Трудно переоценить роль леса в жизни человека: он вырабатывает кислород, является хранителем влаги, предохраняет почвы от размыва весенними водами (эрозия почв). Лес – это дом для животных. Человек получает от леса некоторые продукты питания, древесину. Лес – это наше богатство, его нужно охранять и беречь.

1.2. Растения леса

1.2.1. Растения елового леса

Название леса указывает, что доминирующим видом в нем является ель. Общая площадь еловых лесов в пределах Республики Коми составляет около 34% всей территории республики. Преобладает ель сибирская (Picea obovata ). Это теневыносливое древесное растение, высотой 20м и продолжительностью жизни 250-лет. Боковые ветви у нее расположены мутовками, причем первая мутовка образуется на четвертый год жизни и затем ежегодно образуется по одной мутовке. Таким образом, по количеству мутовок легко определить возраст ели. Ветви ели разрастаются почти параллельно поверхности почвы, формируя густую крону дерева. Ель образует очень сильное затенение, что способствует созданию в еловом лесу повышенной влажности . Вот почему в еловом лесу может произрастать ограниченное число видов растений, способных переносить сильное затенение и влажность. Ель влаголюбивое растение, корневая система у нее поверхностная.

Для елового леса характерно наличие вечнозеленых кустарничков - брусники , водяники. Наличие этих растений дает право называть еловый лес сообществами вечнозеленых растений.

В еловом лесу произрастают и своеобразные травянистые растения. Большая часть из них из-за отсутствия достаточного количества света размножается преимущественно вегетативно (при помощи корневищ, усов). Для большинства же цветковых растений характерна белая или слабо-розовая окраска цветков, причем они обычно собраны в соцветия. Такая окраска цветков не случайна. При недостатке света в лесу светлые цветки более заметны для насекомых-опылителей.

Из травянистых растений в еловом лесу наиболее широко распространена кислица обыкновенная (рис. 2), которая нередко образует большие заросли. Характерными растениями елового леса являются также майник двулистный, седмичник европейский (рис. 3), линнея северная (рис. 4), грушанки, а также хвощи и папоротники: голокучник трехраздельный или щитовник Линнея (рис. 5), щитовник мужской.

0 " style="border-collapse:collapse">


В еловом лесу в зависимости от местообитания (увлажнения, богатства почвы, кислотности) в различном количестве произрастает кустарнички и травы, по наличию которых и устанавливают ассоциации – ельник-брусничник, ельник-черничник, ельник-кисличник и др.

1.2.2. Растения соснового леса

Лесообразующим видом этого типа леса является сосна обыкновенная (Pinus sylvestris ) (рис. 6). Сосновые леса встречаются почти на всей территории Республики Коми, за исключением крайнего северо-востока и занимают второе место после еловых.


Рис. 6. Ветка сосны обыкновенной

В условиях Республики Коми сосна достигает высоты 30-50 м и возраста до 350 лет. Возраст же деревьев, образующих верхний полог леса, обычно колеблется в пределах 70-250 лет, чаще всего встречаются древостои в возрасте 100-150 лет.

Для большинства сосновых лесов Коми характерна простота строения древесного яруса, хотя наблюдается примесь в нем других пород, например, ель, береза пушистая, реже лиственница.

Экологический ареал сосны широк и поэтому сосновые леса встречаются в самых различных условиях на разнообразных почвах. Однако более или менее устойчивые ценозы она образует только на верховых болотах и на сухих, песчаных, подзолистых почвах. На более богатых почвах сосна также растет хорошо, но скоро вытесняется елью.

Корневая система сосны стержневая. В отличие от ели корни сосны обычно проникают глубоко в почву и одновременно имеют хорошо развитые боковые поверхностные корни. Такое строение корневой системы способствует поглощению воды и из глубоких, и из поверхностных слоев почвы. На болотах сосна имеет поверхностную корневую систему.

Сосна обыкновенная в отличие от ели растение светолюбивое. Характерной особенностью сосны является способность постепенно в течение жизни сбрасывать нижние ветви; крона ее сосредоточена вверху. Поэтому сосновый лес кажется редким, светлым, он не образует густых тенистых насаждений. В сосновом лесу создаются своеобразные экологические условия – большое количество света, недостаточное количество влаги в почве, бедность почвы минеральными веществами и своеобразный сухой климат. Сосны выделяют большое количество эфирных масел; воздух пропитан фитонцидами.

Сосновый лес довольно простой по структуре: древесный ярус один и образован сосной; ярус подлеска, как правило, не выражен, кустарники или отсутствуют, или встречаются отдельными редко стоящими экземплярами; травяно-кустарничковый ярус и напочвенный (мохово-лишайниковый) могут быть выражены по-разному в зависимости от конкретных условий.

Своеобразные условия среды в сосновом лесу способствуют росту в нем под пологом сосны светолюбивых кустарничков и видов травянистой растительности. Из кустарничков в сосновом лесу чаще всего растет вереск обыкновенный (рис. 7). Это вечнозеленое растение, темно-зеленой окраски, с мелкими, прижатыми, почти трехгранными черепитчато расположенными листьями, с лилово-розовыми цветами, собранными в однобокие кисти, высота их 15-30 см. В сосновом лесу растут и другие вечнозеленые кустарнички – брусника, водяника, вереск обыкновенный и др.

Травянистых растений в сосновых борах мало. На хорошо освещенных лужайках растет небольшое многолетнее растение с лежачими побегами – кошачья лапка. Прикорневые листья ее обратнояйцевидной формы, образуют розетку, стеблевые листья линейные. Все части растения покрыты мелкими волосками в виде войлока. Соцветия – нежно бархатистые головки, напоминающие кошачьи лапки. Часто встречается ястребинка волосистая (рис. 8). Листья ее сильно опушены, собраны в прикорневую розетку. Стебель безлистный, на конце его развиваются желтые цветки, собранные в корзинку. Кроме указанных травянистых растений, в сосновом бору на открытых местах обитают и другие сильно опушенные многолетние растения – сушеница лесная, лапчатка серебристая; из злаков - овсяница овечья, щучка дернистая и др.

Травянистые растения сосняков имеют эколого-биологические особенности, присущие светолюбивым и засухоустойчивым видам: мелкие и узкие листья, опушение листьев или их свертывание и покрытие восковым налетом, что предохраняет от избыточной транспирации и т. п.


Самый нижний ярус в сосновом лесу занимают лишайники, чаще всего это виды рода Cladina , которые часто и неправильно называют оленьим мхом. Они являются важным лесным компонентом.

На месте вырубленных сосновых лесов молодые всходы этой све­толюбивой породы часто заглушаются буйной травянистой растительностью, если только почва благоприятствует ей. Сосна не боится заморозков и начинает селиться вскоре после березы и осины или даже одновременно с ними, хотя на молодых сосновых вырубках вначале обычно господствуют все же лиственные породы. Таким образом, происходит процесс естественной смены древесных пород. Одним из нередко наблюдаемых в природе примеров смены древесных пород может служить также смена сосны елью. Процесс этот начинается с того, что под пологом сосны образуется подрост ели, позднее вырастающий во второй ярус, а затем сменяющий сосну. На сухих почвах более требовательная к условиям питания ель может дать на месте сосняка высокой производительности плохой ельник.

1.2.3. Растения смешанного леса

Для смешанного леса характерно большое разнообразие древесных и травянистых видов растений, а также разнообразие местоположений. Сообщество смешанного леса более сложное. В нём легко установить 2-3 яруса древесных растений. Из лиственных пород в таком лесу растут береза, осина, рябина, черёмуха, ольха, ивы. Из хвойных – ель, пихта, сосна, лиственница.

В большом разнообразии в смешанном лесу представлены кустарники: малина, смородина, шиповник, калина, жимолость, волчье лыко, можжевельник (рис. 9) и др.


Рис. 9. Можжевельник обыкновенный:

1 – побег с женскими шишками, 2 – побег с мужскими шишками, 3 – мужская шишка,

4 – женская шишка, 5 – ягодообразная женская шишка в разрезе

Травяной покров в смешанном лесу богат видовым разнообразием и способен образовывать 2-3 яруса. В лесу виды трав распределяются неравномерно: на лучше освещенных местах травы растут гуще и в большем разнообразии видов. Преобладают виды, приспособленные к значительному затенению: кислица, костяника, вороний глаз (рис. 10), майник, бор развесистый, папоротники, хвощи (рис. 11). Большинство трав относится к многолетним корневищным растениям, т. е. преобладает вегетативное размножение. Цветки травянистых растений белые или розовые, часто образуют соцветия. Это способствует привлечению насекомых-опылителей.


Рис. 10. Вороний глаз четырехлистный:

1 – внешний вид, 2 – плод

Рис. 11. Хвощ лесной:

1 – вегетативный побег, 2 – спороносный побег, 3 – листовое кольцо, 4 – боковая ветвь

1.3. Лес как растительное сообщество

Растения леса находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и со средой обитания. Сложная взаимосвязь между растениями проявляется в их расположении по ярусам. Виды, входящие в состав лесного сообщества, различаются по жизненным формам, по отношению к окружающей среде, по ритмам развития, а следовательно, занимаемыми экологическими нишами.

Структура леса бывает обычно довольно сложной. В зависимости от разнообразия видового состава доминирующих и сопутствующих видов, характера роста, условий произрастания, экологических и биологических особенностей видов растений, в лесу можно наблюдать 2-6 хорошо выраженных ярусов.

Сложность строения лесного сообщества дополняется ярусным размещением растений не только в пространстве, но и во времени, т. к. разные виды растений одного сообщества различаются ритмом развития. Одни из них раньше трогаются в рост и переходят к цветению и плодоношению (раннецветущие растения: гусиный лук, чина весенняя). Другие характеризуются замедленным ростом и переходят к цветению летом (большинство цветковых), третьи виды достигают полного развития во второй половине лета (золотая розга).

В связи с сезонным развитием растений меняется и аспект (внешний вид) лесного сообщества. К осени аспект леса меняется в результате пожелтения или покраснения листьев.

Ни в одном другом фитоценозе ярусность растений не проявляется так ясно, как в лесу. Ярусность и видовой состав растений изменяются не только в зависимости от типа леса, но и от характера местопроизрастания его.

В лесах со сложным видовым составом растений можно установить следующие ярусы: 1 - состоит из одного или двух видов доминирующих высокорослых древесных растений (ель, сосна, берёза и др.); 2 - представлен менее рослыми деревьями (черёмуха, рябина и др.); 3 - образуют кустарники (малина, смородина и др.); 4 - травы и кустарнички (хвощи, медуница, валерьяна, брусника, черника, и др.); 5 - обычно занят различными мхами (кукушкин лён, сфагнум, плевроций) и лишайниками.

2. Экскурсии на луга

2.1. Общая характеристика луга

Луг представляет собой сложное растительное сообщество – фитоценоз – образованное длительно вегетирующими, многолетними травянистыми мезофитами (т. е. растения среднего водного довольствия) с более или менее сомкнутым травостоем. Типично луговыми, травянистыми многолетниками называют виды, часто и обильно встречающиеся на лугах и хорошо здесь размножающиеся. Вместе с ними произрастают некоторые однолетники (мятлик однолетний, погремки, однолетние клевера), двулетники (тмин), а также многолетние виды, занесенные на луга из соседних сообществ (лесные или болотные растения), которые в зависимости от сложившихся на лугу условий получают более или менее пышное развитие.

Флористический (видовой) состав луга зависит от состава местной флоры, условий произрастания, формы и интенсивности использования, от возраста сообщества и его истории. Луга чаще всего возникали и возникают на месте других сообществ в результате деятельности человека (вырубленного леса, осушенного болота и т. д.), реже они являются сообществами, возникшими естественным путем.

Луга занимают около 150-200 млн. га, в основном участки низменных, хорошо увлажненных земель в умеренном поясе Северного полушария. Наиболее характерны луга для лесной зоны, но могут быть южнее и севернее ее.

Луга – ценные сенокосы и пастбища, среди которых все большее значение приобретают сеяные луга.

Флористический состав лугового травостоя очень разнообразен. По хозяйственной значимости луговые растения принято подразделять на четыре группы: злаки, бобовые, осоки и разнотравье.

Луговые злаки (Poaceae или Graminae ) определяют хозяйственное качество луга как сенокосного и пастбищного угодья. На незаболоченном и незамшелом лугу преобладающими растениями являются злаки. На заболоченных лугах злаки уступают первенствующее место осокам.

Злаки по продолжительности жизненного цикла разделяются на: однолетние, двулетние и многолетние. На природных лугах преобладают многолетние злаки. Продолжительность жизни многолетних злаков достигает 10-20 и более лет. В образовании луговой дерновины главная роль принадлежит злакам, имеющим мощно развитую мочковатую корневую систему.

Стебель злаковых тонкий (0,3-0,5 см) - соломина, с четким разделением на узлы и междоузлия; междоузлия полые. Листья простые, с влагалищами, охватывающими междоузлия, и линейной пластинкой. В месте отхождения пластинки от влагалища находится язычок в виде небольшого пленчатого выроста. Высота побегов колеблется от 10 до 100 см и более. Листорасположение очередное.

Цветки злаков образуют соцветия - колоски (каждый колосок может состоять из 1-10 цветков), которые собраны в различные сложные соцветия: сложный колос, метелку, цилиндрическое соцветие (султан). В основании колоска обычно располагаются 2 колосковые чешуи - нижняя и верхняя, а над ними на оси - цветки. В основании цветка находятся две цветковые чешуи; более крупная нижняя чешуя охватывает верхнюю цветочную чешую. Внутри цветка, между цветочными чешуями, находятся две маленькие пленки (лодикулы), 3 тычинки и 1 пестик (рис. 12). На завязи пестика – 2 коротких столбика с длинными перистыми рыльцами. Плод - зерновка. Опыление злаков: перекрестное, чаще - анемофилия (ветром), реже энтомофилия (насекомыми) или самоопыление. У некоторых родов злаков наблюдаются отклонения от описанного типичного строения цветка.


Рис. 12. Строение цветка злака:

1 – пестик, 2 – тычинки, 3 – цветковые пленки (лодикулы), 4 - цветковые чешуи

Ветвление побегов злаков происходит в зоне кущения. Зона кущения - это сближенные узлы с почками возобновления в основании надземного побега.

По характеру побегообразования (кущения) и характеру корневой системы злаки делятся на три типа: корневищные, рыхлокустовые (рыхлодерновинные) и плотнокустовые (плотнодерновинные) (рис. 13).

Корневищные злаки . У корневищных злаков корневища образуют длинные, горизонтально распространяющиеся подземные побеги с вытянутыми междоузлиями. Корневища имеют низовые чешуевидные листья, а от узлов развиваются придаточные корни. Новые надземные побеги возникают на некотором расстоянии от материнского куста и друг от друга; они представляют как бы самостоятельные растения, связанные, однако, между собой подземными частями. Узел кущения находится под землей на расстоянии 5-20 см от поверхности земли.


Рис. 13. Типы кущения злаков:

1 – корневищного, 2 – рыхлокустового, 3 – плотнокустового

К корневищным злакам можно отнести пырей ползучий, костёр безостый, вейник и др. Корневищные растения относятся к вегетативно подвижным растениям, они способны быстро занимать большие пространства. Особенно энергично они разрастаются на рыхлых хорошо аэрируемых почвах, богатых органическими и минеральными веществами.

Рыхлокустовые злаки образуют укороченные побеги, выходящие из почвы под острым углом к вертикальному надземному побегу. Каждый такой побег в свою очередь производит новые боковые побеги (10-20 побегов). В результате получается куст, но довольно рыхлый, откуда и происходит название. Горизонтальная часть их значительно короче, чем у корневищных злаков. Узел кущения находится под землей на расстоянии 2-5 см от поверхности земли. При достаточном обилии на лугу эти злаки образуют рыхлую, легко разрывающуюся дернину.

Примером рыхлокустовых злаков может быть ежа сборная, тимофеевка луговая, лисохвост луговой (рис. 14), овсяница луговая, душистый колосок, полевица тонкая и др.

Рис. 14. Тимофеевка луговая (слева),

лисохвост луговой (справа)

Плотнокустовые злаки имеют очень маленькую горизонтальную часть побегов, отходящих от зоны кущения, как будто боковые побеги растут параллельно материнским. Дочерние побеги плотно прижаты и формируют компактный плотный «куст», или дерновину. С возрастом дерновина увеличивается, образуя кочки. Узел кущения находится на поверхности земли. К плотнокустовым злакам относятся: щучка дернистая, белоус, овсяница овечья и др.

Видовой состав злаков, произрастающих на лугах, изменяется в зависимости от типа луга, его зонального положения и хозяйственного использования.

Злаки образуют настолько мощную, тесно сплоченную растительную массу, что внедриться в нее и устоять в борьбе с нею другим растениям дело трудное. Злаки стесняют другие растения, прежде всего территориально, притом не только над почвой, но и в почве, где их корни образуют сплоченную подземную массу.

Луговые растения семейства бобовых очень ценны в составе лугового травостоя. Зеленая масса бобовых по сравнению с зеленой массой злаковых содержит большое количество белков.

Бобовые растения обычны на лугах разного типа, но видовой состав их на лугах лесной зоны не богат. Он представлен различными видами клевера (луговой, ползучий или белый, средний), горошком мышиным (рис. 15), горошком заборным (рис. 16), чиной луговой и др. видами. В зависимости от условий произрастания продолжительность их жизни различна. Клевер луговой, например, живет на лугах до 10-15 лет.

Бобовые растения имеют большое значение: благодаря симбиозу с клубеньковыми бактериями они обогащают почву лугов связанным азотом .

Побеги бобовых: приподнимающиеся, цепляющиеся, прямостоячие. Листья всегда сложные: тройчатые (у клевера), перистые (у горошков). Листорасположение на стебле очередное. Цветки неправильные, с двойным околоцветником, чашечка из 5 сросшихся чашелистиков; венчик из одного большого лепестка (паруса), двух боковых лепестков (весел) и двух сросшихся лепестков (лодочки). Тычинок 10: 9 срастаются тычиночными нитями, а одна тычинка свободная; или все 10 тычинок срастаются. Пестик один. Плод - боб.



Рис. 15. Горошек мышиный

Рис. 16. Горошек заборный

Осоки. Большинство представителей этого семейства - многолетние растения с длинными или короткими корневищами. В отличие от злаков стебли их трехгранные, без вздутых узлов, не полые. Листья у многих видов расположены трехрядно, преимущественно в нижней части побега. Пластинка листа узколинейная. Цветки мелкие, однополые или обоеполые, собраны в соцветие колосок.

Большинство осок – однодомные, но есть и двудомные виды. Кроющий лист завертывается вокруг пестика, срастаясь краями, образует так называемый мешочек, который остается при плоде после его созревания.

На низинных лугах осоки иногда составляют основную массу травостоя, много осок и на заливных лугах низкого уровня. Среди них можно встретить осоку лисью, осоку пузырчатую, осоку чёрную, осоку острую и др.

Разнотравье. Эта группа растений состоит из видов нескольких семейств, встречающихся в незначительном количестве по отдельности. Для каждого отдельного относящегося сюда вида его участие в образовании лугового покрова обычно незначительно и непостоянно. Сюда относятся следующие семейства:

Лютиковые: лютик едкий (рис. 17), лютик многоцветковый, лютик ползучий (рис. 18), лютик жгучий, василистник узколистный, калужница болотная, купальница европейская и др;

Розоцветные: таволга вязолистная, гравилат речной, лапчатки, манжетки и др.;

Подорожниковые: подорожник средний, подорожник большой, подорожник ланцетный и др.;

Гвоздичные: гвоздика травянка, гвоздика Фишера, смолевка татарская, смолевка обыкновенная, горицвет, кукушкин цвет и др.;

Гречишные: горец змеиный, щавель кислый, щавель кисловатый и др.;

Сложноцветные: одуванчик лекарственный, поповник или нивяник обыкновенный (рис. 19), тысячелистник обыкновенный, василек луговой, кульбаба осенняя, ромашка пахучая, ромашка непахучая и др.;

Зонтичные: тмин обыкновенный, бедренец-камнеломка, сныть обыкновенная и др.;

Колокольчиковые: колокольчик раскидистый, колокольчик скученный и др.;

Норичниковые: погремок весенний, погремок малый, очанки и др.;

Валериановые: валериана лекарственная, валериана волжская и др.

В зависимости от климатических условий в различных зонах существуют луга, значительно отличающиеся между собой по ботаническому составу, структуре, кормовым качествам трав и другим показателям.

Существует несколько классификаций естественных лугов, рассмотрим одну из них.Различают луга горные и равнинные. Последние делят на: заливные (пойменные) и суходольные (материковые) луга.

Значение лугов и их рациональное использование . Луга имеют большое народнохозяйственное значение прежде всего как пастбищные и сенокосные угодья. Кроме того, на лугах растут ценные лекарственные растения, например: валериана лекарственная, синюха голубая, тысячелистник обыкновенный, клевер луговой, чина луговая, живучка ползучая, земляника, одуванчик лекарственный и др. Наряду с ценными кормовыми и лекарственными на лугу растут ядовитые и сорные растения. К ядовитым растениям луга принадлежат: лютик ядовитый, лютик жгучий, калужница болотная, звездчатка злаковидная, мытник болотный, болиголов пятнистый, молочай, хвощи. Борьба с сорными и ядовитыми растениями очень трудна. Окончательно искоренить их удается лишь после вспашки луга и высева ценных кормовых растений.

Неправильное использование природных сенокосов и пастбищ, отсутствие ухода за ними ускоряют процесс перерождения луга. Для поддержания злаковых растений на лугу в более ценной корневищной и рыхлокустовой стадии проводят плановые мероприятия по борьбе с уплотнением почвы, развитием дернины, для чего ее боронуют, удобряют, осушают, борются с сорняками.

2.2. Растения луга
2.2.1. Растения пойменного луга

Пойменные или заливные луга располагаются в долинах рек и распространены в различных районах республики Коми довольно широко. Они ежегодно заливаются вешними водами, которые приносят на луг ил, богатый органическими веществами. Почва заливных лугов очень плодородна.

Заливные луга – лучшие сенокосные угодья, дающие высокие урожаи ценного по качеству сена. Увлажняются заливные луга весенними паводками, атмосферными осадками и близкими грунтовыми водами.

По характеру отложения наилка, рельефу поймы больших рек подразделяются на три части: прирусловую, центральную и притеррасную.

Прирусловая часть поймы расположена в непосредственной близости к кромке воды. Ближе к руслу реки осаждаются более крупные, тяжелые (песчаные) частицы. Нередко здесь образуется так называемый береговой вал. В прирусловой части поймы на рыхлых песчаных почвах развиваются кустарники, главным образом ивы. Из злаков преобладают корневищные: пырей ползучий, костер безостый, канареечник тростниковидный.

Центральная пойма несколько удалена от русла реки. На ней вешние воды оставляют мелкие частицы. Почва ее плодородная, лучше увлажнена, поэтому флористический состав растений более разнообразен. Развиваются высокие облиственные побеги, обеспечивающие хорошие урожаи сена. Для центральной поймы характерно господство рыхлокустовых злаков - лисохвоста, тимофеевки, мятлика лугового; из бобовых – клевера лугового, клевера гибридного, горошка мышиного, горошка заборного, чины луговой. В разнотравье – василек луговой, нивяник обыкновенный, кульбаба осенняя, тысячелистник обыкновенный. В понижениях - таволга вязолистная и другие растения.

Притеррасная пойма наиболее удалена от реки и граничит с террасами речной долины. Весенние воды, покрывающие ее, лишены плодородного ила. Почвы плотные, обычно избыточно увлажненные водой ключей, бьющих из подножья коренного берега, и стекающими со склона атмосферными осадками. Разложение растительных остатков здесь затруднено вследствие плохой аэрации почвы. Поэтому нередко наблюдаются процессы заболачивания. Здесь часто растут гигрофиты (растения избыточных мест увлажнения): тростник, камыш, осоки, пушица, из древесных – ольха, ивы.

2.2.2. Растения суходольного луга

Суходольные луга (или просто суходолы) занимают в лесной зоне довольно большие пространства. Чаще всего они образуются в результате сведения леса. По характеру водоснабжения различают: абсолютные суходолы, нормальные суходолы и низинные луга.

Абсолютные суходолы , расположенные на возвышенных частях рельефа. Источником их увлажнения служат талые воды и атмосферные осадки, причем они не успевают впитываться в почву – быстро стекают в более низкие места. Почвы сильно подзолистые с малым содержанием перегноя, с кислой реакцией. Летом растения этих лугов страдают от недостатка влаги. Травостой состоит из низкорослых, жесткостебельных малоурожайных растений. Здесь можно встретить мятлики, овсяницу красную, душистый колосок, подорожник средний; клевер горный, клевер ползучий, смолевку обыкновенную, смолевку татарскую, тысячелистник обыкновенный и др. Урожайность этих лугов низкая.

Нормальные суходолы , или луга умеренного увлажнения, расположены на водораздельных равнинах, на средних или нижних частях склонов. Почва их содержит значительное количество перегноя, имеет среднее увлажнение, так как атмосферные осадки удерживаются в почве; кроме того, на увлажнение почвы оказывают влияние грунтовые воды. К этому типу лугов можно отнести лесные поляны, опушки. На этих лугах растут ценные в кормовом отношении растения: овсяница луговая, костер безостый, ежа сборная, пырей ползучий, лисохвост луговой, клевер луговой, клевер средний, горошек мышиный, горошек заборный, нивяник обыкновенный, чина луговая, подорожник средний, вероника дубравная, живучка ползучая и т. д.

Низинные луга приурочены к низинам между холмами. Основной признак этой группы – обильное постоянное увлажнение грунтовыми водами. Здесь также скапливаются атмосферные осадки. Почва низинных лугов обычно богата элементами питания, но вследствие повышенной увлажненности и отсутствия аэрации они находятся в трудноусвояемом для растений виде. В составе травостоя преобладают осоки, пушица, хвощ, сабельник болотный, гравилат речной, таволга, лютики и другие растения.

2.3. Луг как растительное сообщество

Луговые растения различны по строению вегетативных и генеративных органов, по продолжительности вегетации, срокам цветения, имеют различную глубину проникновения корневых систем, высоту наземных побегов и т. д. В луговом сообществе, как и в лесу, можно наблюдать зависимость растений друг от друга и от окружающей среды. Кроме того, образуя более или менее густой травостой, растения луга создают определенный фитоклимат, также влияющий на входящие в состав виды.

Структура лугового сообщества определяется, прежде всего, набором видов растений способных произрастать совместно в определенных условиях среды.

Внешним проявлением структуры луга является размещение слагающих его растений в пространстве и во времени. Луга отличаются друг от друга по вертикальному распределению растений, по числу образующихся ярусов и степени их насыщения видами.

В первую половину вегетации увеличивается на лугу число цветущих видов, а затем наблюдается их снижение.

Сезонные изменения луга отражаются и в смене аспектов (внешнего вида луга). Последние определяются разрастанием вегетативных побегов, обилием и разнообразием цветущих видов в разные периоды вегетации.

«Нормальный» ход аспектов нарушается при хозяйственном использовании луга. После сенокошения возобновляется рост вегетативных побегов и образование новых, меньше побегов переходит к цветению. Послеукосный аспект может определяться растениями нижнего яруса, обильно цветущими после удаления растений верхнего яруса.

Поярусно в пространстве размещаются и подземные органы, глубина их проникновения зависит от условий произрастания растений, она не остается постоянной у разновозрастных особей одного вида.

В целом для растений луга характерно максимальное скопление подземных органов в верхнем почвенном горизонте, где переплетающиеся корневища и корни образуют дернину .

Урожайность луга. В хозяйственной оценке луга основное значение имеет его урожайность (продуктивность), которую определяют путем укоса (обычно в период цветения злаков) с определенной площади и взвешивания. Важно знать также кормовые достоинства луга. Кормовая ценность отдельных видов растений неодинакова и зависит от видового состава. Наибольшей кормовой ценностью характеризуются бобовые. В их зеленой массе содержится белка больше, чем в других растениях. Бобовые охотно поедаются скотом и хорошо усваиваются. Второе место по кормовой ценности занимают злаки. Самыми низкими кормовыми достоинствами характеризуются осоки. Зеленая масса их из-за содержания кремния груба, малопитательна. Поэтому при кормовой оценке луга зеленую массу часто учитывают по хозяйственным группам: злаки, бобовые, осоки, разнотравье, куда относят все прочие двудольные растения.

Лес – это экосистема, которая состоит из нескольких компонентов. Что касается флоры, то в лесах имеется огромное количество видов. Прежде всего, это деревья и кустарники, а также однолетние и многолетние травянистые растения, мох и лишайники. Лесные растения играют ключевую роль в процессе фотосинтеза, а именно они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Растения в лесу

Лес, прежде всего, образовывают деревья. В хвойных лесах произрастают сосны и пихты, если и лиственницы. Они занимают северные полосы страны. Чем дальше на юг, тем разнообразнее становится растительность, и кроме хвойных пород деревьев иногда встречаются некоторые широколиственные виды, такие как клен, береза, бук, граб, береза. В тех природных зонах, где лес полностью становится широколиственным, никаких хвойных растений не встречается. Здесь повсюду растет дуб и ясень, липа и ольха, лесная яблоня и каштан.
В различных лесах есть широкое многообразие кустарников. Это шиповник и лещина, жимолость лесная и рябина, можжевельник и , малина и бересклет бородавчатый, черемуха и , калина и бузина.

Огромное видовое разнообразие представляют собой однолетние и многолетние травы в лесу:

Кроме трав, в лесу встречаются цветы. Это фиалка холмовая и подснежник, роза и колокольчик персиколистный, анемона и герань лесная, ветреница и хохлатка, волдушка золотистая и глициния, сцила и саранка, купальница и дубровник, горицвет кукушкин и душица обыкновенная, незабудка болотная и суренка обыкновенная.

Использование лесных растений

Лес является ценным природным ресурсом для людей испокон веков. Древесина используется как строительный материал, сырье для изготовления мебели, посуды, инструментов, предметов быта и культуры. Плоды кустарников, а именно орехи и ягоды, используются в еду, для пополнения витаминного запаса, протеинов, жиров и других ценных веществ. Среди трав и цветов встречается много лекарственных растений. Они используются в традиционной и народной медицине для изготовления мазей, отваров, настоек и различных лекарственных средства. Таким образом, лес – это ценнейший природный объект, который дает человеку много ресурсов для жизни.

  • Расширить представления учащихся о природной зоне лесов.
  • Систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки растений и животных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

Дежурные синоптики сообщают прогноз погоды.

2) У. Сегодня на уроке нас ждут открытия. Какие они будут – большие или маленькие? У каждого они будут свои. А ждет нас сегодня, угадайте что? Презентация

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём.

Д. Лес.

У. Лес – это загадка природы, которую вы будете постепенно изучать, разгадывать.

У. Посмотрите на доску. Назовите одним словом, что изображено на картинках.

(Дуб, ель, земляника, малина, шиповник, одуванчик)

Д. Растения.

У. Как располагаются растения в лесу?

Д. Ярусами.

У. Сколько ярусов у леса?

У. Какой этаж в лесу называется первым?

Д. Первый ярус в лесу тот, который ближе к солнцу.

У. Кто живёт на первом ярусе?

Д. Деревья.

У. Кто живёт на втором ярусе?

Д. Кустарники.

У. А на третьем?

Д. Травянистые растения

У. И на четвертом.

Д. Мхи и лишайники

У. Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме: “Растения леса” предлагаю вам выполнить задания в тестовой форме.

Обведите кружочком варианты правильных ответов.

1. Растения, у которых один ствол:

а) травянистые растения;
о) деревья;
м) кустарники.

2. Зачем нужны леса?

т) дают пищу и убежище;
в) чтобы гулять;
з) для украшения земли.

3. Какой ярус самый высокий?

а) травянистые растения;
л) деревья;
у) кустарники.

4. Какое растение является жителем леса?

г) ковыль;
ф) типчак;
и) ландыш.

5. Почему растения растут ярусами?

ч) растениям нужно разное количество света;
д) удобно для животных;
э) удобно для человека.

6. Как называется сосновый лес?

ч) роща;
н) бор;
и) дубрава.

7. Наука о растениях называется …

я) зоология;
о) ботаника;
ш) анатомия.

Собери слово из букв

III.

Физкультминутка

IV. Сообщение темы и целей урока

У. Прочитайте слова, записанные на доске.

Д. Волк, воробей, барсук, бабочка, ромашка, дрозд, стрекоза.

У. Какое слово лишнее? Почему?

Д. Лишнее слово – “ромашка”, потому что это травянистое растение.

У. К остальным подберите общее название.

Д. Животные.

У. Животные леса. Так звучит тема нашего урока.

V. Совместное открытие новых знаний.

У. Даже знакомый лес, в который вы часто ходите гулять, таит в себе немало загадок. Лес полон жизни, хоть это порой и скрыто от людских глаз. Его населяет множество живых организмов.

1) У. Отгадайте, о каких животных идёт речь.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы?

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт?

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна?

Д. Медведь

Кто по ёлке ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?

Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный.

Вывод: тело животных, которых покрыто шерстью, называют ЗВЕРИ.

У. Кого вы услышали?

У. Каких лесных птиц вы знаете?

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: тело животных, которых покрыто перьями, называют ПТИЦЫ.

У. Какие интересные факты из жизни птиц вы знаете? Хотите пополнить свои знания?

Примерный рассказ ученика

– Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Вороны, галки, сороки, коршуны, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

А знаете ли вы, что …

– Выше всех летает … орел. Самая маленькая в нашей стране …. королек. Самый длинный язык у … дятла (15 см). Самый длинный хвост у …. сороки.

3) Разгадайте ребусы: (бабочка, комар, муха)

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: животные, у которых 6 ног, называют НАСЕКОМЫМИ.

У. А можно ли паука назвать насекомым? (сообщение ученика о пауках)

Примерное сообщение ученика.

Паучка, конечно, видел каждый. Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко, соединенные между собой тонким перехватом. На голове у паука есть восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. Наверное, вы знаете, что пауки – хищники! Ведь они питаются другими насекомыми – мухами, комарами, жучками и бабочками. Крыльев у пауков нет, быстрых ног тоже, поэтому ловит хитрец летающих насекомых с помощью сети. Внутри брюшка у паука спрятаны особые паутинные железы. Оттуда через мельчайшие отверстия выступает тягучая жидкость, которая при движении паука вытягивается в тонкие нити. Сначала он строит рамку, потом ведет лучеобразные нити, и соединяет их особой клейкой паутинкой, к которой и прилипают попавшие в сеть насекомые. В конце лета у пауков появляются малыши. Мама – паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вылупляются маленькие новорожденные паучки. Некоторое время “ребятишки” живут все вместе в теплом и уютном гнездышке, сплетенном для них мамой. Паучиха старательно кормит малышей насекомыми, а кокон защищает их от холодной росы, дождя и ветра. Когда паучата подрастут, они начнут сами плести паутинки и добывать пропитание. А в начале осени попрощаются с родными местами и разлетятся по окрестностям.

VI. Физкультминутка “Топай, хлопай, приседай”.

Учитель называет животных леса. Приседают дети – показывают насекомых, хлопают – птиц, топают – зверей.

VII. Итог урока

Вот мы и познакомились с животными нашего леса.

Пусть живут в лесу у нас
Лоси и медведи.
Будем с ними мы дружить
Как добрые соседи.

У. Что надо делать, чтобы было так?

Д. Не кричи, не пугай зверей; не лови ради забавы бабочек и муравьев; не убивай змей, лягушек; береги муравейники; не сори в лесу, убирай мусор за собой.

VIII. Творческая работа “Рисуем вместе”

Участвует весь класс. Дети делятся на группы. Каждая группа выполняет задание: найди и раскрась. Затем все картины объединяются в одну большую картину.

У. Что объединяет все 4 картины? Озаглавьте картину, которая у нас получилась.

У. Не случайно говорят, что лес – наше богатство. Почему?

У. Лес – это бесценная красота, кислород, животный и растительный мир.

Молодцы! Спасибо вам за активную работу.

Наша природа уникальна и удивительна. Она создала всё то, что есть на нашей планете, идеально сбалансировав свои творения. Сегодня мы поговорим о лесе, а точнее о его структуре. О чём тут говорить? Хм… А знаете ли вы, какие растения растут в лесу? Лес состоит из множества самых разных растений. В его основе лежат деревья, однако они являются далеко не единственными составляющими этого целостного организма. Сегодня мы поговорим о тех культурах, которые в совокупности представляют собой лес и поговорим об их основных характеристиках и свойствах.

Это кустарники и травы, лаги и лишайники, а также грибы. Самыми распространенными деревьями, формирующими так называемый шатер, являются ели, сосны, березы, осины, дубы, липы, клены и ясени. На восточных зонах нашей страны лес часто состоит из лиственницы. Чуть ниже, под высокими деревьями произрастают кустарники, среди которых калина и лещина, а также шиповник. Обычной составляющей таких посадок является малина, а влажные участки почвы обозначаются кустами смородины. На самом нижнем этаже леса располагаются травы и грибы, различные лишайники и представители мхов.

Деревья

Сосны, равно как и ели являются представителями хвойных, так как их листва выглядит, как хвоинки. Эти культуры не сбрасывают листья, благодаря чему остаются зелеными в течение всего года. Ель отличается высокой степенью влаголюбивости, она предпочитает глинистый грунт. Леса, состоящие из таких деревьев, весьма темные, так как кроны смыкаются плотно, затрудняя прохождение солнечного света.

Под елями могут произрастать лишь теневыносливые растения. Сосны намного лояльней относятся к характеристикам почвы, они легко растут даже на песчаном грунте. Данное растение является светолюбивым и тянется повыше к небу. Сосны и ели применяют в рецептурах народной медицины. При этом знахари собирают хвою, побеги, почки, шишки и живицу данных растений. Сосна оказывает противовоспалительное и общеукрепляющее воздействие, она дезинфицирует и успокаивает, расширяет сосуды и очищает кровь. Данное растение является также неплохим мочегонным и желчегонным.

Ель используют в качестве отхаркивающего, дезинфицирующего и обезболивающего средства. Она также способна оказывать мочегонное, желчегонное и потогонное воздействие. Медикаменты на основе хвойных деревьев используют в лечении кожных недугов.

Чуть менее распространенными хвойными деревьями являются кедр и лиственница. Первый встречается в сибирских лесах и является особенно могучим деревом, имеющим темную хвою. Данное растение отличается высокой степенью полезности, оно является источником орехов, содержащих огромное количество полезных свойств. Особенно известным является кедровое масло, которое содержит прорву активных веществ. Данный продукт эффективно вылечивает кожные недуги, в том числе и аллергические расстройства, борется с простудными болезнями, язвами и т.п. Кедровое масло замечательно укрепляет организм, помогает устранить синдром хронической усталости и повысить работоспособность.

Довольно распространенной является береза. Это дерево растет в основном на горках, но может формировать и целые посадки. Все части этой культуры характеризуются массой полезных свойств и активно применяются в рецептурах народной медицины. Препараты на основе березы обладают противовоспалительными и антисептическими свойствами. Помимо того они эффективно устраняют боль и вылечивают авитаминоз. Береза помогает вылечить кожные болезни, глистные инвазии, проблемы с суставами.

Кустарники

Довольно часто в лесу можно увидеть шиповник. Это растение таит в себе множество острых шипов, по весне оно украшается красивыми ароматными цветками, на месте которых к осени формируются яркие плоды красного цвета. Именно этот дикий кустарник принято считать прародителем всем известной королевы цветов – розы. Шиповник – это удивительное растение по содержанию полезных элементов. Именно его ягоды содержат просто огромное количество витамина С и поэтому часто используются в борьбе с простудами. Однако в терапевтических целях используют также прочие части растения, и листву, и корни. Шиповник излечивает малокровие, укрепляет сосуды, помогает избавиться от гипертонии и вывести шлаки

Орешник

Этот куст может жить в лесу до семидесяти лет, а плоды он начинает давать спустя шесть лет после посадки. Взрослое растение способно принести до трех килограмм орешков, чем спасает от голода самых разных обитателей леса. Лещина излечивает проблемы с венами, поэтому ее принято использовать в борьбе с варикозом, капиллярными геморрагиями, перифлибитами, трофическими язвами и прочими недугами подобного плана. Также эта культура помогает в борьбе с атеросклерозом и простатитом.

Малина

Лесная малина сильно отличается от своей окультуренной подруги. Ее ягоды обладают более мелким размером, да и вкусовые их качества другие. Однако это растение обладает огромным перечнем полезных свойств. При этом в терапевтических целях используют листки, цветки, ягоды и корешки лесной культуры. Они используются для борьбы с простудой, так как оказывают замечательное потогонное и противовоспалительное воздействие. Сок из плодов малины эффективно заживляет язвенные поражения. Препараты на основе данной культуры помогают устранить кожные недуги, гипертонию, малокровие, цингу и предотвратить атеросклероз.

Мы рассмотрели лишь небольшую долю растений, встречающихся в лесах по территории нашей страны.

Урок окружающего мира

Тема урока: Лес – природное сообщество.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

1. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

2. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

3. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

4. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

растений, животных, мультимедийная презентация, атлас-определитель «От земли до неба», карточки с заданиями для групповой работы, карточки для самооценки.

Действия учителя

Действия учеников

1.Мотивация

к учебной

деятельно-

У меня хорошее настроение. А у вас? Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Закройте глаза (Включается запись пения птиц).

Представьте, что вы на лесной полянке, ярко светит солнышко, весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнять трудные задания.

2.Актуализа-

ция знаний

Ребята, отгадайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает,

Весной опять оживает.

Мы уже изучали лес, как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы "рассматривая его под микроскопом".

А что же такое лес? Что вы уже о нем знаете?

Сейчас ваша одноклассница расскажет «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес», а вы сделаете из нее вывод.

«Один художник решил нарисовать лес.

Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи, они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался лесовик. Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

Вот это настоящий лес! - сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!».

Итак, что же такое лес? (Слайд№4 ).

-Ученые называют лес природным сообществом. Как вы это понимаете?

Что такое сообщество?

А в словаре Ожегова это слово объясняется так:

Лес – это природная зона, которая находится южнее зоны тундры. Обитатели леса:

животные, насекомые и птицы. Растения в этой зоне многообразны: деревья, кустарники, травы, грибы, ягоды (Слайд №2 ).

Слайд №3.

Лес - целый мир, в котором обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, а ещё больше скрыто от наших глаз.

Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

Сообщество –

1.Объединение людей, имеющих общие цели;

2.Группа растительных и животных организмов, живущих вместе.

Целеполага-ние и планирова-ние предстоя-

щих действий

Как вы думаете, чем мы займемся на уроке? Какую цель вы себе поставите на урок?

Сформулируйте тему урока (Слайд №5 ).

Чтобы изучить лес, как природное сообщество, нам нужно определить план наших действий. На слайде №6 есть план, но пункты перепутаны. Поставьте их в правильной последовательности.

(План записывается на доску).

Изучить лес, как природное сообщество. Проследить взаимосвязи в сообществе, познакомиться подробно с растениями и животными леса. Доказать, что лес является природным сообществом.

«Лес–природное сообщество».

Дети рассуждают и переделывают план.

1)Узнать, как располагаются растения в лесу.

2) Изучить обитателей леса.

3)Выявить взаимосвязи между обитателями леса (невидимые нити).

Систематизация знаний с

элементами исследова-

Физкультми-

Первичное закрепление с проговариванием

Закрепление

Рефлексия

Домашнее задание

Первый пункт плана помогу вам выполнить я.

Рассмотрите слайд «Смешанный лес» (слайд№7 ). Чем является лес для живых организмов? Какой это дом?

- Верно.Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. (На доске появляется модель многоэтажного дома в виде лесенки).

Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.

2) Растения с мягкими зелеными стеблями.

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем.

4)На горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

На самой земле вместе с грибами растут мхи и лишайники.

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения (на доске)

Итак, скажите, как располагаются растения в лесу? Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами?

Далее мы будем изучать обитателей леса: (растения, животных, грибы), и выявлять взаимосвязи между ними (2 и 3 пункты плана). Для этого разделимся на группы: ботаники, зоологи, экологи и отдельная группа ученых, которая будет изучать грибы.

1 группа – ботаники – будет изучать растения леса.

Задание: рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа-определителя и заполните таблицу (написать по 3 растения, которые растут в лесах нашего края).

Ярусы леса

Ответить на вопрос:

Какое значение имеют растения для животных?

2 группа – зоологи – будут изучать животных леса.

Задание: приведите примеры животных нашего края (с помощью атласа-определителя) и заполните таблицу:

Животные

на деревьях

Ведут наземный образ жизни

насекомые

земноводные

насекомые

пресмыкающиеся

млекопитающие

млекопитающие

млекопитающие

Составьте рассказ о животных, заполните пропуски.

«Весь лес от верхушек деревьев до земли заселён …. В нашем крае обитают разные животные, которые:

Обитают в почве: …, …, ….

В лесу нелегко найти животных, потому что ….

Животных в лесу …, чем растений.

Животные имеют для растений большое значение, например белка…»

3 группа – экологи – будет составлять цепи питания. Задание:

Составить из карточек 2 цепи питания, характерные для нашего леса.

1. Дятел, жук – короед, кора дуба,

2. Муравьи, листья дерева, медведь, гусеницы.

Привести пример экологического равновесия на примере взаимоотношения дерева и жука - короеда.

а) Страшен ли жук короед молодому дереву?

б) А когда дерево стареет?

в) Пользу или вред наносят короеды лесу?

4 группа ученых будет изучать отдельную группу - грибы. Задание: прочитать текст на с. 179 учебника и ответить на вопросы:

1. Как грибы связаны с растениями?

2. Как грибы связаны с животными?

3. Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?

Группы выполняют задания.

А сейчас немножко отдохнем. Выполним физкультминутку.

(«Мы старались, мы трудились»).

Группы выступают по очереди. По мере выступления на экране появляются слайды.

1)Ботаники: Слайды№8-11.

2)Зоологи: Слайд №12.

3)Экологи.

4)Отдельная группа ученых, изучающих грибы.

Сделаем выводы из наших исследований. В начале урока было сказано, что лес является природным сообществом. Приведите доказательства, что это действительно так. Расскажите о взаимосвязях между обитателями леса.

Итак, все живые организмы леса живут сообща. Мы доказали, что лес является природным сообществом.

Работа в парах. Решите экологические задачи на с 180-181 учебника. «В лесу складывается экологическое равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? А потому что в лесу…Закончите это объяснение. Приведите другие примеры экологического равновесия в лесу.

Что необходимо сделать в конце урока?

Какую цель ставили перед собой на уроке?

Как вы думаете, достигли вы цели?

Что было на уроке трудным? Интересным?

Проанализируйте свою работу на уроке. На карточке отметьте «+» те высказывания, с истинностью которых вы согласны.

1. Я знаю, что такое сообщество

2. Я знаю, почему лес называют многоэтажным домом.

3. Я знаю животных и растения леса

4. Я понял, как взаимосвязаны все обитатели леса.

5.Я доволен своей работой на уроке.

Слайд №13.

С. 175-182, изучить материал учебника, ответить на вопросы.

Для желающих – творческое задание:

Кто желает стать доктором - изготовить книжку-малышку «Зеленая аптека» (О лекарственных растениях леса).

Кто желает стать писателем – найти пословицы, поговорки, загадки о птицах и животных, оформить их в книжку-малышку.

У кого «золотые руки» - изготовить кормушки для птиц.

Кто желает стать художником – нарисовать плакат в защиту лесного сообщества.

Домом. Этот дом многоэтажный.

Кустарники.

Трава, цветы.

Деревья - хвойные, лиственные.

Деревья, кустарники, травы, грибы, мхи и лишайники (Дети прикрепляют карточки на доску).

Они расположены ярусами (этажами). Деревьям нужно много света, это светолюбивые растения. Другим растениям его требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев. Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу своё место.

1группа – ботаники:

Ярусы леса

шиповник

земляника

ветреница

Растения являются средой обитания для живых организмов, растения являются пищей для животных, растения вырабатывают кислород для дыхания животных.

2 группа – зоологи:

Животные

на деревьях

Ведут наземный образ жизни

жук-короед

жук-могиль

«Весь лес от верхушек деревьев до земли заселён (животными). В нашем крае обитают разные животные, которые:

Живут на деревьях, например, …, …, …

Ведут наземный образ жизни: …, …, ….

Обитают в почве: …, …, ….

В лесу нелегко найти животных, потому что они прячутся в листве деревьев, в траве, кустах.

Животных в лесу больше, чем растений.

Животные имеют для растений большое значение, например белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, таким образом, распространяя семена».

3 группа – экологи:

1. Кора дуба, жук-короед, дятел, ястреб.

2. Листья дерева, гусеницы, муравьи, медведь.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Для леса это польза.

4 группа – отдельная группа ученых:

1. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

2. Грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, насекомые. Также грибы являются лекарством (мухомор).

3.Грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов, отмершей листвы.

Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи.

Растения не могут жить без животных, а животные без растений. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.

Например, животные распространяют семена. Растения дают животным укрытие, кислород для дыхания, пищу.

Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями, грибами питаются и лечатся животные, грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу.

Потому что в лесу существуют животные, которые питаются мышами, например, лиса, медведь, сова.

Подвести итог.

Изучить лес и доказать, что он является природным сообществом.