Дизайн ландшафта, что это - мода, искусство или наука? Почему люди, у которых есть свой уголок, занимаются ландшафтным дизайном? Зачем фирмы нанимают дизайнеров для обустройства своих территорий перед офисами? Как правильно создавать ландшафтный дизайн на своей территории? Какие принципы ландшафтного дизайна использовать в тех или иных ситуациях? И еще очень много вопросов возникает, если коснуться этой темы, а тем более углубиться в нее.


Ландшафтный дизайн – это создание гармонии и удобства с помощью зеленых насаждений и малых архитектурных форм. Ландшафтное направление дизайна содержит в себе очень много элементов и строится на определенных принципах.

Давайте попробуем осветить некоторые вопросы, относительно ландшафтного дизайна.

Основными составляющими ландшафтного дизайна являются такие элементы:

  1. Здания - центральный элемент ландшафтной композиции, идея которой, оформить пространство вокруг центрального элемента так, чтобы это было красиво, уютно и гармонично, и по возможности скрыть недостатки строений.
  2. Газоны, состоящие из разнообразных трав, и дорожки к ним.
  3. Зеленые насаждения - клумбы с цветами, деревья, кустарники.
  4. Крупные декоративные элементы или малые архитектурные формы, такие как бассейн, озеро, ручей, фонтан, скульптура, беседка и пр.
  5. Мелкие декоративные детали – светильники, свечи, клумбы, вазоны и т. д.


Если говорить о принципах ландшафтного дизайна для приусадебного участка, то следует выделить ряд основных:

  • Целостность. Это расположение одинаковых элементов в разных частях участка. Элементы берутся как декоративные, так и натуральные. Для достижения целостности ландшафта необходимо изначально составить план и определиться с тематикой вашей композиции. Основная идея, которую несет этот принцип - единство и гармония всех элементов ландшафта.
  • Простота – еще один принцип ландшафтного дизайна. В природе все просто, красиво и естественно, что и привлекает человека, поэтому в ландшафтном дизайне не должно быть нагромождения сложных элементов, форм и многообразия цветов и оттенков – достаточно двух-трех и повторить их в основных элементах.
  • Принцип баланса. Не соблюдая этот принцип, вы подвергаете риску даже ту гармонию, которая уже была на вашей территории. Баланс может быть асимметричным или симметричным.

Симметричный баланс – это повторение одинаковых элементов в зеркальном отражении относительно одной зафиксированной, визуально определенной точки. Такой точкой могут быть разные элементы ландшафта, например, дом, веранда или садовая дорожка – все зависит от конкретного проекта. Для повторений можно использовать группы растений или форму клумб.

Асимметричный баланс – многообразие форм и размеров, но при этом гармония не должна нарушаться в цветовом аспекте, и формы не должны преобладать одна над другой. Основная идея данного баланса – единство структуры, формы, типа растений на фоне одного несистемного и меняющегося фактора, допустим, валуны будут абсолютно разные по форме и размерам.


  • Сочетание растений. Растения, независимо от того, много их или мало, должны между собой идеально гармонировать. Узнайте все, что можно, о выбранных вами растениях: размер в зрелом возрасте, как будут выглядеть в момент цветения, особенности полива, почвенные предпочтения и прочее. Исходя из этих сведений и нужно сажать растения, кусты и деревья. И еще один неоспоримо важный момент: сочетание вертикального и горизонтального озеленения.
  • Плавность переходов - очень важный принцип, особенно для высадки растений. Высота растений и размер листьев должны изменяться плавно и по принципу: высокие деревья сажают на заднем фоне, затем высаживают средние и впереди – маленькие. Благодаря этому достигается глубина ландшафта. Эти же приемы ландшафтного дизайна рекомендуется применять и при высаживании цветов, иначе крупные цветы закроют собой маленькие и красоту малюток никто не заметит.
  • При составлении дизайнерского проекта, крайне важно соблюдать постепенность переходов от одного элемента к другому. Соответствие размеров соседствующих элементов и плавный их переход - это очень важно. Огромная скульптура, которую поставили в маленький сад, будет выглядеть странно и нелепо, а фонтанчик маленького размера никто не заметит на обширном открытом пространстве.
  • Принцип работы с цветом. Холодные цвета создают иллюзию далекого объекта, а теплые наоборот – кажутся близко расположенными. Серый, черный и белый - нейтральные цвета, очень подходят для фоновых композиций. Применить цветовое решение можно и в том случае, если у вас тенистый участок. В этом случае помогут светлые растения или цветник белого цвета - для контраста в него можно посадить очень яркий цветок, например, красный.
  • Принцип ландшафтного наполнения. Мелкие архитектурные постройки и элементы – теплицы, веранды, заборы и др. – должны сочетаться друг с другом и прочими составляющими ландшафтного дизайна. Для этого строить их нужно из одного материала, если такой возможности нет, то поможет цветовое решение.
  • Принцип «Не только в ширину, но и вверх» – новый принцип ландшафтного дизайна. Его суть в создании небольших искусственных возвышенностей. Холмы и насыпи увеличивают площадь вашего ландшафта и создают дополнительные возможности.
  • Принцип естественности. Все в вашем дизайне должно дарить радость от общения с природой, подчеркивать ее уникальность, красоту и изящество. Поэтому не рекомендуется применение в ландшафтном дизайне многочисленных элементов со строгими формами и искусственных растений.

Соблюдая основные принципы ландшафтного дизайна, вы без труда сможете составить проект своего преображенного участка. Однако одной теорией явно не обойтись. Воплощение вышеизложенных принципов – задача не менее, а подчас и более сложная. Чтобы облегчить вашу задачу, в разделе ниже мы привели еще несколько советов от специалистов - для начинающих.


Ландшафтный дизайн - обширная и интересная тема. Рассказать все и сразу довольно трудно да и ненужно. Хотелось бы отметить ряд наиболее важных советов и раскрыть некоторые приемы ландшафтного дизайна:

  1. Следует запастись необходимым инструментом, без этого у вас ничего не выйдет: перчатки, рулетка, секатор, ножницы садовые, ножовка для отпиливания веток, которые не под силу секатору, газонокосилка, грабли, лопата, ведра, лейки, тяпка, шланги - вот далеко не полный список.
  2. Необходимо запастись терпением. Дизайн ландшафтов - долгая, кропотливая, но приятная работа, которую не сделаешь за один день. Не все зависит от вас - у природы свои законы.
  3. Необходимо заботиться о земле. Земля должна «отдыхать», чтобы быть плодородной. Здесь вам помогут удобрения и прочее.
  4. При планировании элементов ландшафта на участке, берите во внимание потребности всей семьи - огород, качели или футбольное поле – и вносите соответствующие изменения. Дизайн должен быть красивым, функциональным и удобным для всех членов семьи.
  5. Полезный и красивый элемент ландшафтного дизайна – живая изгородь. Это уникальная естественная защита участка от ветра и солнца.
  6. При планировании в дизайне леса или рощи, берите во внимание размеры вашего участка - под лесные насаждения необходимо не менее 20 соток земли.
  7. Отличным украшением вашего ландшафта будет водоём. Этот элемент дизайна еще и очень функционален - помогает увеличить влажность воздуха, что позитивно повлияет на растения. Рекомендуемая площадь для водоема – от одной до трех соток, а глубина, желательно, не менее полутора метров. Важно правильно выбрать место. Там, где влага весной высыхает позже всего, грунтовые воды залегают ближе к поверхности – там и следует расположить пруд или озеро.
  8. Сад. Немаловажный момент для данной составляющей нашего дизайна - опыление. Плодовые деревья лучше сажать по два экземпляра минимум.
  9. Домашние животные. Если у вас есть живность или вы планируете ее завести, то соответствующие архитектурные элементы для жизни животных необходимо продумать сразу в соответствии с общей концепцией.


Мало построить хороший дом: функциональный внутри и красивый снаружи. Важно благоустроить прилегающую территорию - создать привлекательный ландшафтный дизайн на участке. Именно в таком случае вам пригодятся основы ландшафтного дизайна.

Прежде чем вести речь об основах садово-паркового исскуства и нюансах проектирования, разберемся с понятиями.

Что такое ландшафтный дизайн

Под панорамным проектированием подразумевается область инструменты управления которой направлены на создание благоустроенной территории на участке с небольшой площадью. В этом и есть главное отличие науки от проектирования, которое по своей природе является более трудоемким и затратным процессом. Реализовать проект с рельефом приусадебной территории намного проще.

Основы ландшафтного дизайна гармонично сочетают в себе искусство и науку. Благодаря такой композиции мастеру удается воплотить в реальность эскиз, повлияв на его функциональность и внеся эстетическую составляющую в проект.

Благоустройство территории - это непросто. Здесь важно создать естественную гармонию между окружающей природой и современными модерновыми строениями. Чтобы добиться желаемого эффекта, дизайнер должен уметь работать с главными инструментами искусства и понимать, в чем заключаются основы ландшафтного дизайна.

основные элементы искусства

К широко применяемым инструментам относят:

  • масштабирование;
  • цветовую коррекцию;
  • текстуризацию;
  • формирование.

Каждый видит оформление своего участка по-своему, каждый выставляет свои требования к оформлению, каждый делает все возможное, чтобы реализовать визуально сложившуюся в голове картинку в рамках своего бюджета. В руках заказчика дизайнер является инструментом, способным творить, и от того, насколько точно они поймут друг друга, зависит результат работы.

Важно не только красиво обустроить территорию, но и сделать садово-парковый дизайн максимально полезным и функциональным.

Понятие "дизайн интерьера" знакомо многим, некоторые даже пробовали обустроить свое жилище согласно последним тенденциям и у них это получалось, а вот основы ландшафтного дизайна для некоторых людей становятся настоящим открытием, но для большинства остаются загадкой. Кроме этого, не у каждого есть талант к визуализации своих идей, поэтому представить, как бы выглядел приусадебный участок, еще и имея дефицит знаний в области панорамных разработок, может далеко не каждый.

Конечно, вы можете смоделировать то, что видите, благодаря специальным программам (некоторые из них даже просты в использовании), а если такие разработки привлекают вас всерьез - записаться курсы ландшафтного дизайна не составит труда. Это востребованная услуга в любом городе.

Что главное в оформлении участка

Что может быть лучше приятного вида из окна, когда вы лежите на шезлонге у террасы или пьете чай в кресле-качалке? Созданный вами рельеф прилегающей к дому территории. Занимаясь оформлением участка, главное позаботиться о том, чтобы каждый из элементов дизайна сочетался с другими, тем самым создавая единую, гармонично выглядящую картину.

Стилевое оформление ландшафта

Каждый из представленных в панорамном искусстве стилей обладает своими особенностями.

Сегодня из широкого ряда стилей ландшафтные дизайнеры выделяют 6 основных:

  • английский;
  • кантри;
  • восточный;
  • естественный;
  • японский;
  • комбинированный.

В каком направлении работать, решает сам владелец, давая почву для раздумий дизайнеру, но, несмотря на пожелания хозяина, выбор стиля оформления зависит и от общих характеристик участка. Неважно, это кантри или английский стиль в ландшафтном дизайне, с каждым из них интересно работать.

Законы и правила садово-паркового искусства

Ландшафтные дизайны на земельных участках создаются не просто так - это не игра воображения или полет фантазии модулирующего панораму человека, весь секрет в существующих законах и правилах.

Каждый дизайнер, работая с клиентом, опирается на основы ландшафтного дизайна. Обустройство сада - правило дизайна, которому подчиняются. Всего выделяют 5 основных законов, по правилам которых работают дизайнеры.

Доминанта

Закон доминанты заключается в подчинении. Элементы ландшафтного дизайна подразделяются на основные и второстепенные, что позволяет сделать на одном элементе яркую точку акцента и дополнить его вспомогательными.

Простота

Закон простоты диктует украшение участка без использования большого количества элементов. Такой подход идеален для небольших участков, где используется один стиль, а большое количество растений излишне.

Четкость форм

Закон треугольника . По закону использование разных форм, цветов или размеров запрещено. Например, трехцветная клумба не может подразделяться на равные части. Один из цветов должен преобладать над другим. Те, кто посещал курсы ландшафтного дизайна, знают, что оформление по этому закону выполняется по правилу золотого сечения, пропорции которого рассчитываются по специальной схеме.

Закон круга поможет дизайнеру без ошибок сочетать цвета и смело смешивать их. Координатная сетка выступает полотном, а основные цвета - материалом. Нанеся их на полотно, вы увидите, что все они условно подразделяются на сегменты, а оттенки в рамках сегмента зовутся родственными цветами, использование которых уместно на одной клумбе. Можно высаживать материал с изобилием цветов в рамках одной четверти, так «пейзаж» будет выглядеть ярче.

Закон квадрата основан на четырех сторонах света. Это прямая подсказка для дизайнера - каждому растению свое место и условия. Одни цветы или кусты любят больше света, другим нравится влага. Правило квадрата помогает создать не только красивый вид для хозяина, но и комфортные условия для растений.

Именно соблюдение правил и точность в расчетах помогают работникам создавать необычные и оригинальные проекты с нуля. Изучая ландшафтный дизайн, основы и принципы знать обязательно, иначе вы не сможете проявить себя как дизайнер и создать стоящий проект.

Основы композиции в садово-парковом искусстве

Соблюдая в ландшафтном дизайне, вы сможете создать уникальный проект по грамотно организованной схеме.

Главное - разделять пространство, но делать это не в ущерб целостности участка. Зонирование должно быть уместным и гармоничным, с плавно перетекающими элементами рельефа участка. Добиться такого результата проще, чем вы бы подумали. Просто разместите в разных уголках сада схожие элементы или используйте в каждой зоне схожие по гамме цвета.

Простота в оформлении также играет не последнюю роль. Не усложняйте то, что можно сделать попроще. Такой подход поможет избежать наличия лишних деталей и сохранит часть вашего бюджета. Делайте акценты, но украшайте участок в меру.

Немаловажный шаг к созданию естественного и эксклюзивного сада - выбор баланса. Придерживайтесь симметрии в оформлении или создавайте причудливые ассиметричные формы. Такого эффекта легко добиться, высаживая деревья и цветы разной высоты, цвета и формы.

Учитесь играть со светом и цветовой гаммой - это едва ли не главный принцип садово-паркового искусства.

Помните, что природа - пластичный материал в ваших руках. Не забывайте о плавности переходов не только в цветовой палитре, но и между формами и размерами растений. Играя всего лишь с закрытой, вам удастся визуально увеличить сад, высадив деревья равномерно по спадающей: от высоких к низким.

Не забывайте о последнем принципе, диктующем основы композиции, - пропорциях.

Обустройство приусадебной территории

Каждый приусадебный участок заслуживает внимания своего хозяина. По тому, насколько ухожена территория, можно судить о хозяйственности владельца. Уникальный практичный и уютный задний двор у дома можно создать даже собственноручно. Для этого не нужно ходить на специальные курсы или брать уроки у мастеров. Изучите базовый курс основ садово-паркового искусства и принимайтесь творить.

Вы можете создать живой уголок в саду, сделав искусственный водоем или небольшой фонтанчик. В таком месте легко расслабиться и сконцентрироваться на своих мыслях.

Можете высадить экзотические деревья и оформить двор в восточном стиле, украсить газон гравийными дорожками с причудливыми орнаментами или зонировать место отдыха при помощи плитки и декоративного камня.

Обсаженная невысокими кустами беседка придаст саду утонченности, вы сможете любоваться красивым видом и отдыхать в уютном месте, не отходя далеко от дома. Организация зоны отдыха на площадке частного дома - неоценимая возможность, блаженство, которое никогда не сможет себе позволить житель городской многоэтажки. Во своем дворе, в комфортных условиях у пруда, беседки или костра, семья может собраться вместе, чтобы обсудить планы или поужинать вместе.

Грамотная организация дизайна ландшафта не заканчивается на благоустройстве территории и высаживании цветов. Дизайн считается завершенным, когда парковая мебель находится на местах, а двор внушает чувство покоя и родного дома.

На личном участке можно разместить небольшие архитектурные скульптуры, дополняющие композицию. Причем стандартные розовые фламинго и гномики уже давно вышли из моды. Сегодня в тренде ручная кладка, причудливые и иногда бесформенные изделия из различных типов материалов, скомбинированные воедино.

Приусадебный ландшафтный дизайн - возможность создания уникальной в своем роде личной территории, где бы человек чувствовал себя комфортно и умиротворенно.

Оценок 0


В статье речь пойдет о том, как создается ландшафтный дизайн и озеленение приусадебного участка, с чего начинается благоустройство, как разрабатывается план и реализуется с учетом особенностей местности. Примеры готовых работ в фото и видео помогут вдохновиться и найти что-то очень подходящее для себя. Если разберетесь с предоставленной информацией, будете знать, о чем разговаривать с ландшафтным дизайнером, которому доверили облагородить свой загородный участок.

Факторы, которые могут пригодиться для составления ландшафтного озеленения

Перед тем как начинать что-то планировать, важно собрать о своем участке как можно больше информации, выяснить:

    где и как располагается юг и север, запад и восток;

    где находится солнечная сторона , где доминирует тень;

    откуда и куда дуют ветряные потоки ;

    какие особенности имеет рельеф местности .

Следующий этап – поход в администрацию поселка. Там можно получить сведения о типе почвы на участке. Без этих знаний будет сложно произвести озеленение ландшафта. Решить подобную проблему будет проще, если вырыть ямы и посмотреть, какова толщина плодородного слоя, что находится под ним. В специализированных магазинах продаются лакмусовые бумажки. Они помогают выяснять кислотность грунта.

Важно для составления плана определить близость расположения грунтовых вод. Если они близко подходят к верхним слоям грунта, придется заранее продумывать, где размещать дренажные канавы.

Выбор стиля

Если заранее не выбрать концепцию будущего дизайна приусадебного участка, все насаждения, расположенные на его территории, будут смотреться, как безвкусное нагромождение элементов. Чтобы этого не было, важно предварительно определиться со стилем оформления. Существует три основных направления, которые дизайнеры используют в своей работе:

    естественный ландшафтный дизайн территории;

    геометрический;

    смешанный .

При реализации первого варианта растения высаживаются естественным образом, так, как они обычно растут в природе. Но внешне общая картинка смотрится, как ухоженный лес или роща. В такую концепцию плохо вписываются огородные грядки, клумбы цветов. Однако такой вариант отлично подходит людям, ездящим на дачу для отдыха, а не для работы.

При реализации второго варианта все посадки осуществляются строго по линейке. Такой стиль используется для оформления дворцовых парков, но и на частном приусадебном участке он смотрится достаточно хорошо. При его оформлении используются бордюры, арки, собранные из бруса, ажурные перголы и грубые шпалеры. На территории перед домом выстраиваются вазоны, к кромке крыши подвешиваются приспособления с ампельными растениями. Из растений создаются заборы, лабиринты круглой или квадратной формы. На даче сегодня это не редкость, если есть место, где развернуться.

При реализации третьего варианта смешиваются элементы геометрического и смешенного стиля.

Проектирование

Проще всего, когда есть совершенно пустотой участок с новенькой дачей, с островками зеленых лужаек и с унылой серой землей. Для моделирования можно использовать специальные компьютерные программы. Они позволяют людям с большой фантазией при помощи одной только мышки создавать и визуализировать их на экранах разные образцы озеленения, смотреть, куда лучше поставить баньку, сарай, где организовать зону для отдыха.

Самые удобные, с этой точки зрения, считаются «Sierra Land Designer 3D 7.0» и «Realtime Landscaping Architect». Тот, кто хорошо владеет компьютером, может воспользоваться ими для создания плана будущего благоустройства в 3Д изображении. Опытные дизайнеры способны создавать схематические эскизы на миллиметровке, используя имеющийся в документации план участка заказчика.

Проект ландшафтного дизайна, созданный при помощи компьютерной программы

Работы начинаются с проведения зонирования. Это очень увлекательное занятие. Необходимо продумать и расположить на бумаге все, что есть уже на земле к этому моменту, все, что нужно будет на ней разместить в будущем. Важно указать:

    где находятся или будут стоять постройки хозяйственного назначения (банька, дровница, беседка, летняя кухня, навесы под машину);

    где планируются места под посадку газона ;

    где находится или будут посажены большие деревья ;

    где разобьются клумбы , грядки.

Важно сразу обозначить все дорожки для передвижения и связать между собой имеющиеся объекты удобными маршрутами. Сначала вычерчиваются главные, те, что соединяют входные ворота, дом, пристройки, гараж, зоны отдыха. Специалисты стараются избегать прямых линий, если тротуары изогнуты, участок выглядит более эстетично.

При зонировании важно учитывать особенность местного рельефа, продумывать заранее, где будут находиться дренажные канавки, как будет проводиться освещение. Потом можно выйти во двор и при помощи колышков и ниток попробовать перенести на землю все обозначенные детали. Это важный момент, он позволит увидеть, как впишется выбранное ландшафтное озеленение в существующие параметры.

Реализация намеченных планов

Перед посадкой растений необходимо выравнивать почву, сглаживать перепаханные участки и удобрять землю. Начинать создавать ландшафтный дизайн озеленением приусадебного участка можно только после того, как будут создана система дренажа и уложены дорожки. Целесообразно сначала произвести посадку больших деревьев и кустарников. Для этого сегодня можно выбирать уже выросшие и сформировавшиеся растения и не ждать, когда те из черенков превратятся в ветвистые исполины.

При двухрядном озеленении производится подборка с красивоцветущими кустарниками. Формируется высота ступеней. Наверху – вершины деревьев, в средней части сирень, жимолость, смородина. Под ними розы или любые стелющиеся растения.

На нашем сайте Вы можете ознакомиться с самыми . В фильтрах можно выставить желаемое направление, наличие газа, воды, электричества и прочих коммуникаций.

Вертикальная линия в саду – важная составляющая. Она проводится там, где нужно сделать акцент на какой-либо одной зоне: прикрыть неприглядный забор, огородится от внимания соседей. При помощи нее можно укреплять склоны, формировать на солнечной стороне уголки тени для отдыха. Создавать ее можно при помощи пирамидальных, плакучих, колосовидных и конических растений. Они всегда смотрятся эффектно в группе. Следующее фото это лишний раз доказывает.

Живая изгородь

Ее создание входит в состав работ, преследующих создание ландшафтного озеленения и благоустройства территорий. При правильной посадке можно создавать сложные объекты, простые перегородки, высокие зеленые стены, которые спрячут за собой жилой массив, защитят его от шума, пыли, создадут особый микроклимат.

Цветники и клумбы

Без них дача не будет выглядеть уютно. Чтобы подобные композиции долго радовали глаз, необходимо подобрать растения по фактуре, высоте, цвету. Все это обрамить в правильную форму и проследить, чтобы созданная композиция идеально вписывалась в выбранный стиль. Для облегчения ухода за новым садом, специалисты предпочитают выбирать для посадки микробордеры из многолетников. Они более сдержаны и спокойны. Однолетники очень декоративны и ярко окрашены, но используя их, придется каждый год снова и снова высаживать новые растения.

Цветы способны украшать не только клумбы, ими могут обрамляться дорожки, берега дачных водоемов. Оригинальные объекты получаются тогда, когда внутри сада появляются цветущие ручьи. Они смотрятся очень эффектно и декоративно.

Вьющиеся культуры

Они выбираются для маскировки неприглядных хозяйственных построек, для создания альтанок – легких ажурных конструкций, обсаженных лиановидными растениями. При помощи них несложно облагораживать веранды, беседки, любые другие открытые сооружения.

Необходимо отметить, что вьющиеся растения иногда единственный вариант провести озеленение того или иного элемента придомовой территории. Поэтому важно правильно их подобрать. Хотя специалисты уверяют, что многие из них являются растениями универсальными. Они быстро растут, не занимают много места, хорошо стригутся, обладают большой зеленной массой.

Видео описание

Подробный рассказ о вьющихся растениях представлен в следующем видео:

Альпийские горки

Собирать их можно только там, где они смогут просматриваться с трех сторон участка. Их дизайн должен обязательно гармонировать с общим стилем участка и природного ландшафта вокруг. Важно заранее предусмотреть и продумать форму сооружения, сделать так, чтобы был плавный переход от вершины к подножию и далее к площадке вокруг. Беспроигрышный прием – создание небольшого цветника у основания или луга с вечнозеленой травой.

Зеленые газоны

Когда ландшафтное благоустройство уже будет почти закончено, можно приступать к созданию красивых лужаек. Сегодня трудно приставить дачный коттедж без них. Создать разнотравный благоухающий луг стремятся практически все домовладельцы. Популярность такого элемента дизайна вполне понятна: на фоне зеленой лужайки наиболее выгодно смотрятся любые групповые посадки, декоративные кустарники, цветники и малые архитектурные формы. Газон хорош сам по себе, он зрительно расширяет пространство, хорошо гармонирует с любым окружающим миром.

При выборе травы для посева важно учитывать тип почвы. Для бедной нечерноземной лучше всего подходит белый клевер, для плодородной луговой мятлик.

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про о .

Основные принципы

Дизайн озеленения дачного участка будет смотреться как единое целое, если удастся скомпоновать и объединить все перечисленные в статье элементы ландшафтного дизайна. Для этих целей целесообразно выбирать растения, которые гармонируют между собой. Общая картинка должна формироваться согласно существующим принципам. Обязательно должна учитываться:

    целостность и соразмерность;

    пропорциональность и повторяемость;

    плавные переходы линий.

Первые два критерия указывают на то, что нельзя в одном саду все элементы распределять хаотично, важно соблюдать последовательность и учитывать размеры, формы, текстуры растений. Реализовать такое требование будет проще, если взять за основу один центральный объект и отталкиваться от него. Это может быть альпийская горка, небольшой водоем, роща, посаженная кучно в углу. Вокруг него будет несложно компоновать другие группы растений, максимально подходящих друг другу.

Еще один прием – разбить участок на функциональные зоны, а потом в каждой формировать свой маленький центр. Согласитесь, что не очень красиво будет смотреться одиноко посаженное высокое дерево в обрамлении низкорослых кустарников. Вот таких ошибок нужно стараться избегать.

Оформляя сад, важно соблюдать пропорции. Дизайнеры любят брать за основу принцип симметрии, делить территорию на две одинаковые зоны, которые будут потом в дальнейшем при оформлении зеркально повторять друг друга. Такое возможно, если дом стоит в центре участка, в одном каком-то его углу.

Создавать асимметричные проекты сложно. Здесь приходится играть на контрасте. Но и здесь важно использовать одинаковые растения, они обязательно должны повторяться в двух половинках. Многие дизайнеры любят объединять такие участки одинаковой цветовой гаммой. Повторяемость – главная связующая линия.

Плавные переходы линий – основа профессионального ландшафтного озеленения. Четкая геометрия придает строгость дизайну. Более естественно смотрятся сады и цветники, созданные по принципу многоярусных конструкций. Подобрать правильно растения в такие группы – основная задача, решать которую можно только на этапе планирования.

Видео описание

Как создаются мужские сады, рассказывает следующее видео:

Заключение по теме

Итак, подводя итоги, можно смело утверждать: начинать озеленение участка нужно с деления его на зоны, с определения дизайна каждой зоны, с укладки дорожек. Затем нужно закрыть забор, высадить самые высокие растения, потом к ним по линии сверху вниз подбирать компаньоны-кустарники. Украсить участок внутри можно альпийскими горками, цветочными клумбами и бордюрами, перголами, вертикальными элементами. Вьющимися растениями нужно декорировать хозяйственными постройками.

Оценок 0

Основные правила ландшафтного дизайна должны учитывать соотношение форм и объектов при их грамотном размещении. Мы предлагаем вам для ознакомления правила ландшафтного дизайна, которые помогут вам создать эстетически привлекательный участок. Для проведения качественной работы необходимо знать правила ландшафтного проектирования, в которые закладывается не только удачное сочетание цветов, но и выбор растений.

Профессиональные озеленители обычно стремятся к простоте в своих проектах, но, несмотря на их консультации, вычурные сады превосходят численностью сдержанные. Прежде чем принять решение заполнить ваш участок всеми видами форм и функций, стоит посмотреть на преимущества простого подхода.

Прежде всего, работы в чрезмерно сложном саду может быть огромное количество. Кошение - квалифицированная операция, когда нужно лавировать среди комплекса цветников, в то время как обрамление и пропалывание клумб могут быть бесконечными задачами.

Удалением отцветших соцветий нельзя пренебрегать, и полив всех тех однолетних растений, которые вы насажали, является важной работой в сухую погоду. Во-вторых, нагромождение несвязанных элементов заставит ваш сад выглядеть меньше, и он не будет создавать ощущение спокойствия, как сад, который имеет простые линии.

Специалисты правы, это не очень хорошая идея - заполнить большой сад коллекцией бордюров, клумб, дорожек и т. д., не связанных между собой, но мы не должны принимать это понятие слишком буквально. Многие люди с крошечными участками выбирают более сложные дизайны, чтобы у них была возможность возиться на открытом воздухе в течение нескольких часов.

Сад должен быть сбалансированным. Это не означает, что ландшафтный баланс должен быть строго симметричен, и правая сторона должна являться зеркальным отражением левой. На самом деле четкая симметрия, как правило, не очень хорошо смотрится в домашнем саду, и там должны быть заметные различия в дизайне между двумя половинами. Но он по-прежнему должен быть уравновешенным, и самый простой способ сделать это - представить себе левую и правую стороны сада на огромных весах - если одна из сторон будет явно перевешивать другую, то сад несбалансирован. Это не так просто, как кажется, - плотные вечнозеленые растения, такие как кипарисовик Лавсона «тяжелее», чем более высокие деревья, но с более открытой раскидистой кроной, такие как береза.

Единство — это слово используется дизайнерами сада, чтобы описать способ, который позволяет убедиться, что различные части сада соединяются в гармоничное целое. Это не означает, что результат должен быть скучным или неинтересным. Доступный способ прийти к единству состоит в том, чтобы удостовериться: материалы, используемые для строительства забора и подпорных стен, принадлежат тому же самому типу, что и стены дома. Они не обязательно должны быть одинаковыми по форме или цвету, но выветренные кирпичные стены в сочетании со старым кирпичным домом, дадут чувство единства. Отказ от использования слишком многих типов дорожного покрытия также важен - смешение искусственных каменных плит, кирпичей, мощения грубым природным камнем, и гравия, конечно, создало бы чувство дисгармонии!

Должно казаться странным - иметь и единство, и контраст в списке основных принципов хорошего дизайна. Они ведь являются прямыми противоположностями. Единство означает, что должно быть чувство гармонии в саду, контраст означает, что должны быть заметные различия между его элементами. Но на самом деле так нет никакой проблемы - каждый из них играет свою роль. Как описано выше, вы должны стремиться придать общему замыслу базовое ощущение единства, не используя элементы, которые противоречат выбранной концепции. В пределах принятой схемы есть место для контраста, и он особенно применяется к растениям на клумбах и в бордюрах. Не стремитесь просто обеспечить привлекательность контрастирующей цветочной окраской - желтой рядом с фиолетовой, оранжевой около синей и т.д. Должен также быть контраст в форме растения и листа - перистая листва рядом с широколистными растениями и вертикальные кустарники рядом с раскидистыми.

Гармония ландшафтного дизайна

Гармония ландшафтного дизайна закладывается на этапе проектирования размещения различных растений и форм. Соразмерность - понятие, употребляемое дизайнерами для того, чтобы обеспечить пропорциональное сочетание высоты, ширины и длины различных живых и неживых элементов сада. Удостоверьтесь, что в зрелом состоянии высота любого дерева или кустарника, которые вы покупаете, будет соответствовать размеру сада - основной совет, который продолжают давать и продолжают игнорировать. Главная проблема - импульсивная покупка. Плакучая ива или японская лиственница покупаются в садовом центре, потому что они «выглядят так хорошо». Через несколько лет возникает постоянная потребность в сильной обрезке, поскольку гигант пытается достичь своей естественной высоты.

Не менее важно избегать элементов, которые слишком малы. Крошечный внутренний дворик, примыкающий к большому и внушительному дому, будет выглядеть неправильным, так же как и маленькая клумба на большом газоне.

Интересные объекты ландшафтного дизайна

Это очень простой принцип - в саду должны присутствовать интересные объекты ландшафтного дизайна, которые заставят наблюдателя подойти, чтобы рассмотреть их. Эта деталь может быть особенно привлекательным цветком или растением, которое посетитель никогда не видел прежде, скульптурой или водоемом с карпами кои. Точка интереса может стать очевидной, как только вы заходите в сад, но ваше мастерство как дизайнера в том, чтобы, по крайней мере, некоторые из этих интересных пунктов не попадали в поле зрения немедленно.

В дизайнерских решениях должна присутствовать «тайна» по мере приближения к точке интереса, «напряженность», когда вы оказываетесь рядом, и наконец, «сюрприз», когда вы, наконец, достигаете скрытого фокуса.

Для нас это гораздо проще - просто убедитесь, что у вас есть несколько видовых точек в саду, которые бросаются в глаза и, что вы не можете увидеть их все, когда стоите на террасе или у входа в сад.

Формы для ландшафтного дизайна

Формы для ландшафтного дизайна должны быть уравновешенными и выдержанными в едином стиле. Введение в эту главу подчеркивало мысль, что это - ваш сад, и в пределах разумного единственное, что важно, - это то, что дизайн должен нравиться именно вам. Важно, однако, чтобы вы приняли во внимание размер и форму участка, поскольку они действительно ограничивают ваши возможности сделать его привлекательным.

Основа сада, конечно, газон, сарай, цветники и т.д. А затем идет все остальное-розарий, водоем с рыбами, огород, игровая площадка, солнечные часы и… Если у вас есть полгектара или гектар, то это не составит никаких проблем, но на небольшом участке, на самом деле об этом не может быть и речи. Что-то должно уйти из списка - некоторое открытое пространство жизненно важно в стандартном саду среднего размера, если вы не хотите страдать от давления садоводческого излишества.

Долгий и узкий участок должен быть разделен на несколько зон, чтобы не быть похожим на длинный проход. Квадратный сад может иметь вид скучной коробки. Помогут избежать этого ощущения изогнутые очертания бордюров в углах участка, ломающие прямые линии, а также круглые клумбы или садовые сооружения.

Гармония цвета в дизайне

Гармония цвета в ландшафтном дизайне — это базовый принцип проектирования. В некоторых учебниках вы найдете подробные перечни того, что можно и чего нельзя делать при планировании, какой цвет в ландшафтном дизайне предполагается использоваться в саду. Но в действительности вам не придется изучать длинный список правил о том, что с чем сочетается, и как избежать неудачных сочетаний - «никогда не помещают розовый рядом с оранжевым или темно-малиновым» и так далее. Эти жесткие правила менее важны в саду, чем часто предполагается. Причина довольно проста. Сплошная поверхность одного цвета, помещенного непосредственно рядом с другим, с которым он не гармонирует, может вызывать неприятные ощущения, и это важно в интерьере, одежде и т.д. В саду различные оттенки, тона и нюансы разбавлены зеленой листвой и земляными тенями, которые смягчают так называемые цветовые противоречия.

Белый и серый играют особую роль в цветовых схемах в вашем саду. Белый сам по себе оказывает успокаивающее действие и выделяется в облачные дни и в сумерках, когда фиолетовые и красный цвета теряют свою выразительность. Главная цель серого и белого цвета, однако, состоит в том, чтобы выявить лучшее в других цветах. Монохроматические и пастельные схемы становятся интереснее, а резкость сверх ярких контрастных схем снижается.

Ваш сад станет еще красивее, если в нем будут элементы разной высоты. До некоторой степени это может быть достигнуто путем посадки растений разнообразных форм и размеров - колонновидных хвойных, раскидистых кустарников, низкорослых и ковровых почвопокровных растений. Помните, что высокая разновидность, посаженная достаточно близко к дому, заставит сад выглядеть более длинным. Посадка лиан около стены дома почти всегда оказывается хорошей идеей - сад приобретает дополнительную высоту.

Кадки с растениями - старый и, как всегда, ценный способ для оживления цветом пространства около дома. Альпийская горка - другой способ поднять посадки растений над уровнем земли. Стелющиеся многолетние растения для каменистого сада можно сажать прямо на стенках этих террас, чтобы смягчить линии стен ниспадающими каскадом растениями.

На ровной территории можно соорудить один или несколько приподнятых цветников. Они помогут уменьшить монотонность плоского сада, но есть и другие важные преимущества - лучший дренаж, более легкое пропалывание и посадка и т.д.

Подпорные стенки могут быть построены из множества материалов - камня, кирпича, дерева и т.д.

Украшения для ландшафтного дизайна

Можно использовать различные украшения для ландшафтного дизайна, которые создадут боле привлекательный внешний вид. Декоративная стена, забор, покрытый диким виноградом, плющом или плетистыми розами, или ряд быстро растущих хвойных растений - эти методы создания экрана не единственные способы скрыть неприглядный вид. Фактически, у плоского экрана могут быть свои проблемы - если он большой и привлекательный, то может послужить фокусом, который привлекает внимание к частично скрытому некрасивому предмету. Иногда лучше прикрыть его трехмерным объектом неправильной формы, таким как широко разрастающийся кустарник между окном и нежелательным видом.

Сад должен содержать неподвижную круглогодичную структуру, чтобы не быть похожим на огромный балконный ящик для цветов. Должно быть определенное чувство завершенности, а это требует наличия постоянных объектов. Украшения полезны - арки, солнечные часы, фонтаны, обнесенные стеной участки и остальное, но основной скелет обеспечивают деревья и кустарники. Недостаток места не является оправданием - есть компактные древесные растения, которые могут обеспечить разнообразие зимнего облика сада, когда однолетние растения и стебли бордюрных растений исчезли.

Используйте вечнозеленые и листопадные древесные растения. Книги по устройству сада изобилуют фотографиями, снятыми в разгаре лета, но виды в середине зимы в значительной степени проигнорированы. Во многих случаях, однако, мы вынуждены смотреть на сад в течение нескольких месяцев, когда все листья и цветы исчезли. В этом случае, конечно, необходимы некоторые вечнозеленые растения с серыми, желтыми, зелеными или пурпурными листьями, но листопадные кустарники и деревья играют не менее важную роль. Большинству красивоцветущих разновидностей место здесь, вместе с их сезонными изменениями.

Берегитесь ловушек — не будьте слишком амбициозны. Перед тем как составить дизайн-план, вы должны быть готовы встретиться лицом к лицу с вашими ограничениями по времени, деньгам, способностям, знанию сада и здоровью. Нет смысла в планировании отапливаемой теплицы, если вы не готовы принять на себя ежегодные расходы на ее обогрев зимой и круглогодичную работу, связанную с поливом, вентиляцией и так далее.

Укладка тротуарной плитки, кирпичная кладка, бетонирование и вырубка больших деревьев - работы, к которым не следует относиться легкомысленно, если вы никогда не делали их раньше. Поручите эту работу профессионалу, если вы можете себе это позволить. Если это невозможно, то почитайте о технике, поговорите со знающими друзьями и попросите их помочь.

Немногие аспекты садоводства доставляют больше удовольствия, чем успешное выращивание овощей… и немногие занимают больше времени. Если у вас мало свободного времени, не включайте большой огород в дизайн-проект.

Газон: ошибки обустройства


При обустройстве газона ошибки допускают в основном неопытные ландшафтные дизайнеры, которые не предполагают, каким образом все это будет выглядеть в готовом виде.

Первая ошибка заключается в расширении газона до лишенных солнечного света участков.

Вторая ошибка состоит в расширении газона вплоть до стены или дорожки - полоса без травы для внешних колес косилки должна быть повсюду вокруг газона, чтобы облегчить обработку краев.

Третья ошибка-дорожка, которая ведет непосредственно на газон и заканчивается на его краю. Регулярное движение в этом месте вызовет чрезмерное изнашивание и уплотнение дерна.

Четвертая ошибка в создании узких полос травы между грядками и/или бордюрами - полоса должна составлять не менее 75 см, чтобы облегчить проход косилки.

Выбор растений для сада

При составлении вашего плана посадки проверяйте особенности каждого дерева, кустарника и бордюрного многолетника прежде, чем сделать выбор растений для сада. Для этого ищите информацию в книгах, каталогах или в интернете. Вы захотите знать ожидаемую высоту растения во взрослом состоянии, срок цветения и окраску цветков, но вы должны также узнать ожидаемую ширину дерева или кустарника и его требования к освещенности и типу почвы.

Почти все клумбовые растения и многолетники для каменистого сада предпочитают расти на полном солнце, но многочисленные кустарники и бордюрные растения будут процветать в частичной тени. Убедитесь, что ваш список растений соответствует условиям, при которых эти растения должны будут вырасти. Нежелание сделать это может привести к неприятности - например, некоторые растения прекрасно чувствуют себя на меловой почве, но многие в таких условиях вообще не выживают. Проверяйте потребности растений прежде, чем добавить их к плану.

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН: ЕГО ОСНОВЫ И ЗАКОНЫ.

Ландшафтный дизайн, как и все другое, имеет свои основы, правила и каноны.

Прежде, чем приступать к пояснениям того, на чем построены основы ландшафтного дизайна, стоит определиться с самим понятием. Итак, ландшафтный дизайн ― это ландшафтная архитектура, вернее ее область, которая в отличие от проектирования ориентирована на небольшие участки земли, а, следовательно, требует меньше времени для реализации.

В ландшафтном дизайне могут сочетаться элементы науки и искусства, в результате чего удается повлиять на функциональность и эстетическую его составляющую.

Одна из основных функций ландшафтного дизайна ― приведение к естественной гармонии окружающей природы и современных строений. Чтобы добиться такого эффекта дизайнер досконально должен понимать, в чем заключаются основы ландшафтного дизайна, на чем построены принципы современного искусства в этой сфере.

Главные элементы искусства в сфере ландшафтного дизайна

В состав основных широко применяемых в ландшафтном дизайне элементов искусства входят:

§ масштаб;

§ цвет;

§ текстуру;

§ форму.

Эти основные понятия нужно рассматривать не только в совокупности, но и по отдельности, для определения природы каждого.
Каждый человек предъявляет свои требования к стилю, каждый делает все возможное, чтобы максимально приблизиться к мысленно созданному идеалу, реализовать который получится в рамках имеющихся финансовых возможностей.

Владельцам земельных участков, дач, садов очень хочется облагородить территорию так, чтобы земля оказалась не только полезной, но и красивой.

И если с понятиями дизайна интерьера многие уже досконально знакомы, то основы ландшафтного дизайна для большинства пока остаются загадкой. Более того, далеко не каждый может даже мысленно представить себе то, каким должен стать земельный участок, имея дефицит знаний в области ландшафтной архитектуры.

Что может быть лучше, чем выйти теплым вечером на крыльцо дома, полюбоваться закатом из собственной беседки, послушать пение птиц на красиво оформленной поляне, благоухающей цветами и травами? Оформляя участок возле дома главное, ― позаботиться о том, чтобы каждый его элемент вызывал чувство тихой радости и безмятежности.

Густой зелены газон, нежный шелест листвы деревьев, журчание собственноручно созданного ручья, плеск рыбок, ароматы, исходящие от живой изгороди, обязательно поднимут настроение даже в непогожий день, а значит, именно таким должен стать ландшафтный дизайн на участке, ― успокаивающим и расслабляющим.

Стили в ландшафтном дизайне

В ландшафтном дизайне существует несколько стилей, каждый из которых интересен.

На сегодняшнем этапе можно выделить несколько основных стилей ландшафтного дизайна, среди которых:

§ английский;

§ кантри;

§ японский;

§ природный;

§ смешанный;

§ китайский.

Аксессуары регулярного сада

  • античная скульптура, каменные шары
  • арки, классические колонны, вазоны
  • кованые перголы и скамьи
  • бордюры в классическом стиле

Аксессуары английского сада

Аксессуары стиля кантри

  • деревянный забор или плетень
  • лавки и колодцы
  • перголы из бруса или бревна
  • деревянные бочки
  • деревенские горшки или чугунки
  • скворечники, домики и кормушки для птиц
  • малые архитектурные формы в виде домашних животных и домашней птицы из натуральных материалов (дерево, глина, камень)

Стиль эко-сад

В настоящее время эко-стиль в саду пользуется огромной популярностью. Он воссоздает на участке уголок дикой природы. Такой сад совершенно нетребователен к уходу.

Цветовая палитра эко-сада

Цвета эко-стиля: природные цвета.

Аксессуары эко-стиля

  • грубоватая садовая мебель
  • кострище
  • шалаш или простой навес
  • пни, спилы деревьев, коряги, скамьи из бревен
  • поделки из лозы и веток
  • дощатые или бревенчатые мостики
  • светильники в кронах деревьев

Японский и восточный стили

Японский сад

Традиционные японские сады предназначены для тихого миросозерцания, обеспечивая духовное убежище для его обитателей. Основное внимание при создании восточного сада уделяется природе. Элементы японского сада символизируют природные элементы. Геометрические фигуры и искусственные материалы не используются в восточном ландшафтном дизайне. Сад должен иметь естественный и гармоничный вид, который располагает к созерцанию.

В России японский стиль сада не используется в чистом виде, здесь применяются мотивы, приемы и символика этого сада. Не стоит делать весь участок в японском стиле, лучше, если «японским» будет только какой-то уголок сада.

Сад в стиле хай-тек

Ландшафтный стиль хай-тек

Стиль хай-тек – это стиль сада для занятых людей. Для создания элементов хай-тек сада используются современные материалы, а именно: поликарбонат, композитные материалы, стекло, металл, пластик и т.д. Уникальность сада достигается путем создания интересных конструкций, оригинальных форм растений и способа расстановки элементов декора.

Стиль модерн (арт-нуво)

Сад в стиле модерн

Стиль модерн известен своими обтекаемыми формами. Это эстетический и изысканный стиль. Как правило, в саду в стиле модерн большее внимание уделяется малым архитектурным формам и структуре, а не растениям. Стиль модерн, иначе - арт-нуво, создает впечатление элегантности и дороговизны. Особенностью этого стиля являются извилистые, плавные, дугообразные линии.

Садовый минимализм

Сад в стиле минимализм

Садовый минимализм пришел к нам из интерьера. Он подразумевает под собой простоту и лаконичность дизайна. Но реализовать этот ландшафтный стиль в саду не так уж и просто. Ведь нужно очень постараться, чтобы, имея в распоряжении минимум составляющих, максимально выразить идею.

Закон доминанты

Главное здесь ― подчинение. В рамках закона обыгрывается тема господина и слуг. На участке это будут главные и второстепенные элементы, окруженные определенными декорациями.

Участок в этом случае планируется с обозначением доминантных мест.

Главное, оформление в этом стиле не должно быть монотонным и банальным. Чаще всего используется прием разделения сада по вертикали деревьями с яркими цветочными клумбами. Здесь важно не переборщить с акцентами, которые могут вызывать утомление. Планируя доминанту, нужно понимать, что чем ярче она будет, тем больше нужно будет обустроить нейтральной территории.

В роли доминанты может выступать все, что угодно, в том числе и самое дорогое, что есть на участке. Например, оригинально доминируют подсолнухи, на фоне которых получаются просто замечательные фото.

На роль фона чаще всего выдвигается газон. Но, при желании можно именно газон сделать доминантой, если окружить его кустарниками и цветами. На музыкальном языке такой прием называют тихой кульминацией.

Закон простоты

В случае выполнения дизайна по закону простоты главное ― достичь выразительности, используя минимум средств. При этом речь совсем не о минимализме, а о том, чтобы избежать перегруза ― главного врага художника. Суть оформления в данном случае заключается в исключении всех лишних деталей, в том числе и растений. На небольших участках лучше избегать смешения стилей, так как дело это совершенно бесполезное и неблагодарное. Стиль, как правило, задается имеющимся объектом на участке, например, колодцем, баней или самим домом. Не нужно пытаться объять то, что объять невозможно.

Закон треугольника

Те, кто досконально изучают основы ландшафтного дизайна, наверняка уже слышали о том, что такое пропорции золотого сечения. Для того чтобы приблизительно рассчитать их, потребуется взять равносторонний треугольник, после чего провести высоту, разделить ее пополам и провести параллельную основанию линию. В итоге получится трапеция, глядя на которую можно будет определить количество необходимого материала.

В рамках этого закона важно соблюдать некоторые основные правила, например, не использовать компоненты в равных частях. Так, например, запланированная в трех цветах клумба не может быть разделена на равные части. Один из цветов должен преобладать над другим, тогда как третьего нужно будет добавить совсем немного. Правило трех действует здесь повсеместно:

§ три формы;

§ три размера;

§ три цвета.

Эти сочетания обыгрываются разными способами при обустройстве дорожки, клумб, дополнительных элементов.
Три, кстати, очень интересное число, так как вызывает на подсознательном уровне ощущение безопасности. Создать уникальные художественные композиции из двух предметов вряд ли получится, а вот из трех ― вполне. И не важно, что это будет, два куста и дерево, 2 клумбы и газон и так далее.

Закон круга

Закон круга существует не только в ландшафтном дизайне, это один из основных законов.

Изучая основы ландшафтного дизайна, обязательно нужно знать и закон круга. Принцип создания дизайна в рамках соблюдения закона прост: на координатную сетку наносятся цвета: в верхней части желтый, в нижней синий, справа ― красный, а слева ― зеленый. Смешивая цвета, можно получать разные их оттенки.

Цвета из одного полукруга являются не только родственными, но и контрастными, тогда, как цвета из противоположных частей круга считаются только контрастными. Каждый цвет имеет свою степень насыщенности и светлоты. Самые насыщенные цвета используются для создания доминантных композиций. Для смягчения тонов применяются листья серебристого или сизого цвета.

Закон квадрата

Это еще один закон, входящий в основы ландшафтного дизайна. Закон построен на четырех сторонах света: севере, западе, юге и востоке. Важно помнить о том, что каждое растение может расти в определенных условиях освещенности. С этими требованиями нужно мириться тем, кто заинтересован в оформлении сада согласно плану ландшафтного дизайнера.

Кроме того, в разных условиях освещенности один и тот же цвет имеет разный вид. Например, чарующего мерцания белого можно добиться в тени, а свечения его же ― в условиях тумана. При ярком освещении белые растения теряют загадочность.

Планируя клумбу, нужно помнить о том, что некоторые цвета способны визуально расширить пространство, тогда, как другие, наоборот, сузить.

Самое главное ― правильно разделить пространство, при этом, сделать это нужно так, чтобы участок оставался гармоничным и целостным. Добиться такого эффекта просто, если в разных уголках сада разместить похожие элементы, или соблюдать единую цветовую гамму.

Приемы ландшафтного дизайна

Какие правила надо соблюдать, чтобы ваш участок не превратился в хаотичный набор не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы законы, приемы и, если хотите, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер, оперируя природными материалами?

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов , тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, - большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы - это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому дачникам и садоводам, по существу, создающим новый облик пригородов, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры - ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-обманки, которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен "Верхового сада" в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства - иллюзорного и реального.

КОМПОЗИЦИЯ

Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств , которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции . Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако в целях изучения лучше рассмотреть их отдельно.

Соотношения форм по цвету.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции. Следует учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. В течение круглого года значительное место в колорите пейзажа занимают вечнозеленые растения: пихта, ель, сосна, можжевельник. В южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Различают перспективу линейную и воздушную .

И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспективами внутри самих перспектив - большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно задуманы - их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень важно соответственно оформить каждый такой вид.

Перспектива - это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями - верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости - "стены" сада - могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев, или забором. Плоскость или плоскости основания - "пол сада" - могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - "потолком" - служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Обратная задача - оптическое сокращение пространства - обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться - серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Убрав или просто скрыв заметную ограду, мы добавим мы очарования саду. Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его па человека.

ЦВЕТ

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба. в том числе и отраженного в воде. И, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.

Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра - это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними - символики цвета.

Р. Хен в книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

  • желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости: зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый - зависть, своеволие, ненависть. лживость);
  • оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
  • красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
  • фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
  • синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
  • зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый - оживленный, веселый; темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);
  • белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
  • черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые "голубые сады", действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия - лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей - спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические .

Хроматические цвета - это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).

Ахроматические - белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливав действие теплых тонов - желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон , насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость).

Насыщенность (чистота) зависит от степени "разбавления" спектрального цвета белым. Светлота (яркость) - это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте.

В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще - с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого - включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз:

  • 1-я фаза-ранняя весна (мартначало апреля), общий колорит парка серовато-черный;
  • 2-я фаза - весна (апрельначало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;
  • 3-я фаза - конец весны (май - начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;
  • 4-я фаза - начало лета (июнь - июль), преобладают насыщенные зеленые тона;
  • 5-я фаза - конец и вторая половина лета (июль - август), характеризуется темно-зеленым колоритом;
  • 6-я фаза - осень (сентябрь - октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;
  • 7-я фаза - поздняя осень (ноябрь - декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);
  • 8-я фаза - начало зимы (декабрь - январь) - слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;
  • 9-я фаза - вторая половина зимы (февраль - март) с темно-серым колоритом.

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, па первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой гон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона - все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь "включиться" в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия.

Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый - более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего "работают" цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, "выстелить ковер" из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки - красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов.

Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты - яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок - отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями - окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича - ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой - это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением - барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской. Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли - в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева - черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свои оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.