Татьяна Семёнова
Беседа с детьми средней группы «Зачем нужна посуда»

Беседа с детьми средней группы

«ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА ПАСУДА »

Образовательные области :

Познание, Коммуникация

Обучающие

Формировать понятие «посуда »

Учить узнавать и называть посуду по их внешним признакам

Формировать знания об уходи за посудой , осознание детьми значимости посуды в жизни –

Деятельности человека

Развивающие

Развивать познавательный интерес

Воспитательные

Формировать бережное отношение к посуде .

Вступление в диалог с взрослыми и друг другом.

Внимательно слушать собеседника .

Отвечать друг за другом

Не перебивать товарища

Методы и приёмы :

Вопросы;

- «педагогическая поддержка» ;

Наблюдение за детьми .

Материал :

художественная литература К. Чуковский «Федорино горе» , магнитная доска, картинки посуды (чашка без ручки, чайник без носика, ваза без ножки, кастрюля без крышки, сковорода без ручки, вырезанные картинки (ручка от чашки, носик от чайника, ножка от вазы, крышка от кастрюли, ручка от сковороды), магниты

Используемая литература :

1. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников : учеб. пособие – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2005.

2. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада – 2-е изд., перераб. и доп. / Л. Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1990. – 160с. 3. К. Чуковский «Федорино горе»

Ход БЕСЕДЫ

Водная часть :

Воспитатель : - Ребята вы знаете сказку «Федорино горе» ?

(ответы детей)

А что убежало от Федоры?

(ответ детей)

Правильно ребята, это посуда . Сегодня мы и поговорим с вами о посуде .

Ребята а какую вы знаете посуду ?

(ответ детей)

Основная часть :

Воспитатель : - Верно, это всё посуда . Давайте уточним : что такое посуда ? И для чего она нам нужна ?

(ответ детей)

Воспитатель : - Действительно посуда нам нужна , для приготовление и употребления еды.

Ребята а давайте изобразим посуду ?

(ответ детей)

И в этом поможет нам физкультминутка.

Физ. минутка :

Вот большой стеклянный чайник, Надули животик, одну руку поставили

Очень важный, как начальник. на пояс, другую изогнули-«носик» .

Вот фарфоровые чашки, присели, одну руку поставили на пояс

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе

Только стукни - разобьются. круг.

Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над

Голова на тонкой ножке. головой.

Вот пластмассовый поднос, Легли, вытянулись.

Он посуду нам принёс .

Нищева Н. В.

Воспитатель : - молодцы, а теперь мы с вами поиграем.

Игра «Чего не хватает?» .

Воспитатель предлагает детям пройти к доске, на которой закреплены плоскостные изображения посуды с недостающими деталями.

Воспитатель : -Дети, давайте расскажем, каких частей не хватает у разных предметов посуды .

Чего нет у чашки?

1-й ребёнок. Ручки.

Воспитатель : - Чего нет у чайника?

2-й ребёнок. Носика.

Воспитатель : - Чего нет у вазы?

3-й ребёнок. Ножки.

Воспитатель : - Чего нет у кастрюли?

4-й ребёнок. Крышки.

Воспитатель : - Чего нет у сковороды?

5-й ребёнок. Ручки.

Воспитатель : - Молодцы. Давайте «склеим» «разбитую» посуду . Прикрепите недостающие детали с помощью магнитов.

Воспитатель : - Ребята из чего может быть сделана посуда ?

(ответы детей)

Ложка из дерева – значит она деревянная.

Чашка из фарфора – значит она фарфоровая. Кастрюля из алюминия – значит она алюминиевая.

Поднос….,чайник…., вилка…., и. т. п

Ребята как называется посуда : кастрюля, сковорода, противень, и. т. п (КУХАННАЯ)

(ответ детей)

Ребята а как называется эта посуда : чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник? (ЧАЙНАЯ)

(ответ детей)

А как называется посуда из которой мы едим ? (СТОЛОВАЯ)

(ответ детей)

Очень хорошо, а теперь давайте послушаем художественную литературу К. Чуковского «Федорино горе»

Воспитатель : - Ребята как нужно обращаться с посудой чтоб она от нас не убежала?

Правильно её надо мыть, и не бить.

ИТОГ :

Ребята вам понравилась наша беседа про посуду ?

(ответ детей)

Чего нового вы узнали?

(ответ детей)

Воспитатель : - Правильно посуда бывает : КУХОННАЯ – это кастрюля, сковорода, противень и. т. п.

ЧАЙНАЯ -это чашка, блюдце, сахарница и. т. п.

СТОЛОВАЯ – это из которой мы едим, чашка,ложка вилка и. т. п.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  1. Уточнить и активизировать словарь по теме.
  2. Уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана.
  3. Формировать понятия «чайная», «столовая», «кухонная» посуда.
  4. Совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки словообразования и образования качественных прилагательных.
  5. Воспитывать умение уважительно относиться к сверстникам, не перебивать друг друга.
  6. Закреплять навыки правильного произношения автоматизируемых звуков в ответах детей-логопатов.
  7. Развивать зрительное внимание, восприятие, память,

Материалы и оборудование: Целые и разрезанные на части картинки с изображением посуды, клубок, почтовый конверт, игрушечная и настоящая посуда из разных материалов (стеклянная, керамическая, металлическая, пластмассовая, деревянная), компьютер.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Дети заходят в группу. Логопед обращает их внимание на то, что по пути лежат предметы посуды, но слово «посуда» не называет.

Логопед: Ой, ребята, какие-то предметы лежат…. Давайте соберем их. Что-то мне подсказывает, что они нам еще пригодятся (дети собирают предметы в коробку, садятся на стульчики).

Логопед: Ребята, сегодня в почтовом ящике детского сада я нашла письмо, а от кого, вы сейчас угадаете. Давайте послушаем.

(Звучит отрывок из сказки «Федорино горе») (презентация)

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит,
Дребезжит…
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи
Перескакивают.
А за ними блюдца,
блюдца –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь!
Натыкаются,

И стаканы – дзынь!
Разбиваются.
И бежит, бренчит,
Стучит сковорода:
«Вы куда? Куда?
Куда? Куда? Куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Вопросы детям:

Из какого произведения отрывок?

Логопед: Ребята, вы узнали, от кого это письмо?

Дети: От Федоры.

Логопед достает письмо и читает:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда! Приезжайте ко мне, помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду. А я обещаю вам, что исправлюсь.

С уважением к вам, Федора »

Логопед: (показывает коробку с посудой) Ребята, так что это мы с вами по пути собрали?

Дети: Посуду!

Логопед: Да. Я же говорила, что эти предметы нам еще пригодятся.

Логопед: А для чего нужна посуда?

Ответы детей.

Логопед: Правильно. Ребята, ну что, хотите отправиться на помощь Федоре?

Дети: Да!

Логопед: Ребята, а у меня есть волшебный клубок, он нам укажет путь (бросает клубок): «Раз, два, три путь к Федоре покажи!»

Логопед: Вот мы и очутились в сказке…Ребята, а вообще, какая бывает посуда? Хотите посмотреть?

II. Упражнение «Какая бывает посуда?»

(презентация) + материалы, из которых изготавливают посуду.

Посуда расставлена на столе, дети рассматривают ее и образуют качественные прилагательные (Кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный и т.д.)

III. Игра «Собери целое».

Логопед: Ой, ребята, как же все-таки Федора не любит свою посуду, всю перебила. Хотите помочь ей склеить кусочки посуды?

На ковре рассыпаны разрезанные на части картинки с изображением посуды. Детям раздаются карточки с «целой» посудой. Нужно собрать из частей свою картинку.

IV. Упражнение на словообразование «Что в чем подадим?»

(презентация). Для некоторых продуктов питания есть специальная посуда. Селедка – селедочница, сахар – сахарница, фрукты – фруктовница и т.д.

V. Физ. Минутка.

Вот большой стеклянный чайник, Дети «надувают» живот, Одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, Приседают, одна рука на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг.
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой.
Вот пластмассовый поднос – делают большой круг .
Он посуду нам принес.

VI. Упражнение «Ой, горе Федоре, горе!»

Логопед: Молодцы ребята! Вот сколько разной посуды бывает! А теперь давайте сделаем Федоре сюрприз, и пока ее нет дома, наведем на кухне порядок и расставим посуду по полочкам.

(презентация)

Между слайдами – гимнастика для глаз.

VII. Федора.

Как только упражнение заканчивается, в группу входит Федора.

Федора: Здравствуйте, ребята! Вы уже здесь?! А я ходила искать сбежавшую посуду, но ничего не нашла.

Логопед: Здравствуй, Федора. А мы нашли твою посуду и захватили ее с собой. Подает коробку с посудой.

Федора: Ой, как хорошо! Спасибо! А я ведь ребята решила исправиться! Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду, и любить, и уважать. (Оглядывается по сторонам) Ой, ребята, да вы и порядок навели уже, всю посуду по полочкам расставили, молодцы! Спасибо вам большое! А я вам за это гостинцы приготовила.

Федора достает угощение и приглашает детей на чай.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67
комбинированного вида Красносельского района «Волшебник»

Календарный план
группы компенсирующей направленности № 10

воспитатели:
Ланина Елена Владимировна

Санкт-Петербург
2017 год

Месяц Ноябрь
Тема недели: «Посуда»
Задачи:
П.Р. - Закреплять знания детей о посуде. История происхождения посуды. Познакомить детей с видами посуды; материалами, из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать, классифицировать посуду, развивать тактильную, зрительную память.
Р.Р.- Обучать в составлении предложений по картине. Активизировать словарь детей на основе обобщенных знаний о посуде, умение вести диалог с воспитателем и со сверстниками.
С-К.Р. Обогащать содержание игр детей, развивать самостоятельность в выборе игр, привлечь детей в совместную игру с взрослыми и детьми
Труд - Вызвать желание обыгрывать посуду, убирать на свои места, использовать по назначению, делиться с друзьями
Безопасность - Продолжать закреплять умение детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать, мыть игрушечную посуду.
Х-Э.Р. Развивать творческие способности детей, обучать способам работы с различными материалами (вырезание по косой, закругление углов, передавать в рисунке образ игрушки, использовать приемы лепки).
Ф.Р. Продолжать упражнять детей в прыжках на двух ногах, меткости, школа мяча – играть в «пас».
Здоровье - Показать роль правильного питания для здоровья человека.

Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность детей(организация развивающей среды)

ННОД
Название, цель

материал
Индивидуальная
работа
В режимных моментах

П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К

1.П.Р. Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми.
«В гостях у бабушки Федоры»
Цель: Расширять и закреплять представления об посуде; развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки, части (донце, носик и т.д.), обобщать, дифференцировать (чайная, столовая, кухонная); развивать внимание и логическое мышление.
2 Х.э.р. Лепка «Чашка с блюдцем»
Цель: Обучать способам лепки чайной посуды, пользуясь движением всей кисти и пальцев, закреплять знания приемов лепки: раскатывание между ладонями, растягивание, сглаживание, прижим, скрепление частей.
3.Ф.р. Физическая культура
Наборы предметных картинок.
Презентация «Посуда»
Старинная посуда из дерева, глины.
Современная посуда.
Образец
работы. пластилин, доски, салфетки
- Закрепить представление о днях недели с Юрой, Юлей, Егором, Макаром.

Развитие глазомера «Попади в цель»
Федей, Кирой, Настей, Димой.

Д/и «Подбери цвет» с Егором, Вероникой, Викой В., Алесей.

Утро
Игровая деятельность
Упр. «Остудим кружку чая» (развитие силы голоса)
С/игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Что для чего» (сахарница для сахара и т.д.)
Игра / упр «Так бывает или нет?» (развитие слуха и логики)
П/и «Чайник» (речь с движением)
Д/и «Из чего сделано».
Д/и «Дымка», «Опиши не называя»
Д/и «Выложи узор», «Повтори по образцу».
Д/и «Узнай на ощупь».
Д\и «Подбери признак»: чашка (какая?) , чайник (какой?).
Д/и «Съедобное, не съедобное»
Общение
Игровые ситуации: «Один дома» (опасные предметы в быту), «Исчезли все правилам?», «Бьется, не бьется, тонет, не тонет»
Беседа «Как вести себя за столом», «Грусть, плохое настроение» , «В посудной лавке»
Чтение
«Озорные поворята»
Рассматривание
Иллюстраций народного творчества – посуда Гжель, Хохлома, репродукцию И.Леитана «Золотая осень», «Слабодка»
Утренняя гимнастика см. картотеку
ПРОГУЛКА
Познавательно-исследовательская деятельность
Опыт «Воздух – делаем облако».
Цель: познакомить, со свойствами воздуха, от куда берется дождь. Материал: кусочки льда, банка с горячей водой, крышка.
игровая/двигательная деятельность
- Игры драматизация «Угощение» (учить гостеприимству, вежливости)
- Игры со снегом на определение формы.
- С/р игра «Ярмарка посуды» (классифицировать посуду по назначению), «Кукольное кафе»
- Хороводная игра «Зимушка зима»
П\и «Два Мороза», «Третий лишний» - бег
«Снайперы» - метание
Труд сгребание снега для постройки снежной горки
Индивидуальная работа
Упр. сколжение, и упр с с мячом пас. Цель: Упражнять детей в передаче мяча ногой (Дима, Юра,Максим П., Максим Р.).

С выносными игрушками
настольные игры:
«Карусель», «Лото»,
«Домино», «Из чего сделано», «Дымка», Выложи узор», «Повтори по образцу».

Разрезные картинки «Посуда»

С/р игры «Семья» и «Кухня» - «Магазин»

Иллюстрации
- раскраски
- карандаши
-песочные наборы
- одежда для продавца
- книги
- картинки с декоративной росписью посуды.
-книги о посуде.
- Рисование по желанию с использованием трафаретов

Игры с мозаикой,
- Игра с массажными мячиками и колечками.

Д\и «Подбери по цвету»
- Самостоятельная работа с природным материалом и пластилином

- «Чудесный мешочек»- «Узнай на ощупь» (посуда)

Игры в строительном уголке «Посудная лавка»
- Самостоятельные игры в уголке физкультуры

В
Т
О
Р
Н
И
К


2.Х.э.р. Ручной труд
«Салфетка под стакан»
Цель: Продолжать учить складывать квадрат по диагонали дважды, с угла на угол. У полученного треугольника срезать наискосок образовавшийся «хвост»; учимся правильно держать ножницы и передавать; повторить правила безопасности.
3. Х.э.р. Музыка
Ножницы, белый
квадрат бумаги

Картинки – загадки
и д/и «Скажи наоборот, ласково» - с Максимом Р., Алесей, Настей, Димой.
Д/и «Чей? Чья?» Федей, Кирой, Настей, Димой.

С
Р
Е
Д
А

1. Совместная деятельность педагога психолога с детьми.
2. Р.Р. Рассказ стихотворения С. Капутинян «Маша обедает» Ушакова
Цель: Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о посуде. Пополнение словаря за счет качественных прил. (сравнивать предметы посуды по назначению, материалу и качеству)
3. .Ф.р. Физическая культура

План-схема составления описательного рассказа по теме «Посуда». потешка - игра: «У нашего Вовки на блюдце морковка. У нашей Акульки картошечка в кастрюльке. У Нашей Наташки, смородинка в чашке, а у Валерки грибочки в тарелки. А теперь не зевай и посуду называй»

Игра «Чего не стало?» (развитие зрительного восприятия) с Макаром, Максимом П., Сережей с., Сережей Ч.

Упр. «Прохлопай слова» (деление слов на слоги) с Машей, Вероникой, Викой В., Егором,

Разъяснить дежурным последовательность действий по столовой
Д/и «Опеши предмет» с Максимом, Егором, Вероникой

Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г

1. Р.Р. Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми.
2. П.Р. Ф.Э.М.П. № 8 стр 31
Цель: Познакомить с образованием числа 10, на основе сравнения двух групп предметов, выраж. соседними числами 9 и 10; учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Закреплять представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности. Формировать представление о треугольнике, его свойствах и видах.
3. Х.э.р. Музыка
4.Ф.р. Физическая культура

Раздаточный материал. Блоки Дьеныша
Наборы цифр 1-10.
Рабочая тетрадь.

Игра «Чего не стало» с Юрой, Юлей, Егором, Макаром.

Ориентировка в пространстве «Горячо, холодно» с Машей, Максимом, Федей, Сережей

ВЕЧЕР
Бодрящая гимнастика См. картотеку
Ч.Х.Л. Иллюстрированное чтение английской сказки «Горшочек», К.Чуковский «Федорено горе», рассказ Носова «Мишкина каша» , В. Осеева «Почему?»
Заучивание наизусть стихотворений и хороводов к Новогоднему утреннику Игровая деятельность
- Обыгрывание детьми сказки «Три медведя» с помощью игрушек, пантомима «Оживи игрушку»
С\р игра «В гостях у матрешки» - гости просят рассказать о посуде
С/р игра «Кафе»
Д\и «Дополни предложение» - словообразование в мн. ч.
Д\и «Кто запомнит больше слов»
Д/и «Чего не стало?», «Что для чего», «Угадай по описанию», «Опиши, а мы узнаем, угадаем»
Д/И «Чудесный мешочек»
Д/И «Посудная лавка», «Узнай по силуэту»
Презентация игра «Посуда» на логику
Общение: «Обида, месть – хорошо или плохо?»
ПРОГУЛКА
Наблюдение
За состоянием погоды перед прогулкой имз окна. Наблюдение за сезонными изменениями (Кравченко с 34). Наблюдение за птицами, вынос кормушки с кормом, кто к кормушке подлетит.
Общение,
Беседа «Гололедица, не идется и не едится, но зато прекрасно подается, почему никто не радуется?»,
Игровая деятельность
Игра с мячом «КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ?» (для активизации в речи относительных прилагательных бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана посуда; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч)
П/и «Мороз Красный нос», «Бездомный заяц» - бег, П/и «Мышеловка» - бег,
П/и по желанию детей.
Упр-я индивидуально на скольжение, подскоки (Вика, Макар, Вероника, Маша)
Самостоятельная детская деятельность
По желанию детей

Взаимодействие с родителями

Предложить детям почитать стихотворение К.И.Чуковского «Федорино горе». Выяснить какую посуду ребенок запомнил, рассказать какая бывает посуда, как она помогает людям, обратить внимание ребенка на материал из которого сделана посуда.

Потренировать ребенка в составление рассказа по плану
- Упр. с движением «Чайник»
«Я чайник ворчун, хлопотун, сумасброд, выставляю живот. Я чай кипячу, хлопочу и кричу. Эй люди, я с вами чай пить хочу».

Помощь в оформлении коллекции «Моя любимая чашка» из иллюстративного материал
- Предложить родителям изготовить с детьми блюдечко из папье маше и раскрасить его

Индивидуальные консультации по запросам родителей.

П
Я
Т
Н
И
Ц
А

1. Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми.
2.Х.э.р. Рисование «Тарелочка»
Цель: Учить располагать узор на круге, заполняя середину и края. Развивать чувства ритма в составление узора и композицию, цвет.
Образец
работы,
лист бумаги, кисти, салфетка, гуашь, клеенка

Упр. «Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными)
Максимом Р., Алесей, Настей, Димой.

Упр. «Подбор предметов посуды по цвету, сопровождая действия речью» Макаром, Максимом П., Сережей с., Сережей Ч.

Дыхательная гимнастика «Каша кипит» с Викой Л., Викой В., Макар, Олеся

Закрепить навыки в прыжках на двух ногах с Егором, Юрой, Кирой и Настей

Организованная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Тема: «Посуда»

Интеграция областей:

1. Коммуникация. Развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи.

2. Здоровье. Первичные представления о здоровом образе жизни.

3. Физическая культура. Физкультминутка «Я чайник-ворчун».

4. Социализация. Дидактическая игра разрезные картинки «Собери посуду».

5. Познание. Решение задач, развивающих речь:

  • Игра «Сравни»
  • Игра «Четвертый лишний»
  • Игра «Из чего сделана посуда»
  • Игра «Каждый продукт в свою посуду»

6. Чтение художественной литературы. Произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». Знакомство с автором (портрет). Отгадывание загадок по теме.

7. Художественно-эстетическое развитие. Штриховка карандашом.

Программное содержание:

Закрепить познания детей о посуде. Учит называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, давайте подойдем к столам, встанем около своих мест. А теперь я разрешу сесть на свое место тому, кто отгадает мою загадку. И воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают, кто догадался, поднимает руку и говорит отгадку.

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

Чайник

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

Тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

Кастрюля

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без ……..

сковороды

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.

хлебница

6. Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

чашка

7. Сама не ем,

А людей кормлю.

ложка

8. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

стаканы

9. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

вилка

10. Новая посуда, а вся в дырках

дуршлаг

Молодцы, все загадки отгадали. Все заняли свои места. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? Чайная посуда.

Из какой мы кушаем? Столовая.

Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

Как она называется? Федорино горе.

Кто написал эту сказку? К.И.Чуковский (показать портрет писателя).

Какие сказки он еще написал?

Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она Федора Егоровна пришла сегодня к нам. И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Проводится игра «Собери посуду». Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник...)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни».

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зулбчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?».

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

Повороты туловища

Вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами почайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний».

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нм, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

Название предмета посуды

Цвет

Форма

Части

Из чего сделана

Как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

3. чайник

4. сковорода

5. ложка

Ну, заглянули мы с вами и в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете?

А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Давайте все пересядем за столы на свои места. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.


Олеся Лукьянова
Интегрированное занятие в старшей группе «Посуда»

Задачи:

Уточнить, расширить и систематизировать знания детей о посуде;

Формировать умение классифицировать предметы посуды по их назначению (кухонная, чайная, столовая, находить сходства и отличия по внешним признакам, давать определения предметам посуды в зависимости от материала, из которого они изготовлены;

Развивать творческие способности старших дошкольников;

Воспитывать чувство аккуратности и бережного отношения к посуде.

Материалы и оборудование: презентация по содержанию занятия в формате Power Point, картинки с изображением посуды на магнитной доске, пластмассовая кружечка.

Раздаточный материал: вырезанные из белой бумаги чашки и цветные карандаши на подгруппу детей; вырезанные из белой бумаги круги (блюдца, заготовки из цветной бумаги, ножницы, клеенки для творчества и клей карандаш на 2 подгруппу детей; картонные заготовки в виде полукруга (салфетницы, клеенки для лепки и пластилин для 3 подгруппы детей.

Ход занятия:

Воспитатель читает отрывок из "Федорино горе" К. И. Чуковского, в котором говорится о том, как посуда убегает от Федоры.

Ребята, вы узнали, из какого произведения этот отрывок? ("Федорино горе") слайд 2 .

Вспомнили сказку, молодцы! Догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей).

В ней суп и кашу варят,

И картошку жарят.

Из нее едят и пьют,

Её моют, берегут. (посуда)

Воспитатель открывает магнитную доску, на которой расположены картинки с изображением разной посуды.

Ребята, а скажите, пожалуйста, для чего нам нужна посуда? (из нее кушают, в ней варят, хранят продукты).

Предметов посуды большое количество. В одной варят суп, в другой жарят котлеты, из третьей пьют компот, с помощью четвертой едят макароны и т. д. Поэтому вся посуда делится на группы, а что это за группы, давайте с вами назовем.

Слайд 4

Перечислите, что изображено на картинке? (Блюдца, чашки, чайник, сахарница). Для чего нам нужны эти предметы посуды? (чтобы пить чай). Да, и эта посуда называется чайная. Пожалуйста, повторите за мной название.

Слайд 5

Посмотрите на это изображение. Что за предметы посуды вы видите здесь? (вилка, ложка, нож, солонка, перечница, хлебница, тарелки). Для чего нам нужна вся эта посуда? (ответы детей). Правильно, эти предметы посуды служат нам помощниками во время приема пищи. Они стоят у нас на столе, поэтому эту посуду мы называем столовой.

Воспитатель просит повторить детей название группы посуды.

Слайд 6

Ну а теперь назовите посуду на этой картинке? (сковорода, дуршлаг, половник, кастрюля). Зачем человеку эта посуда? (чтобы готовить кушать). Правильно, она нужна на кухне для приготовления пищи. и называют ее - кухонная посуда. Повторите, пожалуйста.

Ребята, посуду изготавливают из разных материалов. Миллионы лет назад, задолго до наших дней, первобытные люди делали посуду из камня. Спустя время люди научились изготавливать посуду из дерева, из глины. Еще позже стали делать посуду из драгоценных металлов, таких как золото, серебро, бронза. В наши дни посуду изготавливают из стекла, фарфора, керамики, алюминия, хрусталя и других материалов. Вот, посмотрите, у меня в руках кружечка из пластмассы. Какая она? (пластмассовая). Но эта кружечка ни простая, она волшебная. У кого в руках она оказывается, тот становится очень умным и может отвечать даже на самые сложные вопросы. Проверим? (Да).

Дети по цепочке передают кружечку из рук в руки. У кого в руках она оказывается, тот отвечает на вопрос воспитателя.

Блюдце из фарфора

Салатник из стекла

Сковорода из чугуна

Стаканчик из пластмассы

Кружка из железа

Ложка из дерева

Кастрюля из алюминия

Вилка из серебра и т. д.

Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись.

Наклонились, потянулись.

Сели, встали,

Сели, встали.

И на месте побежали.

Игра "Четвертый лишний"

Задание: назвать лишний предмет посуды из четырех представленных и объяснить почему он лишний.

Слайд 7 тарелка-солонка-нож-кастрюля

Слайд 8 чайник-вилка-сахарница-чашка

Слайд 9 кружка из стекла-кружка из дерева-кружка из железа-стакан из стекла

Слайд 10 стеклянная кастрюля-стеклянный чайник-стеклянная кружка-деревянная ложка

Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились. А вы знаете. что для разных продуктов и блюд предназначены разные предметы посуды. Давайте с вами назовем, какая посуда для чего используется.

Игра "Где живут продукты?"

Где живет сахар (в сахарнице) Слайд 11

Где живет соль? (в солонке) Слайд 12

Где живет масло? (в масленке) Слайд 13

Где живет перец? (в перечнице) Слайд 14

Где живет чай? (в чайнике) Слайд 15

Где живет кофе? (в кофейнике) Слайд 16

Где живет селедка? (в селедочнице) Слайд 17

Где живут конфеты? (в конфетнице) Слайд 18

Где живет салат? (в салатнике) Слайд 19

Где живет хлеб? (в хлебнице) Слайд 20

Ребята, совсем забыла сказать. Сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо от той самой бабушки Федоры. У нее беда! Посуда то к ней вернулась. Да только Федора так старательно ее отмывала и оттирала, что на некоторой из них стерся весь рисунок. И теперь они стали некрасивыми. Она просит вас о помощи. Поможем Федоре, украсим ее посуду яркими рисунками, чтобы она опять стала красивой? (Да). Для этого вам необходимо разделиться и выбрать центр, в котором вы будете работать. В 1м центре нужно украсить чашки с помощью цветных карандашей. Во 2м центре - аппликативно украсить блюдца с помощью заготовок из цветной бумаги и клея. А в 3м центре с помощью пластилина украсить салфетницы.

Пальчиковая гимнастика.

Девочка Иринка порядок наводила.

Девочка Иринка кукле говорила:

"Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

Ну а соль? - Ну,конечно, в солонке!"

Ребята выбирают центр и приступают к работе. Потом с выполненными работами собираются в рефлексивный круг, где мы подводим итог занятия.

О чем мы сегодня говорили? Какая бывает посуда? (3 группы). Как нужно обращаться с посудой, чтобы она не ушла от нас, как от Федоры? (ответы детей).

В завершении устраиваем всеобщую выставку своих работ.