Клементьева Татьяна Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №24"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Значение листа в жизни растений"
Дата публикации: 12.03.2016
Раздел: среднее образование

1
.
Синтезирование органических веществ – одна из

основных функций листа.
В воздухе прозрачном углекислый газ, Да вода по стеблю поднялась как раз, Выкатилось солнце – яркий день настал. Скромно и незримо лист творит крахмал. Живой крахмал всему начало, Основа пищи на Земле. Но появиться может он сначала В зеленом лишь листе. Вот и выходит: Лист зеленый – Питания важнейший орган. Солнышком согреты, Не сочтя за труд, Листья для планеты Кислород дают.
Приспособления листа для фотосинтеза. Плоская листовая мозаика. Прозрачные клетки покровной ткани. Хлоропласты с зелёным хлорофиллом в мякоти листа. Наличие устьиц.

Световой лист
Теневой лист Вороний глаз Ландыш майский

Почему нарушилось равновесие весов?
Почему появились капельки на внутренних стенках колбы? 2. Испарение воды.

Через что вода испаряется

из листьев?

Устьица под электронным микроскопом

Откуда в растениях

берётся

вода?

Что заставляет

подниматься воду из

корней в другие

части растения?
Испарение обеспечивает взаимосвязь корней и листьев растения.

От чего будет зависеть испарение воды

растениями?
1. Температура. 2. Влажность. 3. Состояние устьиц. 4. Время суток.
Ясный

солнечный

день

Сильный сухой

ветер)

ночь
Дождливая
пасмурная

погода

Значение испарения
Способствует

передвижению воды в

растении.

Предохраняет листья

от перегрева.

Оказывает большое

влияние на климат.

3. Газообмен
Листопад – полезное приспособление, выработавшееся у растений к перенесению повторяющихся ежегодно неблагоприятных климатических условий

Разрушение

хлорофилла

Накопление

ненужных и

вредных

веществ

Замедление процессов

жизнедеятельности

Что происходит в листьях перед листопадом?
бересклет дикий виноград

Значение листопада уменьшение испарения воды удаление вредных и ненужных веществ защита от обламывания крупных ветвей (т.к. на облиственных побегах задерживается много снега)

Умеренно континентальный климат формируется на Восточно-Европейской равнине под влиянием атлантических воздушных масс. Для него характерна умеренно холодная зима (от -8ºС на западе до -16ºС в Предуралье) и теплое лето (от +12ºС на побережье Белого моря до +24ºС на Прикаспийской низменности). Зимой мягкая снежная погода чередуется при вторжении арктических воздушных масс с очень холодной и солнечной погодой. Из-за частых оттепелей мощность снежного покрова невелика. Осадки в количестве от 400 мм на востоке до 800 на западе выпадают равномерно в течение всего года с небольшим максимумом летом. Умеренно континентальный климат формируется на Восточно-Европейской равнине под влиянием атлантических воздушных масс. Для него характерна умеренно холодная зима (от -8ºС на западе до -16ºС в Предуралье) и теплое лето (от +12ºС на побережье Белого моря до +24ºС на Прикаспийской низменности). Зимой мягкая снежная погода чередуется при вторжении арктических воздушных масс с очень холодной и солнечной погодой. Из-за частых оттепелей мощность снежного покрова невелика. Осадки в количестве от 400 мм на востоке до 800 на западе выпадают равномерно в течение всего года с небольшим максимумом летом.
Видоизменения листьев умеренного пояса.
К основным

видоизменениям листьев

можно отнести:

● колючки, которые

испаряют меньше влаги и

защищают растения от

поедания животными.

Например, у барбариса

часть листьев

видоизменилась в

колючки.


барбарис
● ●
усики, которые служат

усики, которые служат

для поддержания стебля

для поддержания стебля

растения в вертикальном

растения в вертикальном

положении. Примером могут

положении. Примером могут

служить верхние части

служить верхние части

листьев гороха.

листьев гороха.
Мышиный горошек Горох
Видоизменения листьев в пустыне
ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА Температура летом 30-35 0 C, зимой - около 20 0 C. Температура суточной амплитуды (30…40 0 С) больше годовой(10…15 0 С). Осадков почти нет. Увлажнение ничтожное. Такой климат называют аридным (сухим).
Пустынные растения Одни растения пустыни имеют длинные корни. Например: ежовник безлистный, верблюжья колючка. У других они располагаются близко к поверхности почвы, чтобы быстро всасывать дождевую влагу и влагу росы. У многих растений пустынь листья очень маленькие или превращены в колючки. Это нужно для того, чтобы испарялось меньше влаги и защищать растения от поедания животными. Такие листья имеются у кактусов, верблюжьей колючки, саксаула. У некоторых растений засушливых мест, например, у агавы, алоэ, листья мясистые и сочные.
Кактусы Среди кактусов есть “лилипуты.” Они вполне помещаются в чайной ложке. Самый большой кактус –калифорнийский цереус гигантский. Он похож, как и все цереусы, на канделябр. Один из кактусов этого вида имел высоту 24 м. и был свален бурей в 1978г.
Саксаул Саксаул составляет в основном леса песчаных пустынь. Это одно из самых типичных и замечательных растений пустыни.
Агава Агавы – многолетние вечнозелёные, за редким исключением бесстебельные растения, с крепкими, сочными кожистыми листьями, собранными в плотную розетку. У большинства видов она достигает 2-3 м, а у агавы Франзозини- 4,5 м в диаметре.
Алоэ древовидное Алоэ древовидное – это кустарниковидное, обильно ветвящееся растение высотой 2-4 м. Листья у него достигают 60 см в длину и 5-7 см в ширину.
Видоизменения листьев. 1. Усики 2. Колючки Мышиный горошек Горох Барбарис
Видоизменения листьев Почечные чешуйки листа
Участие листа в вегетативном размножении растения.
сенполия

бегония

Запасающая роль листьев.
Насекомоядные растения
Росянка круглолистная

Венерина мухоловка

Насекомоядные растения
Непентес

Пузырчатка

Закрепление
Листопадные растения «вычисляют» период листопада по

длине дня, по наступающему похолоданию. Если растения

останутся с листьями, под действием силы тяжести снега

ветки обломаются. Есть ли листопад у вечнозеленых

тропических растений, ведь они не рискуют сломать ветки?

Объясните ответ. .

Известно, что листья растений аридных (засушливых)

районов Земли с течением времени видоизменились в

колючки, покрытые воском, волосками, толстой кожицей.

Какую роль играет это явление в жизни растений?

Представьте, что один из двух одинаковых побегов,

находящихся в сосудах с одним и тем же количеством

воды, поместили в помещение с низкой температурой, а

другой – с высокой. В каком сосуде через некоторое время

воды станет меньше и почему?

Левитан И.И. «Золотая осень»
Поленов В.Д. «Золотая осень»
Шишкин И.И. «Золотая осень»

Тема: «Значение листа в жизни растения»

Цели и задачи: сформировать понятия о функциях листа; объяснить роль листопада в жизни растений; охарактеризовать разнообразие и видоизменения листьев; закрепить знания о строении растения; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям, интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, таблицы: «Разнообразие внутреннего строения листьев», «Внутреннее строение листа», «Простые и сложные листья», «Видоизменения листьев», видеоролики к уроку.

Ход урока:

1. Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).

2. Опрос домашнего задания (по вопросам §10-17)

3. Мотивация.

  • В результате какого процесса растения выделяют в окружающую среду углекислый газ? (ответы учащихся).
  • По какой растительной примете мы определяем, что пришла осень? (ответы учащихся) – просмотр видеоролика со стихотворением И.Бунина «Листопад»
  • Какова роль устьиц в листе? (ответы учащихся) – просмотр видеофрагмента об испарении листьев.

4. Изучение новой темы:

  • Функция листа в жизни растения.
  • Процесс газообмена в листьях.
  • Испарение воды листьями.
  • Листопад и его значение.
  • Запасание питательных веществ и воды.
  • Видоизменения листьев.

5. Закрепление. Обобщающая беседа по материалу §18 учебника. Запись основных понятий темы.

Лист – это важный орган растения, выполняющий в нем такие функции, как фотосинтез, испарение, газообмен, листопад. Фотосинтез – это процесс образования органических веществ с использованием солнечного света, углекислого газа и воды. Испарение – это процесс, в результате которого вода с растворенными минеральными веществами поступает от корней, а внутри листа продвигается по клеткам и межклетникам к устьицам, через которые уходит в окружающую среду в виде пара. Листопад – это эволюционное приспособление, в результате которого растение избавляется от накопившихся продуктов жизнедеятельности. В процессе газообмена кислород используется растением для дыхания, а углекислый газ – для процесса фотосинтеза.

Видоизменение – это изменение в облике листа, вызванное выполнением новых функций. Различают следующие видоизменения: листовые усики, мясистые и чешуевидные листья, листовые колючки и иглы, ловчие листья насекомоядных растений, почечные чешуи, покрывающие почки и мясистые листья луковиц. С помощью усиков стелющиеся побеги растений, цепляясь за опору, поднимаются выше, к свету. Мясистые и чешуевидные листья служат вместилищем запасных питательных веществ и воды. Колючки и иглы защищают побеги от травоядных животных. Почечные чешуи и зачаточные листья луковиц защищают зачаточные побеги от неблагоприятных условий окружающей среды. Хищные растения с помощью листьев ловят насекомых, из тел которых получают необходимые растению органические вещества.


Какое значение имеют корни в жизни растения?Какое значение имеют корни в жизни растения? Какие функции выполняют листья?Какие функции выполняют листья? Где, из каких веществ, при каких условиях образуются в растениях органические вещества?Где, из каких веществ, при каких условиях образуются в растениях органические вещества? Как называется основная ткань листа?Как называется основная ткань листа?










Фотосинтез идёт На свету круглый год Из простых минеральных веществ. Солнце свет свой прольёт, Луч на лист упадёт, Чтобы всем подарить кислород. И никак не поймёт наш упрямый народ Что он дышит, ест и живёт, Потому что с утра, лишь приходит пора, Сладкий сок производит листва.


Дайте ответ на вопрос: Что такое фотосинтез?Что такое фотосинтез? Где в растениях образуются органические вещества?Где в растениях образуются органические вещества? Какие условия необходимы для образования крахмала в листьях?Какие условия необходимы для образования крахмала в листьях? Какой газ в процессе фотосинтеза поглощается зелёными растениями?Какой газ в процессе фотосинтеза поглощается зелёными растениями? Какой газ растения выделяют в процессе фотосинтеза?Какой газ растения выделяют в процессе фотосинтеза? Какое значение имеет процесс фотосинтеза в природе и жизни человека?Какое значение имеет процесс фотосинтеза в природе и жизни человека?


Найдите биологическую ошибку Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических в хлоропластах листа на свету. Для протекания фотосинтеза необходимы следующие условия: наличие кислорода и воды, зеленых листьев и солнечного света.Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических в хлоропластах листа на свету. Для протекания фотосинтеза необходимы следующие условия: наличие кислорода и воды, зеленых листьев и солнечного света. В процессе фотосинтеза образуется органическое вещество – крахмал. Побочным продуктом фотосинтеза является углекислый газ и вода.В процессе фотосинтеза образуется органическое вещество – крахмал. Побочным продуктом фотосинтеза является углекислый газ и вода.

1.Осуществляет связь между органами растения;
2. Образует органические вещества из неорганических;
3.Защищают растения от охлаждения;
4.Участвуют в половом размножении;
5.Запасают энергию в органических веществах.

Кровь выполняет следующие функции:(запишите 3 верных ответа)
1.транспортную;
2.выделительную;
3.регуляторную;
4.защитную;
5.энергетическую;
6.строительную;

3. Установите соответствие между процессом и его характеристикой.
ХАРАКТЕРИСТИКА.
А.)происходит во всех живых клетках
Б.)происходит в хлоропластах
В.)поглощается кислород
Г)поглощается углекислый газ
Д)синтезируется органические вещества
Е.)расходуются органические вещества
ПРОЦЕСС.
1.фотосинтез
2.дыхание

4.Установите соответствия между представителями животных и способом добывания пищи.
ХАРАКТЕРИСТИКА.
А)ЁЖ обыкновенный
Б)Бурый медведь
В)Олень пятнистый
Г)Капустница обыкновенная
Д)Паук крестовик
Е)Окунь речной

Тип.
1.Всеядные
2.плотоядные
3.Растительноядные

5.Определите последовательность листопада у растений.
1.изменение окраски листьев
2.накопление продуктов обмена веществ
3.опадение листьев
4.формирование отделительного слоя

Кто первый ответить тому лучший ответ поставлю

МБОУ «Баткатская СОШ»

Учитель биологии Борзунова Наталья Алексеевна

Тема урока : Значение листа в жизни растений

Цель урока : Совершенствование развития учебно-познавательной деятельности при усвоении, обобщении и систематизации новых знаний, решении познавательных задач.

Задачи урока :

Образовательная : создать условия для формирования у учащихся знаний об основных функциях листа – фотосинтез, испарение воды, газообмен, листопад, и дополнительных, выполняемых видоизмененными листьями.

Развивающая : развивать логическое мышление, интерес к предмету, умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательная : воспитывать экологическую грамотность.

Оборудование : комнатное растение, медиапроектор, презентация «Значение листа в жизни растений», листья растений, рельефная таблица «Лист- внутреннее строение».

Ход урока

1. Организационный момент

    Изучение нового материала

А)Вступительное слово учителя «Давайте послушаем (прочитаем) отрывок из басни И.А.Крылова «Листы и корни», чтобы выявить роль листьев для растения и решить проблему в ходе изучения нового материала. (рассказывают дети наизусть)

    В прекрасный летний день, бросая по долине тень, листы на дереве с земфирами шептали, хвалились густотой, зеленостью своей

и вот как о себе земфирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей? Что наше дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво? Чтоб было в нём без нас? Ну, право, хвалить себя мы можем без греха!»…..

    …Мы те, которые здесь, роясь в темноте, питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветёте. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас, что с новою весной лист новый народится, а если корень иссушится – не станет дерева, ни вас»

А как, ребята, считаете вы?

Б) На доске контур дерева без корней и листьев.

Давайте вспомним, какую роль играют корни в жизни растений? (прикрепляем корни со значением функций)

Для чего нужны растениям листья? (слайд 4)(составляем на доске кластер)

В)Учитель знакомит учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации)

В 1630г. бельгийский ученый Ян Ван-Гельмонт поместил в горшок 80 кг земли, посадил в него 2 кг ветку ивы. Растущему растению в течении 5 лет не давали ни какого питания, поливали только дождевой водой. Вес ивы стал 65 кг, а вес земли уменьшился всего на 50 грамм. Откуда растение добыло 62кг 950 грамм питательных веществ? (слайд 5)

В ходе обсуждения делаем вывод – фотосинтез (слайд 6) (прикрепляем лист на контур дерева, и так по всем функциям)

Г)Как вы думаете, почему в спальной комнате нельзя ставить большое количество домашних растений?

Вывод – газообмен (слайд 8)

Д) Показываю опыт, заложенный с учащимися на предыдущем уроке – Лист комнатного растения за 2 дня до урока поместить в сухой целлофановый пакет и завязать. Растение полить. На стенках пакета образуются капельки воды. Откуда взялась вода?

Вывод – испарение воды (слайд 9)

- Физкультминутка

Е)Учитель читает стихи:

Унылая пора, очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

День ото дня редеет неба синь, тень облаков над озером нависла. И ветер с пламенеющих осин срывает листья…. (Л.Татьяничев)

(Какое явление?)

Вывод – листопад (слайд 11) – составляем синквейн

Ж) Вегетативное размножение

(каланхое, узамбарская фиалка и др.)

З) Видоизменение листьев (слайды 14-18) Сообщения учащихся о хищных растениях (росянка, непентес, венерина мухоловка, пузырчатка)

3. Итог урока:О листе как органе растения долго существовали неполные и ложные представления. В течении веков до конца 19 столетия человек упорно отказывался видеть в нём прямую пользу. Польза корня (орган питания), цветка и семени (органы размножения) была неоспорима. Лист же продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда. А как, ребята считаете вы и почему?

Вывод - (слайд 20) Без зелёного листа растение жить не может!

А) Обращаю внимание детей на дерево – нравится?

Что произойдет на земле, если на деревьях не будет листьев?

Вывод детей – бережное отношение к окружающей среде.

    ДЗ параграф 19

Дополнительный материал – загадки, пословицы, биологические задачи - использую для закрепления изученного материала. Остальное для расширения кругозора учащихся.

Биологические задачи

    Существует ли взаимосвязь между сбором листьев овощей (укроп, салат, петрушка и др.) и временем суток?

    Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья на корм кроликам. Правильно ли она поступила?

Это интересно

    Листовая поверхность больших растений площадью 1дм.кв. усваивает за час от 4 до 7 мг углекислого газа, однако есть растения усваивающие до 60,80 и 100мг газа.

    росянка королевская, обитающая в Южной Африке, способна переваривать улиток даже лягушек.

    Из листьев росянки учеными было выделено два вещества – муравьиная кислота, уничтожающая гнилостные бактерии, и конин, обладающий паралитическим действием, отсюда быстрое переваривание различных мелких животных.

    В 80-е годы во Франции были проведены соревнования насекомоядных растений, 1 место заняла росянка, которая за 3 часа поймала 51 комара.

    Складывание ловчих листьев у венериной мухоловки при попадании в лист насекомого происходит мгновенно – всего за 0,02-0,05 сек и так надежно, что «лист-капкан» невозможно открыть, не повредив его.

    У тропического растения таро древнего на верхушке каждого листа выделяется до 200 капель воды в минуту. За ночь 1 лист может выделить до 100 мл жидкости.

7. Самый большой лист

В 1837 году Ричард Шомбург, английский путешественник, записал в путевом дневнике: «…Я очутился перед одним из чудес растительного мира…Передо мной расстилались гигантские листья, имевшие 1,5 – 1,8 метра в поперечнике, сверху ярко – зеленого, снизу светло – фиолетовые, плававшие в воде. Громадные цветки были окружены каким – то волшебным сиянием, лепестки переливалисьот чисто – белого до розово – красного цвета. Шомбург назвал чудесный цветок – нимфея виктория в честь английской королевы. «Апона» – птичья сковорода – называют индейцы этот цветок за форму круглых листьев с загнутыми кверху краями. По огромным листьям виктории бегают птицы. В воде, которая собирается на листьях, птицы купаются как в ванне. Один лист может выдержать вес 35 килограммов.

Самый маленький лист.

В любой стоячей воде можно встретить маленькие зелененькие лепешечки ряски. Это лист и стебель одновременно.

Загадка о ряске. В пруду и в тихой речке

Зеленые копеечки.

Величина «листочка - стебелька» ряски с однокопеечную монетку.

У сорного растения мокрицы листья меньше ногтя (содеожат много витаминов и йода).

Загадка о мокрице. У плакуши, у мокруши,

слезы льются ручьём;

Не уймешь нипочем,

И не скажет о чем.

Пословицы (объясните смысл)

1.Не от добра дерево лист роняет

2. Не вырастут листья на дереве – от самого дерева пользы не будет

Самые-самые

    Самое большое число листьев на побегах имеет кипарис 45-50млн. чешуйчатых листьев, на дубе в среднем 250 тысяч.

    Самая большая продолжительность листьев у вельвичии удивительной, обитающей в пустыне Юго-Западной Африки, диаметр 3 метра, живут около 100лет.

    Самое большое количество испаряемой воды у листьев эвкалипта. За год 1 растение транспортирует через устьица до 14 тонн воды.

    Самые длинные листья у пальмы рафии (растет на Маскаренских островах в Индийском океане), а также у факельной рафии (Южная Америка). Перистосложные листья достигают 19,81 м в длину, а черенки – 3,96 м.

    Самый большой лист у алоказии крупнокорневищной (сабаха – восточная Малайзия) – ширина – 3,02 м, площадь – 3,17 м 2 .

    Самая большая продолжительность жизни у листьев вельвичии удивительной (пустыня Юго – Западной Африки). Её 2 сидячих кожистых листа длиной более 3 м, живут приблизительно 100 лет , нарастая у основания и отмирая у верхушки.

Загадки о листе и функциях листа

Меня найдёшь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале и в альбоме,
И в книге, и в тетрадке (Лист)

    От солнца огонь

Он ловит в ладонь (о фотосинтезе).

    Кто кормится разом

Рассолом и газом (поступление минеральных солей, воды и углекислого газа).

    Пришла еда

Ушла вода (испарение)