Конспект занятия «Труд в природе»

Цель : продолжать формировать представление ухода за комнатными растениями (поливать, рыхлить землю, протирать листья, опрыскивать)

Задачи:

Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями;

Развивать у детей наблюдательность сравнивать комнатные растения;;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям.

Методы и приемы: обращение, игровые приемы, вопросы к детям, объяснение, показ способов ухода, привлечение детей к действию, указания, напоминания, оценка детской деятельности.

Форма организации: коллективный (совместный) труд.

Вид труда: труд в природе.

Оборудование: 2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели.

Комнатные растения: фикус, фиалка, алоэ, традесканция, герань

Подготовка оборудования:

После полдника, когда дети закончили кушать, готовлю оборудование: прошу дежурных помочь мне налить в тазики воду, приготовить тряпочки, принести лейки, достать фартучки.

Ход работы

На столе стоит погибший цветок

Ребята, что вы видите? (цветок)

Что с ним произошло?

Как мы можем помочь цветку? (ответы детей)

Какие предметы нужны, чтобы заботиться о растениях? (фартук, лейка, тряпочки и т.д)

Давайте вспомним какие растения живут в нашей группе. Для этого отгадайте загадки:

1.На целый век украсит дом,

И всех излечит в доме том.

Цветок тот неказист на вид,

Но как целитель знаменит. (Алоэ.)

2. Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.(Герань)

3. Зелёные листочки свисают,

И стены в нашем доме украшают.

Маленькими белыми цветочками

Весною расцветает. (Традесканция)

4. с молоком, а не коза

С корой, а не лоза (фикус)

5. Подскажи скорей дружок,

Это, что за цветок,

С листьями ворсистыми,

Нежными, пушистыми!

Ответ: Фиалка

Какие вы молодцы, отгадали все загадки.

Ребята, а теперь выберите цветок за которым вы будете ухаживать (подходят к столу за цветком)

Перед вами карточки схемы по уходу за комнатными растениями, посмотрите на свою карточку и расскажите как вы будете ухаживать за комнатным растением?

Максим, как ты будешь ухаживать за традесканцией? (ответ)

Маша, как ты будешь ухаживать за фиалкой (фиалку нельзя опрыскивать, листья не любят воду, могут загнить. Пыль осторожно удаляют кисточкой. Поливать нужно через поддон)

Ева как ты будешь ухаживать за алоэ? (листья нужно мыть мокрой кисточкой, чтобы не обломать шипы)

Смотрите, вот так мы будем протирать мокрой тряпочкой крупные листочки….. берем тряпочку, мочим ее в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем ее и расправляем ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, а затем снизу. Вот так…

С ворсистых листьев у фиалки пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой. Растения с мелкими листочками, такие как традесканция – мы будем опрыскивать.

Прежде, чем приступить к работе, что нам нужно сделать? (надеть фартуки)

Все понятно? Тогда начинаем работу….

Не забудьте, ребята, что тряпочку отжимаем хорошо, с крупных листьев пыль удаляем влажной тряпочкой, с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой, а мелкие листочки- опрыскиваем.

Ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали?
Дети: чистые, ухоженные, красивые, блестящие
Воспитатель:
- Что вы делали, чтобы цветы стали такими?
Дети: рыхлили землю, поливали. Обтирали листья, опрыскивали.

Что было трудно?

Что нового узнали?

Ребята, вы такие молодцы, так замечательно справились.

У ….. очень хорошо получилось полить цветы

….. так хорошо протерла листочки и т.д

Новый год 2018

Ф.И ребенка

На дед мороза

На подарок

Астахов Иван

Арцыбашева Полина

Боева Елизавета

Вегнер Артем

Витива Саша

Габидуллин Глеб

Ефремова Мария

Едемский Сергей

Заволокин Егор

Задерей Артем

Змановский Максим

Кирушок Ева

Колмакова Арина

Кужелев Артем

Лебедь Ксения

Малков Костя

Матыцина Дарья

Милютина Мария

Мишкарудник Ульяна

Панов Евгений

Папст Влад

Порубенко Юля

Приходько Юля

Симонов Роман

Шурыгин Данил

Малышева Валерия

Правила ухода за комнатными растениями

1. поливать: носик лейки касается края горшка, воду лить нужно аккуратно, чтобы не размыть корни

2. рыхлить нужно: осторожно, чтобы не повредить корни, иначе, они начнут гнить и растение погибнет

3 . опрыскивать нужно не только сверху, но и снизу

4 . протирать мокрой тряпочкой крупные листочки….. берем тряпочку, мочим ее в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем ее и расправляем ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, а затем снизу

5 . С ворсистых листьев пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой

Программное содержание:

  • Закрепить знания и умения детей по уходу за растениями и птицами уголка природы.
  • Закрепить названия комнатных растений, уметь описывать их внешний вид, особенности строения.
  • Уточнить знания об особенностях ухода и необходимых условиях для жизни попугаев, об их основном корме.
  • Воспитывать любовь и интерес к растениям и птицам, желание за ними ухаживать, создавать благоприятные условия для их существования.
  • Научить выращивать растения из семян.
  • Познакомить с приемом посева семян: делать бороздку и сеять в нее семена, присыпать их землей.
  • Закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах.
  • Уточнить знания о необходимых условиях для роста растений.
  • Вызвать желание самим выращивать растения.
  • Развивать трудолюбие, трудовые навыки, чувство ответственности за порученное дело, учить работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.
  • Прививать любовь к живому, интерес к литературным произведениям.
  • Развивать положительные эмоции, воображение, желание прийти на помощь.

Словарная работа: семена, бороздка, посевы.

Оборудование и материалы: тазики, лейки с водой, салфетки, кисточки, клеенки, пульверизаторы, палочки, розетки с семенами салата, коробочки с землей, корм для попугаев, кипячёная вода, фартуки, картинки с изображением листьев салата.

Предварительная работа: ежедневные дежурства в уголке природы, наблюдения и уход за комнатными растениями. Рассматривание корней, стеблей, листьев растений. Проведение опытов об изменении внешнего вида растений при недостатке влаги, тепла, света, воздуха. Наблюдение и уход за попугаями в уголке природы. Разучивание пословиц и поговорок о природе и труде. Чтение сказки К.И. Чуковского “Федорино горе”. Рассматривание семян различных растений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель проводит с детьми пальчиковую гимнастику “Здравствуй!”

Раздаётся стук в дверь, появляется бабушка Федора.

Федора: Здравствуйте, ребята, эта старшая группа?

Дети здороваются.

Воспитатель: Проходите, бабушка, гостем будете.
Федора: А вы меня не узнаете?
Дети: Нет.
Федора: Тогда догадайтесь, из какой сказки я пришла.

Федора читает отрывок из сказки К. Чуковского “Федорино горе”.

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла,
Топоры – то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму…

Федора: Ну, что, теперь-то вы меня узнали? Ребята, а пришла я к вам за помощью. Я теперь стала хорошей хозяйкой, содержу в чистоте свою посуду и дом. Мне подарили комнатные растения для уюта и красоты. Но я не знаю, как они называются и как ухаживать за ними. Я смотрю, у вас есть точно такие же. (Показывает на комнатные растения в группе) . Ребята, вы расскажите мне о них?

Дети перечисляют все растения, которые есть в уголке природы и рассказывают о них.

Варианты ответов:

  • Это бальзамин, в народе его называют “огонек”. Неприхотливое травянистое растение, с мясистыми, сочными стеблями. Цветет обильно, красными цветами, как будто огоньки горят. Любит частый полив.
  • А это бегония, так как ее листья покрыты белыми пятнышками, её называют пятнистая. У нее прямостоячие стебли, крупные листья. Любит тепло и свет. Поливают регулярно мягкой водой.
  • Это хлорофитум, в народе называется “борода”. Травянистое растение, образует свисающие побеги-усы. Растет на освещенных подоконниках. Не требует обильного полива.
  • Это фиалка, имеет множество листьев, у нее нет стебля, корни находятся у поверхности почвы. Не требует обильного полива, цветет круглый год яркими цветами разного цвета.
  • Сансевьера или щучий хвост – растение пустыни. Имеет длинные, твердые листья, растущие вверх, покрытые зелеными полосками. Любит светлые места, требует редкой поливки

Федора:

Какие вы молодцы, ребята. А вы можете мне рассказать, как ухаживать за растениями? Как узнать, что растение нужно поливать? (земля сухая на ощупь, светлая, листья вялые).
- Какой водой вы поливаете? (комнатной, которая стоит со вчерашнего дня).
- Для чего нужно рыхлить землю? (чтобы хорошо впитывалась вода, чтобы к корням поступал воздух).
- Чем вы рыхлите землю? (палочками).
- А почему палочками? (чтобы не ранить корни).
- Для чего моют растения? (чтобы очистить от пыли листья, чтобы растения себя хорошо чувствовали, красиво выглядели).
- Как нужно мыть растения? (крупные листья протирают салфетками; растения с мелкими листьями опрыскивают пульверизаторами; с листочков с ворсистой поверхностью пыль смахивают кисточками или щеточками).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие друзья природы. Давайте представим, что мы растения.

Проводится психогимнастика “Мы – растения”.

Дети с помощью мимики изображают вялое растение, которому не хватает света и влаги, затем изображают растение, за которым хорошо ухаживают, во время поливают, рыхлят землю.

Федора: (обращает внимание на попугаев) Ой, какие у вас красивые птички! (Как они называются? Какие условия нужны для жизни? Чем питаются? Как вы ухаживаете за ними? Как птицы отдыхают?)

Варианты ответов детей:

Эти птицы называются попугаи. Для жизни им нужны тепло, свет, просторная клетка, вода, корм. Питаются в природе семенами растений, трав, а мы кормим их просом, овсом, семечками, даем хлеб, яблоко, морковь. Ухаживая за ними, мы чистим клетку, моем поилку, кормушку, наливаем свежую воду, насыпаем корм. Отдыхают попугаи сидя на жердочке, распушив перья и спрятав голову под крыло, спят в темноте.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте покажем Федоре, как мы ухаживаем за растениями и птицами в нашем уголке природы.

Воспитатель распределяет работу детей, контролирует их деятельность. После окончания работы дети рассказывают, что они делали, затем они убирают свои рабочие места. На столе остаются лейки с водой, палочки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все растения стали чистыми, ухоженными и у попугаев в клетке хорошо убрались. Но сегодня мы еще будем трудиться. Мы посеем семена листьев салата в землю и устроим огород на окне. Будем наблюдать и ухаживать за всходами, а затем они вырастут вот в такое растение (показывает растение на картинке). Листья салата очень вкусные и полезны, в них много витаминов, которые необходимы каждому человеку. Подойдите все к столу, возьмите коробочки с землей, встаньте вокруг столов. Сеять семена мы будем в коробочки с землей. Землю слегка надо примять, затем палочкой прочертить бороздку по середине, глубина бороздки должна соответствовать отметки на палочке. После этого закрыть бороздки землей. Что нужно сделать, чтобы семена проросли? (полить). Как нужно поливать? (осторожно).

Дети демонстрируют объяснения педагога: сажают семена, затем ставят коробочки на поднос.

Воспитатель: Куда мы поставим посевы, чтобы семена лучше росли? (на окно).
Воспитатель: Чтобы они скорее росли, надо закрыть пленкой, а когда семена прорастут, пленку можно снять.
Федора: Молодцы, ребята, много мне вы рассказали и показали, но мне пора уходить. (Прощается, уходит).
Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились, позаботились о наших питомцах, помыли растения, научились сажать семена салата, за которыми будете ухаживать. Что же теперь можно отдохнуть, как говорят: “Кончил дело - гуляй смело”!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА “ДЕНЬ-НОЧЬ”

По сигналу “День” дети бегут врассыпную по группе, подражая движениям мышат, птиц, бабочек; на слово “Ночь!” - замирают. “Сова” медленно летает между ними и ловит того, кто пошевелится.

Воспитатель:

До утра сова искала,
Утром видеть перестала.
Села, старая, на дуб
И глазами луп да луп.
А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца
И пошёл искать свой дом,
Где остались мать с отцом.

Используемая литература:

  1. Л.Г. Горькова “Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников”.
  2. Журнал “Дошкольное воспитание” №5,2005.
  3. М.Ю.Картушина “Логоритмические занятия в детском саду”.

СТАРШАЯ ГРУППА

Содержание труда и методика руководства им в старшей и подготовительной к школе группах. Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделки грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Продолжительность труда в старшем дошкольном возрасте 20 - 25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.

Овладение трудовой деятельностью в старшей и подготовительной к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умение принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длинными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили, и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств – до двух дней, а можно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, деловитость, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначение детей на дежурство фиксируется на доске дежурных направленно на формирование и умении по уходу за животными и растениями организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том кто, что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т.д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них животными, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и в поведении животных. При оценке дежурств, следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждение о качестве, об отношениях к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

По сравнению с предыдущим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда. Здесь имеет место общий труд и труд совместный. При организации общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий.

Например, коллективная уборка в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т.д.

Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.

В связи с общим развитием детей становится возможным трудовой процесс, который надлежит выполнить. Дети повторяют наиболее сложные операции.

В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотнести свои действия с указаниями воспитателя.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества труда: «Посадит правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Особенностью руководства трудом, в старшей и подготовительной к школе группе, является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Время года Содержание труда Задачи трудового воспитания детей Перечень трудовых умений и навыков Формы организации детей Основные приемы руководства деятельностью детей
ОСЕНЬ Дежурство по уголку природы Вызвать у детей интерес к дежурствам по уголку природы, желание ухаживать за объектами уголка природы. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. Осуществление дежурства в течение 2-3 дней. дежурство Закрепление знаний о правилах (способах и приемах) ухода за растениями, о последовательности работы. Уточнение обязанностей дежурных. Определение значимости труда дежурных для хорошего состояния растений. Оценка выполненной работы детьми.
Учить детей под руководством педагога ухаживать за комнатными растениями: Знакомить детей со способами размножения, оказывать помощь в пересадке растения. Поливка; Рыхление земли в горшках; Удаление пыли; Закрепление знаний детей моделей растения. Показ воспитателем правильности выполнения трудового действия.
Уборка уголка природы (ежемесячно) Учить детей поддерживать согласованность в работе, правильные взаимоотношения Подгрупповая Распределение поручений.
Уход за срезанными цветами Воспитывать бережное отношение к растениям. Смена воды; Подрезка стебля. Индивидуальные поручения
Пересадка цветущих растений из грунта Закрепить умение различать и правильно называть цветы (астра, георгина и т.д.). Познакомить детей с корнем как частью растения, объяснить связь между похолоданием и состоянием растения. Формировать навыки пересадки растения (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). Навык пересадки растений; Коллективный труд (подгруппами)
Сбор семян растений Учить заготавливать семена растений для подкормки птиц зимой.
Работа в цветнике Учить детей участвовать в перекопке земли в клумбе с однолетними растениями Учить рыхлить землю в клумбе с многолетними цветами. Укрывать многолетники на зиму собранной опавшей листвой. Перекопка земли; Коллективный труд
ЗИМА Способы ухода за комнатными растениями. Научить детей определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений. Умение определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения. Устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Умение ставить самостоятельно цель предстоящей деятельности и планировать деятельность. Дежурство Индивидуальные поручения Обсуждение структуры трудового процесса. Закрепление правильности выполнения трудового действия. Выполнение детьми трудовых действий. Рефлексия.
Уход за растениями в группе Обучать поливке растений в связи с переходом к зимнему режиму и в соответствии с биологическими особенностями растений. Закрепить умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки и опрыскивания из пульверизатора Умения ухаживать за растением, учитывая его особенности. Умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому. Осуществлять «избирательный подход» к растениям при поливе. Дежурство Индивидуальные поручения Обсуждение структуры трудового процесса. Закрепление правильности и необходимости выполнения трудового действия. Выполнение детьми трудовых действий. Рефлексия.
Посев семян петрушки, кресс-салата и укропа в уголке природы. Закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах. Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян. Умение размножать растения семенами Коллективный труд Беседа о времени года, о посеве семян. Уточнение, напоминание, указания. Показ приемов посева семян. Выполнение детьми посева семян. Анализ результатов деятельности.
Уход за посевами Обучать детей уходу за посевами Полив Прополка
Работа в цветнике. Учить укрывать посадки в цветнике снегом. Воспитывать бережное отношение к природе Коллективная. Индивидуальные поручения
Уход за деревьями Учить детей бережному отношению к деревьям. Развивать умение ухаживать за ними, заботиться. Подгребание снега под деревья и кусты. Коллективная Индивидуальные поручения. Объяснение, пояснения, указания, помощь при распределении труда.
Осмотр и подкормка комнатных растений. Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними Полив Рыхление Обрезка Подкормка Совместная деятельность с педагогом. Беседа-сообщение, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого их нужно подкармливать.
ВЕСНА Черенкование комнатных растений. Познакомить детей с черенкованием растений, со структурой этого трудового процесса. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями. Навык черенкования комнатных растений Совместная деятельность с педагогом. Обсуждение структуры трудового процесса по черенкованию растений: цель труда, материал, инструменты, трудовые действия, результат.
Пересадка комнатных растений Активизировать знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними. Навык пересадки растений Структура процесса пересадки растения.
Посев семян цветов в уголке природы для рассады Закрепить знания детей о цветочных культурах и их семенах. Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян. Умение размножать растения семенами; Уход за посадками; Рыхление; Полив; Подготовка к пикировке; Коллективная Беседа о времени года, о посеве семян для рассады. Показ приемов посева семян. Выполнение детьми посева семян. Анализ результатов деятельности.
Уход за рассадой Длительные, систематические поручения Распределение детей по подгруппам, учет индивидуальных особенностей детей.
Пикировка рассады. Закрепить знания детей о цветочных культурах. Формировать навыки пикировки рассады. Продолжать учить приемам ухода за рассадой. Развивать интерес к труду в природе. Пикировка Уход за посадками Рыхление Полив Подготовка к высадке в клумбу. Коллективная Показ правильных действий при пикировке рассады.
Уход за комнатными растениями Закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещением (светолюбивые -теневыносливые) Удаление сухих листьев; Подкормка растений; Размножение растений; Пересадка растений; Модель способов поливки и отношения растений к солнечному свету
Устройство клумб, цветника Учить детей готовить почву в цветнике для посевов. Учить детей выращивать растения: участвовать в перекопке земли и разделке рабаток и клумб, Навык перекопки земли (вторая перекопка после взрослых) Коллективная Объяснение и показ, как вскапывать и рыхлить землю. Установление правил работы лопатой и граблями. Показ правильных действий Предложение отдельным детям продемонстрировать приемы работы.
Высадка рассады в грунт. Посев семян растений в цветник. Учить детей выращивать растения: сеять семена, высаживать рассаду, часть которой они выращивают в уголке природы. Пересадка. Полив. Коллективная Наметить места высадки рассады в клумбу с учетом высоты взрослого растения и цветовой гаммы.
Труд детей на клумбе, в цветнике. Учить детей выращивать растения: полив, прополка, рыхление земли, сбор семян. Закрепить умение ухаживать за растениями Полив Прополка. Рыхление Дежурство. Индивидуальные поручения. Объяснить детям, что сорную траву следует вытаскивать с корнем и уносить в мусорный контейнер. Попросить ответить, почему нужно делать так. Обратить внимание детей на особенности полива большого пространства. Сравнить с поливом комнатных растений.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Введение 1

Труд детей в уголке природы в младших группах 2

Труд детей в уголке природы в средних группах 3

Труд детей в уголке природы в старших группах 5

Труд детей в уголке природы в подготовительных группах 10

Заключение 23

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.

Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, - именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

Во второй младшей группе полученные в предшествующих группах представления о природе расширяются. Прививаются трудовые навыки по уходу за растениями и животными: с помощью воспитателя дети кормят рыб, птиц, поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют крупные семена цветов, сажают лук, поливают растения на грядках и др.

Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.

Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы: предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать, полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное комнатное растение, и т.д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти вплотную).

Предлагается детям сначала потрогать землю: она мягкая, рыхлая, рассмотреть свою луковицу. Потом каждый ребенок по указанию делает неглубокую ямку, кладет в нее свою луковицу (ростком вверх), а затем вдавливает ее в землю- луковица должна плотно сидеть в земле.

В конце апреля в начале мая проводится посев крупных семян бобов, фасоли, настурции.

В уголке природы помещают цветы, принесенные с прогулки, пойманных жуков, бабочек и т.д. Приучать детей ставить цветы в вазочки, банки, составляя из них букеты.

Красиво оформленный аквариум в группе сразу привлечет внимание детей.

Наблюдая за плавающими рыбками, объясняется, как рыбки плавают- двигая хвостом и плавником, спрашивается, есть ли у них глаза, рот. При кормлении рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.

В дальнейшем при кормлении рыб малыши всегда приглашаются посмотреть, как это делается, а затем предлагается некоторым помочь покормить рыбок. Конечно, дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят, сколько корма можно давать рыбкам.

Уход за птицами намного сложнее, чем за рыбками. Птицу необходимо кормить регулярно, и не один раз в день, иначе она погибнет. В клетке всегда должно быть очень чисто. Воду в поилке нужно менять не реже двух раз в день, ежедневно менять песок на дне клетки, чистить жердочки.

В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др. Теперь стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о животных и растениях.

Комнатные растения- постоянные обитатели уголка природы во всех группах детского сада. Это дает возможность учить детей ухаживать за растениями.

Уход за растениями в начале года осуществляется в присутствие детей. Постепенно привлекая их к посильной помощи, показывая, как наливать воду, как держать лейку, поливать, обтирать листья, называя предметы ухода, приучая детей класть все на свои места.

Вначале под наблюдением, а затем самостоятельно дети выполняют поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. В средине зимы уже можно проводить совместное мытье комнатных растений с небольшими подгруппами детей.

Поручается двум-трем детям обтирать растения, остальным поиграть, объяснив, что в следующий раз эту работу будут делать другие. Горшки с растениями ставятся на скамеечки или на пол, если растения высокие.

В начале предлагается посмотреть, как обтирать листья, показывая, как проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе лист может сломаться. Затем дети закатывают рукава, чтобы не испачкать их. Каждому предлагается намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до локтя, и осторожно вытирать, Во время работы необходимо наблюдать за каждым ребенком. Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в другом тазу с теплой водой.

После работы вытирают пол, ополаскивают тряпочки,выжимают их и развешивают для просушки, затем растения ставят на место

Осматривая растения после работы, необходимо спросить детей: «Какие стали растения после того, как их вымыли?» Подвести детей к выводу: растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.

Продолжается знакомство детей с рыбками, птицами,мелкими животными уголка природы.

Ребенок пятого года жизни может оказать помощь в уходе за птицами: помыть поилку, налить воду, насыпать корм. Поставить поилку и кормушку на определенное место. В процессе этого труда дети наблюдают, как клюют птицы, как пьют, купаются, разбрызгивая воду, ставят лакомства-всходы овса в горшочке, которые сами для них вырастили.

Участие ребенка в уходе за птицами способствует воспитанию заботливого отношения к живым существам, умения внимательно за ними наблюдать, узнавать(мелкие птицы даже взрослым часто кажутся очень похожими).

В уголке природы средней группы можно содержать морскую свинку или кролика (если есть соответствующие условия). Теперь наблюдения за этими животными могут быть не только кротковременными на занятиях, но и во время ухода за ними. (Кролика нельзя держать в групповой комнате.)

Следует помнить, что пример взрослых является главным условием воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе.

В течении зимы дети сеют овес для кроликов и птиц (им необходим зеленый корм), как и малыши сажают лук, следят за его ростом, осторожно поливают (не заливая луковицы).

Весной уголок, да и всю групповую комнату, украшают первые весенние цветы: мать-и-мачеха, голубая и белая перелески, сон-трава, хохлатка, гусиный лук или др.

Летом в уголок природы дети приносят растения поля, луга и леса.

Уголок природы в старшей группе отличается большим разнообразием растений и животных. Организация труда и наблюдений здесь тоже иная, так как дети уже имеют представления о растениях и животных и навыки ухода за ними. Поэтому уход за объектами в уголке природы осуществляют уже дежурные под руководством воспитателя.

В этой группе большое место занимают длительные наблюдения детей за ростом и развитием растений и животных. В этом большую роль играет систематическая и правильно организованная воспитательная работа с детьми в уголке природы.

Как и во всех группах детского сада, постоянными и обязательными растениями уголка природы являются комнатные растения.

Уход за растениями в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя (дежурства организуются в начале года). Они поливают растения.Поливка растений является для детей трудным видом ухода. Увлекаясь самим процессом поливки, они могут поливать одно и тоже растение несколько раз в день. Поэтому эта работа выполняется детьми под контролем воспитателя. Привлекая все ребят поочередно к поливке, необходимо учить каждого ребенка, как нужно правильно держать лейку (прикладывая ее носик к краю горшка), приучать лить воду понемногу, не торопясь, лить воду нужно до тех пор, пока вся земля в горшке не будет влажной и на поддоне не покажется вода.

Воспитатель знакомит детей с растениями своего участка, со свойствами природных материалов, обращает внимание на изменения погоды, организует наблюдение за животными.

Проводится также наблюдение за трудом в природе взрослых, старших дошкольников. При этом важно привлекать внимание детей к результатам труда. Во время наблюдений воспитатель дает простые поручения малышам: с помощью взрослых покормить птичек, рыбок, полить комнатные растения, растения на грядках, собрать овощи. Если в уголке природы есть питомцы, то ежедневный уход за ними осуществляется в присутствии детей, чтобы они видели заботливое отношение взрослого к питомцам. Это будет способствовать возникновению у детей желания самим поухаживать за животными.

В средней группе, заботясь о животных и растениях, дети выполняют трудовые поручения с помощью взрослых и самостоятельно.

Педагог постепенно готовит детей к пониманию того, что для жизни и роста растений необходимо создавать благоприятные условия (солнечный свет, тепло, влага, определенная почва). Важно позаботиться о том, чтобы дети испытали радость от труда в природе.

Воспитатель организует наблюдение за трудом старших дошкольников на огороде.

При этом обращает внимание на то, насколько старательно работают дети, какое отношение к труду они проявляют. Это позволяет воспитанникам представить значимость постоянных усилий, необходимых для получения урожая.

Важно, чтобы каждый ребенок принял участие в труде в природе, ощутил затрату сил. В процессе выполнения трудовых заданий воспитателю важно сформировать у детей умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия (полива растений, рыхления земли, кормления животных и др.). Не стоит забывать, что в этом труде детей в первую очередь интересует не результат, а сам процесс трудовых действий. Педагог объясняет детям, что их деятельность на участке связана с погодными условиями, состоянием растений (летом жарко, земля высыхает, нужно поливать каждый день; после дождя растения поливать не нужно).

Дети 4-5 лет еще не способны к продолжительному ожиданию, поэтому следует чаще напоминать им о конечной цели всех приложенных усилий. Чтобы сделать период ожидания менее утомительным для детей, можно поставить на грядке фанерную табличку с красочным рисунком будущего урожая.

Важно обратить внимание на культуру трудовой деятельности воспитанников.

Когда дети носят воду, делают лунки в земле, посыпают между грядок песком, то должны следить, чтобы одежда не стала мокрой, грязной. Перед началом работы взрослый проверяет, закатали ли они рукава, надели ли фартуки, помогает подготовить все необходимое оборудование. Следует учить детей работать аккуратно, спокойно, не отвлекаясь. Тогда вместе с трудовыми навыками будут формироваться привычка к опрятности, поддерживать порядок во внешнем виде.

Педагог постоянно подчеркивает необходимость заботы о животных, хвалит тех детей, которые проявляют интерес к ним, обращаются с просьбой позволить им покормить животных.

В старшей группе содержание труда детей в природе усложняется.

Дети уже имеют некоторый запас знаний, владеют навыками ухода за животными и растениями, сознательно относятся к своим обязанностям. Перед педагогом стоит задача закрепить у детей положительное отношение к труду в природе, выработать у них понимание ответственности за рост и развитие животных и растений, сформировать мотивы общественной пользы.

В работе воспитателя в этом направлении может быть примерно следующая последовательность:

  • создание положительного эмоционального отношения к труду в природе;
  • стимулирование интереса к росту и развитию растений и животных; поддержка трудовых усилий детей;
  • помощь в доведении начатого дела до конца;
  • формирование самостоятельности в действиях, инициативы, стремления по собственному желанию включаться в труд;
  • объяснение значимости полученного или будущего результата;
  • формирование старательности, ответственности, трудолюбия, общественно значимых мотивов деятельности.

При этом воспитателем могут быть использованы разные методы (в том числе практический, чтение художественной литературы, загадывание загадок, дидактические игры, пословицы, поговорки и др. Особо важное значение в формировании личности ребенка в процессе труда в природе имеет отношение самого педагога к ней, его любовь, эмпатия по отношению к природе, трудолюбие.

Поскольку труд в огороде, цветнике, в уголке природы чаще носит коллективный характер, необходимо формировать у детей психологическую готовность к совместному труду: умение справедливо распределять обязанности, согласовывать действия, оказывать поддержку, помощь совместными усилиями достигать цели и др. Важно учить детей замечать затруднения сверстников в процессе коллективного труда и оказывать им помощь.

Значение дежурства по уголку природы воспитателю целесообразно раскрывать на специальном занятии, где закрепляются знания детей о правилах ухода за растениями и животными, уточняются последовательность работы, обязанности дежурных, знания инвентаря и места его хранения, воспитывает ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. Педагог обращает внимание на то, чтобы все дети по очереди дежурили в уголке природы, регулярно периодически проводит осмотр уголка природы со всеми детьми, отмечает результат их труда.

Следует периодически привлекать детей и к коллективной уборке уголка природы. Создание педагогом при этом атмосферы сотрудничества, увлеченности общей деятельностью, его мажорность, юмор, шутка, способствуют успеху совместной трудовой деятельности.