как называется жилище якутов, все варианты? и получил лучший ответ

Ответ от Ёергей Рязанов[гуру]
Ураса, Юрта, Яранга, Чум
Юрта - переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников.

Ураса́ - тип старого летнего жилища якутов. В землю по кругу (диаметр около 5 м) вкапывалось 10-12 столбов высотой около 2 м. По верхним концам столбов накладывался деревянный круг, к которому на расстоянии около 0,25 м друг к другу прислонялись шесты длиной до 8 м. Прикрывалась ураhа кусками берёсты.

Яранга (чукот. яран’ы) - шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7-8 метров. Используется как переносное жилище некоторых кочевых народов
Чум - конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов.

Зимняя юрта якутов (дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких брёвен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землёй. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна - в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг.

Ответ от Иллюзия(Лиза) [гуру]
Балаган - это зимнее жилище якутов, летнее жилище якутов называется ураса.


Ответ от ПавълЪ ФъдичkинЪ [гуру]
ураса


Ответ от Арман Сарсенбаев [гуру]
ЯРАНГА. есть ещё чум, вигвам, иглу


Ответ от Александр [гуру]
Они сейчас в квартирах живут 🙂


Ответ от Иванов Марат [активный]
Летнее Ураса (Сферическое здание). Зимнее - Балаган (что то типа избы, только бревна вертикально стоят).


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как называется жилище якутов, все варианты?

Г л а в а 5. Об их жилищах, которые изменяются или не изменяются, внутреннее и внешнее убранство последних и сараи

Их зимнее жилище - Kюsюngnu-Dsche, Dschje, или Dsje,- представляет собой юрту, иначе она называется Balagan, от земли в сажень высоты и состоит из слегка наклоненных внутрь стоячих бревен в виде прямоугольника, а на них покоится пологая двухскатная бревенчатая крыша. Остов такого жилища из четырех вертикальных угловых столбов.

Снаружи такое жилище обложено навозом, глиной и землей. Сени - Kuilba - сделаны из узких бревен, и вход в них с востока. Дверь - Dsjel - либо из досок, либо из кожи быка. Внутреннее убранство такого дома состоит из камина - Osok (очаг называется Kolumtan), нар, которые тянутся по восточной и южной стенкам и служат кроватями - Kalckaptschi. На восточной стороне место для гостей - Оron.

Нары, которые напротив камина, служат спальным местом для хозяина и его жены, затем следуют другие нары, где спят женщины, девушки и мальчики.

С запада и севера имеется закуток - Koton для молочной коровы. (Записанные Линденау слова, в которых начальные слоги переданы как «ка» или «ко», следует читать как «ха» или «хо» - см. словарь.)

Около входа слева также имеется закуток - Torbos onno, и там стоят телята.

Вместо стекла в окне употребляют кусок льда. Само отверстие, куда вставляют лед, называется Tюinnюck. Эти жилища постоянные, и их покидают только тогда, когда кто-нибудь в них умирает.

Летние жилища якутов напоминают сахарные головы. Такая хижина называется Saingnue Dsje или Urasa. Хижина делается так: берут тонкие жерди (шесты) двух сажен длины и ставят их конусообразно по кругу одна к другой на таком расстоянии, как кому нужно, а вверху их связывают.

Остов урасы снаружи покрывают берестой, оставляя открытым только вход. Бересту приготовляют следующим образом: ее помещают в большой котел и долго варят в воде, затем сшивают куски тонким волосом, свертывают в рулоны по 4 сажени длины и "/2 сажени ширины. Вместо двери делают занавес из бересты, украшенной разными фигурами. Внутреннее убранство такой хижины составляет кровать и очаг.

Якуты обычно ставят свои летние жилища у рек или у маленьких озер. Возле летних жилищ имеется яма или погреб - Tarinie; здесь якуты держат молоко и масло, которое всегда должно быть под рукой. Остальное масло хранят в кожаных или берестяных мешках - Kologos"ax и закапывают их в лесу или спускают в озеро, чтобы воры не воспользовались маслом.
Имеются у якутов еще амбары, которые они называют Amckar. Сделаны они из бревен четырехугольной формы, как их зимнее жилище, а в стенах имеются бойницы - Tschologos, какие я видел на Тате и Амге. Издавна, как частично и теперь, использовали якуты эти амбары для защиты от воров и грабителей.

Несколько лет назад некто Ogюs Charak из Батуруской волости соблазнил некоторых якутов, они совершали набеги на своих соседей и с награбленным добром бежали на р. Зею к Даурии. Так было около 1705 г., когда бежало туда 40 человек. К ним присоединились люди из Буитунской волости. Из них некоторые поселились позже у реки Селемджи. Буитунская волость называется отныне Скороульской волостью.

Жилые постройки народов Сибири отличались разнообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены огромными масштабами территории расселения, многообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и различием хозяйственно-культурных типов, к которым относились народы Сибири.

Жилище народов Сибири

Яранга

Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга - переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Характерной особенностью чукотско-эскимосских яранг, отличавшей их от жилищ других народов Сибири, была двухкамерность: наличие внутри пологов. Яранга с пологом - удивительное изобретение коряков и чукчей, которые дословно называли своё жилище "настоящий дом".

Яранга оленных коряков и чукчей была зимним и летним жилищем. Основу её составляли три шеста высотой от 3,5 до 5 метров, связанные наверху ремнём. Вокруг них устанавливали треноги из двух жердей с перекладиной, образующие остов стен. Основой крыши служили длинные шесты, привязанные к перекладинам. Сверху остов яранги покрывали покрышками из оленьих шкур. Снаружи покрышки придавливали вертикально поставленными нартами для того, чтобы при сильном ветре они оставались на месте. Вход в ярангу располагался на северо-восточной или восточной - жизненной, как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри яранги находился полог - сооружение прямоугольной формы из зимних шкур оленя, подвешенное дном кверху, а открытой частью вниз. Оно являлось не только спальным, но и жилым помещением в холодное время. Температура в пологе за счет тепла человеческого тела была достаточно высокой, чтобы даже в холодное время здесь можно было спать без одежды.

С начала XVIII века яранга каркасного типа, заимствованная от чукчей, получает широкое распространение среди азиатских эскимосов и приморских чукчей - охотников на морских животных. Эскимосская яранга отличалась от яранги оленеводов: она была большего размера, практически не разбиралась, стены её часто обкладывали дёрном. Покрышки, сшитые из шкур моржа, закреплялись при сильном ветре большими камнями, подвешенными на веревках. Внутри жилища находился меховой полог из оленьих шкур, который являлся спальным, а в холодное время и жилым помещением. Отапливался и освещался он при помощи жирника - светильника из камня или глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу. У эвенов всех районов обитания издавна существовало два основных типа жилища: эвенкийский конический чум и так называемая "эвенская юрта", подобная чукотско-корякской яранге. В зимнее время в качестве покрышек использовали оленьи шкуры, летом - ровдугу или бересту. Эвены, жившие на побережье Охотского моря, в качестве материала для покрышек использовали также и рыбью кожу.

Древним традиционным жилищем азиатских эскимосов являлась полуземлянка с каркасом из костей, ребер и челюстей китов.

В такой полуземлянке проживала большая патриархальная семья численностью до 40 человек. Большие полуземлянки являлись общинными домами, в которых обитало несколько семей, здесь проходили собрания и праздники. Такого же типа полуземлянка, но с деревянным каркасом была основным жилищем оседлых коряков - обитателей восточного и западного побережья Камчатки. Особенностью полуземлянки коряков являлся раструб в виде воронки из плотно сложенных тонких досок, служивший дополнительной защитой от снежных заносов верхнего входа в жилище.

Чум

У охотников и оленеводов тайги (эвенков, тофаларов), тундры и лесотундры (ненцев, энцев, долганов, нганасанов) наиболее распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса.

Таежные народы обычно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса мало, оленеводы перевозили свое жилище полностью, вместе с шестами (летом волоком, зимой на нартах) и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом использовали берестяные и ровдужные покрышки, а зимой - сшитые из шкур оленя. Менее зажиточные семьи жили в корьевых или жердяных чумах. В суровых условиях тундры оленеводы использовали покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными - мехом внутрь и наружу.

Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, свойственной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа - мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом напротив входа.

У нганасан, долган и энцев с середины XIX века получил распространение так называемый нартенный чум (балок), заимствованный от русских крестьян. Он использовался как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья. В качестве покрышек использовались оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины или брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей.

Такое жилище можно построить в любом месте.

Чум строили из шестиметровых шестов (от 15 до 50 штук), сшитых оленьих шкур (50-60 штук), циновки из трав и прутьев.
Устанавливали чум у ненцев женщины. В центре жилища сооружался очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Затем устанавливали два основных шеста. Нижние концы втыкали в землю, а верхние связывали гибкой петлей. По кругу размещали остальные шесты.
К внутреннему шесту (симза) крепили две горизонтальные жерди. На них укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки - нюки. Главный элемент чума – шест. Его обрабатывали так, чтобы он утолщался с обоих концов к середине. Олений волос на покрышках подстригали, чтобы зимой снег не набивался в длинный мех.

Снаружи чум имеет коническую форму. Она хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры. С крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума - макодаси.
После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.

Зимний чум называется сырей мя. Это традиционный чум;
- летний чум – таны мя. Он отличается покрытием - мюйко - старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия.

Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест.

Из мебели в чуме есть только низкий столик (около 20 см), за которым обедает семья.

В чуме большое значение имеет очаг - печь, которая находится в центре чума и служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.

После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры.У самого основания шестов складывают мягкие вещи. Оленеводы часто возят с собой перины, подушки и специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель.

Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом. В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки всегда богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Задняя сторона не имела украшений и часто делалась из ровдуги.

В чумах сумки иногда служили подушками. Необходимой принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты. Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых вещей и имеют саблевидную форму.

Деревянный дом

У рыболовов-охотников западносибирской тайги - хантов и манси - основным типом зимнего жилища был срубный дом с двускатной крышей, покрытой досками, берестой или дерном.

У амурских народов - рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни (нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи), - в качестве зимнего жилища использовались четырехугольные в плане однокамерные дома со столбовым каркасом и двускатной крышей. В зимнем доме обычно жили две-три семьи, поэтому очагов в нем было несколько. Летние жилища были разнообразными: четырехугольные корьевые домики с двускатной крышей; конические, полуцилиндрические, двускатные шалаши, крытые сеном, корой, берестой.

Юрта

Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири (восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов) являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком.

Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим более часа. Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов, жилище бурят было ориентировано на юг.

Внутреннее устройство юрты было строго регламентировано. В центре располагался очаг. Место напротив входа считалось самым почетным и предназначалось для приема гостей; здесь же находился домашний алтарь. Юрта делилась на мужскую (левую) и женскую (правую) половины (если стоять лицом к северной ее части). В мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской - утварь и продукты питания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью, божницей.

У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни, (хакасы, западные тувинцы, западные буряты) получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной или многогранной крышей.

Балаган и ураса

Жилище якутов было сезонным. Зимнее - "балаган" - бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Стены балагана обмазывали глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX века традиционным летним жилищем якутов являлась ураса - коническая постройка из жердей, покрытых берестой. В берестяные оконные рамы вставляли кусочки стекла или слюды, а в бедных семьях зимой - куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны. Вдоль стен располагались дощатые нары - "орон". Жилище делилось на правую (мужскую) и левую (женскую) половины. В северо-восточном углу находился камелек - примитивный очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали - почетный (юго-западный) угол.

Жилые и хозяйственные помещения усадьбы якуты всегда обносили сплошной невысокой изгородью из горизонтальных жердей. Внутри усадьбы ставили резные деревянные столбы - коновязи, к которым привязывали лошадей.