Ирина Гридчина
Экологический проект «Лекарственные растения» для детей подготовительной группы
Экологический проект
по теме : «Лекарственные
растения »
в подготовительной группе д
етского сада.
Срок : краткосрочный.
Тип : познавательный
Проблема : не достаточное количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного региона, поэтому я решила углубленно изучить с детьми этот вопрос
Актуальность : проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений , так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения » .
Цель проекта : создать условия для расширения и уточнения знаний , их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.
Задачи :
1. Расширять и
формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях , их строении, внешнем вид, ценности для здоровья, правил пользования.
2. Развивать речь : обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
3. Воспитывать у детей любознательность , бережное отношение к растениям , любовь к родному краю.
Методы исследования :
исследовательские : опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
наглядные : рассматривание растений , иллюстраций,
словесные : беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
практические : рисование, сбор лекарственных трав , оформление альбома.
Участники проекта :
Дети старшей группы (5-6 лет,
Воспитатели,
Родители,
Планируемый результат :
дети должны знать :
Виды лекарственных растений , способы их сбора и применения;
Стихотворения о
лекарственных растениях ;
Значение лекарственных
растений в жизни человека .
Дети должны уметь :
Отличать лекарственные растения от других видов ;
Соблюдать правила поведения в природе;
Проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений ;
Элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями ;
I этап (подготовительный )
1. Подбор литературы : методической, детской.
2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта .
3. Подбор демонстрационного материала.
4. Определение тематики бесед с детьми :
5. Определение тематики проблемных вопросов :
6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.
7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта .
8. Подбор оборудования.
9. Проведение диагностики знаний детей о лекарственных растениях .
II этап (практический)
1. Беседа «Лекарственные растения »
Цель : выявить уровень знания детей о лекарственных растениях , уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы , их пользе для человека.
2. Дидактическая игра
«Съедобное – несъедобное» .
Цель : закрепить знания детей о
ядовитых и лекарственных растениях .
3. Дидактическая игра «Определи по запаху» .
Цель : учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.
4. Дидактическая игра «Узнай и назови»
Цель : учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
5. Чтение рассказов А. Плешакова «Зеленые страницы»
Цель : обогащать знания детей о мире лекарственныз растений , развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.
6. Экскурсия по территории детского сада.
Цель : познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений , способами их сбора.
7. Наблюдение «Строение растения »
Цель : уточнить знания детей о частях растений .
8. Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель : закреплять знания детей о том , какие части растений используются для лечения.
9. Дидактическая игра «Третий лишний» .
Цель : учить детей отличать растения по их значению для человека.
10. Дидактическая игра
«Две корзины»
Цель : учить детей отличать
и классифицировать растения .
11. Рисование «Мать – и - мачеха» .
Цель : учить детей передавать в рисунке впечатления полученные от занятия.
12. Объемная аппликация «Одуванчик»
Цель : учить детей передавать характерные особенности растения : жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
III этап (заключительный)
1. Оформление гербария «Лекарственные растения » (с помощью родителей)
Цель : составить своеобразную копилку лекарственных растений , с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
2. Дидактические игра «Что лечит это растение ?» , «От какого растения часть » .
Цель : закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения , их пользу.
3. Оформление альбома «Зеленая аптека» с описанием.
Цель : включение родителей в работу по проекту , процесс экологического воспитания детей .
4. Фитобар (дегустация лекарственных чаев и беседа за круглым столом)
Цель : подведение итогов проекта , уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях .
Итоги проекта :
В ходе реализации проекта «Лекарственные растения » детям давалась необходимая сумма знаний о пользе и значении целебных растений для человека . При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.
В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье , критерием оценки проекта явилась , что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе. В ходе работы над проектом достигнуты : был обогащён опыт детей в уходе за растениями , методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.
В период работы над проектом пополнился словарный запас детей . В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.
Вывод :
Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту , экологически грамотное поведение , отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты : был обогащен и обобщен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Был собран материал о лекарственных растениях нашей станицы . Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям .
В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей , если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений , то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста , так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.
Светлана Веселовская
Экологический проект "Лекарственные растения " (краткосрочный)
Продолжительность проекта : 2 недели
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагог, родители.
Тип проекта : поисковый.
Цель проекта : - закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях , их многообразии, ценности для здоровья, правил пользования ими. Воспитывать бережное отношение к растениям . Активизировать у детей инициативу, внимание, память, обогащение словарного запаса.
Задачи : 1. Расширить знания детей о лекарственных растениях , их многообразии и пользе для человека.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность; любовь к природе; бережное отношение к растениям ;
3. Развивать коммуникативные навыки, игровое творчество, воображение, мышление, связную речь.
4. Формировать навыки исследовательской деятельности
Проектная идея создать альбом «Лекарственные растения в детском саду »
Предполагаемый результат : Дети научатся различать лекарственные растения . У детей сформируется знания и представления о лекарственных растениях , их многообразии и пользе для человека с медицинской точки зрения. Пополнится словарный запас, научатся называть лекарственные растения и их лечебные свойства. Расширить навыки наблюдения в процессе поисково – познавательной деятельности. Дети познакомятся с новыми для них растениями , научатся находить и различать лекарственные растения друг от друга и от других растений .
Подготовительный этап : 1. Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала и фотографий по теме лекарственные растения . 2. Сбор художественной литературы : стихи, загадки, рассказы, сказки про лекарственные растения . 3Родителям совместно с ребенком сделать книжку малышку об 1 лекарственном растении .
Реализация проекта
1. Рассматривание растений в книгах , фотоальбоме, гербариях, энциклопедии. Цель : развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях .
2. Экскурсионная прогулка по территории ДОУ. Цель : знакомство с природным окружением родного края; из рассказа воспитателя узнали о многообразии трав произрастающих в наших лесах , лугах; познакомились с лекарственным растением – подорожником , одуванчиком, ромашкой; с его внешним строением; закрепили знания о том, какую пользу приносит это растение человеку .
3. Дидактические игры :
«Узнай растение » Цель : упражнять в умении узнавать растение по внешнему виду , строению, составлять рассказ о нем.
Дидактическое упражнение : «Определи по запаху» Цель : узнавать лекарственные растения по запаху , уметь рассказывать о его лечебных свойствах; развивать свою связную речь, закреплять полученные знания в процессе этого интересного упражнения.
«Вершки и корешки» Цель : познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья. Клевер – цветы, листья.
Словесно – дидактическая игра : «Вылечи куклу» Цель : закрепить знания о лечебных свойствах растений , учиться находить правильное решение в проблемной ситуации. Уметь правильно определять лекарственные свойства растений для здоровья человека.
«Что лишнее?» Цель : уметь отделять лекарственные растения от других растений .
4. Беседы «Лечим без таблеток» , «Полезные растения » , «Зеленая аптека» Цель : расширить знания и представления детей о лекарственных свойствах растений , их многообразии и доступности человеку, познакомить с правилами сбора и сушки лекарственных растений , формировать бережное отношение к природе.
5. Чтение и разучивание стихов, загадок, рассказов о лекарственных растениях . Цель : расширять словарный запас, учить строить правильно речь, развивать память.
6. Создание альбома «» (совместная деятельность детей, родителей и воспитателя) .
7. Консультация для родителей «А знаете ли вы, что….»
Заключительный этап. Оформление и представление альбома «Лекарственные растения вокруг нас » . Выставка работ детей совместно с родителями «моя книжка малышка»
Публикации по теме:
Конспект НОД «Лекарственные растения» Конспект НОД по окружающему миру Старший дошкольный возраст Ермакова Светлана Валериевна Тема. Лекарственные растения. Цель: познакомить.
Конспект НОД во второй младшей группе «Лекарственные растения» Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, учить различать данные растения по внешнему виду и запаху; закрепить.
На базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка» состоялось мероприятие посвященное сбору лекарственный трав и растений. На.
Паспорт проекта Тема: «Лекарственные растения» Руководитель проекта Жирова Татьяна Алексеевна Актуальность проекта: Понятие «здоровье».
Технологическая карта занятия «Природная аптека. Лекарственные травы. Ядовитые растения» Масаты/Цель: формировать знания детей о лекарственных и ядовитых растениях; развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать.
Введение
1.1.Письмо лекарственному растению.
1.2.Разведка в царстве лекарственных растений.
1.3.Именная книга.
1.4.Открытие лесной аптеки в детском саду.
1.5. Команда юных экологов.
1.6.Ознакомление с художественной литературой.
1.7. Игры и беседы, загадки по экологии.
1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность.
1.9. Слушание музыки.
1.10. Экологические викторины.
2.Вывод.
3.Список использованной литературы.
4. Приложение.
Справка о деятельности коллектива
Чай из мать-и-мачехи : 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день. Желательно (только не для !) подсластить .
Загадки
И матушка родная, и мачеха злая
Бок о бок живут - через стеночку.
На откосе, на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки -
Желтые глазочки.
БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА
В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития - и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их - она вся покрыта густым войлочным опушением.
С.П. Мацюцкий
Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики - они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.
Материал собран семьей Воронина Максим а
Подорожник.
Применение в медицине
Сухие измельченные употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при , , и других заболеваниях органов дыхания, а еще подорожником хорошо лечит ушибы и раны.
Загадки о подорожнике
Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.
Его бьют сапогами, его мнут колесом,
Ему все нипочем.
У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой;
Он для нас с тобой аптекарь.
Догадайся, кто такой?
СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ
Ты пошел в лес и - вот неприятность! - порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» - и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…
А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!
Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.
А.А. Плешаков
ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА
Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» - так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.
В.Н. Андреева
Мята
МЯТА,Название рода происходит от нимфы (или Минты), богини горы Менте в , возлюбленной бога подземного царства . Супруга Гадеса превратила её в растение - душистую мяту
Применение
Растение широко используется: в пищевых продуктах, в - и ;в и - , , ;в - преимущественно .
Интересные факты
Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода
Материал собран семьей Кирилловой Лены
Пастушья сумка
Пасту́шья су́мка, или Су́мочник- из семейства .
Латинское научное название дано по форме плода: - ящичек, ларчик.
Народные названия: крестьянская горчица, сердечная трава, ложечки.
Наиболее известный - Пастушья сумка обыкновенная, или Сумочник обыкновенный, или двулетнее растение, широко распространённое в . На окультуренных территориях является обычным .
Применение в народной медицине.
Трава пастушьей сумки широко применяется в народной и научной , в том числе в качестве в практике.
Материал собран семьей Хрящёва Яна
Ландыш
Ландыш майский - широко известное , входящее в фармакопеи многих стран.
Название: дано Карлом Линнеем по древнему латинскому названию ландыша -лилия долин.
Из истории: один из первых весенних цветов, ландыш у древних германцев был посвящен Остаре, богине восходящего солнца и провозвестнице весны. С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева. В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов.
По одной легенде, ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило кровью его слезы; по другой, ландыш вырос из капель крови св. Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына; в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.
Материал собран семьей Кучеренко Даши
Чистотел
Лекарственным сырьем чистотела служит надземная часть растения. Собирают чистотел в мае-июне в фазе цветения в сухую погоду, срезая или обламывая ветки на высоте 10-15 см от земли. Препараты чистотела обладают противовоспалительным, противозудным, противомикробным, ранозаживляющим и прижигающим действиями. Свежим соком и мелко измельченной травой чистотела выводят бородавки, мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещинки на пятках и на руках. Процедуру проводят 3-4 раза в день.
Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Полезен при наружных и внутренних болезнях. Употребляется сок, находящийся в корнях, стеблях и листьях.
Среди лекарственных растений чистотел является едва ли не самым популярным. Чистотел растет всюду: под забором, в канавах, в оврагах, по берегам рек и озер. Он очень неприхотлив и совсем некапризен – была бы влажной почва. Так что оглядитесь – вы его сразу увидите. А что вы знаете о чистотеле?
Издавна люди хорошо знали лечебные свойства этой травы, чистотел всегда использовали для очищения тела, то есть избавлялись от прыщей, угрей, мозолей, бородавок и даже от веснушек. Называли чистотел в народе по-разному, но русским женьшенем его считают, по сей день, по праву.
Рецепты народной медицины:
Для лечения ран и ушибов надо взять 1 столовую ложку травы чистотела, залить кипятком, дать настояться час. Обмакнуть в настое салфетку и приложить к больному месту на 15 минут.
Материал собран семьей Белоуско Кати
Ромашка
Применение в народной медицине.
Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.
Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.
Загадки о ромашке
Белый лепесток, посередине - желток. Какой это цветок?
Шел я лугом, по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца жгучие лучи.
Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.
На верхушке стебелька -
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Стоит в поле кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?
Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка
С зеленым листочком-платочком в кармашке.
С.П. Красиков
СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ
Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом - вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары - бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.
Материал собран семьей Капаклы Вовы
Одуванчик.
Одуванчик лекарственный , род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся ветром. Плод - семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков.
Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.
Применение в народной медицине .
Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды одуванчика - содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.
Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.
Загадки об одуванчике
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок -
Остался стебелек.
Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
Одуванчик - очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится - и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.
С.П. Красиков
Материал собран семьей Дачкиной Лены
Приложение №3
Команда юных экологов.
Белоуско Катя
Воронин Максим
Капаклы Вова
Дачкина Лена
Кучеренко Даша
Кириллова Лена
Хрящёв Ян
Приложение №4
Загадки о лекарственных растениях.
На этой страничке расположились наши гости – загадки. Многие растения этого края нашли своё отражение в народном творчестве. Сложено также немало загадок о лекарственных растениях:
1.
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
2.
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает.
3.
Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
4.
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
5.
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
6.
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
Боярышник.
Календула.
Шиповник.
Клевер.
Одуванчик.
Подорожник.
Приложение №5
Правила сбора лекарственных растений
1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Проблема . Беседа с детьми на тему растений помогла определить проблему, а именно - дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в целебных растениях. Поэтому и был разработан экологический проект «Лекарственные растения»
Сроки проведения: разработка и реализация проекта проходила в летний период 2016 года в течении двух месяцев.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта : сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи:
1. Для воспитанников:
1. Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.
2. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете.
3. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
4. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать.
5. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. 6.Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
7. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.
2. Для родителей (законных представителей)
1. Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности, создании совместного образовательного проекта.
2. Повышать родительскую компетенцию в вопросах экологического воспитания.
3. Для педагога:
1. Разработать систему мероприятий, направленных на развитие экологических знаний старших дошкольников.
2. Создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений.
В летний период времени 2016 года на уровне ДОУ я внедряла проектную деятельность познавательного цикла под названием: "Растения, которые нас лечат". На начальном этапе внедрения проекта провела диагностическую беседу с детьми и анкетирование с родителями. План реализации проекта представлен в виде таблицы- матрицы. (план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий).
Осуществляя прогулку с детьми по экологической тропе, я задала детям вопрос: "Что вы видите под своими ногами, когда идете?" Дети стали называть: траву, камешки, цветы. Катя назвала одуванчики. «Вот – лопух», сказала Аня. «А я вижу подорожник, он лечит», - сказал Саша. А какие еще растения, которые нас лечат, вы знаете? Ответов много не последовало, и эта проблема послужила толчком к созданию проекта.
Ввести детей в проблему проекта помог просмотр мультфильма «Сказки про лекарственные растения». Сюжет мультфильма раскрыл перед детьми разнообразие мира растений, которые лечат людей, животных. После просмотра дети поняли, что в природе нас окружают растения, которые не только радуют своей красотой, но и помогают нам дышать. И также существуют лекарственные растения, которые в опасных для здоровья ситуациях приходят на помощь человеку, животным.
Затем для расширения знаний у детей о лечебных растениях использовала беседы с использованием ИКТ: "Как разнообразен растительный мир", "Почва и ее свойства", "Царство лекарственных растений", "Что лечат лекарственные растения". После этого дети стали искать в ближайшем окружении лекарственные травы. Исследовав территорию детского сада, выявили с детьми наличие хорошо знакомых детям видов лекарственных растений - одуванчик, подорожник, лопух; и незнакомых - тысячелистник, цикорий. На месте их произрастания мы поместили таблички - указатели с картинкой. Позже Галя предложила придумать карту и занести на нее все растения- целители, которые растут на территории детского сада. Итак, дети выявили, что нужно на карту занести следующие растения: цикорий, тысячелистник, ромашку лекарственную, пастушья сумка, одуванчик, лопух, подорожник, крапиву. Совместно с детьми изготовили карту- схему.
В период ознакомления с новым видом лекарственных растений мы читали такие литературные произведения как: рассказ "Огород на опушке" А. Стрижева, А. Онегова "Тропинка полевая", Н. Павловой "Загадки цветов", А. Плешакова "Зеленые страницы", Э. Шима «Сказки, найденные в траве», С. Козлова «Волшебная травка зверобой», К. Паустовский «Заботливый цветок».
Разучивали стихи, отгадывали загадки про лекарственные растения: подорожник, ромашку лекарственную, крапиву, одуванчик.
Чтобы сформировать представления о лекарственных растениях у детей проводила дидактические игры под названием: "Где что растет?", "Угадай, где я была?"(определение места произрастания), "Найди, о чем расскажу", "Что лечит это растение". "Какому растению принадлежит это?". Для создания игры "Угадай по запаху" приняли участие и дети и родители. Каждый ребенок выбрал понравившиеся растение, дома вместе с родителями собрали, высушили и принесли в сухом виде в мешочке из ткани.
Экскурсии по экологической тропе помогли детям в экспериментальной деятельности. Дети узнали строение растений, условия, необходимые для их жизни, размножение, рост, развитие растений. На прогулочном участке создали уголок "Зеленые помощники", где дети самостоятельно рассматривали картинки с лекарственными растениями и иллюстрации из книг.
Узнав о большой пользе всех лекарственных трав, дети предложили придумать плакат «Берегите лекарственные растения- это наши зеленые друзья» и разместили его в уголке на участке. А еще пригласили гостей- друзей из другой группы и рассказали им о пользе лекарственных растений.
Позже ребята спросили: "А где могут расти еще лекарственные растения?" И тогда мы осуществили выход в парковую зону с целью выявления места произрастания лекарственных растений за территорией детского сада. Сделали вывод, что эти растения растут повсюду, всегда рядом с нами. Затем посетили аптеку, где работает бабушка Вероники. Она рассказала детям, что можно травы сушить самостоятельно дома, а можно купить готовую траву в аптеке и лечиться.
С использованием изобразительных средств дети рисовали понравившиеся растения. Детские работы собрали в папку "Целебные травы".
Завершая работу с детьми по проекту, мы собрали гербарий лекарственных растений. В игровой деятельности дети использовали лечение разными отварами, легко узнавали и называли лекарственные растения на территории детского сада, по дороге домой. Пополнилась развивающая среда новыми дидактическими играми, появилась картотека лекарственных растений нашей местности,
В проектной деятельности принимали участие и родители. Совместно с детьми родители в домашних условиях изготовили схемы приготовления отваров, настоек для оздоровления организма и различных заболеваний. Поделились опытом на итоговом мероприятии. Вместе оформили копилку "Бабушкиных рецептов" (обмен рецептов).
Интересными по содержанию получились сочинения сказок родителей и детей про лекарственные растения и их лечебные свойства.
Творчески подошли родители к изготовлению книжек- малышек "Мое любимое лекарственное растение"
Ожидаемые и полученные результаты.
В ходе работы над проектом мы достигли следующих результатов: обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях нашей местности, которые растут и на территории детского сада. В период работы над проектом дети пополнили словарный запас. Экспериментальная деятельность, в которой участвовали дети была направлена на развитие воображения, мышления. В ходе всего проекта дети проявляли любознательность, были наблюдательны.
В результате работы по проекту дети узнали больше названий целебных растений, узнали об их значимости для всего живого на планете. Если в начале работы дети знали только 2-3 растения, то к завершению их знания пополнились до 8-10. Легко узнавали их по внешнему виду, и также Путем исследования дети познакомились со свойствами лекарственных растений и их лечебными качествами.
У детей сформировалось бережное отношение к природе.
Ребята хорошо запомнили, что растения, которые нас лечат надо охранять и беречь.
Из наблюдений за играми детей, можно сказать, что у детей появились новые сюжеты игр: "Фитобар", "Зеленая аптека".
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Лекарственные растения»
Старшая группа №7
Воспитатели:
Войтович М.В.
Золотухина В.В.
2013 г.
Педагогический проект
(познавательный, среднесрочный)
«Лекарственные растения»
Сроки выполнения проекта: 1 месяц
Актуальность.
Гипотеза:
Участники проекта:
Цель проекта:
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
- Изготовление пособий.
Реализация проекта.
Работа с детьми
Познавательная деятельность |
|
Продуктивная деятельность | |
Игровая деятельность | |
Работа с родителями
- Экскурсия в аптеку.
Обобщающий этап.
«Презентация проекта»
- Альбом «Зеленая аптека»
- Консультации для родителей
- Дидактическая игра «Фитодоктор»
- Загадки о лекарственных растениях
- Викторина «Знатоки лечебных трав»
Результаты реализации проекта:
Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.
Сформировались знания о лекарственных растениях.
Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания .
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР Детский сад №8 «Салют»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
(познавательный, среднесрочный)
«Лекарственные растения»
Старшая группа №7
Воспитатели:
Войтович М.В.
Золотухина В.В.
2013 г.
Педагогический проект
(познавательный, среднесрочный)
«Лекарственные растения»
Место проведения исследования: территория МБДОУ ЦРР детский сад №8 «Салют».
Сроки выполнения проекта: 1 месяц
Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.
- Донести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подбор методической и художественной литературы.
- Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
- Изготовление пособий.
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- Разработка бесед, викторины.
- Составить перспективный план мероприятий.
Реализация проекта.
Работа с детьми
Познавательная деятельность |
|
Продуктивная деятельность | 1.Рисование «Наш друг - подорожник» 2.Аппликация «Ромашковое поле» 3. Рисование «Чудо – растения» |
Художественно – речевая деятельность | Чтение литературных произведений: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Н. Павлова «Загадки цветов», А, Плешакова «Зеленые страницы», А. Онегова «Тропинка полевая», А. Плешакова «Зеленые страницы», Заучивание загадок и стихов о растениях Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…» |
Игровая деятельность | Дидактическая игры«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”. |
Поисково – исследовательская деятельность | 1.Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение). 2.«На участке ищем полезные растения» 3.«Где лучше посадить растения?» 4. Составление схем «Что лечит растение» |
Работа с родителями
- Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
- Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
- Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
- Оформление альбома «Зеленая аптека»
- Экскурсия в аптеку.
- Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.
Обобщающий этап.
«Презентация проекта»
- Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»
- Выставка рисунков «Чудо – растения»
- Альбом «Зеленая аптека»
- Консультации для родителей