Есть среди любителей растительности настоящие фанатики, которые стремятся превратить свое жилище в настоящий лес. Для таких умельцев даже ограниченное пространство дома не имеет значения, поскольку воплотить в жизнь их мечту помогает бонсай.

Что собой представляет бонсай?

Интересное и увлекательное искусство пришло к нам из Китая и Японии. Именно там почти две тысячи лет назад садовники начали выращивать карликовые деревья. Такая техника позволяет завести настоящий (хотя и в уменьшенной копии) сад на небольшом пространстве.

В японском языке слово «бонсай» означает не просто карликовое дерево, а культуру его выращивания – в маленьком горшке, на подносе или на куске скалы.

Для создания классического бонсай чаще всего используют или другие долгоживущие виды лиственные пород. Саженец растет до тех пор, пока на нем не образуется хорошая ветвистая крона и толстый ствол. Конечно, это происходит не за один и не за два года. И все это время мастер должен усиленно заниматься формированием бонсай, чтобы получить настоящее произведение искусства – миниатюрную копию дерева.


С чего начинается бонсай?

Прежде чем приступить к выращиванию бонсай, необходимо составить образ и нарисовать эскиз будущего дерева. Желательно сразу продумать, какой формы оно будет, чтобы затем формировать крону согласно плану.

Дальнейшие действия заключаются в следующем:


  1. Подобрать в природе необходимый росток для будущего деревца.
  2. Обрезать у него корневую систему.
  3. Посадить в плоскую плошку.

Для бонсай необходимо отбирать только самые крепкие и абсолютно здоровые ростки, поскольку приживется в домашних условиях не каждый.

Что делать с ростком после приживления?

Когда молодой росток приживется и продолжит свой рост, на нем следует удалить верхушки веточек и листья. Делать это надо до тех пор, пока он не смириться со своей судьбой и начнет выпускать мелкие листочки (или иголочки), более подходящие по размерам для карликовых деревьев.

Одновременно молодой стволик надо обмотать тонкой проволокой, чтобы он и не думал тянуться вверх. Веточки также подрезают и при помощи той же проволоки направляют вниз или параллельно почве. Таким образом, будущему бонсай придается форма. С каждым годом работу по формированию продолжают в том же духе и со временем получается настоящее, но маленькое дерево.

Многие люди кто не знает историю бонсай , думают, что это искусство зародилось в Японии. В действительности родина карликовых деревьев - Китай. Но стоит отметить, что форма, которую приобрело это искусство и ставшая популярной сегодня, была разработана именно в Японии, в течении многих веков и имеет свою собственную эстетику и терминологию.

Известно, что еще в древнем Египте занимались выращиванием растений и деревьев в цветочных горшках. Однако термин "бонсай" происходит от китайского языка, где называется "пенджинг (penjing)" или "пенсаи (penzai)". Точные даты возникновения пенсай неизвестны, но первые упоминания относятся к китайской династии Tang (600 гг. н.э.). Предполагают, что к тому времени пенджинг был хорошо развит, так как были найдены свитки с достаточно детальным описанием этого искусства. Самые ранние изображения датируются 706 годом, они были найдены в 1972 году в мавзолее, на стенах коридора, который ведет к могиле принца Занга Хуэя (Zhang Huai).

Считается что впервые искусство появилось в Японии в VI веке, когда буддистские студенты, возвращаясь из Китая, привозили миниатюрные деревья. Они постепенно стали предметом коллекционирования у богатых торговцев, самураев и чиновников. Слово пенсай со временем преобразовалось в бонсай, хотя его суть не изменилась. Самураи любили медитировать созерцая природу, это успокаивало нервы и помогало разобраться в себе, а карликовые деревья подходили для этого как нельзя лучше. По настоящему популярным бонсай стал в XVI-XVII веках с развитием внешней торговли в Японии. К тому времени китайские мастера разработали около тридцати . Японцы усовершенствовали их и стали сами развивать искусство миниатюрных деревьев.

Раньше при помощи прищипки, обрезки и растяжек. Этот метод многие мастера используют и по сей день. Но все изменилось после Второй Мировой Войны, когда стала доступной и многие начали применять ее для формирования бонсаи.

Во второй половине XX века, с помощью проволоки и новых методов выращивания бонсай, было создано много прекрасных экземпляров. Из-за большого количества выставок карликовые деревья быстро преобразились и стали популярны среди энтузиастов во всем мире. В начале 70-х годов в продаже насчитывалось уже сотни этих замечательных растений. Бонсаи стали дорогими подарками, и преподносились людям, которые не имели представления как надо ухаживать за деревьями. К несчастью, из-за невежества людей многие из них погибли. В то время бонсаи был дефицитом, а сейчас их можно приобрести повсюду. Благодаря таким как Джон Иошио Нака, Кимура и Питер Адамс, это искусство стало популярным на разных континентах. В конце XX века возникло множество клубов любителей бонсай, а опытные мастера появились почти во всех странах. Сегодня сотни тысяч любителей и мастеров обучаются искусству бонсаи. И надо сказать, что оно еще распространяется, имеется более 1200 книг о бонсай на 26 различных языках. Таким образом искусство выращивания карликовых деревьев перестало быть чисто японским или китайским увлечением.

История искусства бонсай – этой уникальной области растениеводства – насчитывает многие столетия. Одно из первых упоминаний о бонсай встречается в письменах периода Камакура (1192-1333 гг.), где изображены карликовые деревья естественной формы. Правда, в те времена иероглифы, обозначающие слово «бонсай» произносились как «хатиуе», да и сами принципы и методы того древнего искусства сильно отличались от современных понятий. Искусство «хатиуе» подразумевало пересадку низкорослых растений из мест естественного произрастания в цветочную посуду для украшения ими садов и жилищ. Последователи «хатиуе» не создавали искусственным способом композиции определенной заданной формы и символики.

Буквально бонсай (яп.) переводится как «выращенное в подносе или блюде» или «растение в подносе или блюде». Современное значение понятия бонсай - искусство выращивания точной копии настоящего дерева (или другого растения) в миниатюре.

Слово бонсай автоматически ассоциируется у нас с Японией, хотя истоки этого удивительного искусства уводят в историю другой страны – Китая. Японское понятие «бонсай» происходит от названия китайского искусства «пэнь-цай», возникшего еще в 231 году до н.э. Считается, что японцев с искусством выращивания миниатюрных растений познакомили странствующие буддистские монахи, для которых «пэнь-цай» был предметом религиозного значения, его еще называли «покрытым зеленью путем на Небеса». Это искусство быстро распространилось по всей территории Японии, и именно японцы начали разрабатывать систему канонов, включающую требования к облику самого растения и к сочетанию его с аксессуарами, а также правила экспозиции. Ими были созданы собственные стили и формы, явившиеся основой современного бонсай: «прямостоячий ствол», «извивающийся ствол», «склоненный ствол», «каллиграфическое дерево», «каскад», «пень», «бамбук и камни», «метелка», «дерево на скале» и многие другие.

Изначально бонсай в Японии был привилегией самураев, но к концу XIX века становится свободным искусством, которым могут заниматься все желающие.

Современный бонсай – это живой образец естественной красоты, созданный гармоничным единством трех основных элементов: растения, грунта и контейнера.

Типы и стили бонсай

По типам растений современный бонсай подразделяется следующим образом:

Бонсай древьев

  • вечнозеленые деревья: ель японская, сосна японская красная, сосна черная японская, тсуга японская, сосна пятилистная, можжевельник китайский, криптомерия, кипарисовик японский;
  • лиственные деревья: яблоня, вишня, слива японская, рододендрон индийский, рододендрон японский, бирючина, индийская сирень, камелия сазанква, дикая азалия, роза, айва японская, глициния, айва китайская, каштан японский, груша, акебия пятилистная, падуб Зибольда, хурма восточная, гранатник, пираканта и др.;

  • лиственные растения: дикий виноград, клен дланевидный, бересклет крылатый, бересклет Зибольда, барбарис японский, восковое дерево, рябина японская, бук зубчатый, граб японский, вяз, ива, тамарикс можжевеловый, саговник.

Бонсай травянистых растений

  • бонсай полевых трав: аир японский, горечавка, брусника, камнеломка японская, лютик едкий, орхидеи, мискантус сахароцветный;

  • бонсай моховый: мискантус китайский, мох седой, кукушкин лен, карликовый виноград.

По принятым размерам бонсай можно разделить на 4 группы:

  • Миниатюрный бонсай – высота от 5 до 15 см, наиболее редкий вид, т.к. весьма сложен в создании и уходе.
  • Маленький бонсай – высота от 15 до 39 см, очень распространенный вид.
  • Средний бонсай – высота 54 см с допуском колебания плюс-минус 12 см, наиболее распространенный вид, т.к. именно в этом размере наиболее полно раскрывается все изящество и красота растения и композиции.
  • Большой бонсай – высота от 66 см до 1 м, наименее удачный вид в силу своего довольно значительного размера.

Все многообразие существующих стилей современных бонсай можно разделить на две основные группы: «классический» или «драматический» (котэн) и «неканонический» или «каллиграфический» (бундзин). Для классического стиля характерен более широкий у основания и сужающийся кверху ствол дерева. Для каллиграфического – наоборот, узкий у основания и широкий вверху ствол.

Двух одинаковых бонсай быть не может, поскольку это живое творение человека и природы. Но все многообразие композиций подразделяется на несколько групп, где критерием деления служат естественные формы самих растений. Вот некоторые характерные признаки наиболее распространенных стилей:

  • прямостоячее дерево – строго вертикальный крепкий ствол с пирамидальным расположением ветвей направлен в небо, хорошо сформированные корни, вросшие в землю и направленные во все четыре стороны света, общий треугольный силуэт; это классический стиль для хвойных и вечнозеленых растений;
  • свободное прямое дерево – вершина дерева располагается точно над основанием ствола, сам ствол может быть слегка изогнутым в нижней части;
  • метла – абсолютно прямой ствол, ветви растения образуют форму, напоминающую раскрытый веер или метлу, нижняя часть ствола ветвей не имеет;
  • куст – несколько стволов с одним общим корнем;
  • наклонный стиль – дерево растет с явно выраженным наклоном в одну сторону, ветви вытянуты во все стороны, корни расположены в том же направлении, что и ствол;
  • ниспадающий стиль – растение сформировано так, чтобы оно ниспадало через край контейнера вниз в одном определенном направлении, напоминая водопад; в этом случае контейнер помещают на высокую подставку;
  • плакучий каскад – и ствол, и ветви растения сформированы вниз, символизируя дерево, растущее на крутой скале;
  • стволы-близнецы – дерево с двумя полностью разделенными или же сросшимися у основания стволами и общими корнями, как правило, один из стволов по размеру больше другого;
  • извивающийся ствол – ствол дерева сформирован так, чтобы он приобрел скрученную форму;

Древние буддисты верили, что душа после смерти переживает второе рождение, и нет худшей участи для человека, чем переродиться в дерево бонсай. Ведь в процессе его роста ветви деревца выкручивают, а корни подрезают для достижения идеальной формы растения. Однако именно последователи буддизма приложили руку к массовому распространению искусства миниатюрных деревьев.

Выращивание бонсай, по представлениям буддистских монахов, равняло человека с Богом, так как земной мир - это сад Будды, а он в нем - великий садовник.

Экскурс в историю

Первые бонсай появились в древнем Китае еще в VIII веке. Существует легенда, по которой один из императоров древней династии Хан решил увидеть свою империю в миниатюре и повелел создать точную копию всех ее уголков, так и появились первые карликовые деревья.

Но миниатюрные копии деревьев ассоциируются больше с японской культурой, для которой они стали неотъемлемой частью. Искусство Бонсай, принесенное в страну восходящего солнца буддистскими монахами, органично вписалось в японские традиции, так как исконные верования японцев основывались на поклонении природным объектам - растениям, камням, воде. Природа, по представлениям японцев, олицетворяла собой божественную сущность. Приняв буддизм в качестве официальной религии, японский народ перенял и представление о священности дерева Бодхи, под ветвями которого Будда достиг просветления и которое, в некотором смысле, является прообразом бонсай.

В Японии искусство бонсай пережило период своего становления, деревца стали предметами культурной ценности и объектами коллекционирования, ведь, несмотря на небольшие размеры, они могут иметь возраст в несколько веков. Японские мастера подчеркивают духовную ценность бонсай, как олицетворения красоты природы, умения находить в окружающем мире источник вдохновения.

Выбор растения для бонсай

Для выращивания миниатюрного дерева подходят практически все деревья, но новичкам лучше выбирать неприхотливые и быстрорастущие виды. Труднее всего вырастить хвойные породы деревьев - в Японии создатели бонсай из ели или сосны считаются настоящими мастерами.

Если вы хотите вырастить бонсай с самого начала из маленького саженца, лучше брать растение, адаптированное к местному климату, так больше шансов, что оно приживется. Высаживать необходимо молодые деревца, в возрасте не более трех лет. Для начала подойдут или .

Растения, отобранные из естественной среды (ямадори), нуждаются в имитации смены времен года - им необходимо устраивать зимовку в помещении с температурой до -5˚C. Держать деревья при более низкой температуре нельзя, промерзнет корневая система. Новичкам брать растения из природы не рекомендуется, они сложны в формировании и уходе, для первого опыта лучше подобрать комнатное растение, которому не нужна зимовка.

Лучшим вариантом для домашнего бонсай являются фикусы. Они неприхотливы, не нуждаются в зимовке и из них легко сформировать красивое растение практически в любом стиле. Использовать лучше сорта растения с мелкими листьями, но подойдет и . Он очень быстро растет, его ствол и ветви хорошо гнутся. Кроме фикуса можно выбрать , .НА ФОТО: Бонсай из фикуса Бенджамина

Если вы хотите вырастить деревце из семечка хорошо подходит - кустарниковый суккулент, компактное растение с очень красивыми цветами. Семена Адениума имеют высокий процент всхожести, растение быстро растет и неприхотливо в уходе. Ствол этого растения имеет характерное утолщение (каудекс), это сделает готовый бонсай еще необычнее.
НА ФОТО: Бонсай из адениума

При выборе бонсай следует обратить внимание на внешний вид растения, его состояние, соответствие заявленному стилю, похожесть на настоящее миниатюрное растение. Дерево должно выглядеть здоровым и крепким. Если подбирается лиственное растение, покупать его лучше в период, когда дерево зимует, то есть не имеет листьев, так можно осмотреть все побеги. Хвойные деревья должны иметь блестящую хвою.

Выращивание бонсай трудоемкий процесс и требует большого количества времени для формирования, не менее 4–5 лет. Поэтому можно приобрести готовое взрослое деревце.

На коре дерева не должно быть отметин от проволоки, с помощью которой формировали изгибы ствола. Выбирать лучше дерево до 30 см. в высоту, с равномерно распределенными ветвями и хорошо развитой корневой системой.

Покупать деревце рекомендуется в специализированных магазинах или питомниках, это дает гарантию, что растение выращено с правильным уходом и в надлежащих условиях. Кроме того, у специалистов вы можете получить всю необходимую информацию о конкретном экземпляре, которая поможет организовать дальнейший уход и формирование бонсай. Не стоит приобретать растения в обычных магазинах для дома с цветочным отделом - там продают только обычные карликовые деревья или стилизации под бонсай.

Уход за бонсай

Бонсай очень прихотливы, для того чтобы деревце не погибло и не превратилось в обычный экземпляр комнатного растения, необходимо поддерживать комфортные для него условия среды. В первую очередь это:

Освещенность

Комнатные бонсай - растения, часто произрастающие в тропическом или субтропическом климате, поэтому нуждаются в большом количестве света. В условиях климата средней полосы России им, особенно зимой, требуется дополнительное освещение, для обеспечения которого лучше использовать люминесцентные лампы. Листопадные растения в период зимовки после опадения листьев не нуждаются в свете, их можно перенести в прохладное затененное место. Хвойным и вечнозеленым освещение нужно круглогодично.

Сколько света необходимо конкретному растению зависит от его вида. При выборе места расположения бонсай необходимо учитывать все факторы, влияющие на освещенность: сторону света, расстояние от оконного проема, угол падения солнечных лучей.

Свет еще и важный фактор формирования растения, при недостатке освещения оно меняет форму - ветви вытягиваются по направлению к источнику света, нижние, затененные, ветви атрофируются. Бонсай необходимо поворачивать относительно источника света, чтобы деревце развивалось равномерно. Однако не стоит располагать растение на солнцепеке, особенно в полдень - это может отрицательно сказаться на нем. Почти все виды представителей флоры плохо переносят прямые солнечные лучи.
НА ФОТО: Размещение бонсай поодаль от окна убережет деревце от воздействия прямого солнечного света

Температура

Выбор температурного режима зависит от вида дерева. Некоторые растения нуждаются в прохладной зимовке, некоторые круглый год можно содержать, не меняя температуру окружающей среды. Субтропические виды зимой нужно держать при температуре не более +15˚C, а летом им будет лучше на открытом воздухе. Тропические - круглогодично содержат при температуре +18–25˚C .

Классические древесные бонсай в Японии все время находятся на открытом воздухе, в нашем климате это невозможно, так как растения плохо переносят температуру ниже 0˚C .

Влажность

Бонсай нуждаются во влажном воздухе, поэтому наилучшим выходом будет приобретение специального увлажнителя. Если такой возможности нет, то контейнер с деревцем можно установить на поднос с гравием, который необходимо постоянно увлажнять. Можно поставить емкости с водой на работающие радиаторы отопления, это также сделает воздух в помещении более влажным. Хороший эффект дают опрыскивания, их необходимо проводить ежедневно, лучше в утренние часы.
НА ФОТО: Опрыскивание Кармоны (Эретии) следует проводить круглогодично (источник - http://www.bonsaiforum.ru)

Полив

Большинство миниатюрных деревьев требует частого полива. Самое главное в поливе бонсай - соблюсти оптимальную увлажненность почвы, чтобы она не пересохла, но и не была надолго залита водой. Поливают бонсай через лейку с мелкими отверстиями или наполовину опуская горшок на некоторое время в емкость с водой. Увлажниться должна вся земля в контейнере. Большинство растений не переносят «жесткую» воду с высоким содержанием солей, для них лучше подходит дождевая или талая вода. Водопроводную воду перед поливом необходимо отстоять - примеси осядут и вода нагреется до температуры воздуха. Бонсай нельзя поливать холодной водой, почему - можно узнать из статьи . Горшок для растения обязательно должен иметь крупные дренажные отверстия, чтобы избежать застаивания воды.

Подкормка

Бонсай требователен к подкормке по причине небольшого объема субстрата в плошке, в которой он выращивается. Необходимо тщательно соблюдать рекомендации по удобрению, указанные на упаковке (для хвойных растений дозу лучше разделить на два). Сами удобрения должны быть предельно высокого качества, желательно жидкие и раздельные (отдельно фосфорные, калийные и азотные). Избыточная подкормка тоже вредна - можно повредить корневую систему растения и испортить почву. В процессе формирования растения, когда оно интенсивно растет, необходимо использовать комплексные удобрения. Позже обычно используют подкормки с низким содержанием азота, чтобы не усилить рост растения. Подкармливать растения нельзя после пересадки и обрезки, в период болезни или зимовки.

Борьба с болезнями и вредителями

Бонсай, как и все растения, могут страдать определенными заболеваниями и поражаться вредителями. Обычно это связано с погрешностями в условиях содержания. Чтобы избежать этого следует придерживаться основных правил по выращиванию:

  1. Необходимо тщательно следить за чистотой инвентаря, который применяется для ухода за растением. Все инструменты после использования нужно мыть в мыльном растворе. Лезвия инструментов для обрезки растений перед тем, как убрать на хранение, дезинфицируют спиртом.
  2. Места обрезки надо обрабатывать садовым варом, так предупреждается занесение инфекции.
  3. Не следует проводить обрезку ветвей ослабленным, больным или поврежденным растениям, пока они не восстановятся.
  4. Бонсай должен находиться в солнечном месте. Грибки, наиболее часто вызывающие болезни у миниатюрных растений, любят влажные и затемненные помещения, где они хорошо размножаются. При обнаружении грибковой инфекции, деревце необходимо опрыскать фунгицидными средствами, пораженные листья удалить, растение на некоторое время лучше перестать поливать и опрыскивать.
  5. Необходим регулярный осмотр листьев и ветвей растения, сбор и уничтожение обнаруженных насекомых. При необходимости следует использовать подходящие инсектициды.

При соблюдении правил ухода и содержания домашний бонсай долгие годы будет радовать своей красотой. Формирование растения в определенном - не просто развлечение, а настоящее искусство, своеобразный способ познания и изменения бытия, к которому можно приобщиться через миниатюрное деревце.

  1. Если вы хотите сформировать бонсай определенного стиля, тщательно подбирайте подходящее растение. Не все виды можно довести до желаемой формы.
  2. Для новичков лучшим вариантом будут неприхотливые комнатные растения, которые не нуждаются в смене времен года.
  3. Для первой попытки не берите растение из естественной среды - чтобы оно приняло задуманный облик, потребуется немало усилий, определенный опыт и выдержка.
  4. При покупке готового бонсай помните - формирование деревца вам придется продолжать самостоятельно, иначе оно потеряет декоративный вид.
  5. При уходе за бонсай главное - обеспечить ему необходимые условия содержания, своевременную обрезку и подкормку.
  6. Перед посадкой или покупкой бонсай подумайте, достаточно ли у вас времени, чтобы ухаживать за деревцем столько, сколько ему требуется.

Босай как самодостаточное искусство сделали японцы. Именно они перестали рассматривать его лишь как один из составных компонентов китайского пенджина. Более того, в Японии это искусство, перешагнув заборы императорских вилл, стало поистине всенародным.


Наибольшей популярности искусство Бонсай достигло в XVIII — XIX веках. Потом был еще один всплеск между 1926-м и 1940-м. И сейчас немало людей пытаются раскрыть тайны бонсай, причем не только в Японии, но это скорее хобби, занятие для времяпрепровождения, нежели бескорыстная дань искусству. В Японии первая общественная демонстрация мини-деревьев была проведена в октябре 1927 года в столичном парке Хибия. Аналогичные вернисажи продолжались ежегодно до 1933 года, после чего экспозиционная площадка была перенесена в залы художественного музея в Уэно. А западный мир познакомился с бонсай много раньше — в конце XIX века. Несколько образцов карликовых растений было выставлено в японском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1889). А вот экспозиция 1909 года в Лондоне была встречена протестами. Англичане обрушились с критикой на японских мастеров за «бесчеловечное мучение» деревьев.


Искусство бонсай зиждется на технике искусственного уменьшения размеров живых растений. Для этого их высаживают в горшки или контейнеры не более 30 см в диаметре. Тщательная дозировка подкормки, полива, освещения позволяет добиться поразительных результатов. За несколько десятилетий растение, сохраняя свои видовые признаки, вырастает в высоту всего на полметра. Конечно, этого добиться можно далеко не со всеми видами растений.

Для бонсай лучше всего подходят такие хвойные породы, как сосна, кипарис, кедр, а из лиственных — вишня, клен, дзельква, бук. Лучшие экземпляры миниатюризированной сосны не превышают 65 см, дзельквы — 50 см, бука — 37 см, клена — 17 см. То есть уменьшение по сравнению с нормальными размерами происходит в 60-80 раз. При этом следует иметь в виду, что для выращивания берут семя или черенок обычного, а не гибридного, с заданными генетически пропорциями, растения.




Занятие бонсай требует огромного терпения. Чтобы освоить основные принципы выращивания миниатюрных деревьев, нужно потратить 5-10 лет. Утверждают, что требуется не менее трех лет, чтобы научиться правильно поливать бонсай. Легко понять, что это искусство больше привлекает людей пожилых. Дело не только в наличии свободного времени и умении подходить к любой работе без суеты, что дается лишь жизненным опытом.

Существует некая символическая связь между бонсаем и бессмертием, ведь нередко деревце передается в семье из поколения в поколение вместе с памятью о тех, кто его сажал и выращивал. При хорошем присмотре бонсай может прожить сотни лет. Так, наиболее известным из сохранившихся до наших дней экземпляров является сосна, первым владельцем которой был сёгун Иэмицу Токугава (1604-1651). Недаром сосна считается у японцев символом вечности.


Более старые образцы бонсай ценятся выше, чем молодые. Но возраст здесь не единственный критерий. Главное, чтобы растение производило задуманное художественное впечатление, соответствовало размерам своего контейнера и было здоровым. В классификации бонсай приняты два основных направления — котэн (классическое) и бундзин (неформальное).

Классика предполагает, что ствол деревца должен быть толще у основания и тоньше у вершины. Бундзин исходит из противоположного критерия, чего, надо отметить, бывает очень сложно добиться. Настоящий художник, а именно так и следует относиться к мастерам этого искусства, никогда не стремится продублировать до мельчайших подробностей увиденное в природе. Работая с растением, он пытается выразить собственное ощущение эстетики живого. Прообразом могут послужить, скажем, декорации спектакля театра Кабуки, гротесковая иллюстрация к древним стихам, собственное представление о деревьях, гнущихся под ураганным ветром. Но в любом случае бонсай должен выглядеть естественно, так, как будто его никогда не касались руки человека.


Несколько слов о стилях, характерных для этого искусства: вертикальный, наклонный, каскадный (когда деревце склоняется над краем контейнера и ствол уходит вниз), со скрученным стволом , с двойным стволом (когда единый ствол раздваивается у основания), групповой (когда боковые побеги под влиянием мастера формируются так, что напоминают группу растущих рядом деревьев), со скальным основанием (когда особенно красиво на камне проступают корни). Всего 34 стиля.

Бонсай со скальным основанием по своей эстетике вплотную примыкает к искусству суйсэки . При этом умелое использование достоинств каждого направления способствует скрашиванию возможных слабых мест, существующих как у живых, так и у мертвых компонентов композиции. Например, вялость, невыразительность какой-то грани камня можно прикрыть мхом или корнями растения, а не совсем классический изгиб деревца замаскировать миниатюрной скалой.

Бонсай выращивают не в домашних теплицах, а на открытом воздухе — на столах, установленных во дворе или на балконе. На достаточно короткие сроки бонсай можно вносить в дом, например, украшая комнату по поводу какого-либо праздника или торжественного события. Тут необходимо постоянно следить за световым и водным балансом, ибо любые отклонения от привычного режима могут оказаться фатальными.

Очень важно правильно подобрать контейнер для выращиваемого растения. Он должен фокусировать внимание на растении точно так же, как рама не просто ограничивает размер полотна, но и подчеркивает содержание картины. Иные предпочитают японские контейнеры — простые, солидные, сдержанной или нейтральной расцветки, не отвлекающие внимания от самого деревца. Другие делают выбор в пользу китайских контейнеров, богато декорированных, что позволяет придать дополнительный блеск скромному растению. Предпочтительнее мелкие контейнеры, глубиной не более 5 см, овальные, прямоугольные, многогранные, в зависимости от внешнего вида растения.

При посадке очень важно соблюдать выработанные веками эстетические принципы. Дерево-бонсай должно быть посажено так, чтобы в дальнейшем избежать хоть какого-то напоминания о симметрии. Приемлемая и даже предпочитаемая для европейской культуры симметричность — табу для японцев. Поэтому саженец в контейнере надо располагать несколько в стороне от центра. Тут дело не только в эстетике внешнего вида, но и в поверье, что Земля и Небо сходятся именно в центральной точке контейнера. Это место занимать не рекомендуется.

Есть одна из разновидностей бонсай, которая постепенно отпочковывается от основного направления, обретая самостоятельность. Это сайкэй . Он отличается от бонсай тем, что композиция миниатюрного пейзажа на подносе строится не из одного растения, а из нескольких, причем зачастую относящихся к разным породам. Поклонники сайкэй любят включать в композицию травы, в том числе цветущие. На подносе с сайкэй допустимо размещать маленькие фигурки — людей, животных, домов, мостов. Белый песок символизирует водный поток у подножия деревьев. Размеры таких композиций требуют подносов большего размера, но они мельче, чем контейнеры у бонсай. То есть речь идет о явлении, занимающем промежуточную позицию между бонкэй и бонсай. Это отражено и в названии искусства, состоящего из двух иероглифов, обозначающих «растение» и «вид».