Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и старательно повторив его. Например, во время изготовления аппликации из засушенных листьев детям предлагают вначале внимательно рассмотреть, из каких деталей состоит готовая работа, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие детали и каким способом. Но затем, после повтора нужных действий и дублирования способа изготовления образца, дети уже усваивают последовательность и самый ход действий, а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе за взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают элементы творчества.

Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как внимание, терпение, любознательность. Показательно то, что при данной работе не бывает конца совершенствованию работ, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И все это происходить на фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают при создании аппликационной работы.

Кроме этого, выполнение аппликационных работ из природного материала воспитывает детское мастерство, сообразительность, трудолюбие, и еще это превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда на мир, на их поиски в окружающей действительности деталей прекрасного.

А приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше. Для начала следует вспомнить слова поэта Н.А. Некрасова о том, что «нет безобразья в природе». Поэтому каждого из нас волнует красота цветов, плодов различных растений, разноцветье осенних листьев и порхающий тополиный пух, необычная форма, окраска цветов. Перед тем, как сделать любой природный материал деталью своей поделки, пусть ребенок обратит внимание на его своеобразность. Ведь у каждого растения свой внешний вид - формы листьев, цвета, фактура поверхности. И при создании конкретной поделки все это учитывается.

Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для «погружения» детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, - воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а так же формирования первых трудовых навыков.

На каждом уроке, экскурсии в природу нелишним будет напомнить детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе. А это значит - оберегаешь цветы, кустарники, любое другое растение от бессмысленного уничтожения. Уроки трудового обучения с использованием природного материала должны приобрести «экологическое звучание» и формировать у учащихся новое, ответственное отношение к природе. «Природа и люди - одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должен сделать каждый ребенок, выполняющий практические работы по трудовому обучению.

Аппликационная работа над поделками из природного растительного материала требует от ребенка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения, движения мелкой моторики, фантазия. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.

Вместе с тем труд, который необходимо для выполнения аппликационных работ из природного материала, способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Ведь любую, даже самую примитивную, сделать не так-то просто, работа по её изготовлению требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить, даже если ребенку не удается выполнить с первого раза необходимую работу. Но с помощью взрослого он учиться выявлять причины своей неудачи и, самое главное, - преодолевать её. В результате таких действий у учащихся формируются такие качества, как настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Технология выполнения аппликации из природного материала младшими школьниками предусматривает такие этапы работы:

- подготовка материала, его выбор;

- выбор рисунка для аппликации;

- положение материала, создание эскиза;

Выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов;

- техника выполнения поделки различными способами.

В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.

Тематика работ очень разнообразна, например: Волшебные превращения, Цветок, Цыпленок, Овощи, «Дерево в снегу», Павлин и т.д.

Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

Аппликационные работы данного вида учащиеся младших классов выполняют начиная с первого класса.

Приемы и методы обучения аппликационным работам очень разнообразны; например, рассматривание образцов, наблюдения в природе, показ технических приемов, упражнения на закрепление техники выполнения, объяснение, составление плана последовательности выполнения работы, выбор материала, рассказ об игрушке-поделке, самооценка и беседы и т.д. Основными художественными средствами в анимации являются цвет, его сочетания, композиции, выразительность силуэта. Во второй главе приводим конспекты уроков по аппликации для учащихся 1-х классов.

Работа с природным материалом осуществляется и во внеурочное время. Это могут быть выставки детских поделок, различные конкурсы поделок, экскурсии, праздники Природы, викторины, создание и работа в Уголках ручного труда и т.д. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процесс аппликационных работ с природным материалом является мощным источником всестороннего развития личности ребенка.

Работа с природным материалом развивает у детей фантазию, способствуют творческому подходу к труду.

Учитель заранее отбирает, сушит, готовит природные материалы для последующего использования ребенком в своей деятельности. Работа с природным материалом требует особой аккуратности, внимательности и состоит из трех этапов:

Первый этап - выбор и изучение природного материала (веток, су­хих листьев, еловых шишек, древесной коры), приведение в опреде­ленное состояние путем удаления лишних частей.

Второй этап - объединение отдельных деталей предмета в общие. Не­обходимо обратить внимание ребенка на качество и прочность природных материалов.

Третий. этап - оформление предмета в соответствии с темой работы.

Развивать фантазию, логическое мышление, повышать творческую актив­ность, качество результатов труда.

Для работы с природными материалами на занятиях и во время прогулок и экскурсий необходимо собирать материалы, определяя их качество (твердые, мягкие, гладкие, шероховатые, пушистые и т.д.) и форму, выбирая нужные для выполнения работ.

Основные задачи при работе с природным материалом

· Формирование деловых навыков при отборе природных материа­лов для будущей работы.

· Формирование навыков предварительной подготовки материала и использования в работе (удаление лишних частей, размещение в пространстве, объединение, сохранение прочности и т.д.).

· Формирование навыков передачи образа изготавливаемого пред­мета.

· Формирование умения самостоятельно определять и использовать особенности природных материалов.

Огромное воспитательное значение имеет использование выполнен­ных детьми предметов из природных материалов: различных видов икеба­ны, поделок из соломы, фигурок животных, птиц, зверей, насекомых и Т.д. для оформления комнат, для подарков.

Очень интересны для детей строительные работы из песка и снега на площадках детского сада. Рекомендуется сооружать из песка «Замки», из снега «Ледяные городки», «Горки», «Мир сказок», фигурки зверей, птиц; из мелких камней - колодец, змей, черепах и т.д.

В результате работы дети узнают, что песок сыпучий и при исполь­зовании его нужно смачивать, что снег пушистый, мягкий, холодный и может превратиться в лед. На площадке воспитатель предлагает детям тему, а они самостоятельно выполняют работу.

Конструирование

При конструировании из детских конструкторских наборов выполня­ются задания по условиям. Дети знакомятся с новыми материалами, рассматривают пути решения одновременно нескольких задач.

При конструировании по своему замыслу детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, развивая фантазию.

При конструировании из конструкторов, собирая конструкции, сое­диняя и "закрепляя детали, дети прилагают определенные усилия, приобретают навыки работы по размещению предмета в пространстве. Можно пользовать конструкторы «Лего», «Тектоп», «Иксию> и др., удобные для конструирования по схеме.

Руководство детьми при конструировании, направление их поиска, слияние игры с деятельностью, применение художественного слова, системной связи сказок, рассказов помогает придать этому процессу творче­ский характер, приводит к качественным результатам труда.

Вначале детям предлагаются знакомые им обычные и металлические конструкторы в виде дополнительного материала. Затем для развития их фантазии и творческого мышления ставятся проблемные задачи и ведутся поиски их решения.

На занятиях дети работают группами из пяти-шести человек. Каждом­у ребенку раздаются Г-образные детали конструктора, как незаконченное сооружение или часть предмета. Воспитатель спрашивает у детей, что "эти детали им напоминают и что из них можно изготовить. Внимательно рассмотрев конструкторский набор, изучив мелкие части, продумав, что южно из них изготовить, каждый ребенок говорит воспитателю, что он хочет сделать. Учитель объясняет, что соединяя основные и дополни­тельные мелкие части конструктора можно создать простые построения. Например: самолеты, жилые дома, стулья, зверей и т.д. Дети конструиру­ют по своему замыслу несколько предметов. На следующих занятиях им предлагаются Т- и П-образные конструкторские детали различной длины и толщины. Дети самостоятельно продумывают, какие предметы можно сде­лать из этих деталей. Им предлагается выполнить две-три формы констру­ирования. Предложенная воспитателем фигура является основной. В ходе работы она дополняется конструкторскими деталями для изготовления нового предмета. На последующих занятиях предложенные воспитателем фигуры будут не только основным сооружением, но и одним из элементов частей для свободного использования детьми при самостоятельном кон­струировании. На последних занятиях детям предлагаются общие темы, например «Зоопарк», «Аэропорт», «Мой любимый город», дается направление для самостоятельной работы с использованием приобретен­ных навыков.

При работе с конструктором можно предложить, форму конструиро­вания по условиям. Например, «Пешеходный мост через речку», «Много­этажные дома из двух подъездов», «Наша улица с двухсторонним движе­нием». В совместных играх взаимное обсуждение, согласование действий, правильное распределение функций каждого, достижение конечных ре­зультатов развивает у детей культуру взаимоотношений.

Для коллективного тематического конструирования нужно создавать определенные условия. Например, для работы детей огромное значение имеет подготовка рабочего места, т.е. правильная расстановка рабочих столов или удобное расположение на ковре. Желательно, чтобы было дос­таточное количество конструкторов и дополнительных запасных частей и деталей («Лего», «Даста», «Тектоп», состоящие из 202 деталей). Для коллективной работы предлагаются конструкторы следующих образцов: «Квадро», «Стартер», «Бейси», «Юниор», «Универсал», «Мобиль» и др. Также удобны мобильные конструкторы типа: «Занимательные кубики», «Модуль-игра» (автор С. Л, Новоселова), «Волшебная башню> (авторы Л. А, Паромова, Ф. А. Юнусов, Т. В. Чернышева), «Змейка». На плоско­сти очень удобны конструкторы «Мозаика» и «Сердечко».

Крупногабаритные мягкие модули (объемные и плоскостные) позволя­ют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований, дают возможность самостоятельно, по своему желанию, создавать и трансфор­мировать игровое пространство, формирует у ребенка конструктивные способности, фантазию и творчество.

Вышеуказанные конструкторы сделаны из дерева, металла, пластмас­сы. Они отличаются друг от друга объемом, деталями. В связи с этим вос­питатель должен обратить внимание, прежде всего, на качество и объем конструктора. Для руководства работой детей воспитатель должен сам изучить построение предмета, предусмотрев варианты конструирования. После этого он ставит перед ребенком конкретные задачи, знакомит с ин­струкцией по использованию данного конструктора, направляет творчество ребенка в нужное русло.

Ручной труд

Занятия по ручному труду в группах проводят, чередуя их с конструи­рованием, один раз в две недели.

На занятиях по ручному труду воспитатель должен выполнять следующие задачи:

· соблюдать правила трудовой деятельности;

· обеспечивать безопасность во время работы;

· прививать навыки аккуратности, чистоты, экономного расходования используемого материала (бумага, ткань и др.);

· развивать логическое мышление, интерес к выполняемой работе.

В процессе ручного труда главная задача - научить детей работать с различными материалами. Прежде всего, нужно объяснить ребенку, из какого материала необходимо сделать намеченное (из картона, бумаги, ткани, поролона, ваты, природного материала, бросового материала, дерева). "Затем дать возможность выбрать нужные инструменты, ознакомиться с образцом, показать ребенку, как пользоваться ножницами, шаблонами,

Особое внимание уделяется умению работать с образцами, чертежами, 1 рисунками.

При работе с тканью учат приемам работы с иглой (вдевание нитки, завязывание узлов). С помощью воспитателя дети могут сделать «поду­шку для иголок», из готовых деталей сконструировать «узорный коврик» (путем склеивания).

На занятиях по работе с тканью дети делятся на несколько групп (по три-четыре человека). Первая группа занимается шитьем, вторая - работает с бумагой (делает выкройки, шаблоны). По окончании работы группы меняют вид работы. В процессе данной деятельности особое внимание уделяется детям, работающим иглой - они должны быть под постоянным присмотром взрослого человека (воспитателя, родителя).

Ручной труд требует от ребенка терпеливости, усидчивости, спокойствия.

Во время обучения шитью каждому ребенку индивидуально объясняются правила работы с иглой, т.е. учитель показывает, как держать ее, как вводить в ткань, как протягивать нитку.

При коллективной работе, например при подготовке настольных театрализованных тематических сюжетов, одна группа вырезает костюмы для образов (артистов); вторая - готовит декорации; третья - наряжает персонажи. Затем общими усилиями ставится спектакль. В итоге все группы получают удовольствие от своего творчества, радуются, увидев результаты общего труда.

Важно иметь все необходимые инструменты для ручного труда. Они должны отвечать требованиям гигиены и эстетики, а также быть удобны­ми для пользования, соответствовать возрастному развитию детей.

При организации ручного труда детей нужно соблюдать следующие требования:

Любой вид ручного труда начинать с разрешения воспитателя, ро­дителя;

Выбрать рабочее место, подготовить его, удобно и аккуратно расста­вить нужные инструменты;

Перед началом работы засучить рукава, надеть фартук, девочкам со­брать волосы под косынку;

Инструменты, материал (иголки, пуговицы, молоток, ножницы и др.)

использовать соответственно заданной теме;

Запрещается работать с неисправными инструментами;

Соблюдать чистоту на рабочем месте, не оставлять мусор;

Внимательно выполнять работу, не отвлекать друг друга;

По окончании работы привести в порядок рабочее место и себя;

При получении травмы во время работы сообщить воспитателю или

Правила работы с ножницами:

Храни ножницы в определенном месте, держи их в шкатулке;

Держи ножницы в сложенном виде, не клади на край стола;

Во время работы следи за направлением ножниц, береги пальцы

Не держи ножницы в вертикальном положении;

Не пользуйся ножницами при ходьбе;

При передаче ножниц другому держи острый кончик в сложенном

Правила пользования иголкой:

Держи иголки в определенном месте;

Не вводи иголку в свою одежду;

Не оставляй иголку на столе, положи в шкатулку;

Не бери иголку в рот;

Во время шитья не бери в рот узелок нитки;

Не перекусывай нитку зубами;

передавай иголку только с ниткой;

Длина нитки на иголке не должна быть больше 25-35 см;

Не пользуйся ржавой иголкой.

Правила пользования шилом:

Не пользуйся шилом без надобности;

Не прокалывай шилом твердые и скользкие полированные поверхности;

Не держи прокалываемый материал в руках, клади его на стол.


Похожая информация.


елена прокопова
Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики :

систематичности, последовательности, доступности.

Качество изготовления поделок зависит от :

1. грамотного методического руководства со стороны воспитателя;

2. уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой , адекватно оценивать результат своего труда);

3. степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалами и инструментами ;

4. развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, старательность, любознательность, взаимопомощь.

Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы , а также дальнейшее их расширение и изменение.

Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым, и осознание, что он работает как взрослый , приносит ему радость, поддерживает интерес к труду.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала , необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей , сформированный на таких занятиях как рисование, математика , конструирование, ручной труд. Очень важно использовать художественную литературу, которая воздействует на ум и чувства дошкольника , обогащая их, развивая художественный вкус, способствует развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким , образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе .

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки из природного материала , с детьми проводятся экскурсии в природу , прогулки по городу. На таких экскурсиях воспитатель учит детей замечать неповторимую красоту природы , видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав. На глазах у детей воспитатель может сделать одну, две игрушки (стрекозу, рыбку, вызывая тем самым интерес к изготовлению поделок из природного материала . На экскурсию можно взять коробочки для сбора листьев, корней, шишек, сучков. Дети складывают собранный материал , сортируя его по видам и размеру. Дети высказывают предположение, на что похожи собранные ими материалы . Организованный таким образом сбор материала дает возможность детям активно воспринимать его форму, цвет, запахи.

В беседе с детьми воспитатель уточняет их впечатления об увиденном на экскурсии, закрепляет приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек.

Изготовление поделок и игрушек из природного материала характеризуется двумя основными этапами :

1. предварительным или ориентировочным, на котором ребенок анализирует игрушку, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней , подбирает необходимый материал , инструменты, определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.

2. исполнительным, на котором ребенок приступает к непосредственному созданию игрушки. Он учится подчинять свое поведение поставленной перед ним задаче. Конечный результат это не только созданная игрушка, но и формирование определенного уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приемов работы , умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности.

Многие поделки выполняются из одного вида материала и одинаковыми способами. Воспитатель учит использовать в работе уже известные способы при изготовлении новых поделок.

Воспитатель учит делать игрушки, комбинируя природный материал .

Например, чтобы смастерить птичку берут для туловища шишку, для головы желудь, для шеи – веточку, для лапок - маленькие веточки, а хвостом может служить яркое пушистое перо. Для глаз птичек, животных, человека могут служить семена различных растений : рябины, подсолнуха, арбуза. Чашечки желудей заменяют шапочки или штанишки человечкам. Из крылаток клена, ясеня получаются уши зайца, хвост и грива лошадки и множество других деталей.

Можно наметить общую характерную схему последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу :

1. Рассматривание и анализ образца игрушки.

2. Установление поэтапной последовательности её изготовления и планирования хода работы .

3. Выбор способа соединения частей игрушки.

4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно)

5. Изготовление игрушки.

6. Анализ и оценка поделок.

В первое время воспитатель отмечает наиболее удавшиеся работы . Остальные работы не должны остаться без внимания : отмечается старательность всех детей , их желание изготовить свою игрушку,похвала в оценке достижений каждого ребенка приобретает особое значение. Постепенно к оценке результатов труда приобщают всех детей . Важно научить детей в первую очередь видеть достижения товарищей, их прилежание.

Схема проведения работы по изготовлению поделок из природного материала :

1. Вступительная беседа воспитателя о материале (ракушках, желудях, листьях, коре, корневищах ит. д., с которым предстоит работать . рассказ должен сопровождаться показом данного материала : детям можно разрешить потрогать, ощупать поверхность материала , обследовать форму, обратить внимание на цвет.

2. Сообщение темы и показ образца игрушки.

3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей , направляя их внимание на особенности работы с данным материалом .

4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей , следит за соблюдением правил техники безопасности при пользовании инструментами (работу шилом выполняет воспитатель, оказывает необходимую помощь затрудняющимся детям, побуждает к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, её украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируется умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей .

6. Уборка рабочих мест , инструментов и оставшихся материалов .

От скуки на все руки

Человек, где бы он ни находился, всегда украшал и украшает, среду, в которой он живет, работает или отдыхает .

Праздник своими руками - так можно назвать работы , пробуждающие творческие способности и неподдельный интерес, как у взрослых, так и у детей . Предлагая детям окунуться в тот или другой мир творчества, взрослый должен быть готов к непредвиденным ситуациям, возникающим в процессе творчества. Для этого должны быть в запасе как запланированные так материалы , требуемые для изготовления тех или иных поделок, творческих работ , так и всевозможные коробочки с разными материалами .

Проблема изучения и развития детского творчества, детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник более доступна всем детям и взрослым независимо от творческого воображения и способностей. Задуманный сюжет не только рождается, но и видоизменяется в процессе самого творчества.

Для творческого процесса всегда должны быть созданы условия :

1. Доступность каждому творчески работающему ребенку и взрослому , материалов требуемых для данного процесса.

2. Доступность материала для использования нетрадиционных техник.

3. Своевременная помощь советом или показом способа изображения, выполнения фрагмента на данном этапе работы (на отдельно заготовленном материале ) .

4. Предоставление многообразия материалов для экспериментирования, творческого процесса.

5. Выделение времени для данного процесса, независимого от других мероприятий.

Уважаемые взрослые творческой компании детей никак не обойтись без вашей помощи.

Чтобы ребенок мог придумывать, фантазировать, чтобы в его душе как можно дольше жило ощущение счастья и радости, чтобы не угасла искорка творчества, помогите ему сделать необыкновенный праздник его же руками.

МИР ПРИРОДЫ – нежный и яркий , хрупкий и необыкновенно красивый. Он загадочен и чудесен. Каждое дерево, цветок, листик, травинка хранит свою тайну.

Изготовление поделок из природного материала – увлекательное занятие! Листья клена можно превратить в бабочку или клоуна, лист осины в клубничку. Со всех собранных листьев можно сложить изумительный портрет, как королевы Осени, так и королевы Весны. Если внимательно присмотреться к засушенному материалу , то окажется, что желтый листик липы похож на репку, а лист дуба на ботву. Вот вам и начало увлекательной сказки… Поделки сделанные из природного материала могут быть хорошим подарком и принесут радость вашим родным и друзьям.

Материалы

Материалы , необходимые для работы с природным материалом

должны храниться в отдельных коробочках :

Перышки птиц

Пластилин

Картонные тарелочки, пластмассовые крышечки от майонеза.

Клей, кисточки, анилиновые краски.

Острые ножницы, шило, пинцет.

Старые газеты, белая бумага, цветная, бархатная, гофрированная бумага.

Крупы, испитой чай.

Мыло, сода.

Тряпочки для рук и поделок, вата.

Пенопласт, песок (окрашенный и природный ) .

Ватные палочки, зубочистки и многое другое.

Заготовка листьев и трав.

Листья и травы, лепестки цветов кладут между страницами газеты, затем ещё слой газет. Сделав 5 таких слоев, кладут сверху фанеру и наверх груз. На следующий день отсыревшие газеты надо сменить сухими. Так меняют газеты (в течение недели) пока листья и лепестки не высохнут. Затем их раскладывают по шкатулкам или коробочкам.

Когда материал готов можно начинать «творить» чудеса своими руками.

Это могут быть рыбки в аквариуме или озере.

Волшебные птицы и бабочки.

Человечки из листьев.

Гирлянды из листьев. Сухих цветов, плодов.

Подвески, веночки (На основе мягкой проволочки или веревочек) .

На больших и маленьких рамочках. Настенные украшения, на основе бумаги, пенопласта, поролона.

Настольные украшения на основе древесных грибов, ветвистых и волнистых корешков.

Настольные композиции в корзиночках из полиэтиленовых бутылок.

Композиции в вазочках из кашпо из полиэтиленовых бутылок.

Броши, кулоны, бусы.

Подсвечники, колокольчик из корней, спилов деревьев, ракушек.

Веселые человечки из плодов каштанов, соломы, ягод, ниток, проволоки.

Коллаж из даров природы . Открытки – раскладушки. Пригласительные билеты.

МОЗАИКА ИЗ СЕМЯН

Заготавливают семена дыни, арбуза, тыквы, акации, люпина, яблок, гороха, фасоли.

Из семян можно сделать необыкновенные, сказочные изображения :

Ковры и коврики, вазы снежинки, шкатулки, стаканчики, блюда, тарелки. На вырезанных силуэтах из картона – человечков, матрешек и многое другое на основе пластилина или с помощью клея.

поделки из перьев

Это могут быть разносортные цветы, игрушки.

игрушки из ваты

Необходимые материалы :

Вата, крахмальный клейстер, сваренный до густоты, жидкой сметаны.

Клей силикатный (канцелярский) . ПВА.

Бумага газетная, мягкая, писчая, цветная, бархатная.

Гибкая проволока.

Краски (анилиновые, гуашь, акварель) .

Ножницы, шило.

Обрезки ткани (с блестящей поверхностью : парча, атлас, люрекс) .

Остатки мишуры, елочного дождика.

Это могут быть : ягоды, рыбки, балерины, царевна – лебедь, ласточка, снеговики.

аппликации.

Один из самых интересных и традиционных приемов украшения – аппликация. Это самый простой и доступный способ создания художественных работ .

Аппликацией можно украсить памятные открытки, сувениры для друзей и близких, интерьер помещений, праздничные костюмы, оформить выставки, создать панно, выполнить наглядное пособие, создать картину.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари, орудий труда, интерьера своего жилища. До сих пор её используют многие народы, несмотря на то, что есть более быстрые и дешевые фабричные способы оформления изделий.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока разных оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов , стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Кого и что изображали люди в аппликации?

Сюжетом становились животные, птицы сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы, растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Со временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материалов . Кроме кожи и войлока, применяются цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя – бархат , атлас, шелк.

С изобретением бумаги в моду вошли бумажные аппликации силуэты, которые вырезались из темной бумаги. Силуэтные изображения стали предметом искусства , из бумаги вырезались целые сценки-иллюстрации, батальные и бытовые сюжеты. Это были высокохудожественные, тонко выполненные изображения.

Не только профессиональные художники занимались силуэтной аппликацией. На протяжении многих лет искусство бумажной вырезной аппликации жило в народе. На Украине, и Белоруссии и сейчас делают бумажные силуэты – вытинянки, или вырезанки. Выполняют их ножницами без предварительного рисунка. Самую простую вырезанку сделает даже малыш (снежинку) .

Что же означает слово аппликация? В переводе с латинского языка аппликация означает прикладывание, это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закреплении на нем с помощью различных клеев, нитей. В современной аппликации используют всевозможные материалы , подчас самые неожиданные : различная бумага, ткани, береста, нитки, мех, войлок, высушенные растения, дерево и другие природные материалы .

Аппликация может быть как предметной, так и состоящей из отдельных изображений предметов (цветов, деревьев, животных, людей, машин, домов и т. д.) .

Сюжетной – повседневность и праздники.

Декоративной – украшаются орнаментом различные предметы.

Вначале делается набросок карандашом задуманного сюжета, пейзажа.

Для аппликаций могут быть взяты следующие темы :

Пейзажи из цветной бумаги.

Южный остров из фольги.

Сюжеты, составленные из симметрично вырезанных деталей. Клумба, полянка, летнее небо…

Аппликации на тему зимы, осени, весны, лета. Натюрморты. Коврики. Сказочные птицы. Клоуны-эквилибристы. Животные. Сюжеты сказок.

Аппликации из природного материала , ракушек, косточек, ореховой скорлупы, из речного песка, из перьев, бересты, соломы, колосков, соломки, яичной скорлупы, из пластилина, глины, соленого теста, ниток.

Изделия из крупы

Материал .

Рисовая – белая вытянутой формы, хорошо закрепляется с помощью пластилина или клея.

Манная – хорошо окрашивается и закрепляется клеем ПВА.

Пшено – Закрепляется клеем и пластилином.

Гречка – красиво смотрится как часть изображения.

Фасоль, горох, сыпучие материалы .

Клей ПВА, простой карандаш, бумага для основы.

Изображение наносится на бумагу карандашом.

Клеем ПВА покрывается заданный участок изображения. Выкладывается или посыпается определенной крупой, заданного тона.

(Предметы, игрушки, сюжеты, пейзажи и многое другое) .

Яичная скорлупа.

Материал .

Для контурной и сплошной мозаики требуется крошка разного размера из скорлупы яиц.

Клей ПВА, карандаш, бумага, трафареты.

Получение целой скорлупы.

В сыром яйце делают дырочки с противоположных сторон.

Выдувают содержимое в стакан, промывают через те же отверстия и высушивают. Для придания прочности этому хрупкому материалу нужно из нутрии скорлупу покрыть клеем ПВА. Для этого в верхнее отверстие нужно залить немного клея, одновременно вращая «яйцо» , при этом на скорлупе остается тонкая пленка. Излишки клея сливают, скорлупе дают высохнуть и приступают к работе .

Плоскостные изображения выполняются в мозаичной технике.

Различают контурную мозаику, сплошную мозаику.

Изображения окрашиваются любыми доступными красителями.

(пейзажи, предметы, сюжеты сказок и многое другое) .

Аппликация из песка

Материал .

Цветной песок получается способом окрашивания, в любой требуемый цвет, используя краски : акварель, тушь, гуашь.

Чистый песок погружается в окрашенную воду на 2-3 часа, затем вода сливается, а высушенный песок хранится в лоточках или банках.

Клей ПВА, карандаш, картон или плотная бумага.

Способ выполнения изображения.

Сначала наносится рисунок, на отдельные контуры этого рисунка накладывается клей, а на клей песок.

В тех местах, где слой песка толще, изображение получается более рельефным, объемным и насыщенным

Пушистые материалы

Материал .

Растительный пух : (чертополоха, рогоза, одуванчика, ковыля, тополиный) .

Клей ПВА, карандаш, трафареты, бумага, пинцет.

Способ выполнения изображения.

НАЛОЖЕНЕ. Этот способ передает различные теневые переходы. Там где должен быть светлый участок, пух наносится в несколько приемов, накладывая один слой на другой. Для серых переходных тонов количество слоев сокращается, а в темных участках пух не выкладывается совсем.

ЖГУТИК. Захваченный пинцетом пух скатывается в жгутик, толщина которого зависит от количества взятого пуха. В процессе работы ворсинки вытаскивают из кончика жгутика и равномерно выкладывают на фоне. В результате получают очень четкий контур.

КРОШКА. Выполняется путем втирания измельченных поперек волокон жгутика в поверхность фона до получения гладкой фактуры.

РЕЗАНЫЙ КРАЙ. Применяется при изображении неровных границ. Для этого по нужному шаблону выкладываются волокна, подрезаются ножницами и переносятся зеркально на фон.

Самый лучший пух для изображения, собранный в теплую солнечную погоду. Его хранят в картонных коробках или стеклянных банках (в пластмассовой упаковке он желтеет) .

Пух хорошо передает изображение снега, зверей, птиц, которые выглядят мягкими, пушистыми, теплыми.

Можно рисовать пухом и без клея, закрепив его на материале со сцеплением : наждачной бумаге, бархатной бумаге.

Любые творческие достижения ваших детей не должны остаться без внимания. Наиболее интересные работы постарайтесь оформить в альбом или в виде выставки.

Экспозиции творческих работ должны быть представлены детям как важное событие в их жизни. Оформляется такая выставка достаточно торжественно. Ритуал её открытия продумывается воспитывающими взрослыми заранее.

Внешнее оформление должно соответствовать торжественному моменту. Для выставки целесообразно выделить специальный уголок или место вдоль стены и продумать её интерьер.

При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования.

1. Изделие должно располагаться так, чтобы его можно было хорошо рассмотреть.

2. Плоскостные композиции лучше располагать на стендах или оформленные в рамки размещать на стене.

3. Объемные работы расставляют на столе или специальных подставках, располагая на разных уровнях высоты.

4. Все работы , размещенные на выставке, должны представлять собой продуманное, единое и законченное целое по содержанию, композиции, цвету.

От того, как будут представлены детские работы , во многом зависит воспитание у ребенка эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.

Участвуя вместе с взрослыми в оформлении выставки, дети развивают активность, самостоятельность, инициативу, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, критичность, гибкость и оригинальность мышления, художественную интуицию.

Основные правила умелых ручек

Работать нужно всегда за столом, который хорошо освещен.

Необходимые инструменты хранятся в специально отведенном месте. В коробочках.

Перед началом работы нужно проверить наличие и исправность инструментов.

Неисправным инструментом работать нельзя .

По окончании занятия рабочее место необходимо привести в порядок.

Узелок на память

Композиция

Обозначив тему, необходимо составить эскиз будущей работы , выбрать правильное композиционное решение.

В декоративной работе КОМПОЗИЦИЕЙ называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.

Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их надо сделать много, выбрав потом лучший эскиз.

Работая с природным материалом , необходимо помнить о цветовом решении. Есть целая наука о цвете, называемая ЦВЕТОВЕДЕНИЕ, она знакомит с основными правилами работы с цветом .

Цвета, которые вы видите в своих красках : красные, синие, зеленые, желтые, - разделяются по оттенкам и светлоте. Их можно разделить на две части :

Желтые, оранжевые, красные, напоминающие огонь, называются ТЕПЛЫМИ.

Зелено-голубые, голубые, синие называются - ХОЛОДНЫМИ.

Например, жаркая пустыня с горячим желтым песком, с ярким палящим солнцем, или морозный зимний день с синими и голубыми тенями на снегу.

Цвет говорит и о настроении человека.

Радость и хорошее настроение передаются яркими, светлыми красками.

Грусть и тоска – серые, блеклые. Как пасмурный день.

Советы бывалых

1. Чтобы правильно использовать различные природные материалы , надо знать свойства и особенности. Учитесь правильно подбирать их для каждого вида изделия. Иногда бывает, что интересный по форме материал в обработке очень труден : либо тверд, либо крошится и ломается. А красивый и податливый может потом, в готовой работе , деформироваться, изменяться по цвету, и работа придет в полную негодность.

2. Собирать природные материалы , как правило, надо, когда они созрели, так как некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала – это лето и осень .

3. Что собирать, какие материалы – это вам подскажет воображение, но все-таки не проходите мимо и обязательно возьмите для работы :

Листья и цветы; желуди с плюсками (чашечками, в которых они растут) ;

Шишки (еловые, сосновые, кедровые, ольховые, лиственничные) ;

Орехи (грецкие, лесные) ;

Косточки (персиковые, абрикосовые, сливовые, вишневые, от хурмы) ;

Бобы, фасоль, горох, сою;

Фрукты, овощи;

Древесные грибы, веточки различной формы;

Кукурузные початки (с зернами и без них) ;

Морские и речные ракушки;

Корни (деревьев, кустарников, травянистых растений) ;

Кору (сосновую, дубовую, березовую) ;

Семена-крылатки (клена, ясеня, липы) ;

Пух тополя, чертополоха, репейника и других;

Вербу; солому (пшеничную, овсяную, ржаную, ячменную, рисовую) ;

Глину, песок, камушки и многое другое.

4. Запомните, что собирать нужно только те материалы , которые подарит нам природа .

5. Прежде чем приступить к работе , необходимо вспомнить о композиции, цвете, колорите, знакомство с которым понадобится при любой художественной работе .

6. При изготовлении игрушек часто используется дополнительные материалы , без которых невозможно передать образ изделия. Использование каждого из них будет зависеть от степени развития воображения.

7. Для работы с природными материалами необходимо иметь и простейшие инструменты : шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш для нанесения контура на бумаге, краски, необходимые для оформления отдельных деталей игрушки, кисточки для рисования и клея, стеку для обработки поверхности изделия при лепке из глины и пластилина, плоскогубцы, напильник, пилку…

К дополнительным материалам относятся , например, бумага и картон, виды которых отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Из бумаги и картона обычно выполняют отделочные детали изделия, можно использовать их и в качестве фона

Пластилин применяется для скрепления частей из природного материала , выполнения отделочных деталей или в качестве фона-основы.

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, для изготовления каркаса игрушек из соломы, для отделочных работ и других . Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная.

Клей обычно используют ПВА, он хорошо скрепляет детали и не изменяет внешний вид изделия.

Цветные лоскутки – обрезки различных тканей – нужны для оформления работы .

Спички используют для соединения деталей при выполнении объемной игрушки и для отделочных работ .

Ну, вот и готовы все приготовления для Умелых Ручек!

Работа с природным материалом

на занятиях объединения « Природа и дизайн» художественно-эстетического направления

Кузнецова Лейла Адиловна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЭБЦ

г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой. Это очень увлекательное занятие. Встреча с природой расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивает наблюдательность, творческое воображение и фантазию, помогает изучить и освоить новый вид деятельности.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является условием развития гармонично развитой личности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание многие педагоги. А.С. Макаренко указывал, что такие материалы как глина, дерево, бумага, ближе всего к нормальной человеческой деятельности, из материалов человек создает ценности и культуру. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко портит работу, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Большое влияние ручного творчества на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из творческой работы, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию работы, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют творческую работу по заданию или по собственному замыслу.

Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению творческой работы в любой технике способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать работу: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда ребенку не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать нужный цвет, форму, и.т.д. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Приведу в пример занятие по составление цветочных букетов и композиций. Занятие можно проводить для учащихся второй ступени обучения проявляющий интерес к искусству дизайна, а также к искусству составления букетов и композиций (аранжирование), и флористике, включает в себя три связующих между собой процесса: восприятие, воображение, воспроизведение. Все три процесса обогащают учащегося независимо от степени его готовности. Занятие реализует задачи, научить детей открывать красоту и изысканность букета, создавать прекрасные творческие работы из природного материала своими руками.

Оборудование:

1. цветочная пена «оазис»;

2. клеевой пистолет;

3. стержни;

4. скотч;

5. щипчики или секатор;

6. ножницы или нож;

7. вазы, кашпо, кувшины, горшки;

8.природный материал (ракушки, камушки, шишки, орехи, ветки кустарников, листья деревьев, стеклянные шарики, ткань, фрукты);

9. бусины, статуэтки (мелкие аксессуары).

Ход мероприятия

Педагог: Что делает наше жилище красивым? Ну, разумеется, в первую очередь – ремонт. Затем удобная красивая мебель. Кто-то предпочитает простор создавая ощущение объема и воздушности за счет малого количества мебели. Кто-то любит лабиринты узких тропок проложенных между бесчисленными антикварными шкафами и сервантами. Но у всех этих интерьеров есть одна общая черта они наполнены всевозможными мелкими и не очень сувенирами, безделушками, статуэтками, украшениями которые может быть не слишком хорошо сочетаются между собой, за то предают жилье уют и в них наглядно проявляются характеры собравших их людей.

Удивительно, но, как правило, такие украшения так или иначе связанны с цветами. Даже в домах тех людей которые по каким либо причинам не держат живых растений. Наверное потому что в душе каждого горожанина тихо тлеет тоска о живой природе от которой человечество с каждым годом отделяется все дальше. Это всевозможные вазы, чаши, корзинки для цветов. И сами цветы – большие охапки срезанных цветов, маленькие букетики одиночные цветы и конечно же сухие травы, палки – коряги, искусственные композиции

Ели вдуматься, то флористика как прикладная наука декоративной работы с цветами – непосредственное следствие глобальной индустриализации. Хотя традиции составления букета и композиции из цветов насчитывают века. За это время успело сформироваться три основных направления Японская, Китайская и Европейская.

Наиболее древний принцип – это параллельная техника при которой стебли цветов располагаются в тугой связке параллельно. Для такого букета очень важно правильно выбрать цветы. Это как правило цветы с красивыми ровными стеблями. Букет может декорироваться лентой или шнуром, являющимся гармоничным штрихом композиции.

Второй принцип – это радиальная техника или техника спирали. Она дает возможность составить более объемный букет используя разные растения. Важно что бы в готовом букете стебли цветов были сложены строго по спирали с одной точкой связки.

Оформление букета ли цветочной композиции могут облегчить следующие приспособления применяемые профессиональными флористами. И весьма полезными для них.

    цветочная пена «оазис». Существует множество уже готовых основ, что-то вроде готовых «скелетов» для букетов классической формы, предназначенных для конкретных случаев, вроде букета невесты. А можно купить простой «брусок» пены и использовать его в меру своей фантазии «Оазис» зеленого цвета применяется для живых цветов, готовой композиции требует регулярного полива. Коричневого цвета – для композиций из сухостоя;

    клеевой пистолет и стрежни к нему. Совершенно незаменимая вещь, чтобы закрепить отдельные элементы композиций;

    скотч для флористов;

    флористический нож, секатор, ножницы. Можно обойтись имеющимися в доме;

А дальше в ход идут разнообразные безделушки естественным образом накапливающиеся в каждом доме, практическая любая мелкая дребедень. Стекло, прозрачное или цветное, разных форм. Форфор. Керамика гладкой грубой фактуры. Металл, от простых серебристых ведерок, до старых латунных кувшинов, покрытых патиной времени. Ткань. Выбеленное дерево. Стеклянные шарики, камушки, ракушки привезенные с моря. Еловые, сосновые, кедровые шишки. Грецкие орехи, мандарины.

Конкретный результат зависит только от Вашей фантазии.

Технологическая карта по составлению букета.

Составила: педагог доп. образования Кузнецова Л.А.

Этап

Оборудование

Технология

1. Выбор вазы, кашпо, горшка

зарисовка эскиза.


Любая емкость или сосуд под букет

Выбираем подходящий сосуд или емкость

2. Подбираем сухой материал по размеру выбранной емкости .

1. Сухоцветы (сорго, черная просо, бессмертники, цинирария, гипсофила,).

3. Оазис.

1. Вкладываем оазис в сосуд.

2. Оранжируем сосуд сухоцветами.

3.Доводим букет до цветовой гаммы .

1. Краски (акриловые аэрозоли, блески, искусственный снег).

3. Клеевой пистолет.

1. Сбрызгиваем букет аэрозолью.

2. Приклеиваем декоративные элементы.

Основные правила составления букета или композиции

1. Характерные элементы композиции

объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.

2. Построение всей композиции на контрастах так, изделиям из керамики противопоставляются хрустальные сосуды; бабочки выглядят особенно яркими и живыми на фоне белых рулонов и листов бумаги.

3 . Необходимо соблюдать ограничения

(не больше трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме. Избегайте пестроты и дробности, так как это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги.
Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции.

4. Если в композиции много элементов , их располагают группами по два-три. Для изображения событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров.

5. Следует обеспечить свободное пространство между группами , чтобы не "потерялись" отдельные части композиции.

6. Особо подчеркивается субординация (соподчинение) между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем - не менее важные детали.

7. В соответствии с правилом золотого сечения , наиболее значимый элемент или группу элементов располагают примерно на расстоянии 1/3

от края композиции.

8. Объемность, глубина изображения достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.

9. Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых,

легких, светлых.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображе-ния. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых навыков.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотли-вый, увлекательный и очень приятный.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. В процессе сис-тематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы ста-новятся гибкими. А это важно для подготовки рук к письму, к учебной дея-тельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики-согласованности в работе глаза и руки. Совершенствованию координации движений.

Приобщить детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать вни-мание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы ли-стьев, их цвета и т.п., так как в работе с природным материалом все то надо учитывать.

I. Как организовать работу с природным материалом. Руководить трудом детей.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным ма-териалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последо-вательности, доступности.

Очень важно, чтобы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации ра-боты, дальнейшее их расширение и изменение. Можно рекомендовать воспи-тателям и родителям в начале выяснить, как дети относятся к ручному труду, хотят ли они трудиться и что умеют делать. Следует пробудить интерес де-тей к природному материалу, желание действовать с ним. В группе необхо-димо устраивать выставки детских работ из природного материала, так как детям очень нравиться разглядывать готовые материалы, выполненные их сверстниками - каждый хочет научиться делать такие игрушки.

Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею в других видах деятельности: на занятиях по лепке, аппликации. Дети любят делать ап-пликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знако-мятся с новым для них приемом наклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, на то место, куда будут накладываться.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необ-ходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей. Изготовле-нию задуманной игрушки предшествует больная подготовительная работа к ее созданию. С детьми проводятся экскурсии в природу. Во время экскурсии в природу воспитатель напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используют кору высохших или срубленных деревьев, кустарников. На глазах у детей воспитатель делает 1-2 простые игрушки, вы-зывая тем самым у детей интерес к изготовлению поделок из природного ма-териала. Собранные сухие корни, ветви. Шишки, сучки имеют причудливую форму. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «На что похоже? Что напоминает? Побуждает ребенка сравнивать их, внимательно вгляды-ваться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать.»

Целесообразно учить детей одну и туже игрушку мастерить из различного материала.

Изготовление игрушек из природного материала состоит из двух этапов:

  1. Ребенок анализирует игрушку, которую ему предстоит смастерить, плани-рует последовательность работы над ней, подбираем необходимый материал, инструменты и определяет практические умения, навыки, с помощью кото-рых цель будет достигнута.
  2. Ребенок приступает к непосредственному созданию игрушки. Детям объяс-няется, что работа над поделкой начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего учат тщательно анализировать образец будущей поделки. Затем ребенка учат анализировать процесс предстоящей работы над игрушкой. Воспитатель де-монстрирует перед детьми весь процесс работы над игрушкой от начала до конца и показывает, как она создается. Показ работы перед каждой частью, деталью поделки, способов их соединения воспитатель сопровождает объяс-нением.

При создании игрушек можно предложить детям комбинировать природный материал.

Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу:

  1. Рассматривание и анализ образца игрушки.
  2. У становление поэтапной последовательности ее изготовления и планиро-вание хода работы.
  3. Выбор способа соединения частей игрушки.
  4. Под бор материала и инструментов.
  5. Изготовление игрушки.
  6. Анализ и оценка поделок.

П. Когда и как работать.

В детском саду работу с природным материалом организуют в первой поло-вине дня 2 раза в месяц, и 1 раз в неделю - кружковая работа (во второй по-ловине дня) . Заниматься можно сразу со своей группой (если поделки про-стые) или по подгруппам.

В группе и дома должны быть созданы условия работы с природным мате-риалом в свободное время, определенное место, где дети при желании могли бы заниматься этой деятельностью.

Как создается игрушка, какие операции при этом необходимо выполнить?

Самый простой и доступный способ соединения частей поделки достигается при помощи пластилина. Более сложный, но и более прочный способ соеди-нения частей игрушки - склеивание. Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек, палочек, для чего потребуется шило. Основную ра-боту с шилом выполняет воспитатель. Детали можно соединять нитками, проволокой.

Природный материал:

шишки (сосны, ели, лиственницы, ольхи) орехи и их скорлупа (грецкие, лес-ные, кедровые, земляные) , каштаны, желуди, кора, ветки, корни, листья, се-мена, шиповник, рябина, кукурузные початки, солома, мох, птичьи перья, ра-кушки.