ГККП "Ясли сад № 7 отдела образования акимата города Костаная"
Педагогический проект по Естествознанию:
Энна Инна Александровна
Избасарова Алма Айдархановна
воспитатели средней группы
«Золотой петушок»
У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород?
Говорят, что там растет.
Огуречная рассада.
И укропчик и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот.
Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Чудо огород»
Продолжительность проекта: краткосрочный, январь 2017.
Вид проекта: творческий, исследовательский, игровой
Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.
Возраст детей: дошкольники среднего дошкольного возраста
Количество детей: 15 детей.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Направление: познавательно-речевое.
Цель проекта:
создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи:
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
- привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
- развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Социальная значимость проекта:
приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Актуальность проекта:
Многие родители, имеющие свои огороды, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. Расширить и обобщить знания детей об овощах – через разные виды деятельности.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире.
2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
3. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
5. Развивать познавательные и творческие способности детей.
6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
8. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
Основные этапы и направления
реализации цели проекта:
Практическая работа.
Подведение итогов.
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
- Составление плана работы над проектом.
- Сбор материала необходимого для реализации проекта.
- Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
- Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
- Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
- Сбор необходимого материала для создания огорода.
- Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
- Беседа с детьми познавательного характера.
- Организация предметно – развивающей среды по теме.
- Подготовка информации для родительских уголков.
- Организация конкурсов, развлечений, выставок.
- Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».
Деятельность детей:
- Посадка семян в землю.
- Уход за растениями.
- Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
- Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
- Игровая, двигательная деятельность.
- Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
- Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
- Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
- Работа дневником наблюдения.
- Просмотр фильмов о растениях.
- Сбор коллекций семян.
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
- Труд в огороде.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
- Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
- Презентация проекта.
- Представление опыта.
Деятельность детей:
- Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
- Участие в презентации проекта «Огород на окошке»
Работа с родителями
- Родительское собрание «Участвуем в проекте «Весёлый огород».
- Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
- С помощью родителей собрать коллекцию семян.
- Изготовление персонажей – Чучелка, Огородница.
- С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек .
- Изготовить страничку для книжки-малышки « Наш весёлый огород»
- Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы
2. Опытно-экспериментальная деятельность
3. Практическая деятельность и трудовые поручения
4. Экологические занятия
5. Игровая деятельность
6. Художественно-творческая деятельность детей.
7. Речь и речевое общение.
8. Заполнение дневника наблюдений.
9. Оформление альбома
10. Консультация для родителей
Мини-проект «Все начинается с семечка»
Роли: исследователи, изобретатели, дизайнеры.
Конечный продукт: Создание коллекции семян.
Действия вне детского сада: предложить родителям сходить с детьми в цветочный магазин и рассмотреть разнообразие видов семян.
Мини-проект «Путешествие внутрь грядки»
Роли: огородники, садоводы, исследователи.
Конечный продукт : Посев семян.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.
Мини-проект «Знакомьтесь, дети – я лучок!» совместно с родителями (дома посадить лук и украсить тару)
Роли: огородники, изобретатели, рассказчики, слушатели, дезайнеры, исследователи.
Конечный продукт: Выращенный лук, рассказы детей о проделанной дома работе. Фотовыставка.
Действия вне детского сада: предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди.
Мини-проект «Лаборатория огородных наук» (в течение всего проекта )
Роли: лаборанты, исследователи
Конечный результат: в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает горох, боб, а так же сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло.
Мини-проект «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
Роли: садоводы, огородники, исследователи.
Конечный результат: Выращенные растения.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи в огороде, какие инструменты им в этом помогают.
Предполагаемые результаты:
- У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
- Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
- Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
- Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
- Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
- Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.
Использованная литература:
1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.
5.Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.
6.Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.
7.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
8.Сигимова М.Н. Познание мира растений.
9.Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.
10.Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»
11.Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»
12.«Дошкольное образование» №16, 2001.
Актуальность проблемы : Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, растущие рядом, животных, которые обитают рядом с ними. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, плоды и ягоды, вселяет в них чувство гордости и победы. Дети ежегодно видят, как родители сажают лук, сеют семена овощных культур, осенью убирают, используют их в различных целях. Но ни разу не задумывались: как самим вырастить семена. Данный проект позволит детям вырастить семена моркови и свеклы на своем огороде.
Идея проекта
: вырастить семена своими руками
Вид проекта
: познавательно – исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта
: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта
: май – сентябрь
Цель
: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе выращивания семян.
Задачи
:
1) Образовательные:
- Организовать деятельность детей, направленную на выращивание семян моркови и свеклы.
- Способствовать знакомству детей с овощными культурами, строением, особенностями выращивания, уходом, сбором урожая.
- Организовать деятельность детей, направленную на формирование понятия о культурных растениях.
- Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности в процессе наблюдения за ростом и созреванием семян, умения анализировать, делать выводы.
2) Развивающие:
- Способствовать развитию воображения, мышления в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Создать условия для формирования интереса к опытнической и исследовательской деятельности в процессе выращивания семян.Организовать работу по закреплению умения передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
3) Воспитательные:
Создать условия для формирования трудовых навыков, взаимопомощи.
- Способствовать развитию умения правильного безопасного труда на огороде.
- Способствовать совместному творчеству родителей и детей.
- Организовать деятельность детей, направленную на воспитание бережного отношения к природе.
- Способствовать воспитанию чувства гордости за выращенные семена.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Выставка детских работ.
Сбор семян. Подведение итогов эксперимента.
Название итогового мероприятия :
Продукты проекта :
для детей – семена, рисунки, аппликация, поделки , ведение календаря.
для воспитателей — презентация, оформление стендов.
для родителей — совместная с детьми выставка работ из овощей «Дары осени»
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с разнообразие посевного материала.
Дети продолжат работу по выращиванию растений и уходу за ними, в процессе созревания семян. С помощью опытнической работы дети получат необходимые сведения, способствующие росту растений (влияние влаги, света, тепла, наличие плодородной почвы).
Научаться умению анализировать, делать выводы, использовать практические знания в выращивании овощей.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру, чувство гордости за выращенные семена. Дети научатся фиксировать свои наблюдения в календаре наблюдений за развитием и ростом свеклы и моркови, созреванием семян.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Интеграция образовательных областей:
познание, социально — коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическая культура
Педагогические принципы:
- системность;
- наглядность;
- доступность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
Описание проекта «Вырастим семена»
Подготовительный этап:
- Подготовка материала для деятельности детей, (подбор овощей: свеклы и моркови, для посадки на огороде)
- Поисковая работа: подбор литературных произведений об овощах, фруктах, о способах их произрастания, подбор иллюстративного материала репродукций картин, открыток, фотографий, посвященный садово– огороднической деятельности
- Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
- Слушание музыки; песен по теме проекта.
- Чтение произведений художественной литературы по теме.
- Подготовка материала для изобразительной деятельности.
- Договориться с родителями, по сбору материала
Реализация проекта
Познавательная, социально – коммуникативная области
1.НОД ФЦКМ «Овощи». Программное содержание: Организовать деятельность, направленную на обобщение представлений о многообразии овощей, формированию умения обобщать по существенным признакам, пользуясь при этом простейшей моделью.
2. Беседы с детьми:«Чем полезны овощи?», «Витамины и здоровый организм», «Зачем овощи заготавливают на зиму?» «Если бы не было овощей…?»
Программное содержание: Способствовать развитию представлений, знаний детей об овощах, их пользе и значимости в жизни людей.
Художественно – эстетическая область
3. НОД Рисование «Подарки Осени», «Картина про лето», «Как мы трудились на огороде», с использованием нетрадиционной техники рисования.
Программное содержание:
Способствовать развитию умения передавать красоту увиденного в коллективной работе;
Материал: альбомные листы, акварельные краски.
4. НОД Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке». Программное содержание:
Организовать работу по закреплению умения детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое; красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображение по цвету.
Способствовать развитию художественного вкуса.
Материал: ваза с овощами и фруктами, лист бумаги голубого цвета, цветная бумага
5. НОД Лепка «Корзина с овощами»
Программное содержание: Способствовать развитию умения детей передавать форму и характерные особенности овощей при лепке с натуры, использовать знакомые приемы, сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как она передана в лепке.
Материал: корзина с овощами, пластилин, дощечки для лепки, стеки
Музыка. Пение песен: «Огородная» муз. Т. Можжевелова, «Урожай» муз Ю. Слонова, слова В. Малкова
Программное содержание:
Создать условия для эмоционального восприятия музыки и песен
Рассматривание репродукции картин.
«Натюрморт с кабачками и корзиной» (А. Куприн) и «Картофель» (Ван Гог);
Программное содержание:
Организовать деятельность детей направленную на развитие умения описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки. Способствовать развитию умения проникнуться тем настроением, которое отразил художник в своем пейзаже, и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях, развитию чувства цвета, композиции.
Чтение художественной литературы
– заучивание и чтение стихотворений Ю. Тувим « Овощи», Е. Благининой «Приходите в огород»; И.Токмакова «Про растения», О.Емельянова «Что растёт на огороде».
– чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники» «Как человек приручил растения»
– чтение рассказа В. Куприн. «Отцовское поле»
– чтение русских народных сказок «Вершки и корешки», «Пых»,
Отгадывание загадок об овощах.
Составление описательных рассказов об овощах.
Деятельность детей
Подготовка моркови и свеклы к посадке.
Посадка овощей.
Каждодневный уход за растениями: полив, рыхление, опрыскивание.
Сбор семян.
Наблюдение за ростом растений и созреванием семян моркови и свеклы.
Ведение календаря фиксации развития и роста растений.
– рисование «Подарки Осени», «Картина про лето», «Как мы трудились на огороде»
– аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»,
– лепка «Корзина с овощами»
– подвижные игры «Собери все овощи», «Собираем урожай», «Сад и огород»
– дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»– настольные игры: «Сложи картинку (овощи)», лото «Овощи и фрукты»
Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Наш огород».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про овощи для оформления альбома.
4.Консультации для родителей: «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
«Витамины на нашем столе», «Как научить ребенка употреблять овощи».
5.Совместное изготовление поделок из овощей «Дары осени».
Завершающий этап
- Сбор семян
- Выставка детских работ
- Выставка совместной работы детей и родителей из овощей «Дары осени»
План – график работ
Выводы:
Я считаю, что в проделанной работе есть положительные результаты: дети вырастили хорошие семена. Наблюдая за ростом растений, рассуждали, делали самостоятельные выводы, видели их постепенный рост и зарисовывали в дневнике наблюдений. При совместной деятельности детей и родителей была организована выставка «Дары осени». Работы приняли участие в международном конкурсе «Осенняя фантазия» и заняли I место.
Заключение
Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребёнка, стимулирует его познавательную активность, повышает интерес к новому и интересному. Выращенные семена будут использованы как материал для проекта «Свекла и морковь для салатов и борщей»
Список литературы:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования. Москва, УЦ «Перспектива», 2013 г.
- В.А. Деркунская « Проектная деятельность дошкольников» М.: Центр педагогического образования, 2013г.
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014г.
- А.И. Иванова «Методика организации Экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Изд. ТЦ Москва, 2003г.
Программное содержание
Образовательные задачи: продолжать развивать у детей умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия. З акрепить знания о взаимодействии живой и неживой природы. Формировать представления о том, что человек часть природы, и что он должен беречь, охранять и защищать её.
Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Воспитательные: воспитывать культуру трудовой деятельности.
Словарная работа: бархатцы, петуния, семянка,прорастить, рассада,агроном.
Материалы и оборудование: фартуки, контейнеры с землей, лейки с водой, картинки с изображением бархатцев и петунии, семена растений на 2х пластиковых тарелочках, разрезная картинка с частями растения, опорная схема посадки семян.
Ход деятельности.
Организационный момент.
Психогимнастика «Цветы»
(Проводится под музыку Чайковского)
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки, вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.
В: Сегодня мы с вами превратимся в ученых – агрономов. Кто-нибудь из вас знает кто такой агроном? Агроном- специалист по выращиванию растений. Какие вы знаете растения? (ответы детей) Что нужно растениям для быстрого роста? (ответы детей) Как вы думаете, растения- живые или нет (ответы детей) Правильно, растения- живые. Они растут, дышат, питаются. Какие вы знаете растения, растущие на клумбах? (ответы детей).
Отгадайте загадки:
На стебле зеленом
Рос красный бокал,
Нектаром он бабочек
Всех угощал. (тюльпан)
Что за чудо на поляне
В дивном белом сарафане
И зелёная рубашка
С жёлтым пятнышком. (ромашка)
Этот бархатный ковёр
Будет ярок до тех пор,
Пока осень, холода
Не нагрянут к нам сюда.
Ярко-рыжие головки
Лето всё без остановки
Так цветут, что во садах -
Красотища - просто "ах". (бархатцы)
В нашем парке есть газоны,
Расцвели там...патефоны!
Пурпурный, белый, цвета вишни...
Вот только музыки не слышно. (петуния)
Д/И: части растения.
Дети показывают с помощью картинок (корень, стебель, листья, бутон, цветок.) макет растения.
Послушайте, что я вам расскажу о растениях, семена которых мы будем сегодня сажать.
У бархатцев лепестки нежные, похожие на бархат.А ещё мало кто знает, что это лекарственное растение, например отвар из цветков лечит простуду, а ванны с цветками бархатцев имеют успокаивающее свойство.
Цветы петунии напоминают воронку. По размеру и форме их делят на мелко- и крупноцветные, махровые и простые. Спектр расцветок очень широк – от чисто белого, светлых тонов жёлтого, розового до насыщенных красных, синих и фиолетовых. Часто встречаются разновидности петуний сочетающих различные оттенки и имеющие пёстрый рисунок цветов. Края лепестков могут быть гладкими и бахромчатыми.
Д/И: части цветка.
Дети показывают с помощью картинок (лепестки, пестик, тычинки.).
В: Кто знает из чего вырастают бархатцы и петуния? (ответы детей)
Рассматривание и посев семян бархатцев.
Ребята, сегодня мы посеем семена растений в землю, будем ухаживать за ними и наблюдать.
Рассмотрите, какие семена бархатцев. Возьмите лупы и рассмотрите семена, положив их на белые полоски бумаги (дети рассматривают семена). Семена бархатцев - э то сильно сплюснутая, продолговатая семянка. Цвет плодов чёрный или коричневатый, нижний конец почти белый.
А теперь рассмотрим семена петунии. Семена петуниималенькие и круглые. Чем они отличаются (бархатцы – тонкие, продолговатые, темно-коричневые, маленькие; петуния - круглые, коричневые и маленькие.) А чем похожи семена? (в каждом семени прячется будущее растение). Воспитатель рассказывает детям что, перед посевом лучше отобрать семена, которые не пригодны для проращивания (проверяют). Для этого берём ёмкость с водой и бросаем туда немножко семян. Полновесные тонут, легковесные всплывают и отбраковываются.
Упражнение для глаз «Глазки»
(снятие зрительного напряжения)
Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз, и всё сначала.
Быстро, быстро поморгай –
Отдых глазкам своим дай!
Чтобы зоркими нам быть –
Нужно глазками крутить. (Вращать глазами по кругу.)
Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле. (Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.)
Дети вместе с воспитателем проводят опыт, выбирают семена для посева.
Воспитатель спрашивает детей, что нужно для посева семян.(ответы детей).
С помощью воспитателя, дети на дно укладывают дренаж – мелкие камушки (это обеспечит сток воды). Затем дети вместе с воспитателем заполняют контейнер землёй.
Контейнер заполняется землёй так, чтобы до края оставалось немного места. В этом случае вода при поливе не будет выливаться из контейнера.
Посев семян.
В: Мы будем сажать цветочные семена, из них вырастет рассада, которую мы потом рассадим в каждый стаканчик и они у нас зацветут, если, конечно, сажать их будете с любовью. Как вы думаете, что значит с любовью?
Ответы детей: аккуратно брать семя, слегка присыпать землёй, можно сказать ему что-нибудь ласковое.
В: Правильно, а какие ласковые слова вы будете говорить? (Ответы детей).
В: Ребята, а что вырастет из семян, кто знает?
Ответы детей: рассада.
Показать детям опорную схему посадки семян и вместе обсудить последовательность действий.
В: Семена надо разложить на поверхности подготовленной почвы на небольшом расстоянии друг от друга, а затем засыпать их мелко просеянной землёй и полить.
Воспитатель предлагает детям подумать, куда можно поставить контейнеры с посадками. Дети называют разные места в группе (шкаф, батарея, подоконник, стол). Их предложения обсуждаются, выявляется, насколько это место соответствует оптимальным условиям для роста семян. В результате приходят к единому выводу, что лучшее место – подоконник, рядом с батареей, где есть свет, тепло и постоянно свежий воздух.
Воспитатель показывает рисунок, на котором нарисован поникший цветок.
Дети, как вы думаете, что могло случиться с этим прекрасным цветком?
(ответы детей: не было дождей, забыли полить, сильно пекло солнце.)
Что необходимо для цветка, чтобы он нормально рос и развивался? (ответы детей: почва, вода, воздух, свет, тепло).
А почему цветы красивые и приятно пахнут? (воспитатель подводит детей к ответу: привлекать насекомых, которые пьют у них нектар, и опыляют растения)
Физминутка «Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Игра «Какого растения не стало?»
На стол выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
В: Ну, что ж, будем ждать, когда прорастут семена. Зато потом, какие красивые будут наши цветы на подоконниках. Ребята, а когда наши цветы будут цвести красиво и радовать нас, кого мы ещё можем порадовать ими. (Ответы детей, подвести детей к тому, чтобы подарить цветы мамам.)
В: Я очень рада что вы научились делать такое важное доброе дело. Но давайте помнить
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты
Дети: Мы не будем рвать цветы
Это капли красоты.
Пусть они растут, цветут
Радость нам они несут.
Итог занятия.
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение д/с «Ромашка» муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16
города Болотного Болотнинского района Новосибирской области
подготовительной группа «Почемучки»
Познавательно – исследовательский проект
«Все начинается с семечки»
воспитатель подготовительной группы
Болотное, 2016
- Вид проекта : познавательно- исследовательский
- Тип проекта : групповой, исследовательский, среднесрочный
- Продолжительность: месяц (15 сентября-15 октября)
- Участники: воспитатель, дети, родители
- Проблема : Однажды в уголке природы ребенок увидел новые семена. И они его очень заинтересовали. Он их стал рассматривать. Некоторые семена ему были известны, а некоторые – для него были загадкой. Он задумался, что же можно из них вырастить и как это сделать? Ему было не все понятно. С этими вопросами он подошел ко мне. Я предложила всем ребятам, с родителями искать информацию о растениях, семенах, о том, как из маленького семечка вырастают такие полезные, вкусные, красивые плоды.
- Актуальность: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Ребёнок с раннего детства исследует и открывает для себя окружающий мир, но видит не всё, иногда не замечает главного. Проблема экологического образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка. С помощью наблюдений, рассматривания, бесед, проектно-исследовательской деятельности, развивающих игр, мы помогаем детям войти в реальный современный мир и познать его. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка. Дети усваивают все прочно и надолго, когда слышат, видят и делают сами, поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы нашей группы.
Мир растений удивительный и многообразный. Дети, почти не имеют представления о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Эти все вопросы и привёли нас к созданию проекта «Всё начинается с семечки».
Цель проекта : формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности, системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян, воспитание любви к природе.
Исходя из выше представленной цели, мы выделили ряд задач:
- Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
- Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
- Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Основные формы реализации проекта:
Игровая деятельность
Работа с познавательной литературой
Составление схемы жизненного цикла растений
Продуктивная деятельность
Чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений, фольклора
Изготовление альбома «Что нам осень подарила»
Изготовление коллекции семян
Работа с родителями
Экскурсия в библиотеку
Прослушивание песен
Просмотр презентаций, мультфильмов
Экспериментирование
Выставка поделок «Волшебные семена»
Источники информации:
Научная литература
Книги
Интернет ресурсы
Библиотека
Видео и аудиозаписи
Список литературы
- Плешаков А.А. От земли до неба. Москва «Просвещение»2016 .
- Николаева С.Н. Юный эколог, Москва Мозаика-Синтез.2010
- Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду. Москва «Просвещение», 1982.
- Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс», 2010.
- Арбекова Н.Е.Развиваем связную речь у детей 5-6 лет.ООО»Издательство Гном»
- Федиенко В.В.,Волкова Ю.С.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. ЗАО «РОСМЭН» 2015
- Ульева Е.А. Изучаем времена года. Осень. Москва Вако,2014
- Ликум А.Все обо всем. Москва.Компания «Ключ-С»Филологическое общество «СЛОВО» АИСТ,1995.
Форма защиты проекта
Мультимедийная презентация.
Публичное выступление.
Выставка поделок «Волшебные семена»
Реализация проекта
I этап: Подготовительный
Подбор литературы, содержащей информацию о растениях, семенах; детской художественной литературы, демонстрационного материала, видео и аудио материала, подбор игрового материала, сбор семян с помощью родителей для создания коллекции, подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудия труда.
II этап: Основной
Речевое развитие :
Чтение : сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко», «Колосок», Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб», «Большая жизнь маленькой семечки», «Приключение пшеничного зернышка», «Муравей и пшеничные зерна», «Как игорошина колыбельку искала», Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла» , Дмитриев Ю. «Необычные путешественники», Д.Кагородов «Лесная сказка»,
Разучивание с детьми стихотворений.
Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», Я.Райнис «Дедушка и яблоньки», Н.Кончаловский «Веселый огород».
Пословицы, поговорки, загадки, фольклор.
Познание:
Беседы с детьми: «Первые всходы», «Что ты знаешь о семенах», «Что растет в огороде?», «Что растет в саду?»,»Для чего нужны семена?», «Как вырастить из семян овощи?»
Развлечение «Знатоки»
Занятие «Мы сажаем семена»
Занятие «Тыква - золотая голова»
Занятие «Подсолнух»
Опытно-экспериментальная деятельность «Проращивание семян подсолнечника и тыквы», «Посадка проросших семян тыквы и подсолнечника», «Вода и семена», «Солнце и растение». «Рассматривание семян через лупу», наблюдение за жизненным циклом подсолнечника и тыквы. .
Рассказы «Как путешествуют семена», «Удивительные семена».
Рассматривание альбома «Что нам осень подарила», альбом «Коллекция семян».
Экскурсии в библиотеку.
Просмотр мультфильмов: «Аист», «Дюймовочка» , «Чиполлино». Развивающие мультфильмы «Времена года»
Просмотр учебных фильмов: «Развитие растения из семени», «Как растут цветы».
Просмотр презентаций: «Такие разные семена», «Планета семенная», «Подсолнух», «История тыквы», «Семейство тыквенных»
Настольная игра «Времена года».
Дидактические игры: «Отгадай, чей домик», «От какого растения семечко», «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Кто больше всех назовет овощей и фруктов», «Что вырастили люди».
Художественно-эстетическое развитие:
Раскрашивание картинок «Во саду ли в огороде».
Рисование нетрадиционной техникой платиллинография «Тыква « (коллективная работа).
Нетрадиционное рисование «Подсолнечник» .
Рисование схема « Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».
Лепка «Овощи и фрукты».
Слушание аудиозаписей:
Песенки «Семечки», «Урожайная».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Огуречик, огуречик!», «Не лезь, заяц, в огород»
Пальчиковые гимнастика: «Заяц и кочан капусты»»
Физминутка «Жил один садовник».
Дыхательная гимнастика «Синьор-помидор»
Работа с родителями
Консультация: «Проектная деятельность». Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах» Знакомство с темой проекта. Подготовка родителей к совместной работе: выполнение заданий: : подбор семян для составления коллекции в группе; подбор сказок, книг, сочинение с детьми стихотворений про семена и растения, изготовление поделок из семян на тему «Волшебные семена».
Этап итоговый .
Продукт проекта: презентация «Все начинается с семечки», изготовление альбома для просмотра «Коллекция семян», схема «Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Заключение. Выводы.
Работа над проектом была очень увлекательна. Много интересного и полезного узнали мы из специальной и детской литературы, русского народного фольклора; из видеофильмов, мультфильмов; из экскурсии в библиотеку. Мы занимались продуктивной и исследовательской деятельностью. Активное участие в образовательной деятельности принимали и родители: семья Котович Алексея сочинили стихотворение «Арбузное семечко», другие родители нашли и принесли сказки, изготовили совместно с детьми поделки для выставки «Волшебные семена». Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.
По окончании проекта мои дети показали хорошие результаты:
1.С помощью познавательно – исследовательской работы у детей сформировались знания о произрастании плодов.
2.Дети познакомились с разнообразием посевного материала.
3.У детей сформировалось бережное отношение к растительному миру.
4.Дети владеют навыками продуктивной деятельности; расширенным словарным запасом, навыками связной речи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
" ЧУДО - СЕМЕЧКО".
Познавательно-исследовательский проект с детьми подготовительного дошкольного возраста.
Тип проекта:
Познавательно-исследовательский.
Участники проекта:
Воспитанники группы № 5, родители воспитанников, воспитатель Псарева Любовь Борисовна
Актуальность темы проекта:
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Цель проекта:
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
1. Учить правильно ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.
Предполагаемый результат:
Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.
Проектная идея
Создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай огурцов выращенных самими дошкольниками.
Реализация познавательно - исследовательского проекта через различные виды деятельности:
Художественно-творческая деятельность
Лепка (сюжет по мотивам сказки Пых «Во саду ли, во городе» (грядка с огурцами), используя пооперационные карты
Рассказ воспитателя о выращивании овощей на грядках.
Художественно - речевая деятельность
Отгадывание загадок с использованием поделок, стихи об овощах, заучивание пословиц об овощах.
Рассматривание иллюстрации по темам занятий, беседа по ним, характеристика овощей из сказок.
Творческое рассказывание - придумывание историй, героями которых являются поделки (работа в парах, ведение диалога).
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра: «На даче»
Игра-драматизация: «Чудесное лукошко»
Настольно-печатная игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, во городе», «Чудесный мешочек».
Пальчиковые игры: " Капуста", " У дороги яблонька стоит", «Мы делили апельсин» .
Словесные игры: «Бывает- не бывает», " Подбери слово", «Про что сочиним».
Познавательная деятельность:
Чтение художественной литературы;
Трудовая деятельность:
Совместная деятельность взрослого и ребёнка (посадка семян);
Самостоятельная деятельность детей (поливка, рыхление почвы);
Рассматривание рассады, фотографий, иллюстраций;
Двигательно – игровая деятельность
Подвижные игры: «Овощи и фрукты», «Сапоги - скороходы», " Туннель", «Сбей мяч».
Принципы реализации проекта
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблемных ситуации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип интеграции реализуется в органической связи игры с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к труду.
Принцип доступности.
Принцип постепенности.
Принцип системности.
Этапы реализации проекта:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.
4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
6. Разработка домашних заданий.
7. Итог проекта – праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых.
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
С помощью родителей собрали коллекцию семян.
Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.
Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке»
Алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом»
Изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей.
Изготовили героев инсценировки «Сказки огурца».
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Дети под руководством воспитателей посадили семена огурца.
Условия проращивания семян:
Завернули семена в кусочек х\б ткани и положили в пластиковый контейнер с крышкой, который поместили в теплое место.
Дети наблюдали за ростом растений, как только семена проросли мы их высадили в почву. Дети вели дневник, где делали зарисовки.
В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
Проводились развивающие беседы по данной теме.
III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике в виде парника.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай огурцов. Дети с большим удовольствием попробовали огурцы выращенные своими руками.
Все этапы проекта зарисовывались детьми и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.
Была организована выставка детских работ.
Создан фильм «Огород на подоконнике».
Коллектив группы смастерил украшения и оформил зал для создания праздничной атмосферы.
Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели для всех желающих увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети пели песни, отгадывали загадки, играли в русско – народные игры посвящённые данной теме. Показали чему они научились за время проекта.
Родители поделились летними наблюдениями и показали свои домашние задания.
Завершился праздник угощением свежими огурцами выращенными детьми.
" Выращивание семян".
Цели и задачи:
Выявить свойства земли, на сколько вода необходима для растений. Определить роль солнечного света в жизни растений. Выяснить насколько растения нуждаются в уходе.
Материалы и оборудование:
Земля, вода, проростки семян, 2 контейнера, совок.
Дети с помощью совка берут землю и пересыпают её в контейнер. Они наблюдают, что земля имеет вес, черный цвет, что она сыпучая. Потом мы берём проростки семян и сажаем их в землю. В процессе эксперимента первый контейнер с семенами поливаем водой, а второй контейнер не поливаем. Первый контейнер с семенами получает солнечный свет, а второй закрыт коробкой. В первом контейнере семена получают уход, во втором нет. Что получилось? Мы наблюдаем, что семена за которыми мы ухаживали, поливали, рыхлили землю проросли и начали расти. А семена за которыми мы не ухаживали, не поливали не рыхлили землю не проросли.
По окончанию работы дети сделали вывод: если не ухаживать за растениями, не поливать, прятать от солнца, они погибнут.
Чтобы наши семена не погибли мы их полили водой, поставили на солнечное место и они тоже начали расти.
Воспитатель выясняет, какое настроение у детей от проделанной работы и почему.
Радостное, потому что они сами вырастили огурцы.
Гордые, потому что они помогли семечке прорости.
Рады, потому что они дали семечке жизнь.
Взаимодействия с родителями воспитанников:
Для достижения положительных результатов в развитий ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей, многие приобрели книги с образцами поделок.
Анкетирование " Как мы проводим время с ребёнком после детского сада?" ;
Беседа с родителями о важности выращивания растений для всестороннего развития личности ребёнка, успешной подготовки к школьному обучению;
Консультация " Совместные занятия с детьми дома";
Подбор книг;
Совместное творчество - выставка работ;
Практическое занятие для родителей совместно с детьми.
Музыкально - театрализованная деятельность:
Праздник «Весёлый огород»
Литература
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу.
Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка.
Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе.