0 Хотя про русских и говорят "Иваны родства не помнящие ", однако в нашем лексиконе сохранилось огромное количество пословиц и крылатых выражений, пришедших из глубины веков. К сожалению современное молодое поколение не всегда понимает значение, и тем более происхождение подобных пословиц. Поэтому на сайте сайт мы стараемся расшифровать для вас самые популярные фразеологизмы , смысл которых порой бывает понятен только по контексту . Сегодня речь пойдёт об ещё одном крайне любопытном выражении, это Ни пуха ни пера , что значит, вы сможете прочесть немного позже.
Однако, перед тем, как продолжить, мне бы хотелось посоветовать вам прочесть ещё пару новостей по тематике крылатых фраз. Например, что значит Бить баклуши ; как понять Пройти медные трубы ; что означает Человек человеку волк ; смысл Не поминай всуе и т. п.
Итак, продолжим, что значит Ни пуха ни пера фразеологизм ?

Ни пуха ни пера - это напутственное пожелание успеха и удачи, то есть это выраженное желание того, чтобы у человека было всё хорошо


Происхождение Ни пуха ни пера , своими корнями уходит глубоко в историю средневековой Руси. В то время, основной возможностью прокормить себя и свою семью была охота. Ведь наша страна сплошь состояла из могучих лесов, своими кронами подпирающими небеса. В таких условиях земледелие было осложнено отсутствием этой самой свободной земли. Однако в лесах водилась дичь, и разнообразные животные , которых активно употребляли в пищу.

К сожалению, человек очень суеверное существо, и ощущая себя песчинкой, среди огромного и страшного мира, он верил в различных духов, в порчу и сглаз. Поэтому родичи желали охотнику, который собирался в лес "И пуха и пера ", чтобы у их защитника и кормильца всё прошло успешно. В данном конкретном случае под "пухом" подразумевался "зверь", и соответственно под "пером" - птица .
Чтобы не сглазить такое доброе пожелание, нужно было традиционно ответить "Пошёл к чёрту!", впоследствии сократившееся до просто - "К чёрту ".
Однако, особо мнительные индивидуумы, боявшиеся сглазить, немного изменили поговорку, которая обрела прямо противоположный смысл - "Ни пуха Ни пера". В итоге конечно, рассчитывая на более обильную добычу.

После этого охотник получал традиционное напутствие, которое звучало примерно так: "Пусть в твои капканы не попадёт ни один зверь, пусть твои стрелы и дротики не попадут ни в одну птицу, а ловчая яма зарастёт мхом, так и не увидев добычи !" На это человек отвечал привычным образом - "К чёрту".
После этой процедуры, злые духи должны отстать от странного человека, который не хочет поймать себе живность. Глупые сущности незримо присутствующие во время этого разговора, услышав такое пожелание, обязательно отстанут, и пойдут строить козни тому, кто по их мнению действительно хочет подстрелить крупную дичь и накормить свою семью.

Вообще, даже в наше посвящённое время, большинство людей уверены, что лучше заранее не говорить о своих желаниях и мечтах, а то найдутся незримые силы, которые обязательно им напакостят. Поэтому, время от времени, мы можем услышать от наших знакомых или родственников "Ни пуха ни пера", на что мы машинально отвечаем - "К чёрту", даже не задумываясь, откуда появилось это странное пожелание.

Прочтя эту статью, вы узнали, что значит Ни пуха ни пера , и теперь перестанете бояться сглаза и порчи. Ведь это всё суеверия наших неграмотных предков.

Примечательна версия объяснения происхождения словоформы «ни пуха ни пера» русского дореволюционного писателя и фольклориста А. А. Мисюрева. Александр Александрович долгие годы собирал рабочий фольклор в Сибири. Мисюрев выдвигал гипотезу «внутренней борьбы» с прошлым сибиряка-христианина, в котором еще живы языческие суеверия.
Перед охотой, полагал А. А. Мисюрев, охотник остерегался поминать всуе христианские термины: считалось, что это рассердит лешего и в итоге навредит в промысле. Отсюда и ритуальное «открещивание» «ни пуха ни пера», которое должно было принести удачу.
Это мистическое заклинание, приносящее удачу, полагает кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИРЯ РАН Ольга Игоревна Северская, действительно предшествовало нелегкому испытанию, некоему ответственному делу, которое не след сглазить. Традиционный ответ на фразеологизм «К черту!» являлся логическим дополнением данного ритуального вербального действа. Ольга Игоревна объясняет этимологию фразеологизма «ни пуха ни пера» стремлением наших предков перед охотой «обдурить» хозяина леса, заверив его в том, что промысловику в его владениях «ничего не надо». О. И. Северская приводит многочисленные примеры из отечественной художественной литературы, где охотники и рыболовы таким образом настраивали себя на удачу.
Аналогичной версии придерживается и коллега Северской, тоже кандидат филологических наук, М. М. Вознесенская. Мария Марковна относит «ни пуха ни пера» к «охотничьим» фразеологизмам (всего, по подсчетам М. М. Вознесенской, в отечественных фразеологических словарях таких словоформ более тридцати – «за двумя зайцами», «сесть (лечь) на хвост», «на ловца и зверь бежит» и т.д.).
В пожелании «ни пуха ни пера» Вознесенская обращает внимание на метонимию тропов «пух» (пушной зверь») и «перо» («птица»). То есть, охотнику желали не добыть ни зверя, ни пернатых – от обратного, чтобы при этом обмануть лешего и не «сглазить» будущую охоту. В качестве примера употребления расхожего фразеологизма Мария Марковна приводит повесть Василия Аксенова «Мой дедушка – памятник», где одна из героинь желает «ни пуха ни пера» другому герою, а ее визави «по охотничьей привычке» отвечает: «К черту».

Почему желают "ни пуха ни пера"?

Ни пуха, ни пера . Это выражение - из охотничьего лексикона. Ведь если пожелать и того, и другого - удачи не будет. Заблудишься еще в трех соснах, чего доброго… Под пером подразумевали птицу, под пухом - зверя. Желая ни того и ни другого, стремились задобрить и обмануть злых духов. Это выражение служило своеобразным паролем. А отзывом звучало: «К черту!» Тоже - во избежание сглаза. Якобы, обман удавался, равно как и охота - знатная!

Комментарии

  • Рыбакам желают "ни хвоста, ни чешуи"
  • А что означает фраза - нипруха, ни хера?
  • Меняются времена, меняются нравы, но стародавние традиции и обряды крепко сидят в нашем подсознании. И люди верят, что мысли материальны.Поэтому мы и верим во всякие суеверия, хотя никакого научного подтверждения они не имеют. Но как говорится:чем черт не шутит.
  • Охотничьи приметы вошли в повседневность, забавно) Никогда не задумывался откуда такое выражение пошло, но узнать было интересно)
  • Очень интересно! В студенческие годы всегда желали друг другу, когда заходили на экзамен. Ничего не знала о происхождении этого выражения.
  • Я это выражение впервые услышала от своего дедушки, еще в детстве. Теперь понимаю, почему он часто это говорил, когда кто-нибудь куда-нибудь отправлялся, и бабушка ему говорила. Потому что он был заядлым рыбаком (хоть сфера и смежная с охотничьей)
  • Отличная статья. Читал и получил удовольствие. Большое спасибо автору.

Отечественные лингвисты единодушны в трактовке этимологи данного фразеологизма. Более того, для выяснения исторического значения этого словосочетания нет нужды подробно углубляться в семиотику его составляющих-существительных.

Как это разъясняют словари

Общее единодушие толковых словарей фразеологизмов сводится к тому, что фраза «Ни пуха ни пера!» - это пожелание удачи в каком-либо деле или начинании (словари Д. Ушакова (1939 г.), А. Федорова (2008 г.), В. Мокиенко и Т. Никитина (2007 г.), Е. Телия (2006 г.).

В этих словарях, расширенно разъясняющих значение данного фразеологизма, перечисляются многочисленные житейские ситуации, при которых исследуемая фраза может употребляться. Современные ученые-лингвисты («Большой словарь русских поговорок» Мокиенко и Никитина) не гнушаются и перечислением шутливо-ироничных вариаций смысла этой словоформы: «казарменная (общежитская) подушка», «курсантская постель», «раскладушка».

Однако в большинстве словарей непременно сказано, что исторический первоисточник фразеологизма «ни пуха ни пера» следует искать в традициях подготовки праславян к охоте.

Ни того ни другого, чтобы не сглазить

У одного из самых известных отечественных лингвистов Дмитрия Николаевича Ушакова в толковом словаре русского языка «ни пуха ни пера» - это пожелание удачи охотнику вроде обрядового «проклятия» - чтобы тот вернулся с добычей; прямое же славословие в данном случае способствует «сглазу».

В «Большом фразеологическом словаре русского языка» Е. Н. Телия смысл данного фразеологизма также сводится к общему пожеланию удачи в чем-либо, впрочем, часто произносимом в шутку.

Причем тут охота

Примечательна версия объяснения происхождения словоформы «ни пуха ни пера» русского дореволюционного писателя и фольклориста А. А. Мисюрева. Александр Александрович долгие годы собирал рабочий фольклор в Сибири. Мисюрев выдвигал гипотезу «внутренней борьбы» с прошлым сибиряка-христианина, в котором еще живы языческие суеверия.

Перед охотой, полагал А. А. Мисюрев, охотник остерегался поминать всуе христианские термины: считалось, что это рассердит лешего и в итоге навредит в промысле. Отсюда и ритуальное «открещивание» «ни пуха ни пера», которое должно было принести удачу.

Это мистическое заклинание, приносящее удачу, полагает кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИРЯ РАН Ольга Игоревна Северская, действительно предшествовало нелегкому испытанию, некоему ответственному делу, которое не след сглазить. Традиционный ответ на фразеологизм «К черту!» являлся логическим дополнением данного ритуального вербального действа. Ольга Игоревна объясняет этимологию фразеологизма «ни пуха ни пера» стремлением наших предков перед охотой «обдурить» хозяина леса, заверив его в том, что промысловику в его владениях «ничего не надо». О. И. Северская приводит многочисленные примеры из отечественной художественной литературы, где охотники и рыболовы таким образом настраивали себя на удачу.

Аналогичной версии придерживается и коллега Северской, тоже кандидат филологических наук, М. М. Вознесенская. Мария Марковна относит «ни пуха ни пера» к «охотничьим» фразеологизмам (всего, по подсчетам М. М. Вознесенской, в отечественных фразеологических словарях таких словоформ более тридцати - «за двумя зайцами», «сесть (лечь) на хвост», «на ловца и зверь бежит» и т.д.).

В пожелании «ни пуха ни пера» Вознесенская обращает внимание на метонимию тропов «пух» (пушной зверь») и «перо» («птица»). То есть, охотнику желали не добыть ни зверя, ни пернатых - от обратного, чтобы при этом обмануть лешего и не «сглазить» будущую охоту. В качестве примера употребления расхожего фразеологизма Мария Марковна приводит повесть Василия Аксенова «Мой дедушка - памятник», где одна из героинь желает «ни пуха ни пера» другому герою, а ее визави «по охотничьей привычке» отвечает: «К черту».

Примечательна версия объяснения происхождения словоформы «ни пуха ни пера» русского дореволюционного писателя и фольклориста А. А. Мисюрева. Александр Александрович долгие годы собирал рабочий фольклор в Сибири. Мисюрев выдвигал гипотезу «внутренней борьбы» с прошлым сибиряка-христианина, в котором еще живы языческие суеверия.
Перед охотой, полагал А. А. Мисюрев, охотник остерегался поминать всуе христианские термины: считалось, что это рассердит лешего и в итоге навредит в промысле. Отсюда и ритуальное «открещивание» «ни пуха ни пера», которое должно было принести удачу.
Это мистическое заклинание, приносящее удачу, полагает кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИРЯ РАН Ольга Игоревна Северская, действительно предшествовало нелегкому испытанию, некоему ответственному делу, которое не след сглазить. Традиционный ответ на фразеологизм «К черту!» являлся логическим дополнением данного ритуального вербального действа. Ольга Игоревна объясняет этимологию фразеологизма «ни пуха ни пера» стремлением наших предков перед охотой «обдурить» хозяина леса, заверив его в том, что промысловику в его владениях «ничего не надо». О. И. Северская приводит многочисленные примеры из отечественной художественной литературы, где охотники и рыболовы таким образом настраивали себя на удачу.
Аналогичной версии придерживается и коллега Северской, тоже кандидат филологических наук, М. М. Вознесенская. Мария Марковна относит «ни пуха ни пера» к «охотничьим» фразеологизмам (всего, по подсчетам М. М. Вознесенской, в отечественных фразеологических словарях таких словоформ более тридцати – «за двумя зайцами», «сесть (лечь) на хвост», «на ловца и зверь бежит» и т.д.).
В пожелании «ни пуха ни пера» Вознесенская обращает внимание на метонимию тропов «пух» (пушной зверь») и «перо» («птица»). То есть, охотнику желали не добыть ни зверя, ни пернатых – от обратного, чтобы при этом обмануть лешего и не «сглазить» будущую охоту. В качестве примера употребления расхожего фразеологизма Мария Марковна приводит повесть Василия Аксенова «Мой дедушка – памятник», где одна из героинь желает «ни пуха ни пера» другому герою, а ее визави «по охотничьей привычке» отвечает: «К черту».