Ботаника__Вопросы и ответы уровня «С»

В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;

2) по мере созревания хлоропласты превраща-ются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.

Какие признаки характерны для хвойных растений?

1) размножение семенами, которые лежат открыто на чешуйках шишек

2) для оплодотворения не нужна водная среда

3) листья чешуевидные или игольчатые, покрытые восковым налетом

В чем заключаются основные отличия мхов от папоротников?

Мхи не имеют ни корней, ни корневищ. У мхов гаплоидная фаза развития (гаметофит) преобладает над диплоидной (спорофитом). Спорангии мхов — это коробочки со спорами, а у папоротников — сорусы, расположенные на нижней стороне листьев. У низкоорганизованных мхов еще нет расчленения на органы. Более организованные мохообразные имеют ризоиды, стебли и листья. У папоротников есть корневища, стебель, листья, полностью сформированные проводящие ткани

Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недоступной для многих растений. С чем это связано?

1) корни, как и другие органы растения, осуществляют процесс дыхания и нуждаются в кислороде, на сфагновых болотах из-за плохой аэрации его недостаточно;

2) росту корней мешает также закисление воды и почвы болот;

3) а в воде и почве сфагновых болот скапливаются токсические вещества, мешающие развитию растений.

В чём особенность питания одноклеточных водорослей?

Особенность в том, что они способны поглощать растворенные органические вещества через поры оболочки.

Какие характерные признаки растений вы знаете?

Характерные признаки растений:

1. Клетки растений покрыты толстой плотной целлюлозной клеточной стенкой (оболочкой), которая придает им форму.

3. Растениям характерен процесс фотосинтеза - образования органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии. Поэтому по способу питания большинство растений относится к автотрофам.

4. Клетки растения содержат вакуоли с клеточным соком, они регулируют осмотическое поступление воды в клетку, а также в них скапливаются запасные питательные вещества и продукты обмена веществ клетки.

В чём заключается значение фотосинтеза для жизни на Земле?

Значение процесса фотосинтеза для жизни на Земле заключается в следующем: фотосинтез обеспечивает все живые организмы необходимыми им органическими веществами. В ходе фотосинтеза световая энергия превращается в доступную для живых организмов химическую энергию. В световой фазе фотосинтеза выделяется побочный продукт — молекулярный кислород, необходимый для дыхания большинству организмов.

Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве?

При избытке воды в почве возникает недостаток кислорода, который необходим для дыхания растения. Прорастающие семена большинства растений значительную часть кислорода получают из свободных пространств почвы, а не из воды.

Почему покрытосеменные заняли господствующее положение на Земле?

1) Жизненные формы покрытосеменных представлены деревьями, кустарниками, травами, что обусловливает их наибольшую экологическую пластичность.

2) Вегетативные органы (корни, листья, побеги) имеют многочисленные видоизменения и

3) являются самыми специализированными по строению и функциям.

4) Семена покрытосеменных защищены околоплодником, что способствует их лучшему сохранению и распространению.

5) Для оплодотворения не требуется вода, а способы опыления очень разнообразны (насекомыми, ветром, самоопыление и т.д.).

6) Они распространяются с помощью ветра, воды, животных или человека.

Какую роль играют устьица в жизни растений?

Устьице — высокоспециализированное образование эпидермиса растений, состоящее из двух замыкающих клеток и межклетника (устьичной щели) между ними. Через устьице осуществляется транспирация и газообмен. Транспирация — испарение воды растением. Транспирация регулирует водный и температурный режим растения.

Как можно объяснить, что многоклеточные растения состоят из нескольких видов тканей?

С появлением многоклеточное появились разные функции у органов растения, а эти функции могли выполняться только специальными образованиями — тканями. К органам, далеко располагающимся друг от друга, необходимо проводить вещества, это делают проводящие ткани. Излишки веществ накапливаются в клетках основной ткани и т.д.

Известно, что перед пересаживанием в грунт молодых растений проводят их пикировку (отщипывают кончик главного корня). Зачем это делают?

Элементы ответа:

1) при пикировке растений активизируется рост придаточных и боковых корней;

2) из-за увеличения общего количества придаточных и боковых корней улучшается минеральное питание растения, что и стимулирует его рост.

На приведенной схеме подпишите основные части цветка.

Элементы ответа:

1 — пестик, 2 — тычинка, 3 — лепесток, 4 — чашелистик, 5 — цветоложе.

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения ошибок.

1. Цветок - орган размножения покрытосеменных растений.

2. Цветок представляет собой видоизмененный лист.

3. Функции цветка - это половое и бесполое размножение

4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.

5. В цветке имеются пестики и тычинки.

Элементы ответа:

1) цветок — это видоизмененный побег;

2) цветок — это орган полового размножения, к бесполому размножению он отношения не имеет;

3) не все цветки содержат пестики и тычинки, имеются раздельнополые (пестичные и тычиночные цветки), кроме того пестик в цветке может быть один.

При введении картофеля в культуру в России возникли картофельные бунты. Почему крестьяне не хотели выращивать это растение?

Элементы ответа:

1)крестьяне не знали, что в пищу необходимо употреблять клубни, и ели зеленые ягоды;

2)ягоды картофеля ядовиты и вызывают тяжелые отравления.

Каковы основные особенности строения клеток растений?

Элементы ответа:

1) наличие жесткой целлюлозной клеточной стенки;

2) наличие вакуолей с клеточным соком;

3) наличие пластид.

Каковы основные отличительные особенности высших растений по сравнению с низшими?

Элементы ответа:

1) приспособленность к размножению в наземной среде;

2) наличие хорошо дифференцированных тканей и органов;

3) органы размножения многоклеточные.

На рисунке изображен поперечный разрез корня в зоне всасывания: Подпишите части, обозначенные цифрами.

Элементы ответа:

1 — осевой цилиндр, 2 — сосуды ксилемы, 3 — флоэма, 4 — корневой волосок, 5 — эндодерма

Найдите ошибки в тексте, укажите номера предложений, в которых они допущены. Объясните их.

1.Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные.

2.Двудольные растения произошли от однодольных и у них много общих черт.

3.Зародыш двудольных состоит из двух семядолей.

4.Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным и дуговым жилкованием.

5.Однодольные растения обычно имеют мочковатые корни, трехчленный тип строения цветка.

6.В основном это травянистые растения.

Ошибки допущены в предложениях 1,4.

1 — прокариоты; 4 — хемосинтезирующие бактерии.

1. Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами были эукариоты.

2. Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.

3. Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов питания.

4. Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразные растения.

5. В результате фотосинтеза в атмосфере Земли появился свободный кислород.

Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.

Элементы ответа:

1)Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой.

2)При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления и роста) и идет развитие боковых и придаточных корней. При укоренении стеблевых черенков смородины развиваются придаточные корни. Таким образом корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней).

Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений.

Элементы ответа:

1) Для растений: благодаря насекомым увеличивается вероятность опыления, увеличивается возможность приобретения потомством новых признаков (изменчивость и лучшая приспособленность).

2) Для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца и нектар), убежищем.

Какая ткань цветковых растений связывает его органы в единое целое?

Проводящая ткань (ксилема и флоэма)

Почему грибы выделяют в особое царство органического мира?

Элементы ответа:

1) грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов 2) грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков

3) в отличие от животных грибы растут в течение всей жизни

4) их тело состоит из тонких ветвящихся нитей — гифов, образующих мицелий, или грибницу

5) клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена

Какие признаки характерны для покрытосеменных растений?

Элементы ответа:

1) наличие цветка

2) наличие плодов с семенами

3) двойное оплодотворение

4) большое разнообразие экологических форм и групп

С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей.

Какие признаки характерны для царства растений?

1) Наличие в клетках хлоропластов, в которых происходит фотосинтез

2) Наличие в клетке оболочки из клетчатки и вакуолей с клеточным соком

3) Растут в течение всей жизни, большинство не перемещается с одного места на другое.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:

1) 2 - среди грибов есть и одноклеточные, например, дрожжи;

2) 3 -среди грибов отсутствуют автотрофы (так как их клетки не имеют хлорофилла);

3) 4 - клеточные стенки грибов состоят из хитина, а не из целлюлозы.

Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

Элементы ответа:

1) возникновение покровной ткани - эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;

2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;

3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;

4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.

Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните .

Элементы ответа:

1) из корня в листья вода и растворенные в ней минеральные соли передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;

2) восходящему току растения способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

Элементы ответа:

1) способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;

2) способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;

3) увеличивает поступление кислорода к корням.

Каковы характерные признаки царства грибов?

Элементы ответа:

1) тело грибов состоит из нитей - гифов, обра-зующих грибницу;

2) размножаются половым путем и бесполым (спорами, грибницей, почкованием);

3) растут в течение всей жизни;

4) оболочки клеток содержат хитиноподобное вещество, запасное питательное вещество -гликоген.

Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.

Элементы ответа:

1) передвижение воды и минеральных веществ осуществляется по сосудам древесины;

2) передвижение органических веществ происходит по ситовидным трубкам луба;

3) вода и минеральные вещества от корней по стеблю к листьям передвигаются в результате корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды;

4) органические вещества перемещаются из фотосинтезирующих клеток за счет разницы концентрации и давления.

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1.У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.

2.Они дышат, питаются, растут и размножаются.

3.При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

4.Они растут только в первый годы жизни.

5.Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

Элементы ответа:

1)3- при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ;

2) 4 - растения растут в течение всей жизни;

3) 5 - не все растения образуют семена

В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предвари-тельно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы расте-ния, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.

Элементы ответа:

1) масса растения увеличилась за счет органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза;

2) в процессе фотосинтеза используются вода и углекислый газ, которые поступают из внешней среды.

Чем отличаются корнеплод и корневые клубни?

Корнеплод образуется из главного корня и нижнего участка стебля, корневые клубни — из боковых и придаточных корней.

В чём значение для растений средних широт листопада?

1)Листопад — это приспособление растений к уменьшению испарения воды осенью и зимой.

2)А так же уменьшается вероятность обламывания ветвей под тяжестью снега.

3)Кроме того, так из растения удаляются вредные накопившиеся за лето вещества.

Каковы отличительные особенности бурых водорослей?

Элементы ответа:

2) основным запасающим продуктом является ламинарии;

3) в жизненном цикле присутствуют подвижные стадии;

4) все бурые водоросли многоклеточные.

Какие существуют способы распространения плодов и семян?

Элементы ответа:

1) с помощью ветра;

2) с помощью воды;

3) с помощью животных и человека;

4) саморазбрасыванием.

Чем отличаются зародыши двудольных и однодольных растений?

Элементы ответа:

1) у двудольных зародыш обычно имеет две семядоли, у однодольных — одну;

2) у двудольных зародыш симметричный — почечка занимает верхушечное положение, а семядоли располагаются по бокам зародыша, у однодольных — зародыш асимметричный — семядоля занимает верхушечное положение, а почечка находится сбоку;

3) у двудольных семядоли обычно прорастают надземно, у однодольных — обычно подземно.

В чем состоит экологическое значение клубеньковых бактерий для растений?

Клубеньковые бактерии образуют симбиоз с бобовыми растениями и участвуют в фиксации атмосферного азота в минеральные соединения, доступные растениям.

Почему лишайники очень выносливы?

Выносливость лишайников объясняется возможностью как автотрофного, так и гетеротрофного питания, а также способностью впадать в состояние анабиоза, при котором организм сильно обезвоживается.

Как человек использует бактерии?

Элементы ответа:

1) в очистных сооружениях;

2) в быту и пищевой промышленности;

3) в микробиологическом синтезе;

4) для получения ряда лекарств.

Чем грибы отличаются от растений?

Элементы ответа:

1) гетеротрофный способ питания;

2) запасное питательное вещество гликоген;

3) наличие в клеточных стенках хитина.

Что называют двойным оплодотворением?

У цветковых растений, кроме слияния гаплоидных гамет — одного из спермиев с яйцеклеткой и образования диплоидной зиготы, из которой развивается зародыш семени, происходит слияние второго спермия с диплоидной вторичной клеткой и образование триплоидных клеток, из которых образуется эндосперм.

Назовите отличительные признаки царства грибов от царства растений.

Элементы ответа:

1) грибы — гетеротрофы, не способны к фотосинтезу

2) грибы отличаются клеточным строением: не имеют хлоропластов, клеточная стенка содержит хитин, запасное питательное вещество - гликоген;

3) тело грибов образовано гифами.

Почему псилофиты первыми освоили сушу

Элементы ответа:

1)появление покровной ткани - эпидермиса с устьицами - способствующей защите от испарения;

2)появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;

3)появление механической ткани, выполняющей опорную функцию;

4)образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.

Какой вред березе приносит гриб-трутовик?

В чем проявляется сходство и отличие плодов растений семейства Сложноцветные и семейства Злаковые?

Элементы ответа: общие признаки:

1) односеменные сухие невскрывающиеся плоды;

различия:

2) у злаковых плод зерновка, а у сложноцветных - семянка;

3) у зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки.

Назовите приспособления растений к жизни в засушливых условиях.

Элементы ответа:

1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;

2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;

3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

Найдите ошибки в этом ответе ученика и прокомментируйте их.

Растения семейства Бобовые имеют правильный пятичленный цветок, плод стручок и мочковатую корневую систему.

Элементы ответа:

1)цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток парус, парные лепестки весла и сросшиеся лепестки - лодочка;

2)корневая система стержневого типа;

3) плод - боб, а не стручок.

Какое значение в жизни растений имеет выставление пчеловодами ульев на поля гречихи?

Пчёлы питаются пыльцой и нектаром гречихи, осуществляют перекрёстное опыление, что повышает урожайность растений.

Докажите, что корневище ландыша - видоизмененный побег.

Элементы ответа:

1)корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;

2) на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;

3)от корневища отходят придаточные корни;

4)внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.

Каково значение различных цветков в соцветиях растений семейства Сложноцветные?

Элементы ответа: разные типы цветков в соцветии сложноцветных выполняют различные функции:

1) привлечение насекомых - ложноязычковые и воронковидные;

2) образование семян - трубчатые и язычковые цветки.

Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются.

Мелкие семена содержат мало питательных веществ, недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.

Какие особенности строения плода - костянки обеспечивают распространение семян многих представителей растений семейства Розоцветные?

Элементы ответа:

1) костянка - односеменной плод с яркоокрашенной сочной мякотью, чем привлекает животных;

2) костянки поедаются птицами или млекопитающими, при этом семена, покрытые одревесневшей частью околоплодника, не перевариваются в пищеварительном канале животного и с пометом удаляются наружу

Почему урожайность картофеля возрастает после окучивания?

Окучивание стимулирует образование придаточных корней, а значит, увеличивает массу корневой системы. В результате улучшается корневое питание и повышается урожайность картофеля.

В каких процессах жизнедеятельности растений участвует вода?

Вода участвует в корневом питании, передвижении веществ внутри растения, фотосинтезе и испарении, охлаждая поверхность листь-ев и оберегая их от ожогов.

Почему лишайники могут жить в бесплодных местах, где другие организмы не выживают?

Лишайник — это симбиотический организм. Его тело (слоевище) состоит из гриба и водоросли. Лишайники могут расти на камнях, на стенах, на песке. Им не нужна почва. Гифы гриба поглощают влагу дождей, росы и туманов всей своей поверхностью. Одноклеточные водоросли, содержащие хлорофилл, вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.

Почему выход растений из воды на сушу стал возможен с появлением тканей?

На суше условия жизни растений более жесткие, чем в воде. Чтобы к ним приспособиться, необходимы специа-лизированные ткани. Так, механическая ткань поддержива-ет растение. Покровная ткань защищает от высыхания и сол-нечных ожогов. Всасывающая ткань обеспечивает поступле-ние воды из почвы. Проводящая ткань распространяет воду и растворенные в ней вещества по всему растению. Таким об-разом, эти ткани компенсируют недостатки наземно-воздушной среды: низкую плотность, нехватку воды, высокую интен-сивность освещения.

Для чего производят прищипку главного корня у некоторых культурных растений?

Чтобы стимулировать рост придаточных и боковых корней, развивающихся в верхнем, более плодородном, слое почвы.

Что представляют собой споры растений и грибов?

Размножение спорообразованием характерно для водорослей, мхов, папоротникообразных, грибов. Споры — специальные клетки, часто покрытые плотной оболочкой, защищающей их от неблагоприятных внешних воздействий. Обычно споры образуются в больших количествах и имеют ничтожный вес, что облегчает их распространение ветром и животными. Вследствие малых размеров спора содержит лишь минимальный запас питательных веществ. Из-за того, что многие споры не попадают в подходящее для прорастания место, их потери очень велики. В благоприятных условиях среды оболочка споры раскрывается, клетка многократно делится и дает начало новому организму.

Прочитайте текст «Оплодотворение у цветковых растений» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

1. Пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорастает. 2. Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются женские гаметы - яйцеклетки. 3.Удлиняясь, трубка проходит между клетками рыльца, столбика и достигает семязачатка. 4. В зародышевом мешке содержатся два зрелых спермия. 5. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй погибает. 6. Слияние женской и мужской гамет называют оплодотворением.

Элементы ответа:

1) 2 - Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются мужские гаметы- спермии

2) 4 - В зародышевом мешке содержится яйцеклетка и центральное ядро.

3) 5 - Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй спермий с центральным ядром.

К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

К загрязнению окружающей среды.

Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

Деревья вступают в симбиоз с грибами, отчего растения хорошо приживаются, легче переносят неблагоприятные условия, особенно засуху, т.к. корни растений получают дополнительное питание.

Какова функция хлорофилла в растительной клетке?

Поглощает энергию солнечного света и преобразует её в химические связи органических веществ.

С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

При удалении зоны деления и зоны роста главного корня, ак-тивизируется деление и рост клеток на кончиках боковых корней. За счет разрастания боковых корней увеличивается площадь по-верхности всасывания питательных веществ.

Ответ: Для увеличения числа боковых корней, что приводит к увеличению площади питания растений.

Почему при выращивании растений необходимо рыхлить почву?

В рыхлой почве содержится больше кислорода, необходимо-го для дыхания растений. Кроме того, при рыхлении нарушаются почвенные капилляры, по которым вода легко поднимается к по-верхности и затем испаряется. Таким образом происходит удержа-ние влаги в почве (именно поэтому рыхление часто называют су-хим поливом).

Ответ: Чтобы улучшить дыхание корней и уменьшить испа-рение воды из почвы.

Какова роль мхов в природе?

Мхи - представители царства растений. Ответ должен отра-жать роль растений в природе и специфическую роль мхов, связан-ную с их способностью накапливать воду и формировать торфяные отложения.

Ответ:

1) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород;

2) накапливают и удерживают воду, вызывают заболачивание почвы;

3) способствуют образованию торфа;

4) являются продуцентами в экосистеме и звеном в цепи пи-тания.

Опытные садоводы удобрения вносят в почву по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему?

Корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня. Корни с развитой зоной всасывания -корневыми волосками - находятся по краям приствольных кругов.

Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?

Нельзя повреждать грибницу, так как на разрушенной грибнице не вырастут новые плодовые тела.

Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?

Вещества, растворенные в воде, перемещаются из клетки в клетку через поры в оболочке и через мембрану путем осмоса

1) Обработка семян перед посевом ядохимикатами.

2) Применение севооборота.

3) Посев устойчивых к головнёвым грибам сортов растений.

Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов?

1) Грибы - одноклеточные и многоклеточные организмы, тело которых состоит из тонких нитей - гифов.

3) Размножение грибов: спорами, частями грибницы - вегетативное размножение; почкованием у дрожжей; половое размножение у некоторых грибов

Среди высших представителей растительного царства находится отдел Голосеменных растений. В этой статье вы узнаете, каковы особенности строения голосеменных растений, познакомитесь с их признаками, найдёте интересные факты о них.

Общая характеристика

Особенностью строения данного отдела растений является наличие семязачатков, которые в дальнейшем преобразуются в семя, но при этом цветок и плод отсутствуют.

Голосеменные растения являются одними из древнейших на планете. Произошли они от папоротников и первые представители данного отдела датируются поздним девонским периодом. Наибольшего пика развития они достигли уже в конце палеозойского периода.

Жизненные формы данного отдела, в основном, составляют деревья и кустарники. Отличительной характеристикой их является то, что все они вечнозелёные растения. Хотя встречаются виды листопадных деревьев и лиан.

Такой орган, как лист, у данных растений имеет разнообразные формы:

  • чешуевидные;
  • игольчатые;
  • перистые;
  • двулопастные;
  • разветвлённые.

Семяпочки располагаются свободно внутри чешуевидных листьев. У семейства Хвойных они формируют спиралевидную шишку, в которой созревают двудольные семена.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Шишки хвойных растений бывают мужские и женские. В мужской шишке формируются пыльцевые зёрна, которые с помощью ветра переносятся на женскую шишку.

Классификация

  • хвойные (55 родов, 560 видов);
  • гнетовые (3 рода, 70 видов);
  • саговниковые (20 видов);
  • гинкговые (1 вид).

Самым распространённым классом являются Хвойные. Растут они на всех континентах планеты. У таких деревьев и кустарников листья чешуевидные или игольчатые. Сосуды в древесине отсутствуют, зато есть трахеиды (удлинённые древесные клетки). У всех представителей класса Хвойных выделяется смола, которая помогает заживлять древесные повреждения.

Класс Хвойных имеет семь семейств, самым распространённым из которых является семейство Сосновых. Примером голосеменных растений данного семейства выступают сосна, ель, пихта, лиственница. Не менее известно семейство кипарисовых (кипарис, можжевельник, туя).

Семейство Сосновые

Широко известны два вида данного семейства: сосна обыкновенная и ель европейская. Далее предлагаем вам описание самых известных деревьев, относящихся к сосновым.

Сосна - светолюбивое растение. Его крона расположена, в основном, на самой верхушке дерева. Высота достигает 50 метров. Листья игловидные, расположенные на укороченных побегах. Продолжительность жизни хвоинок - 2-3 года, после чего она опадает, заменяясь новой хвоей. Сосны неприхотливы к почве, могут произрастать в любых условиях, приспосабливаясь к ним. Так, на песчаных почвах корни дерева уходят в глубину, в болотистой местности - располагаются на поверхности.

Ель обыкновенная растёт в европейской части России. Для кроны характерна конусообразная форма. Это теневыносливое дерево, обитающее на глинистых почвах. Хвоя короткая, располагается на удлинённых побегах. Продолжительность жизни хвои - 7-9 лет, после чего происходит обмен.

Лиственница - хвойное дерево с опадающей хвоей. Она плоская, достаточно мягкая, поэтому на зиму опадает.

Пихта очень похожа на ель, но имеют хвоинки длиннее и не такие колючие. Шишки растут вертикально, как свечи.

Секвойя - самое высокое хвойное дерево, произрастающее в Северной Америке. Его высота может достигать 112 метров.

Рис. 3. Представители семейства хвойных.

Значение голосеменных растений

Чтобы детально разобраться со значением данных растений, предлагаем следующую таблицу:

Название

Значение в природе

Значение для человека

– поглощают углекислый газ, выделяя при этом кислород;

– выполняют климатообразующую функцию;

– защищают почвы от эрозии;

– источник питания и местожительства многих животных.

Изготовление мебели, используют в фармакологии, обустройство рекреационных зон.

Строительный материал, ландшафтный дизайн.

Изготавливают бумагу, источник витамина С, лекарственное растение, используют в ландшафтном дизайне.

Лиственница

Изготовление скрипок, строительный материал, ландшафтный дизайн.

Что мы узнали?

Голосеменные растения являются самыми древними на планете. От покрытосеменного отдела их отличает отсутствие цветка и защитного покрытия вокруг семени. Жизненные формы представлены древесными культурами и кустарниками. Самым многочисленным классом являются Хвойные. Листья у них видоизменены на хвою, которая является вечнозелёной. Представители семейства Сосновых широко используются как строительный материал и в фармакологии. Они отлично очищают воздух, обогащая его кислородом. С помощью данного материала можно вспомнить изученные темы по биологии за 6 класс, подготовиться к проверочной работе.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 537.

Голосеменные относятся к семенным растениям. В отличие от покрытосеменных они не образуют цветков и плодов, а их семена лежат «голо» на внутренних сторонах чешуек шишек. Шишка является видоизмененным побегом с чешуевидными листьями.

Для хвойных характерны особенные листья, которые называют хвоей. Они похожи на иголки, покрыты кутикулой, а устьица глубоко погружены в ткань листа. Всё это служит приспособлением для уменьшения испарения. В среднем каждая хвоинка живет несколько лет.

Ткани стебля голосеменных лучше дифференцированы, чем у папоротников. Есть кора и древесина, однако сердцевина слабо выражена, а проводящая ткань состоит из трахеид. У голосеменных развит камбий и вторичная древесина, поэтому их стволы достигают существенных размеров.

У хвойных деревьев в стволах есть смоляные ходы. Это межклеточные полости, в которые выстилающими их клетками выделяются смолы и эфирные масла. Эти вещества препятствуют проникновению насекомых и бактерий.

В отличие от высших споров растений, высшие семенные растения (голосеменные и покрытосеменные) в процессе эволюции дальше зашли на сушу. Их процесс размножения не зависти от наличия воды. Так пыльца голосеменных растений переносится ветром, а оплодотворение происходит при помощи пыльцевой трубки.

Сосна

Сосна широко распространена в Северном полушарии, особенно в умеренном климате. Это нетребовательное к почве дерево, но требовательное к свету (является светолюбивым). Сосну можно встретить не только в хвойных лесах, но и на болотах, скалах, песках. При этом в зависимости от условий произрастания, сосна выглядит по-разному. Так в лесу у сосны сильно развивается главный корень, он уходит вглубь. На открытой местности развиваются боковые корни, занимая большую площадь у поверхности. Сосны, растущие в лесу, выше, чем растущие на открытой местности, они достигают высоты около 40 метров. Однако в лесу у сосен нижние ветви отмирают из-за недостатка света. Сосна, растущая на открытой местности, имеет более раскидистую форму, ее ветви начинаются в нижней части ствола.

Длительность жизни сосны около 300 лет.

Размножение сосны

На побегах сосны весной образуются мужские и женские шишки.

Мужские шишки собраны в группы, напоминающие соцветия, имеют желтовато-зеленый цвет и вырастают у основания побегов. В группе мужские шишки находятся близко рядом друг с другом. На нижней стороне каждой чешуйки развивается 2 пыльцевых мешка. В них происходит созревание пыльцы. Пыльца голосеменных гаплоидная, т. е. имеет одинарный набор хромосом. У пыльцевого зерна сосны есть два воздушных мешка. Это является приспособлением для переноса пыльцы ветром.

Женские шишки сосны более крупные, имеют красноватый цвет, растут по отдельности, а не группами. Женские шишки вырастают на верхушках побегов. На каждой чешуйке шишки развивается по 2 семяпочки. Семяпочки по-другому называют семязачатками .

В конце весны или начале лета происходит опыление. Пыльца высыпает из мужских шишек и разносится ветром. При этом некоторые из пыльцевых зерен попадают на чешуйки женских шишек. После этого чешуйки смыкаются и склеиваются смолой.

После опыления женская шишка растет и одревесневает. При этом оплодотворения не происходит. Лишь через год пыльца прорастает и дает начало мужскому гаметофиту. Одна его клетка называется вегетативной , она развивается в пыльцевую трубку. Другая клетка называется генеративной , из нее образуются два спермия. Пыльцу называют микроспорой .

Семяпочка представляет собой макроспору , которая развивается в женский гаметофит, состоящий из яйцеклетки и эндосперма.

По пыльцевой трубке один из спермиев оплодотворяет яйцеклетку, в результате образуется зигота. В дальнейшем из нее развивается зародыш, имеющий корешок, стебелек, несколько семядолей и почечку. Из семязачатка формируется семя.

К концу созревания семени шишки сосны становятся темно-коричневыми. Семена созревают только к осени следующего года. Зимой чешуи шишек расходятся и семена выпадают из них.

Семена сосны имеют крыловидные отростки. Благодаря этому они легко разносятся ветром на большие расстояния.

Ель

В отличие от сосны, ель является теневыносливым растением. Ее крона растет от самого низа ствола и имеет пирамидальную форму. Поэтому еловые леса темные, травы в них почти не растут из-за недостатка света у поверхности земли.

Ель растет на плодородны почвах, в местах с достаточной влажностью.

Корневая система ели располагается ближе к поверхности почвы, хуже развита, чем у сосны. Поэтому ели не выносят сильных ветров, которые могут вырывать из почвы целые еловые посадки.

Если у сосен каждая хвоинка живет несколько лет, то у елей они живут до 9 лет. Хвоинки ели располагаются по одиночке.

Шишки ели более крупные, чем у сосны. Достигают 15 см в длину. Кроме того, от начала появления шишки до ее созревания проходит один год.

Ели живут до 500 лет.

Значение хвойных

Там, где много хвойных и смешанных лесов, существенна их роль в образовании кислорода и органического вещества.

Задерживая таяние снега, хвойные леса обогащают почву влагой.

Сосна выделяет особые летучие вещества, обладающие антибактериальным свойством, - фитонциды.

Велико значение хвойных и в жизни человека. С древних времен человек использует их древесину как строительный материал. Из древесины сосны изготавливали корабли. Древесину секвойи (красное дерево) используют как отделочный материал. Древесина лиственницы отличается устойчивостью к гниению. Из древесины ели изготавливают бумагу.

Хвойные используются в химической промышленности. Так из них получают скипидар, пластмассы, канифоль, лаки, спирты.

Семена сибирской кедровой сосны похожи на орешки. Они употребляются в пищу и из них изготавливают масло.

Шишки можжевельника похожи на ягоды. Их используют как лекарственное средство.

Среди хвойных есть декоративные растения.


Общие признаки

К семейству голосеменных относится около 700 видов. Голосеменные размножаются семенами. Стало быть, это семенные, а не споровые растения. Однако их семязачатки и семена располагаются более-менее открыто. У них нет пестиков, как у цветковых растений, отсутствуют завязи и плоды.

Общие признаки хвойных

Все хвойные - деревья, редко кустарники. Листья их игольчатые или чешуевидные, вечнозеленые (кроме лиственницы), слабо испаряющие воду. У них хорошо развита древесина, но настоящие сосуды отсутствуют. Вследствие этого вода передвигается медленнее, чем у цветковых растений, благодаря чему испарение влаги уменьшается. У всех хвойных образуется смола, заживляющая раны в местах повреждения. У хвойных имеются мужские и женские шишки.

В России в природе наиболее распространены следующие роды хвойных: ель, сосна, пихта, лиственница, можжевельник.

Строение сосны и ели

Сосна - высокое стройное дерево. У старых сосен, выросших в лесу, самые нижние сучья располагаются не менее чем в 10 м от поверхности земли; у одиноких сосен ствол ниже и толще. Наиболее крупные ветви у сосны находятся в мутовках, по ним можно приблизительно установить возраст дерева (но не очень старого). Хвоинки располагаются по две, на сильно укороченных побегах. Они покрыты толстой кожицей; устьица находятся в углублениях. Сосудистых пучков всего два, и они не ветвятся. Подобное строение позволяет сосне, как и большинству других хвойных, экономить влагу (ведь у них нет настоящих сосудов).

Ель - не менее высокое дерево. Листья ели - тоже хвоинки, более короткие и колючие, нисбегающие на стебель.

Эколого-биологические особенности ели и сосны тоже различны. Сосна светолюбива, не может расти под пологом ели; хвоя существует 2 - 3 года; может расти на бедных почвах, песках, скалах, болотах; толстая пробка стволов позволяет переносить не очень сильные пожары; корневая система обычно стержневая (поверхностная только на болотах). Ель теневынослива, хорошо растет под пологом сосны; хвоя существует 6-8 лет (в горах - до 15 лет); хорошо растет только на богатых почвах; пробка тонкая, плохо защищает от пожаров; корневая система поверхностная.

Таким образом, сосна в одних отношениях более конкурентоспособна, чем ель, в других - менее. В целом это определяет их сложные взаимоотношения.

Размножение сосны

Мужские шишки мелкие, желтые, собраны помногу в группы ("сошишия"). Каждая шишка состоит из оси, на которой расположены чешуйки. На каждой чешуйке, с ее нижней стороны - по два пыльцевых мешочка, где созревает пыльца. Таким образом, чешуйки соответствуют тычинкам цветковых растений. Пылинка имеет два крупных воздушных мешка и легко переносится на десятки и даже сотни метров.

Женская шишка представляет собой ось, на которой располагаются чешуи. На верхней стороне каждой чешуи находится по два семязачатка, обращенных пыльцевходами к основанию чешуи. Когда пылинки попадают на женские шишки, последние имеют длину всего около 5 мм. Оплодотворение происходит только следующим летом. К этому времени внутри семязачатков образуются яйцеклетки, появляется питательная ткань - эндосперм. В пылинках образуются мужские гаметы - спермин. Они лишены жгутиков, как у цветковых растений.

После оплодотворения семязачаток превращается в семя. Оно состоит из семенной кожуры, эндосперма и зародыша, развивающегося из оплодотворенной яйцеклетки - зиготы. Таким образом, семя сосны, да и других хвойных, в общем похоже на семя цветковых растений. Но эндосперм здесь другого происхождения. Он образовался из тела заростка.

Периодизация в размножении сосны следующая.

Первое лето. Женские шишки красноватые, около 5 мм длиной. В семязачатках еще нет яйцеклеток и эндосперма. Пылинки попадают на женские шишки.

Второе лето. Женские шишки зеленые, около 3-4 см длиной. В семязачатках образовались эндосперм и яйцеклетки. Происходит оплодотворение.

Ближайшая зима. Женские шишки бурые, около 5-6 см длиной. Семязачатки превратились в семена. В конце зимы семена, снабженные пленчатыми крылышками, распространяются ветром.

Следует иметь в виду, что у одной и той же сосны можно видеть одновременно женские шишки разного возраста.

Разнообразие хвойных. Примерно треть всех видов хвойных составляют сосны. У всех сосен укороченные побеги, но не обязательно с двумя хвоинками - их бывает 3, 4 и 5. (Например, 5 хвоинок у кедровых сосен, дающих "кедровые орешки". В Сибири и на Дальнем Востоке, где они растут, население называет их кедрами, что неточно) Настоящие кедры в России в диком состоянии не произрастают. Сосны различаются друг от друга также длиной хвоинок (до 30 см длиной), формой и размерами шишек (у некоторых сосен массой до 2 кг).

Пихта. Дико растет в Сибири, на Урале, Кавказе, в Карпатах. Немного похожа на ель, но хвоя плоская (у ели трехгранная), а шишки стоят как свечи (у ели свисают).

Лиственница. Дико растет главным образом в Сибири. Хвоя в пучках, мягкая. Листопадное дерево, часто разводится в городах.

Можжевельник обыкновенный. Охраняемая, медленно растущая и во многих районах исчезающая древесная порода. Шишки с очень сочными чешуями, похожи на ягоды.

Кипарис. На территории нашей страны встречается только в культуре на Кавказе. Хвоя не игольчатая, а в виде чешуек.

Туя. Встречается и в средних широтах, но также и в культуре. Похожа на кипарис, но побеги кажутся сплюснутыми.

Отметим некоторые рекордные показатели, свойственные хвойным.

Секвойя вечнозеленая (США, районы близ Тихого океана) - самое высокое дерево мира (до 120 м).

Пихта Нордманна (Кавказ) - самое высокое дерево в России (до 60-70 м).

Сосна остистая (США, Калифорния) - самое долгоживущее дерево мира, почти до 5000 лет.

Значение хвойных. Хвойные имеют колоссальное значение как лесообразующие породы. В умеренно холодных районах Северного полушария большая часть лесных площадей занята именно хвойными лесами. Их ценнейшая древесина используется для строительства. Хвойные леса часто хищнически вырубаются. Важнейшая задача лесоводства - восстановление хвойных лесов.