• Тексты
  • Список слов

    Рассмотрим возможность использования метода Цицерона или как его еще называют метода дорог для запоминания последовательности слов. Если вы заранее подготовили "дорогу" или "матрицу образов" то можете начинать упражнение.

    Как запоминить?

    Запоминание списка слов с помощью метода Цицерона заключается в расставлении слов по ключевым местам вашей дороги. Вы берете первое слово и создаете ассоциацию с первым образом вашей матрицы. Затем создаете ассоциацию второго запоминаемого слова с вторым образом вашей матрицы. Этот процесс нужно продолжить до конца, пока не закончится список слов, который нужно запомнить. Если образы в вашей матрице закончились быстрее, то к этой матрице нужно присоединить другую матрицу и продолжить запоминание.

    Как вспомнить?

    Воспроизведение запомненной информации очень похоже на то, как это делалось в упражнении "Пары слов": вам известно одно из слов, нужно мысленно воспроизвести образ соответствующий паре слов, чтобы вспомнить второе слово. Затем перейти к следующему слову.

    Тройки слов

    Зачем это нужно?

    В данном упражнении вам нужно будет запоминать по методу Цицерона уже не последовательность слов, а последовательность троек слов. Зачем нужно запоминать тройки слов? Дело в том, что очень часто приходится запоминать информацию, в которой каждый запоминаемый элемент требует для запоминания несколько параметров, т.е. является не отдельным образом, а блоком, состоящим из нескольких образов или ключевых слов. Этот блок и ассоциируется с соответствующим образом вашей матрицы.

    Например, если нужно запомнить римских императоров, то неплохо бы кроме их имен запомить еще и годы рождения, смерти и правления. При запоминании таблицы Менделеева нужно запомнить не только название элемента, но и его обозначение, атомную массу и некоторые другие характеристики. Также необходимость запоминать групповые образы требуется при запоминании текстов, когда часто не удается выделить основную мысль участка текста в виде одного образа и приходится его группировать из нескольких.

    Запоминание троек

    Цель упражнения запомнить не просто слова, а набор слов. Наборы, которые вам предоставляются содержат ровно по три слова. В реальной жизни такое редко случается, но главное понять принцип и потом уже несложно будет создавать сложные образы. Обычно приходится иметь дело со списком от двух до пяти слов. Из этого набора вам нужно составить единый образ и затем создать ассоциацию с очередным местом в вашей матрице.

    Пример создания образов из трех различных объектов.

    Абажур - Кулак - Бабочка - на первое место вашей матрицы можно поместить стеклянный абажур, в форме кулака, внутри абажура вместо лампочки светится бабочка.

    Кино - Кроссворд - Писарь - на втором месте писарь, сидящий в полутемном зале кинотеатра, гусиным пером (чтоб не забыть что это именно писарь) разгадывает кроссворд.

    Тексты

    Запоминание текстов метода Цицерона можно использовать для запоминания достаточно объемной информации: например тексты, речи и т.д. Ниже описан процесс запоминания.

    Запоминание текста осуществляется в три шага

    • Разбейте текст на отдельные смысловые участки.
    • На каждом участке выберите несколько ключевых слов.
    • Из выбранных ключевых слов создайте общий образ и поместите его на соответствующее место в матрице

    Воспроизведение текста осуществляется в обратном порядке:

    • Вызовите в памяти первую ячейку вашей матрицы и воспроизведите в памяти сохраненный в ней образ
    • На основе образа вспомните ключевые слова, которые кодирует этот образ
    • По ключевым словам восстановите участок текста, закодированный данным образом

    Таким способом можно запоминать содержание достаточно длинных участков текста. Следует учитывать, что в тексте запоминается содержание, смысл, а не каждое слово дословно.

    Сегодня мы поговорим про метод Цицерона – запоминание каких-то сложных цифр, имен, фактов, объектов при помощи ассоциаций. Другое название этой методики – Система римской комнаты. Сам метод был назван в честь знаменитого римского полководца Цицерона, который был известен своим ораторским мастерством: в своих выступлениях он всегда оперировал множеством фактов, цифр, имен, цитат, но при этом никогда не пользовался какими-либо подсказками, все эти данные выдавал исключительно из своей памяти.

    Как говорят исторические источники, метод Цицерона не принадлежал авторству самого полководца: еще до него подобную систему использовали другие римские и греческие ораторы. Тем не менее, особую популярность он приобрел именно благодаря Цицерону, поэтому, видимо, метод и решили назвать его именем.

    В чем заключается метод запоминания Цицерона? Все довольно просто. Чтобы запомнить нужные данные необходимо мысленно расставить их на разных местах в хорошо известной вам комнате, квартире, доме в определенном порядке. Далее, во время выступления просто мысленно проходить по этой комнате, вспоминая и называя расставленные там факты.

    Известно, что сам Цицерон перед публичными выступлениями всегда долго ходил по своему дому, мысленно размещая в нем все ключевые моменты своей речи и запоминая их.

    Чтобы начать практиковать метод Цицерона, прежде всего нужно выбрать помещение, которое вы будете использовать. Это должно быть место, которое вам очень хорошо, до мелочей знакомо, например, собственная квартира или комната, в которой вы проводите большую часть своего личного времени.

    Вторым шагом следует выбрать последовательность “прохождения комнаты” и расстановки в ней тех моментов, которые необходимо запомнить. Можно не только мысленно представить свою комнату, но и пройтись по ней, как это в свое время делал сам Цицерон. Передвигайтесь по комнате по кругу в каком-то одном направлении: по часовой стрелке или против часовой стрелки.

    При “обходе” комнаты составьте себе последовательный список предметов, на которых вы “разместите” те факты, что вам необходимо будет запоминать. Например: дверь, стул, шкаф, полка, кровать, люстра, окно, и т.д. Начать можно с небольшого количества таких предметов, а дальше, набираясь опыта, можно будет постепенно увеличивать их количество: первая полка на шкафу, вторая полка на шкафу, первый ящик письменного стола, второй ящик, и т.д.

    Так вы подготовитесь к использованию метода запоминания Цицерона. А теперь давайте рассмотрим, как применить метод Цицерона на практике.

    Возьмем такой пример: вам необходимо запомнить последовательную цепочку из 15 абсолютно не связанных между собой вещей (фактов): Удочка – Штаны – Калькулятор – Жвачка – Наушники – Пушкин – Фоторамка – Береза – Гагарин – Грибы – Магазин – Тигр – Время – Колесо – Рок.

    Применяя метод Цицерона, мысленно расставляем эти факты на разных предметах, которые находятся в вашей комнате, в порядке ее прохождения. Причем, стараемся делать это в максимально оригинальном и нестандартном виде, поскольку так будет лучше запоминаться.

    Итак, удочка стоит прямо перед дверью: как только вы заходите в комнату, вы упираетесь глазами в болтающийся прямо перед вами крючок. Далее поворачиваете влево и видите там штаны, подвешенные на потолке – они болтаются, и вы проходите прямо между штанинами. На тумбочке прямо перед вами лежит калькулятор, на котором высвечивается дата вашего рождения. Вы пытаетесь поднять его, но не можете, потому что он прилеплен к тумбочке жвачкой. Далее расположены наушники, надетые на вазу для цветов. А прямо над ними висит портрет Пушкина с подрисованными усами. Но фоторамка от этого портрета плохо прикреплена и болтается на одном гвозде. Вы проходите дальше и на стуле видите связку березовых дров. А на вашей кровати стоит бюст Гагарина в шлеме с надписью “СССР”. Вы подходите к подоконнику и с удивлением видите, что на нем выросли грибы. А на столе рядом лежит записка от жены: “Сходи в магазин”. Вы собираетесь одеться, открываете шкаф, а в нем сидит тигр и охраняет ваши вещи. Далее на стене висят ваши электронные часы и показывают 11:11. А рядом стоит клетка с хомяком, который крутит колесо. Ну и, наконец, вернувшись обратно к двери, с обратной ее стороны вы видите большой плакат вашей любимой рок-группы.

    Таким образом, мы смогли создать целую цепочку ассоциаций, связанных с теми фактами, которые нам необходимо запомнить. Причем, именно в той последовательности, в которой это необходимо – именно так расставлены вещи в вашей комнате.

    Далее мы сможем восстановить хронологию прохождения своей комнаты и последовательно вспомнить все нужные нам факты, благодаря оригинальным ассоциациям, которые хорошо отложатся в памяти, возможно даже с одного повторения, а тем более – с двух-трех.

    Это лишь простой пример применения на практике метода запоминания Цицерона. Постоянно тренируясь, вы сможете запоминать гораздо более сложные цепочки, задачи и факты.

    Метод Цицерона хорош тем, что не требует каких-то специальных сложных знаний, практиковать его может любой человек, даже не отличающийся хорошей памятью. Научиться применять метод Цицерона под силу каждому, если задаться такой целью.

    Надеюсь, что эта информация была вам полезна. Учитесь во всех начинаниях вместе с сайтом – здесь вы найдете множество других полезных практических рекомендаций. До новых встреч!

    Часто, чтобы запомнить определенную информацию, используется метод ассоциаций, однако он подходит для сравнительно небольшого количества объектов. Когда необходимо усвоить произвольный текст среднего объема, ассоциативная техника не приносит нужного результата, а для запоминания большого пласта информации лучше использовать метод Цицерона.

    История возникновения

    Метод получил название в честь имени Марка Туллия Цицерона – государственного деятеля и знаменитого оратора из Римской Республики. Он прославился своей способностью по памяти воспроизводить большое количество цитат, фактов, исторических дат, не используя заготовленные на бумаге текст на своих публичных выступлениях.

    Однако впервые данный прием использовался еще до Цицерона древнегреческим поэтом по имени Симонид. Он принимал участие в обильной и пышной трапезе, но ушел ранее, чем другие гости. После его ухода в помещении обрушился потолок, что привело к смерти хозяина и его гостей. Симонида попросили опознать погибших. Он смог помочь, воспроизведя в памяти, кто и где находился в процессе праздника.

    Комната Цицерона

    Суть техники состоит в том, что для запоминания ключевых единиц их необходимо мысленно расставить в определенном порядке, представляя хорошо знакомое помещение, например, комнату в своем доме.

    Затем достаточно лишь во всех деталях воспроизвести в воображении эту комнату, чтобы вспомнить то, что зафиксировано в памяти. Цицерон перед подготовкой к выступлению на публике обходил свой дом и расставлял важные идеи будущей речи в разных местах, что позволяло ему лучше запомнить текст.

    Прежде чем начать применять данный метод, следует определить, в какой последовательности обходить комнату. То есть решить, в каких местах размещать части информации, чтобы впоследствии было проще их воспроизвести. В первый раз рекомендуется пройтись по комнате, как и сам основатель этой техники, и мысленно расставить элементы. После нескольких тренировок это не понадобится: будет достаточно легко вызвать образ комнаты в памяти.

    Как пользоваться методом Цицерона

    Данный прием включает в себя три этапа:

      Создание матрицы

      Закрепление матрицы

      Привязка

    На первом этапе необходимо создать опорные образы – хорошо знакомые предметы, к которым будут привязаны сведения для запоминания. Можно выбрать только одну комнату, а можно целую квартиру или офис, а также дорогу в магазин или путь на работу. Еще один вариант – создать воображаемое помещение и выбрать обстановку в соответствии с собственным вкусом и пожеланиями. Поскольку оно существует лишь в мыслях и воображении, не стоит себя ограничивать.

    Рекомендуется запомнить и впоследствии соблюдать очередность образов, например, продвигаться только в направлении часовой стрелки или проложить маршрут по левой стороне улицы. Это требуется для того, чтобы не запутаться в том, что уже есть в системе образов, а чего еще нет, а также, чтобы не пропустить что-нибудь важное в комнате.

    Этап закрепления предполагает укоренение опорных образов в памяти. Рекомендуется пройтись по комнате или выбранному пути несколько раз и зафиксировать очередность образов. Можно делать это только в мыслях. Эти действия закрепляют воображаемую основу, на которую будет нанизываться новая информация.

    На этапе привязки требуется соотнести необходимые для запоминания слова с предметами в помещении. К примеру, нужно закрепить в памяти следующие слова: кошка, солнце, сердце, огурец, свеча. При использовании обстановки комнаты все будет выглядеть примерно так: Я иду к окну и вижу на подоконнике пушистую кошку, в окно ярко светит солнце, смотрю на стену и вижу большое красное сердце, на полке шкафа лежит свежий зеленый огурец, а возле зеркала горит огонек свечи.

    Такая привязка поможет без проблем запоминать даже объемные пласты текста. Нужно тренироваться использовать систему образов: мысленно переставлять их в комнате от первого к последнему, потом наоборот – от последнего к первому. Подобный прием способствует ускорению возникновения мысленных образов, составляющих всю систему.

    Преимущества метода

    Примеры, описанные выше, помогают понять, как работает метод, но использовать его можно и даже нужно для более сложных задач. Например, для запоминания текста для выступлений, учебных материалов, плана на день, очередности звонков по телефону, которые нужно совершить, и так далее.

    Плюс метода Цицерона в том, что в случае, когда материал для запоминания представляет собой связанный логически текст, а не обычный набор случайных слов, есть возможность многократно использовать одну и ту же комнату. При этом ряды основных моментов не смешаются между собой, и восстанавливать в памяти сведения по определенной теме будет довольно легко.

    Еще одно достоинства метода, основанного Цицероном, заключается в том, что для его освоения достаточно всего нескольких тренировок, причем пользоваться им вполне возможно в любом месте. Отпадает необходимость в придумывании ассоциаций и долгом восстановлении цепочки, нужно только вспомнить знакомую комнату или взять на вооружение то помещение, в котором вы находитесь в данный момент.

    Для запоминания информации следует разглядывать комнату и размещать главные слова и моменты по очереди. При необходимости воспроизведения материала достаточно воскресить в памяти обстановку помещения, и требуемые сведения мысленно всплывут как будто сами собой. Это намного легче, чем вспоминать содержание лекции и доклада по памяти.

    Основные правила метода Цицерона

    Существует несколько приемов:

      Следует прикреплять новые образы в комнате к местам с хорошим ярким освещением.

      Связку между старыми образами в комнате и новыми лучше делать интересной и динамичной. Можно использовать какое-либо действие или яркий цвет. Когда ручка находится на столе – это неинтересно и скорее всего не запомнится. А вот если ручка пишет на ярко-красном листе бумаги, то образ закрепляется в памяти намного лучше.

    Метод Цицерона является уникальной мнемонической техникой, которой с легкость может научиться любой желающий. Методика позволяет запоминать даже большие и сложные для восприятия материалы без особых усилий. И даже если вы не считаете себя личностью, обладающей хорошей памятью, при использовании данного приема вы однозначно достигнете отличных результатов.

    Создание матрицы

    Вариант первый: в качестве образов использовать обстановку вашей комнаты. По очереди перебирайте предметы находящиеся в комнате: стул, шкаф, окно, лампочка и пр. Чтобы не запутаться в том, что уже явяется в системе, а что еще нет, чтобы не пропустить чего-нибудь и не создавать себе проблем при мысленном воспроизведении системы, перебор предметов комнаты лучше осуществлять в каком-либо порядке: например по часовой стрелке. Разобравшись с одной комнатой можно мысленно перейти в соседнюю. В качестве основы для построения системы можно использовать не только свою квартиру, но и квартиры знакомых. Тони Бьюзен в книге "Суперпамять" предлагает придумывать обстановку комнат. Представьте пустую комнату и обставьте ее по своему вкусу. Поскольку данная комната существует только в вашем воображении — можете не сдерживать себя.

    Запоминание по методу Цицерона

    Закончив с одной комнатой переходите ко второй.

    Информатика
    6 класс

    Работа 9. Создаём словесные модели

    Задание 1. Словесный портрет


    Задание 2. Компьютер и здоровье

    1. В текстовом процессоре письменно ответьте на вопросы:

        а) Почему при работе за компьютером необходимо соблюдать правила техники безопасности?

        б) Какие требования правил техники безопасности являются, по вашему мнению, основными? (Перечислите 2-3 требования.)

        в) К чему может привести неправильная посадка при работе за компьютером?

    2. Сохраните созданный документ в личной папке под именем Здоровье .

    Задание 3. «Фигурные» стихи

    «Фигурные» стихи печатаются так, что их контуры некоторым образом отражают содержание. В книге Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес» представлен один из наиболее известных примеров «фигурных» стихотворений.

    Задание 4. Анализ текста. Крылатые выражения

    Крылатые выражения (слова) - это устойчивые выражения, вошедшие в язык из определённого литературного или исторического источника.

    1. Откройте папку Крылатые выражения, вложенную в папку Заготовки. Выберите один из двенадцати находящихся там файлов(.dос или .odt ): 1) Авгиевы конюшни , 2) Аннибалова клятва , 3) Аркадская идиллия , 4) Ахиллесова пята , 5) Дамоклов меч , 6) Драконовы законы , 7) Кануть в Лету , 8) Нить Ариадны , 9) Панический cтpax , 10) Танталовы муки , 11) Яблоко раздора , 12) Ящик Пандоры .
    2. Внимательно прочтите историю возникновения крылатого выражения и проанализируйте её в соответствии с «алгоритмом Цицерона»: кто - что - где - чем - зачем - как - когда. Заполните соответствующий шаблон Цицерон.doc (Цицерон.odt ), находящийся в папке Заготовки .
    3. Придумайте и опишите жизненную ситуацию, в которой вы могли бы употребить выбранное крылатое выражение.
    4. Подберите и вставьте в текст документа рисунок, иллюстрирующий крылатое выражение.
    5. Сделайте красочную надпись, соответствующую крылатому выражению, и поместите её над текстом.
    6. Сохраните документ в личной папке под именем, соответствующим крылатому выражению.

    Задание 5. Пятистрочник (сиквейн)


    Задание 6 (для Windows). Страничка словаря

    1. Откройте файл Слoвa.doc из папки Заготовки .
    1. выделите все слова (Главная — Редактирование — Выделить - Выделить все );
    2. откройте диалоговое окно Сортировка текста (Главная — Абзац — Сортировка );
    3. установите и примените следующие значения:

  • Расположите слова в две колонки (Разметка страницы — Параметры страницы — Колонки — Две ).
  • Создайте верхний индекс. Для этого:
  • выберите команду Вставка — Колонтитулы — Верхний колонтитул ;
  • в поле Верхний колонтитул введите нужное слово и щёлкните на кнопке Закрыть .
  • 5. Сохраните документ в личной папке под именем Словарь .
  • Задание 6 (для Linux). Страничка словаря

    1. Откройте файл Слова.odt из папки Заготовки .
    2. Расположите слова в лексикографическом порядке. Для этого:
    1. выделите все слова (команда Правка — Выделить всё );
    2. откройте диалоговое окно Сортировка (команда Сервис — Сортировать );
    3. в группе Порядок сортировки установите значения по образцу и примените их:

  • Расположите слова в два столбца. Для этого:
  • откройте диалоговое окно Столбцы (команда Формат — Столбцы );
  • установите значения параметров по образцу и примените их:
  • Создайте справа верхний индекс. Для этого:
  • выберите команду Вставка — Верхний колонтитул — Обычный ;
  • в поле верхнего колонтитула введите нужное слово, примените выравнивание по правому краю и щёлкните вне зоны колонтитула.
  • Сохраните документ в личной папке под именем Словарь .
  • Теперь вы умеете

    • упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке;
    • разбивать текст на колонки;
    • добавлять в документ колонтитул;
    • создавать и оформлять различные словесные модели.

    Зачем это нужно?

    Метод ассоциаций работает хорошо для относительно небольшого числа объектов. Если же требуется запомнить какой-нибудь произвольный текст, длиной несколько тысяч знаков метод ассоциаций становится неэффективным. Если нужно запомнить большой объем информации, то удобнее использовать метод Цицерона. Этот метод, или его варианты, встречается под разными названиями. Он может называться как: метод мест, метод дорог, метод матриц, система римской комнаты, метод геометрических мест.

    Вне зависимости от названия суть метода остается неизменной: создается последовательная система или как ее еще называют матрица образов. Каждая ячейка матрицы или как еще можно сказать место в системе содержит образ. С каждым образом этой системы поочередно ассоциируются ключевые слова запоминаемой информации: цифры, слова, объекты. Система образов может содержать достаточно большое количество образов — 100 и больше, поэтому запоминаемый объем информации также существенно больше, чем с помощью метода асссоциаций.

    Название метод получил по имени древнеримского оратора Цицерона, котороый использовал его для запоминания своих речей.

    Создание матрицы

    Сначала нужно создать систему или матрицу образов. Образы лучше всего брать из какой-либо хорошо знакомой области, чтобы не было проблем с их запоминанием.

    Метод Цицерона: запоминание информации

    Возможны различные варианты для создания системы.

    Вариант второй: использовать дорогу по которой часто приходится ходить. Перебирая отдельные объекты встречающиеся на пути (дерево, скамейка, киоск, магазин, и т.д.) можно создавать достаточно большие системы образов.

    Вариант третий: все что угодно. В качестве варианта может выступать любая знакомая ситуация, которую можно разбить на отдельные образы.

    Создав систему образов по тренируйтесь в ее использовании. Для этого попробуйте поочереди мысленно представлять образы от первого объекта к последнему, а затем в обратном порядке — от последнего к первому. Это позволит вам ускорить мысленное появление составляющих систему образов.

    Метод Цицерона: запоминание и извлечение из памяти

    Создав систему можно приступить к использованию ее для запоминания. Общий принцип запоминания следующий. Из запоминаемой информации выделяются образы, которые по очереди ассоциируются с образами вашей системы. Первый образ с первым элементом, второй — со вторым и т.д.

    Для того, чтобы вспомнить запомненное слово нужно вспомнить первый образ системы с созданной ассоциацией. На основе ассоциации вспоминается первый образ, потом переходим ко второму. Если приходится желательно подготовить несколько дорог и использовать их по очереди. Иначе может возникнуть путаница с ассоциациями — при создании нескольких ассоциаций с одним образом системы может возникнуть путаница — какую именно ассоциацию нужно использовать в данном случае.

    Для тренировки метода Цицерона можно запоминать списки слов или чисел.

    Зачем это нужно?

    Метод ассоциаций работает хорошо для относительно небольшого числа объектов. Если же требуется запомнить какой-нибудь произвольный текст, длиной несколько тысяч знаков метод ассоциаций становится неэффективным. Если нужно запомнить большой объем информации, то удобнее использовать метод Цицерона. Этот метод, или его варианты, встречается под разными названиями. Он может называться как: метод мест, метод дорог, метод матриц, система римской комнаты, метод геометрических мест.

    Вне зависимости от названия суть метода остается неизменной: создается последовательная система или как ее еще называют матрица образов. Каждая ячейка матрицы или как еще можно сказать место в системе содержит образ. С каждым образом этой системы поочередно ассоциируются ключевые слова запоминаемой информации: цифры, слова, объекты. Система образов может содержать достаточно большое количество образов — 100 и больше, поэтому запоминаемый объем информации также существенно больше, чем с помощью метода асссоциаций.

    Название метод получил по имени древнеримского оратора Цицерона, котороый использовал его для запоминания своих речей.

    Создание матрицы

    Сначала нужно создать систему или матрицу образов. Образы лучше всего брать из какой-либо хорошо знакомой области, чтобы не было проблем с их запоминанием. Возможны различные варианты для создания системы.

    Вариант первый: в качестве образов использовать обстановку вашей комнаты. По очереди перебирайте предметы находящиеся в комнате: стул, шкаф, окно, лампочка и пр. Чтобы не запутаться в том, что уже явяется в системе, а что еще нет, чтобы не пропустить чего-нибудь и не создавать себе проблем при мысленном воспроизведении системы, перебор предметов комнаты лучше осуществлять в каком-либо порядке: например по часовой стрелке. Разобравшись с одной комнатой можно мысленно перейти в соседнюю. В качестве основы для построения системы можно использовать не только свою квартиру, но и квартиры знакомых. Тони Бьюзен в книге "Суперпамять" предлагает придумывать обстановку комнат. Представьте пустую комнату и обставьте ее по своему вкусу. Поскольку данная комната существует только в вашем воображении — можете не сдерживать себя. Закончив с одной комнатой переходите ко второй.

    Вариант второй: использовать дорогу по которой часто приходится ходить. Перебирая отдельные объекты встречающиеся на пути (дерево, скамейка, киоск, магазин, и т.д.) можно создавать достаточно большие системы образов.

    Вариант третий: все что угодно. В качестве варианта может выступать любая знакомая ситуация, которую можно разбить на отдельные образы.

    Создав систему образов по тренируйтесь в ее использовании. Для этого попробуйте поочереди мысленно представлять образы от первого объекта к последнему, а затем в обратном порядке — от последнего к первому. Это позволит вам ускорить мысленное появление составляющих систему образов.

    Метод Цицерона: запоминание и извлечение из памяти

    Создав систему можно приступить к использованию ее для запоминания. Общий принцип запоминания следующий. Из запоминаемой информации выделяются образы, которые по очереди ассоциируются с образами вашей системы. Первый образ с первым элементом, второй — со вторым и т.д.

    Для того, чтобы вспомнить запомненное слово нужно вспомнить первый образ системы с созданной ассоциацией. На основе ассоциации вспоминается первый образ, потом переходим ко второму. Если приходится желательно подготовить несколько дорог и использовать их по очереди. Иначе может возникнуть путаница с ассоциациями — при создании нескольких ассоциаций с одним образом системы может возникнуть путаница — какую именно ассоциацию нужно использовать в данном случае.

    Для тренировки метода Цицерона можно запоминать списки слов или чисел.

    Бывает, что придя в магазин, вы понимаете, что оставили дома список с продуктами, который вам надо было купить. Освоив метод Доминика О’Брайена, вы сможете без труда держать в голове список всего необходимого.

    Возьмем 10 произвольных товаров для рассматриваемого примера:

    Яблоки - молоко - сыр - масло - батарейка - шахматная доска - баскетбольный мяч - теннисная ракета - кружка - вешалка

    Многие из вас смогут без особых усилий запомнить 4-5 предметов, малая часть – 7-8.

    На помощь придут специальное упражнение, разработанные Домиником О’Брайеном для совершенствования памяти.

    Попробуйте вспомнить, как прошел сегодняшний день, чем она запомнился, что было вчера, на прошлой неделе. Что оставило самые яркие воспоминания?

    Возьмите ручку и бумагу и запишите все, что помните за прошедший день, некоторые вещи, которые вы вспомните, удивят вас своим присутствием в этом, вроде бы, самом обычном дне.

    Здесь важную роль играют именно ассоциации, с каким, тем или иным событием, связаны у вас определенные воспоминания, насколько оно было яркое.

    Итак, вы отправились в магазин за покупками. Поставьте мысленно каждый предмет на определенные места в пути следования. Для лучшего запоминания, придавайте образу предметов некую гипертрофированность и яркость.

    По прошествии времени, вы сможете вспоминать то, что необходимо купить еще по дороге в супермаркет, ведь тебе каждый предмет четко связан с конкретными ассоциациями.

    1. Запоминание методом «цицерона»

    Метод “Цицерона” – это метод запоминания, связанный с памятью на места.

    Этот метод еще называют методом “мест”. Его создателем считают греческого поэта Симонида (ум. в 469 г. до Р.Х.) и рассказывают следующую историю.

    “Симонида пригласили к одному богатому человеку на пир. Когда гости уже сидели за столом, поэта вызвали по важному делу, и он тотчас же вышел из комнаты. Как только Симонид вышел, комната провалилась, и все находившиеся в ней люди погибли. Чтобы похоронить погибших, их родственники и друзья попросили поэта опознать тела. И Симонид вспомнил всех, сидящих за столом по месту, которое они занимали. «Это подало ему повод к открытию того закона, что по месту можно вспомнить образ известного лица, а это привело к открытию способа запоминания”. (Г.И.Челпанов, 1900 г.)

    Так было сделано открытие, что наша память тесно связана с местом. И действительно, когда мы встречаем знакомого человека, то его имя можем вспомнить только после того, как вспомним, где мы его видели. То же самое происходит и в ситуации, когда мы были чем-то заняты, а нас вдруг отвлекли. Мы сможем вспомнить, что делали или о чем думали только тогда, когда вернемся на то место.

    Метод назван именем великого оратора Цицерона потому, что он первым описал и применил его для запоминания своих речей. Этот метод до сих пор используют для запоминания длинных выступлений и большого числа точной информации.

    Суть метода Цицерона сводится к тому, чтобы

      выбрать какое-то хорошо знакомое место или помещение;

      выделить по порядку предметы (или места), причем важно сразу определиться с последовательностью и принять раз и навсегда один вариант обхода помещения или места, например, по часовой стрелке;

      выбирать лучше яркие и хорошо запоминающиеся предметы, которые постоянно находятся в этом месте, например, шкаф. Если же предмет регулярно меняет свое месторасположение, то возможна путаница. Например, если вазу переставить на другое место, то, “считывая” информацию вы можете назвать ее не в том порядке;

      нельзя использовать повторяющиеся предметы, т.к. может быть нарушена последовательность, когда будете вспоминать. Например, если у вас два одинаковых кресла в комнате, то выбрать лучше первое из них;

      соединять предметы, выбранные вами в комнате, с запоминаемой информацией попарно (о том, как их соединять, мы расскажем позже).

    Полезные замечания

      Перед запоминанием желательно прогуляться по тому месту, на которое будете запоминать информацию.

      Подготовьте свои места и запомните последовательности предметов. Это вам понадобится для запоминания большого объема информации. Желательно иметь систему из 10 комнат, в каждой из которых выделено по 10 предметов. Тогда вы сможете на эту матрицу запомнить 1000 единиц информации! А это целый учебник!

      Один список, запомненный методом “Цицерона”, хранится в памяти до трех суток без повторения. Если вы хотите сохранить информацию надолго, то никогда не используйте этот список для запоминания другой информации. Каждый предыдущий список “стирается” под воздействием следующего. Если же вам нужно запоминать информацию только на несколько дней, то можно сегодня запоминать на один список, завтра - на другой, послезавтра – на третий, а через два дня вернуться к первому.

      Обязательным условием является контрольное припоминание

    Итак, обойдем хорошо знакомое помещение по часовой стрелке. Теперь выделим последовательность предметов, т.е. 1 – дверь, 2 – кровать, 3 – занавеска, 4 – окно, 5 - книжная полка.

    Обратите внимание, что в комнате есть второе окно, которое не подходит для запоминания!

    6 – письменный стол, 7 – кресло

    Итак, мы подготовили список предметов, отвечающий всем вышеперечисленным требованиям.

    Васильева Е.Е. Васильев В.Ю. “СУПЕРПАМЯТЬ ДЛЯ ВСЕХ”