Наряду с Царь-колоколом и Царь-Пушкой существует и Царь-ванна. Она спрятана от посторонних глаз на окраине Баболовского парка в Царском селе.

Баболовскую чашу можно назвать шедевром камнерезного искусства. Для работы над ней использовались примитивные инструменты, что делает её создание ещё более удивительным.

Фактрум знакомит читателя с историей создания и предназначения гранитной ванны в Царском селе.

Кто и когда начал работу над Царь-ванной

Заказ на ванну для Баболовского дворца Александра I по просьбе придворного инженера Бетанкура взял известный каменотёс Самсон Суханов. За работу над ванной Суханов получил целых 16 000 рублей. По официальной версии, в 1818 году прямо к строящейся усадьбе доставили 160-тонную глыбу мрамора, и Суханов вместе со своими мастерами принялся за гранитную чашу.

Работа над Баболовской чашей шла долгих десять лет. За это время при помощи самых простых инструментов - киянки и скарпеля - рабочие стесали с глыбы гранита всё лишнее: было удалено примерно 120 тонн камня. Потом ещё несколько лет ванну полировали, доводя её внешние и внутренние стены до идеальной гладкости и толщины в 45 сантиметров. В итоге у бригады Суханова получилась ванна из гранита, чья высота составляла почти два метра, а диаметр - почти пять с половиной метров. Она вмещала в себя 12 тонн воды, что примерно равняется 800 вёдрам. После окончания камнерезных работ вокруг огромной чаши построили стены восьмиугольной башни и возвели над ней крышу.

Разница в версиях создания Баболовской ванны

Несколько запутанной кажется история о том, где всё-таки обрабатывали гранитную глыбу для ванны. Если её обрабатывали сразу возле дворца, то остаётся загадкой, как же этот камень доставили. В то время не было настолько мощных машин, а вручную такую махину перетащить представляется мало возможным.

Если же камень обрабатывали непосредственно возле каменоломни (а находилась она на одном из островов в Финляндии), то вопрос с транспортировкой также остаётся открытым. Переместить изрядно полегчавшую (со 160 тонн до 40) ванну всё равно было чрезвычайно сложно.


Фото с сайта regionavtica.ru

Для чего нужна была гранитная ванна в Баболововском парке

Многие историки сходятся в том, что члены царской семьи и сам Александр I, приезжая в Баболово, использовали ванну в Баболовском дворце для летних омовений. Однако не совсем непонятно, как эту громадину наполняли. Чтобы перенести и вылить 800 вёдер воды, уходило бы колоссальное количество часов, а монаршие особы ждать не привыкли. Загадкой остаётся и то, как вода из ванны сливалась: она не имеет сливного отверстия. Вполне возможно, что изначально в ванной предполагалось сделать систему слива воды, но мастера просто побоялись сверлить столь хрупкий материал.

Есть и другая версия, для чего предназначалась Царь-ванна. Согласно ей, Баболовский дворец должен был стать одним из масонских храмов. Некоторые учёные даже якобы разглядели на стенах дворца масонские знаки. Однако эта версия не слишком правдоподобна. Ведь в 1882 году Александром I был издан указ об уничтожении лож масонов и других тайных обществ. В связи с этим трудно поверить, что, уничтожив присутствие масонов в России, император оставил ложу в Баболово.

Что происходит с гранитной чашей под Петербургом в наши дни

Во время Второй мировой немцы, увидев гранитную ванну, собрались было её вывезти, но для этого им не хватило ресурсов. Ванна осталась в Баболово. Сегодня царская усадьба находится в запустении: стены и крыши зданий обрушились и прогнили, в относительной целости остались лишь стены купальни. В 2014 году парк вокруг дворца и сам дворец были закрыты на реставрацию, и, к сожалению, посмотреть на шедевр камнерезного искусства сейчас нельзя.

Рядом с Санкт-Петербургом есть местность Баболово, где находятся развалины Баболовского замка. Это, можно сказать, был небольшой загородный дом, весьма скромный даже по замашкам наших современных олигархов, не говоря уже об императорах прошлых веков. Но в этом замке находится одна очень удивительная вещь, которой не могут похвастаться даже самые большие, красивые, высокие и просторные замки – как у нас, так и в Европе. Мы говорим о царь-ванне исполинских размеров, сделанной из цельного гранитного куска.

Ох, тяжела ты, ванна монарха!


Но сначала скажем несколько слово о самом Баболовском дворце, хотя из-за скромных размеров дворцом его можно назвать с натяжкой. Мыза (дача) была построена для Григория Потемкина, хотя собственностью его никогда не являлась. Здание весьма странное, поскольку не имеет симметричных форм. Это было удивительно для эпохи классицизма, когда все строилось симметрично. Отступления бывали, но не настолько сильные. Подобную изломанность в плане демонстрирует лишь архитектура 21 века.
Почему зодчий придумал такую косую планировку? Как императрица Екатерина Вторая это одобрила? Ведь само здание резко выделяется среди остальных построек того века.
Что касается уникальной баболовской ванны, то ее повелел сделать Александр Первый, спроектировал Августин Бетанкур, а предположительно исполнил известный петербургский скульптор-камнетес Самсон Суханов. Эта титаническая работа, опять же, предположительно, длилась с 1811 по 1818 год. В Интернете бродят цифры с характеристиками этой ванны: диаметр – 533 см, высота — 196 см, масса – 48 т. То есть предмет сам по себе небывалых размеров и веса. Если вы посмотрите фотографии, то увидите, насколько огромна эта «ванна Российской империи».
И что самое удивительное: она выполнена из цельного гранита. Для изготовления этого предмета понадобится гранитная заготовка 5,5 x 5,5 x 2 м. Объем – 60,5 кубических метров. Учитывая среднюю плотность гранита, получаем вес в 157 тонн. Для примера: современный боевой танк Т-14 «Армата» весит в среднем 50 т. То есть гранитная заготовка для ванны равнялась по весу трем таким танкам.


Пишут, что ее откололи где-то на острове в Финском заливе. Предположим, что эту заготовку грубо обработали еще в карьере, сняли лишний вес, в результате чего ее масса уменьшилась на 50%. Получается 80 тонн. Эту глыбу надо доставить куда-то в мастерскую. Допустим, мастерская Самсона Суханова находилась где-то на берегу. Как-то откололи большой кусок камня, выбрали лишнее, как-то затащили на баржу и потом как-то с этой баржи сняли.
Возникает вопрос: каким образом этот кусок гранита поднимали и опускали с карьера на баржу, а с баржи – в мастерскую. Предположим, что создать тяговую силу того времени могли через систему блоков и полиспастов. Но эти полиспасты должны на чем-то висеть, то есть появляется необходимость во временной (явно деревянной) конструкции, которая выдержала бы восемьдесят тонн – вес грубой заготовки. Для сравнения: примерно столько же (73 тонны) весит карьерный самосвал БелАЗ-7557.
Вы можете себе представить, что такая махина висит на веревках, удерживаемых мужиками, и на деревянных балках? Но поднять – этого мало, нужно еще переместить и погрузить. То есть сделать очень большую систему, которая выдержала бы огромный вес.
Сегодня у нас есть техника, способная справиться с таким весом, например, автокран КС-7474, он имеет грузоподъемность как раз 80 т. Мощность двигателя шасси — 276 киловатт или 375 лошадиных сил. Но ничего подобного, как нам говорит официальная история, в начале 19 века не было. Имелись только мужики, лошади и веревки.
Затем готовую каменную чашу массой в 48 тонн, а это вес танка «Армата», каким-то образом привезли в Баболовский дворец. Напомним, что железных дорог тогда в этой местности не было. Дороги начал строить Николай Первый в 1836 году. А ванна уже стояла на своем месте в 1818-ом. Возможно, что «гранитный шедевр» провезли на барже по Финскому заливу или Неве, чтобы сократить расстояние до Баболовского замка. По прямой от залива и от реки получается примерно одинаково – 17-19 км.
Предположим, что баржа даже сумела войти в небольшой приток Невы, что еще немного приблизило груз к месту назначения. Таким образом, половину расстояния удалось пройти по воде. А дальше как? Ванна — не танк, она сама не поедет. Самсон Суханов не приделал ей гусеницы и двигатель. При этом в официальной истории полная тишина. Способ доставки царь-ванны в Баболовский замок покрыт мраком.
Асфальтовых дорог еще не было, местами имелись мощеные камнем. А надо как-то перетянуть изделие весом 50 тонн на 30 км (если мерить не по прямой, а по дорогам). Если же предположить вариант с доставкой по воде, то все равно остается хотя бы 10-15 км. Чтобы вам была понятна сложность задачи, скажем, что грузоподъемность распространенного тягача КамАЗ-5410 составляет 14 тонн. Увезти груз в полсотни тонн может тягач КЗКТ-7428 производства ОАО «Русич». Это четырехосный тягач с полуприцепом, в котором стоит двигатель мощностью 650 «лошадок». На таких как раз и возят танки.
Но, как нам говорит история, во времена Александра I, которому зачем-то понадобился такой большой «тазик», основной тягловой силой была лошадь с телегой. При этом грузоподъемность обычной телеги составляет меньше тонны. Для изготовления супертелеги нужно было много металла, причем для ходовой части требуется очень прочный металл особого назначения. А его льют только на современных производствах. То есть сделать супертелегу (или суперсани), на которую можно было погрузить царь-ванну, в то время не представлялось возможным. Конечно, если подразумевать технологии, которые официальная наука относит к началу XIX века.
Любимым объяснением официальной истории того, каким образом люди прошлого доставляли огромные глыбы камня, является следующее: камень лежит на настиле, под ним находятся круглые бревна. Это сооружение тянет вереница животных или людей. Бревна перекатываются, таким образом, каменный блок доставляется к месту назначения. Делаются даже реконструкции, где показывают такой опыт перемещения больших камней и снимают на видеокамеры. И действительно получается сдвинуть груз на пару метров. На этом реконструкторы успокаиваются и радостно заявляют, что они подтвердили способ, которым древние люди построили все мегалитические сооружения.


Но ни в одной реконструкции мы не видели, чтобы груз попробовали передвинуть хотя бы на пару километров. Потому что те, кто ставит такие опыты, не дураки, они понимают, что это займет несколько месяцев. Такие временные затраты не укладываются в сроки строительства, которые записаны в той же истории.
Кроме того, реконструкторы «балуются» относительно небольшими блоками и камнями. Все очень любят египетские пирамиды, а блоки в них, как нам говорят, весят от 2 до 15 тонн. Баболовская чаша же имеет массу в 48 тонн. Насколько нам известно, никто даже не пытался воспроизвести перенос такого веса, используя официальные технологии прошлого.
Хотя ничего сложного: идете на карьер, находите там самосвал БелАЗ подходящей массы и корячитесь с бревнами и лошадьми. Но смельчаков нет и, похоже, не предвидится. Потому что невозможно перетащить пятьдесят тонн на бревнах и деревянных телегах хотя бы на десять километров. Если кто-то возьмется это сделать, то получится очень познавательное видео, которое порвет весь YouTube.
Но пока у нас есть только строчки в книжках, что для ванны где-то отколупали кусок гранита массой 160 т, и потом готовая гигантская посудина образовалась в загородной резиденции императора. Бумага-то все стерпит. Не зря нас со школы отучают самостоятельно мыслить, а лишь следовать готовым решениям. Написано, что привезли ванну, ну, значит, привезли. И не задавайте глупых вопросов, царь-батюшка так захотел. Всем известно, что если правитель что-то повелел, то разум, логика, математика, экономика и законы физики отступают перед желанием монарха.
Конечно, у нас есть рисунки про то, как в Петербурге устанавливали Александровскую колонну на Дворцовой площади и колонны Исаакиевского собора. Но то рисунки, а не фотографии. И они не совпадают друг с другом. Любой из нас может нарисовать, как ребенок поднимает карьерный самосвал. Разве это будет твердым историческим доказательством? А нам впихивают эти рисунки в качестве иллюстрации процесса. Деревянные балки, веревки, мужики за них тянут… Видите, как все просто?
Но просто, когда ты бездумно заливаешь эти факты в голову и не принимаешь в расчет технологии. История и физика – разные предметы. И они почему-то в нашей образовательной системе никак не пересекаются. Но только стоит задуматься о колоссальных массах, которые наши предки довольно просто перемещали с помощью лошадей, деревянных балок и пеньковых веревок, то возникает нехорошее подозрение, что здесь кроется некая научная брехня.
История – что дышло…
Мы с вами пока обсуждали только вес ванны и вопросы, связанные с перемещением заготовки и готового изделия. А теперь посмотрим на технику изготовления. Ванна представляет собой идеально круглую чашу. Все стенки ровные, правильно закругленные и шлифованные. Как пишут некоторые исследователи, толщина стенок царь-ванны – около 40 см. Каким образом мастера прошлого сделали это удивительно ровное изделие из куска гранита?

Гранит – достаточно твердая порода. Как выдолбить столько камня и не расколоть заготовку, да еще вручную? Почему современные камнетесы, вооруженные механическими инструментами из твердых сплавов, не изготавливают подобные штуки? Даже сверхмощный СССР, который постоянно затевал стройки века, не может похвастаться каменными изделиями, подобными этой ванне. Не совсем понятно, как это можно выдолбить молотком и зубилом, а затем отшлифовать до блеска. И все вручную.
То есть размер и качество изготовления этого предмета, сделанного 200 лет назад, превосходят современные технологии. И нам еще рассказывают, что человечество идет путем прогресса. Но на деле мы наблюдаем обратное. Технологии прошлого оказываются недостижимы или очень сложны для современной цивилизации. Человечество теряет знания, которыми оно обладало в прошлом.
Помимо технологий, человечество также утрачивает свои природные возможности, заменяя их костылями технической цивилизации. Часть людей уже не в состоянии в уме сложить или вычесть двузначные числа, им нужно потыкать в кнопочки счетного устройства, чтобы узнать результат. Человечество глупеет и все больше зависит от техносферы. А нам это подают как прогресс и развитие.
Но если мы такие крутые, то почему не делали и не делаем серийно гигантские гранитные ванны: для дома отдыха советских колхозников или для современного олигархата? Если такие штуки запросто ваяли мужики зубилами и притаскивали куда хочешь, то при прогрессе мы должны многократно переплюнуть наших неразвитых предков. Однако не можем даже сделать что-то подобное, не говоря уже о чем-то большем. Это факт, в который даже можно залезть. А прогресс человечества – это лишь болтовня и буковки в книжках и на мониторах.
По поводу баболовской чаши в Интернете высказывается много догадок, вплоть до того, что это и не ванна вовсе, а тарелка спутниковой связи, резонатор древней цивилизации или предмет масонского ритуала. Кто-то написал, что у ванны нет сливного отверстия, и эти слова были многократно скопированы. Это же Интернет, иллюзия полноты информации. На самом деле все копируют друг друга. Достаточно вбросить какое-то утверждение, и оно начнет размножаться, а потом станет якобы фактом, который известен всем. Хотя на самом деле это ложь.
Сливное отверстие в царь-ванне есть, однако оно маленькое, его диаметр – 2-3 см. Это меньше стандартной дырки в раковине. Для ванны диаметром более пяти метров это как-то маловато. Однако вода и через такое отверстие тоже может утекать. Ванна находится в помещении ниже уровня земли, и верхний край гигантской чаши приходится примерно вровень с земной поверхностью.
Но под полом есть еще и подвал, один из сводов которого обрушился, и туда можно забраться. Ходить в этом подвале приходится согнувшись, так как его высота – не более 1,5 м. И как раз под сливным отверстием ванны обнаруживается дырка. Она была изначально запланирована при строительстве. Таким образом, если вынуть пробку, вода выливалась из ванны в подвал, а потом либо впитывалась в землю, либо уходила по трубе или каналу.
Если оглядеть помещение, в котором стоит ванна, то никаких больших дверей и проемов для вноса столь обширного предмета там нет. Окна не особо большие, такая лохань в них никак не пролезет. Получается, что сначала ставили ванну, а потом возводили стены или хотя бы часть стен. Вспомним, что царь-ванну установили на место в 1818 году, а ремонт и перестройка Баболовского дворца были проведены в 1814-ом. Можно предположить, что как раз во время этого ремонта ванну и затащили внутрь. Но мы с вами уже разобрали, насколько это сложно и трудоемко, особенно с официальными технологиями 19 столетия.


По краям зала был сделан круговой помост, в стене кое-где сохранились металлические кронштейны. Также была изготовлена металлическая лестница, чтобы залезать в царь-ванну и выбираться из нее. Лестница была украшена узорами, похожими на греческие меандры. Возникает вопрос: зачем делать огромную ванну из цельного гранита? Чтобы мыться, можно сделать любую составную емкость из гранита, других пород камня или металла. Это будет гораздо проще и дешевле. Почему ванна должна быть цельной и каменной?
Очень многие события в истории списываются на сумасбродства правителей. Монарх так захотел, и подданные тратили многие годы на воплощение его капризов. Во какие были порядки! Это мы с вами теперь в демократии живем, а тогдашнему народу не позавидуешь.
На самом деле такими натяжками нам закрывают дырки и неувязки в официальной версии, которая является лишь одним из предположений о том, что происходило в прошлом. Но под воздействием неких сил эта версия стала официальной и попала в учебники.
Почему Александр Первый вдруг решил сварганить огромную каменную чашу? Чтобы помыться, пусть даже по-императорски, не нужно изготавливать таких больших и трудоемких каменных предметов. Высказываются предположения, что Александр Павлович таким образом выпендривался. Вот, мол, какие у нас в России крутые камнетесы! Но перед кем?
Баболовский дворец находится не в центре столицы, а в предместье. Он маленький, всего лишь несколько комнат. Иностранцев туда толпами не поводишь. Да и не будут хвастаться предметом для мытья, в такие помещения посторонних обычно не пускают. Или император приглашал иностранцев, которые стояли вокруг и смотрели, как он голышом плавает в царь-ванне? Сомнительно.
Зачем тогда делать такую сложнейшую штуку и никому ее не показывать? Эту ванну император ждал семь лет. Наверняка война 1812 года увеличила срок изготовления этой мегалитической посудины. Но как-то чересчур долго для предмета, которым хочется похвастаться. Понятно, что дворцы строились дольше, но то большие здания. А это всего лишь ванна, хоть и главная в империи.
Чтобы хвастаться камнерезным искусством и циклопическим размером предметов, хватит и Эрмитажа. Там много цельных ваз самых разнообразных размеров, вплоть до гигантских. Води иностранцев по залу, пусть ахают и удивляются. Зачем тебе еще одна огромная чаша где-то далеко за городом?
Если мы внимательно посмотрим на нашу современную жизнь, то увидим, что мы не делаем того, что стоило бы огромных усилий. Мы строим высокие здания, но они собираются из сравнительно маленьких деталей, которые на стройку доставляются грузовыми машинами. Мы роем глубокие шахты и длинные тоннели, но для этого существует горнопроходческое оборудование. У нас есть бетон, арматура, металлоконструкции, алмазное напыление, победит, электропривод и многие другие технологии. Мы не напрягаемся сверх того, чем это необходимо.
Но мастера прошлого, имея по официальной истории очень низкий уровень технического оснащения, почему-то делали то, что мы теперь изготовить не можем. И возникает подозрение, что для их времени это была не такая уж трудная задача. А такое может быть, если используются другие способы обработки камня.
Сегодня у нас есть технология искусственного камня, которая никого не удивляет. Из искусственного камня делают плитку, облицовку, памятники, подоконники, столешницы и много чего еще. Можно допустить, что такая же технология была и в прошлом. Тогда изготовить царь-ванну становится гораздо проще: сделал форму, залил туда раствор, а потом отполировал. Возможно, строители прошлого умели каким-то образом размягчать природный камень, после чего работали с ним как с пластилином.
Вы скажите: «Но про такие технологии ни в одном учебнике не написано». Но что такое учебник? Это буковки на бумаге. Одну бумажку выкинул, напечатал другую, а буквы про технологии оттуда убрал. История меняется очень просто, ее меняют даже в течение одного десятилетия, и мы не всегда это отслеживаем. Что уж говорить про более длительные временные промежутки в сто и более лет.
Есть много разных вещей, предметов, явлений, людей, событий, про которые буковки переделывали уже несколько раз. И будут переделывать в будущем. Это же не слишком трудно, особенно в мире электронных технологий. Заменил статью на Википедии, и копии стали распространяться по информационной сети. Чем дальше мы продвигаемся в прогресс, тем проще менять историю.
Однако остаются материальные свидетельства прошлого. Царь-ванна – одно из них. Многие вещи, предметы, здания и книги уничтожаются войнами: и человечество подсократили, и прошлое подчистили. Замечательно! Но не все удается уничтожить, поэтому придумываются разные нелепые объяснения, невозможные с точки зрения технологий.
Подавляющее большинство людей интересуется только настоящим, прошлое им ни к чему. Поэтому такие объяснения спокойно воспринимаются народными массами. Сказано, что выпилили из гранита за семь лет, значит, так оно и было. Людям интереснее то, что у них будет на обед, а не причины и способы изготовления царь-ванны. Поэтому переделки истории не вызывают больших протестов. Деды помрут, а внукам напишут другое прошлое.
Но нам с вами, уважаемые читатели, надо задуматься: если предки двести лет назад делали то, что сегодня не может продвинутое и прогрессивное человечество, то стоит ли безоговорочно верить всему, что рассказывают, когда у нас перед глазами находятся факты, говорящие об обратном? Когда бумажная наука противоречит вещественным фактам, то что надо выбрать? Понятно, что официальная история – это инструмент политической и глобальной пропаганды, а не наука в чистом виде. Поэтому ее уже многократно переписывали.

Баболовская гранитная ванна
Удивительный Санкт-Петербург

Оказывается, не все знают про шедевр каменного мастерства наших предков - гигантскую ванну, до изготовления подобного не было дела ни мастерам древнего Египта, ни другим древним культурам. В связи с тем, что дворец так и лежит в руинах и не восстановлен, особо сведений о чаше и не встретишь.

По теме: Допетровский Питер и Баболовская ванна | |


Баболовский дворец


Этот артефакт также называют «Баболовской Чашей», «Ванной Российской Империи», «Гранитным шедевром» и «Восьмым чудом света». Между тем вы не найдете его ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам. В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца.


Баболовский дворец


Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.


Баболовская чаша


Баболовский дворец был построен в эпоху Екатерины Второй (1785 г.), как одноэтажная дача-купальня для летнего отдыха. Здание красного кирпича выполнено в модном тогда готическом стиле и гармонично вписано в парковый ландшафт.
Внук Екатерины Александр1 любил это место, и как утверждают, имел здесь интимные свидания. Александр произвел перепланировку дворца и заказал вместо беломраморной, гигантскую гранитную ванну, которую подрядился изготовить известный петербургский мастер- каменотес Самсон Суханов.

Придворный инженер Бетанкур обратился к известной артели каменотесов, и Суханов заключил в 1818 году договор на изготовление ванны, запросив за свою работу 16 тысяч рублей.

В 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна: высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер, согласно расчетным данным - 12 тонн воды.

При этом мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна - 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Искусствовед, профессор Я. Зембицкий говорил, что "сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита".

После того как были завершены камнерезные работы, вокруг ванны возвели стены - восьмиугольную башню. По периметру помещения на кронштейнах были сделаны чугунные мостки с перилами, спусками, и смотровыми площадками.

Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. "Дырочка", на дне ванны никак не тянет на сливное отверствие и скорее всего сделана относительно недавно.


Баболовская чаша


Сегодня существуют две версии объясняющие предназначение баболовской чаши.

Версия первая - бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне. Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? - Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения.

Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства. Таким образом, подобно "Царь пушке" и "Царь-колоколу", "Царь ванна" ни разу не использовалась по своему прямому назначению.


Вторая версия - "масонская". Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца "специалисты" усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт "О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ". Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.

Есть и третья версия, - космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: "Нет сомнений в том, что сама чаша - элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи.."


Двадцатый век не пощадил Баболовский парк и дворец. Сначала прекратили ухаживать за парком, потом пилили на хознужды столетние деревья, потом пришла война и разрушила дворец. Но чаша сохранилась до наших времен в целости и сохранности! Немцы не смогли её вывезти, потому что в этой части Европы у них не было технических возможностей поднять и перевезти 50 тонного гиганта.
Сегодня стоимость восстановления Баболовского дворца и прилегающей местности определяют в 100 миллионов долларов. Но инвестор не находится. Этот экономический парадокс не укладывается в голове: 200 лет назад, у России вооруженной молотком и зубилом были возможности создать это чудо, а у современной РФ нет возможности ЭТО просто содержать, пользоваться и показывать. Мы стали беднее и технически слабее?

— страна парадоксов! Только у нас есть Царь-колокол, который никогда не звонил, и Царь-пушка, которая, по легенде, стреляла всего один раз за всю историю. Однако и колокол, и пушка находятся в Кремле, а жители России ими страшно гордятся. В то время как еще один царственный артефакт, Царь-ванна, совершенно незаслуженно прозябает в забвении — в полуразрушенном Баболовском дворце на окраине Царского Села...


ДЛЯ ИНТИМНЫХ ВСТРЕЧ

Многочисленные посетители Царского Села не балуют вниманием Баболовский парк: он запущен до такой степени, что скорее напоминает лес. Зато здесь всегда тихо и спокойно. А если пройти по главной аллее, то выйдешь к пруду, образовавшемуся в том месте, где речка Кузьминка перегорожена мостом-запрудой.

На другом берегу руины из красного кирпича — это все, что осталось от Баболовского дворца. Справедливости ради стоит сказать, что толпы народа вокруг него не ходили никогда. Во-первых, не принято у царской резиденции праздно шататься. Во-вторых, этот дворец изначально строился для интимных встреч монархов, тихого отдыха после охоты, а не бала и прочих шумных придворных увеселений. Его, по большому счету, и дворцом-то можно назвать с огромной натяжкой: в нем всего 10 комнат, причем три из них отведены под «банное» помещение. Любопытная деталь: из каждой комнаты дворца можно свободно выйти в парк. Зачем понадобилось это делать — большой вопрос. Может, представители царской фамилии практиковали свидания вслепую? А лишняя дверь — это дополнительная возможность для «отступления»?

Первый деревянный дворец появился на этом месте в 1782 году. И был подарен Екатериной II своему фавориту Григорию Потемкину. Деревянное сооружение — скромное, но со вкусом — обошлось казне в 3 984 рубля, но жить в нем можно было только летом. Потому в 1785 году на его месте построили каменное здание в готическом стиле по проекту Неелова. Этот дворец стоил уже 15 000 рублей — баснословные по тем временам деньги. Но зато это было оригинальное строение — с башенкой, в которой размещалась выложенная мрамором ванна для купаний... Увы, этой изюминки оказалось недостаточно для того, чтобы императрица полюбила Баболовский дворец. Почти все время он пустовал, а потому пришел в упадок...


НУЖНА ВАННА ПОБОЛЬШЕ!

Новую жизнь в него вдохнул любимый внук Екатерины II — Александр I. Он решил перестроить Баболовский дворец под себя. И начал с того, что заказал новую ванну — «побольше». Когда архитектор В. П. Стасов, которому был поручен проект реконструкции, узнал, что такое «ванна побольше» в представлении Александра I, то понял: для того чтобы осуществить идею императора, дворец придется просто-напросто разобрать!

Можете себе представить, чтобы вы начали воздвигать свой дом с установки сантехники? Нет? Это потому, что вы не император. А вот Александр I не ведал сомнений. Так в Баболовском парке появился уникальный дворец с шатровой башней, возведенной вокруг гранитной ванны.

Саму ванну заказали популярному в то время каменотесу Самсону Суханову и его артели. Работа заняла долгие 8 лет — с 1811 по 1818 год. Она не прекращалась даже в войну 1812 года. Стоимость изготовления гранитной чаши Суханов оценил в 16 000 рублей!

160-тонная гранитная глыба темно-розового цвета была найдена на одном из финских островов. Где из нее вытесывалась ванна — непосредственно в каменоломне или близ места установки, — доподлинно неизвестно. Но в результате получилась чаша, не имеющая себе равных в мире.

Вес ее — 48 тонн, диаметр — 5,33 метра, глубина — 1,52 метра, высота — 1,96 метра. В нее входило до 800 ведер воды. Труд, проделанный каменотесами, можно назвать воистину адским. Только для придания гранитному блоку чашевидной формы нужно было сделать десятки миллиардов ударов киянкой по скарпелю (это такой инструмент, стальной стержень, расширенный на одном конце в виде остро отточенной лопатки).

Еще столько же раз надо ударить, чтобы и внешние обводы стали идеально округлыми. В то время еще не было твердосплавного камнерезного инструмента. Инструменты из простой стали, которыми работали мастера, приходилось затачивать после каждых 3-4 ударов по граниту. Просто диву даешься, как в таких условиях им удалось выполнить чашу идеальной геометрической формы!

Как такую громадину доставили в Баболово, неизвестно. Ведь ни подъемных кранов, ни иных технических приспособлений тогда не существовало...


ЧУДО ВАЯНИЯ

Результат превзошел все ожидания: увидев ванну, император пришел в восторг. Его настроение разделили все, кто видел это чудо. А «Отечественные записки» отчитались перед широкой публикой: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани... Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства...»

К ванне-бассейну вела чугунная лестница с перилами, снабженная смотровыми площадками. Словом, сделали все, для того чтобы царской семье было удобно купаться. Чем она, собственно, и занялась. Ее не интересовало, как ванна наполнялась водой.

А вот современники ломают над этим вопросом голову: вряд ли эту громадину всякий раз наполняли вручную. В сохранившихся описаниях утверждается, будто вода поступала из шлюза у моста. Но как это происходило на практике, никто не знает. Как спускали воду — тоже загадка. Ведь отверстие для этого в дне ванны отсутствует. А наклонить ее физически невозможно.


ШКОЛА ЛЕТЧИКОВ

После революции 1917 года дворец не стал музеем. Здесь разместили школу летчиков. Это решило судьбу уникального сооружения. Во время Великой Отечественной войны дворец активно бомбили, и он быстро превратился в руины. Но чудо! Сама ванна не пострадала. Кстати, немцы, обладавшие несравненно большими техническими возможностями, чем инженеры XIX века, вынуждены были отказаться от идеи вывоза уникального артефакта в Германию: не нашлось у них ни подходящего оборудования, ни транспортных средств.

Сегодня останки здания с Царь-ванной внутри обнесены забором и ждут начала реставрации, которая никак не начинается. Жаль! Уникальное каменное сооружение могло бы привлечь немало туристов и людей, интересующихся историей. Ведь, в отличие от остальных царь-предметов России, чудо-ванна активно использовалась по своему прямому назначению!

Учитывая уникальность каменной ванны, процессом ее создания, разумеется, заинтересовались современные специалисты, работающие в области обработки гранита. Официальных исследований не проводилось. Однако в Интернете можно найти немало свидетельств знатоков, которые в один голос утверждают: высечь подобную каменную ванну вручную технически невозможно! А отполировать тем более! Добиться такой точности и гладкости можно лишь с применением машинной обработки.

Некоторые особо ретивые исследователи сравнивали Царь-ванну с саркофагом в пирамиде Хеопса, технология изготовления которого также неизвестна.

Наконец, широкое распространение получила версия о том, что гигантская ванна — это наследие прошлых цивилизаций Земли и нашли ее в болотах неподалеку от Царского Села.

Впрочем, эта версия легко опровергается финансовыми документами, подтверждающими, что на создание удивительной чаши было выделено немало средств.

Без малого 1,5 года назад я написал пост про уникальное в своем роде изделие — . Прошло много времени и самое удивительное и интересное, что этот пост нашел отклик среди интернет аудитории, на мою страничку стали ссылаться и это здорово:)

Но главное, что сам еще ни разу не был в этом месте и своими глазами гранитную царь ванну не видел.

Пора было это исправить. Поэтому в очередной выходной, когда мы думали куда бы поехать, выбрали именно этот вариант.

Гранитная Царь-ванна в Баболовском парке

Очень странное дело, в Баболовский парк и к руинам дворца, где покоится царь ванна, туристов не водят. Эти объекты даже не упоминаются в путеводителях. Более того, в местном краеведческом музее нет информации ни о парке, ни о ванне!

Каких либо четких инструкций как добраться до места я не нашел. Вообще, это удивительно, возможно, что только для меня, занимающегося камнеобработкой это монументальное изделие из гранита кажется потрясающим, а на самом деле это что-то обычное? и поэтому о царь ванне никто не знает и она совсем не представляет интереса?

Лично мне так не кажется. Даже просто представить трудно сколько труда было вложено. Более 10 лет известный петербургский каменотёс Самсон Суханов ее вытачивал из целой глыбы гранита.

Но почему-то на адмиралтейский столп мы ходим смотреть и восторгаемся им, смотря на колонаду исаакиевского собора, восхищаемся работой и радуемся, что она устояла после немецких бомбежек во время Великой отечественной Войны, а царь ванна, которую немецкие захватчики хотели забрать с собой, но не смогли сдвинуть даже танками, стоит в руинах и до нее нет никому дела.

Царь-Ванна, как мы добрались

Во время моих поисков, найти информацию, где же конкретно находится царь ванна мне не удалось. Есть много упоминаний, что в баболовском парке и на территории отеля потемкин, но чтобы было написано — Вам нужно поехать по такой то трассе или сесть на такой-то автобус и проехать до вот этого поворота не было.

Сейчас я, конечно, понимаю, что найти царь ванну не составляет труда, но не тогда.

Я уверен в том, что если бы информации «как добраться до царь ванны» было бы больше, то желающих посетить это место поприбавилось бы точно 🙂

Поэтому мне захотелось рассказать о нашем небольшом путешествии и показать где же находится это потрясающее изделие из гранита — Царь Ванна.

На одном из сайтов я все-таки нашел координаты места, где находится царь ванна. Введя их в навигатор, я был очень удивлен. От Екатерининского парка в Пушкине на машине ехать всего-то минут 10.

Вот GPS-координаты: N59.70867 E30.34438

Главным ориентиром является отель Потемкин, что по адресу Красносельское ш., 85 — именно через его территорию нужно проходить.

Тут никаких сложностей возникнуть не должно. Для машин есть выделенная стоянка, на охране можно сказать, что идете посмотреть царь ванну, каменную ванну или гранитную ванну, вас поймут и пропустят, вход свободный 🙂

По крайней мере, нас даже ни о чем не спрашивали и мы прошли совершенно спокойно.

со стоянки нужно идти прямо по дорожке, никуда не сворачивая. Обойдя здание отеля с правой стороны вы окажитесь около небольшого вытянутого озера. Возможно, летом можно пройти на прямую через лес, но зимой и лезть через сугробы не хотелось.

встав на мостик рядом с отелем, мы быстро сориентировались и поняли как нам нужно идти:

Кирпичное строение, в котором стоит царь ванна, находится совсем рядом метрах в 150 и хорошо просматривается через лес баболовского парка. А по правому берегу была протоптана тропинка, немногочисленными посетителями, по которой мы и пошли дальше до следующего мостика.

Пройдя примерно метров 50 по тропинке (примерно половину), мы увидели здание целиком и поняли, что идем в правильном направлении

Вид со второго мостика.

Здание мы обошли по правой стороне, здесь дорожка была расчищена и идти было гораздо удобнее чем по сугробам.

Здесь произошло интересное событие, по крайней мере для меня. Обходя строение, мы встретили парочку молодых людей, которые только что посетили это место и возвращались обратно. В руках они держали телефон и что-то рассматривали.

Совершенно случайно я посмотрел на экран и увидел, что в данный момент они были в интернете и читали информацию о царь ванне 🙂 и угадайте на каком сайте она были 🙂 🙂 🙂

В этот момент меня просто распирало от гордости 🙂

На волне положительных эмоций мы обошли здание и тропинка нас привела к незаложенному окошку, через которое можно было увидеть предмет нашего интереса 🙂

Через это окошко, собственно, и открывается полный вид на комнату, где находится царь ванна.

Честно говоря, чувства меня переполняли. Только представьте…

Лес, нет никого из людей, вы видите полуразрушенное здание, у которого заложены все окна, заглядываете внутрь и видите ЭТО. Чувства такие, словно нашел клад 🙂

Обстановка вокруг, конечно, оставляет желать лучшего. Вокруг царь ванны стоят деревянные леса, потолок полуразрушен и немножко жутковато. Но от вида столь огромного изделия из гранита просто захватывает дух 🙂

Я не удержался от соблазна залезть в нутрь и потрогать царь ванну руками.

Только находясь рядом с нем можно почувствовать насколько она огромная

Размеры царь ванны впечатляют… Я бы даже сказал, что это не ванна, а целый бассейн из гранита

Камень зимой является аккумулятором холода, поэтому сейчас вся гранитная ванна была покрыта инеем, но сквозь него была видна полировка, которая продержалась почти 200 лет.

Как использовали Царь-Ванну

Кстати, многие гадают как же нагревали воду? Ведь, чтобы наполнить такую каменную чашу нужно почти 8000 ведер воды, что совсем не мало и даже если наливать теплую воду, то пока наполняется ванна, она уже остынет.

Есть предположение, что снизу разводили костер и нагревая гранит, постепенно нагревали и воду:)) побывав на месте, я сильно усомнился в правдоподобности этой версии.

Действительно, под ванной есть ниша:

Полно мусора, к сожалению, но видно, что царь ванна стоит на 4-х гранитных кубиках и есть небольшое расстояние от пола. Но это действительно небольшое расстояние.

Здесь не поместится достаточное количество дров для разогрева ванны с водой.

Более того, если присмотреться, то нижняя часть царь ванны совершенно необработана. На ней много мест, в которые попадала бы сажа от растопки и гранит здесь был бы очень черный, а очистить его было бы невозможно.

Да и помещение небольшое, если разжигать в нем огонь, то все помещение заполнится дымом и будет очень трудно дышать, не говоря уже о водных процедурах

Где-то я слышал, что под полом есть небольшие помещения, где и разводили огонь.

Действительно, есть места, где пол немного разрушился, но залесть туда мне не захотелось 🙂

Слишком как-то выглядит это ненадежно 🙂

Лично мне больше верится в другую версию, которую я слышал.

Дело в том, что Александр I, для которого и была изготовлена эта гранитная ванна, был большим любителем холодного купания. И гранитная ванна была такой своеобразной купелью с постоянно прохладной или даже холодной водой.

Такая толща гранита очень долго вбирает в себя тепло, можно сказать — это своеобразный аккумулятор холода.

Ванна стоит в нише под землей и в помещение скорее всего всегда прохладно летом. А небольшое озерцо летом нагревается.

Возможно, поэтому и была задумана царь ванна из гранита, чтобы летом можно было искупаться в холодной воде.

В те времена к ванне вела чугунная лестница с перилами, опиравшаяся на чугунные колонны и снабженная смотровыми площадками.

К сожалению, до наших времен они не сохранились… От них не осталось и следа! Видимо еще в советские времена чугунные конструкции демонтировали и пустили на металлолом.

Пока мы завороженно разглядывали царь ванну, стало смеркаться и внутри стало совсем темно… пора было уже возвращаться.

И, напоследок, мы оставили небольшое послание в виде названия сайта, где можно будет прочитать о нашем путешествии к царь ванне:)))

Кстати, если Вам интересно где нам удалось побывать и какие удивительные находки мы обнаружили, то то обязательно

А Вы знали о Царь-ванне?

Возможно Вы тоже видели необычные изделия, напишите об этом в комментариях…