Образовательная задача:

— Формировать представления о разнообразии мира насекомых и цветов;
— Различать и называть основные цвета: желтый, красный, синий, и зеленый;
— Различать виды насекомых и цветов, выделять их основные признаки (кто летает, кто ползает, кто кусается);
— Закрепить понятия «Один — много», «Большой — маленький»;
— Продолжать учить подбирать предметы одинакового цвета;
— Учить соотносить предметы по величине «большой – маленький»;
— Развивать элементарные математические представления.

Развивающая задача:

— Развивать зрительное внимание, речь, память, мышление.
— Развивать общую моторику рук.
— Развивать эмоциональный отклик.
— Развивать общую координацию движений.

Воспитательная задача: воспитывать отзывчивость, доброту, эмоционально-положительное отношение к насекомым и цветам, учиться сотрудничать.

Посмотрите, ребята, кто сегодня прилетел и приполз к нам в гости.
Рассматриваем насекомых, называем их, выделяем основные признаки — есть ли крылья, летает или ползает, кусается или нет.

1. Вот это пчела — она дает нам мед, вот какая она добрая. (прослушиваем аудиозапись «Пчела»);

2. Это кузнечик — он любит попрыгать, покажите, как кузнечик прыгает (все попрыгали);

3. Это муха — она жужжит, как она жужжит? (жжжжжжжжжжжжж)(аудиозапись «Муха»);

4. Это паук, он живет в паутине и хочет поймать нашу муху, но мы ее в обиду не дадим, давайте спрячем нашу мушку.

Если занятие на интерактивной доске, то можно детям дать задание: «Ребята, давайте спрячем мушку в домик»Ребенок сам передвигать картинки.

5. А вот эта красавица — бабочка, давайте посмотрим на бабочку и муху, у кого крылышки красивее? Кто вам больше нравится?

А как мы назовем их всех одним словом? — Насекомые. Групповой и индивидуальные ответы.

А теперь ребята поиграем.

Игра «Кто спрятался?»

Давайте поиграем в игру «кто спрятался?»
Берем 3 насекомых, запоминаем, например, муха, кузнечик и пчела. Закрываем глазки, прячем одно насекомое, дети угадывают, кто спрятался? Если не могут, подсказываем, называя важные признаки данного насекомого (он зеленый и прыгает — правильно, кузнечик).
Если дети не испытывают трудностей с отгадыванием, берем больше насекомых.

Игра с бабочками

Детки, смотрите, сколько бабочек прилетело к нам, давайте их посчитаем (считаем бабочек), какого они цвета? Посмотрите на полянке, сколько удивительных цветов.
Здесь 2 варианта:
1. давайте посадим бабочек на соответствующие цветы (по цвету или/и размеру);
2. давайте посадим красную бабочку на розы, фиолетовую — на фиалки.

А почему бабочки любят сидеть на цветах? Пьют нектар, правильно.

Пальчиковая игра «Цветок».

Давайте покажем, ребята, как растут цветы.
Вырос высокий цветок на поляне
(руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их),
Утром весенним раскрыл лепестки
(развести пальцы рук),
Всем лепесткам красоту и питание
(ритмичные движения пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

Аппликация

Давайте сделаем нашу клумбу (можно сделать коллективную работу):
Материал — цветы и бабочки разных размеров и цветов.
Сначала на травку мы посадим цветочки, смотрите, какие они у нас красивые. …., ты какой взял цветок? — Маленький красный. А ты, …..? — Большой и зеленый. и т.д. Приклеиваем цветы на клумбу.
А теперь давайте рассадим бабочек по цветам, куда мы посадим большую красную бабочку? — Правильно, на большой красный цветок. и т.д.

Над клумбой бабочка кружит,
Куда же сесть все не решит:
Цветочек каждый так хорош!
Какой красивей не поймешь!

Итог

Вот ребята, сколько мы повидали насекомых, сколько бабочек красивых мы посадили на разноцветные цветы. Бабочки говорят нам спасибо. А мы с вами должны возвращаться обратно.

«По узенькой дорожке» — русская народная потешка.

По узенькой дорожке
Шагают наши ножки,
(ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам,
(делать подскоки с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку … бух!
(садиться на пол на последнем слове).

Лето в самом разгаре, на улице стало по-летнему тепло и солнечно. Прогулки на свежем воздухе приносят массу удовольствий, и хочется сохранить эти тёплые воспоминания. Сегодня с дочкой решили сделать объёмную аппликацию , запечатлев насекомых на лугу.

Дочка всегда любит делать поделки вместе с мамой или папой , поэтому сегодня у нас коллективная работа . Создание поделки было поделено поровну: дочка делает божью коровку из цветной бумаги, а мне доверила сделать пчелу или осу.

Как сделать пчелу или осу из бумаги своими руками?

Для работы нам понадобится: квадрат из жёлтой цветной бумаги (желательно двусторонней), кусочек плёнки (для крыльев), ножницы, чёрный фломастер.

1. Складываем квадрат по диагонали, хорошо проглаживаем линию сгиба, и разворачиваем.

2. Затем складываем квадрат по другой диагонали, проглаживаем и разворачиваем.

3. Теперь складываем квадрат пополам, хорошо проглаживаем и разворачиваем.

4. Из квадрата формируем треугольник, заправив складки по линиям сгиба вовнутрь (смотри фото).

5. Обрезаем лишнее, чтоб получилось округлое тело насекомого.

6. С помощью чёрного фломастера рисуем голову, глазки и полоски на теле.

7. Вырезаем два круга из плёнки. Мы использовали плёнку для упаковки цветов.

8. Складываем круг пополам, немного срезаем один край и крепим крыло кусочком скотча к телу насекомого. Тоже проделываем и со вторым крылом. Наша пчела-стрекоза готова!

Как сделать божью коровку из бумаги своими руками?

Для работы нам понадобится: квадрат красной бумаги (желательно двусторонней), ножницы, чёрный фломастер.

Повторюсь, божью коровку делала дочка, так что фото мастер-класс от неё 😉 Принцип складывания такой же, как и у пчелы-осы, тут уж повторять не стану, смотрите фото 🙂

Наши насекомые готовы, мы решили посадить их на листики, поэтому, используя симметричное вырезание, вырезаем листики из зелёной цветной бумаги.

Взяв лист картона, и расположив насекомых и листики, дочка сказала, что не хватает цветочной полянки, поэтому мы взяли дырокольные цветочки и принялись склеивать нашу объёмную аппликацию. Вот что у нас получилось:

Тема : Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.
Программное содержание:
· учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;
· продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
· закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
· закреплять употребление существительных в родительном падеже;
· активизировать словарь по теме «Насекомые»;
· развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
· воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, план – схема (взята из Интернета, автор – MaksFro95), картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых (Демонстрационный материал «Ромашка» из серии «Поиграй и сосчитай», издательство «Страна фантазий», автор – Светлана Вохринцева).
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин с изображением насекомых.
Ход занятия
Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Отвечает ребёнок, которому воспитатель кидает шарик или мячик.
После игры раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:
- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает) .
- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Но сначала давайте разомнем наши пальчики:
Проводится пальчиковая игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
(делают маховые движения кистями рук)
А за нею шмель-шмелек -
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(загибаем пальцы, начиная с большого).
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Пожужжали, полетали (машем ладошками),
От усталости упали (роняем ладони на стол) .
А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека) .
Физминутка
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту)
Летала стрекоза, крылышками махала, и от этого вдруг подул лёгкий ветерок. (Дети дуют, губы трубочкой).
А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.
- Какие насекомые уселись на ромашку?
- Давайте расскажем, кто где находится?
И поиграем в игру «Закончи предложение».
· Муравей сидит около…(цветка)
· Божья коровка ползёт по… (листу)
· Шмель спрятался под…(листом)
· Гусеница сидит на… (цветке)
· Бабочка порхает над…(цветком)
· Жук сидит под…(цветком)
· Стрекоза летает около…(цветка)
- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?
Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти)
Итог : Звучит запись голоса «Зимы». Она благодарит детей за интересные рассказы о насекомых и прощается с детьми до следующего года.
Список литературы:
1. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).
2. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 48 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи)

на тему «Насекомые».

«Познавательное развитие»

«Познавательное развитие» - обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые». Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение. Развить память, внимание, словесно-логическое мышление, эмоциональную отзывчивость. Воспитать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе.

«Художественно – эстетическое развитие» закрепить умение лепить по представлению знакомого насекомого, передавать их характерные особенности. Уметь передавать в работе выразительность образа. Разобрать творчество, инициативу. Побуждать использовать в лепки дополнительный материал (леска). Воспитать навыки аккуратной работы.

«Социально-коммуникативное развитие» Активизировать словарь детей по теме «Насекомые». Уметь поддерживать беседу на тему о насекомых. Выражать в беседе свою точку зрения. Развивать память, эмоциональную выразительность речи при чтении стихотворений. Воспитать в детях культуру общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД в старшей группе комбинированной направленности №1

на тему «Насекомые».

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие» - обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые». Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение. Развить память, внимание, словесно-логическое мышление, эмоциональную отзывчивость. Воспитать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе.

«Художественно – эстетическое развитие» закрепить умение лепить по представлению знакомого насекомого, передавать их характерные особенности. Уметь передавать в работе выразительность образа. Разобрать творчество, инициативу. Побуждать использовать в лепки дополнительный материал (леска). Воспитать навыки аккуратной работы.

«Социально-коммуникативное развитие» Активизировать словарь детей по теме «Насекомые». Уметь поддерживать беседу на тему о насекомых. Выражать в беседе свою точку зрения. Развивать память, эмоциональную выразительность речи при чтении стихотворений. Воспитать в детях культуру общения.

Методы и приемы (мет. О.В. Дыбиной)

Практические (лепка)

Наглядные (картинки)

Словесные (беседа, чтение)

М-л: картинки с изображением насекомых, мольберт, карточки с вопросами, пластилин, кусочки лески, доски, салфетки, стеки.

  1. Двигательная – физминутка
  2. Игровая – игры с правилами
  3. Познавательно-исследовательская – решение проблемных ситуаций
  4. Коммуникативная – беседа, отгадывание загадок
  5. Изобразительная – лепка
  6. Восприятие - чтение, обсуждение
  7. Элементарный бытовой труд – дежурства.

ЛОГИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Ребята, сегодня мы проведем необычное путешествие в лес. Вы согласны? (ответы детей). Представьте, что вот мы и пришли на лесную полянку.

Когда в душистом сосняке,

Присядешь весною на пеньке.

Внимательно вглядись вокруг,

Ты многое заметишь вокруг!

Дети, а кто у нас живет в траве, на цветах, в земле, на деревьях, кустах? (ответы детей).

Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

А сейчас вам ребята загадают загадки о насекомых, тот кто отгадает загадку находит это насекомое среди картинок и приносит на нашу полянку.

Читает ребенок:

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион

Ловко прыгать может он

(Кузнечик).

Читает второй ребенок:

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

Сок цветов душистых пьет

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее (пчела).

Воспитатель:

Молодцы! Но у нас еще остались насекомые. Давайте всех насекомых назовем и расскажите, что у них есть и где они живут.

Читает ребенок стихотворение:

Личинку тащит муравей

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны, на толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает летний мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Физминутка : Ребята, давайте подвигаемся, как насекомые.

Мы на месте покружились,

В божьих коровок превратились.

Мы на месте покружились

В кузнечиков превратились.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок, стоп.

Сели, сели травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгать на носках легко.

Мы на месте покружились,

В бабочек превратились.

В поле бабочки летают,

Полетели, покружились,

На цветке остановились.

Воспитатель: Я хочу с Вами провести викторину. Сейчас мы разделимся на 2 команды. Встаем полукругом. Берем по одной карточке с вопросами, я их читаю. За правильный ответ команда получает бабочку. В конце викторины посмотрим у кого больше бабочек.

ВОПРОСЫ:

  1. Где обитаю насекомые?
  2. Чем питаются насекомые?
  3. Как передвигаются?
  4. Где уши у комаров?
  5. Где уши у кузнечиков?
  6. Почему стрекоз называют хищниками?
  7. Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений?
  8. Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку?

Воспитатель: Дети, Вы просто молодцы, много знаете о насекомых. (дети садятся на ковер). А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний», я называю слова, а вы скажите, что лишнее. Д/и «Четвертый лишний».

  1. Кузнечик, кошка, гусь, коза.
  2. Щука, сом, муха , пескарь.
  3. Бабочка, божья коровка, оса, сорока.
  4. Комар, лось, волк, медведь.
  5. Тигр, лев, сверчок , слон.
  1. Дети, давайте с вами слепим красивых бабочек и осадим их на полянку, на цветки. Методы и приемы лепки вы знаете, вспоминайте (дети садятся за столы).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «Мой мизинчик»

Мой мизинчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем суп варил.

С этим братцем песни пел.

Ну, а этого встречал

И конфеткой угощал.

Самостоятельная работа детей. По окончании работы провести анализ: отметить красоту бабочек. Предложить детям посадить на цветок свою бабочку, т.к. бабочки любят цветы.

Воспитатель: Когда приходите в лес, дети, не спешите бегать, кричать, а лучше понаблюдайте за жизнью в лесу. Берегите природу и любите ее.


Ольга Иванова

Конспект по аппликации в старшей группе

Ивановой Ольги Алексеевны, воспитателя ГБОУ СОШ 1246 корпус 605 г. Москва

Тема: Насекомые на лесной полянке.

Цели: Продолжить знакомство детей с миром насекомых. Вызывать интерес к окружающему миру, воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Учить создавать выразительные образы насекомых разными аппликативными способами на основе разных исходных форм (прямоугольника, квадрата, полоски). Учить самостоятельно работать с планами выполнения аппликации. Учить оформлять коллективную композицию.

Материалы и оборудование: Конверты с исходными формами, наглядно-методические пособия (схемы, ножницы, клей. Наглядность в виде лесной поляны.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети сидят по группам (3-4 человека). На столах у каждой группы конверты с разными исходными формами (бумажные заготовки): прямоугольники, квадраты, полоски. А также наглядно-методические пособия (схемы) для художественного творчества по опорному плану. Работа строится с учетом индивидуальных особенностей в развитии каждого ребенка. В подгруппы объединены дети с учетом этих особенностей.

2. Актуализация знаний

2.1 Беседа

Когда присядешь отдохнуть на согретый весенним солнышком лесной пригорок, то невольно диву даешься, какая интересная и разнообразная жизнь кипит кругом!

Когда в душистом сосняке

Весной присядешь в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

О чем и о ком это стихотворение?

Давайте сегодня, ребята отправимся на полянку в один из лесных парков Москвы. Звери и птицы разбегутся и разлетятся при нашем появлении, ведь они очень осторожны и не доверяют человеку. Но есть такие обитатели на этой полянке, которые нас не испугаются. Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые).

А вот и наша полянка (на доске – плакат с аппликацией цветов).

Мы с вами поможем насекомым появиться здесь.

3. Новая тема

3.1 Объяснение последовательности выполнения аппликации .

Первая группа будет сегодня помогать появляться бабочкам, вторая – пчелам, третья – божьим коровкам, четвертая – гусеницам.

Перед вами конверты с заготовками цветной бумаги. Откройте их.

(Воспитатель помогает разделить заготовки).

Перед вами схемы с планом выполнения работы. Вы должны строить свою работу строго по плану. Вы работаете в группах, поэтому помогайте своим товарищам по группе.

Итак, теперь все мы приступаем к работе.

3.2. Практическая самостоятельная работа

(Воспитатель контролирует понимание и правильное выполнение работы).

Физминутка

Я - веселый майский жук.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужжу.

(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны - это "усы" - и пошевелить ими).

3.3 Коллективная работа.

Коллективное оформление композиции

Поселим наших замечательных насекомых на полянку.

4. Итог занятия (прим: анализ отдельных работ и общей картины).

Сегодня мы совершили путешествие на лесную полянку. Мы потрудились и с нашей помощью полянка ожила. Давайте всегда внимательно относиться к нашим маленьким друзьям насекомым, чтобы лесные полянки не опустели без них.

Публикации по теме:

Интегрированное музыкально - коррекционное развлечение Тема: «На лесной полянке» Казенное учреждение ХМАО-Югры Урайский специализированный Дом ребенка Интегрированное музыкально – коррекционное развлечение с.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «На лесной полянке» Тема: «На лесной полянке» Цель: Расширять представления о приметах весны. Задачи: Образовательные: Учить замечать изменения в природе.

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «На лесной полянке» автор Жогина Марина Викторовна Программное содержание: - упражнять детей в счёте до 5. - закреплять основные цвета и форму предметов..

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Виноград» Конспект занятия по аппликации в старшей группе Тема: «Виноград» Цель: Учить создавать яркую красочную аппликацию в технике квиллинга, вырезании.

Конспект занятия по лепке «Ежата на лесной полянке» Задачи: 1. Развить мелкую моторику; 2. Расширить представления об осени, о подготовке животных к зиме; 3. Закреплять понятия «большой-маленький»;.

Программное содержание: Образовательная область «Речевое развитие»: - преодолеть речевые нарушения у детей путем развития, воспитания и.