Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Проблема . Беседа с детьми на тему растений помогла определить проблему, а именно - дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в целебных растениях. Поэтому и был разработан экологический проект «Лекарственные растения»
Сроки проведения: разработка и реализация проекта проходила в летний период 2016 года в течении двух месяцев.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта : сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи:
1. Для воспитанников:
1. Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.
2. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете.
3. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
4. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать.
5. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. 6.Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
7. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.
2. Для родителей (законных представителей)
1. Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности, создании совместного образовательного проекта.
2. Повышать родительскую компетенцию в вопросах экологического воспитания.
3. Для педагога:
1. Разработать систему мероприятий, направленных на развитие экологических знаний старших дошкольников.
2. Создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений.
В летний период времени 2016 года на уровне ДОУ я внедряла проектную деятельность познавательного цикла под названием: "Растения, которые нас лечат". На начальном этапе внедрения проекта провела диагностическую беседу с детьми и анкетирование с родителями. План реализации проекта представлен в виде таблицы- матрицы. (план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий).
Осуществляя прогулку с детьми по экологической тропе, я задала детям вопрос: "Что вы видите под своими ногами, когда идете?" Дети стали называть: траву, камешки, цветы. Катя назвала одуванчики. «Вот – лопух», сказала Аня. «А я вижу подорожник, он лечит», - сказал Саша. А какие еще растения, которые нас лечат, вы знаете? Ответов много не последовало, и эта проблема послужила толчком к созданию проекта.
Ввести детей в проблему проекта помог просмотр мультфильма «Сказки про лекарственные растения». Сюжет мультфильма раскрыл перед детьми разнообразие мира растений, которые лечат людей, животных. После просмотра дети поняли, что в природе нас окружают растения, которые не только радуют своей красотой, но и помогают нам дышать. И также существуют лекарственные растения, которые в опасных для здоровья ситуациях приходят на помощь человеку, животным.
Затем для расширения знаний у детей о лечебных растениях использовала беседы с использованием ИКТ: "Как разнообразен растительный мир", "Почва и ее свойства", "Царство лекарственных растений", "Что лечат лекарственные растения". После этого дети стали искать в ближайшем окружении лекарственные травы. Исследовав территорию детского сада, выявили с детьми наличие хорошо знакомых детям видов лекарственных растений - одуванчик, подорожник, лопух; и незнакомых - тысячелистник, цикорий. На месте их произрастания мы поместили таблички - указатели с картинкой. Позже Галя предложила придумать карту и занести на нее все растения- целители, которые растут на территории детского сада. Итак, дети выявили, что нужно на карту занести следующие растения: цикорий, тысячелистник, ромашку лекарственную, пастушья сумка, одуванчик, лопух, подорожник, крапиву. Совместно с детьми изготовили карту- схему.
В период ознакомления с новым видом лекарственных растений мы читали такие литературные произведения как: рассказ "Огород на опушке" А. Стрижева, А. Онегова "Тропинка полевая", Н. Павловой "Загадки цветов", А. Плешакова "Зеленые страницы", Э. Шима «Сказки, найденные в траве», С. Козлова «Волшебная травка зверобой», К. Паустовский «Заботливый цветок».
Разучивали стихи, отгадывали загадки про лекарственные растения: подорожник, ромашку лекарственную, крапиву, одуванчик.
Чтобы сформировать представления о лекарственных растениях у детей проводила дидактические игры под названием: "Где что растет?", "Угадай, где я была?"(определение места произрастания), "Найди, о чем расскажу", "Что лечит это растение". "Какому растению принадлежит это?". Для создания игры "Угадай по запаху" приняли участие и дети и родители. Каждый ребенок выбрал понравившиеся растение, дома вместе с родителями собрали, высушили и принесли в сухом виде в мешочке из ткани.
Экскурсии по экологической тропе помогли детям в экспериментальной деятельности. Дети узнали строение растений, условия, необходимые для их жизни, размножение, рост, развитие растений. На прогулочном участке создали уголок "Зеленые помощники", где дети самостоятельно рассматривали картинки с лекарственными растениями и иллюстрации из книг.
Узнав о большой пользе всех лекарственных трав, дети предложили придумать плакат «Берегите лекарственные растения- это наши зеленые друзья» и разместили его в уголке на участке. А еще пригласили гостей- друзей из другой группы и рассказали им о пользе лекарственных растений.
Позже ребята спросили: "А где могут расти еще лекарственные растения?" И тогда мы осуществили выход в парковую зону с целью выявления места произрастания лекарственных растений за территорией детского сада. Сделали вывод, что эти растения растут повсюду, всегда рядом с нами. Затем посетили аптеку, где работает бабушка Вероники. Она рассказала детям, что можно травы сушить самостоятельно дома, а можно купить готовую траву в аптеке и лечиться.
С использованием изобразительных средств дети рисовали понравившиеся растения. Детские работы собрали в папку "Целебные травы".
Завершая работу с детьми по проекту, мы собрали гербарий лекарственных растений. В игровой деятельности дети использовали лечение разными отварами, легко узнавали и называли лекарственные растения на территории детского сада, по дороге домой. Пополнилась развивающая среда новыми дидактическими играми, появилась картотека лекарственных растений нашей местности,
В проектной деятельности принимали участие и родители. Совместно с детьми родители в домашних условиях изготовили схемы приготовления отваров, настоек для оздоровления организма и различных заболеваний. Поделились опытом на итоговом мероприятии. Вместе оформили копилку "Бабушкиных рецептов" (обмен рецептов).
Интересными по содержанию получились сочинения сказок родителей и детей про лекарственные растения и их лечебные свойства.
Творчески подошли родители к изготовлению книжек- малышек "Мое любимое лекарственное растение"
Ожидаемые и полученные результаты.
В ходе работы над проектом мы достигли следующих результатов: обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях нашей местности, которые растут и на территории детского сада. В период работы над проектом дети пополнили словарный запас. Экспериментальная деятельность, в которой участвовали дети была направлена на развитие воображения, мышления. В ходе всего проекта дети проявляли любознательность, были наблюдательны.
В результате работы по проекту дети узнали больше названий целебных растений, узнали об их значимости для всего живого на планете. Если в начале работы дети знали только 2-3 растения, то к завершению их знания пополнились до 8-10. Легко узнавали их по внешнему виду, и также Путем исследования дети познакомились со свойствами лекарственных растений и их лечебными качествами.
У детей сформировалось бережное отношение к природе.
Ребята хорошо запомнили, что растения, которые нас лечат надо охранять и беречь.
Из наблюдений за играми детей, можно сказать, что у детей появились новые сюжеты игр: "Фитобар", "Зеленая аптека".
Проект
«Лекарственные растения»
Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми, мы выявили, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения».
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов,
Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом
Цель проекта:
создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, бережное отношение к природе.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта:
По содержанию: познавательно - игровой;
Сроки выполнения проекта: июнь – август
Методы проекта:
Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность; ароматерапия
словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции; слушание музыки.
Содержание проекта:
Донести до участников проекта важность данной проблемы.Подбор методической и художественной литературы.
Создание развивающей среды: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
Изготовление пособий.
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Разработка бесед, викторины.
Составление плана мероприятий.
2.Реализация проекта.
I этап.
1. Беседа « Лекарственные растения ».
выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (Презентация «Лекарственные растения»)
2. Игра «Съедобное - несъедобное»
научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).
упражнять детей в узнавании лекарственного растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.
4. Чтение литературных произведений:
Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,
Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
Н. Павловой «Загадки цветов»,
А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
Заучивание загадок и стихов о растениях.
5.Опыты и исследовательско - поисковая деятельность:
«На участке ищем полезные растения»
«Где лучше посадить растения?»
«Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)
Цель : развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
II этап
1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»
познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я -ромашка…», «Я-крапива…»
3.Дидактическая игра «Вершки корешки»
познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп - листья и молодые стрелки
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы и семена
Ромашка – цветы
Мелисса – листья
Зверобой – цветы,листья
Мать - и - мачеха – листья
Пастушья сумка – цветы
Мята – листья
Щавель – листья, стебель, молодые стрелки
Лопух – листья и корни
4. Экскурсия в сквер.
познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
5.Занятия по ИЗО деятельности:
- «На лугу» - рисование.
учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.
- «Одуванчик» - объёмная аппликация.
учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
- «Наш друг – подорожник» - рисование.
учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».
7.Слушание музыки:
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.
В. Моцарт «Цветы»
П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
III этап
1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»
расширять знания детей о лекарственных растениях, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».
закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
3.Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).
3.Обобщающий этап
1. Создание книжки – малышки
составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). Книга иллюстрируется детскими рисунками.
2. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав»
3. Составление гербария «Лекарственные растения»
4. Беседа «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв, полоскание горла отварами трав
5. Подведение итогов реализации проекта. Презентация проекта
Вывод:
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего поселка. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад МЗ2 комбинированного вида» Приволжского района города Казани
Проект
Экологическая тропинка
«Лечебные травы и растения»
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель: Лотфуллина Л.Ш.
2013 год.
Актуальность:
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают" нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей; их сознание, взгляды и представления.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные" позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения, и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8°/о зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы: г
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные
растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили
узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе
с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект
«Лекарственные растения».
Введение:
Место проведения исследования : территория муниципального бюджетного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида Х32 «Пчелка» г. Казань
Сроки выполнения проекта : октябрь-август
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.
Задачи :
«Познание» Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений (учить узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширять знания о пользе)
«Коммуникация» Развивать монологическую речь детей, умение вести диалог, расширять и активизировать словарный запас по,теме
« Социализация» Развивать умение совместно решать поставленную задачу (коллективная посадка, прополка, декор участка)
«Чтение художественной литературы» Познакомить с произведениями художественной литературы экологической направленности
«Художественное творчество» Учить передавать в рисунках отличительные особенности растения. Познакомить с технологией изготовления народной куклы Травницы-Кубышки
«Здоровье» Снятие стресса, укрепление нервной системы (аромотерапия: вдыхание воздуха, наполненного фитонцидами мяты, мелиссы, чабреца) «Труд» Формировать умения и навыки по уходу за растениями
«Безопасность» Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав - не употреблять в пищу неизвестные растения.
Привлечение родителей к реализации проекта.
Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные `
переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.
Условия разбивки аптекарского огорода
1. Изучение специальной литературы по данной проблеме (разнообразие лекарственных растений родного края, условия их выращивания).
2. Наличие естественного ландшафта (на участке уже произрастала яблоня, обеспечивая легкую тень пряновкусовым растениям, что помогало им не выгореть
на солнце и дольше сохранять сочную зелень).
3. Водообеспечение участка.
4. Наличие посадочного материала (семена, черенки, корневища).
5. Наличие огородного инвентаря (лопаты, грабли, мотыги, лейки) Экологическое воспитание дошкольников
Этапы работы на аптекарском огороде
1. Планировка огорода.
2. Перекопка почвы.
3. Рыхление земли граблями, разбивка комьев, выборка остатков травы.
4. Разбивка грядок.
5. Посев семян и высаживание черенков, корневищ в грунт.
б. Уход за всходами: полив, прополка, рыхление.
8. Сбор лекарственного сырья.
Организация деятельности детей
Познавательная деятельность:
1. Рассматривание и сравнивание семян, черенков, корневищ перед посадкой.
2. Наблюдение за всходами. З. Подробное ознакомление с растениями (стебель, листья, цветы, запах)
4. Знакомство с условиями произрастания.
5. Ознакомление с правилами сбора лекарственного сырья (какую часть растения собирать, как и для чего применять, как сушить)
Трудовая деятельность:.
1. Рыхление земли.
2. Утаптывание междурядий.
З. Посев семян
4. Полив, прополка.
5. Сбор сырья.
Творческая деятельность:
1. Совместное декорирование участка.
2. Художественное творчество.
Правила поведения на аптекарском огороде
1. Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения.
2. Если увидишь мусор, надо его подобрать и отнести в мусорный контейнер.
3. Собирать" только известные лекарственные растения, в строго указанные сроки
4. Нельзя вырывать растения с корнем
5. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста
6. Лекарственное сырье собирают в сухую погоду, сушат в тени.
Методы исследования;
Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения; наглядные: театральное представление, тактильно-мышечная наглядность;
словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкций;
слушание музыки.
Гипотеза : Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться.
Проектная идея: Создать на территории детского сада огород лекарственных трав.
Ожидаемый результат:
Сформированные знания о лекарственных растениях.
Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека. обучение детей постановке и решению экологических задач;
проявление детской самостоятельности в выполнении усвоенных детьми.
Способы оценки: Наблюдения, беседы, опыты.
Организационные формы работы дошкольников над проектом:
Формы работы
1 .Групповое обсуждение
2. Самостоятельная деятельность
3. Консультация с воспитателем
4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов
5. Чтение художественной литературы
б. Тематическое занятие «Растения в жизни людей»
7. Экскурсии в парк
$. Рассматривание альбомов, книг, фотографий, иллюстраций о лекарственных растениях
9. Организация, совместно с родителями, выставки « Ароматизированные подушечки»
Материалы и оборудование:
Справочная и художественная литература.
Наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, слайды). -Разработать модели: «Дневник наблюдений за ростом и развитием растений», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку».
Таблички-указатели с названиями растений.
Контёйнеры для рассады и хранения лекарственных трав. -Папки для гербариев.
Оборудование для труда.
Риски:
1 .Приживаемость растений.
2 .Погодные условия.
План реализации проекта:
Подготовительный этап (октябрь- февраль.)
1. Проведение в ДОУ семинара для педагогов, познакомить их с содержанием и методикой, целями и задачами проекта.
2. Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки. .
3. Изготовление й приобретение необходимого оборудования. Определяем перечень лекарственных растений для посадки на территории ДОУ.
Основной этап (март - июнь) т
1. Изготовление табличек - указателей с названиями растений
2. Разбивка огорода лекарственных трав.
З. Ведёние дневника наблюдений..
4. Экскурсии по экологической тропе.
5. Оформление гербария лекарственных трав.
6. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «От какого растения часть?».
7. Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях.
Заключительный этап ; (июль-август)
1.Оформление альбома детских работ «Зеленая аптека в детском саду» .
2. Проведение КВН «Острый глаз и чуткое ухо» (дети, родители).
З. Подведение итогов реализации проекта.
Работа с детьми
Октябрь:
1 .Беседа « Лекарственные растения ».
Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним,
заинтересовать проблемой. (презентация)
2.«О чём рассказал цветок мать-и-мачехи?»
Цель: познакомить детей с растением, воспитывать бережное отношение к первоцветам.
3. «Душистая мята от всех болезней приятна!»
Цель: познакомить детей с разными видами мяты.
4.Рисовние «Наш друг - мать-и-мачеха» .
Ноябрь:
1. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения»
2. Создание в группе мини-музея «Зеленая аптека»
3.«Великий путешественник»
Цель: учить детей на практике использовать знания о лечебных свойствах подорожника.
4 .Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть». Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
5 .Рисование,«Чудо- растения»
Декабрь :
1. «Могучий доктор»Цель: познакомить детей с растением, использовать полученные знания на
практике.
2. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
З. Наблюдение «Наш верный друг - чистотел»
Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением чистотелом, сего внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
4. «Одуванчик» - объёмная аппликация.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
Январь:
1 .«Обыкновенная календула»
Цель: рассказать детям о целебных свойствах календулы, вызвать желание выращивать её.
2. Занятие «Лесная аптека на службе человека»
Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы,
закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать
бережное и доброе отношение к природе.
3. Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях
Февраль:
1 «Экскурсия в уголок лекарственных растений»
Цель: научить детей изготавливать тару для хранения лекарственных растений и правильному их сбору.
2.Слушание музыки: Ю. Антонов « Не рвите цветы», Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»
Цель: развитие графических навыков, образного мышления.
4.«Целебный отвар» Цель: рассказать детям о целебных свойствах растений и вызвать желание выращивать их на огороде.
Март
1 .Посадка семян, лука в горшочки.
2.Лепка.Коллективная работа "Лекарственных трав хоровод" Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
3. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях. Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
4. Рассказ- беседа о целебных свойствах мяты. Цель: заинтересовать детей рассказом о лечебном растении - мяте; вызвать желание собрать совместно с родителями информацию о мяте.
Апрель
1: Опытно-экспериментальная деятельность:«Строение растений» «Размножение, рост, развитие календулы, лука». «Как заварить целебный чай»
2. Аппликация. « Мой любимый цветок» Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов
3. Наблюдаем как растет лук (зарисовать). ель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
Май
1 .Опыты и исследовательно -поисковая деятельность: .«На участке ищем полезные.растения»
2.Викторина "Растения- помощники человека" ель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.
З. Посев семян и рассады на грядки. Цель: прививать детям практические навыки по выращиванию лекарственных растений, уходу и наблюдению за ними.
4. Наблюдение за ростом растений и уход за ними. Цель: учить детей фиксировать изменения внешнего вида растения в «Дневнике наблюдения»
Июнь
1.Опыт «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)
2.Опыт «Пыльца ромашки». Цель: познакомить детей с особенностями пыльцы ромашки: (Необходимо заранее выяснить, нет ли у кого из детей аллергии на пыльцу). Пыльца - это еда бабочкам, шмелям, осам. Они сыты. А у ромашки будут семена.
З. Создание «Именной книги»
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его
назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания
дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.
Июль
1. Аппликация: Коллективная работа «Домики для семян»
ель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.
2. Акция «Недбычное семечко» Цель: учить детей заготавливать и сортировать семена для дальнейшего его выращивания.
3.Экскурсия по территории детского сада.
Цели:; познакомить детей с природным окружением нашей территории детского сада
рассказать о многообразии трав произрастающих на нашей территории детского сада
познакомить с тем какие лекарственные растения растут на участке(крапива, одуванчик подорожник, ромашка, !лопух, чистотел.). Воспитывать любовь к природе и бережное к нем отношение
Август.
1. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственны растительных чаёв (из опыта родителей)
2. Сбор листьев мать-и-мачехи, заготовка корней девясила, сбор мяты, заготовка листьев подорожника; сбор цветков календулы. Цель: учить детей применять полученные знания на практике при"заготовке растений, их сушке, сортировке и хранении:
З. КВН «Острый глаз и чуткое ухо»
Работа с родителями
1 .Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
2.Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
З.Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
4.Оформление альбома «Зеленая аптека»
5.Экскурсия в аптеку, в сквер.
6.Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.
7.Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений
8.Составление творческих рассказов и сказок о лекарственных растениях
9. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв
Работа с педагогами
Цель - знакомство педагогов ДОУ с формами и приемами работы по ознакомлению дошкольников с лекарственными растениями.
Темы консультаций:
1. «Лекарственные растения детям». (Приложение 12).
Цель Познакомить с фитотерапией, как одним из методов лечения народной
медицины.
2. « Охрана растений».
Цель _- знакомство с правилами охраны растений в окружающем мире. З. «Биологические особенности лекарственных растений».
Цель. обогатить знания педагогов о богатейших лечебных свойствах лекарственных растении
Пояснительная записка: занятие для детей 6-7 лет.
Показатели успешности проведения занятия:
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства эмпатии.
Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Актуальность проекта
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Цели
- развитие экологического и эстетического воспитания детей.
- формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений,
- знакомство с лечебными свойствами растений, умение их различать и называть.
- формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи проекта
Образовательные:
- Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
- Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
- Вовлекать в природоохранную деятельность.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Развивать умения и навыки работы с природным материалом.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Знакомить с лекарственными травами нашего края.
- Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Обеспечение проекта:
- Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
- Материально - техническое (компьютер, фотоаппарат, стенд,канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, ящики для проращивания семян, спортивный инвентарь)
- Экспериментальная площадка (клумба с лекарственными растениями, природный экологический уголок в групповой комнате, природный уголок на территории детского сада, экологическая тропа).
Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования;
- релаксация;
- ароматерапия;
- слушание музыки.
Стратегия осуществления проекта:
Данный проект осуществляется на базе МДОУ – “ЦРР Д/С “Дельфин” в подготовительной группе “Веселые ребята” под руководством Кривоножкиной Е.Ю., воспитателя 1 квалификационной категории. Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.
Формы организации проекта:
- Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
- Экскурсии;
- Экологическая викторина “Знатоки лечебных трав”;
- Развлечение “Кафе медуница с чаепитием”;
- Спортивно оздоровительный центр.
Этапы осуществления проекта:
1.Организационный (01.04.по 30.05.2008г.)
- подбор методической и художественной литературы.
- подбор экспонатов, картин.
- изготовление пособий, карточек.
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- разработка занятий, определение тематики бесед.
- тематическое планирование.
- установление контактов.
- выбор объектов для экскурсии.
- подбор музыкального репертуара.
- разработка сценариев, экологических викторин, развлечений.
- подбор спортивного инвентаря и литературного сопровождения к физминуткам.
2.Реализация проекта (01.06.по 01.10.2008г.)
Рисование:
Цель: развитие графических навыков, образного мышления.
- “Наши друзья – лекарственные растения”
- Выставка рисунков “Волшебные растения”
- Декоративное рисование “Цветочная дорожка”
- Портрет “ Растение улыбается”
Аппликация:
Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.
- Коллективная работа “Полянка одуванчиков”
- Коллективная работа “Домики для семян”
- “Мой любимый цветок”
Лепка:
Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
- Лепка барельефа “Цветок-это чудо”
- Коллективная работа “Лекарственных трав хоровод”
- “Цветочная корзинка”
Ознакомление с художественной литературой:
Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
- Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
- В. Бианки “О травах”
- Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
- Б. Заходер этюд “Дождик и зернышко”
Игры и беседы по экологии:
Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.
- Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”
- Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.
Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
- “На участке ищем полезные растения”
- “Где лучше посадить цветы?”
- “Наблюдаем, как растет лук” (Зарисовать)
- “Проращиваем семена”
Экологически занятия:
Цель: Воспитание нравственных качеств у ребенка.
- “Лекарственное растение рядом”
- “Зеленая аптека”
- Викторина “Знатоки лечебных трав”
- “Экологические тропинки”
Слушание музыки:
Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.
- Ю.Антонов “ Не рвите цветы”
- В.Моцарт “Цветы”
- П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
- Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
- М. Протасов “Одуванчики”
Речевая деятельность:
Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.
- Дидактическая игра “Четвертый лишний”, “Я знаю пять цветов”, “Цветочные названия”, “Путешествие на луг”
- Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях.
- Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет.
Релаксация:
Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.
- Упражнение “Я цветок”, “Я бутон”, “Цветы и ветерок”
- Этюд “ Дождик и цветок”
- Игра – упражнение “Цветок – имя”
- Физминутка “Мой цветок”
Спортивно - оздоровительный центр:
Цель: Воспитание потребности вести здоровый образ жизни.
- Физминутка “Цветы”
- Подвижная игра “Цветы и дождик”
- Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”
- Гимнастика “Цветы-Волшебники”
3. Обобщающий (01.10.по 01.11.2008г).
Экологические викторины:
Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.
- Викторина “Знатоки целебных трав”
- “Лекарственное растение нашего региона”
- “Планета целебных растений”
- “Растения- помощники человека”
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о лекарственных растениях нашего края, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Научно-методическое обеспечение проекта.
- А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
- “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
- С.Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
- А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
- Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
- Л.А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.