Старинная деревянная мебель всегда служит украшением интерьера. Но что делать, если хочется немного обновить обстановку? Да и натуральный цвет древесины, кажется, совсем наскучил… Тонирование мебели из массива – отличный выход! Тонировку своими руками сделать не так уж сложно. Главное подобрать необходимые материалы и быть предельно аккуратным в процессе.

Выбираем материалы

Для тонирования дерева самостоятельно подойдет несколько видов покрытия. Их выбор зависит от того, какого результата вы желаете достичь в итоге. Вот какие красящие составы наиболее распространены:

  • Акриловая краска . Купить ее можно не только в строительных магазинах. Хорошо пропитывает поверхность, однако есть существенный минус – когда дерево сильно впитывает тонирующий состав, волокна его структуры сильно поднимаются. Поэтому лучше смешать акрил с другими веществами для декорирования. Например, с молдингом или глезалем.
  • Протрава . Это сухой пигмент, который перед нанесением разводят водой. Большой плюс в том, что такой краситель не пропитывает поверхность, а просто закупоривает мелкие частички древесины. Тонирование этим составом поможет избежать неровностей и шероховатостей структуры. Протрава не просто окрашивает, она проникает вглубь и воздействует химически. А значит, яркость полученных цветов обеспечена! Но после тонирования дерева таким методом массив обязательно нужно покрыть лаком. Иначе при попадании влаги на мебели могут остаться разводы.
  • Морилка . Наиболее оптимальный вариант для тонировки древесины своими руками. Не поднимает волокон и к тому же не требует нанесения дополнительного слоя лака. Также можно приобрести патинацию – это практически то же самое, что и морилка, но ее оттенки можно регулировать.

Вместе с красящим веществом купите специальную кисть для работ по дереву или валик, тампон и тряпку из безворсовой ткани. Лучше, если кисть будет сделана из натурального ворса, хотя подойдут и синтетические материалы – нейлон или полиэстр.

Приступаем к тонированию

Проводить тонировку можно несколькими способами. Красить вручную, распылять или окунать в раствор. Наиболее распространенным методом, который с успехом можно применить в домашних условиях, является окрашивание кистью. Итак, старая деревянная тумбочка уже готова к своему цветному преображению. И вот что ей предстоит:

  • Очистка и шлифовка . Перед окраской важно выровнять поверхность и сделать структуру дерева максимально гладкой. Поможет в этом обычная шкурка.
  • Нанесение морилки . При помощи валика или кисти равномерно распределите краску по древесине вдоль волокон. А чтобы убрать излишки просто разотрите морилку сухой тряпкой или тампоном.
  • Высыхание краски . Этот этап крайне важен. Лучше запастись терпением и дождаться, когда слой хорошенько просохнет. Только в этом случае можно оценить конечный результат работы и получившийся оттенок. Если он недостаточно насыщен, то можно нанести морилку еще раз.
  • Покрытие лаком . Такое завершение тонировки продлевает износостойкость цветного деревянного изделия.

Тонирование древесины своими руками – процесс довольно трудоемкий. Однако если вы обожаете творчество и не боитесь пробовать новое, то такая работа наверняка доставит максимум удовольствия. А яркие деревянные предметы интерьера будут радовать каждый день!

Основными достоинствами мебели из сосны является приятная текстура, приемлемая стоимость и длительный срок эксплуатации. Именно эти факторы и стали главной причиной ее популярности среди потребителей. Однако в большинстве случаев деревянные изделия не тонируют и не окрашивают, а только покрывают прозрачным лаком.

Мебель из сосны отличается долговечностью, красивым внешним видом и сравнительно невысокой стоимостью.

На это имеется несколько веских причин:

  • покупатели без лишних проблем могут составить мебельный гарнитур на свой вкус независимо от производителя, так как заключительная отделка бесцветным лаком деревянных изделий из сосны будет у всех одинаковой;
  • по своей структуре сосна относится к рыхлым породам древесины. А при нанесении на поверхность красящих смесей происходит не совсем равномерное распределение пигмента, что может несколько подпортить внешний облик деревянного гарнитура;
  • наличие образования сучков в дереве даже при качественной просушке материала не гарантирует отсутствия следов растительных смол. А это оказывает значительное влияние на цвет дерева в процессе эксплуатации;
  • поскольку мебель из массива сосны находится в сегменте недорогих гарнитуров, то последующая ее обработка приведет к повышению стоимости конечной продукции.

Но что делать, когда хочется иметь эксклюзивную коллекцию деревянного гарнитура?

Способы покраски мебели из сосны

Тонировка подчеркивает природный цвет сосны и скрывает различные дефекты древесины.

Несмотря на некоторые особенности тонировки соснового дерева, потребительский спрос на покрашенную мебель постоянно растет. Производителями разрабатывается и налаживается выпуск гарнитуров, тонированных под вишню, орех, дуб. С этой целью ведется полное обновление как дорогостоящего оборудования, так и переподготовка профильных специалистов.

Расширение ассортимента выпускаемой продукции позволяет удовлетворить только небольшую часть покупателей на крашеную мебель. Стандартизируя, таким образом, процесс изменения вида изделий, производитель в любом случае не сможет предложить полную цветовую гамму. По этой причине многие потребители решаются на рискованный шаг — покрасить мебель из массива сосны самостоятельно.

Виды покраски гарнитура из соснового дерева:

  • тонировка;
  • сплошная покраска;
  • лакирование.

Вернуться к оглавлению

Тонировка мебели из массива

Сосновая древесина обладает очень красивым естественным цветом, золотисто-янтарным, что позволяет вписать такую мебель практически в любой вид интерьера.

Придав ей необходимый оттенок с помощью тонировки, древесная структура остается такой же экологически чистой и продолжает «дышать».

Тонирование мебели — это процесс изменения цвета поверхности красителями с сохранением ее видимой структуры. Крашение проводится с целью подготовки древесины под прозрачную отделку.

Красить мебель из сосны лучше всего в несколько слоев, затирая предыдущие слои мелкой наждачной бумагой.

Тонирование дает возможность:

  • усилить естественный цвет древесины и выделить ее текстуру;
  • выровнять неоднородный цвет деталей изделия;
  • светлую древесину окрасить в более темный тон, что позволяет отлично скрыть некоторые дефекты поверхности;
  • придать мебели из сосны вид ценной породы;
  • получить несвойственный для дерева цвет: серый, зеленый, синий.

Для обработки мебели из сосны используется искусственные анилиновые красители, водные растворы дубильных веществ, кислот и солей, которые обладают светоустойчивыми свойствами, хорошо впитываются древесиной и легко растворяются в воде.

При тонировке сосновой древесины учитываются следующие факторы:

  1. Обрабатываемая поверхность должна быть очень тщательно отшлифована. Закончить отделку желательно шлифбумагой №180.
  2. Перед тонировкой сосна должна быть обработана кондиционером для дерева (специальной грунтовкой).
  3. Поверхность изделий не должна содержать темных пятен, потеков красителя.
  4. После качественной окраски мебель из сосны приобретает ровную поверхность со слабым глянцем.

После того как вся поверхность мебели будет обработана морилкой, она должна хорошо просохнуть. Далее древесина лакируется либо покрывается полупрозрачной краской.

Вернуться к оглавлению

Лакирование и покраска изделий

Перед нанесением лака необходимо покрыть поверхность мебели грунтовкой и дать ей высохнуть.

При желании мебель из сосны может быть покрашена в однородный матовый цвет или обработана лаком.

Покраска мебели из сосны доставляет немало сложностей, которые возникают по причине особенностей древесины. Такие моменты возникают из-за наличия смолистых веществ на обрабатываемой поверхности, что не дает равномерно покрыть изделие. Поэтому, перед тем как покрасить мебель, ее потребуется обессмолить, о чем будет рассказано ниже.

Технология нанесения краски или лака состоит:

  1. Мебель очистить от старого покрытия. Если имеются сучки и неровности, удалить их.
  2. Древесину обессмолить.
  3. Трещины или сколы заделать шпатлевкой и дать высохнуть.
  4. Нанести грунтовку широкой кистью или валиком.
  5. После высыхания грунтовки можно начинать красить мебель. Если предстоит большой объем работ, тогда лучше использовать аэрограф или валик. В других случаях можно обойтись и небольшой кисточкой.
  6. Покрывать поверхность красящим составом лучше в несколько слоев. Непосредственно перед нанесением предыдущий слой отшлифовать мелкой наждачной бумагой.

Для качественного нанесения и устойчивости покрытия лучше использовать следующие материалы:

Перед тем как начать обработку лаком или краской, убедитесь, что на поверхности не осталось сосновой смолы.

  • лаки. Могут быть изготовлены на нитроцеллюлозной или спиртовой основе. Независимо от выбранного вида, они прекрасно подчеркивают натуральный цвет сосны и достаточно быстро сохнут;
  • эмали. Они полностью скрывают текстуру дерева, и мебель приобретает вид пластика или МДФ. Для качественного нанесения и устойчивости покрытия лучше использовать высокопрочные полиуретановые эмали. Перед нанесением покрасочную смесь нужно тщательно взболтать;
  • краски. Пигментированный состав красящих смесей скрывает незначительные дефекты, Что касается алкидных и уретано-алкидных, то первые хорошо наносятся, а вторые подходят для ранее окрашенных поверхностей.

Многие столяры предпочитают сосну за лёгкость обработки, небольшой вес, низкую цену и повсеместную доступность.

А при прозрачной отделке её древесина словно излучает тёплое свечение, которое редко встречается у других пород.

А что не нравится?

Если требуется более тёмный цвет, то результат использования морилки часто становится непредсказуемым, потому что чистая сосновая древесина впитывает жидкость неравномерно, и это приводит к неестественному, пятнистому или напоминающему зебру окрашиванию.

Но не следует только из-за этого отказываться от работы с этим замечательным материалом. Сосну можно с успехом тонировать равномерно, – для этого требуется только потратить немного времени на её подготовку.

4 шага к равномерному тонированию сосны

В штабелях сосновых досок можно найти несколько пород, относящихся к родственным ботаническим видам, но обычно продавцы не делают различия, называя их «сосной». Но даже доски из одной породы могут существенно отличаться по способности впитывать морилку, и это увеличивает риск непредсказуемости результата. Чтобы справиться с этим, вам нужно испытать методы отделки на пробных образцах, выпиленных из тех же досок, которые использованы в проекте. И это самый верный метод, который мы хотим продемонстрировать, чтобы избавить вас от сомнений.

1. Покупайте «правильные» доски.

В сосне обычно много сучков, но этот недостаток считается неотъемлемой частью её привлекательности. Просто следует избегать слишком больших или так называемых мёртвых сучков, которые держатся слабо и нередко выпадают, а также скоплений сучков у сердцевины или тех, вокруг которых направление древесных волокон круто меняется. Выпадающие сучки можно надёжно зафиксировать с помощью эпоксидного клея.

2. Гладко отшлифуйте поверхности.

Последовательно меняя номера абразива, заканчивайте механическую шлифовку дисками № 180, а затем дополнительно отшлифуйте вручную колодкой с наждачной бумагой № 180, двигая её вдоль волокон, чтобы удалить все следы, оставленные шлифмашиной. После этого ещё раз отшлифуйте торцы наждачной бумагой № 220, чтобы они не впитывали слишком много морилки.

3. Загрунтуйте древесину.

Как видно на первых трёх образцах верхнего ряда, нанесение морилки на чистую сосновую древесину приводит к неравномерному тонированию и появлению пятен. Морилка-гель впитывается меньше, чем обычная жидкая, поэтому цвет поверхности получается более ровным. Однако доска всё равно выглядит пёстрой из-за слишком сильного контраста линий, образованных слоями ранней и поздней древесины. Чтобы положить конец неравномерному впитыванию морилки, необходимо загрунтовать поверхность.

Мы испытали четыре метода, начав с простой шлифовки наждачной бумагой № 320 и нанося три разных состава: шеллак, фабричный грунт-кондиционер, специально предназначенный для древесины с неравномерной впитывающей способностью, и полиуретановый состав для нанесения тампоном (так называемую политуру, которую вы можете приготовить сами, смешав равные части полиуретана и уайт-спирита).

Когда загрунтованные этими составами поверхности полностью высохли, мы слегка отшлифовали их вдоль волокон абразивной губкой № 320 и нанесли жидкую морилку. Образец, загрунтованный полиуретановой политурой (последний образец верхнего ряда) оказался окрашенным наиболее равномерно, и мы выбрали этот метод для подготовки поверхностей к следующему шагу.

4. Нанесите морилку-гель на сосну

Почему морилка-гель для сосны лучше

Хотя вы можете успешно наносить любую морилку на загрунтованную разбавленным полиуретаном поверхность, морилка-гель позволяет лучше контролировать результат, если нужно добиться глубокого насыщенного цвета.

Благодаря более густой консистенции вы можете наносить её более толстым слоем, который сильнее затемняет древесину, и последовательно наложить несколько таких слоев. Нижний ряд образцов показывает эффект от наложения следующего слоя морилки-геля поверх высохшего.

Последовательное нанесение может занять немало времени, так как каждый слой морилки должен высохнуть полностью. Кроме того, есть риск частично повредить первый слой при нанесении следующего. На этой же доске мы испытали морилку-гель, нанося её непосредственно на чистую древесину после шлифовки наждачной бумагой № 320 без грунтования (два последних образца в нижнем ряду).

И в этом случае так же, как и при использовании обычной жидкой морилки, появилась пятнистость. Нам также хотелось выяснить, улучшится ли результат от шлифовки наждачной бумагой № 220 перед грунтованием в отличие от обычно применяемой бумаги № 180. Оказалось, нет (первые четыре образца в нижнем ряду).

Теперь вы можете приступать к тонированию ваших сосновых изделий, не опасаясь появления полос и пятен. Однако не будьте слишком самоуверенными, – вам всё же нужно сначала проверить выбранный метод отделки на обрезках.

Пигментные морилки наименее чувствительны к химическому составу наносимого поверх них отделочного слоя. На высохшую морилку можно наносить почти любые покрытия, например масляный или водный лак для отделки древесины, тонированной водной или масляной морилкой. Морилка должна полностью высохнуть до нанесения лака. На скорость высыхания влияют температура, а также влажность окружающего воздуха и самой древесины, поэтому не стоит уделять особого внимания инструкциям на банке. Воспользуйтесь своим носом: если ощущается запах растворителя, значит, морилка еще не высохла. Красители более капризны. Если кистью или тампоном наносить лак, содержащий такой же растворитель, можно оставить полосы и частично смешать краситель с лаком. Иногда при этом удается добиться большей глубины цвета, но чаще качество покрытия снижается. Располагая соответствующим оборудованием, лучше наносить лак методом распыления, чтобы избежать проблем.

Красители, пигменты и способы получения нужного цвета

Вы собрали очередной проект и тщательно отшлифовали все поверхности. Банка лака уже стоит рядом, но в этот раз вам не хочется, чтобы древесина имела свой обычный цвет. Вы желаете, чтобы этот предмет соответствовал старой обстановке вашей гостиной или был неотличим от дорогой мебели, продающейся в интерьерных салонах. Впрочем, возможно, вам просто нужно выровнять по цвету отличающиеся друг от друга доски, из которых изготовлен проект, имитировать экзотические породы или сделать текстурный рисунок древесины выразительнее, а ее привычный цвет — насыщеннее. Если перед вами стоит одна из этих задач, пора заняться тонированием.

Тонирование базируется на двух типах красящих веществ — пигментах и красителях. Мы поможем выбрать правильное средство для вашего проекта и покажем, как с ним работать.

Как выбрать один вариант из множества возможных

Какой тип красящего вещества предпочесть? У вас есть богатый выбор (фото внизу). Решение зависит от того, какую древесину вы используете, какой вид желаете ей придать, и какое покрытие будет нанесено на заключительном этапе отделки.

Для обычного тонирования используйте пигментную морилку или красители. Эти красящие средства работают по-разному (фото внизу), и результаты их работы будут отличаться, как видно на приведенных фотоснимках. Пигментные морилки продаются в магазинах, торгующих лакокрасочными материалами, а красители можно найти в специализированных магазинах или заказать по каталогам.

Пигментные морилки неравномерно окрашивают древесину с участками разной плотности, такую как у клена, березы, вишни или сосны. Красители проникают в глубь поверхности независимо от плотности древесины. Выбрав желаемый оттенок, помните, что все красящие вещества со временем выцветают. Дольше всех сохраняют цвет пигментные морилки. Среди красителей наиболее стойкими являются водорастворимые, а масляные или спиртовые растворы красителей выцветают довольно быстро. Не применяйте красители для тонирования, если на древесину будет попадать солнечный свет, — в таких условиях они выцветают очень быстро.

Простота нанесения

Техника тонирования пигментными морилками и красителями практически одинакова. Испытайте ее на пробном обрезке, затем обильно нанесите красящий состав на поверхность вашего изделия и сотрите излишки, чтобы выровнять цвет.

Затем лайте поверхности полностью просохнуть, после чего еще раз протрите ее, чтобы удалить образующийся в некоторых местах налет. Помните, что цвет поверхности меняется при высыхании состава, а затем меняется еще раз при нанесении прозрачного лака (фото внизу слева). Красители для тонирования древесины можно приобрести в виде готового раствора или сухого порошка. Тщательно растворите порошкообразный краситель и процедите готовый раствор (фото внизу справа). Обычно цвет окрашенной красителями древесины не меняется с увеличением количества слоев красящего состава. Он становится темнее, но остается прозрачным. Каждый новый слой пигментной морилки сильнее затемняет цвет поверхности и уменьшает прозрачность.

Возможные дефекты и их устранение

Хотя тонирование считается несложной операцией, иногда возникают проблемы. Но многих из них удастся избежать, если вы знаете, что может случиться.

Поднятие ворса. Основной недостаток водных составов состоит в том, что они поднимают ворс на древесине. Следует быть готовым к этому, и лучше заранее поднять ворс и тщательно его удалить (фото слева внизу), а затем приступать к тонированию.

Разница в цвете древесины . Даже хорошая доска порой имеет участки и полосы разного цвета, и большинство красящих составов не могут скрыть эту разницу. Работа с такими досками показана на фото справа внизу. Пятнистость. Древесина некоторых пород окрашивается неравномерно. Предварительно обработав поверхность кондиционером, можно добиться более равномерного тонирования.

На следующей странице (фото внизу) показаны примеры такой обработки. Потемнение торцов. Торцевые поверхности впитывают больше морилки, чем остальные части доски. Чтобы уменьшить разницу в цвете, отшлифуйте торцы абразивом на одну ступень мельче, чем остальные поверхности. Затем обработайте их кондиционером. Тонирование красителями вместо пигментных морилок также помогает уменьшить разницу в цвете поверхностей, не прибегая к использованию кондиционера.

Несоответствие цвета. Иногда цвет окрашенной древесины отличается оттого, который вы ожидали увидеть. Если оттенок соответствует вашим планам, но он слишком светлый, нанесите еще один слой такого же красящего состава. Если получившийся оттенок не такой, как требуется, его можно перекрыть более темной морилкой.

Если цвет слишком темный и поверхность еще не высохла, ее можно немного осветлить, протерев подходящим растворителем. Водные морилки смываются водой, а для масляных нужно использовать уайт-спирит.

Если водная морилка уже высохла, можно частично удалить ее с помощью волы и заново тонировать поверхность. Высохшую масляную морилку часто удается удалить органическими растворителями для лаков и эмалей. Если этого недостаточно, используйте смывку, затем осветлите оставшиеся пятна с помощью отбеливателя, а потом снова приступайте к тонированию.

Можно немного осветлить окрашенную поверхность, аккуратно протирая ее подходящим растворителем, однако следует быть осторожным, чтобы сохранить равномерность оттенка и не допустить появления пятен и полос.

Вариации на тему

Мы сконцентрировали ваше внимание на пигментных морилках и красителях, но есть еще пять средств, которые могут быть использованы для тонирования древесины. В некоторых случаях лучше предпочесть комбинированные красящие составы, содержащие пигменты и красители, цветные масляно-лаковые смеси, морилку-гель, универсальные отделочные составы или гак называемые «безворсовые» морилки (то есть морилки, не вызывающие поднятия ворса). Наиболее удобными в применении являются комбинированные красящие составы (фото вверху). Однако в некоторых ситуациях морилка-гель позволяет добиться лучших результатов (фото внизу).

Цветные масляно-лаковые смеси, к которым относится и так называемое «датское» масло, содержат масло, лак, разбавитель и красящие вещества. Такие составы легко наносятся, глубже проникают в древесину и благодаря умеренно стойкому связующему могут служить самостоятельным отделочным средством.

Универсальные отделочные составы, использующиеся в качестве окончательного слоя отделки, содержат лак (например, полиуретановый) с красящими веществами. Разбавителем для таких составов служат уайт-спирит или вола, а красящим веществом — краситель или пигмент. С их помощью отделочное покрытие наносится одновременно с тонированием. Они практически не проникают в глубь древесины и по свойствам близки к краскам. Из- за быстрою высыхания работа с ними требует определенных навыков, чтобы нанести равномерно тонкий слой. Дополнительные слои затемняют цвет и делают его менее прозрачным. При нанесении кистью трудно избежать перекрывающихся участков, которые буду т выделяться темными пятнами. Как правило, следует избегать применения таких составов при отделке в мастерской.

«Безворсовые» морилки на волной основе можно разбавлять спиртом или лаковым растворителем, а поверх них использовать отделочные покрытия на масляной основе. Они высыхают слишком быстро, что делает их менее удобными по сравнению с обычными водными морилками, и большая часть столяров-любителей прекрасно обходится без них.

Расширьте свою цветовую палитру

Большинство столяров покупают для тонирования древесины готовые составы, стандартный ассортимент которых имеется во многих магазинах. Но если вы хотите выйти за рамки привычных цветов или просто хотите экспериментировать, научитесь изменять эти цвета по своему желанию. Одним из способов является смешивание стандартных цветов, но прежде следует убедиться в совместимости смешиваемых составов. В них должен использоваться один и тот же растворитель.

Намного больше возможностей предоставляет добавка основных цветов к готовым составам или их нанесение непосредственно на поверхность древесины. Используйте художественные масляные или так называемые японские краски, если затем будут наноситься морилка и лак на масляной основе. Если изделие покрыто морилкой и лаком на водной основе, можно использовать акриловые краски, разбавленные водным раствором клея. Такие краски продаются в художественных салонах и магазинах для творчества.

Цветовой круг подскажет, как получить желаемый цвет. Самые известные цветовые круги показывают, как с помощью красной, желтой и синей красок получить все остальные цвета.

Тем не менее в отделке мебели традиционно преобладают сдержанные оттенки так называемой «земляной» гаммы (см. фото внизу). Различные комбинации натуральной и жженой умбры, сиены, охры, черных и белых пигментов дают богатую палитру красивых оттенков, которые используются в мебельном деле. Экспериментируйте на обрезках и, добившись нужного результата, не забудьте записать рецепт.

Желая добиться особенного оттенка, используйте доступные возможности, о которых большинство столяров даже не подозревают. Акриловые и масляные художественные краски и цветовой круг помогут получить любой оттенок, который превратит самый обычный проект в нечто особенное.

Мы использовали акриловую глазурь и краски, продающиеся в художественных салонах, чтобы получить такие результаты на дубовой древесине. На левый образец нанесли натуральную сиену, средний покрыт жженой умброй, а для правого образца смешали вместе обе краски.

Вы можете увидеть разницу между красителями и пигментными морилками. На дубовую доску справа был нанесен золотисто-коричневый краситель, а доска ниже тонировалась морилкой такого же цвета.

Как и краски, пигментные морилки остаются на поверхности древесины, почти не проникая в глубину. Из-за высокого содержания пигментов краски непрозрачны. Морилки содержат те же пигменты, но в меньшем количестве, поэтому они относительно прозрачны (их можно считать сильно разбавленными красками).

Мельчайшие частицы пигмента смешиваются со связующим — веществом, удерживающим пигмент после высыхания на поверхности. Самым известным связующим масляного типа является олифа. В водных морилках применяются другие вещества. Все пигментные морилки следует тщательно перемешивать перед нанесением, чтобы равномерно распределить осевшие частицы пигмента в жидкости и предотвратить появление разноцветных полос.

Красители сильно отличаются от пигментов. Они прозрачны, проникают в глубь любой древесины, и с ними легче добиться цветовой однородности.

Вы можете приобрести готовые растворы красителей, сухие порошки или жидкие концентраты. Порошки и концентраты разводятся соответствующим растворителем: водой, спиртом или одним из нефтяных растворителей, например, сольвентом. Важно использовать для каждого типа красителя подходящий растворитель. Водный краситель, как правило, не удастся развести спиртом.

Жидкие концентраты красителей часто можно разбавлять несколькими растворителями. Спиртовые красители являются самыми быстросохнущими (пожалуй, слишком быстросохнущими, что затрудняет работу с ними). Водорастворимые красители безопасны и наиболее удобны в работе.

При тонировании важнее всего учитывать, как изменяется цвет при высыхании красящего состава. Часто столяр, увидев высохшую поверхность, считает необходимым нанести еще несколько слоев для усиления цвета, но это обычно приводит к ошибке. Если цвет сырой поверхности был таким, как требуется, не нужно ничего делать. Этот цвет вернется после нанесения бесцветного лака, как показано на . Некоторые красящие составы сохнут быстрее других, и, если морилка уже высохла, удалить ее излишки будет труднее. Водные морилки высыхают быстрее масляных. Часто высохшая поверхность кажется пыльной, ее цвет тусклый, но об этом не следует беспокоиться.

Смешав со спиртом или водой сухой порошок красителя, вам не удастся полностью растворить все его частицы, несмотря на тщательность перемешивания. Дайте раствору отстояться, после чего снова перемешайте, а затем процедите через бумажный фильтр для кофеварки, марлю или капроновый чулок, чтобы избавиться от нерастворенных частиц. Всегда надевайте пылезащитную маску при работе с сухим порошком, так как он сильно пылит, и это может стать причиной аллергических реакций и заболеваний органов дыхания. Добиваясь получения нужного оттенка, вы можете смешивать пигментные морилки с красителями, если они разведены в одном и том же растворителе. Для лучших результатов смешивайте продукцию одного производителя. Также следует разводить каждое красящее средство отдельно до смешивания их друг с другом. Не добавляйте порошок или концентрат одного цвета в готовый раствор другого цвета.

Водные морилки и красители поднимают ворс на древесине. Крошечные волокна разбухают и остаются приподнятыми, подобно щетинкам. Если нанести слой отделочного состава (лака или краски), поверхность будет напоминать наждачную бумагу.

Самый простой способ справиться с этим явлением (до нанесения морилки или красителя на водной основе) поднять ворс, а затем удалить его. Смочите поверхность чистой водой из опрыскивателя и дайте ей просохнуть полностью. Теперь шлифовкой или соскабливанием удалите поднявшиеся ворсинки. Простые и эффективные скребки получаются из сменных лезвий для ремесленных ножей. Держите лезвие почти вертикально, как показано на фото, и осторожно скоблите поверхность.

Древесина может иметь разный цвет, и не всегда удается полностью исправить эту разницу с помощью одного слоя морилки. Сложнее всего сделать это на древесине таких пород, как вишня или орех, у которых заболонь намного светлее ядра.

Если вы хотите, чтобы вся поверхность была темной, нанесите морилку только на заболонь, как показано на примере этой вишневой доски. После просушки нанесите еще один слой этой же морилки, покрыв им всю деталь. Если хотите добиться однородной окраски всей поверхности, цвет морилки должен соответствовать цвету ядровой древесины. Тонируйте этой морилкой только участки с заболонной древесиной.

Древесина сосны, вишни, клена и березы на поверхности одной и той же доски имеет участки различной плотности. Такая неоднородность является причиной неравномерного тонирования при использовании пигментных морилок. Мягкие участки впитывают больше морилки, чем твердые, и после тонирования выглядят более темными.

Уменьшить влияние неоднородности можно с помощью состава- кондиционера, нанеся его перед тонированием. Кондиционер является разновидностью связующего вещества, закрывающего древесные поры, и результат его применения вы можете видеть на фото слева.

Мы использовали кондиционер Minwax и красно-коричневую морилку для обработки левой сосновой доски, а правая доска покрыта только морилкой.

Кондиционер можно приготовить самостоятельно. Если для верхних слоев покрытия выбрали полиуретановый лак, сделайте кондиционер из одной части лака, разбавленного пятью частями растворителя. Нанесите эту смесь на поверхность, просушите, слегка отшлифуйте наждачной бумагой № 220, а затем тонируйте морилкой.

Комбинированные составы, содержащие краситель и пигментную морилку, обычно расслаиваются при длительном хранении на полке магазина. Краситель остается в растворе, а пигменты оседают на дно банки. Для получения первоначального цвета состав следует тщательно перемешать. Определить подобные составы можно с помощью палочки, опустив ее конец на дно банки. Если на нем будет сгусток, а сама палочка станет окрашенной (см. фото внизу), вы имеете дело с комбинированным составом. Краситель окрашивает плотные участки деревянной поверхности, а пигмент скапливается в порах. Такие составы тонируют проблемные породы более равномерно, но, чтобы еще более уменьшить неоднородность цвета, лучше сначала применить кондиционер. Комбинированные составы наносятся разными способами.

В верхней части банки, если не перемешивать ее содержимое, находится раствор красителя, который можно использовать непосредственно для тонирования древесины или добавить в совместимый лак для получения тонера (подробнее об этом в следующей статье данной серии).

Слегка перемешав содержимое банки, вы получите немного иной оттенок этого же цвета. Тщательное перемешивание даст еще один оттенок. Наконец, пигментный осадок, если его не размешивать, отлично подходит для использования в качестве патины, о которой будет рассказано в следующей статье.

Морилка-гель состоит из пигмента, красителя или их смеси и связующего на масляной или водной основе. Строго говоря, она является разновидностью краски, которая покрывает поверхность, не впитываясь в нее. Такие морилки немного скрывают рисунок текстуры, но зато с ними проще добиться однородности цвета (см. фото внизу). Левый образец был покрыт обычной водной морилкой, для тонирования правого образца использовали морилку-гель. Морилка-гель отлично подходит для нанесения так называемой патины. Техника патинирования позволяет добавлять цветные слои между слоями основного покрытия и имитировать текстурный рисунок на любой поверхности. Например, вы можете сделать две разные доски похожими друг на друга и превратить оргалит в дуб.