Изменения норм инсоляции, принятые в мае 2017 года, касаются двух положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01:

  • Перенос расчетных дат для центральной географической зоны с 22 марта / 22 сентября на 22 апреля / 22 августа.

  • Нормы и расчет инсоляции участков территорий.
Что для проектирования, строительства и расчетов инсоляции означает перенос расчетных дат ближе к летнему солнцестоянию?

1. Перенос расчетных дат увеличивает угловую высоту положения солнца в эти дни на 11 градусов. При этом укорачиваются тени, и соблюдение норм инсоляции обеспечивается при существенно большей высоте противостоящего здания, чем при расчетах по нормам 2001 года. Так, например, при расположении противостоящего здания в 50 метрах к югу от затеняемых окон, его высота теперь может быть увеличена на 10-12 метров, то есть на 3-4 этажа.

2. 22 апреля / 22 августа солнце восходит раньше и заходит позже, чем в дни равноденствия (март/сентябрь). Увеличение продолжительности светового дня по нормам 2017 года добавляет к суткам 2 часа расчетно значимой инсоляции в восточном и западном секторах горизонта. Это в первую очередь дает больше свободы при ориентации фасадов проектируемых зданий по сторонам света - западные и восточные фасады с односторонними квартирами теперь могут быть развернуты примерно на 12 градусов севернее.

3. Привычную для проектировщика "плоскую" инсоляционную линейку, построенную на дни равноденствия, при расчетах в центральной географической зоне сменит непривычная (по крайней мере первое время) "кривая" инсоляционная линейка, ранее применявшаяся в северной географической зоне.


ВНИМАНИЕ!

Не во всех случаях Изменения в нормах инсоляции дают большую свободу при проектировании. В проектах, в которых нормы инсоляции обеспечивались при расчетах на март/сентябрь, расчеты на апрель/август могут показать нарушения в следующих случаях:

    Новые нормы (2017 г.) могут создать проблемы с инсоляцией в комнатах с южной ориентацией, имеющих глубокие лоджии. Это связано с тем, что при более высоком стоянии солнца (относительно дней равноденствия) лоджии будут препятствовать его попаданию на подоконник.

  • Из-за того, что угол между часовыми линиями инсоляционной линейки на апрель/август шире на несколько градусов (между 12.00 и 13.00 - на 3,5 град.), расчет по новым нормам покажет нарушение в случаях, когда минимально допустимая инсоляция обеспечивалась в просвет между высокими корпусами. В южных секторах горизонта период инсоляции в этом случае сократится на 5-7 минут.

Второе изменение, касающееся инсоляции участков территорий (в первую очередь придомовых детских и спортивных площадок), не столь радикально, но вместе с рассмотренным выше переносом расчетных дат даёт очень существенное изменение расчетной ситуации:

1. По нормам инсоляции 2017 года нормативный период инсоляции сокращается на полчаса - до 2 часов 30 минут.

2. При прерывистой инсоляции, в отличие от норм 2001 года, оговаривается, что один из периодов должен быть не менее 1 часа.

3. Ранее расчетную точку следовало располагать на наиболее инсолируемой половине площадки. Теперь оговаривается только площадь, обеспеченная нормативной инсоляцией. По нормам инсоляции 2017 это 50 % территории без фиксированной расчетной точки.

Итог.
Если смотреть на происходящее без эмоций и лирики, то по нормам 2017 года:

а) Строительство станет дешевле (что вряд ли скажется на стоимости квартир).

б) Качество световой среды на нижних этажах в плотной застройке, особенно в новых кварталах, существенно ухудшится.

в) Выполнять расчеты инсоляции в центральной географической зоне по "кривой" инсоляционной линейке будет некоторое время непривычно.

г) В проектах, выполненных по нормам 2001 года, могут возникнуть проблемы в квартирах с глубокими лоджиями, ориентированными на юг (как в проектируемых, так и в затеняемых существующих жилых домах), а также в квартирах, инсолируемых в просвет между высокими зданиями.

Что же касается архитектуры, то при любых нормах инсоляции проблемы проектировщиков останутся прежними, поскольку любые нормы, хорошие или плохие, жесткие или мягкие, всегда противоречат интересам заказчика и законам красоты. Особенно, если танцор плох.


Юрий Поповский
Главный специалист ООО "ИНСОЛЯЦИЯ"
Доцент кафедры Архитектурной физики МАрхИ

Нормы инсоляции и естественного освещения являются узкоспецифической областью права на пересечении санитарно-гигиенического, строительного и экологического законодательства, опирающейся на инженерный расчетно-методический инструментарий. Нормы естественного освещения и инсоляции регламентируют параметры световой среды, обеспечивающие санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую безопасность искусственной среды обитания человека. При этом нормы естественного освещения обеспечивают минимально допустимые параметры освещенности помещений, обеспечивающие приемлемый для среднестатистического человека психофизиологический и общеоздоровительный эффект, а также условия позволяющие (при достаточной наружной освещенности) выполнять зрительные работы. Нормы инсоляции обеспечивают психофизиологический эффект и лишь частично бактерицидный (санирующий) и общеоздоровительный. Оновной объём научных медицинских исследований, легших в основу нормирования естественного освещения и инсоляции был выполнен в 50-70 годы XX века.

Контроль за соблюдением норм инсоляции и естественного освещения осуществляют органы Роспотребнадзора, а также надзора за проектированием и строительством (строительная экспертиза и Госстройнадзор). Решение по факту возможного нарушения законодательно закрепленных норм инсоляции и естественного освещения принимается Прокуратурой и рассматривается в суде.


Общие принципы нормирования инсоляции и освещения


Структуру светоклиматического нормирования можно представить в виде вертикальной и горизонтальной схем:

Вертикальная схема нормирования инсоляции и освещения


Чем ниже уровень законодательного акта, тем более конкретны требования к инсоляции и естественному освещению, изложенные в нем. В Конституции РФ содержатся гарантии защиты благополучия населения и охраны среды, в ФЗ и ТР – общие принципы и пути реализации этих гарантий. В СНиП, СанПиН и СП оговариваются случаи, в которых необходимо обеспечить особый режим инсоляции и естественного освещения, указаны конкретные показатели, характеризующие этот режим, и методы их контроля. В повседневной практике специалисты-расчетчики и эксперты надзорных органов пользуются ведомственными документами, однако в конфликтных ситуациях и при решении общих нормативных и процедурных вопросов часто требуется привлечение положений законов более высокого уровня. Чаще всего такая необходимость возникает из-за противоречий между различными нормативными актами и в случаях, не оговоренных нормами. В подобных ситуациях необходимо не только знание отдельных нормативных актов, но и понимание их места в системе федерального законодательства.

Горизонтальная схема нормирования инсоляции и освещения



Элементы этой схемы находятся в безусловном взаимодействии, однако обладают определенной свободой, исторически обусловленной их методологической спецификой. На протяжении последних 20 лет центр нормирования инсоляции и естественного освещения переместился из области проектирования и строительства в область санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, методика расчета инсоляции была впервые законодательно утверждена именно в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 (2001 г.), хотя до этого более 50 лет использовалась в повседневной проектной практике. В настоящее время большинство нормативных актов, регламентирующих проектирование и строительство, в вопросах инсоляции и естественного освещения ограничиваются ссылками на соответствующие СанПиН. Однако многие вопросы, связанные с конструктивными и инженерно-техническими решениями по обеспечению и контролю требуемых параметров инсоляции и естественного освещения, монопольно остаются в рамках архитектурной и строительной науки. Это прежде всего относится к расчетно-методическому инструментарию нормирования и проектирования естественного освещения. Некоторые положения СНиП при этом частично противоречат требованиям СанПиН, что приводит к путанице при проектировании и проблемам при согласовании проектов.
Экологическое нормирование до сих пор имеет косвенное отношение к инсоляции и естественному освещению, однако, учитывая быстрое развитие экологии как науки и мировоззрения, а также её интегрирующую роль во всех вопросах, касающихся среды обитания человека, положения экологического нормирования оказываются также весьма существенны для норм инсоляции и естественного освещения. В решении вопросов светоклиматического нормирования важно не только знать содержание нормативных документов и уметь ими пользоваться, необходимо также понимать их место в общей системе законодательства.

Основные нормативные документы. СанПиН. СНиП. СП

  • Основным документом, регламентирующим требования к инсоляции , являются Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий" В этом документе, как уже говорилось, изложена также официальная методика расчета инсоляции.

  • С 25 мая 2017 г. введены в действие изменения №1 в СанПин 2.2.1/2.1.1.1076-01

  • Требования к естественному освещению изложены в следующих документах:
    • Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий";

    • Изменения и дополнения №1 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, зарегистрированные как СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10 . Изменения и дополнения касаются преимущественно раздела «...требования к искусственному освещению...». В разделы «...требования к естественному освещению...» и «...требования к совмещенному освещению...» принципиальные изменения не внесены.
    • Строительные нормы и правила СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение" - в этом документе помимо норм освещения для жилых и общественных зданий, изложенных также в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, приведены нормы освещения производственных помещений;
  • Методика расчета естественного освещения изложена в Своде правил по проектированию и строительству СП 23-102-2003 "Естественное освещение жилых и общественных зданий".
  • В нормативных документах, регламентирующих требования к зданиям определенного функционального назначения, кратко представлены требования и к инсоляции, и к естественному освещению. Примером такого документа является СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (вступил в силу 15 августа 2010 г). Аналогичные документы разработаны для зданий и помещений различного назначения, от парикмахерских и салонов красоты до родильных домов.
Для безукоризненного решения нормативно-правовых вопросов, связанных с инсоляцией и естественным освещением, необходимо свободно ориентироваться во всех аспектах светоклиматического нормирования – правовых, расчетных и методологических.

ООО "ИНСОЛЯЦИЯ" это:

Расчеты естественного освещения и инсоляции в проектируемых и существующих зданиях по          заказам организаций и частных лиц.
         Консультации по всем вопросам обеспечения норм инсоляции и естественного освещения.

С 1 сентября вступают в силу (СанПиН) , резко ужесточающие требования к оснащению школ и образовательному процессу. Между тем педагоги считают, что правилам не соответствует треть школ в России, а две трети директоров школ не готовы выполнять СанПиН. Мы уже сообщали .

Какие новые нормы и правила предполагаются в школах?

Например, правилами оговаривается, что территория общеобразовательного учреждения должна быть огорожена, освещена и озеленена, причем зеленые насаждения должны составлять половину территории.

Спортплощадки при школах должны иметь твердое покрытие, а футбольные поля - травяной газон; занятия на площадках с "неровностями и выбоинами" не допускаются. Запрещается переоборудовать под кабинеты и спортзалы цокольные и подвальные этажи школ. Новые школы должны строиться с расчетом на то, что в них будут обучаться в одну смену. Оговариваются и климатические условия - температура в кабинетах, столовой, вестибюле и гардеробе должна составлять +18-24°С. За несоблюдение правил может быть вынесено предписание о закрытии школы.

Новые правила в организации учебного процесса

Жесткие требования предъявляются и к организации учебного процесса. В каждом классе должны обучаться не более 25 человек . Первоклассникам рекомендуется не давать домашних заданий и не ставить оценок, они должны посещать не более четырех уроков в день и лишь раз в неделю их разрешается дополнить пятым - физкультурой. Отдельно прописано, что группы продленного дня можно создавать, только если в школе предусмотрены помещения для тихого часа. Если школа не оборудует полноценных спален, родителям придется забирать детей в разгар рабочего дня или оплачивать услуги няни . К новому учебному году школы готовились по действующим пока санитарным нормам 2002г. Поэтому, по словам главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, немедленно вступит в силу только та часть новых правил, которая посвящена непосредственно организации учебного процесса .

"Жизнь показывает, что в школе наши дети работают, как шахтеры в мокром забое. На них огромная нагрузка ", - отметил он. Требования к обустройству школ будут обязательными для строящихся учебных заведений, а также для тех, где запланирован капитальный ремонт. После реконструкции здания должны соответствовать новым стандартам. "Детям, особенно маленьким, просто необходим здоровый сон, - пояснил Г.Онищенко требование о наличии спальных мест. - Помню, один директор переживал, что придется потеснить его кабинет, чтобы выделить место детям. Но ведь у нас дети не должны оканчивать школу хронически больными, с искривленными позвоночниками, с потерянным зрением и испорченным желудочно-кишечным трактом ".

С 1 сентября вступают в силу (СанПиН) , резко ужесточающие требования к оснащению школ и образовательному процессу. Между тем педагоги считают, что правилам не соответствует треть школ в России, а две трети директоров школ не готовы выполнять СанПиН. Мы уже сообщали .

Какие новые нормы и правила предполагаются в школах?

Например, правилами оговаривается, что территория общеобразовательного учреждения должна быть огорожена, освещена и озеленена, причем зеленые насаждения должны составлять половину территории.

Спортплощадки при школах должны иметь твердое покрытие, а футбольные поля - травяной газон; занятия на площадках с "неровностями и выбоинами" не допускаются. Запрещается переоборудовать под кабинеты и спортзалы цокольные и подвальные этажи школ. Новые школы должны строиться с расчетом на то, что в них будут обучаться в одну смену. Оговариваются и климатические условия - температура в кабинетах, столовой, вестибюле и гардеробе должна составлять +18-24°С. За несоблюдение правил может быть вынесено предписание о закрытии школы.

Новые правила в организации учебного процесса

Жесткие требования предъявляются и к организации учебного процесса. В каждом классе должны обучаться не более 25 человек . Первоклассникам рекомендуется не давать домашних заданий и не ставить оценок, они должны посещать не более четырех уроков в день и лишь раз в неделю их разрешается дополнить пятым - физкультурой. Отдельно прописано, что группы продленного дня можно создавать, только если в школе предусмотрены помещения для тихого часа. Если школа не оборудует полноценных спален, родителям придется забирать детей в разгар рабочего дня или оплачивать услуги няни . К новому учебному году школы готовились по действующим пока санитарным нормам 2002г. Поэтому, по словам главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, немедленно вступит в силу только та часть новых правил, которая посвящена непосредственно организации учебного процесса .

"Жизнь показывает, что в школе наши дети работают, как шахтеры в мокром забое. На них огромная нагрузка ", - отметил он. Требования к обустройству школ будут обязательными для строящихся учебных заведений, а также для тех, где запланирован капитальный ремонт. После реконструкции здания должны соответствовать новым стандартам. "Детям, особенно маленьким, просто необходим здоровый сон, - пояснил Г.Онищенко требование о наличии спальных мест. - Помню, один директор переживал, что придется потеснить его кабинет, чтобы выделить место детям. Но ведь у нас дети не должны оканчивать школу хронически больными, с искривленными позвоночниками, с потерянным зрением и испорченным желудочно-кишечным трактом ".