, строго соблюдайте инструкцию. Ножи, вилки и ложки надо располагать в корзине для столовых приборов ручками вниз и вперемежку. Иначе приборы могут слипнуться и плохо отмыться. Не стоит ничего сушить прямо в машине. Вынимайте столовые приборы сразу после цикла мойки и вытирайте мягкой салфеткой.

Хранить такие бытовые изделия тоже надо уметь. Главное правило такое: ножи всегда должны находиться отдельно от всех других предметов.

Успех известных производителей зачастую "вдохновляет" некоторых дельцов на изготовление более дешевых подделок. Отличить их от настоящих изделий можно по некоторым признакам.

Для изготовления поддельных, более дешевых столовых приборов используется сталь низкого качества. Она, как правило, не содержит никеля, а значит, изделия более тусклые и их невозможно отполировать до зеркального блеска.
Настоящие изделия из стали марки 18/10 плохо нагреваются. Этот материал обладает низкой теплопроводностью.
Плохо обработанные боковые кромки, следы фрезерования между зубцами вилок должны насторожить, так как качественные столовые приборы имеют всегда тщательно скругленные и отполированные края.
Чтобы выявить подделки, используйте магнит. Некачественные приборы притягиваются магнитом, тогда как изделия из медицинской стали не намагничиваются (кроме лезвий ножей), так как содержат 10% никеля.



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

4 курс очного отделения

специальность 080502

«Экономика и управление на предприятии

(Ресторанно-Гостиничного бизнеса)»

группа 41 РГБ

Доклад

по дисциплине «Технология и организация обслуживания на предприятии питания в гостинице»

на тему: Характеристика и классификация столовой посуды


Выполнила:

Павленко О.В.

Преподаватель:

Доц. Базелюк В.И.


Москва 2010

СТОЛОВАЯ ПОСУДА


Посуда - обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Вся посуда может быть разделена на несколько категорий

Вспомогательная посуда - судки для специй, салфетницы, ведерко для колотого льда, подсвечники и т.д. - иногда входит в состав больших сервизов. Однако эти предметы всегда можно приобрести отдельно. Оригинально выполненные, они станут украшением стола.

Суповые тарелки и порционные горшочки не ставят на скатерть, а обязательно на подставку - мелкую тарелку.

Зубочистки ставят на стол на специальной подставке. Сливочное масло подают на стол не в масленках, а на небольших тарелочках.

Масло заранее нарезают в виде кубиков, брусочков, шариков и т.п.

Сахарницы и тарелочки с тонко нарезанным лимоном ставятся в двух-трех местах большого стола.

Для винегретов, паштетов и салатов можно использовать вазы различных форм, но только не на ножках. Если за обедом присутствует большое количество гостей, суповые тарелки на стол не ставят.

Их держат на подсобном столике, туда же подается и миска с супом. Хозяйка по одной наполняет тарелки и передает их гостям.

К завтраку ставятся только закусочная и пирожковая тарелки.

Если же подаются и мясные, и рыбные блюда, желательны две закусочные тарелки.

Для яиц кладется фарфоровая или пластмассовая рюмочка и специальная ложечка.

Использованный нож не кладут на скатерть.

Его кладут кончиком на тарелку, или на специальную подставку для ножа.

Фарфоровая и фаянсовая посуда


Керамика и стекло - традиционные материалы для изготовления столовой посуды. Фарфоровая и фаянсовая посуда относится к группе керамических изделий.

Фарфоровая посуда хорошего качества изящна, отличается значительной прочностью и имеет снежно-белый просвечивающий черепок. При легком ударе по краю фарфорового изделия оно издает четкий продолжительный звук.

Различают разные категории фарфора по способу нанесения рисунка. Мануфактурным называется фарфор, расписанный вручную. Это самая дорогая разновидность, цена некоторых сервизов сопоставима со стоимостью автомобиля Rolls-Royce. Вторая категория - деколь. Такие изделия украшены переводным рисунком. При изготовлении рельефного фарфора узор наносится на посуду при помощи перфорации или гравировки. Помните, что качественные изделия никогда не покрывают росписью целиком - обязательно оставляют так называемое «белое тело» фарфора.

У фаянсовой посуды белый пористый черепок, способный впитывать влагу (до 9 - 13% от первоначального веса). Фаянс не просвечивает даже в тонких слоях. При легком ударе по краю фаянсового изделия оно издает глухой звук, что объясняется невысокой температурой обжига. У фаянсовых изделий по сравнению с фарфоровыми меньшая механическая и термическая стойкость глазури. В ресторанах высшей категории применяется преимущественно фарфоровая посуда, лучшая по внешнему виду и качеству; в других ресторанах и кафе - фарфоровая и фаянсовая.

Используемая в ресторане фарфоровая и фаянсовая посуда по своим декоративным свойствам должна соответствовать общему стилю его оформления и придавать ресторану индивидуальный характер. Поэтому необходимо применение фирменной посуды, обязательно с фирменным знаком. Для лучшей сервировки рекомендуются сервизные комплекты посуды до 40 различных наименований, изготовляемые по специальному заказу ресторана с учетом его оформления, ассортимента блюд и т. п. В разработке эскизов сервизной посуды принимают участие художники, оформители и архитекторы, которые работали над оформлением интерьеров торгового зала ресторана. В ресторанах используется фарфоровая или фаянсовая посуда в следующем ассортименте.

Для подачи хлеба, тостов, выпеченных изделий:

· при индивидуальном обслуживании - тарелки пирожковые (диаметром 175 мм);

· при групповом - хлебницы, тарелки мелкие столовые (диаметром 240 мм).

При отсутствии специальных хлебных ваз хлеб можно положить на закусочную тарелку при групповом обслуживании и обслуживании туристов, во время фуршетов, приемов.

Для подачи холодных закусок:

· тарелки закусочные (диаметром 200 мм) -их используют также как подставки под салатники и т. п.;

· салатники квадратные (размером 240, 360, 480 и 720 см3) - для салатов, солений, маринадов, грибов и др. - от 1 до 6 порций;

· лотки, селедочницы длиной 250 и 300 мм, узкие - 100, 150 мм - для подачи рыбной гастрономии, семги, севрюги или осетрины натуральной или с гарниром, сельди, шпрот, сардин, сайры и т. д.;

· блюда овальные (длиной 350-400 мм) - для закусок из рыбной и мясной гастрономии, банкетных блюд (заливной осетрины, судака и т. д.);

· блюда круглые (диаметром 300 и 350 мм) - для мясных и овощных закусок, канапе и банкетных блюд; индейки, седла бараньего и др.;

· вазы (диаметром 240 мм) на низкой ножке -для фирменного салата (не менее чем на 2 - 3 порции), а также для свежих помидоров, огурцов или салатов из редиса, салата «ромэн» и др.;

· соусники (емкостью 100, 200 и 400 см3) - для холодных соусов или сметаны от 1 до 6 порций.

При сервировке закусочные тарелки предварительно расставляются на обеденном столе, остальные виды посуды используются для того, чтобы принести закуски из раздаточной холодного цеха к подсобному столу.

Для подачи первых блюд:

· чашки бульонные (емкостью 300 см3) с блюдцами - для бульонов, пюреобразных супов, а также для супов с мелко нарезанным мясом или курицей и другими продуктами;

· тарелки столовые глубокие (емкостью 500 см 3, диаметром 240 мм) - для подачи супов полными порциями; в качестве подстановочных к ним обязательно используются мелкие столовые тарелки;

· тарелки глубокие для подачи супов полупорциями (емкостью 300 см3) - для супов; в качестве подстановочных к ним применяются закусочные тарелки;

· суповые миски с крышками на 4, 6, 8, 10 порций; используются при обслуживании семейных обедов.

Для подачи вторых блюд:

· тарелки столовые мелкие (диаметром 240 мм) - для рыбных, мясных, блюд из птицы, дичи и др.;

· блюда круглые (диаметром 500 мм) - для блюд из птицы, дичи, овощных блюд, цветной капусты, куриных котлет и др.; на этих блюдах кушанье приносят из раздаточной и на подсобном столе раскладывают по тарелкам, которыми сервируют стол перед подачей вторых блюд.

Для подачи десерта (сладких блюд):

· тарелки десертные мелкие (диаметром 200 мм) - для пудинга, каши гурьевской, суфле и т. п.;

· тарелки десертные глубокие (диаметром 200 мм) - для клубники со сливками и других сладких блюд.

Для подачи горячих напитков:

· чашки чайные (емкостью 200, 250 см3) с блюдцами - для чая, кофе с молоком, какао;

· блюдца чайные (диаметром 185 мм) под стаканы;

· чайники для заварки (емкостью 250, 400 и 600 см3) - для подачи в номера гостиниц;

· чайники для кипятка доливные (емкостью 1200 -1600 см3) - для подачи в номера гостиниц;

· пиалы (емкостью 250 и 350 см3) - для зеленого чая;

· кофейники для кофе (емкостью 800 см3) и кофейники для черного кофе на 1, 4 и 6 порций (по 100 см3 емкости на порцию);

· чашки (емкостью 100 см3) с блюдцами - для кофе черного, кофе по-восточному или шоколада (жидкого) и кофе «экспресс»;

· молочники - емкостью 200 см3 для молока к кофе или к чаю;

· сливочники (емкостью 25, 50 и 100 см3) на 1, 2 и 4 порции;

· вазочки - для варенья, сахара;

· розетки (диаметром 90 мм) - для джема, меда, варенья, лимона и сахара.

Для подачи фруктов и кондитерских изделий:

· тарелки десертные мелкие (диаметром 200 мм) - для яблок, груш, винограда, арбуза и др. (отличаются от закусочных рисунком с изображением фруктов; если их нет, подаются закусочные тарелки);

· вазы с плоской поверхностью на низкой ножке (диаметр 300 мм) - для пирожных и тортов круглой формы;

· пирожковые тарелки - для подачи кондитерских изделий. В зависимости от количества мест в торговом зале предусматривается 4 - 5 комплектов пирожковых тарелок, 1,5 - глубоких, 3 - столовых мелких, 1,5 десертных, 2 - 3 комплекта закусочных.

Из фарфора - фаянса в ресторанах используют также горчичницы (емкостью 100 см3) со съемной крышкой; солонки закрытые (с надписью «соль»); перечницы закрытые (с надписью «перец»), с привинчивающимися донными пробками; солонки и перечницы открытые, на одной подставке, с двумя отделениями; пепельницы, сигаретницы и рюмки - подставки для яиц. В ресторанах на судах и самолетах, а также в утренние часы для отпуска завтрака в обычных ресторанах используется посуда из фарфора или фаянса с закругленными утолщенными краями. Такая посуда прочна и удобна в применении. Фарфоровая и фаянсовая посуда современных форм отличается простотой, оригинальностью, гигиеничностью. Более плоские формы тарелок без острых углов создают возможность для их тщательной промывки. Некоторые тарелки выпускаются квадратной формы, благодаря чему они занимают меньше места на полках шкафов и сервантов.

Стеклянная и хрустальная посуда

При сервировке стола для винно-водочных изделий и различных напитков применяется посуда из стекла и хрусталя. Стеклянная посуда вырабатывается из стекломассы, получаемой путем плавления кварцевого песка в смеси со щелочным и другими основными окислами. Стеклянные изделия изготовляются методами выдувания, прессования, прессвыдувания и литья. Широкое применение нашла цветная стеклянная посуда (при ее изготовлении в стекломассу добавляют красящие вещества - люстрин, кобальт и др.). Внешне эффектная, обладающая высокими эстетическими достоинствами, эта посуда может стать органической частью оформления интерьера. Технология изготовления стекла значительно проще, чем хрусталя; стеклянная посуда дешевле и поэтому рекоменду ется для применения в повседневной практике обслуживания. Для торжественных случаев - приемов, банкетов - как правило, используется хрустальная посуда. Хрустальные изделия изготовляются из белого стекла, в которое добавляют серебро или свинец. Хрустальная посуда отличается высокой прозрачностью, игрой света, отражающегося в гранях, и звоном. Качество хрусталя характеризуется его художественным оформлением - алмазными гранями. Простой ромбовидный рисунок - четыре алмазные грани, сложный - с мелкой сеткой граней. Емкость бокалов, рюмок, используемых для сервировки, зависит от крепости напитка: чем крепче напиток, тем меньше должна быть емкость рюмки.

Бокалы созданы для того, чтобы мы могли по достоинству и в полной мере ощутить вкус того или иного напитка, алкогольного или безалкогольного. В мире насчитывается несколько сотен разновидностей этой посуды, которая различается по своей форме, толщине стекла и, конечно же, функциональному назначению. Собственно, одно вытекает из другого. Мы не будет перечислять все имеющиеся в мире виды бокалов, рассмотрим лишь самые популярные из них.

Бокалы. Бокалы и рюмки могут быть яблокообразной, тюльпанообразной, прямой и развернутой формы. Яблоко- и тюльпанообразные формы бокалов позволяют раскрыть аромат вина или коньяка во всей полноте. В таких бокалах подают густые, выдержанные вина. Прямые и развернутые формы больше подходят для игристых и молодых вин, букет которых менее выражен. Форма и размер ножки бокала также не случайны. Высокая прямая ножка у бокалов, предназначенных для напитков, которые пьют теплыми. Для охлажденных напитков и вин предназначены бокалы с укороченной ножкой. Иногда ножка имеет булавообразную форму с утолщением - для того, чтобы тепло пальцев не передавалось бокалу и вино не грелось.

Слово «бокал» в переводе с французского означает «банка». Эта посуда появилась во Франции в XVIII веке. Бокалы использовались для различных вин. Теперь бокалом называют сосуд емкостью 125-150 мл удлиненной цилиндрической, грушевидной формы, или в виде вазочки для игристых вин. У бокала низкая, широкая ножка. Фужер, в отличие от бокала, имеет емкость 200-250 мл и используется для фруктовой или минеральной воды. Это цилиндрический или сужающийся кверху сосуд без ножки. Стакан похож на фужер формой и назначением. Из него пьют пиво и холодные напитки (воды, чай).

Рюмки могут быть чашеобразной или вытянутой формы, с длинными и короткими ножками. Емкость рюмки, как правило, небольшая: от 25 мл (ликерные) до 100 мл (рейнвейные и лафитные). Из рюмок пьют ликеры, водку, коньяк, вина и т.д. Вообще, чем крепче напиток, тем меньше предназначенная для него рюмка.

По отношению к сервировочной тарелке бокалы для напитков расставляются справа и вверху. Порядок их расстановки таков: дальним стоит тот бокал, который будет использован первым. Если коньяк и ликер предусмотрены к кофе, то рюмки сервируют вместе с кофейной посудой. Не рекомендуется ставить бутылки с коньяком или ликером на чайный или кофейный стол: напитки подают налитыми в рюмки.

Они должны отвечать следующим требованиям: - быть из простого (не цветного) и неграненого стекла или хрусталя, чтобы цвет и чистота вина были хорошо видны; - у винного бокала должна быть обязательно высокая ножка; - бокал должен сужаться кверху, чтобы аромат как бы концентрировался в небольшом пространстве над поверхностью вина; допускаются также бокалы с прямыми стенками.

Терпкие вина подают в высоких и округлых бокалах, а легкие - в бокалах, сужающихся кверху.

Для красных вин , имеющих богатый насыщенный цвет, необходимы глубокие и широкие бокалы. Чаши этих бокалов самые широкие и высокие, обычно яблокообразной формы, ножка прямая и высокая. Бокал не наполняют вином полностью, иначе потеряется его вкусовой букет. Вино наливают в бокал на две трети, одну треть будет занимать воздух. Существуют специальные бокалы для особых вин - для бордо, бургундского и т.д.

Для сухого или крепленого белого вина выбирают небольшие бокалы (меньше, чем для красного). Ножка бокала для белого вина чуть ниже, чем для красного, так как эти вина чаще пьют охлажденными. По этой же причине и чаша бокала имеет меньший объем. Бокал чаще имеет тюльпанообразную форму, но для рейнских и мозельских вин существуют отдельные бокалы. Бокал для белого вина может быть сделан из цветного стекла зеленоватого или желтоватого оттенка. В таком бокале вино «играет».

Для розовых вин также предназначены особые бокалы. Эти вина обычно пьются охлажденными, поэтому бокал имеет небольшой объем и низкую ножку, и похож на бокал для белого вина. Форма бокала развернутая, как для игристых вин. Бокал для десертного вина еще меньше, чем для белого (объем около 65 мл). Форма чаши разнообразная. В такие бокалы наливают херес, портвейн, ягодные настойки и другие сладкие вина.

Для шампанского вина существуют три основных формы бокалов: - «блюдце» - с расширенным горлышком. Из бокалов такой формы можно сделать «пирамиду», поставив их один на другой. Наполняют эту пирамиду «каскадом» шампанского, наливая вино только в верхний бокал. - «тюльпан» - удлиненный, с округлыми стенками, слегка расширяющийся кверху (как бутон распустившегося тюльпана); - «флейта» - классическая форма, расширяющаяся кверху (стенки слегка вогнуты). Ножка бокала длинная и тонкая.

Бокалы для шампанского могут быть простыми и гранеными. Граненые бокалы более эффектны - искры от шампанского преломляются и блестят между кристаллами стекла. Бокал с шампанским держат только за ножку.

Стаканы для воды и любых других безалкогольных напитков могут быть двух видов: на ножке и без нее. Стакан (бокал) на высокой ножке имеет прямую форму и объем около 200 мл. Стакан без ножки слегка расширяется кверху. Стакан для газированных напитков (лимонадный) - прямой, иногда мерный.

Тягучие напитки , то есть те, которые принято потягивать через трубочку (соки, коктейли) подаются в высоких стаканах. Некоторые коктейли подаются в низких широких чашах, прямых или чуть сужающихся кверху.

Для горячих алкогольных напитков (грога, глинтвейна, рома) предназначены высокие объемные чаши с ручками разнообразной геометрической формы. Крюшон также подают в чаше с ручкой.

Для разнообразных коктейлей предназначены бокалы и стаканы: для слоистых и физов - прямой бокал на ножке, для коктейлей с фруктами - расширяющийся кверху стакан с толстым дном.

Коньячная рюмка похожа на бокал для десертного вина: широкое дно, сужающееся к середине, и раскрывающееся кверху горлышко (грушевидная форма), низкая ножка. Коньячная рюмка может быть маленькой, вместимостью 25-35 мл, или большой - до 125 мл. Большой коньячный бокал наполняют только на 1/4-1/5 объема. Выпуклая форма и большой объем дают возможность оценить аромат напитков. При этом бокал обхватывают пальцами, чтобы коньяк нагревался от теплоты рук.

Водку и виски наливают в небольшие, прямого сечения стопки (стаканчики) без ножек. Для виски предназначен специальный стакан: без ножки с толстым, массивным дном. Водку и другие крепкие напитки можно также подавать в небольших (50 мл) рюмках на ножке, с расширяющейся или сужающейся кверху чашей.

Ликерные рюмки , помимо малого размера, отличаются изысканными формами: конусообразные, почти плоские чаши на высокой ножке и т.д.

В зависимости от количества мест в торговом зале ресторана предусматривается:

· фужеров - 3 - 5 комплектов,

· ликерных и коньячных рюмок (0,75 см3),

· рейнвейных и лафитных - 2 - 3,

· бокалов для шампанского - 2,

· водочных - 3 - 5 комплектов.

При сервировке стола стеклянная или хрустальная посуда используется в ресторане в следующем ассортименте:

· рюмки (емкостью 25 см3) - для ликера (при отсутствии коньячных рюмок в них можно подавать коньяк);

· рюмки коньячные (типа «тюльпан», в них наливают коньяка не более 25 см3), расширенные книзу и суженные вверху, на низкой ножке (коньячные рюмки при предварительной сервировке на стол не ставятся);

· рюмки (емкостью 50 см3) подают для водки и горьких настоек, наливок; эта рюмка может быть подана и для коньяка, если гости заказали его для холодных закусок;

· рюмки (емкостью 75 см3) мадерные - для крепленых и десертных вин: портвейна, мадеры, хереса, муската;

· рюмки (емкостью 75 -100 см3) рейнвейные - для белого столового вина: цинандали рислинга, гурджаани, сильванер. Обычный цвет рюмки для белого вина - светло-зеленый. Рейнвейная рюмка может быть зеленовато-золотистого цвета, что подчеркивает натуральный цвет вина. В зарубежных ресторанах для белого вина используются рюмки из белого прозрачного стекла с ножкой из зеленого стекла; когда наливают белое вино, а оно обычно зеленоватого цвета, то вся рюмка приобретает зеленый цвет, что создает дополнительный эффект. Такой рюмкой сервируют стол при заказе рыбных горячих блюд или «белого» мяса птицы;

· рюмки (емкостью 100 - 125 см3) лафитные - для красного столового вина: мукузани, саперави, матраса, гамза; рюмки могут быть розовых оттенков;

· бокалы (емкостью 125 см3) цилиндрической формы, на ножке - для шампанского и игристых вин. Эти бокалы не совсем удобны для наполнения, поэтому рекомендуется подавать для шампанского вазочки, из которых быстрее удаляется углекислый газ и приятнее и удобнее пить;

· фужеры (емкостью 250 - 280 см3) - для минеральной и фруктовой воды; их можно использовать и для пива;

· пивные кружки (емкостью 250 см3 и 500 см3) расширенной книзу и зауженной кверху формы (для пивных баров);

· стаканы чайные (емкостью 200 - 250 см3);

· стопки конусные (емкостью 100 - 150 см3) - для натуральных соков;

· стаканы цилиндрические (емкостью 300 см3) - для виски со льдом и содовой воды и для пуншей со льдом;

· стаканы с утолщенным дном - для кофе гляссе;

· кувшины с крышками (емкостью до 2 л) - для воды, кваса, различных соков;

· креманки на ножке, креманки в виде блюдца - для компота, груш в сиропе, а также других сладких блюд;

· компотницы в виде блюдец с ручками - для сладких блюд;

· розетки (диаметром 90 мм) - для варенья, сахара и лимона;

· салатники из утолщенного стекла для зеленого натурального салата с заправкой уксусом, растительным маслом, горчицей и солью;

· стаканы мерные (мензурки), изготовляются из белого прозрачного стекла емкостью 100, 200 мл конической формы емкостью 150, 200 и 250 мл. На стакане емкостью 100 мл одна риска, соответствующая объему 50 мл, другая - 100 мл; на стакане емкостью 200 мл - одна риска, соответствующая объему 150 мл, другая - 200 мл.

· бокалы - для гоголя-моголя (стеклянные вставки для яиц, смешиваемых с сахаром, в металлической подставке);

· приборы для специй - соли, перца, горчицы;

· вазы для фруктов (диаметром 200, 240 и 300 мм и высотой до 200 мм) в зависимости от заполнения фруктами - 1, 2, 3 кг на вазу; могут быть цветные: синие, розовые, рубиновые, фиолетовые, на высокой ножке для фуршетных столов, на низкой ножке для сервировки банкетных столов, без ножки типа ладьи;

· вазы для срезанных цветов (высотой 10-15 см);

· подставка для срезанных цветов с отверстиями нечетного количества - 1, 3, 5; высотой 20 см;

· вазы (емкостью 3000 см3) - для приготовления крюшона с 10 бокалами и разливной ложкой (на подносе);

· вазы для варенья без ножки;

· вазы для печенья и конфет на ножке;

· ваза-подставка для тортов или пирожных на средней ножке плоской формы;

· вазочка, для шампанского на ножке (емкостью 100 - 125 см3);

· ваза-ладья овальной формы для фруктов и свежих овощей;

· флаконы с притертой пробкой - для подачи уксуса, оливкового масла или подсолнечного масла;

· приборы для специй - соли, перца, горчицы с металлическими крышками;

· графины с пробками для водки, вина и коньяка (емкостью 0,25 л и больше).


Металлическая посуда

Серебро делает обед более изысканным, торжественным. Однако эти металлическая посуда требует специального ухода – ее придется чистить до блеска (следы остаются даже от капель воды).

В ресторанах обычно применяется мельхиоровая посуда. Мельхиор - устойчивый противокоррозийный сплав меди с никелем. При использовании для изготовления посуды и приборов он содержит 18 - 20% никеля и 80% меди и покрывается серебром толщиной от 0,3 мм. Мельхиоровая посуда имеет хороший внешний вид и способствует украшению стола. Кроме того, эту посуду можно подогревать и блюда подавать посетителям горячими. Мельхиоровая посуда практична, не бьется и может долго служить, если ее правильно мыть, полировать и своевременно серебрить. Из мельхиоровой посуды в ресторане используются:

Для подачи закусок:

· икорницы со стеклянной розеткой на 1, 2 и 4 порции - для подачи зернистой и кетовой икры;

· кокотницы - мелкие кастрюльки для грибов в соусе, крабов в соусе, жульенов из дичи и птиц и других горячих закусок;

· кокильницы (раковины) - для судака запеченного (судак «кокиль») и др.;

· сковородки для почек, яиц, отварного картофеля (горячего) к сельди, солянки рыбной, мясной, блинов и других горячих закусок на 1 - 2 порции.

Для подачи первых блюд:

· миски суповые на 1, 2 и 4 порции с крышками (для сохранения требуемой температуры блюд).

Для подачи вторых блюд под соусом:

· баранчики круглые с крышкой на 1 и 2 порции - для подачи мясных блюд в соусе (бефстроганов, голубцов), а также плова, блинов, цветной капусты и др.;

· баранчики овальные с крышкой - для птицы, дичи, мясных и рыбных блюд в соусе на 1, 2 и 4 порции;

· соусники - для горячих соусов на 1, 2 и 4 порции;

· пашотницы-для подачи горячего очищенного яйца к бульону.

Для подачи вторых блюд натуральных жареных:

· блюда овальные на 1, 2, 4 и 10 порций (для банкета) - для котлет по-киевски, жареной рыбы, шашлыков, шницеля и др.;

· блюда круглые на 6 и 10 порций (для банкета) - для индейки, дичи и др.;

· ведерки - для льда и для охлаждения шампанского;

· вертушки - для шампанского;

· грелки - для подогрева красных столовых и крепленых вин и коньяка;

· подставки - для коллекционных вин;

· подставки (из нержавеющей стали) для горячих чугунных сковородок (таганчики);

· подстаканники - для чайных стаканов;

· конусообразные подставки - для укладки раков;

· креманки - для мороженого, мусса, крема, желе, консервированных компотов;

· соковыжималка;

· турочки на 1, 2, 4 порции - для варки и подачи кофе (по-восточному);

· кофейники-молочники на 1, 2 и 4 порции и сливочники на 1 (25 г) и 4 (100 г) порции - для подачи кофе с молоком или сливками;

· ваза для мытья пальцев - после подачи спаржи, раков, цыплят табака;

· подносы круглые, прямоугольные и квадратные (большие и малые);

· подставки для цветов;

· канделябры и подсвечники (на 3,5 свечей);

· подставки для сигарет и сигар.


Посуда и приборы из пластмассы

В ресторанах на речных судах и в самолетах используются следующие виды посуды и приборов из синтетических материалов:

· подносы для подачи различных закусок,

· блюд и напитков;

· хлебницы однопорционные;

· подставки-рюмки для яиц всмятку;

· тарелки закусочные;

· тарелки десертные;

· креманки для сладких блюд и мороженого;

· ложки для мороженого;

· приборы для специй;

· лопатки для икры;

· наколки для бумажных салфеток;

· наколки для цветов.

Для обслуживания приемов по типу «фуршет», «коктейль » в ресторанах используются пластмассовые вилочки, шпажки, зубочистки в основном при подаче бутербродов канапе.


Красочный декор

исполняется либо под глазурью, либо над ней. Подглазурная роспись особенно распространена на китайском фарфоре. Этот метод представляет собой нанесение рисунка непосредственно на черепок, и затем изделие обжигается вместе с глазурью. Старейшая надглазурная техника - это роспись эмалевыми красками, недостаток которых в том, что их палитра довольно ограничена. У разных видов фарфора есть свои особенности нанесения рисунка. На твердом фарфоре, например, такие краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней.

Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета - граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формуются отдельно и потом наклеиваются.

Рынок столовой посуды гораздо менее подвержен технологическому влиянию. Использование в течение многих веков традиционных материалов – разновидностей фарфора, керамики и стекла - сильно ограничивает возможности технологического совершенствования продукции. Зато дает безграничных простор для дизайнеров. Поэтому большинство модных тенденций обычно являются следствием совершенствования в первую очередь внешнего вида.

Также следует отметить тенденцию – об использовании идеи «экологичности» продукции в качестве конкурентного преимущества. Идея обосновывается с помощью нескольких тезисов. Во-первых, стекло – материал «экологичный» по определению и на 100% подлежащий вторичной переработке. Во-вторых, стеклянные изделия более долговечны по сравнению с керамической посудой и на их производство идет меньше энергии и ниже выбросы углекислого газа.

Фужеры и бокалы, изготовленные по самой современной технологии, при внешней хрупкости, выдерживают достаточно сильные удары.

Неожиданные материалы. Достижения современной химии позволили использовать различные материалы для изготовления посуды. Например, искусственный камень - кориан. Он позволяет отливать предметы неожиданной формы, долговечные и простые в уходе.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Таблица 1.

Вид блюда

Посуда

Хлеб, тосты, мучные изделия

Тарелки пирожковые (диаметром 175 мм) Хлебницы

Холодные закуски

Тарелки закусочные (200 мм, могут быть использованы как подставки под салатники)

Салатники квадратные и круглые (порционные или на несколько порций), лотки, селедочницы

Блюда овальные (для нарезки рыбы, мяса, ветчины и т.д.), круглые (для мясных и овощных закусок, бутербродов, канапе)

Вазы на низкой ножке Соусники (для холодных соусов и сметаны)

Первые блюда

Бульонные чашки (вместимостью 250-300 мл - для бульонов, супов-пюре и т.д.)

Тарелки столовые глубокие (диаметром 240 мм, вместимостью до 500 мл и меньшего диаметра, вместимостью до 300 мл; их подают с подставочными тарелками - столовыми мелкими или закусочными)

Суповые миски с крышками (на несколько порций), керамические горшочки на одну или несколько порций

Вторые блюда

Тарелки столовые мелкие (обычно диаметром 240 мм)

Блюда круглые на несколько порций Керамические порционные горшочки

Десерт (сладкие блюда)

Пирожковые тарелки или десертные тарелки мелкие (диаметром 200 мм)

Десертные тарелки глубокие (диаметром 200 мл для сладких фруктовых супов и клубники со сливками)

Блюдо для сыра Вазочки (для варенья, сахара) Креманки (для мороженого, муссов, кремов)

Розетки (диаметром 90 мм для меда, джема, лимона, сахара и т.д.)

Плоская ваза или круглое блюдо для тортов

Десертные тарелки мелкие

Вазы для фруктов (могут состоять из нескольких ярусов)

Чайные чашки (вместимостью 200-250 мл) с блюдцами

Чайник для заварки Чайник для кипятка Молочники, сливочники. Сахарница Пиалы для зеленого чая

Кофейные чашки (вместимостью до 100 мл) с блюдцами

Кофейник для черного кофе


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Столовая посуда - посуда, которой сервируют стол и в которой подают горячие блюда. История появления и перевоплощения столовой посуды складывалась на протяжении столетий, так как она неразрывно связана с культурой принятия пищи.

Корни искусства сервировки стола, наверно, следует искать во времена Итальянского Возрождения, когда купцы устраивали пышные застолья. Эти итальянские традиции обедов Екатерина Медичи, выходя замуж за французского короля Генриха II, захватила с собой во Францию. Но только при Людовике XIV, то есть во второй половине 17 века, во Франции были установлены первые правила сервировки стола и проведения торжественных обедов. Но именно это стало толчком для развития производства столовой посуды, и уже к середине 18 века никого не удивляло обилие фабрик, производящих фарфоровую и стеклянную посуду.

Эту моду подхватила Англия, именно ей в викторианскую эпоху (1837-1901) суждено было стать законодательницей и рьяной поборницей традиций сервировки стола. Виды столовой посуды достигли своего пика - от вилки для шоколада до 8 видов вилок для салата. Не удивительно, что именно в это время отмечается самый высокий в истории уровень производства столовой посуды.

Нынешнее время диктует свои условия, современные темпы жизни не позволяют нам посвящать приему пищи столь большого количества времени, как во времена царствования Виктории. Сервировка стола стала проще, а как следствие сократилось и количество столовой посуды. В обычной жизни мы обходимся небольшим набором, состоящим из двух-трех тарелок, салатника, чашки, вилки, пары ложек и ножа.

И всё же иногда, когда мы празднуем дома какое-нибудь событие, хочется накрыть стол по-настоящему, красиво и роскошно, как в старые добрые времена, когда вкусные блюда, расставленные на изысканно сервированном столе, являлись показателем культуры и вдохновляли гостей и хозяев на высокие беседы. Сервировка стола - это целое искусство, о котором мы обязательно поговорим в другой статье, а пока вернемся к нашей теме и посмотрим, какие виды столовой посуды используются сейчас.

Вид Название Описание
Столовая глубокая Тарелки диаметром 20-24 см и вместимостью 250-500 см 3 . Используется для подачи первых блюд, как горячих, так и холодных.
Столовая мелкая Тарелки диаметром 27-32 см. Используется для подачи вторых блюд (гарниров и блюд с гарнирами).
Закусочная большая Тарелки диаметром 26-31 см. Используется для подачи горячих и холодных закусок, холодных мясных блюд, сладких горячих блюд с соусом.
Закусочная мелкая Тарелка диаметром 20 см. Используется для подачи холодных закусок.
Десертная глубокая Тарелка диаметром 20 см. Используется для подачи десертов с соусами.
Десертная мелкая Тарелка диаметром 20 см, как правило, с волнистым краем или узором по ободку. Используется для подачи фруктов и сладких десертов.
Пирожковая Тарелка диаметром 16-18 см. Используется для подачи хлеба, гренок, пирожков.
Тарелка для рыбы Тарелка длиной 33-37 см и шириной 23-26 см. Используется для подачи блюд из рыбы.
Тарелка-кокиль Используется для закусочных блюд типа устриц, рагу, салатов.
Тарелка-менажница Используется для подачи нескольких видов гарниров и салатов, а также для подачи фондю.
Блюдо Круглые и овальные, квадратные и прямоугольные тарелки диаметром (длинной) 40-45 см. Используются для подачи холодных блюд из рыбы, мяса, птицы и дичи. Также на них можно выложить канапе.
Салатник Глубокие тарелки разных форм объемом от 120 см 3 . Используются для подачи салатов, свежих овощей, солений, маринадов и т.д.
Селедочница Продолговатая тарелка для подачи сельди и рыбных консервов.
Икорная тарелка Тарелка диаметром 15 см. Предназначена для подачи паюсной икры.
Яичная тарелка Предназначена для подачи яичницы.
Блюдце Тарелки, на которые ставят чашки или стаканы.
Розетка Блюдце диаметром 9-10 см. Используется для подачи джема, варенья или меда.
Креманка Глубокая тарелка диаметром 9 см (может быть на ножке). Используется для подачи желе, фруктовых салатов, свежих ягод.
Вид Название Описание
Чашки бульонные Чашки вместимостью 350-400 см 3 с одной или двумя ручками. Используется для подачи бульонов и супов-пюре.
Чашки чайные Чашки вместимостью 200-250 см 3 . Используется для подачи чая, какао и горячего шоколада.
Чашки кофейные Чашки вместимостью 75-150 см 3 . Самые маленькие используется для подачи кофе по-восточному, самые большие - для капуччино.
Кружка Чашка большого объема с ручкой. Предназначение такое же, как у чашки, но их применяют для повседневной жизни, для подачи на стол не пригодны.
Пиала Чашки вместимостью 220-400 см 3 . Используется для подачи зеленого чая и кумыса.
Кесе (кисэ) Чашки вместимостью до 900 см 3 . Используется для подачи лагмана, плова и подобных национальных блюд.

Специальная посуда

Вид Название Описание
Баранчики Блюда с крышкой для подачи: круглые - для горячих блюд из мяса, птицы и блинов; овальные - для горячих блюд из рыбы.
Ваза круглая Ваза диаметром 20-24 см с углублением, может быть одно-, двух- и трехъярусной. Используется для подачи фруктов. Может быть как на ножке, так и без нее.
Ваза плоская Ваза с плоской поверхностью. Используется для подачи тортов и пирожных.
Икорница В таких изящных вещицах подают зернистую икру.
Кокильница Раковина на подставке, как правило, металлическая. Используется для приготовления и подачи на стол рыбы и морепродуктов.
Кокотница Прибор объемом до 90 см 3 . В нем готовят и подают специальные горячие закуски, например, крабов или грибы в сметане.
Кофейник Прибор объемом 200-1000 см 3 для подачи черного кофе.
Кувшин с крышкой Прибор объемом до 2 литров для подачи воды, кваса и подобных напитков.
Молочник Прибор объемом 100-400 см 3 для подачи молока к кофе или чаю.
Пашотница Подставка для подачи очищенных яиц, сваренных в мешочек, к бульону. Также называется кастрюлька, напоминающая по форме половник, в которых эти яйца варятся.
Приборы для специй Небольшие емкости для соли, горчицы, перца и т.д. Масло и уксус подают в специальных бутылочках.
Рюмка Подставка для подачи яиц всмятку диаметром 5 см.
Салфетница Подставка для салфеток.
Сахарница Прибор объемом 100-400 см 3 для подачи сахара.
Сливочник Прибор объемом 50-200 см 3 для подачи сливок.
Соусник Прибор объемом 10-400 см 3 с ручкой и оттянутым носком. Используется для подачи сметаны и различных холодных соусов.
Хренница Прибор объемом 100-200 см 3 для подачи соуса хрена.
Чайник для заваривания Прибор объемом 100-600 см 3 для подачи заваренного чая.

Вся эта столовая посуда изготавливается в основном из фарфора и фаянса. Посуда, в которой не только подают, но и запекают блюда, чаще производятся из нержавеющей стали и мельхиора. Металлическими также часто являются приборы для специй и мелкая специальная посуда (например, мельхиоровая или серебряная икорница с хрустальной вставкой). Керамическая посуда более уместна, если вы подаете на стол соответствующие блюда национальной кухни.

Отдельной темой для разговора являются такие виды столовой посуды, как