Капитальный и текущий ремонт сооружений и зданий - виды организационно-технических мероприятий, направленных на устранение морального и объектов. Между ними существует ряд отличий. Рассмотрим их в статье.

Капитальный ремонт

Он включает в себя устранение неисправностей и дефектов изношенных элементов объекта. Некоторые из них могут быть заменены новыми, более долговечными.

В ходе капремонта может производиться замена:

  • Бетонных и каменных фундаментов.
  • Несущих стен.
  • Каркасных конструкций.

Кроме того, могут осуществляться перепланировка сооружения, оснащение дополнительными инженерными системами, благоустройство прилегающей территории.

Виды капремонта

Капитальный ремонт может быть выборочным или комплексным.

Последний предполагает замену инженерного оборудования и конструктивных элементов либо их модернизацию. Работы при этом могут охватывать или все сооружение в целом, или отдельные части строения.

При выборочном капремонте происходит частичная или полная замена отдельных конструкций и элементов, а также инженерного оборудования. Такие мероприятия направлены на возмещение физического и функционального износа.

Текущий ремонт сооружений и зданий

Определение периодичности его выполнения осуществляется с учетом климатических условий, в которых эксплуатируется сооружение. Немаловажное значение имеют и техническое состояние элементов, режим использования объекта.

Ремонт проводится с периодичностью, обеспечивающей наиболее эффективное использование объекта. Работы производятся после сдачи строения в эксплуатацию до выполнения капремонта или между капремонтами.

Обоснование текущего ремонта зданий и сооружений

Для обеспечения безопасной должно осуществляться их техническое обслуживание, текущий ремонт, эксплуатационный контроль. Соответствующие предписания содержатся в Градостроительном кодексе.

Обоснование необходимости выполнения осуществляется на основании результатов эксплуатационного контроля. Он проводится путем выполнения:

  • Периодических осмотров.
  • Контрольных проверок/мониторинга.

В ходе этих процедур оценивается техническое состояние строительных конструкций, инженерных систем. По результатам осмотров составляются специальные ведомости. В них заносятся полученные показатели, которые затем сверяются с установленными нормативами.

Виды осмотров

Для обоснования необходимости проведения текущего ремонта сооружений и зданий осуществляются плановые и внеплановые обследования. Первые, в свою очередь, разделяются на частичные и общие.

В ходе общих осмотров осуществляется контроль технического состояния объекта в целом, внешнего благоустройства и инженерных систем. При частичном обследовании оценивается состояние некоторых конструкций в помещениях, а также элементов благоустройства.

Внеплановые осмотры выполняются после стихийных бедствий (землетрясений, ливней, схода селей, обильных снегопадов, наводнений и пр.), возникновение которых может повлечь повреждение отдельных конструктивных элементов. Кроме того, такие обследования выполняются после аварий систем энерго-, водо-, теплоснабжения, а также в случае выявления деформаций в основании объекта.

Нюансы

Общие осмотры перед текущим ремонтом сооружений и зданий осуществляются не реже двух раз в год. Для их проведения формируется комиссия. Результаты осмотров отражаются в документах учета технического состояния объекта. Ими являются, например, журналы учета, специальные карточки и пр.

В указанных документах должны присутствовать сведения об:

  • Оценке технического состояния строения и его элементов.
  • Неисправностях, выявленных в ходе осмотра.
  • Местонахождении дефектов.
  • Причинах, по которым возникли выявленные неисправности.
  • Работах по текущему ремонту сооружений и зданий , выполненных в ходе осмотра.

Обобщенная информация о состоянии объекта ежегодно отражается в техпаспорте.

Обоснование стоимости

Основанием для определения цены текущего ремонта сооружений и зданий являются проектные документы, в которые включена сметная стоимость работ. Эта документация разрабатывается и утверждается в порядке, предусмотренном в законодательстве.

Проект, согласно 48 статье ГрК, - комплекс материалов, выполненных в текстовой и графической формах. В проектной документации определяются функционально-технологические, архитектурные, инженерно-технические, конструктивные решения, обеспечивающие строительство, ремонт, реконструкцию объектов и их частей, если соответствующие мероприятия затрагивают показатели безопасности и надежности строения.

Специфика подготовки документов

На основании части 12.2 48 статьи ГрК, при проведении капремонта проводится подготовка отдельных частей проектной документации в соответствии с заданием заказчика/застройщика в зависимости от объема и содержания предусмотренных работ.

Требования к содержанию и составу разделов проекта устанавливаются правительственным постановлением № 87 от 2008 г. Утверждается документация заказчиком либо застройщиком.

При выполнении текущего ремонта оформление всего проекта не требуется. Достаточно сметы, в которой обосновывается его стоимость. Она составляется по форме, указанной в Приложении № 2 к МДС 81-35.2004.

Сроки проведения

Потребность в осуществлении текущего ремонта оборудования зданий и сооружений возникает чаще, чем необходимость в капремонте. В этой связи локальные мероприятия проводятся раз в три-шесть месяцев. Данный временной диапазон весьма условен, так как может потребоваться и преждевременный ремонт, к примеру, при аварии.

Следует сказать, что корректировку перечня работ текущего ремонта сооружений и зданий , график их выполнения могут осуществлять жильцы на общих собраниях или работники предприятия. Капремонт осуществляется обычно раз в 3-5 лет. Собственники или работники также могут переносить дату его проведения, если на это есть веские причины.

Текущие ремонтные мероприятия выполняются, как правило, без предварительного оповещения. Что касается работ, связанных с масштабной заменой или обновлением конструкций, то о них уведомляют заранее.

Дополнительно

При разграничении текущего и капитального ремонта объекта нередко возникают сложности. Дело в том, что между этими форматами организационно-технических мероприятий четкой границы нет.

Например, существует такое понятие - "выборочный капремонт" (о нем говорилось выше). Он предполагает частичную замену конструктивных элементов строения. Однако и при проведении текущего ремонта могут выполняться подобные мероприятия.

Следует сказать, что на практике капремонт может предусматривать целый комплекс работ. При этом они все могут входить в перечень текущих технических мероприятий. Строгое разграничение будет иметь место только тогда, когда проект получит соответствующее обозначение.

Заключение

Для среднестатистического человека дифференциация понятий "текущий ремонт" и "капремонт" может иметь существенное значение даже в том случае, если он не связан с организационно-техническими процессами.

Разграничение, например, может стать важным для владельцев индивидуальных (частных) домов, планирующих проведение тех или иных мероприятий, связанных с обновлением систем, конструктивных элементов сооружения. На все эти работы он будет тратить собственные финансы. Соответственно, ему нужно точно знать, какие именно мероприятия нужно проводить и сколько они будут стоить.

Понимание отличий текущего и капитального ремонта позволит классифицировать технические работы, разделить их на виды, определить уровень их сложности. Если будут привлекаться сторонние исполнители, то классификация помогает установить и степень их ответственности.

Разграничение важно и для собственников помещений в многоквартирных домах. Ведь и в этом случае на капитальные и текущие ремонтные мероприятия будут расходоваться деньги жильцов. Собственникам важно понимать специфику ремонтов, чтобы грамотно выстраивать правовые и хозяйственные взаимоотношения с компанией, выполняющей эти технические мероприятия. При этом сами жильцы могут принять активное участие в обследовании сооружения, осмотре оборудования и инженерных систем вместе с комиссией или самостоятельно. Собственники должны располагать актуальной информацией о состоянии конструктивных элементов объекта, чтобы принимать правильные решения, касающиеся их обновления.

Лето - это пора ремонтных работ в образовательных учреждениях. На этот период, как правило, планируются текущие и капитальные ремонтные работы. От того, какой вид работ будет выполняться, зависит форма их финансирования. В статье рассмотрим, чем отличается проведение текущего ремонта от капитального и как следует отражать в учете проведение ремонтных работ.

Принятие решения о ремонте

Одним из основных документов, которым следует руководствоваться при подготовке к проведению ремонтных работ зданий и сооружений, является Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (вместе с ВСН 58-88 (р)) , утвержденное Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 №  312 (далее - ВСН 58-88 (р)).

Согласно нормам данного документа (п. 3.2 ВСН 58-88 (р) ) учреждение должно осуществлять контроль за техническим состоянием зданий и объектов путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики, который, в свою очередь, поможет принять решение о необходимости проведения того или иного вида ремонтных работ.

Плановые осмотры делятся на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах - техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства (п. 3.3 ВСН 58-88 (р) ).

Неплановые осмотры проводятся после стихийных бедствий (землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений), которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований (п. 3.4 ВСН 58-88 (р) ).

Согласно п. 3.5 ВСН 58-88 (р) общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью.

При весеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливать объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта в год проведения осмотра.

При осеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года.

При общих осмотрах следует также осуществлять контроль за выполнением нанимателями и арендаторами условий договоров найма и аренды, если таковые имеют место.

Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться:

  • оценка технического состояния здания или объекта и его элементов;
  • выявленные неисправности;
  • места их нахождения;
  • причины, вызвавшие эти неисправности;
  • сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте (п. 3.9 ВСН 58-88 (р) ).

Согласно определению, приведенному в приложении 1 к ВСН 58-88 (р) , ремонт здания - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.

Разберемся с определениями текущего и капитального ремонта, которые также даны в приложении 1 к ВСН 58-88 (р) :

Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта (п. 4.1 ВСН 58-88 (р) ).

Работы, которые следует относить к текущему ремонту, перечислены в приложении 7 к ВСН 58-88 (р) . Этот список достаточно большой и в нем поименовано большинство ремонтных работ, которые охватывают все здание от фундамента до крыши, включая наружную и внутреннюю отделку, а также все инженерные коммуникации.

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории (п. 5.1 ВСН 58-88 (р) ).

Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88 (р) . Он не такой большой, как перечень текущих ремонтных работ. Согласно ему к работам по капитальному ремонту относятся:

  • обследование зданий и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ);
  • оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 мм;
  • перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение;
  • устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
  • изменение конструкции крыш;
  • оборудование чердачных помещений жилых и нежилых зданий под эксплуатируемые;
  • утепление и шумозащита зданий;
  • замена изношенных элементов внутриквартальных инженерных сетей;
  • ремонт встроенных помещений в зданиях;
  • экспертиза проектно-сметной документации;
  • авторский надзор проектных организаций;
  • технический надзор.
Согласно п. 5.2 ВСН 58-88 (р) на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Определение стоимости работ

Для проведения ремонтных работ по результатам проведенных осмотров необходимо составить дефектную ведомость. Форма данного документа законодательно не утверждена, поэтому ее может разработать само учреждение с учетом требований, предъявляемых к первичным учетным документам, указанных в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» , и закрепить в приложении к учетной политике.

На основании дефектной ведомости принимается решение о проведении текущего или капитального ремонта. В случае если будут проводиться незначительные ремонтные работы силами самого учреждения, то в дальнейшем закупаются необходимые материалы и выполняются работы.

Если принимается решение о проведении текущего ремонта силами подрядной организации, то согласно п. 4.4 ВСН 58-88 (р) для этого следует применять принципы ценообразования и порядок оплаты выполненных работ, предусмотренные для капитального ремонта.

В свою очередь, в соответствии с п. 5.7 ВСН 58-88 (р) определение стоимости капитального ремонта объектов должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным для капитального ремонта ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.

В сметной документации должен предусматриваться резерв средств на непредвиденные работы и агрегаты, распределяемый на две части:

  • предназначенную для оплаты дополнительных работ, вызванных уточнением проектных решений в ходе производства ремонта или реконструкции (резерв заказчика);
  • предназначенную для возмещения дополнительных затрат, возникающих в ходе ремонта или реконструкции при изменении способов производства работ против принятых в сметных нормах и расценках (резерв подрядчика).
За итогом смет должны указываться возвратные суммы - стоимость материалов от разборки конструкций и демонтажа инженерного и технологического оборудования, определяемая исходя из нормативного выхода пригодных для повторного использования материалов и изделий на объектах ремонта.

Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать (п. 5.8 ВСН 58-88 (р) ):

  • проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования;
  • составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам;
  • технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции;
  • разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией.

Финансирование работ

Финансирование текущего и капитального ремонта казенных учреждений образования будет осуществляться в соответствии с бюджетной сметой, а бюджетных и автономных учреждений - за счет субсидий на иные цели или субсидии на выполнение государственного задания.

Целевое финансирование текущего и капитального ремонта осуществляется в рамках различных федеральных программ. Так, например, в рамках федеральной программы по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.01.2014 № 22 определен порядок предоставления и распределения федеральных субсидий региональным бюджетам, в том числе на проведение текущего и капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений.

При размещении заказов на проведение текущего и капитального ремонта автономные учреждения должны соблюдать требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и разработанного Положения о закупках, а казенные и бюджетные образовательные учреждения - все процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вне зависимости от того, привлекается к этим работам подрядчик или производится закупка материалов для выполнения ремонтных работ силами учреждения.

Напомним, что образовательные учреждения имеют право на упрощенную процедуру заключения контрактов с единственным поставщиком, если цена такого контракта не превышает 400 000 руб. (пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ ).При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более 20 млн руб. в год.

Отражение в бухгалтерском учете проведения ремонтных работ

Незначительные различия отражения в бухгалтерском учете проведения ремонтных работ будут зависеть от того, привлекаются ли для этого сторонние подрядчики. Рассмотрим два варианта:
  1. Ремонт проводится силами самого учреждения.
  2. Ремонт проводится подрядной организацией.
При 1-м варианте, как правило, только производится закупка необходимых материалов. При 2-м - в стоимость проводимых работ закладывается стоимость материалов.

Стоимость работ по текущему и капитальному ремонту не увеличивает стоимость самих ремонтируемых зданий и сооружений.

Согласно Указаниям № 65н приобретение расходных (строительных и отделочных) материалов осуществляется учреждением по подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Расчеты с подрядчиками по оплате услуг по ремонту зданий и сооружений будут осуществляться за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Организация и проведение ремонтных работ в бухгалтерском учете будет отражаться на основании первичных учетных документов (акт на списание материальных запасов (ф. 0504230), акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002) и др.) у казенного учреждения в соответствии с Инструкцией № 162н , бюджетного учреждения - Инструкцией № 174н , а автономного учреждения - Инструкцией № 183н .

Приобретение материалов у поставщиков и списание их на нужды учреждения будет отражаться в учете следующим образом:

Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Закупка материалов для ремонта
1 105 34 340 1 302 34 730 0 105 34 340 0 302 34 730 0 105 34 000 0 302 34 000
Списание материалов, израсходованных на ремонт
1 401 20 272 1 105 34 440 0 401 20 272

0 109 хх 272

0 105 34 44 0 401 20 272

0 109 хх 272

0 105 34 000

При выполнении ремонтных работ подрядчиком в учете учреждений будут произведены следующие бухгалтерские записи:

Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Отражение задолженности перед подрядчиком
1 401 20 225 1 302 25 730 0 401 20 225

0 109 хх 225

0 302 25 730 0 401 20 225

0 109 хх 225

0 302 25 000
Предоплата подрядчику
1 206 25 560 1 304 05 225 0 206 25 560 0 201 11 610 0 206 25 000 0 201 11 000
Окончательный расчет с подрядчиком
1 302 25 830 1 304 05 225 0 302 25 830 0 201 11 610 0 302 25 000 0 201 11 000
Зачет ранее оплаченного аванса
1 302 25 830 1 206 25 660 0 302 25 830 0 206 25 660 0 302 25 000 0 206 25 000

Рассмотрим несколько примеров.

Казенное образовательное учреждение в рамках проведения текущего ремонта собственными силами произвело замену напольного покрытия в столовой. Для этих целей был приобретен линолеум на сумму 40 000 руб. по 100%-й предоплате поставщику.

Данные хозяйственные операции будут отражены в бюджетном учете следующим образом:

Бюджетное образовательное учреждение за счет средств целевой субсидии произвело капитальный ремонт фасада здания. Стоимость работ составила 2 000 000 руб. Согласно договору предусмотрена 30%-я предоплата. По окончании работ подписан акт выполненных работ и произведен окончательный расчет с подрядчиком.

Данные факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут отражены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Произведена предоплата подрядчику по договору

(2 000 000 руб. х 30%)

5 206 25 560 5 201 11 610 600 000
Отражена задолженность перед подрядчиком 5 401 20 225 5 302 25 730 2 000 000
Произведен зачет ранее перечисленного аванса по окончании работ 5 302 25 830 5 206 25 660 600 000
Произведен окончательный расчет с подрядчиком после подписания акта выполненных работ

(2 000 000 - 600 000) руб.

5 302 25 830 5 201 11 610 1 400 000

Для определения необходимости проведения текущего или капитального ремонта учреждение должно осуществлять контроль за техническим состоянием зданий и проводить для этого систематические осмотры. Перед началом ремонта необходимо провести закупочные или контрактные процедуры в соответствии с действующим законодательством и определить источники финансирования планируемых мероприятий. В зависимости от выбранных сил и средств проведения ремонта, данные факты хозяйственной жизни учреждения подлежат отражению в бюджетном или бухгалтерском учете.


Санкт-Петербург 2016


Введение………………………………………………….……………………......4

1. Разработка технологического процесса восстановления корпуса гидроаккумулятора……………………………………………………...….................6

1.1 Характеристика детали и условий ее работы……...…....……...........6

1.2 Выбор и обоснование способов ремонта…..…....………………....6

2. Разработка операций по восстановлению деталей…………………..…...8

2.1 Расчет величины производственной партии…………….……..…....…..8

2.2 Исходные данные……………..…………….……………..….…..…8

2.3 Расчет норм времени……………..…….……………..…..…….…...9

3. Расчетная часть……………………….……………………………..…….13

3.1 Годовой график ремонта автомобилей……………..………..…...13

3.2 Расчет технологического оборудования……………..…………...14

3.3 Расчет площади производственного помещения…………….......14

4. Планировка оборудования и рабочих мест на участке……………..…..16

4.1 Определение годовой трудоемкости работ на участке……......16

4.2 Определение количества рабочих……………………….……..…16

4.3 Определение количества оборудования……….………………....16

4.4 Определение площади участка………………….….…………..…17

5. Технологическая часть………………………….……………………..….18

6. Проектная часть…………………………………….…………………..…20

7. Техника безопасности………...…....………………………………….….21

Заключение………………………………………………..……………………...22

Библиографический список……………………………………………………..23

Приложение 1……………………………………………………………….……24

Приложение 2……………………………………………………………...……..25

Приложение 3………………………………………………………………....….26

Приложение 4…………………………………………………………………….27

Приложение 5…………………………………………………………………….28

Приложение 6……………………………………………………………….…....29

Приложение 7………………………………………………………….……….30

ВВЕДЕНИЕ

История деятельности компании Scania в России началась еще до революции 1917 года. Первые образцы противопожарного оборудования и морские двигатели марки Scania появились в России еще перед первой мировой войной. В 1910 году Scania продала свой первый грузовой автомобиль в Россию в Санкт-Петербург. Однако, Первая мировая война, а также последующая за ней революция прервали деятельность компании на российском рынке более чем на 70 лет, и только в 1990 году Scania снова вернулась в Россию.

В мае 1993 г. в Москве состоялось открытие представительства Scania CV AB в России, а с 1998 г. Scania представлена эксклюзивным импортером и дистрибьютором техники Scania - компанией "Скания-Русь", которая является динамично развивающейся компанией, и поставляет на российский рынок не только высококачественную технику мирового концерна Scania, но также предлагает исчерпывающий комплекс услуг - от финансирования покупки техники, ее обслуживания до последующего выкупа автомобилей клиента в счет покупки новой техники Scania. На территории России работает более 30 дилерских и сервисных центров Scania.

Тормозная система является одной из важных систем автомобиля отвечающих за безопасность водителя, пешеходов и других участников дорожного движения.

Целью работы является технологический расчёт и планировка участка ремонта тормозной системы автомобиля на АРП.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи.

¾ произвести расчет технологического оборудования;

¾ произвести расчет площади производственного участка;

¾ подобрать технологический процесс восстановления маслонакопителя V75 ретардера (течь масла) тормозной магистрали автомобиля;

¾ разработать планировку участка ремонта тормозной системы автомобилей на АРП;

¾ разработать требования по обеспечению безопасных приемов труда на объекте проектирования.

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОРПУСА ГИДРОАККУМУЛЯТОРА

Характеристика детали и условий ее работы

Деталь характеризуется по следующим параметрам:

¾ класс детали: корпусная;

¾ материал : Ст3пс;

¾ наличие термической обработки детали: нет;

¾ характеристика материала :

Таблица 1

Химический состав в % материалаСт3пс – ГОСТ 380 2005

C Si Mn Ni S P Cr N Cu As
0,14 - 0,22 0,05 – 0,15 0,4 – 0,65 до 0,3 до 0,05 до 0,04 до 0,3 до 0,008 до 0,3 до 0,08

Твердость – 131 МПа

Предел кратковременной прочности – 370 МПа

¾ базовые поверхности: наружная сторона корпуса;

¾ характер износа детали : не равномерный;

¾ характер нагрузок: постоянный;

¾ характер деформаций: коррозия, износ.

Выбор и обоснование способов ремонта

Ремонтное производство в настоящее время располагает достаточным количеством способов, чтобы восстановить практически любую изношенную и поврежденную деталь.

Но для практического использования необходимо выбрать один, применение которого технически возможно и экономически наиболее целесообразно. Выбор эффективного способа восстановления деталей является важной задачей совершенствования организации ремонтного производства.

Аккумулятор гидравлический под ретарду, оригинальный номер 1502515 для автомобиля Scania относится к элементам трансмиссии автомобиля (рис. 1.)

Рис. 1 Схема расположения деталей гидроаккумулятора

1 - поршень; 2 - направляющее кольцо; 3 - сальник; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - пружина; 6 - запорный корпус; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - штуцер.

Дефект: трещина в корпусе.

Возможные способы устранения:

1. замена детали;

2. сварка.

Я выбрал дефект «трещина в корпусе» и способ устранения «сварка».

Как показывает практика, определить грань между ремонтом и реконструкцией бывает достаточно трудно. Наши коллеги из журнала «Учет в строительстве» подготовили обзор последних разъяснений чиновников и арбитражной практики по этому вопросу. Рекомендации статьи помогут принять правильное решение по учету затрат и исключить лишние споры с налоговиками.

При проверках налоговики проявляют повышенный интерес к расходам организации, связанным с проведением ремонтных работ. Особое внимание к таким расходам объясняется следующим: согласно пункту 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ, затраты на текущий или капитальный ремонт единовременно в полной сумме учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль.

В свою очередь затраты на реконструкцию увеличивают стоимость основного средства и списываются на расходы посредством начисления амортизации (п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Таким образом, правильная квалификация работ позволит избежать проблем с учетом указанных расходов в целях налогообложения прибыли.

Какие определения использовать

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ институты понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Понятие реконструкции определено кодексом

Поэтому организации при квалификации работ для целей налогообложения должны руководствоваться определением, приведенным в Налоговом кодексе РФ. Причем даже в том случае, когда в Градостроительном кодексе РФ (статья 1) дается более точное определение, например, в отношении реконструкции линейных объектов. Именно такой позиции придерживаются чиновники Минфина России (см. письмо от 15 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/87).

В соответствии с пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Таким образом, целью проведения реконструкции является улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, например увеличение срока полезного использования, мощности и др.

Данный вывод подтверждают и решения арбитражных судов. Так, в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 июля 2010 г. по делу № А65-33483/2009 отмечено, что на объекте недвижимости был выполнен комплекс строительно-монтажных работ, в результате которых изменились его основные технические показатели, произведена перепланировка помещений и увеличилось их количество, изменилось качество инженерно-технического обеспечения объекта недвижимости, увеличилась энергетическая нагрузка на помещения с 1,5 кВА на 2 кВА, изменилось назначение объекта недвижимости.

В результате арбитры констатировали, что материалами дела доказан факт осуществления реконструкции здания.

Кроме того, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2011 г. по делу № А56-1315/2011 судьи отметили, что, согласно требованиям статьи 257 Налогового кодекса РФ, квалификация произведенных работ в качестве реконструкции в целях исчисления налога на прибыль может быть осуществлена только при наличии проекта реконструкции.

Какие работы относить к ремонтным

Понятие «ремонт» в действующем налоговом и бухгалтерском законодательстве отсутствует. В то же время с недавних пор в Градостроительном кодексе РФ появились определения капитального ремонта. Изменения в статью 1 Градостроительного кодекса РФ внесены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 215-ФЗ. В частности, к капитальному ремонту объектов относится:

Замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций (исключением являются несущие строительные конструкции);

Замена и (или) восстановление систем (сетей) инженерно-технического обеспечения объектов недвижимости или их элементов;

Замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Кроме того, отдельно приведено определение капитального ремонта линейных объектов.

Это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов недвижимости и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон указанных объектов.

Учет расходов на реконструкцию

При проведении реконструкции налогоплательщик за все время проведения работ должен обеспечить накопительный учет данных о затратах в разрезе всех элементов расходов (материалы, оплата труда, начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и др.). По окончании работ по реконструкции производится оценка первоначальной стоимости реконструированного объекта с учетом расходов на реконструкцию, включающих в том числе затраты на оплату услуг сторонних организаций. Следовательно, расходы по реконструкции до момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию квалифицируются в качестве формирующих первоначальную стоимость амортизируемого имущества – основного средства.

Указанные затраты после получения разрешения на ввод в эксплуатацию включаются в состав расходов посредством начисления амортизации в течение срока полезного использования объекта недвижимости.

Таким образом, расходы по строительству объекта недвижимости учитываются в целях налогообложения прибыли с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, но не ранее 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено документальное подтверждение факта подачи документов на государственную регистрацию прав на объект (письмо Минфина России от 14 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/96).

Обоснование расходов на ремонт

Для того чтобы избежать претензии со стороны налоговой инспекции при проведении ремонта, необходимо иметь в наличии документы, обосновывающие проведение ремонта и подтверждающие затраты на его проведение.

К таким документам относятся: дефектная ведомость, приказ руководителя организации о проведении ремонта, договор на выполнение ремонтных работ (если ремонт осуществляет фирма самостоятельно, необходимы планы (графики) ремонта, сметы расходов на ремонт, накладные на внутреннее перемещение объектов основных средств и на отпуск материалов для ремонта, расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты работникам, производящим ремонт), акт о приеме-сдаче отремонтированных объектов, технические характеристики объектов после ремонта, экспертные заключения.

Данный подход разделяют и судьи. Например, в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2011 г. по делу № А05-5601/2010 к документам, подтверждающим необходимость проведения капитального ремонта, а следовательно, и оправданность расходов, отнесены план ремонтных работ и дефектные ведомости.

Арбитры квалифицировали проведение работ в качестве ремонтно-строительных, поскольку в результате их выполнения не увеличились технико-экономические показатели объекта, необходимость работ вызвана износом конструкций здания и оборудования, которые требовали восстановления или замены в соответствии с установленными сроками капитального ремонта для продолжения дальнейшей эксплуатации объекта. При этом был устранен моральный износ имеющегося оборудования.

Судьи Тринадцатого арбитражного апелляционного суда (постановление от 14 сентября 2011 г. по делу № А56-1315/2011) проанализировали представленные договоры, дефектные ведомости, акты выполненных работ и счета-фактуры, а также заключения специалистов, полученные как в ходе выездной налоговой проверки, так и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и решили, что в рассматриваемом случае был произведен ремонт здания.

При этом материалами дела было установлено, что технико-экономические показатели объекта не изменились и, следовательно, проведенные организацией работы относятся к категории ремонтных, а их стоимость правомерно отнесена в состав расходов, связанных с поддержанием основного средства в рабочем состоянии.На основании судебных решений можно сделать вывод о том, что к ремонтным относятся такие виды работ, которые не приводят к улучшению характеристик объекта основных средств. Причем при ремонте можно использовать новые, более долговечные и экономичные запчасти и материалы (детали) вместо изношенных.

В ходе текущей финансово-хозяйственной деятельности учреждения силовых ведомств в целях поддержания нормальных технико-эксплуатационных характеристик закрепленных за ними зданий и сооружений осуществляют текущий и капитальный ремонт, а иногда реконструкцию и строительство новых объектов основных средств. Поговорим о том, на что следует обратить внимание учреждениям при проведении ремонтных работ.

Понятийный аппарат

Перед тем как непосредственно переходить к проведению ремонтных работ, учреждению следует определить, к какому типу будут относиться выполняемые работы: к капитальному (текущему) ремонту или реконструкции. Ведь в случае неправильной квалификации работ и оплаты не того вида расходов учреждение может быть привлечено к ответственности за нецелевое использование средств.

Для этого необходимо обратиться к нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность в области строительства, так как действующее бухгалтерское и налоговое законодательство не содержит определений указанных понятий.

В соответствии с п. 3.8 МДС 81-35.2004 к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

Для справки: предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В ходе анализа приведенных определений можно сделать вывод, что при текущем ремонте можно проводить только незначительные работы, следовательно, все основные работы должны выполняться при капитальном ремонте. Например, частичный ремонт кровли с учетом незначительности материальных и трудовых затрат будет являться текущим ремонтом, а сплошная смена или замена всех видов кровли – капитальным.

Согласно п. 3.4 МДС 81-35.2004 при реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия:

  • расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;
  • строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;
  • строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.

Таким образом, если учреждение планирует заменить покрытие кровли, это будет признано ремонтом (текущим или капитальным), а если оно хочет оборудовать на чердаке рабочие кабинеты или надстроить на кровле мансарду, то данные работы уже будут являться реконструкцией.

Заметим, что аналогичные нормы есть в Градостроительном кодексе.

Перечень основных работ, проводимых в ходе текущего и капитального ремонта в отношении объектов социально-культурной сферы, приведен в ВСН 58-88(р), а в отношении объектов производственной сферы – в МДС 13-14.2000.

В соответствии с п. 1.1 ВСН 58-88(р) данное положение распространяется на объекты коммунального и социально-культурного назначения независимо от формы собственности. Согласно приложению В к СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 635/10 к зданиям и помещениям общественного назначения относятся:

  • здания и сооружения для объектов, обслуживающих население;
  • здания объектов по обслуживанию общества и государства (в частности, здания судов и прокуратуры, а также правоохранительных организаций (полиция, таможня)).

Обратите внимание: перечень дополнительных работ, проводимых при капитальном ремонте, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88(р).

Согласно п. 5.1 ВСН 58-88(р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

При реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:

  • изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований – их частичная разборка;
  • повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);
  • улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.

При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения могут предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.

Перечень основных работ, выполняемых при текущем ремонте, представлен в приложении 4 к ВСН 58-88(р).

Обоснование проводимых работ

Особое внимание следует уделить вопросам обоснованности проведения ремонтных работ. Согласно п. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации учреждения должны обеспечивать техническое обслуживание зданий, сооружений, их эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений осуществляется в период их эксплуатации путем периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Для справки: на основании п. 3.2 ВСН 58-88(р) проводимые осмотры делятся на плановые и внеплановые. В свою очередь, плановые осмотры подразделяются на общие и частичные.

При общих осмотрах контролируется техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах – техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Внеплановые осмотры должны проводиться после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований.

Обратите внимание: общие осмотры должны проводиться два раза в год (весной и осенью).

Для проведения указанных осмотров учреждению следует создать комиссию, а их результаты нужно отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В данных документах должны содержаться оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтных работах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.

Основанием для проведения ремонтных работ должны служить акты осмотра имущества и дефектные ведомости (дефектные акты) (Письмо Минфина РФ от 04.12.2008 № 03-03-06/4/94). С целью проведения осмотров в учреждении необходимо сформировать комиссию или назначить ответственных лиц. В дефектной ведомости целесообразно показать следующие сведения:

  • идентификационные данные объекта основных средств (инвентарный номер, краткую характеристику объекта, место его расположения и т. д.);
  • выявленные дефекты и недостатки;
  • перечень необходимых работ для приведения объекта основных средств в рабочее состояние;
  • подписи членов комиссии, проводящих осмотр.

Вместе с тем, по нашему мнению, целесообразно утвердить формы документов в учетной политике учреждения. В качестве примера можно использовать акт о выявленных дефектах оборудования, который составляется по форме ОС-16, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Обратите внимание: формы указанных документов не утверждены. Значит, эти документы могут быть составлены в произвольной форме.

Ремонтные работы могут проводиться как силами работников учреждения (в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей), так и с привлечением сторонних организаций. Напомним, что привлечение сторонней организации должно осуществляться в соответствии с процедурами, предусмотренными федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Проектная и разрешительная документация

После того, как учреждение определилось с недостатками, которые должны быть устранены, составляется смета на проведение ремонтных работ и заключается государственный контракт на основании процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе. Напомним, что договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна представить соответствующую документацию.

Основанием для определения цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный или текущий ремонт объекта капитального строительства является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством РФ.

В силу ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Состав проектной документации приведен в ч. 12 ст. 48 ГрК РФ и Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Обратите внимание: следует учитывать, что в случае проведения текущего ремонта достаточно лишь сметы, обосновывающей стоимость работ.

В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также при проведении этой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации данной проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безо­пасности объектов.

После получения положительного заключения государственной экспертизы проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.

Согласно п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Оформление выполненных работ

Напомним, что оплата выполненных работ должна осуществляться в порядке, установленном заключенным контрактом. При этом следует помнить, что согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта учреждение обязано провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться учреждением своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае проведения ремонтных работ экспертизу следует осуществлять в виде контрольных обмеров выполненных работ.

Обратите внимание: в том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносится только имеющаяся в документах информация.

Суть данной проверки заключается в сопоставлении фактически выполненных объемов работ в натуре (на объекте строительства или ремонта) с аналогичными объемами, указанными в актах по форме КС-2.

Исходными документами для проведения контрольных обмеров являются:

  • акты выполненных работ по форме КС-2, где отражены виды и стоимость проведенных работ;
  • акты на скрытые работы.

Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии он подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчик в те же сроки направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

На практике встречаются случаи, когда необходимо провести изначально не предусмотренные дополнительные работы. Следует помнить, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, кроме случаев, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении возможно, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются установленные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить его цену исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на установленное в контракте количество такого товара.

Итак, в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работ, но не более чем на 10%.

Что касается возникновения необходимости выполнить работы, не предусмотренные контрактом, для их проведения учреждению нужно осуществить новую закупку конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом о контрактной системе.

Для отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных) для проведения ремонта, следует применять акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) (далее – акт (ф. 0504103)).

В акте (ф. 0504103) содержатся сведения о сроках проведения работ по договору и фактически сведения об объекте основных средств и расходах на проведение работ по ремонту, реконструкции и (или) модернизации.

Первый экземпляр акта остается в учреждении, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт. Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию. Он утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Обратите внимание: если ремонт выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах.

Если же ремонтные работы осуществляются силами работников учреждения в соответствии с их должностными обязанностями, затраты оформляются следующими унифицированными формами первичной документации:

  • расход материалов – актом о списании материальных запасов (ф. 0504230);
  • затраты на оплату труда – табелем учета использования рабочего времени (ф. 0504421), расчетными и платежными ведомостями (ф. 0504401, 0504403).

Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость, включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета – инвентарной карточке учета объекта нефинансовых активов (ф. 0504031) соответствующего объекта основных средств путем внесения записей о произведенных изменениях без отражения на счетах бухгалтерского учета (п. 27 Инструкции № 157н).

Списание использованных в процессе проведения работ материальных запасов, приобретенных заказчиком самостоятельно и переданных исполнителю (подрядчику), оформляется актом списания материальных запасов, который составляется на основании перечня использованных при проведении работ материалов, обозначенных в акте приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.

В заключение еще раз отметим, что в ходе проведения ремонтных работ осуществляется замена выбывших из строя частей, деталей новыми, при этом функции основного средства не меняются, то есть такая замена не расширяет и не увеличивает возможности объекта основных средств и не улучшает его технические характеристики. В ходе же проведения реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования. Затраты на реконструкцию объекта основных средств после ее окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта.