Строительство крыши начинается с выбора приемлемого архитектурного решения, которое будет отвечать вкусам и требованиям будущих владельцев. Кровля является неотъемлемой частью идеи архитектора и реализованного проекта. При этом довольно сложно говорить о выборе универсального варианта, который подходил бы для всех без исключения типов жилых строений и отличался интересным внешним видом. Тем не менее, именно о таких проектах хотелось бы рассказать и показать, как строится универсальная крыша своими руками пошагово с применением современных материалов.

Выбор конструкции крыши: красивый дизайн и оптимальная технология

Выбор проекта дома и конструкции крыши сложен тем, что практика только классического строительства насчитывает несколько десятков вариантов. Каждый из них обладает своими особенностями и преимуществами, анализ которых для частных строителей становится непосильным. В результате выбор склоняется в сторону низкобюджетной и технологически простой двухскатной крыши. Но если речь пойдет о функциональности, дизайне и оптимальной технологии возведения, то классический вариант, очевидно, будет модифицирован.

Вальмовая кровля

К функциям возводимых современных крыш относят утепление дома, его звукоизоляцию, дополнительное тёплое помещение на мансардном этаже, аэродинамические характеристики с низкой ветронагрузкой и скатную форму для отвода осадков. Обычно для этих целей возводится вальмовая крыша, собираемая из закрепленных к стеновой или каркасной конструкции стропил. Ее преимущество состоит в возможности проектирования таким способом практически любых кровельных конструкций, в том числе, со сложными и нестандартными формами.

Вальмовая кровля – это классическая четырехскатная крыша. Известны многочисленные модификации, в том числе, полувальмовые двухскатные решения. Двухскатную крышу с определенными допущениями можно отнести к полувальмовой. Наиболее часто в строительстве применяются следующие вальмовые конструкции:

  • классическая четырехскатная с угловыми ребрами от конька и прямыми стропилами с правильной геометрией конструкции;
  • полувальмовая датская с вертикальным фронтом;
  • шатровая с треугольной формой всех вальм.

Модифицированная двухскатная кровля мансарды для компактных домов

Несмотря на привычный внешний вид, двухскатная крыша отвечает самым строгим требованиям функционального дизайна, что можно проиллюстировать с помощью фото проектов. В этих проектах есть общие элементы, которые делают дом более привлекательным, речь идет о выносном балконе и наличии полноценного второго этажа. При этом у этих домов есть и недостатки – это малая площадь и небольшая высота потолков подкровельного жилого пространства. Комнаты можно использовать как спальни и детские, что нельзя назвать рациональным решением для домов небольшой площади.

Архитекторы отличаются тем, что в своих проектах нередко неожиданно объединяют конструкции и получают интересные решения. Представьте теперь, как можно соединить двухскатную крышу и полноценный второй этаж. Именно так и сделал всемирно известный архитектор-постмодернист Фрэнк Райт. Многим известно его крылатое выражение: «Крыша – это символ дома».

Многих читателей при выборе проекта для строительства крыши привлечет дом Фрэнка Райта в стиле шале с очень интересной мансардной крышей, который он спроектировал для одного из своих клиентов. Это компактное строение имеет полноценные жилые помещения на первом и втором этаже, а также террасу с уличным камином. Проект и конструкция крыши вполне подойдет для загородного дома или дачи. Вертикальное расположение окон мансарды и козырьки защищают их от солнца и осадков.

Подобные выносные конструкции крыши могут быть одно- и двухсторонними. Особенностью дома-шале является, прежде всего, технологичность постройки. Фактически речь идет о возведении двухэтажного дома, к которому удачно пристроена кровля. Первый этаж представляет собой фундамент, собранный из дикого камня, второй этаж и мансарда сделаны из вручную профилированного бруса.
Если всмотреться, крыша окажется комбинированной: двухскатная крыша является больше оформительским элементом, а над выносными окнами встроена в общую конструкцию односкатная кровля. Монтаж крыши похожего дома без слуховых окон приведен в видео и отличается технологической простотой.

Подобные конструкции крыши имеют место и в классическом домостроении. Речь идет о двухскатных мансардных крышах со слуховыми окнами. При этом комнаты на втором этаже такого дома будут ожидаемо менее светлыми и просторными.

Четырехскатная кровля для больших одноэтажных домов

Приведенный выше пример отлично подходит для участков и домов малой площади, где нужно максимально практично использовать жилое и приусадебное пространство. Для больших одно- и двухэтажных домов без мансардного этажа лучше всего подойдет четырехскатная вальмовая кровля. Их иногда называют домами в стиле Френка Райта.

Четырехскатная кровля универсальна и часто применяется в подсобных и технических помещений. Преимущества такой крыши – безопасный и относительно лёгкий монтаж для одного рабочего, небольшой расход материалов без отходов, низкие ветронагрузки и эстетичность. С помощью четырехскатной кровли можно возводить и мансардный этаж с хорошей освещенностью и довольно комфортными помещениями.

Иногда такие здания называют «домами прерий». Действительно Фрэнк Райт долго работал в Азии, он заимствовал многие архитектурные элементы из традиционных строений восточных стран. Одновременно на него повлияли традиции домостроения Восточной Европы, откуда он родом. Жизнь в Америке сформировала привязанность к колониальному стилю.

Расчет конструкции и проектирование крыши

Итак, в своем выборе для самостоятельного строительства крыши лучше остановиться на универсальных вариантах. Они отличаются более технологичным монтажом, который можно сделать без привлечения помощников. Для этих целей обосновано лучше выбрать комбинированную двухскатную кровлю со вторым этажом для компактных коттеджей, а также четырехскатный вариант для больших домов и приусадебных построек. Проектирование крыши потребует знания некоторых терминов и названия конструкционных элементов, которые приведены на фото.

Конструктивная схема

Проектирование крыши проводится с помощью программных приложений Sketchup и Аркон. Профессионалы могут воспользоваться Autocad и Scad. В этом подразделе приводится видео по проектированию мансардной кровли с полноценными жилыми помещениями. Рассказывается подробно, как делается крыша своими руками поэтапно с использованием доступных инструментов.

Комбинированный вариант шале Фрэнка Райта может быть рассчитан подобным образом (не приводим по причине возможных авторских претензий). При этом учитывайте, что такой дом может быть подвержен большим ветронагрузкам, чем коттедж со стандартной мансардной крышей. Практически речь идет о комбинировании полноценного второго этажа с двухскатной кровлей и односкатными элементами. Угол наклона кровли в шале Фрэнка Райта составляет 45 градусов, наклон скатов – 25 градусов. Высота потолков в мансардных этажах обычно не превышает 2,6-2,7 м, но может быть увеличена за счет дополнительных нижних балок профилированного бруса.

Расчет нагрузок на кровлю

  • от собственного веса кровли после проектирования конструкции;
  • кратковременную нагрузку от веса людей, нормативное давление составляет 1,5 kPa на балку перекрытия, с коэффициентом надежности 1,3;
  • снеговая нагрузка: на крышах со скатом больше 60 градусов не рассчитывается, если скат меньше 30 градусов, то коэффициент принимается за 1, при более крутом скате рассчитывается методом соизмеримо росту угла. Как высчитывается снежная загрузка с учетом снегового района РФ, о чем рассказывается в видео;
  • ветровые нагрузки с ветреной и подветренной стороны, подробную инструкцию см. в видео.

В заключение нужно проверить результаты расчетов нагрузки на конструкцию мансарды отдельно и в совокупности, что также подробно освещается в видео-уроке. Нормативные требования отражены в СНиП 2.01.85 «Нагрузки и воздействия» и «Изменения к СНиП 2.01.85».

Видеоинструкция по расчету нагрузок на кровлю:

Расчетная схема и конструктивный расчет

При расчете мансардной крыши с помощью программного приложения Scad можно визуализировать значения нагрузок, какие именно балки будут испытывать наиболее сильное механическое давление. В видео-инструкции приводятся формулы точного расчета конструкции кровли.

Если вы хотите упростить себе задачу, что вполне допустимо в выбранном проекте, использовать стандартные кровельные балки для перекрытий и стропил. Для мауэрлата могут быть применны балки от 10*10 см до 20*20 см. Минимальный шаг между стропилами составляет 120 см, он может быть увеличен до 180 см.

При увеличении количества стропил «на глаз» учитывайте увеличивающуюся нагрузку на фундамент и конструкцию стены. В случае каменного фундамента этим можно пренебречь. Размер сечения бруса может варьироваться от 8*10 до 10*20. В рассматриваемом примере стены на втором этаже придают достаточную жесткость конструкции, поэтому можно вполне остановиться на кровельной балке 8*20, что немного удешевит материалы. Ширина балки 20 см используется для утепляемых помещений и соответствует толщине утеплителя.

С целью экономии средств можно делать больший шаг стропил во всех проектах с большими углами наклона крыши, так как вся нагрузка в этом случае распределяется на несущие стены. Это характерно и для нашего проекта.

Видеоинструкция по способам получения расчетной схемы и конструктивного расчета мансардной кровли

Проектирование и расчет четырехскатной вальмовой кровли

Четырехскатная кровля, с одной стороны, требует довольно длительной подготовки кровельного леса, с другой - имеет невысокую конструкцию, в результате чего может быть сделана без привлечения помощников. Пример приведен в видео строительства вальмовой крыши для небольшого хозяйственного помещения или бани размером 4,66*5,20 м, которая имеет близкую к квадрату форму.

Функциональные преимущества вальмовой крыши

К функциональным преимуществам вальмовой крыши можно отнести отсутствие фронтона, в результате отсутствует необходимость зашивать крупные вертикальные плоскости. Кроме того, такая конструкция лучше защищает строение от осадков, так как фронтоны с двухскатной кровлей обычно заливаются во время сильных дождей.

Возвращаясь к особенностям конструкции, можно отметить, что дома с классической вальмовой кровлей совершенно оправдано называют «домами прерий», так как конструкция в сезон осадков надежно защищена от воды и минимизирует ветровые нагрузки. При этом такая крыша имеет повышенную снеговую нагрузку, о расчете которой рассказывалось выше, поэтому выбор нужно делать с учетом региона строительства.

Основное правило при проведении конструктивного расчета состоит в сохранении правильной геометрии классической четырехскатной конструкции и равных углов наклона всех 4-х вальм. В этом случае монтаж и плотницкие работу будут значительно проще, а также не возникнет проблем с подшивкой свесов.

Видеоинструкция по расчету и строительству вальмовой крыши для бани

Подготовка конструктивного расчета

Проектирование стропильной системы начинают от конька или вершины каждой вальмы. Стропила размещаются с равным шагом. В случае с каркасной баней в качестве базового расстояния между стропилами используется длина конька, стропила размещены на равных расстояниях от центра. Если требуется проектирование сложной вальмовой кровли для жилого дома, предлагаем ознакомиться с видеоинструкцией монтажа. Для расчета простых конструкций может быть использовано мобильное приложение Zhitov Calc для Android, специально разработанное с целью использования ее в «полевых» условиях.

Видеоинструкция применения калькулятора расчета вальмовой кровли

Пример расчета датской и других вальмовых крыш

Вальмовая кровля может иметь различные формы. На фото приведен один из примеров датской кровли.

Видеоинструкция по расчету и строительству датской крыши

Монтаж стропильной системы

Особенности монтажа двухскатной кровли

В источниках и методических пособиях по монтажу двухскатной крыши можно найти различные варианты крепления. В случае с двухскатной мансардной кровлей крепление проводится с помощью металлической кровельной фурнитуры, которая в значительной мере облегчает многие плотницкие работы и обеспечивает высокую надежность крыши. Подобное может быть реализовано с помощью деревянных накладок - способ более трудоемкий, но также гарантирует необходимую надежность конструкции. В общем случае работы проводятся способами, показанными на фото.

Крыша своими руками пошагово фото

Схема крепления стропильной системы

Примеры крепления стропил к мауэрлату (шарнирная система)

Крепление стропил у конька

Крепление и сращивание мауэрлата

Обратите внимание, что надежность конструкции зависит от качества крепления крыши к несущим стенам. Для этих целей должен быть сделан армирующий бетонный пояс по всему периметру зданий, так как надежное крепление мауэрлата к стене шпильками возможно только к бетону. Аналогичное крепление к силикатному кирпичу, которое практикуют многие частные бригады строителей, не может обеспечить требуемые параметры крепления! Особое внимание нужно уделить сращиванию мауэрлата. Для этих целей практикуют прямой или косой замок, который стягивается болтами с широкими шайбами.

В общем случае между стеной и мауэрлатом делается рубероидная прокладка, для изоляции некоторые мастера применяют жидкую битумную мастику и другие составы. Вариантов гидроизоляции верхнего края несущей стены достаточно, чтобы сделать выбор в соответствии с бюджетом.

Способ крепления стропил к мауэрлату выбирают в зависимости от доступных материалов. Опытными строителями рекомендуется к использованию шарнирная система, обеспечивающая адаптационные качества кровельной конструкции. Благодаря отсутствию жестких креплений, крыша с шарнирными соединениями при сильных нагрузках не повреждается.

Видеоинструкция по монтажу мауэрлата:

Видеоинструкция по монтажу мансардной кровли своими руками по проекту дома (в стиле шале Френка Райта)

Монтаж четырехскатной кровли на фото

Предлагаем ознакомиться с особенностями монтажа четырехскатной кровли по фото промежуточных работ. Основной принцип крепления стропил сохраняется для всех типов крыш, при этом в зависимости от выбранного типа кровли есть свои особенности.

Вальмовая крыша своими руками пошагово видео:

Укладка кровельного материала

  • не требуются трудоемкие высотные работы по подъему строительных материалов;
  • оптимальное соотношение цены и качества, несмотря на более высокую цену;
  • любые цветосочетания и возможность выбора дизайна крыши;
  • легкий самостоятельный монтаж;
  • отличная звукоизоляция;
  • улучшенная гидроизоляция за счет использования осб-плиты и гидроизоляционного слоя;
  • простой ремонт повреждений.

Видеоинструкция по монтажу мягкой кровли (битумной черепицы):

Заключение

Решение сделать крышу своими руками полностью оправдано, так как в отдаленных районах частные строительные бригады выполняют работы со всевозможными нарушениями строительных норм и технологии. Поэтому самостоятельный монтаж – это, прежде всего, уверенность в надежности конструкции своей кровли. Из всех вариантов самым универсальным можно считать четырехскатную вальмовую кровлю. Для маленьких домов можно рекомендовать комбинированную мансардную крышу. На основании всего объема представленной информации можно без труда проектировать и возводить все типы универсальных крыш.

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения не только для поэтов и художников, но и для зодчих. Многих она воодушевила на создание шедевров, а новатор Фрэнк Ллойд Райт, окрыленный красотами прерий, создал целую школу дизайна.

Райт и парадигма органичности

Человек, чьим именем назвали множество домов, родился в 1869 году в Висконсине. Школу будущий великий архитектор не посещал, получая образование дома, инженерный факультет так и не закончил. Несмотря на это (или напротив, благодаря подобным обстоятельствам), таланты юноши развились в полной мере.
Фрэнк Ллойд Райт обладал писательским даром, неплохо рисовал, коллекционировал предметы искусства, преуспел в дизайне мебели и тканей, а главное – отличался свежим, неизбитым взглядом на привычные предметы. Настолько неизбитым, что замыслы Райта вполне оценили лишь годы спустя. Он утверждал, что архитектура обязана предвидеть будущее, и его собственная профессиональная стезя доказала это утверждение.

В 1893 году Райт основал строительное бюро, чтобы воплощать нетривиальную идею – мечту об органической, естественной архитектуре. Зодчий-самоучка был уверен: современное строение должно буквально «вырастать» из земли, быть частью окружающей среды, её гармоничным развитием.

«Я мечтаю, чтобы здания вписывались в пейзаж и украшали его, чтобы архитектура обрела свободу», заявил он в одном из своих интервью. И, можно сказать, Райт посвятил свою жизнь решению этой задачи: он освобождал архитектуру из плена неестественности, излишка деталей и украшений, громоздкости форм, однообразия конструкций.

Постройки Райта сильно отличались от традиционных в ту пору . Его манеру нельзя было спутать с чьей-либо другой, невзирая на то, что дома, придуманные Райтом, никогда не повторялись.

Концептуальные особенности стиля прерий

Архитектуру прерий выделяют броские приметы:

Горизонтальность, приземистость

Здания Райта тянутся вдоль, а не ввысь. «Дом не должен возвышаться на холме. Он должен быть или холмом, или его частью».
Даже постройки выше двух этажей, если речь о стиле прерий, сливаются с рельефом, припадая к земле, будто кусты, валуны и травы.

Первые дома, спроектированные Райтом, были крестообразной формы или в виде буквы Т. Позже конструкция упростилась, не теряя надежности; сегодня, дома имеют в основе либо простейший прямоугольник, либо экономный Г-образный силуэт.
Дома в стиле прерий не воспринимаются высокими, независимо от количества этажей. Этому способствуют упор на форму прямоугольника, доминирование горизонтальных линий, широкие карнизы по периметру дома, заметные выступы кровли и скрытый цоколь.

«Взяв за масштаб рост человека, я уменьшил высоту здания, – рассказывал Райт о собственном стиле. – Не веря в иную меру, кроме человеческой, я ввел её в пространственность и распластал в длину массу постройки».

Угловатость, строгость линий

Принцип органичности Райт подсмотрел не только у природы. Его сильно впечатляли , облик восточных храмов и , который в те годы начинал восхождение на архитектурный пьедестал.
У минимализма Райт «одолжил» лаконизм, линейность и бескомпромиссность геометрии.

Резкую отчетливость прямоугольных фасадов он акцентировал при помощи ортогональных эркеров, пристроек в виде выступов, квадратных колон. Впрочем, несмотря на строгость, угловатость контуров, дома прерий не выбиваются из окружающей среды, не нарушают первую, самую важную заповедь – гармонии с пейзажем.

Сегменты и секции

Дома в стиле Райта целостны, но выглядят так, будто их сложили из отдельных, плоских «коробок». Горизонтально дом делят перепады накрытия, вертикально – колонны и выступы. Самостоятельность сегментов подчеркивают при помощи различия фактур: один выделяют, допустим, кирпичной кладкой, а другой бетоном.

Широкая, плоская кровля

Крыша – очень важный компонент органической архитектуры . Это выразительное средство, которым подчеркивают горизонтальность постройки. А также если дом предполагает два этажа и более, его делят на фрагменты.

Чаще всего кровли «райтовских» зданий 3 или 4-х скатные, с широкими свесами. В ритмике, заданной крышами, отчетливо видны японские мотивы.

Террасы и открытость планировки

Широкая терраса – непременный атрибут жилых построек Райта. Нередко террас даже две.
Внутри такие дома тоже привольны: минимум перегородок, все помещения перетекают друг в друга, создавая эффект бесконечности. Комнат меньше, но пространства больше – вот ключевой принцип внутренней планировки.

Огромные панорамные окна

К ним располагает и горизонтальная направленность постройки, и ровные четырехугольники стен. К тому же панорамное остекленение – лучший способ усилить связь дома с окружающей его природой. Огромные стекла, во-первых, обеспечивают достаточный уровень освещенности в дневное время, во-вторых, отражают пейзаж снаружи.

Нередко окна оснащают раздвижными механизмами, благодаря чему, если надо, они преобразуются в выход на террасу.
Условность границы между пространством наружным и внутренним – ещё один признак архитектуры прерий.
Перемычек в стенах из стекла лишь самое необходимое количество, а обрамляют панорамные окна либо бетонными полосами, либо деревянными досками. Дверные проёмы тоже размашистые, прямоугольные. Арок в домах прерий вы не увидите.

Натуральность и комбинированность отделки

Первые особняки Райта были построены исключительно из природных материалов. Бетон, кирпич и стекло сочетались с естественным камнем, керамическими блоками и деревянным брусом, поскольку эклектичность отделки тоже особенность этой стилистики.

Разнородность материалов используется для того, чтобы разграничить дом на сегменты, выделить каждый из них. Допустим, рваным камнем обозначают одну часть помещения, а гладким бетоном или декоративным кирпичом следующую.
Что касается кровельного материала, то предпочтение отдается натуральной черепице и профнастилу.

Сдержанность палитры

Приоритетные краски архитектуры прерий – оттенки коричневого, серого цвета, реже и в малых количествах встречается белый.
Сочетания красок подобраны так, чтобы отчеркивать линии дома, его углы и секции, не раздражая при этом глаз.

Крыша, как правило, темнее стен (этот приём ещё больше вытягивает постройку вдоль), а изнанка свесов либо бежевая, либо белая.

Дома, которые меняют жизнь

Вы скажете: попытки сплотить архитектуру и природу характерны не только для манеры, придуманной Райтом. То же, к примеру, проповедовал и . В чем же все-таки неординарность стиля прерий?

Скандинавский дизайн, который также стремится к единству с природой, ставит во главу угла комфорт, функциональность и практичность, модерн – художественность подачи. А строения Райта продолжают ландшафт, черпая из него всё необходимое.
Дома прерий вмещают в себе простор и уют, масштабность и лёгкость, скромность и элегантность.

Райт вспоминал, что когда его фирма начала строить жилища, к ним хлынули письма от признательных клиентов. Заказчики благодарили архитектора и утверждали: несуетливая и вольная эстетика домов, спроектированных Райтом, изменила их характер, кардинально повлияла на судьбу.

Фрэнк Райт был сторонником индивидуализации, утверждая, что в мире нет одинаковых домов, как не бывает одинаковых людей. В самом деле, самые красивые проекты домов в его стиле отличаются друг от друга, но во всех зданиях запечатлелся узнаваемый почерк мастера.

И все же, что получает современный домовладелец, выбирая проекты домов Фрэнка Ллойда Райта? Прежде всего, ярко выраженную геометричность и секционность постройки за счет вытянутых крыш и межэтажных перегородок, часть которых нависает над крыльцом и служит основой для балкона или террасы. Нередко эти перегородки нависают друг над другом в виде каскада, имитируя эффект «слоеной», ступенчатой поверхности, который часто встречается в живой природе.

Уравновешивают композицию вертикали - довольно массивные колонны, нередко отделанные натуральным камнем. Четкое вертикально-горизонтальное деление создает иллюзию, будто дом собрали из отдельных сегментов. Но несмотря на угловатость формы, проекты домов в стиле Райта органично вписываются в любой участок.

Красивые проекты домов в стиле прерий - отделка фасада

Секционный облик дома диктует особую идею зонирования пространства, которая в свою очередь находит отражение в отделке фасада. Что это значит? Облицовывать фасадные стены лучше, комбинируя несколько, как правило, натуральных, материалов. Например, внешнюю часть дома, соответствующую кухне, можно отделать камнем; стены гостиной - деревом или сайдингом. Учитывая, что Райт был сторонником единого пространства, идея планировочного зонирования таким образом находит поддержку в облицовке стены.

Важную часть экстерьера составляют большие застекленные площади оконных проемов. Горизонтальная ориентация, ровные стены и пропорции дома подталкивают к монтажу высоких панорамных окон предпочтительно правильной прямоугольной формы.

Проекты домов в стиле Райта: взгляд изнутри

Конечно, каждый хозяин дома волен обустроить ту планировку, которая больше всего отвечает его вкусам и потребностям. Но если вы хотите полностью соблюсти выбранный стиль, необходимо учесть несколько его интерьерных особенностей.

Популярное нынче зонирование пространства получило свое распространение именно благодаря наиболее красивым проектам домов Фрэнка Райта. Как уже говорилось, он не признавал деления на мелкие комнатки, отдавая предпочтение цельным пространствам, условно разделенным с помощью мебельных перегородок. Так идея простора нашла свое воплощение не только во внешнем облике проекта дома в стиле Райта, но и внутри помещения.

Что касается внутреннего наполнения дома - мебель, люстры и светильники - все это также должно соотноситься с идеей естественности и чистоты линий. Красивые проекты домов в стиле Райта - это минимализм во всем; изобилие безделушек и сувениров лучше оставить для других интерьеров. Цвета и текстуры желательно также выбирать природные, приглушенные. В сочетании с изобилием света в доме (помните про панорамные окна?) обстановка выглядит необыкновенно свежо, стильно и в то же время функционально.

Впервые переставшие быть обычной коробкой из четырех стен, асимметричные, открытые природе и солнечному свету, спокойные и красивые проекты домов в стиле Райта одинаково подходят для строительства загородных коттеджей и просторных особняков.

В последние десятилетия стали популярны дома в стиле Райта. Сочетание функциональности, простора и единства с природой - вот то, что отличает данный стиль от других.

Ллойд Райт, родоначальник стиля, утверждал, что дома должны быть единым целым с природой. По его мнению, красивый дом не может нарушить пейзаж. Еще одно утверждение архитектора - дома не должны быть одинаковы, как и нет одинаковых людей. Именно на этих утверждениях и выстроен стиль Райта, который также называется ориент.

Немного истории

Фрэнк Ллойд Райт не просто основал собственный стиль. Он создал новое направление философии архитектуры. Его проектам свойственна идея непрерывности пространства. Это можно рассматривать как его несогласие с классическими принципами в зодчестве.

Влияние на мышление Райта оказала восточная, а точнее которую он изучал в 1890 годах. Это научило его устранять ненужное в проектах и исключать неважное. Под влиянием японской архитектуры он разрабатывает свою систему перетекающих друг в друга внутренних пространств.

Дома в стиле Райта (фото см. выше) отличаются друг от друга, но имеют общие черты. Архитекторы не создают одинаковые копии домов. Они только сохраняют их стилистические особенности.

Общие черты стиля Райта

Дома в стиле Ллойда Райта прекрасно подходят для загородного строительства. Вдохновением для создания архитектурных шедевров послужили восточные традиции, выражающиеся в навесных крышах, сильно выступающих за пределы фундамента, а также степи Америки с их необъятными просторами, которые словно сливаются с горизонтом. Отсюда и основные черты, свойственные стилю.

Горизонтальные линии обязательны для домов данного направления архитектуры. Все здания (даже двухэтажные) словно стелются по земле. Отсюда эффект «приземленности».

Плоские навесные крыши - еще один штрих, отличающий все здания. Крыша обязательно широко выступает от стены и помогает создать «горизонтальный силуэт». Часто между этажами также имеются выступы, которые располагают к созданию длинных балконов.

Сегментированность. Выступающая крыша между этажами, горизонтальные линии кровли и строгие линии минимализма зрительно делят все здание на вытянутые сегменты. Эффект усиливают колонны, которые часто встречаются в проектах. Глядя на современный дом в стиле Райта, можно подумать, что его собрали из отдельных частей (кубиков).

Большие окна, от пола до потолка. Обычно они украшены обрамлением. Это помогает зданию вписаться в ландшафт, стать частью природы. Обилие света делает помещения еще более просторными.

Использование природных материалов. Камень и дерево встречается так же часто, как и стекло с бетоном. Дом делится на зоны благодаря использованию различных материалов. В последнее время все чаще используют сайдинг.

Интерьер домов

Проекты домов в стиле Райта предполагают неповторимые интерьеры. Ярким примером этого может служить «нетрадиционное» разделение площадей жилья. При этом совмещенные кухня с гостиной, а также ванна и санузел могут занимать самую большую площадь. Архитектор предпочитал использовать меньшее количество комнат, но больших размеров. Никакого деления здания на множество мелких помещений он не признавал.

Особенность стиля - просторные помещения с высокими потолками, которые плавно сменяют друг друга. Открытое пространство комнат наполняется естественным светом через панорамные окна. Деление на зоны происходит за счет использования в качестве перегородок мебели. В качестве границы используются различные материалы для отделки стен.

Особенности внутреннего оформления

Интерьер комнат распланирован таким образом, что пространство и меблировка помещения составляют единое целое. Предпочтение отдается невысоким предметам. Невысокие вертикальные линии будут прекрасно смотреться на фоне больших окон.

Выбирают простую, удобную и функциональную мебель. Ее оттенок должен вписываться в цветовую палитру, но отличаться от цвета стены. Расставляют ее без ниш и незаполненных пространств.

Внешнее оформление здания (сегментированность, угловатость), продолжается и в обстановке комнат. Яркий пример этого - квадратные светильники, которые дополнительно подчеркивают пространство.

Сочетание различных материалов характерно и для внутренней отделки. К примеру, рядом с классической кухней может располагаться отделанная камнем столовая.

Интерьер дома в стиле Райта оформляется спокойными, нейтральными цветовыми решениями. Никаких ярких хаотичных рисунков и вычурных узоров.

Об американских прериях напоминают и минимализм. Все дома поражают простотой и уникальностью.

Проекты домов в стиле Райта

Чтобы представить себе проект дома в стиле прерий, стоит обратить внимание на его отдельные элементы.

Крыша всегда широкая трех- или четырехскатная и имеет небольшой уклон. Он виден с любой стороны. Карнизы широкие, значительно вынесены от стены.

Сверху соединяются непосредственно с крышей. Они располагаются симметрично группой, в центре либо по периметру. Окна всегда имеют оформление, к примеру, вертикальные импосты, отделанные в тон фасаду, а снизу идет полоса под бетон или дерево.

Фасад делится горизонтально за счет использования различных материалов. Декоративными полосами отделываются парапеты, окна, навесы и другие части фасада.

Особенности планировки

Дома в стиле Райта (до 150 кв. м в том числе) очень просторны и наполнены светом. Это отличает их всех других зданий.

Планировка дома направлена в первую очередь на комфорт проживания. Помещения просторные, удобно соединенные между собой. Они плавно переходят друг в друга, пространство «непрерывно».

Еще одной особенностью дома в стиле Райта является большая открытая терраса. Без нее не обходится ни один загородный дом.

Современное видение домов в стиле Райта

Архитекторы современности используют основные идеи, которые определил Райт. К ним можно отнести широкие карнизы, пологую крышу, консольные планы и обширное пространство интерьера. Фасады практически не украшаются. Центр здания, каминная комната, - символ единства семьи. Геометрия домов выстроена из прямоугольников. Она усложняется за счет остекленных галерей, балконов, колонн, клумб. Окна позволяют сделать чердачные помещения светлыми, а фасады - ритмичными.

Дома в стиле Райта состоят только из прямоугольных и квадратных помещений, которые отличаются размером и высотой потолков. Сетка плана содержит только прямые углы. Исключением являются где использовались окружности.

Влияние архитектуры Ллойда Райта на строительство жилья неоспоримо. Она пытается соединить в себе современные достижения и природу.

Print this page

Описание

Фрэнк Ллойд Райт

Мечтаете о доме в стиле Райта? Но Вы не знаете, как реализовать свою цель, к кому обратится и с чего начать. Мы - одни из многих занимается созданием таких проектов, как в стиле Райта.

Мы Вам предлагаем наши услуги, что бы Вы реализовали все свои несбыточные желания в создании дома своей мечты. Звоните: 7 4722 365-217, +7 919 220-68-63, наши консультации бесплатные

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 - 9 апреля 1959) - американский архитектор-новатор. Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века.

За свою жизнь Райт создал более тысячи проектов, среди которых были не только жилые дома, но и церкви, школы, музеи, офисные здания и небоскребы. Он использовал различные стили и их элементы, но основной упор делал, конечно же, на органическую архитектуру. Со временем популярность «домов прерий» заметно выросла, а стилевое направление стали называть именем его создателя.

Фрэнк Ллойд Райт

Создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план в архитектуре.

Органическая архитектура - течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е - 1950-е гг.

Стиль в архитектуре: дома прерий (Prairie House)

Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.

В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби

В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.

В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе был финн Алвар Аалто. Индивидуализм органической архитектуры неизбежно вступал в противоречие с потребностями современного урбанизма, и неудивительно, что основными памятниками этого направления стали загородные особняки для состоятельных оригиналов, любителей современного искусства. В 1950-е годы и Аалто, и Райт стали отходить от органической архитектуры и в целом перешли к проектированию зданий в более универсальном, интернациональном стиле.

Пример дома, построенного в стиле прерий

Возрождение интереса к органической архитектуре в начале XXI века связано со становлением эстетики био-тека, которая, в отличие от Райта, признаёт возможность и значимость прямых внешних аналогий архитектурных форм с формами органической природы.

Школа прерий (англ. Prairie School) или стиль прерий - архитектурное направление конца XIX - начала XX века, распространённое в основном на Среднем Западе США. Является одним из течений «органической архитектуры».

Стиль характеризуется обилием горизонтальных линий, преобладанием плоских крыш, широких выступающих карнизов и замысловатого орнамента. Школа прерий обозначила разрыв с традициями архитектуры XIX века. Горизонтальные детали построек напоминали пейзажи Великих равнин, чем и объяснялось образное название школы. В то же время на стиль оказали влияние конструкции японских храмов, с которыми американцы впервые познакомились незадолго до возникновения нового течения в архитектуре.

Отличительные особенности домов в стиле Райта

Особняки и коттеджи в стиле Райта очень разнообразны, но все они имеют общие характерные черты:

  • Горизонтальность всех линий. Коттедж в стиле прерий в 2 и более этажей все равно будет визуально «стелиться», «прижиматься» к земле.
  • Угловатость, четкие линии минимализма. У стиля особенность в том, что при ярко выраженной строгости внешних форм они стараются слиться с природой, идеально вписываясь в пространство.
  • Наличие навесных приплюснутых крыш, которые предполагают расположение большого количества длинных балконов. Такая кровля является «правой» рукой горизонтальности, ведь именно благодаря ей получается даже высотное здание «приземлить», разделить.
  • Сегментированность. Межэтажные перекрытия, крыши делят здание на участки, вспомогательными элементами становятся колонны, которые несут роль вертикальных разделителей. Особенность в том, сто такое сооружение со стороны выглядит как возведенное из множества цельных кубиков.
  • Естественность. Что касается отделки, то здесь преобладают такие материалы как камень и дерево (конечно, наравне с бетоном и стеклом). Сегодня в очертания домов в стиле прерий прекрасно вписывается и сайдинг, также популярно смешение нескольких типов материалов, что еще более подчеркивает геометричность, сегментированное разделение строения. Например, помещение, в котором расположилась кухня, извне можно выделить камнем и пр. – все в ваших руках и зависит от фантазии, мастерства архитектора.
  • Единство с природой. Такие жилые дома не должны создавать контраст в имеющемся ландшафте. Ключевой момент архитектурного стиля – восточная направленность, что и позволяет воспринимать постройку как единое целой с природой.
  • Панорамное остекление. Правильные формы здания, его ровные высокие стены располагают к размещению больших окон. Это отличная тактика, которая работает как снаружи, так и внутри дома. Такое строение отражает окружение, сливаясь с природой, а внутренние площади становятся светлее, обширнее благодаря большому количеству естественного света.

Дома выглядят очень лаконично и уютно, никаких вычурных деталей, сложных элементов, все просто и функционально.

Архитектура стиля Райта

Изначально планировка таких домов была Т-образной или в виде креста: прямоугольные элементы пересекались под прямым углом, образуя нестандартную, но очень удобную и надежную конструкцию. Современные проекты имеют преимущественно прямоугольную и Г-образную форму, благодаря чему экономится площадь под застройку.

Дома невысокие, даже если есть второй и третий этаж, а впечатление приземленности еще больше усиливает горизонтальная направленность построек. Угловатость зданиям придают многочисленные прямоугольные выступы – эркеры, разноуровневые пристройки, квадратные колонны. Цоколь и высокий фундамент отсутствуют, но сам дом возводится чаще всего на возвышенности. Крыши 3-х и 4-х скатные, с небольшим уклоном, иногда почти плоские. Характерной особенностью конструкции крыш являются очень широкие свесы, заимствованные из восточной архитектуры.

Интерьер домов в стиле Райта

Специфика форм

Первым делом, что бросается в глаза, становится целостность общего пространства и меблировки. Каждый предмет интерьера подбирается таким образом, чтобы максимально подчеркивать горизонтальную протяженность, вытянутость направления. Визуально делается так, чтобы вертикальных линий было как можно меньше, и они при этом были покороче. Благодаря тому что в помещениях продумываются высокие потолки, большие пространства, панорамные окна, дом просторен, наполнен естественным светом. По функциональной направленности коттеджи в стиле прерий напоминают дома лофт. Сегментированность и угловатость присутствует не только в архитектуре извне, но и в дизайне внутренних помещений. Особую обстановку создают интересные угловатые светильники, которые не только подчеркивают геометрию стиля, но и напоминают бумажные фонари в азиатских мотивах. Часто выбор останавливается на простых однотонных шкафах, но при этом их цвет должен немного отличаться от оттенка стен. Поэтому в таких вот домах принято не стенами разделять пространство, а путем зонирования (использование различной отделки, каменной кладки, плавно переходящей в покрашенные стены и т.д.).

Удобство, практичность

Данных моментов удается достичь благодаря минималистскому уклону. Поэтому в интерьере присутствует все самое необходимое – все для того, чтобы ничего не «засоряло» пространство, а лишь способствовало максимальной функциональности. Заказывая строительство коттеджа в стиле Райт, нужно помнить, что вы получите не только эстетически идеальное, приятное взору здание, но и комфортное жилище, способствующее отдыху души и тела. При выборе мебели данные моменты также учитываются – она геометрически правильна, проста, удобна (приземистые и крепкие кровати, квадратные тумбы из прочного дерева). Интерьер так и будет «говорить» о надежности жилища, при этом никоим образом не утратив своей легкости.

Цветовые решения

Цвета для стиля Райта выбираются спокойные и нейтральные, однако обязательно делают вкрапления ярких пятен, чтобы добавить красок и оживить общую картину. Нейтральная гамма стиля прерий - это серый, коричневый, белый песочный оттенки. В этом стиле нет места хаотичности, здесь неуместно будут смотреться ковры с причудливыми узорами или декор на стенах с вычурным орнаментом. Стиль Райта - это сочетание элементов и предметов, которые воспринимаются нейтрально, это естественная простота и выраженная сегментированность как декора, так и всего убранства в целом.

Отделка помещений

Оформление комнат происходит под стать к наружным стенам – используется кирпич, мрамор, гипсовая штукатурка. Именно эти материалы создают ощущение защищенности, весомости на больших площадях дома. Здесь нет ограничений по поводу использования только натуральных компонентов – допускается эклектическое пересечение с современными.

Аксессуары также присутствуют

Пусть в минимализме все самое необходимое, а в райтовском стиле всегда есть чуточку больше. К природной простоте, четкости форм, деталям этноса возможно подобрать любые детали, как специально подобранные к стилю, так и просто безумно понравившиеся. При этом важно знать меру – в гостевых домах в стиле прерий не должно быть хаоса и переизбытка в деталях, которые могут привести к нарушению основной концепции стиля. Он сам по себе красив, а перебор в украшениях может только все испортить.

Предметы мебелировки в данном стиле нарочито подбираются таким образом, чтобы подчеркнуть горизонтальную вытянутость форм, конечно, присутствуют и вертикальные элементы, но и значительно меньше.

Но такой подход вовсе не означает, что помещение станет неуклюже приземистым. Напротив, для стиля Райта характерны очень высокие потолки, обязательно и присутствует панорамных окон от пола до потолка. Таким функционализмом данный стиль чет-то схож со стилем лофт. Однако лофт породила историческая потребность, стиль Райта же стал новаторством в истории дизайна и архитектуры.

Дизайн внутреннего убранства обязательно перенимает стилистику сегментированности наружной архитектуры здания. Изюминкой такой стиля могут стать строгие квадратные подчеркнуто геометрические светильники. Как правило, для данного стиля мебель выбирается максимально функциональная, несколько аскетичная, однотонная, но отличающаяся по цвету от тона оформления стен, что создает целостность множества сегментов интерьера.

10 уроков архитектуры от Фрэнка Ллойда Райта

1. «Архитектор должен быть провидцем… провидцем в истинном смысле слова… если он не может предвидеть хотя бы на десять лет вперед, его нельзя называть архитектором.»

2. «Каждый великий архитектор – обязательно великий поэт. Он должен быть великим толкователем своего времени.»

3. «Стилей домов должно быть столько, сколько есть людей. Человек со своей индивидуальностью имеет право на её выражение и на свою самобытную жизненную среду.»

4. «Там, где за основу берется Природа, здание должно словно расти из земли и его форма должна пребывать в гармонии с окружающей средой.»

5. «Дом не должен стоять на холме. Он должен быть холмом. Быть его частью. Дом и холм должны существовать вместе, находиться в единении.»

6. «Архитектура – мать всех искусств. Без собственной архитектуры, у нашей цивилизации не будет души.»

7. Однажды в 1957 году Райт сказал американскому телеведущему Майку Уолесу: «Я хочу, чтобы архитектура была свободной. Я хочу, чтобы архитектура вписывалась в окружение и была украшением пейзажа, а не его уродованием. Письма наших клиентов рассказывают о том, как построенные нами здания изменили ход всей их жизни, всё их существование. Оно полностью переменилось. Я хотел бы сделать это для всей страны.»

8. «Хорошее здание не портит пейзаж, а делает его еще более прекрасным, чем он был до постройки.»

9. «Архитектура – это жизнь, или, по крайней мере, форма, создаваемая жизнью, а посему является самым истинным памятником жизни мира вчерашнего, сегодняшнего и будущего.»

10. «Архитектура – мать всех искусств. Без собственной архитектуры, у нашей цивилизации не будет души.»

Фрэнк Ллойд Райт был пионером современной архитектуры и противоречивой личностью. Он прославился благодаря своим взглядам и убеждениям. Его идеи, слова и предвосхищение продолжают вдохновлять архитекторов и людей искусства и сегодня.