в начальных классах

Дети любят уроки труда больше других уроков. На уроках труда ребенок занят изготовлением милых его сердцу игрушек, в которых он видит своих друзей. Сочетание интеллектуальной и моторной деятельности создает атмосферу осмысленного труда.

Особое место в системе трудового обучения занимают уроки труда по аппликационным работам с природными материалами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками игрушки из желудей, орехов, листьев! Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.

Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как:

    эстетическую отзывчивость и художественный вкус;

    творческое воображение и конструкторские способности;

    сноровку, изобретательность;

    умение целесообразно и бережно использовать дары природы;

    интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней;

    трудолюбие, усидчивость, терпение.

Благодаря работе с природным материалом ребенок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и др.

Учитель организует с детьми наблюдения в природе, прогулки, экскурсии, сбор природного материала, учит детей собирать природный материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора снимаются с поваленных деревьев, веточки – сухие, а шишки, семена, листья – опавшие.

К сбору природного материала учитель приобщает детей, начиная с 1 класса. Это разнообразные шишки, семена (липы, клена, ясеня), корни, изогнутые веточки, древесина, грибы, кора, ветки, желуди, мох, солома, трава, древесные спилы, листья, засушенные лепестки цветов и т.д.

Хранится природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения ракушек, перьев, косточек, желудей, разного мелкого материала. На крышке коробки наклеиваются соответствующие обозначения с тем, чтобы ребенок мог быстро найти все необходимое.

При изготовлении поделок из природного материала советуем учитывать следующие правила работы с природным материалом:

    Не пользоваться при конструировании пластилином, поскольку такие поделки непрочные, быстро теряют свой вид, не дают полной возможности совершенствовать детям конструктивные умения.

    Не следует окрашивать природный материал, так как он достаточно красив (наша задача научить детей подчеркивать его естественную красоту). Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочными и красивыми.

    При изготовлении поделок из природного материала не следует использовать другой материал, например, бумагу, поролон, пенопласт и пр. От этого поделка теряет свою естественную прелесть.

    Следует применять для поделок только тот материал, который не может уже использоваться в пищу и который относится к отходам (косточки от фруктов, скорлупа от орехов, кожура от апельсинов, шелуха от лука, чеснока, семечек и т.д.).

    Не использовать тот материал, который может нанести ребенку травму или угрожать его здоровью (репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц).

    Не применять слишком хрупкий, непрочный материал, который легко повреждается уже в процессе работы (целая яичная скорлупа).

Процесс выполнения аппликационных работ из природного материала очень увлекательный. У ребенка формируется особое видения мира природы, его изучение и собственное преобразование. Благодаря работе с природным материалом ребенок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и многое др. Работа растительным природным материалом имеет большое значение для всестороннего развития младшего школьника. Встреча с природой неизменно расширяет представления детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные явления.

Введение

В данных рекомендациях представлены материалы по работе с природным материалом, входящем в образовательную программу «Калейдоскоп творчества», разработанную на основе многолетнего опыта педагога. Разработка содержит технологию использования природного материала, описания видов природных материалов, приемов изготовления поделок, что способствует развитию у детей творческого воображения, формированию практических навыков при работе с природным материалом.

Собранные здесь материалы, приемы работы и описание изделий не исчерпывают все возможности этого вида творчества. Кроме того, поделки из природного материала, тем и хороши, что все они неповторимо индивидуальны. В природе нет двух абсолютно одинаковых шишек или камушков. А если прибавить к этому фантазию автора, то в результате каждое изделие становится уникальным.

Созданные изделия, в которых назначение и форма, материал и цвет естественно дополняют друг друга и тем самым вызывают искреннее восхищение, и называются художественными произведениями искусства. Простота изготовления, несложные приемы обработки, сохранения и выявления природной красоты имеют в наш век техники и урбанизации особую привлекательность. Доступность природных материалов, находящихся рядом с нами в городе или деревне, парке или на садовом участке, на морском побережье или в лесу, дают возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов.

Природа - замечательная мастерская. В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Разнообразие природных материалов таит в себе необыкновенные возможности. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или игрушки, а настоящие произведения искусства. Поделки из природных материалов открывают людям красоту и изысканность живой природы.

Украшение предметов обихода или создание поделок из природных материалов, берет свое начало в глубокой древности. Археологические раскопки показывают, что во все эпохи развития цивилизации, начиная с неополита, человек создавал обусловленные материалом и традицией изделия. В этом проявлялось желание людей воплотить свои эстетические потребности и замыслы в доступном материале.

Из глубины веков.

, . . . .

. , . ,

к рестьянским , . , , , .

, . , здоровья и благополучия . . ,

  • растительного происхождения,
  • животного происхождения,
  • минерального происхождения.

происхождения : засушенные листья, и т.д .

Перья птиц,

В декоративной работе композицией . .

Что нужно знать о цвете.

Законы цветоведения.

цвета (нейтральные цвета)

Цвета цвета цвета

Цвета цвета цвета

Где цветы расположены в

Форме венка.

Хотелось бы хоть ненадолго перенестись на несколько столетий назад и посмотреть, как жили наши предки? Что они знали и умели, что любили? Жаль машины времени пока не существует , а люди те давно умерли и уже ничего нам не расскажут . .. Но из исторического далека доходят до нас старинные вещи . Такие вещи можно увидеть на художественных выставках и в музеях . Некоторые промыслы завоевали всемирную славу, другие занимают более скромное место. А иные предметы просто составляют часть народного быта и произведениями искусства не считаются .

Декоративно- прикладное искусство зародилось в глубокой древности и, подобно другим видам художественного творчества, поначалу вовсе не осознавалось как искусство . Просто люди делали необходимые им в быту вещи , создавая, как мы сейчас говорим, предметную среду: традиционное оформление жилища, бытовую утварь, орудия труда . Весь трудовой народ творил этот предметный мир, отражая в нем бытовой уклад , представления о счастье и красоте, национальный характер.

Народное декоративно-прикладное искусство Руси было по преимуществу к рестьянским , поэтому в нем отчетливо отразился взгляд земледельца на окружающий мир . Какие понятия занимают в таком миросозерцании центральное место? Солнце, земля , вода, главные "персонажи" искусства. Солнце, которое чаще всего изображалось в виде креста, ромба или розетки. Мифическое Древо Жизни, символизирующее нескончаемое произрастание плодов земных. Наконец, Мать-Сыра-3емля , образ которой узнают в изображениях женщины с воздетыми к небу руками , словно просящих у него дождя и благодатных солнечных лучей .

Наши предки обожествляли природу, например древний человек верил, что с помощью трав можно узнать волю божества , от которого якобы полностью зависела его судьба . А букет цветов в глубокой древности являлся символом счастья , здоровья и благополучия . Нередко в народных обрядах он уподоблялся огню купальского костра. Накануне праздника Ивана Купалы (7 июля) отправлялись люди в лес, чтобы собрать там магические букеты. Высокие букеты ставили рядом с купальским костром в горшки, наполненные пеплом. Жарко горел огромный костер, а рядом с ним «пылали» священным огнем собранные в букет травы и цветы. Парни и девушки, а также все желающие прыгали по очереди через очистительное пламя костра. А старики и дети, которым одолеть костер было не под силу, прыгали через букет . Считалось, что он имеет такую же магическую силу, что и огонь праздничного костра. Люди верили , что каждый, кто перепрыгнул через него, не задев, весь год будет здоровым и удачливым. На рассвете цветы из священного букета, а также пепел из горшка разбрасывали по деревенской улице, чтобы мир и благополучие пришли в каждый ее дом.

Но живые цветы быстро увядали на солнце, что и натолкнуло мастеров заменить живые цветы изображениями букетов. Жизнь менялась, а вместе с ней менялось искусство. Мифологическое значение символов забывалось. В конце 19 века мастер уже не знал, что означают те или иные образы, но не отказывался от них. Древние символы приобрели декоративный характер , но что-то важное для людей от их первоначального смысла сохранилось до наших дней. И сегодня произведения декоративного искусства дарят нам все те духовные и эстетические ценности, которые веками накапливал народ.

Природные материалы по происхождению делятся на три группы:

  • растительного происхождения,
  • животного происхождения,
  • минерального происхождения.

Природные материалы растительного происхождения : засушенные листья, семена растений (тыквы, кукурузы, фасоли, дыни, арбуза и т.д . ), засушенные травы, колосья, шишки, древесные грибы, корни деревьев.

Засушенные листья - разные по форме и величине, и окраску осенью они приобретают самую разную. Природная форма, цвет, оттенки листьев позволяют передать самые различные предметы, объекты птиц, зверей, насекомых. Желательно сохранять естественную форму листьев, но иногда из них можно вырезать отдельные детали .

Семена растений имеют красивую внешнюю форму, различаются по форме, размерам, цветам. По своему виду они похожи на лепестки цветов.

Древесные грибы - являются очень интересным материалом . Они очень разнообразны. Растут на деревьях. Из древесных грибов, осторожно собранных и высушенных, получается прекрасный материал для изготовления фигурок, цветов, ваз для букета и многого другого .

Корни деревьев имеют причудливые формы, могут служить для имитации деревьев, животных, птиц.

Природные материалы животного происхождения : яичная скорлупа, перья птиц, пух, кожа.

Яичная скорлупа - прекрасный материал, легко обрабатывается, можно использовать, как целую скорлупу, так и ее части. Из кусочков скорлупы можно выполнить мозаичную аппликацию.

Перья птиц, используют любого качества, разных размеров и оттенков, (утиные, гусиные, перья попугаев, голубей). Из них получаются прекрасные, птицы, цветы, бабочки.

Природные материалы минерального происхождения : камни, песок, глина, ракушки.

Ракушки- домики моллюсков, улиток. Это удивительно красивый, разнообразный по форме и цвету материал. В зависимости от места обитания форма и цвет ракушек меняется. Встречаются раковины, закрученные в спираль, башневидной формы или формы волчка. Для этого материала лучше выбирать речные или морские мотивы, жизнь подводного мира.

Камни - это материал, который всегда можно найти, его цвет, форма, фактура помогут создать интересные образы. Ведь камень красив от природы.

Глина - широко распространенный и доступный материал. Из нее можно вылепить кувшин для букета или детали украшения композиции.

Песок - удивительно интересный и податливый материал. Его можно использовать для получения рельефной основы изделия.

Заготовка природных материалов.

Лучшее время для заготовки природных материалов - лето и начало осени . Мастерить изделия можно долгими зимними вечерами, но для этого нужно заранее позаботиться о материалах. В основном необходимые для поделок растительные материалы, за редким исключением, собирают в период их полного созревания, так как недозревшие плоды, высыхая, могут изменить форму и потерять привлекательность. Заготавливать некоторые природные материалы можно даже не выходя из квартиры, если оставлять (а не выбрасывать в мусорное ведро) косточки вишен и абрикосов, персиков и арбузов, граната и других обычных и экзотических плодов. Всюду, где бы вы не находились, посмотрите вокруг и найдете множество самых разнообразных материалов. Запасать природные материалы надо с солидным запасом, из расчета на целый год, так как с наступлением зимы невозможно отыскать нужный материал. Собранный материал лучше сохранять в специальных коробках, рассортировав его по видам и размеру, листья, лепестки цветов можно хранить в папках. Сыпучие материалы лучше класть в баночки или коробки.

Во время заготовки природных материалов необходимо помнить о нашей ответственности перед природой. Не следует ломать ветки деревьев, рвать траву и цветы с корнем, использовать в работе редкие растения.

Запомните, что собирать нужно те материалы, которые природа нам подарит!

Основы декоративной композиции.

В декоративной работе композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое. Латинское слово «компонере» означает - сочинять, располагать, составлять. Композиция - это язык художника, его средство для передачи мысли. Когда человек говорит, вас интересует в первую очередь смысл его слов. Когда вы смотрите в театре хорошую пьесу, вы живете жизнью ее героев и вовсе не отделяете от ее содержания композицию; и то и другое слито воедино . Основные вопросы композиции: какой будет размер изделия, размер изображения, где расположить композиционный центр и как его выделить, как расположить цветовые пятна, добиться их гармонии .

Ценным качеством в композиции является ее четкость, определенность. Внимание должно переходить от главного предмета к менее значимым и, наконец, к мелким деталям. Нужно так расположить детали, линии, пятна цвета, чтобы в целом было максимально выразительно, а вместе с тем обладало прекрасным качеством целостности - ни убавить, ни прибавить. Все закончено, все "работает" ничего лишнего, и каждая деталь на своем месте. Если же в глаза бросается сразу все, то за этим обычно ничего не видно. Композиция есть такое, наиболее скупое остроумное расположение всех фигур, которое способствует выражению идеи. Все лишнее выкидывайте, оставляйте только то, что необходимо, подчиняйте второстепенное главному.

При работе с природными материалами можно использовать четыре основные вида композиции: замкнутая композиция, разомкнутая композиция, симметричная и ассиметричная композиции.

Выбор правильной композиции – довольно трудная творческая задача. Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их необходимо сделать много. Из них выбрать лучший.

Что нужно знать о цвете.

Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Чтобы все цвета сочетались между собой и с фоном изделия, необходимо знать основные законы цветоведения.

Светлые фигуры на темном фоне кажутся больше, чем равные им темные фигуры на светлом фоне. Холодные тона как бы "удаляются" от зрителя, а теплые приближаются. Также цвет может говорить о настроение человека. Радость и хорошее настроение передаются яркими светлыми красками. Грусть и тоска - серыми, блеклыми, как пасмурный день. Согласно правилу, все цвета, которые нас окружают, можно разделить на две группы: ахроматические (бесцветные) и хроматические - цвета, которые мы видим в своих красках: красные, синие, зеленые. Они разделяются по цветовым оттенкам и светлоте. К ним относятся все цвета радуги (спектра) - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Желто-красную часть спектра называют теплыми цветами, так как они напоминают цвет солнца, огня. Сине-голубую часть спектра называют холодными по их сходству с цветом воды, льда. Фиолетовый и зеленый цвета в различных случаях могут быть отнесены и к теплым и к холодным цветам.

В целом выбор цвета зависит от художественного вкуса исполнителя, темы выбранного сюжета и назначения изделия.

Законы цветоведения.

Хроматические Все цвета и оттенки Ахроматические

цвета (нейтральные цвета)

Основные Хроматиеские Дополнительные

Цвета цвета цвета

Теплые Хроматиеские Холодные

Цвета цвета цвета

Виды декоративной композиции.

Замкнутая композиция, Разомкнутая композиция

Где цветы расположены в

Форме венка.

Симметричная композиция Асимметричная композиция

Заключение

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребенка. Труд воздействует на ум, волю, чувства детей, побуждает их к творческому самовыражению. Кроме того решается и психологическая задача – у детей возникает состояние психологического комфорта. Изделия «рождаются» из потребности «творить», из желания сделать приятное близким. Предметы украшения, сделанные детьми должны быть красивыми, а любое изделие нужно не только сделать своими руками, но и придумать в своем воображении. В поделки из природного материала дети вкладывают и вкус, и фантазию и умения – это процесс воплощения творческого замысла, предполагающий развитие ребенка. Прелесть этих работ – в их неповторимости. Давно известно о взаимосвязи рук и интелекта. Даже простейшие работы заставляют ребенка думать. Искусная работа еще больше способствует совершенствованию мозга. При работе с природными материалами дети получают большой положительный эмоциональный заряд, возможность проявить свои творческие возможности. Каждое такое занятие – это занятие вдохновения и радости. А данные рекомендации помогут эффективно решать задачи обучения детей при работе с природным материалом. Готовые поделки можно использовать по-разному. Они станут прекрасным украшением современного интерьера, оригинальным подарком, необычной картиной. А работы выполненные воспитанниками объединения «Калейдоскоп творчества» вдохновят вас придумать и создать свои необычные картины.

Список литературы

Гульянц Э.К., Что можно сделать из природного материала – М.: Просвещение, 2004г.

Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству – СПб: Детство-Пресс, 2004г.

Турбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. - Волгоград, 2009г.

Конышева Н.М. Секреты мастеров ЛИНКА ПРЕСС, 1997

Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры – Ярославль: Академия развития, 2007г.

Н.В. Хохлова М.В. Творческие проекты в младшей школе. /Под редакцией В.Д. Симоненко. Брянск: Издательство БГПУ. НМЦ «Технология», 1999.-52с.

Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством.- М.: Мозаика-Синтез, 2009г.

Утенко И.С. Утенко Л.М. Флористика - С-Пб: Золотой век, 2003г.

Черныш И.В. Поделки из природных материалов. «АСТ ПРЕСС» 1999

Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002г.


Юлия Анатольевна Пережогина
Консультация для педагогов «Работа с природным материалом»

Консультация для педагогов

«»

Посмотрите, сколько красок, совершенства, красоты. Хорошо потрудилась природа . Но каждый из нас знает, что, к сожалению, не вечен этот мир. Сменяются времена года и блекнут краски, увядает и исчезает былая красота. Шаг за шагом, открывая новое, мы постараемся в нашем волшебном мире продлить жизнь созданного природой и не только продлить, но и создать новые прекрасные образы.

Природные материалы по происхождению делятся на три группы :

- материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т. п.) ;

- материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья) ;

- материалы минерального происхождения (камни, песок, глина, ракушки) .

СОВЕТЫ :

1. Чтобы правильно использовать различные природные материалы , надо знать их свойства и особенности. Учитесь правильно подбирать их для каждого вида изделия. Иногда бывает, что интересный по форме материал в обработке очень труден либо твёрд, либо крошится и ломается. А красивый и податливый может потом, в готовой работе деформироваться , измениться по цвету и работа придет в полную негодность.

2. Собирать природные материалы , как правило, надо, когда они созрели, т. к. некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала – лето и осень . Где собирать всё необходимое для работы – это широкие возможности природы и человека .

3. Что собирать, какие материалы – это вам подскажет ваше воображение, но всё-таки не проходите мимо и обязательно возьмите для работы : листья и цветы, желуди с плюсками (чашечками, в которых они растут, шишки (еловые, сосновые, кедровые, ольховые, лиственные, орехи (грецкие и лесные, косточки (персиковые, абрикосовые, сливовые, вишнёвые, от хурмы, бобы, фасоль, горох, древесные грибы, веточки различной формы, кукурузные початки (с зёрнами и без них, морские и речные ракушки, корни (деревьев, кустарников, травянистых растений, кору (сосновую, дубовую, березовую, семена-крылатки (клёна, ясеня, липы, пух тополя, репейника, вербу, солому (пшеничную, овсяную, ржаную, ячменную, глину, песок, камушки и многое другое.

4. Запомните, что собирать нужно только те материалы , которые природа нам подарила .

5. Работу по изготовлению игрушек следует начинать с лёгких конструкций и , по мере их освоения, переходить к более сложным работам .

6. Прежде чем приступить к работе , необходимо вспомнить о композиции, цвете и колорите, знакомство с которыми понадобится при любой художественной работе .

7. При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы , без которых невозможно передать образ изделия. Использование каждого из них будет зависеть от замысла, проявления творчества, мастерства, смекалки и от степени развития воображения.

К дополнительным материалам относятся , например, бумага и картон, виды которых отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Из бумаги и картона обычно выполняются отделочные детали изделия, можно использовать их в качестве фона.

Пластилин применяется для скрепления частей из природного материала , выполнения отделочных деталей или в качестве фона-основы

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, для изготовления каркаса игрушек из соломы, для отделочных работ и др . Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная.

Клей обычно используют ПВА, он хорошо скрепляет детали и не изменяет вида изделия.

Цветные лоскутки – обрезки различных тканей нужны для оформления работы .

Спички используют для соединения деталей при выполнении объёмной игрушки и для отделочных работ .

8. Для работы с природными материалами необходимо иметь и простейшие инструменты : шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш для нанесения контура на бумагу, краски, необходимые для оформления отдельных деталей игрушки, кисточки для рисования и для клея, стеку для обработки поверхности изделия при лепке из глины и пластилина, плоскогубцы, напильник, пилку и др.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы , развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности.

Выполняя такую работу , важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить уверенность, что они смогут выполнить задуманное. Пусть ребёнок внимательно рассмотрит имеющийся материал , расскажет, что именно смог увидеть. Взрослые должны лишь помочь ребёнку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение, ведь воображение – самый главный помощник творчества.

Изготовление изделий из природного материала требует от ребёнка ловких действий, развивающих мелкую моторику пальцев, способствует развитию согласованности в работе глаза и руки , совершенствованию координации движений, что неоспоримо важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Любые творческие достижения детей не должны оставаться без внимания. Наиболее интересные работы постарайтесь оформить в виде выставки.

При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования :

Изделие должно располагаться так, чтобы его можно было хорошо рассмотреть;

Плоскостные композиции лучше закреплять на стенках или оформленные в рамки размещать на стене;

Объёмные работы расставляют на столе или специальных подставках, располагая на разные уровни высоты;

Все работы , размещённые на выставке, должны представлять собой продуманное целое по содержанию, композиции, цвету.

От того, как будут представлены детские работы , во многом зависит воспитание у ребёнка эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.

Участвуя вместе с взрослыми в оформлении выставки, дети развивают активность, самостоятельность, инициативу, критичность, гибкость и оригинальность мышления, художественную интуицию.

Публикации по теме:

Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага, шаблон вазы, простой карандаш, ножницы, клеевой карандаш, лист картона жёлтого.

Во время осенних прогулок проводим повседневные целевые наблюдения за изменениями, которые происходят с деревьями: расцвечивание листьев.

Я от осени привет Соберу большой букет, Ведь особого он цвета. В нем краски и запах Уходящего Лета, Приобщать детей к миру прекрасному.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Игра является эффективным средством формирования.

Конспект НОД в подготовительной группе «Работа с природным материалом из крашеных опилок» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

Работа с природным материалом

Работа с природным материалом помогает ввести детей в природную мастерскую, где сохранен необычный запах застывшей природы Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков

Работая с природным материалом, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по работе, в определенной степени, можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их работы. В творческой деятельности детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Творческая деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка и темперамент. Занимаясь работой с природным материалом, дети совместно с учителем учатся создавать различные композиции, поделки. Дети учатся аккуратности, усидчивости, правилам работы с клеем, поделочным материалом, специальной литературой.

Работа с природным материалом несет в себе положительную энергетику, а практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым. Использование природного материала в качестве объекта труда дает уникальные возможности: использование экологически чистого сырья, к тому же удивительно красивого и что немало важно, не требующего материальных затрат.

Природный материал – является исконно – русским поделочным материалом. Еще со времен Древней Руси он использовался для изготовления домашней утвари(лукошек, туесков, посуды), игрушек (соломенные бычки, деревянные лошадки), одежды(кокошники, лапти), художественных поделок (берестяных икон, шкатулок), как основа для письма(берестяная грамота). Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Преодоление затруднений, достижение желаемых результатов вызывает положительные эмоции; укрепляет веру в себя; усиливает стремление к познавательной деятельности; к активности, самостоятельности; к приобретению новых знаний; формирует трудовые навыки. Изготовление поделок требует помощи со стороны учителя, в процессе систематического труда, рука приобретает большую уверенность, точность, а пальцы становятся более гибкими. Все это важно для развития мелкой моторики, способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению игрушек, поделок из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать поделку, игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у учащихся дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение работы с природным материалом в развитии компенсаторных возможностей слабовидящих детей.

Статья "Значение работы с природным материалом в развитии компенсаторных возможностей слабовидящих детей". (Из опыта работы)...

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Разработка была удостоина звания призера на городском конкурсе методических материалов "Секрет успеха" и содержит план-конспект занятия для учреждений дополнительного образования по направленнос...

Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.

Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природ...

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (работа с природным материалом)

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от с...


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Значение конструирования из природного материала

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в это мир, раскрыть его неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребёнка по земле. Именно с этого должна начинаться система непрерывного экологического образования - со сферы дошкольного образования.

Актуальность выбранной мной темы заключается в следующем: человечество является главным фактором в появлении экологических проблем на планете.

Только сейчас общество начинает понимать, что появившиеся проблемы возникли вследствие его же неправильной деятельности на Земле, и они не исчезнут сами собой.

Что необходимо направить все силы на ликвидацию этих проблем, на сохранение природных ресурсов, тех богатств природы, без которых человек просто не сможет обойтись. А для того, чтобы грамотно помочь природе, прежде всего, нужна экологическая образованность.

Без определённых знаний экологических основ и законов природы человек не сможет помочь природе, а то и вовсе навредить ещё больше своей безграмотностью.

Именно поэтому так необходимо как можно раньше начинать детей знакомить с природой, прививать к ней любовь с самых ранних лет, чтобы в будущем они не повторяли ошибок современного общества, а оно в свою очередь должно постараться привести в норму нынешнее состояние природной среды для наших же детей.

Можно сказать, что всё это составляет единую цепочку: мы формируем с ранних лет у детей экологическую культуру, следовательно, они, когда вырастут, будут любить, понимать и самое главное беречь природу, и тогда не будет экологических проблем не планете

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

Большое значение придавал природе и К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе, как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста,

Е.Н. Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступное средство ознакомления маленьких детей предметами и явлениями окружающей природы. По её мнению, наблюдение для детей даёт богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств.

Е.И. Тихеева видела в природе средство сенсорного воспитания детей. Ведь действительно, природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко использовать в целях сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Комплексное исследование вопросов сенсорного воспитания дошкольников при продуктивной деятельности, осуществленное под руководством А.В. Запорожца и А.Г. Усовой показало, что обучение и соответствующая организация изобразительной деятельности, конструирования, труда в природе, дидактические игры дают эффект в сенсорном развитии ребенка. Дошкольники последовательно и целенаправленно познают свойства предметов - форму, размер, цвет, плотность и пр., соответствует навыки восприятия.

В ряде научных трудов (А.И. Васильева, Н.К. Постникова, И.А. Хайдурова и др.) косвенно касающихся вопросов сенсорного развития детей показано значение анализирующего восприятия (умение видеть признаки объектов природы) для развития деятельности детей в процессе познания старшими дошкольниками взаимосвязей в природе. Т.о. педагогические работы по ознакомлению дошкольников с природой раскрывают возможность и необходимость формирования сенсорных навыков у детей.

Таким образом, по мнению практически всех выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии (воспитании), а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Тогда ребенок, опираясь на полученный опыт, сможет намного лучше усвоить материал. В данном случае работает познавательный процесс - восприятие - ориентирующий ребенка в потоке признаков, воздействующих на него. Ведь известно, что, чем больше подключено анализаторов (слуховой + зрительный + анализаторный (тактильный) + и др.), то в процессе получения новой информации, успешней будет ее усвоение.

Т.В. Башаева считает, что восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств дает полное и правильное представление о предметах, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам. Воспоминание о каком-либо ярком свойстве предмета может вызвать у ребенка воспоминания обо всем предмете. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрывать индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность каких-то органов.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной и ручной. Начало развитию мышления дает рука. Если ребенок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозги видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образцы и представления.

П.Н. Саморукова полагает, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Т.о. непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, пространственное расположение.

В старшем дошкольном возрасте у детей имеется ряд особенностей в сенсорном развитии, которые непременно должны учитываться в работе с детьми:

· зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

· до конца осваиваются сенсорные эталоны;

· возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

· с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

Можно утверждать, что сенсомоторное развитие составляет основу умственного воспитания. Обогащение сенсорной и двигательной активности приводит к увеличению количества межсинаптических связей, что играет большую роль в улучшении функции исследования. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребёнок двигается, тем лучше он будет говорить

2. Сбор и хранение материала

Несколько важных советов о том, как правильно собирать и хранить различные природные материалы - шишки, ракушки, цветы, листья и прочее - для поделок.

Человеку, который занимается рукоделием, наверняка пригодятся собранные своими руками различные природные материалы - шишки, ракушки, цветы, листья... Для достижения лучшего результата при их сборе и хранении следует использовать ряд несложных правил.

* Цветы и листья нужно собирать на пике их цветения.

* Цвет неизбежно утратит насыщенность, поэтому ищите наиболее ярко окрашенные экземпляры.

* Не следует собирать растения в полиэтиленовые пакеты, поскольку в них создаётся повышенная влажность - благоприятная среда для размножения микробов. Лучше всего собирать в бумажные пакеты.

* Самым неудачным временем для сбора цветов является середина дня, когда растения содержат максимальное количество влаги, избавиться от которой цветок может, если на час или два поместить его в вазу с водой. А лучше всего собирать растения до наступления полудня, когда роса уже испарилась.

* Цветы собирают в сухие дни (до полудня), отдавая предпочтение недавно раскрывшимся бутонам.

* После сбора материала немедленно приступайте к его сушке.

* Наиболее эффективным для сохранения цвета и формы считается использование микроволновой печи.

* Засушенные запасы следует хранить в сухом месте, избегая высокой влажности и прямого попадания солнечного света.

* Сосновые шишки после сбора нужно разложить на пергаментной бумаге или фольге и прогреть их при низкой температуре в духовке.

* Ракушки освободите от живых организмов, прокипятив их в течение нескольких минут, остатки вытащите пинцетом. Или другой способ: можно предварительно заморозить ракушки на ночь. А после того как ракушки оттают, используйте способ, описанный выше.

* Очистить ракушки можно в растворе белизны и воды из расчёта 1:1. Оставьте в нём ракушки до тех пор, пока верхний слой (словно покрытый кожицей) не сотрётся.

3. Материалы и инструменты

При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы:

Бумага. Различают писчую, плакатную, фильтровальную, конвертную, альбомную, бархатную, обложечную, обойную, афишную, копировальную, пергаментную, оберточную бумагу. Виды бумаги отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению.

Дети любят работать с цветной бумагой различных оттенков, которая легко режется, поддается сгибанию, склеиванию.

Фольга. Так называют тонкие металлические листы (из цветных металлов или сплавов - свинца, олова, алюминия), употребляемые для украшения поделок, переплетов.

Пластилин. Этот материал применяется для скрепления частей менее сложных игрушек (в работе с природным материалом в детском саду с этой целью используют чаще клей), а также для лепки некоторых деталей поделки на начальных этапах работы.

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, в частности для изготовления каркаса игрушек из соломы, и для других целей. Наиболее удобна медная проволока (она мягкая, гибкая и прочная) диаметром 0,35, 0,29 мм. Для каркаса игрушек нужна проволока большего диаметра - 1 - 1,5 мм.

Нитки лучше использовать толстые, цветные (№ 10).

Клей нужен разных марок: белый клей ПВА, клей "Марс", БФ и др. Однако дошкольникам лучше пользоваться клеем ПВА.

Цветные лоскуты - обрезки различных тканей - также пригодятся для оформления поделок.

Использование каждого из видов дополнительного материала будет зависеть от замысла, проявления творчества, мастерства, смекалки детей, от степени развития их воображения.

В качестве дополнительных материалов используют фанеру, кремни, гальку, мелкие камни, косточки от винограда, леску, щетинки.

Для хранения дополнительного материала надо иметь небольшой ящик с ячейками, предназначенными для каждого вида материала. Ящик может находиться и в секционном шкафу, на полке, Для изготовления поделок, помимо материала, необходимо иметь простейшие инструменты

Шило. Длина ручки шила должна быть примерно 5-7 см, диаметр - 1,5-2 см; длина колющей части - 3-3,5 см. Шило должно быть не очень толстым, но сделано из прочного материала.

Ножницы. Для работы детям нужны небольшие ножницы с тупыми концами, с кольцами, соответствующими размеру детской руки.

Иголка нужна крупная швейная, ее необходимо хранить на маленькой салфетке либо в игольнице со вдетой в нее ниткой.

Карандаш простой необходим для нанесения контура на бумаге при вырезании деталей или задуманной игрушки, например косынки для матрешки и т. д. Используют карандаши различной мягкости (желательно 2 М).

Краски необходимы для оформления отдельных деталей игрушки (фартука для куклы, воротника для Буратино и др.). Рекомендуется использовать краски гуашевые (кроющие) в специальных наборах или в отдельных флаконах. Эту густую краску перед рисованием нужно развести водой.

Кисточки (мягкая для рисования, более жесткая для клея). Для рисования лучше использовать беличьи кисточки (№ 4 и 6). Перед рисованием следует вспомнить приемы работы: кисть нужно хорошо пропитать краской; линии следует проводить один раз; вести кисть можно только в направлении по ворсу, иначе она лохматится. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз.

Для клея нужны специальные кисточки, с твердым ворсом. С помощью клея соединяются многие игрушки из природного материала, особенно он необходим для соединения деталей поделок из ракушек.

Стека - инструмент, применяемый в процессе лепки из глины или пластилина (для обработки поверхности изделия). Стеки бывают различных размеров; для детей рекомендуется длина 10-12 см. Стеку легко сделать, например, из пришедшей в негодность кисточки: заострить один ее конец, а другой срезать с двух сторон и закруглить.

Щипчики желательно маникюрные или со сведенной перекрученной передней частью. Они используются для закручивания проволочки при изготовлении игрушек из соломы, мочала и других материалов.

Плоскогубцами, клещами, сверлом пользуется только воспитатель.

Для изготовления поделок из ракушек, помимо общих инструментов, необходимо иметь специально для работы с этим материалом напильник, пилку маникюрную, гуашь всех цветов, лак масляный светлый.

4. Методика работы

Воспитателю нужно хорошо знать особенности инструментов, наиболее часто применяемых при изготовлении игрушек из природных материалов, и знакомить с ними детей.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок воспитатель опирается на умения, которые требовались и сформировались у детей раньше).

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей (упражнения) под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Воспитатель хорошо знает, как дети в его группе относятся к труду, хотят ли они и могут ли трудиться. Об этом он судит по тому, как они принимают задание взрослого, насколько самостоятельно ставят цель работы, как мотивируют ее («зачем мы это делаем»).

Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении игрушек из природного материала является поощрение, одобрение успехов ребенка.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду, стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы с природным материалом. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

Для полноценного развития трудовой направленности ребенка следует рано знакомить с трудом родителей, близких ему взрослых, воспитывать у него уважение, интерес к труду взрослых, желание сделать что-то полезное для других, доставить другим радость своим трудом (например, сделать подарок маме, бабушке к 8 Марта, игрушки для малышей, гирлянды для украшения групповой комнаты и т. п.), т. е. воспитывать общественную мотивацию трудовой деятельности.

Ребенок в процессе труда (ручного, в частности) чувствует себя взрослым, и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Воспитатель организует работу над игрушкой с учетом указанных принципов, при этом следит, чтобы все дети были обеспечены необходимыми инструментами и материалами, чтобы выполнялись правила техники безопасности.

Работа над изготовлением игрушек из природного материала будет выполняться детьми успешнее, если они будут иметь возможность заниматься ею и в других видах деятельности. Так, например, природный материал можно использовать и на занятиях по лепке: различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки и др. Любят дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях дети знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием выкладывают мозаичные узоры на покрытых пластилином дощечках из семян, покрашенных тушью в разные цвета. Такие занятия способствуют развитию мелких мышц кистей рук, развитию творческой смекалки.

Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к созданию поделок, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, ботанический сад, к реке, лесополосе и в другие места). В начале экскурсии проводят часто (если это в детском саду, то с этой целью можно использовать и целевые прогулки). На таких экскурсиях важно учить детей пристальнее вглядываться в неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.

На экскурсии детям можно рассказать, что наша Родина богата лесами, в них растут самые разнообразные породы деревьев, представляющих огромный запас древесины, необходимой для народного хозяйства нашей Родины.

Лес -- наш зеленый друг, который задерживает таяние снегов и бережет жилища людей на побережье рек от наводнения; лес делает мягче климат и сохраняет влагу для наших полей. Весь наш народ защищает леса и специально их восстанавливает там, где Они пострадали. Особенно важно следить за строительными лесами. Сейчас в нашей стране в местах лесозаготовок не только сплавляют лес по воде, отправляют по железной дороге, но и там же, на месте, организуют переработку древесины (древесиной называют материал, получаемый из спиленных и очищенных от сучков и коры деревьев). Мелкие отходы -- щепки, стружки, опилки -- используются на химических заводах.

Во время экскурсии воспитатель напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используется кора высохших или срубленных деревьев (сосен, берез); опавшие ветки и семена деревьев и кустарников. На глазах у детей педагог может сделать 1--2 простые игрушки (например, стрекозу, рыбку и т. п.). Это будет способствовать формированию интереса к изготовлению поделок из природного материала. На экскурсию можно взять коробочки для сбора различных листьев, крылаток, семян, в ходе ее организовать сбор веток, сучьев, которые необходимы будут для изготовления различных игрушек. Воспитатель рассказывает детям, как надо собирать природный материал, подчеркивая, что желуди, шишки, ягоды должны быть целыми, непомятыми. Предлагает сортировать материал по виду, размеру, цвету, помещая его в корзины или коробки большого размера.

Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?», побуждает ребят сравнивать, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться, фантазировать, продумывать заранее, из какого материала что можно будет сделать (какую создать композицию с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.), какие интересные сценки (например, трех поросят, лисицу, петуха, бременских музыкантов, волка и зайца и т. п.). Организованный таким образом сбор материала дает возможность детям активно воспринимать его цвет, запахи. Всем ходом беседы воспитатель побуждает детей к наблюдениям, развивает у них образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах видеть забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Так, например, рассматривая на прогулке крылатки клена, воспитатель спрашивает у детей, на что они похожи; дети вспоминают: такой формы крылышки у кузнечика, даже цвет зеленый. Здесь же, на прогулке, можно сделать кузнечика. Для головки использовать подсохшие опадающие вишенки, брюшко сделать из березовой сережки, которая даже изогнута, как настоящее брюшко. Каждый ребенок делает кузнечика по собственному замыслу. В процессе работы воспитатель оказывает детям помощь, поощряет тех, кто помогает отстающим товарищам. После экскурсии желательно провести беседу. Так, например, на прогулке дети нашли муравейник; воспитатель объяснил, какую пользу приносят муравьи. Рассмотрели муравья, увидели, как он ловко и быстро передвигается по земле. А во время беседы можно уточнить, каких еще насекомых дети знают, каков их образ жизни, форма тела, количество ног, какую приносят пользу или вред.

В другой раз детям можно предложить рассмотреть стрекозу; для изготовления игрушки стрекозы использовать крылатки липы, для головы -- вишневые косточки, брюшко выполнить из засушенного колоска пырея. В такого рода беседах развиваются смекалка, сообразительность, расширяются понятия, представления, углубляются знания, обогащается речь.

Когда дети узнают, где и как растут желуди, каштаны, научатся видеть в них части предполагаемых игрушек, можно приступить к выполнению задания. При этом в начале работы можно не стремиться к большому разнообразию поделок. Наоборот, учить детей одну и ту же игрушку мастерить из различного материала, обращая внимание на то, что пластилин для скрепления подбирается под цвет каштанов и желудей, что нужно прочно и аккуратно соединять части игрушки.

Экскурсии в природу будут предшествовать работе над игрушками и в подготовительной группе. Каждая экскурсия -- встреча с природой. Но дети не сразу видят красоту ее. Задача воспитателя -- продолжать учить видеть эту красоту, учить видеть природу, любить ее и формировать желание ее беречь.

В подготовительной группе дети уже знают места экскурсии. Необходимо продолжать учить детей замечать изменения в сезонных явлениях. Дети 6--7 лет уже многое могут сами. В ходе экскурсии они мастерят игрушки, собирая материал, видят образы будущих поделок. Воспитатель напоминает детям требования к собираемому материалу. С этой целью организует игру «Сбор материала». Вместе с детьми определяет место приемного сортировочного пункта, выбирает дежурного по лесу (по парку), который будет следить за охраной природы, контролера качества собираемого материала и т. д. Экскурсию можно закончить беседой о красоте и богатстве природы, об ее охране в нашей стране. В итоге воспитатель сообщает, что в подготовительной группе из собранного материала дети смогут сделать разные игрушки, и те, которые они делали, и новые, которые им нравятся.

В беседе по проведенной экскурсии воспитатель уточняет впечатления детей об увиденном, приобретенные новые знания. Теперь можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала. Чтобы сделать игрушку, ребенка учат делать тщательный осмотр (анализ) образца, рисунка, фотографии игрушки; определять не только внешние характерные особенности, но и детали поделки, способы ее соединения. Правильный анализ структуры изготовления игрушки является особенно важным звеном в работе. В процессе такого анализа ребенок учится мысленно планировать предстоящую работу по аналогии с образцом.

Работа над игрушкой развивает у детей ориентировочно-исследовательскую деятельность. Поэтому важно, чтобы воспитатель не объяснял все сам в процессе изготовления игрушки. Хороших результатов можно достигнуть, когда дети будут поставлены в необходимость самим додумать, доделать, проанализировать действия.

Таким образом, работа детей по изготовлению поделок из природного материала начинается с усвоения способа выполнения игрушки по образцу, сделанному воспитателем заранее. Видя перед собой предмет, дети без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают и планируют ход предстоящего дела. Для овладения этим умением воспитатель предлагает детям создать несколько игрушек с опорой на образец, созданный им в ходе анализа задания. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы все его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети. Если после этого ребята затрудняются приступить к работе, воспитатель снова объясняет последовательность изготовления игрушки.

После успешного усвоения способа изготовления игрушки по образцу можно перейти к изготовлению- игрушки по рисунку (фотографии). И здесь большую помощь может оказать детям использование приема схематичной зарисовки игрушки, который облегчит переход от наглядно-действенного мышления к конкретно-образному. На эффективность использования данного приема указывал А. Р. Лурия. Он отмечал, что в модельном образце ничего не видно, кроме контура. Это ставит ребенка в необычные условия самостоятельной творческой деятельности и способствует проявлению и развитию у него творческого мышления.

Работа с использованием моделей чертежей может быть построена следующим образом. Составные части почти всех игрушек представляют собой несколько измененные геометрические формы, которые дети легко рисуют. На первом таком занятии после анализа образца воспитатель предлагает детям посмотреть, как он будет рисовать модель выполняемой игрушки, после чего они на бумаге повторяют чертеж, данный воспитателем. В дальнейшем на начальном этапе использования рисунка модели игрушки воспитатель должен помогать детям правильно его сделать, после чего дети смогут. самостоятельно сделать такой чертеж.

Использование данного приема даст возможность детям представить общий ход выполнения задачи, постоянно видеть перед собой цель, проект результата работы и одновременно будет способствовать развитию представлений, творческого мышления.

Применение предложенной последовательности по изготовлению чертежей игрушек, безусловно, не исключает каких-либо изменений, которые может сделать воспитатель. Педагог сам может найти удачные приемы работы при анализе образца, чтобы заинтересовать детей (загадать загадку о предмете и т. п.).

Обобщая анализ работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу, можно наметить общую характерную схему последовательности работы:

1. Рассматривание и анализ образца игрушки.

2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления с предварительным планированием хода работы.

3. Выбор способа соединения частей игрушки.

4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно).

5. Изготовление игрушки.

6. Анализ и оценка детских игрушек.

Большое воспитательно-образовательное значение при изготовлении поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу. Такие занятия способствуют формированию у ребят умения самостоятельно планировать деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сделать сначала, как соединить туловище и голову в игрушке и т.. д.). И нередко детям это удается уже в старшей группе, а к концу пребывания в детском саду они успешно выполняют задание по замыслу, по условию.

Многие поделки выполняются детьми из одного вида материала и одинаковыми способами. Воспитатель помогает детям выделить эти приемы, способы работы, учит их обобщать и переносить на изготовление новых поделок. Здесь особенно важно соблюдать преемственность в работе, опираться на ранее приобретенные знания. Цель формирования таких обобщенных способов работы -- развивать интерес к ручному труду, умение мастерить, творческие способности.

При создании игрушек воспитатель учит детей комбинировать природный материал. Например, чтобы сделать забавную птичку, для туловища можно взять шишку, голову сделать из небольшого жёлудя специфической формы, шею -- из ветки, лапки -- из мелких веточек, а хвостом может служить яркое пушистое перо. В качестве глаз для птиц, животных, человечков используются семена различных растений (рябина, подсолнух, арбузные семечки и т. п.). Для ног, лапок подойдут изогнутые веточки дерева, сучки с интересным изломом. Рога оленя -- это причудливо изогнутые ветки. Чашечки (плюски) желудей хорошо заменяют шапочки или штанишки человечкам. Кора дерева служит хорошей подставкой для игрушек-самоделок, когда задумано изготовление игрушки-сувенира. Из крылаток клена, ясеня прекрасно получаются уши зайца, борода Карабаса-Барабаса, хвост и грива лошадки.

Обучение таким навыкам лучше проводить, когда дети делают игрушки по замыслу. Так, при изготовлении «Путника» используют шиповник, но на данном занятии его не оказалось. Воспитатель спрашивает ребят, каким материалом можно заменить шиповник и что из него можно сделать. конструирование природный шишка ребенок

Организуя работу с природным материалом, очень важно использовать и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Детям дошкольного возраста надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы все это оказывало воздействие, пробуждало их фантазию, воспитывало художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе

Использованная литература

1. Гульянц.Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала»

2. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду.»

3. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры».-Академия развития.

4. Топоров. ОБЖ (10-11 кл).

5. Журнал ОБЖ №4.

6. ОБЖ-справочник школьника.

7. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. ,ОБЖ.

8. Материалы интернета.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ощущение и восприятие как физиологическая основа сенсорного развития. Особенности сенсорного развития детей 4-го года жизни. Методика работы с природным материалом для развития ощущений и восприятия детей. Психологические исследования Л.А. Венгера.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2012

    Методика обучения учащихся общеобразовательных школ работам с глиной, инструменты, приспособления и инвентарь, необходимые для этого. Разработка развернутого сценария уроков по технологии работ с природным материалом глиной, составление плана-конспекта.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2009

    Особенности работы с природным материалом. Место и значение работы с природным материалом на уроках технологии в образовательном процессе начальной школы. Исследование уровня развития трудовых навыков и творческой активности учащихся третьего класса.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Исследование развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями. Разработка системы кружковых занятий для детей коррекционной школы на основе природного материала, учитывающей психолого-педагогические особенности учащихся.

    дипломная работа , добавлен 08.10.2010

    Конструирование как вид изобразительной деятельности дошкольников. Способы изготовления игрушек с подвижными частями: материалы, оборудование, инструменты. Экспериментальное исследование по развитию умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Особенности преподавания технологии в начальной общеобразовательной школе. Методика обучения учащихся аппликационным работам, необходимый для этого инструментарий и материалы. Занятия по технологии аппликационных работ с природным материалом в 1 классе.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2009

    Значение конструирования для всестороннего развития дошкольников, содержание работы воспитателя по развитию строительных игр детей. Использование современных конструкторов в процессе игр. Ознакомление с основами архитектуры детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2012

    Развитие воображения младших школьников под влиянием создания разнообразных поделок и композиций из природного материала на уроках труда. Влияние создания определенных объектов на развитии творческого и репродуктивного (воссоздающего) воображения.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2008

    Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Использование художественной литературы как средства развития словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры с наглядным материалом, их применение в младшей группе.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2012

    Методика обучения учащихся общеобразовательных школ. Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников. Развернутые сценарии уроков по работам с природным материалом. Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения.