За окном осень, и Вы начинаете задумываться, как украсить свой дом и внести яркие акценты в повседневный интерьер комнаты или офиса. Именно это время прекрасно подходит для того, чтобы сделать что-то своими руками. Существуют тысячи способов украсить стены: постеры, принты, фотографии. Но сегодня мы поговорим о панно. Его можно сделать практически из любых материалов – все зависит от Вашего бюджета.

Урок №1: используем блестки

Например, у вас есть надоевшая старая картина в рамке или вы приобрели ее на распродаже с целью переделать – она подходит нам в качестве основы. Я у себя в закрамах нашла вот такую невостребованную работу:

Наша ненужная картина раскладывается на две рамки и само изображение.

Внешнюю рамку окрашиваем серебристой краской, внутреннюю широкую – белой, ждем, пока подсохнет.

В это время берем само изображение – нам понадобится его оборотная часть. Мы можете дать волю воображению и изобразить все что угодно, но для нашего урока мы выбрали узор в форме елочки. Для начала следует сделать набросок с помощью карандаша и линейки. Не волнуйтесь, все карандашные линии мы позже мастерски замаскируем – никто не догадается, что они там когда-то были.

Далее требуются материалы для панно: блестки, бумага, тесьма и клей. Первым делом приклейте блестки – делайте это в направлении снизу вверх и слева направо, чтобы получалась аккуратная чешуя. Блестки клейте через ряд.

Затем вырежьте полоски бумаги подходящей формы и наклейте их в те ряды, в которых нет блесток. Чтобы придать панно законченный вид, мы использовали серебристую тесьму – мы наклеили ее на стыки бумаги и блесток. Готово! Осталось только поместить панно под рамку.

Мастер-класс №2: панно из гвоздей и тонкой бечевки

Материалы для работы доступны в любом строительном магазине, а в итоге мы получаем настоящее произведение искусства – объемное изображение, в котором вы сполна можете воплотить свои художественные идеи. Вам понадобятся:

  • деревянные дощечки
  • гвозди
  • грунтовка для обработки дерева
  • краска
  • тонкая бечевка
  • молоток

Сначала нужно покрыть грунтовкой деревянные дощечки, после чего покрасьте их в нужные Вам цвета.

Для того, чтобы создать свой собственный дизайн панно, сначала нарисуйте эскиз на бумаге – в зависимости от Вашего желания это может быть слова или какая-то фигура. Затем положите лист бумаги поверх деревянной дощечки и обведите, используя ручку или карандаш. На дереве останется продавленный контур, по которому теперь можно легко начать вбивать гвозди.

Итак, вбейте молотком гвозди, аккуратно следуя контуру. Когда гвозди будут вбиты, привяжите к одному из них тонкую бечевку и начинайте творить: проводите бечевку между гвоздями, обматывая ею каждый из них. Можете водить зигзагом, прямыми линиями или изобрести собственный узор.

Такие панно эффектно смотрятся в ансамбле друг с другом. Вы также можете использовать цветную бечевку или неокрашенное дерево – здесь огромный простор для фантазии.

Урок №3: из цветной бумаги

Изделие, которое мы изготовим в этом уроке, носит не только декоративный, но и практический характер. Во-первых, его изготовление требует минимальных затрат времени, сил и денег, во вторых, это достаточно большое по масштабу панно может стать отличным фоном для фотографий во время вечеринки.

Вам понадобятся:

  • цветная бумага
  • степлер
  • скрепки
  • скотч

Итак, возьмите лист цветной бумаги, сверните его гармошкой, а затем согните получившуюся полоску пополам.

Соедините внутренне грани – удобнее всего делать это степлером.

Когда таких фигур окажется три, из них можно сделать круг – такие цветные круги и станут основой для нашего изделия. Убедитесь, что вы расположили все три фигуры таким образом, что скрепки видны только с одной стороны – эта сторона станет задней.

Круг можно сделать из деталей одного цвета, а можно использовать разноцветные фигуры.

Вуаля! Осталось только прикрепить яркие круги к стене – можно сделать это скотчем, а можно английскими булавками или гвоздями.

Панно из ткани своими руками

Это старая добрая классика, но возраст этой идеи совсем не умаляет ее оригинальности. Такое панно очень просто в изготовлении: Вам нужно выбрать подходящую ткань, для основы прекрасно подойдут детали правильной формы из пенопласта, ткань удобнее всего крепить двусторонним скотчем. Убедитесь, что у Вас ее достаточно – она должна плотно крепиться к пенопласту, а на задней стороне должно остаться не менее 4 см ткани с каждой стороны.

Наклейте двусторонний скотч на заднюю сторону основы из пенопласта и аккуратно растяните ткань, прикрепляя ткань на скотч. Для того, чтобы прикрепить готовое панно к стене, лучше всего подойдет шпаклевка . Такой способ позволяет не дырявить стену, к тому же наше изделия не составит никакого труда снять и перевесить в другое место. Шпаклевка достаточно крепко сможет удержать эту конструкцию – за счет основы из пенопласта мы сделали ее максимально легкой. Нанесите небольшое количество этого материала по углам и в центр задней стороны и прикрепите к стене. У нас получилась такая композиция:

Идея №5: используем пробки

Иногда люди совершенно безвкусно и некрасиво используют в украшении интерьера винные пробки, сегодня мы расскажем, как использовать их с умом. Конечно, такое количество пробок придется очень долго собирать (наверняка среди ваших друзей найдутся ценители вина, с радостью готовые Вам помочь), но оно того стоит – панно прекрасно вписывается в интерьер гостиной.

Постарайтесь, чтобы пробки, которые Вам удалось собрать, были разнообразными по размеру и оттенку. В процессе работы нам понадобятся:

  • лист фанеры желаемого размера
  • мастика
  • жидкие гвозди

Полосами наносим на фанеру жидкие гвозди, затем крепим на них пробки. Старайтесь располагать их в случайном порядке – тогда контраст цветов и размеров будет особенно красив.

Когда все пробки будут на своих местах, приклейте несколько пробок к другим теми же жидкими гвоздями, чтобы сделать панно неправильной формы. После этого можно покрывать пробки мастикой с помощью обыкновенной кисти.

Из ракушек

Панно, которое мы предложим сделать в этом уроке, прекрасно подходит любителям отдыха на море. Повесьте его у себя в спальне и оно будет напоминать Вам о прекрасно проведенном отпуске на берегу. Для изготовления нам понадобятся:

  • старая виниловая пластинка
  • жидкие гвозди
  • черный маркер
  • ракушки, галька, морские камушки, панцири устриц
  • лак на водной основе

Прежде всего, закрасьте черным маркером лейбл на виниловой пластинке – фон должен быть идеально черным. Затем продумайте будущую композицию и подберите ракушки подходящей формы и размера. Проще приклеивать их начиная от центра пластинки. Начните приклеивать на жидкие гвозди ракушки и панцири в том порядке, в каком хочется – дайте волю фантазии! После того, как композиция будет готова, покройте ракушки лаком и дайте подсохнуть – это придаст Вашему панно потрясающий глянцевый блеск. Лучше всего пользоваться при этом тонкой кисточкой, чтобы покрывать лаком даже самые мелкие детали.

Создание панно может наполнить не только дом красивыми дизайнерскими вещами, но и жизнь – яркими красками. Это хобби подходит всем без исключения, поэтому обязательно возьмите его на заметку.

Умение рисовать дано не всем, но есть очень интересная альтернатива живописи – создание панно. Если для картин используют краски, то для панно годятся практически любые материалы, в том числе, природного происхождения и бросовые. Допускается смешивание различных техник и составляющих. Освоить это хобби несложно, ведь вы можете выбрать более привлекательную для себя технологию и начать с самых простых сюжетов, не требующих сложных действий.

История и современность панно и интересные факты

Первые панно найдены в пещерах первобытных людей – на каменных стенах изображали животных и явления природы. Что это было – желание украсить свое жилище, способ запечатлеть увиденное или защита от злых духов, теперь историки могут только догадываться об этом. Позже появились панно из камня, мозаики, лепнины, венецианской штукатурки. Этот вид творчества стал неотъемлемой частью культурного развития.

Современные панно делают из камня, мозаики, тканей, кожи, фрагментов стекла, бумаги. Рукодельницы используют для своих шедевров ленты, бисер, вышивку. Годятся и весьма необычные материалы: кофе, крупы, макаронные изделия. Не брезгуют творческие люди и отходами, например, втулками от туалетной бумаги и газетами.

Отдельно выделяют модульные панно – композиции, созданные из нескольких элементов, представляющие собой единое произведение. К модульным панно можно отнести декор из зеркал, фоторамок, небольших картин.

К примеру, для создания панно на стену своими руками можно взять несколько круглых зеркал без рамок и приклеить их к стене на скотч или специальную липучку для картин.

Задача панно – украшение интерьера, но дизайнеры заставляют его работать в полную силу. С помощью настенного декора несложно зрительно расширить пространство, замаскировать дефекты и неровности стен, защитить настенное покрытие от загрязнений.

Особенности изготовления панно из текстиля

Картины из ткани делают по принципу аппликации, используют вышивку и лоскутную технику . С помощью лоскутной мозаики получают картины, достойные восхищения. Для создания декоративного панно из ткани сначала собирают текстильную картину, а потом помещают ее в раму.

Из текстиля можно делать модные модульные картины. Самый простой вариант – поместить в одинаковые рамки красивые ткани с разными рисунками и использовать их в декоре стен. Для тканевых картин подходит гобелен, парча, шитье, мешковина. В деревенском стиле лучше использовать простые природные материалы – лен, бязь, ситец с веселым рисунком.

Простейший декор стен

Морские мотивы – декор из камней и ракушек

Возвращаясь из отпуска, помимо отдыха и загара, людям свойственно привозить с собой гальку и ракушки. Это отличный материал для создания панно своими руками. Даже если вы ничего не привезли с моря или никуда не ездили, все это можно купить в магазинах для рукоделия или в строительных отделах. Есть даже готовая мозаика из гальки на сетке.

Материалы с морской тематикой подойдут для декора ванной комнаты. Авторской композицией можно украсить стену над ванной или свободную стенку напротив зеркала. Дополнить картину уместно маленьким зеркалом, символизирующим гладь воды.

Практичные мозаичные панно

Мозаика – древнейшее искусство, зародившееся много тысячелетий назад. Самому древнему мозаичному произведению около трех тысяч лет. Для создания домашнего панно из мозаики подходит готовая мозаичная плитка. Она может быть керамической, стеклянной, зеркальной, металлической.

Все эти материалы не боятся влажности, а значит, украсить стену с их помощью можно в ванной комнате, на кухне, на террасе или в зимнем саду. Декор может быть любого масштаба – на всю стену, над рабочей зоной кухни или в виде миниатюрной композиции. Подробнее об этой технике читайте в другой нашей .

Какие виды рукоделия подходят для панно

Для создания панно своими руками можно использовать практически все виды рукоделия. Рассмотрим наиболее популярные и интересные.

Очень красивые и реалистичные украшения для стен получаются из искусственных фруктов и овощей, которые можно купить в магазинах для декора и рукоделия. Фруктовые композиции идеальны для кухни. Для спальни больше подойдет флористическая картина из искусственных цветов (готовых или сделанных своими руками).

Также для объемного декора используют всевозможные предметы: кофейные чашки, игрушечные наборы посуды с миниатюрными копиями, часы и все, что покажется интересным и подходящим для перевоплощения.

Для создания панно на стену своими руками можно использовать предметы, которые практически ничего не стоят. Например, пластиковые ложки, цветные пластиковые пробки от воды, .

Мастер-классы и новые идеи

Если вы заразились несложным, приятным и полезным хобби, то приступайте к созданию панно, используя идеи и мастер-классы на нашем сайте.

На кухне мы проводим массу времени – это и приготовление пищи, и семейные трапезы и задушевные посиделки с друзьями. Как сделать самое любимое место в доме еще уютнее, не тратя лишних денег, да еще и дать новую жизнь завалявшимся винным пробкам, пуговицам, пожелтевшим книгам? Украсьте стену, повесив на нее сделанное своими руками панно! Тем более, что такое настенное украшение не требует владения навыками декоратора.

Основные тематики кухонных панно

Настенное панно для кухни – это тематическое украшение, позволяющее создать акцент в интерьере или разделить пространство на функциональные зоны.

Тематика украшения должна соответствовать стилю помещения. Для стиля кантри, и это могут быть картины с изображением деревенского быта, натюрморты фруктов, овощей, панно с использованием специй, круп, засушенных фруктов, цветов, гербария.

Впрочем, для классической кухни подойдут и вот такие панно, которые не трудно сделать своими руками.

В впишутся стильные графичные панно в шикарном строгом или минималистичном обрамлении.


А для подойдут самодельные картины в ярких или контрастных рамках с буквами, словами, блестками, бантами, изображениями бабочек, животных. Смастерить такие панно можно с помощью гвоздей, ниток, металлических кнопок, блесток, страз, пуговиц, ракушек, камней, газет и страниц журналов.


– стильные панно в стиле ретро из газет, меловых обоев, старых афиш, пожелтевших страниц книг, старых досок и винных пробок.


Интерьерные буквы в стиле лофт можно закзать в интернете, а можно сделать своими руками.

Выигрышными будут объемные изображения, подходящие по тематике к керамической плитке, использованной для облицовки.

Кухонные панно в технике декупаж

Панно своими руками в технике декупаж – настоящая авторская работа, оно будет украшать вашу кухню так долго, как вы этого захотите.

Чтобы сделать такое украшение на стену, понадобятся:

  • Клей – ПВА и для декупажа;
  • Рисовая бумага (салфетки);
  • Скорлупа яиц;
  • Грунт, кисти;
  • Губки;
  • Файл;
  • Акриловые краски — чтобы навести контуры.

Что же касается работ, то они проводятся в несколько этапов с перерывами. На ДВП губкой наносится грунтовка – тонким слоем, чтобы быстрее высыхала. Затем нужно сделать яичное кракле, то есть имитацию объемной винтажной фактуры. Для этого скорлупка раздавливается на мелкие кусочки и прикладывается к поверхности ДВП.

Важно! Скорлупу перед использованием следует очистить от внутренней пленки. Также нежелательно использовать те ее части, где есть заводской штамп.

Вся поверхность основы оклеивается кусочками скорлупы – так, чтобы между ними оставались небольшие промежутки. После того, как высохнет клей, нужно будет прогрунтовать поверхность. Для нанесения изображения используется бумага с выбранным фрагментом (натюрмортом, например). Секрет создания картинки прост – бумага помещается на файл «лицом», поливается водой, прикладывается к прогрунтованной заготовке. Бумага разравнивается, файл удаляется, после чего высохшее изображение покрывают клеем для декупажа.

С помощью специальных салфеток или рисовой бумаги можно сделать самые разнообразные панно – и выглядеть они будут на стене, как удивительные авторские картины.

Кухонные панно из подручных материалов – аппликации и инсталляции

Кухню в стиле прованс вполне может украсить текстильное панно, созданное в технике пэчворк. Кстати, такое украшение может быть и практичным – например, «картину» из ткани вполне можно дополнить вместительными кармашками, куда поместятся разнообразные кухонные мелочи.

Если же вам по душе использование подручных средств, то вполне можно сделать своими руками картину из того, что хранится в вашем кухонном шкафу:

  • Ароматных восточных пряностей;
  • Кофейных зерен;
  • Фасоли;
  • Чайных листьев;
  • Лаврового листа;
  • Палочек корицы;
  • Апельсиновой кожуры;
  • Круп (кстати, крупы можно использовать любые – от манки до гороха);
  • Орехов;
  • Даже из бубликов и баранок!

Подойдут и такие подручные (и даже старые) материалы как:

  • Фигурки оригами из бумаги;
  • Гвозди;
  • Старые доски (в качестве основы);
  • Куски ткани, пуговицы, пряжа, стразы;
  • Крышки от бутылок;
  • Винные пробки;
  • Карты родной страны или региона;
  • Журналы и газеты, пожелтевшие книги и атласы;
  • И многое-многое другое.

Такое панно в полной мере продемонстрирует вашу творческую фантазию в оформлении кухни и станет оригинальным украшением кухонного фартука. Что же касается процесса изготовления, то здесь все очень просто:

  1. Плотный картон накрывается осветленной качественной мешковиной.
  2. Полотно материала-основы плотно натягивается на картон с помощью декоративных гвоздей.
  3. На лицевой стороне раскладываются композиционные элементы, например, крупы.
  4. Все материалы прочно закрепляются клеем.
  5. Чтобы повесить картину на стену, понадобится прочный шнурок, но можно использовать и магнит, если украшение планируется поместить на металлическую поверхность.

Для кухни можно сделать и роскошные инсталляции – скажем, из ненужных столовых приборов. Лучше, если такие панно будут гармонировать с оформлением фартука – для этого подойдут оригинальные наклейки. Или же можно сделать сразу несколько однотипных картин.

Такая картина своими руками будет выглядеть в любом помещении экстраординарно – главное, правильно выбрать схему расположения приборов и цветовую гамму. В качестве основы для сюжета чаще всего выбирается яркая плотная ткань, а обрамлением служит окрашенная деревянная рама. Сверху на ткань помещаются ненужные ножи, вилки, ложки – их нужно очистить, обезжирить и прокрасить, чтобы создавался разительный контраст с фоном.

Опытные рукодельницы давно знают, что винные пробки не нужно выбрасывать, ведь из них можно сделать вот такие стильные и функциональные настенные украшения.

Накопилось много журналов и газет? Ваша библиотека переполнена старыми книгами с пожелтевшими страницами? Тогда вам понравятся идеи изготовления бумажных панно.

Панно с использованием цветов и растений – просто и красиво! Такой аксессуар может украсить кухню в стиле классика, прованс, кантри.

С помощью кружева, краски и холста можно сотворить изящную картину.

Прочие техники создания панно – мозаика и вышивка

Если вы не хотите использовать крупы или украшать стену ложками, то можно использовать традиционные техники – тем более, что их воплощение в жизнь своими руками требует минимума навыков и инструментов.

Самые красивые кухонные картины на стену получаются с помощью вышивки – крестом, лентами, бисером. Существует множество «кухонных» мотивов – от натюрмортов до этнических орнаментов, включая цветы, посуду, продукты. Работа над вышивкой своими руками отнимет несколько больше времени, чем картина из бумаги, зато и результат будет потрясающий.

Есть только одно но – вышивку нежелательно использовать для оформления кухонного фартука, ее лучше повесить на стену около обеденного стола. И не забудьте закрыть картину стеклом, иначе канва очень быстро испачкается.

Множество идей своими руками можно реализовать и с помощью мозаики. Полученные в результате картины могут дублировать изображения на плитке кухонного фартука, а могут украшать стену в качестве самодостаточного произведения искусства. Материалами же для этого творчества могут служить стразы, стекло, битая плитка, яичная скорлупа или , пайетки и так далее. Мозаика выкладывается на плотную бумагу или картон с нанесенным сверху клеем. Потом все выложенные элементы покрываются лаком для прочности.

Очень оживят современную кухню вот такие панно из пуговиц. Сделать их очень легко, а пуговицы-одиночки, которые жалко выбросить найдут себе достойное место на стене.

Изготовление кухонных панно – это приятный и увлекательный процесс, позволяющий нам взглянуть на привычные вещи с нестандартного ракурса. Желаем вам творческих успехов!

Любая обстановка имеет свойство надоедать и первой мыслью является начать ремонт, чтобы удовлетворить эстетические потребности. Однако это выльется в большие затраты.

Чтобы обновить интерьер, необязательно делать грандиозный ремонт. Любую комнату можно эффектно украсить шедевром дизайнерского искусства собственного изготовления

Можно обойтись малой кровью, стоит лишь привнести в интерьер несколько новых элементов. Один из вариантов освежить комнату – размещение настенного панно.

Созданные своими руками вещи ценятся гораздо выше и выглядят очень органично в интерьере любого стиля. Декоративное панно на стену своими руками – это возможность создать уют и привести в гармонию дизайн комнаты, в которой сочетается сразу несколько интерьерных решений.

Первый шаг в создании панно – определится с дизайном будущей декорации

Оптимальное место для размещения панно – свободная стена, где декорация будет единственной

Применение настенного панно актуально:

  • при соединении разных стилей интерьера;
  • при акцентировании на определенных элементах дизайна;
  • поможет разделить комнату на зоны;
  • при необходимости скрыть недостатки поверхности стен;
  • для привнесения разнообразия и уюта в жилище.

С помощью панно можно выделить спальную зону, главное – подобрать удачное сочетание цветов

Панно для разных дизайнов подбирать необходимо очень аккуратно и учитывать цветовую гамму. Если в интерьере комнаты стены темного цвета, то панно должно быть светлым, но при этом не выбиваться из общей композиции. Современные направления приемлют создания панно с видами на мегаполисы, классицизм предполагает использование мозаики или рисунка с природными мотивами.

Для просторной комнаты используйте панно большого размера, даже доходящее до потолка

Декоративное панно для интерьера своими руками создается легко, и если ранее опыта рукоделия не было, всегда найдется выход. Можно приобрести готовые мозаики, которые просто выкладывают как пазл и крепят к поверхности или использовать фотоколлаж из семейных фото.

Виды декоративного панно

Существует много разновидностей настенного панно и среди них:

Декоративное панно из камня выглядит монументально и весьма долговечно

Декоративное панно из декоративной штукатурки

Панно своими руками для интерьера из декоративной штукатурки придает комнате неординарный вид и является объемным изображением. Если правильно расположить свет, то можно добиться эффекта увеличения пространства и вызвать желание попробовать на ощупь стену.

Объемное панно из декоративной штукатурки смотрится эффектно и создает визуальный простор

Большой выбор декоративных отделочных материалов позволяет создавать неповторимые эффекты:

  • под мрамор и другой камень;
  • шелк или бархат;
  • состаренные стены;
  • потрескавшийся грунт;
  • дерево.

Картины из объемной штукатурки можно создавать на поверхности из любого материала: камня, кирпича, дерева или металла

Перед началом работ стены либо другие поверхности необходимо загрунтовать. На следующем этапе наносят эскиз будущего панно в интерьере и начинают послойно наносить штукатурку. После просыхания каждый слой необходимо шлифовать для лучшего сцепления между собой. Работа достаточно кропотливая, но стоящая потраченного времени. В итоге получается крепкое, красивое, рельефное изображение. А чтобы повысить износостойкость готовое украшение можно покрыть лаком.

Для создание барельефа используется шприц

Декоративное панно из дерева

Во все времена дерево считалось отличным материалом, который может гармонично выглядеть в любом интерьере. Украшение на стену, выполненное резьбой, выглядит дорого и способно вдохнуть новую жизнь в старый интерьер. На дереве можно выжечь картину или с помощью гвоздей и нитей разного цвета создать произведение искусства.

Такое панно потребует незаурядных способностей, зато выглядит оно шикарно

Деревянное панно из спилов веток украсит даже самый простой интерьер, а сделать его совсем несложно

Выбирая материал, следует покупать дорогие сорта древесины, так как изделие должно служить долгие годы.

Декоративное панно из керамической плитки

Керамическая плитка является достаточно прочным материалом, который можно с легкостью использовать в интерьере кухни или ванной. Но их применение не ограничивается этими комнатами, так как оно будет уместно смотреться и в гостиной и в прихожей комнате.

Панно может состоять из нескольких керамических плиток или заполнять большую часть стены

Настенное панно из керамики может располагаться как на всей стене, так и на определенных участках. А также, есть возможность приобрести изображение, которое не имеет четко очерченных границ. Это позволяет создать перспективу в дизайне.

Панно-мозаика изготавливается из мелких керамических деталей и требует усидчивости

К достоинствам подобного материала относят:

  • долговечность;
  • качество изображения;
  • простоту уборки;
  • устойчивость к механическим воздействиям;
  • экологичность;
  • широкий ассортимент картинок.

Панно в технике декупаж

Декорирование стены с помощью панно, выполненного в технике декупаж, просто выполнить своими руками. Для изготовления понадобиться купить основу (фанеру), которую необходимо зашкурить, погрунтовать, выкрасить в необходимый цвет и приклеить декупажную карту или салфетку. Готовую работу покрывают лаком для удобства дальнейшей эксплуатации.

Нарядные декоративные панно в технике декупажа можно сделать вместе с детьми

Такой декоративный элемент будет уместен в любом интерьере, так как можно выбрать любое изображение, которое дополнит дизайн.

Панно из винных пробок

Для его создания потребуются сами пробки от вина и рамка, где они будут размещаться. Для увеличения количества их можно разрезать пополам. Крепить их можно как на горячий пистолет, так и на клей Дракон.

Пробки нарезаются острым резаком и выкладываются в нужном порядке

В качестве рамки лучше выбирать материалы с природным происхождением под дерево. Таким образом, она не будет отвлекать внимание от композиции.

Эта картина прекрасно вписывается в интерьер гостиной или кухни

В интерьере кухни такое панно будет смотреться к месту и стильно.

Декоративное панно в интерьере

Помимо продумывания материала для исполнения декора на стену, необходимо определиться с правильным его размером. Для больших комнат можно использовать изображения занимающие большую часть стены, а для малогабаритных лучше обойтись менее громоздкими композициями. Даже с помощью маленького панно можно расставить акценты, и подчеркнуть индивидуальность дизайна.

Панно из остатков обоев – дешевый вариант украшения вашей комнаты

Для этого панно понадобилась большая стопка старых газет, клей, краски и механизм для часов

В качестве исключений может быть декоративное панно в интерьере, на котором мотив имеет горизонтальное или вертикальное расположение. Такие украшения могут занимать и всю стену маленькой комнаты, играя роль визуального расширения пространства или увеличения высоты потолков.

Напилили, острогали, сбили и покрыли морилкой – что может быть проще?

Настенное панно для кухни

Декоративное панно на кухню следует делать из прочных материалов, так как эта комната насыщена запахами готовки и поверхности подвержены образованию копоти. Обычно декор располагают возле обеденной зоны или на фартуке, в центре рабочей зоны.

Для панно над плитой следует использовать керамическую плитку

Самым подходящим материалом является плитка. Но возле стола в отдалении от плиты можно использовать любой вид настенного декора.

Панно для ванной комнаты

Из-за повышенной влажности, декоративное панно для интерьера ванной комнаты возможно только из плитки, либо мозаики. Но это не уменьшает вариантов.

Керамическое панно с любимыми цветами хозяйки квартиры

Красивый пейзаж или другое изображение, расположенное на стене за ванной создаст впечатление присутствия. Распространены картины с морскими пляжами, русалками, яхтами и прочее.

Красивое панно для спальни

Размещать декоративное панно в спальне советуют возле изголовья кровати.

Над изголовьем кровати – идеальное место для панно в спальне

При выборе картинки необходимо понимать, что комната предназначена для отдыха, поэтому не рекомендуется использование ярких оттенков и динамичных изображений. А также, украшение можно повесить на любую свободную стену, но желательно, чтобы она располагалась напротив двери.

Панно для детской комнаты

К созданию простого украшения на стену в детскую можно привлекать свое чадо. Это не только будет способствовать его развитию, но и поможет сориентироваться с выбираемым рисунком.

Это панно выполнено из цветной бумаги и наклеено прямо на обои, а для рамки использовался полистирольной потолочный плинтус

Для панно можно использовать ткани, вышивку или элементарную мозаику, изображающую любимого персонажа мультфильма. В этой комнате можно экспериментировать с цветом, но не стоит забывать, что это не только игровая зона, но и детская спальня.

Панно в интерьере гостиной

Как в любой другой комнате, панно должно гармонировать с общим дизайном и соответствовать габаритам комнаты. Часто для оформления стен используют природные изображения леса с тропинками, уходящими вдаль. Это позволяет создать перспективу и расширить границы пространства. Грамотно подобранное изображение позволит превратить квартиру в уютное гнездышко.

Основа панно с попугаями – лист фанеры, на который натянута ткань и всё это вставлено в рамку

Декоративное панно из семейных фотографий

Видео о том, как из гипса сделать декоративное панно

Фотогалерея: идеи для оформления панно на стену

Почему бедность – это болезнь
http://nautil.us/issue/47/consciousness/why-poverty-is-like-a-disease
Здоровье гика,
Финансы,
Биотехнологии
Перевод
image

По описанию моих достижений на сегодняшний день вы никогда бы не догадались, что я рос в нищете и голоде.

Моя последняя зарплата за год перевалила за $700 000. Я член Общества национальной безопасности имени Трумана [занимается поиском и продвижением будущих лидеров американской нации – прим. перев.] и член Совета по международным отношениям. Мой издатель недавно выпустил мою последнюю серию книг по количественному распределению глобальных финансов.

И всего этого мне недостаточно. Я постоянно ощущаю себя в состоянии «бей или беги», жду подвоха, или наступления голодных дней. Я даже решил не заводить детей, поскольку, несмотря на все успехи, я не чувствую у себя наличия безопасной финансовой подушки. Минимальное состояние счёта, при котором я готов подумать о детях – это очень большая цифра. Если бы вы были знакомы со мной лично, вы могли бы уловить признаки стресса, неуверенности в себе, беспокойства и депрессии. И услышать про Теннеси.

Ни один житель Теннеси не скажет вам, что он просто из Теннеси. Он обязательно добавит: восточное, западное или среднее. Моя жизнь начиналась в Восточном Теннеси, в городке Роквуд региона Аппалачия. Я был самым старшим из четырёх детей в семье, доход которой не позволял содержать и одного. Каждая пятидесятническая церковь этого героинового захолустья пахла одинаково: тяжёлая смесь дешёвого моющего средства и ещё более дешёвого елея, с небольшой примесью забытой надежды. Одна из этих брошенных церквей и была, по сути, моим детским домом и школой.

Учебный класс представлял собой одну комнату, в которой 20 человек, возрастом от детсадовского до 12-го класса занимались по методичке «ускоренного христианского обучения». Нам раздавали буклеты, которые мы должны были читать самостоятельно. Мы сами проставляли себе оценки за домашнюю работу. Не было никаких лекций, и у меня не было учителя. Иногда жена проповедника раздавала тесты. Нам не разрешалось ничего делать. Там не было ни фильмов, ни музыки. Могли пройти годы, во время которых не происходило ничего, что отличало бы один год от другого. Не шло речи и ни о каких социальных мероприятиях.

Я проводил всё своё время, размышляя над простыми вопросами. Откуда возьмётся мой следующий обед? Будет ли у меня завтра электричество? Я наблюдал, как моя мама пытается от стыда спрятать талоны на еду на кассе продуктового магазина. Я помню, как уже в восемь лет испытывал панику из-за постоянной неопределённости по поводу абсолютно всех аспектов жизни, от еды до одежды и обучения. Я знал, что моя жизнь не может быть нормальной. Что-то не так было с тем крохотным микрокосмосом, в котором я родился. Я просто не знал, что именно.

Повзрослев, я думал, что понял, что там было не так. Я всегда считал, что моё воспитание сделало меня осторожным и осмотрительным. Но за несколько последних десятилетий выяснилось много нового. Мы узнали, что стресс, связанный с бедностью, может менять вашу биологию так, как мы и не представляли ранее. Он может уменьшить поверхность мозга, укоротить теломеры и продолжительность жизни, увеличить шансы на ожирение и склонность к чрезмерному риску.

А сейчас уже появляются сведения по поводу того, что эти изменения могут быть ещё глубже – вплоть до уровня, на котором наши тела собирают сами себя, изменяя типы клеток, из которых они сделаны, Возможно, даже до экспрессии генов, с которыми тело играется, как с кубиком Рубика, брошенным в стиральную машинку. Если результаты исследований получат подтверждение, это будет означать, что бедность – это не просто социально-экономическое состояние. Это будет уже набор связанных симптомов, которые можно предотвратить и лечить, и даже наследовать. Иначе говоря, результаты бедности начинают очень сильно походить на симптомы болезни.

Слово «болезнь» несёт в себе отрицательный оттенок. Я не имею в виду, что бедные люди какие-то плохие или испорченные. Я имею в виду, что бедные люди больны, а все остальные говорят им, что их состояние – необходимая, временная и даже положительная часть современного капитализма. Мы говорим бедным, что у них есть шанс вырваться, просто достаточно усердно работая; что мы все одинаково вовлечены в систему, раздающую поровну награды и наказания. Мы указываем на редкие истории «из бедняков в богачи», как это произошло со мной, и всё это укладывается в шаблон меритократии [букв. – «власть достойных», – прим. перев.].

Но мои достоинства не имеют отношения к тому, как я оттуда вырвался.

Мы можем не помнить 1834 год как рекордный, но он был таким, в области органической химии. Именно тогда Жан Батист Дюма и Юджин Пелиго дистиллировали из нагретых опилок и проанализировали прозрачную жидкость, которую они назвали метиленом, а мы зовём метанолом, древесным спиртом. Основан он на метиловой группе, состоящей из одного атома углерода, связанного с тремя атомами водорода. И как оказалось 150 лет спустя, метиловые группы играют важнейшую роль в экспрессии генов.

Осенью 1991 года Аарон Разин и Говард Цедар опубликовали необычную работу «Метилирование ДНК и экспрессия генов», в которой показали, что работа экспрессии генов очень напоминает змею, туго свернувшуюся вокруг посоха Асклепия. На прочных переплетениях нашего генетического кода находятся метиловые группы, контролирующие, как туго наш генетический код обвивается вокруг особых белков под названием гистоны. Чем туже скручена часть кода, тем меньше вероятность её влияния на что либо, то есть, тем меньше вероятность её «экспрессии». Это один из столпов эпигенома: ваш человеческий облик определяется не только ДНК, но и тем, каким её частям ваш эпигеном позволяет проводить экспрессию.

Шесть лет спустя Майкл Мини, профессор из Университета Макгила, специализирующийся на биологии стресса, вместе с коллегами опубликовал революционный результат: качество материнской заботы влияет на эпигеном крыс, на глюкокортикоидные рецепторы стресса в гиппокампе, а также на реакцию гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси (HPA) на стресс. Сходные эффекты позже были обнаружены у зебровых амадин, которые, как и люди, социально моногамны, и у которых детей растят оба родителя. Уровни информационной РНК глюкокортикоидных и минералокортикоидных рецепторов у птиц, лишённых матерей, были понижены, в связи с чем у взрослых птиц гормоны стресса оставались повышенными гораздо дольше. Исследователи писали, что эпигенетические механизмы могут отвечать за эти изменения – но они этого не доказали.

У человеческих детей эпигенетические изменения в экспрессии генов рецепторов стресса, приводящие к усиленной реакции на стресс и проблемам с настроением, исследователи связали с жестоким обращением в детском возрасте. А в прошлом году исследователи из Университета Дьюка нашли, что «низкий социоэкономический статус во время взросления связан с увеличением метилирования ближайшего промотора серотонинового транспортера», приводящего миндалевидное тело к предрасположенности к «реактивности, связанной с угрозой». И хотя предрасположенность к высоким уровням стресса имеет свои плюсы (к примеру, обучение в состоянии стресса может ускоряться ), основная суть этих исследований такова: хронический стресс и неуверенность в детстве приводит к тому, что во взрослом возрасте со стрессом справляться сложнее.

С одной стороны, эпигенетика предлагает интригующее изложение нашей жизни, идущее вспять вплоть до основной «программы», делающей вас тем, кто вы есть. Но в этой области существуют и фундаментальные противоречия. В июне прошлого года команда исследователей из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна в Бристольском университете и Европейский институт биоинформатики опубликовали работу, в которой описывали, как эта область загрязнена неправильной интерпретацией результатов исследований. К примеру, часто исследователями причину путают со следствием (заболевания могут привести к появлению эпигенетических маркеров, и наоборот); подделывают или неправильно интерпретируют статистику; смешение переменных приводит к видимой корреляции параметров; не учитывается большая переменчивость эпигенома от клетки к клетке.

Джон Грилли, один из соавторов исследования, считает, что некоторые заметные результаты в этой области, включая те, что получил Мини, страдают от указанных проблем. «Во время исследования Мини считалось, что если я наблюдаю изменение метилирования ДНК в клетках крыс, которых не облизывала мама, или в клетках детей из низшей социально-экономической группы, или кого там ещё, тогда я узнаю о том, как люди перепрограммируются под воздействием условий окружающей среды». Но изменение метилирования ДНК объясняет не только то, была перепрограммирована клетка или нет. Они также связаны с пропорциями подтипов клеток, у каждой из которых есть свои эпигеномы, имеющихся у сравниваемых организмов. Грилли с соавторами называют это метаэпигеномом.

Но Грилли отмечает, что даже если этот молекулярный механизм будет не перепрограммированием клеток через метилирование, а сдвигом подтипа клеток – тут всё равно есть о чём поразмышлять. «Даже если вы обнаружите изменение пропорций, допустим, подтипов клеток в периферийной крови, которое связано с такими вещами, как низкий социально-экономический статус, это будет очень интересным открытием, – говорит он. – Тогда мы опять вернёмся к вопросу определения того, что такое эпигенетика». Возможно, что сдвиг в подтипах клеток наследуем, хотя это и не включает перепрограммирование клеток через метилирование. Тим Спектор из Королевского колледжа в Лондоне, к примеру, обнаружил варианты ДНК-последовательностей, связанные с вариациями подтипов клеток.

Изучение биологического эффекта стрессов, связанных с бедностью, находится ещё на ранних этапах. При этом она уже дала нам множество механизмов, способных обеспечить такие эффекты, многие из которых содержат наследуемый компонент. Если, допустим, беременная женщина подвергается стрессу бедности, её плод и гаметы плода могут пострадать от этого, в результате чего эти эффекты распространяются по меньшей мере и на её внуков. А может, и далее.

Исследования мышей и дрозофил показали, что эпигенетические особенности, схожие с теми, о которых говорил Мини, могут передаваться по наследству и сохраняться, по меньшей мере, в десятках поколений. Последствия таких вещей, как диета и предродовой стресс наследуются не только через модификацию гистонов, но и через метилирование ДНК и некодирующие РНК . В исследовании от 2014 года отпрыски мыши, натренированной опасаться определённого запаха, также боялись этого запаха, хотя до этого они его не чувствовали. Этот эффект сохранялся в течение двух поколений . У людей наследуемые последствия стресса наблюдались по меньшей мере в трёх поколениях у людей, чьи предки страдали от массового голода (голодной зимы 1944 года в Нидерландах ), перебоев с едой (Эверкаликский эксперимент ) и при Холокосте. Последствия курения или жевания табака родителями в молодом возрасте могут передаваться их детям в зависимости от пола, что доказывает наличие эпигенетических эффектов у людей . Согласно наблюдениям от 2014 года, «несколько исследований людей указывают на существование эпигенетических эффектов по мужской линии, которые нельзя объяснить культурным или генетическим наследованием».

Даже на текущем этапе мы можем извлечь кое-какую информацию из науки. Во-первых, стрессы, связанные с бедностью, имеют биологические последствия, длящиеся всю жизнь. Во-вторых, есть доказательства того, что эти последствия могут передаваться по наследству, либо через воздействие на плод, либо через эпигенетику, через подтипы клеток или как-то ещё.

И эти научные данные заставляют нас пересмотреть краеугольный камень американской мифологии и нашей политики, направленной на бедных: возможность без чьей-либо помощи пробиться наверх. Истории о людях, самостоятельно сделавших себя, вырвавшихся из их окружения благодаря упорной и тяжёлой работе. Опора платформы меритократии, где награды якобы справедливо попадают к тем, кто их наиболее заслуживает.

О каком самостоятельном выходе из окружения или справедливом распределении можно говорить, если бедность травмирует участников «соревнований»? Особенно, если она ещё и передаётся через поколения? А уродливое следствие из гипотезы «самостоятельного выхода», говорящее о том, что люди, не выбравшиеся из тяжёлых обстоятельств, заслуживают их, имеет ещё меньше смысла в свете мрачной биологии бедности. Когда звучит выстрел стартового пистолета, бедные оказываются далеко позади стартовой линии. Я-то так точно был там, несмотря на мой текущий успех.

Так как же я выбрался оттуда? Случайно.

Очень легко было бы рассказать мою историю, объяснив всё талантами и упорной работой, поскольку именно этим нас кормят все, от Голливуда до политических деятелей. Но это было бы неправдой. Моё бегство произошло благодаря последовательности удивительно маловероятных событий, ни одно из которых не было подвластно мне.

К 14 годам я уже в течение 8 лет пытался самообучаться при помощи ксерокопированных буклетов, без учебников, планов уроков, помощи или хотя бы учителя. Я отчаянно пытался выбраться и ужасно боялся стать таким же, какими были окружающие меня люди. Так что я взял телефонную книгу и начал обзванивать профтехучилища, колледжи, всех и вся, кто мог бы дать мне возможности. Случайно и неожиданно я попал на президента общинного колледжа [двухгодичный колледж, готовящий специалистов средней квалификации для работы на территории местного сообщества – прим. перев.] Шерри Хоупп. Когда я впервые встретил её, мне было, наверное, 12 лет, и даже в том возрасте я смог понять, что моя история не была для неё уникальной.

В том же колледже я познакомился с Брюсом Кэнтреллом, профессором, заменившим мне отца, когда мне было 15, и я был беден. Он тоже рос в бедности, но в результате выбился в люди. Мы особенно не разговаривали о нашем опыте, но как-то сразу нашли общий язык. Несколько лет спустя он ушёл в политику и сделал меня управляющим своей предвыборной кампании. Мы выиграли, и я получил бесценное образование в области реальной и бесцеремонной политики округа Роан. Я буду вечно благодарен Брюсу и Шерри. С их помощью я, наконец, получил диплом колледжа.

Проявлял ли я инициативу? Конечно. Многие интерпретировали мой побег из бедности как подтверждение существования меритократии, оправдывающей всю систему. Но захолустье заполнено людьми, настолько же отчаянно пытающимися выбраться оттуда, как и я, и предпринимающими такие же изобретательные меры. Так что я – исключение, подтверждающее правило – правило, что побег из бедности возможен только по случайности, а не из-за неких достоинств.

У меня есть родственники и друзья, насколько же умные и трудолюбивые, как и я сам, и примерно с таким же, или с лучшим, образованием. Но никто из них не выбрался из бедности. Один из них тоже попал в общинный колледж, но только после того, как стал свидетелем того, как его лучший друг покончил с собой под воздействием наркотиков. Это оказался билет в один конец в жизнь, наполненную эмоциональными проблемами. Другому повезло попасть в аккредитованную бесплатную среднюю школу, где дают гораздо больше знаний, чем в курсе «ускоренного христианского образования». Он стал героиновым наркоманом. Для них путь к образованию не стал, как для меня, чудесно свободным от преград. Они не стали, как я, главой компании, торгующей деривативами на Уолл-Стрит. Они не пишут, как я, о бедности. Они живут в ней. И на сегодня я могу насчитать порядка 20 родственников и друзей, которые распрощались с жизнью через оружие или героин. Не сомневаюсь, что уже в этом году их количество увеличится.

Почему так мало людей вырываются из бедности? Могу засвидетельствовать по опыту – не из-за того, что у одних достоинство больше, чем у других. Это из-за того, что быть бедняком значит по-крупному рисковать. Асимметрия результатов для бедных так огромна, поскольку быть бедным очень дорого. Представьте, что вы потеряли работу, потому что не работал ваш телефон, или вы не сдали экзамен, потому что вы целый день провели в реанимации из-за недуга, который был бы устранён своевременным лечением. Такие вот простые несчастья могут запустить водоворот неудач, из которого не удастся выбраться. Реальность в том, что если вы бедны, и сделали всего одну ошибку – вам конец. Жизнь превращается в азартную игру со смертью в виде проигрыша.

А теперь представьте, что ваш мозг устроен так, чтобы умножать субъективное ощущение стресса на 10. В результате вы фокусируетесь на краткосрочных планах. Тем, кому по рождению повезло не ознакомиться с исчислением бедняков, кажется, что бедняки раз от раза принимают неоптимальные решения. Но выбор бедняков в их обстоятельствах весьма разумен. Нельзя рассуждать об оптимальных решениях, рассчитанных на долгий период, если у вас осталось еды на два дня. Стресс приобретает совершенно новое значение, и от него очень нелегко избавиться.

Стандартный американский миф о меритократии неправильно оценивает такие истории, как моя. Накопленный социальный капитал американских институтов – стабильная передача власти, власть закона, предпринимательство – конечно же, создаёт экономические чудеса каждый день. Но эти институты в первую очередь подходят для экспоненциального роста капитала там, где он уже есть, а не для создания нового капитала там, где он нужен обществу. Истории, подобные моей, считаются архетипами, и мы все неоправданно верим в то, что способ достичь скорости убегания существует для целых сегментов населения. Но я тут представляю историю успеха по типу «из грязи в князи», и я заявляю, что эта история – миф. Термин «меритократия» придумали в 1958 году чтобы насмехаться над самой идеей получения наград за достоинства. Мы забыли, что нужно смеяться, и шутка обратилась против нас самих.

Пора нам по-другому отнестись к бедности и учесть новые научные данные, описывающие её.

Возьмём образование. Один из наиболее активных исследователей связи между бедностью и достижениями в учёбе, а также последующими экономическими проблемами, это Роланд Фрайер из Гарварда. Вместе с коллегами он в работе «Для этого может не понадобиться помощь всей деревни: увеличивая достижения бедных» [аллюзия на поговорку «воспитывать ребёнка нужно всей деревней», означающую, что ребёнка воспитывает всё местное сообщество – прим. перев.] сфокусировался на том, чтобы уменьшить разницу в достижениях между богатыми и бедными, используя различные стратегии обучения в школе.

Но стандартный показатель разницы достижений – успехи в математике – это симптом, а не причина. Когда поддержка социальных программ для школьников прекращается, их положительный эффект сходит на нет, и мы начинаем скептически относиться к уничтожению бедности. Но академические успехи – не главная проблема. Проблема в неопределённости и стрессе. Когда национальная оценка образовательного прогресса в 2011 году не обнаружила в Америке ни одного города, где больше чем хотя бы 25% восьмиклассников из чернокожих или латиноамериканских семей владели бы математикой и чтением на уровне своего класса, мы должны обвинять в этом школы, или же заключить, что мы проиграли в нейробиологической гонке ещё до того, как проверяли этих детей?

Мы должны использовать полученные наукой знания по поводу бедности, а не игнорировать их. Программы по устранению бедности, такие, как условные денежные пособия, награждают родителей или опекунов за конкретные действия, к примеру, за отслеживание посещаемости школы или профилактику здоровья. Они поощряют устранение стрессов и долгосрочное планирование, и это выходит далеко за рамки простой сдачи экзаменов – они обеспечивают именно то чувство уверенности, которое необходимо поражённому бедностью мозгу. В работе 2009 года Лиа Ферналд и Меган Ганэр показали, что такие программы уменьшили уровни кортизола в слюне и риск умственных и физических заболеваний в течение жизни . Таких программ должно быть больше. К примеру, так называемые программы длительного ухода за ребёнком: они занимаются развитием детей от рождения и первые три года его роста [в США федеральный закон дает право матери взять неоплачиваемый декретный отпуск длительностью 12 недель, начиная не ранее, чем за 2 недели до предполагаемой даты родов при условии, что будущая мать проработала в компании больше года – прим. перев.].

Наше новое научное понимание влияния бедности может изменить и медицинское обслуживание взрослых людей. В 2009 году Майкл Мини, Густаво Турецкий, Мойше Зиф и их коллеги брали пробы гиппокампа у жертв самоубийств, испытавших в детстве насилие, и проверяли метилирование ДНК, управляющее экспрессией гена NR3C1. Они обнаружили увеличенное метилирование в районе промотера NR3C1, которое другие исследования напрямую связывали с уменьшением экспрессии белка под названием нейротрофический фактор мозга (BDNF). BDNF относится к самым активным нейротрофическим факторам, управляющим ростом и развитием новых нейронов даже в зрелом возрасте. А уровень экспрессии может передаваться по наследству. В исследовании от 2015 года была обнаружена связь между NR3C1 и уменьшением экспрессии BDNF у младенцев, чьи матери отмечали наличие у себя симптомов предродовой депрессии .

Может статься, что BDNF – ваш лучший друг, если вы взрослый и желаете изменить вашу нейробиологию. Он может открыть путь к изменению структуры мозга именно в тех областях, которые сильнее всего пострадали от ранних стрессов и бедности: префронтальной коры, гиппокампа, и всей гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси. А эти участки мозга управляют долговременной памятью, эмоциями и отложенными наградами. Всё это признаки людей, лучше справляющихся с учёбой в юности и больше достигающих в зрелости . Небольшие дозы кетамина оказывают воздействие, схожее с быстрыми антидепрессантами, и это напрямую связано с увеличением уровней BDNF .

Я бы и сам попробовал такое лечение. Но мой основной интерес в изучении бедности находится в другом месте. Он проистекает из беспокойства по поводу будущего.

Мы стоим на краю обрыва и нам необходимо срочно пересмотреть наше понимание бедности и неравенства. Западные нео-либералы рассказывают нам сказки о том, что если ты будешь упорно работать, то всё образуется. А если ничего не образовывается, то во всём винят жертву, и не оставляют ему выбора. Брекзит, Ле Пен и поражение Хиллари Клинтон – это примеры проблем, происходящих из неравенства и бедности. Уже расчехлены вилы Пикетти [французский экономист, написавший популярную книгу об экономическом неравенстве в Европе и США – прим. перев.], и марш глобального беспорядка можно остановить, только применяя меры, противостоящие краплёной колоде, которую получает и ненавидит каждый, родившийся в бедности, включая и меня.

Уверен, что итальянская партия «Движение пяти звёзд» в этом году запустит референдум по выходу из ЕС, и что у Марин Ле Пен есть все шансы выиграть французские выборы [не выиграла, но собирается участвовать в парламентских выборах – прим. перев.]. ЕС может взять на себя вину за поражение глобалистов и развалиться уже через два года.

Подобные тренды ускоряются поверьем, по которому бедняки не смогли ухватиться за возможности, созданные глобализированным рынком. Этот миф пора придушить – и появляющиеся эмпирические научные исследования бедности могут помочь нам в этом, если мы окажем им заслуженное ими внимание.