К постройке нового дома славяне относились очень серьезно, ведь в нем предстояло жить многие годы. Заранее подбирали место для будущего жилища и деревья для строительства. Лучшей древесиной считалась сосна или ель: дом из нее получался крепким, от бревен исходил приятный хвойный запах, да и люди в таком доме болели реже. Если поблизости не было хвойного леса, то рубили дуб или лиственницу. Стройка начиналась поздней осенью. Мужики со всей деревни валили лес и прямо на опушке строили бревенчатый сруб без окон и дверей, который так и оставался стоять до ранней весны. Делалось это для того, чтобы бревна за зиму «улеглись», притерлись друг к другу.

Ранней весной сруб разбирали и переносили на выбранное место. Периметр будущего дома отмечался прямо на земле с помощью веревки. Для фундамента по периметру дома выкапывали яму глубиной 20-25 см, засыпали ее песком, закладывали каменными глыбами или просмоленными бревнами. Позже стали использовать кирпичный фундамент. Сверху плотным слоем укладывали берестяные пласты, они не пропускали воду и предохраняли дом от сырости. Иногда в качестве фундамента использовался четырехугольный бревенчатый венец, установленный по периметру дома, а уже на него складывали бревенчатые стены. По старым языческим обычаям, которые даже и сегодня у русского человека уживаются с истинной христианской верой, под каждый угол венца закладывали клочок шерсти (для тепла), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости).

При строительстве дома имело значение даже количество бревен в стенах, оно было различно, в зависимости от принятых в данной местности обычаев. Существовало много способов скрепления бревен по углам, но наиболее распространенными были два – сруб «в обло» и «в лапу». При первом способе по углам дома оставались неровные выступы, которые назывались остатком. Такие домики нам знакомы с детства по иллюстрациям к русским народным сказкам. Но выступающие части бревен в избах имели особое значение – предохраняли углы дома от промерзания морозной зимой. Зато сруб «в лапу» позволял расширить пространство дома. При этом способе бревна соединялись друг с другом на самых концах, это было намного сложнее, так что этот способ использовался реже. В любом случае бревна очень плотно прилегали друг к другу, а для большей теплоизоляции щели протыкали мхом и конопатили.

Покатая крыша выкладывалась щепками, соломой, осиновыми дощечками. Как бы ни было странно, самой долговечной была соломенная крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой. Вдоль кровли укладывали бревно, украшенное с фасада искусной резьбой, чаще всего это был конь или петух. Это был своеобразный оберег, защищающий дом от бед. Перед тем, как приступить к отделочным работам, в крыше дома оставляли небольшое отверстие на несколько дней, считалось, что через него нечистая сила должна вылететь из дома. Пол застилали половинками бревен от двери к окну. Между фундаментом и полом оставалось пространство, которое служило подполом для хранения продуктов (подклеть), здесь же хозяин мог устроить мастерскую, а зимой в подклети держали скот. Сама комната называлась клетью, в нее можно было попасть через низкую дверь с высоким порогом, окна в русской избе были маленькими, обычно их было три с передней стороны и одно сбоку.

В русской избе обычно была одна комната. Главное место в ней занимала печь. Чем больше была печь, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети. С печью было связано много обрядов и верований. Считалось, что за печью живет домовой. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи.
Когда в дом приходили сваты, девушка забиралась на печь и следила оттуда за разговором родителей с гостями. Когда ее звали, она слезала с печи, и это означало, что она согласна выйти замуж, а свадьба неизменно заканчивалась тем, что в печь бросали пустой горшок: на сколько черепков разобьется, столько и детей будет у молодых.

Рядом с печкой находился так называемый «бабий угол». Здесь женщины готовили пищу, занимались рукоделием, хранили посуду. От комнаты он был отгорожен занавеской и назывался «кут» или «закут». Противоположный угол назывался «красным», святым, здесь стояла икона, висела лампадка. В этом же углу располагался обеденный стол с лавками. Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки, которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи. В углу между печью и дверью под потолком была вделана широкая полка – полати.

В древнерусской избе было не так уж много мебели: уже упомянутый стол, лавки вдоль стен, на которых не только сидели, но и спали, небольшой открытый шкаф для посуды, несколько массивных обитых железными полосами сундуков для хранения одежды и белья – вот, пожалуй, и вся обстановка. Полы покрывались вязаными или сотканными половиками, одеялами служила верхняя одежда.

По старой традиции первой в дом пускали кошку, а уж потом входили сами. Кроме того, из старого дома забирали горячие угли в горшке, как символ домашнего очага, приносили домового в лапте или валенке, иконы и хлеб.

Простые крестьяне жили бревенчатых избах, а бояре и князья строили для себя дома побольше и украшали их побогаче – терема и палаты. Теремом называлось высокое и светлое жилое помещение, построенное над сенями или просто на высокой подклети. В терем вела лестница с высоким крыльцом, украшенная резьбой и опирающаяся на резные же деревянные столбики.
Само помещение часто расписывалось и также украшалось резьбой, в большие окна вставляли кованые решетки, а высокая крыша даже покрывалась настоящей позолотой. В тереме находились горницы и светлицы, в которых, согласно народным сказкам, жили девицы-красавицы и все свое время проводили за рукоделием. Но были в тереме, конечно, и другие помещения, соединявшиеся переходами и лестницами.

Вплоть до XVI века дома в Древней Руси были деревянными, они часто горели, так что от построек тех времен практически ничего не осталось. В XVI веке появляются каменные здания, а потом и кирпичные. Они строятся по тому же принципу, что и деревянные дома, даже резьба по камню повторяет мотивы, характерные для деревянного зодчества, но простой народ еще несколько веков предпочитал жить в бревенчатых избах. Так было и привычнее, и здоровее, и дешевле.

Shutterstock Вигвам, Северная Америка

Шарик из мультфильма «Зима в Простоквашино» на самом деле неправильно представлял себе вигвам — национальное жилище лесных индейцев Северной Америки. Это шалаш на каркасе, а покрывается он циновкой, корой или ветками и чаще всего имеет куполообразную форму. Чаще всего он небольшой, но в самых больших могли проживать 25—30 человек. Сейчас вигвамы в основном используются как обрядовые помещения.

А то, что нарисовал Шарик, — это типи, оно действительно конической формы, живут в таких сооружениях кочевые индейцы Великих равнин.

Иглу / эскимосы

Shutterstock Иглу, эскимосы

Еще одно узнаваемое изображение — ледяные дома эскимосов, которые называются иглу. Живут эскимосы на территории от Гренландии до Аляски и восточного края Чукотки. Строят иглу из уплотненных ветром снежных или ледяных блоков, высота сооружения — 3-4 м.

Можно, конечно, и просто «вырезать» дом в подходящем сугробе, и так тоже делают.

Вход может быть устроен в полу, к входу прорывается коридор — так делают, если снег глубокий. Если же снег неглубокий, вход устраивают в стене, а к ней пристраивают дополнительный коридор снаружи из блоков.

Когда вход расположен ниже уровня пола, легче происходит обмен между потоками углекислого газа и кислорода, при этом теплый воздух не покидает помещения. Свет проникает либо прямо сквозь стены, либо через окна из тюленьих кишок и льда. Внутри помещение обычно застилается шкурами.

Шатер / Сахара

Shutterstock Шатер, Сахара

А этот тип жилья, казалось бы, вообще непонятно как не разваливается. Однако если присмотреться, можно заметить множество укрепляющих палок внутри. Шатер африканских бедуинов, который также иногда называют фелидж, — это, по сути, покрывало из верблюжьей или козьей шерсти, раскинутое поверх шестов. По количеству этих шестов определяют богатство бедуина, максимальное число таких подпорок — 18.

С помощью полога его делят на две части, одну отводят женщинам, вторую занимают мужчины.

Внутри шатер устилают циновками. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, на ее сборку уходит два-три часа. Днем шатер полностью открыт: покрывала поднимают наверх, ночью импровизированный дом закрыт, у него нет ни одного просвета — только так можно защититься от холода и ветров, которые приходят в пустыню с наступлением темноты.

Минка / Япония

Shutterstock Минка, Япония

Еще одно жилье-трансформер — традиционная японская минка. Такой дом был жильем крестьян, ремесленников и торговцев, сейчас подобные хижины, как правило, встречаются в сельской местности.

В разных районах у минки свои особенности, но есть и общие правила, в частности использование прямоугольной рамочной конструкции из несущих столбов и перекладин. При строительстве таких домов используют дешевые и доступные материалы, они часто сделаны из дерева, бамбука, травы, соломы и глины.

Вместо стен — подвижные панели из картона, они позволяют «играть» с планировками.

Пол земляной, с деревянным настилом, на нем же спят и едят.

Пальясо / Испания

Wikimedia Commons

Это уже более основательное сооружение. Испанские дома пальясо делают из камня, их высота — 4-5 м, диаметр — от 10 до 20 м. Сам дом круглый или овальный, крыша — коническая, сделана из деревянного каркаса, обшитого соломой.

Окон может не быть вообще или же сделано одно, чисто символическое.

Такой вид жилья особенно популярен в округе Сьерра-де-лос-Анкарес. В качестве постоянных мест для проживания пальясо использовались до 1970-х годов.

Сакля / Кавказ

Shutterstock Сакля, Кавказ

Еще один каменный дом — сакля, такие сооружения используют жители Кавказа. Самые первые сакли были однокомнатными и без окон, пол был земляной, посреди помещения — очаг, дым выходил через крышу.

Сейчас сакли устроены более комфортно. Часто такие дома примыкают вплотную один к другому в виде террас, это как раз связано с особенностями горной местности.

Крыша нижестоящего здания становится полом или двором вышестоящего.

Нередко сакли делают многоэтажными: оно могли представлять собой целые крепости с многочисленными бойницами.

Shutterstock Изба, Россия

Ну и куда же без славянской избы. Знакомые каждому дома собираются из бревен — это то, что называется срубом. Изначально изба была частично подземной: часть сруба находилась под землей, часть — над.

Срубы можно было разбирать и собирать повторно на другом месте.

Внутри обязательно выкладывается печь. Привычная нам труба на крыше появилась не сразу: сначала дома топились «по-черному», дым из них стали выводить позже.

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №88, февраль 2016 года.

Обратите внимание:
В интернет-версии БОЛЬШЕ материалов, чем в печатной.
Пробовали смотреть газеты на экране смартфона? Рекомендуем – очень удобно!

«Жилища народов мира»

(66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» от «абылайши» до «яранги»)

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу.

Дорогие друзья! Наши постоянные читатели заметили, что мы не в первый раз представляем выпуск, так или иначе связанный с темой недвижимости. Недавно мы обсудили самые первые жилые сооружения каменного века, а также пригляделись к «недвижимости» неандертальцев и кроманьонцев ( выпуск). О жилищах народов, издавна проживающих на землях от Онежского озера до берегов Финского залива (а это вепсы, водь, ижоры, ингерманландские финны, тихвинские карелы и русские), мы поговорили в серии «Коренные народы Ленинградской области» ( , и выпуски). Самые невероятные и своеобразные современные здания мы рассмотрели в выпуске. Не раз писали мы также и о праздниках, имеющих отношение к теме: День риэлтора в России (8 февраля); День строителя в России (второе воскресенье августа); Всемирный день архитектуры и Всемирный день жилища (первый понедельник октября). Эта стенгазета – краткая «настенная энциклопедия» традиционных жилищ народов со всего света. 66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» расставлены по алфавиту: от «абылайши» до «яранги».

Абылáйша

Абылáйша - походная юрта у казахов. Её каркас состоит из множества жердей, которые крепятся сверху к деревянному кольцу – дымоходу. Вся конструкция накрывается войлоком. В прошлом подобные жилища использовались в военных походах казахского хана Абылая, откуда и название.

Аил

Аил («деревянная юрта») – традиционное жилище теленгитов, народа Южного Алтая. Бревенчатое шестиугольное строение с земляным полом и высокой крышей, покрытой берестой или корой лиственницы. Посередине земляного пола находится очаг.

Ариш

Ариш – летний дом арабского населения побережья Персидского залива, сплетённый из стеблей пальмовых листьев. На крыше установлена своеобразная матерчатая труба, которая в условиях чрезвычайно жаркого климата обеспечивает вентиляцию в доме.

Балагáн

Балагáн – зимнее жилище якутов. На бревенчатом каркасе укреплялись наклонные стены из тонких жердей, обмазанных глиной. Низкая пологая крыша покрывалась корой и землёй. В маленькие окна вставлялись куски льда. Вход ориентирован на восток и прикрыт навесом. С западной стороны к балагану пристраивали хлев для скота.

Барасти

Барасти – на Аравийском полуострове общее название для хижин, сплетённых из листьев финиковой пальмы. Ночью листья впитывают избыточную сырость, а днём постепенно высыхают, увлажняя жаркий воздух.

Барабóра

Барабóра – вместительная полуземлянка алеутов, коренного населения Алеутских островов. Каркас делался из китовых костей и выброшенных на берег коряг. Крыша утеплялась травой, дёрном и шкурами. В крыше оставляли отверстие для входа и освещения, откуда спускались внутрь по бревну с вырубленными в нём ступенями. Бараборы строились на холмах у побережья, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов.

Бордей

Бордей – традиционная полуземлянка в Румынии и Молдавии, крытая толстым слоем соломы или тростника. Подобное жилище спасало от значительных перепадов температуры в течение суток, а также от сильного ветра. На глиняном полу был очаг, однако топился бордей по-чёрному: дым выходил через маленькую дверь. Это один из древнейших типов жилья в этой части Европы.

Бахареке

Бахареке – хижина индейцев Гватемалы. Стены – из жердей и веток, обмазанных глиной. Крыша – из сухой травы или соломы, пол – из утрамбованного грунта. Бахареке устойчивы к сильным землетрясениям, случающимся в Центральной Америке.

Бурама

Бурама – временное жилище башкир. Стены делались из брёвен и веток и не имели окон. Двускатная крыша покрывалась корой. Земляной пол застилался травой, ветками и листьями. Внутри сооружались нары из досок и очаг с широким дымоходом.

Валкаран

Валкаран («дом из челюстей кита» по-чукотски) – жилище у народов побережья Берингова моря (эскимосов, алеутов и чукчей). Полуземлянка с каркасом из крупных костей кита, покрытая землёй и дёрном. Имела два входа: летний – через отверстие в кровле, зимний – через длинный полуподземный коридор.

Вардо

Вардо – цыганская кибитка, настоящий однокомнатный дом на колёсах. В нём есть дверь и окна, печь для приготовления пищи и обогрева, кровать, ящики для вещей. Сзади, под откидным бортом, – ящик для хранения кухонных принадлежностей. Снизу, между колёсами, – багаж, съёмные ступеньки и даже курятник! Вся повозка достаточно лёгкая, так что её могла везти одна лошадь. Вардо отделывался искусной резьбой и окрашивался яркими красками. Расцвет вардо пришёлся на конец XIX – начало XX века.

Вежа

Вежа – старинное зимнее жилище саамов, коренного финно-угорского народа Северной Европы. Вежа делалась из брёвен в форме пирамиды с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами, а сверху укладывали кору, хворост и дёрн и придавливали берёзовыми жердями для прочности. В центре жилища устраивали каменный очаг. Пол покрывали оленьими шкурами. Рядом ставили «нили» – сарайчик на столбах. К началу XX века многие саамы, живущие на территории России, уже строили себе избы и называли их русским словом «дом».

Вигвам

Вигвам – общее название жилища лесных индейцев Северной Америки. Чаще всего это шалаш куполообразной формы с отверстием для выхода дыма. Каркас вигвама делался из изогнутых тонких стволов и накрывался корой, циновками из тростника, шкурами или кусками ткани. Снаружи покрытие дополнительно прижималось жердями. Вигвамы могут быть как круглыми в плане, так и вытянутыми и иметь несколько дымовых отверстий (такие конструкции называются «длинными домами»). Вигвамами часто ошибочно называют конусообразные жилища индейцев Великих равнин – «типи» (вспомните, например, «народное творчество» Шарика из мультфильма «Зима в Простоквашино»).

Викиап

Викиап – жилище апачей и некоторых других индейских племён Юго-Запада США и Калифорнии. Небольшая грубая хижина, покрытая ветками, кустарником, соломой или циновками, часто с дополнительно накинутыми сверху кусками ткани и одеялами. Разновидность вигвама.

Дёрновый дом

Дёрновый дом – традиционная постройка Исландии ещё со времён населяющих её викингов. Его конструкция определялась суровым климатом и дефицитом дерева. На месте будущего дома выкладывались большие плоские камни. На них ставился деревянный каркас, который обкладывался дёрном в несколько слоёв. В одной половине такого дома жили, в другой – содержали домашний скот.

Дяолоу

Дяолоу – укреплённый многоэтажный дом в провинции Гуандун на юге Китая. Первые дяолоу были построены ещё при династии Мин, когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников. В более поздние и относительно безопасные времена такие дома-крепости строили, просто следуя традиции.

Землянка

Землянка – один из древнейших и повсюду распространённых видов утеплённого жилья. В ряде стран крестьяне жили преимущественно в землянках вплоть до позднего средневековья. Вырытая в земле яма перекрывалась жердями или брёвнами, которые засыпались землёй. Внутри находился очаг, а вдоль стен – нары.

Иглу

Иглу – куполообразная хижина эскимосов, сложенная из блоков плотного снега. Пол и иногда стены застилали шкурами. Для входа прорывали в снегу тоннель. Если снег неглубокий, вход устраивали в стене, к которой достраивался дополнительный коридор из снежных блоков. Свет в помещение проникает прямо через снежные стены, хотя делали и окна, закрытые тюленьими кишками или льдинами. Часто несколько иглу соединяли между собой длинными снежными коридорами.

Изба

Изба – бревенчатый дом в лесной зоне России. До Х века изба была похожа на полуземлянку, достроенную несколькими рядами брёвен. Двери не было, вход прикрывался поленьями и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Изба топилась по-чёрному. Люди спали на подстилках на земляном полу в одном помещении со скотом. С веками изба обзавелась печью, отверстием на крыше для выхода дыма, а затем и трубой. Появились отверстия в стенах – окошки, которые закрывали пластинками слюды или бычьим пузырём. Со временем стали перегораживать избу на две части: горницу и сени. Так появилась изба-«пятистенка».

Северорусская изба

Изба на Русском Севере строилась в два этажа. Верхний этаж - жилой, нижний («подклет») - хозяйственный. В подклете жили слуги, дети, дворовые работники, там же были помещения для скота и хранения припасов. Подклет строился с глухими стенами, без окон и две­рей. Наружная лестница вела сразу на второй этаж. Это спасало от заметания снегом: на Севере бывают сугробы по нескольку метров! К такой избе пристраивали крытый двор. Длинные холодные зимы вынуждали объединять жилые и хозяйственные постройки в единое целое.

Икукване

Икукване – большой куполообразный тростниковый дом зулусов (Южная Африка). Строили его из длинных тонких прутьев, высокой травы, тростника. Всё это переплеталось и укреплялось верёвками. Вход в хижину закрывался специальным щитом. Путешественники считают, что Икукване идеально вписывается в окружающий пейзаж.

Кабáнья

Кабáнья – небольшая хижина коренного населения Эквадора (государство на северо-западе Южной Америки). Её каркас плетут из лозы, частично обмазывают глиной и кроют соломой. Такое название получили также беседки для отдыха и технических нужд, устанавливаемые на курортах у пляжей и бассейнов.

Кава

Кава – двускатный шалаш óрочей, коренного народа Хабаровского края (Дальний Восток России). Крышу и боковые стены покрывали еловой корой, отверстие для дыма в непогоду прикрывали специальной покрышкой. Вход в жилище всегда обращался к реке. Место для очага засыпали галечником и ограждали деревянными плахами, которые изнутри обмазывались глиной. Вдоль стен сооружали деревянные нары.

Кажим

Кажим – большой общинный дом эскимосов, рассчитанный на несколько десятков человек и многолетний срок службы. На избранном для дома месте копали прямоугольную яму, по углам которой устанавливали высокие толстые брёвна (местной древесины у эскимосов нет, поэтому шли в ход деревья, выброшенные прибоем на берег). Далее возводились стены и крыша в виде пирамиды – из брёвен или китовых костей. В отверстие, оставшееся посередине, вставлялась рама, обтянутая прозрачным пузырём. Всё строение засыпалось землёй. Крыша подпиралась столбами, так же, как и лавки-кровати, установленные вдоль стен в несколько ярусов. Пол устилался досками и циновками. Для входа выкапывался узкий подземный коридор.

Кáжун

Кáжун – традиционное для Истрии (полуостров в Адриатическом море, в северной части Хорватии) каменное строение. Кажун цилиндрической формы с конической крышей. Без окон. Постройка велась методом сухой кладки (без использования связывающего раствора). Из­начально служил жилищем, но впоследствии стал играть роль хозяйственной постройки.

Карамо

Карамо – землянка селькупов, охотников и рыболовов севера Западной Сибири. У крутого берега реки выкапывали яму, ставили по углам четыре столба и делали бревенчатые стены. Крыша, также из брёвен, засыпалась землёй. Со стороны воды прокапывали вход и замаскировывали его прибрежной растительностью. Чтобы землянку не заливало, пол делали постепенно повышающимся от входа. Попасть в жилище можно было лишь на лодке, причём лодку тоже затаскивали внутрь. Из-за таких своеобразных домов селькупы назывались «земляными людьми».

Клочан

Клочан – куполообразная каменная хижина, распространённая на юго-западе Ирландии. Очень толстые, до полутора метров, стены выкладывались «насухо», без связующего раствора. Оставлялись узкие щели-окна, вход и дымоход. Такие незамысловатые хижины строили для себя монахи, ведущие аскетичный образ жизни, поэтому внутри не приходится ожидать особого комфорта.

Колыба

Колыба - летнее жильё пастухов и лесорубов, распространённое в горных районах Карпат. Это бревенчатый сруб без окон с двускатной крышей, крытой дранкой (плоскими щепками). Вдоль стен располагаются деревянные лежанки и полки для вещей, пол земляной. Посередине находится очаг, дым выходит через отверстие в крыше.

Конáк

Конáк - двух- или трёхэтажный каменный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Строение, в плане напоминающее букву «Г», покрывает массивная черепичная крыша, создающая глубокую тень. При каждой спальне есть крытый выступающий балкон и паровая баня. Большое количество разнообразных помещений удовлетворяет все нужды хозяев, поэтому в постройках во дворе нет необходимости.

Кувакса

Кувакса – переносное жилище саамов в период весенне-летних кочёвок. Имеет конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, бересты или парусины. В центре устраивался очаг. Кувакса является разновидностью чума, а также напоминает типи североамериканских индейцев, но несколько более приземистая.

Кула

Кула – укреплённая башня из камня в два-три этажа с мощными стенами и маленькими окнами-бойницами. Кулы можно встретить в горных районах Албании. Традиция строительства подобных домов-крепостей очень древняя и существует также на Кавказе, Сардинии, Корсике и в Ирландии.

Курéнь

Курéнь (от слова «куриться», что значит «дымиться») - жилище казаков, «вольных войск» Русского царства в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. Первые казачьи поселения возникали в плавнях (речных камышовых зарослях). Дома стояли на сваях, стены делались из плетней, заполненных землёй и обмазанных глиной, крыша была камышовая с отверстием для выхода дыма. Особенности этих первых казачьих жилищ прослеживаются и в современных куренях.

Лепа-лепа

Лепа-лепа – лодка-дом баджао, народа Юго-Восточной Азии. Баджао, «морские цыгане», как их называют, всю свою жизнь проводят в лодках в «Коралловом треугольнике» Тихого океана – между Борнео, Филиппинами и Соломоновыми островами. В одной части лодки они готовят пищу и хранят снасти, а в другой спят. На сушу они выбираются только для того, чтобы продать рыбу, купить рис, воду и рыболовные снасти, а также похоронить умерших.

Мáзанка

Мáзанка – практичный сельский дом степной и лесостепной Украины. Своё название мазанка получила по старинной технологии постройки: каркас из веток, утеплённый тростниковой прослойкой, обильно обмазывался глиной, смешанной с соломой. Стены регулярно белились изнутри и снаружи, что придавало домику нарядный вид. Четырёхскатная соломенная крыша имела большие свесы, чтобы в дождь стены не размокали.

Минка

Минка – традиционное жилище японских крестьян, ремесленников и торговцев. Минка строилась из легкодоступных материалов: бамбука, глины, травы и соломы. Вместо внутренних стен использовались скользящие перегородки или ширмы. Это позволяло обитателям дома по своему усмотрению менять расположение комнат. Крыши делались очень высокими, чтобы снег и дождь сразу скатывались, и солома не успевала намокнуть.

Одаг

Одаг – свадебный шалаш шорцев, народа, живущего в юго-восточной части Западной Сибири. Девять тонких молодых берёз с листвой связывали сверху и покрывали берестой. Жених разжигал внутри шалаша огонь с помощью огнива. Молодые оставались в одаге три дня, после чего переселялись в постоянный дом.

Пальясо

Пальясо – вид жилища в Галисии (северо-запад Пиренейского полуострова). По кругу диаметром 10-20 метров выкладывали каменную стену, оставляя проёмы для входной двери и маленьких окон. Поверх на деревянном каркасе ставили конусообразную крышу из соломы. Иногда в больших пальясо устраивались две комнаты: одна – жилая, вторая – для скота. В качестве жилья пальясо использовались в Галисии до 1970-х годов.

Пальейру

Пальейру – традиционный домик фермеров деревни Сантана на востоке острова Мадейры. Это небольшое каменное строение с покатой соломенной крышей до самой земли. Домики раскрашены в белый, красный и синий цвета. Пальеру начали строить первые колонизаторы острова.

Пещера

Пещера – наверное, самое древнее естественное убежище человека. В мягких породах (известняках, лёссах, туфах) люди издавна вырубали искусственные пещеры, где обустраивали комфортные жилища, иногда – целые пещерные города. Так, в пещерном городе Эски-Кермен в Крыму (на фото) вырубленные в скале комнаты имеют очаги, дымоходы, «кровати», ниши для посуды и других вещей, ёмкости для воды, окна и дверные проёмы со следами от петель.

Поварня

Поварня – летнее жилище камчадалов, народа Камчатского края, Магаданской области и Чукотки. Чтобы обезопасить себя от перепадов уровня воды, жилище (наподобие чума) строили на высоких сваях. Использовались брёвна, выброшенные морем на берег. Очаг размещали на куче гальки. Дым выходил в отверстие посередине острой крыши. Под крышей делались многоярусные жерди для сушки рыбы. Поварни и сейчас можно увидеть на берегу Охотского моря.

Пуэбло

Пуэбло – древние поселения индейцев пуэбло, группы индейских народов Юго-Запада современных США. Замкнутое сооружение, построенное из песчаника или сырого кирпича, в виде крепости. Жилые помещения располагали уступами в несколько этажей – так, чтобы крыша нижнего этажа являлась двором для верхнего. На верхние этажи забирались по приставным лестницам через отверстия в крышах. В некоторых пуэбло, например, в Таос-Пуэбло (поселение тысячелетней давности), индейцы живут до сих пор.

Пуэблито

Пуэблито - небольшой дом-крепость на северо-западе американского штата Нью-Мексико. 300 лет назад их построили, как предполагается, племена навахо и пуэбло, которые оборонялись от испанцев, а также от племён юта и команчи. Стены выложены из валунов и булыжников и скреплены глиной. Внутренние помещения также покрыты глиняной обмазкой. Потолки сделаны из сосновых или можжевеловых балок, поверх которых уложены прутья. Пуэблито располагались на высоких местах в пределах видимости друг друга, чтобы обеспечить возможность дальней связи.

Рига

Рига («жилая рига») – бревенчатый дом эстонских крестьян с высокой соломенной или тростниковой крышей. В центральном помещении, топившемся по-чёрному, жили и сушили сено. В соседнем помещении (оно называлось «гумнó») молотили и веяли зерно, хранили орудия и сено, а зимой содержали домашний скот. Были ещё неотапливаемые комнаты («каморы»), которые использовали как кладовки, а в тёплое время и в качестве жилого помещения.

Рондавéль

Рондавéль – круглый дом народов бáнту (юг Африка). Стены складывались из камня. Цементирующий состав состоял из песка, земли и навоза. Крыша – шесты из веток, к которым травянистыми канатами привязывались пучки тростника.

Сáкля

Сáкля – дом жителей горных местностей Кавказа и Крыма. Обычно это дом из камня, глины или сырого кирпича с плоской крышей и узкими окнами, похожими на бойницы. Если сакли располагались друг под другом на склоне горы, крыша нижнего дома запросто могла служить двором для верхнего. Балки каркаса делали выступающими, чтобы обустроить уютные навесы. Впрочем, саклей здесь может называться и любая маленькая хижина с соломенной крышей.

Сенек

Сенек – «бревенчатая юрта» шорцев, народа юго-восточной части Западной Сибири. Двускатная крыша покрывалась берестой, которая сверху крепилась полубрёвнами. Очаг был в виде глиняной ямы напротив входной двери. Над очагом на поперечной жерди подвешивался деревянный крюк с котелком. Дым уходил в отверстие в крыше.

Типи

Типи – переносное жилище кочевых индейцев Великих равнин Америки. Типи имеет форму конуса высотой до восьми метров. Каркас собирают из шестов (сосновых - на северных и центральных равнинах и из можжевельника - на южных). Покрышку сшивают из кож бизонов или парусины. Сверху оставляют дымовое отверстие. Двумя дымовыми клапанами регулируют тягу дыма очага с помощью особых шестов. На случай сильного ветра типи привязывают к особому колышку ремнём. Не следует путать типи с вигвамом.

Токуль

Токуль – круглая соломенная хижина жителей Судана (Восточная Африка). Несущие части стен и конической крыши делают из длинных стволов мимозы. Затем на них надевают обручи из гибких ветвей и покрывают соломой.

Тýлоу

Тýлоу - дом-крепость в провинциях Фуцзянь и Гуандун (Китай). Из камней по кругу или квадрату выкладывался фундамент (что затрудняло врагам подкоп во время осады) и строилась нижняя часть стены тол­щиной около двух метров. Выше стена достраивалась из смеси глины, песка и извести, которая затвердевала на солнце. На верхних этажах оставлялись узкие проёмы под бойницы. Внутри крепости располагались жилые помещения, колодец, большие ёмкости для продовольствия. В одном тулоу могли жить по 500 человек, представляющих один клан.

Трýлло

Трýлло – оригинальный дом с конической крышей в итальянской области Апулия. Стены трулло очень толстые, поэтому в жаркую погоду там прохладно, а зимой - не так холодно. Трулло двухъярусный, на второй этаж поднимались по приставной лестнице. Нередко у трулло было несколько крыш-конусов, под каждой из которых – отдельная комната.

Туэдзи

Туэдзи – летний дом удэгейцев, орочей и нанайцев – коренных народов Дальнего Востока. Над вырытой ямой устанавливалась двускатная крыша, покрытая берестой или корой кедра. Боковые стороны засыпались землёй. Внутри туэдзи делится на три части: женскую, мужскую и центральную, в которой располагался очаг. Над очагом устанавливали помост из тонких жердей для сушки и копчения рыбы и мяса, а также подвешивали котёл для приготовления пищи.

Урасá

Урасá - летнее жилище якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. Длинные, жерди, поставленные по кругу, сверху скрепляли деревянным обручем. Изнутри каркас окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делали в виде берестяного занавеса, украшенного народными узорами. Для прочности бересту вываривали в воде, затем скоблили ножом верхний слой и сшивали тонким волосяным шнуром в полосы. Внутри вдоль стен сооружались нары. Посередине на земляном полу находился очаг.

Фале

Фале – хижина жителей островного государства Самóа (южная часть Тихого океана). Двускатная крыша из листьев кокосовой пальмы устанавливается на деревянные столбы, расположенные по кругу или овалу. Отличительная особенность фале – отсутствие стен. Проёмы между столбами при необходимости завешиваются циновками. Деревянные элементы конструкции связываются канатами, сплетёнными из нитей шелухи кокосовых орехов.

Фáнза

Фáнза – тип сельского жилища в Северо-Восточном Китае и на Дальнем Востоке России у коренных народов. Прямоугольное строение на каркасе из столбов, поддерживающих двускатную соломенную крышу. Стены делали из соломы, смешанной с глиной. Фанза имела хитроумную систему обогрева помещений. От глиняного очага вдоль всей стены на уровне пола проходил дымоход. Дым, прежде, чем выйти в длинную трубу, построенную снаружи фанзы, отапливал широкие нары. Горячие угли из очага высыпали на особое возвышение и использовали для подогрева воды и сушки одежды.

Фелидж

Фелидж – шатёр бедуинов, арабских кочевников. Каркас из длинных переплетённых друг с другом жердей накрывают тканью, сотканной из верблюжьей, козьей или овечьей шерсти. Эта ткань настолько плотная, что не пропускает дождь. Днём тент поднимают, чтобы жилище проветрилось, а ночью или в сильный ветер – опускают. Фелидж поделён на мужскую и женскую половины занавеской из узорчатой ткани. В каждой половине – свой очаг. Пол застилают циновками.

Ханóк

Ханóк – традиционный корейский дом с глиняными стенами и соломенной или черепичной крышей. Его особенность – система отопления: под полом проложены трубы, по которым горячий воздух от очага разносится по всему дому. Идеальным местом для ханока считается такое: позади дома – холм, а перед домом течёт ручей.

Хáта

Хáта – традиционный дом украинцев, белорусов, южных русских и части поляков. Крыша, в отличие от русской избы, делалась четырёх­скатной: соломенной или камышовой. Стены возводились из полубрёвен, обмазанных смесью глины, конского навоза и соломы, и белились – как снаружи, так и изнутри. Непременно на окнах делались ставни. Вокруг дома шла завалинка (широкая, заполненная глиной лавка), предохраняющая нижнюю часть стены от размокания. Хата делилась на две части: жилую и хозяйственную, разделённые между собой сенями.

Хóган

Хóган – древнее жилище индейцев навахо, одного из самых многочисленных индейских народов Северной Америки. Каркас из жердей, поставленных под углом 45° к земле, переплетался ветками и густо обмазывался глиной. Нередко к этой простой конструкции пристраивалась «прихожая». Вход занавешивался одеялом. После того, как по территории навахо прошла первая железная дорога, конструкция хогана изменилась: индейцы нашли весьма удобным строить свои дома из шпал.

Чум

Чум – общее название конического шалаша из жердей, покрываемых берестой, войлоком или оленьими шкурами. Такая форма жилища распространена по всей Сибири – от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов.

Шабоно

Шабоно – коллективное жилище индейцев яномáмо, затерянных в тропических лесах Амазонии на границе Венесуэлы и Бразилии. Большая семья (от 50 до 400 человек) выбирает себе подходящую поляну в глубине джунглей и огораживает её столбами, к которым крепится длинная крыша из листьев. Внутри такой своеобразной изгороди остаётся открытое пространство для хозяйственных работ и ритуалов.

Шалáш

Шалáш – общее название простейшего укрытия от непогоды из любых подручных материалов: палок, веток, травы и пр. Являлся, вероятно, первым рукотворным убежищем древнего человека. Во всяком случае, нечто похожее создают и некоторые животные, в частности, человекообразные обезьяны.

Шалé

Шалé («хижина пастуха») – небольшой сельский домик в «швейцарском стиле» в Альпах. Один из признаков шале – сильно выступающие карнизные свесы. Стены – деревянные, их нижняя часть может быть оштукатуренной или обложенной камнем.

Шатёр

Шатёр – общее название временной лёгкой постройки из ткани, кожи или шкур, растянутых на кольях и верёвках. Издревле шатры использовали восточные кочевые народы. Шатёр (под разными названиями) часто упоминается в Библии.

Юрта

Юрта – общее название переносного каркасного жилища с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников. Классическая юрта легко собирается и разбирается силами одной семьи в течение нескольких часов. Она перевозится на верблюде или лошади, её войлочное покрытие хорошо защищает от перепадов температуры, не пропускает ни дождь, ни ветер. Жилища этого типа настолько древние, что распознаются даже на наскальных рисунках. Юрты в ряде местностей с успехом ис­пользуются и в наши дни.

Яодун

Яодун - дом-пещера Лёссового плато северных провинций Китая. Лёсс – мягкая, легко поддающаяся обработке порода. Местные жители это давно обнаружили и испокон веков выкапывали себе жилища прямо в склоне холма. Внутри такого дома комфортно при любой погоде.

Ярáнга

Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Вначале по кругу устанавливают треноги из жердей и фиксируют их камнями. К треногам привязывают наклонные шесты боковой стенки. Сверху крепится каркас купола. Всю конструкцию покрывают оленьими или моржовыми шкурами. Две-три жерди ставят посередине для того, чтобы подпереть потолок. Яранга делится пологами на несколько помещений. Иногда внутри яранги ставят маленький накрытый шкурами «домик».

Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша искренняя признательность замечательным фотографам, любезно разрешившим использовать в этом выпуске свои фотографии. Это Михаил Красиков, Евгений Голомолзин и Сергей Шаров. Большое спасибо Людмиле Семёновне Грек – за оперативные консультации. Ваши отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail..

Дорогие друзья, спасибо, что вы с нами!


1 слайд

2 слайд

Дом - начало начал, в нем мы рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него раскрываются характер народа, его культура и особенности быта. Внешний вид жилища, строительные материалы и способ постройки зависят от окружающей среды, климатических условий, обычаев, религии и от рода занятий людей, его создающих. Но из чего бы ни строилось жилье и как бы оно ни выглядело, у всех народов его считают центром, вокруг которого расположен весь остальной мир. Познакомимся с жилищами разных народов, населяющих нашу планету.

3 слайд

Изба - традиционное жилище русских. Раньше избу ставили из сосновых или еловых бревен. Кровли крыли серебристым осиновым лемехом. Четырехстенный сруб, или клеть, был основой любой деревянной постройки. Он представлял собой ряды положенных друг на друга бревен. Дом был без фундамента: неоднократно перебранные и хорошо просушенные клети ставили прямо на землю, а с углов к ним приваливали валуны. Пазы прокладывали мхом, так что сырости в доме не ощущалось. Верх имел форму высокой двускатной крыши, шатра, луковки, бочки или куба - все это и сейчас используют в поволжских и северных деревнях. В избе обязательно устраивали красный угол, где находились божница и стол (почетное место для старших, особенно для гостей), бабий угол, или кут, мужской угол, или коник, и закут - за печью. Печи отводили центральное место во всем пространстве жилища. В ней поддерживали живой огонь, здесь готовили еду и спали. Над входом, под потолком, между двумя смежными стенами и печью настилали полати. На них спали, хранили домашнюю утварь.

4 слайд

Иглу - жилище эскимосов, построенное из глыб снега, который благодаря своей пористой структуре является хорошим теплоизолятором. Для строительства такого дома подходит лишь тот снег, на котором остается четкий отпечаток ноги человека. Большими ножами в толще снежного покрова вырезают блоки разных размеров и укладывают их по спирали. Постройке придают купольный характер, благодаря чему она сохраняет тепло в помещении. Входят в иглу через отверстие в полу, к которому ведет коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубок, лаз делают в стене, а перед ним выстраивают коридор из снежных плит. Таким образом, холодные ветры не проникают внутрь жилища, тепло не выходит наружу, а постепенное обледенение поверхности делает постройку весьма прочной. Внутри иглу-полусферы подвешивают полог из оленьих шкур, отделяющий жилую часть от снеговых стен и потолка. Эскимосы сооружают иглу на два-три человека за полчаса. Жилище эскимосов Аляски. Разрез.

5 слайд

Сакля (груз. сахли - «дом») - жилище кавказских горцев, которое часто строят прямо на скалах. Чтобы защитить такой дом от ветра, для постройки выбирают подветренную сторону горного склона. Саклю делают из камня или глины. Крыша ее плоская; при террасообразном расположении строений на горном склоне крыша нижнего дома может служить двором для верхнего. В каждой сакле прорезают одно или два маленьких окна и одну или две двери. Внутри комнат устраивают небольшой камин с трубой из глины. Снаружи дома, возле дверей находится своего рода галерея с каминами, полами, покрытыми глиной и устланными коврами. Здесь летом женщины готовят еду.

6 слайд

Дома на сваях строят в жарких сырых местах. Такие дома встречаются в Африке, Индонезии, Океании. Двух- или трехметровые сваи, на которые водружают дома, обеспечивают помещению прохладу и сухость даже в сезон дождей или во время шторма. Стены делают из плетеных бамбуковых матов. Окон как правило не бывает, свет проникает сквозь щели в стенах или через дверь. Крышу настилают из пальмовых веток. Во внутренние помещения обычно ведут ступени, украшенные резьбой. Так же декорированы и дверные проемы.

7 слайд

Вигвамы строят североамериканские индейцы. В землю втыкают длинные жерди, верхушки которых связывают. Сооружение сверху покрывают ветками, корой деревьев, тростником. А если на каркас натягивают шкуру бизона или оленя, то жилище называют типи. В вершине конуса оставляют дымовое отверстие, прикрываемое двумя специальными лопастями. Встречаются и куполообразные вигвамы, когда врытые в землю стволы деревьев сгибают в свод. Остов также покрывают ветками, корой, циновками.

8 слайд

Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым выш-кам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

9 слайд

Фелидж - шатер, служащий жилищем бедуинам - представителям кочевого народа туареги (необитаемые районы пустыни Сахары). Шатер состоит из покрывала, сотканного из верблюжьей или козьей шерсти, и шестов, подпирающих сооружение. Такое жилище успешно противостоит воздействию иссушающих ветров и песка. Даже такие ветры, как жгучий самум или сирокко, не страшны кочевникам, укрывшимся в шатрах. Каждое жилище поделено на части. Левая его половина предназначена для женщин и отделяется пологом. О богатстве бедуина судят по числу шестов в шатре, которое порой достигает восемнадцати.

10 слайд

Японский дом в Стране восходящего солнца испокон веку строят из трех основных материалов: бамбука, циновки и бумаги. Такое жилище наиболее безопасно во время частых землетрясений в Японии. Стены не выполняют функцию опоры, поэтому их можно раздвигать или даже снимать, они служат одновременно и окном (сёдзи). В теплый сезон стены представляют собой решетчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускающей свет. А в холодное время года их покрывают деревянными панелями. Внутренние стены (фусимы) также являют собой передвижные щиты в виде рамы, обтянутые бумагой или шелком и помогающие разбить большое помещение на несколько маленьких комнат. Обязательным элементом интерьера является небольшая ниша (токонома), где находится свиток со стихами или живописью и икебана. Пол застилают циновками (татами), по которым ходят без обуви. Черепичная или тростниковая крыша имеет большие навесы, которые предохраняют бумажные стены дома от дождя и палящего солнца.

11 слайд

Юрты - особенный тип жилища, которым пользуются кочевые народы (монголы, казахи, калмыки, буряты, киргизы). Круглое, без углов и прямых стен, переносное строение, прекрасно приспособлено к образу жизни этих народов. Юрта защищает от степного климата - сильных ветров и перепадов температур. Деревянный каркас собирают в течение нескольких часов, его удобно перевозить. Летом юрту ставят прямо на землю, а зимой - на деревянную платформу. Выбрав место для стоянки, в первую очередь кладут камни под будущий очаг, а затем устанавливают юрту согласно заведенному порядку - входом на юг (у некоторых народов - на восток). Войлоком обтягивают остов снаружи, из него же делают дверь. Войлочные покрытия дают прохладу летом и сохраняют тепло очага зимой. Сверху юрту перевязывают ремнями или веревками, а некоторые народы - красочными поясами. Пол устилают шкурами животных, а стены внутри - тканью. Свет проникает через дымовое отверстие вверху. Поскольку окон в жилище не предусмотрено, для того чтобы узнать о том, что происходит за пределами дома, нужно внимательно прислушиваться к звукам снаружи.

12 слайд

Яранга – жилище чукчей. Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга - шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7–8 метров. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища ремнями, концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням для неподвижность. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение (полог) из шкур в виде параллелепипеда. Средний размер полога - 1,5 метра в высоту, 2,5 метра в ширину и около 4 метров в длину. Пол застилали циновками, поверх них - толстыми шкурами. Постельное изголовье - два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, - находилось у выхода. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые - вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках. За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, - продукты.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки о доме. Мой дом - моя крепость. В каждой избушке свои игрушки. В гостях хорошо, а дома лучше. Не дом хозяина красит, а хозяин дом. В своём болоте и лягушка поёт. Всяк кулик своё болото хвалит. И крот в своём углу зорок.

3 слайд

Описание слайда:

Дома разных народов С древних времён дома у разных народов Земли различны. Особые черты традиционного жилища разных народов зависят от особенностей природы, от своеобразия хозяйственной жизни, от различий в религиозных представлениях. Однако есть и большое сходство. Это помогает нам лучше понимать друг друга и взаимно уважать обычаи и традиции разных народов России и мира, быть гостеприимными и с достоинством представлять другим людям культуру своего народа.

4 слайд

Описание слайда:

Изба Изба-традиционное жилище русских. Это деревянный жилой дом в лесистой местности России, Украины, Белоруссии. На Руси тысячу лет назад, избу ставили из сосновых или еловых бревен. На крышу клали осиновые дощечки- лемех или солому. Сруб (от слова «рубка») представлял собой ряды положенных друг на друга бревен. Избу строили не используя гвоздей.

5 слайд

Описание слайда:

Хата Хата, (у украинцев), - жилое помещение с печью или вся постройка с сенями и хозяйственным помещением. Бывает срубной, плетнёвой, глинобитной. Снаружи и внутри хату обычно обмазывают глиной и белят.

6 слайд

Описание слайда:

Сакля В горах нет деревьев в таком количестве чтобы строить дома, поэтому дома там строят из камня или глины. Такое жильё называют САКЛЯ. Сакля, жилище кавказских народов. Часто ее строят прямо на скалах. Чтобы защитить такой дом от ветра, для постройки выбирают ту сторону горного склона, где ветра тише. Крыша ее плоская, поэтому сакли часто располагались примыкая вплотную один к другому. Получалось что крыша нижестоящего здания часто являлась полом или двором дома, который стоит выше. Сакли обычно каменные глинобитные или из саманного кирпича, с плоской крышей.

7 слайд

Описание слайда:

Чум ЧУМ – кочевой, переносный шалаш сибирских инородцев; жерди, составленные сахарной головой и покрытые, летом, берестой, зимою - цельными и сшитыми оленьими шкурами, с дымовым выходом вверху. Летняя изба, холодная, но жилая, с огнищем посредине, бывает и у русских.

8 слайд

Описание слайда:

Юрта Юрта, переносное жилище у монгольских народов-кочевников в Центральной и Средней Азии, Южной Сибири. Состоит из деревянных решётчатых стенок с куполом из жердей и войлочным покрытием. В центре юрты - очаг; место у входа предназначалось для гостей; на женской половине хранилась утварь, на мужской - сбруя.

9 слайд

Описание слайда:

Кибитка Кибитка - крытая телега, крытая повозка. Русское название переносного жилища кочевых народов Средней и Центральной Азии.

10 слайд

Описание слайда:

Келья Келья (от лат. cella - комнатка),жилое помещение в монастыре. По монастырским уставам большинству русских монастырей разрешалось строительство собственной кельи каждому монаху или монахине.

11 слайд

Описание слайда:

Вигвам Вигвам – жилище лесных индейцев Северной Америки. Вошло в литературу как название индейского жилища куполообразной формы. При сооружении вигвама индейцы втыкают в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, сгибая концы их в свод. Остов вигвама покрывают ветками, корой, циновками.

12 слайд

Описание слайда:

Иглу Жилище из снежных или ледяных блоков строях эскимосы на севере, где кроме снега другого строительного материала нет. Называется жилище- ИГЛУ. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из тюленьих кишок или льда. Снежный дом впитывает изнутри лишнюю влагу, поэтому в хижине достаточно сухо. Эскимосы могут соорудить иглу на два-три человека за полчаса.

13 слайд

Описание слайда:

Конак Конак - двух- или трехэтажный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Это выразительная постройка под широкой тяжелой черепичной крышей, создающей глубокую тень. Часто такие «особняки» напоминают букву «г» в плане. Выступающий объем верхней комнаты делает постройку асимметричной. Строения ориентируют на восток (дань мусульманству). При каждой спальне есть крытый вместительный балкон и паровая баня асам. Жизнь здесь всецело изолирована от улицы, а большое количество помещений удовлетворяет все нужды хозяев, потому надворные постройки не нужны.

14 слайд

Описание слайда:

Жилища на дереве Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым вышкам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

15 слайд

Описание слайда:

Пальясо Испания: из камня, высотой 4-5 метров, круглого или овального сечения, диаметром от 10 до 20 метров, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие.

16 слайд

Описание слайда:

Хижина Южная Индия. Традиционное жилище Tодов (этнос в Южной Индии), бочкообразная хижина, сделанная из бамбука и тростника, без окон, с одним маленьким входом.

17 слайд

Описание слайда:

Подземные жилища Жилища троглодитов в пустыне Сахаре представляют собой глубокие земляные ямы, в которых сделаны внутренние помещения и двор. На склонах холмов и в пустыне вокруг них расположены около семисот пещер, в некоторых из них и по сей день живут троглодиты (берберы). Кратеры достигают десяти метров в диаметре и в высоту. Вокруг внутреннего двора (хауша) расположены комнаты до двадцати метров в длину. Нередко жилища троглодитов имеют несколько этажей, лестницами между которыми служат завязанные веревки. Кровати - небольшие альковы в стенах. Если берберской хозяйке нужна полочка, она просто выкапывает ее в стене. Впрочем, возле некоторых ям можно увидеть телеантенны, а иные превращены в рестораны или мини-гостиницы. Подземные жилища хорошо спасают от жары - в этих меловых пещерах прохладно. Так решают в Сахаре квартирный вопрос.

18 слайд