Сетчатка состоит из двух видов светочувствительных клеток - палочек и колбочек. Днем, при ярком освещении, мы воспринимаем зрительную картину и различаем цвета с помощью колбочек. При слабом же освещении в действие вступают палочки, которые более чувствительны к свету, но не воспринимают цвета. Поэтому-то в сумерках мы видим все в сером цвете, и даже существует пословица "Ночью все кошки серые

Потому что в глазу есть два типа светочувствительных элементов: колбочки и палочки. Колбочки различают цвета, а палочки различают только интенсивность света, то есть видят всё в черно-белом изображении. Колбочки менее светочувствительны, чем палочки, так что при слабой освещенности они вообще ничего не видят. Палочки же очень чувствительны и реагируют даже на очень слабый свет. Вот поэтому в полутьме мы не различаем цветов, хотя и видим контуры. Кстати, колбочки в основном сконцентрированы в центре поля зрения, а палочки по краям. Этим объясняется то, что наше боковое зрение тоже не очень-то цветное, даже при дневном свете. Кроме того, по этой же самой причине астрономы прошлых веков старались при наблюдениях использовать боковое зрение: в темноте оно острее прямого.

35. Бывает ли 100% белизна и 100% чернота? В каких единицах измеряется белизна ?

В научном цветоведении для оценки светлотных качеств поверхности пользуются также термином «белизна», который имеет особо значение для практики и теории живописи. Термин «белизна» по своему содержанию близок к понятиям «яркость» и «светлота», однако, в отличие от последних, она содержит оттенок качественной характеристики и даже в какой-то мере эстетической.

Что же такое белизна? Белизна характеризует восприятие отражательной способности. Чем больше поверхность отражает падающего на неё света, тем она будет белее, и теоретически идеально белой поверхностью следует считать поверхность, отражающую все падающие на неё лучи, однако практически таких поверхностей не существует, так же как не существует поверхностей, которые полностью поглощали бы падающий на них свет.

Начнём с вопроса, какого цвета бумага в школьных тетрадях, альбомах, книгах?

Вы, наверно, подумали, что за пустой вопрос? Конечно белого. Правильно – белого! Ну, а рама, подоконник, покрашены какой краской? Тоже белой. Всё правильно! А теперь возьмите тетрадный лист, газету, несколько листов из разных альбомов для рисования и черчения, положите их на подоконник и внимательно рассмотрите какого они цвета. Оказывается, будучи белыми, они все разного цвета (правильнее было бы сказать – разного оттенка). Один бело-серый, другой бело-розовый, третий бело-голубой и т.д. Так какой же из них «чисто белый»?

Практически мы называем белыми поверхности, отражающие различную долю света. Например, меловой грунт мы оцениваем как белый грунт. Но стоит на нём выкрасить квадрат цинковыми белилами, как он утратит свою белизну, если же внутри затем закрасить квадрат белилами, имеющими ещё большую отражательную способность, например баритовыми, то первый квадрат также частично утратит свою белизну, хотя все три поверхности мы практически будем считать белыми.

Выходит, что понятие «белизна относительно, но в то же время имеется какой-то рубеж, с которого воспринимаемую поверхность мы начнём считать уже не белой.

Понятие белизны можно выразить математически.

Отношение светового потока, отражённого поверхностью, к потоку, падающему на неё (в процентах) носит название «АЛЬБЕДО» (от лат. albus – белый)

АЛЬБЕДО (от позднелат. albedo – белизна), величина, характеризующая способность поверхности отражать падающий на неё поток электромагнитного излучения или частиц. Альбедо равно отношению отраженного потока к падающему.

Это отношение для данной поверхности в основном сохраняется при различных условиях освещённости, и поэтому белизна является более постоянным качеством поверхности, нежели светлота.

Для белых поверхностей альбедо будет равняться 80 – 95%. Белизна различных белых веществ, таким образом, может быть выражена через отражательную способность.

В.Оствальд даёт следующую таблицу белизны различных белых материалов.

Сернокислый барий

(баритовые белила)

99%

Цинковые белила

94%

Свинцовые белила

93%

Гипс

90%

Свежий снег

90%

Бумага

86%

Мел

84%

Тело, которое совершенно не отражает света, в физике называется абсолютно чёрным. Но самая чёрная видимая нами поверхность не будет с физической точки зрения абсолютно чёрной. Поскольку она видима, то отражает хоть какую-то долю света и, таким образом, содержит хотя бы ничтожный процент белизны – так же как поверхность, приближающаяся к идеально белой, можно сказать, содержит хотя бы ничтожный процент черноты.

Наука о цвете – цветоведение изучает многие вопросы, которые интересны художникам. Например: правильное смешивание красок, как изменяется цвет при разном освещении, на разных расстояниях, влияния на цвет соседнего цвета и много других подобных вопросов. Вопросы цвета изучаются уже достаточно давно. Еще в 1810-ом году Гёте написал «Учение о цветах». Цветоведение выявляет закономерности цветовых явлений в природе, тем самым помогая художникам живописцам. Эта статья о самых главных аспектах в цветоведении.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЦВЕТА.

Если положить любых три одинаково белых предмета: один на хорошо освещенном месте, второй в менее освещенном, а третий в плохо освещенном месте – можно увидеть, что чем менее освещенное место – тем серее будет казаться этот предмет. Если же, тоже самое проделать с синим, зеленым или красным предметом – то он по-прежнему будет восприниматься как синий, зеленый или красный. Все дело в том, что все черные, серые и белые цвета только по светлоте отличаются друг от друга. Хотя в окружающем мире не существует чисто белых, серых и черных цветов. Они всегда имеют какой-нибудь оттенок. Белые, серые и черные краски так же бывают с разными оттенками. Даже обычная белая краска, у разных производителей может отличаться, поэтому если нужно подрисовать что-то уже начатое одной белой краской – лучше искать краску того же производителя, краска которого использовалась и вначале. Потому что разница двух белых цветов может быть слишком очевидна и абсолютно неуместна. Так же дело обстоит и с серыми и черными цветами.

Цвета, которые отличаются друг от друга только светлотой – называются ахроматическими (бесцветными). Это чисто черный, чисто белый и чисто серый цвет.


Ахроматические цвета . Положение на шкале от черного до белого цвета называется - светлота .

Эти цвета перестают быть ахроматическими, если присутствует хоть какой ни будь, незначительный цветовой оттенок. Все остальные цвета называются хроматическими (в переводе с греческого – цветными). Они отличаются не только светлотой, но и цветом (красный и синий), а также цветовым тоном (красный, оранжевый, желтый).


Хроматические цвета . Из хроматических цветов состоит цветовой спектр .

При смешивании краски, светлоту и темноту цвета можно регулировать, добавляя в нее черную или белую краску. К примеру, если в красный цвет добавить белый, то получится розовый, а если в тот же красный добавить черный, то получиться коричневый. Для того чтобы сделать цвет менее насыщенным, надо добавить в него серую краску такой же светлоты как и сам цвет, при этом цвет станет менее насыщенным, мутным, но не станет ни светлее, ни темнее чем был изначально. Насыщенность определяется степенью отличия ахроматического и хроматического цветов одинаковой светлоты.


Насыщенность цвета это степень удаленности хроматического цвета от ахроматического цвета той же светлоты.

Хотя очень часто насыщенность и светлоту или темноту регулируют, смешивая краски хроматических цветов. При этом, когда смешиваются более двух разных цветов – цвет становиться более ахроматическим и для того чтобы сделать его менее насыщенным, добавлять серую краску не обязательно.

Хроматические цвета бывают различными по насыщенности, светлоте, и цветовому тону, эти критерии и называют основными свойствами цветов, потому что они абсолютно точно характеризуют цвет. Даже незначительное изменение любой из этих характеристик приведет к изменению в цвете.

НЕИЗБИРАТЕЛЬНОЕ И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ СВЕТА.

Когда белый свет проходит через призму, он разделяется на цветные лучи, если перед ними поставить белый экран, то на нем отразится спектр - полоска со всеми цветами радуги. Если поставить перед этими лучами серый или черный экран, то на нем отразится тот же спектр, только все его цвета будут темнее, и чем темнее будет экран – тем темнее будут цвета спектра. А если поставить на пути лучей экран любого другого «цветного» цвета – спектр изменится. В нем может измениться распределение яркости, могут появиться бесцветные зоны или он станет короче, без красно-оранжевых или сине-фиолетовых цветов. Поверхности ахроматических цветов, отражают цветные лучи одинаково, а хроматических – по-разному: какие-то меньше, какие-то больше. Под цветным освещением, черные, белые и серые предметы, как бы слегка окрашиваются в цвет освещения. Поверхности остальных цветов визуально меняются иначе. Например: синий станет насыщеннее, если освещение синеватое, если освещение любого другого цвета, то он потемнеет, может даже до сине-черного и будет казаться менее насыщенным. Также будет с красным и зеленым цветами. Так происходит потому что объекты, которые не светятся, отражают часть света, который их освещает, а часть поглощают. Предметы всех цветов, часть света поглощают, преобразовывая энергию света, в другие энергии, в основном в тепловую. Именно поэтому, белые предметы нагреваются на солнце значительно меньше черных. Причем отражение и поглощение цветного света, одинаково для всех поверхностей ахроматических цветов. Именно такое поглощение света и называется неизбирательным. Предметы хроматической окраски, поглощают лучи одних цветов в большей степени, а других в меньшей. Красные объекты больше поглощают зеленые лучи, чем красные, а зеленые наоборот, больше поглощают красные, чем зеленые. Так и проявляется избирательное поглощение света.

Если взять зеленое стекло и направить на него зеленый свет, то свет пройдет через него, если, к примеру, направить на него синий свет – он частично поглотится стеклом и оно станет казаться темнее и бесцветней. Если сложить вместе красное и зеленое стекла, они будут пропускать мало света и будут казаться очень темными. А желтое и синее стекло, сложенные вместе, будут свободно пропускать зеленый свет. Лучи разного цвета, по-разному пропускаются (поглощаются) стеклами разных цветов.

ЦВЕТОВОЙ КРУГ.

Цветовой спектр начинается с темно- красных цветов, а заканчивается синим и фиолетовым цветами. Если смешать красный и фиолетовый цвета – получим пурпурный цвет. Самое начало спектра немного схоже по цвету с его концом. Если добавить в спектр пурпурный цвет, разместив его между красными и фиолетовыми цветами, можно замкнуть кольцо цветов. Пурпурный станет как бы промежуточным, получится то, что принято называть цветовым кругом. Такие круги бывают разными по количеству цветов, но человеческий глаз может различить не более 150-и из них.

Цветовой круг можно разделить на две части: теплые цвета, такие как красный, оранжевый, желтый и желто-зеленый; и холодные цвета: зелено-голубой, голубой, синий и фиолетовый. Их разделяют так потому, что теплые цвета схожи по цвету с огнем и солнцем, а холодные с водой и льдом. Хотя, это все относительно. В цветовом круге, противоположные по тону цвета, находятся друг напротив друга: красный противоположен зеленому, оранжевый – голубому, желтый – синему, зеленый – фиолетовому.

ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТОВ ОТ ОСВЕЩЕНИЯ.

Искусственный свет (от лампы или свечки) кажется желтоватым, по сравнению с дневным. Все предметы при таком освещении приобретают желтоватый или даже немного оранжевый оттенок. Если неопытный, начинающий художник напишет пейзаж под таким освещением, то при дневном свете, он будет казаться желтоватым, потому что вечером желтизна не замечается. Если человек будет смотреть на определенную поверхность, он будет улавливать особенности освещения и восстанавливать характерный для этой поверхности цвет, отбрасывая оттенок навязанный освещением. Находясь в фотолаборатории, очень сложно будет найти бумажку красного цвета, при включенной красной фотографической лампе. Все бумажки в этой лаборатории будут казаться белыми.



Изменение цветов в зависимости от освещения . При дневном свете (сверху) и искусственном (внизу).

Одинаковые предметы, если их положить на свету или в тени, визуально будут немного менять цвет. На закате листья деревьев кажутся красноватыми, потому что хлорофилл отражает часть красных или красноватых солнечных лучей. При ярком освещении цвета будут, как бы выбеливаться. Когда начинает темнеть, тона перестают различаться. Первыми становятся плохо видны красные, потом оранжевые, дальше желтые и дальше все остальные по порядку расположения в спектре. Дольше всех остаются видимыми синие цвета. Утром все цвета становятся видимыми в противоположном порядке: первыми мы начинаем различать синие и голубые. Желтые цвета днем кажутся светлее всех остальных, а вечером голубые кажутся самыми светлыми. Все эти изменения цвета при разном освещении, нужно учитывать, рисуя живопись.

СВЕТОТЕНЬ.

Светотень это основное средство передачи объемности формы в изобразительном искусстве. Посредством светотени можно передать и освещение. При средней степени освещения, на средне-светлых предметах, можно увидеть наиболее богатые переходы от света к тени. В тенях иногда видны рефлексы (оттенки которые придает свет, отражающийся от разных объектов, находящихся рядом).


Рефлексы еще наблюдаются в бликах. Блики на неметаллических поверхностях всегда имеют цветность освещения, а на металлических – цветные блики. У серебристых или серебряных предметов – они голубоватые, а у медных и золотистых они оранжевые и желтые. Еще для передачи объемности, можно применять эффект отступающих и выступающих цветов. Теплые цвета являются выступающими, потому что большинству людей предметы таких цветов кажутся расположенными ближе, чем на самом деле. А предметы холодных цветов, отступающих, наоборот кажутся более далекими чем есть. Чем более светлый и насыщенный цвет, тем он, кажется, более выступает и наоборот – чем менее насыщенный и более темный, тем более отступает.

ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТОВ НА РАССТОЯНИИ.

Атмосфера земли содержит мельчайшие частицы, такие как влага, молекулы воздуха, пыль. Создавая мутную среду, они препятствуют прохождению света. Красные, оранжевые и желтые лучи проходят сквозь атмосферу лучше, чем голубые, синие и фиолетовые, которые рассеиваясь в разные стороны, придают небу его голубой цвет. Чем больше пыли и влаги в воздухе, тем больше цвет света, рассеиваемого в воздухе, близится к белому, как при тумане.

Свет, который отражается от светлого, хорошо освещенного объекта, расположенного далеко, проходя через атмосферу, приобретает теплый оттенок и темнеет, теряет часть синих и голубых лучей. Свет, отраженный от темного, мало-освещенного объекта, который находится далеко, проходя через атмосферу, подбирает рассеянные в ней синие и голубые лучи, становясь при этом более светлым и приобретая голубоватый оттенок.

Цвет, на больших расстояниях, меняется не только под воздействием дымки. Оранжевый цвет на расстоянии 500 метров становится красноватым, а на расстоянии до 800 метров – почти красным. Желтые предметы, издалека тоже кажутся красноватыми, при условии, что они хорошо освещены. Зеленые – становятся больше похожи на голубые, а голубые наоборот зеленеют. На расстоянии почти все цвета светлеют, за исключением синего, фиолетового и пурпурного, которые темнеют при удалении.

СМЕШИВАНИЕ КРАСОК.

Для того чтобы легко смешивать краски – пригодится знание теории смешения красок.

Красная, желтая и синяя краски называются основными красками, потому что из них можно получить больше всего разнообразных цветов. Этих трех цветов, при рисовании, часто бывает не достаточно, нужны еще черный и белый.

Образование красочной смеси определенного цвета, во многом связано с особенностями поглощения частицами красок, при прохождении сквозь их смесь, разных спектральных лучей. Каждая частица поглощает, как бы вычитает, некоторую часть световой энергии, которая в нее проникает. Такой процесс называется вычитательным, вычитанием цвета. К примеру: когда свет падает на смесь желтой и синей красок, он частично отражается, но его большая часть проникает внутрь и проходит через частицы то одной, то другой краски. Через желтые частицы пройдут все лучи желтой и зеленой части спектра, а через синие – его синей и зеленой части. При этом синие частицы, в некоторой степени, поглотят: красные, оранжевые и желтые лучи, а желтые частицы поглотят голубые, синие и фиолетовые. Получается, что зеленые лучи остались не поглощенными, что и определило то, что из смеси желтой и синей красок, мы получили зеленую краску.


Механическое смешение цветов.

Если наносить полупрозрачные слои красок разных цветов друг на друга, то цвет, который нанесен самым последним, будет преобладать в цвете полученной смеси.

При высыхании, все краски на водной основе, светлеют и в разной степени теряют насыщенность. Если нарисованную такими красками картину поместить под стекло или вскрыть лаком – цвета на ней будут выглядеть более насыщенными и темными. Это объясняется тем, что поверхность картины без какого либо покрытия, отражает рассеянный белый свет.

ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ.

Для написания живописи, кроме механического смешивания цветом, можно еще использовать оптическое смешение.

Если к любому хроматическому цвету, подобрать и добавить, в определенном количестве, еще один хроматический – получим новый ахроматический цвет. Эти два хроматических цвета, которые были подобраны, будут называться взаимно-дополнительные цвета. Такие цвета четко определены: для малиново-красного дополнительным есть зелено-голубой для огненно-красного – зелено-голубой оранжевого – голубой желто-зеленому – пурпурно-фиолетовый лимонно-желтому – синий ультрамарин. Пары таких цветов найти не сложно, потому что в цветовом круге они лежат друг напротив друга.

При оптическом смешении не дополнительных цветов – мы получаем цвета промежуточных тонов (синий + красный = фиолетовый).


Если смешать оранжевый и голубой, мы получим такой же ахроматический цвет, как если бы сначала смешали красный с желтым, чтобы получить оранжевый, который потом в последствии смешали бы с голубым. Результат не будет зависеть от того, из каких лучей спектра составляются цвета, которые мы смешиваем. Этим и отличается оптическое смешение цветов (слагательное) от механического (основанного на вычитании световых лучей).

Если зарисовать лист разными по цвету, маленькими пятнышками или мелкими штрихами и мазками – то по законам оптического смешения, на расстоянии они сольются в один общий, однотонный цвет. Так выглядит оптическое смешение, которое называют пространственным. Его используют в живописи, когда нужно придать определенному участку прозрачность и легкость, по сравнению с другими участками.

КОНТРАСТНОСТЬ ЦВЕТОВ.

Не смотря на то, что краски сейчас в продаже представлены в широчайшем ассортименте, для рисования светящихся предметов и самых темных горных расщелин, идеально подходящих по яркости красок – нет. Художники справляются с передачей данных предметов и природных явлений, с помощью правильного использования взаимодействия цветов.

Один и тот же цвет, на фоне различных цветов, выглядит по-разному. Любой объект, на фоне более темного цвета, чем он сам, будет казаться более светлым и, наоборот, на фоне светлее – будет выглядеть более темным, чем является на самом деле. И чем больше разница между светлотой или темнотой фона и предмета, расположенного на нем – тем более темным или светлым он будет видеться, не зависимо от того хроматического или ахроматического он цвета. Изменение цвета в окружении других цветов, или при со-прикасании с другим цветом, называют одновременным контрастом цвета.

Контраст, при котором меняется светлота цвета, из-за воздействия соседних цветов или цветов которые его окружают, называется светлотным контрастом.

Ахроматические цвета на разных хроматических фонах приобретают окрашенность. Например: если серый предмет разместить на красном фоне, то он станет зеленоватым, на зеленом фоне – розоватым, на желтом – синеватым. Контраст, при котором меняется не светлота, а насыщенность или цветовой тон – называется хроматическим. А цвета, которые возникают на предмете, называются цветами одновременного контраста. Чтобы свести на нет действие хроматического контраста (чтобы не исказить серый цвет предмета на красном фоне), нужно предмету придать оттенок фона. Если придать серому предмету розоватый оттенок, то на красном фоне его цвет больше не исказится и он будет смотреться чисто серым.

Если нарисовать серый объект на красном фоне, и обвести его по контуру, то этот контур снизит влияние контраста или совсем сведет его на нет. Если разделить линиями несколько соседствующих цветов – тоже можно снизить их влияние друг на друга, частично или полностью убрать действие хроматического контраста.

Наиболее четко выраженный контраст, можно увидеть на границах, где соприкасаются цветовые пятна, на краях этих цветовых пятен. Если посмотреть на белый куб, у которого одна сторона затемненная, а вторая более освещена можно увидеть, что затемненная сторона, возле грани с освещенной, смотрится более темной, а освещенная, у грани с затемненной, выглядит более светлой. Такой контраст, который мы видим именно по краям цветовых пятен, называется краевым контрастом.

Все эти особенности контраста, нужно учитывать, так как, если не уделить им должного внимания при рисовании, не получится передать рельефность поверхностей на изображении, или предметы на нем будут выглядеть искаженными, не будет видно, что какие-то их части выступают, а какие-то уходят вглубь.

ЦВЕТ ГРУНТА И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ.

Если на грунт наносить краски полупрозрачными слоями (лессировочное письмо), то влияние цвета грунта, на цвета всех нанесенных красок и на общий вид картины, будет очевидным. Но и при корпусном письме (когда краски наносятся плотным, не полупрозрачным слоем) цвет грунта будет иметь значение, так как какое-то количество света, будет проникать через верхний, цветной слой красок и доходить до грунта, а потом, отражаясь от него, менять общий тон картины, но это будет практически не заметно.

Самое большое значение цвет грунта приобретает тогда, когда грунт не закрашивается полностью, когда его цвет участвует в композиции картины, с целью, например, повысить яркость остальных цветов на картине. Основываясь на законах контраста, выбирая темный грунт, к таким методам, не редко прибегали старые художники-мастера, итальянцы и испанцы.

Одинаковый этюд, написанный на грунте двух разных цветов – будет выглядеть по-разному. На фоне белого грунта, все цвета будут казаться более темными, поэтому нужно будет использовать более светлые цвета, чем те, которые были бы нужны, для написания на фоне серого грунта. Так как на сером грунте, наоборот, все цвета будут казаться более светлыми и нужно будет использовать более темные цвета.

Белый грунт является универсальным и начинающим художникам не рекомендуется использовать для работы грунт других цветов, пока они не изучат все влияния цветов друг на друга и не научатся в совершенстве применять их на практике.

ОЦЕНКА ЦВЕТА НА КАРТИНЕ.

Все цвета, которые мы видим на картине и в природе, мы видим уже измененными их действием друг на друга и действием на них освещения. Увидеть каждый цвет в отдельности, без каких либо изменений, мы не можем. Если на картине выбрать какой ни будь один элемент, а все остальные прикрыть чем то – его цвет будет отличаться, от того цвета который он приобретает, если смотреть на всю картину, но все равно он будет претерпевать изменения из-за особенностей освещения. Для того чтобы правильно подобрать цвета для картины, нужно учесть, как, в результате чего, изменяются эти цвета на выбранном вами мотиве, а также правильно и равномерно распределить интенсивность цветов. Наиболее интенсивные цвета стоит использовать на переднем плане, а цвета с наименьшей интенсивностью - на заднем.

ОТНОШЕНИЯ ЦВЕТОВ.

Задача художника - передать каждый цвет таким образом, чтобы он правильно воспринимался в условиях освещения, которое запечатлено на картине, верно соотносился с нарисованным объектом, а его интенсивность соответствовала, тому на каком пространственном плане находится объект. Для этого нужно уметь правильно подбирать соотношения между цветами.

Кроме насыщенности, светлоты и цветового тона, у цветов еще есть фактурные свойства. Цвета, передающие цвет поверхности, которая имеет четкое расположение в пространстве, отличаются от таких же цветов, которые, к примеру, служат просто для придания цвета фону. Они называются цветами поверхностей. Благодаря таким отличиям, мы всегда можем приблизительно определить, на каком расстоянии находится какая-нибудь цветная поверхность. Цвета, не служащие для отображения рельефа, которые используются для рисования, чего ни будь не имеющего четкого местоположения (например: радуга или небо, мы не можем определить расстояние до них на глаз), называются бесфактурными цветами. Цвета, которыми рисуют прозрачные среды, которые воспринимаются не в плоскости, а объемно (воздух, вода), называются объемными цветами.

Существует также понятие плотности цвета, которая определяется плотностью нанесения слоя краски. Краска, нанесенная на поверхность слоем разной плотности, в разных местах, делает картину более живой.

Отношения цветов определяются по фактурным характеристикам, по плотности и по основным свойствам. Чтобы не сбиться с верных цветовых отношений, во время рисования, нужно периодически давать отдых глазам (закрывать глаза хотя бы ненадолго), так как они утомляются от цвета. Например: если долго смотреть на зеленое пятно, а потом быстро перевести взгляд на лист белой бумаги – Вы увидите на этом листе такое же пятно, только сиренево-розового цвета. Появление таких, не настоящих, эффектов происходит от усталости глаз от цвета. Они называются – отрицательные последовательные образы. Еще, утомление зрения проявляется, в случае если наблюдаемые цвета начинают рябить. Если долго смотреть на лист цветной бумаги – его цвет будет становиться менее насыщенным. Это тоже признак усталости глаз. Если происходит, что-то из перечисленного выше – нужно на время прервать написание картины.

ЦВЕТ В КОМПОЗИЦИИ КАРТИНЫ.

С помощью цвета, можно уравновесить композицию живописной картины. Цвета, которые напоминают цвет земли или камней, кажутся тяжелыми, в то время как цвета, напоминающие цвет воздуха или неба, воспринимаются более легкими. Но, нужно учитывать, что даже если нарисовать одним из «легких» цветов, предмет, который на самом деле тяжелый (например: горы) - цвет, все равно, будет казаться тяжелым. Чтобы уравновесить композицию, нужно обращать внимание не только на весомость цветных объектов, но и на их заметность. Меньше всего бросается в глаза синий цвет, а красный и оранжевый – привлекают внимание больше всего.

С помощью светлотного контраста, а также яркости и броскости цвета, можно выделить на картине объекты, к которым нужно привлечь больше внимания.

Если проверить на практике, все сказанное в этой статье, поупражняться в живописи, внимательно понаблюдать за натурой, подробней ознакомиться с цве товедением – Вам будет проще стать настоящим художником-пейзажистом.

Вероятно, со многими случался такой курьез: выбрали красивые обои в комнату, наклеили, наслаждаетесь красивым голубым цветом. Наступил вечер, вы включили свет… и нежный голубой оттенок неожиданно стал почти зеленым. В чем же дело? Известно, что освещение, как естественное, так и искусственное, оказывает существенное влияние на восприятие цвета стены и предметов. Именно об этом мы и поговорим в нашей статье.

Наиболее правильное впечатление о цвете мы получаем при солнечном освещении в полдень. Соответственно, перед тем, как окрасить стену в выбранный цвет, предварительно сделайте пробную выкраску 1х1 см: вы обязательно увидите, как изменяется цвет в зависимости от времени суток и электрического освещения.
Для того чтобы правильно подобрать лампы под ту или иную цветовую гамму интерьера, можно руководствоваться общим индексом цветопередачи Ra. Характеристика цветопередачи лампы описывает, насколько натурально (близко к естественному дневному освещению) выглядят окружающие нас предметы в ее свете. Максимальное значение Ra составляет 100. Чем ниже значения Ra, тем хуже передаются цвета освещаемого объекта.
Рассмотрим свойства цветопередачи наиболее распространенных типов ламп.
Лампы накаливания

В свете традиционных ламп накаливания почти отсутствует синяя и фиолетовая (иными словами, холодная) часть спектра, вследствие чего они дают теплый «желтый» свет. По этой причине теплые цвета – красный, оранжевый, желтый и их оттенки воспринимаются в свете ламп накаливания с минимальным отклонением, синие и фиолетовые поверхности значительно темнеют и краснеют, зеленые становятся тусклыми. Если вы еще не отказались от ламп накаливания в пользу энергосберегающих, то использовать их лучше в интерьере теплых тонов.
Индекс цветопередачи ламп накаливания – R 60-90
Галогенные лампы
Галогенная лампа – это усовершенствованная лампа накаливания. Ее спектральный состав существенно приближен к спектру солнечного света. Благодаря этому прекрасно передаются цвета мебели и интерьера в теплой и нейтральной гамме, а также цвет лица человека.
Индекс цветопередачи галогенных ламп – R > 90
Люминесцентные лампы
Свет люминесцентных белых ламп дневного света близок по спектральному составу к естественному дневному. При освещении этими лампами восприятие цвета будет относительно правильным. Однако нужно обращать внимание на маркировку лампы. Маркировка обычно состоит из 2-3 букв. Первая буква Л означает люминесцентная. Следующие буквы означают цвет излучения: Д - дневной; ХБ - холодно-белый; Б - белый; ТБ - теплобелый; Е - естественно-белый. Соответственно, если ваш интерьер решен в холодной гамме, нужно выбирать любую маркировку, кроме ЛТБ. Если интерьер «теплый», тип ЛХБ необходимо исключить.
Индекс цветопередачи люминесцентных ламп – R 80-100
Вот теперь мы можем ответить на вопрос, почему нежные голубые обои стали вдруг зелеными. Все дело в том, что их освещала обычная лампа накаливания. Ее желтый свет «смешался» с голубым тоном обоев, сделав его зеленым. Относитесь к подбору ламп с должным вниманием, и ваш интерьер не удивит вас неожиданной сменой цветовой гаммы.

Влияние освещения на цвета предметов.

Цвета предметов меняются в природе с утра до вечера, в зависимости от положения солнца. Его лучи то пронизывают прозрачные и полупрозрачные предметы, то отражаются от их поверхности; в каждом из случаев они подвергаются неодинаковым изменениям. Кроме того - высота солнца, большая или меньшая облачность и вообще состояние атмосферы имеют громадное влияние на цвета тел. Утренняя и вечерняя зори, сумерки, лунное освещение еще прибавляют к разнообразию цветовых изменений. Во всех этих явлениях есть законность, которую мы должны здесь выяснить.

Цвет всякого предмета составляется из таких же частей, из каких состоит свет солнечный, только некоторые части света почти вполне поглощаются или гасятся телом. Например, киноварь погашает фиолетовые, синие, зеленые части почти вполне; при освещении киноварь испускает из себя только красные лучи и к ним близкие. Трава и листва деревьев выбирает из солнечных лучей зеленые, желтые и синие, частью сохраняет их и испускает, поглощая, более или менее красные и оранжевые лучи. Если киноварь осветить синим или зеленым светом, то она покажется совсем темною, почти черною, потому что киноварь не получает при таком освещении красных лучей, ей необходимых для видимости.

Вообще всякое тело как бы избирает некоторые из цветов, входящих в состав солнечных лучей и отражает или испускает только их, погашая остальные; от этой избирательной способности тел происходят их цвета во всем их разнообразии и разнородности. Только белые предметы как будто не обладают такой избирательной способностью, во всяком случае, и эти предметы отражают от себя не весь свет, на них падающий. Черные предметы также представляют нечто особенное: черный бархат, черное сукно, черный гранит не кажутся в солнечном свету совершенно черными, но серыми, испуская всякого цвета понемногу, и тем отличаются от белых, которые отражают всякого цвета помногу. Однако различные белые, как и различные черные поверхности несколько отличаются между собой. Такая то белая краска холоднее или теплее другой; это значит, что в одной замечается легкая синеватость, а в другой легкая желтоватость. Сахар бел и мел также бел, но их цвета не вполне одинаковы. Подобно тому и черный цвет каменного угля не тождествен с черным цветом различных красок, употребляемых в живописи; есть черные синеватые, зеленоватые, коричневатые, что лучше всего обнаруживается при смешении их с белилами. Отсюда следует, что различные черные краски имеют некоторый господствующий, хотя и весьма слабый, цветной тон.

Серый цвет занимает промежуточное место между белым и черным. Белые и серые предметы наиболее способны принимать цвет того освещения, при котором их рассматривают; белые и серые стволы деревьев становятся красными или оранжевыми при закате солнца, а черные получают лишь слабый цветной оттенок. Березовая кора зеленеет от ярко освещенной близкой травы, принимает голубой цвет со стороны, освещенной синевою неба, и вообще много видоизменяется и чрезвычайно ощутительно. Серая пыльная дорога, серые камни, серые заборы из потемневшего от старости дерева - все эти предметы принимают очень разнообразные оттенки в зависимости от освещения. Листва сероватого цвета, какая у наших ив или у южных маслин, тоже способна видоизменяться очень ощутительно, в особенности по сравнению с ярко-зелеными растениями, которые при вечернем освещении становятся совсем темными, почти черными с коричневатым или красноватым отливом.

Но цвета становятся наиболее яркими при освещении их светом, которого оттенок близок к их собственному, т.е. теплые цвета выигрывают при теплом освещении, холодные - при холодном. Белая и серая бумага гораздо менее красна и ярка при красном или голубом освещении, чем красная или голубая бумага при таких же обстоятельствах. Напротив теплые цвета темнеют, приближаясь в некоторых случаях к черному, при освещении их лучами холодных цветов, например, оранжевый от голубого, а холодные от теплых, например, фиолетовый от желто-зеленого.

Мы говорим про случаи освещения матовых, не гладких поверхностей; гладкий зеленый лист, например, может отражать самые разнообразные лучи.

Очень гладкая поверхность в некоторых случаях почти не сохраняет своего цвета. Например, полированная красная медь может отлично отражать все цвета, даже и зеленый дополнительный к ее цвету, подобно тому и поверхность листьев может отражать с большою чистотою красный свет заходящего солнца. Представляю себе листья лопуха; они так извилисты, что одна часть их отражает синий цвет неба, становящийся впрочем, серовато-зелено-синим, другие части листа, находящиеся в тени, имеют темно-зеленый цвет, а некоторые просвечивают в ярко желто-зеленом тоне.

Из всего сказанного следует, что в глазах художника ни один предмет не имеет определенного постоянного цвета. Нормальный цвет листвы есть зеленый, но, если она сильно освещена или находится в глубокой тени, то может получить тона, чрезвычайно удаляющиеся от зеленого.

Особенную изменчивость представляют в природе тона воздуха и воды. Прозрачные и светлые цвета неба и облаков, и более темные тучи, которые, по контрасту с ярко освещенными предметами земли, могут казаться совершенно черными, представляют обширные гаммы во всех тонах от белого через серый до черного, от светло-голубого и слабо-красного до темно-синего или темно-пурпурного и т. д. Все это разнообразие производится или отражением света от воздуха и воды, из которой состоят облака, или прохождением солнечных лучей сквозь них. Цвет воды, озер, рек и морей определяется по прозрачности: верхушка волны может быть серо-желтая, желто-зеленая, изумрудно зеленая. Мутная вода может казаться при сквозном освещении бурой, почти красной. По отражению всякая вода, может быть, синею, но степень синевы зависит не только от чистоты и силы синевы неба, а в некоторой мере и от цвета самой воды.

Спокойная вода не принимает такой синевы, как покрытая рябью или взволнованная. Во всякой волне вершина более или менее просвечивает, а поверхность углубления более или менее отражает цвет неба и облаков. Некоторые части впадин между волнами так мало получают света, что кажутся очень темными. В отдаленной полосе моря нельзя видеть отдельных частей даже порядочной величины волн, а в ряби, состоящей из очень мелких волн, эти части неотличимы и с малого расстояния; все части сливаются в один цвет, который темнее цвета спокойной воды, благодаря темным частям волн.

В гладкой спокойной воде, при синем небе, темнота, но не чистота, синевы усиливается, по мере близости к зрителю поверхности воды. Стоя на возвышенном берегу моря можно видеть, что вода в близких бухточках гораздо темнее, чем в некотором расстоянии от берега. Это происходит, между прочим, от того, что синий цвет неба, составившийся отражением от воздуха, отражаясь еще раз от воды, при известных обстоятельствах будет очень беден светом, т.е. очень темен. Другая причина потемнения воды, находящейся внизу и почти под ногами, состоит в том, что при почти вертикальном падении лучей, они большею частью пронизывают ее и, следовательно, мало отражаются.

Цвет воды, в которой отражаются деревья или иные предметы, зависит от их цвета, но это отражение не всегда есть только пониженное тонами изображение предмета. Освещенная стена выйдет такою и в отраженном изображении, но было бы ошибочно изображать освещенное дерево только опрокинутым в воде с повторением его светлых и темных частей. В воде отражается большею частью испод листьев. Испод горизонтальных листьев не может получить прямого солнечного освещения даже в момент заката солнца, все равно как потолки комнат, даже на самой высокой башне, не могут быть освещены солнечным закатом. Если солнце близко к горизонту, то все же его лучи падают на земные предметы с некоторой высоты; если оно опустилось к горизонту и даже частью скрылось под ним, то видимая часть солнечного диска посылает лучи только горизонтально, но не снизу вверх.

Мы видим, однако, что солнце, находясь между облаками, освещает верхние края одних и нижние - других; и в этом случае нас обманывает перспектива, Верхние облака обращены светлыми краями, как будто книзу, а в действительности они только более удалены от нас и, будучи обращены к солнцу, освещаются им насквозь. Облака, находящиеся в стороне, противоположной солнцу, всегда освещены, как будто с верхнего края, а в действительности спереди; более удаленные от зрителя и от солнца части этих облаков кажутся перспективно ниже.

О прозрачности тел мы судим по сквозному свету, попадающему в наш глаз. Верхушка волны кажется прозрачной, если чрез нее проходит измененный цвет неба; прозрачность воды при береге явна, если видим сквозь нее камни, песок или водоросли. Даже и тогда, когда очертания подводных предметов не видны, одно изменение цвета воды служит признаком ее прозрачности. Свет проходит извне в воду и освещает дно, но часть света отражается от поверхности воды. Когда отраженный от воды свет сильнее света от песчаного дна, то дна не будет видно и вода не имеет прозрачности.

Случается, что цвет отраженного предмета сочетается с цветом, видимого сквозь воду дна и тогда вода получает новый тон, указывающий на ее прозрачность. Эти тона происходят от смешения лучей, а не красок; желтое дно, видимое сквозь воду, отражающую голубой цвет неба не окрасится от этого в зеленый цвет, а получит тон, который легче наблюдать, чем предсказать. Подобным образом и красный подводный камень не покажется фиолетовым при отражении голубого неба от поверхности воды.

Когда солнце скрывается за тучи или выходит из за них, изменение в цветах предметов поразительно, тем более, что оно наступает внезапно; вдобавок освещенные части предметов находятся рядом с неосвещенными, что еще усиливает их различие. Для того, чтобы заметить постепенное изменение тонов в течении дня, требуется большое внимание, которое дается лишь художнику и привычному наблюдателю, но к солнечному закату изменения становятся для всех очень резкими.

Вечернее искусственное освещение жилищ газом или керосином составляет большую заботу для художника и любителя картин, так как тона картин изменяются и вообще отношение между тонами нарушается. Картина пишется при дневном освещении, причем каждая, наложенная художником, краска или смешение их имеют надлежащие тона; при оранжевом свете газа тона красок совсем другие, потому что краски не могут выбрать все свойственные им цвета в достаточном количестве из керосинового или газового света, имеющего состав, сильно отличающийся от дневного. Киноварь, кадмий, некоторые зеленые найдут в этом свете в избытке все нужные им составные части, и получают такой или даже более яркий вид, чем какой они имели днем, но синим и фиолетовым краскам будет многого недоставать и потому эти тона отдельные, или в смешении с другими, не будут синими и фиолетовыми. Кобальтовая голубая краска кажется при огне фиолетовою, ультрамарин - сероватою, индиго - совсем серою. В большинстве картин появятся такие оптические диссонансы, которые совершенно испортят впечатление от них. На акварель искусственное освещение действует, кажется, еще более фальшиво, потому что тонкий слой водяной краски пропускает сквозь себя оранжевый свет пламени до бумаги, от которой он отражается и присоединяется к измененному этим светом цвету с краски.

Цветоощущение находится вечером в особенном состоянии. Всякий не обинуясь называет цвет белой бумаги, освещенной огнем, белым, хотя цвет необходимо - желто оранжевый и представляется действительно таковым, если бы днем рассматривать в глухом фонаре бумагу, освещенную огнем. Но если этот оранжевый цвет бумаги признается белым, то и другие цвета при огне только тогда были бы признаваемы за настоящие, если б их отношение к оранжевому было такое же, как к белому днем. В действительности это справедливо только для некоторых цветов, а другие остаются трудно узнаваемыми при огне. Во всяком случае цветоощущения глаза при вечернем искусственном освещении оказываются не настолько фальшивыми в градации цветов, как можно было бы того ожидать, судя по чрезвычайным изменениям, действительно происходящим в цветах.

Этот вывод можно бы подтвердить таким опытом. Представим себе, что, находясь в комнате при дневном освещении, мы можем через небольшое отверстие, сделанное в двери, смотреть в темную соседнюю комнату, в которой поставлена картина, освещенная только ламповым светом. Колорит этой картины нам может показаться ужасным, но перейдя в темную комнату и дав глазу время освоиться со светом ламп, мы найдем, что впечатление от картины не так дурно, как казалось нам несколько минут тому назад. Пока мы находились в комнате с дневным освещением, белый цвет был для нас нормою, с которою мы сравнивали все другие цвета и тогда мы находили, что изменение цветов огневым освещением поразительно велико, но когда в темной комнате основою сравнительных впечатлений становится не белый, но оранжевый цвет, мысленно признаваемый белым, то отношение других цветов к этому условному белому покажутся нам менее нарушенными, В особенном состоянии глаза при искусственном освещении нужно искать объяснение, почему некоторые художники могут писать картины при огне, настолько сохраняя отношения тонов, что днем колорит их иногда требует только небольших улучшений, которые окончательно должны быть сделаны, конечно, днем.


При дневном свете. При огне.
1. Белила. Белила.
2. Неаполитанская желтая зеленоватая. Неаполитанская желтая.
3. Светлый кадмий (не лимонного цвета) Светлый кадмий.
4. Зеленая Веронеза. Темный кадмий.
5. Темный кадмий. Индейская желтая.
6. Индейская желтая. Охра светлая.
7. Охра светлая. Киноварь.
8. Китайская киноварь. Зеленая Веронеза.
9. Кобальтовая светлая зеленая. Жженая охра.
10. Зеленая окись хрома. Венецианская красная.
11. Жженая светлая охра. Зеленая окись хрома.
12. Венецианская красная. Кобальтовая светлая зеленая.
13. Сіенва натуральная. Сиенна натуральная.
14. Кобальтовая темная зеленая. Кобальтовая темная зеленая.
15. Зеленая земля. Зеленая земля.
16. Умбра жженая.
17. Кобальт. Зеленая изумрудная (гидрат окиси хрома).
18. Умбра жженая. Кобальт.
19. Крапплак средний. Крапплак средний.
20. Ультрамарин. Ультрамарин.
21. Берлинская лазурь. Берлинская лазурь.
22. Слоновой кости черная. Слоновой кости черная.

Для того чтоб видеть, как перемещается порядок красок, в отношении их светлоты, при переходе от дневного освещения к вечернему освещению керосином, составлен на основании моих опытов следующий список, в котором краски расположены по порядку, начиная с самой светлой.

Из этого списка видно, что порядок светлоты красок значительно переменился, при освещении огнем; например зеленая Веронеза (vert Paul V?ron?se, Deckgr?n) с 4 места перешла на 8. Кобальтовая светлая зеленая (Cobaltgr?n hell) или зеленая Ринманна, с 9 места перешла на 12 и вообще почти все зеленые понизились в ряду, т.-е. потемнели относительно желтых, красных и коричневых. Но при этом всякая зеленая осталась во втором, вечернем, ряду между теми же зелеными, как и в первом, дневном, ряду; например, зеленая окись хрома в обоих рядах темнее кобальтовой светло-зеленой и светлее кобальтовой темно-зеленой.

То же самое замечается и в желтых, красных и вообще теплых тонах; они почти все повысились при переходе из первого ряда во второй, но место каждой из них, между двумя другими, осталось прежнее. Еще надо заметить, что три самые светлые краски, поименованные в начале первого ряда и четыре самые темные, в конце этого ряда, перешли без перемены места во второй ряд.

Что касается до перемены порядка красок вследствие желто-оранжевого вечернего освещения, то, затрудняясь расположить краски рядами по тонам, ограничимся некоторыми замечаниями. Желтые краски мало заметны при огне, так как бумага, принимаемая за норму белого, имеет желто-оранжевый оттенок. Зеленая Веронеза имеет прекрасный мало изменившийся тон, зеленая окись хрома становится серо-зеленою, гидрат окиси хрома становится теплее, но немного отходит от характера дневного тона, кобальт получает фиолетовый оттенок, который еще заметнее в кобальте, смешанном с белилами, искусственный ультрамарин становится мутнее, а в разбелке близок к серому, берлинская лазурь становится зеленее, темный кадмий - совсем оранжевым, светлая охра получает легкую зеленоватость. Все эти цветовые ощущения кажутся таковыми глазу, находящемуся под влиянием вечернего искусственного освещения.

Выбирая обои, мебель, шторы или любую другую вещь для интерьера своей квартиры, мы в первую очередь обращаем внимание на цвет предмета. Расцветка, это один из основных критериев, который влияет на решение о покупке той или иной вещи для дома. И каково же бывает разочарование, когда видя покупку у себя дома, мы обнаруживаем, что в нашей квартире цвет у неё вдруг стал совсем другим и смотрится уже не так очаровательно, как в магазине. А виноват в этой, довольно распространенной проблеме, метамеризм , термин обозначающий изменение цвета в зависимости от условий наблюдения (освещения и т.д.).

Различают 4 основных вида метамеризма:

Метамеризм излучения – изменение цвета в зависимости от источника освещения;

Метамеризм наблюдателя – естественное явление и давно известный факт, что все люди индивидуально воспринимают цвет, поэтому для разных людей один и тот же цвет будет выглядеть по разному;

Метамеризм размера измеряемого поля – изменение восприятия цвета в зависимости от его площади, многие цвета становятся более «агрессивными» при большей занимаемой площади;

Метамеризм геометрии или угла обзора – изменение цвета в зависимости от угла обзора наблюдателя. Особенно этот эффект заметен на металлизированных или покрытых специальными красками поверхностях.

Как свет меняет цвет?

Цвет в Вашем доме всегда зависит от освещения. Если Вы наблюдательны, то наверняка и сами это уже заметили. При дневном освещении цвет стен один, а вечером, когда включаются источники света, цвет стен меняется и становится уже другим. И конечно это касается всех поверхностей в комнате.

Именно поэтому рекомендуется все отделочные материалы проверять при разных источниках света и обязательно дома, чтобы не было неожиданных сюрпризов. Ведь довольно часто бывает, что в магазине обои нравятся, а принесли домой – и уже цвет не тот.

В изменении цвета под воздействием света есть определенные закономерности. Обобщить их можно примерно так: при теплом свете теплые цвета становятся мягче и нежнее, а холодные цвета тускнеют и сереют. При холодном свете наоборот, холодные цвета становятся ярче и лучистее, а теплые цвета приобретают сероватый оттенок.

Это надо обязательно учитывать при покупке ламп для ваших светильников. Лампы накаливания, которые на сегодня уже уходят в прошлое, имеют теплый свет. Энергосберегающие лампы могут иметь как теплый, так и холодный свет. На их упаковке всегда отмечено, какой свет дает лампа. Обращайте на это внимание и покупайте именно те лампы, которые выигрышно подчеркнут цвета в вашей комнате.

Наименьшее изменение цвета отделочных материалов дают простые галогенные лампы, которые излучают белый свет, наиболее близкий к естественному полуденному освещению.

При естественное освещении надо учитывать климат и расположение окон. В южных широтах свет более яркий, а в северных более рассеянный. При ярком южном свете цвета кажутся бледнее, поэтому чтобы компенсировать этот эффект рекомендуется выбирать цвет на 1-2 тона темнее. Чтобы смягчить слишком солнечные комнаты выбирают холодные темные пастельные (ненасыщенные) цвета.

Чтобы северные комнаты не выглядели слишком мрачно и холодно, используют теплые цвета. Если света в помещении недостаточно, то светлые и интенсивные тона могут компенсировать этот недостаток. В целом, под воздействием непрямого северного света, цвета кажутся более темными и менее интенсивными.

В таблице показаны примеры, как изменяются цвета под воздействием теплого и холодного света. Так как цветопередача вашего монитора может исказить истинные цвета, ориентируйтесь на них, как на примерные. И помните, чтобы не ошибиться в выборе, тестируйте отделочные материалы у себя дома при домашнем освещении.

Дополнительно на восприятие цвета влияют окружающие его цвета, например, иллюзия контраста и решетки Геринга дают представление об этом явлении. Также цвета в цветовых сочетаниях могут взаимно усилить или ослабить друг друга. Отправляясь в магазин выбирать отделочные материалы и мебель для дома, следует учитывать эти явления.

Для того чтобы получить именно тот цвет в интерьере, который вы и хотели, нужно подойти к выбору предварительно подготовившись. Во-первых, определите, какие виды освещения будут присутствовать в вашей квартире, и как будет освещаться конкретный предмет или отделочный материал. Как много будет естественного освещения, на какую сторону света выходят окна.

В южном свете большинство цветов кажутся интенсивнее, но при этом становятся чуть бледнее. Разбеленные, ненасыщенные цвета в южной комнате будут почти белыми. В северном непрямом свете цвета теряют свою интенсивность, но при этом смотрятся темнее. Чтобы компенсировать этот эффект, для северных комнат надо выбирать более насыщенные тона цвета.

Какие искусственные источники света будут освещать предмет – лампы накаливания, люминесцентные лампы или другие. Наибольшее изменение цвета отделочных материалов наблюдается при освещении их лампами накаливания, натриевыми лампами высокого давления и натриевыми лампами низкого давления. Наименьшее изменение цвета предмета происходит при освещении ртутными лампами высокого давления и металогалогенными лампами высокого давления. Остальные виды ламп имеют среднюю способность влиять на изменение цвета. Кроме того, надо учитывать, что при прочих равных условиях наибольшим изменениям подвержены насыщенные цвета.

Идеальный вариант решения этой проблемы – перед покупкой принести в дом выбранный образец и посмотреть, как он будет выглядеть. Но это, к сожалению возможно далеко не всегда. Во-первых, при ремонте источники освещения устанавливаются на последнем этапе, и поэтому заранее не увидеть, как будет в итоге смотреться выбранный отделочный материал. А во-вторых, магазины очень редко предоставляют такую услугу.

Поэтому решать проблему метамеризма придется самостоятельно. Для этого запаситесь разными видами фонариков и не стесняйтесь посветить всеми ими под разными углами на выбираемый материал. Обязательно поднесите выбранный образец к окну и посмотрите, как он смотрится при естественном освещении, не забывая при этом про стороны света. Повертите образец и посмотрите на него под разными углами, обратите внимание, что при этом происходит с его цветом. Принимайте решение о покупке, только если вам понравился цвет при разных видах освещения.
Если выбираемый вами материал будет занимать большую площадь в комнате, то постарайтесь «включить» объемное воображение и представить, как этот цвет будет смотреться на большой площади. Иногда цвета и расцветки, на маленькой площади выглядят выразительно, а на большой площади теряют свое очарование.

Если материал подбирается для помещения, где будут проводить свое время несколько человек, обязательно возьмите с собой членов семьи. Выбираемый цвет должен понравиться всем, иначе в будущем возможны ссоры, споры и другие нежелательные последствия. Согласитесь, мало кому понравится часто находиться в неприятном для себя цветовом окружении.

Следующий момент, на который надо обратить внимание при выборе расцветки отделочного материала, мебели и тканей для интерьера, это цветовые сочетания. Какие еще цвета будут присутствовать в комнате? Какую площадь будет занимать каждый цвет? Если у вас уже есть образцы других материалов, которые будут присутствовать в комнате, возьмите их с собой и приложите к выбираемому материалу. Посмотрите, как цвета влияют друг на друга и делайте покупку только в случае, если вас все устраивает.

Если же вы все-таки купили материал, ткань или мебель, которые в вашем доме изменили свой цвет неприятным для вас образом, и возвратить товар невозможно, попробуйте смягчить неудачный цвет с помощью аналогового, поместив его поблизости. Например, ярко-зеленый диван можно приглушить, бросив на него подушки нежно-бирюзового цвета. Или, например, если красно-синяя расцветка, которая в магазине смотрелась эффектно, в вашей квартире слилась в единый фиолетовый цвет, то выберите из расцветки тот цвет, который вам больше нравиться и используйте его в качестве доминанты в дополнительных аксессуарах.

Зная все подводные камни, которые вас ждут на пути выбора цветового решения для интерьера своей квартиры, вы легко сможете их избежать. Ну а уж если вы все-таки что-то не учли и получили не совсем удовлетворительный результат, всегда есть возможность все исправить, задействовав другие цвета из цветовой палитры. Для этого надо всего лишь изучить влияние цветов друг на друга или обратиться к помощи профессионалов.

Дизайн дома для счастливой жизни, или Как создать идеальное пространство для эмоционального благополучия всей семьи

В книге описан пошаговый алгоритм создания дизайна интерьера дома своими руками.

В ней собраны все ключевые моменты важные для дизайна – от придумывания идеи и выбора цвета, до расстановки мебели.

Эта книга о том, как создать атмосферу душевного тепла и уюта с помощью дизайна.

В ней собраны практические советы от дизайнера и арт-терапевта по обустройству комфортного жилья для полноценной жизни.

Простые пошаговые алгоритмы подбора цвета и мебели помогут решить все вопросы, связанные с дизайном интерьера. Вы будете точно знать, как выбрать цвета и расставить мебель так, чтобы в доме хорошо жилось всей семье.