Татьяна Семёнова
Беседа с детьми средней группы «Зачем нужна посуда»

Беседа с детьми средней группы

«ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА ПАСУДА »

Образовательные области :

Познание, Коммуникация

Обучающие

Формировать понятие «посуда »

Учить узнавать и называть посуду по их внешним признакам

Формировать знания об уходи за посудой , осознание детьми значимости посуды в жизни –

Деятельности человека

Развивающие

Развивать познавательный интерес

Воспитательные

Формировать бережное отношение к посуде .

Вступление в диалог с взрослыми и друг другом.

Внимательно слушать собеседника .

Отвечать друг за другом

Не перебивать товарища

Методы и приёмы :

Вопросы;

- «педагогическая поддержка» ;

Наблюдение за детьми .

Материал :

художественная литература К. Чуковский «Федорино горе» , магнитная доска, картинки посуды (чашка без ручки, чайник без носика, ваза без ножки, кастрюля без крышки, сковорода без ручки, вырезанные картинки (ручка от чашки, носик от чайника, ножка от вазы, крышка от кастрюли, ручка от сковороды), магниты

Используемая литература :

1. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников : учеб. пособие – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2005.

2. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада – 2-е изд., перераб. и доп. / Л. Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1990. – 160с. 3. К. Чуковский «Федорино горе»

Ход БЕСЕДЫ

Водная часть :

Воспитатель : - Ребята вы знаете сказку «Федорино горе» ?

(ответы детей)

А что убежало от Федоры?

(ответ детей)

Правильно ребята, это посуда . Сегодня мы и поговорим с вами о посуде .

Ребята а какую вы знаете посуду ?

(ответ детей)

Основная часть :

Воспитатель : - Верно, это всё посуда . Давайте уточним : что такое посуда ? И для чего она нам нужна ?

(ответ детей)

Воспитатель : - Действительно посуда нам нужна , для приготовление и употребления еды.

Ребята а давайте изобразим посуду ?

(ответ детей)

И в этом поможет нам физкультминутка.

Физ. минутка :

Вот большой стеклянный чайник, Надули животик, одну руку поставили

Очень важный, как начальник. на пояс, другую изогнули-«носик» .

Вот фарфоровые чашки, присели, одну руку поставили на пояс

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе

Только стукни - разобьются. круг.

Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над

Голова на тонкой ножке. головой.

Вот пластмассовый поднос, Легли, вытянулись.

Он посуду нам принёс .

Нищева Н. В.

Воспитатель : - молодцы, а теперь мы с вами поиграем.

Игра «Чего не хватает?» .

Воспитатель предлагает детям пройти к доске, на которой закреплены плоскостные изображения посуды с недостающими деталями.

Воспитатель : -Дети, давайте расскажем, каких частей не хватает у разных предметов посуды .

Чего нет у чашки?

1-й ребёнок. Ручки.

Воспитатель : - Чего нет у чайника?

2-й ребёнок. Носика.

Воспитатель : - Чего нет у вазы?

3-й ребёнок. Ножки.

Воспитатель : - Чего нет у кастрюли?

4-й ребёнок. Крышки.

Воспитатель : - Чего нет у сковороды?

5-й ребёнок. Ручки.

Воспитатель : - Молодцы. Давайте «склеим» «разбитую» посуду . Прикрепите недостающие детали с помощью магнитов.

Воспитатель : - Ребята из чего может быть сделана посуда ?

(ответы детей)

Ложка из дерева – значит она деревянная.

Чашка из фарфора – значит она фарфоровая. Кастрюля из алюминия – значит она алюминиевая.

Поднос….,чайник…., вилка…., и. т. п

Ребята как называется посуда : кастрюля, сковорода, противень, и. т. п (КУХАННАЯ)

(ответ детей)

Ребята а как называется эта посуда : чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник? (ЧАЙНАЯ)

(ответ детей)

А как называется посуда из которой мы едим ? (СТОЛОВАЯ)

(ответ детей)

Очень хорошо, а теперь давайте послушаем художественную литературу К. Чуковского «Федорино горе»

Воспитатель : - Ребята как нужно обращаться с посудой чтоб она от нас не убежала?

Правильно её надо мыть, и не бить.

ИТОГ :

Ребята вам понравилась наша беседа про посуду ?

(ответ детей)

Чего нового вы узнали?

(ответ детей)

Воспитатель : - Правильно посуда бывает : КУХОННАЯ – это кастрюля, сковорода, противень и. т. п.

ЧАЙНАЯ -это чашка, блюдце, сахарница и. т. п.

СТОЛОВАЯ – это из которой мы едим, чашка,ложка вилка и. т. п.

Программное содержание:

Закрепить познания детей о посуде. Учит называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Ход занятия: Ребята, у меня в шкатулке спрятаны загадки. Они очень хотят. что бы вы их отгадали и выпустили к нам в группу. Отгадаем?

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

Чайник

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

Тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

Кастрюля

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без ……..

сковороды

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.

хлебница

6. Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

чашка

7. Сама не ем,

А людей кормлю.

ложка

8. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

стаканы

9. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

вилка

10. Новая посуда, а вся в дырках

дуршлаг

Молодцы, все загадки отгадали. . Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

— Как называется та посуда, из которой мы пьем чай?

Чайная посуда.

— Из какой мы кушаем? Столовая.

— Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды

Нам пришлось бы очень туго

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

— Как она называется? Федорино горе.

— Кто написал эту сказку? К.И.Чуковский

— Какие сказки он еще написал?

— Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она Федора Егоровна пришла сегодня к нам. (Воспитатель достает куклу Федору) И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. Увас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Проводится игра «Собери посуду»

(Развивать умение анализировать и синтезировать образное мышление. пространственное восприятие, воображение, логикУпражнять в составлении целой картинки из частей))

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник…)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни».

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?».

(Развивать память, внимание, речь, упражнять в употреблении прилагательных, развивать речевую активность)

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

Повороты туловища

Вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

— Эй, люди, я с вами чайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний».

Развивать умение выделять лишнее слово. Обьяснять свой выбор)

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нм, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

— название предмета посуды

— цвет

— форма

— части

— из чего сделана

— как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

3. чайник

4. сковорода

5. ложка

Ну, заглянули мы с вами и в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете?

А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.

Чебрякова Юлия Юрьевна

МБДОУ "Детский сад № 5 "Родничок" г. Луховицы

воспитатель

Конспект НОД по теме "Посуда"

Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением, с миром природы, с социальным миром.

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Посуда».

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания детей по теме «Посуда», активизировать словарь и обогащать его новыми словами и словами-антонимами;
  • развивать познавательно-психические функции: речь, мышление, восприятие, внимание, воображение, память, логику;
  • развивать мелкую моторику и зрительную память в работе с разрезными картинками;
  • упражняться в составлении описательных рассказов по схеме;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • воспитывать чуткое, отзывчивое отношение, желание помочь попавшему в беду.

Материал и оборудование: магнитофон, кассета со звуковым письмом; разрезанные на части разноцветные силуэты посуды (чашка); чашки, вырезанные из цветного картона для дыхательной гимнастики; картина к дидактической игре «Отыщи посуду в сказочном лесу»; предметные картинки с изображением посуды; схема для составления описательного рассказа о посуде, предметы посуды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент.

Дети заходят в группу. Воспитатель встречает их на ковре, в руках кассета.

- Ребята, я сегодня получила посылку, в которой было вот это звуковое письмо. Давайте его послушаем.

II. Введение в тему.

Звуковое письмо:

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца
Вдоль по улице несутся.
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке…

(пауза)

Ребята, из какой сказки эти слова?

Правильно, это из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Повтори.
-Что за «горе» приключилось с Федорой? (Ответы детей) .
-Почему же посуда убежала от своей хозяйки? (Ответы детей) .

Послушаем продолжение звукового письма.

Ребята! Это я, бабушка Федора!

Написала вам письмо,

Не простое, а звуковое.

Ой, ой, ой, ой, ой!
Помогите вы посуду мне вернуть домой,
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.

III. Работа по теме

Поможем Федоре! А сначала соберем разбитую посуду. И чтобы лучше у нас это получилось, разомнем пальчики.

Воспитатель встает, дети стоят полукругом.

Пальчиковая гимнастика .

Раз, два, три, четыре,

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Снова загибают пальчики.

Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и

Так мы маме помогали.

хлопают в ладоши.

1. Дидактическая игра «Почини посуду» .

Пальчики подготовили! Проходите за столы. Соберите посуду.

У каждого ребенка на столе разрезанная чашка.

Что у вас получилось? (Чашка)

А у тебя?

Какого цвета твоя чашка? Полным ответом скажи!

Для чего нужна чашка? (из нее можно пить)

Что можно пить из чашки? (молоко, сок, чай, воду)

Верно, но чай может быть иногда слишком горячим. Такой чай пить опасно, можно обжечься. Что нужно сделать, чтобы чай остыл? (подождать или остудить его)

Верно, сейчас я вам покажу, как правильно остужать чай, выходите на ковер.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель раздает чашки.

Возьмите чашки. Представьте, что в них горячий чай, который нужно остудить. Я покажу вам как правильно это сделать. Посмотрите сначала. Я делаю глубокий вдох носом, а затем длинный выдох ртом. Щеки я не надуваю.

Давайте вместе подуем. Теперь посильнее.

Теперь еще сильнее.

Молодцы! Остыл наш чай. Теперь вы знаете, правильно пить чай, чтобы не обжечься. Ставьте чашки на поднос.

2. Дидактическая игра «Отыщи посуду в сказочном лесу» .

Ребята! Разбитую посуду мы собрали Федоре, а еще посуда убежала и спряталась в лесу. Давайте её найдем. 1, 2, 3 повернись - в сказочном лесу окажись!

Перед детьми изображение сказочного леса.

Подойдите поближе, рассмотрите сказочный лес.

Посуда замаскировалась, превратилась в разные предметы. Скажите, во что превратилась посуда!

Облако в сито, из которого идет дождь.

Кастрюля в пень, на котором выросли грибы.

Блюдца- в шляпки грибов, стаканы- в ножки грибов.

Поднос в озеро.

Чашка с ложкой в лодку с веслом.

Вилки в камыши.

Нож, кувшин, бутылка в стволы деревьев.

Дуршлаг в ёжика.

Сковорода, половник в шишки.

3. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Вот и отыскали заблудившуюся посуду. Только посуда в сказочном лесу совсем не такая, какая была у Федоры.

У Федоры она была грязная, а в сказочном лесу…(чистая)

тусклая - блестящая;

разбитая - целая;

старая - новая;

уродливая - красивая;

кривая - ровная…

А теперь давайте изобразим посуду, которую мы нашли.

Физкультминутка.

Вот большой железный чайник
Очень важный, как начальник,

- надули животик: одна рука на поясе -« ручка», другая изогнута - «носик»,

- «сделали важное лицо», приподняв подбородок

Вот керамические чашки,
Очень хрупкие, бедняжки

- присели, одна рука на поясе - «ручка»,

- испуганное выражение - вдруг кто разобьет

Вот фарфоровые блюдца,
Очень весело смеются;

- кружатся, «рисуя руками круг»,

-- смеются

Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке;

- потянулись, руки вверх, сомкнутые над головой,

-- «удивились» - какие они высокие

Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.

- легли на ковер, вытянулись - «устал» поднос, расслабились

Встают с ковра.

Ребята! Смотрите!! Вот она, Федорина посуда! Вернулась!!

Воспитатель ставит на стол предметы посуды. Дети называют её.

Входит Федора.

Ах! Моя посуда! Какие вы молодцы, что помогли мне вернуть её назад!

Да, Федора! Отыскали мы твою посуду. А сейчас ребята тебе расскажут о том, для чего нужна посуда и как правильно с ней обращаться! Садись.

4. Составление описательных рассказов о посуде по опорной схеме.

1. Название посуды.

2.Части посуды.

3.Материал.

4.Назначение посуды.

(3-4 человека)

-- А давайте еще расскажем Федоре, как нужно ухаживать за посудой.

V . Подведение итогов занятия.

Федора: Ну спасибо, ребята! Теперь я знаю, для чего нужна посуда и как с ней обращаться! Уж не буду, уж не буду я посуду обижать! Буду, буду я посуду и любить и уважать! А за вашу помощь я хочу вас отблагодарить!

Дарит ребятам баранки.

зиля махмутова
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме «Посуда» в подготовительной группе

Тема «Посуда » .

Программное содержание : Формировать представления о посуде и ее значений в жизни человека. Уточнить и расширить знания детей о предметах посуды , ее классификации (кухонная, столовая, чайная) . Расширять знания о способах обращения с посудой . Развивать предпосылки целостно-смыслового восприятия народных промыслов .

Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей через изображения предметов посуды , изготовления поделок из солёного теста, росписи посуды .

Формировать эстетическое отношение к предметам обихода.

Создание с детьми книги «меню» , «Готовим праздничный обед» .,«Угощаем гостей» . Предметы заместители для сюжетно-ролевых игр, костюмы официанта, бармена

материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, образцы посуды народных промыслов : хохлома, гжель, жестово, городец.

Создание пособия-книги для группы «Истории, рассказанные посудой » .

Составление алгоритмов : сервировка стола, заваривание чая,

Книги для чтения и рассматривания : внесение иллюстраций «Семья обедает» , «Обед (завтрак) в детском саду, репродукций, фотографий с изображением различных видов посуды . Настольно-печатные игры по данной теме .

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям :

Принести из дома предмет посуды и составить рассказ о нём. Чтение : К. И. Чуковского «Федорино горе» ,

«Голубая чашка» А. Гайдар

«Горшочек каши» Братья Гримм

Рус. нар. сказка «Лиса и журавль» .

Консультация для родителей : «Самоуважение. Как его воспитать » .

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах :

Утро :

Понедельник.

Беседа «Какая бывает посуда

Цель : формировать обобщающее понятие «посуда » ; уточнить с детьми название посуды ; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду ; закрепить понимание назначения посуды .

Физкультминутка «Мытье посуды »

Игра «Измени слово» . Цель : закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

Беседа «Какой посудой мы пользуемся дома » .

Цель : Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др., Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы.

Д/и «Назови правильно» (сахар-сахарница, конфета – конфетница)

Игра «Договори предложения» .

Цель : научить детей образовывать от прилагательных сравнительную степень.

«История самовара»

-Цель : познакомить детей с историей создания самовара; воспитывать интерес к его прошлому.

Д\и «Чем похожи, чем отличаются?» (Самовар и чайник)

Пальчиковая гимнастика «Поварята»

Игровое упражнение «Скажи наоборот» .

Цель : научить детей называть действия с противоположным значением.

беседа «История ложки» .

Задачи : познакомить детей с историей изобретения ложки; с материалами, из которых делали и делают ложки; с видами ложек, развивать познавательный интерес.

Проведение опыта во время завтрака «Какой ложкой есть удобнее : деревянной или металлической?»

Цель : определить опытным путем, нагреваются ли металлическая и деревянная ложки от горячей пищи; форма какой ложки удобнее для еды.

Игровая ситуация «В посудной лавке » Цель :Закреплять умение сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу, классифицировать их (посуда - фарфоровая , стеклянная, керамическая, пластмассовая).

беседа «История тарелки» .

Цель : познакомить детей с историей изобретения тарелки; с материалами, из которых делали и делают тарелки; с видами тарелок, развивать познавательный интерес.

Дидактическая игра «Собери сервиз»

Дидактическая игра «Подбираем рифму» . Цель : формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.

Дидактическое упражнение

Продолжить работу кровать : поправлять простынь, накрывать покрывалом Приучать детей держать в порядке свою обувь. Не стаптывать задник. Уметь шнуровать ботинки.

Гигиенические процедуры :

Ситуации «Если ты разбил посуду

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»

Продолжить работу по закреплению умения заправлять кровать : поправлять простынь, накрывать покрывалом.

Приучать детей держать в порядке свою обувь. Не стаптывать задник. Уметь шнуровать ботинки.

Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате.

Завтрак, обед, полдник, ужин :

Разговор «Красиво сервированный стол-залог хорошего аппетита» Разговор «Могут ли мыть посуду мальчики Разговор «Какой посудой нельзя пользоваться » Беседа о продуктах с истекшим сроком годности.

Прогулка.

Понедельник

Наблюдение за вороной и сорокой

Цель : учить сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки) .

Поискать на участке детского сада следы птиц.

Подвижные игры

«Пингвины с мячом» , «Не наступи!» .

Цель : усложнять прыжки на двух ногах с продвижение вперед с зажатым ногами предметом.

Индивидуальная работа Развитие движений .

Цель : закреплять умение бросать мяч в цель.

Наблюдение за снежинками

Цели :

обращать внимание на то, что снежинки бывают раз-ными по форме;

учить сравнивать, развивать познавательную активность.

Исследовательская деятельность

Понаблюдать, где быстрее тает снег - на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

Трудовая деятельность Постройка лабиринта.

Цели :

приучать доводить дело до конца;

воспитывать умение действовать сообща.

Подвижные игры

«Два мороза» , «Волк во рву» .

Цель : развивать внимание и умение действовать по сигналу воспитателя .

Индивидуальная работа «Пройди осторожно» .

Цель : учить ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.

Наблюдение за облаками

Цели :

расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты ;

развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Трудовая деятельность

Сгребание снега под кусты и деревья, расчистка дорожек я горки.

Цель : учить работать сообща , получать радость от результата.

Подвижные игры

«Наседка и коршун» .

Цель : продолжать учить ловко увертываться от ловящего. «Хоккей на снегу» .

Цель : учить прокатывать шайбу в ворота. Индивидуальная работа

Разучивание скороговорки.

Цель : выработать правильное произношение.

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель : расширять и углублять знания о растениях,

Исследовательская деятельность

Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.

Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям.

Цель : воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.

Подвижная игра

«Что растет в разных краях?» .

Цель : закреплять названия деревьев.

Наблюдение за легковым транспортом

Цель : закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению. Трудовая деятельность

Коллективный труд на участке по уборке территории.

Цели :

закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах;

учить сочетать силу и быстроту.

Подвижные игры

«Извилистая тропинка» , «Светофор» .

Цель : учить действовать по сигналу, перепрыгивать через препятствия, приземляться на обе ноги сразу. Индивидуальная работа Прыжки в длину .

Цели :

упражнять в прыжках в длину;

учить отталкиваться двумя ногами.

Возвращение с прогулки, работа перед сном .

Понедельник.

Чтение Н. Носова «Мишкина каша»

Цель : учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведений, осмысливать характеры персонажей; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов.

Дидактическая игра «Какое это блюдо?» (образование относительных прилагательных) .

Д\и «Угадай что это» (упражнения изображающие силуэты посуды )

Д\и «Поможем Федоре» .

Цель : расширение и обогащение словарного запаса детей по лексической теме «Посуда » .

Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный» . Цель : развить у детей внимание, память, обиходный словарь.

Дидактическая игра «Звучащая посуда »

Дидактическая игра «Каждой посуде своё место » .

Цель : дифференцировать посуду (кухонная, чайная, столовая) .

Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?» Цель : закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа.

Дидактическая игра «Сосчитай посуду » (согласование существительных с числительными)

Д\и «Какой напиток в какой посуде (В стакане - кефир, а в чашке - кофе) .

Игра «Один – много» . Цель : научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Д/И «Посудная лавка » (составление из частей целого) . Д\и «Четвёртый-лишний» , «Парочки» . Цель : закреплять названия посуды , самостоятельно играть, соблюдая правила игры, выбирая ведущего считалкой.

Дидактическая игра «Большой – маленький» . Цель : научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Понедельник.

С\р игра «Кафе» Цель : научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Пальчиковая гимнастика : «Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли… »

Занятие – беседа «История чашки» .

Задачи : познакомить детей с историей изобретения чашки; с материалами, из которых делали и делают чашки; с видами чашек, развивать познавательный интерес.

Проведение опытов : «Как отличить фаянсовое блюдце от фарфорового?» , «Как звучат глиняная, фаянсовая и фарфоровая чашки?»

Задачи : опытным путем определить, чем отличается фарфоровое блюдце от фаянсового, если их поднести к источнику света; опытным путем определить, какой звук издают чашки из разных материалов при ударе по ним деревянной палочкой.

Отгадывание загадок о посуде .

Просмотр видеоролика «Как делают глиняную посуду » .

Цель : познакомить детей с работой гончара ; развивать познавательный интерес; обогащать представления о труде взрослых и словарный запас детей (гончар, гончарный круг, глазурь) .

С\р игра «Пиццерия»

Цель : Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.

П/упр на координацию движений «Пронеси не расплескав воду в ложке»

Продуктивная деятельность : Трафареты «Солонка» , «Чайник» , «Молочник» - обведи и укрась.

Дидактическая игра «Измени и скажи правильно» . Цель : научить детей внимательно слушать и находить ошибки.

Самостоятельная театральная деятельность : театр на фланелеграфе

«Федорино горе» .

Выкладывание из геометрических фигур «Посуда на столе » .Дидактическая игра «Назови ласково» . Цель : научить детей образовывать прилагательные с ласкательным значением.

Мытье поддонов цветочных горшков.

Вечерняя прогулка.

Понедельник.

хороводная игра «Изобрази посуду » на координацию речи и движения.

П\и «Пингвины с мячом»

Цель : учить детей прыгать до зрительного ориентира на двух ногах с мячом, зажатым между колен, стараясь не потерять мяч, приземляться на обе ноги. Развивать ловкость, быстроту движений, координацию.

Хороводная игра «Вышла чашка погулять…»

«Простые ловишки»

Цель : учить детей бегать врассыпную, увёртываясь от ловишки. Развивать быстроту движений, реакцию, умение действовать по сигналу.

П\и «Загони льдинку»

Цель : учить детей прыгать на одной ноге, стараясь носком ноги загнать предмет в круг. Развивать ловкость, умение рассчитывать силу толчка.

Интеграция областей:

1. Коммуникация. Развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи.

2. Здоровье. Первичные представления о здоровом образе жизни.

3. Физическая культура. Физкультминутка «Я чайник-ворчун».

4. Социализация. Дидактическая игра разрезные картинки «Собери посуду».

5. Познание. Решение задач, развивающих речь:

  • Игра «Сравни»
  • Игра «Четвертый лишний»
  • Игра «Из чего сделана посуда»
  • Игра «Каждый продукт в свою посуду»

6. Чтение художественной литературы. Произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». Знакомство с автором (портрет). Отгадывание загадок по теме.

7. Художественно-эстетическое развитие. Штриховка карандашом.

Программное содержание:

Закрепить познания детей о посуде. Учит называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, давайте подойдем к столам, встанем около своих мест. А теперь я разрешу сесть на свое место тому, кто отгадает мою загадку. И воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают, кто догадался, поднимает руку и говорит отгадку.

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

кастрюля

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без ……..

сковороды

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.

хлебница

6. Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

7. Сама не ем,

А людей кормлю.

8. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

9. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

10. Новая посуда, а вся в дырках

Молодцы, все загадки отгадали. Все заняли свои места. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? Чайная посуда.

Из какой мы кушаем? Столовая.

Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

Как она называется? Федорино горе.

Кто написал эту сказку? К.И.Чуковский (показать портрет писателя).

Какие сказки он еще написал?

Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она Федора Егоровна пришла сегодня к нам. И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Проводится игра «Собери посуду». Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник...)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни».

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зулбчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?».

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

повороты туловища

вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами почайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний».

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нм, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

Название предмета посуды

Из чего сделана

Как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Ну, заглянули мы с вами и в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете?

А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Давайте все пересядем за столы на свои места. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.