Никто не будет оспаривать . Но каждый ли может обернуть эти эмоции себе на пользу? Все ли знают, как влияют эмоции на человека? Чтобы найти ответы на эти вопросы, достаточно знать четыре основных принципа, по которым происходит влияние эмоций состояние на человека.

Принцип 1

Чем эмоциональней человек подходит к выполнению работы, тем выше эффективность его работы. Но эмоции – это не статическая величина. Пока возбуждение растет, растет и эффективность, но до определенной оптимальной точки. Если же точка достигнута, а эмоции продолжают расти, эффективность падает. Человека начинает интересовать только результат, у него пропадает желание. То есть влияние эмоций двояко. Слишком сильные могут отрицательно повлиять на результат, а достаточной мере – улучшить его.

Принцип 2

Влияние эмоций на деятельность человека хорошо иллюстрирует закон Павлова, который гласит: при слишком сильных раздражителях возбуждение вызывает запредельное торможение. Наглядно влияние эмоций можно проследить при волнении человека. При сильном волнении человек может потерять внимательность или вовсе забыть всю необходимую информацию.

Стоит оговориться, что влияние эмоций на человека в этом случае происходит неоднозначно. Так, для выполнения простых действий запредельное волнение очень полезно. Для средней сложности оно не еще оказывает деструктивного влияния. А вот если надо выполнять сложные задачи, то влияние эмоций может сыграть злую шутку. Поэтому для выполнения сложных задач вначале рекомендуется выполнить простые действия, чтобы умерить волнение и снизить влияние эмоций.

Принцип 3

Чем интенсивней наши эмоции, тем хуже наш выбор в критической ситуации. В этом случае влияние эмоций на деятельность человека заключается в подавлении функций памяти. Поэтому человек не использует при выборе все факты и аргументы, делает неправильные выводы, принимает неправильные решения и полностью уверен в своей правоте.

Принцип 4

Чтобы понять влияние эмоций на деятельность человека по этому принципу, надо знать о двух группах эмоций. К первой относят стенические, то есть активные положительные, положительно влияющие на организм. Ко второй – астенические, то есть пассивные негативные, деструктивно влияющие на организм.

Соответственно стненические эмоции стимулируют работу мозга и организма в целом, наполняет его энергией. Астенические, наоборот, угнетают работу всех функций и систем, из-за чего у человека пропадает всякое желание что-то делать и вообще двигаться. В этом случае влияние эмоций на человека может проявляться даже в появлении различных заболеваний.

Однако есть эмоции, которые могут влиять на человека как положительно, так и отрицательно. Например, гнев в одних случаях может угнетать деятельность, а в других мобилизировать человека.

Позитивные эмоции

Среди однозначно положительных эмоций, которые повышают эффективность деятельности человека, можно назвать:

1. Принятие ситуации, человека, обстоятельств и т.д.
2. Доверие, которое является следствием принятия. Без доверия эффективность действий резко снижается.
3. Ожидание вызывает предвосхищение будущим результатом, поэтому является отличным мотиватором.
4. Радость – сродни аффекту. Она быстро эскалирует и является огромным стимулом для дальнейшей работы.
5. Удивление по мнению многих специалистов является очищающей эмоцией. Оно снимает напряжение с нервных каналов, готовит их к восприятию новой информации, стимулирует работу мозга.
6. Восхищение направлено на конкретный предмет или человека. Оно позволяет определять в объекте положительные моменты и стремиться к ним.

Выяснив влияние эмоций на деятельность человека , можно начать развивать свой эмоциональный интеллект.

Эмоции сопровождают нас с самого рождения и вплоть до смерти, но мало кто осознает, насколько важны эмоции. Что же такое эмоции? Эмоции – это отношение человека к различным событиям, происходящим в его жизни. Надо отметить, что эмоции изучены учеными очень плохо. Поэтому мнения авторов относительно такого понятия как человеческие эмоции сильно отличаются.

Для того, чтобы понять, что такое эмоции, необходимо сделать общий вывод, основываясь на всех мнениях. Эмоции – это реакция человека, на происходящие события. Они оказывают большое влияние на деятельность человека, и в большинстве случаев отвечают за его действия.

Это означает, что благодаря эмоциям, человек в состоянии испытывать такие чувства как страх, радость, гнев, удовольствие, ненависть и другие.

Эмоции не являются причиной возникновения переживаний. Они лишь регулируют деятельность человека.

Эмоции сопровождали человечество с давних времен. Они прошли долгий период эволюции, и сильно изменились с момента зарождения жизни. Поначалу эмоциями можно было назвать первобытные инстинкты человека, например, передвижение и прочие действия, заложенные в человеке природой. В процессе эволюции они развивались, приобретая эмоциональный характер и утратили инстинктивный. Таким образом, инстинкты обрели индивидуальность , и позволили человеку оценивать сложившуюся ситуацию, а также принимать в ней участие на свое усмотрение.

Роль эмоций в жизни

Роль эмоций очень велика. Они являются основой человеческого существования. Например, благодаря различным эмоциям, таким как радость, ненависть или страх, люди способны передавать друг другу свои чувства и переживания. Эмоциональные всплески обычно сопровождаются активной жестикуляцией, изменением интонации или даже цвета кожи, к примеру покраснение.

Сложно представить человека без эмоции. В некоторых ситуациях люди способны сдерживать свои порывы, но в большинстве случаев это дается им очень нелегко. Человек, смотрящий на жизнь пустым взглядом, перестает видеть в ней какой-либо интерес и совершенно теряет свою дальнейшую цель. Любые действия не приносят ему желаемого удовлетворения. Апатичное состояние способно стать причиной глубокой депрессии. Однако, зачастую человек находит способ вновь вернуться к прежней жизни.

Эмоции можно воспринимать как сигналы, посылаемые человеку организмом. К примеру, если эмоции человека положительны, это означает, что он всем доволен и находится в гармонии с окружающим миром. Если же человек проявляет негативные эмоции, значит его что-то сильно беспокоит.

Эмоции оказывают существенное влияние на жизнь человека. От них напрямую зависит восприятие человеком окружающего мира. Человек, который испытывает положительные эмоции, вроде радости и счастья, смотрит на мир и окружающих людей в положительном ключе. А страдающий от тяжелых переживаний и негативных эмоций, оценивает окружение только в темных тонах.


Также стоит отметить, что эмоции оказывают сильное влияние на психические процессы и работоспособность человека. Находясь негативном состоянии, человек практически никогда не может выполнить тяжелую работу. Его мозг не может сконцентрироваться на конкретной задаче.

В некоторых случаях причины плохой и некачественной работе могут зависеть от личного восприятия, за которое отвечают эмоции. Если человеку совершенно не нравится дело, которым он вынужден заниматься, то в большинстве случаев он не сможет выполнить работу быстро и качественно.

Сильные эмоциональные порывы могут привести к неожиданным последствиям. Например, будучи в человек способен на ужасный поступок, за который позже не сможет ответить, если находиться в состоянии сильного эмоционального потрясения. Будучи в состоянии аффекта, люди часто совершают чудовищные поступки.

Классификация

Люди могут сильно различаться между собой. Они могут жить в разных странах, воспитываться по различным обычаям, но в большинстве случае их эмоции схожи между собой. Животные обладают уникальной способность понимать эмоции человека. Например, кошка или собака отлично чувствуют настроение хозяина. Если человек находится в хорошем расположении духа, животное обязательно подойдет к нему. Почувствовав малейший признак злости и агрессии, питомец будет стараться держаться подальше от человека.

Ученые еще не могут до конца сформулировать определение этого явления. Не ясно как именно животные чувствуют ненависть или радость, исходящую от человека. Однако, подобное явление может подтвердить практически каждый человек.

Эмоции различны и подразделяются на несколько видов. Они обладают способностью быстро сменять друг друга. Человек может находиться в подавленном состоянии, и резко обрести жизненные силы. Необычный прилив сил также может смениться апатией, и желанием спрятаться от мира. Будучи грустным и печальным, человек может резко стать веселым и радостным.

Людям тяжело скрывать свои эмоции. Зачастую они сразу же отражаются на лице человека, и для того, чтобы избежать подобного, нужно обладать невероятным контролем над собой.

Пытаясь скрыть истинные чувства, они могут выдать себя жестами, мимикой или даже голосом.

В целом эмоции можно подразделить на три основные группы.

  • Положительные;
  • Отрицательные;
  • Нейтральные;

К положительным эмоциям можно отнести радость, смех, счастье, удовольствие, любовь, симпатия, восхищение, блаженство и другие. Они приносят человеку только положительные ощущения, и делают его жизнь намного лучше.

К отрицательным эмоциям обычно относят зависть, злость, ненависть, обиду, страх, отвращение, сожаление и другие. Подобные эмоции вгоняют человека в депрессивное состояние и существенно ухудшают его жизнь.


К нейтральным эмоциям можно отнести изумление, любопытство и безразличие. Зачастую такие эмоции не несут за собой особого подтекста, и не представляют для человека значимого интереса.

Влияние

Как было уже упомянуто выше, эмоции оказывают большое влияние на жизнь человека. Некоторым людям не свойственно поддаваться эмоциям. Они испытывают их, однако не могут до конца прочувствовать их. Таких людей можно назвать бесстрастными и холодными. Они не в состоянии правильно оценить собственные чувства.

Эмоции человека действительно оказывают не только моральное, но и физическое воздействие на человека. Например, в случае если человек испытывает сильный страх, он не в состоянии думать или совершать резкие движения. Тело человека, испытывающего страх может оцепенеть, а в некоторых случаях ему хочется бежать без оглядки.

Будучи грустным, человек не в состоянии принимать активное участие в жизни общества. Он хочет поскорее спрятаться от окружающего мира, не желает поддерживать разговор и предпочитает одиночество.

Радость также меняет жизнь человека. Положительные эмоции способствуют выработке гормона счастья. Человек ощущает неожиданный прилив сил, и с готовностью приступает к новым свершениям.

Длительные стрессы способны оказать серьезное воздействие на здоровье человека. Отрицательные эмоции способствуют ухудшению работы сердечно-сосудистой системы. Нарушение работы сердца, может привести к серьезным последствиям. Непрекращающиеся негативные эмоции оказывают пагубное влияние на человеческий организм.

Стоит также отметить отдельную группу человеческих эмоций. Аффектами называют очень сильные эмоции человека. В таком состоянии человек может совершить неожиданный, не свойственный себе поступок. В некоторых случаях это ненависть, страх или желание защитить себя.

Человеческие чувства

Эмоции и чувства человека тесно связаны с его личностью. Они указывают на внутренние переживания человека, его желания и тайные страхи. Большинство людей не может полностью выражать свои эмоции, боятся этого и стараются скрыть истинные чувства. В этом случае стоит серьезно задуматься о причине такого поведения. Люди, не способные выразить свои чувства могут столкнуться с серьезными проблемами. В будущем, они не смогут правильно расценить жизненную ситуацию и справиться с трудностями. Многие люди так и не находят в себе сил признаться о своих истинных чувствах и переживаниях.

Если человек абсолютно здоров, он обязательно испытывает чувства и эмоции. Окружающий мир оказывает постоянное воздействие на него. Эмоции и чувства являются прямым ответом на подобные воздействия. Алекситимия – болезнь, при которой человек не в состоянии испытывать чувства.


Такие люди действительно не знают, что такое чувства и эмоции. Зачастую их проблемы родом из раннего детства. Виной такому поведению взрослые, не сумевшие оказать детям должного внимания. Алекситимики предпочитают искать смысл жизни, развиваться как личность и считают эмоции лишней тратой времени. Они утверждают, что ничего не чувствуют. В действительности такие люди просто не способны справиться с чувствами. Им легче не обратить на них внимание, чем признать их наличие.

Существует тип людей, способных сознательно вычеркнуть из жизни эмоции. Они предпочитают ничего не чувствовать, и не обременять себя лишними переживаниями. Пережив немало жизненных потрясений, они приходят к выводу, что чувства и эмоции не приводят к хорошему. Однако, следует помнить, что жить без эмоций очень тяжело. Подобное существование не будет приносить человеку радости. Важно понять, что даже отрицательные эмоции могут стать человеку определенным уроком в жизни. Не стоит отключать эмоции, и ожесточаться против всего мира.

Введение………………………………………………………………….………….3

1. Биологическое и психологическое значение эмоций…….4

2. Развитие эмоций и развитие личности…………………………8

3. Влияние эмоций на поведение человека…….………………10

4. Эмоциональная жизнь личности……………………………………12

Заключение…………………………………………………….…….……………..15

Литература…………………………………………………….……………………16

Введение

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

1. Биологическое и психологическое значение эмоций

Эмоциями мы назы­ваем переживания человека, сопровождаемые чувствами при­ятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие - это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.

Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. «emoveo» - волную).

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.

Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции - это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.

Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменателю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие.

Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека - высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.

Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются сознанием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение от падающего на нас предмета).

Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.

В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности.

Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях побуждением к действию, фактором мотивации.

Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции - чувства.

Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственными и эстетическими понятиями («добро», «зло», «справедливость», «прекрасное», «безобразное» и т.д.),

Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

Факт тесной связи эмоций с жизненными процессами указывает на природное происхожде­ние по крайней мере самых простейших эмоций. Во всех тех слу­чаях, когда жизнь живого существа замирает, частично или пол­ностью утрачивается, мы прежде всего обнаруживаем, что исчезли ее внешние, эмоциональные проявления. Участок кожи, вре­менно лишенный кровоснабжения, перестает быть чувствитель­ным; физически больной человек становится апатичным, безраз­личным к тому, что происходит вокруг него, т. е. бесчувственным. Он теряет способность эмоционально откликаться на внеш­ние воздействия так, как при нормальном течении жизни.

У всех высших животных и у человека есть в мозге структу­ры, тесно связанные с эмоциональной жизнью. Это так называе­мая лимбическая система, в которую входят скопления нервных клеток, расположенные под корой головного мозга, в непосредст­венной близости к его центру, управляющему основными органи­ческими процессами: кровообращением, пищеварением, железа­ми внутренней секреции. Отсюда тесная связь эмоций как с со­знанием человека, так и с состояниями его организма.

Имея в виду важное жизненное значение эмоций, Ч. Дарвин предложил теорию, объясняющую происхождение и назначение тех органических изменений и движений, которые обычно сопро­вождают ярко выраженные эмоции. В ней естествоиспытатель обратил внимание на тот факт, что удовольствие и неудовольствие, ра­дость, страх, гнев, печаль примерно одинаковым образом прояв­ляются как у человека, так и у человекообразных обезьян. Ч. Дарвина заинтересовал жизненный смысл тех изменений в организме, которые сопровождают соответствующие эмоции. Сопоставив факты, Дарвин пришел к следующим выводам о природе и роли эмоций в жизни.

1. Внутренние (органические) и внешние (двигательные) проявления эмоций выполняют в жизни человека важную приспособительную роль. Они настраивают его на определенные действия и, кроме того, это для него сигнал о том, как настроено и что на­мерено предпринять другое живое существо.

2. Когда-то в процессе эволюции живых существ те органиче­ские и двигательные реакции, которые у них есть в настоящее время, были компонентами полноценных, развернутых практических приспособительных действий. Впоследствии их внешние компоненты сократились, но жизненная функция осталась преж­ней. Например, человек или животное в гневе оскаливают зубы, напрягают мышцы, как бы готовясь к нападению, у них учаща­ется дыхание и пульс. Это сигнал: живое существо готово совер­шить акт агрессии.

2. Развитие эмоций и развитие личности

Эмоции проходят общий для высших психических функций путь развития- от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врождённых реакций у ребёнка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его близких людей, которое со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, превращается в высшие эмоциональные процессы- интеллектуальные и эстетические, составляющие эмоциональное богатство личности. Новорожденный ребёнок способен испытывать страх, обнаруживающийся при сильном ударе или внезапной потере равновесия, неудовольствие, проявляющееся при ограничении движений, и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание, поглаживание. Врождённой способностью вызывать эмоции обладают следующие потребности:

Самосохранение (страх)

Свобода движений (гнев)

Получение особого рода раздражений, вызывающих состояние явного удовольствия.

Именно эти потребности определяют фундамент эмоциональной жизни человека. Если у младенца страх вызывается только громкими звуками или потерей опоры, то уже в 3-5 лет формируется стыд, который надстраивается над врождённым страхом, являясь социальной формой этой эмоции- страхом осуждения. Он определяется уже не физическими характеристиками ситуации, а их социальным значением. В дальнейшем развивается радость как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения какой-либо потребности. Радость и счастье возникают только при социальных контактах.

Положительные эмоции развиваются у ребёнка в игре и в исследовательском поведении. Бюлер показал, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере роста и развития ребёнка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. Следующая ступень- функциональное удовольствие: играющему ребёнку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребёнка.

Развитие отрицательных эмоций тесно связано с фрустрацией- эмоциональной реакцией на помеху к достижению осознанной цели. Фрустрация протекает по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения такой ситуации определяют формирующиеся при этом эмоции. Нежелательно при воспитании ребёнка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Чтобы добиться желаемого поведения у ребёнка, можно использовать его возрастную особенность- неустойчивость внимания, отвлечь его и изменить формулировку указания. В этом случае для ребёнка создаётся новая ситуация, он выполнит требование с удовольствием и у него не будут накапливаться отрицательные последствия фрустрации.

Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Получены доказательства врождённости некоторых проявлений эмоций. В каждом обществе существуют нормы выражения эмоций, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток мимической, жестикулятивной или речевой выразительности может оказаться свидетельством недостатка воспитания и как бы поставить человека вне его круга. Воспитание учит, как проявлять эмоции и когда их подавлять. Оно вырабатывает в человеке такое поведение, которое понимается окружающими как мужество, сдержанность, скромность, холодность, невозмутимость.

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.

Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях.

3. Влияние эмоций на поведение человека

Поведение человека в значительной мере зависит от его эмоций, причем различные эмоции по-разному влияют на поведение. Есть так называемые стенические эмоции, которые повышают активность всех процес­сов в организме, и астенические эмоции, которые их тормозят. Стеническими, как правило, бывают положительные эмоции: удовлетворенность (удовольствие), радость, счастье, а астениче­скими-отрицательные: неудовольствие, горе, печаль. Рассмот­рим каждый вид эмоций подробнее, включая настроение, аффект, чувство, страсть и стресс, в их влиянии на поведение чело­века.

Настроение создает определенный тонус организма, т. е. его общий настрой (отсюда название «настроение») на деятельность. Производительность и качество труда человека в хорошем, опти­мистическом, настроении всегда выше, чем человека, настроен­ного пессимистически. Человек, настроенный оптимистически, всегда и внешне привлекательнее для окружающих, чем тот, у которого постоянно плохое настроение. С улыбающимся по-доброму человеком окружающие с большим желанием вступают в общение, чем с человеком, у которого недоброе лицо.

Аффекты играют в жизни людей иную роль. Они способны моментально мобилизовать энергию и ресурсы организма для решения внезапно возникшей задачи или преодоления неожи­данно появившегося препятствия. В этом состоит основная жиз­ненная роль аффектов. В соответствующем эмоциональном со­стоянии человек иногда совершает такое, на что он обычно не способен. Мать, спасая ребенка, не чувствует боли, не думает об опасности для собственной жизни. Она - в состоянии аффекта. В такой момент расходуется масса энергии, причем очень неэко­номно, и поэтому для продолжения нормальной деятельности ор­ганизму обязательно нужен отдых. Аффекты часто играют и от­рицательную роль, делают поведение человека бесконтрольным и даже опасным для окружающих.

Еще более значительна, чем у настроений и аффектов, жиз­ненная роль чувств. Они характеризуют человека как личность, достаточно устойчивы и обладают самостоятельной мотивирую­щей силой. Чувствами определяется отношение человека к окру­жающему миру, они же становятся нравственными регулятора­ми поступков и взаимоотношений людей. Воспитание человека с психологической точки зрения есть в значительной степени процесс формирования его благородных чувств, к которым отно­сятся сочувствие, доброта и другие. Чувства человека, к сожалению, могут быть и низменными, например чувства зависти, зло­сти, ненависти. В особый класс выделяются эстетические чувст­ва, которые определяют отношение человека к миру прекрасно­го. Богатство и разнообразие человеческих чувств - хороший индикатор уровня его психологического развития.

Страсти и стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувств играют в жизни в основном отрицательную роль. Силь­ная страсть подавляет остальные чувства, потребности и интере­сы человека, делает его односторонне ограниченным в своих устремлениях, а стресс вообще разрушающе действует на психологию и поведение, на состояние здоровья. За последние несколько десятков лет получено немало убедительных доказательств этому. Известный американский практический психолог Д. Карнеги в своей весьма популярной книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет о том, что по совре­менной медицинской статистике больше половины всех коек в больницах заняты людьми, страдающими эмоциональными расстройствами, что три четверти больных сердечно-сосудистыми, желудочными и эндокринными заболеваниями вполне могли, бы вылечить сами себя, если бы научились управлять своими эмоциями.

4.Эмоциональная жизнь личности

Совокупность настроений, аффектов, чувств и страстей человека образует его эмоциональную жизнь и такое индивидуальное качество, как эмоциональность. Это качество можно определять как склонность человека эмоционально реагировать на различные, затрагивающие его обстоятельства жизни, как его способность переживать разные по силе и качеству эмоции от настроений до страстей. Под эмоциональностью понимается также сила влияния эмоций на мышление и поведение.

Рассуждая о чувствах человека, уже отмечали, что они могут быть примитивными и высокими. Что же такое высокие чувства? Это такие эмоции, которые в своей основе опираются на принятую человеком высшую мораль, на нравственные нормы и ценности поведения. Благородство чувств определяется не самим характером этих чувств, а целями и конечными результата­ми тех поступков, которые человек совершает под влиянием этих чувств. Если человек, случайно сделав для другого что-то хорошее, чувствует из-за этого радость, то такое чувство можно назвать благородным. Если у него, напротив, возникает сожаление по поводу того, что кому-то от его действий стало лучше, или, к примеру, чувство завис и от того, что кому-то хорошо, то такие, эмоции благородными не назовешь. Высшие эмоции человека-это мотивы поведения, т. е. они способны побуждать и направлять человека, стимулировать его совершать определенные действия и поступки. Это в свое время ярко описал известный голландский философ и психолог Б. Спиноза. Природа людей, утверждал он, такова, что по большей части к тем, кому плохо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо-завидуют. Сострадание и зависть-трудно совместимые эмоции. Однако они, к сожалению, в жизни встречаются почти одинаково часто, делая порой людей эмоциональными двулики­ми янусами. Вместе с тем на протяжении веков великие и благо­родные умы человечества постоянно боролись и призывали к то­му, чтобы исключить из жизни людей неблагородные чувства.

Эмоции являются толчком к достижению целей. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Отрицательные эмоции препятствуют нормальному общению. Они способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою очередь на нервную систему. Эмоции связаны с познавательными процессами. Например с восприятием у эмоций связь прямая, т.к. эмоции- это выражение чувственного. В зависимости от того, в каком человек настроении, эмоциональном состоянии, так он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Также эмоции связаны с ощущением, только в этом случае ощущения влияют на эмоции. Например, трогая бархатную поверхность, человеку приятно, у него возникает ощущение комфорта, а трогая шероховатую- человеку неприятно.

Если всё происходящее, поскольку оно имеет то или иное отношение с его стороны, может вызвать у него те или иные эмоции, то особенно тесной является действенная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Эмоция с внутренней необходимостью зарождается из соотношения- положительного или отрицательного- результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, исходным побуждением.

Это связь взаимная: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой, - чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от неё.

Влияние эмоций на деятельность в главных своих чертах подчиняется известному правилу Джеркеса- Додсона, постулирующему оптимальный уровень напряжения для каждого конкретного вида работы. Снижение эмоционального тонуса в результате малой потребности или полноты информированности субъекта ведёт к дремоте, утрате бдительности, пропуску значимых сигналов, замедленным реакциям. С другой стороны, чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения дезорганизует деятельность, осложняет её тенденцией к преждевременным реакциям, реакциям на посторонние, незначимые сигналы (ложные тревоги), к примитивным действиям типа слепого поиска методом проб и ошибок.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.

Заключение

Основное биологическое значение эмоционального переживания заключается в том, что по существу только эмоциональное переживание позволяет человеку быстро оценить своё внутреннее состояние, свою возникшую потребность и быстро построить адекватную форму реагирования: будь то примитивное влечение или сознательная социальная деятельность. Наряду с этим эмоции являются и главным средством оценки удовлетворения потребности. Как правило, эмоции, сопровождающие любое мотивационное возбуждение, относят к эмоциям отрицательного характера. Они субъективно неприятны. Отрицательная эмоция, сопровождающая мотивацию, имеет важное биологическое значение. Она мобилизует усилия человека на удовлетворение возникшей потребности. Эти неприятные эмоциональные переживания усиливаются во всех тех случаях, когда поведение человека во внешней среде не ведёт к удовлетворению возникшей потребности, т.е. к нахождению соответствующего подкрепления.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

Литература

  1. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология Учебное пособие (Серия «Библиотека психолога»). -М.: Флинта, МПСИ, 2003
  2. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.
  3. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2000 Библиотека РГИУ http://www.vusnet.ru/biblio/
  5. Рейковский Ян Эмоции и познавательные процессы - избирательное влияние эмоций. 1979 Библиотека РГИУ http://www.vusnet.ru/biblio/
  6. http://psy.rin.ru/cgi-bin/razdel.pl?r=59 Эмоции – Психология
  • Первый принцип
  • Второй принцип
  • Третий принцип
  • Четвертый принцип
  • Эмоция как ускоритель

Значение эмоций в жизни человека невероятно высоко. Оказывается, что эмоции являются полезным инструментом, который можно активно использовать. Было доказано, что низкий градус эмоций вносит дезорганизацию, а высокий – приводит к стремительному истощению.

Для каждого человека работают основные настройки эмоций, однако вы можете организовать их под себя, создать оптимальные режимы. Давайте посмотрим, как это работает, какие четыре основных закона действуют в этой области.

Первый принцип

Чем выше эмоциональное возбуждение, тем качественнее человек выполняет свою работу. Эффективность действий возрастает. Постепенно эмоциональное возбуждение доходит до своего пика, который также известен как оптимальное эмоциональное состояние. Затем, если эмоциональное возбуждение продолжает расти, то эффективность выполнения работы снижается. Это подтверждается законом Йеркса-Додсона . Он гласит, что существует оптимальный эмоционально-мотивационный уровень, к которому необходимо стремиться. Если эмоции превосходят эту планку, то у человека пропадает желание обучаться, он заинтересован только в результате. Появляется страх не получить этот результат. Слишком сильные эмоции становятся вашим врагом, они влияют на появление деятельности другого рода, концентрируют ваше внимание не на том, что нужно в данный момент.

Второй принцип

Этот принцип, объясняющий влияние эмоций на человека , вытекает из закона силы И. П. Павлова. Закон гласит, что возбуждение может перейти в запредельное торможение, если на организм воздействуют сильные раздражители.

Один из наиболее сильных раздражителей – это волнение. Всем нам знакома ситуация, когда из-за волнения мы не можем сосредоточиться на выполнении работы, забываем элементарные вещи, которые ранее не вызывали сложностей. Например, первый полет курсанта летного училища будет проходить под строгим контролем командира, который озвучивает все действия по посадке самолета. Хотя курсант отлично знал всю процедуру, но из-за волнения все забыл. Деструктивное влияние может оказывать и радость. Слишком сильная радость от предстоящей победы может повлиять на выступление спортсмена, и он покажет худший результат, чем мог бы показать.

Второй принцип не так прост, здесь есть ряд оговорок. Высокий уровень возбуждения положительно сказывается на выполнении простых действий. Человек бодрится, перестает быть вялым и пассивным. Средние по сложности дела должны сопровождаться средним возбуждением. А при выполнении серьезных задач стоит снизить влияние эмоций на деятельность человека, чтобы сделать их хорошо.

Если вы ощущаете высокий уровень возбуждения, то лучше не приступать к сложным заданиям. Переключитесь на то, что не требует серьезной мозговой деятельности. Уберитесь на столе, приведите в порядок бумаги. В спокойном состоянии стоит обратить внимание на более сложные дела. Так можно достичь максимальной концентрации внимания и эффективности.

Иногда повышенное возбуждение возникает во время трудового или учебного дня, когда необходимо выполнять сложные задачи. В этом случае нельзя стимулировать тревожность или напряжение. Постарайтесь снять перевозбуждение. Можно ненадолго переключиться на более простые действия, пошутить, использовать жесты поддержки, чтобы снять влияние эмоций.

Третий принцип

Чем выше эмоциональное напряжение, тем хуже мы делаем выбор. Очаги возбуждения приобретают силу, они начинают доминировать над памятью. Так мы перестаем видеть правильные решения . Интенсивные эмоции заставляют игнорировать контраргументы. Человек считает себя абсолютно правым.

Четвертый принцип

Этот принцип сходен с правилом движения по реверсивной полосе. Существует две группы эмоций. Первая – активные, положительные эмоции человека, также называемые стеническими. Сюда относятся те чувства, которые благоприятно влияют на организм, например, восхищение, радость, удивление. Вторая группа – это пассивные эмоции, также называемые астеническими. Скука, грусть, апатия, стыд. Они негативно сказываются на жизненных процессах нашего организма. Обе группы эмоций работают по принципу одностороннего движения.

Работа стенических эмоций происходит следующим образом. Если человек испытывает радость или удивление, то его мозг и другие органы получают дополнительное питание из-за расширения кровеносных сосудов. Человеку несвойственна усталость, наоборот, он старается больше работать, находиться в движении. Нам знакома эта ситуация, когда радость вынуждает бегать, кричать, прыгать от восторга, громко смеяться и сильно жестикулировать. Мы ощущаем дополнительную энергию, силу, которая заставляет нас двигаться. Радостный человек чувствует прилив бодрости. Более того, расширение кровеносных сосудов стимулирует мозг на продуктивную работу. У человека могут возникнуть яркие и неординарные идеи, он быстрее думает и лучше соображает. Во всех областях наблюдается положительная роль эмоций в жизни человека.

Прямо противоположное влияние эмоций на человека наблюдается при астенических эмоциях. Кровеносные сосуды сужаются, из-за чего внутренние органы и, самое главное, мозг испытывают недостаток питания, анемию. Грусть (или другие астенические эмоции) стимулируют бледность кожи, снижение температуры. Человек может чувствовать озноб, затруднение дыхания. Естественно, что качество умственной деятельности снижается, возникает апатия и вялость. Человек теряет интерес к выполнению задач, медленнее соображает. Астенические эмоции провоцируют усталость и слабость. Появляется желание сесть, так как ноги перестают держать. Если пассивные эмоции оказывают долгосрочное воздействие на организм, то и все жизненные процессы начинают испытывать их негативное влияние (может возникнуть депрессия, выйти из которой не всегда просто).

Правило одностороннего движения, о котором говорилось выше, работает в случае однозначных эмоций. У этого правила есть незначительные исключения. Но 90% однозначных эмоций могут либо снизить человеческий потенциал, либо увеличить его.

Но влияние эмоций на деятельность человека не может быть настолько простым. Существуют также неоднозначные эмоции, которые и выступают в качестве полос с реверсивным движением. Они могут обладать разной направленностью, от которой зависит, будет ли влияние на организм благоприятным или отрицательным.

Лучше понять принцип работы поможет такая эмоция как гнев. Если гнев используется в качестве психологического влияния на окружение, то эффективность работы группы и ее равновесие разрушаются. Изменяются эмоции и поведение человека в группе. Зато гнев может стимулировать внутреннюю силу человека, что наоборот, повышает эффективность его работы.

Гнев может оказывать положительное воздействие на конфликтные ситуации, когда они развиваются медленно. Он стимулирует появление разногласий, которые ранее не появлялись, не были обговорены. Гнев обостряет конфликт, что ведет к его разрешению. Поэтому эмоции человекаможно распределить по следующим группам:

  • однозначные эмоции, положительно влияющие на деятельность;
  • однозначные эмоции, отрицательно влияющие на деятельность;
  • неоднозначные эмоции, оказывающие двойственное влияние в зависимости от их направленности.

Эмоция как ускоритель

Влияние эмоций на деятельность человека может существенно повышать ее эффективность. За это отвечают разные эмоции. Воздействие оказывается не только на интеллектуальную сферу, но и на остальные области жизни. В группу эмоций, положительно сказывающихся на деятельности, можно отнести:

  • Принятие. С принятия начинается доверие. Доверие проецирует защищенность и веру в человека, мнение или ситуацию. При наличии доверия мы можем полностью положиться на другого, избавить себя от необходимости контроля, от изучения определенного вопроса.
  • Доверие. Доверие становится причиной появления многих эмоций, некоторые из них полярные. Например, доверие может стимулировать и любовь, и ненависть. Может стать причиной возникновения разных состояний – и комфорта, и стресса. Атмосфера доверия является благоприятной, однако само это чувство не является мотивацией. Обычно начало работы над многими проектами начинается с принятия и доверия. Они соседствуют с эффективностью деятельности. Чем ниже доверие, тем ниже эффективность. Его наличие определяет внутреннюю атмосферу в любом коллективе. Наблюдается положительное влияние эмоций на деятельность человека.
  • Ожидание. Ожидание связано с нашими представлениями о результате. Оно возникает еще до того, как появился результат, выражает эмоцию предвосхищения. Ожидание имеет большую силу, чем принятие и доверие. Оно стимулирует деятельность человека, он готов к выполнению любой работы, которая будет направлена на достижение желаемого результата.
  • Радость. Эта положительная эмоция вызывает ощущения удовлетворения и активности. Она появляется весьма стремительно, часто граничит по силе с аффектом. Человек ощущает радость, когда получает желанный или приятный подарок, новость и так далее. Творчество сильно связано с радостью и с интересом. Эти эмоции в совокупности настраивают нас на конструктивный и продуктивный творческий процесс. Даже если радость не имеет отношения к рабочему процессу, положительное влияние этой эмоции может перейти на деятельность, увеличить ее эффективность. Радость – это сильный стимул, большим по силе будет только удивление.
  • Удивление. Эта эмоция вызвана сильным впечатлением от необычного или странного предмета или события. Часто удивление называют эмоцией, отвечающей за очищение каналов, т.к. именно оно готовит нервные пути к активности, освобождает их. С помощью удивления мы можем выделить и отметить что-то новое и необычное для нас. Человек отличает старое от нового, стимулирует внимание к нетипичной ситуации, заставляет провести ее анализ. Так повышается эффективность умственной деятельности, так как мозг хочет полностью изучить явление или событие, которое побудило в нем удивление.
  • Восхищение. Восхищение возникает на небольшой промежуток времени. Иногда это чувство путают с восторгом. Отличие заключается в направленности – восхищение появляется к определенному человеку или предмету. Из всех описанных эмоций восхищение является самой сильной. Она существенно влияет на активность и деятельность, заставляет работать на получение результата. Если человек чувствует восхищение, это значит, что он видит определенное положительное качество. Когда подчиненные следят за ведением успешных переговоров, они стараются достичь тех же высот, которых достиг их руководитель. Когда проект восхищает его участников, то увеличивается их ответственность за результат. А если восхищение соседствует с интересом, то этот симбиоз уже становится верным рецептом успеха.

Разобравшись и поняв, как эмоции влияют на нашу деятельность и жизнь в целом, можно научиться их контролировать. Развитие эмоционального интеллекта – один из этапов в построении внутренней гармонии и серьезный шаг на пути к большому успеху.

Одиночество или сложные взаимоотношения в семье негативно сказываются на эмоциональном состоянии и здоровье человека. Развиваются неврозы, депрессии и психосоматические заболевания, возможны попытки самоубийства.
Дети особенно зависимы от взаимоотношений в семье. Нормальное психическое и физическое здоровье зависит от того, насколько детей любят и заботятся о них, обеспечивают ли всем необходимым.

Благополучие ребенка во многом зависит от любви и взаимного уважения между родителями. Ссоры старших членов, насилие в семье формируют у ребенка хроническую психотравмирующую ситуацию, которая проявляется неврологическими заболеваниями и отклонениями в развитии (энурезом, заиканием, нервным тиком, гиперактивность, снижением успеваемости), а также значительным снижением иммунитета, частыми вирусными и бактериальными заболеваниями.

Насколько эффективны медитация и психотренинг в преодолении стрессов?


Психотренинг или психотерапевтический тренинг
– короткий курс обучения, упражнения которого направлены на изменения в сознании. Психотренинг дает человеку навыки, которые позволяют ему знакомиться, строить отношения, общаться, конструктивно разрешать конфликты, развиваться как личность, управлять эмоциями, мыслить позитивно. Помогает избавиться от алкогольной, сексуальной, никотиновой зависимости.

В зависимости от количества людей в группе психотренинг может быть индивидуальный и групповой.

Суть метода : тренинговый психолог подбирает упражнения, которые моделируют ситуацию, волнующую человека. Это могут быть не прямые аналогии, а ситуации вызывающие ассоциации с проблемой, представляющие ее в шуточной форме. Далее человеку предлагается обыграть ситуацию – как по его мнению стоит вести себя в данном случае. Затем психолог анализирует поведение клиента, указывает на победы и ошибки. В идеале психотренинг должен дополняться психологической консультацией и психотерапией.

На практике к психологу и психотерапевту обращается небольшой процент людей. Поэтому необходимо овладеть различными техниками самопомощи и использовать их по мере необходимости.

1. Аутотренинг (аутогенная тренировка) – повышает возможность саморегуляции эмоций. Она включает в себя последовательные упражнения:

  1. Дыхательные упражнения – глубокое медленное дыхание с паузами после вдоха и выдоха.
  2. Мышечная релаксация – необходимо почувствовать напряжение мышц на вдохе и резко расслабить их на выдохе;
  3. Создание позитивных мысленных образов – представить себя в безопасном месте - на берегу моря, на опушке леса. Представить образ «Идеального Я», обладающего всеми качествами, которые вам хотелось бы иметь;
  4. Самовнушение в форме самоприказов - «Успокоиться!», «Расслабиться!», «Не поддаваться на провокацию!»;
  5. Самопрограмирование – «Сегодня я буду счастлив!», «Я здоров!», «Я уверен в себе!», «Я красивая и успешная!», «Я расслаблена и спокойна!».
  6. Самопоощрение – «Я молодец!», «Я лучшая!», «Я отлично справляюсь!».
Каждая ступень, повторение выбранной фразы, может занимать от 20 секунд до нескольких минут. Подбирать словесные формулы можно произвольно. Они должны быть утвердительные и не содержать частицу «не». Повторять их можно про себя или вслух.

Результатом аутотренинга становится активация парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и ослабление возбуждения в лимбической системе мозга. Негативные эмоции ослабляются или блокируются, появляется положительный настрой, повышается самооценка.

Противопоказания к использованию психотренинга: острый психоз , нарушения сознания, истерия.

  1. Медитация – эффективная методика, позволяющая развить концентрацию, сосредоточивая внимание на одном предмете: дыхании, мысленных образах, сердцебиении, мышечных ощущениях. Во время медитации человек полностью отключается от внешнего мира, погружается в себя настолько, что окружающая действительность с ее проблемами как бы перестает существовать. Ее составляющие – дыхательная гимнастика и мышечная релаксация.
Результатом регулярных (1-2 раза в неделю) медитаций становится полное принятие себя, и утверждение, что многое во внешнем мире, в том числе и проблемы, лишь иллюзия.

Практикуя медитативные техники, удается снизить уровень возбуждения в лимбической системе и коре полушарий. Это проявляется отсутствием эмоций и нежелательных, навязчивых мыслей. Медитация изменяет отношение к проблеме, вызвавшей стресс, делает ее менее значимой, помогает интуитивно найти выход из сложившейся ситуации или принять ее.

Методика медитации:

  1. Удобная поза – спина прямая, сидеть можно в позе лотоса или на стуле в позе кучера. помогает расслабить мышечные блоки и ослабить напряжение в теле.
  2. Медленное диафрагмальное дыхание . На вдохе живот надувается, на выдохе втягивается. Вдох короче выдоха. После вдоха и выдоха задержка дыхания на 2-4 секунды.
  3. Сосредоточение внимания на одном объекте . Это может быть пламя свечи, сердцебиение, ощущения в теле, светящаяся точка и т.д.
  4. Ощущение тепла и расслабления , которое распространяется на все тело. Вместе с ним приходит спокойствие и уверенность в своих силах.
Погружение в медитативное состояние требует длительной практики. Для освоения методики необходимо минимум 2 месяца ежедневных тренировок. Поэтому медитация не может быть использована, как метод скорой помощи.
Внимание! Чрезмерное и бесконтрольное увлечение медитацией может быть опасно для человека с неустойчивой психикой. Он переносится в сферу фантазий, становится замкнутым, нетерпимым к своим и чужим недостаткам. Медитация противопоказана людям с бредом, истерией, нарушениями сознания.

Что такое психосоматические заболевания?

Психосоматические заболевания – это нарушения в работе органов, вызванные психическими и эмоциональными факторами. Это болезни связанные с негативными эмоциями (тревогой, страхом, гневом, печалью) и стрессами.
Чаще всего жертвами стрессом становятся сердечно-сосудистая, пищеварительная и эндокринная системы.

Механизм развития психосоматических заболеваний:

  • Сильные переживания активируют эндокринную систему, нарушая гормональный баланс;
  • Нарушается работа вегетативного отдела нервной системы, отвечающего за работу внутренних органов;
  • Нарушается работа сосудов и ухудшается кровообращение этих органов;
  • Ухудшение нервной регуляции, дефицит кислорода и питательных веществ приводит к расстройству работы органа;
  • Повторение таких ситуаций вызывает болезнь.
Примеры психосоматических заболеваний: ;
  • сексуальные расстройства;
  • нарушения сексуальной функции, импотенция;
  • онкологические заболевания.
  • Ежегодно список заболеваний, признанных психосоматическими, увеличивается.
    Существует теория, что каждая болезнь имеет в своей основе отдельную негативную эмоцию. Например, бронхиальная астма возникает на почве обид, сахарный диабет от тревоги и беспокойства и т.д. И чем настойчивее человек подавляет эмоцию, тем выше вероятность развития заболевания. В основе этой гипотезы лежит свойство различных эмоций провоцировать мышечные блоки и сосудистые спазмы в различных участках тела.

    Основным методом лечения психосоматических заболеваний является психотерапия, гипноз, назначение транквилизаторов и седативных препаратов. Параллельно проводится лечение симптомов болезни.

    Как правильно питаться при стрессе?


    Снизить риск развития болезней при стрессе можно с помощью правильного питания. Обязательно необходимо потреблять:
    • Белковые продукты – для укрепления иммунитета;
    • Источники витамина В – для защиты нервной системы;
    • Углеводы – для улучшения функционирования мозга;
    • Продукты, содержащие магний и серотонин – для борьбы со стрессом.
    Белковые продукты должны быть легкими для переваривания – рыба, нежирное мясо, молочные продукты. Протеины белка используются для построения новых иммунных клеток и антител.

    Витамины группы В содержатся в зеленых овощах, разных видах капусты и листового салата, фасоли и шпинате, орехах, молочных и морепродуктах. Они улучшают настроение, повышают устойчивость к стрессам.

    Углеводы необходимы, чтобы покрыть повышенные затраты энергии, вызванные стрессом. Особенно в углеводах нуждается головной мозг. В связи с этим при нервных нагрузках повышается тяга к сладкому. Немного черного шоколада, мед, зефир или козинаки экстренно пополнят запасы глюкозы, но желательно перекрывать потребность в углеводах за счет сложных углеводов - круп и злаков.

    Магний обеспечивает защиту от стрессов, улучшает передачу нервных сигналов и повышает работоспособность нервной системы. Источники магния – это какао, пшеничные отруби, гречка, соя, миндаль и орехи кешью, куриные яйца, шпинат.
    Серотонин или гормон счастья повышает настроение. Для его синтеза в организме необходима аминокислота - триптофан, которой много в жирной рыбе, орехах, овсянке, бананах и сыре.

    Фитотерапия при стрессе

    Для улучшения работы нервной системы в периоды высоких нагрузок рекомендуют настои лекарственных трав. Одни из них оказывают успокаивающее действие и рекомендованы при нервном возбуждении. Другие же повышают тонус нервной системы и назначаются при депрессии, апатии и астении.

    Вывод : повторяющиеся стрессы и негативные эмоции ухудшают здоровье. Вытесняя негативные эмоции и игнорируя их, человек усугубляет ситуацию, создает почву для развития заболеваний. Следовательно, необходимо выражать свои эмоции, конструктивно решать проблемы, вызвавшие стресс и принимать меры для снижения эмоционального напряжения.