В конце 19-го века, несколько застройщиков приобрели большие участки сельскохозяйственных угодий и леса в близости от Нью-Йорка, рядом с тихим городком Флэтбуш, и начали осваивать эти территории застраивая их просторными жилыми загородными домами в викторианском стиле с умиротворяющими загородными пейзажами вокруг.

Прошло более ста лет, город давно дошел до границ бывших пригородных угодий, поглотил их и ушел далеко на юг, городок Флэтбуш стал просто одним из районов Бруклина, а на этом месте остался уникальный фрагмент города застроенный старинными деревянными домами и сохранившийся практически в своем первозданном виде. Территория старой застройки состоит из кварталов Мидвуд-парк, Фиске-террас и исторического района Дитмас-парк и очень контрастирует с остальным Бруклином, да и вообще с Нью-Йорком. Этот район очень непохож ни на что вокруг. Добро пожаловать в 1910 год.

На месте сегодняшнего Мидвуд-парка были обширные сельхозугодья. Все они были выкуплены застройщиком по имени Джон Корбин, который начал застраивать их домами произведенными с использованием технологии каркасного стандартизированного строительства разработанного им самим. Покупатели могли выбрать из тридцати готовых проектов домов, которые были спроектированы на едином универсальном каркасе, а все элементы конструкции во всех проектах были максимально унифицированы. Материалы и элементы внешней и внутренней отделки варьировались в зависимости от проекта дома, но все они, так же были заранее разработаны и унифицированы, чтобы свести к минимуму затраты на производство, повысить скорость строительства и экономическую эффективность проекта. Все детали домов заранее производились на заводе и поставлялись на стройку уже в готовом виде. Фактически, дом просто собирали на месте из готовых деталей. Разработанная Корбином технология и мощности созданного им производства позволяли производить около 1000 домов в год. Сейчас такая технология уже никого не удивит, но на дворе было начало 20-го века, конвейерный метод сборки еще только-только изобрели, а такой метод строительства был самым инновационным и прогрессивным. Да и сами дома сильно отличаются от того, что мы привыкли ассоциировать названием "сборный каркасный дом". Дома внутри и снаружи изобилуют различными архитектурными элементами и деталями, и совсем не похожи на современные коробки с двускатной крышей и стеклопакетами выпускаемые заводами по производству готовых домов. В довершение, перед всеми домами разбивался широкий английский газон, а деревья вдоль дороги высаживались уже большими, что бы придать району респектабельность и убрать ощущение новостройки.

2. Дома Корбина.

3.

4.

5.

6. Старый гараж. Современный автомобиль не проходит в ворота по ширине.

7.

8.

9.

10.

11. Исторический квартал разрезан на две части линией метро.

12. Удивительно, но поезда практически не создают никакого сильного шума.

13.

14. Мужик стоящий на крыльце левого дома долго пытал меня вопросами зачем я снимаю, и даже попросил дать ему адрес моего блога. Я дал, но вот сильно сомневаюсь, что он смог запомнить название:)

Прилегающий заросший лесом участок был куплен компанией "Т. Б. Акерсон" и изначально разрабатывался под застройку более дорогими домами спроектированными исключительно по индивидуальным проектам. Район назвали Фиске-Террас. Компания расчистила землю от леса, проложила улицы, подвела подземные коммуникации, газ и электричество и спустя несколько лет район был застроен 150-ю просторными трехэтажными домами на одну семью. Тут так же основательно подошли к вопросам ландшафта, газоны здесь такие же широкие, а вдоль улиц высажены сотни деревьев. Компания была одним из известных застройщиков Бруклина в начале 20-го века и построила множество подобных жилых кварталов и домов по всему Нью-Йорку. Сама компания существует до сих пор. Бывший офис компании по продаже недвижимости в этом районе был в 1908 году преобразован в станцию железной дороге, а позднее в станцию метро. Это до сих пор самая необычная станция метро во всем Нью-Йорке.

15. Это уже дом построенный по индивидуальному проекту.

16.

17.

18. Естественно присутствует церковь.

19.

20.

21. Перед каждым домом был свой фонарь.

22.

23.

24. За сто лет деревья выросли очень большими.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

Викторианская архитектура, это уникальный стиль. Он объединяет сразу несколько отдельных стилей, которые сформировались в Англии к концу 19 века. Название происходит от имени британской королевы Виктории, правящей в тот период.

Изначально мода на викторианские дома появилась в среде светской элиты. Здания в таком стиле были лишены чрезмерной вычурности, которая была актуальна ранее. Однако за счет того, что появились новые строительные технологии, викторианские дома выходили достаточно эстетичными и привлекательными. В частности, стала более доступна древесина, применяемая в оформлении фасадов и интерьеров.

Возникшая в Англии викторианская архитектура быстро распространилась по всему миру. В основном это произошло за счет того, что многие британские архитекторы эмигрировали в Канаду, Австралию, Новую Зеландию и США. Кроме того, в конце 19 века появились новые средства коммуникации между специалистами, находящимися в разных концах света. Архитекторы могли черпать вдохновение из иностранных источников информации. В результате, влияние альтернативной на тот момент викторианской архитектуры росло.

Продолжительность превалирования викторианского стиля в различных странах отличается. В США он был популярен с 1860 по 1900 год. Сан-Франциско, например, хорошо известен именно своей викторианской архитектурой. В Австралии викторианская эпоха продлилась с сороковых годов 19 столетия. Примером классической викторианской архитектуры является здание Королевского Выставочного центра в Австралии.


Викторианский стиль делится на такие подстили - готическое возрождение, итальянский, второй империи, королевы Анны, стик, романский и шингл.

Вторая империя

Этот стиль был разработан в то время, когда американские города начали активно расширяться. В нем отразился новый вид городской архитектуры, привнесенный обликом модных западноевропейских домов (в первую очередь парижских). Здания в данном стиле обычно имели жилую мансарду и изогнутую форму кровли. Для них характерны высокие мансардные окна, эркеры, двойные входные двери.


Готическое возрождение

Этот подстиль объединяет ранние викторианские дома. В них еще прослеживается влияние замковой и церковной архитектуры, но они уже гораздо проще и доступнее. Нередко здания данной категории имеют стереотипные викторианские черты: применение нескольких цветов в отделке, фактурные стены, крутые скаты крыш. При этом фасады оформляются зачастую при помощи фасадных панелей, которые укладываются не горизонтально, как это бывает обычно, а вертикально.


Стиль королевы Анны

Это стиль является самым узнаваемым из всего разнообразия викторианского направления. Такие дома были популярны с 1870-х по 1900-е годы. Стиль королевы Анны часто характеризуется выразительным орнаментом, очень высокими крышами, верандами с декоративными фронтонами, эркерами и смелыми цветовыми решениями.


Благодаря тому, что качественные строительные материалы стали доступнее для рабочего класса, не самые обеспеченные люди смогли строить для себя достаточно красивые и удобные дома. Викторианский романтизм в сочетании с чертами классического английского коттеджа и американской усадьбы – это и есть викторианство для народа. Такие дома, как правило, строятся в сельской местности. Они сочетают в себе функционализм, удачное применение недорогих местных материалов, и эстетичность. Сельские викторианские дома, по сравнению с городскими постройками того же периода имеют более сдержанный и строгий облик.


Итальянский викторианский стиль

Итальянские викторианские дома отображают стиль загородных строений Старого Света. В них викторианская архитектура объединена с федеральным стилем. Для него характерны римские фронтоны и арки. Итальянский стиль прослеживается в детализации декоративных элементов. Особое внимание уделяется декорированию крыльца, арочным окнам, декоративным карнизам. Большинство домов в этом стиле имеют низкоскатную или плоскую кровлю с центральным куполом или квадратной башней.

Викторианский стиль в интерьере появился в Великобритании начала XIX века. Он объединил в себе самые яркие исторические и экзотические стили. Массовое производство сделало его доступным для большого количества людей.

История зарождения и распространения стиля

Эпоха королевы Виктории стала золотым веком для Великобритании.

Развитие промышленности и многочисленные колонии сделали её одной из богатейших держав мира. Буржуазия процветала и хотела приблизиться к аристократическому кругу. Пуританский строгий стиль эпохи королевы Анны ушел в прошлое.

Ранний период викторианского стиля в интерьере

В моду вошли исторические и экзотические стили.

Неоготика, необарокко и неорококо демонстрировали достаток и изысканный вкус хозяина дома. Мавританский, индийский и китайский намекали на то, что этот человек повидал свет и привез оттуда диковинные вещицы.

Механические станки сделали доступными вещи, которые раньше были уделом аристократии. В домах появилась резьба из папье-маше в стиле барокко, лепнина из жести в стиле рококо. Керамические сервизы с первого взгляда было трудно отличить от фарфоровых.

Средний период викторианского стиля в интерьере

В 50-е годы англичане начали уставать от массовых имитаций и подделок.

Появились первые интерьерные компании. Одна из них принадлежала Уильяму Моррису.

Его целью было найти равновесие между высоким искусством и повседневной жизнью. Он наладил ручное производство мебели, витражей и изделий в средневековом стиле.

Особенно популярными стали ткани, обои и плитка по рисункам Морриса.

В своих орнаментах он пытался объединить готику с натурализмом и считал что природа - лучший источник вдохновения. На первых обоях Моррис изобразил розовые кусты из своего сада.

В особняке Уайтуик-Мэнор сохранились гардины и отделка камина по эскизам дизайнера.

Поздний период викторианского стиля: деконструктивизм

Деконструктивизм – это разложение на элементы: в викторианском доме комнаты оформлялись в разных стилях. Представьте, что ваша спальня в стиле неорококо , кабинет - в неоготическом , а гостиная - в колониальном . Различные стили сочетались даже в мебели. Классическая спинка у стула дополнялась барочными ножками. Сочетание разных исторических и экзотических стилей – самая яркая особенность интерьера викторианской эпохи.

Характерные черты стиля

«Боязнь пустого пространства»: украшения, мебель и растения целиком заполняли комнаты

Обилие орнамента на стенах, потолке и обивке мебели

Картины в массивных резных рамах и гобелены

Богатая драпировка: плотные, темные гардины из бархата и вельвета

Коллекции пепельниц, фотографий, фарфоровых статуэток и бюстов

Цветовая гамма

В викторианскую эпоху были популярны разные цветовые палитры. В ранний период интерьер оформляли в насыщенных цветах драгоценных камней. Насыщенно бордовый, рубиновый, золотой:

В средний период интерьер стал более сдержанным. Предпочтение отдавалось более элегантным цветам: от бледно-песочного и бежевого до оттенков темного дерева.

В поздний период в моду снова вошли яркие цвета. В этой гостиной на фоне мебели песочного цвета выделяется лазурный камин.

Оформление стен

К оформлению стен во времена королевы Виктории подходили с размахом. Фабричные обои были практичным, недорогим и красивым решением. Предпочтение отдавалось ярким цветам, с узорами и орнаментами. Поверх вешали контрастные картины в массивных деревянных рамах или гобелены.

В конце века английский инженер Уолтон изобрел линкруст. Это обои, состоящие из трех слоев:

Именно этими обоями оформлен интерьер в Букингемском дворце.

Выглядят такие обои по-настоящему роскошно, их используют по сей день.

Оформление пола

Пол в эпоху королевы Виктории покрывали паркетом.

Или плиткой, если хотели воплотить в особняке колониальную экзотику Ост-Индии. Плитку обычно клали в коридорах, ванных комнатах и на кухне.

Большой популярностью пользовались ковры светлых оттенков с цветочными узорами.

Камин как обязательный элемент английского декора

Сердце викторианского дома – камин. Оформленный натуральным камнем и деревом, украшенный резьбой, под цвет мебели и обивки стен.

А мог выделяться необычным цветовым решением или броским оформлением. Такие камины притягивали к себе взгляды.

Дерево – основной элемент в отделке помещения

Интерьер в викторианском стиле наполнен деревом, непременно матовым. Лак в XIX веке не использовали.

Поверх обоев англичане часто накладывали деревянные панели на треть или половину стены. Панели делали из дорогих сортов древесины и украшали орнаментами.

Световые решения викторианского стиля

В эпоху королевы Виктории в Англию из Франции пришли абажуры и настольные лампы.

Основания настольных ламп выплавляли из бронзы, придавая ей задуманную форму.Затем их расписывали вручную и делали вставки из полудрагоценных камней, цветного стекла и керамики. Получалось настоящее произведение искусства.

Роскошные абажуры делали вручную из шелка, атласа и бархата. Украшали их вышивкой, бахромой и стеклярусом.

Украшения и аксессуары викторианского стиля

Каждый англичанин считал своим долгом собрать коллекцию. Чаще всего не одну. Предметы коллекции, которые выставлялись на каминной полке и специальных стеллажах. Это могли быть:шкатулки, табакерки, фарфоровые фигурки или каминные часы

Викторианский стиль в современном интерьере

Если вы решили воплотить в своей квартире мечты о старой-доброй викторианской Англии, не забывайте несколько важных моментов:

  • Темные тона в отделке интерьера просят крупных окон и естественного освещения
  • Объемные викторианские люстры и лепнина подразумевают высокие потолки
  • Большое количество аксессуаров гармонично смотрится на большой площади

Помните, атмосфера – в деталях: в напольных крупных часах, сундуках и пуфиках, растениях в напольных горшках, скульптурах и вазах. Выберите любой стиль, популярный в Англии XIX века и смело подбирайте для него аксессуары. Удобно, правда?

Если сомневаетесь, что справитесь в одиночку, всегда есть, мы,

Самые красивые дома в разных уголках мира мы рады представить нашим читателям. Вот уже более 100 лет этот красивейший викторианский дом с остроконечной крышей, цветочными клумбами и украшенными резьбой стенами стоит в Сан-Франциско, но время, кажется, совсем не имеет над ним власти. Дом Хаас-Лилиенталь (Haas-Lilienthal House) пережил не только два землетрясения (в 1906 и 1989 годах), но и самую разрушающую из всех сил – модернизацию. Когда его возводили, он был окружён подходящими по стилю зданиями. Сейчас же его соседи – многоквартирные дома и продуктовый рынок.

Три поколения семейства Хаас жили в этом доме. История же началась с иммигранта из Баварии, Уильяма Хааса (William Haas), который приехал в Сан-Франциско в годы Золотой лихорадки, но так золота и не нашёл. Однако он заработал состояние и место президента компании по изготовлению плетёных корзин.

В 1973 году его внуки передали дом в собственность Фонда архитектурного наследия города (Foundation for San Francisco’s Architectural Heritage), чтобы его сохранить. С тех пор офис этого фонда располагается на втором этаже здания, а тысячи людей ежегодно посещают экскурсии по дому. Но за всё это время здесь жили лишь два человека. Одна из хранителей любезно согласилась провести нас по комнатам дома.

Краткая информация

  • стиль: викторианский;
  • год окончания строительства: 1886;
  • интересные факты: дом устоял в двух землетрясениях, а также пережил времена застройки района, является музеем викторианской архитектуры и дизайна интерьера.

С 1981 года в фонде учреждена должность хранителя дома. Сейчас её занимает Хизер Крафт (Heather Kraft). Она уже более десяти лет живет на втором этаже этого здания, общая площадь которого превышает тысячу квадратных метров. Вполне возможно, что она знает дом лучше, чем кто-либо.

Не будем ходить вокруг да около. Крафт, которая также занимает должность личного шеф-повара, немало знает о привидениях. Первое, о чём спрашивают люди, узнав, где она работает, – это призраки. За всё время работы она не видела здесь ни одного, но это не значит, что она ничего не слышала. Шаги, голоса и смех слышатся то тут, то там. Но Хизер мудро полагает, что бояться нужно живых, а не мёртвых.

Конечно же, у здания есть охранная система, но в обязанности хранителя входит ночной обход комнат. Однако за всё время работы она не встретила в доме никого, будь то человек или призрак.

Сохранившаяся обивка стен, сделанная на заказ мебель и панели из красного дерева погружают посетителей в атмосферу, в которой когда-то Хаасы собирались за столом, приезжая в дом на каждое Рождество.

Сейчас любая семья может провести здесь свой праздничный ужин, арендовав дом. Крафт сама следит за мероприятиями и помогает их организовывать. Она утверждает, что люди начинают даже вести себя в этом доме по-другому.

На стенах есть скрытые латунные кнопочки, которые не все замечают. Они служат для вызова персонала.

Лёгкое нажатие подаёт звонок на сигнализатор на кухне. Количество светящихся отверстий показывает, в какой комнате необходима помощь прислуги.

Через гостиную можно попасть в комнату для завтраков, где Уильям (William) и его жена Берта (Bertha) пили утренний кофе. За стеклянными дверками шкафов сохранились фотографии живших здесь людей.

У них было трое детей. Дочь Элис (Alice) жила здесь со своим мужем Сэмюелем Лилиенталем (Samuel Lilienthal) и матерью после смерти отца. У них было трое детей, а также они усыновили двоих племянников после смерти брата Элис. Именно они передали дом на попечение фонду. В 1970-х такие викторианские дома не были оценены по достоинству, многие из них снесли. Именно это решение и спасло дом.

На стене в комнате для завтраков висит бумага, которая раньше была скрыта от посторонних глаз. Это некая инструкция для персонала, где в подробностях расписаны все обязанности, даже то, где нужно мести пол до завтрака, а где после обеда, когда и как мыть мусорные вёдра и чистить дорожки, ведущие к дому. Хизер Крафт в некоторых моментах руководствуется этим расписанием и сейчас.

Всё в этом доме она делает сама, начиная от мелкого ремонта, заканчивая работами по саду. Пока не починили крышу, ей приходилось в дождливые ночи пролезать в узкое отверстие, чтобы подставить ведро под дыры. Она очень щепетильна и не любит, когда вещи находятся не на своих местах.

Это не один из тех музейных домов, где все вещи лежат под стеклом и никогда не вынимаются. Во время приёмов используется посуда 1930-х годов, а на кухне готовит Крафт. Здесь до сих пор всё работает.

Лишь одна вещь на кухне появилась недавно – тостер. Всё остальное было установлено ещё в начале прошлого века и использовалось личным поваром семьи.

Так как Крафт – профессиональный повар, она высоко ценит сохранившиеся кухонные приспособления. Единственное, что ей не по душе, – это высота столешницы, которая слишком низка для её роста. Поэтому Крафт приходится наклоняться.

Сейчас сад в полном распоряжении Крафт и в него редко кто заходит, потому, что он не включён в маршрут экскурсии. Когда семья Хаас только переехала сюда, задний двор использовали для канализации, сада здесь не было.

Когда-то объём стирки в этом доме был таким, что пришлось нанять работника, который ею занимался полный рабочий день. С 1900 года здесь работал и жил Ли Уинг (Lee Wing). В прачечной стоят три раковины на изящных изогнутых ножках.

Очень сложно определить возраст некоторых вещей, но с уверенностью можно сказать, что примерно так комната и выглядела много лет назад.

Сейчас в распоряжении Крафт не только раковины, но и современные стиральные машины. Сюда редко заходят посетители, но прачечная всегда содержится в чистоте, ведь никогда не знаешь, что придумает гид и какую дверь откроет. Даже если и случаются неожиданности, хранительница дома просто прячет своё бельё, улыбаясь при этом посетителям. Благо, с чувством юмора у неё всё в полном порядке.

В углу стоит камин, на котором раньше подогревали утюг.

В ещё одной комнате в подвале находятся остатки потрясающего макета электропоезда, который когда-то принадлежал внуку и тёзке Уильяма Хааса. Когда его родители умерли, ему с сестрой пришлось переехать в этот дом, где жила его родная тётушка. Некоторые слуги также переселились, включая личного шофёра, который и собрал этот макет на чердаке.

В 1929 году семья наняла дизайнера, чтобы тот спроектировал гараж и пристройку к дому, где разместились бы комнаты двух детей. Пока продолжались работы, Хаасы жили в Европе. Сейчас в гараже стоит машина Крафт, а пристройку можно арендовать и получить при этом уникальный опыт проживания в доме с богатой историей.

На втором этаже до сих пор сохранились обои и мебель с 1930-х годов. Но дом уже не совсем тот, каким был в викторианское время. Судя по сохранившимся фотографиям, в нём было намного больше деталей и украшений.

Биде в ванной комнате удивляет американцев, но Хаасы часто бывали в Европе, что и объясняет наличие этого предмета.

Держатель для туалетной бумаги изготовлен из серебра.

Туалетный столик – большой и удобный.

Кипятильник использовали для нагрева плойки или воды для бритья.

Душ оборудован красивой зубчатой насадкой, которая хорошо бы смотрелась и в современной ванной.

На регуляторе между кранами, из которых течёт холодная и горячая вода, написано «шампунь», но в действительность шампунь оттуда никогда не тёк. Там был прикручен ещё один душ, используемый для мытья волос.

Рядом с ванной есть небольшая комната, где часто проводили время женщины. Здесь висит портрет основателя дома, а на каминной полке стоят семейные фотографии.

Рядом с камином на полке лежит коробочка, о предназначении которой редко кто догадывается. В ней лежали трубки для опиума – напоминание о поездке в Китай.

За ограждающими канатами таинственно виднеется гардеробная.

В ней находится манекен и две ветки, которые служили дочери Уильяма тростями. На обоих есть её инициалы. До сих пор неизвестно, почему она использовала именно ветки, а не резные трости.

На столе в этой же комнате лежит отрывной календарь. Он открыт на символичной дате – пятница, 13.

Ещё одна пикантная деталь – очень интересная книга по ботанике: справочник ядовитых растений.

Именно находчивости и остроумию хранительницы дом обязан событию прошлого года. В Хэллоуин 2014 года здесь состоялась особая экскурсия, где гиды были одеты в костюмы, а посетителей пускали только после заката. Такая атмосфера добавила и без того загадочному дому ещё больше мистики. Экскурсоводы рассказывали страшные истории, а костюмированные актёры выпрыгивали то тут, то там. Мероприятие имело бешеный успех, и в этом году Крафт намерена его повторить.

Комнату для служанки превратили в детскую. Игрушки того периода лишь создают атмосферу, семье Хаас они не принадлежали. Исключение составляет кукольный дом, построенный всё тем же шофёром, который собрал железную дорогу. Одна из кукол даже одета в шоферскую форму.

Со времён комнаты для слуг сохранилась швейная машинка. Крафт сама добавляет некоторые детали, пытаясь оживить дом, – как, например, этот кусочек ткани.

Ещё одна идея хранительницы – выставить куклы, которые принадлежали дочери Хааса, под стеклом в прихожей. Она нашла их на чердаке и решила оформить таким образом.

Бело-голубая плитка и сейчас выглядит стильно.

На чердаке также располагаются офисы, куда посетителей не водят. Раньше он использовался для хранения вещей. Лестница ведёт на остроконечную крышу.

В чердачной кладовой есть множество полок и окошко под потолком. Какой из него открывается вид, к сожалению, не известно, потому что оно слишком высоко.

Викторианский дом. Снаружи и внутри.

Викторианская архитектура, дизайн, интерьеры, мебель.

Для того, чтоб понять как зародился викторианский стиль в интерьере обратимся к викторианского стилю в архитектуре.

Истоки Викторианского стиля.

Викторианский стиль – эпоха в английской архитектуре 1840 – 1910, названная по имени королевы Виктории.

В конце 19 века наиболее был распространен архитектурный стиль - историзм, основанный на смешении элементов ранее доминировавших архитектурных стилей. Так же это получило название – эклектика.

Долгое правление королевы Виктории (1837 - 1901) совпало с историзмом, смешением стилей, «битвой стилей», промышленной революцией и эстетическим направлением в Англии.

В истории искусства «викторианский стиль» - это направление в английском и американском дизайне 19 века, которое характеризуется излишней декоративностью. Многие критики и специалисты в области архитектуры ХХ века отрицают значение викторианского стиля, называя его безвкусным.

Но викторианский стиль отличается энергией, живостью и свободой, которых иногда не хватало стилям предшествующих и последующих эпох.

В некоторых вариантах стиля декор сдержанный или вовсе отсутствует. Викторианский стиль как бы распадается на два направления: стиль с пышной отделкой (правительственные или административные здания, церковная архитектура) и строгий стиль (промышленность, транспорт).

На картинке из издания 1862 года «Иллюстрированные лондонские новости» изображен майоликовый фонтан Минтона – характерный пример викторианской эстетики. В основе этого ослепительного стиля – неоклассические мотивы, однако все подчинено свойственному эпохе требованию функциональности и, одновременно, экстравогантности.

БРИТАНИЯ

Неоготика просуществовала вплоть до 1880-х гг. как один из стилей, который пользовался успехом у новой буржуазии, которые жаждали иметь такие же особняки как у знати. Дворцы эпохи Тюдоров, королевы Елизаветы, королей Якова I и Карла II служили образцами, иногда приобретались даже лежащие в руинах замки, в результате старина смешивалась с новоделом.

ОСОБНЯКИ

Архитекторы, строившие дома для английских нуворишей, были хорошо знакомы с историческими стилями, которые они и воссоздавали. Викторианские особняки представляли собой большие сооружения с парадными залами, капеллами, десятками спален и служебными флигелями, в которых размещались слуги.

Фахверковые дома с остроконечными крышами, башни с зубчатыми стенами и часовые башни, видимые на много миль вокруг, были излюбленными элементами. В некоторых построенных по заказу особняках, напоминающих средневековые замки, наблюдается смешение разных стилей.

Например, преобладает готический стиль, но эркеры и башенки не похожи на средневековые.

Похожий на средневековый кардиффский замок в Уэльсе был "улучшен" в конце 19 века архитектором Уильямом Борджесом. И создатель замка и его хозяйка маркиза Бьютская, разделяли страсть к декоративному искусству прерафаэлитов (направление возникшее в начале 1850-х годов в английской поэзии и живописи), считавшемуся "сказочным".

Интерьеры в этих домах отделаны псевдоготическими резными украшениями и разноцветной плиткой, заставлены мебелью в разных стилях, стены покрыты орнаментами, вдоль них расставлены вазы и керамические изделия из Китая и Японии.

ДОМА СРЕДНЕГО КЛАССА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ

Георгианский загородный дом

Городские дома, которые выбирали для себя богатые люди, обычно были построены в стиле георгианского классицизма.

А интерьеры являли собой пример художественного беспорядка.

Трудно представить, как жильцы умудрялись передвигаться по комнатам или находить место, где присесть

Викторианский интерьер. Несмотря на непритязательную и уютную атмосферу, общее впечатление, которое производит эта комната, весьма эклектично.

Интерьеры более скромных домов так же были загромождены, а все поверхности отделаны узорами, но все же наблюдалась некоторая сдержанность, объяснявшаяся или вкусом или стесненностью в средствах, в любом случае результатом становилась уютная обстановка.

«Комната в Челси», Карлайлс-хаус, Лондон, 1857 г.

На этой картине изображена комната в доме, где жил Томас Карлайл, в викторианском стиле в лучшем его проявлении. Простой интерьер типичен для лондонского дома.

Приемная дома, принадлежавшего писателю Томасу Карлайлу, в Лондонском Челси. По ней можно судить о том, что представляли собой жилища среднего класса в середине ХIХ века.

В викторианскую эпоху вокруг крупных городов разрастались пригороды. Там для людей со скромным достатком строились дома рядовой застройки, для более обеспеченных возводились «виллы». Снаружи они были выдержаны в стиле Регенства или неоготики, иногда с элементами викторианского стиля. Жильцы обустраивали интерьеры в соответствии с модой викторианской эпохи, руководствуясь собственными вкусами и чувством меры.

Большинство публичных помещений, клубов, ресторанов, театров, гостиниц и железнодорожных станций украшали ковры, драпировки и подушки, которые придавали интерьерам особый комфорт, типичный для эпохи «газового освещения», именно в таких интерьерах герой Артура Конан Дойла, знаменитый Шерлок Холмс, распутывал загадочные преступления..

Ричард Норман Шоу – английский архитектор (1831-1912) за свою карьеру создал много проектов в викторианском стиле. Его раннее творчество связано с неоготикой. Для загородных домов архитектор использовал фахверковые конструкции и каменную кладку (так называемый старый английский стиль). Построенные в этом стиле загородные дома и лондонские особняки имели сложные планы. Красный кирпич и выкрашенные белой краской деревянные элементыосновные элементы фасада, окна большого размера в мелкую расстекловку. Очень популярными становятся эркеры. В проектах присутствует намек на неоготику и голландский ренессанс, но в целом стиль Шоу уникален и неповторим. Интерьеры в его домах отличаются уютом и комфортом.

Ричард Норман Шоу, гостиная, Сван-Хаус, набережная Челси, Лондон, 1876 г.

На фотографии 1884 г. запечатлен викторианский интерьер с очаровательными деталями: стульями в стиле королева Анны, орнаментами, характерными для направления «Искусства и ремесла», с прялкой эпохи Георгов. Влияние Уильяма Морриса прослеживается в обоях и рояле фирмы «Моррис и Ко».

Клиенты Шоу и он сам в своем доме заполняли комнаты в стиле королевы Анны картинами, мебелью и безделушками, которые были столь любимы в эпоху королевы Виктории.

Загородные дома Шоу обычно имели хаотичный план, комнаты располагались, исходя из соображений удобства и наружного вида, некоторые отличались большими размерами.

Гостиная Крэгсайд Хаус, Нортум-берленд.

Мраморный камин – выдающийся пример стиля неоренессанс. Включенный в интерьер архитектором Ричардом Шоу в 1883 – 1884 годах. Камин украшен резьбой с купидонами, гирляндами и арабесками.

ВИКТОРИАНСКАЯ БРИТАНИЯ. МЕБЕЛЬ

РАННЕВИКТОРИАНСКАЯ БРИТАНИЯ

Дизайн английской мебели середины ХIХ века был весьма неоднозначным. Воссоздавались стили трех ключевых исторических эпох – античной, готической и рококо. Но реальные формы создаваемой мебели отличались от оригиналов простыми и стандартными решениями. Большое внимание уделялось «украшательству» поверхности.

Викторианская неоготика была «мужским» стилем, повторяющим линии мебели Тюдоров.

Женственное рококо было очень распространено в модных гостиных.

Частое использование позолоты объяснялось тем, что так мебельные мастера пытались скрыть убогость форм.

Античный стиль был простым и цельным, освежающе свободным от излишних декоративных элементов.

Застой в мебельной отрасли хорошо иллюстрирует то обстоятельство, что «Лондонская книга правил для мастеров мебели», где были собраны основные формы и элементы декора, переиздавалась без изменений с 1836 по 1866 год.

Эта ситуация ухудшалась нарождающимся новым средним классом, представители которого предпочитали полагаться на старое и проверенное.

В то время как обеспеченный покупатель 18 столетия заказывал мебель, которая отвечала его собственным вкусам, викторианский джентльмен за покупкой шел в салон известного мастера, где ассортимент состоял из мебели одинаковых округлых форм, как знаменитое викторианское кресло с круглой спинкой, основа викторианского дома того времени.

Постепенная механизация труда все больше разделяла роли производителя и дизайнера, так происходило в крупных городах.

Традиционная роль мебельщика сохранялась в провинции, и мебель разных районов часто имела свои особенности. Например, в Ланкашире стулья со спинками из поперечных планок делали из травленого ясеня, а в Лондоне – из красного дерева.

Группы ремесленников по всей Британии создавали виндзорские кресла с характерными местными особенностями.

ПОЗДНЕВИКТОРИАНСКАЯ БРИТАНИЯ

Вторая половина 19 века была временем оживления исторических стилей. В Англии викторианский интерьер включал воспроизведения предметов времен готики, Ренессанса, рококо; их производство шагало в ногу с индустриализацией. Особый акцент делался на комфорте, выражением которого служили круглящиеся очертания и мягкая обивка.

В этот период разница между массовой мебелью и тем, что называется «мебельным искусством», т.е. предметами, выполнявшимися специализированными фирмами по проектам художников и дизайнеров, с каждым годом увеличивалась все больше.

Краснодеревщики продолжали делать мебель с гнутыми ножками и закругленными спинками, как и много лет назад. Появились и новые элементы – угловые и каминные полки для различных безделушек. Мебель старались выделить в каком-то одном определенном стиле.

Мебельные мастера Британии по-своему реагировали на заморское влияние. Выход Японии из многовековой изоляции вызвал огромный интерес к культуре и традициям искусства этой страны.

Многие мебельщики воспользовались этим для создания «англо-японских» вещей, добавляя японский колорит к традиционной мебели.

Очень популярным стало использование бамбука: этот материал очень прочный, кроме того, он дешевле экзотических пород древесины.

Фаворит исторических стилей, готика, не выходила из моды на протяжении всей викторианской эпохи.

Многие из англичан Викторианской эпохи не очень жаловалисовременную мебель и обставляли свои гостиные в неоклассическом духе прошлого столетия. Мастера прошлых эпох оставили книги, где тщательно зарисовали модели и узоры, элементы декора, так что повторить их творения было несложно. В 1867 году Райт и Мансфилд воссоздали комод работы Кроссе, что объяснялось вспыхнувшим интересом к неоклассическому стилю. Комод сделан из сатинового дерева с инкрустацией, позолотой и медальонами. Сейчас он находится в музее Виктории и Альберта.

Полукруглый комод из сатинового дерева в стиле Шератона. Комод расписан гирляндами цветов и женскими фигурами в неоклассическом стиле. Комод имеет встроенный ящик над центральной дверцей и стоит на квадратных в сечении ножках.

Воссоздание предметов, сделанных Чиппендейлом, Шератоном, Адамом становилось все более популярным к концу 19 века. Многие из вещей были сделаны так тщательно, что и сейчас их трудно отличить от оригиналов.

Кресло Чиппендейла из красного дерева. Рама кресла украшена сквозным плетеным декором и увенчана пучком акантовых листьев. Передние ножки украшены резьбой и заканчиваются когтистой лапой с шаром.

Позолоченное настенное зеркало в стиле Адама. Прямоугольное зеркало с боков обрамлено панелями с узором из переплетающихся гирлянд, сверху венчает композиция из урны и цветочных гирлянд.

Мебельные формы всегда были органически связаны с архитектурой определенных исторических периодов, элементы которой находили отражение в мебели. Формы мебели в отдельные эпохи находились под таким сильным влиянием архитектурных форм, что мебель даже называют «малой архитектурой».

В статье использованы материалы:

6000 лет истории архитектуры и дизайна. Джон Пайл; пер. с англ. О.И. Сергеевой. - М.: Астрель, 2012. - 464 с.: ил.

Мебель. Все стили от древности до современности. Джудит Милер; предисл. Дэвида Линли. - М.; АСТ: Астрель, 2011. - 559 с., ил.

Справочник коллекционера антиквариата. Периодизация по детали. Пол Дэвидсон. Изд-во АРТ-РОДНИК, 2002. - 224 с., ил.

Стили мебели. Д.Кес. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2008. - 272 с.