КОЛОННА (лат. Columna – круглый столб) – вертикальная опора, архитектурно оформленный столб, несущий на себе тяжесть вышележащих частей, обычно круглая в поперечном сечении (редко другой формы), наделенный капителью и в большинстве случаев базой.

Виды колонн. К вертикальным опорам можно отнести колонну, столб, пилястр, атланта, кариатиду, а также колонну вотивную, гаторическую, канделябровую, ростральную, триумфальную колонну, связанную, служебную, ордерный столб, трехчетвертную колонну.

Пилястр (фр. piastre, от лат. pila – столб) – плоский вертикальный выступ стены, повторяющий колонну в основных пропорциях и формах.

Атлант (греч. Atlas – мифологический герой-носитель небесного свода) – мужская фигура (полуфигура), держащая тяжесть антаблемента. Применяется как замена колонн в дорическом ордере (портик атлантов Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, 1844–1849, скульптор А.И.Теребенёв) или как кронштейны, несущие балкон (ратуша в Тулоне, 1656–1657, скульптор Пьер Пюже).

Кариатида (греч. karyatis, букв. – жрица храма Артемиды в Кариях в Древней Греции) – скульптура, изображающая женскую фигуру, которая поддерживает перекрытие здания. Заменяет ионическую или коринфскую колонну или пилястр (портик кариатид храма Эрехтейона на Акрополе, ок. 421–406 до н.э.).

Вотивная колонна (лат. columna votivus – связанный с обетом, votum – обет) – отдельно стоящая колонна с изображением вотивных предметов, т.е. посвященных божествам, для исцеления, удовлетворения просьбы. Устанавливались на священном участке у античных храмов.

Канделябровая колонна – имеет различное сечение: то увеличивается, то суживается. Появилась в эпоху Ренессанса.

Ростральная колонна (лат. columna rostrata – украшенная частями трофейных кораблей) – отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен носами кораблей или их скульптурными изображениями. Воздвигались в честь морских побед или как символ могущества страны. Возникла в Древнем Риме в честь победы над Карфагеном и установлена на Римском форуме.

Триумфальная колонна – отдельно стоящая колонна, ствол которой часто украшен рельефом и, которую обычно венчает статуя. Встречаются в искусстве Древнего Рима (колонна Траяна в Риме, 111–114). В средних веках на них устанавливали крест или скульптуру святого. Колонны в Венеции: на одной (1293) – фигура крылатого льва, символа св. Марка, на другой (1329) – скульптура св. Федора Стратилата, покровителя Венеции. На Вандомской площади Парижа установлена колонна в честь Наполеона (1806–1810) (архитекторы Ж.Гондуэн и Ж.-Б.Леперо), в Санкт-Петербурге – Александровская колонна (1830–1834), воздвигнутая в память победы в Отечественной войне 1812 (архитектор Огюст Монферран, скульптор Б.И.Орловский).

Связанная колонна – выступающая из плоскости стены только на часть своего диаметра. Является несущей опорой или декоративным элементом. Связанная колонна, к которой относятся полуколонна и трехчетвертная колонна, известна уже в архитектуре классической Греции (храм Афины Алеи в Тегее, 350–340 до н.э., архитектор Скопас), но широкое распространение в архитектуре получает позже.

Служебная колонна (приставная, полуколонна), поддерживает пяту свода или нервюру и идет во всю высоту стены.

Ордерный столб – модификация ордерной колонны, имеющей в поперечном сечении форму многоугольника, чаще всего квадрата.

Трехчетвертная колонна – связанная колонна, выступающая из стены более чем наполовину своей предполагаемой толщины.

Колонны Древнего Египта можно разделить на две группы: геометрически правильные и «изобразительные» колонны.

Геометрически правильные колонны, появившиеся в период Древнего царства, встречаются нескольких типов.

Протодорическая колонна, названная так по внешнему сходству с более поздними дорическими колоннами Древней Греции, имеет невысокую, круглую базу, каннелированный ствол, без капители. Каннелюры (фр. cannelure – желобок, от гр. «прут, лоза») – вертикальные желобки на стволе колонны появились на полуколоннах и колоннах в Египте (конец 3 – начало 2 тыс. до н.э.) и получили дальнейшее развитие в античной архитектуре. Протодорические колонны впервые встречаются в ансамбле Джосера, ок. 2800 до н.э.

Столб квадратного сечения, покрытый рельефами, часто не имевший капители.

Колонна в виде граненого цилиндра с 8 или 16 плоскостями и каннелюрами.

Колонна в виде суживающегося кверху цилиндра, обычно с канеллюрами.

«Изобразительные» колонны Древнего Египта воспроизводили природу Египта: папирусовидные с открытым и закрытым бутоном (основной тип колонн Нового Царства), лотосообразные , пальмообразные , со сложной (композитной) капителью (эллинистический период), с гаторической капителью, с капителью в виде перевернутого колокола (редко встречается).

В Южных и Северных дворцах фараона Джосера представлены колонны с капителями в виде крупных листьев, спадающих по обе стороны ствола, капители в виде раскрытого цветка папируса. В храме Луксора (15 в. до н.э.) колонны выполнены в виде связок стеблей папируса, капитель – в форме нераспустившегося цветка, а также колонны со стволом почти цилиндрической формы с немного обозначенными гранями, с капителями в форме расцветшего папируса. В храме Карнака (16 в. до н.э.) капители колонн – в виде открытых цветков папируса. В эллинистический период (332–330 до н.э.) традиционные по форме капители комбинируются, сливаются, образуя пышные букеты (храм Исиды на о. Филе). Наиболее распространенный в Позднем Египте тип колонн, называемый гаторический , напоминал стилизованный музыкальный инструмент – систр, употреблявшийся в культе богини Гатор. Колонна состоит из ствола, который соответствовал ручке этого инструмента, и высокой капители, с 4 сторон украшенной рельефным изображением головы Гатор (богиня с лицом женщины и ушами коровы). Над изображением головы часто помещался куб.

В храме Луксора впервые в архитектуру вводится колоннада, получившая дальнейшее распространение во всей мировой архитектуре.

В архитектуре Эгейского мира колонны играли большую роль. Величественные деревянные колонны Кносского дворца (16 в. до н.э.), получившие название иррациональные, утолщаются кверху. Завершаются капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты.

В древней Греции в 8 в. до н.э. в храмах, которые строились из деревянных брусьев большого сечения и кирпича-сырца, складываются основные элементы будущей ордерной системы. В дальнейшем произошел перенос деревянного каркаса здания в другой строительный материал – камень, преимущественно мрамор. Отсюда происходят двухскатная крыша, балочные перекрытия храмов. В результате эволюции складывается архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера. Ордер (лат. оrdo – ряд, порядок) – вид архитектурной композиции, художественно переработавшей стоечно-балочную конструкцию и имеющей определенный состав, форму и взаиморасположение элементов. В классической архитектуре различают ордера : дорический , ионический, коринфский (греческие) и их модификации – тосканский , композитный (римские). Ордер мог быть полным, содержащим три основные части (антамблемент, колонну, пьедестал), или неполным, не имеющим пьедестала. Колонны состоят из трех частей: базы (опорной части), ствола (фуста), и капители, на которую опирается антаблемент, имеют энтазис (утолщение ствола колонны, расположенной на высоте 1/3 ее высоты для устранения оптической вогнутости ствола).

В архаическую эпоху складывается ордера двух вариантов – дорический , возникший на материковой Греции, и ионический , появившийся на островной и в малоазийской Греции. Важнейшей частью ордера была колонна, стволы которых суживаются кверху.

В дорическом ордере колонна не имеет базы, приземисты, мощны, имеют энтазис. Колонна состоит из ствола, прорезанного каннелюрами, чье число обычно состоит не более 20, и капители, состоящей из эхина – круглая каменная подушка и абаки – невысокая квадратная плита, принимающая давление антаблемента. Храм Геры в Пестуме (5 в. до н.э.), храм Зевса в Олимпии (460-е до н.э.), Парфенон (447–432 до н.э.).

Ионическая колонна выше и тоньше по пропорциям, чем дорическая. Она имеет профилированную базу, число каннелюр увеличено до 24, а сами желобки разделяются срезами, эхин ее капители имеет два завитка, которые называются волюты. Храм Артемиды в Эфесе, храм Эрехтейон (Афины, ок. 421–406 до н.э.).

Позднее, в эпоху классики, появляется третий ордер – коринфский , близкий к ионическому, но отличающийся от него большей стройностью и легкостью колонн, увенчанных пышной корзинообразной капителью из растительного орнамента – листьев аканта. Храм Аполлона в Бассах (5 в. до н.э.), Башня ветров на Агоре Афин (сер. 1 в. до н.э.) ().

В древнегреческом искусстве 7–6 вв. до н.э., а также в искусстве эллинистического Востока встречается скульптурно оформленная капитель колонны, изображающая переднюю часть тела животного или мифологического существа, которая называется протома (греч. protome – передняя часть тела, морда, голова).

В зодчестве Древнего Рима, которое восприняло греческие архитектурные формы, присоединяется композитный ордер, капители которого сочетают черты ионической и коринфской капители, и тосканский , унаследованный римлянами от этрусков. Но если в Древней Греции ордер играл конструктивную роль, то в Риме он часто использовался в декоративных целях. Колонны не несли на себе нагрузку многоэтажных сооружений, а опорные функции выполняла стена. Значительную роль в архитектуре Древнего Рима играла арка, которая опиралась на массивные столбы или колонны. Только в аркадах сохранялась конструктивная роль колонны.

Композитный ордер по форме и пропорциям близок к коринфскому. Отличается лишь формой капители, в которой к коринфскому колоколу с листьями добавлены ионические эхин и подушка с волютами.

Тосканский ордер – самый прочный и тяжелый на вид из пяти ордеров римской системы. Часто рассматривается как вариант дорического ордера, к которому близок по форме и пропорциям. Отличается от него большей толщиной колонны, наличием особой, предельно простой базы, гладким фустом. Символизировал физическую мощь и силу, а потому часто применялся в хозяйственных и военных постройках. Капитель колонны тосканского ордера близка по форме дорической капители, но не допускает орнамента.

Возникшая в архитектуре Древнего Египта колоннада получила развитие в античном искусстве. Колоннада (фр. colonnade) – ряд колонн без пьедесталов, объединенных горизонтальным перекрытием. Колонны устанавливаются на горизонтальную плоскость подножия, которое или расширяется книзу уступами в виде высоких ступеней, или имеет вид общего пьедестала. В наружной композиции здания колоннады применялись в виде портиков, галерей, в оформлении интерьеров – для украшения парадных залов. Иногда колоннады являются самостоятельными сооружениями (стоя Аттала, Агора г. Афин, 159–138 до н.э.) (), могли быть двухъярусными.

В архитектуре Византии, воспринявшей многие образцы римской архитектуры, появляется новая система аркад на высоких колоннах, которая перейдет в более поздние стили. В базиликах арки перекрывают пролеты между колоннами, пяты арок опираются на промежуточные элементы (пульваны), расположенные на капителях колонн. Изменились формы капителей. Особенностью византийской архитектуры является наличие импоста (ит. imposta, фр. imposte) – квадратного в плане столбика, находящегося над капителью колонны. С четырех сторон он профилирован подобно антаблементу, который он заменяет. Служит опорой для пяты арки, также употребляется в тех случаях, когда надо увеличить высоту вертикальной опоры, не искажая пропорций колонны. В 5–6 вв. античные традиции постепенно утрачиваются: пропорции колонн нарушаются, ликвидируется энтазис.

В романской архитектуре колонна лишается своего назначения в качестве одного из главных конструктивных элементов, но применяется как декоративный элемент в аркадах, порталах, при членении оконных проемов. Романская колонна не имеет устойчивых типов ордеров, разнообразна по пропорциям и отличается множественностью форм капителей, которые часто напоминали коринфскую или византийскую. В ранний период встречаются капители близкие по форме к усеченному шару или к усеченной пирамиде. Капители покрывались орнаментом со стилизованными мотивами, изображающими растения, фантастических животных. В период зрелости романского искусства возникает особый вид скульптурной капители с изображением святых.

В готической архитектуре колонны или столбы, которые разделяли нефы в храмах, постепенно утончаются, превращаясь в пучки колонн. Они являются одним из основных элементов каркаса и воспринимают главную нагрузку. Пучок колонн возник как логическое развитие конструкции романского опорного столба. В соборах 12 в. стволы колонок, не доходя до пола, обрывались на абаке цилиндрического столба. В отдельных случаях четыре главные колонки, несущие подпружные арки центрального нефа, достигали пола и составляли единое целое с телом цилиндрического столба (собор Нотр-Дам в Париже, Реймский собор). Позже пучок колонн был продолжен до пола (Сен-Дени, ок. 1240). С 14 в. стали использовать для каждой нервюры три колонки, сгруппированные в виде трилистника (церковь Сен-Назер в Каркассоне). В 15–16 вв. происходит упразднение капители опорного столба.

В эпоху Ренессанса архитектура вновь обращается к традициям античной ордерной системы. Колонны становятся все более далекими от романской тяжеловесности и от готической устремленности вверх, приходят к классическим пропорциями в соответствии с античными образцами. Архитекторы используют колонны, пилястры всех ордеров, аркады на небольших колонках (пяты арок опираются на капители). Баптистерий Сан Джованни во Флоренции (11–13 вв.) (), собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции ().

Стиль барокко, основным признаком которого была подчеркнутая монументальность, часто применяет грандиозные колоннады: колоннады тосканского ордера на площади перед собором св. Петра в Риме, архитектора Бернини; колоннада второго, парадного, этажа дворца Версаля, архитектора Лево (); колоннада восточного фасада Лувра архитектора Клода Перро, представляющая собой коринфский портик.

Классицизм вновь обращается к традициям древнегреческой архитектуры: церковь св. Женевьевы в Париже (1756, архитектор Жак Жермен Суффло), позже перестроенная в Пантеон, украшена коринфским портиком; южный фасад Британского музея в Лондоне (1823–1847, архитектор Роберт Смерк), оформлен ионической колоннадой.

В 19 в. в архитектуре стали широко применяться новые материалы (металлы, железобетон), которые существенно изменили вид колонн. Уменьшаются размеры их сечения, но зачастую сохраняются античные ордерные традиции. Новые материалы позволили строить здания с грандиозными внутренними пространствами без опорных колонн, увеличивали пролеты перекрытий. Впервые использование в архитектуре металлического каркаса здания было осуществлено в читальном зале библиотеки св. Женевьевы в Париже (1843–1850, архитектор Анри Лабруст), перекрытие которого образовано плоскими куполами, покоящимися на тонких чугунных колонках, сделанных в виде античных колонн с коринфскими капителями.

Колонны мы встречаем ежедневно и воспринимаем их как часть архитектурного ансамбля. Но колонны - это не всегда прикладной элемент архитектуры. Их воздвигали как памятники и даже как ритуальные сооружения.

Первые колонны

Первыми колонны стали строить египтяне. Самыми древними из них считаются колонны, сооруженные при строительстве пирамиды Джосера (2650 год до нашей эры). 40 десятиметровых колонн. Архитектор Имхотеп соединил каждую из них со стеной с одной стороны.

Самыми крупными из сохранившихся колонн можно считать колонны из храмового комплекса в Баальбеке (Ливан). Высота колонн храма Юпитера составляет 22 метра, вокруг храма также была колоннада из 54 огромных колонн. Сегодня их осталось только шесть.

Зачем нужны колонны?

Представление о том, что колонна - это исключительно архитектурный элемент неверно. Существует несколько видов колонн, не имеющих никакого отношения к прикладной опорной функции колонн как части здания. К таковым относятся вотивные колонны, триумфальные, ростральные и изобразительные.

Вотивные колонны называются так от латинского слова "votum" - обет. То есть это не что иное как "обетные колонны". На них изображались так называемые вотивные, посвященные божествам предметы. Изображались они, как можно понять, с целью призвания божественной благодати, ради исцеления или исполнения какой либо просьбы. Вотивные колонны ставились у античных храмов на священном участке.

Триумфальные колонны воздвигались в честь какого-нибудь значительного события (Александровская колонна в Санкт-Петербурге воздвигнута в честь победы в Отечественной войне 1812 года), либо в честь какой-либо исторической личности (колонна Траяна в Риме, колонна Наполеона в Париже).

Ростральная колонна называется так из-за того, что её ствол украшен носами кораблей или их скульптурными изображениями. По-латински "columna rostrata" переводится как "украшенный частями трофейных кораблей". Такие колонны устанавливались в честь морских побед, либо как символ могущества страны (ростральные колонны в Санкт-Петербурге). Первые ростральные колонны были воздвигнуты в Древнем Риме в честь победы Рима над Карфагеном.

Какими бывают колонны?

В архитектуре встречается множество видов колонн. Друг от друга они отличаются как по своему предназначению, так и по типу ордеров, к которым они относятся. Слово "ордер" произошло от латинского "ordo", что переводится как строй, порядок. Всего выделяют пять классических типов ордеров. Греческие: дорический, ионический, коринфский. Римские: тосканский и композитный.

Дорические колонны часто не имеют базы, украшаются двадцатью каннелюрами (желобками), других декоративных элементов не имеет. Ионические колонны всегда имеют базу. Основное отличие ионической от дорической колонны заключается в капители. У капители ионической колонны есть волюты (спиралевидные завитки с глазком в центре), с боковой стороны они соединяются между собой балюстрами. Также ионическая колонна более стройная, чем дорическая.

Коринфские колонны

Отличие коринфской колонны от ионической - в оформлении капители. У коринфских колонн она колоколообразная, украшена рядами стилизованных листьев аканта, образующих двойную корону, встречаются в оформлении и другие растительные узоры.

Первый из римских типов колонн - тосканский - похож на упрощенный дорический, но отличается от него отсутствием каннелюр. Композитные колонны - самые сложные из классических типов колонн, совмещают в себе черты ионических и коринфских капителей, по классификации Джакомо да Виньола (итальянский теоретик и архитектор позднего Ренессанса) к композитным колоннам относятся все колонны с капителями, не попадающими под общую классификацию.

В отдельную категорию можно выделить так называемые "изобразительные" колонны Древнего Египта. Они "копировали" природу Египта. В эпоху Нового Царства были распространены папирусовидные колонны с открытым и закрытым бутоном. В эллинистический период также стали популярны лотусо - и пальмообразные колонны со сложной капителью.

Колонна на водке

Александровская колонна в Санкт-Петербурге - одно из самых монументальных сооружений такого рода в в мире. Её вес - 700 тонн, причем колонна свободностоящая, то есть остается на месте только благодаря своему весу. Этот величественный памятник русской победе над Наполеоном был воздвигнут архитектором Огюстом Монферраном, который до этого был автором Исаакиевского собора. После сооружения Александровской колонны, которая была посвящена как Александру I, так и Александру Невскому, российский император Николай I сказал зодчему: "Монферран, вы обессмертили себя!".

Работы по установке колонны проводились зимой. Чтобы соединение монумента с фундаментом было более надежным Монферран специально приготовил "хитрый" раствор - смешал цемент с водкой и прибавил к раствору одну десятую часть мыла. Благодаря этому монумент удалось надежно центровать.

Когда 25-метровый столп был поставлен на место, ещё долго жители Петербурга боялись того, что эта громада рухнет. Чтобы избавить народ от плохих предчувствий, Огюст Монферран ежедневно устраивал показательный моцион у колонны, выгуливая собаку.

В 1920-е годы у большевиков была идея водрузить на Александрийскую колонну статую Ленина, но нарком просвещения Луначарский велел "оставить ангела в покое".

Колонна является одним из древнейших элементов архитектуры, сопровождающих постройки человека на протяжении тысячелетий и находящих самое разнообразное применение как снаружи, так и внутри сооружений. Утилитарная функция колонны как опорной конструкции со временем плавно перешла к роли декоративного элемента. Обычно колонны бывают цилиндрической формы, но встречаются виды колонн в архитектуре квадратной, многогранной, а также прямоугольной. Архитектурная колонна состоит из трёх деталей:

  1. Нижней части или базы (основания), на которой лежит основная нагрузка. Основание иногда декорируется горизонтальными желобками и используется не на каждой колонне.
  2. Основной части или ствола, который бывает гладким или украшенным канелюрами (вертикальными желобками).
  3. Верхней части или капители, которая украшается барельефами, волютой или пальметтой. Капитель также может отсутствовать в колонне.

Виды архитектурных колонн

Колонны представлены 5 типами:

  1. Дорические. Дата появления этого типа колонн относится к VI веку до нашей эры. Колонны отличались монументальным, лаконичным видом и состояли из ствола с канелюрами и капители без украшений.
  2. Ионические. Эти колонны античных времен выглядели более утонченно и изысканно, отличались декоративными украшениями всех составных частей колонны. Капитель обычно оформлялась в виде противоположно расположенных двух завитков.
  3. Коринфские. Колонны характеризовались насыщенным декорированием, обязательным наличием канелюр, декора и украшений, особенно капители с листьями аканта.
  4. Тосканские. Вид колонн, возникших в Древнем Риме, выглядит легким и воздушным, с простым основанием и столбом без канелюр.
  5. Композитные. Разновидность колонн, сочетавшая элементы ионической и коринфской моделей, у которой капитель выделялась украшениями в виде фигур птиц, животных или листьев аканта.

Колонны в интерьере современных помещений

Элемент, являющийся одним из символов античной архитектуры, сегодня вновь стал применяться в интерьерах помещений, в том числе квартир, домов, общественных зданий. В последнее время колонны в интерьере больше используются для украшения, но могут быть использованы в качестве несущего элемента в просторных помещениях, при перепланировке жилых квартир или для замены стены (несущей).

Декор колонны в квартире позволяет зонировать пространство, расставлять определенные акценты и подчеркивать значение определенных элементов (камина и т.д.). Зонирование пространства является наиболее распространенной функцией вертикальных колонн в интерьере квартир, подразумевающим огромное множество вариантов. С помощью колонн можно подчеркнуть определенную часть помещения или отделить гостиную от обеденной зоны, холл от гостиной комнаты, столовую от кухни.

Актуально применение простых по конструкции колонн в конструкциях с низкими потолками – можно зрительно их приподнять. Колонны чаще устанавливают в качестве оформления для арки и у винтовых лестниц. Можно использовать части колонн: пилястры или колонны без капители.

Порой колонны используют вместо маленьких шкафов или полочек. Подобные пустые внутри фальшколонны из гипсокартона или полиуретана выполняют практическую функцию в комнате. На барной стойке невысокая колонна может преобразоваться в мини-бар, а соединив между собой низкие колонны можно сделать, например, нишу для подсветки.

Необычны колонны в интерьере ванной комнаты, если колоннами окружена ванна или выделено место для зеркала. Иногда в гостиной или на кухне встречается неудачное размещение коммуникационных сооружений. Такие детали могут быть оригинально обыграны с помощью колонн и скрыты.

Материалы для изготовления колонн

Архитектурные колонны для интерьера производятся из декоративной штукатурки, камня, мрамора, металла, полиуретана, а также дерева. Привычные классические мраморные или каменные столбы встречаются редко по причине дороговизны. Если от колонны не требуется опорная функция, то можно использовать гипсокартон или полиуретан. Популярны деревянные колонны, служащие опорой и декоративным украшением помещения. Порой колонны инкрустируют полудрагоценными камнями или окрашивают в разные цвета, покрывают декоративной штукатуркой или мозаикой.

Различные виды колонн в архитектуре больших помещений загородных домов и небольших комнат типовых квартир могут прекрасно вписаться. Правильный подбор размера и расположения этих элементов позволит создать гармоничный дизайн жилища.

Видео: Водно-пузырьковая колонна в квартире

Абака (абак) - (лат. abacus ‘доска’) - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите - форму четырехугольника с усеченными углами и вогнутыми вовнутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Антаблемент - (фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Антаблемент - верхняя, несомая часть архитектурного ордера. Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В древнеримской и ренессансной архитектуре высота антаблемента обычно составляет примерно 1/4 высоты колонны.

Арка - архитектурный элемент , криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция создаёт боковой распор. Как правило арки симметричны относительно вертикальной оси.
Арки , перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен прием, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки , для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.
Аркбутан - (фр. arc-boutant) - один из типов используемых в церковной архитектуре контрфорсов в форме наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб и расположенной за пределами основного объёма здания.
Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.
Традиционно аркбутаны связывают с готической архитектурой, хотя в замаскированном виде они применялись ещё в византийских и романских сооружениях. Однако в XII веке аркбутаны, по-прежнему выполняя функцию распределения нагрузки, превратились в специально выставленный на показ декоративный элемент и использовались в таких известных сооружениях как Шартрский собор, Собор Парижской Богоматери, Собор в Бове, Реймсский собор и др.
Архитрав - или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - архитектурный термин , имеющий троякое значение.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток между колоннами, столбами или косяками (в окнах и дверях).
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны ; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
В-третьих, архитравом называется вид изразцов, употребляемых на облицовку голландских печей.

Аттик - (от др.-греч. ἀττικός) - декоративная стенка , возведённая над венчающим сооружение карнизом . Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.
В архитектуре неоклассицизма и ар-деко аттиком называется низкий этаж или глухой высокий парапет над главным карнизом здания.
Во французской архитектуре XIX века аттиком стал также называться жилой этаж, расположенный непосредственно под скатной кровлей здания.

Барабан - цилиндрическая часть здания, служащая опорой куполу.

Бровка - в древнерусской архитектуре декоративная деталь над окном в виде валика.

Витраж - (фр. vitre - оконное стекло, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Дентикулы (зубчики) - (от лат. denticulus - зубец), или «ордерные сухарики» - ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора . Встречаются в ионическом, коринфском ордере, а также в римском варианте дорического ордера. Прообразом дентикулов послужили торцы часто расположенных поперечных деревянных балок плоского глинобитного перекрытия в архитектуре Ионии.
Дентикулы встречаются как в архитектуре Древней Греции, так и на ёё более поздних интерпретациях времён классицизма и неоклассицизма.

Импост - в классической архитектуре горизонтальная тяга в виде карниза или выступа, служащая опорой для венчающей стену арки . В древнерусской архитектуре - верхняя часть лопатки, выполняющая функцию капители .


Ионик - в классической архитектуре элемент яйцеобразной формы, заостренный книзу. Из иоников составлялись орнаментальные пояса.

Каннелюры - (фр. cannelure) - вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.
Появились на полуколоннах и колоннах в Египте (конец 3 - начало 2 тыс. до н. э., 8 или 16 каннелюр на колонну) и получили дальнейшее развитие в античной архитектуре. Каннелюрами, идущими параллельно от основания к вершине, могут быть покрыты колонны любого из пяти ордеров классической архитектуры, кроме тосканского. В дорическом ордере применяется не более 20 каннелюр на колонну, в ионическом ордере - 24 канелюры. Иногда каннелюры наносились на корпус керамических сосудов.
В конце XIX века Отто Вагнер использовал неглубокие параллельные каннелюры для вертикального членения плоскостей стен и пилястров. Вагнеровские каннелюры всегда обрываются, не доходя до земли; их нижние концы обычно образуют обращённый вниз треугольник. Эта деталь широко использовалась мастерами петербургского модерна.
Часто каннелюрами украшают мебельные ножки. Этот прием используется, в основном, при изготовлении мебели в классическом стиле.
Капитель - (от лат. caput - «голова») - венчающая часть колонны или пилястры . Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
Капитель в архитектурных ордерах .

Используется во многих архитектурных стилях , начиная с древнего Египта и античности. Капители египетских колонн обычно украшались стилизованными цветками или бутонами папируса. Также встречались лотосовидные капители и колонны с капителями в форме стилизованных листьев пальмы.
Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель - простая круглая подушка-эхин; у ионической капители - на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капитель в современном строительстве
В современной архитектуре капителью также называется деталь сборного либо сборно-монолитного каркаса, опирающаяся на выступы колонны и предназначенная для восприятия нагрузки от вышележащего безбалочного перекрытия и снижения риска его разрушения в результате продавливания.

Карниз - (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений , мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами - мутулами.
Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом называется сандриком.
Профили карнизов в различных стилях мебели, равно, как и в архитектурных стилях, различны. Так, в английском классицизме было принято украшать мебельные карнизы орнаментом из листьев.
Карнизом также называют планки различных форм, использующиеся для подвешивания штор.
Кессоны (фр. caisson - ящик) - кассеты, квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде или на внутренней поверхности арки.
Потолок, отделанный кессонами, называют кессонированным или лакунарным (от лат. lacuna – «углубление», «лакуна»).
Первыми применять кессоны при строительстве стали древние греки. В то время кессоны выполняли исключительно практическую функцию, уменьшая массу сводчатой плиты, снимая часть нагрузки с балок. Тем не менее, уже тогда кессоны старались декорировать: их украшали лепниной или рисунком.
Позже, когда при возведении зданий стали использовать бетон, посредством кессонов обеспечивали конструктивное усиление свода или потолка.
Так как система построения сводов и потолков со временем изменилась, кессоны утратили свое практическое значение и перешли в разряд декоративных элементов.
Кессонированные перекрытия иногда делались из дерева и часто использовались для оформления интерьеров ренессансных дворцов. В Италии в период Ренессанса художники расписывали кессоны сюжетами, как правило, на мифологические темы.

Консоль - горизонтальная конструкция, выступающая из стены и поддерживающая другие выступающие части здания: балкон, карниз, эркер . В интерьере консоль - полочка или столик, прикрепленный к стене.

Контрфорс - Контрфо́рс (фр. contre force - «противодействующая сила») - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены , вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
История:
Контрфорсы получили распространение еще в средневековье, они стали важным элементом романского стиля архитектуры . Контрфорсы возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных на некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов.
Еще более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики. Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода. Поначалу их возводили также как и в романских постройках, вплотную к стене. Впоследствии, с развитием зодчества, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними аркбутанами. Разрез контрфорсов получил многоугольную форму, поверхность - архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина - остроконечное увенчание в виде пинаклей. С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, контрфорсы почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен. Употребление контрфорсов в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве.
Другие виды контрфорсов
Угловой контрфорс - продолжение стен за пределы постройки на углу. Таким образом, этот участок в горизонтальном сечении представлял собой крест.
Диагональный контрфорс - опора, возводимая на углу постройки так, что образует со стенами угол 135°.

Конха элемент древневизантийской храмовой архитектуры , представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX - начале XX веков (неовизантийский стиль), конхи, как правило, играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола. Их барабаны выступают из здания в виде апсид. Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма. Чаще всего вокруг центрального купола у храмов византийского стиля расположены четыре конхи, и храм, таким образом, венчает пятиглавие. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана.

Крестоцвет - (нем. Kreuzblume), флеро́н - распространенное в архитектуре готики украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов, вимпергов, щипцов.
Строго говоря, термин «крестоцвет» (нем. Kreuzblume) точно определяет лишь одну, наиболее распространенную, форму этого декоративного элемента . В качестве более общего названия используется термин «флеро́н» (фр. fleuron от фр. fleur - цветок), поскольку в ряде случаев цветок не имеет крестообразной формы. Однако повсеместное распространение в украшении готических храмов получила именно крестообразная форма, несущая определенное символическое значение и представляющая в профиле, откуда бы ни смотрел зритель, форму креста.
Купол - Ку́пол (итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх. От вертикальной нагрузки в купольных конструкциях возникают усилия сжатия, а также горизонтальный распор на опорах.
История куполов началась еще в доисторические времена, но технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской
архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведённом примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой. Кульминацией этого периода стало применение революционной парусной технологии при возведении Софийского собора в Константинополе. После завоевания мусульманами империи Сасанидов и Византийского Ближнего Востока, купол стал также частью мусульманской архитектуры.
В Западной Европе купола снова приобрели популярность в эпоху Ренессанса, и достигли расцвета в начале XVIII века в архитектуре барокко . Напоминающие римский сенат, в XIX веке купола стали использовать при возведении государственных строений. В строительстве домов купола использовались редко, будучи в период барокко атрибутом лишь самых больших построек и дворцов.
Курдонер - (фр. cour d"honneur - почётный двор; в русском языке употребляется также форма курдонер) - ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII - 1-й половины XIX веков (в России с начала XVIII века). Как приём парадной пространственной композиции курдонёр иногда применяется и в современной архитектуре . Лопатка - в древнерусской архитектуре вертикальный плоский и узкий выступ на стене без базы и капители (в отличие от пилястры ).

Кронштейн (нем. Kragstein - консоль) - консольная опорная деталь или конструкция, служащая для крепления на вертикальной плоскости (стене или колонне ) выступающих или выдвинутых в горизонтальном направлении частей машин или сооружений. Конструктивно кронштейн может выполняться в виде самостоятельной детали либо многодетальной конструкции с раскосом, а также в виде значительного утолщения в базовой детали. Механический принцип действия - сопротивление материала на скол и сдвиг.
Кронштейн в технике используется в основном для закрепления на вертикальных плоскостях деталей и узлов машин и устройств (к примеру, подшипников). Также кронштейны используются для крепежа троллейных проводов, кабелей, антенн и т. п.
Кронштейн в архитектуре , как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре , использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов , сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т.п.
Кронштейны также используются для крепления облицовочной кладки при строительстве зданий и сооружений. Так, существует технология так называемого вентилируемого фасада . Кронштейн крепится к монолитному перекрытию, на него кладется лицевой кирпич (облицовочный кирпич) или другой штучный кладочный элемент. Получается многослойная конструкция: несущее основание, утеплитель, воздушная прослойка, облицовочная кладка. Обычно через каждые два этажа или 7 м, максимальная высота кладки может быть 12 м. Материал кронштейнов - нержавеющая сталь (А4, DUPLEX). В промежутках между поясами кронштейнов устанавливаются специальные гибкие связи. Примерами зданий, где применялась данная технология могут являться такие здания, как гостиница Ритц на Тверской, жилой комплекс на ул. Пудовкина, ул. Станиславского, 11.
Кронштейн в автомобилестроении является одной из наиболее распространенных деталей, так как именно с помощью кронштейна к кузову автомобиля крепится штатное и дополнительное оборудование (примером могут служить самые различные виды кронштейнов: для крепления звуковых сигналов, осветительных приборов, номерных знаков и т. д.).

Лучковый фронтон - завершение фасада здания дугообразной линией (в форме натянутого лука). Часто украшается рельефом или росписью.

Люкарна (фр. lucarne, от лат. lux «свет») - оконный проём в скате крыши , обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами .

В европейской архитектуре позднеготического периода и в эпоху раннего Возрождения появился тип мансардных окон в люкарнах, со стороны фасада представляющий собой выложенное из кирпича продолжение стены. Такие окна нередко декорировались пышной лепниной с использованием стукко. В Англии и Шотландии в правление династии Тюдоров (XV-XVI века) получили распространение такие окна в постройках с остроконечными крышами. Во Франции со времён Людовика XII аналогичные окна сооружались на крышах замков. Люкарна была характерным элементом барочной архитектуры .
Широко применялась в архитектуре конца XIX-XX века в связи с характерными для неё декоративности архитектурных форм и интересом к архитектуре предшествующих эпох готики и Ренессанса.

Молдинг - накладная выпуклая планка с поперечными сечениями. Используется для декорирования различных поверхностей : стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершенный и аккуратный вид. Также молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Кроме декоративного, молдинги носят и функциональный характер, в частности, их используют для:
зонирования поверхности: разбивки на отдельные секции различной формы(прямоугольные, квадратные, фигурные, круглые), которые могут быть окрашены в разные цвета, либо фактурно выделены;
маскировки неэстетичных деталей или некачественной отделки: молдинги отвлекают внимание от дефектов, сосредотачивая взгляд на себе, как центре композиции;
защиты поверхности от механических повреждений.

Для изготовления молдингов используются самые различные материалы: гипс, мрамор, металл, дерево, пластик (для придания молдингу гибкости в пластик добавляют каучук), полистирол, полиуретан .

Наос (от греч. ναος - храм, святилище) центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.
С востока к наосу примыкает алтарь - важнейшее помещение храма, где располагается престол и совершается литургия. Алтарь в православных храмах отделён от наоса завесой и иконостасом. С запада к наосу присоединяется притвор или по гречески нартекс. В некоторых русских храмах притвор отсутствует и входная дверь храма ведёт прямо в наос.В раннехристианских храмах VI-VII веков, строившихся в форме базилики, наос имел продольную форму и состоял из нефов. Однако уже в V веке возникли центрические купольные храмы. В них наос мог иметь квадратную, круглую, гранёную или крестообразную форму. Форма наоса усложнялась обходными галереями и хорами, которые могли огибать помещение со всех сторон, кроме алтаря. В зрелом византийском искусстве с IX века повсеместно распространённым стал крестово-купольный тип храма. В нём наос имел квадратную или близкую к квадратной форму. В наосе располагались четыре колонны, поддерживавшие арки, своды и купол. Существовали храмы без несущих опор в интерьере. В них углы квадратного наоса перекрывались тромпами, поддерживавшими широкий купол. Существовали храмы с наосом в форме креста или трёх-четырёх листника. Последние принято называть триконхи и тетраконхи, так как их полукруглые торцы перекрывались полукуполами-конхами. Этот архитектурный тип широко распространился в архитектуре Армении и Грузии. В Сербии боковые части таких храмов принято называть певницами.
В древнерусской архитектуре распространился тип храма со столбами-опорами (сменившими византийские колонны). Наосы русских храмов XI-XIII веков имели прямоугольную форму и делились столбами на три или пять нефов. С запада обыкновенно были хоры, а расположенные под ними компартименты выделялись как нартекс. Этот тип храма просуществовал на протяжении всего древнерусского искусства. Только с XIV-XV веков в храмах исчезают хоры. В XVI-XVII веках распространились бесстолпные храмы, перекрытые шатром, крестообразным или сомкнутым сводами. Наос в них приобрёл предельно простую прямоугольную форму. По бокам к наосу часто примыкали приделы - малые храмы, имевшие схожую форму. С запада к наосу стала примыкать низкая продольная часть, так называемая трапезная. Во многих более поздних церквях XVIII-XIX веках интерьеры приделов и трапезной слились воедино, разделяясь только столпами. Интересные формы наоса встречаются в русских храмах периода барокко и классицизма. Встречаются храмы в стиле классицизм круглой формы, то есть ротонды. В середине второй половине XIX века в период эклектики возрождаются некоторые формы русских храмов XVII века и более ранних. В конце XIX начале XX века строится много церквей и соборов с повторением многих форм византийской архитектуры. В них пространство наоса вновь получило сложную и выразительную форму.
Нервюра - (фр. nervure - жилка, прожилка) - выступающее ребро готического каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.
Нервюра в авиастроении - элемент поперечного силового набора каркаса крыла, оперения и других частей летательного аппарата, предназначенный для придания им формы профиля. Нервюры крепятся на продольном силовом наборе (стрингерах, лонжеронах) и являются основой для закрепления обшивки.

Ордер - в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания: колонн и антаблемента . В Древней Греции сложились ордера дорический, ионический и коринфский.

Парус - в древнерусской архитектуре треугольные вогнутые поверхности, образуемые при переходе от прямоугольного в плане подкупольного пространства к круглому барабану купола. В однокупольных храмах в парусах помещаются изображения евангелистов.

Периптер - (от греч. perípteros - окруженный колоннами , от perí - вокруг и pterón - крыло, боковая колоннада ) - тип древнегреческого храма в антах, вокруг которого со всех сторон дорический ордер (чаще всего), колонны в один ряд. Периптер- прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой, расстояние от которой до стен наоса равно одному интерколумнию. Внутри Периптер обычно состоял из пронаоса и наоса (латинское целла), позади наоса часто устраивался опистодом. Периптер сложился к началу 7 в. до н. э. и был наиболее распространённым типом храма в эпоху архаики
Понятие ввел Витрувий, который дал типологию древнегреческих храмов (мегарон, простиль, амфипростиль, периптер, диптер).

Пилястра - (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены , обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель , и тем самым условно изображающий колонну . Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны ) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами »).
Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре , служа как декоративным (для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (для усиления стены). Начиная с эпохи Возрождения пилястру можно встретить и в мебели, где она располагается, в основном, по обеим сторонам шкафов, и играет роль опоры.

Портал - архитектурное оформление входа в здание. В древнерусском зодчестве и в готике оформлялся архивольтами , в античной архитектуре и в новое время - фронтоном, пилястрами и т.д.

Портик - (лат. porticus) - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны , поддерживающие её или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок . Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной - или глухой, или имеющей двери и окна.

Портик введён в архитектуру древними греками и был заимствован от них древними римлянами. В античных постройках он служил местом, в котором можно было сидеть и прогуливаться, укрывшись от палящих лучей солнца или от дождя. Этот род построек удержался в зодчестве средних веков (монастырские клуатры) и эпохи Возрождения. В новое время портики широко использовались в архитектуре классицизма XVIII - первой трети XIX века.

Розе́тка , розе́тта (от фр. rosette, буквально «розочка») в архитектуре - мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке.
Растительные орнаменты данного типа использовались со времён Древнего Египта, где наибольшее распространение получили мотивы на основе стилизованного цветка лотоса, видимого сверху. В Древней Греции розетками украшались погребальные стелы. Позднее она была воспринята романским стилем и Ренессансом, во времена которого, в подражание древнеримским интерьерам, рельефные и писанные розетки помещались в середине кессонов, на которые разбивались потолки и своды внутри зданий. Впоследствии этот приём распространился в Средней Азии и даже в Индии.
Розетты бывают рельефные, лепные , а также плоские, имитирующие объёмные , в технике монохромной росписи. Плоские розетты использовались еще в античные времена, в готике орнамент принял форму круглой оконной розы, ставшей отличительным признаком готической архитектуры.
Розетки часто комбинируются с другими декоративными элементами - геометрическими, спиральными и листовидными.

Роза - в готике большое круглое окно главного фасада храма. Симметричный рисунок витража придает ему сходство с цветком.

Сандрик - небольшой карниз над наличником оконного или дверного проема.

Фасад - (фр. façade - на чертежах это как фотография наружной стенки здания) - наружная, лицевая сторона здания .
Также фасадом называют чертёж ортогональной проекции здания на вертикальную плоскость.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения , его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Фиал - в готике шпиль, украшенный крестоцветами и краббами. Венчает собой пинакль.

Фриз - средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом . В дорическом стиле украшается чередующимися триглифами и метопами, в ионическом - рельефами, образующими сплошную, непрерывную ленту (так называемый зофорный фриз). Позже фризом стали называть любую горизонтальную изобразительную или орнаментальную композицию.

Фронтон - (фр. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания , портика, колоннады , ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, треугольное поле или тимпан которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. В последнюю пору римского искусства появились фронтоны другой формы, перешедшие потом в архитектуру эпохи Возрождения, а именно такие, в которых наклонные карнизы заменяются одним непрерывным дугообразным карнизом, так что образуется тимпан в виде сегмента круга. В позднейшее время форма фронтонов разнообразилась ещё более: появились фронтоны в виде трапеции, с боковыми карнизами, не сходящимися вверху, в форме равностороннего треугольника и др. Такие фронтоны устраиваются преимущественно не над фасадами, а над окнами, дверями и крыльцами.
Основные виды

Килевидный - напоминающий перевёрнутый киль корабля, характерен для древнерусского деревянного зодчества.
Лучковый - дугообразный, напоминающий натянутый лук. При увеличении сегмента круга фронтон становится циркульным.
Полукруглый - с полуциркульным завершением.
Прерванный - с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна. Если карниз отсутствует почти полностью и фронтон покоится, например, лишь на двух колоннах, такой фронтон называют полуфронтоном. Когда же карниз исчезает совершенно, фронтон превращается в щипец, или, в готической архитектуре, в вимперг.
Разорванный - с не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения.
Раскрепованный - с выступающими вперёд частями - раскреповками (см.: Раскрепованный ордер).
Самцовый - сложенный из брёвен как непосредственное треугольное продолжение венцовой торцевой стены.
Ступенчатый - в виде ступеней, уменьшающихся в своих размерах кверху.
Трапециевидный - в виде трапеции.
Треугольный - в виде равнобедренного треугольника.
Фуст - ствол колонны от базы до капители.
Цоколь - (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) - многозначный термин:
Цоколь в архитектуре - лежащая на фундаменте нижняя, обычно несколько выступающая, утолщённая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны. Цоколь обычно получает декоративную обработку.

Щипец - в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.

Эдикула - в античной архитектуре маленький храм. Позже декоративная постройка или деталь, в миниатюре повторяющая композицию большого здания, например, ниша в виде портала с колоннами и фронтоном.

Эркер (нем. erker) - закрытая часть здания круглой, прямоугольной или многогранной формы, выступающая из плоскости стены. Обычно снабжен окнами, может быть остеклён по всему периметру. Могут быть как одно-, так и многоэтажными. Несущими для эркеров являются консольные балки или камни, реже ризалит. Верхняя часть эркера выполняется в виде ската, иногда даже нескольких. Встречаются также и эркерные «башенки», которые возвышаются над главным карнизом здания.
При помощи эркеров можно слегка увеличить внутреннее пространство помещений. Эркеры также способствуют улучшению проникновения солнечного света и увеличению обзора.
Остеклённые выступающие части некоторых машин, предназначенные для увеличения обзорности, также называют эркерами. Например, эркеры установлены на специальных железнодорожных вагонах-путеизмерителях или динамометрических вагонах.