Согласно всем словарям, дверь – это проем, брешь и в то же время то, что все это закрывает. Образно говоря, это переход через какую-то грань, пространственная связь вещей, находящихся по разные стороны измерения или в разных местах. Открывая переход или закрывая его, происходит доступ или ограничения к разным вещам. Именно этим объясняется ее привилегированное положение в общей системе ценностей и тех же вещей.

Дверь – это нечто, проходя сквозь которое, мы нарушаем границу, вторгаясь в лежащую за ее пределами область, раскрывая все преграды.

История словообразования «дверь» изначально подразумевает раскрытие естественной преграды, освобождение и предоставляющуюся возможность познания.

Иисус Христос говорил: я – дверь. И поэтому три двери церкви или собора означают веру, милосердие и надежду.

В древней Индии на них изображали божества, чтобы домочадцы могли вступить в астральное соприкосновение с высшим разумом. Митраизм, под понятием «дверь» подразумевался вход в семь областей неземного рая. Символизируя вход и выход в пещеры инициализации душ, которые приходят и покидают этот мир.

Солнцестояние, летнее, в Раке – дверь человека, провожает, убывающую с каждым днем, силу солнца, отождествляя ее с закатом, в то время, как солнцестояние в Единороге, зимой наоборот олицетворяет прибывающую его силу и восход.

В жизни дверь – это проем, дыра, брешь, просто фрагмент некой границы, пропускающий на запредельную территорию. Ведь недаром, древнерусский обычай прикрывать веки усопшим, связан с поверием в то, что глаза являются дверью в потусторонний мир мертвых.

В то время как ряд фольклорных поговорок подразумевает другое – «чужой рот – не свои ворота», «закрой рот на замок» и т. д.

С другой стороны, скорее всего, история словообразования «дверь» получила свое распространение от более материального – от самой матушки природы, где большая глыба с самого начала выступала в качестве обыкновенного затвора, заслоняющего проход в пещеру и которая постепенно развивалась и совершенствовалась вместе с человеком. Что в конце концов привело к сегодняшнему определению двери – посаженный на петли и снабженный одним или несколькими запирающими приспособлениями, затвор.
Но видно это обозначение не прижилось, в то время как само совершенствование двери продолжается.

История №2

История слова “дверь” уходит корнями глубоко в прошлое, как и сама дверь, которая находится у каждого из нас в квартире, причем не одна. Ведь в то время, когда люди еще не приспособились и не умели возводить большие долговечные постройки, наши предки уже придумали способ отделиться от окружения и друг от друга. При том самым распространенным и комфортным материалом в то время была шкура. Крупным куском шкуры отгораживался проход в пещеру, либо землянку, так же перегораживали и свое личное пространство.

“Дверь” – слово древнее, и пришло оно в нашу речь от индоевропейцев. Подобные слова встречаются в словарном обороте многих народов, а так же и в индоевропейском. Но самую большую связь оно имеет со словом “двор” и освещает в основном предназначение предмета – “преграда”. Так же и близки по смыслу слову дверь такие слова, как “ворота”, “ворот”. Следует заметить, что самое известное латинское слово звучит как “forum”, несет за собой тот же смысл, что и русское слово “двор”. Соответственно, дверь по-латыни будет звучать как “foris”.

Известно, что само слово “дверь” в разговоре разных стран мира и до настоящего времени немного созвучно со словом Древнего Египта “дауэр”. Так же это английское слово “доор”, слово из голландии “деур”, из албании “дера”, из дании “деор”, из литвы “дурус”, из норвегии “дор”, из чехии “двере”, из ирландии “дорас”, из германии “тюр” и так далее. Однако в Италии и Испании слово “дэур” не прижилось, оно было вытеснено латинским словом “порта”, что означает городские ворота или въезд в город.

Существует такой факт, что впервые деревянные двери появились в Древнем Риме. Они хорошо справлялись с данной им задачей отгорожения помещений. Со временем прочный и долговечным материал вытеснил бронзу и медь.

Самое последнее кардинальное изменение дошло до дверей во время промышленной революции, тогда по всему миру производство их стало массовым. Однако много лет, одерживающая первое место по , Италия и в настоящее время их удерживает. Итальянские двери – это самое высокое качество, которое проверенно веками.

История №3

Двери сопровождали человека на протяжении всей его истории. Они возникли одновременно с первым укрытием и жилищем человека, и имели цель защиты его от холода, москитов, хищных животных и врагов. Самым древним вариантом входной двери можно считать шкуру животного, которой закрывался вход в пещеру.

А первые , согласно историческим источникам, появились уже в Древнем Риме – якобы для римских императоров конструкция способствовала созданию эффекта отгороженного пространства в их палатах.

По всей Европе двери, как феномен, распространились уже после падения Римской Империи. В том числе – на Руси, где они в те времена изготавливались исключительно из дерева. И чем больше был дом, тем больше их сооружалось внутри него.

Дверь - проем в наружной или внутренней стене здания, назначенный для прохода. Проем этот обыкновенно заполняется рамою , в которой укрепляются подъемные полотнища , одностворчатые или двустворчатые. Проем дверей почти всегда прямоугольной формы, но у наружных дверей нередко верхняя часть проема имеет дугообразный вид. В романском стиле преобладает полуциркульное завершение дверного проема, в готическом - стрельчатое. Верхняя часть отверстия при отделке его деревом называется перекладиною ; при устройстве ее из кирпичей или камней, расположенных в виде прямой арки, - перемычкою .Дверные рамы могут быть прислонные или закладные . Рама простейшего вида состоит из нижнего бруса - порога , верхнего - перекладины и боковых - косяков . В брусьях рам вырезается паз или выемка, в которую упирается дверное полотнище. Последнее почти всегда имеет вид прямоугольника; только в редких случаях верхняя часть полотнища делается дугообразной. Одностворчатые небольшие двери в строениях или частях строений второстепенных сколачиваются из досок, скрепленных между собою накладками и шпонками, которые для неизменяемости связываются диагонально. В лучших же постройках употребляются двери более тщательной работы, так называемые филенчатые полотнища, которые в богатых зданиях украшаются художественной резьбой или скульптурной работой. Составную часть дверей образуют еще металлические приборы , состоящие из петель, замков, засовов и пр. различных конструкций, к чему присоединяются иногда приспособления для автоматического затвора двери и пр. По способу открывания двери бывают еще сдвижные, подъемные, висячие и пр. В монументальных изданиях отверстиями дверей, равно как и окон, пользуются для придания зданию определенного характера соответственно его назначению и стилю постройки, с помощью более или менее украшенных орнаментов. В некоторых стилях (готическом) приборы и вообще отделка двери слесарной работой служит также элементом для достижения художественного эффекта (лапчатые петли, кольца и пр.). Богато отделанные и изукрашенные двери, в особенности главных входов церковных и дворцовых зданий, называются порталами .

По конструкции двери бывают:

  • рамочные
  • филёнчатые
  • щитовые со сплошным или мелкопустотным заполнением
  • с порогом или без него
  • с фрамугой или без неё
  • остеклённые
  • глухие
  • арочные
  • радиусные

Различают двери:

  • повышенной влагостойкости , изготовленные для помещений с влажностью воздуха более 60 % (наружные и тамбурные двери).
  • двери нормальной влагостойкости, изготовленные для помещений с влажностью воздуха до 60 % (внутренние двери).

В зависимости от вида отделки поверхностей двери бывают:

  • с непрозрачным отделочным покрытием (красками, эмалями, декоративными пластиками или плёнками).
  • с прозрачным покрытием (лаками).

Составляющая дверного блока, служит для навешивания на неё дверного полотна и расположения в ней ответной части фиксирующего устройства. Дверная коробка жестко крепится в дверном проеме, составляя с ним единое целое. Наличие коробки в комплекте двери свидетельствует о повышенной степени сопряжения проёма с дверью, для обеспечения лучшей изоляции разделяемых пространств.

  • Порог - нижняя поперечная часть дверной коробки. Примечателен тем, что может не входить в комплект коробки либо иметь упрощённую конфигурацию.
  • Притвор - небольшой равномерный выступ по всему периметру полотна и/или коробки, служащий ограничителем при закрывании, скрывающий зазоры между полотном и коробкой и повышающий изоляционные свойства двери.
  • Наличники - специальные декоративные планки, которые закрывают шов, соединяющий дверной проем и коробку. В дверях из стали могут быть выполнены заодно с коробкой, повышая защитные свойства.
  • Петли - традиционное устройства для удержания двери и обеспечения ее открытия и закрытия.
  • Аксессуары и фурнитура

    • Замок - обеспечивает заданную секретность блокировки двери.
    • Глазок - оптическое устройство для наблюдения за ситуацией с внешней стороны двери.
    • Доводчик дверного полотна - плавно возвращает дверь в закрытое положение.
    • Броненакладка - дополнительная защита секретного механизма от вскрытия.
    • Дверной упор - предназначен для предотвращения повреждения стены при открывании двери.
    • Дверная ручка или иное приспособление для привода двери в открытое или закрытое положение.
    • Противосъем - шип или сплошной контур, для защиты от вскрытия методом "разрушения петель".

    Особое значение образ дверей имеет в романе Гюстава Флобера «Саламбо» (). В главе «Гамилькар Барка» в описании дворца выделяются помеченные чёрным крестом двери с медными решётками. Подчеркивается «суровая пышность» красных дверей, а золотые переплёты заставляют солдат вспомнить торжественное и непроницаемое лицо владельца здания. Автор впервые вводит заглавную героиню в повествование через среднюю дверь верхней террасы дворца. Дверь открылась, пишет Флобер, чтобы красавица в чёрных одеждах показалась на её пороге. Не менее интересны предсказания Спендия, адресованные Мато. Спендий обещает солдату жалкую старость, когда слепой и хромой старик с посохом будет «ходить от двери к двери и рассказывать про свою молодость малым детям и продавцам рассола». То есть у романиста двери оказываются обязательным и драматичным элементом в составлении психологического портрета персонажей. В современной литературе эта традиция была развита американским НФ-писателем Л.Картером .

    Известна повесть В.Катаева «Маленькая железная дверь в стене» (). Российский драматург А.Володин написал сценарий фильма «Звонят, откройте дверь» (). Творчество английской рок-группы Doors и личность Джима Моррисона стали объектом изучения в художественном фильме The Doors режиссёра Оливера Стоуна. Среди киноэстетов особо отмечен фильм «Осторожно, двери закрываются » (Sliding Doors, ) режиссёра Питера Хауитта с Гвинет Пэлтроу в главной роли.

    Дверь - классический архетип иномирия . В традиционной научно-фантастической литературе дверь - это универсальный телепортационный канал. На рубеже ХХ и XXI века образ дверей получил новое значение в свете компьютеризации общества и развития киберпанка как цифровой выход в виртуальное пространство. В культовом фильме «Матрица» главный персонаж неоднократно оказывается перед дверью, что символизирует ситуацию жизненного выбора.

    В контексте современности образ и описание запертой двери имеют преимущественно негативное понимание и прочтение. Также широко известен рассказ фантаста Герберта Уэллса - «Дверь в стене» . Именно за этой зелёной дверью в белой стене, согласно рассказу, находился чудесный мир, личный рай мальчика.

    Загадки

    • Не шагает, а ходит.
    • В сенях ходит, да в избу не заходит.
    • Ходит без ног, держит без рук.
    • И день, и ночь по одному полозу ходит.
    • И старый и малый за пупок тянут.
    • Два подьячих водят Марью вертячку (двери и петли).
    • Соловьиное гнёздышко ни в избе, ни на дворе (скрип).
    • Кто всякому руку подаёт? (дверная ручка).

    Напишите отзыв о статье "Дверь"

    Примечания

    См. также

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • // Mixtura verborum 2007: сила простых вещей: сб. ст. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2007. - С.13-26
    • Гацура, Генрих ; Эпштейн, Юрий. Двери и стили . Энциклопедия. История дверей во всех классических стилях. 500 стр. Москва, 2013 год. ISBN 978-5-905233-03-6

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Дверь

    – Неприятель потушил огни, и слышен непрерывный шум в его лагере, – сказал он. – Что это значит? – Или он удаляется, чего одного мы должны бояться, или он переменяет позицию (он усмехнулся). Но даже ежели бы он и занял позицию в Тюрасе, он только избавляет нас от больших хлопот, и распоряжения все, до малейших подробностей, остаются те же.
    – Каким же образом?.. – сказал князь Андрей, уже давно выжидавший случая выразить свои сомнения.
    Кутузов проснулся, тяжело откашлялся и оглянул генералов.
    – Господа, диспозиция на завтра, даже на нынче (потому что уже первый час), не может быть изменена, – сказал он. – Вы ее слышали, и все мы исполним наш долг. А перед сражением нет ничего важнее… (он помолчал) как выспаться хорошенько.
    Он сделал вид, что привстает. Генералы откланялись и удалились. Было уже за полночь. Князь Андрей вышел.

    Военный совет, на котором князю Андрею не удалось высказать свое мнение, как он надеялся, оставил в нем неясное и тревожное впечатление. Кто был прав: Долгоруков с Вейротером или Кутузов с Ланжероном и др., не одобрявшими план атаки, он не знал. «Но неужели нельзя было Кутузову прямо высказать государю свои мысли? Неужели это не может иначе делаться? Неужели из за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» думал он.
    «Да, очень может быть, завтра убьют», подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспоминал первые времена своей любви к ней! Вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя, и он в нервично размягченном и взволнованном состоянии вышел из избы, в которой он стоял с Несвицким, и стал ходить перед домом.
    Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра! – думал он. – Завтра, может быть, всё будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, даже наверное, завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать всё то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он… Ну, а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? – «Ну, а потом, – отвечает сам себе князь Андрей, – я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать: но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей», подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова. На дворе Кутузова слышались голоса укладывавшихся денщиков; один голос, вероятно, кучера, дразнившего старого Кутузовского повара, которого знал князь Андрей, и которого звали Титом, говорил: «Тит, а Тит?»
    – Ну, – отвечал старик.
    – Тит, ступай молотить, – говорил шутник.
    – Тьфу, ну те к чорту, – раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг.
    «И все таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!»

    Ростов в эту ночь был со взводом во фланкёрской цепи, впереди отряда Багратиона. Гусары его попарно были рассыпаны в цепи; сам он ездил верхом по этой линии цепи, стараясь преодолеть сон, непреодолимо клонивший его. Назади его видно было огромное пространство неясно горевших в тумане костров нашей армии; впереди его была туманная темнота. Сколько ни вглядывался Ростов в эту туманную даль, он ничего не видел: то серелось, то как будто чернелось что то; то мелькали как будто огоньки, там, где должен быть неприятель; то ему думалось, что это только в глазах блестит у него. Глаза его закрывались, и в воображении представлялся то государь, то Денисов, то московские воспоминания, и он опять поспешно открывал глаза и близко перед собой он видел голову и уши лошади, на которой он сидел, иногда черные фигуры гусар, когда он в шести шагах наезжал на них, а вдали всё ту же туманную темноту. «Отчего же? очень может быть, – думал Ростов, – что государь, встретив меня, даст поручение, как и всякому офицеру: скажет: „Поезжай, узнай, что там“. Много рассказывали же, как совершенно случайно он узнал так какого то офицера и приблизил к себе. Что, ежели бы он приблизил меня к себе! О, как бы я охранял его, как бы я говорил ему всю правду, как бы я изобличал его обманщиков», и Ростов, для того чтобы живо представить себе свою любовь и преданность государю, представлял себе врага или обманщика немца, которого он с наслаждением не только убивал, но по щекам бил в глазах государя. Вдруг дальний крик разбудил Ростова. Он вздрогнул и открыл глаза.
    «Где я? Да, в цепи: лозунг и пароль – дышло, Ольмюц. Экая досада, что эскадрон наш завтра будет в резервах… – подумал он. – Попрошусь в дело. Это, может быть, единственный случай увидеть государя. Да, теперь недолго до смены. Объеду еще раз и, как вернусь, пойду к генералу и попрошу его». Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз объехать своих гусар. Ему показалось, что было светлей. В левой стороне виднелся пологий освещенный скат и противоположный, черный бугор, казавшийся крутым, как стена. На бугре этом было белое пятно, которого никак не мог понять Ростов: поляна ли это в лесу, освещенная месяцем, или оставшийся снег, или белые дома? Ему показалось даже, что по этому белому пятну зашевелилось что то. «Должно быть, снег – это пятно; пятно – une tache», думал Ростов. «Вот тебе и не таш…»
    «Наташа, сестра, черные глаза. На… ташка (Вот удивится, когда я ей скажу, как я увидал государя!) Наташку… ташку возьми…» – «Поправей то, ваше благородие, а то тут кусты», сказал голос гусара, мимо которого, засыпая, проезжал Ростов. Ростов поднял голову, которая опустилась уже до гривы лошади, и остановился подле гусара. Молодой детский сон непреодолимо клонил его. «Да, бишь, что я думал? – не забыть. Как с государем говорить буду? Нет, не то – это завтра. Да, да! На ташку, наступить… тупить нас – кого? Гусаров. А гусары в усы… По Тверской ехал этот гусар с усами, еще я подумал о нем, против самого Гурьева дома… Старик Гурьев… Эх, славный малый Денисов! Да, всё это пустяки. Главное теперь – государь тут. Как он на меня смотрел, и хотелось ему что то сказать, да он не смел… Нет, это я не смел. Да это пустяки, а главное – не забывать, что я нужное то думал, да. На – ташку, нас – тупить, да, да, да. Это хорошо». – И он опять упал головой на шею лошади. Вдруг ему показалось, что в него стреляют. «Что? Что? Что!… Руби! Что?…» заговорил, очнувшись, Ростов. В то мгновение, как он открыл глаза, Ростов услыхал перед собою там, где был неприятель, протяжные крики тысячи голосов. Лошади его и гусара, стоявшего подле него, насторожили уши на эти крики. На том месте, с которого слышались крики, зажегся и потух один огонек, потом другой, и по всей линии французских войск на горе зажглись огни, и крики всё более и более усиливались. Ростов слышал звуки французских слов, но не мог их разобрать. Слишком много гудело голосов. Только слышно было: аааа! и рррр!
    – Что это? Ты как думаешь? – обратился Ростов к гусару, стоявшему подле него. – Ведь это у неприятеля?
    Гусар ничего не ответил.
    – Что ж, ты разве не слышишь? – довольно долго подождав ответа, опять спросил Ростов.
    – А кто ё знает, ваше благородие, – неохотно отвечал гусар.
    – По месту должно быть неприятель? – опять повторил Ростов.
    – Може он, а може, и так, – проговорил гусар, – дело ночное. Ну! шали! – крикнул он на свою лошадь, шевелившуюся под ним.
    Лошадь Ростова тоже торопилась, била ногой по мерзлой земле, прислушиваясь к звукам и приглядываясь к огням. Крики голосов всё усиливались и усиливались и слились в общий гул, который могла произвести только несколько тысячная армия. Огни больше и больше распространялись, вероятно, по линии французского лагеря. Ростову уже не хотелось спать. Веселые, торжествующие крики в неприятельской армии возбудительно действовали на него: Vive l"empereur, l"empereur! [Да здравствует император, император!] уже ясно слышалось теперь Ростову.
    – А недалеко, – должно быть, за ручьем? – сказал он стоявшему подле него гусару.
    Гусар только вздохнул, ничего не отвечая, и прокашлялся сердито. По линии гусар послышался топот ехавшего рысью конного, и из ночного тумана вдруг выросла, представляясь громадным слоном, фигура гусарского унтер офицера.
    – Ваше благородие, генералы! – сказал унтер офицер, подъезжая к Ростову.
    Ростов, продолжая оглядываться на огни и крики, поехал с унтер офицером навстречу нескольким верховым, ехавшим по линии. Один был на белой лошади. Князь Багратион с князем Долгоруковым и адъютантами выехали посмотреть на странное явление огней и криков в неприятельской армии. Ростов, подъехав к Багратиону, рапортовал ему и присоединился к адъютантам, прислушиваясь к тому, что говорили генералы.

    1. Полотно, перекрывающее соответствующий ему по размеру проём.
    2. Навесное устройство, обеспечивающее перемещение полотна для освобождения проёма.
    3. Фиксирующее устройство, придаёт полотну устойчивость в закрытом состоянии.
    4. Ручка или иное приспособление для привода двери в открытое или закрытое положение.
    5. Декоративные элементы - наличники, лутки.

    Дополнительные конструктивные элементы

    1. Дверная коробка - составляющая дверного блока, служит для навешивания на неё дверного полотна и расположения в ней ответной части фиксирующего устройства. Дверная коробка жестко крепится в дверном проеме, составляя с ним единое целое. Наличие коробки в комплекте двери свидетельствует о повышенной степени сопряжения проёма с дверью для обеспечения лучшей изоляции разделяемых пространств.
    2. Порог - нижняя поперечная часть дверной коробки. Примечателен тем, что может не входить в комплект коробки либо иметь упрощённую конфигурацию.
    3. Притвор - небольшой равномерный выступ по всему периметру полотна и/или коробки, служащий ограничителем при закрывании, скрывающий зазоры между полотном и коробкой и повышающий изоляционные свойства двери.
    4. Наличники - специальные декоративные планки, которые закрывают шов, соединяющий дверной проем и коробку. В дверях из стали могут быть выполнены заодно с коробкой, повышая защитные свойства.
    5. Петли - традиционное устройства для удержания двери и обеспечения ее открытия и закрытия.

    Аксессуары и фурнитура

    Творчество американской рок-группы Doors и личность Джима Моррисона стали объектом изучения в художественном фильме The Doors режиссёра Оливера Стоуна. Среди киноэстетов особо отмечен фильм «Осторожно, двери закрываются » (Sliding Doors, 1998) режиссёра Питера Хауитта с Гвинет Пэлтроу в главной роли.

    Дверь - классический архетип иномирия : например, «Вельд » Рея Брэдбери . В традиционной научно-фантастической литературе дверь - это универсальный телепортационный канал. На рубеже ХХ и XXI века образ дверей получил новое значение в свете компьютеризации общества и развития киберпанка как цифровой выход в виртуальное пространство. В культовом фильме «Матрица» (1999) главный персонаж неоднократно оказывается перед дверью, что символизирует ситуацию жизненного выбора.

    В контексте современности образ и описание запертой двери имеют преимущественно негативное понимание и прочтение. Также широко известен рассказ фантаста Герберта Уэллса - «Дверь в стене» . Именно за этой зелёной дверью в белой стене, согласно рассказу, находился чудесный мир, личный рай мальчика.

    Мифологическое значение

    У древних славян дверь несла в себе символику границы и смысл входа и выхода. В отличие от ворот, дверь представляла собой границу жилого пространства и осуществляла его связь со внешним миром (когда была открыта), а также - защиту от него (когда была закрыта). В ряде своих признаков дверь противопоставляется окнам и это проявляется в обычае выносить «нечистых» умерших через окно или специально проделанный проём в стене. Двери оставлялись открытыми только в особых случаях, например, если в доме был умирающий, для того, чтобы душа могла свободно покинуть бренное тело. При этом двери должны были оставаться открытыми до тех пор, пока родные не вернуться с похорон. Двери часто становились объектами охранительной магии как целиком, так и в виде отдельных элементов: порога, притолоки, косяка, петель, замочной скважины или дверной ручки .

    Загадки

    • Не шагает, а ходит.
    • В сенях ходит, да в избу не заходит.
    • Ходит без ног, держит без рук.
    • И день, и ночь по одному полозу ходит.
    • И старый и малый за пупок тянут.
    • Два подьячих водят Марью вертячку (двери и петли).
    • Соловьиное гнёздышко ни в избе, ни на дворе (скрип).
    • Кто всякому руку подаёт? (дверная ручка).

    Двери

    Декоративная старая дверь.

    Дверь - элемент конструкции, призванный обеспечить доступ или, наоборот, ограничить проникновение в замкнутое пространство. Наиболее известны домовые и автомобильные двери (дверцы). Чаще всего под «дверью» понимается отверстие в стене для передвижения по зданию и створ для ограничения данной возможности. В западноевропейской цивилизации дверь воспринимается синонимом понятий «вход» и «выход». Дверь остаётся структурообразующим элементом многих знакомых каждому человеку специфических пространств (купе в железнодорожном вагоне - это отделение для пассажиров, закрывающееся дверью).

    Составные части

    Дверь состоит минимум из

    • дверного полотна,
    • дверной фурнитуры

    Классификация

    Двери как створ различаются по материалу изготовления. Это железные, деревянные, стеклянные, пластиковые, алюминиевые двери и др. По месторасположению. Это входные, межкомнатные, коридорные, храмовые, кухонные и т. п. По конструктивным особенностям. Это распашные, раздвижные, маятниковые (ротационные) и т. д. По общему предназначению. Аварийные, противопожарные, запасные, секретные и т. д.

    Двери делятся на:

    • внутренние, или межкомнатные (разделяющие комнаты и входные в квартиры)
    • для санитарно-технических узлов
    • наружные (входные в здания)
    • тамбурные и специальные (например, запасные выходы, звукоизоляционные двери).
    • специальные (бронированые)

    Внутренние двери бывают межкомнатные, кухонные, для санузлов, подсобные (для кладовых, встроенных шкафов и т. п.), для выхода на балкон.

    По конструкции двери бывают:

    • рамочные
    • филёнчатые
    • щитовые со сплошным или мелкопустотным заполнением
    • с порогом или без него
    • с наплавом или без него
    • с фрамугой и без неё
    • остеклённые
    • глухие
    • арочные
    • радиусные

    По числу полотен двери бывают:

    • однопольные
    • двупольные
    • полуторопольные

    По направлению и способам открывания двери делятся на:

    • распашные (правые и левые)
    • качающиеся
    • раздвижные
    • подъёмно-раздвижные (грейферные)
    • складные
    • подъёмные

    Правые двери открываются против хода часовой стрелки, левые - по ходу часовой стрелки (при взгляде сверху).

    Различают двери:

    • повышенной влагостойкости, изготовленные для помещений с влажностью воздуха более 60 % (наружные и тамбурные двери)
    • двери нормальной влагостойкости, изготовленные для помещений с влажностью воздуха до 60 % (внутренние двери).

    В зависимости от вида отделки поверхностей двери бывают:

    • с непрозрачным отделочным покрытием (красками, эмалями, декоративными пластиками или плёнками)
    • с прозрачным покрытием (лаками).
    • с отделкой натуральным материалом (ламинат различных цветов,шпон)
    • c обтяжкой материей или кожезаменителем).

    Безопасность

    Дверным проёмам уделяется много внимания в связи с вопросами безопасности. Именно в дверных проёмах следует укрываться при землетрясениях и прочих стихийных бедствиях, вызывающих частичное разрушение здания. Дело в том, что при деформации крыши несущие элементы дверных проёмов способны выдержать вес обрушивающегося груза.

    Перспективы

    В современных технологиях особое значение получают функциональные возможности дверных проёмов с точки зрения качественных и количественных параметров воздушной завесы. Различные технические новинки помогают контролировать, направлять и изменять воздушный поток, движущийся через дверные проёмы. В условиях мегаполисов это делается с помощью системы местной приточной вентиляции, которая либо препятствует доступу в помещения наружного (холодного или горячего, сухого или влажного) воздуха, либо очищает загрязнённый воздух. Особую актуальность имеющиеся разработки приобретают в связи с планами возведения в Антарктиде и на планетах Солнечной системы многолюдных жилых комплексов.

    Художественный образ

    Двери - часть мебели. С ними связано множество русских народных художественных промыслов. Например, Городецкая роспись и т. п. С эстетической позиции наиболее привлекательны двери, в оформлении которых использованы цветные витражи .

    Особое значение образ дверей имеет в романе Гюстава Флобера «Саламбо» (). В главе «Гамилькар Барка» в описании дворца выделяются помеченные чёрным крестом двери с медными решётками. Подчеркивается «суровая пышность» красных дверей, а золотые переплёты заставляют солдатам вспомнить торжественное и непроницаемое лицо владельца здания. Автор впервые вводит заглавную героиню в повествование через среднюю дверь верхней террасы дворца. Дверь открылась, пишет Флобер, чтобы красавица в чёрных одеждах показалась на её пороге. Не менее интересны предсказания Спендия, адресованные Мато. Спендий обещает солдату жалкую старость, когда слепой и хромой старик с посохом будет «ходить от двери к двери и рассказывать про свою молодость малым детям и продавцам рассола». То есть, у романиста двери оказываются обязательным и драматичным элементом в составлении психологического портрета персонажей. В современной литературе эта традиция была развита американским НФ-писателем Л.Картером .

    Известна повесть В.Катаева «Маленькая железная дверь в стене» (). Российский драматург А.Володин написал сценарий фильма «Звонят, откройте дверь» (). Творчество английской рок-группы Doors и личность Джима Моррисона стали объектом изучения в художественном фильме The Doors режиссёра Оливера Стоуна. Среди киноэстетов особо отмечен фильм «Осторожно, двери закрываются » (Sliding Doors, ) режиссёра Питера Хауитта с Гвинет Пэлтроу в главной роли.

    Дверь - классический архетип иномирия. В традиционной научно-фантастической литературе дверь - это универсальный телепортационный канал. На рубеже ХХ и XXI века образ дверей получил новое значение в свете компьютеризации общества и развития киберпанка как цифровой выход в виртуальное пространство. В культовом фильме «Матрица» главный персонаж неоднократно оказывается перед дверью, что символизирует ситуацию жизненного выбора (дверь в квартиру Оракула и т. д. ). В продолжении фильма (Matrix Reloaded) герой вместе с Ключником в исполнении актёра Рэндалла Дюка Кима (Randall Duk Kim) ищет выход из лабиринта дверей, где помощь может оказать правильно выбранный ключ . В контексте современности образ и описание запертой двери имеют преимущественно негативное понимание и прочтение. Также широко известен рассказ фантаста Герберта Уэллса - «Дверь в стене». Именно за этой зелёной дверью в белой стене, согласно рассказу, находился чудесный мир, персональный рай мальчика.