Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав. Из трав ученые получили многие современные лекарства. Но лекарственные растения и по сей день помогают людям от болезней.

Одно из таких лекарственных растений - лопух.

Презентация про лопух (репейник)

Обыкновенный лопух или репейник, который мы можем встретить и в лесу и в огороде, и даже во дворах в городе - это лекарственное растение. У лопуха крепкий высокий стебель. Листья ярко-зелёного цвета, большие.

Цветы лопуха - колючие серо-розовые шарики.

Листья лопуха приносят пользу людям. Если вы поранитесь – приложите лопух к ранке и она заживёт быстрее. Если болят суставы – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком и температура снизится.

Корень лопуха заваривают и пьют, когда болят суставы или желудок.

Ещё из лопухов готовят репейное масло, оно даже продается в аптеках. Очень полезно втирать это масло в корни волос – это укрепляет их.

Лопух растет везде, потому что его колючие семена, когда созревают, цепляются за шерсть животных и одежду людей и так разносятся на новые места. Но собирать его можно только в лесу и огороде, там, где чисто и нет выхлопных газов от машин.

Лопух должен быть в каждой домашней аптечке.

Вопросы к презентации:

1. Как выглядит растение лопух?
2. Какие болезни можно лечить лопухом?
3. Как лопух распространяет смена?

Медуница - травянистое растение. Растет она в лесу, на полянках, по берегам рек, в садах.

Медуница вырастает не выше 30 см в высоту. Ее стебель и пятнистые листья покрыты нежным пушком.

Зацветает медуница одной из первых - в конце апреля, и цветет всю весну. Цветы у нее в форме колокольчиков на верхушках стебельков.

Медуница – необычное растение. В начале цветения ее цветочки розовые, а дальше они меняют цвет и становятся синими.

Медуницу используют для лечения. Настой медуницы лекарственной поможет от кашля и простуды, улучшит иммунитет.

Листья медуницы добавляют в весенние салаты.

Медуницу очень любят пчелы, весной они собирают с нее нектар, чтобы делать мед. Цветочки медуницы и сами сладкие на вкус.

Медуница - многолетнее растение. Из корней следующей весной снова вырастут красивые и полезные цветы.

Вопросы по тексту

1. Где растет медуница?
2. Когда цветет медуница?
3. Какие цветки у медуницы?
4. От чего поможет настой медуницы лекарственной?

Презентации подготовил Максим Егоров
на урок Окружающий мир 2 класс

Знакомить детей с лекарственными растениями, правилами сбора, хранением и их применением в лечебных целях. Знакомить детей с лекарственными растениями, правилами сбора, хранением и их применением в лечебных целях. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческого воображения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческого воображения. Расширять словарный запас детей, формировать грамматический строй речи. Расширять словарный запас детей, формировать грамматический строй речи. Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям, умение беречь и правильно использовать, желание узнавать по внешнему виду, описанию и моделям. Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям, умение беречь и правильно использовать, желание узнавать по внешнему виду, описанию и моделям


Виды деятельности НОД, Наблюдения экскурсии Художественное творчество Ознакомление с правилами сбора и хранения лекарственных растений Беседы, ситуативный разговор Обобщение представлений о природе Классификация представлений о природе


Очень много лекарственных растений растет в нашем родном краю их можно найти в лесу, в поле, на лугу, в водоемах. Это такие, как: ромашка, душица, зверобой, мать – и – мачеха, лопух, чабрец, валерьяна и многие другие. Повсюду люди, животные, птицы, могут найти помощь у природы. Только нужно изучать их, знать, любить, и уметь ими пользоваться. Очень много лекарственных растений растет в нашем родном краю их можно найти в лесу, в поле, на лугу, в водоемах. Это такие, как: ромашка, душица, зверобой, мать – и – мачеха, лопух, чабрец, валерьяна и многие другие. Повсюду люди, животные, птицы, могут найти помощь у природы. Только нужно изучать их, знать, любить, и уметь ими пользоваться. Плохой аппетит – корень одуванчика Плохой аппетит – корень одуванчика Заболел желудок – тысячелистник, Заболел желудок – тысячелистник, Простуда – душица, ромашка, календула. Простуда – душица, ромашка, календула. Рана на руке – крапива, подорожник. Рана на руке – крапива, подорожник. Ангина – мать – и – мачеха, ромашка. Ангина – мать – и – мачеха, ромашка. Ожог ноги – зверобой. Ожог ноги – зверобой. Пятна на теле – чистотел. Пятна на теле – чистотел. На каждую болезнь, есть своя лекарственная трава, мы живем в мире лекарств. На каждую болезнь, есть своя лекарственная трава, мы живем в мире лекарств


На непосредственной образовательной деятельности во время наблюдений, на экскурсиях воспитатель раскрывает перед детьми многообразие, красоту окружающего мира, знакомит с различными свойствами и качествами лекарственных растений, формирует элементарные понятия о растительном мире. Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает воспитатель. Опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают знание лекарственных трав нашего края. С ними было проведено открытое НОД «Доктор Травкин», которое проходило в доступной увлекательной форме, на котором дети показали неплохие знания о лекарственных растениях нашего края. НОД состоит из трех частей На непосредственной образовательной деятельности во время наблюдений, на экскурсиях воспитатель раскрывает перед детьми многообразие, красоту окружающего мира, знакомит с различными свойствами и качествами лекарственных растений, формирует элементарные понятия о растительном мире. Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает воспитатель. Опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают знание лекарственных трав нашего края. С ними было проведено открытое НОД «Доктор Травкин», которое проходило в доступной увлекательной форме, на котором дети показали неплохие знания о лекарственных растениях нашего края. НОД состоит из трех частей 1часть - беседа (рассказ, экскурсия, наблюдение, рассматривание картин). 1часть - беседа (рассказ, экскурсия, наблюдение, рассматривание картин). 2 часть – экологическая игра, дидактическая игра. 2 часть – экологическая игра, дидактическая игра. 3часть – опытническая деятельность. Так же использовались наблюдения на прогулке, где дети знакомились с лекарственными растениями. Выезжали с детьми на экскурсию в лес. 3часть – опытническая деятельность. Так же использовались наблюдения на прогулке, где дети знакомились с лекарственными растениями. Выезжали с детьми на экскурсию в лес



Старайся собирать небольшие букеты, из них легче создать красивую композицию. Хорошенько запомни, что только у самых красивых, целых, крупных растений будет здоровое потомство. Оставляй их, пожалуйста, природе. Старайся собирать небольшие букеты, из них легче создать красивую композицию. Хорошенько запомни, что только у самых красивых, целых, крупных растений будет здоровое потомство. Оставляй их, пожалуйста, природе. Будь осторожен с незнакомыми растениями. Для безопасности лучше не пробовать на вкус неизвестные тебе растения. Будь осторожен с незнакомыми растениями. Для безопасности лучше не пробовать на вкус неизвестные тебе растения. Помни: ядовитыми могут быть хорошо знакомые растения такие как зверобой, чистотел. В лесу ты можешь встретить растения, которые при неосторожном обращении могут нанести тебе вред (поцарапать, обжечь) – крапива, шиповник, чертополох. Помни: ядовитыми могут быть хорошо знакомые растения такие как зверобой, чистотел. В лесу ты можешь встретить растения, которые при неосторожном обращении могут нанести тебе вред (поцарапать, обжечь) – крапива, шиповник, чертополох. Необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут им только помогать. Необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут им только помогать. Старайся собирать небольшие букеты, из них легче создать красивую композицию. Хорошенько запомни, что только у самых красивых, целых, крупных растений будет здоровое потомство. Оставляй их, пожалуйста, природе. Старайся собирать небольшие букеты, из них легче создать красивую композицию. Хорошенько запомни, что только у самых красивых, целых, крупных растений будет здоровое потомство. Оставляй их, пожалуйста, природе. Будь осторожен с незнакомыми растениями. Для безопасности лучше не пробовать на вкус неизвестные тебе растения. Будь осторожен с незнакомыми растениями. Для безопасности лучше не пробовать на вкус неизвестные тебе растения. Помни: ядовитыми могут быть хорошо знакомые растения такие как зверобой, чистотел. В лесу ты можешь встретить растения, которые при неосторожном обращении могут нанести тебе вред (поцарапать, обжечь) – крапива, шиповник, чертополох. Помни: ядовитыми могут быть хорошо знакомые растения такие как зверобой, чистотел. В лесу ты можешь встретить растения, которые при неосторожном обращении могут нанести тебе вред (поцарапать, обжечь) – крапива, шиповник, чертополох. Необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут им только помогать. Необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут им только помогать



Ребенок в старшем дошкольном возрасте должен уметь сравнивать и обобщать. На таких занятиях совершенствуется речь дошкольников, их мышление, творческие способности, культура речи. Приоритет в общении отдается непростому запоминанию, а пониманию и оценки происходящего. Воспитатель использует разные методы обучения: беседу, рассказ, наблюдения рассматривание картин, использует нужную методическую литературу, чтение художественной литературы, дидактические игры. Ребенок в старшем дошкольном возрасте должен уметь сравнивать и обобщать. На таких занятиях совершенствуется речь дошкольников, их мышление, творческие способности, культура речи. Приоритет в общении отдается непростому запоминанию, а пониманию и оценки происходящего. Воспитатель использует разные методы обучения: беседу, рассказ, наблюдения рассматривание картин, использует нужную методическую литературу, чтение художественной литературы, дидактические игры


Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать интересоваться окружающими их объектами живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все. Природа привлекает внимание детей, знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, если возможно попробовать на вкус. Очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Богат и разнообразен мир природы и наша задача научить детей знать различать и уметь пользоваться этими дарами природы. Одним таким даром - являются лекарственные травы нашего края. Самая лучшая аптека – это природа. Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать интересоваться окружающими их объектами живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все. Природа привлекает внимание детей, знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, если возможно попробовать на вкус. Очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Богат и разнообразен мир природы и наша задача научить детей знать различать и уметь пользоваться этими дарами природы. Одним таким даром - являются лекарственные травы нашего края. Самая лучшая аптека – это природа


Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче будят в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы воспитания детей. Бережное отношение к природе родного края мы воспитываем в детях с самого раннего возраста. Летом на участках мы с детьми сажаем ирисы, сколько интересного узнают ребята, наблюдая и ухаживая за ними. Я стараюсь научить детей не только ухаживать за ними но и проявлять к ним внимание, доброту. В нашем дошкольном учреждении на основе приобретенных знаний формируются у дошколят такие качества, как реалистическое понимание природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Природа привлекает внимание детей, но главное не наблюдение главное с малых лет жизни привить бережное отношение к природе. Очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, сами любили природу и эту любовь старались привить детям


Я должен над цветами поклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтобы, увидать, добрые их лица И доброе лицо им показать. С.Вургун. Природа подарила людям удивительный растительный мир. Деревья, травы, цветы, лекарственные растения – все они оберегают, лечат и поддерживают наше здоровье,однако нужно не забывать правила обращения с ними.


Цветы и травы. На лугах растут, Цветы и травы. На лугах растут, Здоровье наше берегут. Здоровье наше берегут. В них витамины И лекарство тоже, В них витамины И лекарство тоже, От всех болезней Травка нам поможет От всех болезней Травка нам поможет Из трав, цветов –Настои и отвары, Из трав, цветов –Настои и отвары, Сиропы, мази Ценим мы недаром. Сиропы, мази Ценим мы недаром. Господний дар И травка, и цветок! Господний дар И травка, и цветок! Господний дар И ты цени, дружок! Господний дар И ты цени, дружок! Я работала над темой «Знакомство дошкольников старшего возраста с лекарственными травами нашего края. В работе с детьми я часто использовала наглядный материал, методическую литературу, альбомы. Проводила беседы, занятия, наблюдения, экскурсии. Выезжали с детьми в лес. Играли в дидактические игры. Сажали вместе с детьми огород на окне. Разбивали огород на площадке. Сажали вместе с детьми цветы на рабатках. Я работала над темой «Знакомство дошкольников старшего возраста с лекарственными травами нашего края. В работе с детьми я часто использовала наглядный материал, методическую литературу, альбомы. Проводила беседы, занятия, наблюдения, экскурсии. Выезжали с детьми в лес. Играли в дидактические игры. Сажали вместе с детьми огород на окне. Разбивали огород на площадке. Сажали вместе с детьми цветы на рабатках. Большую работу по данной теме я проводила с родителями. На стендах для родителях и в папках - передвижках помещала статьи, рекомендации, советы о лекарственных травах. Большую работу по данной теме я проводила с родителями. На стендах для родителях и в папках - передвижках помещала статьи, рекомендации, советы о лекарственных травах




Растения распространены по всему земному шару. На огромных пространствах они образовывают леса, степи, луга. Растут даже на скалах и в сыпучих песках.

Растения обогащают воздух кислородом, который нужен для дыхания людям и животным, делают его чище и свежее. Поэтому растения называют Зелёными лёгкими Земли.

Где бы они не росли, им всегда нужен солнечный свет, тепло, воздух, вода и почва.


Наука, изучающая растения, называется БОТАНИКОЙ.

На земле существует огромное множество растений.

Но есть и похожие по строению растения.

Чтобы удобнее было изучать растения ученые-ботаники разделили их на группы по определенным признакам:

  • строение растений (наличие корня, стебля, листьев, цветов, плодов)
  • особенности жизнедеятельности (среда обитания)


У большинства растений есть корень – эта та часть растения, которая находится в земле. Корнем растения держатся, чтобы не упасть. Ещё корень впитывает воду из земли. Это похоже на то, как мы пьём сок через соломинку.


Растения бывают самые разные. Например, деревья : у них есть одна общая черта – это ствол дерева (или несколько стволов), на котором держится крона, то есть ветки и листва. Деревья живут долго и вырастают очень высокими – даже выше многоэтажного дома.


Ещё есть кусты . У кустов нет ствола, а есть несколько веток, которые отходят от корня. Кусты обычно вырастают не выше 2-го этажа и живут не так долго, как деревья.


Ещё есть трава . У травы нет ни стволов, ни веток. Вместо них у травы есть стебли, от которых отходят листья. Почти у всех трав стебли каждый год бывают новые. Трава меньше по размеру, чем кусты.


Кроме деревьев, кустов и травы ещё бывает мох . Мхи растут во влажных местах. Мхи низкорослы, у них отсутствуют корни и цветы, а стебли и листья слабо различимы.


Растения есть не только на земле, но и под водой. Растения, которые живут под водой, называются водорослями- это низшие растения. Их тело не разделено на стебель, корень и листья.




СПАСИБО

Екатерина Бубнова
Проект «Лекарственные растения»

1. Организационный этап

1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подбор методической и художественной литературы.

3. Создание развивающей среды: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.

4. Изготовление пособий.

5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

6. Разработка бесед, викторины.

7. Составление перспективного плана мероприятий.

2. Реализация проекта

Работа с детьми

Познавательная деятельность

1. Беседа «Лекарственные растения».

2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»

3. Презентация «Лекарственные растения»

4. Занятие «Путешествие в мир лекарственных растений»

5. Беседа «Друг или враг»

6. Наблюдение «Наши верные друзья»

7. Викторина «Лесная аптека»

8. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»

9. Разгадывание кроссворда «Наши помощники - лекарственные растения»

Продуктивная деятельность

1. Рисование «Волшебница пижма»

2. Аппликация коллективная «Друг или враг»

3. Рисование «Чудо – растения»

4. Аппликаця «Одуванчик»

5. Составление гербария из лекарственных растений

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павлова «Загадки цветов»,

А, Плешакова «Зеленые страницы»,

А. Онегова «Тропинка полевая»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»

Заучивание загадок и стихов о растениях

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека».

Игры: «Цветы и ветерок», «Цветок-имя», «Узнай по описанию», «Садовник у нас на участке», «Бал цветов».

Поисково – исследовательская деятельность

1. Составление рассказа «Путешествие семечка» (схематическое изображение).

2.«На участке ищем полезные растения»

3.«Где лучше посадить растения?»

4. Экскурсия на поле «Сбор лекарственных растений»

5. Создание гербария из лекарственных трав.

Работа с родителями

1. Папка-передвижка «Расскажите детям о лекарственных растениях»

2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»

3. Буклет «Ядовитые растения»

4. Оформление альбома «Зеленая аптека»

5. Экскурсия в аптеку.

3. Обобщающий этап

Презентация проекта

1. Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»

2. Выставка рисунков «Чудо – растения»

3. Альбом «Зеленая аптека»

4. Консультации для родителей

5. Дидактическая игра «Фитодоктор»

6. Загадки о лекарственных растениях

7. Викторина «Знатоки лечебных трав»

Шибанова Ирина
Конспект занятия с презентацией «Путешествие в мир лекарственных растений Кузбасса». Старший дошкольный возраст

Конспек занятия

Старший дошкольный возраст

«Путешествие в мир

лекарственных растений Кузбасса"

Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят - всего не перечтешь. Нет у нас лучших друзей, чем растения] Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят - всего не перечтешь. Нет у нас лучших друзей, чем растения.

Цель : Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

Зада чи:

«Познание»

развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;

обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений Кузбасса;

воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

«Коммуникация»

развивать монологическую речь детей;

развивать умение участвовать в коллективных разговорах;

пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.

"Социализация и труд"

развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;

привлекать детей к посеву семян лекарственных цветов;

воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим;

«Чтение художественной литературы и музыка»

поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;

способствовать выразительному чтению стихов,

продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Методические приемы:

рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, дидактические игры, обращение к опыту, анализ занятия.

Оборудование: Карта Кемеровской области, иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий "Лекарственные растения", раздаточный материал Д/и "Разрезные картинки", карточки-задания с цифрами и буквами, музыкальное сопровождение (мр-3 проигрыватель) А. Вивальди "Пришла весна", "Звуки леса", семена лекарственных растений (календула, контейнеры с землей для посадка, лейка с водой, мультимедиа для просмотра презентаций "Лекарственные растения Кузбасса".

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку Айболита и дальше ведет диалог с детьми от его лица. (Можно самому педагогу принять образ доктора, надев халат, колпак и очки.)

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел добрый доктор Айболит, поздоровайтесь с ним.

Айболит: Здравствуйте, дорогие друзья! Я тоже очень рад нашей встрече. Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие - по Экологической тропе нашего края. Давайте вспомним как называются край (место, область, город где мы с вами живем?

(Ответы детей.)

Воспитатель обращает внимание на карту Кемеровской области, уточняя у детей названия (Кузбасс, Кемеровская область, г. Новокузнецк).

Вы уже много знаете о разнообразных растениях нашего края. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Вы согласны со мной? Тогда скажите какую пользу приносят растения?

(Ответы детей.)

Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

(Ответы детей.)

Маршрут нашего путешествия называется «Лекарственные растения Кузбасса». Во время путешествия вы узнавать много нового и интересного. Вы готовы? Тогда в путь!

Дети под музыку идут за воспитателем и выполняют ритмические движения.

Остановка. Лесная поляна. На ковре разложены листья деревьев вырезанные из картона под ними задания для детей.

Посмотрите мы с вами остановились на лесной поляне, где растет множество растений, а среди них и лекарственные. Только они от вас спрятались под этими листьями. Предлагаю вам собрать их с помощью разрезных картинок.

Дети делятся на подгруппы(2-3 человека) и проводится Д/игра "Собери картинку". (На альбомные листы наклеиваются изображения лекарственных растений: ромашка, подорожник, мята, одуванчик, календула; потом разрезаются на 8 разных частей.)

Посмотрите внимательно какие у вас получились изображения. Это все лекарственные растения. Вам они знакомы? (Ответы детей.) Вижу, что какие-то из них вам хорошо знакомы, а какие-то нет. Ребята, давайте подробнее поговорим о каждом из этих лекарственных растений.

Это растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся (Ромашки)

Воспитатель вместе с детьми находит изображение ромашки и знакомит с гербарием.

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику. Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.

А кто угадает следующее растение?

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Найдите это растение среди других.

Дети самостоятельно находят нужную картинку, а воспитатель показывает гербарий.

Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Кто из вас пользовался подорожником? Что необходимо сделать? (Ответы детей).

В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется при лечении кашля. Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен. Сок из свежих листьев растения эффективен при болезни желудка.

Чтобы узнать следующее лекарственное растение, о котором мы будем говорить, вам нужно выполнить следующее задание.

Детям раздаются карточки на одной стороне с цифрой, а с другой с буквой и предлагается встать по порядку от 1 до 9 (1-о, 2-д, 3-у, 4-в, 5-а, 6-н, 7-ч, 8-и, 9-к). Затем все вместе читают что получилось - одуванчик.

Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство.

А кто из вас помнит стихотворений про одуванчик?

(Дети читают по желанию, заранее разученные стихи.)

К. Костин " Знаю я, знаешь ты"

1-й ребенок:

Знаю я, знаешь ты

На лугу растут цветы.

Но один из них чудак,

Что-то у него не так.

Стильный и кудрявый мальчик.

Кто же это? Одуванчик!

2-й ребенок:

Одуванчик, одуванчик

Ты такой один обманщик.

То ты желтый и душистый,

То кудрявый и пушистый.

Знает белка, знает зайчик

Любит ветер одуванчик

На глазах у всех ребят

Парашутики летят!

3-й ребенок:

Он кудрявый, стильный мальчик

Догадались? Одуванчик.

Знаешь ты, знаю я,

Знают все мои друзья

Если дать ему расческу

Может он сменить прическу

Стильный и кудрявый мальчик

Самый модный одуванчик.

Т. Андреева "Одуванчик"

4-й ребенок:

Я – одуванчик - солнечный мальчик

К солнцу тянусь

золотой головой.

С ветром попутным

на парашюте

Даже могу облететь шар земной!

Следующее растение о котором мы поговорим называется мята.

Воспитатель показывает изображение или слайды мяты и гербарий.

Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высокими содержанием ментола - эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее свойства благоприятны для успокоения нервной системы. Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты. Хотите попробовать такой чай? Тогда присаживайтесь на поляне, Приятного аппетита!

Включается музыкальное сопровождение, дети рассаживаются на ковре. Детям раздаются маленькие стаканчики с теплым чаем. Воспитатель предлагает сначала понюхать потом попробовать чай из мяты, отметить вкусовые качества.

Отдохнули, набрались сил можно продолжит наше путешествие-знакомство. Вот следующее лекарственное растение. Попробуйте отгадать какое:

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает. (календула)

Воспитатель показывает изображение разных сортов календулы и его семена.

Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази. Это растение не прихотливое и не требует особого ухода, у него красивые яркие соцветие. Предлагаю вам посадить семена разных сортов календулы, а в дальнейшем понаблюдать за их ростом и цветением.

Включается музыкальное сопровождение. Проводится посадка семян с показом и объяснениями в специальные контейнеры с землей.

Посте посадки дети снова приглашаются на полянку.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение.

Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Но также необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила. Давайте познакомимся с ними, а поможет нам мой помощник Филин.

Детям демонстрируются презентация "Сбор и заготовка лекарственных растений" и объясняются правила и лица птицы Филина.

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. Почему? (Ответы детей).

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?

(Ответы детей).