Цель урока:

— познакомить учащихся с признаками насекомых.

Задачи урока:

Сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках;

— использовать дифференциацию и индивидуализацию обучения;

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

— развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийная презентация «Насекомые», картинки с изображением насекомых: пчела, бабочка, жук, кузнечик, стрекоза, божья коровка; шесть кружков коричневого цвета, пять зеленых, пять синих; наборы для аппликации (круг из бумаги черного цвета, два полукруга из бумаги красного и белого цветов, шесть маленьких кружков черного цвета, лист зеленого картона, ножницы, клей, цветная бумага, фломастер черного цвета).

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Вступительная беседа (4-5 мин). «Вхождение» в тему урока.
  3. Раскрытие темы урока. (10-12 мин)
  4. Работа с учебником (7-8 мин)
  5. Выполнение аппликации (8-10 мин)
  6. Итог урока (2 мин)

На проведение физкультминуток отводится 2-3 минуты в течение урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ребята, здравствуйте! Тихонько садитесь на свои места.

2. Вступительная беседа.

— Дорогие ребята, какое сейчас время года (осень), а совсем недавно было … (ответы детей — лето). (СЛАЙД 1) Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.

— Но кто же они? Догадайтесь!

— В эту пору здесь очень весело. Как много пчел летает возле цветущих трав (СЛАЙД 2). Пахнет медом. Над цветами летают бабочки (СЛАЙД 3), гудят шмели (СЛАЙД 4), жуки (СЛАЙД 5), а в траве стрекочут кузнечики (СЛАЙД 6).

Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Ответы детей — пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)

— Каким же словом мы можем их назвать? (Насекомые.)

— Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)

— Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)

— Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Бабочка)

Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки (дети встают).

Физкультминутка.

Спал цветок, (дети присели))

И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись)

Больше спать не захотел! (покачали головой)

Улыбнулся, встрепенулся, (помахали ручками)

Взвился вверх и улетел! (покружились и тихонько сели на свои места)

3. Раскрытие темы урока.

Существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна или две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей. Самый главный орган чувств насекомых – это усы, у кого-то они мохнатые, у кого-то совсем коротенькие, а у кого-то тоненькие как ниточка! (СЛАЙД 7) Длинные усики помогают насекомым вокруг себя ощупывать предметы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от пищи, которой они питаются. У бабочки, которая любит полакомиться сладеньким нектаром, — длинный хоботок. Очень острые и зазубренные челюсти у жука. (СЛАЙД 8) Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из огромного множества глазков, каждый из которых может дать свое изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными лапками! (СЛАЙДЫ 9, 10) Как вы думаете, можно ли убивать насекомых (Нет). Почему? (Все в природе взаимосвязано, если люди уничтожат насекомых, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных)

4. Работа с учебником. (с.20)

Откройте свои учебники на странице 20.

Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.

— Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

— Сколько мы видим? (Два) Почему?

— Сколько ног у бабочки? (Шесть)

— Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка)

Учитель вывешивает на доску соответствующие картины. Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него — челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.

— Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)

— Обратите внимание на правую страницу (с.21). Каких насекомых вы видите?

— Сосчитайте ножки у насекомых.

ВЫВОД (дети делают самостоятельно): что у всех насекомых по 6 ног.

— Что объясняет Черепаха Муравьишке (с.20)? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.)

— Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет? (Ответы детей: Нужно сосчитать его ножки)

Межпредметная связь с уроком математики:

— Сколько пар туфелек принес Муравьишка Бабочке? (Ответы детей: три) Почему? (Ответы детей: Бабочка –насекомое. У нее шесть ног или три пары ног, в одной паре две туфельки. В двух – четыре, а в трех – шесть туфелек. Значит на шесть ножек надо шесть туфелек).

— Найдите рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми. (Сороконожка, рак, паук.)

— Почему? (Ответы детей: потому что у них не по шесть ножек)

— Кто знает, как называется это насекомое? (Учитель показывает рисунок богомола в учебнике). И обращает внимание на доску (СЛАЙД 11)

— Сейчас я вам расскажу об этом интересном насекомом

Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. Богомол - насекомое юга, многие из вас его встречали. Представляете, древние греки богомола в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны.

А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравьшке? (СЛАЙД 12)

Муравьи относятся к классу насекомых, которых на земле насчитывается около 1 млн. видов (это половина всех видов животных на земле). У этих насекомых общество подобно человеческому, со своими царями, рабами, рабочими и солдатами. Посадите муравья в банку, и он вскоре погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет. Каждый муравей выполняет в семье определённую функцию. Потревоженный муравей принимает оборонительную позу и выстреливает из железы вещество тревоги. Почувствовав его запах, то же делают другие муравьи.
Известны семьи рыжих лесных муравьёв, которые оставались на одном месте свыше 100 лет, тогда как одна самка живёт в среднем около 10 лет. Вот что даёт этим насекомым жизнь в обществе или семье. Есть очень много разных видов муравьёв.

Ребята, а как вы думаете, пауки являются насекомыми? (Нет) Это особая группа – паукообразные. У них в отличие от насекомых восемь ножек и нет крыльев. На брюшке у пауков есть железки, из которых выделяется жидкость, которая на воздухе застывает в виде ниточки – паутинки.

— Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).

IV. Игра «Узнай насекомое» (Дети встают со своих мест и звуками изображают насекомых)

Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит;

Сядет- молчит;

Кто его убьет-

Свою кровь прольет. (Комар) (СЛАЙД 13)

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится? (Муха)(СЛАЙД 14)

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот, как пчела.

Вот только меду не дает

Как пчела. (Оса) (СЛАЙД 15)

А сейчас прикройте название кружочками и назовите насекомых еще раз.

Дети работают по учебнику (с.21)

— Рассмотрите рисунок ниже. Каких насекомых вы узнали? (Кузнечик, шмель.)

— Мудрая Черепаха предлагает раскрасить рисунок. Какой цвет нужно выбрать для кузнечика?

— А для шмеля?

— Прочитайте вопрос Мудрой Черепахи. Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?

— Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить в том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может ужалить.

Дети раскрашивают рисунок.

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз — росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

  1. Выполнение аппликации

А мы с вами сегодня сделаем своими руками одно очень красивое насекомое, которое называется – божья коровка. (СЛАЙД 16) Этого почти круглого жучка с красными или оранжевыми надкрыльями и черными точками зовут в украинских селах солнышком. Маленький, как будто безобидный жучок, который медленно ползает по листьям и стволам деревьев, привлекая внимание своей яркой окраской. Природа не зря наградила его такой броской внешностью. Это предостерегающий знак для птиц, чтоб им не вздумалось полакомиться жучком. Если на него надавить, он тут же выделяет из «коленок» капельки желтой жидкости, ядовитой и с неприятным запахом. Если молодая птица по неопытности и возьмет жучка в рот, удовольствия ей это не доставит и в следующий раз она будет осмотрительней. Выделяющуюся из ножек жидкость в народе прозвали молочком. И естественно, что жучка начали величать коровкой.
Всего на земле более 2 тысяч видов божьих коровок.

  1. Итак, возьмите лист зеленого картона. Переверните его цветной стороной вниз. Обведите по шаблону контуры листочка. Вырежьте.
  2. Наклейте в середине листочка круг черного цвета.
  3. Наклейте два полуовала белого цвета, разведите их немного в стороны.
  4. Сверху на белые полуовалы приклейте красные, тоже разведите их немного в стороны.
  5. На крылышки приклейте маленькие кружочки черного цвета.
  6. Фломастером дорисуйте лапки. Кто из вас помнит, сколько их должно быть (6), голову и усики.

6. Итог урока.

Ребята, ответьте на вопрос, кто такие насекомые? (Это животные, у которых шесть ног) Какие у них есть еще отличительные особенности? (У них есть еще крылья, усики). Приведите примеры насекомых.

Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы!

Тамара Фесенко
Конспект итогового мероприятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Насекомые»

Конспект итогового мероприятия по формированию целостной картины мира

в подготовительной к школе группе

на тему «Насекомые »

Выполнил : воспитатель лог. гр.

Фесенко Т. Н.

Цели : - обобщить представления о многообразии насекомых ; - уточнить особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения; - воспитывать интерес к насекомым , бережное отношение к ним;

Средства : картинки с изображением насекомых , изображения мест обитания, карточки с цифрами от 1 до 10.

Структура НОД :

1. решение кроссворда «Насекомые » ;

2. упражнение «Перекрестные шаги»

3. ТРИЗ «Полезные и вредные насекомые » ;

4. игра «Кто где живет» ;

5. лже-загадка «Кто быстрее долетит до цветка гусеница или муравей?»

6. пальчиковая гимнастика «Насекомые » ;

7. лексико-грамматическое упражнение «Кто как передвигается?» 8. игровое упражнение «Ромашка» 9. игра «Сколько насекомых на ромашке

10. гимнастика для глаз «Бабочки» Аутотренинг «В лесу»

11. рефлексия : «Угадайте, про какого человека можно сказать : «трудолюбивый, как пчела» , «назойливый, как муха» .

Ситуация общения : - Для того, чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем говорить, нужно разгадать кроссворд. Слушайте загадки, отгадывайте их, а я буду записывать в клеточки ваши ответы.

1. Прыгает пружинка - Зеленая спинка С травы на былинку, Светки на тропинку. (кузнечик)

2. Целый день она летает, Всем надоедает. Ночь настанет, Тогда перестанет. (муха) 3. То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется? Золотистый … (светлячок) .

4. На ромашку у ворот

Опустился вертолет - Золотистые глаза. Кто же это?. (стрекоза)

5. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда ползу. Если в воздухе кружусь, То уж вдоволь нажужжусь. (жук) 6. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

7. Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи : Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. (муравьи) 8. Домовитые хозяйки

Над лужайкой. Похлопочут над цветком - Он поделится медком. (Пчелы)

9. Я – мохнатый червячок, Полосатый бочок, Скоро бабочкою стану, Закружусь я над поляной. (Гусеница)

Получилось слово «насекомые » .

Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым .

Подготовимся к путешествию : «Мы к лесной полянке вышли,

поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

через ветви и пенечки.

Кто так ловко шагал,

не споткнулся, не упал?»

Воспитатель : Вот мы и пришли в лес. Посмотрите на картинки и найдите «Кто, где живет?» (Правильно разложили, молодцы) .

Девочки и мальчики, вы знаете, что бывают полезные и вредные насекомые ?

Назовите вредных насекомых (муха, комар, тля, мошки, гусеницы, тараканы.) Назовите полезных насекомых (пчелы, муравьи, кузнечики, пауки.) - А как вы думаете, мальчики и девочки, что может произойти, если исчезнут все насекомые ? (тогда птицам и лягушкам нечего будет кушать, ведь они питаются насекомыми .) Воспитатель : Я приготовила вам еще одну загадку : Как вы думаете? Кто быстрее долетит до цветка гусеница или бабочка? (ответы воспитанников)

Посмотрите кто прилетел, внимательно следите за полетом бабочки только глазами.

Солнечным днем кружатся бабочки над разноцветными душистыми цветами, словно танцуют танец – вальс. (Звучит музыка вальса.) В руках у воспитателя игрушечная бабочка. Она летает повсюду : направо летит, налево летит, порхает по кругу, вверх, вниз … и назад спешит. Каждое насекомое по-своему передвигается, вот сейчас вы смотрите на картинку и покажите как передвигается это насекомое . Муравей (ползает, стрекоза (летает, кузнечик (прыгает, божья коровка (ползает и летает, жук (ползает и летает, оса (летает и ползает, пчела (летает и ползает, гусеница (ползает) . Следующее задание упражнение «Ромашка» Все садимся на коврик. Куда же нам посадить насекомых . Мы посадим на волшебную ромашку, но у нее оторвались лепестки. Чтобы собрать ее, надо придумать как можно близких по значению слов к насекомым . На каждое названное слово прикрепляем лепестки ромашки. (примерные ответы : прекрасная бабочка, красивый шмель и т. д.) А теперь поиграем в игру «Сколько насекомых на ромашке » . Я буду показывать вам по очереди карточку с цифрой и цветную фишку, а вы должны составить предложение. (ответы воспитанников, например, карточка с цифрой 3 и зеленая фишка, ответ : три зеленых гусеницы сидят на ромашке и т. д.)

Представьте, что вы лежите на траве, трава мягкая и шелковистая, вы вдыхаете прекрасный лесной чистый воздух, слушаете стрекот кузнечиков, шуршание жучков, порхание бабочек, вам хорошо и спокойно. Подул теплый ветерок, вы набрались сил, бодрости, открываете глаза, у вас хорошее настроение. Скажите, девочки и мальчики, про какого человека можно сказать «трудолюбивый, как пчела» , «назойливый, как муха» . (ответы воспитанников.)

Публикации по теме:

«Путешествие по жарким странам в поисках песка». Сценарий итогового мероприятия в подготовительной группе "Путешествие по жарким странам в поисках песка"Сценарий итогового мероприятия в подготовительной группе, посвященного закрытию тематической.

Интегрированное занятие по ФЦКМ и аппликации в подготовительной группе «Путешествие в космос. Солнечная система» “ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА” Цель: - дать понятие что такое Солнечная система - актуализировать знания об образе планет и звезд.

Конспект итогового логопедического занятия для детей с ЗПР в старшей группе «Насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125 компенсирующего вида» Орджоникидзевского района городского.

Сценарий итогового мероприятия «Путешествие в страну сказок» с детьми старшей группы Программное содержание: Обобщить знания детей по теме «В гостях у сказки» с использованием произведений русских, советских и зарубежных.

Конспект итогового тематического мероприятия «Символика России!» в подготовительной группе Цели и задачи: 1. Обобщить и систематизировать знание детей о России и российской символике (флаге, гербе, гимне, а так же закрепить знания.

Программное содержание: 1. Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые 2. Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе

Тема : «Насекомые»

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Развивающие:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать образность речи.
  • Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Развивать общую моторику, координацию.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза,). Дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», цветок, стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, письмо, картинки с изображением волка, мухомора, ромашки, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Ход занятия:

1 .Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? Куда бы вы хотели совершить путешествие?

(Ответы детей)

Воспитатель: Вы хотите пойти в лес?

(Ответы детей)

Воспитатель: Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

(Дети идут по группе вместе с воспитателем)

Воспитатель: Ребята, вот мы и очутились у лесной полянки, давайте подойдем к полянке и посмотрим, что там находится.

Что вы видите на полянке?

(Ответы детей).

(Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.)

2 .Введение в тему.

Воспитатель:

Посмотрите, на полянке никого нет, я никого не вижу. Ребята, а кого бы мы могли здесь встретить? (Ответы детей).

Воспитатель:

Посмотрите, письмо лежит, интересно от кого оно?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Давайте прочтем письмо.

(Воспитатель читает письмо)

Воспитатель:

Дорогие ребята,

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Помогите, нам, пожалуйста!»

Воспитатель: - Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? (Ответы детей).

Воспитатель:

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги!

Воспитатель:

А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы должны справиться с заданиями, которые для нас приготовил паук. Вы готовы? (Ответы детей).

Воспитатель:

А вот и первое задание от паука, чтобы спасти стрекозу и пчелу, нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

3.Загадки . Беседа по теме.

(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф).

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

(Ответы детей).

  • Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

(Ответы детей).

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей).

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

(Ответы детей).

  • Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка).

Воспитатель:

Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

(Ответы детей .)

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

Воспитатель:

А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Ответы детей.

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Какой основной признак всех насекомых?

(Ответы детей)

Воспитатель: Почти у всех насекомых по 6 лапок, есть крылышки и усики.

Воспитатель:

А паук – это насекомое?

(Ответы детей .)

Воспитатель: - Паук имеет 4 пары ног, а насекомые 3 пары.

Воспитатель: Ребята, мы спасли стрекозу и пчелу, чтобы спасти муравья и божью коровку, нам нужно справиться со следующим заданием: «Вам нужно разложить насекомых по видам».

4. Дидактическая игра «Разложи по группам».

Воспитатель: Ребята, скажите а какие бывают насекомые? (Ответы детей .)

Воспитатель: Насекомые бывают хищными, полезными и вредными.

Воспитатель: Какие насекомые являются хищными?

(Ответы детей .)

Воспитатель: Стрекоза, кузнечик, божья коровка.

Воспитатель: Почему их называют хищниками?

(Ответы детей).

Воспитатель: Потому что они охотятся за другими насекомыми.

Воспитатель: Возьмите картинки хищных насекомых и прикрепите их на фланелеграфе под картинкой с изображением волка. (Дети выбирают картинки хищных насекомых и прикрепляют на фланелеграфе).

Воспитатель: Назовите полезных насекомых

(Ответы детей).

Воспитатель: Бабочка, пчела, муравей.

Воспитатель: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?

(Ответы детей).

Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы .

Воспитатель: Возьмите картинки полезных насекомых и прикрепите на фланелеграфе под картинкой с изображением цветка-ромашки.

(Дети выбирают картинки полезных насекомых и прикрепляют на фланелеграфе).

Воспитатель: Назовите вредных насекомых.

(Ответы детей).

Воспитатель: Муха –разносит микробы, комар- кусает людей.

Воспитатель: Возьмите картинки вредных насекомых и прикрепите их на фланелеграфе под картинкой с изображением гриба – мухомора.

(Дети выбирают картинки вредных насекомых и прикрепляют на фланелеграфе).

5. Физминутка.

Воспитатель: - Ребята давайте немного отдохнем и выполним физминутку «Кузнечик»

Поднимайте плечики раз, два, раз, два (дети поднимают плечи)
Прыгайте кузнечики (
выполняются прыжки на двух ногах)
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали (
дети приседают, имитируют прием пищи)
Тишину послушали
Тише, тише высоко (
поднимаются на ноги)
Прыгай на носках легко. (
прыгают легко на носках)

6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель: - Молодцы, вы справились и с этим заданием и спасли муравья и божью коровку. Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

Подойдите к столу на котором, расположены картинки. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

(Ответы детей).

Воспитатель:

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

7 .Составление описательного рассказа.

Воспитатель:

Вот мы с вами еще спасли бабочку, кузнечика и муху (появляется бабочка, кузнечик и муха). Я предлагаю вам превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. (Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми).

Воспитатель:

Закройте все глаза и повторяйте за мной:

Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами и превратились в насекомых и прилетели на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. Я предлагаю вам описать насекомое, в которое он превратился. А ребята попробуют отгадать, в какого насекомого каждый из вас превратился.

(Дети по очереди составляют описательный рассказ о насекомом, в которого они превратились.)

8. Итог занятия.

Воспитатель : Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Воспитатель : Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. (Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова)

Воспитатель : Закройте глаза и повторяйте за мной:

Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вам понравилось быть насекомыми?

(Ответы детей.)

Какая игра вам больше всего понравилась?

(Ответы детей.)

Вы все сегодня были молодцы!

9. Релаксация «Порхание бабочки»

Воспитатель : Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.

Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.


Елена Петрова
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Насекомые»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ .

ТЕМА : «Насекомые »

ЦЕЛЬ : Продолжать расширять знание о многообразии насекомых . Познакомить с особенностями их строения. Учить различать по внешнему виду, находить отличия. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Развивать логическое мышление

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ : познавательное развитие , речевое развитие, художественно –эстетическое, физическое развитие, социально –коммуникативное развитие.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ : Предметные картинки по теме : «Насекомые » (Бабочка, жук, комар, муха, игрушки «Насекомые » , карточки с недорисованными насекомыми , карандаши.

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1 Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами пришли на луг. Посмотрите вокруг , кто же здесь живёт? (Воспитатель показывает игрушки насекомых )

Дети : (называют) Бабочка, кузнечик, жук.

Воспитатель : А как можно назвать одним словом, тех кого мы перечислили?

Дети : Насекомые .

Воспитатель : Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим. Название «Насекомые » произошло от слова насечки . Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки . Вот от этих слов «Насечки » , «насекать » и произошло название «Насекомые » У насекомых есть свои особенности строения. Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов) : головы, груди и брюшка (показывает на плакате) . На голове располагаются : глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, тоесть всего 6 лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало (пчела, шмель)

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые ?

Дети : Выдвигают свои предположения.

Воспитатель : Пища насекомых разнообразна . Одни –питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые , которые поедают других насекомых- это стрекозы , кузнечики, муравьи. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.

2 Пальчиковая игра «Насекомые »

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем :

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом

(поочерёдно сжимают пальцы в кулак)

Кто же это тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

3 Воспитатель : А теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу скорей, сейчас узнаем!

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,-

Он вспорхнул и улетел!

Что это за насекомое ?

Дети : Бабочка.

Воспитатель показывает картинку с изображением бабочки .

Воспитатель : С чем в загадке сравнили крылья бабочки?

Дети : с цветком.

Воспитатель : Какие крылья у бабочки?

Дети : Яркие, воздушные, лёгкие, большие.

Воспитатель : Сколько крыльев у бабочки?

Дети : Четыре.

Воспитатель : А как вы думаете, чем питаются бабочки?

Дети : Нектаром цветов.

Воспитатель : Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.

А теперь следующая загадка :

Если ты увидишь на цветах и листочках

На красной спинке чёрные точки,

Летает и бегает ловко

Скажи ка скорее кто это?

Дети : Божья коровка.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на картинку божья коровка –это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое , она питается тлями. Тля –это вредное насекомое , которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. На нашей планете очень много разнообразных жуков . Все они, очень интересны. (воспитатель показывает иллюстрации с жуками)

Воспитатель : А теперь, ответьте мне на вопрос : «Сколько ножек у жука?» ,

Дети : Шесть.

Воспитатель : А есть ли крылышки?

Дети : Да!

Воспитатель : А теперь давайте превратимся в божьих коровок!

4 Физкультминутка «Божьи коровки»

Мы божьи коровки (прыжки)

Быстрые и ловкие, (бег на месте)

По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками )

А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…

Устали ноги от ходьбы, (наклоны)

И кушать мы давно хотим (гладят животик)

Домой скорее полетим (летят на свои места)

Воспитатель : А теперь послушайте следующую загадку :

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком

Он поделится медком.

Дети : Пчела.

Воспитатель : Ребята, рассмотрите изображение пчелы . А есть ли у неё крылышки?

Дети : Да!

Воспитатель : А ножки? Сколько их?

Дети : Шесть.

Воспитатель : Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье. А теперь ребята, давайте с цветочной поляны перенесёмся к опушке леса. Что это там под сосной? (Воспитатель показывает картинку с изображением муравейника )

В лесу у пня беготня, суетня

Народ рабочий весь день хлопочет

Без работы хоть убей

Жить не может

Дети : Муравей.

Воспитатель : А как называется дом муравьёв?

Дети : Муравейник.

Воспитатель : А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?

Дети : Выдвигают свои предположения (Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)

Воспитатель : Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают дргуг другу. Питаются муравьи разнообразно : они поедают вредных насекомых , незря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.

А вот ещё одна загадка :

Среди травы живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь.

Дети : Кузнечик.

Воспитатель : (показывает изображение кузнечика ) Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они?

Дети : Длинные, три пары.

Воспитатель : Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями . «Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье. А вот еще одно насекомое я вижу вдали , отгадайте загадку и вы узнаете какое :

Охотницей быстрой слывёт,

Стремителен, лёгок, полёт.

Солнечной летней порой

Летает она над водой

Большие имеет глаза

Кто это скажи –

Дети : Стрекоза. (Рассматривают изображение стрекозы )

Воспитатель : Сколько пар крыльев у стрекозы?

Дети : Две.

Воспитатель : А ног?

Дети : Три.

Воспитатель : Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых , и очень быстро летает. А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых ?

Дети : Потому что у неё две пары крыльев.

Воспитатель : А теперь ребята, давайте поиграем!

5 Дидактическая игра :«Чего не хватает?»

Дорисуйте на карточках части тела насекомых , с помощью, которых они передвигаются. Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (летают) Как передвигаются муравьи? (бегают) . Как передвигается кузнечик? (прыгает) . Дети выполняют задания.

6 Дидактическая игра «Назови правильно»

Под зелёным листком спрятались насекомые . Дети достают насекомых и называют .

Воспитатель : Ребята, вижу вы постарались, всё правильно дорисовали, всех насекомых нашли ! Наше путешествие по лугу подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали.

О, ком мы сегодня разговаривали?

Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили ?

Чем питаются насекомые ?

С какими насекомыми мы сегодня познакомились ?

(Дети отвечают на вопросы воспитателя)

Воспитатель : Молодцы, всё правильно запомнили! Наше занятие закончено.

Материал для знакомства детей с насекомыми, в процессе которого будут решены образовательные задачи: расширить и закрепить знания детей о насекомых, вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистические представления о природе, расширить у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых, их многообразии и среде обитания, о вреде и пользе, приносимой ими людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация совместной деятельности воспитателя и детей, созданная самостоятельно с использованием электронного образовательного ресурса.

Презентация создана воспитателем логопедической группы Скориченко Ольгой Михайловной

Санкт-Петербург, 2014г.

Конспект занятия (подготовительная группа).

Тема: «Насекомые – какие они?»

Цели:

  • Образовательные: расширить и закрепить знания детей о насекомых, вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистические представления о природе. Расширить у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых, их многообразии и среде обитания, о вреде и пользе, приносимой ими людям. Упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела).
  • Воспитательные: воспитать доброе отношение к маленьким соседям по планете, желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, поле, у открытых водоемов и рек, не разрушать условия жизни насекомых.
  • Развивающие: развить зрительную и слуховую память, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме. Развить связную и образную речь. Активизировать внимание детей, развить логическое мышление. Научить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение. Продолжаем учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Оборудование: телевизор, ноутбук, иллюстрации больших размеров с видами реки, леса, цветущего луга, расположенные в группе, конспект занятия с образовательным материалом.

Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительными обитателями нашей планеты – с насекомыми. Подойдите ко мне и посмотрите на лесную полянку.

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?»

Посмотрите – на поляне никого нет. Присядем.

«Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь вдруг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!»

Ребята, послушайте внимательно и попробуйте догадаться, кто это.

«Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.»

«На лужайке росла большая сосна,

А под сосной кипела работа:

Без работы, хоть убей,

Жить не может…»

Дети: Муравей!

Воспитатель: Посмотрите на экран, вот какие они труженики, эти удивительные муравьи. А кто знает, как называется их дом?

Дети: Муравейник!

(Приложение 1, 2)

Воспитатель: Слышите, кто-то пищит у самого уха?

«Ни зверь, ни птица,

носок, как спица.

Летит – пищит.

Сядет – молчит».

«Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит».

«Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь».

Догадались, ребята?

Дети: это комар!

(Приложение 3)

Воспитатель: посмотрите, кто это ползет на листочке земляники?

«Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки».

Дети: Божья коровка!

(Приложение 4)

Воспитатель:

«Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку,

Вверх неспешным ходом

Ползет по стебельку

К пахнущему медом

Яркому цветку.

Поедает быстро

Коровка вредных тлей,

И цветок душистый

Спасибо скажет ей!»

Они в огромном количестве поедают тлей, щитовок, паутинных клещей, личинок жуков-листоедов. Эти милые и беззащитные насекомые – хищники, но они наши помощники. Они уничтожают вредителей сельского хозяйства.

Обратите внимание на тонкие серебристые между травинок сети.

«Одежды не шью,

А ткань везде тку.»

«Растянул он свои сети,

Даже муха не заметит -

Попадётся " на крючок",

А поймает...»

Кто это?

Дети: Паучок!

(приложение 5)

Воспитатель: Паучка, конечно, видел каждый. В наших краях наиболее распространены пауки-крестовики. У паука-крестовика гладкое шарообразное брюшко, на котором сверху отчетливо виден светлый узор в виде крестика. Тело разделено на две части: головогрудь и брюшко, соединенные между собой тонким перехватом. На голове у паука есть восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. Пауки относятся к классу паукообразных. Этот класс очень близок к классу насекомых.

«На кусты туман набросил,

Золотистые шелка,

На опушке возле сосен

Слышу прялку паука.

Он без устали и рьяно

Нить прядет, сплетая сеть,

Чтоб под стеблями бурьяна

Вместе с ветром пролететь.

Хорошо видна окрестность,

Кочки высохших болот.

В долгий солнечный полет!

Не беда, что паутинка

Зацепилась за сучок,

В новом месте, на осинке

Свяжет сети паучок».

Паутинка для паука – словно маленький парашют, держась за нее, паучок переносится по воздуху с места на место. Посмотрите, у кого так много ног!

Дети: это сороконожка!

(Приложение 6)

Воспитатель: Она является хищником в мире насекомых. На передних лапках у нее есть ядовитые когти, она питается другими насекомыми.

Что-то на лесной опушке стало прохладно. Давайте выйдем из леса и отправимся на цветущий луг. Посмотрите, как красиво! Я вам открою секрет. Здесь живет наш давний знакомый. Попробуйте догадаться, кто это.

«На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь».

«Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он».

«Имя взял у кузнеца,

Цвет – у огурца,

Крылья – у мошки,

Ножки – у блошки».

Дети: это кузнечик!

(Приложение 7)

Физминутка :

«Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок». (Дети поднимают и опускают плечи и прыгают высоко на месте).

«Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем». (Дети садятся на корточки, приставляя пальчик к губам).

«Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко». (Дети встают и снова выполняют прыжки).

Воспитатель: посмотрите вокруг. Ой, что это? Цветы летают?

«На цветок пахучий сел цветок летучий,

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел!»

«Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок».

Ребята, вы уже, наверное, догадались, кто это?

Дети: бабочка!

Физминутка :

«Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела». (Движения повторяются за воспитателем).

Воспитатель: Дети, а бабочки, которые летают ночью, как называются, кто знает?

Дети: Мотыльки!

(Приложение 8)

Воспитатель: Верно. Посмотрите на наш цветущий луг! А это кто?

«Над цветком я жужжу,

Целый день в заботах –

Я пыльцу в карман беру,

Наполняю соты.»

«Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком».

«Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее…»

Дети: пчела!

(Приложение 9)

Воспитатель: ребята, вы знаете о том, что особенно хорошо пчелы видят синий, фиолетовый, белый и желтый цвета? Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые, у пчелки большие глаза, сильные челюсти называют жвалами, они помогают насекомому размягчать воск. Язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Им она всасывает сладкий цветочный нектар и воду. Пчелка может больно ужалить, ведь в ее брюшке прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает. Пчелки – наши друзья. Рабочие пчелы собирают мед, вылетая из улья. Они летят за пчелами-разведчицами. Самая крупная пчела – царица не покидает улья, ее называют маткой, она откладывает яички в восковые ячейки улья. В начале лета из ячеек появляются молодые пчелы.

Ребята, пойдемте за мной через луг. Впереди нас река, и рядом с ней живет много наших знакомых.

«Посмотрите, что за девчонка:

В поясе тонка, огромные очи,

Летит – стрекочет».

«У реки над камышами,

Вот с такущими глазами,

Зависает вертолёт.

Пассажиров не берёт!

И пропеллер, и глаза,

Да ведь это…»

Дети: стрекоза!

(Приложение 10)

Воспитатель: Молодцы! Обратите внимание, по воде бегают жуки-плавунцы. Они – хищники и могут нападать даже на головастиков и мальков рыб.

А вот водомерка. Тело и кончики ее ног покрыты жёсткими не смачиваемыми в воде волосками, благодаря чему она приспособлена к скольжению по воде. А теперь давайте посмотрим: на берегу реки тоже много представителей насекомых. И сейчас я хочу вам рассказать о тех из них, кого вы чаще всего можете встретить повсюду. Они живут и в лесу, и в парке, и на лугу, и на этом берегу, и в огороде, и даже в нашем доме.

«Он рогатый и усатый,

Многоногий и крылатый,

Издаёт гудящий звук

При полёте толстый…»

Дети: Жук!

(Приложение 11)

Воспитатель: В этот отряд насекомых входит самый маленький жук – жук-перокрылка (его размер меньше миллиметра), и самый крупный – палочник (его размер почти полметра). А жук-голиаф - самый тяжелый жук весит почти сто граммов. Представляете, жук-геркулес может поднять вес в 850 раз больше собственного тела!

А пение такого маленького сверчка за печкой в пригородном доме очень хорошо слышно уху человека.

И не чудо ли природы жук светляк, маленький фонарик в ночи?

(Приложение 12)

Мир насекомых разнообразен. Называются они так, потому что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Появились они очень давно – 250 млн. лет назад. Сегодня мы с вами познакомились с некоторыми из них. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать. Наша знакомая всем муха способна ползать вниз головой. Помните загадку про муху?