Определение 1

Высшие споровые растения - это растения, которые населяют наземную среду и размножаются спорами.

Высшие споровые растения - это новый этап в эволюционном развитии растений. Высшим растениям, в отличие от низших, присуще расчленение тела на вегетативные органы: корень, листья и стебель . Вегетативные органы построены из разнообразных тканей.

Все высшие споровые растения, как правило, обитатели суходола, но среди них есть и обитатели водоёмов.

К высшим споровым растениям относятся все наземные листостеблевые растения, которые размножаются спорами. Это представители отделов:

  • Мохообразные, или Мхи (25 тыс. видов);
  • Плаунообразные, или Плауны (400 видов);
  • Хвощеобразные, или Хвощи (32 вида);
  • Папоротникообразные, или Папоротники (10 тис. видов).

Высшие растения появились в далёкой древности. Возможными их предками были бурые или зелёные водоросли, которые достигли высокой дифференциации тела и органов полового размножения.

Водная среда заселена в основном низшими растениями, тогда как на суше господствующими есть высшие, у которых с выходом на сушу образовался ряд характерных приспособлений к новой среде.

Характерные признаки высших споровых растений

    Наличие разных типов тканей

    Внешне растения покрыты тканью, защищающей их от неблагоприятных условий. Процесс фотосинтеза обеспечивается хорошо развитой хлорофиллоносной тканью. Благодаря наличию проводящих тканей происходит обмен веществ между подземными и надземными органами. Кроме того, хорошо развиты механические (опорные) и запасающие ткани.

    Расчленение тела на органы

    Прежде всего у высших растений сформировались специальные органы поглощения минеральных веществ из субстрата - ризоиды и корневые волоски. Поскольку общей биологической чертой всех высших растений является автотрофное питание, у них образовался фотосинтезирующий орган - листок. Стебель и корень сформировались для связи двух важных конечных аппаратов - корневого волоска и зелёной клетки листка, а так же для обеспечения стойкости растения в воздушной среде и почве.

    Органы полового размножения всегда многоклеточные

    Бывают двух типов: мужские (антеридии) и женские (архегонии).

    Онтогенез начинается из зародыша

    Зародыш развивается из зиготы - клетки, которая образуется в результате слияния гамет.

    Наличие правильного чередования полового и бесполого поколений

    Половое поколение называется гаметофит, бесполое - спорофит.

    Преобладание в цикле развития спорофита (за исключение мохообразных)

    Прогрессивное развитие спорофита вызвано высокой приспособленностью к наземным условиям и великим объёмом генетической информации, свойственной диплоидному поколению.

Чередование поколений в жизненном цикле высших споровых растений

Определение 2

Жизненным циклом называется черёд фаз в развитии растения, по завершении которых растительный организм достигает зрелости и становится способным давать начало будущим поколениям (половому - гаметофиту и бесполому - спорофиту).

Жизненный цикл высших споровых растений состоит из ритмического чередования двух поколений: бесполого (спорофита) и полового (гаметофита).

На спорофите образуются спорангии - органы бесполого размножения, в которых формируются споры. Из них развиваются гаметофиты, то есть особи полового поколения, которые могут быть одно- и двуполыми.

На гаметофите образуются антеридии - мужские половые органы и архегонии - женские. В антеридиях формируются подвижные сперматозоиды, а в архегониях - неподвижные яйцеклетки.

Оплодотворение возможно только при наличии капельножидкой воды. Вода необходима для передвижения сперматозоида к яйцеклетке. Из оплодотворённой яйцеклетки развивается зародыш, который растёт и превращается на особь бесполого поколения - спорофит.

Следует помнить, что из зиготы развивается лишь спорофит, а из споры - лишь гаметофит.

Замечание 1

В цикле развития большинства споровых растений (за исключением мохообразных) преобладает спорофит, который значительно лучше приспособлен к жизни в сложных условиях наземной среды. То есть, для эволюции высших споровых растений (кроме мхов) характерна тенденция к преобладанию и усовершенствованию спорофита при одновременной редукции гаметофита.

Споровые растения — это растения, которые распространяются с помо-щью спор. Это мхи, папоротни-ки, плауны и хвощи.

К споровым растениям относятся мхи, папоротники, плауны и хвощи. Все они обра-зуют споры, с помощью которых распространяются. Поэто-му их и называют споровыми растениями. Споровые растения обитают в различных кли-матических условиях. Однако большинство из них произрас-тает на влажных участках, посколь-ку для передвижения мужских гамет (сперматозоидов) при половом процес-се им необходима вода.

  • Мохообразные
  • Сосудистые споровые
    • Риниофиты
    • Зостерофиллофиты
    • Баринофиты
    Материал с сайта

Образование каменного угля

Из древовидных папоротни-ков, плаунов и хвощей миллионы лет назад образовались за-лежи каменного угля. Каменный уголь — один из лучших видов топлива. На нем работают паровые котлы электростан-ций, заводов и фабрик. Из угля получают многие пенные продукты: горючий газ, кокс, пластмассы, лаки, смазочные масла, парфюмерные изделия и др.

Уголь добывают в Украине, России, Польше, Германии, Великобритании и других странах.

Современные папоротники, хво-щи и плауны представляют собой незначительные остатки древних предков, господствовавших на Зем-ле в каменноугольный период пале-озойской эры, т. е. около 350 млн лет назад. Среди древних предста-вителей папоротников, хвощей и плаунов были травянистые расте-ния и мощные деревья, достигав-шие 25 м высоты, с толстыми ство-лами до 1,5 м в диаметре. Широкое распространение этих растений в те времена объясняется благоприятными климатическими условия-ми — теплым влажным климатом. Большая часть суши была заболо-чена. Это создавало благоприятные условия для оплодотворения рас-тений. А так как их спороносные побеги находились высоко над по-верхностью почвы, то это благоприятствовало рассеиванию спор.

Густые тропические леса образовывали огромные массы органиче-скою вещества и при этом обогащали атмосферу кислородом. Дере-вья, отмирая, падали в воду. Там, в бедной кислородом среде, они не сгнивали, а постепенно обволакивались илом, песком, глиной, спрес-совывались покрывающими их осадочными горными породами и но-выми растительными остатками. На месте упавших деревьев со вре-менем вырастали новые, которых ждала та же участь. Так в толще земной коры образовывались залежи каменного угля. Сейчас в нем находят окаменелые стволы древовидных папоротников, хвощей и плаунов, отпечатки листьев, спороносные колоски и даже споры. Находки тщательно исследуются учены-ми. Так, залежи каменного угля «рассказывают» нам об организмах , живших миллионы лет назад.

Грибы — древние гетеротрофные организмы, занимающие особое место в общей системе живой природы. Они могут быть как микроскопически малы, так и достигать нескольких метров. Поселяются на растениях, животных, человеке или на мёртвых органических остатках, на корнях деревьев и трав. Их роль в биоценозах велика и разнообразна. В цепи питания они являются редуцентами — организмами, питающимися мёртвыми органическими остатками, подвергающими эти остатки минерализации до простых органических соединений.

В природе грибы играют положительную роль: они пища и лекарства для животных; образуя грибокорень, помогают растениям всасывать воду; являясь компонентом лишайников, грибы создают среду обитания для водорослей.

Грибы — бесхлорофилльные низшие организмы, объединяющие около 100 000 видов, от мелких микроскопических организмов до таких великанов, как трутовики, гигантский дождевик и некоторые другие.

В системе органического мира грибы занимают особое положение, представляя отдельное царство, наряду с царствами животных и растений. Они лишены хлорофилла и поэтому требуют для питания готовое органическое вещество (принадлежат к гетеротрофным организмам). По наличию в обмене мочевины, в оболочке клеток — хитина, запасного продукта — гликогена, а не крахмала — они приближаются к животным. С другой стороны, способом питания (путём всасывания, а не заглатывания пищи), неограниченным ростом они напоминают растения.

Грибы имеют и признаки, свойственные только им: почти у всех грибов вегетативное тело представляет собой грибницу, или мицелий, состоящий из нитей — гиф.

Это тонкие, как нити, трубочки, заполненные цитоплазмой. Нити, составляющие гриб, могут туго или рыхло переплетаться, ветвиться, срастаться друг с другом, образуя плёнки наподобие войлока или видимые простым глазом жгуты.

У высших грибов гифы разделены на клетки.

В клетках грибов может быть от одного до нескольких ядер. Кроме ядер, в клетках имеются и другие структурные компоненты (митохондрии, лизосомы, эндоплазматическая сеть и пр.).

Строение

Тело подавляющего большинства грибов построено из тонких нитчатых образований — гиф. Совокупность их образует грибницу (или мицелий).

Разветвляясь, мицелий образует большую поверхность, что обеспечивает всасывание воды и питательных веществ. Условно грибы делятся на низшие и высшие. У низших грибов гифы не имеют поперечных перегородок и мицелий представляет собой одну сильно разветвлённую клетку. У высших грибов гифы разделены на клетки.

Клетки большинства грибов покрыты твёрдой оболочкой, её нет у зооспор и вегетативного тела некоторых простейших грибов. В цитоплазме гриба содержатся структурные белки и не связанные с органоидами клетки ферменты, аминокислоты, углеводы, липиды. Органоиды: митохондрии, лизосомы, вакуоли, содержащие запасные вещества — волютин, липиды, гликоген, жиры. Крахмала нет. В клетке гриба имеется одно или несколько ядер.

Размножение

У грибов различают вегетативное, бесполое и половое размножение.

Вегетативное

Размножение осуществляется частями мицелия, специальными образованиями — оидиями (образующимися в результате распадения гиф на отдельные короткие клетки, каждая из которых даёт начало новому организму), хламидоспорами (образуются примерно так же, но имеют более толстую тёмноокрашенную оболочку, хорошо переносят неблагоприятные условия), путём почкования мицелия или отдельных клеток.

Для бесполого вегетативного размножения специальные приспособления не нужны, но потомков появляется не много, а мало.

При бесполом вегетативном размножении клетки нити, ничем не отличаются от соседних, вырастают в целый организм. Иногда, животные или движение среды разрывают гифу на части.

Бывает при наступлении неблагоприятных условий нить сама распадается на отдельные клетки, каждая из которых может вырасти в целый гриб.

Порой на нити образуются наросты, которые разрастаются, отпадают и дают начало новому организму.

Часто некоторые клетки наращивают толстую оболочку. Они могут выдерживать высыхание и сохраняют жизнеспособность до десяти и более лет, а в благоприятных условиях прорастают.

При вегетативном размножении ДНК потомков не отличается от ДНК родителя. При таком размножении не нужны специальные устройства, но количество потомков невелико.

Бесполое

При бесполом споровом размножении нить гриба образует специальные клетки, создающие споры. Эти клетки выглядят как веточки, неспособные расти и отделяющие от себя споры, или как крупные пузыри, внутри которых образуются споры. Такие образования называют спорангиями.

При бесполом размножении ДНК потомков не отличается от ДНК родителя. На образование каждой споры тратится меньше веществ, чем на одного потомка при вегетативном размножении. Бесполым путём одна особь производит миллионы спор, поэтому у гриба больше шансов оставить потомство.

Половое

При половом размножении появляются новые сочетания признаков. При этом размножении ДНК потомков образуется из ДНК обоих родителей. У грибов объединение ДНК происходит по-разному.

Разные способы обеспечить объединение ДНК при половом размножении грибов:

В какой-то момент сливаются ядра, а затем и нити ДНК родителей, обмениваются кусочками ДНК и разделяются. В ДНК потомка оказываются участки, полученные от обоих родителей. Поэтому потомок чем-то похож на одного родителя, а чем-то — на другого. Новое сочетание признаков может уменьшить, и увеличить жизнеспособность потомства.

Размножение состоит в слиянии мужских и женских половых гамет, в результате чего образуется зигота. У грибов различают изо-, гетеро- и оогамию. Половой продукт низших грибов (ооспора) прорастает в спорангий, в котором развиваются споры. У аскомицетов (сумчатых грибов) в результате полового процесса образуются сумки (аски) — одноклеточные структуры, содержащие обычно 8 аскоспор. Сумки образующиеся непосредственно из зиготы (у низших аскомицетов) или на развивающихся из зиготы аскогенных гифах. В сумке происходит слияние ядер зиготы, затем мейотическое деление диплоидного ядра и образование гаплоидных аскоспор. Сумка активно участвует в распространении аскоспор.

Для базидиальных грибов характерен половой процесс — соматогамия. Он состоит в слиянии двух клеток вегетативного мицелия. Половой продукт — базидия, на которой образуются 4 базидиоспоры. Базидиоспоры гаплоидны, они дают начало гаплоидному мицелию, который недолговечен. Путём слияния гаплоидного мицелия образуется дикариотический мицелий, на котором образуются базидии с базидиоспорами.

У несовершенных грибов, а в некоторых случаях и у других половой процесс заменяется гетерокариозом (разноядерностью) и парасексуальным процессом. Гетерокариоз состоит в переходе генетически неоднородных ядер из одного отрезка мицелия в другой путём образования анастомозов или слияния гиф. Слияние ядер при этом не происходит. Слияние ядер после, перехода их в другую клетку называется парасексуальным процессом.

Нити гриба прирастают поперечным делением (вдоль клетки нити не делятся). Цитоплазма соседних клеток гриба составляет единое целое — в перегородках между клетками есть отверстия.

Питание

Большинство грибов имеет вид длинных нитей, всасывающих питательные вещества всей поверхностью. Грибы всасывают нужные вещества из живых и мёртвых организмов, из почвенной влаги и воды природных водоёмов.

Грибы выделяют наружу вещества, разрывающие молекулы органических веществ на такие части, которые гриб может впитать.

Но в определённых условиях организму полезнее быть нитью (как гриб), а не комочком (циста) как бактерия. Проверим, так ли это.

Проследим за бактерией и растущей нитью гриба. Крепкий раствор сахара показан коричневым цветом, слабый — светло-коричневый, вода без сахара — белым.

Можно сделать вывод: нитевидный организм, разрастаясь, может оказаться в местах богатых пищей. Чем длиннее нить, тем больше запас веществ, который насытившиеся клетки могут расходовать на рост гриба. Все гифы ведут себя, как части одного целого, и участки гриба, оказавшись в богатых пищей местах, питают весь гриб.

Плесневые грибы

Плесневые грибы поселяются на увлажнённых остатках растений, реже животных. Одним из наиболее распространённых плесневых грибов является мукор, или головчатая плесень. Грибницу этого гриба в виде тончайших белых гифов можно обнаружить на залежавшемся хлебе. Гифы мукора не разделены перегородками. Каждая гифа представляет собой одну сильно разветвлённую клетку с несколькими ядрами. Одни ответвления клетки проникают в субстрат и поглощают питательные вещества, другие поднимаются вверх. На верхушке последних образуются чёрные округлые головки — спорангии, в которых образуются споры. Созревшие споры распространяются воздушными потоками или при помощи насекомых. Попав в благоприятные условия, спора прорастает в новую грибницу (мицелий).

Вторым представителем плесневых грибов является пеницилл, или сизая плесень. Грибница пеницилла состоит из гифов, разделённых поперечными перегородками на клетки. Некоторые гифы поднимаются вверх, и на конце их образуются разветвления, напоминающие кисточки. На конце этих разветвлений образуются споры, с помощью которых пеницилл размножается.

Дрожжевые грибы

Дрожжи — одноклеточные неподвижные организмы овальной или удлинённой формы, размером 8-10 мкм. Настоящего мицелия не образуют. В клетке имеется ядро, митохондрии, в вакуолях накапливается много веществ (органических и неорганических), в них происходят окислительно-восстановительные процессы. Дрожжи накапливают в клетках волютин. Вегетативное размножение почкованием или делением. Спорообразование наступает после многократного размножения почкованием или делением. Оно совершается легче при резком переходе от обильного питания к незначительному, при поступлении кислорода. В клетке число спор парное (чаще 4-8). У дрожжей известен и половой процесс.

Дрожжевые грибы, или дрожжи, встречаются на поверхности плодов, на содержащих углеводы растительных остатках. От других грибов дрожжи отличаются тем, что не имеют грибницы и представляют одиночные, в большинстве случаев овальные клетки. В сахаристой среде дрожжи вызывают спиртовое брожение, в результате которого выделяются этиловый спирт и углекислый газ:

С 6 Н 12 О 6 → 2С 2 Н 5 ОН + 2СО 2 + энергия.

Этот процесс ферментативный, протекает при участии комплекса ферментов. Освобождающаяся энергия используется дрожжевыми клетками на жизненные процессы.

Размножаются дрожжи почкованием (некоторые виды — путём деления). При почковании на клетке образуется выпуклость, напоминающая почку.

Ядро материнской клетки делится, и одно из дочерних ядер переходит в выпуклость. Выпуклость быстро растёт, превращается в самостоятельную клетку и отделяется от материнской. При очень быстром почковании клетки не успевают разъединяться и в результате получаются короткие непрочные цепочки.

Не менее ¾ всех грибов — сапрофиты. Сапрофитный способ питания связан преимущественно с продуктами растительного происхождения (кислая реакция среды и состав органических веществ растительного происхождения более благоприятны для их жизни).

Грибы-симбионты связаны преимущественно с высшими растениями, мохообразными, водорослями, реже — с животными. Примером могут быть лишайники, микориза. Микориза — это сожительство гриба с корнями высшего растения. Гриб помогает растению усваивать труднодоступные вещества гумуса, способствует поглощению элементов минерального питания, помогает своими ферментами в углеводном обмене, активизирует ферменты высшего растения, связывает свободный азот. От высшего растения гриб, очевидно, получает безазотные соединения, кислород и корневые выделения, способствующие прорастанию спор. Микориза очень распространена среди высших растений, она не обнаружена лишь у осоковых, крестоцветных и водных растений.

Экологические группы грибов

Почвенные грибы

Почвенные грибы участвуют в минерализации органического вещества, образовании гумуса и т.п. В этой группе выделяют грибы, попадающие в почву только в определённые периоды жизни, и грибы ризосферы растений, живущие в зоне их корневой системы.

Специализированные почвенные грибы:

  • копрофиллы - грибы, обитающие на почвах, богатых перегноем (навозные кучи, места скопления помёта животных);
  • кератинофиллы - грибы, обитающие на волосах, рогах, копытах;
  • ксилофиты - грибы, разлагающие древесину, среди них различают разрушителей живой и мёртвой древесина.

Домовые грибы

Домовые грибы — разрушители деревянных частей построек.

Водные грибы

К ним относится и группа микоризных грибов-симбионтов.

Грибы, развивающиеся на промышленных материалах (на металле, бумаге и изделиях из них)

Шляпочные грибы

Шляпочные грибы поселяются на богатой перегноем лесной почве и из неё получают воду, минеральные соли и некоторые органические вещества. Часть органических веществ (углеводы) они получают от деревьев.

Грибница — главная часть каждого гриба. На ней развиваются плодовые тела. Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке они образуют два слоя — верхний, покрытый кожицей, окрашенной разными пигментами, и нижний.

У одних грибов нижний слой состоит из многочисленных трубочек. Такие грибы называют трубчатыми. У других нижний слой шляпки состоит из радиально расположенных пластинок. Такие грибы называют пластинчатыми. На пластинках и на стенках трубочек образуются споры, с помощью которых грибы размножаются.

Гифы грибницы оплетают корни деревьев, проникают в них и распространяются между клетками. Между грибницей и корнями растений устанавливается полезное для обоих растений сожительство. Гриб снабжает растения водой и минеральными солями; заменяя на корнях корневые волоски, дерево уступает ему часть своих углеводов. Только при такой тесной связи грибницы с определёнными породами деревьев возможно образование плодовых тел у шляпочных грибов.

Образование спор

В трубочках или на пластинках шляпки образуются особые клетки — споры. Созревшие мелкие и лёгкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер. Разносят их насекомые и слизни, а также белки и зайцы, поедающие грибы. Споры не перевариваются в пищеварительных органах этих животных и выбрасываются наружу вместе с помётом.

Во влажной, богатой перегноем почве споры грибов прорастают, из них развиваются нити грибницы. Грибница, возникающая из одной споры, может образовывать новые плодовые тела лишь в редких случаях. У большинства видов грибов плодовые тела развиваются на грибницах, образованных слившимися клетками нитей, берущих начало от разных спор. Поэтому клетки такой грибницы двухъядерные. Грибница растёт медленно, лишь накопив запасы питательных веществ, она образует плодовые тела.

Большинство видов этих грибов — сапрофиты. Развиваются на перегнойной почве, отмерших растительных остатках, некоторые на навозе. Вегетативное тело состоит из гиф, образующих находящуюся под землёй грибницу. В процессе развития на грибнице вырастают зонтикоподобные плодовые тела. Пенёк и шляпка состоят из плотных пучков нитей грибницы.

У части грибов на нижней стороне шляпки от центра к периферии радиально расходятся пластинки, на которых развиваются базидии, а в них споры — это гименофор. Такие грибы называют пластинчатыми. У отдельных видов грибов имеется покрывало (плёночка из неплодных гиф), защищающее гименофор. При дозревании плодового тела покрывало разрывается и остаётся в виде бахромы по краям шляпки или кольца на ножке.

У некоторых грибов гименофор имеет трубчатую форму. Это трубчатые грибы. Их плодовые тела мясистые, быстро загнивают, легко повреждаются личинками насекомых, поедаются слизнями. Размножаются шляпочные грибы спорами и частями мицелия (грибницы).

Химический состав грибов

В свежих грибах вода составляет 84-94% общей массы.

Белки грибов усваиваются только на 54-85% — хуже, чем белки других растительных продуктов. Усвоению препятствует плохая растворимость белков. Жиры, углеводы усваиваются очень хорошо. Химический состав зависит от возраста гриба, его состояния, вида, условий произрастания и др.

Роль грибов в природе

Многие грибы срастаются с корнями деревьев и трав. Их сотрудничество взаимовыгодно. Растения дают грибам сахар и белки, а грибы разрушают находящиеся в почве мёртвые остатки растений и всасывают всей поверхностью гиф воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Корни, сросшиеся с грибами, называют микоризой. Большинство деревьев и трав образуют микоризу.

Грибы играют в экосистемах роль разрушителей. Они уничтожают мёртвую древесину и листья, корни растений и трупы животных. Все мёртвые остатки они превращают в углекислый газ, воду и минеральные соли — в то, что могут усвоить растения. Питаясь, грибы набирают вес и становятся пищей животных и других грибов.

Мир растений богат и разнообразен.

Много миллионов лет назад, когда жизнь на земле только зарождалась, в воде уже существовали многоклеточные зеленые водоросли. Считается, что от них зародились первые высшие растения - риниофиты, положившие начало развитию сегодняшних зеленых обитателей суши.

Какие растения размножаются спорами

Они бывают споровыми и семенными .

Споровые размножаются и распространяются при помощи спор. Они подразделяются на две группы:

  • высшие;
  • низшие.

К этой группе относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны .

Для высших растений характерно то, что они имеют расчленение на органы: побег и корень. У них сильно развита проводящая система, имеется сложная система покровных тканей.

На протяжении всего жизненного цикла у них происходит переменное появление экземпляров с бесполыми и половыми признаками. В зависимости от этого размножение проходит бесполым и половым путем.

Процесс размножения позволяет обеспечивать непрерывность существования и расселение в окружающем пространстве.

Бывает несколько видов размножения:

  • Половое;
  • Бесполое;
  • Вегетативное.

Размножение посредством спор бывает половым и бесполым.

Спора - это мельчайшая частица - клетка , защищённая от высыхания и механического повреждения двумя оболочками. Внутренняя - тонкая, прозрачная. Наружная - толстая, окрашенная. Наружная оболочка обычно имеет разные выросты в виде бугорков, шипов, ресничек.

Споры образуются в специальных отсеках, которые называются спорангиями. Ветром споры переносятся на далекие расстояния и, попадая в благоприятную среду, прорастают.

Растение, на котором образуются споры, называется спорофитом.

Существуют как половые, так и бесполые особи . Если в группе преобладают особи с половыми признаками, то эта группа называется гаплоидной. Если же преобладают бесполые, то группа называется диплоидной.

В гаплоидной группе каждое новое растение появляется в результате сложного процесса оплодотворения. Представителями гаплоидных являются мхи.

Бывают растения, у которых образуются споры одинакового размера. Они называются равноспоровыми.

Если у растения образуются споры разного размера , то они называются разноспоровыми. Мелкие - микроспоры, из них появляются мужские заростки. Крупные - мегаспоры, из них появляются женские заростки.

Рассмотрим, какие растения относятся к споровым.

Мхи

На первый взгляд, мох - это слоевище , прижатое к субстрату. При более внимательном рассмотрении можно увидеть, что тело мха состоит из стебелька с листочками, который вместо корня имеет тонкий волосок - ризоид. С его помощью всасывается влага и питательные вещества.

Мох имеет небольшие размеры, от 1 мм до нескольких десятков сантиметров.

Мох является раздельнополым растением. На верхушках одних стебельков образуются женские органы, которые называются архегониями. Каждый из них содержит яйцеклетку. На других развиваются мужские органы - антеридии. Они имеют форму мешочков, в которых содержатся сперматозоиды.

Для полового развития благоприятной средой является вода . После оплодотворения появляется диплоидный спорофит. Он некоторое время растет на гаплоидном зеленом растении, питаясь образованными им веществами. Выглядит как коричневая нить, которая одним концом прикреплена к растению. На другом конце появляется расширение похожее на коробочку с крышечкой. Это спорангий, в нем развиваются споры. После созревания коробочка открывается, и споры просыпаются. Ветром они разносятся на расстояние. Из спор, попавших во влажную среду, вырастают новые гаплоидные растения.

Все вышесказанное объясняет, почему мхи называют высшими споровыми растениями.

Мхи чаще всего встречаются во влажной среде. Они обильно растут на болотах и в лесной зоне, в горах и в тундре. Тундру часто называют царством мхов и лишайников.

Мхи быстро впитывают влагу и прочно ее удерживают , это приводит к заболачиванию почвы.

Многие зеленые мхи растут на болотах, образуя сплошной ковер. Моховая дерновина при отмирании слабо разлагается и образует залежи торфа.

Мхи имеют большое значение. Так, изо мха сфагнума изготавливают лекарственные препараты.

Торф широко применяется в сельском хозяйстве в виде удобрения.

Диплоидные растения

К диплоидной группе относятся папоротники, хвощи и плауны, у которых гаметофит редуцирован в заростки.

Плауны - это травянистые, вечнозеленые многолетники . Выглядят они как стелющийся стебель с мелкими листьями. Имеют вильчатое ветвление. Внешне плауны напоминают мхи.

На верхушках стеблей образуются колоски, в которых созревают споры. После созревания споры опадают в почву. При их прорастании образуется заросток в виде бесцветного клубенька с ризоидом. Из одних заростков образуются антеридии, из других - архегонии. Оплодотворение происходит, если есть влага. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш, из которого вырастает спорофит.

Стебли и листья плаунов содержат алкалоиды и поэтому применяются в медицине. Споры используют в виде присыпок.

Хвощи - это многолетние корневищные травы . Высота стебля у хвощей достигает нескольких десятков сантиметров. Из узлов стебля выходят мутовки ветвей с мелкими чешуевидными листьями. Некоторые побеги заканчиваются колоском со спорангиями. Из спор прорастает недолговечный, очень маленький зеленый заросток. Он крепится к почве при помощи ризоида. На заростках образуются мужские и женские органы. При благоприятных условиях происходит оплодотворение и появление зародыша. Вырастает новое бесполое растение - спорофит.

Папоротники по числу видов значительно превосходят все другие группы.

Они очень разнообразны по внешнему виду, формам и условиям их произрастания. Среди папоротников много травянистых, но в тропических лесах встречаются древовидные папоротники высотой до 25 м с диаметром ствола до 50 см.

Среди травянистых бывают очень маленькие растения размером всего несколько миллиметров. Папоротники отличаются от плаунов и хвощей своими крупными «листьями» - стеблями. Они называются вайями. Размеры вай достигают 30 см. Их пластинки часто бывают перистые или многократно рассеченные.

Папоротники растут в лесах. Они имеют мясистые корневища, из которых каждый год образуются новые розетки вай. На нижней поверхности «листа» группами располагаются спорангии. Из спор появляются обоеполые, свободноживущие заростки. Происходит оплодотворение. Затем развивается и вырастает спорофит.

Низшие споровые

Низшие растения отличаются отсутствием корней и листьев . Они состоят из слоевища (таллома) и крепятся к поверхности с помощью ризоидов. Размножаются в основном спорами. К этой группе относятся водоросли и лишайники.

У большинства водорослей споры подвижны, так как имеют жгутики. Они называются зооспорами. У наземных растений споры не имеют специальных приспособлений для активного движения.

У низших споровых любая клетка может стать спорангием, в то время как спорангий высших растений - это многоклеточный орган.

Итак, для появления и развития спорового растения необходимы благоприятные условия, а именно влажная среда . В других условиях этот вид не выживает, поэтому на смену ему приходит семенной.

Они размножаются семенами, которые разносятся ветром или насекомыми, для оплодотворения не требуют воду. При помощи придаточных корней закрепляются в грунте и добывают влагу и питательные вещества. Имеют развитую проводящую систему.

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Общая биология

Систематика семенных растений

Болезни растений

Методика преподавания биологии

Модуль 1. Введение.

Ботаника - наука о растительной форме жизни, место и значение в системе биологических дисциплин. Основные разделы ботаники: морфология, систематика, физиология, экология, фитоценология и др., их содержание. Роль растений в жизни нашей планеты и человечества.

Систематика растений, объекты исследования и задачи науки. Подразделения систематики: таксономия, номенклатура, филогения. Краткая история развития систематики растений; создание утилитарных, искусственных, естественных филогенетических систем. Таксономические категории и таксономические единицы.

Тема 1.2. Методы систематики растений.

Современная биологическая методология. Критерии, используемые для группировки организмов: филогенетический, структурно-морфологический, эколого-трофический.

Место растений в современной системе живых существ. Надцарства прокариоты и эукариоты. Царства Растения, Животные, Грибы.

Модуль 2. Водоросли.

Тема 2.1. Общая характеристика водорослей .

Среда обитания и экологические группы. Строение клетки. Разнообразие таллома водорослей: амебоидная (ризоподиальная), монадная, коккоидная, пальмеллоидная, нитчатая (трихальная), гетеротрихальная, сифонокладальная, сифональная, пластинчатая, тканевая (паренхиматозная), ложнотканевая (псевдопаренхиматозная). Эволюция структур талломов водорослей. Способы размножения (вегетативное, собственно бесполое, половое) и их эволюция. Жизненные циклы водорослей: смена ядерных фаз, чередование полового и бесполого поколений. Изоморфная и гетероморфная смена поколений.

Значение водорослей в природе и жизни человека. Водоросли как биоиндикаторы.

Положение в системе органического мира.

Строение клетки, таллома, размножение. Подходы к систематике. Типичные представители пор. Хроококковые, Осцилляториевые, Ностоковые. Значение цианобактерий в наземных и водных экосистемах.

Традиционные и современные подходы к систематике водорослей.

Отдел Красные водоросли.

Особенности строения клетки, таллома, состава пигментов, размножения. Смена ядерных фаз и поколений. Классы Бангиевые, Флоридеи : их отличия, важнейшие представители, распространение, экология.

Отдел Зеленые водоросли.

Строение клетки, типы организации таллома, способы размножения и смены генераций. Распространение зеленых водорослей и их роль в различных экосистемах.

Подходы к выделению классов. Класс Собственно зеленые водоросли. Основные направления эволюции в пределах класса. Порядки Вольво ксовые, Хлорококковые, Хетофоровые. Класс Ульвовые : Улотриксовые, Сифоновые (Бриопсидовые), Сифонокладиевые: строение клетки, структура таллома, способы размножения типичных представителей. Класс Коньюгаты (Сцеплянки) . Порядки Зигнемовые и Десмидиевые. Особенности строения, способы размножения, распространение типичных представителей. Филогенетические отношения между порядками в пределах класса. Класс Харовые водоросли : особенности строения, размножения, экология.

Охрофиты. Общие признаки.

Класс Желтозеленые (Разножгутиковые) водоросли.

Принципы систематики. Особенности строения, способы размножения, на примере типичных представителей порядков Ботридиевые, Вошериевые. Значение ксантофитов в природе и жизни человека.

Класс Диатомовые, или Бацилляриевые, водоросли (кремнеземки). Строение клетки, пигменты, запасные вещества, движение, размножение. Перистые и Центрические водоросли : их отличия, важнейшие порядки и представители, распространение, экология. Роль диатомей в различных экосистемах, использование человеком.

Класс Бурые водоросли.

Строение таллома, пигменты, запасные вещества, способы размножения, распространение. Принципы классификации. Значение бурых водорослей в природе, использование человеком. Порядки Эктокарповые, Сфацелляриевые, Диктиотовые, Кутлериевые. Структура таллома. Особенности размножения и циклов развития типичных представителей. Порядок Ламинариевые. Отличительные особенности строения, размножения, смена поколений. Порядок Фукусовые. Структура таллома, цикл развития.

Происхождение различных отделов водорослей и родственные связи между ними.

Модуль 3. Грибы и грибоподобные организмы

Тема 3.1. Общая характеристика грибов и грибоподобных организмов.

Строение клетки. Типы вегетативного тела: плазмодий, ризомицелий, мицелий, дрожжеподобный таллом. Видоизменения мицелия. Способы размножения грибов (вегетативное, бесполое, половое) и их эволюция. Плеоморфизм. Смена ядерных фаз.

Значение грибов и грибоподобных организмов в природе и жизни человека.

Тема 3.2. Систематика грибов и грибоподобных организмов.

Традиционные и современные подходы к систематике грибов. Эумицеты и псевдомицеты (грибоподобные организмы).

Отдел Хитридиомикота (Хитридиомицеты). Положение в системе грибов. Примитивность строения, типы питания, размножение. Порядки Хитридиевые, Моноблефаридовые. Важнейшие представители, распространение. Образ жизни. Значение хитридиомицетов.

Отдел Зигомикота (Зигомицеты). Положение в системе грибов. Строение вегетативного тела, размножение, типы питания. Порядки Мукоровые и Энтомофторовые: важнейшие представители, роль в природе и жизни человека.

Дикариомицеты: Аскомицеты и Базидиомицеты, их отличительные признаки.

Отдел Сумчатые грибы (Аскомицеты). Положение в системе грибов. Строение клетки, вегетативного тела, размножение, смена ядерных фаз. Типы плодовых тел и их эволюция. Роль сумчатых грибов в различных экосистемах, использование человеком.

Принципы систематики Аскомицетов. Сахаромицеты. Сем. Диподасковые и Сахаромикопсидные. Дрожжи и их хозяйственное значение. Порядок Тафриновые, цикл развития тафрины, поражения, вызываемые грибами этого рода.

Использование типов плодовых тел (клейстотеции, перитеции, апотеции) в систематике аскомицетов. Порядок Эвроциевые, типичные представители, роль в природе и жизни человека. Порядок Эризифовые: важнейшие представители мучнисторосяных грибов, циклы развития, значение в природе и жизни человека. Порядок Спорыньевые (Гипокрейные), цикл развития спорыньи пурпурной, значение в природе и жизни человека. Порядки Пецициевые и Гелоциевые (Леоциевые), типичные представители, роль в природе.

Локулоаскомицеты: отличительные особенности строения, типичные представители. Происхождение и основные пути эволюции аскомицетов.

Отдел Базидиомицеты (Базидиальные). Особенности строения вегетативного тела, первичный и вторичный мицелий. Половой процесс и формирование базидий. Типы базидий. Чередование ядерных фаз в ходе жизненного цикла.

Подходы к систематике Базидиальных грибов.

Афиллофороидные и Агарикоидные базидиомицеты – грибы с гимениальными плодовыми телами. Порядки Полипоровые и Агариковые: строение вегетативного тела, размножение, строение и эволюция плодовых тел, роль в природе.

Базидиомицеты с гастероидными плодовыми телами. Порядки Ликопердовые (Дождевиковые), Фаллусовые (Веселковые), Нидуляриевые (Гнездовковые), особенности строения плодовых тел, основные направления их эволюции, роль в природе.

Отдел Дейтеромицеты, или анаморфные грибы. Положение в системе грибов. Особенности размножения. Значение гетерокариоза и парасексуального процесса в изменчивости дейтеромицетов. Принципы классификации. Важнейшие представители.

Происхождение грибов, взаимосвязь отдельных таксонов.

Тема 3.3. Лишайники .

Компоненты лишайников – фикобионт и микобионт, их взаимоотношения . Жизненные формы, анатомическая структура слоевищ. Способы размножения. Экологические группы лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники как биоиндикаторы среды.

Модуль 4. Высшие споровые растения.

Тема 4.1. Общая характеристика высших растений.

Выход растений на сушу, особенности жизни в наземных условиях. Древнейшие представители высших растений. Морфологическое расчленение тела как следствие жизни в наземных условиях. Ветвление, его типы и биологическое значение. Происхождения листьев, микро - и макрофиллия. Появление корня в эволюции растений. Усложнение внутренней структуры; ткани и принципы их классификации. Основы стелярной теории; типы стелей и их эволюция.

Способы размножения высших растений в связи с приспособлением к жизни в наземных условиях. Циклы развития. Изо - и гетероспория. Значение разноспоровости в эволюции растений. Гаметофитная и спорофитная линии эволюции.

Значение высших растений в природе и для человека.

Тема 4.2. Систематика высших споровых растений

Отдел Мохообразные. Возможные предки мохообразных. Общая характеристика отдела, примитивные черты. Распространение мохообразных, экологические группы. Хозяйственное значение и роль в природе.

Принципы систематики отдела. Класс Печеночные мхи. Порядки Юнгерманниевые и Маршанциевые: общая характеристика, циклы развития основных представителей. Класс Антоцеротовые: отличительные особенности, положение в системе мохообразных, типичные представители. Класс Листостебельные мхи. Особенности строения, способы размножения, распространение на примере пор. Зеленые и Сфагновые мхи.

Отдел Плауновидные. Общая характеристика. Строение тела, микрофилия. Жизненный цикл. Равноспоровость и разноспоровость.

Принципы систематики отдела. Класс Плауновые. Вымершие представители класса. Порядок Плауновые. Общая характеристика; особенности строения и размножения. Класс Полушниковые. Разноспоровые плауновидные на примере пор. Селягинелловые.

Отдел Хвощевидные (Членистые). Отличительные особенности строения, размножения. Распространение по Земному шару.

Разделение отдела на классы. Характерные особенности класса Хвощовые. Ископаемые представители. Порядок Хвощовые: особенности строения спорофита, цикл развития. Физиологическая разноспоровость. Роль хвощей в природе и жизни человека.

Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика отдела. Морфолого-анатомические особенности спорофита и гаметофита, макрофиллия, типы стелярной структуры. Жизненные циклы. Спорангии и их развитие (эв - и лептоспорангиатность), сорусы, синангии. Равно - и разноспоровость. Значение разноспоровости в эволюции высших растений. Ископаемые папоротниковидные.

Принципы систематики отдела. Классы Ужовниковые, Мараттиевые. Отличительные особенности, циклы развития, распространение типичных представителей. Класс Полиподиопсиды. Общая характеристика. Разнообразие анатомического строения, распространение, циклы развития. Принципы выделения подклассов. Подкласс Полиподииды. Разнообразие жизненных форм. Морфолого-анатомическая характеристика и циклы развития на примерах папоротников местной флоры. Подклассы Сальвиниевые и Марсилиевые, особенности их местообитания; морфолого-анатомическое строение, разноспоровость, циклы развития.

1. Методы лабораторных исследований: наблюдение, микроскопирование, описание, зарисовка. Материалы и оборудование: микроскопы, бинокуляры. Пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, чашки Петри, нитчатые водоросли.

2. Отдел Синезеленые водоросли (Цианобактерии). Объекты исследования: микроцистис (глеокапса), осциллятория (лингбия), носток. Материалы и оборудование: микроскопы, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, зафиксированные колонии ностока, микроцистиса (глеокапсы), нити осциллятории (лингбии).

3. Отдел Зеленые водоросли. Пор. Вольвоксовые, Хлорококковые. Объекты исследования: хламидомонада, вольвокс, хлорококк. Материалы и оборудование: микроскопы, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, пробы с хламидомонадами, хлорококками, постоянные препараты колоний вольвокса.

4. Отдел Зеленые водоросли. Пор. Хетофоровые, Сифонокладовые. Объекты исследования: стигеоклониум, драпарнальдия, кладофора. Материалы и оборудование: микроскопы, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, пробы с представителями изучаемых родов.

5. Отдел Зеленые водоросли. Пор. Зигнемовые, Десмидиевые. Пор. Харовые. Объекты исследования: спирогира, космариум, клостериум, хара. Материалы и оборудование: микроскопы, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, пробы с представителями изучаемых родов, постоянные препараты хары.

6. Охрофиты. Диатомовые и Желтозеленые водоросли. Объекты исследования: ботридиум, вошерия, пиннулярия, новикула. Материалы и оборудование: микроскопы, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, пробы с представителями изучаемых родов.

7. Коллоквиум «Происхождение и основные направления эволюции водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека».

8. Отделы Оомицеты и Зигомицеты. Объекты исследования: сапролегния, пероноспора, мукор. Материалы и оборудование: микроскопы, бинокуляры, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, мицелий представителей изучаемых родов.

9. Отдел Аскомицеты. Пор. Сахаромицетовые (Эндомицетовые) и Эвроциевые. Объекты исследования: дрожжи, пеницилл, аспергилл. Материалы и оборудование: микроскопы, бинокуляры, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, мицелий представителей изучаемых родов.

10. Отдел Аскомицеты. Пор. Клавицепсовые (Гипокрейные) и Пецициевые (Пезизовые). Объекты исследования: спорынья, сморчок. Материалы и оборудование: микроскопы, бинокуляры, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, мицелий представителей изучаемых родов, плодовые тела сморчка.

11. Отдел Базидиомицеты. Пор. Полипоровые и Агариковые. Объекты исследования: трутовик, груздь, шампиньон. Материалы и оборудование: микроскопы, бинокуляры, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, мицелий представителей изучаемых родов, плодовые тела шампиньона, трутовика.

12. Коллоквиум «Филогенетические отношения грибов и грибоподобных организмов. Роль грибов».

13. Учебно-исследовательская работа по теме «Лишайники». Материалы и оборудование: микроскопы, бинокуляры, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, слоевища лишайников.

14. Отдел Мохообразные. Класс Печеночные мхи. Объекты исследования: маршанция, риччия. Материалы и оборудование: микроскопы, бинокуляры, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, представители изучаемых родов (гербарный и спиртовой материал), постоянные препараты архегониев и спорогониев маршанции.

15. Отдел Мохообразные. Класс Листостебельные мхи. Пор. Зеленые и Сфагновые мхи. Объекты исследования: кукушкин лен, сфагнум. Материалы и оборудование: микроскопы, бинокуляры, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, представители изучаемых родов (гербарный и спиртовой материал), постоянные препараты спорогониев политрихума.

16. Отделы Хвощевидные, Плауновидные. Объекты исследования: хвощ полевой, плаун булавовидный. Материалы и оборудование: микроскопы, бинокуляры, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, представители изучаемых родов (гербарный и спиртовой материал), постоянные препараты стробилов.

17. Отдел Папоротникообразные. Объекты исследования: щитовник мужской, сальвиния плавающая. Материалы и оборудование: микроскопы, бинокуляры, представители изучаемых родов (гербарный материал), постоянные препараты сорусов папоротников.

18. Тестирование по модулям.

7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Модуль 1 . Введение.

Тема 1.1. История развития систематики растений.

Эссе «Значение систематики». Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Модуль 2. Водоросли.

Тема 2.1. Общая характеристика водорослей. Составление схемы филогенетических отношений отделов водорослей.

Тема 2.2. Синезеленые водоросли (цианобактерии), принципы их систематики.

Составление сравнительной таблицы «Черты сходства и отличия синезеленых водорослей и бактерий».

Подготовка сообщения на одну из тем:

1) Цианеи как биоиндикаторы;

2) Использование цианобактерий в очистных сооружениях ;

3) Симбиотические цианеи;

4) Использование цианей в геологии;

Тема 2.3. Систематика эукариотических водорослей.

3) Высшие споровые растения, занесенные в красную книгу Тюменской области;

4) Использование папоротников во внутреннем и внешнем озеленении.

Составление 15 тестовых заданий разных типов по разделу «Изо - и гетероспория. Значение разноспоровых растений в эволюции».

Подготовка к проверочному тесту по модулю «Высшие споровые растения».

Примеры тестовых заданий:

У Мохообразных в отличие от остальных высших споровых растений в жизненном цикле преобладает … поколение.

Начальная стадия развития гаметофита у мхов называется…

Класс печеночные мхи характеризуется:

1. дорзивентральной симметрией 4. талломным вегетативным телом

2. радиальной симметрией 5. наличием корней

3. побеговой структурой 6. наличием в коробочке элатер

Соответствие цифровых обозначений и подписей к рисунку:

Членистое строение побегов хвощей обусловлено:

1. четко выраженным расчленением на узлы и междоузлия

2. супротивным ветвлением

3. мутовчатым ветвлением

4. диффузным нарастанием

5. интеркалярной меристемой

Для класса Полушниковые, в отличие от Плауновых, характерно:

1. микрофиллия 3. равноспоровость

2. макрофиллия 4. разноспоровость

Заростки щитовника мужского:

1. листостебельные 4. талломные

2. автотрофные 5. гетеротрофные

3. обоеполые 6. раздельнополые

При прорастании споры щитовника мужского образуется:

1. спорофит

2. гаметофит

5. заросток

Вопросы к экзамену

1. Краткий очерк развития систематики растений. Задачи филогенетической систематики.

2. Современная биологическая методология. Критерии, используемые для группировки организмов.

3. Современная система органического мира. Таксономические категории в систематике растений. Вид как основная систематическая (таксономическая) категория.

4. Многообразие и эволюция структур тела водорослей.

5. Эволюция форм размножения у водорослей, их биологическое значение.

6. Циклы развития водорослей. Смена ядерных фаз. Эволюция чередования поколений.

7. Синезеленые водоросли (цианобактерии). Положение в системе живых организмов. Распространение, строение клетки, таллома, размножение. Принципы систематики.

8. Общая характеристика эукариотических водорослей. Строение клетки, таллома, размножение, распространение.

9. Общая характеристика отдела Красные водоросли. Принципы систематики.

10. Общая характеристика отдела Зеленые водоросли. Проблемы систематики.

11. Сравнительная характеристика порядков Вольвоксовые, Хлорококковые, Хетофоровые: строение, размножение, циклы развития типичных представителей.

12. Сравнительная характеристика порядков Улотриксовые, Сифоновые, Сифонокладовые: строение, размножение, циклы развития типичных представителей.

13. Класс Коньюгаты. Особенности строения, размножения, систематика класса, отличительные черты порядков.

14. Харовые водоросли. Отличительные черты строения, размножения.

15. Желтозеленые водоросли. Порядок Вошериевые.

16. Общая характеристика Бурых водорослей. Эволюция чередования поколений.

17. Эволюция внешнего и внутреннего строения на примере представителей порядков Эктокарповые, Сфацелляриевые, Диктиотовые, Кутлериевые.

18. Порядок Ламинариевые: особенности строения, размножения и цикла развития.

19. Порядок Фукусовые: особенности строения, размножения и цикла развития типичных представителей.

20. Диатомовые водоросли: особенности строения тела, способы размножения, систематика.

21. Основные черты экологии водорослей, приспособленность строения тела к среде обитания.

22. Значение водорослей в природе и для человека, их использование.

23. Первичные организмы – предки водорослей.

24. Происхождение различных отделов водорослей. Схема филогенетических отношений таксонов.

25. Проблемы построения филогенетических систем водорослей.

26. Общая характеристика грибов и грибоподобных организмов: строение клетки тела, способы питания и размножения. Принципы выделения таксонов.

28. Хитридиомицеты. Порядки Хитридиевые и Моноблефаридовые.

29. Зигомицеты. Порядки Мукоровые и Энтомофторовые. Характеристика типичных представителей.

30. Дикариомицеты. Сравнительная характеристика сумчатых и базидиальных грибов. Развитие сумки и базидий.

31. Общая характеристика Аскомицетов: происхождение, особенности строения, половое и бесполое спороношение, экологические группы.

32. Принципы систематики Аскомицетов.

33. Сахаромицеты. Сем. Диподасковые и Сахаромикопсидные. Характеристика типичных представителей.

34. Особенности строения и размножения типичных представителей пор. Эвроциевые. Значение в хозяйстве и медицине.

35. Характеристика важнейших представителей порядков Эризифовые и Спорыньевые (Гипокрейные).

36. Характеристика типичных представителей порядков Пецициевые и Гелоциевые (Леоциевые).

37. Общая характеристика Базидиомицетов: происхождение, особенности строения, половое и бесполое спороношение, экологические группы.

38. Принципы систематики Базидиомицетов.

39. Гименомицеты. Порядки Полипоровые и Агариковые, эволюция плодовых тел.

40. Гастеромицеты: общие черты порядков, строение и эволюция плодовых тел, типичные представители.

43. Несовершенные грибы, положение в системе грибов, принципы классификации, распространение и значение.

44. Экология грибов, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.

45. Лишайники: взаимодействие компонентов, особенности внешнего и внутреннего строения таллома, размножения. Основные черты экологии. Принципы систематики.

46. Происхождение эумицетов и псевдомицетов, родственные связи между таксонами.

47. Характеристика особенностей анатомической структуры высших растений в связи с приспособлением к жизни на суше. Эволюция стелей.

48. Характеристика морфологической структуры высших растений, происхождение их вегетативных органов.

49. Особенности размножения и циклов развития высших растений.

50. Общая характеристика отдела Мохообразные. Примитивность строения, физиологических процессов, распространение мохообразных. Отличительные черты классов.

51. Класс Печеночные мхи, особенности строения вегетативного тела, размножения, цикла развития на примере маршанции.

52. Порядки Сфагновые и Зеленые мхи: особенности строения, размножения, циклы развития.

53. Отдел Плауновидные. Общая характеристика, строение спорофита и гаметофита. Циклы развития равноспоровых и разноспоровых плауновидных.

54. Отдел Хвощевидные. Порядок Хвощевые, цикл развития хвоща полевого.

55. Общая характеристика отдела Папоротниковидные. Особенности строения, размножения, циклов развития, распространение. Принципы систематики.

56. Разноспоровые папоротникообразные, их значение в эволюции высших растений.

57. Особенности строения, размножения, цикла развития равноспоровых папоротниковидных.

58. Происхождение и систематика высших растений.

8. Образовательные технологии.

Работа на лекциях, проведение лабораторных исследований, интерактивные технологии, работа в малых группах, коллоквиумы, дискуссии, УИРс, подготовка сообщений, презентаций, составление схем, сравнительных таблиц, эссе.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

9.1. Основная литература:

1. , Тарасов. Водоросли и грибы. М.: Академия, 2006. Тс. Тс.

2. , Алексеева низших растений и грибов. Учебное пособие. Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета, 20с.

3. , Тихомиров: систематика высших, или наземных, растений. М.: Академия, 20с.

4. Малый практикум по ботанике. Водоросли и грибы /, М.: Академия, 20с.

9.2. Дополнительная литература:

2. Практикум по систематики растений и грибов. Под ред. . М.: Академия, 20с.

3. Дьяков в альгологию и микологию. М.: издательство МГУ, 20с.

4. , Сергеев в генетику грибов. М.: Академия, 20с.

5. Шаталкин уровень классификации организмов. Прокариоты и эукариоты. // Журнал общей биологии. 2004. №1. С.14-38.

6. Антонов растений. М.: Академкнига, 20с.

9.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://irbissearch. *****

http://herba. *****

http://www. *****

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

При чтении лекций используется мультимедийное оборудование. При проведении лабораторных занятий применяются различные иллюстративные материалы: таблицы, рисунки, коллекции лишайников, гербарий высших споровых растений и др. На занятиях студенты работают с микроскопами и бинокулярами, пользуются живым, гербарным и фиксированным в спирте материалом, осваивают методику приготовления временных препаратов.