Проект «Удивительный мир цветов». Старший дошкольный возраст

Цель проекта
- Знакомить с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания;
- Формировать осознанно-правильное отношение к представителям растительного мира;
- Развивать творческие способности детей.
Актуальность
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта: 2 недели
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатели.
Задачи
- Образовательные
- Развивающие
- Воспитательные
Образовательные задачи
-Углублять знания детей о цветах и их разнообразии;
-Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
Развивающие задачи
-Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.
-Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
Воспитательные задачи
-Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
-Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Целепологание (выявление проблемы).
2 этап – Разработка проекта
3 этап - Выполнение проекта (организация совместной деятельности детей и педагогов над проектом).
4 этап - Подведение итогов (презентация).
Ожидаемый результат
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
Специально-организованная деятельность

Реализация проекта:
-Уголок природы. Уход за растениями.
-Путешествие в царство комнатных растений.
-Весенние первоцветы (интегрированное занятие)
-Растения лечат.
-Одуванчик и растения луга.
-Красная книга – сигнал опасности.
Совместная деятельность детей и педагогов:
-Утренняя гимнастика «Волшебные цветы»;
-Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва);
-Словесные игры «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем»;
-Загадывание загадок;
-Дидактические игры:
«Найди растение»
«Найди, что опишу»
«Отгадай, что за растение»
«К названному растению беги»
«Собери цветок»
«Найди такое же растение»
«Какого цветка не стало?»
«Отгадай по загадке»
«Собери букет»
«Четвертый лишний»
«Украсим комнату»
«Найди такой же»
«Что изменилось?»
«Где спряталась матрешка?»
«Найди растение по названию»
«Продайте то, что назову»
«Где спрятано растение?»
«Узнай растение»
Магазин «Цветы»
«Найди о чем расскажу».

Продуктивные виды деятельности:
-Коллаж «Цветочное царство»
-Аппликация «Волшебные цветы»
-Лепка «А мы по лугу гуляли»
-Рисование «Мой любимый цветок» (методом тычка)
-Рисование «Мой любимый луговой цветок»
-Рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу»
-Оригами «Тюльпан»
-Пальчиковые игры: «Наши алые цветы», «Мак», «Цветы», «Растения».
-Подвижные игры: Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения».
-Хороводные игры: «Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла».
-Игра – беседа: «Если бы ты был цветком» (лекарственным, луговым и др.)
-Соревнование «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые».
-Беседа: «Что мне больше всего запомнилось и понравилось»

Трудовая деятельность:
-Поливка комнатных растений.
-Мытье комнатных растений.
-Посадка рассады цветов.
-Черенкование комнатных растений.

Наблюдение:
-Наблюдение за ветками смородины и липы.
-Наблюдение за ростом рассады бархатцев.
-Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.

Чтение:
Стихи о цветах.
Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».
Пришвин М. «Золотой луг».
Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.
Ж. Санд. «О чем рассказали цветы.
Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.
Онегов А. Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая.
Смирнов А. Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?
Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.
Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».
Участие в субботнике.
Спасибо за внимание.


Тема проекта: «Комнатные цветы » Цель проекта: * Развитие экологического воспитания детей. Расширение знания детей о комнатных растениях и формирование основ экологической культуры всех участников проекта. *Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста и развития и влиянием на эмоциональное состояние человека. Задачи проекта: - Формировать представления о комнатных цветах, их значимости в жизни человека. - Развивать любознательность, наблюдательность, активность в познавательной деятельности. - Развивать навыки моделирования и экспериментирования. - Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к цветам. - Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.


Подготовительный этап 1. Подбор литературы о комнатных цветах. 2. Приобретение необходимого оборудования для комнатных цветов. 3. Трудовая деятельность: уход за комнатными цветами (поливка, рыхление, подкормка). Основной этап 1. Пересадка комнатных цветов. 2. Изготовление табличек с названием комнатных цветов. 3.Опытно-экспериментальная деятельность: «Размножение, рост, развитие растений», «Растения пьют воду», «Может ли растения дышать?», «С водой и без воды», «Строение цветов», «Условия, необходимые для жизни растений». 4. НОД с детьми: «Комнатные растения», Беседа: «Уход за комнатными цветами», «Без растений на земле». 5. Проведение дидактических игр: «Узнай по запаху», «От какого растения часть», «Сложи цветок», «Угадай цветок». 6. Разучивание с детьми стихов о цветах. 7. Придумывание стихотворений о комнатных цветах. Заключительный этап 1. Оформление паспорта комнатных растений. 2. Оформление выставки рисунков «Мой любимый комнатный цветок». 3. Подведение итогов реализации проекта.


Работа с родителями 1. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Мир комнатных цветов» 2. Обсуждение проблемы. 3. Подбор информации на темы: «Как ухаживать за комнатными растениями», «Виды комнатных растений». 4. Помогают ребёнку в выборе комнатного растения, знакомят его с необходимой литературой, сочиняют сказки, стихи. 5. Обеспечивают детей всем необходимым, для реализации данного этапа. 6. Оказывают помощь в посадке растений. 7. Приобретают необходимые удобрения и делают фотографии роста цветов. 8. Участвуют в презентации.


Ожидаемый результат: 1. Осознанное отношение детей к комнатным растениям. 2. Сформированные знания о комнатных цветах. 3. Умение самостоятельно наблюдать за изменениями, которые происходят с комнатными растениями. Формы презентации: * Оформление альбома. * Фотовыставка «Дети и цветы».


Образовательная деятельность «Познание» * НОД «Комнатные растения» * НОД «Уход за комнатными цветами» * НОД «Без растений на земле». * Д/игра «Узнай по запаху» * Д/игра «От какого растения часть» * Д/игра «Сложи цветок» * Д/игра «Угадай цветок» *«Размножение, рост, развитие растений» *«Строение цветов» *«Условия, необходимые для жизни растений» * Наблюдения за комнатными растениями Образовательная деятельность «Труд» * Уход за комнатными цветами (поливка, рыхление, подкормка) * Пересадка комнатных цветов * Изготовление табличек с названием комнатных цветов * Оформление паспорта комнатных растений


Образовательная деятельность «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» Подбор литературы о комнатных цветах. Разучивание с детьми стихов о цветах. Придумывание стихотворений о комнатных цветах. Чтение сказки «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик» Чтение сказок о цветах. Образовательная деятельность «Художественное творчество» Рисование Мой любимый комнатный цветочек Аппликация Цветок для мамы Лепка Барельеф «Мои цветы»


Уголок природы Предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.




Своими узкими листами Озеленю ваш дом, И всех отдельными кустами Я награжу потом. Своих детей очень люблю – Их при себе я сохраню. (Хлорофитум). Хоть мы ростом низковаты, Любят очень нас ребята. Мы целый год почти цветем И украшаем дом. Всех оттенков наши глазки, Не жалеем для них краски. (Фиалки)











Подготовила воспитатель средней группы: Павельева Т.Л.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 17»

Экологический проект в средний группе

«Мир Цветов»


Проблема проекта: недостаточное представление у детей среднего возраста о цветах, их строении, разнообразии, не сформированы умения ухаживать за цветами. Цель проекта: сформировать и закрепить знания детей о цветах (строении, разнообразии, цветении и уходе за ними, развивать умение воспринимать и ценить мир природы. Задачи: 1. Сформировать знания детей о цветах и их разнообразии, цветении и уходе за цветами; 2. Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом); 3. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами, умение заботиться. 4. Учить детей правильно сажать и выращивать цветы; 5. Отметить значение цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых. 6. Развивать умение передавать в творческой деятельности свое отношение к природе; 7. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; 8. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;


Продукт проектной деятельности: 1. Оформление папки «Методическая разработка. Экологический проект «Мир цветов» средняя группа детского сада»; 2. Оформление папки-передвижки «Лекарственные цветы»; 3. Оформление папки с иллюстрациями цветов, стихотворениями, загадками и т. д. 4. Продуктивная деятельность детей: аппликация «Красивые анютины глазки», художественное конструирование (оригами) «Тюльпан», рисование «Мой любимый цветок- гвоздика», «Желтый одуванчик» (техника – рисование тычком, лепка «Нарцис»; 5. Опытно-экспериментальная работа «Любовь цветам – красота глазам»; 6. Творческая детская выставка для родителей «Мир цветов»


Обеспечение проектной деятельности:

Папка с иллюстрациями цветов (строение, разнообразие, классификация)

Папка с загадками и стихотворениями про цветы;

Раскраски;

Папка опытно-экспериментальной работы «Любовь цветам – красота глазам»;

Подборка дидактических, подвижных игр на тему проекта;

Конспекты совместной деятельности воспитателей и детей.

1 этап – Ориентировочно-подготовительный этап

Формы работы:

Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта;

Разработка плана работы по реализации проекта;

Внесение циклов проекта в перспективный план работы.

2 этап - Основной этап

Формы работы:

Познавательное развитие (окружающий мир): «Цветок».

Рассматривание иллюстраций с изображением цветов.

Опытно-экспериментальная работа «Любовь цветам – красота глазам», (Где цветок будет дольше цвести,в вазе или на клумбе?

Развитию речи: «Разнообразие цветов».

ХЭР (аппликация): «Красивый цветок-анютины глазки», «Гвоздика»

Дидактическая игра: «Сложи цветок», « Найди вазу», «Подбери лепесток», «Назови ласково». .-Графические задания «Обведи цветок по контуру», «Полей цветок».

Настольно-печатные игры на тему «Цветы»

ХЭР рисование (техника – рисование тычками): «Желтый одуванчик».

ХЭР (лепка) с ватными палочками: Ромашка».

Игра-беседа «Если бы ты был лекарственным (садовым, луговым, полевым, комнатным) цветком».

Чтение стихов и загадок на тему «Цветы».

ХЭР (рисование) «Мой любимый цветок»

ХЭР художественное конструирование (оригами) «Тюльпан»

Пальчиковые игры на тему «Цветы»

Подвижные игры на тему «Цветы»

Заучивание стихотворения Серовой «Одуванчик».

Подготовка клумбы на участке для посадки цветов, посадка цветов.

3 этап - Заключительный этап

Формы работы:

Выставка в группе «Мой ребенок – цветок моей жизни», Презентация экологического проекта «Мир цветов»

  • Оформление картотек.

Работа с родителями

Папка-передвижка

Творческая выставка « Мир цветов»


Результат проекта

  • Дети испытывают потребность в общении с природой.
  • Они с удовольствием наблюдают, сопереживают, понимают природу.
  • Дети знают что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они являются одной из составляющих жизни человека - они помогают нам дышать, лечат от болезней, приносят эстетическое удовольствие.
  • Дети в достаточной степени имеют представления о цветах. Дети осознают, что цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать (строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства).
  • У детей появился интерес к живой природе, они замечают ее красоту.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы это не только красота, но и часть живой природы.

Цветы – сама жизнь

Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Проекты, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно – образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.

Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «Бал цветов».

Нашим детям Фея цветов прислала приглашение на бал. На него дети должны прийти в костюмах цветов и представить свой костюм в форме стихотворения, загадки, песни. Выявилась проблема: у детей недостаточно знаний о цветах. Участники проекта – дети, педагоги, и родители.

На начало работы по проекту была проведена диагностика экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. Проведенное исследование показало, что высокий уровень знаний имеют 15% детей, средний – 45% и низкий – 40%. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и комнатные растения). Затруднялись рассказывать, что необходимо растениям для роста и как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Актуальность проекта

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Цель проекта:

Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.

Для реализации цели были выделены следующие задачи:

1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии

2. Упражняться в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы

3. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах

4. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами

5. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира

6. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому

Исходя из намеченных задач предполагаемый результат работы

  • Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека
  • Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту
  • Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе)

Для этого разработаны этапы проекта:

— подготовительный

— основной

— заключительный

— перспективный

На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

— подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

— подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

— адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

— разработано содержание образовательной деятельности разных видов,

— целевые прогулки по территории детского сада, экскурсии в цветочный магазин;

— подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты;

— проведено родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность;

Считаю, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников. Обдумывая интерьер группы, я постаралась создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделили на небольшие мини-центры :

— уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений.

— центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей:

— центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания;

— книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки;

— игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.

На втором (деятельном) этапе родители принимали участие в фотовыставке «Дети цветы жизни». Проявляя выдумку и фантазию, они представили свои работы, которые отличались красочностью и оригинальностью. Представляя своего ребенка в виде цветка, они рассказали о его характере, привычках. Вместе со своими детьми сочинили сказки, стихи, рассказы о цветах. Совместная работа пробуждает у родителей интерес к жизни группы и детского сада в целом.

Образовательную деятельность детей провожу в игровой форме с использованием проблемных ситуаций. Так были проведены педагогические мероприятия «Этот разноцветный мир», «Путешествие к Фее Цветов».

Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы проводили с детьми игры «Собери цветы в вазу», «Найди по описанию», «Четвертый лишний», «Садовник», «Я знаю пять названий цветов», «Разрезные картинки» и другие.

Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строение цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок, сколько времени проходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов.

Наблюдения дополняли экскурсии в цветочный магазин, просмотром видеофильмов, картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы, в результате чего происходила первоначальная оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира, эстетическое наслаждение красотой природы.

В осеннее — зимний период дети имели возможность постоянно наблюдать за растениями в уголке природы. На протяжении года в природный уголок вносились привлекательные комнатные растения, которые доступны и просты в уходе. В процессе наблюдения знакомили детей с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и пр.), строением и другими характерными особенностями.

Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.

Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, а также к непосредственной образовательной деятельности «Золотой луг», «В гости к первоцветам», беседы «Красота спасет мир», «Легенды о цветах». Оформлены альбомы «Лекарственные растения», «Первоцветы», «Луговые цветы», «Комнатные растения»

Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.

Полученные в процессе экспериментирования наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности, изготовление цветов своими руками в совместном сочинительстве «Сказки о цветах», в драматизации, постановка спектакля «Радуга цветов». В группе были проведены конкурс рисунков «Мой любимый цветок», выставка букетов «Вальс цветов», «Бумажная оранжерея».

На заключительном этапе был проведен праздник «Бал цветов», где дети совместно с родителями выбирали и изготавливали костюмы любимого цветка из бросового и подручного материала, потом представляли его на празднике в интересной форме. На протяжении всего бала дети, участвовали в конкурсах, играх, импровизациях, показали хорошие знания о садовых и комнатных растениях, выражали свое отношение к цветам. С родителями организовали конкурс на лучшую клумбу «Я садовником родился». Вместе с детьми создали «Красную книгу цветов России»

Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительные результаты. Высокий уровень экологических знаний дошкольников вырос на 45% и составил 60%, средний снизился на 20% и составил 25%, низкий снизился до 15%.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!

Обоснование необходимости разработки экологического проекта

«Цветы вокруг нас»

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Воспитание у дошкольников осознанного – бережного отношения к природному миру, чувство взаимопомощи, сотворчества, инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип интеграции образовательных областей. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам. Поэтому в основе проекта лежит интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка

Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.. Участие в экологических акциях, субботниках, в благоустройстве территории, её озеленении - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы это не только красота, но и часть живой природы. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Актуальность проекта

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Цветы – сама жизнь.

Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан познавательно-исследовательский- творческий проект «Цветы вокруг нас».

Цель: Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного мира, развитие экологического и эстетического воспитания детей, их творческих способностей.

Задачи:

    дать понятие, что такое цветок;

    учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

    познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством;

    учить детей правильно сажать и выращивать цветы;

    отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых;

    развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства;

    развивать умение сравнивать и анализировать;

    развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

    развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках, пополнять и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных;

    воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них;

    воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;

Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Вид проекта: познавательно- творческо- исследовательский.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, творческий индивидуальный (совместно с родителями).

Участники проекта:

    воспитатель;

    дети подготовительной к школе группы от 6 до 7 лет;

    родители.

Проблемный вопрос: «Зачем цветы на Земле?»

Методы проекта:

    исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

    самостоятельное наблюдение;

    коллективное наблюдение;

    наглядные: театральное представление, словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, словесные инструкции;

    технология моделирования;

    релаксация;

    аромотерапия;

    слушание музыки.

Формы организации проекта:

    познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

    экскурсии;

    дидактические игры;

    трудовая деятельность детей;

    экологические викторины.

Ресурсное обеспечение проекта:

    уголок природы в группе, цветник на участке детского сада;

    методический инструментарий;

Материально – техническое обеспечение проекта:

    компьютер;

    фотоаппарат;

    канцелярские принадлежности;

    фонотека;

    посуда для экспериментов (колбы, горшочки, баночки, индивидуальные блюдца для экспериментов);

    календарь песочные часы;

    пластмассовые ножи для опытов;

    салфетки;

    садово – огородный инвентарь;

    рассадники;

    спортивный инвентарь.

Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

б) настольно-печатные игры;

в) дидактические игры по экологии;

г) библиотечка юного цветовода часы;

д) альбом « легенды о цветах»;

Сроки реализации проекта: март - апрель

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами сбор семян). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Новизна экологического проекта состоит в том, что для реализации данного проекта воспитатель использует интеграцию образовательных областей, согласно требованиям ФГТ, использование информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Этапы реализации проекта

Период

Мероприятия:

Ответственные

I . Подготовительный этап

Март

1 неделя

    Сбор и анализ литературы по данной теме;

    Разработка плана реализации проекта;

    Разработка дидактических игр, пособий;

    Подборка иллюстративного материала;

    Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;

    Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме;

    Подготовка утилизированного материала, материала для изобразительной деятельности;

    Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям;

    Приобретение семян цветов;

    Задания родителям по подготовке мини-проектов о цветах;

    Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме проекта.

Воспитатель родители

II. Основной этап

Март

2-4 недели

Апрель

1 неделя

2 неделя

    Беседа «Цветы – краса земли», «Почему их так назвали», «Цветочные сны», «Цветы – талисманы»;

    Занятие «Путешествие в царство комнатных растений», «Красная книга Мордовии растения»

    Экскурсия в парк, цветочный магазин;

    Цель: знакомство с цветами моего края;

    Загадывание загадок, ребусов;

    Заучивание и чтение стихотворений;

    Чтение художественной, познавательной литературы;

    Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»;

    Занятие «Растения лечат» (дать представление о лекарственных растениях; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и; обогащать словарь);

    Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов;

    Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты);

    Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок);

    Дидактическая игра «найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений);

    Занятие «комнатные растения уголка природы» (закрепить Знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями);

    Беседа «красота спасет мир», (в доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окружающем мире);

    Занятие «Одуванчик и растения луга»

    Подвижные игры;

    Слушание музыки. Цель: формирование основ музыкальной культуры детей. Произведения: Ю. Антонов “ Не рвите цветы”, В.Моцарт “Цветы”, П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”, Ю. Чичков “Волшебный цветок”, “Это называется природа”, М. Протасов “Одуванчики”.

Опыты и исследовательско - поисковая деятельность:

    Если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает;

    Где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей);

    Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «букеты цветов»;

    Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах;

    В каких случаях дома дарят цветы?

Трудовая деятельность на участке, в группе – посадка цветов, уход за ними.

Работа с родителями:

    Консультация «Ребенок и природа (основы безопасности детей дошкольного возраста)».

    Консультация «Цветы для мамы» из серии «Вместе с детьми».

    Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать осенью?)».

Художественно-творческая деятельность:

а) Активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»;

б) Изготовление цветов из бумаги;

в) Рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы:

г) Принимать участие в выставках в детском саду;

д) Коллективное рисование в нетрадиционной технике «Букеты для мам» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам);

е)Портрет “ Растение улыбается”;

ж) Лепка барельефа “Цветок-это чудо”;

Картотека дидактических игр:

    «Цветок – твой талисман»;

    «Угадай цветок по описанию»;

    «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;

    «Собери цветок из геометрических фигур»;

    «Укрась цветами ковер»;

    «Посади луговые и садовые цветки»;

    «Назови лишний цветок»;

    День поэзии «Красивый цветок» (развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам);

    Вечер загадок «Загадки лесной феи»;

    Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев);

Работа с родителями:

    Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике».

    Консультация «Ромашка» из серии «Вместе с детьми».

Воспитатель

3 неделя

    Защита детьми мини-проектов (совместно с родителями);

    Оформление фотоальбома «Дети и цветы»;

    Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»;

III. Заключительный этап

4 неделя

    Открытое занятие «Цветы вокруг нас»;

    Викторина с детьми и родителями «Знатоки цветов»;

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

Непосредственно-организованная деятельность. Путешествие в царство комнатных растений.

Цели: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Уголок природы. Уход за растениями.

Цели: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.

Утренняя гимнастика «Волшебные цветы».

Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами, вокруг которых летают бабочки. Стрекозы. Дети – необычные цветы. Которые умеют двигаться.

Предлагает встать в круг, сплести из цветов венок.

Дидактические игры

«Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», Отгадай по загадке», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Украсим комнату», «Найди такой же»

«Что изменилось?», «Где спряталась матрешка?», «Найди растение по названию», «Продайте то, что назову», «Где спрятано растение?», «Узнай растение», Магазин «Цветы», «Найдите цветок по его описанию»

Словесные игры

Цель: Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.

«Я садовником родился»,

«Опиши цветок»,

«Загадай, мы отгадаем».

Загадывание загадок.

Цель: Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Сборник загадок про цветы

А теперь друзья-ребятки,

Отгадайте-ка загадки

Все стихи здесь про цветы

Я их знаю, ну а ты?

Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать,

Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать

(Подснежник) (Мать-и-мачеха)

Прячет цветок Белый цветок,

Сладкий медок. Кислый цветок

И в названье мед таиться… В суп пригодиться,

Узнаете? Зовут его…?

(Медуница) (Кислица)

Продуктивные виды деятельности

Коллаж «Цветочное царство»

Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности, упражнять в умении создавать коллаж.

Аппликация «Волшебные цветы».

Цель. Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.