Как спустить воздух из радиатора отопления? Каждый год этим вопросом задаются замерзающие владельцы квартир и частных домов. Проблема холодных и шумных батарей типична для начала отопительного сезона, причем казусы происходят даже с идеально смонтированными системами. Рассказываем, как устранить неприятность и провести профилактику завоздушивания.

Признаки скопления воздуха в радиаторах

Выявить завоздушенные батареи довольно просто. О скоплении газа говорят следующие симптомы:

  • явное снижение теплоотдачи (стояки горячие, а радиаторы не прогреваются);
  • треск, шум, журчание в системе;
  • снижение давления в трубах;
  • увеличение расхода топлива (при индивидуальном отоплении);
  • протечка теплоносителя;
  • прекращение движения жидкости в системе (при естественной циркуляции).

Воздух в радиаторе отопления грозит не только понижением температуры в помещении, но и более серьезными проблемами. Стальные батареи окисляются, покрываются ржавчиной и выходят из строя. Трубы и узкие места заиливаются и требуют промывки или замены.

Воздушная пробка – частая причина охлаждения радиаторов

Завоздушенность системы отопления может привести к поломке циркуляционного насоса. При нормальных условиях подшипники скольжения постоянно находятся в водной среде. При образовании газовых пробок они подвергаются «сухому трению», которое провоцирует выделение большого количества тепла. Излишний нагрев способен повредить скользящие кольца и вывести вал из строя.

Причины завоздушивания отопительной системы

Прежде чем разбираться, как удалить воздушную пробку из системы отопления, стоит определить причину ее образования. К самым распространенным факторам относятся:

  • проведение монтажных либо ремонтных работ;
  • некорректное направление либо угол уклона магистрали;
  • низкое давление, в результате которого пустоты заполняются воздухом;
  • естественное газообразование при сильном нагревании воды;
  • неправильное заполнение системы после монтажа или простоя;
  • нарушение герметичности стыков;
  • подключение системы водяного «теплого пола», расположенного ниже уровня радиаторов;
  • внутренняя коррозия труб;
  • слишком высокая скорость теплоносителя;
  • неисправность воздухозаборных устройств.

Важно! В алюминиевых радиаторах, установленных в многоэтажных домах, воздушные пробки встречаются чаще. Материал вступает в химическую реакцию с теплоносителем, в результате чего образуется много газов. В этом случае батареи лучше заменить на биметаллические, стальные либо чугунные. Временной мерой может стать монтаж автоматических воздухоотводчиков.

Кран Маевского входит в монтажные комплекты для радиаторов

Виды воздухоотводчиков

Для контроля загазованности радиаторов в квартирах и частных домах используются ручные либо автоматические клапаны сброса воздуха из системы отопления. Остановимся на каждом из них подробно.

Игольчатый радиаторный воздушный клапан состоит из корпуса и винта конической формы. Все детали плотно пригнаны друг к другу, что исключает протекание теплоносителя. Воздух из радиатора отопления стравливается через небольшое отверстие в боковой зоне. Кран Маевского можно открыть специальным ключом (идет в комплекте) либо отверткой. Некоторые модели откручиваются вручную.

В современных биметаллических, стальных и алюминиевых радиаторах предусмотрены отверстия для монтажа клапанов. Краны Маевского устанавливаются так, чтобы воздухоотводная трубочка находилась на противоположной от стены стороне и смотрела вниз.

Удаление воздуха при помощи крана Маевского

Важно! В системе с чугунными радиаторами целесообразно использовать автоматические воздухоотводчики, которые соответствуют особенностям материала.

Чтобы выпустить воздух из батареи отопления, соблюдайте следующую последовательность:

  • Подготовьте ключ (отвертку), емкость для воды и сухую тряпку.
  • Если в системе есть насос, отключите его на время проведения работы.
  • Подставьте емкость под кран и осторожно поверните его против часовой стрелки.
  • Из радиатора начнет выходить поток воздуха, он может быть смешан с грязью или ржавчиной.
  • Дождитесь, пока из отверстия не потечет вода, и перекройте кран.

Важно! Если качество теплоносителя оставляет желать лучшего, рекомендуется установить дополнительные отсекающие клапаны. Они монтируются до крана Маевского и защищают его от засоров.

Автоматический воздухоотводчик

Автоматический воздушный клапан для отопления самостоятельно выпускает скопившийся в радиаторе газ. Воздухоотводчик состоит из латунного корпуса, поплавка, шарнирного рычага и собственно клапана. От утечки воды оберегает запорный колпачок, от внешних загрязнений – подпружинная защита.

Система работает следующим образом:

  • В отсутствие воздуха поплавок фиксирует выпускной клапан в закрытом состоянии.
  • По мере скопления газа поплавок опускается, открывая клапан.
  • Воздух покидает камеру, и система возвращается к исходному виду.

Важно! Автоматические модели оснащены разъемами для восьмигранного ключа или отвертки. Эти формы позволяют открыть клапан в ручном режиме, если автоматика выйдет из строя.

Сепаратор воздуха

Сепараторы – сложные устройства, предназначенные для автономных отопительных систем. Принцип их действия заключается в заборе воздуха из воды, конвертации его в пузыри и последующем удалении. Чаще всего аппарат комбинируется с сепаратором шлама, улавливающим примеси грязи, ржавчины и песка.

Конструктивно система представляет металлический цилиндр с воздухоотводом вверху и вентилем для сброса шлама внизу. Внутри конструкции установлена металлическая сетка, создающая вихревые потоки. При прохождении сквозь трубку в теплоносителе образуются пузырьки, которые поднимаются вверх и выходят через воздухоотвод. Осевшую грязь удаляют через нижний сливной кран.

Устройство сепаратора воздуха и шлама

Удаление воздушной пробки в частном доме

Выгнать воздушную пробку из автономной системы отопления немного сложнее:

  • Определите ее локализацию. На проблемное место указывают журчащие шумы и холодные участки магистрали.
  • Продвиньтесь вверх по трубе до ближайшего клапана.
  • Приоткройте кран подпитки и постепенно стравите воздух.

Если стандартный способ не помогает, можно поднять давление и температуру теплоносителя. В большинстве случаев пробка сдвигается, и ее получается выпустить через разъемное соединение. Работать в таких условиях нужно аккуратно – велик риск обжечься горячей водой или паром.

Важно! Если в системе не предусмотрены разъемные стыки, придется сливать воду или ее часть и вновь заполнять магистраль.

Водяной пол, запитанный от радиатора, может привести к завоздушиванию всей системы

Система с естественной циркуляцией

При верхней разводке труб воздух из системы отопления можно удалить через расширительный бачок:

  • Присоедините к патрубку перелива длинный шланг и выведите его на улицу.
  • Отключите группу безопасности котла (если она есть).
  • Откройте кран подпитки примерно на 1/3 – напор должен быть небольшим.
  • Дождитесь, пока из шланга потечет вода, и перекройте подпиточный кран.
  • Обойдите все радиаторы и спустите из них воздух с помощью кранов Маевского.
  • Медленно откройте арматуру, отсекающую котел. Автоматически клапан группы безопасности будет издавать шипящий звук в процессе заполнения котла.
  • Добавьте в систему воду – уровень в баке должен составлять 2/3 от общего объема.
  • Включите котел и проверьте степень прогрева радиаторов.
  • При необходимости повторите развоздушивание батарей.
  • Наблюдайте за работой отопления и уровнем воды в расширительном бачке в течение недели.

Важно! Если открыть кран подпитки на полную мощность, высокое водопроводное давление принесет много растворенного кислорода. Это только усилит завоздушивание системы отопления.

Система с принудительной циркуляцией

Чтобы убрать воздушную пробку из системы отопления с нижней разводкой или принудительной циркуляцией, потребуется два человека. Один будет заполнять трубопровод и следить за показаниями манометра, второй – сбрасывать воздух из радиаторов, когда давление поднимется до 2 Бар. По достижении этой отметки подачу воды необходимо прекратить. При стравливании воздуха через краны Маевского давление в системе будет падать, в эти моменты нужно открывать водопроводный кран.

Важно! В закрытой отопительной системе роль автоматического воздухоотводчика выполняет мембрана расширительного бака. Под давлением газовая пробка выходит в атмосферу, а ее место занимает теплоноситель.

Следите за давлением в автономной системе отопления

Профилактика завоздушивания

Развоздушивание системы отопления – крайний метод. Чтобы он не вошел в привычку, необходимо принимать профилактические меры:

  • Спускайте воздух во время заполнения/дозаправки магистрали.
  • Во время отопительного сезона регулярно проверяйте давление в трубах.
  • Несколько раз в год тщательно осматривайте радиаторы и трубопроводы на предмет протечек.
  • Контролируйте расход топлива и потребление теплоносителя.
  • Не проводите ремонт самостоятельно, если не обладаете необходимыми навыками.

Основной причиной появления воздуха в радиаторах служат ошибки на этапе проектирования автономной системы. При разработке плана необходимо разработать многоступенчатую схему, включающую:

  • автоматический клапан на котле;
  • воздухоотвод на каждом коллекторе и стояке;
  • кран Маевского на каждом радиаторе.

Чтобы не решать в экстренном порядке вопрос с завоздушенными батареями, стоит «на берегу» позаботиться о правильном монтаже отопления, установке автоматических или ручных клапанов и регулярном обслуживании системы. Теплой вам зимы!

Видео: как стравить воздух из автономной системы, не сливая воду

Некоторые жильцы время от времени задаются вопросами: как спустить воздух из батареи и зачем это делать?

Следует знать, что если на некоторых участках радиатор холодный, то это значит, что в отопительном приборе скопился воздух, который мешает его исправной работе.

Но перед началом работ надо узнать, действительно ли в радиаторе появилась воздушная пробка, которую нужно стравливать?

Шаг первый: диагностика

Однако и полностью холодная может указывать не только на скопление воздуха, но и на ряд других проблем:

  • на поломку водонагревателя могут указать чересчур горячие или слишком холодные батареи в помещении;
  • нестабильная температура указывает на засор некачественным теплоносителем – водой;
  • выяснить, есть ли в отопительной системе утечка, поможет тщательный осмотр поверхности пола под радиатором: если под ним скопилась вода, то необходимо срочно вызывать профессионалов либо попробовать решить проблему самостоятельно (отключить нагрев и затянуть гайку на выпускном клапане);
  • поговорите с соседями – возможно, общедомовой отопительной системе не хватает мощности. Это легко выяснить: если радиаторы жителей верхних этажей холодные, а соседи с первого жалуются на кипяток в трубах, то это говорит о явной нехватке напора в отопительной системе.

Если выяснилось, что в батарее отопления скопился воздух, то стоит прояснить, каким путем он туда попал:

  • некачественное соединение элементов трубопровода;
  • во время монтажа системы отопления допущены ошибки – например, кран Маевского стоит не на каждом радиаторе;
  • изначально отопительные приборы были неправильно заполнены теплоносителем;
  • воздухосбрасывающий клапан неисправен;
  • элементы деталей трубопровода негерметично соединены либо покрыты трещинами.

Как выгнать воздух из отопительного прибора? Решить проблему поможет сантехник из местного ЖЭКа или «муж на час».

Однако на практике встречаются и более запущенные случаи, когда вопрос о том, как нужно правильно стравить лишний воздух из батарей, встает особенно остро и требует немедленного решения.

Например, если в помещении есть несколько алюминиевых батарей. Благодаря взаимодействию материала и некачественного теплоносителя происходит химическая реакция, во время которой выделяются кислород или водород.

Именно эти газы способны образовать воздушную пробку. Обнаружить ее можно и при ручном осмотре, прочувствовав холодный полый участок.

После нахождения примерного расположения пробки необходимо немного открыть ближайший кран. Главное, чтобы выпустить воздух, нужно действовать осторожно.

Спасаем радиаторы в квартире

Как убрать воздух? Для начала следует позаботиться о правильном подборе инструментов.

Итак, для работы вам потребуется радиаторный ключ, с помощью которого можно открыть клапан радиатора, расположенный на внешней стороне отопительного прибора, отрегулировать его и поможет радиаторный ключ.

Продается этот инструмент в каждом строительном магазине. Главное – подобрать правильный размер. Впрочем, в некоторых домах установлены радиаторы, чей клапан легко открывается обычной отверткой, которая есть в каждом доме.

Итак, у вас дома должны быть радиаторный и гаечный ключи и отвертка, чтобы открыть клапан.

Если в радиаторе стал скапливаться воздух, то выгонять его придется достаточно долгое время, поэтому необходимо обезопасить себя от травм – например, ожогов.

Для этого важно отключить систему центрального отопления – сделать это можно по заявке в ЖЭК либо самостоятельно.

В противном случае в работающей отопительной системе скопится еще больше воздуха. Итак, как правильно стравить накопившийся воздух из домашней батареи?

После отключения системы отопления дождитесь, пока радиатор полностью остынет.

Необходимо убедиться в полном открытии впускного и выпускного клапанов: для этого нужно вставить в клапан радиаторный ключ или отвертку и аккуратно провернуть его несколько раз против часовой стрелки.

Безошибочно на выход воздуха укажет тихий шипящий звук, который вы и должны услышать.

Постепенно батареи будут заполняться теплоносителем, который поступает через трубы системы отопления, а воздух – вытесняться.

Обратите внимание на капли, стекающие с клапана, – когда их станет больше, а из батареи польется вода под сильным напором, это значит, что вы стравили весь лишний воздух.

Теперь нужно закрыть клапан поворотом по часовой стрелке и убедиться, что не осталось протечек. Уберите лужи, образовавшиеся под батареей, и повторите аналогичную процедуру для всех радиаторов.

Помните, что главное – профилактика. Поэтому даже если проблемы только с одной батареей, то проверить следует все.

Да и в целом, стравливать воздух нужно несколько раз в год, особенно если в квартире установлены чугунные приборы отопления – эта процедура поможет увеличить срок их службы.

Не забудьте после работы проверить давление в бойлере, расположенном в подвале: после того как был выпущен воздух из радиатора в одной квартире, снижается общий показатель давления отопительной системы во всем доме.

Если цифры слишком низкие, то тепло может не попасть в квартиры соседей, проживающих на верхних этажах, – системе просто не хватит мощности. Восстановить баланс поможет просто добавление воды в бойлер.

Универсальные способы для частного дома

Спускать воздух из радиатора отопления квартиры и проводить аналогичную операцию за городом – задача не из простых. Но что делать – придется попотеть!

Для сброса воздуха нужно заполнить трубы теплоносителем вручную, таким образом, вытеснив лишнее.

Для работы потребуются проточная вода, которая попадет в дом с помощью уличного шланга, и немного времени.

Постоянно скапливается воздух в трубах? Чтобы удалить все лишнее, откройте кран подпитки и не злоупотребляйте сильным напором.

Следите за равномерным наполнением труб.

Помните о том, что сильный водопроводный напор приведет к образованию в воде повышенного количества растворенного кислорода, который впоследствии стравить будет гораздо сложнее.

Есть ли еще способы, как выпустить воздух из батареи?

  • перекройте подпиточный кран;
  • воспользуйтесь специальным инструментом – краном Маевского, чтобы открыть каждый клапан, отсекающий котел;
  • во время заполнения котла клапан для сброса воздуха будет немного шипеть;
  • после сброса воздуха необходимо увеличить уровень воды в баке до отметки в две трети;
  • когда удаление закончено, включите котел, чтобы убедиться что отопительный прибор работает стабильно, а радиаторы равномерно прогреваются;
  • если какие-то участки радиатора остаются холодными, то их необходимо повторно подвергнуть процедуре развоздушивания;
  • за работой системы, после того как был выпущен воздух, нужно следить около недели.

Спустить воздух из батареи отопления, установленной в системе закрытого типа, одному невозможно.

Для такой работы потребуется помощник: один будет следить за тем, как заполняется трубопровод и показаниями уровня давления, а другой – выпускать воздух в момент, когда показания манометра достигнут необходимой отметки.

Когда на экране установится отметка в 2 Бара, подпитку необходимо отключить: помощнику нужно в этот момент открыть краны Маевского, а другому человеку – продолжить заполнение системы теплоносителем.

Кроме того, убирать воздух из отопительных систем закрытого типа помогает и установка специальной мембраны расширительного бака, которая находится под стабильным давлением.

Когда происходит выпуск воздушной пробки, то ее место постепенно занимает теплоноситель, который проталкивает мембрана.

Впрочем, такой стандартный способ работает далеко не всегда. Сложность стравливания в том, что воздух может попасть в самое неудобное место – например, колено радиатора.

В такой ситуации его придется буквально «выдавливать», увеличивая температуру в отопительной системе и регулируя давление практически до максимальных значений.

Если такая процедура не принесла результата, то выгонять стравливающий воздух придется через разъемное отделение. Соблюдайте технику безопасности, в противном случае можно легко обжечься или затопить весь дом.

Если отопительная система выполнена из полипропиленовых материалов, то проще полностью слить теплоноситель, а затем правильно заполнить радиаторы.

Подводим итоги

Причин, почему в системе отопления происходит завоздушивание, достаточно много. Так, радиаторы могут выйти из строя из-за некачественного теплоносителя, в составе которого есть примеси и взвесь – клапаны просто засорятся, а заметить это сразу нелегко.

Поэтому особенно важно периодически промывать приборы отопления и проверять исправность клапанов. В противном случае остыть батареи могут в самый неподходящий момент – например, зимой.

Впрочем, и завоздушенность сама по себе не так безобидна, как может показаться. Оказывается, остывшая комната и холодные батареи – не самое страшное.

Намного хуже то, что из-за наличия воздуха внутри радиатора он легко подвергается коррозии, что приводит к сокращению срока службы.

Если вы проживаете в частном доме и отопительная система автономная, то котел вынужден работать «вхолостую», гоняя по отопительной системе воздух, а не теплоноситель, в результате чего увеличивается износ подшипников, и насос выходит из строя.

Проще, конечно же, предотвратить возникновение воздушных пробок – для этого батареям следует уделить пристальное внимание во время ремонта.

Нужно использовать только качественные радиаторы от проверенных производителей или установить на каждый радиатор кран Маевского, чтобы в любой момент легко стравить воздух из конкретного отопительного прибора.

Можно использовать автоматический воздухоотводчик, который сможет контролировать работу всей отопительной системы в автономном режиме.

Кроме того, установите дополнительные вентили, выпускающие лишний воздух на извилистых участках отопительного прибора – в местах загибов и поворотов, ведь именно здесь чаще всего образовываются пробки.

Если статья не помогла ответить на вопрос о том, как быстро стравить воздух из батареи правильно, просмотрите видео по теме.

Цугунов Антон Валерьевич

Время на чтение: 3 минуты

Жители частных домов и обитатели городских квартир регулярно сталкиваются с проблемой завоздушенных батарей. Особенно часто это явление возникает в начале отопительного сезона или при проведении ремонтных работ. Конечно, можно вызвать сантехника из управляющей компании, но, возможно, прождать его придется довольно долго. Как спустить воздух из батареи самостоятельно и восстановить работоспособность отопительной системы?

Признаки наличия воздушной пробки

Понять, что в батарее скопился воздух, можно по нескольким признакам:

  • . Это может касаться отдельной батареи или всей системы обогрева квартиры. В первом случае не будет нагреваться завоздушенная часть радиатора. Во втором – пробка будет мешать нормальной циркуляции теплоносителя по системе, отчего одни батареи будут горячими, а другие – существенно холоднее.
  • Шипение или бульканье в радиаторах – явный признак наличия в них избыточного количества воздуха.

Чем опасен воздух в батарее?

Прежде чем разбираться, как выпустить воздух из батареи, следует понять, как он туда попал и чем опасен.

Помимо снижения эффективности отопления, появление воздуха в батареях может привести к следующим проблемам:

  • Металл, из которого изготовлены радиаторы, при контакте с воздухом более подвержен коррозии. Поэтому существенно снижается срок службы элементов системы отопления.
  • Разница в температуре различных элементов трубопровода может привести к его разрушению.
  • Существенно снижается ресурс работы циркуляционного наноса. В обычных условиях его подшипники находятся в воде, при попадании воздуха существенно увеличивает трение, приводя к поломке прибора.

Причины завоздушенности батарей

Причин попадания воздуха в систему может быть несколько:

  • В многоквартирном доме чаще всего это случается при заполнении системы теплоносителем. По правилам процесс должен осуществляться довольно медленно, с постоянным стравливанием воздуха, но в действительности не всегда так.
  • Неполная герметичность отопительной системы. В этом случае придется стравливать воздух постоянно, пока не будут устранены недостатки.
  • Проведение различного рода ремонтных работ. Если производился хотя бы частичный разбор труб, какое-то количество воздуха неизбежно попадет внутрь. Поэтому после таких мероприятий следует обязательно спустить воздух из батареи отопления.
  • Низкое качество теплоносителя: повышенное содержание растворенного в воде воздуха со временем может привести к образованию воздушной пробки.

Устранение воздушной пробки

Стравить воздух из батареи поможет специальный клапан, расположенный обычно на ее торце. В старых моделях понадобится радиаторный ключ. В современных моделях установлен кран Маевского, для работы с которым хватит простой отвертки или специального маленького металлического или пластикового ключика, который можно купить в хозяйственном или строительном магазине..

Последовательность действий следующая:

  • К радиатору нужно подставить достаточно вместительную емкость. При стравливании воздуха из батареи обязательно выделится какое-то количество воды. Лучше не допускать ее попадания на пол.
  • В фильмах и в жизни можно наблюдать стравливающих воду сантехников, мокрых с головы до ног. Действительно, эта операция может сопровождаться разбрызгиванием воды, находящейся в системе под давлением. Это не только неприятно, но и может нанести вред отделке стен или мебели. Решить проблему довольно просто: надо повесить на клапан тряпочку, которая задержит все брызги, и вода спокойно стечет в ведро или тазик.
  • Ключом или отверткой аккуратно откручиваем клапан до тех пор, пока не послышится четкое шипение выходящего воздуха.
  • По мере стравливания начнет капать вода. Надо дождаться, пока она не польется тонкой струйкой. Кран можно закрывать, как только в этой струе перестанет пузыриться воздух. Обычно эта операция занимает 5–7 минут.

Совет. Если вы не хотите повторять процедуру стравливания воздуха слишком часто, то последуйте советам профессионалов и слейте минимум 2–3 ведра воды. Это даст гарантию, что воздух из радиатора удален полностью.

Наглядно представить себе эту операцию поможет видео.

Очень удобное устройство – автоматический воздухоотводчик. Здесь процедура происходит без всякого участия человека: при скапливании воздуха опускается поплавок, закрывающий спускное отверстие. После развоздушивания поплавок возвращается на место. Существенный недостаток таких устройств – повышенные требования к качеству теплоносителя. Поэтому в многоквартирных домах с централизованным отоплением их устанавливают редко, так как они довольно быстро выходят из строя.

А если нет спускного клапана?

Иногда спускного клапана на радиаторе нет. Обычно это касается старых , где его роль играет заглушка. В этом случае работа усложняется, но не настолько, чтобы было невозможно выполнить ее самостоятельно.

  • Надо запастись газовым или разводным ключом, с помощью которого можно будет отвернуть заглушку.

Важно! Обязательно надо перекрыть доступ теплоносителя к радиатору из стояка. Это делается на случай, если заглушка вывернется полностью. Напор воды тогда просто не позволит вставить ее на место, и это обернется подтоплением соседей.

  • Основная проблема заключается в том, что обычно заглушку мешает отвернуть толстый слой краски и затвердевшей пакли. Решить ее можно при помощи керосина или смазки для резьбы. Наносим ее на соединение и ждем 15–20 минут.
  • Аккуратно поворачиваем заглушку и спускаем воздух так же, как и в случае с краном Маевского. Не забываем про емкость для воды и про тряпочку, предотвращающую разбрызгивание.
  • При закрутке заглушки обратно следует не забыть нанести на резьбу уплотнитель, например ленту ФУМ, чтобы исключить подтекание батареи в дальнейшем.

Нередки случаи, когда во время отопительного сезона вдруг перестают нагреваться радиаторы. Одной из причин отказа системы бывает воздушная пробка, и тогда перед жильцами возникает проблема, как спустить воздух из батареи отопления, чтобы восстановить циркуляцию. Существует несколько действенных способов, как нормализовать отопление и как спустить воздух с системы. При этом порядок действий должен определяться в зависимости от типа отопительной системы и конкретного места скопления воздуха.

Появление воздушной пробки

Обнаружить, что в отопительной системе сформировалась воздушная пробка, достаточно легко. Признаки завоздушивания системы:

  • в трубах и радиаторах временами слышны булькающие звуки;
  • батареи либо совсем не греют, либо нагреваются только до половины;
  • в одних комнатах жарко, а в другие тепло не проходит.

Значит, виной всему скопившийся воздух, а как его спустить с системы отопления, нужно решать в соответствии с тем, где именно он скопился. Воздушные пузырьки всегда скапливаются в верхней части системы отопления, поэтому чаще всего остывают радиаторы в помещениях на последнем этаже. Чтобы найти место локализации воздушной пробки, нужно последовательно ощупывать трубопровод подачи и все батареи, проверяя степень их нагрева. Советуют также простукивать трубы молоточком и определять по звуку, где возникла пустота, но это нужно делать осторожно, чтобы не повредить слой краски на трубах.

В итоге, найдя проблемное место, уже можно выбирать метод, как спускать воздух из радиатора отопления или, если необходимо, из трубопровода.

Воздушная пробка не только препятствует циркуляции теплоносителя, но провоцирует коррозию металлических труб. Наличие воздуха в системе негативно влияет также и на работу циркуляционного насоса.

Откуда появляется воздух в системе

Причины образования воздушной пробки могут быть как естественными, так и связанными с неправильным проектированием системы и некачественным монтажом.

Естественно возникающие причины:

  • при нагреве теплоносителя высвобождается растворенный в жидкости воздух, он поднимается кверху и образует пробку;
  • пузырьки газа появляются в процессе взаимодействия горячего теплоносителя с некоторыми видами металлов (в частности, алюминием);
  • вследствие испарения уменьшается ниже критического значения уровень жидкости в открытом расширительном баке;
  • воздух не успевает полностью выйти из труб и батарей при слишком быстром заполнении водой сложной по конфигурации системы.

Важно знать, как спустить воду с системы отопления в случае необходимости и затем вновь ее заполнить, чтобы при этом в трубопроводах и радиаторах не остался воздух.

Кроме естественных причин, к появлению воздушных пробок также приводит:

  • неправильная разводка горизонтальных труб и установка радиаторов;
  • перепады давления в подпитывающем водопроводе;
  • плохо загерметизированные соединения;
  • изношенность старых трубопроводов;
  • неисправность расширительного бачка.

Когда в ходе эксплуатации отопительной системы выясняется, что она изначально была спроектирована неверно, придется ее переделывать. Но чтобы срочно восстановить подачу тепла, нужно решать, как спустить воздух с системы отопления.

Устранение воздушной пробки

Если правильно спроектировано отопление, то как спустить воздух из него, не будет представлять труда. Можно устроить так, что стравливание скопившегося воздуха будет происходить автоматически, по мере его накапливания. Для этого служат специальные приспособления - воздухоотводчики, установленные в критических точках. В иных случаях необходимо приобрести навыки, как спустить воздух из отопительной системы в ручном режиме.

При этом имеет значение:

  • открытый или закрытый тип системы;
  • естественная или принудительная циркуляция теплоносителя;
  • верхний или нижний вариант разводки труб;
  • соблюдены ли уклоны труб по горизонтали.

Спускной кран на радиаторе

В многоквартирных домах у жильцов не возникает вопроса, как спустить воздух с отопления, об этом должны беспокоиться специалисты управляющей компании. Хотя в старых пятиэтажках так устроено отопление, что спустить воздух из него возможно только через радиатор в квартире верхнего этажа, и заниматься этим периодически приходится самим жильцам. Более острой выглядит проблема завоздушивания для владельцев частных домов, имеющих автономное отопление - спустить воздух периодически бывает необходимо. Чтобы спустить воздух из радиатора водяного отопления, применяется игольчатый воздушный клапан, т.н. кран Маевского. Такое устройство устанавливают в верхнем торце радиаторной батареи, вместо заглушки. Иногда его также применяют для спуска воздуха из трубы полотенцесушителя. Различные модели кранов Маевского несколько различаются, поэтому перед тем как спустить воздух в радиаторах отопления, нужно ознакомиться с инструкцией. Открывают клапан крана или рожковым ключом, или обычной отверткой, или просто рукой.

Рассмотрим, как спустить воздушную пробку из батареи отопления при помощи установленного на ней крана Маевского:

  • подготовить инструменты (ключ или отвертку) и емкость для сбора воды;
  • открыть полностью термостат, затем открутить на пол-оборота кран Маевского;
  • воздух начнет выходить через клапан с легким шипением;
  • подставить емкость и держать клапан открытым, так как спускать воздух из радиатора отопления нужно, пока не потечет вода;
  • при появлении плотной струйки воды можно закрутить кран.

Если после того как вы спустили воздух из батареи отопления она все еще плохо нагревается, слейте через тот же кран еще грамм 200 теплоносителя, чтобы окончательно удалить воздушную пробку.

Спуск воздуха через расширительный бак

В частных домах устройство отопительных систем бывает различным, оно зависит от особенностей планировки зданий. Для разных типов систем применяются соответствующие расширительные баки - открытые или закрытые. Поэтому индивидуальным домовладельцам чаще приходится задумываться, как целесообразнее - спустить воздух из радиатора отопления или через расширительный бак.

В системе открытого типа пузырьки воздуха имеют свободный выход через расширительный бак, установленный на чердаке. Если нормально работает отопление, спускать воздух из системы нет необходимости, поскольку он выходит сам. Но жидкость постепенно испаряется, и уровень воды в открытом расширительном баке может опуститься настолько низко, что в верхней части подающего трубопровода появится воздушная пробка. При этом циркуляция теплоносителя замедлится или совсем прекратится, и в этой ситуации уже должна идти речь о том, как спустить воздух из отопительной системы.

Чтобы выгнать воздушную пробку, можно долить воды в расширительный бак сверху, но лучше пополнить объем жидкости в системе через нижний кран, подключенный к водопроводу. Поступающая снизу вода заполнит пустоту в трубе и выдавит воздух наружу через отверстие расширительного бака.

В течение отопительного сезона необходимо следить, чтобы расширительный бак был постоянно заполнен водой примерно на 2/3 объема, и при снижении уровня доливать воды.

В закрытых системах используются мембранные расширительные баки. Иногда в них происходит разрыв мембраны, и тогда в систему попадает воздух. Если удается установить, что причина завоздушивания - неисправный расширительный бак, его придется заменить. Но перед началом ремонта, до того как спускать воду из системы отопления, нужно подготовить всё необходимое, чтобы не оставлять надолго дом без тепла.

Каким должно быть правильное устройство системы

При проектировании следует предусмотреть, что в горизонтальных трубах может скапливаться воздух, и как его спустить с системы отопления, будет представлять нелегкую задачу. Поэтому важно, чтобы труба верхней подачи имела небольшой уклон, начиная от стояка и далее по ходу движения теплоносителя. В самой верхней точке устанавливают устройство, позволяющее спустить воздух с отопления. Это может быть обычный кран или кран Маевского, но лучше использовать автоматический воздухоотводчик. В более сложной по конфигурации отопительной системе воздухоотводчики монтируют во всех местах, где может возникать проблема завоздушивания. Тогда не возникнет вопроса, как спустить воздух в одном или нескольких радиаторах отопления, поскольку накапливающиеся пузырьки будут понемногу стравливаться из каждой группы составляющих систему элементов.

Владельцы квартир многоквартирных домов и все, у кого есть центральное отопление, не редко сталкивались с проблемой воздушных пробок в отопительных системах. Это выражается в появлении различных шумов, плохом нагреве батарей и коррозии металлических частей.

Характерно, что даже из идеально спроектированной и выполненной системы центрального отопления периодически нужно стравливать воздух. Его появление внутри возможно не только из-за возможной плохой герметичности системы, а и по другим причинам.

Причины попадания воздуха

Рассмотрим причины, по которым возникают воздушные пробки:

  1. В случае выполнения ремонта отопления.
  2. В квартирах довольно нелегко развоздушить трубы сразу заполнив их водой.
  3. Данная проблема часто встречается у теплых полов, в случаях, когда их линии выполнены, не совсем горизонтально.
  4. Появление газа в воде всегда связано с повышением ее температуры. В системах автономного отопления через время воздуха не остается, однако, если теплоноситель постоянно обновлять, проблема будет появляться снова и снова.

Определение проблемы

Для выявления воздушных пробок в отоплении нужно:

  • попробовать на ощупь батареи, и в случае, когда часть поверхности будет холодной или еле теплой, это будет означать воздух есть в системе;
  • в случае, если температура в помещении снизилась безо всяких на то причин;
  • если в радиаторе слышно бульканье.

Проверить нуждается ли система в стравливании очень просто, постучав предметом из металла по верхней части батареи, после чего, то же самое, проделать в ее нижней части. В месте возникновения пробки звук будет более звонким.

Последствия завоздушенности отопления

Если вовремя не спустить пробку, длительный контакт с кислородом негативно повлияет на металл, и он может покрыться окалиной, и начаться разрушение. Помимо этого, завоздушенность системы влияет на циркуляцию воды, в результате чего перегреваются некоторые места и слабо нагреваются иные.

Существуют различные способы по стравливанию газа, и приоритет тому или другому следует отдавать в зависимости от выбора теплоносителя. А также, от способа циркуляции воды в системе: естественно или принудительно.

В результате чего используется воздушный клапан, позволяющий спустить воздушную пробку из радиатора или кран Маевского .

Как можно спустить воздух

Системы с принудительной циркуляцией используют вверху небольшой воздухосборник для стравливания. Однако, стравить можно только, если подающая труба будет под углом в направлении движения теплоносителя.

В таком случае, воздушные пробки, которые поднимаются вместе с ним, выйдут через ряд специальных вентилей.

На сегодняшний день применение ручных и автоматических способов чаще используется для спуска воздуха и поступления воды в систему. Ручные приборы (краны Маевского) выделяются компактными размерами

Следует учесть : стравливать можно только после того, как полностью остынет теплоноситель.

Особенности автоматических отводчиков воздуха

Для того чтобы провести стравливание воздуха в , таких как теплый пол в доме, не нужно участие человека.

Высокая производительность не снижает сильную чувствительность к примесям в теплоносителе, поэтому их монтаж производится вместе с фильтрами. Фильтры устанавливают как на подающей линии, так и на обратке. Для того чтобы наиболее эффективно удалить воздух, их конструкция имеет ступени, благодаря чему позволяет убрать кислород из каждой группы приборов.

Если трубы были смонтированы в частном доме слегка под углом по ходу движения воды – спускной механизм позволяет развоздушить отопление с большим расходом теплоносителя, и увеличивает давление.

Удаление воздуха через спускник в алюминиевых, биметаллических и чугунных батареях

Преимуществами алюминиевых батарей являются доступная цена и прекрасная теплопроводность. Но алюминий не совсем удачный материал для отопления, благодаря его способности вступать в реакцию и выделять водород.

Когда такая батарея завоздушена, решить проблему сброса воздушного излишка поможет кран Маевского. Для того чтобы выгнать водород изнутри, такие батареи покрывают специальной пленкой, однако этого хватает только на некоторое время, а далее удаление газа не происходит.

Биметаллические радиаторы являются еще одним отличным изобретением. Там, где внутренние части касаются воды, используется другой металл, а ребра сделаны из алюминия. В случаях, когда на радиаторе установлен термостат, открывая его вы, сможете прокачать систему и спускать кислород. Развоздушивание таких радиаторов аналогично с другими разновидностями.

Подробности использования термостатов в радиаторах отопления рассмотрены в данной статье:

Чугунные батареи также развоздушиваются через кран Маевского или автоматический воздухоотводчик, благодаря чему можно убрать в трубах пробки.

Использование крана Маевского

Прибор пользуется большой популярностью благодаря своей простоте. Если система воздушит, он помогает продуть в отопительной трубе воздушные излишки. Кран Маевского представляет собой компактный удобный воздухоотводчик, который монтируется сбоку батареи. Когда трубы завоздушены, следует взять отвертку и небольшую ёмкость, поскольку кроме выпуска воздуха будет вытекать немного воды.

Важно знать: воздух сокращает срок работы водяного насоса!

Отверткой нужно открутить кран и подставить емкость. Далее, если причина завоздушивания имела место быть, вы услышите шипение, после которого воздух начнет выходить с каплями воды через воздушники. Полностью спущенным воздух будет тогда, когда через сбросник потечет маленькая струйка воды. Это увеличит срок службы котла. Пока система продавливает стравливатель газов, могут возникать капли воды.

Использование автоматического воздухоотводчика

Для простоты стравливания можно устанавливать данный прибор, особенно на биметаллические батареи. Он имеет поплавок, плотно закрывающий отверстие сброса при наличии в системе воды. При попадании воздуха, поплавок опускается и выпускает его наружу.

Правда, для того чтобы устройства правильно работали, рекомендовано использование только очень чистой воды, которой в системах отопления практически не встретишь. Поэтому нужно ставить фильтры.

Перед этим нужно , на что уходит немало времени. Однако, даже это не сможет гарантировать вам правильную работу механизма, поскольку иногда его нужно будет чистить.

Обратите внимание: бывают случаи, когда для продавления воздуха батарею нужно немного встряхнуть. В можно внизу батареи установить обычный кран с запиткой в водопроводе. Если нужно выпустить воздух, открывают кран и пускают воду. Это позволяет прогнать ее по системе, и выталкивает воздух через систему воздухоотводчиков.

Если места установки отопления имеют неправильный уклон, можно поставить дополнительные воздухоотводчики.

В системе водоснабжения так же возможно появление воздуха, что негативно сказывается на её работе: разрушаются трубы и переходники, воздух в трубах может спровоцировать гидроудар, появляются трещины и труба лопается. Избавиться от воздуха в системе водоснабжения помогают шаровые клапаны, вентили, автоматические воздухоотводчики, клапаны Маевского.

Смотрите видео, в котором специалист рассказывает как определить завоздушеность системы и как можно спустить воздух с батарей: