Железобетонные конструкции стали настоящим прорывом в 19 веке. Сейчас практически все строительные объекты возводятся с их помощью. На данный момент каждый день в мире производится порядка двух миллиардов кубических метров ЖБИ. Без них невозможна постройка офисов, высотных домов и промышленных зданий.

Железобетонные конструкции позволяют быстро и с минимальными финансовыми затратами возводить дома разной степени сложности. По своей сути ЖБИ — это арматура, залитая цементным раствором.

Характеристики железобетона

Бетон обладает большой прочностью. Это позволяет строить здания с долгим сроком эксплуатации. К тому же он хорошо выдерживает перепады температуры. К другим полезным характеристикам этого материала причисляют:

  • морозостойкость,
  • высокую плотность,
  • водонепроницаемость,
  • огнестойкость.

Прочность бетона при сжатии в 10—20 раз больше, чем при растяжении. Этот параметр во многом зависит от используемого песка и гравия. Главную роль играет качество цемента. Именно цемент определяет, насколько прочным будет состав.

Заливка бетоном позволяет защитить арматуру от коррозии. Строения, выполненные из этого материала, отличаются долговечностью и стойкостью. Очень сильно на качество материала влияет пористость, а именно отношение пор к общему объёму.

Важно ! Поры есть в любой конструкции. Они появляются в результате испарения воды, не вступившей в реакцию с цементом. Очень часто большая пористость является доказательством использования недостаточного количества цемента в смеси.

Плотность представляет собой отношение массы бетона к его объёму. Чем выше эта характеристика, тем более прочной будет железобетонная конструкция. Благодаря высокой плотности бетон хорошо противостоит сжатию.

Вне зависимости от толщины железобетонной конструкции она может эффективно передавать тепловой поток. Теплопроводность бетона в 50 раз меньше, чем у стали, но намного выше, нежели у кирпича.

Результатом невысокой теплопроводности железобетонных конструкций становится их огнестойкость. Благодаря этому данный материал также используют при обустройстве промышленных цехов, где приходится работать с высокими температурами.

Важно ! Железобетонные конструкции могут выдерживать температуру до 1000 градусов на протяжении длительного времени. При этом изделия не разрушаются и не трескаются.

Важной характеристикой бетона является его морозоустойчивость. Этот материал при насыщении водой может выдерживать многократные перепады температур без каких-либо последствий. Процент снижения прочности минимальный.

Тем не менее у бетона есть один весомый недостаток. Его сопротивление растяжению крайне мало. Поэтому в конструкцию добавляются армированные элементы. К примеру, стальная проволока или прутья.

Единая железобетонная конструкция обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением растяжению. К тому же технология создания данных изделий за последние 150 лет сильно изменилась и продолжает совершенствоваться каждый день.

Что такое армирование

Армирование позволяет создавать железобетонные конструкции на века.


Лучшим примером в данном контексте будет постройка прочного и долговечного пола. В процессе работы осуществляется стяжка на металлической основе. Бетонный пол бывает следующих видов:

  • наливной;
  • опирающийся на грунт или плиты;
  • стяжка со слоем теплоизоляции;
  • стяжка, базирующаяся на плитах перекрытия.

Кроме увеличения прочности железобетонной конструкции, армирование позволяет сократить затраты бетона. В процессе работы могут использоваться такие материалы, как:

  • арматурный каркас,
  • сетка из стекловолокна,
  • сетка из катанки,
  • сварная сетка с ячейками,
  • сетка из полимеров,
  • фиброволокно.

Широкий выбор даёт возможность подобрать оптимальный вариант для создания качественной и долговечной железобетонной конструкции.

Виды железобетонных конструкций

ЖБК можно классифицировать по многим параметрам. За 150 лет непрерывного совершенствования было придумано множество методов создания железобетонных конструкций с применением разных технологий и сортов бетона.

Сборные железобетонные конструкции

Их производят на строительной площадке из заранее подготовленных элементов. При этом СЖК создаются на специализированных предприятиях, где есть необходимое оборудование и высокий уровень автоматизации труда. Это позволяет добиться уменьшения себестоимости и максимальной продуктивности.

В своё время создание СЖК крайне позитивно повлияло на всеобщую индустриализацию и механизацию сферы строительства. Сборные железобетонные конструкции позволяют возводить здания в любые погодные условия. Можно осуществлять постройку зимой и летом, в дождь, ветер и жару.

Тем не менее сборные железобетонные конструкции имеют один существенный недостаток, а именно высокую трудоёмкость. К тому же создание стыков имеет большую металлоёмкость и соответствующую стоимость.

Монолитные железобетонные конструкции

Эти изделия создаются непосредственно на строительной площадке путём укладки бетона в опалубку. Как результат снижения стоимости МЖК можно добиться за счёт уменьшения расходов на бетон, арматуру, опалубочные материалы и оплату труда.

Застройщик сам определяет обоснованность использования того или иного количества материалов в зависимости от степени сложности объекта и его назначения. Это позволяет создавать более гибкую смету, реально оценивая потребности производства.

Главное достоинство монолитных железобетонных конструкций — их пространственная целостность. Если брать профессиональную терминологию, то это высокая статическая неопределённость. За счёт этого монолитные конструкции имеют малую материалоемкость.


МЖК использую как для возведения типичных, так и для создания уникальных зданий. Эти изделия позволяют строить объекты, применяя разные виды опалубки, среди которых:

  • несъёмная,
  • передвижная,
  • щитовая,
  • блочная.

Также при создании монолитных железобетонных конструкций применяются крупные блоки арматуры и пространственные армированные каркасы. Также данная технология позволяет наладить механизированную подачу и укладку бетона. Есть ряд сооружений, которые создаются только при помощи МЖК, к ним относят:

  • бассейны,
  • фундаменты,
  • сооружения с мощными динамическими нагрузками.

В каждом из вышеперечисленных вариантов применение монолитных железобетонных конструкций экономически выгодно. Несмотря на серьёзные преимущества, данная технология имеет свои недостатки, среди которых:

  • трудоёмкая опалубка;
  • сезонность работ;
  • сроки строительства во многом зависят от скорости затвердевания смеси.

Работы с монолитными железобетонными конструкциями осуществляют только в тёплое время года. Для ускорения процесса применяют специальные сорта цемента, которые застывают чрезвычайно быстро.

Сборно-монолитные железобетонные конструкции

Это целый комплекс элементов. Согласно данной технологии сборный и монолитный железобетон укладывается вместе.


Главную роль в данной технологии играет качество сцепления сборных элементов с монолитными. Чтобы достичь нужного результата сборные конструкции могут иметь разную форму и размер. В комплексах такого рода может использоваться напрягаемая и ненапрягаемая арматура. Всё зависит от конкретной ситуации и назначения объекта.

Если поверхность сборно-монолитных железобетонных конструкций имеет высокий уровень шероховатости, то можно обойтись без шпонок. В местах, где сборные элементы контактируют с бетоном, предусматривается выпуск поперечной арматуры. Анкеровка укладывается в монолитном бетоне дополнительно.

Важно ! Сборный железобетон в данных конструкциях является опалубкой для монолитной составляющей.

Сборно-монолитные железобетонные конструкции сочетают в себе достоинства обоих предыдущих видов. Они весьма экономичны и позволяют строить здания посредством современных методов быстро и качественно.

Важно ! Монолитный железобетон гарантирует высокую пространственную жёсткость. Это снижает материалоемкость.

В монолитных элементах широко применяются лёгкие и ячеистые бетоны. Допускается использование искусственных пористых заполнителей. Из-за чего значительно уменьшается удельный вес конструкции.

Правила создания надёжных железобетонных конструкций


В процессе работы должны быть соблюдены все СНиПы и нормы строительства. Некоторые организации дополнительно ориентируются на международные стандарты, чтобы получить важное конкурентное преимущество. Тем не менее есть свод обязательных правил, которые должны соблюдаться при создании бетонных перекрытий:

  1. Сетка или каркас не должны создавать препятствий для равномерного распределения бетона.
  2. Сначала на площадку укладывается материал для армирования и только после этого осуществляется заливка.
  3. Необходимо избегать попадания в железобетонную конструкцию масляных веществ. Они препятствуют образованию крепкой связи между бетоном и каркасом.
  4. Чтобы защитить ЖБК от коррозии, бетон должен полностью скрывать элементы армирования.

Каркасное армирование используется тогда, когда фундамент и пол — единая система фиксации дома. Подобная технология применяется при постройке на грунтах с низкой степенью надёжности.

Итоги

В современном строительстве используются все виды железобетонных конструкций в зависимости от их конкретных преимуществ. Главное — это соблюдение всех правил и норм строительства, которые гарантируют безопасность и долговечность постройки.

Железобетонные изделия (ЖБИ) широко используются во всех сферах строительства, от жилищного до инженерного. Для возведения сборных железобетонных конструкций применяются предварительно изготовленные ЖБИ, производство которых ведется литьевым способом в заводских условиях.

В данной статье рассмотрены бетонные и железобетонные изделия, их сфера применения, классификация, разновидности и маркировка. Также мы расскажем, как выполняется монтаж железобетонных конструкций с применением крановой техники.

Общие сведения о ЖБИ

Железобетонные изделия представляют собой сборные строительные элементы повышенной прочности, которая достигается за счет совместной работы металла и бетона. Бетон, как материал, отличается повышенным сопротивлением к сжимающим нагрузкам, однако он обладает сильной уязвимостью к нагрузкам на изгиб и растяжение, устойчивость к которым почти в 15 раз меньше, чем к сжимающей деформации.

Данные нагрузки принимает на себя и компенсирует стальная арматура, посредством которой выполняется усиление железобетонных конструкций. Металл имеет высокий предел прочности при растяжении, в результате чего изделия из железобетона, армированыне арматурой, одинаково устойчивы к нагрузкам разного характера.

Совместная работа стали и бетона достигается за счет прочного сцепления двух материалов между собой, при этом они имеют практически одинаковый коэффициент температурного расширения, что гарантирует монолитность железобетона. Дополнительным плюсом является то, что бетон защищает заложенную в него арматуру от коррозии.


Все разновидности ЖБИ, в зависимости от способа армирования, классифицируются на два типа:

  • железобетонные конструкции с обычным армированиям;
  • предварительно напряженные железобетонные конструкции.

ЖБИ с обычным армированием усиливаются исключительно за счет арматуры. Однако данная технология усиления не обеспечивает трещиностойкость конструкций в фазе максимального растяжения бетона, поскольку его растяжимость составляет 2 мм/п.м, тогда как у стали — 5 мм/п.м. В дальнейшем в появившиеся трещины может попадать влага, что приведет к коррозии арматурного каркаса.

Чтобы железобетонные конструкции получили устойчивость к образованию трещин применяется технология преднапряжения арматуры. Ее суть заключается в том, что размещенная в опалубке арматура натягивается с помощью гидравлического домкрата (второй край стержней фиксируется на упоре), после чего опалубка заполняется бетоном, выжидается его частичное отвердевание и прутья отпускаются. В результате со стягиванием прутьев уплотняется сцепившийся с ними бетон, что повышает плотность, жесткость и деформационную устойчивость ЖБИ.


Железобетонные изделия преднарпяженного типа превосходят конструкции с обычным армированием по прочности, трещиностойкости и долговечности. Поэтому современная промышленность ориентирована на увеличение объемов их производства.

1.1 Классификация ЖБИ

Технология производства, эксплуатации и требования к качеству ЖБИ приведены в нормативном стандарте СНиП №2.03.01-84 «Бетонные и железобетонные конструкции», согласно которому классификация изделий выполняется по следующим факторам:

  • способ армирования;
  • тип и объемный вес бетона;
  • внутреннее строение (сплошные и пустотелые);
  • назначение.


Разновидности ЖБИ по типу армирования были рассмотрены в предыдущем разделе. В зависимости от объемного веса бетона все ЖБИ классифицируются на:

  • железобетонные конструкции из особотяжелых бетонов — вес более 2500 кг/м 3 ;
  • из тяжелых бетонов — вес 1800—2500 кг/м 3 ;
  • их легких бетонов ячеистого типа — вес 500-1800 кг/м 3 ;
  • железобетонные конструкции теплоизоляционного типа из особолегких бетонов — вес до 500 кг/м 3 .

ЖБИ одного вида нередко выпускаются в разной форме и типоразмерах, к примеру стеновые блоки угловые, U-образные и подоконные.Отметим, что бетонный раствор, которым выполняется бетонирование конструкций заводского производства, отличается от обычного товарного бетона меньшей фракцией щебня (3-10 мм), который обеспечивает равномерное заполнение литьевой формы.

1.2 Технология производства ЖБИ (видео)

2 Основные виды железобетонных конструкций и их маркировка

Номенклатура ЖБИ включает более 20 различных позиций, рассмотрим условные обозначение основных из них:

  • балки — Б (подкрановые — БК, стропильные — БС, обвязочные — БО);
  • колонные — К;
  • лестничные ступени — ЛМ, площадки — ЛП;
  • опорные подушки — ОП;
  • перемычки — ПР;
  • ригели — Р;
  • сваи — С;
  • шпалы — Ш;
  • фермы стропильные — ФС, подстропильные — ФП;
  • трубы безнапорные — ТФ, напорные — БТ.


По параметру функционального назначения бетонные и железобетонные конструкции делятся на 4 основные группы:

  1. ЖБИ для жилищного строительства.
  2. ЖБИ для промышленных зданий.
  3. ЖБИ для инженерных сооружений.
  4. ЖБИ общестроительного назначения.

В группу ЖБИ для строительства жилых зданий входят плиты перекрытий, сваи, стеновые панели, фундаментные блоки, лотки , перемычки и балки. Данный класс ЖБИ допускается изготавливать из бетонов марки М150 и выше, а для свай — не менее М200.

Широко распространено использование плит и блоков для сборных фундаментов. Плиты выпускаются в размерах от 120*80*40 см до 320*120*50 см, стандартный размер блоков — 300*60*60 см. Вес одного элемента сборных фундаментов, в соответствии с требованиями СНиП, не должен превышать 3 тонны.


В многоэтажном строительстве практикуется использование сборных каркасов зданий. Каркасы состоят из колонн , балок покрытий, подстропильных балок, ригелей и прогонов. Для изготовления элементов каркаса используется бетон марки М200 и выше. После сборки несущие конструкции обшиваются стеновыми панелями.

Плиты перекрытий производятся в прямоугольной форме с круглыми либо овальными пустотами, на крупногабаритных конструкциях предусматриваются ребра жесткости. Плиты могут изготавливаться как из тяжелых бетонов, так и из бетона с пористыми заполнителями.

2.1 Технические характеристики и особенности выбора ЖБИ

Проектирование железобетонных конструкций осуществляется с учетом характеристик бетона, используемого для их производства. Основным свойством бетона является прочность на сжатие, которая и определяет его марку . Данная характеристика указывается в маркировке ЖБИ литерой «М», всего существует 16 марок прочности от М50 до М800. Числовая номенклатура указывает, какую нагрузку (в килограммах) способен выдержать 1 см 2 бетона.

Также железобетонные и каменные конструкции имеют такие характеристики как устойчивость к растяжению (маркировка BT) и устойчивость на изгиб (BTb), которые определяются свойствами заложенного в ЖБИ армокаркаса. Требования к свойствам арматуры для армирования ЖБИ приведены в стандарте ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций».

Также важной характеристикой, которую необходимо учитывать при выборе ЖБИ, является класс его морозостойкости. Именно данный параметр определяет долговечность конструкции, так как он указывает на максимальное число циклов замораживания/размораживания, которые может выдержать конкретная марка бетона. Морозостойкость указывается номенклатурой F, которая может варьироваться в пределах F15-F200.


Отметим и такой показатель как степень водонепроницаемости (W), от нее зависит максимальное давление воды, которое способно выдерживать железобетонное изделия сохраняя герметичность своих стенок.

При покупке ЖБИ необходимо руководствоваться вся вышеуказанными характеристиками и выбирать изделия, подходящие по характеристикам для эксплуатации в вашем регионе. Таким образом вы получите долговечный стройматериал и сэкономите деньги в будущем, поскольку ремонт железобетонных конструкций — занятие не дешевое.

Обращайте внимание на наличие явных дефектов — выступов арматуры из плоскости бетона, неправильного расположения монтажных петель, трещин на поверхности. Такие ЖБИ применять нельзя. В случае обнаружения сетки микротрещин на уже эксплуатируемой конструкции их можно заделать специальным ремонтным раствором либо смесь из цемента и ПВА клея. Крупные повреждения заделываются обычной цементно-песчаной смесью.

Для получения более детальной информации о ЖБИ рекомендуем изучить учебное пособие «Технология бетонных и железобетонных изделий» авторства Ю.М Баженова. В книге детально рассмотрено проектирование и расчет железобетонных конструкций, технология их производства и правила монтажа.

Элементы зданий и сооружений из железобетона и их сочетания. Широко применяются во многих областях стр-ва, в ряде случаев более целесообразны и экономичны, чем конструкции из других материалов.

Железобетонные конструкции - основной вид конструкций при стр-ве промышленных и складских зданий, силосов, бункеров и резервуаров, водопроводных и канализац. сооружений, эстакад, фундаментов под прокатные станы и машины с динамич. нагрузками, высоких дымовых труб, подпорных стен и др. Широкое применение железобетонных конструкций находят в стр-ве мостов, гидротехнич. сооружений, тепловых электростанций, при подземных работах, постройке аэродромов, дорог, опор и столбов для линий электропередачи, связи, освещения, подвесных дорог и пр. В стр-ве жилых и обществ, зданий все чаще используются железобетонные элементы заводского изготовления, в том числе крупнопанельные. Железобетонные конструкции - основа долговременных оборонит, сооружений. Значительные успехи достигнуты в стр-ве железобетонных плавучих доков и судов. На атомных электростанциях устраиваются железобетонные ограждения против радиации.

Совр. железобетонные конструкции весьма разнообразны. В соответствии с двумя осн. видами железобетона различают железобетонные конструкции из обычного и предварительно напряженного железобетона . Обычные железобетонные конструкции классифицируют по трем признакам - методу выполнения, виду арматуры и виду бетона; кроме того, все железобетонные конструкции различаются по виду напряженного состояния.

Монолитные железобетонные конструкции, выполняемые непосредственно на строит, площадке, во многих случаях уступили место более индустриальным сборным железобетонным конструкциям заводского изготовления. Монолитные конструкции применяются при нестандартности и малой повторяемости элементов, при особенно больших нагрузках, а также в сооружениях, трудно поддающихся членению (бассейны для плавания, фундаменты под прокатное оборудование и др.). Наконец, они целесообразны, когда могут выполняться индустриальными методами с использованием инвентарных опалубок - скользящей, переставной (силосы, заводские трубы и др.), передвижной (нек-рые оболочки) и др.

Сборные железобетонные конструкции все шире используются в стр-ве, особенно жилищно-гражданском и промышленном. На конструирование сборных железобетонных элементов существенно влияют методы их изготовления и монтажа. Значительное развитие получает произ-во железобетонных элементов заводским путем - в кассетных формах, методом вибропроката, виброштампования и пр., при к-рых достигаются большая скорость изготовления и снижение их веса. Сборно-монолитные Ж. к. представляют собой сочетание сборных элементов с монолитным бетоном, обеспечивающее надежную связь между ними.

Обычные железобетонные конструкции выполняются главным образом с гибкой арматурой в виде отд. стержней или сварных сеток и каркасов» Сварная арматура благодаря ее лучшему заанкерованию позволяет применять сталь более высокой прочности; этот метод армирования является более индустриальным» железобетонные конструкции с несущей арматурой (профильный прокат или пространственные сварные каркасы) применяются сравнительно редко и только в монолитном железобетоне. В этом случае бетонирование производится в подвесной опалубке с использованием арматуры как несущей конструкции; требуется повышенный расход стали.

Тяжелый бетон (объемный вес более 1800 кг/м3) широко применяется в монолитных и сборных Ж. к. Цементно-песчаный бетон, приготовляемый способом виброперемешивания, используется для тонко стенных конструкций. Железобетонные конструкции из легкого и ячеистого бетонов применяются гл. обр. с целью получения облегченных конструкций, а в жилищно-гражд. (и промышленном) стр-ве большое значение приобретают их теплозащитные свойства. Железобетонные конструкции из жаростойкого бетона все шире внедряются в стр-во сооружений металлургия., нефтяной и химич. пром-сти; их применение дает существенную экономию металла, упрощает способы возведения и позволяет отказаться от дорогостоящих огнеупоров.

В железобетонных конструкциях арматура обычно служит для восприятия растягивающих усилий, по направлению к-рых и располагаются арматурные стержни, но в нек-рых конструкциях арматура воспринимает сжимающие усилия совместно с бетоном. Простейшие железобетонные конструкции в которых при изгибе возникают растягивающие усилия,- плита и балка прямоугольного сечения. В балках опоры расположены по одной линии вдоль оси, в плитах - по всей ширине, а нередко и по всему контуру. При отношении сторон больше чем 2: 1 плита называется балочной, при отношении меньше чем 2: 1 и опорах по всему периметру - плитой, опертой по контуру.

Плиты и балки могут быть свободно опертые, с заделанными опорами, неразрезные, консольные. В плите (балке), свободно лежащей на двух опорах и равномерно нагруженной, изгибающие моменты, равные на опорах нулю, постепенно возрастают к середине, достигая там максимума; при этом увеличиваются к середине и растягивающие напряжения в нижней зоне плиты. Во избежание разрушения плиты из-за малого сопротивления бетона растяжению арматура располагается в зоне растяжения, близ нижней поверхности плиты. Плита (балка) с заделанными концами при прочих равных условиях может иметь меньшее сечение, чем свободно опертая. В соответствии с эпюрой изгибающих моментов в средней части такой плиты нижние волокна подвержены растяжению, а верхние - сжатию; в местах заделки, наоборот, растягивающие напряжения действуют в верхней зоне, а напряжения сжатия - в нижней. Поэтому в плите с заделанными концами арматурные стержни располагаются

как внизу, так и вверху. Практически здесь наиболее целесообразна изогнутая арматура, воспринимающая растягивающие напряжения и в нижней и в верхней зонах. В многопролетных неразрезных плитах и балках арматура располагается в соответствии с эпюрой наибольших положительных и отрицательных моментов. В консольной плите (балке) растягивающие усилия возникают в верхней части сечения, где и помещается арматура. В соответствии с увеличением момента плиту у опоры обычно делают толще.

Арматурные стержни, воспринимающие основные усилия, называются рабочими. В балочных плитах имеются также распределительные стержни, необходимые для удержания рабочих стержней на определенном расстоянии, для противодействия образованию трещин при усадке бетона и колебаниях температуры и для лучшего распределения нагрузки (сосредоточенной).

Арматура, предназначенная для восприятия сжимающих усилий, может быть расположена двумя способами. В первом случае рабочие стержни располагаются по направлению сжимающих усилий. Эта арматура работает совместно с бетоном непосредственно на сжатие. В балках сжатая арматура применяется, когда ограничены размеры поперечного сечения. В колоннах и стойках такое расположение арматуры обычно; кроме продольных стержней, в них устанавливаются поперечные связи - хомуты, к-рые препятствуют выпучиванию продольных стержней при сжатии и этим повышают общее сопротивление элемента сжатию. По второму способу арматура для усиления сжатого бетона располагается перпендикулярно направлению сжимающей силы. Такая арматура препятствует поперечному расширению бетона и тем самым заставляет его работать в условиях всестороннего сжатия, когда сопротивление бетона сжатию сильно повышается. Поперечная арматура называемая также косвенной, укладывается в виде спирали из круглой стали или отд. кольцами. Во внецентренно сжатых элементах (стойках рам, арках, сводах и др.) арматура с одной стороны сечения работает на растяжение, с другой - на сжатие, но нередко арматура работает на сжатие с обеих сторон сечения.

Монолитные железобетонные конструкции. В зарубежной строит, практике широко распространены монолитные ребристые и безбалочные перекрытия; в СССР они применяются реже, преимущественно в пром. стр-ве. Если часть бетона, находящегося в растянутой зоне толстой плиты и служащего главным образом для связи между растянутой арматурой и сжатой зоной сечения, удалить, оставив бетон только непосредственно над стержнями, к-рые свести в группы, то получится ребристая плита. Такая конструкция работает как плита или балка прямоугольного сечения, имеющая ширину ребристой плиты В и полную ее высоту h. Ребристая плита экономичнее и обладает меньшим собственным весом, чем плита прямоугольного сечения, и, следовательно, при одинаковой полезной нагрузке подвергается воздействию меньшего изгибающего момента. Тонкие части плиты в промежутках между ребрами испытывают под нагрузкой также изгиб в другом направлении и должны быть снабжены арматурой, перпендикулярной ребрам.

В ребристом перекрытии балки обычно идут в двух направлениях: главные - по линиям колонн; второстепенные, опирающиеся на главные балки,- перпендикулярно им; плита, перекрывающая балки, монолитно с ними связана. Арматура концентрируется в ребрах, где она значительно сильнее, чем в сплошной плите. Касательные и главные растягивающие напряжения, распределенные в обыкновенной плите по значительной площади и не играющие серьезной роли, здесь в балках (ребрах) имеют большое значение, так как воспринимаются меньшим сечением бетона. Это требует усиления ребер поперечной арматурой в виде хомутов и отогнутых стержней при армировании отд. стержнями или при сварных каркасах в виде поперечных стержней. В зависимости от ширины балки устанавливается один, два или три, плоских каркаса (редко больше). В обычном ребристом перекрытии монолитная плита является балочной и при армировании ее отд. стержнями число их принимается от 5 до 14 на 1 пог. м. Плиты чаще армируются сварными сетками, причем армирование возможно непрерывное или раздельное.

местах в плите возникают главным образом перпендикулярные им напряжения. В таких плитах, как и в балочных, применяются сварные сетки, что значительно упрощает и ускоряет армирование.

Ребристые перекрытия могут быть с плитами, опертыми по контуру, если соотношение сторон плит, образуемых пересечением балок, менее 1,5. Арматура таких плит в обоих направлениях будет рабочей. При этом стержни, параллельные балкам, около них располагаются реже, чем в середине плиты, т. к. в этих бетонная плита монолитно связана непосредственно с колоннами, верхняя часть (капитель) к-рых с этой целью расширяется наподобие гриба (за рубежом такие перекрытия называют грибовидными). Иногда для получения гладкого потолка железобетонные капители заменяют скрытой в плите жесткой арматурой. В зависимости от размещения колонн перекрытия имеют квадратные или прямоугольные панели. Более экономичны квадратные панели. Пролеты редко превышают 6 ж.

Среди монолитных железобетонных конструкций имеют большое значение различного рода тонкостенные пространственные покрытия. Нек-рые из них (цилиндрические, шедовые) легко выполняются в инвентарной передвижной опалубке. В скользящей и переставной опалубке осуществляются монолитные сил осы, водонапорные башни стаканного типа, заводские дымовые трубы, телевизионные башни и др. высотные сооружения.

Сборные железобетонные конструкции. По производству и применению сборного железобетона СССР ные Ж. к. для промышленного и жилищного строительства. Периодически выпускаются каталоги унифицированных сборных Ж. к.

Осн. элементы сборного железобетона - плиты, балки и колонны - по форме и конструкции отличаются от монолитных. Наряду с небольшими плитами, широко используются крупные панели, применение к-рых способствует макс, индустриализации стр-ва и лучшему использованию подъемно-транспортных механизмов. Сборные железобетонные балки изготовляются различных сечений - прямоугольные, тавровые с полкой поверху или понизу, полые, двутавровые, П-образные и др. Наиболее распространены однопролетные балки; неразрезные используются при ди- нампч. нагрузках и в сейсмич. стр-ве. Сборные балки обычно армируют сварными каркасами или нреднапряженной арматурой. Предельный вес элементов массового применения ограничивается грузоподъемностью кранов: в жилищном стр-ве обычно 1,5, 3 и 5 /п, в промышленном - до 10 т, а в нек-рых случаях - до 40 т и больше. Отд. элементы, как правило, соединяются при помощи дуговой электросварки металлических закладных частей (стальных листов, уголков, швеллеров или двутавров) или стержней арматуры с последующим обетонированием.

Применяются две схемы зданий - с шагом колонн 6 ж и 12 ж при пролетах от 6 до 36 ж. Железобетонные стойки бывают прямоугольного и двутаврового сечения, а при особенно большой высоте - двухветвенные (спаренные). Фундаменты под сборные стойки устраивают железобетонные ступенчатые - монолитные или сборные стаканного типа. В качестве поперечных несущих конструкций при пролетах от 12 до 24 м чаще всего используются железобетонные предварительно напряженные двускатные балки, а при пролетах до 36 м - железобетонные фермы. Большее распространение получили сегментные фермы с предварительно напряженным нижним поясом. Для зданий с плоской кровлей используются железобетонные фермы с параллельными поясами, в к-рых предварительному напряжению подвергаются нижний пояс и растянутые элементы решетки. По балкам или фермам укладываются предварительно напряженные ребристые панели размером (3 и 1,5) м X 6 м и (3 и 1,5) мХ Х12 м или двухконсольные панели 3 мХ Х12 м. При шаге колонн 12 м нередко в продольном направлении устанавливают железобетонные подстропильные конструкции для опирания на них промежуточных поперечных несущих ферм.

Наряду с плоскостными системами покрытий применяются выгодные в технико- экономическом отношении пространственные тонкостенные системы - разного рода оболочки и складки, сборные или сборно- монолитные. На рис. 7, а и б приведены схемы двух сборных большепролетных оболочек - пологой оболочки двоякой кривизны, перекрывающей площадь 40 мХ Х40 л и более, а также покрытия в виде бочарных сводов пролетом до 100 м. Главная особенность этих оболочек - сборные элементы (плоские или криволинейные) заводского изготовления, из к-рых покрытия собираются на месте. Кроме большепролетных оболочек, разрабатываются н внедряются сборные и сборно-монолитные оболочки различных размеров - цилиндрические длинные и короткие, оболочки в виде гиперболич. параболоидов, волнистые из армоцемента и др. Для наружных стен при шаге колонн 6 м применяются панели размером 6 м X 1,2 и 6 л*X 1,8 л; при шаге 12 м целесообразно устанавливать предварительно напряженные панели длиной 12 м. В зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью от 5 до 30 т используются железобетонные предварительно напряженные подкрановые балки пролетом 6 ж или 12 м.

В сборных многоэтажных пром. зданиях, в зависимости от характера произ-ва, нагрузок и условий изготовления конструкций, применяют балочную или безбалочную схему перекрытий. Для большинства производственных зданий установлена сетка колонн бмХбм и 9мХбм; при этом при нагрузке до 1000 кг/м2 рекомендуется преимущественное применение сетки 9л* X 6 м; при нагрузках 2000 и 2500 кг/м2- 6жХ 6 м.

В зданиях балочной схемы с железобетонным каркасом и самонесущими стенами фундаменты, как правило, бывают железобетонные монолитные трехступенчатые, колонны - квадратного или прямоугольного сечения с консолями, на к-рые укладывают сборные прогоны таврового сечения или, для лучшего использования высоты этажей, прямоугольного сечения с боковыми полочками; по прогонам укладывают ребристые или многопустотные настилы. В зданиях безбалочной схемы на колонны прямоугольного (или круглого) сечения с небольшими консолями устанавливают квадратные капители, на к-рые с четырех сторон укладывают надколонные плиты-балки с четвертями, а на них - средние квадратные плиты. Плиты- балки и квадратные плиты - сплошного сечения или многопустотные. Вес отд. элементов до 5 т. На время монтажа капители соединяются с колоннами при помощи сварки закладных деталей. Омоноличивание бетоном обеспечивает надежное их соединение. Плиты-балки соединяются с капителями при помощи сварки стальных деталей.

Сборно-монолитные железобетонные конструкции менее индустриальны, чем сборные. Применять их целесообразно при больших динамических воздействиях от установок, при необходимости членения сооружения на крупные элементы, если при этом использование мощных кранов невыгодно, при наличии в перекрытиях многих проемов и отверстий, затрудняющих применение типовых сборных элементов, и в ряде др. случаев.

Часто в сборно-монолитных железобетонных конструкциях растянутую зону образуют сборные элементы, служащие опалубкой, а сжатую зону - обычный монолитный бетон или железобетон. Зимой бетонирование сборно-монолитных Ж. к., как и монолитных, связано с некоторыми трудностями. Пример сборно-монолитного междуэтажного перекрытия. Из сборного таврового ирогона перекрытия выпускают кверху хомуты и после укладки сборных ребристых настилов и дополнительных стерж- предельных состояния: по несущей способности (прочности или устойчивости), по деформациям (жесткости) и по образованию трещин или предельному их раскрытию. Задача расчета сводится к обеспечению для данной конструкции гарантий против наступления в ней того или иного расчетного предельного состояния в период эксплуатации.

В связи с новыми воззрениями на прочность конструкций и их предельное состояние и необходимостью унифицировать методы расчета конструкций из разных материалов метод расчета Ж. к. в СССР был пересмотрен. При действовавшем ранее методе расчета по стадии разрушения с единым общим коэффициентом запаса не могли быть учтены возможные колебания фактических нагрузок, прочностных характеристик материалов, размеров сечений и пр. Более правильно оцениваются эти отклонения, а следовательно, и несущая способность конструкции при расчете по предельным состояниям. Различают три противления, представляющие собой нормативные сопротивления, умноженные на соответствующие коэффициенты однородности материалов и коэффициенты условий работы бетона и арматуры а также коэффициент условий работы конструкции т и геометрической характеристики сечения S. При расчете по несущей способности предельное состояние, например, изгибаемых элементов характеризуется восприятием полного усилия растянутой арматурой при полном использовании сопротивлений бетона и арматуры сжатой зоны. Эпюра сжимающих напряжений в бетоне принимается прямоугольной при напряжениях, равных расчетному сопротивлению бетона сжатию при изгибе RK и напряжению в арматуре, равному ее расчетному сопротивлению. Величины расчетных усилий (М, N и Q) в прочностных характеристик материалов (Ra и i?a). Величину расчетных усилий в сечениях элементов в большинстве случаев следовало бы определять с учетом пластич. деформаций. Однако применение этого расчета пока ограничено и во многих случаях статич. расчет производят, предполагая упругую работу конструкции.

За рубежом расчет железобетонных конструкций производится обычно по методу «упругого железобетона», т. е. по допускаемым напряжениям. Однако в социалистич. странах и в нек-рых капиталистич. (Австрия, Англия, Бразилия, США) в ряде случаев применяют также расчет по стадии разрушения. Метод расчета по предельным состояниям введен, например, в Венгрии.

Лит.: Мурашев В. И., Сигалов Э. Е., Байков В. Н., Железобетонные конструкции. Общий курс, под ред. П. Л. Пастернака, М., 1962; Сахновский К. В., Железобетонные конструкции, 8 изд., М., 1959; Пастернак П. Л., Антонов К. К., Дмитриев С. А., Железобетонные конструкции, М., 1961; Справочник проектировщика, под ред. В. И. Мурашева, [т. 5], М., 1959; Гвоздев А. А., Расчет несущей способности конструкций по методу предельного равновесия, М., 1949; Инструкция по расчету статически неопределимых железобетонных конструкций с учетом перераспределения усилий, М., 1960; Берг О. Я., Физические основы теории прочности бетона и железобетона, М., 1961; СН и П, ч. 2, разд. В, гл. 1 - Бетонные и железобетонные конструкции. Нормы проектирования, М., 1962.

Появление железобетонных конструкций в ХIX веке стало настоящим прорывом в строительных технологиях. На сегодняшний день без них невозможно представить ни один строительный объект. В этой статье мы рассмотрим, какие существуют железобетонные конструкции, и какими характеристиками они обладают.

Общие сведения

Что такое железобетон

Бетон, как известно, отличаются высокой прочностью на сжатие, однако, его сопротивление на растяжение не велико – в 10-15 раз меньше прочности на сжатие. Поэтому неармированные бетонные конструкции используются очень редко. Чтобы устранить этот недостаток, в его структуру добавляют стальную проволоку или прутья, отлично работающие на растяжения ().

Таким образом, железобетон представляет собой материал, образованный бетоном и металлической арматурой, расположенной внутри него. В совокупности получается единая конструкция, которая обладает высокой прочностью, благодаря совокупности свойств бетона и металла.

Впервые железобетонные изделия стали патентовать в конце ХIX века. С тех пор прошло более 150 лет, и за это время, конечно же, железобетон серьезно усовершенствовался. Однако, можно с уверенностью сказать, что его «эволюционный» процесс еще не завершен.


Виды армирования

В наше время железобетонные конструкции армируются не только для увеличения прочности бетона на растяжение, но и на внецентренное и осевое сжатие, кручение и пр. Кроме того, рабочая арматура позволяет уменьшить размер сечения элементов, а также снизить вес конструкций.

Наряду с обычным армированием, на сегодняшний день широко распространены предварительно напряженные железобетонные конструкции. Их особенностью является то, что при изготовлении бетон подвергается обжатию, а сама арматура – предварительному растяжению.

Предварительное напряжение позволяет существенно повысить трещиностойкость, а также снизить деформации элементов конструкций. С предварительным напряжением обычно выполняют большепролетные железобетонные конструкции, а также другие элементы, на которые предполагается большая нагрузка на растяжение.


Особенности железобетонных конструкций

Достоинства

Среди достоинств железобетонных конструкций можно выделить:

  • Долговечность – благодаря надежной сохранности арматуры, которая находится под слоем бетона, железобетон обладает исключительной долговечностью. Кроме того, материал отлично справляется с атмосферными воздействиями.
  • Прочность – со временем прочность железобетона не уменьшается, а даже увеличивается.
  • Возможность изготовления своими руками, к примеру, при возведении фундамента . Для этого надо лишь выполнить опалубку и изготовить металлический каркас из арматуры, после чего опалубка заливается бетонным раствором.
  • Пожаростойкость – железобетон отлично противостоит огню. Причем, для повышения огнестойкости, в состав добавляют специальные заполнители, такие как базальт, шамот, доменные шлаки и др. Кроме того, повысить огнестойкость можно путем увеличения защитного слоя до 3-4 см.
  • Сейсмостойкость – в отличие от других строительных материалов, железобетон, благодаря монолитности, хорошо противостоит сейсмической активности.
  • Хорошие эксплуатационные качества – железобетон может принять любые архитектурные или конструктивные формы.
  • Учитывая прочность и долговечность материала, его цена вполне доступная .

Недостатки

К недостаткам железобетонных конструкций относятся следующие моменты:

  • Большой вес;
  • Высокая тепло- и звукопроводность;
  • Склонность к растрескиванию.

Совет! Чтобы утеплить железобетон, используют теплоизоляционные материалы, такие как пенополистирол и минеральная вата. Инструкция по монтажу теплоизоляции довольно простая.


Виды конструкций из железобетона

Все существующие железобетонные конструкции можно условно поделить на три типа:

Сборные В последнее время пользуются большой популярностью, так как их использование позволяет максимально механизировать строительство. Кроме того, изготовление ЖБИ в заводских условиях позволяет применять прогрессивную технологию приготовления раствора, а также его укладки и обработки.
Монолитные Используются при возведении сооружений, которые не поддаются разделению и унификации. К таким относятся некоторые гидротехнические сооружения, тяжелые фундаменты, сооружения, выполняемые в скользящей опалубке и пр.
Сборно-монолитные Как не сложно догадаться, являются сочетанием монолитного бетона и сборных элементов, которые укладываемого на объекте. Закладные детали для железобетонных конструкций позволяют соединить между собой сборно-монолитные изделия не только при помощи бетона, но и путем сварки металлических элементов.

По области применения конструкции могут быть:

  • для общественных сооружений и жилых домов;
  • для промышленных строений;
  • для зданий общего назначения.

Совет! Книга Железобетонные конструкции одноэтажных промышленных зданий – Заикин А.И. позволит детально ознакомиться с особенностями и выполнением расчета фундаментов, колонн, плит перекрытий и прочих железобетонных конструкций, применяемых при строительстве промышленных сооружений.

Как уже было сказано выше, ЖБИ также делятся на:

  • Предварительно напряженные;
  • Ненапряженные.

Наиболее распространенные виды конструкций из железобетона

Теперь ознакомимся с наиболее распространенными типами железобетонных конструкций, которые повсеместно применяются в строительстве.

К таким относятся:

  • Фундаменты;
  • Панели;
  • Балки и плиты перекрытий;

Каждый из этих элементов обладает своим предназначением и конструктивными особенностями.


Фундамент

Фундаменты из железобетона устраивают под стены строений, колонны и столбы, а также под тяжелые станки и машины.

Фундаменты бываю двух типов:

  • Сборными;
  • Монолитными.

Кроме того, они различаются по типу конструкции на:

  • Ленточные – под несущие стены;
  • Ступенчатые и пирамидальные – под отдельные опоры.

Колонны

Чаще всего применяются в промышленных зданиях, в которых перекрытия подвергаются большим нагрузкам от оборудования. В этом случае выполняют каркас, состоящий из колонн, балок и прочих элементов.

Кроме того, широко распространены каркасно-панельные сборные здания, в которых колонны являются одним из основных несущих элементов. Они воспринимают на себя нагрузки и через фундамент передают их на грунт.


Панели

При возведении каркасно-панельных строений, для изготовления стен используют панели. Их площадь может составлять до 25 квадратных метров.

Также следует отметить, что существуют бескаркасные панельные здания. В этом случае всю нагрузку воспринимают на себя стены и перегородки, т.е. сами панели.


Плиты и балки

Данные конструкции относятся к изгибаемым элементам. Плитами называются плоские изделия, длина и ширина которых значительно больше толщины. Балки же являются линейными элементами, длина которых существенно больше поперечных размеров.

Плиты и балки чаще всего используют для устройства плоских перекрытий и покрытий. Как уже было сказано выше, обычно их выполняют предварительно напряженными. Кроме того, имеются и другие некоторые конструктивные особенности железобетонных изгибаемых элементов, что связано с областью их применения.

Вывод

Используют в самых разных областях строительства, поэтому они бываю разных видов. В качестве примера мы привели лишь наиболее распространенные типы конструкций. В действительности же их существует гораздо большее количество.

Из видео в этой статье можно получить дополнительную информацию по данной теме.

Строительство современных объектов не обходится без конструкций из железобетона. У таких сооружений много плюсов. Железный остов со всех сторон защищен бетоном, который имеет длительный срок работы и не боится ни дождя, ни снега, ни жары, ни мороза. Железо плюс бетон – отличный тандем! Железобетонные изделия консолидируют как при растяжении, сжатии и сгибании, так и во время скручивания, срезания. Металлокаркас помогает добиться устойчивости, прочности и твердости сооружения, служит для уменьшения размеров и веса устройства. Применяя различные технологии, изготавливают монолитные, сборные, сборно-монолитные бетонные и железобетонные конструкции с ненапрягаемой и напрягаемой арматурой.

Железобетонная конструкция нашла применение в строительстве жилых зданий, производственных сооружений и инженерных построек. Наиболее часто применяют сборный железобетон, но встречается монолитный и сборно-монолитный. Чтобы получить изделие наименьшей массы, насколько это позволяет технология, снизить расходы на оплату труда и материалы, для железобетонных конструкций применяют качественный бетонный раствор и арматуру высокой прочности.

Основные виды железобетонного изделия применяются в строительстве, где температурный режим не превышает пятидесяти градусов по Цельсию и не опускается до минус семидесяти градусов. Железобетонными конструкциями пользуются чаще стальных или каменных в случае возведения следующих объектов:

  • аэродромы;
  • атомные реакторы;
  • бункера;
  • дымовые трубы большой высоты;
  • различные массивные сооружения;
  • здания складского назначения;
  • дороги;
  • фундаменты;
  • морские сооружения;
  • заводские постройки.


Часто ЖБИ являются основой конструкций промышленных объектов и жилых домов.

В железобетонных конструкциях следующие преимущества:

  • прочность, которая со временем только увеличивается;
  • долговечность;
  • стойкость к воздействию огня;
  • относительно допустимая цена;
  • возможность собственноручного изготовления;
  • стойкость к сейсмической активности;
  • возможность железобетона принимать различные архитектурные формы.

К недостаткам относятся:

  • образование трещин;
  • большой вес;
  • требуется дополнительное утепление;
  • теплопроводность.

Основные виды конструкций

По типу изготовления различают:

  • Сборные. Имеют большую популярность за счет максимально механизированного строительства.
  • Монолитные. Применяют в строительстве монолитных сооружений, например, гидротехнических построек, тяжелых фундаментов.
  • Сборно-монолитные. Сборно-монолитные элементы соединяются как бетоном, так и сваркой.

По сфере использования бывают:

Изделия из железобетона могут быть: ненапряженные и . Наиболее популярные ЖБИ, которые используют для строительства:

  • панелей;
  • фундаментов;
  • балок;
  • плит перекрытий.

Панели


Распространенным видом железобетонных конструкций являются панели, которые используются в строительстве зданий и сооружений жилищного и промышленного назначения. Панель имеет плоскую прямоугольную форму, в которой могут быть проемы для дверей и окон, также — выступы для подоконников.

При перевозке панелей их устанавливают в вертикальном положении под наклоном в десять градусов. Транспортируя сразу несколько панелей, нужно исключить их соприкосновение, поэтому между ними прокладывают подкладки.

Фермы

Железобетонные фермы используют для перекрытий в производственных сооружениях и культурных зданиях. Имеют вид плоской прямоугольной конструкции с решетками. При транспортировке изделий им придают вертикальное положение.

Фермы из железобетона имеют высокую прочность, жесткость, отличаются противопожарными свойствами и морозостойкостью. Производятся изделия из тяжелого, легкого или конструкционного бетона, в основном это аглопоритобетон и керамзитобетон. Применяя железобетонную ферму, следует тщательно подойти к ее установке. Проводят точный расчет несущей способности постройки. Проверяют качество элементов, размеры и готовят место опоры.

Балки и ригели

Балки и ригели нашли применение в строительстве фундаментов и покрытий, они выступают в роли несущих элементов для монтажа крановых механизмов. Балки производят односкатными, 2-скатными или прямоугольными. В процессе транспортировки балки ригели устанавливают в транспортное средство вертикально. Для опоры балок и используют подкладки, установленные под нижнюю плоскость изделий . В зависимости от длины конструкции определяется расстояние между подкладками. Сбоку балок и ригелей проводят крепление по всей их высоте. Перевозка балок допускается только в вертикальном положении, горизонтальная транспортировка запрещена, так как существует риск разрушения изделий. Транспортируя одновременно несколько элементов, между ними прокладывают разделители толщиной больше десяти сантиметров.

Сваи

Железобетонную конструкцию в виде свай используют для оснований промышленных и жилых сооружений. Сваи применяют для возведения конструкций на неустойчивых грунтах. При транспортировке свай им придают горизонтальное положение, обеспечивая опирание на специальные подкладки. Разрешается укладка свай на транспортное средство при перевозке ярусами.

Отличаются высокой устойчивостью к воздействию химических веществ и коррозии, обладают водонепроницаемостью и морозостойкостью. Сваи легко монтируются при наличии специального оборудования и способны обеспечить возводимому сооружению долговечность, высокую прочность и надежность.



Стойки для опор ЛЭП.

Железобетонные стойки или стойки линий электропередач представляют собой опорный элемент для светильников и линий электропередач. При транспортировке разрешается перевозить стойки вместе одной группой, обеспечивая горизонтальное положение. При перевозке следует подготовить опору для стоек в виде специальной подкладки.

Главным назначением железобетонных стоек является возможность надежного удержания электропроводов на требуемом расстоянии от поверхности земли или воды. Надежность и прочность опор достигается путем применения в конструкции изделий арматурного каркаса и специального типа бетонного раствора. По отдельности каждая стойка линий электропередач различается по назначению и конструкции. Выделяют концевые, промежуточные, угловые и анкерные опоры из железобетона. Также изготавливают одноцепные и многоцепные.

Колонны

Представляет собой несущий элемент жилых, культурных, промышленных и бытовых сооружений. Колонны изготавливают прямоугольной формы и двухветвевой, которая предназначена для тяжелой крановой нагрузки. Перевозят элементы штабелем, где первый ряд колонн кладут на грузовое место транспортного средства, а последующие ряды укладывают на предыдущий, застеленный специальными подкладками.



Нашли применение при возведении общественных и жилых сооружениях. Представляют собой почти готовые строительные элементы с полой тонкостенной прямоугольной призмой и с проемами для дверей и окон.

Объемные блоки могут иметь изоляционные и утеплительные панели. При перевозке объемных блоков им придают вертикальное положение, при этом обеспечивая опирание элементов по четырем углам на грузовую платформу. Объемные блоки, выполненные из железобетона, имеют чувствительность к динамическим перегрузам, которые образуются в процессе перевозки. Эти строительные изделия из железобетона имеют особенность смещать центр тяжести от геометрического центра в поперечном и в продольном направлении. Чтобы избежать смещения блока в процессе перевозки, на грузовой площадке устанавливают специальные упорные выступы.

Санитарно-технические кабины

Санитарно-технические кабины используются при возведении зданий общественного и жилого назначений. Представлены объемными элементами с большой массой и габаритами. При перевозке шахты лифтов и санитарно-технических кабин разрешается вертикальное положение с опорой на грузовую площадку с двумя прокладками. Шахты лифтов, имеющие высоту до 140 сантиметров можно перевозить в 2 яруса по высоте, при этом устанавливая деревянные подкладки между рядами в высоту больше 10 сантиметров.

Вывод

Железобетонные конструкции применяют в строительстве различных зданий и сооружений, и не только. Разновидности ЖБИ (панели, объемные блоки, фермы, сантехнические кабины) за счет своих габаритов, масс и условий, которые нужно соблюдать в процессе перевозки, требуют узкой специализации подвижного состава.

Транспортировка балок, колонн, опор и стоек линий электропередач, ригелей и свай имеет схожие требования к перевозочному процессу, поэтому схемы подвижного состава для их перевозки могут совпадать.