Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.,
судей Кабировой Е.В., Ночевника С.Г.,
при секретаре Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунальным хозяйством МО "Виллозское сельское поселение" на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 25 февраля 2013 года, которым удовлетворено исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунальным хозяйством МО "Виллозское сельское поселение" о признании действий по поставке некачественной холодной и горячей воды в д. <адрес> Ломоносовского района Ленинградской области противоправными и прекращении противоправных действий.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., объяснения представителя ответчика МУП "УЖКХ МО "Виллозское сельское поселение" и третьего лица администрации МО "Виллозское сельское поселение" С., возражения представителя истца Управления Роспотребнадзора по ЛО К., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Управление Роспотребнадзора по ЛО обратилось в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с иском к МУП "УЖКХ МО Виллозское СП" об обязании прекратить противоправные действия, выразившиеся в оказании услуг питьевого холодного и горячего водоснабжения ненадлежащего качества, путем предоставления потребителям качественной холодной и горячей воды, посредством установки системы водоподготовки на ВНС д. <адрес>, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", обязании произвести перерасчет размера платы за некачественные коммунальные услуги в виде питьевого холодного и горячего водоснабжения, по заявлениям граждан, обязании довести до сведения потребителей решение по данному делу через средства массовой информации .

В обоснование иска указало, что в результате проверки установлено нарушение МУП УЖКХ МО "Виллозское СП" прав неопределенного круга потребителей при оказании услуг по поставке холодной и горячей воды ненадлежащего качества. В хозяйственном ведении МУП УЖКХ МО "Виллозское СП" находятся и указанной организацией эксплуатируются водонасосные сооружения и котельная. По результатам проведенных лабораторных исследований установлено, что качество питьевой воды и горячего водоснабжения не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09, а именно, за период с 2011 года питьевая вода не соответствует норме по микробиологическим, химическим и радиационным показателям. Таким образом, ответчик предоставляет потребителям (жителям д. <адрес> в количестве около 2000 человек) услуги по поставке холодной и горячей воды ненадлежащего качества (л.д. 5 - 9).

Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 25 февраля 2013 года исковое заявление Управления Роспотребнадзора по ЛО удовлетворено (л.д. 158 - 167).

Не согласившись с постановленным судом решением, ответчик подал апелляционную жалобу с требованием решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 25.02.2013 отменить и направить дело на новое рассмотрение или принять по делу новое решение. В жалобе указал, что судом дана неправильная оценка того, что причиной некачественной воды в д. <адрес> является именно отсутствие системы водоподготовки как горячей, так и холодной воды. Суд неправомерно не принял во внимание, что на ВНС в д. <адрес> производится водоподготовка как холодной, так и горячей воды. Суд не учел тот факт, что вода, прошедшая водоподготовку на ВНС, соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Суд необоснованно не принял во внимание факт того, что вода, поступающая населению ухудшает свои качества после того, как прошла по трубам. Решение суда невозможно исполнить, поскольку система водоподготовки на ВНС в д. <адрес> имеется (л.д. 168 - 169).

Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика МУП "УЖКХ МО "Виллозское сельское поселение" и третьего лица администрации МО "Виллозское сельское поселение" С. доводы апелляционной жалобы поддержали и просили решение суда отменить.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по ЛО К. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и полагал решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Исходя из положений ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В силу п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

В п. 1.2 приложения N 1 указано, что отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается.

В соответствии с п. 103 Правил, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, 01.03.2011 между МУП "УЖКХ МО "Виллозское сельское поселение", как ресурсоснабжающей организацией, и МУП "УК МО "Виллозское сельское поселение", как абонентом, заключен договор ресурсоснабжения. Предметом договора является подача для жителей Виллозского сельского поселения питьевой и горячей воды, тепловой энергии, прием и отведение сточных вод (л.д. 15).

01.06.2011 администрацией МО "Виллозское сельское поселение" заключен договор управления многоквартирными домами с МУП "УК МО "Виллозское сельское поселение" (л.д. 10).

На основании постановления главы администрации МО "Виллозское сельское поселение" N 207 от 14.10.2011 МУП "УК МО "Виллозское сельское поселение" присоединено к МУП "УЖКХ МО "Виллозское сельское поселение" (л.д. 30).

Согласно экспертному заключению N 50 от 21.05.2012 в пробе воды в д. <адрес> в сети выявлено превышение нормативных значений по показателю жесткость, после водоподготовки превышение нормативных значений по показателям жесткость, остаточный хлор (л.д. 47 - 48).

Экспертным заключением N 92 от 28.12.2011 установлено, что пробы питьевой воды, отобранные по адресу: д. <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 (л.д. 62).

Согласно экспертному заключению N 22 от 07.02.2013 пробы питьевой воды, ХВС и ГВС, отобранные в д. <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09 по показателям: мутность, цветность, железо, запах, температура горячей воды (л.д. 129).

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика и третьего лица С. не оспаривала, что вода не соответствует качеству по мутности и содержанию железа (л.д. 124).

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и руководствуясь положениями ст. 67 ГПК РФ суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что холодная и горячая вода, поставляемая ответчиком жителям д. <адрес>, не соответствует требованиям СанПиН по показателям мутности, цветности и железа.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Ссылаясь в апелляционной жалобе на наличие хлораторной установки, податель жалобы указывал, что вопрос об установке фильтров для очистки от химических загрязнений, в том числе железа, только рассматривался. Каких-либо доказательств принятия мер по приведению качества воды по показателю содержание железа в норму, ответчиком ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

Ненадлежащее содержание ответчиком водопроводных сетей, переданных ему по договору от 08.07.2010 в хозяйственное ведение (л.д. 23), вопреки доводам апелляционной жалобы не освобождает ответчика от обязанности поставлять потребителям воду надлежащего качества.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не опровергают изложенных выводов, следовательно, не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного судебного постановления.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст. 327.1, ст. 328, ст. 329, ст. 330, ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 25 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунальным хозяйством МО "Виллозское сельское поселение" без удовлетворения.

По санитарным нормам горячая вода из крана должна быть от 60 до 75 *С. Если температура воды меньше 60 *С, то нужно требовать перерасчет.

17.03.2011
звоню в диспетчерскую с требованием произвести замеры температуры воды. Согласно постановлению правительства 06.05.2011 N354 "О предоставлении комм. услуг собственникам и пользователям" порядок действий должен быть следующим:

106. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

107. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.

108. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

109. По окончании проверки составляется акт проверки. [...] Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

На деле же оказывается, что у ЖЭУ-54 отсутствует подобная практика. Например, не предусмотрен подходящий бланк:
ЖАЛОБА на отказ в перерасчете платы за горячую воду.

17 марта 2011 года по моей заявке в связи с низкой температурой ГВС главным инженером ООО "ЖЭУ-54" Хайретдиновой Х.Х. были произведены замеры температуры горячей воды в ванной и на кухне.

После 5-минутного слива горячей воды, замерялась температура труб. Поскольку в ванной горячая вода в кране поступает из трубы полотенцесушителя, то в акте температура обозначена как "температура на обратке(п\суш): 40.5*С". Замеры горячей воды на кухне в акте обозначены как "температура ГВС на подаче: 50*С".

Предусмотренный пунктом 74 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" повторный замер температуры был произведен только 12 апреля. Температура горячей воды в ванной была равной 44*С.

На мое требование перерасчета платы за ГВС, был получен ответ от 11.04.2011 №766 следующего содержания: "согласно акту температура ГВС составляет 50*С, замер температуры в ванной комнате не производился. Температура ГВС соответствует нормативным значениям, перерасчет не производится". Таким образом, кроме всего прочего, в ответе имеет место расхождение с тем, что температура горячей воды в ванной замерялась и была равной 40,5*С

Я не согласился с таким решением и 19 апреля отправил повторный запрос, в котором требовал произвести пересчет согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307. В ответе от 25.04.2011 № 864 были проигнорированы все мои доводы и вновь была только ссылка на пункт 5 Приложения № 1 Правил 307.

Я настаиваю, что перерасчет должен производится согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307, поскольку имеет место нарушение санитарных норм и наличие пункта 5 Приложения № 1 Правил 307 не означает, что управляющая компания имеет право нарушать санитарные нормы.

Так, согласно СанПиН 2.1.4.2496-09 :
1.2 Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
2.4. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 одним из требований к качеству коммунальных услуг в части горячего водоснабжения является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам.

То, что такой показатель, как температура воды, относится к свойствам воды, следует из толкования в совокупности положений СанПиН 2.1.4.2496-09 (в частности, пункт 2.1.) и Правил 307 (пункт 6 Приложения № 1).

Согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307 предусмотрено, что отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается, при несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Кроме этого требование СанПиН 2.1.4.2496-09 о соблюдении температуры горячей воды не менее 60*С не противоречит, а лишь ужесточает требование положения пункта 5 Приложения № 1 Правил 307, согласно которому температура горячей воды должна быть не менее 50*С для закрытых систем централизованного теплоснабжения.

ПРОШУ:
1) привлечь ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа РБ" к административной ответственности предусмотренной ч.2 ст. 14.4 КоАП и ст. 6.4 КоАП
2) выдать предписание произвести согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307 перерасчет платы за ГВС за март, считая периодом предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества с 17 марта 10:00 до 31 марта 24:00
3) в связи с тем, что ответ на мой запрос от 19 апреля был выписан только 25 апреля, прошу предупредить ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа РБ" о недопустимости нарушения требования пункта 49, подпункта "И" правил 307, согласно которому извещение о при приеме данного требования и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа должно направляться заявителю в течение двух рабочих дней, в противном случае возможно возбуждение административного дела по ч.1 ст.14.8 КоАП
4) в связи с тем, что в СанПиН 2.1.4.2496-09 не предусмотрены нормативы, согласно которым допускалось бы отклонение температуры воды в течение первых минут, прошу разъяснить ООО "ЖЭУ-54", что температура воды должна замеряться без предварительного слива воды.*

* Позже выяснилось, что для замеры температуры воды всё же предусмотрен трех-минутный слив воды

10.05.2011 приезжает целая делегация для замера температуры воды: представитель роспотребнадзора, сотрудник ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РБ", главный инженер ЖЭУ-54, два важных представителя "Калининского УЖХ".

23.05.2011 приходит ответ из роспотребнадзора:


1.06.2011
УЖХ извещает:

Приходит квитанция:



16.06.2011
на всякий случай пишу заявление с просьбой объяснить как именно был вычислен перерасчет:

В соответствии с пунктом 49 (подпункт "р") постановления правительства РФ "о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23 мая 2006 г. N 307, ПРОШУ не позднее 3 рабочих дней предоставить документы, подтверждающие правильность перерасчета платы за горячее водоснабжение в квитанции к оплате за июнь 2011
21.06.2011 УЖХ отправляет письмо в ЕРКЦ:



21.06.2011
ЕРКЦ выдает справку. Текст плохо читаемый, но суть в том, что размер возврата высчитывался по формуле: (<Тариф горячей воды> - <Тариф холодной воды>) * <Объём горячей воды> * (<количество дней с температурой ниже 60 *С> / <количестве дней в месяце>)


  1. СанПин: http://www.rg.ru/2009/05/22/sanpin-dok.html
  2. Старое постановление: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=114260
  3. Новое постановление:

Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации

Федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы

2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Питьевая вода.

Гигиенические требования к качеству воды

централизованных систем питьевого водоснабжения.

Контроль качества.

Санитарные правила и нормы

СанПиН 2.1.4.559-96

Предисловие

2. Утверждены и введены в действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 24 октября 1996 г. № 26.

3. Введены впервые.

Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

"Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами" (Статья 3).

"Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил... Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности" (Статья 27).

1. Область применения

1.1. Санитарные правила и нормы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее ¾ Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее ¾ системы водоснабжения).

1.2. Настоящие Санитарные правила разработаны на основании Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации.

1.3. Санитарные правила предназначены для органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений и иных юридических лиц (далее ¾ организации), должностных лиц и граждан-предпринимателей без образования юридического лица, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также организаций, осуществляющих государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.

1.5. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при нецентрализованном водоснабжении установлены СанПиН 2.1.4.544-96.

1.6. Гигиенические требования к качеству питьевой воды, производимой автономными системами водоснабжения, индивидуальными устройствами для приготовления воды, а также реализуемой населению в бутылях или контейнерах, устанавливаются специальными санитарными правилами и нормами.

2.1. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г.

2.2. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 625.

2.3. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 625.

2.4. Руководство по контролю качества питьевой воды. Всемирная организация здравоохранения. (Женева, второе аннотированное издание, 1994 г.)

2.5. Санитарные правила и нормы .

2.6. Гигиенические нормативы "Нормы радиационной безопасности (НРБ-96)". ГН 2.6.1.054-96.

2.7. Государственный стандарт "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора". ГОСТ 2761-84.

3. Общие положения

3.1. Требования настоящих Санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения.

3.2. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

3.3. Показатели, характеризующие региональные особенности химического состава питьевой воды, устанавливаются индивидуально для каждой системы водоснабжения в соответствии с правилами, указанными в приложении 1.

3.4. На основании требований настоящих Санитарных правил организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее ¾ рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее — центр госсанэпиднадзора) и утверждается соответствующим органом местного самоуправления.

3.5. При возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, обязана немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.

Организация, осуществляющая производственный контроль качества питьевой воды, также обязана немедленно информировать центр госсанэпиднадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам.

3.6. В случаях, связанных с явлениями природного характера, которые не могут быть заблаговременно предусмотрены, или с аварийными ситуациями, устранение которых не может быть осуществлено немедленно, могут быть допущены временные отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды только по показателям химического состава влияющим на органолептические свойства.

3.6.1. Отклонения от гигиенических нормативов допускаются при выполнении следующих условий:

обеспечение населения питьевой водой не может быть достигнуто иным способом;

соблюдения согласованных с центром госсанэпиднадзора на ограниченный период времени максимально допустимых отклонений от гигиенических нормативов;

максимального ограничения срока действия отступлений;

отсутствия угрозы здоровью населения в период действия отклонений;

обеспечения информации населения о введении отклонений и сроках их действия, об отсутствии риска для здоровья, а также о рекомендациях по использованию питьевой воды.

3.6.2. Решение о временном отклонении от гигиенических нормативов качества питьевой воды принимается органом местного самоуправления по согласованию с главным государственным санитарным врачом по соответствующей территории.

3.6.3. Одновременно с принятием решения о временном отступлении от гигиенических нормативов утверждается план мероприятий по обеспечению качества воды, соответствующего гигиеническим нормативам, включая календарный план работ, сроки их выполнения и объемы финансирования.

3.7. Подача питьевой воды населению запрещается или ее использование ограничивается в следующих случаях:

¾ в установленный срок действия временных отклонений от гигиенических нормативов не устранены причины, обусловливающие ухудшение качества питьевой воды;

¾ системой водоснабжения не обеспечиваются производство и подача населению питьевой воды, качество которой соответствует требованиям настоящих Санитарных правил, в связи с чем имеется реальная опасность для здоровья населения.

3.7.1. Решение о запрещении или ограничении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимается органом местного самоуправления по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории на основании оценки опасности и риска для здоровья населения, связанных как с дальнейшим потреблением воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, так и с прекращением или ограничением ее использования в питьевых и бытовых целях.

3.7.2. В случае принятия решения о запрещении или ограничении использования питьевой воды органами местного самоуправления, организациями, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатываются по согласованию с центром госсанэпиднадзора и осуществляются мероприятия, направленные на выявление и устранение причин ухудшения ее качества и обеспечение населения питьевой водой, отвечающей требованиям Санитарных правил.

3.7.3. Орган местного самоуправления, центр госсанэпиднадзора в обязательном порядке информируют население о принятом решении о запрещении или ограничении использования питьевой воды, о ее качестве, осуществляемых мероприятиях, а также о рекомендациях по действиям населения в данной ситуации.

4. Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды

4.1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

4.2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Таблица 1

Показатели

Единицы измерения

Нормативы

Термотолерантные колиформные бактерии

Число бактерий в 100 мл 1)

Отсутствие

Общие колиформные бактерии 2)

Число бактерий в 100 мл 1)

Отсутствие

Общее микробное число 2)

Число образующих колонии бактерий в 1мл

Не более 50

Колифаги 3)

Число бляшкообразующих единиц (БОЕ) в 100 мл

Отсутствие

Споры сульфитредуцирующих клостридий 4)

Число спор в 20 мл

Отсутствие

Цисты лямблий 3)

Число цист в 50 л

Отсутствие

Примечания:

1) При определении проводится трехкратное исследование по 100 мл отобранной пробы воды.

2) Превышение норматива не допускается в 95% проб, отбираемых в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в течение 12 месяцев, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год.

3) Определение проводится только в системах водоснабжения из поверхностных источников перед подачей воды в распределительную сеть.

4) Определение проводится при оценке эффективности технологии обработки воды.

4.3.1. При исследовании микробиологических показателей качества питьевой воды в каждой пробе проводится определение термотолерантных колиформных бактерий, общих колиформных бактерий, общего микробного числа и колифагов.

4.3.2. При обнаружении в пробе питьевой воды термотолерантных колиформных бактерий и (или) общих колиформных бактерий, и (или) колифагов проводится их определение в повторно взятых в экстренном порядке пробах воды. В таких случаях для выявления причин загрязнения одновременно проводится определение хлоридов, азота аммонийного, нитратов и нитритов.

4.3.3. При обнаружении в повторно взятых пробах воды общих колиформных бактерий в количестве более 2 в 100 мл и (или) термотолерантных колиформных бактерий, и (или) колифагов проводится исследование проб воды для определения патогенных бактерий кишечной группы и (или) энтеровирусов.

4.4. Исследования питьевой воды на наличие патогенных бактерий кишечной группы и энтеровирусов проводится также по эпидемиологическим показаниям по решению центра госсанэпиднадзора.

4.3.5. Исследования воды на наличие патогенных микроорганизмов могут проводиться только в лабораториях, имеющих разрешение для работы с возбудителями соответствующей группы патогенности и лицензию на выполнение этих работ.

4.4. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:

4.4.1. Обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2);

Таблица 2

Показатели

Единицы измерения

Показатель вредности 1)

Класс опасности

Обобщенные показатели

Водородный показатель,

единицы рН

в пределах 6 ¾ 9

Общая минерализация (сухой остаток)

мг/л

1000 (1500) 2)

Жесткость общая

ммоль/л

7,0 (10) 2)

Окисляемость перманганатная

мг/л

Нефтепродукты, суммарно

мг/л

Поверхностно-активные вещества (ПАВ), анионоактивные

мг/л

Фенольный индекс

мг/л

0,25

Неорганические вещества

Алюминий (Аl 3+)

мг/л

с.-т.

Барий (Ва 2+)

Бериллий (Ве 2+)

0,0002

Бор (В, суммарно)

Железо (Fе, суммарно)

0,3 (1,0) 2) орг.

Кадмий (Сd, суммарно)

0,001

с.-т.

Марганец (Мn, суммарно)

0,1 (0,5) 2)

орг.

Медь (Сu, суммарно)

Молибден (Мo, суммарно)

0,25

с.-т.

Мышьяк (Аs, суммарно)

0,05

с.-т.

Никель (Ni, суммарно)

мг/л

с.-т.

Нитраты (по NО 3)

орг.

Ртуть (Нg, суммарно)

0,0005

с.-т.

Свинец (Рb, суммарно)

0,03

Селен (Sе, суммарно)

0,01

Стронций (Sr 2+)

Сульфаты (SO 4 2 - )

орг.

Фториды (F - )

для климатических районов

I и II

с.-т.

Хлориды (Сl - )

орг.

Хром (Сr 6+)

0,05

с.-т.

Цианиды (CN - )

0,035

Цинк (Zn 2+)

орг.

Органические вещества

g -ГХЦГ (линдан)

0,002 3)

с.-т.

ДДТ (сумма изомеров)

0,002 3)

2,4-Д

0,03 3)

Примечания:

1) Лимитирующий признак вредности вещества, по которому установлен норматив: "с.-т." ¾ санитарно-токсикологический, "орг." ¾ органолептический.

2) Величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки.

3) Нормативы приняты в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

4.4.2. Содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3);

Таблица 3

Показатели

Единицы измерения

Нормативы (предельно допустимые концентрации (ПДК), не более

Показатель вредности

Класс опасности

Хлор 1)

Остаточный свободный

мг/л

в пределах 0,3 - 0,5

орг.

Остаточный связанный

в пределах 0,8 - 1,2

Хлороформ (при хлорировании воды)

0,2 2)

с.-т.

Озон остаточный 3)

орг.

Формальдегид (при озонировании воды)

0,05

с.-т.

Полиакриламид

Активированная кремнекислота (по Si)

Полифосфаты (по РО4 3 - )

орг.

Остаточные количества алюминий- и железосодержащих коагулянтов

см. показатели "Алюминий", "Железо" таблицы 2.

Примечания:

1) При обеззараживании воды свободным хлором время его контакта с водой должно составлять не менее 30 минут, связанным хлором ¾ не менее 60 минут.

Контроль за содержанием остаточного хлора производится перед подачей воды в распределительную сеть.

При одновременном присутствии в воде свободного и связанного хлора их общая концентрация не должна превышать 1,2 мг/л.

В отдельных случаях по согласованию с центром госсанэпиднадзора может быть допущена повышенная концентрация хлора в питьевой воде.

2) Норматив принят в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

3) Контроль за содержанием остаточного озона производится после камеры смещения при обеспечении времени контакта не менее 12 минут.

4.4.3. Содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2).

4.4.4. При обнаружении в питьевой воде нескольких химических веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности и нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них в воде к величине его ПДК не должна быть больше 1. Расчет ведется по формуле:

где С 1 , С 2 , С n ¾ концентрации индивидуальных химических веществ 1 и 2 класса опасности: факт. (фактическая) и доп. (допустимая).

4.5. Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.

Таблица 4

Показатели

Единицы измерения

Нормативы, не более

Запах

баллы

Привкус

Цветность

градусы

20 (35) 1)

Мутность

ЕМФ (единицы мутности по формазину) или мг/л (по каолину)

2,6(3,5) 1)

1,5(2) 1)

Примечание:

Величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки.

4.5.1. Не допускается присутствие в питьевой воде различимых невооруженным глазом водных организмов и поверхностной пленки.

4.6. Радиационная безопасность питьевой воды определяется ее соответствием нормативам по показателям общей a - и b - активности, представленным в таблице 5.

Таблица 5

4.6.1. Идентификация присутствующих в воде радионуклидов и измерение их индивидуальных концентраций проводятся при превышении нормативов общей активности. Оценка обнаруженных концентраций проводится в соответствии с ГН 2.6.1.054-96.

5. Контроль качества питьевой воды

5.1. В соответствии с Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться производственный контроль, государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор.

5.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения по рабочей программе.

Организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

5.3. Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 6.

Таблица 6

Виды показателей

Для подземных источников

Микробиологические

4 (по сезонам года)

12 (ежемесячно)

не проводятся

Органолептические

4 (по сезонам года)

12 (ежемесячно)

Обобщенные показатели

4 (по сезонам года)

Радиологические

5.4. Виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 7.

Таблица 7

Количество проб в течение одного года, не менее

Для подземных источников

Для поверхностных источников

Виды показателей

Численность населения, обеспечиваемого водой из данной системы водоснабжения, тыс. чел.

до 20

20-100

Свыше 100

до 100

Свыше 100

Микробиологические

50 1)

150 2)

365 3)

365 3)

365 3)

не проводятся

12 4)

12 4)

Органолептические

50 1)

150 2)

365 3)

365 3)

365 3)

Обобщенные показатели

4 4)

6 5)

12 6)

12 6)

24 7)

Неорганические и органические вещества

4 4)

12 6)

Показатели, связанные с технологией водоподготовки

Остаточный хлор, остаточный озон ¾ не реже одного раза в час, остальные реагенты не реже одного раза в смену

Радиологические

Примечания:

1. Принимается следующая периодичность отбора проб воды: 1) ¾ еженедельно, 2) ¾ три раза в неделю, 3) ¾ ежедневно, 4) ¾ один раз в сезон года, 5) ¾ один раз в два месяца, 6) ¾ ежемесячно, 7) ¾ два раза в месяц.

2. При отсутствии обеззараживания воды на водопроводе из подземных источников, обеспечивающим водой население до 20 тыс. человек, отбор проб для исследований по микробиологическим и органолептическим показателям проводится не реже одного раза в месяц.

3. На период паводков и чрезвычайных ситуаций должен устанавливаться усиленный режим контроля качества питьевой воды по согласованию с центром госсанэпиднадзора.

5.5. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в таблице 8.

Таблица 8

Количество обсаживаемого населения, тыс. человек

Количество проб в месяц

до 10

10-20

20-50

50-100

более 100

100 + 1 проба па каждые 5 тыс. человек, свыше 100 тысяч населения

Примечание:

В число проб не входят обязательные контрольные пробы после ремонта и иных технических работ на распределительной сети.

5.6. Отбор проб в распределительной сети проводят из уличных водоразборных устройств на наиболее возвышенных и тупиковых ее участках, а также из кранов внутренних водопроводных сетей всех домов, имеющих подкачку и местные водонапорные баки.

5.7. Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями организаций, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

5.8. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют центры госсанэпиднадзора в соответствующих территориях, ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор ¾ санитарно-эпидемиологические учреждения, организации и подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление данной функции.

5.9. Организация и проведение государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.

5.10. Для проведения лабораторных исследований (измерений) качества питьевой воды допускаются метрологически аттестованные методики, соответствующие требованиям ГОСТ 8.563-96 и ГОСТ 8.556-91, установленные значения показателей погрешности которых не превышают норм погрешности по ГОСТ 27384-87, а также методики, утвержденные или допущенные к применению Госстандартом России или Госсанэпидслужбой России. Отбор проб воды для анализа проводят в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Приложение 1

(обязательное)

ПРАВИЛА

установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды

1. Порядок организации работ по выбору показателей химического состава питьевой воды

1.1. В соответствии с п. 3.3. настоящих Санитарных правил выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании результатов оценки химического состава воды источников водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды в системе водоснабжения.

1.2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения совместно с центром госсанэпиднадзора в городе, районе в два этапа.

1.2.1. На первом этапе организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с центром госсанэпиднадзора анализируются следующие материалы за период не менее 3-х последних лет:

Государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории;

Органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод и питьевой воды в системе водоснабжения по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;

Центра госсанэпиднадзора по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, а также по результатам исследований качества вод в местах водопользования населения и в системе водоснабжения;

Органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника). На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих химический состав воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии Приложением 2 настоящих Санитарных правил.

1.2.2. На втором этапе организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, проводятся расширенные лабораторные исследования воды по составленному перечню химических веществ, а также по показателям, приведенным в таблице 2 настоящих Санитарных правил.

1.2.2.1. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, указанные в таблице 3 настоящих Санитарных правил.

1.2.2.2. Расширенные лабораторные исследования воды проводятся в течение одного года в местах водозабора системы водоснабжения, а при наличии обработки воды или смешения воды различных водозаборов - также перед подачей питьевой воды в распределительную сеть.

1.2.2.3. Минимальное количество исследуемых проб воды в зависимости от типа источника водоснабжения, позволяющее обеспечить равномерность получения информации о качестве воды в течение года, принимается:

Для подземных источников - 4 пробы в год, отбираемых в каждый сезон;

Для поверхностных источников - 12 проб в год, отбираемых ежемесячно.

1.2.2.4. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ, количество исследуемых проб воды и их периодичность должны быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.

1.2.2.5. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред (хромато-масс-спектрометрических и других), позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.

1.3. Центром госсанэпиднадзора анализируются результаты расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарно-гигиенических условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, населенного пункта, района определяется потенциальная опасность влияния присутствующих в воде химических веществ на здоровье населения.

1.4. На основании проведенной оценки центр госсанэпиднадзора разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей, количеству и периодичности отбора проб питьевой воды для постоянного производственного контроля.

2. Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды

2.1. Организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения на основании настоящих Санитарных правил разрабатывает рабочую программу.

2.2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, рабочая программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны и эксплуатирующих один водоносный горизонт может составляться одна рабочая программа при наличии гидрогеологического обоснования.

2.3. Рабочая программа должна содержать:

2.3.1. Перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные настоящими Санитарными правилами:

¾ органолептические (п. 4.5., таблица 4);

¾ радиологические (п. 4.6., таблица 5);

¾ обобщенные (п. 4.4.1., таблица 2);

¾ остаточные количества реагентов (п. 4.4.2., таблица 3);

¾ химические вещества, выбранные для постоянного контроля в соответствии с правилами, указанными в разделе 1 настоящего приложения (п. 4.4.1., таблица 2 и п. 4.4.3., приложение 2 Санитарных правил).

2.3.2. Методики определения контролируемых показателей.

2.3.3. План пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед сдачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода;

2.3.4. Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды.

2.3.5. Календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).

2.4. Количество исследуемых проб воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы водоснабжения индивидуально с учетом предложений центра госсанэпиднадзора, но не должны быть ниже установленных п. 5.3., таблица 6. п. 5.4., таблица 7 и п. 5.5., таблица 8 настоящих Санитарных правил.

2.5. В рабочей программе должно быть предусмотрено проведение ежемесячного анализа результатов контроля качества воды и определен порядок передачи информации по результатам контроля администрации системы водоснабжения, центру госсанэпиднадзора и органу местного самоуправления.

2.6. Рабочая программа представляется для согласования в центр госсанэпиднадзора в городе, районе и последующего утверждения администрацией соответствующего органа местного самоуправления.

2.7. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с центром госсанэпиднадзора.

Приложение 2

(обязательное)

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ СОДЕРЖАНИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ

1. В настоящий список включены гигиенические нормативы вредных веществ в питьевой воде. В него входят индивидуальные химические вещества, которые могут присутствовать в питьевой воде в указанном виде и могут быть идентифицированы современными аналитическими методами.

2. Химические вещества расположены в списке в соответствии со строением органических и неорганических соединений. Каждый подраздел является расширением соответствующего раздела. Внутри подразделов вещества расположены в порядке возрастания численных значений их нормативов.

Если строение молекулы органического вещества позволяет отнести его одновременно к нескольким химическим классам, то в перечне его помещают по функциональной группе, с наибольшим индексом расширения (по горизонтальной рубрикации).

Органические кислоты, в том числе, пестициды, нормируются по аниону, независимо от того в какой форме представлена данная кислота в перечне (в виде кислоты, ее аниона или ее соли).

Элементы и катионы (п. 1 раздела "неорганические вещества") нормируются суммарно для всех степеней окисления, если это не указано иначе.

3. Перечень имеет следующую вертикальную рубрикацию.

3.1. В первой колонке перечня приведены наиболее часто употребляемые названия химических веществ.

3.2. Во второй колонке приведены синонимы названий химических веществ и некоторые тривиальные и общепринятые наименования.

3.3. В третьей колонке приведены величины ПДК или ОДУ в мг/л, где:

ПДК ¾ максимальные концентрации, при которых вещества не оказывают прямого или опосредованного влияния на состояние здоровья человека (при воздействии на организм в течение всей жизни) и не ухудшают гигиенические условия водопотребления;

ОДУ (отмечены звездочкой) ¾ ориентировочные допустимые уровни веществ в водопроводной воде, разработанные на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности.

Если в колонке величины нормативов указано "отсутствие", это означает, что концентрация данного соединения в питьевой воде должна быть ниже предела обнаружения применяемого метода анализа.

3.4. В четвертой колонке указан лимитирующий признак вредности веществ, по которому установлен норматив:

С.-т. ¾ санитарно-токсикологический;

Орг. ¾ органолептический с расшифровкой характера изменения органолептических свойств воды (зап. ¾ изменяет запах воды; окр. ¾ придает воде окраску; пен. ¾ вызывает образование пены; пл. ¾ образует пленку на поверхности воды; привк. ¾ придает воде привкус; оп. ¾ вызывает опалесценцию).

3.5. В пятой колонке указан класс опасности вещества:

1 класс ¾ чрезвычайно опасные;

2 класс ¾ высокоопасные;

3 класс ¾ опасные;

4 класс ¾ умеренно опасные.

В основу классификации положены показатели, характеризующие различную степень опасности для человека химических соединений, загрязняющих питьевую воду в зависимости от токсичности, кумулятивности, способности вызывать отдаленные эффекты, лимитирующего показателя вредности.

Классы опасности веществ учитывают:

¾ при выборе соединений, подлежащих первоочередному контролю в питьевой воде;

¾ при установлении последовательности водоохранных мероприятий, требующих дополнительных капиталовложений;

¾ при определении приоритетности разработки селективных методов аналитического контроля веществ в воде.

Чистая вода – важный природный ресурс. Она используется для питья, приготовление пищи, при многих технологических процессах.

Качество воды влияет на здоровье и продолжительность жизни . Оно контролируется санитарно-эпидемиологическими службами.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

В питьевой воде не должны содержаться болезнетворные микроорганизмы и вредные микро- и макроэлементы . Она должна быть безопасна в отношении радиации и приятна на вкус, вид и запах.

В России, как и в других странах, существуют санитарные нормы к качеству воды. Различные СанПин применяются к различным её категориям. Расскажем о тех, которые применяются к водопроводной и бутилированной питьевой воде.

Для водопроводной

СанПиН 2.1.4.1074-01 используется для :

  • систем водоснабжения;
  • использования воды в пищевом производстве;
  • другого производства, где применяется вода питьевого качества.

Этими правилами должны руководствоваться :

  1. Учреждения и органы, занимающиеся государственным санитарно-эпидемиологическим надзором.
  2. Организации (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели), деятельность которых связана с обеспечением населения питьевой водой, а также проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения.

Эти организации должны регулярно проводить проверки качества воды и сообщать в госсанэпиднадзора при отклонении от норм. Программа таких проверок согласуется с контролирующей организацией.

При аварии или техническом нарушении системы водоснабжения также уведомляется центр госэпиднадзора. Кроме того, организация должна предпринять действия по их устранению.

Основные требования к воде централизованного водоснабжения:

  1. В воде не должны содержаться микроорганизмы-возбудители болезней.
  2. В ней не должны находиться вредные химические элементы и соединения (как природного, так и антропогенного происхождения, а также применяющиеся для её очистки).
  3. Вода должна быть безвредна в отношении радиации.
  4. И иметь приятные органолептические свойства, то есть вкус, запах, цвет и прозрачность.

К воде не из центрального водопровода, в том числе бутилированной, применяются другие санитарные нормы .

В зависимости от региона могут устанавливаться различные требования к химическому составу воды (но в пределах, указанных в СанПиН 2.1.4.1074-01).

Вода должна соответствовать нормативам на всём протяжении централизованного водопровода.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы , .

Изменения в СанПиН

С 2009 года минимальная температура горячей воды в водопроводе была поднята до 60˚С. Это сделали для борьбы с бактериями, вызывающими легионеллез .

В 2016 году Роспотребнадзор предложил вернуть температуру до прежней нормы, 50˚С. По словам его представителя, современные методы обеззараживания воды позволяют обезопасить её и при более низкой температуре .

К примеру, планируется не реже раза в квартал повышать температуру воды до 70˚С.

А снижение температуры замедлит рост .

Ожидается, что в 2017 – 2019 годах он составит не более 4%. Эту инициативу поддержал Минстрой России.

Для бутилированной

СанПиН 2.1.4.1116-02 используется для воды, расфасованной в ёмкости различного размера.

Эти нормы распространяются только на питьевую воду, для минеральных они другие.

Действующий СанПиН 2.1.4.1116-02 применяется :

  1. Организациями, производящими и реализующими питьевую бутилированную воду.
  2. Контролирующими учреждениями.

Для питьевой воды существует несколько классификаций. По происхождению её разделяют на:

  • воду наземного происхождения (озёрную, речную, ледниковую);
  • воду из подземного источника (грунтовую, родниковую, артезианскую).

По способу обработки бутилированная вода делится на:

По качеству выделяют две категории воды:

  1. Первая . Вода из любого источника, пригодная для питья и приятная на вкус, цвет и запах.
  2. Высшая . Из источников, защищённых от загрязнения, как правило, артезианских или родниковых. Она должна соответствовать более строгим показателям по безопасности и органолептическим свойствам, чем вода первой категории. Кроме того, вода высшей категории должна содержать все необходимые микро- и макроэлементы. Для получения соответствующего свидетельства необходимо не менее года проходить проверки Роспотребнадзора.

Эти свойства вода должна сохранять на протяжении всего срока хранения. Ёмкости (бутылки, бутыли и прочее) обязательно обеззараживаются перед использованием.

Различия санитарных норм

СанПины предъявляют различные требования к этим видам воды.

В отношении бутилированной применяются более строгие гигиенические требования к качеству очистки.

Кроме того, для её очищения не разрешается применение хлора.

Предпочтительно использование мягких способов очистки : озонирование и физические методы (в частности, облучение ультрафиолетом).

Контроль качества питьевой воды

Качество водопроводной воды проверяется как со стороны государства, так и предприятиями, использующих водопровод.

Санитарно-эпидемиологическим надзором занимается государственная санитарно-эпидемиологическая служба . Планово, а также по показаниям в случае необходимости проводится забор проб воды и её анализ.

Организациями, эксплуатирующими водопровод в процессе своей деятельности, должны проводиться проверки качества водопроводной воды.

План таких проверок согласовывается с государственными службами . Их проводят лаборатории самих предприятий или других организаций, имеющих право на исследование качества воды, по согласованию.

На предприятиях, производящих бутилированную воду, также проводятся проверки её качества. Они бывают внутренние и внешние (со стороны государства). Качество контролируется на нескольких этапах :

  • в источнике;
  • на производстве;
  • готовой воды (каждой партии).

Вода проверяется по органолептическим (запах, вкус, прозрачность) и микробиологическим показателям.

Если будет обнаружено, что качество питьевой воды не соответствует СанПин, виновной в этом организации грозит выплата штрафа .

То же наказание следует и за отсутствие проверок. Выявленные в результате нарушения должны быть устранены.

Как видим, качеству питьевой воды уделяется серьёзное внимание . Оно регулярно проверяется на соответствие СанПин. Причём эти проверки относятся как к водопроводной воде, так и к бутилированной.

О том, как определить, пригодна ли для употребления питьевая вода, вы можете узнать из видео: