Введение

В данных рекомендациях представлены материалы по работе с природным материалом, входящем в образовательную программу «Калейдоскоп творчества», разработанную на основе многолетнего опыта педагога. Разработка содержит технологию использования природного материала, описания видов природных материалов, приемов изготовления поделок, что способствует развитию у детей творческого воображения, формированию практических навыков при работе с природным материалом.

Собранные здесь материалы, приемы работы и описание изделий не исчерпывают все возможности этого вида творчества. Кроме того, поделки из природного материала, тем и хороши, что все они неповторимо индивидуальны. В природе нет двух абсолютно одинаковых шишек или камушков. А если прибавить к этому фантазию автора, то в результате каждое изделие становится уникальным.

Созданные изделия, в которых назначение и форма, материал и цвет естественно дополняют друг друга и тем самым вызывают искреннее восхищение, и называются художественными произведениями искусства. Простота изготовления, несложные приемы обработки, сохранения и выявления природной красоты имеют в наш век техники и урбанизации особую привлекательность. Доступность природных материалов, находящихся рядом с нами в городе или деревне, парке или на садовом участке, на морском побережье или в лесу, дают возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов.

Природа - замечательная мастерская. В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Разнообразие природных материалов таит в себе необыкновенные возможности. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или игрушки, а настоящие произведения искусства. Поделки из природных материалов открывают людям красоту и изысканность живой природы.

Украшение предметов обихода или создание поделок из природных материалов, берет свое начало в глубокой древности. Археологические раскопки показывают, что во все эпохи развития цивилизации, начиная с неополита, человек создавал обусловленные материалом и традицией изделия. В этом проявлялось желание людей воплотить свои эстетические потребности и замыслы в доступном материале.

Из глубины веков.

, . . . .

. , . ,

к рестьянским , . , , , .

, . , здоровья и благополучия . . ,

  • растительного происхождения,
  • животного происхождения,
  • минерального происхождения.

происхождения : засушенные листья, и т.д .

Перья птиц,

В декоративной работе композицией . .

Что нужно знать о цвете.

Законы цветоведения.

цвета (нейтральные цвета)

Цвета цвета цвета

Цвета цвета цвета

Где цветы расположены в

Форме венка.

Хотелось бы хоть ненадолго перенестись на несколько столетий назад и посмотреть, как жили наши предки? Что они знали и умели, что любили? Жаль машины времени пока не существует , а люди те давно умерли и уже ничего нам не расскажут . .. Но из исторического далека доходят до нас старинные вещи . Такие вещи можно увидеть на художественных выставках и в музеях . Некоторые промыслы завоевали всемирную славу, другие занимают более скромное место. А иные предметы просто составляют часть народного быта и произведениями искусства не считаются .

Декоративно- прикладное искусство зародилось в глубокой древности и, подобно другим видам художественного творчества, поначалу вовсе не осознавалось как искусство . Просто люди делали необходимые им в быту вещи , создавая, как мы сейчас говорим, предметную среду: традиционное оформление жилища, бытовую утварь, орудия труда . Весь трудовой народ творил этот предметный мир, отражая в нем бытовой уклад , представления о счастье и красоте, национальный характер.

Народное декоративно-прикладное искусство Руси было по преимуществу к рестьянским , поэтому в нем отчетливо отразился взгляд земледельца на окружающий мир . Какие понятия занимают в таком миросозерцании центральное место? Солнце, земля , вода, главные "персонажи" искусства. Солнце, которое чаще всего изображалось в виде креста, ромба или розетки. Мифическое Древо Жизни, символизирующее нескончаемое произрастание плодов земных. Наконец, Мать-Сыра-3емля , образ которой узнают в изображениях женщины с воздетыми к небу руками , словно просящих у него дождя и благодатных солнечных лучей .

Наши предки обожествляли природу, например древний человек верил, что с помощью трав можно узнать волю божества , от которого якобы полностью зависела его судьба . А букет цветов в глубокой древности являлся символом счастья , здоровья и благополучия . Нередко в народных обрядах он уподоблялся огню купальского костра. Накануне праздника Ивана Купалы (7 июля) отправлялись люди в лес, чтобы собрать там магические букеты. Высокие букеты ставили рядом с купальским костром в горшки, наполненные пеплом. Жарко горел огромный костер, а рядом с ним «пылали» священным огнем собранные в букет травы и цветы. Парни и девушки, а также все желающие прыгали по очереди через очистительное пламя костра. А старики и дети, которым одолеть костер было не под силу, прыгали через букет . Считалось, что он имеет такую же магическую силу, что и огонь праздничного костра. Люди верили , что каждый, кто перепрыгнул через него, не задев, весь год будет здоровым и удачливым. На рассвете цветы из священного букета, а также пепел из горшка разбрасывали по деревенской улице, чтобы мир и благополучие пришли в каждый ее дом.

Но живые цветы быстро увядали на солнце, что и натолкнуло мастеров заменить живые цветы изображениями букетов. Жизнь менялась, а вместе с ней менялось искусство. Мифологическое значение символов забывалось. В конце 19 века мастер уже не знал, что означают те или иные образы, но не отказывался от них. Древние символы приобрели декоративный характер , но что-то важное для людей от их первоначального смысла сохранилось до наших дней. И сегодня произведения декоративного искусства дарят нам все те духовные и эстетические ценности, которые веками накапливал народ.

Природные материалы по происхождению делятся на три группы:

  • растительного происхождения,
  • животного происхождения,
  • минерального происхождения.

Природные материалы растительного происхождения : засушенные листья, семена растений (тыквы, кукурузы, фасоли, дыни, арбуза и т.д . ), засушенные травы, колосья, шишки, древесные грибы, корни деревьев.

Засушенные листья - разные по форме и величине, и окраску осенью они приобретают самую разную. Природная форма, цвет, оттенки листьев позволяют передать самые различные предметы, объекты птиц, зверей, насекомых. Желательно сохранять естественную форму листьев, но иногда из них можно вырезать отдельные детали .

Семена растений имеют красивую внешнюю форму, различаются по форме, размерам, цветам. По своему виду они похожи на лепестки цветов.

Древесные грибы - являются очень интересным материалом . Они очень разнообразны. Растут на деревьях. Из древесных грибов, осторожно собранных и высушенных, получается прекрасный материал для изготовления фигурок, цветов, ваз для букета и многого другого .

Корни деревьев имеют причудливые формы, могут служить для имитации деревьев, животных, птиц.

Природные материалы животного происхождения : яичная скорлупа, перья птиц, пух, кожа.

Яичная скорлупа - прекрасный материал, легко обрабатывается, можно использовать, как целую скорлупу, так и ее части. Из кусочков скорлупы можно выполнить мозаичную аппликацию.

Перья птиц, используют любого качества, разных размеров и оттенков, (утиные, гусиные, перья попугаев, голубей). Из них получаются прекрасные, птицы, цветы, бабочки.

Природные материалы минерального происхождения : камни, песок, глина, ракушки.

Ракушки- домики моллюсков, улиток. Это удивительно красивый, разнообразный по форме и цвету материал. В зависимости от места обитания форма и цвет ракушек меняется. Встречаются раковины, закрученные в спираль, башневидной формы или формы волчка. Для этого материала лучше выбирать речные или морские мотивы, жизнь подводного мира.

Камни - это материал, который всегда можно найти, его цвет, форма, фактура помогут создать интересные образы. Ведь камень красив от природы.

Глина - широко распространенный и доступный материал. Из нее можно вылепить кувшин для букета или детали украшения композиции.

Песок - удивительно интересный и податливый материал. Его можно использовать для получения рельефной основы изделия.

Заготовка природных материалов.

Лучшее время для заготовки природных материалов - лето и начало осени . Мастерить изделия можно долгими зимними вечерами, но для этого нужно заранее позаботиться о материалах. В основном необходимые для поделок растительные материалы, за редким исключением, собирают в период их полного созревания, так как недозревшие плоды, высыхая, могут изменить форму и потерять привлекательность. Заготавливать некоторые природные материалы можно даже не выходя из квартиры, если оставлять (а не выбрасывать в мусорное ведро) косточки вишен и абрикосов, персиков и арбузов, граната и других обычных и экзотических плодов. Всюду, где бы вы не находились, посмотрите вокруг и найдете множество самых разнообразных материалов. Запасать природные материалы надо с солидным запасом, из расчета на целый год, так как с наступлением зимы невозможно отыскать нужный материал. Собранный материал лучше сохранять в специальных коробках, рассортировав его по видам и размеру, листья, лепестки цветов можно хранить в папках. Сыпучие материалы лучше класть в баночки или коробки.

Во время заготовки природных материалов необходимо помнить о нашей ответственности перед природой. Не следует ломать ветки деревьев, рвать траву и цветы с корнем, использовать в работе редкие растения.

Запомните, что собирать нужно те материалы, которые природа нам подарит!

Основы декоративной композиции.

В декоративной работе композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое. Латинское слово «компонере» означает - сочинять, располагать, составлять. Композиция - это язык художника, его средство для передачи мысли. Когда человек говорит, вас интересует в первую очередь смысл его слов. Когда вы смотрите в театре хорошую пьесу, вы живете жизнью ее героев и вовсе не отделяете от ее содержания композицию; и то и другое слито воедино . Основные вопросы композиции: какой будет размер изделия, размер изображения, где расположить композиционный центр и как его выделить, как расположить цветовые пятна, добиться их гармонии .

Ценным качеством в композиции является ее четкость, определенность. Внимание должно переходить от главного предмета к менее значимым и, наконец, к мелким деталям. Нужно так расположить детали, линии, пятна цвета, чтобы в целом было максимально выразительно, а вместе с тем обладало прекрасным качеством целостности - ни убавить, ни прибавить. Все закончено, все "работает" ничего лишнего, и каждая деталь на своем месте. Если же в глаза бросается сразу все, то за этим обычно ничего не видно. Композиция есть такое, наиболее скупое остроумное расположение всех фигур, которое способствует выражению идеи. Все лишнее выкидывайте, оставляйте только то, что необходимо, подчиняйте второстепенное главному.

При работе с природными материалами можно использовать четыре основные вида композиции: замкнутая композиция, разомкнутая композиция, симметричная и ассиметричная композиции.

Выбор правильной композиции – довольно трудная творческая задача. Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их необходимо сделать много. Из них выбрать лучший.

Что нужно знать о цвете.

Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Чтобы все цвета сочетались между собой и с фоном изделия, необходимо знать основные законы цветоведения.

Светлые фигуры на темном фоне кажутся больше, чем равные им темные фигуры на светлом фоне. Холодные тона как бы "удаляются" от зрителя, а теплые приближаются. Также цвет может говорить о настроение человека. Радость и хорошее настроение передаются яркими светлыми красками. Грусть и тоска - серыми, блеклыми, как пасмурный день. Согласно правилу, все цвета, которые нас окружают, можно разделить на две группы: ахроматические (бесцветные) и хроматические - цвета, которые мы видим в своих красках: красные, синие, зеленые. Они разделяются по цветовым оттенкам и светлоте. К ним относятся все цвета радуги (спектра) - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Желто-красную часть спектра называют теплыми цветами, так как они напоминают цвет солнца, огня. Сине-голубую часть спектра называют холодными по их сходству с цветом воды, льда. Фиолетовый и зеленый цвета в различных случаях могут быть отнесены и к теплым и к холодным цветам.

В целом выбор цвета зависит от художественного вкуса исполнителя, темы выбранного сюжета и назначения изделия.

Законы цветоведения.

Хроматические Все цвета и оттенки Ахроматические

цвета (нейтральные цвета)

Основные Хроматиеские Дополнительные

Цвета цвета цвета

Теплые Хроматиеские Холодные

Цвета цвета цвета

Виды декоративной композиции.

Замкнутая композиция, Разомкнутая композиция

Где цветы расположены в

Форме венка.

Симметричная композиция Асимметричная композиция

Заключение

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребенка. Труд воздействует на ум, волю, чувства детей, побуждает их к творческому самовыражению. Кроме того решается и психологическая задача – у детей возникает состояние психологического комфорта. Изделия «рождаются» из потребности «творить», из желания сделать приятное близким. Предметы украшения, сделанные детьми должны быть красивыми, а любое изделие нужно не только сделать своими руками, но и придумать в своем воображении. В поделки из природного материала дети вкладывают и вкус, и фантазию и умения – это процесс воплощения творческого замысла, предполагающий развитие ребенка. Прелесть этих работ – в их неповторимости. Давно известно о взаимосвязи рук и интелекта. Даже простейшие работы заставляют ребенка думать. Искусная работа еще больше способствует совершенствованию мозга. При работе с природными материалами дети получают большой положительный эмоциональный заряд, возможность проявить свои творческие возможности. Каждое такое занятие – это занятие вдохновения и радости. А данные рекомендации помогут эффективно решать задачи обучения детей при работе с природным материалом. Готовые поделки можно использовать по-разному. Они станут прекрасным украшением современного интерьера, оригинальным подарком, необычной картиной. А работы выполненные воспитанниками объединения «Калейдоскоп творчества» вдохновят вас придумать и создать свои необычные картины.

Список литературы

Гульянц Э.К., Что можно сделать из природного материала – М.: Просвещение, 2004г.

Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству – СПб: Детство-Пресс, 2004г.

Турбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. - Волгоград, 2009г.

Конышева Н.М. Секреты мастеров ЛИНКА ПРЕСС, 1997

Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры – Ярославль: Академия развития, 2007г.

Н.В. Хохлова М.В. Творческие проекты в младшей школе. /Под редакцией В.Д. Симоненко. Брянск: Издательство БГПУ. НМЦ «Технология», 1999.-52с.

Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством.- М.: Мозаика-Синтез, 2009г.

Утенко И.С. Утенко Л.М. Флористика - С-Пб: Золотой век, 2003г.

Черныш И.В. Поделки из природных материалов. «АСТ ПРЕСС» 1999

Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002г.


Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображе-ния. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых навыков.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотли-вый, увлекательный и очень приятный.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. В процессе сис-тематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы ста-новятся гибкими. А это важно для подготовки рук к письму, к учебной дея-тельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики-согласованности в работе глаза и руки. Совершенствованию координации движений.

Приобщить детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать вни-мание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы ли-стьев, их цвета и т.п., так как в работе с природным материалом все то надо учитывать.

I. Как организовать работу с природным материалом. Руководить трудом детей.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным ма-териалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последо-вательности, доступности.

Очень важно, чтобы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации ра-боты, дальнейшее их расширение и изменение. Можно рекомендовать воспи-тателям и родителям в начале выяснить, как дети относятся к ручному труду, хотят ли они трудиться и что умеют делать. Следует пробудить интерес де-тей к природному материалу, желание действовать с ним. В группе необхо-димо устраивать выставки детских работ из природного материала, так как детям очень нравиться разглядывать готовые материалы, выполненные их сверстниками - каждый хочет научиться делать такие игрушки.

Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею в других видах деятельности: на занятиях по лепке, аппликации. Дети любят делать ап-пликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знако-мятся с новым для них приемом наклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, на то место, куда будут накладываться.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необ-ходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей. Изготовле-нию задуманной игрушки предшествует больная подготовительная работа к ее созданию. С детьми проводятся экскурсии в природу. Во время экскурсии в природу воспитатель напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используют кору высохших или срубленных деревьев, кустарников. На глазах у детей воспитатель делает 1-2 простые игрушки, вы-зывая тем самым у детей интерес к изготовлению поделок из природного ма-териала. Собранные сухие корни, ветви. Шишки, сучки имеют причудливую форму. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «На что похоже? Что напоминает? Побуждает ребенка сравнивать их, внимательно вгляды-ваться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать.»

Целесообразно учить детей одну и туже игрушку мастерить из различного материала.

Изготовление игрушек из природного материала состоит из двух этапов:

  1. Ребенок анализирует игрушку, которую ему предстоит смастерить, плани-рует последовательность работы над ней, подбираем необходимый материал, инструменты и определяет практические умения, навыки, с помощью кото-рых цель будет достигнута.
  2. Ребенок приступает к непосредственному созданию игрушки. Детям объяс-няется, что работа над поделкой начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего учат тщательно анализировать образец будущей поделки. Затем ребенка учат анализировать процесс предстоящей работы над игрушкой. Воспитатель де-монстрирует перед детьми весь процесс работы над игрушкой от начала до конца и показывает, как она создается. Показ работы перед каждой частью, деталью поделки, способов их соединения воспитатель сопровождает объяс-нением.

При создании игрушек можно предложить детям комбинировать природный материал.

Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу:

  1. Рассматривание и анализ образца игрушки.
  2. У становление поэтапной последовательности ее изготовления и планиро-вание хода работы.
  3. Выбор способа соединения частей игрушки.
  4. Под бор материала и инструментов.
  5. Изготовление игрушки.
  6. Анализ и оценка поделок.

П. Когда и как работать.

В детском саду работу с природным материалом организуют в первой поло-вине дня 2 раза в месяц, и 1 раз в неделю - кружковая работа (во второй по-ловине дня) . Заниматься можно сразу со своей группой (если поделки про-стые) или по подгруппам.

В группе и дома должны быть созданы условия работы с природным мате-риалом в свободное время, определенное место, где дети при желании могли бы заниматься этой деятельностью.

Как создается игрушка, какие операции при этом необходимо выполнить?

Самый простой и доступный способ соединения частей поделки достигается при помощи пластилина. Более сложный, но и более прочный способ соеди-нения частей игрушки - склеивание. Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек, палочек, для чего потребуется шило. Основную ра-боту с шилом выполняет воспитатель. Детали можно соединять нитками, проволокой.

Природный материал:

шишки (сосны, ели, лиственницы, ольхи) орехи и их скорлупа (грецкие, лес-ные, кедровые, земляные) , каштаны, желуди, кора, ветки, корни, листья, се-мена, шиповник, рябина, кукурузные початки, солома, мох, птичьи перья, ра-кушки.

Работа с природным материалом

Работа с природным материалом помогает ввести детей в природную мастерскую, где сохранен необычный запах застывшей природы Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков

Работая с природным материалом, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по работе, в определенной степени, можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их работы. В творческой деятельности детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Творческая деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка и темперамент. Занимаясь работой с природным материалом, дети совместно с учителем учатся создавать различные композиции, поделки. Дети учатся аккуратности, усидчивости, правилам работы с клеем, поделочным материалом, специальной литературой.

Работа с природным материалом несет в себе положительную энергетику, а практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым. Использование природного материала в качестве объекта труда дает уникальные возможности: использование экологически чистого сырья, к тому же удивительно красивого и что немало важно, не требующего материальных затрат.

Природный материал – является исконно – русским поделочным материалом. Еще со времен Древней Руси он использовался для изготовления домашней утвари(лукошек, туесков, посуды), игрушек (соломенные бычки, деревянные лошадки), одежды(кокошники, лапти), художественных поделок (берестяных икон, шкатулок), как основа для письма(берестяная грамота). Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Преодоление затруднений, достижение желаемых результатов вызывает положительные эмоции; укрепляет веру в себя; усиливает стремление к познавательной деятельности; к активности, самостоятельности; к приобретению новых знаний; формирует трудовые навыки. Изготовление поделок требует помощи со стороны учителя, в процессе систематического труда, рука приобретает большую уверенность, точность, а пальцы становятся более гибкими. Все это важно для развития мелкой моторики, способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению игрушек, поделок из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать поделку, игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у учащихся дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение работы с природным материалом в развитии компенсаторных возможностей слабовидящих детей.

Статья "Значение работы с природным материалом в развитии компенсаторных возможностей слабовидящих детей". (Из опыта работы)...

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Разработка была удостоина звания призера на городском конкурсе методических материалов "Секрет успеха" и содержит план-конспект занятия для учреждений дополнительного образования по направленнос...

Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.

Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природ...

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (работа с природным материалом)

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от с...


елена прокопова
Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики :

систематичности, последовательности, доступности.

Качество изготовления поделок зависит от :

1. грамотного методического руководства со стороны воспитателя;

2. уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой , адекватно оценивать результат своего труда);

3. степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалами и инструментами ;

4. развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, старательность, любознательность, взаимопомощь.

Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы , а также дальнейшее их расширение и изменение.

Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым, и осознание, что он работает как взрослый , приносит ему радость, поддерживает интерес к труду.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала , необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей , сформированный на таких занятиях как рисование, математика , конструирование, ручной труд. Очень важно использовать художественную литературу, которая воздействует на ум и чувства дошкольника , обогащая их, развивая художественный вкус, способствует развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким , образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе .

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки из природного материала , с детьми проводятся экскурсии в природу , прогулки по городу. На таких экскурсиях воспитатель учит детей замечать неповторимую красоту природы , видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав. На глазах у детей воспитатель может сделать одну, две игрушки (стрекозу, рыбку, вызывая тем самым интерес к изготовлению поделок из природного материала . На экскурсию можно взять коробочки для сбора листьев, корней, шишек, сучков. Дети складывают собранный материал , сортируя его по видам и размеру. Дети высказывают предположение, на что похожи собранные ими материалы . Организованный таким образом сбор материала дает возможность детям активно воспринимать его форму, цвет, запахи.

В беседе с детьми воспитатель уточняет их впечатления об увиденном на экскурсии, закрепляет приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек.

Изготовление поделок и игрушек из природного материала характеризуется двумя основными этапами :

1. предварительным или ориентировочным, на котором ребенок анализирует игрушку, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней , подбирает необходимый материал , инструменты, определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.

2. исполнительным, на котором ребенок приступает к непосредственному созданию игрушки. Он учится подчинять свое поведение поставленной перед ним задаче. Конечный результат это не только созданная игрушка, но и формирование определенного уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приемов работы , умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности.

Многие поделки выполняются из одного вида материала и одинаковыми способами. Воспитатель учит использовать в работе уже известные способы при изготовлении новых поделок.

Воспитатель учит делать игрушки, комбинируя природный материал .

Например, чтобы смастерить птичку берут для туловища шишку, для головы желудь, для шеи – веточку, для лапок - маленькие веточки, а хвостом может служить яркое пушистое перо. Для глаз птичек, животных, человека могут служить семена различных растений : рябины, подсолнуха, арбуза. Чашечки желудей заменяют шапочки или штанишки человечкам. Из крылаток клена, ясеня получаются уши зайца, хвост и грива лошадки и множество других деталей.

Можно наметить общую характерную схему последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу :

1. Рассматривание и анализ образца игрушки.

2. Установление поэтапной последовательности её изготовления и планирования хода работы .

3. Выбор способа соединения частей игрушки.

4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно)

5. Изготовление игрушки.

6. Анализ и оценка поделок.

В первое время воспитатель отмечает наиболее удавшиеся работы . Остальные работы не должны остаться без внимания : отмечается старательность всех детей , их желание изготовить свою игрушку,похвала в оценке достижений каждого ребенка приобретает особое значение. Постепенно к оценке результатов труда приобщают всех детей . Важно научить детей в первую очередь видеть достижения товарищей, их прилежание.

Схема проведения работы по изготовлению поделок из природного материала :

1. Вступительная беседа воспитателя о материале (ракушках, желудях, листьях, коре, корневищах ит. д., с которым предстоит работать . рассказ должен сопровождаться показом данного материала : детям можно разрешить потрогать, ощупать поверхность материала , обследовать форму, обратить внимание на цвет.

2. Сообщение темы и показ образца игрушки.

3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей , направляя их внимание на особенности работы с данным материалом .

4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей , следит за соблюдением правил техники безопасности при пользовании инструментами (работу шилом выполняет воспитатель, оказывает необходимую помощь затрудняющимся детям, побуждает к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, её украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируется умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей .

6. Уборка рабочих мест , инструментов и оставшихся материалов .

От скуки на все руки

Человек, где бы он ни находился, всегда украшал и украшает, среду, в которой он живет, работает или отдыхает .

Праздник своими руками - так можно назвать работы , пробуждающие творческие способности и неподдельный интерес, как у взрослых, так и у детей . Предлагая детям окунуться в тот или другой мир творчества, взрослый должен быть готов к непредвиденным ситуациям, возникающим в процессе творчества. Для этого должны быть в запасе как запланированные так материалы , требуемые для изготовления тех или иных поделок, творческих работ , так и всевозможные коробочки с разными материалами .

Проблема изучения и развития детского творчества, детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник более доступна всем детям и взрослым независимо от творческого воображения и способностей. Задуманный сюжет не только рождается, но и видоизменяется в процессе самого творчества.

Для творческого процесса всегда должны быть созданы условия :

1. Доступность каждому творчески работающему ребенку и взрослому , материалов требуемых для данного процесса.

2. Доступность материала для использования нетрадиционных техник.

3. Своевременная помощь советом или показом способа изображения, выполнения фрагмента на данном этапе работы (на отдельно заготовленном материале ) .

4. Предоставление многообразия материалов для экспериментирования, творческого процесса.

5. Выделение времени для данного процесса, независимого от других мероприятий.

Уважаемые взрослые творческой компании детей никак не обойтись без вашей помощи.

Чтобы ребенок мог придумывать, фантазировать, чтобы в его душе как можно дольше жило ощущение счастья и радости, чтобы не угасла искорка творчества, помогите ему сделать необыкновенный праздник его же руками.

МИР ПРИРОДЫ – нежный и яркий , хрупкий и необыкновенно красивый. Он загадочен и чудесен. Каждое дерево, цветок, листик, травинка хранит свою тайну.

Изготовление поделок из природного материала – увлекательное занятие! Листья клена можно превратить в бабочку или клоуна, лист осины в клубничку. Со всех собранных листьев можно сложить изумительный портрет, как королевы Осени, так и королевы Весны. Если внимательно присмотреться к засушенному материалу , то окажется, что желтый листик липы похож на репку, а лист дуба на ботву. Вот вам и начало увлекательной сказки… Поделки сделанные из природного материала могут быть хорошим подарком и принесут радость вашим родным и друзьям.

Материалы

Материалы , необходимые для работы с природным материалом

должны храниться в отдельных коробочках :

Перышки птиц

Пластилин

Картонные тарелочки, пластмассовые крышечки от майонеза.

Клей, кисточки, анилиновые краски.

Острые ножницы, шило, пинцет.

Старые газеты, белая бумага, цветная, бархатная, гофрированная бумага.

Крупы, испитой чай.

Мыло, сода.

Тряпочки для рук и поделок, вата.

Пенопласт, песок (окрашенный и природный ) .

Ватные палочки, зубочистки и многое другое.

Заготовка листьев и трав.

Листья и травы, лепестки цветов кладут между страницами газеты, затем ещё слой газет. Сделав 5 таких слоев, кладут сверху фанеру и наверх груз. На следующий день отсыревшие газеты надо сменить сухими. Так меняют газеты (в течение недели) пока листья и лепестки не высохнут. Затем их раскладывают по шкатулкам или коробочкам.

Когда материал готов можно начинать «творить» чудеса своими руками.

Это могут быть рыбки в аквариуме или озере.

Волшебные птицы и бабочки.

Человечки из листьев.

Гирлянды из листьев. Сухих цветов, плодов.

Подвески, веночки (На основе мягкой проволочки или веревочек) .

На больших и маленьких рамочках. Настенные украшения, на основе бумаги, пенопласта, поролона.

Настольные украшения на основе древесных грибов, ветвистых и волнистых корешков.

Настольные композиции в корзиночках из полиэтиленовых бутылок.

Композиции в вазочках из кашпо из полиэтиленовых бутылок.

Броши, кулоны, бусы.

Подсвечники, колокольчик из корней, спилов деревьев, ракушек.

Веселые человечки из плодов каштанов, соломы, ягод, ниток, проволоки.

Коллаж из даров природы . Открытки – раскладушки. Пригласительные билеты.

МОЗАИКА ИЗ СЕМЯН

Заготавливают семена дыни, арбуза, тыквы, акации, люпина, яблок, гороха, фасоли.

Из семян можно сделать необыкновенные, сказочные изображения :

Ковры и коврики, вазы снежинки, шкатулки, стаканчики, блюда, тарелки. На вырезанных силуэтах из картона – человечков, матрешек и многое другое на основе пластилина или с помощью клея.

поделки из перьев

Это могут быть разносортные цветы, игрушки.

игрушки из ваты

Необходимые материалы :

Вата, крахмальный клейстер, сваренный до густоты, жидкой сметаны.

Клей силикатный (канцелярский) . ПВА.

Бумага газетная, мягкая, писчая, цветная, бархатная.

Гибкая проволока.

Краски (анилиновые, гуашь, акварель) .

Ножницы, шило.

Обрезки ткани (с блестящей поверхностью : парча, атлас, люрекс) .

Остатки мишуры, елочного дождика.

Это могут быть : ягоды, рыбки, балерины, царевна – лебедь, ласточка, снеговики.

аппликации.

Один из самых интересных и традиционных приемов украшения – аппликация. Это самый простой и доступный способ создания художественных работ .

Аппликацией можно украсить памятные открытки, сувениры для друзей и близких, интерьер помещений, праздничные костюмы, оформить выставки, создать панно, выполнить наглядное пособие, создать картину.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари, орудий труда, интерьера своего жилища. До сих пор её используют многие народы, несмотря на то, что есть более быстрые и дешевые фабричные способы оформления изделий.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока разных оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов , стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Кого и что изображали люди в аппликации?

Сюжетом становились животные, птицы сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы, растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Со временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материалов . Кроме кожи и войлока, применяются цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя – бархат , атлас, шелк.

С изобретением бумаги в моду вошли бумажные аппликации силуэты, которые вырезались из темной бумаги. Силуэтные изображения стали предметом искусства , из бумаги вырезались целые сценки-иллюстрации, батальные и бытовые сюжеты. Это были высокохудожественные, тонко выполненные изображения.

Не только профессиональные художники занимались силуэтной аппликацией. На протяжении многих лет искусство бумажной вырезной аппликации жило в народе. На Украине, и Белоруссии и сейчас делают бумажные силуэты – вытинянки, или вырезанки. Выполняют их ножницами без предварительного рисунка. Самую простую вырезанку сделает даже малыш (снежинку) .

Что же означает слово аппликация? В переводе с латинского языка аппликация означает прикладывание, это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закреплении на нем с помощью различных клеев, нитей. В современной аппликации используют всевозможные материалы , подчас самые неожиданные : различная бумага, ткани, береста, нитки, мех, войлок, высушенные растения, дерево и другие природные материалы .

Аппликация может быть как предметной, так и состоящей из отдельных изображений предметов (цветов, деревьев, животных, людей, машин, домов и т. д.) .

Сюжетной – повседневность и праздники.

Декоративной – украшаются орнаментом различные предметы.

Вначале делается набросок карандашом задуманного сюжета, пейзажа.

Для аппликаций могут быть взяты следующие темы :

Пейзажи из цветной бумаги.

Южный остров из фольги.

Сюжеты, составленные из симметрично вырезанных деталей. Клумба, полянка, летнее небо…

Аппликации на тему зимы, осени, весны, лета. Натюрморты. Коврики. Сказочные птицы. Клоуны-эквилибристы. Животные. Сюжеты сказок.

Аппликации из природного материала , ракушек, косточек, ореховой скорлупы, из речного песка, из перьев, бересты, соломы, колосков, соломки, яичной скорлупы, из пластилина, глины, соленого теста, ниток.

Изделия из крупы

Материал .

Рисовая – белая вытянутой формы, хорошо закрепляется с помощью пластилина или клея.

Манная – хорошо окрашивается и закрепляется клеем ПВА.

Пшено – Закрепляется клеем и пластилином.

Гречка – красиво смотрится как часть изображения.

Фасоль, горох, сыпучие материалы .

Клей ПВА, простой карандаш, бумага для основы.

Изображение наносится на бумагу карандашом.

Клеем ПВА покрывается заданный участок изображения. Выкладывается или посыпается определенной крупой, заданного тона.

(Предметы, игрушки, сюжеты, пейзажи и многое другое) .

Яичная скорлупа.

Материал .

Для контурной и сплошной мозаики требуется крошка разного размера из скорлупы яиц.

Клей ПВА, карандаш, бумага, трафареты.

Получение целой скорлупы.

В сыром яйце делают дырочки с противоположных сторон.

Выдувают содержимое в стакан, промывают через те же отверстия и высушивают. Для придания прочности этому хрупкому материалу нужно из нутрии скорлупу покрыть клеем ПВА. Для этого в верхнее отверстие нужно залить немного клея, одновременно вращая «яйцо» , при этом на скорлупе остается тонкая пленка. Излишки клея сливают, скорлупе дают высохнуть и приступают к работе .

Плоскостные изображения выполняются в мозаичной технике.

Различают контурную мозаику, сплошную мозаику.

Изображения окрашиваются любыми доступными красителями.

(пейзажи, предметы, сюжеты сказок и многое другое) .

Аппликация из песка

Материал .

Цветной песок получается способом окрашивания, в любой требуемый цвет, используя краски : акварель, тушь, гуашь.

Чистый песок погружается в окрашенную воду на 2-3 часа, затем вода сливается, а высушенный песок хранится в лоточках или банках.

Клей ПВА, карандаш, картон или плотная бумага.

Способ выполнения изображения.

Сначала наносится рисунок, на отдельные контуры этого рисунка накладывается клей, а на клей песок.

В тех местах, где слой песка толще, изображение получается более рельефным, объемным и насыщенным

Пушистые материалы

Материал .

Растительный пух : (чертополоха, рогоза, одуванчика, ковыля, тополиный) .

Клей ПВА, карандаш, трафареты, бумага, пинцет.

Способ выполнения изображения.

НАЛОЖЕНЕ. Этот способ передает различные теневые переходы. Там где должен быть светлый участок, пух наносится в несколько приемов, накладывая один слой на другой. Для серых переходных тонов количество слоев сокращается, а в темных участках пух не выкладывается совсем.

ЖГУТИК. Захваченный пинцетом пух скатывается в жгутик, толщина которого зависит от количества взятого пуха. В процессе работы ворсинки вытаскивают из кончика жгутика и равномерно выкладывают на фоне. В результате получают очень четкий контур.

КРОШКА. Выполняется путем втирания измельченных поперек волокон жгутика в поверхность фона до получения гладкой фактуры.

РЕЗАНЫЙ КРАЙ. Применяется при изображении неровных границ. Для этого по нужному шаблону выкладываются волокна, подрезаются ножницами и переносятся зеркально на фон.

Самый лучший пух для изображения, собранный в теплую солнечную погоду. Его хранят в картонных коробках или стеклянных банках (в пластмассовой упаковке он желтеет) .

Пух хорошо передает изображение снега, зверей, птиц, которые выглядят мягкими, пушистыми, теплыми.

Можно рисовать пухом и без клея, закрепив его на материале со сцеплением : наждачной бумаге, бархатной бумаге.

Любые творческие достижения ваших детей не должны остаться без внимания. Наиболее интересные работы постарайтесь оформить в альбом или в виде выставки.

Экспозиции творческих работ должны быть представлены детям как важное событие в их жизни. Оформляется такая выставка достаточно торжественно. Ритуал её открытия продумывается воспитывающими взрослыми заранее.

Внешнее оформление должно соответствовать торжественному моменту. Для выставки целесообразно выделить специальный уголок или место вдоль стены и продумать её интерьер.

При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования.

1. Изделие должно располагаться так, чтобы его можно было хорошо рассмотреть.

2. Плоскостные композиции лучше располагать на стендах или оформленные в рамки размещать на стене.

3. Объемные работы расставляют на столе или специальных подставках, располагая на разных уровнях высоты.

4. Все работы , размещенные на выставке, должны представлять собой продуманное, единое и законченное целое по содержанию, композиции, цвету.

От того, как будут представлены детские работы , во многом зависит воспитание у ребенка эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.

Участвуя вместе с взрослыми в оформлении выставки, дети развивают активность, самостоятельность, инициативу, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, критичность, гибкость и оригинальность мышления, художественную интуицию.

Основные правила умелых ручек

Работать нужно всегда за столом, который хорошо освещен.

Необходимые инструменты хранятся в специально отведенном месте. В коробочках.

Перед началом работы нужно проверить наличие и исправность инструментов.

Неисправным инструментом работать нельзя .

По окончании занятия рабочее место необходимо привести в порядок.

Узелок на память

Композиция

Обозначив тему, необходимо составить эскиз будущей работы , выбрать правильное композиционное решение.

В декоративной работе КОМПОЗИЦИЕЙ называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.

Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их надо сделать много, выбрав потом лучший эскиз.

Работая с природным материалом , необходимо помнить о цветовом решении. Есть целая наука о цвете, называемая ЦВЕТОВЕДЕНИЕ, она знакомит с основными правилами работы с цветом .

Цвета, которые вы видите в своих красках : красные, синие, зеленые, желтые, - разделяются по оттенкам и светлоте. Их можно разделить на две части :

Желтые, оранжевые, красные, напоминающие огонь, называются ТЕПЛЫМИ.

Зелено-голубые, голубые, синие называются - ХОЛОДНЫМИ.

Например, жаркая пустыня с горячим желтым песком, с ярким палящим солнцем, или морозный зимний день с синими и голубыми тенями на снегу.

Цвет говорит и о настроении человека.

Радость и хорошее настроение передаются яркими, светлыми красками.

Грусть и тоска – серые, блеклые. Как пасмурный день.

Советы бывалых

1. Чтобы правильно использовать различные природные материалы , надо знать свойства и особенности. Учитесь правильно подбирать их для каждого вида изделия. Иногда бывает, что интересный по форме материал в обработке очень труден : либо тверд, либо крошится и ломается. А красивый и податливый может потом, в готовой работе , деформироваться, изменяться по цвету, и работа придет в полную негодность.

2. Собирать природные материалы , как правило, надо, когда они созрели, так как некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала – это лето и осень .

3. Что собирать, какие материалы – это вам подскажет воображение, но все-таки не проходите мимо и обязательно возьмите для работы :

Листья и цветы; желуди с плюсками (чашечками, в которых они растут) ;

Шишки (еловые, сосновые, кедровые, ольховые, лиственничные) ;

Орехи (грецкие, лесные) ;

Косточки (персиковые, абрикосовые, сливовые, вишневые, от хурмы) ;

Бобы, фасоль, горох, сою;

Фрукты, овощи;

Древесные грибы, веточки различной формы;

Кукурузные початки (с зернами и без них) ;

Морские и речные ракушки;

Корни (деревьев, кустарников, травянистых растений) ;

Кору (сосновую, дубовую, березовую) ;

Семена-крылатки (клена, ясеня, липы) ;

Пух тополя, чертополоха, репейника и других;

Вербу; солому (пшеничную, овсяную, ржаную, ячменную, рисовую) ;

Глину, песок, камушки и многое другое.

4. Запомните, что собирать нужно только те материалы , которые подарит нам природа .

5. Прежде чем приступить к работе , необходимо вспомнить о композиции, цвете, колорите, знакомство с которым понадобится при любой художественной работе .

6. При изготовлении игрушек часто используется дополнительные материалы , без которых невозможно передать образ изделия. Использование каждого из них будет зависеть от степени развития воображения.

7. Для работы с природными материалами необходимо иметь и простейшие инструменты : шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш для нанесения контура на бумаге, краски, необходимые для оформления отдельных деталей игрушки, кисточки для рисования и клея, стеку для обработки поверхности изделия при лепке из глины и пластилина, плоскогубцы, напильник, пилку…

К дополнительным материалам относятся , например, бумага и картон, виды которых отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Из бумаги и картона обычно выполняют отделочные детали изделия, можно использовать их и в качестве фона

Пластилин применяется для скрепления частей из природного материала , выполнения отделочных деталей или в качестве фона-основы.

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, для изготовления каркаса игрушек из соломы, для отделочных работ и других . Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная.

Клей обычно используют ПВА, он хорошо скрепляет детали и не изменяет внешний вид изделия.

Цветные лоскутки – обрезки различных тканей – нужны для оформления работы .

Спички используют для соединения деталей при выполнении объемной игрушки и для отделочных работ .

Ну, вот и готовы все приготовления для Умелых Ручек!

Работа с природным материалом развивает у детей фантазию, способствуют творческому подходу к труду.

Учитель заранее отбирает, сушит, готовит природные материалы для последующего использования ребенком в своей деятельности. Работа с природным материалом требует особой аккуратности, внимательности и состоит из трех этапов:

Первый этап - выбор и изучение природного материала (веток, су­хих листьев, еловых шишек, древесной коры), приведение в опреде­ленное состояние путем удаления лишних частей.

Второй этап - объединение отдельных деталей предмета в общие. Не­обходимо обратить внимание ребенка на качество и прочность природных материалов.

Третий. этап - оформление предмета в соответствии с темой работы.

Развивать фантазию, логическое мышление, повышать творческую актив­ность, качество результатов труда.

Для работы с природными материалами на занятиях и во время прогулок и экскурсий необходимо собирать материалы, определяя их качество (твердые, мягкие, гладкие, шероховатые, пушистые и т.д.) и форму, выбирая нужные для выполнения работ.

Основные задачи при работе с природным материалом

· Формирование деловых навыков при отборе природных материа­лов для будущей работы.

· Формирование навыков предварительной подготовки материала и использования в работе (удаление лишних частей, размещение в пространстве, объединение, сохранение прочности и т.д.).

· Формирование навыков передачи образа изготавливаемого пред­мета.

· Формирование умения самостоятельно определять и использовать особенности природных материалов.

Огромное воспитательное значение имеет использование выполнен­ных детьми предметов из природных материалов: различных видов икеба­ны, поделок из соломы, фигурок животных, птиц, зверей, насекомых и Т.д. для оформления комнат, для подарков.

Очень интересны для детей строительные работы из песка и снега на площадках детского сада. Рекомендуется сооружать из песка «Замки», из снега «Ледяные городки», «Горки», «Мир сказок», фигурки зверей, птиц; из мелких камней - колодец, змей, черепах и т.д.

В результате работы дети узнают, что песок сыпучий и при исполь­зовании его нужно смачивать, что снег пушистый, мягкий, холодный и может превратиться в лед. На площадке воспитатель предлагает детям тему, а они самостоятельно выполняют работу.

Конструирование

При конструировании из детских конструкторских наборов выполня­ются задания по условиям. Дети знакомятся с новыми материалами, рассматривают пути решения одновременно нескольких задач.

При конструировании по своему замыслу детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, развивая фантазию.

При конструировании из конструкторов, собирая конструкции, сое­диняя и "закрепляя детали, дети прилагают определенные усилия, приобретают навыки работы по размещению предмета в пространстве. Можно пользовать конструкторы «Лего», «Тектоп», «Иксию> и др., удобные для конструирования по схеме.

Руководство детьми при конструировании, направление их поиска, слияние игры с деятельностью, применение художественного слова, системной связи сказок, рассказов помогает придать этому процессу творче­ский характер, приводит к качественным результатам труда.

Вначале детям предлагаются знакомые им обычные и металлические конструкторы в виде дополнительного материала. Затем для развития их фантазии и творческого мышления ставятся проблемные задачи и ведутся поиски их решения.

На занятиях дети работают группами из пяти-шести человек. Каждом­у ребенку раздаются Г-образные детали конструктора, как незаконченное сооружение или часть предмета. Воспитатель спрашивает у детей, что "эти детали им напоминают и что из них можно изготовить. Внимательно рассмотрев конструкторский набор, изучив мелкие части, продумав, что южно из них изготовить, каждый ребенок говорит воспитателю, что он хочет сделать. Учитель объясняет, что соединяя основные и дополни­тельные мелкие части конструктора можно создать простые построения. Например: самолеты, жилые дома, стулья, зверей и т.д. Дети конструиру­ют по своему замыслу несколько предметов. На следующих занятиях им предлагаются Т- и П-образные конструкторские детали различной длины и толщины. Дети самостоятельно продумывают, какие предметы можно сде­лать из этих деталей. Им предлагается выполнить две-три формы констру­ирования. Предложенная воспитателем фигура является основной. В ходе работы она дополняется конструкторскими деталями для изготовления нового предмета. На последующих занятиях предложенные воспитателем фигуры будут не только основным сооружением, но и одним из элементов частей для свободного использования детьми при самостоятельном кон­струировании. На последних занятиях детям предлагаются общие темы, например «Зоопарк», «Аэропорт», «Мой любимый город», дается направление для самостоятельной работы с использованием приобретен­ных навыков.

При работе с конструктором можно предложить, форму конструиро­вания по условиям. Например, «Пешеходный мост через речку», «Много­этажные дома из двух подъездов», «Наша улица с двухсторонним движе­нием». В совместных играх взаимное обсуждение, согласование действий, правильное распределение функций каждого, достижение конечных ре­зультатов развивает у детей культуру взаимоотношений.

Для коллективного тематического конструирования нужно создавать определенные условия. Например, для работы детей огромное значение имеет подготовка рабочего места, т.е. правильная расстановка рабочих столов или удобное расположение на ковре. Желательно, чтобы было дос­таточное количество конструкторов и дополнительных запасных частей и деталей («Лего», «Даста», «Тектоп», состоящие из 202 деталей). Для коллективной работы предлагаются конструкторы следующих образцов: «Квадро», «Стартер», «Бейси», «Юниор», «Универсал», «Мобиль» и др. Также удобны мобильные конструкторы типа: «Занимательные кубики», «Модуль-игра» (автор С. Л, Новоселова), «Волшебная башню> (авторы Л. А, Паромова, Ф. А. Юнусов, Т. В. Чернышева), «Змейка». На плоско­сти очень удобны конструкторы «Мозаика» и «Сердечко».

Крупногабаритные мягкие модули (объемные и плоскостные) позволя­ют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований, дают возможность самостоятельно, по своему желанию, создавать и трансфор­мировать игровое пространство, формирует у ребенка конструктивные способности, фантазию и творчество.

Вышеуказанные конструкторы сделаны из дерева, металла, пластмас­сы. Они отличаются друг от друга объемом, деталями. В связи с этим вос­питатель должен обратить внимание, прежде всего, на качество и объем конструктора. Для руководства работой детей воспитатель должен сам изучить построение предмета, предусмотрев варианты конструирования. После этого он ставит перед ребенком конкретные задачи, знакомит с ин­струкцией по использованию данного конструктора, направляет творчество ребенка в нужное русло.

Ручной труд

Занятия по ручному труду в группах проводят, чередуя их с конструи­рованием, один раз в две недели.

На занятиях по ручному труду воспитатель должен выполнять следующие задачи:

· соблюдать правила трудовой деятельности;

· обеспечивать безопасность во время работы;

· прививать навыки аккуратности, чистоты, экономного расходования используемого материала (бумага, ткань и др.);

· развивать логическое мышление, интерес к выполняемой работе.

В процессе ручного труда главная задача - научить детей работать с различными материалами. Прежде всего, нужно объяснить ребенку, из какого материала необходимо сделать намеченное (из картона, бумаги, ткани, поролона, ваты, природного материала, бросового материала, дерева). "Затем дать возможность выбрать нужные инструменты, ознакомиться с образцом, показать ребенку, как пользоваться ножницами, шаблонами,

Особое внимание уделяется умению работать с образцами, чертежами, 1 рисунками.

При работе с тканью учат приемам работы с иглой (вдевание нитки, завязывание узлов). С помощью воспитателя дети могут сделать «поду­шку для иголок», из готовых деталей сконструировать «узорный коврик» (путем склеивания).

На занятиях по работе с тканью дети делятся на несколько групп (по три-четыре человека). Первая группа занимается шитьем, вторая - работает с бумагой (делает выкройки, шаблоны). По окончании работы группы меняют вид работы. В процессе данной деятельности особое внимание уделяется детям, работающим иглой - они должны быть под постоянным присмотром взрослого человека (воспитателя, родителя).

Ручной труд требует от ребенка терпеливости, усидчивости, спокойствия.

Во время обучения шитью каждому ребенку индивидуально объясняются правила работы с иглой, т.е. учитель показывает, как держать ее, как вводить в ткань, как протягивать нитку.

При коллективной работе, например при подготовке настольных театрализованных тематических сюжетов, одна группа вырезает костюмы для образов (артистов); вторая - готовит декорации; третья - наряжает персонажи. Затем общими усилиями ставится спектакль. В итоге все группы получают удовольствие от своего творчества, радуются, увидев результаты общего труда.

Важно иметь все необходимые инструменты для ручного труда. Они должны отвечать требованиям гигиены и эстетики, а также быть удобны­ми для пользования, соответствовать возрастному развитию детей.

При организации ручного труда детей нужно соблюдать следующие требования:

Любой вид ручного труда начинать с разрешения воспитателя, ро­дителя;

Выбрать рабочее место, подготовить его, удобно и аккуратно расста­вить нужные инструменты;

Перед началом работы засучить рукава, надеть фартук, девочкам со­брать волосы под косынку;

Инструменты, материал (иголки, пуговицы, молоток, ножницы и др.)

использовать соответственно заданной теме;

Запрещается работать с неисправными инструментами;

Соблюдать чистоту на рабочем месте, не оставлять мусор;

Внимательно выполнять работу, не отвлекать друг друга;

По окончании работы привести в порядок рабочее место и себя;

При получении травмы во время работы сообщить воспитателю или

Правила работы с ножницами:

Храни ножницы в определенном месте, держи их в шкатулке;

Держи ножницы в сложенном виде, не клади на край стола;

Во время работы следи за направлением ножниц, береги пальцы

Не держи ножницы в вертикальном положении;

Не пользуйся ножницами при ходьбе;

При передаче ножниц другому держи острый кончик в сложенном

Правила пользования иголкой:

Держи иголки в определенном месте;

Не вводи иголку в свою одежду;

Не оставляй иголку на столе, положи в шкатулку;

Не бери иголку в рот;

Во время шитья не бери в рот узелок нитки;

Не перекусывай нитку зубами;

передавай иголку только с ниткой;

Длина нитки на иголке не должна быть больше 25-35 см;

Не пользуйся ржавой иголкой.

Правила пользования шилом:

Не пользуйся шилом без надобности;

Не прокалывай шилом твердые и скользкие полированные поверхности;

Не держи прокалываемый материал в руках, клади его на стол.


Похожая информация.