В начале 70-х "Van Der Graaf Generator" входили в пятерку сильнейших британских прог-групп. Эта команда была создана в 1967 году тремя студентами Манчестерского Университета: Питером Хэммиллом (гитара, вокал), Ником Пирном (орган) и Крисом Джаджем Смитом (ударные, духовые). По предложению последнего из них коллектив взял себе название, обозначавшее машинку по производству статического электричества. Первые записи "VDGG" попали к представителям "Mercury Records", и фирма предложила музыкантам контракт, который почему-то подписал один Хэммилл . В 1968-м Пирна сменил Хью Бэнтон, а менеджером команды стал Тони Страттон-Смит. С помощью Тони в коллективе появился бас-гитарист Кит Ян Эллис, а спустя некоторое время за ударные уселся Гай Эванс.

Данный состав нарезал несколько демок для "Mercury", выпустил сингл "The People You Were Going To" и... распался. Поводом для роспуска группы послужили кража всего оборудования и непонятки с сольным контрактом Хэммилла . Тем не менее, когда Питер начал работать над первым альбомом, к нему вновь присоединились Бэнтон, Эванс и Эллис, и как-то так получилось, что "Mercury" выпустила пластинку под маркой "Van Der Graaf Generator".

В 1969 году Страттон-Смит организовал собственную фирму грамзаписи "Charisma Records" и первым делом пристроил на нее своих подопечных из "VDGG". Перед записью "The Least We Can Do Is Wave To Each Other" Эллиса, ушедшего в "Juicy Lucy ", сменил Ник Поттер, а, кроме того, в составе появился саксофонист Дэвид Джексон. Кадровые изменения повлияли и на музыку, и психоделические элементы уступили место мрачноватым джазово-классическим текстурам. "The Least We Can Do Is Wave To Each Other" был принят достаточно тепло, и группа приступила к работе над следующим (не менее успешным) альбомом. В самый разгар сессий "H To He Who Am The Only One" сбежал Поттер, однако это практически не отразилось на качестве пластинки. Басовые партии удачно сымитировал на своем органе Бэнтон, а дополнительные штрихи наложил гость из "King Crimson " Роберт Фрипп .

Состав группы, существовавший на тот момент, получил статус классического, что подтвердилось выпуском замечательного альбома "Pawn Hearts". Эта работа, на которой вновь появился Фрипп , рассматривается большинством поклонников "VDGG" лучшей в дискографии коллектива. Тем не менее, вскоре команда была распущена, а Хэммилл начал сольную карьеру. Расставание прошло в дружественной обстановке, поэтому впоследствии коллеги Питера время от времени участвовали в записи его альбомов.

В 1975 году классический квартет воссоединился и в течение 12 месяцев записал три новых диска. В отличие от первых альбомов, над которыми трудился Джон Энтони, эти работы вандерграафовцы продюсировали сами. После выхода "World Record" Бэнтон и Джексон подали в отставку, зато вернулся Поттер, а вместо Дэвида появился скрипач Грэхем Смит (экс-"String Driven Thing "). Название группы сократилось до "Van Der Graaf", а вместе с этим сократилась и продолжительность композиций, ставших более доступными. После выхода "The Quiet Zone/The Pleasure Dome" с участием виолончелиста Чарльза Дики был записан концертник "Vital". Когда пластинка увидела свет, группа уже вновь была распущена. Время от времени бывшие коллеги продолжали встречаться на сессиях и изредка давали совместные концерты.

Настоящий же реюнион состоялся в 2004 году, когда классический состав приступил к работе над новым студийным альбомом. Весной 2005-го вышел двойник "Present", и в его поддержку коллектив отыграл серию европейских концертов. На следующий год ряды "Van Der Graaf Generator" покинул Джексон, а в 2007-м на лейбле Хэммилла "Fie! Records" был выпущен концертник "Real Time" с записью выступления в "Royal Festival Hall".

Last update 31.03.07

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
.php?title=%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%92%D0%B0%D0%BD_%D0%B4%D0%B5_%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B0%D1%84%D0%B0&action=edit отредактировать] эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 17 февраля 2013 года .

[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Генератор Ван де Граафа - генератор высокого напряжения , принцип действия которого основан на электризации движущейся диэлектрической ленты. Первый генератор был разработан американским физиком Робертом Ван де Граафом в году и позволял получать разность потенциалов до 80 киловольт . В 1931 и 1933 им же были построены более мощные генераторы, позволившие достичь напряжения в 1 миллион и 7 миллионов вольт соответственно .

Принцип действия

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Схема генератора, см. пояснения в тексте

Простой генератор Ван де Граафа состоит из диэлектрической (шёлковой или резиновой) ленты (4 на рисунке «Схема генератора»), вращающейся на роликах 3 и 6, причём верхний ролик диэлектрический, а нижний металлический и соединён с землёй . Один из концов ленты заключён в металлическую сферу 1. Два электрода 2 и 5 в форме щёток находятся на небольшом расстоянии от ленты сверху и снизу, причём электрод 2 соединён с внутренней поверхностью сферы 1. Через щетку 5 воздух ионизируется от источника высоковольтного напряжения 7, образующиеся положительные ионы под действием силы Кулона движутся к заземлённому 6 ролику и оседают на ленте, движущаяся лента переносит заряд внутрь сферы 1, где он снимается щёткой 2, под действием силы Кулона заряды выталкиваются на поверхность сферы и поле внутри сферы создается только дополнительным зарядом на ленте. Таким образом на внешней поверхности сферы накапливается электрический заряд. Возможность получения высокого напряжения ограничена коронным разрядом , возникающим при ионизации воздуха вокруг сферы.

Современные генераторы Ван де Граафа вместо лент используют цепи, состоящие из чередующихся металлических и пластиковых звеньев, и называются пеллетронами .

Применение

Исторически изначально генераторы Ван де Граафа применялись в ядерных исследованиях для ускорения различных заряженных частиц . В настоящее время их роль в ядерных исследованиях уменьшилась по мере развития иных способов ускорения частиц.

Они продолжают использоваться для моделирования процессов, происходящих при ударе молний , для имитации грозовых разрядов на земле.

В литературе

В романе Е. Л. Войскунского и И. Б. Лукодьянова «Экипаж Меконга» генератор Ван де Граафа используется для придания свойства проницаемости твёрдым телам.

Фото

    Van De Graaff gen 03.jpg

    Генератор Ван де Граафа

    Van De Graaff gen 04.jpg

    Генератор без металлической сферы

    Van De Graaff gen 05.jpg

    Верхний ролик и расчески

    Van De Graaff gen 06.jpg

    Нижний ролик и расчески

См. также

  • Van der Graaf Generator (английская прогрессив-рок группа)

Напишите отзыв о статье "Генератор Ван де Граафа"

Примечания

Отрывок, характеризующий Генератор Ван де Граафа

– Здесь не живут опасные, у нас их уже давно нет. Я уже не помню, как давно... – прозвучал ответ, и тут только мы заметили, что Вэйи с нами нет, а обращается к нам Миард...
Стелла испуганно огляделась, видимо не чувствуя себя слишком комфортно с нашим новым знакомым...
– Значит опасности у вас вообще нет? – удивилась я.
– Только внешняя, – прозвучал ответ. – Если нападут.
– А такое тоже бывает?
– Последний раз это было ещё до меня, – серьёзно ответил Миард.
Его голос звучал у нас в мозгу мягко и глубоко, как бархат, и было очень непривычно думать, что это общается с нами на нашем же «языке» такое странное получеловеческое существо... Но мы наверное уже слишком привыкли к разным-преразным чудесам, потому что уже через минуту свободно с ним общались, полностью забыв, что это не человек.
– И что – у вас никогда не бывает никаких-никаких неприятностей?!. – недоверчиво покачала головкой малышка. – Но тогда вам ведь совсем не интересно здесь жить!..
В ней говорила настоящая, неугасающая Земная «тяга к приключениям». И я её прекрасно понимала. Но вот Миарду, думаю, было бы очень сложно это объяснить...
– Почему – не интересно? – удивился наш «проводник», и вдруг, сам себя прервав, показал в верх. – Смотрите – Савии!!!
Мы взглянули на верх и остолбенели.... В светло-розовом небе плавно парили сказочные существа!.. Они были совершенно прозрачны и, как и всё остальное на этой планете, невероятно красочны. Казалось, что по небу летели дивные, сверкающие цветы, только были они невероятно большими... И у каждого из них было другое, фантастически красивое, неземное лицо.
– О-ой.... Смотри-и-те... Ох, диво како-о-е... – почему-то шёпотом произнесла, совершенно ошалевшая Стелла.
По-моему, я никогда не видела её настолько потрясённой. Но удивиться и правда было чему... Ни в какой, даже самой буйной фантазии, невозможно было представить таких существ!.. Они были настолько воздушными, что казалось, их тела были сотканы из блистающего тумана... Огромные крылья-лепестки плавно колыхались, распыляя за собой сверкающую золотую пыль... Миард что-то странно «свистнул», и сказочные существа вдруг начали плавно спускаться, образуя над нами сплошной, вспыхивающий всеми цветами их сумасшедшей радуги, огромный «зонт»... Это было так красиво, что захватывало дух!..
Первой к нам «приземлилась» перламутрово-голубая, розовокрылая Савия, которая сложив свои сверкающие крылья-лепестки в «букет», начала с огромным любопытством, но безо всякой боязни, нас разглядывать... Невозможно было спокойно смотреть на её причудливую красоту, которая притягивала, как магнит и хотелось любоваться ею без конца...
– Не смотрите долго – Савии завораживают. Вам не захочется отсюда уходить. Их красота опасна, если не хотите себя потерять, – тихо сказал Миард.
– А как же ты говорил, что здесь ничего опасного нет? Значит это не правда? – тут же возмутилась Стелла.
– Но это же не та опасность, которую нужно бояться или с которой нужно воевать. Я думал вы именно это имели в виду, когда спросили, – огорчился Миард.
– Да ладно! У нас, видимо, о многом понятия будут разными. Это нормально, правда ведь? – «благородно» успокоила его малышка. – А можно с ними поговорить?
– Говорите, если сможете услышать. – Миард повернулся к спустившейся к нам, чудо-Савии, и что-то показал.

Генератор Ван де Граафа изобрели в первой половине прошлого века. Он использовался для разных целей, в том числе для ядерных испытаний. Со временем спектр применения существенно сузился. В наши дни его можно свободно приобрести и демонстрировать детям левитацию разных объектов. Также генератор возможно соорудить самостоятельно, тогда он станет хорошей учебной моделью для проведения различных опытов.

Хотите превратиться в волшебника? Возьмите обычный полиэтиленовый пакет, обрежьте два конца и плотно перевяжите ниточкой - должен получиться бантик. После этого простую пластиковую линейку потрите обо что-то шерстяное и поднесите к бантику: начнется настоящий полет!

Готовая «волшебная палочка» и фигурки, с которыми можно проделать подобные фокусы, можно купить в магазинах.

А вот игрушки, копирующие модель генератора, работают от аккумуляторных батарей. Если нажимать на кнопку, на его конце возникает электростатический заряд, переходящий на фигурки, отталкивающий заряды друг от друга. У фигурки имеется определенный вырез, она надувается и увеличивается объем. При ослабевании заряда нужно нажать на кнопку еще раз.

Экскурс в историю

Конечно, электростатический генератор - не только игрушка для детей. Американский ученый создал свое изделие, проводя серьезные исследования в области атомной физики. Первый демонстрационный образец увидел мир в 1929 году, он имел небольшие размеры. Более внушительно выглядел трибогенератор, что был установлен на рельсах дирижаблей. В состав конструкции входили два столба, сверху на них прикрепили полые алюминиевые сферы диаметром 15 футов.

В 1931 и 1933 годах соорудили две установки, мощность которых достигала невероятных значений - до семи миллионов вольт, а первый образец - всего лишь 80 киловольт.

Внутри наблюдается вращение вертикальной диэлектрической бумажной ленты. Ролик, размещенный в верхней части, - диэлектрик, а тот, что находится снизу, - металлический и соединяется с землей. Щеточный электрод сферы отвечает за снятие и подачу заряда, что равномерно распределяется в ней. Рядом с нижним электродом происходит ионизация воздушных масс, полезные осядут на ленте, и верхняя часть начнет заряжаться.

Для получения высокой разницы потенциалов линейных ускорителей частиц (именно с этой целью и разработали подобный генератор) используют две сферы с неодинаковыми зарядами. В одной собираются положительные, а в другой - отрицательные. При определенной концентрации проскакивал электрический заряд. Именно его исследовали. Напряжение могло составят несколько миллионов вольт.

Ранее приспособления применялись при проведении ядерных исследований, ускорении частиц. После появления других способов решений указанных задач их применение существенно сократилось. В наше время такие генераторы служат для моделирования. Например, они помогают имитировать природные газовые разряды. Но ленты теперь заменили на цепи со пластиковыми и железными звеньями, размещенными поочередно.

Изготовление своими руками

Модель нетрудно собрать самому, применяя подручные материалы. Генератор, собранный своими руками, будет составлен из таких элементов, как:

Обратите внимание, что все компоненты должны быть полностью сухими, на одном уровне с температурой воздуха в рабочем помещении. Иначе модель может не работать совсем или подавать слишком слабые импульсы. Подробную схему и видео по созданию генератора Ван де Граафа можно найти в сети Интернет.

Чтобы сделать самодельный генератор, просверлите отверстие на доске, которая станет основанием. Выберите нужный диаметр сверла , оно должно быть в форме пера. Затем проделайте на трубке пару отверстий: первое сверху, второе снизу - для паст, потом еще два - выше первого и перпендикулярно нижнему.

Далее, пасты чистят от чернил. Вырезается кусок соответственно диаметру трубы. Скрепка выпрямляется, она должна на 1 сантиметр выступать за пределы трубки. Скотч используется как основание диэлектрической ленты. Им следует обклеить резинку так, чтобы она с двух сторон была липкой.

Предварительно подготовленные элементы собирают.

Добавляются щетки, в них собирается заряд. Снизу кисть должна пройти через отверстие , кончик оставляют распушенным. Кисти располагаются близко к резинке, но не соприкасаются с ней. Верхняя продевается через ближайшее отверстие. Затем фольгой плотно обклеивается нерабочая лампочка. К фольге плотно прикрепляют верхний провод. Лампочку оставляют в верхней части конструкции.

Генератор готов к применению .

Опыты с генератором

Устройство обязательно следует разряжать после каждого использования, в работе проявлять осторожность, ведь поражение током может привести к летальному исходу.

Генератор Ван де Граафа был изобретен в начале двадцатого столетия. Его использовали для разных целей, в частности, для ядерных исследований. Позже применение сузилось. Сегодня можно купить его как игрушку и демонстрировать детям, левитацию различных объектов. Также генератор можно соорудить самостоятельно. Тогда он станет отличной учебной моделью, с которой проводят разные опыты.

Детские фокусы

Хотите сотворить «волшебство»? Возьмите пакет из полиэтилена, обрежьте оба конца и завяжите на ниточке, чтобы получился бантик. Затем обычную линейку из пластика хорошенько потрите о шерстяную вещь и поднесите ее к бантику: начнется полет…

Готовую «волшебную палочку» с фигурками, с которыми можно делать такие фокусы, можно и купить в магазине.

Но самый простой вариант увидеть «волшебство» - это просто погладить кошку. Тогда можно и почувствовать, и увидеть возникшее статическое электричество.

А вот игрушка, повторяющая конструкцию генератора Ван де Граафа, работает на аккумуляторной батарее. Когда нажимают на кнопку, на кончике создается электростатический заряд. Поэтому фигурка перенимает его, и одноименные заряды начинают отталкиваться друг от друга. Так как фигурка вырезана определенным образом, она «надувается» и получает объем. Если заряд ослабевает, то нужно просто еще раз нажать на «волшебную» кнопку.

Немного истории

Конечно, генератор Ван де Граафа — это не только детские игрушки. Сам физик создал свое детище для проведения серьезных исследований в разделе атомной физики. Первый демонстрационный образец был сделан в 1929 году. Он был небольшого размера. Более внушительные габариты получил генератор Ван де Граафа, установленный на рельсы для дирижаблей. Модель состояла из двух столбов, наверху которых расположили полые сферы из алюминия диаметром пятнадцать футов.

Сооруженные в 1931 и 1933 годах установки достигали мощности в семь миллионов вольт. А ведь лишь заряд до восьмидесяти киловольт обеспечивал первый генератор Ван де Граафа.

Принцип действия

Внутри вращается вертикально диэлектрическая лента из бумаги. Ролик, расположенный наверху, является диэлектриком, а нижний выполнен из металла и соединен с землей. Щеточный электрод в сфере снимает и подает заряд, который распределялся в сфере равномерно. Рядом с электродом, находящимся внизу, воздух ионизируется, полезные ионы оседают на ленте, и та ее часть, которая направляется вверх, заряжается.

Чтобы получалась высокая разность потенциалов в линейных ускорителях частиц (для чего и нужны были эти генераторы), использовались две сферы с разными зарядами. В одной из них накапливались положительные, и в другой — отрицательные. Когда концентрация достигала определенного уровня, между ними проскакивал электроразряд. Именно он и исследовался. Напряжение здесь доходило до миллионов вольт.

Ранее устройства применялись для ядерных исследований и ускорения частиц. После того как появились другие способы ускорения, их стали использовать в этой сфере гораздо реже. В настоящее время генератор Ван де Граафа в большей степени служит для моделирования. К примеру, с его помощью имитируют природные разряды газа. Вместо лент в установках часто используют цепи, состоящие из пластиковых и железных звеньев поочередно.

Что нужно для самостоятельной сборки прибора

Модель несложно соорудить самостоятельно из подручных средств. Генератор Ван де Граафа, своими руками собранный, состоит из следующих составляющих:

  • карандаша;
  • обрезка трубы ПВХ;
  • резинки;
  • скрепки;
  • фольги из алюминия;
  • двигателя от игрушки;
  • неработающей лампочки;
  • сухих паст от ручки;
  • батарейки на девять вольт;
  • скотча;
  • провода;
  • дощечки.

Все элементы должны быть сухими, так же, как и воздух в помещении. В противном случае работать конструкция просто не будет или будет, но очень слабо.

Вот какой получится генератор Ван де Граафа. Фото ниже показывает, как должна выглядеть модель.

Как генератор делается самостоятельно

Сначала сверлят отверстие на дощечке, которая станет основанием конструкции. Сверло подбирают подходящего диаметра, форма - в виде пера. Затем на трубке проделывают два отверстия: сверху и снизу, для паст. Делают еще два отверстия: одно чуть выше верхнего, а второе — перпендикулярно нижнему.

Далее пасты нужно полностью очистить от чернил. Вырезают кусок, соответствующий внутреннему диаметру трубы. Берут скрепку, выпрямляют и отрезают кусок достаточной длины, чтобы он на сантиметр выступал из трубки.

Из скотча изготавливают диэлектрическую ленту. Резинку обклеивают так, чтобы обе стороны тоже были липкими.

Подготовленные элементы собирают.

Добавляют щетки, собирающие заряд. Внизу кисть проходит через отверстие, а кончик делают распушенным. Кисти должны находиться близко к резинке, но не касаться ее. Верхнюю продевают через отверстие наверху.

После этого при помощи фольги из алюминия обклеивают неработающую уже лампочку. К фольге крепится верхний провод. Лампу вставляют сверху конструкции.

Генератор Ван де Граафа учебный готов.

Опыты

Если к верхнему электроду прикрепить несколько нитей и приблизить руки, то они «встанут дыбом» и обовьют пальцы. Попробуйте провести опыты в темноте.

Чтобы получить более мощное напряжение, соединяют два генератора.

Хорошим вариантом для опытов станет лейденская банка.

Самым известным опытом является тот, при котором волосы становятся дыбом. Для этого нужно встать на деревянную доску или фанеру. Руку ставят на сферу (при этом генератор должен быть выключен, чтобы не ударило током). После включения прибора пройдет искра, в результате чего волосы встанут дыбом.

Генератор следует разряжать после каждого применения и работать с ним крайне осторожно, так как ток может стать смертельно опасным для человека.

Генератор Ван-Де-Граафа — это одна из тех девайсин, которые помогут попаданцу запугивать аборигенов высоковольтными электрическими разрядами.
На входе — мускульная сила, на выходе — искусственная молния, вроде все отлично.

Однако, он имеет свои особенности, и именно эти особенности не позволяют его рекомендовать для построения в древности…

Принцип действия генератора Ван-Де-Граафа прост. Мы имеем диэлектрическую ленту, которая вращается между двух роликов. Снизу лента электризуется щетками, а сверху заряд с нее снимают в металлическую сферу. Заряд накапливается на наружной поверхности сферы, что позволяет продолжать снимать электростатику с ленты изнутри шара. В результате — можно накопить разряд примерно в 80 кВ. Эта девайсина была изобретена Ван-Де-Граафом в 1929 году.
Но уже через два года генератор был усовершенствован — он стал не просто снимать заряд с ленты, но на ленту начали подавать высокое напряжение в 50 кВ, что позволило на выходе получить полтора миллиона вольт, что в те времена было необходимо для физических экспериментов. Собственно, с тех пор эти генераторы так и строились — не как генераторы, а как умножители.
Напряжение разряда зависит от длины ленты и от размера сферы. Но и то и другое имеет свои ограничения — в ленте разряд растекается, а со сферы он убегает через коронный разряд. Поэтому не стоит ни строить слишком длинную ленту, ни делать слишком большую сферу.

Как видите, все просто.
Такой генератор можно построить задолго до указанной даты.
Но давайте-ка сравним генератор Ван-Де-Граафа с . Именно с точки зрения построения в древности.

1. Для Ван-Де-Граафа требуется диэлектрическая лента. В реальности она была резиновой. Можно использовать шелк. Сейчас — еще и различные синтетические ткани, которые электризуются. И чем лучше они электризуются, тем больше будет разряд в генераторе.
Соответственно, если у вас натуральные волокна, то разряд будет копеечный, если вообще будет. Например, я сомневаюсь, что с льняной полосой хоть что-то получится.
Что-то получится с шерстью, но тут — чем более гладкое волокно у шерсти, тем качественнее разряд. В древности шерсть была очень грубой, поэтому результат будет такой себе.
Еще просьба помнить, что если атмосфера влажная (какое-нибудь средиземноморье), то даже с хорошей шерсти вы ничего не получите.

Рекомендую вспомнить о цене и о доступности качественной ткани в древности.
А также о том, что лента из натуральной ткани очень быстро изнашивается — мало того, что она будет быстро растягиваться между двумя роликами, но и постоянное касание со щетками будет ткань лохматить, износ увеличится на порядок. При этом — желательно крутить как можно быстрее, а это убыстряет и износ ткани (подозреваю — ускорят даже нелинейно). Кроме того — такое использование ведет не только к частой замене ткани, а и к регулированию расстояния между роликами, ведь стоит ткани чуть провиснуть, то ролики будут прокручиваться вхолостую (прорезиненные ролики будут недоступны).
Всем, кто пробовал строить самопальные Ван-Де-Граафы стоит вспомнить, что ткань из синтетического волокна будет недоступна, а ролики будут деревянные и проскальзывающие.

2. Как понятно из конструкции, вместо одного вала в электрофорной машине у нас тут будут два, и расстояние между ними придется постоянно контролировать. Соответственно — только это усложняет конструкцию минимум в два раза. Кроме того — помним, что часть ленты, убегающая вверх и часть возвращающаяся заряжены разноименно. Поэтому будут пытаться друг к другу притянуться. Поэтому ролики нужно сделать достаточно большого диаметра. В древности же точность изготовления двух деревянных роликов… ну вы, представляете. Лента на них будет скакать рывками и постоянно проскальзывать. А проскальзывать нельзя — заряд постоянно утекает.
В электрофорной машине же — один вал на два деревянных диска. Главная задача — отбалансировать, это опытный мастер сделает даже ножом. Никаких трущихся элементов из мягких материалов. Только два деревянных диска с металлическими набойками, которые даже не касаются друг друга.

3. Шар-накопитель нужно сделать из металла. И чем больше, тем лучше. Шар полый, необходимо предусмотреть диэлектрический подвес изнутри, а у нас еще конструкция с вращающимся валом внутри сферы.
Изготовление такого элемента в древности гарантированно обещает менингит у кузнецов. Отливать полый шар… Это даже не колокол, для которого можно сделать разъемную литьевую форму! Да и сколько металла пойдет на отливку и сколько он будет стоить? Тут наверняка шар будет собираться из листового металла. При этом главное — сделать внешнюю поверхность как можно более гладкой, чтобы уменьшить коронные разряды, стреляющие из каждого выступа. Поэтому сборка на заклепках также обещает быть интересной, с заливкой свинцом неровностей а-ля шпаклевка.
И помним — масштабируемость плохая, шар желательно сделать побольше, но без фанатизма (в реальности доходило почти до 4-х метров, нам это не светит, нам бы с котелок хотя бы).

4. С накоплением заряда тоже проблема. Утечки очень большие, поэтому ленту останавливать нельзя — пока генератор в рабочем состоянии, она должна крутиться. Про износ ленты не забыли? Если же собрать электрофорную машину, то заряд будет копиться в конденсаторе. Там тоже будут утечки, но куда менее заметные. Даже для технологии древности. И даже если диэлектрик в конденсаторе сделать из керамики (со стеклом в Древнем Египте будет напряг).
И при этом — емкость конденсаторов достаточно легко увеличить, собрав батарею. Можно даже залить батарею маслом и спрятать подальше от глаз.
В Ван-Де-Граафе увеличивать размер шара неэффективно, если вообще даст результат. И конденсатор туда цеплять некуда.
Поэтому Ван-Де-Грааф позволит получать только высокое напряжение, ток там будет копеечный. Разряд же батареи конденсаторов может быть таким, что легко убьет быка, я уже молчу про намагничивание компаса.

Итак, Ван-Де-Грааф как генератор… ну, не зря его изобрели для узкой ниши — усиление напряжения в лабораторных опытах. Больше нигде он не применялся, а если где и нужен был — то электрофорная машина с этим справлялась лучше. И дешевле. Думаете, это случайно? 😀

55 комментариев Генератор Ван-Дер-Граафа

    Во первых из статьи непонятна главная фишка ВДГ — заряд под слабой напругой переносится в середину сферы где электрическое поле компенсировано и перераспределяется на поверхность. Малое напряжение превращается большое. В обычном конденсаторе такого нет — выше чем на имеющееся напряжение его не зарядишь.

    >> Изготовление такого элемента в древности гарантированно обещает менингит у кузнецов. Отливать полый шар… Это даже не колокол, для которого можно сделать разъемную литьевую форму! Да и сколько металла пойдет на отливку и сколько он будет стоить? Тут наверняка шар будет собираться из листового металла.

    Самодельные делают обматывая фольгой деревянный или керамический шар.

    >> В Ван-Де-Граафе увеличивать размер шара неэффективно, если вообще даст результат.

    Наоборот.
    >> Since a Van de Graaff generator can supply the same small current at almost any level of electrical potential, it is an example of a nearly ideal current source. The maximum achievable potential is approximately equal to the sphere’s radius multiplied by the e-field where corona discharges begin to form within the surrounding gas. For example, a polished spherical electrode 30 cm in diameter immersed in air at STP (which has a breakdown voltage of about 30 kV/cm) could be expected to develop a maximum voltage of about 450 kV.

    >> И конденсатор туда цеплять некуда.

    Эт почему? Земля-сфера — все прекрасно зарядится.

    >> В древности же точность изготовления двух деревянных роликов… ну вы, представляете.

    Может хватит вспоминать цилиндр паровой в который просовывали монету? Его изготавливали самым наипримитивнейшим способом — бревном которое ворочал десяток человек. И как только стало понятно что оно работало сделали станок для расточки цилиндров. Точности в доли миллиметров были вполне стандартны. Калибры мушкетов например выдерживались с такой точностью. Вот уже точности в десятку и ниже это продукт индустриальной революции. Но для ленты под натягом это не надо.

    С ВДГ геммороя конечно побольше чем с электрофорной, но результат… Сотни киловатт позволяют получать эффекты которые поражают даже современников.

    В общем линейка для попаданца: капельница Кельвина — околонулевые затраты, мин результат, ВГД — куча геммора и очень крутой результат, электрофор — золотая середина.

    Главный геммор по видимому лента. Толи обычную ткань пропитывать соком одуванчиков, то ли паутину собирать(отличный диэлектрик и сам материал клиента поразит) 🙂

    • >>из статьи непонятна главная фишка ВДГ

      Ну я несколько раз упоминал про умножитель, но можно и более явно написать.

      >>обматывая фольгой деревянный или керамический шар

      Фольга в древности — только золотая со всеми вытекающими (и то, в Древнем Египте и она недоступна).

      >>Земля-сфера - все прекрасно зарядится

      Очень плохое решение, сразу ограничивает возможности. Да и в самом решении ограничений выше крыши.

      >>Может хватит вспоминать цилиндр паровой в который просовывали монету?

      Я немного не про то.
      С цилиндром были проблемы с обработкой стали. Здесь — деревянные ролики, которые точили на токарном станке в том же Вавилоне без проблем. НО! Ролики должны крутиться, при этом желательно побыстрее. И эта ось по дереву будет очень легко разбиваться, а еще вопросы смазки и прочего.
      Я ведь говорю не о времени индустриальной революции, а много, много раньше.

      >>капельница Кельвина - околонулевые затраты, мин результат, ВГД - куча геммора и очень крутой результат, электрофор - золотая середина

      О! Именно об этом и речь! Электрофор — это наше всё!

    Отливать полый шар… Это даже не колокол, для которого можно сделать разъемную литьевую форму! Да и сколько металла пойдет на отливку и сколько он будет стоить? Тут наверняка шар будет собираться из листового металла. При этом главное - сделать внешнюю поверхность как можно более гладкой, чтобы уменьшить коронные разряды, стреляющие из каждого выступа. Поэтому сборка на заклепках также обещает быть интересной, с заливкой свинцом неровностей а-ля шпаклевка.
    И помним - масштабируемость плохая, шар желательно сделать побольше, но без фанатизма (в реальности доходило почти до 4-х метров, нам это не светит, нам бы с котелок хотя бы).

    2 котелка пусть отольют. Лишнее убрать, получившееся скрепить. Стильно, молодёжно, если факир пьян, то опыт не удастся.

    С лентой-диэлектриком придётся париться. Безумная идея — смолы же — диэлектрики. Будет ли удовлеворять техническим требованиям просмолённое волокно?

    • Воск вроде тоже диэлектрик? А если навощить?

      • Воск поплавится. И кроме того при проходе вокруг ролика он что осыпется (не успеет размягчиться), что останется на ролике. Менингит.

        • Это можно проверить только опытным путем, остатков воска, прпитавших ткань може более чем хватить.

          Но смысла нет гнаться за напряжением, нужен ток, а для этого надо много паралельных электрофорных машин, и ОЧЕНЬ не факт что именно классических Вимшурстов. Надо весь класс устройств рассматривать, там есть куда более технологичные конструкции. Возможно даже, что выиграет банальное трение, дохрена стеклянных дисков на валу и шерсть.

      • А как бомбы отливали? Они же шарообразные, и полые внутри. Или у них внутри не сферическая полость?

        И насколько шар должен быть «идеально шарообразным»? Близкую к шару фигуру медники делают из жести — две половинки, каждая из шестнадцати долек, обколачивают на оправке и запаивают. Очень близко к сфере получается.

        • О каком веке идет речь?
          Я говорил о Древнем Египте или Древнем Риме.

    Соратники, вы шутите?
    Шар нужно заказать меднику из ближайшего города — котлы, кувшины и шлемы египтяне прекрасно выколачивали из цельного куска меди.
    Лента пелетона — пластинки плавленой серы, сургуча даже янтаря скрепленные бронзовыми кольцами.
    И, наконец, ролики. Пряслица для веретён умели делать в неолите. Гончарный круг и колесо со ступицей — второе тысячелетие до нашей эры. Какие проблемы в том, чтобы сделать два ролика?
    А первый век нашей эры — это Герон Александрийский со своим шаром-турбиной, и с этого времени можно реализовать почти любую механику, которую в реальности построили до первого десятилетия 19 века.

    • Понятно, что все можно сделать. Я именно указывал разницу между созданием электрофора и ван-де-граафа. При таких вот сложностях с медниками, роликами и тканью (странно, что вы не указали, что резину тоже получил какой-то Герон:D), то нафиг ван-де-грааф сдался?
      Какой с него толк, если можно электрофор сделать?

      • Ещё раз: какие сложности с наймом медника и изготовлением роликов? Где Вы их увидели?
        И укажите, пожалуйста, где в моём комментарии есть слово «ткань».

        Про то, как Вы собираетесь балансировать диски электрофорной машины без помощи механика уровня Герона Александрийского (первый век нашей эры, Римская Империя), я уже не спрашиваю. И из какого материала будете их делать в Египте, скажем, в благословенные времена Нового Царства.

        • Вы критикуете второстепенные задачи, опуская главные.
          Я не говорил, что сделать ролики или шар невозможно. Я говорил, что это будет много дороже, чем два диска электрофора.
          А то, что я говорил про валы и натяжение — то еще и недолговечно.
          А с учетом отсутствия ткани — то и близко к невозможному.

          А диски — делаются из дерева и балансируются ножом. Что будут неидеальны… Ну так посмотрите на второе фото в статье. У этого электрофора, производимого серийно, расстояние между дисками от 2.5 до 7 мм (по спецификации!). То есть никто даже не пытается отбалансировать точно. И ничо.

    И да, кстати.
    Вы напрасно надеетесь что-нибудь намагнитить разрядом высоковольтного генератора.
    Генератор — это ёмкость, соленоид — катушка индуктивности. Образуется классический колебательный контур, в котором при разряде возникнут затухающие колебания, синусоида моделированная обратной экспонентой. Таким аппаратом хорошо размагничивать, а не размагничивать.
    К тому же, для намагничивания время существования внешнего магнитного потока должно превышать время релаксации материала, ещё и поэтому требуется источник постоянного тока.

    • Хотел написать, что краз опять пытается подтянуть источники под лажу)))) или лучше так:

      пытается доказать заранее ошибочное, СВОЁ, мнение о том, что одно хуже другого)))) апеллируя при этом крайне слабыми знаниями о уровне древней технологии (честное слово, я так редко смеюсь и 80% этого смеха чаще всего над писульками краза) … аффтар жги есчё…

      Но товарисчь kiploks меня обогнал…
      ЗЫ kiploks-у моё почтение
      ЗЫЫ краз кури источники)))

      О-о-о, товарищ…
      А ниче, что я в детстве легко намагничивал магнит от розетки?

      Продаю жуткий секрет — нужно в в схему с катушкой вокруг магнита включить предохранитель. Какой-нибудь послабее. Потом сию конструкцию засунуть в розетку — когда дойдет до максимума, предохранитель сразу сгорит и магнит останется намагниченным.

      В древности предохранителей нет, нужно заменить мгновенным касанием, это не есть сложно даже для Шумера.

      • Я в детстве от розетки заряжал конденсатор, и что это доказывает?
        Вам нарисовать что происходит на кривой намагниченности в случае сети переменного тока малого напряжения и постоянной амплитуды, и что — при разряде высоковольтного конденсатора на индуктивную нагрузку?

        • Ну чудесно, нарисуйте-ка мне разряд в колебательном контуре, когда после первой половины периода размыкается цепь, ага. 😀

          • У Вас конденсатор в 1000 пикофарад максимум. Чтобы разорвать ток до того, как он пойдёт «в минус» Вам нужно успеть сделать это быстрее половины периода колебания контура. Чтобы получить частоту 50 Гц Вам нужен (по моим расчётам) соленоид с индуктивностью около 1000 Генри. Активного ключа или диода у Вас нет и не скоро появится, плавкий предохранитель при напряжениях в 10 кВ превращается в дуговой разрядник и Вам не помощник — ионизация в следе дуги исчезает слишком медленно даже для частоты 50 Гц.
            Вы просто не сумеете отключить ток раньше, чем он кончится сам.

            Если не верите мне, интернет полон проектами электрофорных машин из куска оргстекла и обувного шнурка. Проверьте сами.

            • Почему вы взяли именно 1000 пикофарад? Кто мне помешает забить все помещение кондюками? Тут главное ограничение емкости — это деньги. Да, стеклянные уже не годятся, нужно искать подешевле. Будем искать.. (кстати, действительно интересно)

              И ваши расчеты неверны. Кто мешает сделать механический размыкатель? Который закоротит на долю секунды? Например, трехметровый рычаг с контактом на конце, пролетающий рядом с другим контактом, между которыми вспыхивает дуга?

              Не, серьезно — таких решений можно понапридумывать ведро и маленькую тележку.

              • С одной стороны тысяча генри не так страшно как 1000 фарад, индуктивность таки растет как квадрат числа витков. Несколько км провода позволят нам сделать такой соленоид. На 50 герцах добавление в такую цепь сопротивления в десятки кОм позволит убавить добротность до такой степени что размыкание не понадобится вовсе, а ток благодаря напряжениям все равно будет измеряться амперами.

                Но конечно, учитывая что эта хтоническая конструкция из конденсатора, мегасоленоида и электрофорной(плюс, возможно, выключателя со скоростью срабатывания в сотые секунды) заменяется вольтовым столбом — даже если мы будем делать его из меди и золота, он получится дешевле. Электростатика годится только для поражения умов.

                • Эх, вот просто хочется взять и построить такой электрофор! Рассчитать катушки — и магнитить иголки на пробу.

                  А про дешевую гальванику — не надо. Просто потому, что гальванический элемент — расходный элемент. А правильно построенный электрофор будет крутиться десятилетиями.

                  • Расходный? В десять раз больше иголок чем он сам весит он как-нибудь намагнитит. Или в сто? Уж никак не меньше.

                    • А причем количество иголок?
                      С гальваникой хватит гемороя сливать-заливать электролит. А там еще всякие измерения плотности и вообще качества электролита, выделяемые газы и многое-многое другое. Потому как химия, которая в то время не будет давать гарантированного результата.

                      Тут ведь нужно не за раз тонну иголок намагнитить, а время от времени.

                      А электрофор — чистая физика, тут нет такого количества параметров, которых постоянно хотят разбежаться.
                      Ну и электрофор в медном веке — самое то, железа нужно только на иголку для компаса.

                      Гальваника необходима, если надо позолотить гальванически что-либо.
                      Но если надо кроме иголок еще эффекты в храме — то электрофор выигрывает. Или даже ван-де-грааф, у него разряды ветвистее. 🙂
                      Особенно хорошо выйдет, если с электрофора напряжение подать на ван-де-грааф (собственно, ван-де-грааф и изобретался как умножитель).

                  • Начните с расчёта того, сколько энергии нужно для намагничения иголки и сравните с тем, сколько даёт электростатический генератор.

              • 1000 пикофарад — стандартная ёмкость лейденской банки.
                Откуда возьмутся деньги на сарай конденсаторов?
                Электростатические генераторы предназначены для генерации высокого напряжения. Высокое напряжение — стеклянные конденсаторы, любой другой материал изолятора либо не выдержит напряжения, либо будет стоить как рыцарский замок.
                Механический размыкатель со скоростью размыкания менее 50 милисекунд и напряжение >1 кВ? С током более ампера и гашением дуги? Я хочу это увидеть.
                Механических решений за прошедший век и в самом деле предлагалось «воз и маленькая тележка». Вот только ни одно из них не работало…

                • Я же специально оговаривал — нужно не лейденскую банку, а именно кондюки и именно стеклянные (хотя варианты надо поискать, не знаю что там с керамикой).
                  При этом — пофиг что ван-де-грааф, что электрофор — конденсаторы нужны. Без них — это только игрушки с искрами.

                  И с механическим размыканием тоже можно повозиться — тут вопрос в подборе параметров колебательного контура, чтобы у него частота была как можно ниже, тогда и размыкатель может превратиться в рубильник.
                  А механические решения были для других случаев, компасы благополучно делали более промышленными способами.

                  • А слюдяные конденсаторы? Её горами добывали.

                    • Да, возможный вариант.
                      Нужно посмотреть на электрические качества, где и когда и сколько добывали.

                  • Пишут вот что:

                    «Высокие изоляционные качества (большое сопротивление утечки, малые потери на высокой частоте) позволяют применять слюдяные конденсаторы до очень высоких частот практически в любых цепях радиосхем. Сопротивление утечки изоляции слюдяных конденсаторов имеет величину около 10^10 Ом, т. е. на порядок выше сопротивления утечки бумажных конденсаторов, но по геометрическим размерам слюдяные конденсаторы значительно больше бумажных при одинаковых емкостях.
                    Обкладки состоят из свинцово-оловянной фольги или серебра.»

                    А по поводу месторождений: крупные месторождения мусковита — на Кольском, в Сибири, Индии, Бразилии, Канаде и в США.

                    «На северо-западе Европейской части СССР существовал старинный слюдяной промысел. Месторождения были известны еще в XV в.»

                    Вообще, слюда — интересный материал с точки зрения попаданца.

                    «Наиболее ценная листовая слюда находит применение главным образом в электропромышленности: для изоляторов, конденсаторов, реостатов, телефонов, магнето, электрических ламп, керосинок, слюдяных очков и прочих целей. В зависимости от размеров пластинок, степени их прозрачности и равномерности окраски различается несколько сортов листовой слюды.

                    Слюдяной порошок (скрап), получающийся путем размола отбросов применяется при изготовлении огнестойких строительных материалов (кровельного толя), обоев, писчей бумаги, огнеупорных красок, различных керамических изделий, автомобильных шин, для взрывчатых веществ (в качестве адсорбента), смазочных материалов и пр.»

                    • А, и для крепления арматуры электронных ламп применялась.

    Самая распространённая фольга в «доалюминиевые» времена — ОЛОВЯННАЯ. Ни каких проблем с ней нет. Ещё можно тупо «покрасить» деревянный шарик графитом или металлическим порошком (бронза). Да, высокое сопротивление. И чего? Токи-то мизерные.

    Современные «ленты» в генераторах ВДГ — из МЕТАЛЛИЧЕСКИХ звеньев с диэлектрическими разделителями.

    Я кстати, пробовал ленту бумажную. Для «настольного» аппарата — идёт в полный рост.

    «Износ» роликов? Ну если делать агрегат в несколько метров высоты — может быть, а мелкий если и развалится, то не от «износа». Во всяком случае не помню, чтобы у меня что-то «износилось» в деревянных катушках из под ниток. Осями служили строительные гвозди 🙂
    Более того. Напряжение, которое может генерить девайсина зависит только от линейного размера генератора.
    Метровый деревянный диск или метровый «конвейер», что легче? И где будет меньше нагрузка на оси?
    Но ещё раз замечу. Механические проблемы будут возникать только у по настоящему больших агрегатов.

    Электрофорная машина — два диска диаметром 1 метр равноценна ВДГ высотой 1 метр и с двумя же роликами диаметром в несколько сантиметров.
    Не надо утверждать, что изготовить метровый диск проще чем 5-сантиметровый ролик.

    У ВДГ трабл. Поскольку ток (скорость переноса зарядов) пропорциональна линейной скорости движения элементов, то ВДГ нуждается в больших оборотах. Это да.

    И наконец, уж если так хочется использовать ВДГ в роли «умножителя», то поставьте два ВДГ рядом. Только это нифига не «умножитель» 🙂

    • Я пока вижу по вашим описаниям, что ван-де-грааф в древности изготовить еще более сложно, чем я прикидывал.
      И я не увидел, из чего вы будете делать ленту. Из металлических звеньев не предлагать, это или не сделают никак, либо сделают за те деньги, за которые можно сделать сто-стодвадцать электрофоров. Это которые с метровыми дисками. И, кстати, если лента из звеньев, то из чего будут диэлектрические разделители?

      А износ роликов (читайте внимательно) — это износ на их валу, они просто будут болтаться и лента проскальзывать.

      Бумага — это здорово. Осталось только построить бумажное производство. Или рискнете из папируса ленту сварганить? 😀

      Не, у ван-де-графа есть свой плюс — напряжение больше.
      А этот плюс нам точно надо?

      • Не вынесла душа поэта…. Решил вмешаться…. Просто обидно смотреть, как припоны высасывают из…. ну пусть будет палец))))
        Краз, если вы с самого начала решили что одно лучше другого, то бог вам судья….

        1 по изготовлению сферы — смотрим чеканка (это если исторические методы) или как вариант попаданческой, вытяжка на токарном станке…
        2 поверьте, диэлектрики очень распространены))) кожа кость… дерево… и тд
        3 по износу роликов, простейшее устройство изменение натяжения и сальник с салом)))) те же мельницы годами работают))) , другие смазки никто не отменял…

        • Я только не понял, что из этого проще чем электрофор. 😀

          Еще раз для тех, кто не читает — статья не о том, что невозможно это сделать.
          Статья о том, что это будет много сложнее и дороже, чем электрофор. И во много раз ненадежнее.
          И в статье именно это разбирается.

          Хотя если вы поклонник «зачем просто, если можно сложно» и картошку выращиваете в вазонах, а на работу ездите на самокате строго по бордюрам — то я бессилен. 😀

          P.S. Боюсь что кожа-кость-дерево не годятся для таких напряжений. А единственное преимущество ван-де-граафа перед электрофором — это еще более высокое напряжение.

          • так я не понимаю, уж простите я вот такой))))
            В чём сложность???? В чём дороговизна??? Чем проще электрофор (особенно большой)???

            ЗЫ Ну и я просто опускаю саму идею ненужности этого всего)))), уж простите я по прежнему считаю, что попаданец в древности и средневековье это в первую очередь одиночка, он не должен привлекать излишнего внимания… это для него плохо кончиться)))) поэтому и технологии у попаданца (в голове/записях) должны быть рассчитаны, на внедрение 1 человеком (если попаданец 1)…

            • А вот для чего применять — это вопрос, и ответ тут исключительно в характере самого попаданца. Имеет он актерские способности — можно думать о создании секты, а иначе — только магниты магнитить.

          • Всё проще чем электрофор.
            У классической электрофорной машины — два диска и, соответственно, две пары роликов с ременными передачами. У генератора Ван-де-Граафа — одна пара роликов. Счёт 1:0.
            Для ВДГ нужен медный котёл. Для электрофора — сбаллансированный диск из изолятора. Счёт 2:0 в пользу ВДГ. (Вы, кстати, так и не ответили, как будете избавлять диск от радиальных биений.)
            Для электрофора нужен диск из изолирующего материала. Лучше всего из стекла. На него нужно наклеить полосы фольги. Для ВДГ достаточно кожаного ремня, пропитанного смесью канифоли, воска и скипидара — обычная практика устройства передачи от паровой машины на заводские станки в конце 19 века. Можно шерстяную ткань, если воздух сухой. Можно вообще устроить пеллетрон. 3:0 в пользу ВДГ.

            • Электрофор — крутят два диска два нубийца с двух сторон. Просто ручками, никаких приводов. Что будет медленнее вращаться и напряжение ниже — нам не напряжение нужно (иначе ван-де-граафа собирали бы).
              Счет 1:0 в пользу электрофора.

              Медный котел дорогой, а 30-40 см диск из дерева на три порядка дешевле. И сделать его можно на ручном токарном станке. После которого его балансировать проблемы не будет.
              Стекло — это разве понты колотить для храма, но там отдельный разговор.
              Тут счет разгромный, электрофор далеко впереди.

              А про кожаный ремень пропитаный — это нужно пробовать, может ВООБЩЕ не работать, при высокой влажности точно не будет эффекта. Если кожа будет сухая — будет рваться, если смазать маслом — скорее всего передавать не будет. Да в любом случае — только поддержание в помещении определенной влажности в то время может оказаться таким геморроем, что все остальное уже будет неважно!
              И прикиньте долговечность. В случае электрофора — только нубийцев менять (они не дефицит в то время), машина будет работать десятилетиями, аж пока дерево совсем не рассохнется.
              Если же крутить кожаный ремень…

              Про пеллетрон можно забыть. За эти деньги можно пол-храма забить стеклянными кондюками.

              • Нубийцы, надо думать, работают из любви к искусству и питаются солнечным светом?
                Напряжение электростатических генераторов от скорости вращения не зависит. От неё зависит скорость зарядки накопителя.
                Попробуйте сбалансировать 40-см. диск из дерева. Принципиально неоднородный материал, с неравномерной плотностью по диаметру и длине. К тому же, пористый и влагопоголощающий, из-за чего его нужно покрыть лаком, и не в один слой. В результате у Вас будет кусок дерева, ни на что более не пригодный.
                Медный котёл — котёл и есть, в перерывах можно использовать по прямому назначению.
                Кожаные ремни, пропитанные канифолью на скипидаре, использовались во всех фабриках начала промышленной эры для привода групп станков. Сперва от водяных колёс, потом от паровой машины. С наблюдения за электризацией такого привода началось увлечение физикой у профессора Вуда.

                Хотя, если Вы видите геморрой в том, чтобы периодически подливать уксус в корыто с гальваническими элементами…

                • >>Нубийцы, надо думать, работают из любви к искусству и питаются солнечным светом?

                  Не хочу вас огорчать, но нубийцам приходится работать, чтобы не сдохнуть с голода. 😀
                  Очень действенный стимул, хочу заметить. 😀

                  >>Попробуйте сбалансировать 40-см. диск из дерева

                  40 см диск можно тупо выточить на ручном токарном станке. Точнее — на ножном, это будет подобие гончарного круга, что совсем не дефицит даже для Вавилона. Для Вавилона дефицит будет само дерево, но для получения средств достаточно построить мааааленькую модель, которая даст хоть какую-то искру, еле заметную в темноте.

                  >>Хотя, если Вы видите геморрой в том, чтобы периодически подливать уксус в корыто с гальваническими элементами

                  Современный автомобильный аккумулятор за пару лет доходит до состояния — «что подливай, что не подливай, результат один». Гальванический элемент, сделанный из металлов с непонятными примесями, залитый приблизительными жидкостями в неясно из чего выпеченные сосуды — деградирует уже через несколько дней. И придется искать новые металлы для него. Огласите, какие металлы вы будете использовать в Древнем Египте (ну или в медном веке где-нибудь в другом конце мира). Кроме того, для производства магнита те 0.2 В, что даст одна банка — не покатит, нужно огромная батарея дикой стоимости, за каждой банкой которой нужно будет трястись, перед каждым намагничиваением сливать-заливать электролит (который будет каждый раз другой и часто — кардинально другой). И напоминаю — что из-за разброса параметров в такой батарее одна банка будет заряжать другую, хорошо если до кипения электролита не дойдет. То есть все это еще нужно делать мгновенно, пока оно хоть что-то выдает. Если для вас это не проблема — можете строить в Древнем Египте сразу паровоз.

    • Хахахаха! Так вот в высоких оборотах и будет затык, сложность подшипников и повышающей трансмиссии перебьет все выгоды.

      Но я все же думаю, что и электрофорная машина тоже слишком сложна, много тонкой механики, это плохо масштабируется. Паровая электростатическая машина Армстронга (из охлаждемых водой сопел дует смесь пара с получившимися в результате его охлаждения каплями и лупит ими в пластину на расстоянии) например может быть куда мощнее и эффективнее, и двигатель не нужен. Не нужно высокое давление, можно котел из медных листов склепать. И очень большая мощность по сравнению с механическими конструкциями.

      • Если делать «индустриальный» генератор, то да, там и подшипники и система натягашек и вообще… Но если «ритуальный» образец или на показать…
        У меня генератор был из бумажной трубы, двух гвоздей, двух катушек от ниток и бумажной ленты.
        Причём один гвоздь был неподвижен и на нём крутилась катушка, другой был подвижной осью и крутился прямо в дырказ в бумаге 🙂 За несколько часов суммарной работы ничего не развалилось.

        Кстати, Ros, спасибо за мысль. Кожанный ремень — вполне в жилу. У Р.Вуда в «генераторе» были ремни именно кожанные.

        • Кстати, электродвигатель постоянного тока из лакированной проволоки. ТОЛЬКО из проволоки. Секрет в частичной зачистке изоляции.

          • А вот с лакировкой проволоки — это тема.
            Это точно попаданческая технология и ее нужно будет расписать.

    Дополнение. У меня металлического шара не было. А обернуть лампочку фольгой, я протупил (лет 10-11 было), так что верхний электрод просто торчал проволочкой вбок и вниз. С него, при работе генератора, постоянно шурашил разряд в сторону нижнего электрода.

    А почему все таки ван де Грааф? или электрофорка?
    Ведь способов получить высокий заряд несколько побольше. например есть паровая машина вырабатывающая статический заряд и не слабый больше миллиона вольт. Точнее это просто котел с вырывающимся паром. Есть возможность получать заряд из атмосферы.

    по поводу кондеров и лейденских банок… ну что за бред, ребята. говорите только золотая фольга годится? а из олова листы раскатать не сможете7 А из свинца? не тупите хлопцы!
    есть в Библии и в еврейской Торе описание Ковчега Завета, и кое что произошедшее с ним. так вот он оказался типичным конденсатором. и легко заряжался в сухом климате Израиля, буквально до смертельного заряда. Его накрывали шелком. а стенки были оббиты золотыми пластинами. Это все по дереву. и работало.
    Насчет сверх дорогого стекла. Блин, да не смешите мои тапочки. Вам что потребуется венецианское стекло? Можно самому сделать простейшее стекло для той электрической цели. песок и сода. Оно правда легко растворяется водой, но вы же для сосудов с водой его употребите а для изоляторов.

    • А-а-а, узнаю эпический персонаж с форума ateism.ru нескольколетней давности. Был там (или до сих пор есть - не знаю) такой персонаж - всё задвигал про ковчег-конденсатор да про поповские ризы, прошитые золотой ниткой, как костюмы для работы под высоком напряжением. Фрики такие фрики.

    Кстати нубийцев легко и надежнее заменить простым ослом и мальчишкой надсмотрщиком.
    Лейденские банки можно делать из обычных глиняных горшков. и стати из обожженной глины получатся прекрасные изоляторы.
    Проволоку, раз уж понадобится, делать сложно, но кто сказал что нужно круглую? раскатать длинные полоски из того же свинца и все!
    🙂

    я не был на атеизме, не приписывайте мне чужих заслуг.
    🙂
    Я не утверждаю что ковчег завета был специально сделан как кондер. Просто таким получился. Деревянные стенки оббитые с двух сторон металлом (в том случае золотом) образуют конденсатор, вольно или невольно. Это я к тому в сухом климате Египта можно и так сделать. Где-то выше было упоминание про какой-то период царства Египетского.
    А про поповские ризы… понятия не имею откуда они ноги имеют. а вот в индийском трактате про вимана и прочих. есть упоминание об особой обработке костюмов для пилотов рукма вимана (или что-то вроде этого). Я еще подумал что напоминает обработку одежды для противохимической защиты. Был в «гражданской обороне» такой пункт. как подготовить самому одежду на случай химической атаки. Вот когда я прочел про обработку у индийских переводчиков. то подумал что это что-то вроде «линор» средство антистатики. Что наталкивает на мысль о том что аппарат использовал очень высокое напряжение. Может был аналогом «лифтэра»? На ютубе есть кучка роликов про них.

    • Напоминаю, чтобы ковчег работал как конденсатор — то, во-первых, обкладки не должны замыкаться, а во-вторых обе должны быть выведены наружу. Мне как-то сомнительно, что оба пункта будут нечаянно соблюдены, потому как они почти взаимоисключающие.

      Дайте угадаю. Вы недавно посмотрели «Воспоминания о будущем»?

      Ну, значит, очень похож. Фрики вообще все похожи друг на друга.

    насколько я понял. обкладки и не замыкались. и выводы были наружу. Дело в том что группа «развенчивателей мифов» занималась этим делом. строили копию по описанию в Торе. и получили положительный результат — ковчег действительно получился кондером. Что и подтверждает те древние записи о том что были убит носильщик и получили удары несколько других.