Знаете ли вы, что в растительном мире существует немалое число «волшебных» растений? Если немного отвлечься от повседневности и погрузиться в мир сказок и фантазий, то в волшебных садах можно встретить множество магических трав, чародейских растений, священных деревьев...


Есть такая наука - этноботаника . Она изучает народные предания, легенды и сказки о растениях. Множество интересных фактов о «волшебных» растениях можно обнаружить, и вспоминая историю самой ботаники. Да что там - любой хороший садовник может рассказать много занятных историй о своих питомцах. А сказки и чудесные истории - веселые или страшные - любим мы все. Об этом прекрасно свидетельствует невероятный успех книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере - мальчике-волшебнике, обучающемся в школе магии и сталкивающемся там, между прочим, с волшебными растениями.
Кстати, целый ряд растений у самых разных народов и в самых разных культурах имеет прочную славу «чародейских». Они с завидным постоянством упоминаются в сказках, песнях, легендах и преданиях по всему миру. Причем не под абстрактными, допускающими разные толкования (как «аленький цветочек»), а под вполне определенными, реальными ботаническими названиями. Что же такого необычного в этих растениях, за что они попали в сказку?

Давайте начнем с двух растений, которым уделено особое внимание в книге Дж.Роулинг. Больше всего неприятностей доставила Гарри Поттеру гремучая ива . Что заставило писательницу включить это растение в свою книгу? Что мы знаем об иве?


Первым делом вспоминаются склоненные над водой «плакучие» ветви, белые пушистые шарики «вербы», ну и, пожалуй, еще корзинки, сплетенные из ивовых прутьев. Однако у многих народов ива считалась «чародейским» деревом и действительно имела недобрую славу. Ее связывали с горем и потерей любви, с бесплодием и импотенцией. Плакучие формы ивы были символами печали. Сжигание ивовой древесины, по преданию, приносило несчастье. Древесина ивы была в сказках тем материалом, из которого делали волшебные палочки.
У древних греков ива была посвящена богине колдовства Гекате. В Египте ветви ивы сжигали на погребальных кострах. А вот у римлян ива считалась целительным растением, способным отгонять беду и несчастье - для этого надо было найти дерево с полым стволом, встать внутри него и произносить соответствующие заклинания. Однако ученые древности обращали внимание и на более реальные лечебные свойства дерева. Диоскорид и Авиценна писали о лекарственных свойствах коры и сока этого растения. Позже Парацельс, Иероним Бок, Лоницерус и Маттиоли рекомендовали в качестве лекарственного средства собранную весной кору молодых ветвей ивы. Ее использовали наружно как средство от мозолей и бородавок, для ращения волос, а внутрь - от лихорадки при малярии. Кора ивы даже была названа «европейской хинной коры» за противолихорадочное, жаропонижающее действие. Позже из коры ивы были выделены соединения, получившие название салицилатов, от латинского имени растения - Salix . Одно из этих «чародейских» веществ сейчас знакомо всем - это ацетилсалициловая кислота, аспирин.
В народной медицине отвар ивовой коры использовался также для полоскания рта и горла при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей. Порошок и отвар коры ивы применялись как кровоостанавливающее, вяжущее и глистогонное средства. Молодые побеги ивы считались хорошим средством при цинге.
Высоко ценили иву кельты. В кельтском гороскопе иве корзиночной (Salix viminali ) посвящен период с 1 по 10 марта и с 3 по 12 декабря.
Распустившиеся ранней весной пушистые шарики ивы козьей (S.caprea ) стали на Руси символом одного из важнейших праздников христианского календаря - Пальмового, а у нас - Вербного воскресения, предшествующего Пасхе. Освященные в церкви ветки вербы принято было хранить целый год - считалось, что они охраняют дом и его хозяев от бед, болезней и несчастных случаев.


И еще одно свойство ивы могло послужить причиной частого упоминания ее как волшебного растения - исключительная способность к вегетативному размножению. В народном фольклоре об иве говорится: «Ее выкосили, а она снова выросла», «Ива из тычка растет». И действительно, срезанный ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти со стопроцентной вероятностью укоренится. Известны случаи, когда начинали расти плетни, сплетенные из ивовых прутьев.

Еще одно растение, которому уделяется много внимания в книге Дж.Роулинг, - пожалуй, самое известное из волшебных, или самое «волшебное» из известных, - мандрагора .



Ученики Хогвардса на уроке травничества занимались пересадкой мандрагоры. Чтобы успешно выполнить эту операцию, они должны были плотно закрыть уши наушниками, а лишь потом приступать к пересадке: даже совсем маленькая мандрагора, вынутая из земли, издавала душераздирающий вопль, способный надолго лишить человека чувств. Крик же «взрослого» растения просто смертелен...


Мандрагора считалась чудодейственным, магическим растением практически у всех знакомых с ней народов. В первую очередь это связано с необычным видом корневой системы, которая напоминает фигурку человека. Мандрагору называли «прыгающим корнем», «корнем-человеком», «висельным человечком» и использовали в лекарственных и оккультных целях.
Предания и легенды тщательно охраняли мандрагору от посягательств «непосвященных». Считалось, что человек не должен прикасаться к корню голыми руками. Нарушившему запрет грозило проклятье и скорая смерть. Поэтому вытаскивать корень из земли должна была собака, привязанная к растению за хвост. Мандрагора в это время будто бы испускала те самые ужасные вопли. Ризотомист (охотник за корнем мандрагоры) должен был, подбадривая собаку, трубить в рог. Извлеченный из земли корень нужно было облачить в бархатную рубашку и хранить в драгоценном ларце.



Мандрагора приносила счастливому обладателю богатство и славу, избавляла от болезней, помогала женщинам при родах, а также защищала скот от сглаза колдунов. Слава ее была так широка, что существовали даже многочисленные искусные подделки и фальсификации, когда за мандрагору выдавали корни совсем других растений.
Древние немцы и арабы верили в мандрагор - маленьких духов, представленных в облике безбородых человечков, живущих в этих растениях... Во Франции мандрагору считали растением эльфов. У многих народов различали «мужские» и «женские» растения - их изображения можно найти в старинных травниках.
В Аравии было распространено поверье, что ночью мандрагора светится, за что ее называли «свечой дьявола» и считали растением колдунов и ведьм.
Древние римляне и египтяне приписывали корням и плодам мандрагоры свойство афродизиака. Кусочки корня мандрагоры были обнаружены в древнеегипетских пирамидах, а упоминание о ней, наряду с 700 другими лекарственными растениями, присутствует в знаменитом папирусе Эберса, который датируется 1700-1600 гг. до н.э. Упоминается мандрагора и в Библии.


Извлечение корня мандрагоры из земли (иллюстрация из травника XVI в.)

Не обошли своим вниманием удивительное растение и авторы целого ряда литературных произведений разных времен. О мандрагоре говорится в «Одиссее» Гомера, в «Фаусте» Гете и в «Ромео и Джульетте» Шекспира. Знаменитый итальянский писатель и государственный деятель Макиавелли написал комедию «Мандрагора», в которой корень растения играет драматическую роль в жизни народа.


Однако помимо «волшебных», мифических качеств, мандрагора - растение семейства пасленовых - имеет и вполне реальные лекарственные свойства. Недаром научное название одного из видов растения - Mandragora officinarum - «лекарственная». Все части растения содержат алкалоиды гиосциамин и скополамин, обладающие болеутоляющим и спазмолитическим действием. Еще с древних времен мандрагору использовали для этих целей, а также как снотворное, о чем писали Гиппократ и Теофраст. В народной медицине настойка из корня мандрагоры применялась при коликах и язве желудка, астме, сенной лихорадке и коклюше.

А вот плоды мандрагоры - шаровидные желтые или оранжевые «яблоки», в отличие от корня, снискали себе дурную славу как нечто крайне ядовитое. Интересно, что по аналогии с мандрагорой долгое время ядовитыми считались и плоды другого пасленового растения - баклажана. Их называли «бешеными», или «безумными яблоками». Потребовалось несколько сотен лет, чтобы этот вкуснейший овощ получил широкое распространение.
Всего известно 5-6 видов мандрагоры, произрастающих в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях. На территории бывшего СССР, в Туркмении, у подножия Копетдага, произрастает мандрагора туркменская (M. turcomanica ).

Волшебным растением, частое упоминаемым во всевозможных легендах и сказках, считается и самая обыкновенная крапива . Она ассоциировалась с болезненными уколами любви, а также была символом жизни, полной отчаяния и страданий. Полагали, что только юная невинная девушка может спокойно срывать ее голыми руками и не обжигаться. Греки считали крапиву афродизиаком, она являлась компонентом любовных напитков. У славян крапива считалась средством против ведьм и русалок. В народном календаре был даже праздник - русальное заговенье, в который было принято хлестать друг друга крапивой для защиты от русалок.


Как лекарственное растение крапива известна с глубокой древности. Ее использовали для лечения подагры, мигрени, заболеваний почек и печени, при сахарном диабете, дизентерии, малярии, бронхите и неврозах, для укрепления волос и в косметических целях. Свежий сок крапивы, смешанный с медом, употребляли при болезнях сердца, коклюше, простуде. Благодаря раздражающему действию на кожу крапиву считали хорошим средством от ревматизма.


В современной официальной медицине препараты крапивы используются при нарушениях обмена веществ, ревматизме, астме, малокровии, атеросклерозе, как противолихорадочное и тонизирующее средство. При употреблении крапивы укрепляются стенки сосудов и повышается свертываемость крови.


Пожалуй, самая знаменитая сказка, где упоминается крапива, - «Дикие лебеди» Андерсена. Эльза, чтобы спасти своих братьев-принцев, заколдованных злой мачехой, должна была сплести им рубашки из стеблей крапивы.

Действительно, несколько веков назад, до широкого распространения хлопчатника, крапива была обычным прядильным растением. В X в. из нее делали холсты, канаты, шили паруса. Из корней крапивы получали желтую краску, а из листьев - зеленый пищевой краситель.

Необычными, таинственными, представлялись нашим предкам - жителям умеренного пояса и все вечнозеленые растения. А уж если такое растение росло высоко над землей, на дереве, то оно явно обладало загадочными свойствами. Омела , имеющая столь необычный облик, издревле привлекала внимание людей - с ней также связано множество мифов и легенд* .
В Европе омела была объектом суеверного поклонения с незапамятных времен. Веточки омелы, наравне с четырехлистным клевером и подковой, считались универсальными талисманами и оберегами, приносящими счастье и отгоняющими злых духов. Колдуны и знахари Средневековья приписывали омеле способность защищать от колдовских чар, а также считали ее универсальной отмычкой. В Англии было принято давать корове после отела веточку омелы, чтобы защитить ее от ведьм, которые, по поверьям, портят молоко. Народы Западной Европы и поныне на Рождество подвешивают под потолком сорванные ветви омелы, чтобы год был удачным.


Волшебным цветком считали наши предки и нарцисс . Не будем пересказывать здесь известную легенду про греческого юношу, влюбившегося в собственное отражение... В Исламе нарцисс служит эмблемой несгибаемой верности. В Персии нарцисс считался цветком юности, на Востоке этот цветок - символ нового года, радости, удачи и счастливого брака.
Нарцисс являлся также символом обещаний - влюбленный юноша преподносил своей избраннице букет белых нарциссов, источавших божественный аромат и навевающих романтические фантазии. В то же время нарцисс служил символическим изображением девушки, устраняющей соперниц. Это вызвано, по-видимому, тем, что цветки нарцисса, поставленные в одну вазу с другими цветами, убивают их. Чтобы избежать этого, нарциссы, перед тем, как использовать их в букетах с другими растениями, следует выдержать в отдельном сосуде с водой не менее суток - пока они не выделят слизь.

Говоря о сказочных растениях, нельзя не остановиться на белладонне . Она имеет много разных названий - красавка, «сонная одурь», «бешеная ягода», «песьи вишни», «вишня сумасшедших» и - среди прочих - романтическое и зловещее «мать королева ядов». Беладонна - родственник мандрагоры, а также картофеля и томатов... То есть принадлежит все к тому же «роковому» семейству пасленовых, давшему человечеству и «второй хлеб», и сильнейшие яды, и пищу для самых безудержных фантазий. Научное название белладонны - Atropa belladonna - происходит от имени Атропы, одной из трех мойр - греческих богинь судьбы. А «belladonna» по-итальянски - «прекрасная женщина». В свое время женщины Италии и Испании закапывали сок белладонны в глаза, что приводило к расширению зрачка - глаза становились более выразительными. Кроме того, соком ягод натирали щеки для придания им румянца. Так возникла слава растения, придающего женщинам красоту. Отсюда и русское «красавка».


Белладонна содержит значительное количество алкалоидов и очень ядовита. Именно красавка была одним из первых растений, из которого были выделены алкалоиды (в частности, атропин) в 1838 г. В настоящее время красавка культивируется для промышленного получения лекарственного сырья. Препараты на основе ее алкалоидов используются как спазмолитические, болеутоляющие, отхаркивающие, успокоительные средства.
Однако в древности широкого распространения в медицине растение не получило - из-за сильной ядовитости. Иное дело, если нужно было приготовить отраву... Кроме того, благодаря сильному воздействию на нервную систему, белладонна в Средние века считалась волшебной травой и входила в состав колдовских мазей и напитков. Воины в Древней Германии перед сражениями выпивали настой красавки для придания себе боевого духа.

Алкалоиды красавки вызывают сильнейшие галлюцинации и, в частности, иллюзию полета, из-за чего это растение было составной частью знаменитой «мази ведьм», действие которой описал в «Мастере и Маргарите» Михаил Булгаков. Конечно, намазав тело даже самой лучшей из волшебных мазей, вряд ли удастся реально оторваться от земли, но вот испытать подобное ощущение... Кроме ягод красавки в состав снадобья входили и другие ядовитые растения, особым способом приготовленный экстракт которых мог вызвать сильное нервное возбуждение и иллюзию парения в воздухе - например, болиголов (Conium maculatum ). Помимо колдовских мазей это очень ядовитое растение семейства зонтичных служило составной частью любовных «отворотных» зелий или просто использовалось в качестве отравы.

Традиционным элементом приворотных зелий была трава вербены (Verbena , сем. Губоцветные). Друиды считали, что вербена способна исцелить от всех болезней, ее почитали священной древние греки и римляне. Кельты использовали ее для заклинаний и заговоров. Христиане называли вербену «крестной травой», считая, что она была полита кровью распятого Спасителя. Существовало поверье, что сок вербены способен помочь в исполнении любых желаний, наделить даром ясновидения, сделать неуязвимым против холодного оружия, а также является противоядием против укусов змей.

Кроме травянистых, магические свойства приписывали и древесным растениям. Из их древесины изготавливали волшебные палочки и посохи, амулеты; толченую кору и измельченные листья добавляли в снадобья; использовался для прорицания и защиты от злых духов и дым от сжигаемых дров. Об иве мы уже рассказали. Из древесины ясеня - «дерева мира» - изготавливали защитные амулеты. Из ясеня было изготовлено, по легенде, копье бога света - Одина.

Священным деревом Перуна, символом жизненной силы, считался дуб . Он придавал силы и даровал мудрость. Магические посохи, жезлы для защиты от магии изготавливали также и из древесины орешника (лещины). Лещина считалась деревом, в которое «не бьет гром», крестики из него считались защитой от удара молнии и оберегали от злых духов.

Во времена идеологического господства материализма чудодейственную силу растений стремились объяснить их химическим составом. Да и сейчас эта точка зрения является господствующей. Например, наличием в лекарственных растениях биологически активных веществ и химических компонентов в нужной для человеческого организма пропорции объясняется лекарственное действие растений, а их магические свойства либо объявляются суеверием, либо относятся на счет наркотических, галлюциногенных и просто ядовитых веществ.

Действительно, большинство растений, использующихся в очистительных ритуалах, обладает антисептическим и антибактериальным свойствами, многие магические растения содержат наркотические компоненты.

Но никогда (до последнего времени) люди не ставили знака равенства между магией и медициной. Связь между этими областями применения растений, разумеется, есть, но ее никак нельзя объяснить физическими свойствами листьев, корней, цветков и коры растений. Многим магическим травам приписывают свойства, которые с точки зрения медицины (как официальной, так и народной) никак не объяснимы и даже абсурдны. Например, подорожник с лечебной целью используется как противомикробное, противовоспалительное, отхаркивающее, слабительное и стимулирующее аппетит средство, в колдовстве же это - трава, «дающая жар и силу любви».

Из всего многообразия чудесных растений особое место занимают те, чей магический ореол часто заслоняет их практическую пользу. О таких растениях, окутанных дымкой древних тайн, мы и хотим вам рассказать.

Белладонна

«Прекрасная дама» - таким соблазнительнымЧ именем назвали растение, имеющее зловонный аромат. По-видимому, здесь идет речь о своеобразной мере предосторожности, поскольку все части белладонны чрезвычайно токсичны. Белладонна известна также под именем «сонной одури» и «бешеной вишни». Латинское родовое название Atropa дано в честь богини Атропы, которая, согласно древнеримскому мифу, может в любое время перерезать нить человеческой жизни.
Белладонна входила в состав «летательной мази» и являлась одним из компонентов колдовских зелий, позволяющих общаться с миром духов.

Дурман

Дурман - один из сильнейших галлюциногенов, принадлежит к семейству пасленовых, как и белладонна, белена, мандрагора и многие другие колдовские травы. Ботаники называют это семейство парадоксальным - помимо наркотических растений, оно включает вполне обыденные «добрые» съедобные растения (картофель, томат, баклажан, перец).

Дурман обыкновенный - очень неприхотливое и выносливое растение. Учеными описан случай, когда семена дурмана дали 90%-ную всхожесть после 40-летнего хранения. Многие считают это растение злым - Поль Седир полагает, что дурман концентрирует дурные флюиды, в старинных магических книгах указывается, что он «имеет свойство приковывать к месту или заставляет вертеться, опоенный им может совершить под влиянием внушения самые гнусные преступления и не сохранять о них никакого воспоминания, исчезающего одновременно с действием лекарства».

В средневековой Европе ведьмы добавляли семена дурмана в свои волшебные мази для того, чтобы получить ощущения полета или испытать сексуальный экстаз с сатаной.

Греки называли один из видов дурмана гиппоманией - травой, вызывающей безумие у лошадей; жрецы Аполлона использовали эту траву для вхождения в транс во время пророчеств.

Однако дурман индийский (анеглакия) считается священным растением. Существует легенда о живших в глубине земли детях-близнецах (брате и сестре), которые были очень любознательными и хорошо относились к людям. Путешествуя по земле, они узнавали много нового, а встречаясь с людьми, насылали на них глубокий сон с чудесными видениями, в которых посвящали людей в некоторые тайны. Кое-кто из людей получал от брата и сестры способность видеть пропавшие или украденные вещи. Сыновьям Солнца это не понравилось и боги повелели, чтобы брат и сестра навсегда провалились под землю. И на том месте, где близнецы ушли в земные глубины, появились прекрасные цветы, которые люди назвали «анегла-кия» по имени мальчика. И до сих пор дети-цветы дарят людям сны, полные чудесных видений, а некоторым дают дополнительные способности.

В Индии также считали, что один из видов дурмана растет из груди Шивы, некоторые полагали, что этот цветок украшает головной убор бога-разрушителя. Дурман также являлся травой, посвященной супруге Шивы - богине Кали. Толченые семена этого растения, смешанные с вином и еще одним растением, посвященным Шиве, служили для пробуждения дремлющей сексуальной энергии и считались мощным афродизиаком. Храмовые танцовщицы пили вино с семенами дурмана и в сомнамбулическом состоянии пророчествовали и отвечали на вопросы жрецов.

В Китае считали, что Будда получал свои священные проповеди с небес в виде капель дождя, которые оставались каплями росы на лепестках дурмана. Знаменитый китайский ботаник и врач Ли Ши-Чен, живший в XVI веке и проводивший над собой эксперименты с цветами дурмана, описывает: «Традиционно считается, что если во время сбора этих цветов человек смеялся, то напиток, в который они будут добавлены, будет вызывать желание смеяться; цветы, которые сорвали плача, при употреблении будут вызывать желание плакать, а если люди, собиравшие растения танцевали, то и питье будет вызывать желание пуститься в пляс; я нашел, что желания, возникающие у человека, находящегося в одурманенном от Ман-то-ло-хуа (один из видов дурмана. - Прим. сост. ) состоянии, могут быть переданы ему другими людьми».

В ацтеков семена дурмана считались священными и использовались шаманами в ритуалах для единения племени и инициации, их клали на алтари в качестве приношения различным божествам.

На островах Карибского моря дурман получил название «зомби-огурец» и использовался для процедуры зомбирования преступников, на которые не действовали никакие меры по исправлению. В травяной напиток (в состав которого входил дурман) добавляли сильнодействующий токсин (экстракт рыбьего яда) и давали выпить преступнику, после чего тот впадал в кому. Его объявляли умершим, клали в гроб и зарывали в землю (оставляя отверстия для доступа воздуха). Через положенное время гроб откапывали и вливали в рот преступника другой напиток, в состав которого также входил дурман. Для бывшего преступника, превратившегося в зомби, начиналась «жизнь после жизни» - он практически утрачивал все признаки своей личности, полностью подчиняясь воле колдуна. Для сохранения такого полусознательного состояния необходимо было постоянно подпитывать зомби напитком из дурмана.

Шаманы во многих странах мира применяют смеси из дурмана для облегчения выхода своего астрального двойника из физического тела для общения с богами и духами.

Амулет из дурмана избавляет достойного человека от порчи.

Ангелика

Это растение хорошо известно приверженцам народной медицины под именем дудника , или дягиля лекарственного . В магии используется для защиты от дурного глаза, «очарования», нечистой силы. Рекомендуют высаживать ангелику в саду и возле дома, корень растения надевают на шею детям, чтобы защитить их от порчи, взрослым также полезно носить на шее амулет из дягиля. Для изгнания нечистой силы из дома рекомендуется сжигать в помещении несколько листьев ангелики (зажигать листья лучше от пламени церковной свечи или через линзу от солнечного света).

Асафетида

Запах этого растения не назовешь приятным. Возможно, поэтому в магии эта трава используется как средство защиты от зла, изгнания нечистой силы и очищения жилища от всяких негативных энергий. Для этого ее чаще всего сжигают в помещении. Иногда ее носят с собой для предотвращения несчастий, но из-за ужасного запаха делают это немногие.

Базилик

Это пряное растение используется в любовной и защитной магии, а также для привлечения благосостояния. Для очищения жилища сухие листья растения сжигают, для привлечения внимания любимого человека носят на себе в специальном мешочке.

Белена

В народе это растение не пользовалось особой любовью из-за своей высокой токсичности. Несколько съеденных листьев или зерен белены вызывают сильные нервные припадки, а большие дозы - смерть. Считалось, что из белены можно приготовить такое средство, которое будет смертельно даже на расстоянии. Тем не менее магическое применение этого растения совсем не такое зловещее, как можно было бы ожидать.

Белена иногда использовалась для вызова злых духов, входила в состав «летательной мази» ведьм, но чаще способствовала ясновидению и применялась в заговорах против колдовства. Кроме того, белена - одно из самых популярных приворотных средств. И для этого вовсе не обязательно подмешивать ее в еду или питье. Амулет из целого растения придает человеку особую притягательность для противоположного пола. Причем мужчина, желающий завоевать любовь женщины, непременно должен собирать белену утром, стоя на одной ноге в обнаженном виде.

Бузина

В народной медицине издавна используются цветки, ягоды и листья бузины. В магии те же части применяются в целях очищения, магической защиты от злых сил. Для этого достаточно набрать свежих листьев и ягод бузины и разбросать их на своем дворе на четыре стороны. Букет из цветов бузины, собранный после полнолуния, привлекает любовь.

Вербена

Вербена обладает огромной магической силой. Ее называли «голубиной травой» и считали, что она способствует миру и благополучию. Послы, идущие на переговоры к неприятелю во время войны, несли с собой ветки вербены, чтобы уберечься от смерти и вернуться с миром.

Маги утверждают, что талисман из вербены излечивает и предохраняет от всех болезней, а если натереться этой травой, собранной вечером, в сумерки, в тайне от всех (от людей, Солнца и Луны), можно получить все желаемое.

Если окропить помещение вербенной водой, в нем всегда будет весело и много друзей.
Веточки вербены над изголовьем кровати предохраняют от ночных кошмаров. Аромат сожженной вербены очищает дом, а зарытая в огороде или поле, вербена является залогом обильных всходов. Но если посыпать порошком вербены, собранной особым способом в определенное время, в супружеской спальне, муж и жена поссорятся.

Колдуны утверждают, что некоторых духов можно вызывать, только будучи в венке из стеблей вербены.

Зверобой

Одно из самых сильных магических растений. Если развесить пучки зверобоя в комнате, в нее не проникнут враждебные силы. Считается, что злой колдун не может переступить порог комнаты, под (или над) которым находится ветка зверобоя. Носимый на теле амулет из цветков зверобоя защищает от порчи. Л Можно также положить в обувь стебель зверобоя для защиты от злых духов. Собирать его нужно в ночь на Ивана Купала, сплести венок и носить на голове, а утром убрать венок в потайное место и использовать весь год для магической защиты.

Лапчатка

Универсальное магическое растение лапчатка используется в заклинаниях для увеличения благосостояния, очищения, защиты от злых сил, повышения мудрости. Траву для увеличения богатства рекомендуется собирать после заката солнца в четверг на молодой Луне.

Любисток

Как ясно из названия, главное свойство этого растения - привлечение любви. Как правило, настой корня этого растения, который в народе называют «любовным корнем», добавляют в воду для купания, иногда в воду кладут наземные части растения (вместе с лепестками роз). Черные маги используют любисток для приготовления зелий, усиливающих гнев и вызывающих ярость.

Мак

В магии мак используется для усиления пророческих способностей и дара предвидения. Если необходимо принять какое-нибудь важное решение в жизни или получить ответ на какой-нибудь очень важный вопрос, необходимо поместить бумажку с вопросом в сухую маковую коробочку, очищенную от семян, и оставить коробочку около постели. Во сне придет ответ на вопрос или подсказка. Сухую коробочку с семенами носят на шее или в кармане для повышения благосостояния (только надо следить, чтобы семена не высыпались, иначе богатство быстро придет и уйдет).

Мандрагора

Это растение используется как защитное средство и как средство, устраняющее бесплодие. Мужчинам рекомендуют носить в кармане брюк корень мандрагоры для стимуляции потенции. Если мужчина выкопает в полнолуние в полночь корень мандрагоры, очистит его от земли и напишет на нем имя любимой, она навсегда останется с ним. Женщины носят амулеты из корня мандрагоры, чтобы быть привлекательной для любимого и забеременеть.

Можжевельник

Чудесную силу можжевельника люди оценили по достоинству еще в глубокой древности. Это растение упоминается в древнейших магических трактатах как могучее защитное средство. Молодые побеги можжевельника носили на теле в качестве амулетов, защищающих от несчастных случаев, мешочки с сухими веточками надевали на шею, чтобы уберечься в путешествии от воров и разбойников. Посаженный перед крыльцом можжевельник преграждает путь в дом злым людям и силам.

Благовоние из листьев и ягод можжевельника укрепляло дух и способствовало очищению дома от темных сил.

Кроме того, считалось, что ожерелье из созревших ягод можжевельника привлекает любовь к тому, кто его носит.

Наперстянка

Наперстянка , или дигиталис , давно и с успехом используется в народной медицине для лечения заболеваний сердца. В магии наперстянку (в очень небольших количествах) применяли в обрядах очищения.

Однако большинство колдунов использовали это растение для более низменных целей: считалось, что наперстянка может служить воплощением недобрых сил, с ее помощью можно направить злых духов на определенного человека.

Кроме того, наперстянка из-за ее высокой токсичности издавна служила орудием преступления.

Омела

В магии омелу используют как защитное и приворотное средство. В Европе и Америке существует обычай на время Рождества вешать веточку омелы над дверными проемами, и, если под этой веточкой остановятся мужчина и женщина, они должны поцеловаться. Для привлечения любви или для того, чтобы забеременеть, женщины носят амулет из омелы, собранной на Иванов день. Защитными свойствами обладают ветки омелы, собранные на шестой день после новолуния.

Пион

Корень пиона носят в виде ожерелья или браслета для защиты от колдовских чар. Семена пиона сжигают в доме для того, чтобы изгнать нечистую силу.

Полынь

В старину аромат сжигаемой полыни использовался для вызывания духов, но так как, по мнению многих специалистов, полынь насыщена «астральным светом низшего качества», в современной магии акцент ставится на очищающих, защитных свойствах этого растения и способности вызывать видения для предсказаний будущего.

Роза

О том, что роза - цветок любви, знают все. В магии, прежде чем начать готовить любую любовную смесь, руки споласкивают розовой водой. Бутоны роз используются в качестве любовных амулетов - тот, кто их носит, обязательно найдет свою любовь. Лепестками роз издавна осыпают супружеское ложе для усиления любовной страсти.

Различные зелья из этих цветов усиливают способности к ясновидению, если помыслы человека чисты, как лепестки белых роз.

Благодаря своим шипам роза выступает защитой домашнего очага и символом силы женственности.

Розмарин

Это растение соединяет в себе магические свойства любовного, очищающего, защитного средства. Трава добавляется в очищающие смеси для купания, аромат сжигаемых листьев очищает помещение от негативных влияний и способствует привлечению любви. Настоем из розмарина моют руки до и после магических ритуалов, венок из розмарина служит преградой для чуждого воздействия, защитой от внушения и гипноза.

Мешочек с розмарином, носимый на шее, улучшает память, а чай из розмарина способствует остроте ума.

Стахис

Русское название этого растения - чистец . В Европе его иногда называют «травой епископа». Используют в магических ритуалах очищения и защиты от нечистой силы. Наземные части растения рекомендуется сжигать время от времени в комнате, а в ночь на Ивана Купала советуют развести костер, бросить в него эту очищающую траву и прыгать через костер. Также травой епископа набивают подушки, чтобы избавиться от ночных кошмаров.

Тысячелистник

В странах Европы это растение поэтично называют «семилетняя любовь», «рыцарская трава», «девичья накидка». По этим именам можно судить о том, какую силу приписывали тысячелистнику . Считается, что эта трава помогает в любви, но только в чистой, освященной браком. Если муж и жена наденут амулеты и талисманы из тысячелистника, он подарит им 7 лет супружеского счастья. Также тысячелистник защищает от нечистой силы и помогает изгнанию злых духов и одержателей. В католических странах тысячелистник используется в обрядах экзорцизма.

Особым образом приготовленный настой из тысячелистника (собранного в определенное время) увеличивает способности ясновидения, яснослышания и ясночувствования.

Чеснок

Благодаря множеству фильмов сегодня, наверное, каждый ребенок знает, что лучшей защитой от вампиров является чеснок. Действительно, основные магические свойства этого растения - изгнание нечистой силы и защита от нее. Прежде чем поселиться в новом доме, в комнатах в каждом углу развешивали головки чеснока. Цветами этого растения украшали алтарь во время обрядов изгнания злых духов. Головку чеснока, очищенную от кожицы, можно носить с собой для защиты от порчи.

Акация

Это дерево почиталось в Древнем Египте. Его магическая сила заключается в увеличении способностей ясновидения, а также в защите от посторонних влияний на ум и дух человека.

Береза

У славян береза считается деревом настолько чистым, что в черной магии никогда не используется.
Березовым веником подметают пол, чтобы изгнать из него беды и несчастья. Рекомендуется проводить обряд очищения (подметание) после ссор или тяжелых болезней.

Береза, растущая неподалеку от дома, дарит его обитателям благосостояние, покой и защиту предков.

Березовые сережки носят в мешочках девушки и молодые женщины, чтобы привлечь женское счастье. Кора березы, носимая на теле, защищает от порчи. Если бросить листья и ветки березы в огонь, с дымом уйдут все печали. Во время и после тяжелой болезни знахари рекомендовали топить печь березовыми дровами.

У германских и кельтских народов не было такого благоговения перед березой, как у славян. Традиционно считается, что это дерево связано с душами умерших. Поэтому некоторые обращаются к березе, чтобы получить защиту родственников, ушедших в мир иной, некоторые полагают, что в ее ветвях гнездятся черти и злые духи. Считалось, что ведьмы летают на помеле, в котором веник сделан из березовых прутьев.

Дуб

Очень сильное магическое дерево. Именно под дубом растет омела, которую используют в защитной магии. Аромат листьев дуба (сжигаемых) очищает помещение, изгоняет из него всю нечисть. Листья и ветви дуба для магических целей нужно собирать ночью, при этом маги рекомендуют в благодарность обязательно полить корни дуба вином.

Ожерелье из желудей носят для пробуждения дремлющих энергий: женщины надевают его, если хотят повысить свою сексуальную притягательность, и от бесплодия, мужчины - для избавления от импотенции и увеличения мужской силы.

Ель

Ель используется в защитной и очистительной магии. Считается, что посаженная у ворот ель преграждает путь злым силам.

Ива

Это дерево издавна считалось колдовским. Ветвями ивы скреплялось ведьмино помело. Селиться там, где растут ивы, не рекомендуется, если вы не ищете контактов с потусторонними силами.

Высаженная на берегу ручья или иного водоема неподалеку от вашего дома (но не в непосредственной близости) ива защитит того, кто ее высаживал от злых сил, связанных с водой.
Чтобы избавиться от страха смерти, маги рекомендуют носить с собой кусок ветви ивы, срезанный при полной луне. Чтобы избавиться от видений, рекомендуется носить на шее амулет из коры ивы.

Кипарис

Кипарис в магии считается деревом смерти. Его ветви, повешенные на стену, защищают от визитов злых духов умерших. Носить с собой кипарис можно только магам высокой квалификации с целью получить представление о смерти. Его называют «призраком умершего пламени».

Обычным людям с этим деревом лучше не экспериментировать.

Лавровое дерево

Это дерево обладает огромной защитной силой, дает предвидение, изгоняет нечистые силы. Запах сжигаемых листьев помогает видеть будущее, того же эффекта можно достичь, если положить лавровые листья под подушку на ночь. Если носить листья в качестве амулета, можно избавиться от тягостных и «адских» видений. Лавровые листья добавляют в воду для очистительного омовения, разбрасывают по полу во время исполнения ритуала экзорцизма. Для магических целей листья лавра нужно собирать собственноручно во время восхода солнца, повернувшись лицом на восток.

Орешник

Славяне издавна используют лесные орехи в рождественских гаданиях: целый, хороший орех означает благополучие на весь год, а пустой или подгнивший - бедность, разорение, болезни или смерть. Сросшиеся лесные орехи кладут в сундук с добром (в наши дни - в кошелек), чтобы богатство не оскудевало. Грецкий орех считается символом мудрости, его скорлупа используется в качестве талисмана для тех, кто постигает какую-либо мудрость: для школьников, студентов и т.д.

Из древесины орешника (лещины) строят магические охранные заборы вокруг жилища. При выполнении очистительных магических обрядов ореховые прутья втыкают по периметру территории, чтобы предотвратить чужое магическое вмешательство. Орешник можно применить и для магического нападения на врага, но только в том случае, если есть абсолютная уверенность в своей правоте. Орешник - дерево справедливое и не помогает людям осуществлять их^ злые намерения.

Считается, что в орешник никогда не бьет мол-Ij ния, поэтому под кронами лещины раньше люди спасались от грозы, также славяне верили, что огороженную ореховым забором территорию гроза обходит стороной. Ореховым прутом очерчивают магический круг на земле, чтобы защитить себя от нечистой силы. Если есть подозрение, что дитя капризничает и не хочет спать, потому что его сглазили, колыбель обходят с зажженной ореховой ветвью.

Существовало поверье, что на Троицу души умерших предков посещают землю и селятся в ветвях (орешника, поэтому в этот день строго-настрого запрещено ломать ветви этого дерева, чтобы не потревожить предков. На Вознесение или в Духов день букетами из ветвей лещины украшали дома и церкви, разбрасывали ветки по полу. Приложив ухо к ветвям на полу, можно было услышать голос умерших родственников. После праздника этими ветвями подметали помещение, относили их на могилы и обметали их, чтобы души смогли вернуться в свой загробный мир.

Осина

Это дерево всегда считалось главным оружием против всей нечисти. Осиновые листья и древесину используют в качестве амулета, защищающего от порчи, сглаза и страшных видений. Существовало поверье, что только осиновый кол может навсегда остановить вампира. Также осина известна в народе как дерево, на котором повесился Иуда. Осины часто сажают на кладбищах или строят из осиновой древесины кладбищенские ограды, чтобы не пускать не-успокоившиеся души в мир живых людей.

Рябина

Ожерелье из ягод рябины защищает от порчи, древесина приносит счастье и благоденствие, особенно женщинам.

Ясень

Ясень защищает от болезней и несчастных случаев. Листья ясеня под подушкой навевают вещие сны. Из корней ясеня вырезают фигурки человека для различных магических обрядов в тех местностях, где не растет мандрагора. Палка для ведьминого помела делалась из сука ясеня.

В наших жилищах прижились китайские монеты, зеркальца и колокольчики, мы цепляем на машины африканские, турецкие, индейские амулеты. И это естественно, ведь людям издревле свойственно искать защиты от темных сил при помощи оберегов .

Но мы почему-то тянемся к чужому, не принадлежащему нашей культуре, упорно не замечая наших родных славянских традиций и проверенных не веками, тысячелетиями оберегов.

  • покрывает великолепными орнаментами нашу традиционную одежду, полотенца, скатерти, постель.
  • зашифрована в ажурной резьбе славянских деревянных наличников, причелин, подзоров.
  • До сих пор . А мы в суете будней не придаем этому значения, красиво, да и ладно.

Между тем, обереги не только руками древних мастеров создавались, растения тоже могут блокировать негативную энергетику . Но далеко не всякие, а только те, которые обладают определенными природными качествами, такими как:

  • сильный характерный запах,
  • острый вкус,
  • способность обжигать или колоть и проч.

Магические растения можно носить в качестве оберега с собой, можно засушить и хранить в определенных местах жилища, можно посадить возле дома. Используют обережные травы в обрядовых ритуалах, например, на или на Маковея. Ведуньи брали такие растения для , а знахари использовали в лечебных травяных сборах.

Иногда в число магических оберегов растения попадают из легендарных соображений. Так, к примеру, произошло с осиной , на которой повесился Иуда. Это дерево входит в число растений, проклятых Богом.

Осина способна забирать отрицательную энергетику, поэтому осиновым колом забивают могилы, с которыми «не все в порядке». И до сих пор мы избегаем соседства с этим деревом, оно никогда не использовалось для изготовления домашней утвари.

Это дерево бога Тора, из него он сделал себе копье, с помощью которого победил зло, но в тоже время вызвал войны и сопутствующие им разрушения. Эта средневековая легенда породила у наших предков убеждение в том, что тисовая тень необычайно опасна не только для человека, но и для черта.

Пращуры изготавливали тисовые обереги для защиты от бешеных животных и нечистой силы. На въездах в поселения устанавливали кресты из тисового дерева, считалось, что они защищают селян от эпидемий.

У сербов существовал обычай в одну из весенних ночей стеречь возле костра обрубок тиса, а на утро оповещать всех, что оберег готов. Считалось, что таким образом дерево наделяется особыми защитными свойствами. Обрубок делили на кусочки, которые носили при себе в качестве защиты, часть деревяшек сжигали, окуривая ими деток и домашний скот.

Имя чертополоха говорит само за себя – «?ъrt –polx» — полохать (пугать) черта, кому же, как не этой острой колючке семейства астровых нечистого отгонять?

Это растение, благодаря своей колючести, даже заслужило честь быть символом Шотландии. В войне даннов и скоттов чертополох сыграл на стороне скоттов. Когда глубокой ночью данны попытались босиком подобраться к поселениям скоттов, то не заметили чертополох, растущий вблизи селений. Поранившись, данны стали кричать от неожиданности и боли и тем самым разбудили скоттов, которые не замедлили разбить войско незадачливых «партизан».

В защитных целях чертополох ценен внутри жилища , за его пределами энергетика этого растения плохо работает. А вот в засушенном виде в потайных местечках чердака или подвала, с внутренней стороны входных дверей чертополох оставит за порогом всю негативную энергетику, а положительной даст дорогу. Веточку чертополоха вешали в изголовье кровати беспокойно спящего ребенка.

Самые мощные магические свойства это растение приобретает в момент цветения .

В народе носит еще такие имена: хворобой , молодецкая трава , красная травица.

Это растение, не только славится своей способностью быть лекарством от многих заболеваний. Оказывается, зверобой является проводником позитивной солнечной энергии , которую, как известно, чертовщина на дух не переносят.

Зверобой считается самым сильным охранным растением . По крайней мере, наши предки в это свято верили: «Клевер, вербена, укроп, зверобой власть пересилят ведьмы любой» . Поэтому сушеные венички со зверобоем в старых избах можно было обнаружить почти по всем «рубежным местам» — над входной дверью, под порогом, неподалеку от оконных проемов. Носили обереги из корня зверобоя и на себе, считалось, что так можно защититься от дурного глаза.

Полезный совет : На своем не выпалывайте маленький природный оазис, кусочек природной «сорной» травы, в числе которой обязательно будет крапива, полынь и, разумеется, зверобой. Его и в чай полезно добавить, и обережный букетик для себя и близких засушить не помешает.

Полынь (чернобыльник)

По своим обережным свойствам чернобыльник почти не уступает зверобою . Сухую полынь развешивали не только по рубежным местам, но и в спальнях, и по коридорам.

  • Чтобы защитить семью от чужой энергетики, перед приходом многочисленных гостей в старину натирали этой травкой дверные ручки и пороги.
  • В спальне полынь висела для гармонизации отношений в супружеской паре.
  • Полынь носили при себе от «сглаза» и зависти,
  • Растение брали в дорогу, чтобы вернуться в целостности и сохранности.

Если решите использовать обережные свойства полыни , учтите, что ее не рвут под самый корень, потому что растет эта трава крайне неторопливо. Рвите только верхушку растения, к тому-же ее магическая сила, как утверждают травники, именно там.

Магия крапивы

Несладко нашим предкам приходилось в старые времена. В особенности, если это был непослушный отрок. Ибо принято было сечь таких крапивою, изгонять из нерадивого нечистого, дабы не портил он характер чада родимого. Гости пришли в дом завистливые? Подметали после них веником крапивным.

Во дворе крапиву не следовало выводить, потому что стерегла она жилище от нечисти всякой как верный пес от воров. Для домашних нужд, а ею и волосы для блеска и крепости промывали, и в щи клали, рвать крапиву следовало голыми руками. За ожоги на траву не обижались, не дается крапива трусам и неженкам.

Лаванда — ароматная зашита

Славное своим запахом растение, приятно человеку, а вот грызунам и насекомым – нет. Наши предки за пристрастие к подземным жилищам – норкам мышей и крыс к потустороннему миру относили. Поэтому лаванда тоже считалась защитой от нечистого.

Полезный совет . Посадите у себя на даче лаванду в розарии — и цветник разнообразите, и всех вредителей распугаете. Цветки лаванды избавят вас от головной боли, если вы потрете ими виски, добавите в ванну – релакс обеспечен, разложите сухие веточки по шкафам – моли там не увидите.

С древнейших времен деревья почитали и считали обиталищами духов; но были деревья, более священные, чем другие. На наших остравах некоторые деревья, очевидно, персонифицировались, а некоторые считались пристанищами эльфов, в точности, как некоторые реки являются самостоятельными персонажами, а в других живут водяные духи. То же и с деревьями.

Боярышник, к примеру, повсюду считается пристанищем эльфов, тогда как бузина и дуб наделены собственным характером. Цветущий боярышник, Майское дерево - любимое место эльфийских танцев, и срубать или выкапывать его смертельно опасно. В Ирландии любые одиноко стоящие деревья и кусты зачастую считаются священными для эльфов, не обязательно боярышник.

В приходе Кленор графства Корк стоит священный ясень, с которого никогда не срубили ни одной веточки, хотя дерева в округе весьма немного, а ближайшая торфяная заимка находится в трех милях оттуда { , vol. II, p. 158} . Другой ясень стоял в Боррисокане - старое Колокольное Дерево Белл-Три, которое, когда его выкорчевали в 1833-ем, было расколото так широко, что казалось двумя деревьями. Возможно, некогда внутри него разводили на Бельтан костры, как в древнем тисе в Форнтингале, Пертшир. В то же время, местное поверье гласит, что если хоть одна щепка с того дерева сгорит в каком-нибудь доме, то огонь уничтожит весь тот дом { , vol. II, p. 159} . Ясень сакрален повсюду, и в Сомерсете ясеневыми клиньями пользовались для защиты скота от эльфов и ведьм, как рябиной или горным ясенем в Шотландии.

Другим священным деревом по крайней мере иногда бывала ольха, растущая над источником какого-нибудь святого. Один крестьянин хотел срезать с нее ветку, но дважды бросал это дело и бежал домой, потому что видел свой дом в огне. Оба раза это оказывался обман. На третий раз он решил не отвлекаться; срезал ветку и принес ее домой, но обнаружил вместо дома пепелище. А ведь его предупреждали. { , vol. II, p. 157}

Есть такой широко известный стишок:

а дубовый народец, как говорят, живет в молодых дубравах, но, как правило, в дубах ощущают независимую личность. В сомерсетской народной песне поется:

Поверье, отразившееся в этой песне, гласит, что если срубить один вяз, то другой, стоящий рядом с ним, умрет от горя, но если срубить дуб, то другие дубы отомстят за него, как только смогут. Поверье объясняется, по-видимому, тем, как споро растут зеленые побеги на корнях поваленных дубов. Такая поросль - опасное по ночам место для людей. Но хуже всех - ива, которая, ворча, бредет за припозднившимся путником { , p. 26} .

Насчет бузины существуют разные мнения; в одних местах их называют ведьмами в обличье дерева, и если надрезать кору бузины, то увидишь кровь; в других считается, что бузина дает защиту от эльфов, или прибежище добрым эльфам от злых. Так или иначе, они всегда считались волшебными деревьями. Сейчас, однако, эти поверья, похоже, отошли, потому что бузину вырубают так безжалостно, что уже трудно и увидеть ее; сейчас это всего лишь живые изгороди.

После боярышника самые волшебные деревья - орешник и яблоня. В Ирландии орешник был деревом мистической мудрости, чьи орехи падали в воду и становились пищей священного лосося; в Англии он был связан с плодородием. "Больше орешка - полнее кормушка" - гласит сомерсетская пословица; и мешок орехов, подаренный невесте, означает многодетный брак. В прошлом поход за орехами на Всех Святых был таким же обязательным, как Маёвка, а девушки, отправившиеся за орехами в воскресенье, рассказывали потом о встрече в лесу с сатаной. Некоторые следы этого поверья можно найти в пьесе XVII в. "Грим-углекоп из Кройдона" { , vol. VIII} , но там девицы встречают доброго черта.

Яблоня в средневековой Англии - дерево волшебное. Именно под привитой яблоней заснул Ланселот, когда четыре королевы-феи унесли его, и в "Романе о короле Орфео" Эвридика засыпает под яблоней, и ее уносит Король Фей. Яблоки и их кожура использовались при некоторых гаданиях, а Авалоном, Яблоневым Островом, назывались рай и волшебная страна, в которую удалился Артур. Даже если это был Гластонбери - тем не менее, это была Волшебная страна.

Волшебные цветы можно разделить на дающие защиту от эльфов и принадлежащие им.

Зверобой - главная из защитных трав. Он лечит все болезни, которые считаются наведенными эльфами - такие, как колотье, зуд и корчи - и не хуже рябины защищает того, кто его носит, от порчи, чародейства и от власти дьявола. Такие же свойства имеет вербена, а также будра плющевидная { , vol. I, p. 56} . В то же время, волшебный цветок медвежьего уха может раскрывать скрытые сокровища; на западе страны их называют "горлинкины ключики" { , p. 33. См. P. I, Sect. 2, «Plant Beliefs»} . Примула - волшебный цветок. В Ирландии цветки примулы разбрасывают перед дверью дома, чтобы отгонять эльфов, которые не могут проходить мимо них; в Сомерсете, однако, они считаются особой собственностью эльфов. Как и другие желтые цветы, их часто связывают с дьяволом. Если в букетике меньше тринадцати цветков, его нужно защитить фиалками, иначе вносить его в церковь или даже в дом - плохая примета. В сомерсетской сказке "Гоблинова падь" девочка, заблудившаяся, собирая примулу, нечаянно касается букетом волшебной скалы, и эльфы выходят, дарят девочке подарки и показывают дорогу домой. Старый скряга попытался сделать то же самое, но собрал неверное количество цветов, и больше его никто не видел { , pp. 34-5} . Незабудки также носят те, кто ищет клады, которые, как считается, часто охраняют эльфы или духи. Красный горицвет и мелколепестник - волшебные цветы. Барвинок зовется в Сомерсете "чародейской фиалкой", а чародеями здесь считают скорее эльфов, чем ведьм и ведунов. Дикий чабрец - эльфийское растение, и его опасно приносить в дом.

Наперстянка - чье английское название foxgloves ("лисьи перчатки"), как предполагает Хендерсон, должно в действительности выглядеть как "folks" gloves" , "перчатки народца" { , pp. 227-8, цит. Хартли Колриджа} - повсеместно считается растением эльфийским. Р. Л. Тонг приводит современный пример поверья о том, почему собирать их - к несчастью. "Почему наперстянки не собирают? Мы увидели замечательные цветы, остановили машину, набрали много-много наперстянок и поставили в вазы. Они выглядели великолепно, и когда подруга пришла ко мне на чай, я спросила: "Правда же, наперстянки хороши?" Но она заметно испугалась и велела мне вынести их. Она не проходила мимо них, а так и просидела за столом на другом конце комнаты." Однако, сок, отжатый из десяти листьев наперстянки, по ирландскому поверью, может вылечить ребенка, которого сглазили эльфы - наверно, по тому же принципу, что и волосок из шерсти укусившей собаки лечит ее укус.

Леди Уайльд рассказывает нам, что в Ирландии травницы, как принято думать, получают свои знания от эльфов, что им одним известны некоторые травы, и лишь они могут сказать, какие из них опасны. Однако все знают семь трав, которые не может одолеть ничто ни в этом мире, ни в другом: это зверобой, вербена, вероника, очанка, мальва, тысячелистник и черноголовка. Лучше всего собирать их в полдень, в солнечную погоду, около полнолуния. Тысячелистник - самый сильный из них { , vol. II, p. 71} . Четырехлистный клевер не только разрушает эльфийские чары, но и дает способность видеть насквозь любое волшебство. Два растения, принадлежащих эльфам безраздельно, насколько я знаю, нельзя использовать против них - амброзию и плевел, в которых прячется эльфийское воинство { , p. 61} .

Под зверобоем - «болияун» - прятал свое сокровище клурикаун в сказке Крофтона Крокера. Нашедший нацепил на стебель свою красную подвязку, чтобы пометить место, и побежал за лопатой. Когда он вернулся на луг, на каждом стебельке зверобоя висела красная подвязка { , vol. I, pp. 178-83} . Стебли зверобоя служат эльфам ездовыми конями.

Колокольчики тоже считаются эльфийскими цветами. В Сомерсете говорят, что никогда нельзя ходить в лес по колокольчики. Если пойдет ребенок, то никогда не выйдет из леса, а если взрослый, то эльфы будут водить его, пока кто-нибудь его не встретит и не выведет из леса. Это же поверье, видимо, известно на Севере, потому что Беатрикс Поттер использует его в "Волшебном караване" { , pp. 141-4} . Шотландская игровая песенка "Темный колокольчик" - вероятно, колдовская или эльфийская песня. Что-то недоброе есть в ее словах и что-то эльфийское в мелодии. Танцующие входят внутрь хоровода и выходят наружу под пение:

{Записано в Пертшире ок. 1920}

В XVI и XVII вв. ходило немало толков о волшебном папоротном цвете , который мужчины собирали в летнее солнцестояние, чтобы обрести способность делаться невидимыми { , pp. 217-18} , но сейчас их почти не слышно. Ракитник был волшебным растением и использовался в колдовстве; "Баллада о ракитнике" дает нам пример этого.

Из садовых цветов эльфам, как считалось, особо близки тюльпаны. Срезать их считалось дурной приметой, а особенно - продавать их за деньги. Сказка о "Тюльпанных эльфах" { , vol. I, p. 394} из Западных графств иллюстрирует это, а в Сомерсете в это верят до сих пор, или верили до самого последнего времени.

Полынь, которой особо интересуются русалки, - волшебная трава. Бегуны кладут ее в обувь, потому что с ее помощью человек может бежать без устали весь день { , p. 33} . Сегодняшним домохозяйкам это свойство оказалось бы очень полезным. Подснежники - цветы смерти, и их не стоит приносить в больницу.

В сущности, только очень немногие растения, характерные для нашей местности, не были, к добру или к худу, связаны с эльфами.

Хочешь обрести богатство, бессмертие, невидимость или другие суперспособности - топай в лес за гербарием, твердит молва. Для большинства волшебных растений уже найдены вполне реальные аналоги – с описанием, с латинскими названиями. Но есть же еще надежда на чудо!

Магические травы не всем открывают свои секреты. Может, вам повезет?

Кочедыжник

Это папоротник. Его, конечно, в лесах полно. Но в «великую летнюю ночь очищения огнем и водой» – на Купалу, вспоминают его как источник волшебства. Ах, этот цветок папоротника! Кто ж не слышал о нем?! Слышали многие, да не видел никто. Потому что – сюрприз! – растение сие обходится спорами и сил на всякие пестики-тычинки не тратит. Но принято считать, что во всем виновата нечистая сила – охраняет, мол, бутон, и не подпускает к нему абы кого. Посему, надо еще в светлое время суток отыскать особенно ядреный кочедыжник, обвести его с наговорами чертой, и, как Хоме Бруту, сесть внутри и готовиться к худшему. Ровно в 12 часов ночи на 7 июля цветок должен распуститься, сияя на весь лес. Успел сорвать поперед нежити – будет тебе счастье. В виде найденных кладов. В нужном месте талисман начинал парить в воздухе, оставалось лишь поработать лопатой.

Разрыв-трава

Как следует из названия, обладает разрушительной силой. Никакие замки, путы и кандалы не могут устоять – разрушаются в пыль. Чернокнижники также уверяли, что рассыпается в прах золото, но это чудо как-то никого не привлекало. Другое дело цепи, засовы… Только найти такую прелесть опять же было затруднительно. Приходилось прибегать к помощи животных. Например, наблюдать за змеями. Если гадюке позарез надо попасть внутрь каменной глыбы, – казалось зачем бы ей это? – то она быстро сползает за этой травкой и ткнет ею в нужное место. Жители более жарких районов предлагали огородить железяками гнездо черепахи, когда хозяйка отлучилась по делам. Зверюшка тут же быстро, вернее медленно-медленно сползает за разрыв-травой и принесет ее во рту.

Трын-трава

В песне про зайцев дан подробный рецепт и описано действие. Но подробного описания нигде не сохранилось. Ученые склоняются к мысли, что это был все-таки какой-то галлюциноген. Выпив отвару, куда кроме трын-травы входило несколько труднодоступных компонентов, человек будто бы наливался невиданной отвагой и переставал бояться самой смерти, а уж темноты, чертей, тещи и оплаты коммунальных платежей – и подавно. Но, если гербарий попадал в руки черного мага, последний мог с его помощью приготовить горячий чаек, после которого было все строго наоборот. Испытуемый начинал мучиться постоянным страхом, пока не умирал от инфаркта. Наверное, поэтому наши предки эту траву засекретили.

Улика-трава

«Сама она красно-вишневая, глава у ней кувшинцами, а расцветет она - то как желтый шелк, а листье лапками». Так старые травники описывали это растение. Если оно и служило уликой, то лишь как доказательство того, что на любовном фронте у ищущего не все в порядке. Приготовить из нее можно было приворотное зелье, настолько сильное, что блудный муж возвращался навеки, и разлюбивший кавалер незамедлительно присылал сватов. К счастью секреты этой познавательной ботаники давно забыты, а то пришлось бы нам всем привыкать пить только из своей посуды, да и то с большой осторожностью.

Нечуй-ветер

Собирать растение надо было ни много, ни мало в ночь на 1 января. На берегу замерзшей реки или озера. Но и это было еще не все. Нутром почуять эту траву мог только слепой от рождения. И вот если в темноте он наступал на нее, то глаза его начинали болеть и слезиться – как будто иголками колют. Почувствовав такое, незрячий должен был мгновенно бухнуться на колени и ртом нашаривать жесткие стебельки. Руками хватать нельзя ни в коем случае! Обретал ли герой потом способность видеть – неизвестно, зато ветрами и водой мог повелевать спокойно. Любой вихрь утихомирить, спасти лодку от потопления или, что особенно практично, ловить рыбу прямо руками. Собственно, считалось, что нечистая сила, разбрасывая эту травку в зимнюю ночь на берегу, как раз пытается утихомирить вьюгу, чтоб погулять, наконец, спокойно.

Баранец-трава

Баранцев, в общем-то, два. Один – реальный, другой – мифологический. Убив все силы на поиски последнего, ученые плюнули и решили назвать так вполне обыкновенный плаун. А интересно то, что сказка про эту траву встречается и в России, и в Азии, и в Европе, и даже у древних греков. И все говорят одно: на мощном стебле будто бы вырастает диковинный плод, похожий на ягненка, покрытый мягкой белой шерстью, листочки, как ноги болтаются, внутри – что-то красное, как мясо. У этого растения-животного была даже голова – она свешивалась до земли, и все сооружение могло жить лишь до тех пор, пока эта голова могла щипать зеленую травку вокруг. Из меха баранца делали шапки и одежду, а волки тоже, между прочим, не зевали, и кушали этих «овечек» вовсю. Возможно, они и виноваты в истреблении этого чуда. Или это была какая-то нежизнеспособная разновидность хлопка.

Тирлич-трава

Ее тоже надо было собирать в ночь на Ивана Купалу, и тоже не просто так. Настоящая тирлич-трава росла только на Лысой горе, что под Киевом. Ведьмы, оборотни, колдуны могли натереть тело ее соком и обрести всякие магические способности или увеличить уже имеющиеся. Проблема была в том, что публика эта была крайне эгоцентрична, посему, любой экстрасенс, нашедший это сокровище, как правило, нарвав себе пучок-другой, уничтожал все остальные растения. Большинству чародеев не везло. По преданиям, настоящая тирлич-трава ограждала от царского гнева навсегда, а сотни ворожей и колдунов предавались смерти почти при каждом правителе.