Проект долгосрочный на тему: «Чудо-огород»(недель)

Старший дошкольный возраст

Составила: воспитатель

Октябрь,2012 год

Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности , раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений; обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Задачи:

Образовательные: Расширять представление об овощах: о многообразии их сортов, условиях и местах произрастания, истории их появления в нашей стране; способствовать поиску новой информации об уже известных объектах (в нашем случае об овощах), дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

Воспитательные: воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнеров, умение договариваться;

формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Развивающие: Развивать познавательные и творческие способности детей, учить правильно ухаживать за растениями.

Оборудование: семена различных овощей (помидоры, тыква, петрушка, морковь и т. д.) цветов (бархатцы, астры, красный лен и др), садовый инвентарь , коллекция семян и карточки с изображением овощей

Используемая литература:

1. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Осень. Часть 2».

2., Грибова, в котором я живу. – М. 2006. – 144с.

3.Пожиленко развития ребенка. – Спб. 2006. – 640с.

4.Шорыгина и сказки о родной природе. – М. 2006. – 128с.

Ресурсы интернета:

›konspekt_druzya_yejika. html

http://. ru/zagadki. php#5

Для воспитателей детских садов - Мааам. ру

Дошколенок. ру

МБДОУ Д/С №8 г. Тимашевск

Песня «Весёлый огород» сл. М. Садовского, муз. С. Соснина.

«Песня и танец огородников» сл. В. Малкова и Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова.

Песня – игра «Собирайся народ» сл. и муз. .

Предварительная работа:

Подготовительный этап

1. Будьте осторожны с колющими и режущими предметами.

2. В помещении не шуметь, не делать резких движений.

3. При получении травм немедленно обратитесь за помощью к руководителю.

4. До и после работы вымойте руки с мылом.

Ход работы

Разделитесь парами (один готовит почву, другой сеет семена).

Прежде чем посадить семена, скажите зернышку: "Стань живым и расти, а я буду поливать и ухаживать за тобой".

(1. Первая пара сеет крупные семена фасоли. Делаем использованным фломастером бороздки, измеряем линейкой глубину - 1.5 см.

2. Вторая - мелкие в бороздки сеялкой: лист бумаги сложенный пополам, измеряем - 1 см.

3. Третья - на расстоянии 3 см друг от друга - редиску в бороздку, чтобы редиска была крупной и ей не было тесно.

4. Четвертая - петрушку.

5. Пятая - в специально приготовленные стаканчики по 1 семени огурцов в каждый.)

1. Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву.

2. Мы будим их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать.

3. Но сначала подготовим место для посева, поверхность почвы должна быть ровной, чтобы солнышко зернышки прогревало одинаково.

4. Наметим бороздки для семян, для крупных - 1,5 см. для мелких - 1 см. (Кто сможет объяснить, почему для семян нужна разная глубина посева семян?)

5. В эти бороздки мы будем сажать семена, соблюдая правила посева.

6. Подходим к ящику с семенами.

7. Какие вы видите семена? (Фасоль, редис, петрушка, огурец...)

8. Если семена крупные, нужно их сеять по одному рукой.

9. Если сильно мелкие, можно использовать лист бумаги, сложенный пополам.

8. Возьмем по одному семени и сеем в подготовленные бороздки по размерам.

9. После посева слегка присыпаем бороздки почвой и поливаем.

10. Помечаем посеянные семена, табличками.

3.Заключение.

Ребята, на практическом занятии вы показали хорошие результаты и знания, и я надеюсь, что вы сможете самостоятельно и правильно заниматься посевом семян, и на следующем занятии вы уже будете наблюдать за ростками, которые прорастут из семян.

На этом наше занятие закончилось, до свидания!

Художественное творчество (рисование).

Тема: «От семечки к ростку».

Старшая группа

Составила: воспитатель

Февраль,2012 год

Программное содержание:

Оборудование и материалы: альбомные листы, простой карандаш, краски, кисточка, стаканчик с водой.

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам нарисовать подсолнухи вместе со мной. Вы должны меня внимательно слушать, быстро и аккуратно изображать то, о чем я буду говорить. Давайте вспомним, в какое время года сеют подсолнечник. Это происходит, когда сеют семена овощей и цветов.

Дети: Весной

2.Основная часть.

Воспитатель. Сначала нарисуем землю. Положите перед собой листы бумаги, возьмите простые карандаши. Нарисуйте линию земли. Подумайте, высоко или низко вы хотите ее нарисовать: ведь нужно оставить место для стебля и самого цветка.
Дети выполняют задание.
Теперь нарисуем солнышко, которое хорошо прогревает землю. Растаявший снег наполнил землю влагой, и во влажную теплую землю мы посеяли (положили) семечко.
Воспитатель и дети рисуют семечко в земле.
Через несколько дней семечко, укрытое слоем земли, разбухнет и раскроется, появится маленький росток, который одним концом - корнем - будет укореняться в земле, другим – прорастет из земли и будет тянутся к солнышку (Рисует и комментирует все свои действия)
В земле корень будет расти в глубину и ширину. Чем мощнее корень, тем крепче и сильнее растение. Появившийся из земли росток сначала маленький, тоненький (прямо как у вас на рисунках), но у него уже есть два маленьких листочка. Если земля рыхлая, много влаги, светит солнышко, растение будет хорошо расти и под землей, и на земле, стебель будет утолщаться (Показывает, как рисовать толстый стебель подсолнуха, прикладывая кисточку с зеленой краской под острым углом к бумаге и продвигая ее вперед и вверх легкими проталкивающими движениями).
На стебле у подсолнуха вырастают крупные листья. Расположены они поочередно - вот так.(Продолжает рисовать) Листочки на черешках похожи на большие сердечки (Можно прорисовать листок отдельно, в стороне, показав его особенности, а затем, как выглядит на стебле)
Дети по –своему повторяют его действия.
Растет, растет подсолнух вот до такой высоты.(Показывает, как определить границу на листе так, чтобы потом уместилось соцветие подсолнуха.
Дети поступают аналогично).

Теперь осталось нарисовать головку цветка – его соцветие и цветоножку. Это если мы него смотрим сбоку или снизу. Если подсолнух будет смотреть на нас, то цветоножку можно не рисовать- ее не будет видно. Как вы хотите нарисовать подсолнух?
Дети . Чтобы смотрел на нас.
Воспитател ь. Хорошо. А какой формы будем рисовать головку?
Дети . Круглой.
Воспитатель . Круглая головка подсолнуха состоит из большого количества мелких цветочков. Когда много одинаковых цветков находится на одном стебле, т. е. на одной цветоножке, то как такой цветок называется? (Вместе с детьми повторяет определение «соцветие») Внутри цветы темнее и мельче, снаружи – светлее и крупнее.
Воспитатель показывает, как с помощью приема примакивания кисти (от прикосновения конца кисточки – тонкой линией – через ее середину – прижимая – и продолжая широкую линию к основанию ворса) рисовать крупные лепестки подсолнуха. При этом используется светло-желтая краска, затем, используя темно-желтый цвет,- внакладку – рисуется второй ряд лепестков – покороче. Внутри круга воспитатель предлагает покрыть головку цветка оранжевыми и светло-коричневыми точками - мелкими цветками.
Когда подсолнух цветет, к нему прилетают шмели, которых привлекает яркий желтый цвет и нежный запах. Попробовал нектар шмель и полетел на другой подсолнух
Физкульт минутка «Полет шмеля » или танец с подсолнухами.

Воспитатель . И вот к концу лета созрели семена. Как они называются?
(Семечки).
Воспитатель показывает, как с помощью приемов «шляпка гвоздя» рисовать
Перпендикулярно поставленным кончиком кисточки семечки подсолнуха внутри соцветия. При этом используется прием «наложения краски на краску» (на оранжевую и коричневую - черную)
Потом люди собирают зрелые подсолнухи и получают семечки, из которых делают масло. Часть семечек используют для приготовления всяких сладостей халвы, козинаков.

3.Заключение.

Молодцы, ребята! Вы хорошо занимались, внимательно слушали мои комментарии и нарисовали нам целое подсолнуховое поле (угощает детей халвой).

Конспект непосредственно образовательной деятельности

на прогулке.

Тема: «Наблюдение за огородом»

Старший дошкольный возраст

Составила: воспитатель

Февраль,2012 год

Программное содержание:

Побуждать принимать активное участие в сборе уро­жая.

Учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты;

Воспитывать настойчивость, экологическую культуру.

Оборудование и материалы: бумажные пакетики, садовый инвентарь.

1.Организационный момент.

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Летом в огороде - Свежие, зеленые, А зимой в бочке - Крепкие, соленые. (Огурец.)

Он никого и никогда Не обижал на свете. Так что же плачут от него И взрослые и дети? (Лук.)

2.Основная часть.

Ход наблюдения

♦ Какие овощи растут на нашем огороде?

♦ Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на огороде?

♦ Что делают взрослые на огороде?

Трудовая деятельность

Сбор ранних семян в цветнике; заготовка и сушка листьев Растений (для аппликаций , зимних букетов, гербария).

3.Заключение.

Подвижная игра «Горелки» на участке.

Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Познание (формирование целостной картины мира)

Тема: «Овощи»

Старший дошкольный возраст

Составила: воспитатель

Сентябрь,2012 год

Программное содержание: закрепить в сознании детей понятие «овощи», названия различных овощей, рассказать детям о пользе овощей для человека

Оборудование и материалы: наборы картинок с изображением различных овощей, разрезные картинки, на которых изображены овощи: каждая картинка разрезана на 4 фрагмента, серии картинок с изображением стадий роста овощей.

1.Организационный момент.

Наше сегодняшнее занятие будет не совсем обычным. О чем мы будем разговаривать? Это вы сможете определить с помощью разрезных картинок.

Проводится игра «Разрезные картинки»(дети составляют картину из фрагментов, после чего делают вывод о теме занятия).

2.Основная часть.

Итак, разговор сегодня пойдет об овощах. Чтобы познакомиться с ними получше, мы отправимся на дачу.

Мы добрались до дачи. Сначала давайте посмотрим, как растут овощи. Где их выращивают? Правильно, на огороде. А какие овощи вы знаете? О них вам помогут вспомнить картинки. Давайте внимательно поглядим, как растут разные овощи.

Детям предлагается серия картинок, на которых изображены стадии роста различных овощей с момента посадки семян в землю до образования плода. Дети с помощью воспитателя составляют рассказ по картинкам.

Физкультминутка

«Был у зайки огород»

Был у зайки огород, (дети изображают руками заячьи уши)

Ровненьких две грядки. (гладят по своим рукам)

Там играл зимой в снежки,

Ну а летом - в прятки. (дети закрывают руками глазки)

А весною в огород

Зайка с радостью идет! («пружинки»)

Но сначала все вскопает, (вращательное движение кулачком)

А потом все разровняет. (плавные движения вверх-вниз)

Семена посеет ловко. (потрясти кистями)

И пойдет сажать морковку. («пружинки»)

И глядишь - на грядке вновь

Вырастут горох, морковь. (загибают пальцы)

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

Вот собрал. И как раз -

Здесь закончился рассказ!

А теперь давайте вспомним, что необходимо нашим овощам и любым растениям для роста.(Воспитатель помогает детям вспомнить, что растениям для роста необходимы солнечное тепло и свет, плодородная почва и влага.

Как заготавливают овощи на зиму?

Свежие овощи мы можем есть только летом или осенью. Зимой и весной мы покупаем овощи в магазине. А как можно сохранить дачные овощи, чтобы мы могли есть их всю зиму, весну вплоть до нового урожая? Вспомните, пожалуйста, как поступают ваши мамы и бабушки.

С помощью вопросов воспитателя дети называют способы заготовки овощей: овощи можно сушить(лук, морковь, свекла, горох, фасоль), консервировать, солить и мариновать(огурцы, помидоры, кабачки), квасить(капуста), делать икру(кабачки, баклажаны), даже варить варенье(кабачки).

Польза овощей.

А для чего нашему организму необходимы овощи. Как вы думаете? Я ставлю перед вами вопрос: нужно ли людям есть овощи или мы можем обойтись без них? Попробуйте ответить не только устно, словами, но и помощью рисунков.

Детям выдаются листы, цветные карандаши. На выполнение задания отводится 5-7 минут. Пока дети рисуют, воспитатель вывешивает на доску большой плакат, в центре которого изображены овощи. Окончив работу, дети прикрепляют свои картинки к общему плакату и делают по ним короткий рассказ.

Воспитатель помогает сформулировать выводы:

1.Овощи нам нужны, чтобы у нас не болели желудок и живот, потому что они помогают слаженно работать нашему организму, помогают переваривать пищу.

3.Овощи нужно есть, чтобы была хорошая фигура.

4. Овощи нужно есть, чтобы зубы были здоровыми.

5.Некоторые овощи помогают нам бороться с простудой и гриппом, например лук и чеснок.

6.Овощи просто очень вкусные.

3.Заключение.

Все ответы и картинки отмечаются фишками. Фишки подсчитываются, и определяется команда-победитель.

Сценарий итогового праздника «Весёлый огород» в подготовительной группе.

Оборудование: Маски овощей, маска зайца, фартуки по количеству детей, посылка, натуральные овощи (огурцы и помидоры), вареные овощи для винегрета , кастрюля, пластиковые ножи, вилки, кувшин с водой, таз для мытья рук, полотенце. Костюмы: Печкина, Осени, Пугала, Айболита.

Ведущий : Добрый день дорогие дети и уважаемые взрослые. Коллектив группы «Полянка» представляет вашему вниманию заключительный этап проекта –праздник «Весёлый огород»

Дети : поют песню «Танец огородников»

Ведущий : Весной этого года мы посадили с детьми на подоконнике в группе семена разных огородных культур. Ребята, давайте вспомним какие условия нужны, чтобы из семян вырос плод.

Дети : Почва, влага, солнечный свет, уход, забота человека.

Ведущий : Правильно.

Что такое огород?

Овощей хоровод.

Перцы сладкие,

Помидоры гладкие.

С клубникой грядки,

Грабли и лопатки.

Ещё для порядка

Сторож Ванятка -

Пугало сердитое,

Соломою набитое.

Пугало : Это ещё кто? Я тут ворон целый день гоняю, чтобы семена не клевали, а тут ещё гости непрошенные.

Ведущий : Это ребята из детского сада. Они не тронут твои грядки. А ты тут давно стоишь?

Пугало : Да с самой весны. Как только семена в землю посадили, так меня и поставили.

Ведущий : И не скучно тебе тут?

Пугало : Конечно, скучно. Сами бы попробовали торчать на палке с утра до вечера. Словом перемолвиться не с кем. Одни вороны кругом.

Ведущий : Так давай мы тебя позабавим.

Пугало : Это как?

Ведущий : Наши дети умеют отгадывать загадки. Они все овощи знают, которые растут в огороде.

Пугало : Не может быть, сейчас проверим. (загадывает загадки)

Дети : отгадывают загадки и поднимают таблички с изображением овощей.

Пугало : Ой, развлекли, потешили. Ну, вы тут веселитесь, а мне работать пора, огород сторожить. (уходит)

Ведущий : Светило солнышко, поливал дождик и появились первые всходы.

Дети : поют песню «Весёлый огород».

Ведущий : Чтобы хорошо росли наши всходы как за ними нужно ухаживать?

Дети : Рыхлить землю, поливать, выпалывать сорняки, защищать от вредителей.

Ведущий : Правильно. Сейчас ребята поиграют в игру «Зайчик в огороде»

Дети : встают в круг, берутся за руки по считалочке выбирают зайчика.

Целую ночь в огороде на грядке

Зайцы играют в ловишки и прятки.

Бабушка утром придёт за капустой

А в огороде голо и пусто.

Ведущий : Ребята, посмотрите, изменился наш огород вместо маленьких ростков на грядках появились спелые овощи это значит, что лето закончилось и наступила осень.

Входит осень.

Осень :

Вы обо мне? А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья

Я пришла на праздник к вам петь и веселиться

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться

Ой, ребята, а что это доносится с наших грядок. О чём спорят наши овощи?

Дети : Инсценировка «Спор овощей»

Овощи (хором):

Кто из нас из овощей,

И вкуснее, и нужней,

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Осень :

Выскочил горошек –

Ну и хвастунишка!

Горошек (весело):

Я такой хорошенький

Зелёненький мальчишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Осень :

От обиды покраснев

Свёкла проворчала

Свёкла (важно):

Дай сказать хоть слово мне

Выслушай сначала

Свёклу надо для борща

И для винегрета

Кушай сам и угощай-

Лучше свёклы нету.

Капуста (перебивая):

Ты уж, свёкла, помолчи.

Из капусты варят щи

А какие вкусные пирожки капустные!

Зайчики – плутишки

Любят кочерыжки

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):

Очень будете довольны

Съев огурчик малосольный,

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска (скромно):

Я румяная редиска,

Поклонюсь вам низко –низко

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь (кокетлива):

Про меня рассказ не длинный

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку-

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Осень :

ут надулся помидор

И промолвил строго…

Помидор :

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Дети :

Витаминов много в нём

Мы его охотно пьём.

Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям

Угадали? Я – ваш друг.

Я – простой зелёный лук!

Картофель (скромно):

Я, картофель, очень скромен.

Слова не сказал, я

Но картофель очень нужен

И большим и малым!

Осень : Спор давно кончать пора!

(Стук в дверь)

Овощи : Кто – то, кажется, стучит.

Входит Айболит.

Овощи (радостно): Это доктор Айболит.

Айболит :

Ну, конечно, это я!

О чём спорите, друзья?

Овощи :

Кто из нас из овощей

Всех вкуснее и нужней

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Айболит :

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключенья,

В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус, –

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее

Кто из вас нужнее.

Ведущий : Спасибо тебе, Айболит, за совет, помирил ты овощи на нашем огороде. Ребята, попрощайтесь с Айболитом.

Дети : До свидания!

Ведущий : Ну что ж, а нам предстоит много работы

Мы корзиночки возьмём

В огород скорей пойдём

Урожай собирать

И на зиму запасать.

Дети : играют в хороводную игру «Соберём урожай»

Ведущий : Ребята, а как люди сохраняют урожай?

Дети : Убирают в погреб на хранение, солят, маринуют, консервируют.

Ведущий : Ребята, кто – то к нам стучится.

Входит почтальон Печкин и проводит игру «Посылка».

Печкин : Угадали кто я?

Дети : Почтальон Печкин.

Печкин : У меня для ребят группы «Полянка» посылка из деревни Простоквашино от дяди Фёдора. Только я вам её сразу не отдам. Отгадайте. Что в ней лежит.

Дети : Отгадывают по описанию огурец и помидор.

Ведущий : Ребята, поблагодарим почтальона Печкина за посылку.

Дети : Спасибо.

Ведущий : А что же нам делать с этими овощами, чтобы сохранить их.

Дети : Законсервировать.

Ведущий : вызывает к себе 2 детей, завязывает им глаза и каждому даёт по банке игра «Засол овощей».

Ведущий : Ребята, а какие блюда из овощей вы знаете?

Дети : Борщ, салат и т. д.

Ведущий : Мы сейчас с вами приготовим салат под названием «Винегрет». Подойдите к столу, надевайте фартуки, помойте руки и приступайте к работе игра «Поварята» –дети по руководством повара готовят салат «Винегрет».

Пока дети готовят, гости просматривают фильм «Огород на подоконнике».

Ведущий : Итогом нашего проекта явился этот праздник. Нами проведена большая работа в течении 6 месяцев. Учувствовали и дети, и педагоги, и родители.

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон. (Лук)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький. (Огурец)

Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет. (Морковь)

Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина. (Капуста)

Красный, детки, но не мак.
В огороде - не бурак.
Сочный лакомый синьор. Угадали? (Помидор)

Бурая - не мишка,
В норке - но не мышка. (Картошка)

В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена. (Тыква)

У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)

В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек! Что это? (Горошек)

Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок? (Чеснок)

В огороде хоть росла,
Знает ноты «соль» и «фа». (Фасоль)

В этих жёлтых пирамидках
Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)

Это вовсе не игрушка -
Ароматная… (Петрушка)

Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
Любят овощ Ваня, Жан…
Так ведь это… (Баклажан)

Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки… (Кабачок)

Это что за чудеса?
На траве лежит звезда!
Может, это дивный сон?
Нет, ведь это… (Патиссон)

Старый дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Сидит Ермошка,
На одной ножке,
На нем сто одёжек,
И все без застёжек. (капуста)

Над землёй зелёная трава,
Под землёй алая голова. (свекла)

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Веселый огород"

Актуальность

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.

Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!

Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания «Огорода на окне».

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Срок реализации проекта : февраль, март, апрель (краткосрочный).

Цель проекта: Создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

Задачи:

    формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

    расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;

    привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;

    развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;

    воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

    активизировать речь и обогащать словарь детей;

    развивать эмоциональную отзывчивость;

    формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Предполагаемые результаты:

    У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.

    Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.

    Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.

    Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.

    Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.

    Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий. Взаимодействие с родителями. Цель: Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.

Ход проекта I этап – Подготовительный

1) Выбор темы

Во время работы в природном уголке дети замечают стаканчик с семенами, и тут же у них возникает вопрос: «Что это за семечки?». Мой ответ, что это семена, с помощью которых можно вырастить целый огород, например на нашем окне, очень удивил детей. Возникло обсуждение между детьми по вопросу: «Как посадить эти семечки?» «Как можно вырастить урожай на нашем окне?» Отсюда и возникла тема огорода на окне «Огород на окне».

Были заданы вопросы:

Что знаем?

Что хотим узнать?

Как можем найти ответы?

    Урожай растет на земле;

    Урожай бывает разными: овощи, фрукты

    У растений есть листья.

    Растения растут на улице только летом.

    На даче выращиваем овощи.

    Из овощей варят суп.

    Овощи полезные.

      Где растут растения?

      Откуда берутся растения?

      Как посадить семечко?

      Как правильно ухаживать за растениями?

      Как появляются корешки?

      Из чего состоят растения?

    Спросить у родителей, бабушек, дедушек.

    Рассмотреть иллюстрации с изображением растений.

На основе детских высказываний спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.

Возможные проекты

    Создание коллекции семян.

    Посев семян.

    Фотовыставка «Здравствуйте, дети я лучок!».

    Опыты, эксперименты «Лаборатория огородных наук».

    Создание книжек – малышек.

    Выращивание растений.

Изучив интересы детей, был проведен ряд мероприятий.

2) Мероприятия

    Разработан перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности.

    Изготовление театра на фланелеграфе «Пых».

    Изготовить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения за луком.

    Изготовить героев инсценировки «Хороводная - Огородная».

    Оформление уголка с дидактическими играми, коллекцией семян, книжками-самоделками, картотекой потешек. Сделать подборку стихов и загадок об овощах.

    Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование)

    Разбивка огорода на подоконнике.

    Изготовление табличек - указателей с названиями растений.

Работа с родителями

    Родительское собрание «Участвуем в проекте «Весёлый огород».

    Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»

    С помощью родителей собрать коллекцию семян.

    Изготовление персонажей – Чучелка, Огородница.

    С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек.

    Изготовить страничку для книжки-малышки « Наш весёлый огород»

    Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.

II этап – Исследовательский

    Проведение мероприятий перспективного плана проекта(элементарные научные сведения) НОД по изучению культурных растений в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей (чтение художественной литературы, беседы, игровые обучающие ситуации, ситуативные разговоры, рассказы, образовательные ситуации, рассматривание репродукций, составление рассказов, пересказы ).

    Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений. Дети наблюдали за ростом растений, проводили эксперименты и опыты с последующим фиксированием результатов.

    Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей. Приложение – фото.

    В процессе реализации проекта были использованы разные виды игр с детьми: дидактические, настольные, строительные, театрализованные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, игры драматизации. Приложение – фото.

1) Реализация проекта

Мини-проект «Все начинается с семечка»

Роли: исследователи, изобретатели, дизайнеры.

Конечный продукт: Создание коллекции семян.

Действия вне детского сада: предложить родителям сходить с детьми в цветочный магазин и рассмотреть разнообразие видов семян.

Мини-проект «Путешествие внутрь грядки»

Роли: огородники, садоводы, исследователи.

Конечный продукт : Посев семян.

Действия вне детского сада: посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.

Мини-проект «Знакомьтесь, дети – я лучок!» совместно с родителями (дома посадить лук и украсить тару)

Роли: огородники, изобретатели, рассказчики, слушатели, дезайнеры, исследователи.

Конечный продукт: Выращенный лук, рассказы детей о проделанной дома работе. Фотовыставка.

Действия вне детского сада: предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди.

Мини-проект «Лаборатория огородных наук» (в течение всего проекта )

Роли: лаборанты, исследователи

Конечный результат: в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает горох, боб, а так же сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло.

Мини-проект «Создание книжек малышек» совместно с родителями (создать дома одну страничку с любимым овощем или фруктом)

Роли: создатели, исследователи, оформители, рассказчики, слушатели.

Конечный продукт: создание книжек-малышек «Что растет у нас на грядке», «Стихи про фрукты и овощи», «Загадки на грядках», Сказка репка.

Действия вне детского сада: предложить родителям дома рассмотреть дома книги, рассказав об их разнообразии (бывают книги со сказками, стихами, загадками).

Мини-проект «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»

Роли: садоводы, огородники, исследователи.

Конечный результат: Выращенные растения.

Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи и фрукты на даче в огороде, какие инструменты им в этом помогают.

2) Презентация проекта

    Фотовыставка « Наш весёлый огород»

    Развлечение «В огород мы пойдем»

    • Просмотр созданного видеоролика «Наш весёлый огород»

      Вручение дипломов за участие в проекте.

III этап – Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Результаты мониторинга по проекту «Наш весёлый огород»

Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.

Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.

Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Интереса нет или он ситуативен. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания ухаживать за растениями нет.

Первичная диагностика:

    Высокий уровень – 7 детей (31%)

    Средний уровень – 13 детей (56%)

    Низкий уровень – 3 детей (13%)

Повторная диагностика:

    Высокий уровень – 14 детей (61%)

    Средний уровень – 8 детей (35%)

    Низкий уровень – 1 ребенок (4 %)

Выводы: Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Использованная литература :

    Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»

    Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»

    Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

    Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.

    Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»

    Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»

    Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.

    Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»

    Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

    Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»

    Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»

    Сигимова М.Н. Познание мира растений.

    Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.

    Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»

    Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»

    «Дошкольное образование» №16, 2001.

    Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

    «Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС.

    Азбука общения развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

    Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.

    Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.

    Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко, – М.: Просвещение, 1985.

Экологический проект «От семечка до семечка».

Старшая группа.

Тип проекта:

По доминирующему методу: познавательно-исследовательский, творческий.

По числу участников: групповой.

По времени проведения: долгосрочный, полугодовой.

По характеру контактов: в рамках одной возрастной группы.

По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.

Цели проекта:

Расширение и уточнение представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой;

Развитие экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий (посадка, уход за растениями, сбор урожая) ;

Развитие у детей представлений о растениях, об их отношении к теплу, свету и влаге.

Задачи проекта:

Расширение представлений детей о различных растениях, об их значении в жизни человека: оздоровительном, хозяйственном; об их взаимосвязи и взаимозависимости с окружающей средой.

Развитие у детей познавательной активности, психических процессов.

Стимулировать стремление организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность для получения ответа на волнующий вопрос.

Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.

Участники проекта:

Воспитатель: Попова Светлана Валерьевна, дети старшей группы.

Актуальность проекта:

Проблема экологического образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать экологический проект: «От семечка до семечка». Через самостоятельную практически - исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, обогатить свои знания о растительном мире. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, трудовую, продуктивную. Этот проект позволяет раскрыть детям красоту окружающего мира, красоту взаимоотношений человека и природы, и стать непосредственными участниками всего происходящего.

Подготовительный этап:

Подготовить природный материал для детской деятельности (овощи: огурец, помидор, болгарский перец; землю и стаканчики для рассады, подготовить грядку для высадки рассады) ;

Подобрать детскую и педагогическую литературу, иллюстрации, дидактические игры и др.

Провести с детьми цикл наблюдений за растущими растениями и цветами в группе, обсуждать наблюдаемые явления, трудиться и фотографировать последовательность работы по данному проекту;

На основе наблюдаемого провести различные виды НОД, расширяющие представления детей о растениях (овощи) и личное участие в трудовой деятельности.

Ожидаемый результат:

Результат работы по данному проекту - выпуск для детей и родителей газеты экологического содержания «От семечка до салата», а также проведение с детьми дидактических игр и трудовой деятельности. У детей сформируется умение различать особенности роста различных растений и ухода за ними. Расширятся представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (нельзя ломать ветки деревьев, рвать листья, царапать кору деревьев и т. д.) и через самостоятельную поисковую и познавательно-исследовательскую деятельность дети получат возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность. Овладение детьми основами эстетической и экологической грамотности при взаимодействии с природой.

Реализация проекта:

Деятельность познавательного цикла:

Наблюдение за растениями, растущими в группе - бальзамин, герань, фиалка и др.; выращивание рассады.

Рассматривание иллюстраций «На огороде», репродукций картин «Первая зелень» - И. Левитана, «Цветы и плоды» - И.Хруцкого;

Беседа «Растения - нам добрые братья»; "Где прячутся витамины?"

Исследовательская деятельность - «Живые семена», «Семена проснулись», «Первые проростки».

Трудовая деятельность - "Рассаду на грядку", "Уход за растениями", "Прополка грядки с овощами ", "Сбор урожая", "Готовим салат".

Чтение, заучивание:

- «Зачем луку луковица»;

Загадывание загадок о растительном мире, об овощах;

Чтение детям «Удивительная грядка» Ю. Коваль,инсценирование русской народной сказки "Репка".

Деятельность детей:

Рисование "Нарисуй отгадку", аппликация "Твой любимый витамин".

Продуктивная деятельность: «Овощи, фрукты» - лепка.

Пальчиковая гимнастика «Урожай»;

Развивающие игры «Что где растет? », «Во саду ли, в огороде»,"Из чего, что сделано?" и др.

Формирование эмоционально-положительного настроя.

Вызвать у детей интерес к семенам и росткам растений; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о них. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки. Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к семенам и росткам как к живым существам, воспитывать привычку заботиться о них в ходе активной деятельности. Помочь детям осознать такие категории как сочувствие, доброта, любовь к ближнему. Сформировать представления: о жизни семян как живых существ (растут, развиваются, могут быть здоровыми, больными); о строении (корень, стебель, цветы, плоды); о развитии ростков; о влиянии света, тепла, воды; об изменении жизнедеятельности в разные времена года; о роли человека в жизни растений; о экологически грамотном поведении, общении человека с растением. Воспитывать у детей умения сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие, затем - в содействие.

Методические и практически приемы:

Нахождение семян в плодах.

2.Посадка семян в землю.

Фотографирование во время посадки семян, во время ухода за ними и т. п. Учить видеть «настроение» ростков, от чего это зависит. Труд с целью - помочь. Театрализованная деятельность сказки "Репка". Высадка на грядку. Сбор урожая.

9.Приготовление салата.

Конспект трудовой деятельности детей старшей группы

«Приготовление осеннего салата»

Цели и задачи:

Закреплять у детей навыки пользования столовым ножом, кухонной доской;

Соблюдать технику безопасности во время работы;

Мыть руки перед работой и овощи, надевать фартуки и косынки, колпаки.

Воспитывать желание помогать взрослым, поощрять выполнение трудовых поручений;

Получать радость от совместного труда и выполненной работы.

Предварительная работа:

Беседа «Из чего приготавливают салаты? Какие овощи можно положить в салат? » Д. игра "Из чего что сделано?"

Объяснение правил техники безопасности пользования ножом.

Показ нарезания продуктов.

Материалы:

Фартуки и косынки.

Кухонные доски и столовые ножи, миска для нарезанных овощей; салатник.

Овощи : болгарский перец, лук, огурцы и помидоры, выращенные на грядке.

Размещение оборудования:

В центре группы размещены столы так, что бы было удобно наблюдать за работающими (сначала - за работой воспитателя, а после за работой детей).

Ход работы:

Воспитатель собирает детей в кружок

Ребята, вы помогаете дома своим родным? - ответы детей.

А как вы помогаете? - ответы детей.

А вы хотели бы научиться готовить, чтобы помогать маме? - ответы детей.

Воспитатель сообщает тему занятия:

Сегодня мы научимся готовить осенний салат. Я буду поваром, а вы станете моими помощниками - поварятами. Нам придётся пользоваться ножами, напомните мне, как нужно правильно пользоваться ножом.

Дети отвечают, воспитатель уточняет и обобщает ответы детей:

Нож передают лезвием к себе, режут им только на кухонной доске, нож берут только после того как скажут «Приступить к работе». Нарезают овощи на доске и кладут в миску.

Воспитатель предлагает подготовить пальчики для работы, проводится пальчиковая игра «Салатик»:

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .

Теперь наши пальчики готовы к работе, а как вы, ребята, думаете, что ещё нужно повару сделать перед работой? - ответы детей.

Правильно, нужно обязательно вымыть руки с мылом.

Детей приглашают вымыть руки и надеть фартуки и косынки.

Дети проходят за рабочие столы. Воспитатель объясняет, как правильно нарезать овощ и положить в пустую миску. Уточняет, всё ли понятно детям, нет ли вопросов.

После этого предлагает приступить к работе.

В ходе работы воспитатель оказывает помощь, подбадривает, хвалит детей.

Когда овощи нарезаны, ребёнок заправляет салат маслом и солью в салатнике. Салат уносят и ставят на стол. Дети в это время моют руки, снимают фартуки. Воспитатель приглашает детей за стол и желает приятного аппетита.

После еды чтение стихотворения:

Нашинкуем мы капустки

И морковочки потрем.

Майонезиком запрвим

Или маслица нальем.

Поперчим мы все, посолим,

Чуть-чуть уксуса нальем.

Если с луком вы не в ссоре

Значит, и его кладем.

Можно свеколки добавить

Иль огурчик потереть,

А затем на стол поставить

И в одно мгновенье съесть.

ГККП "Ясли сад № 7 отдела образования акимата города Костаная"

Педагогический проект по Естествознанию:

Энна Инна Александровна

Избасарова Алма Айдархановна

воспитатели средней группы

«Золотой петушок»


У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет.

Огуречная рассада.

И укропчик и лучок.

Смотрят все на огород,

И уходят, открыв рот.


Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Чудо огород»

Продолжительность проекта: краткосрочный, январь 2017.

Вид проекта: творческий, исследовательский, игровой

Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.

Возраст детей: дошкольники среднего дошкольного возраста

Количество детей: 15 детей.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Направление: познавательно-речевое.


Цель проекта:

создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.


Задачи:

  • формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
  • расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
  • привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
  • развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Социальная значимость проекта:

приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Актуальность проекта:

Многие родители, имеющие свои огороды, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.


Цель: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. Расширить и обобщить знания детей об овощах – через разные виды деятельности.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире.

2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

3. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5. Развивать познавательные и творческие способности детей.

6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.

7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.

8. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

Основные этапы и направления

реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Практическая работа.

Подведение итогов.


Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.


Практическая работа.

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.
  • Организация конкурсов, развлечений, выставок.
  • Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

  • Посадка семян в землю.
  • Уход за растениями.
  • Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
  • Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
  • Игровая, двигательная деятельность.
  • Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
  • Работа дневником наблюдения.
  • Просмотр фильмов о растениях.
  • Сбор коллекций семян.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
  • Труд в огороде.


Подведение итогов.

Деятельность педагога:

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Презентация проекта.
  • Представление опыта.

Деятельность детей:

  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
  • Участие в презентации проекта «Огород на окошке»

Работа с родителями

  • Родительское собрание «Участвуем в проекте «Весёлый огород».
  • Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
  • С помощью родителей собрать коллекцию семян.
  • Изготовление персонажей – Чучелка, Огородница.
  • С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек .
  • Изготовить страничку для книжки-малышки « Наш весёлый огород»
  • Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы

2. Опытно-экспериментальная деятельность

3. Практическая деятельность и трудовые поручения

4. Экологические занятия

5. Игровая деятельность

6. Художественно-творческая деятельность детей.

7. Речь и речевое общение.

8. Заполнение дневника наблюдений.

9. Оформление альбома

10. Консультация для родителей


Мини-проект «Все начинается с семечка»

Роли: исследователи, изобретатели, дизайнеры.

Конечный продукт: Создание коллекции семян.

Действия вне детского сада: предложить родителям сходить с детьми в цветочный магазин и рассмотреть разнообразие видов семян.


Мини-проект «Путешествие внутрь грядки»

Роли: огородники, садоводы, исследователи.

Конечный продукт : Посев семян.

Действия вне детского сада: посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.


Мини-проект «Знакомьтесь, дети – я лучок!» совместно с родителями (дома посадить лук и украсить тару)

Роли: огородники, изобретатели, рассказчики, слушатели, дезайнеры, исследователи.

Конечный продукт: Выращенный лук, рассказы детей о проделанной дома работе. Фотовыставка.

Действия вне детского сада: предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди.


Мини-проект «Лаборатория огородных наук» (в течение всего проекта )

Роли: лаборанты, исследователи

Конечный результат: в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает горох, боб, а так же сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло.


Мини-проект «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»

Роли: садоводы, огородники, исследователи.

Конечный результат: Выращенные растения.

Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи в огороде, какие инструменты им в этом помогают.


Предполагаемые результаты:

  • У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
  • Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
  • Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
  • Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
  • Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.

Использованная литература:

1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.

2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.

3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.

4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.

5.Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.

6.Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.

7.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»

8.Сигимова М.Н. Познание мира растений.

9.Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.

10.Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»

11.Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»

12.«Дошкольное образование» №16, 2001.

Участники проекта: Педагоги-родители-дети

Срок проведения проекта: 3 недели

Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через познавательную деятельность.

Задачи:

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения, творческого мышления, коммуникативных навыков;

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Актуальность проекта:

Проблема экологического образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка, который ему предстоит развивать в будущем.

С помощью наблюдений, рассматривания, сравнения, бесед, познавательных и развивающих игр, мы, взрослые, стремимся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в социум.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, не замечают иногда главного.

С раннего детства ребёнок видит вокруг себя разнообразие овощей и фруктов. Малышей привлекают их форма окраска, величина, вкус, запах. Постепенно дети запоминают название, начинают находить знакомые среди них.

Однако, дети, почти не имеют представления об отдельных признаках растений (каждое растение имеет семена).

Этот вопрос нас и привёл к созданию проекта «Всё начинается с семечка».

Мы выбрали тему проекта, так как она понятна по своему содержанию детям: знакомит с объектами живой и неживой природы, развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе.

Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ подготовительного этапа работы

Совместная деятельность

а)Педагогов и детей

1. Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

Овощи выращивают на огороде, а фрукты- в садах. В городах овощи и фрукты покупают в магазинах. Они все разные (цвет, форма, размер, вкус). Овощи и фрукты выращивают для питания. Каждое растение имеет семена.

Что хотим узнать?

Как выглядят семена и косточки в овощах и фруктах. Хотим узнать какого они цвета, размера, формы.

Что делать, чтобы узнать?

С помощью родителей собрать семена и косточки, найти картинки, иллюстрации. Помочь воспитателям в организации сбора экологической коллекции. В детском саду рассмотреть, сравнить семена разнообразных плодов.

2. Формирование положительной мотивации для реализации проекта через наблюдение.

3. Формирование способов систематизации наглядного материала и литературы.

б)Педагогов, детей и родителей

1. Знакомство с темой проекта.

2. Подготовка родителей к совместной работе (воспитатели-родители-дети): выполнение заданий по сбору семян и косточек, картинок, иллюстраций, загадок для экологической выставки в детском саду «Природа вокруг нас» (проект в группе «Все начинается с семечка»).

3. Продуктивная деятельность: экологическая коллекция «Всё начинается с семечка», дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».

4. Пополнение предметно-развивающей среды для создания условий успешной реализации проекта.

в)Педагогов и родителей

1. Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах» - определение цели и задач.

2. Создание условий для реализации проекта.

г)Родителей и детей

1. Подбор наглядного дидактического материала и художественной литературы по теме проекта.

2. Путешествие по маршруту выходного дня в магазин «Овощи-фрукты», «Семена». Выполнение рекомендуемых заданий в рамках маршрута.

Самостоятельная деятельность

а)Организация развивающей среды

1. Игровая ситуация «С какой ветки детки?»»

2. Подбор подвижных, дидактических и пальчиковых игр.

3. Приобретение пособий, игрушек для настольного театра по сказке В. Сутеева «Мешок яблок»

4. Подбор материала для изготовления игрового пособия «Во саду ли, в огороде».

5. Подбор материала для создания экологической коллекции «Все начинается с семечка»

б)Свободная деятельность детей

1. Чтение, рассматривание книг, иллюстраций в рамках проекта.

2. Создание построек из строительного материала, из палочек Кюзенера, блоков Дьенеша.

3. Рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность.

Ожидаемый результат

а)Дети

1. Расширение знаний об окружающем мире (овощи, фрукты, семена плодов); участие в сборе материала для выставки.

2. Накопление знаний произрастания плодов.

3. Становление речи ребёнка.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Экоколлекция «Всё начинается с семечка».

6. Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».

б)Родители

1. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

2. Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

3. Оптимизация внутрисемейных отношений.

в)Педагоги

1. Повышение уровня знаний и культуры у педагогических работников.

2. Поиск новых форм работы с детьми и родителями.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ основного этапа работы.

Совместная деятельность педагогов и детей

а)Социально-коммуникативное направление развития

Игра «Чудесный мешочек».

Игры с мелким строительным материалом «Овощехранилище».

Игра «Вершки-корешки».

Сюжетно-ролевая игра «Фруктовый ларёк»

Беседа о правилах безопасного употребления овощей и фруктов в пищу

Беседа «Правила безопасного поведения у обеденного стола»

Игра «Съедобное- несъедобное»

б)Познавательное направление развития

Рассматривание и сравнение «Угадайте, что в мешочке?»

Рассматривание иллюстраций.

Исследование материалов «Для чего нужны семена?» (рассматривание семян разных растений).

Проращивание семян, проведение опыта, показывающего роль света, воды, тепла в развитии растений (семян).

Беседа «Почтальон принёс посылку». Рассказать всем детям о том, что мы получили, но, не называя предмета. Уметь узнавать предмет по описанию.

Магазин «Овощи-фрукты». Уметь сгруппировать предметы по категориям. Рассмотреть, описать и найти овощи, фрукты, семена и косточки. Сравнить.

Пальчиковые игры «Овощи», «Урожай», «Фруктовая ладошка», «В сад за сливами», «Мы считаем».

Обследование овощей и фруктов.

Игра «Что в корзине?» (название, цвет, форма, размер, вкус).

-«Что сначала, что потом» (семечко-посадка-рост-цветение-плодоношение-созревание-покупка в магазине-мытьё-угощение).

в)Речевое направление развития

Рассматривание картины «Уборка урожая» (учебно-наглядное пособие Н. В. Нищева).

Пальчиковые игры «Урожай», «В сад за сливами»

Беседа с детьми:«Праздник урожая» (отгадывание и загадывание загадок).

Русская народная сказка «Вершки-корешки».

Рассказ Л. Н. Толстой «Косточка».

Стихотворение Ю. Тувим «Овощи».

г)Художественно-эстетическое направление развития

Рассматривание репродукций:И. Е. Репин «Яблоки и листья»,И. И. Машков «Натюрморт. Синие сливы».

Лепка. -Рисование. -Аппликация.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством «Жостово».

Подбор музыкальных произведений по теме проекта.

Слушание музыкальных сказок (аудиозапись) «Мешок яблок», «Вершки-корешки».

Разучивание песенок, потешек, скороговорок по теме.

д)Физическое направление развития

Беседа «Еда вкусная и полезная. Что растёт на грядке?»

Подвижные игры «Найди свой домик», «Волшебные стульчики», «Зайцы и волк», закаливающие процедуры, бодрящая гимнастика.

Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Полезно – вредно»

Сюжетно-тематическое занятие «Прогулка в продуктовый магазин».

Упражнения на релаксацию.

Физкультурные минутки по теме.

Совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

1. Участие в совместной выставке детского сада «Природа вокруг нас».

2. Экологическая коллекция «Всё начинается с семечка» (сбор материала, коллекция, выставка).

3. Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».

Совместная деятельность педагогов и родителей.

1. Информация о цели, задачах проекта; методах и приёмах, форме организации проекта; ожидаемых результатах.

2. Индивидуальные консультации по домашнему чтению, по организации прогулок, экскурсий с детьми в рамках проекта.

3. Подготовка к выставке «Природа вокруг нас» (подбор семян, косточек, загадок, картинок, иллюстраций).

Совместная деятельность родителей и детей.

1. Домашнее чтение с ребёнком:

Н. Носов «Про репку»

Л. Н. Толстой «Косточка»

В. Сутеев «Мешок яблок»

Ю. Тувим «Овощи»

2. Рассматривание, сравнение овощей и фруктов, приготовление блюд.

3. Маршрут выходного дня:

магазин «Овощи-фрукты»

магазин «Семена».

4. Помощь родителей в сборе семян разных растений, употребляемых в пищу. Рассказать детям, как они используются. Принести семена, косточки в группу для экологической коллекции «Всё начинается с семечка».

Самостоятельная деятельность детей: организация предметно-развивающей среды.

Игровая ситуация: магазин «Овощи-фрукты».

Материал:

Строительно-конструктивный;

Наглядный (фотографии, иллюстрации);

Речетворчество (загадки, стихи, картинки);

1 этап – Продуктивная деятельность по теме проекта:

Лепка «Репка»,

Аппликация «Фрукты в вазе»,

Рисование «Яблоки» (натюрморт).

Конструктивно-модельная деятельность из природного материала)семена, косточки плодов).

Комплексное занятие «Живые семена».

2 этап – «Семена плодов». Дидактический природный материал.

3 этап – Правила по ОБЖ: дидактические игры «Можно- нельзя», «Полезно-вредно».

Самостоятельная деятельность детей: свободная деятельность.

4 этап – Игры в свободной деятельности детей: в группе, на прогулке;

создание условий (игры, пособия, материалы, иллюстрации, крупный и мелкий строительный материал, наборы овощей и фруктов).