НОД «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» .

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие» .

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» .

Интегрированные задачи:

  1. Познакомить детей с названиями комнатных растений, способами ухода за ними.
  2. Формировать знания детей о характерных особенностях строения комнатных растений.
  3. Развивать внимание, мышление, воображение, обогащать словарный запас.
  4. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к комнатным растениям.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Материалы и оборудование: игрушка «Цветок в горшке» , комнатные растения, картинки с изображением комнатных растений, лейки, тряпочки, палочки для рыхления.

Формы работы:

1. Игровая мотивация.

Воспитатель показывает детям игрушку «Цветок в горшке» и рассказывает, что цветок появился в группе не просто так: он хочет узнать о его друзьях, других комнатных растениях.

2. Знакомство с комнатными растениями.

Воспитатель показывает комнатные растения и называет их: бальзамин, примула, фикус, хлорофитум, герань, бегония, фиалка, кактус. Затем указывает на растения, дети называют их и по заданию воспитателя выделяют в растениях корень, стебель, листья, цветы.

3. Сравнение комнатных растений.

Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности растений и предлагает их сравнить.

Бегония: низкое растение с ползучим корневищем. Листья кособокие, широкие, овальные, заостренные. Стебель и листья волосистые, цветки мелкие, бледно-розовые, любит тень.

Хлорофитум: в горшке плотно прилегающие листья образуют роскошный куст. Листья прямые. Стебель тонкий и гладкий. Цветки белые, мелкие. Цветок любит свет; летом его надо обильно поливать.

Цикламен: листья плотные, округлые, зеленые с разными сероватыми и серебристыми узорами. Цветки крупные с заостренными изогнутыми лепестками. Они бывают красные, розовые, белые, сиреневые. Любит свет во время цветения.

Алоэ: листья выпуклые, сверху вогнутые, небольшими мягкими шипами по краям. Это лечебный цветок. Его соком лечат простуду, раны.

4. Физкультминутка «Солнце» .

Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем.

Мы закончили разминку
Отдохнули ножки, спинки.

5. Беседа об уходе за комнатными растениями.

Вопросы:

Кто должен ухаживать за комнатными растениями нашей группы? (Мы) .

Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли, цвели, были красивыми?

Для чего нужно вовремя поливать растения водой, вода – это их пища. Необходимо рыхлить землю в горшке, чтобы воздух проникал к корням. Если на листьях пыль, их следует протереть влажной тряпочкой. Расскажите, как вы и ваши родители ухаживаете за комнатными растениями дома?

Внимательно осмотрите комнатные растения. Какой уход требуется для них сейчас? (дети осматривают растения и отвечают на вопрос) .

Воспитатель предлагает детям лейки с водой, влажные тряпочки, палочки для рыхления.

О каких комнатных растениях вы узнали?

Как ухаживать за комнатными растениями?

Конспект НОД комнатные растения подготовила Токарева Екатерина Евгеньевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 г. Апшеронска.

Задачи образовательные:

  • формировать представления о частях растения: листья, стебель, корень и об их функциях;
  • уточнить первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле, почвенном питании, об уходе за ним – создании необходимых условий.
  • закреплять умение поливать растение из лейки, рыхлить землю в горшке.

Задачи развивающие:

  • развивать у детей умение делать выводы;
  • вызвать у детей интерес к комнатным растениям;
  • способствовать развитию любознательности.

Задачи воспитательные:

воспитывать желание ухаживать за растениями в уголке природы.

Словарная работа: земля, корень, стебель, листок, цветок, вода, поливать, опрыскивать, вытирать.

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений; совместная работа по уходу за растениями.

Оборудование: комнатное растение, стакан с подкрашенной водой, кусок белой ткани, лейка, тряпочка для протирания листьев, тазик с водой.

Методы и приемы: беседа, пояснения, указания, рассказ, сюрпризный момент, игровой момент, продуктивная деятельность.

Ход образовательной деятельности

Раздается стук в дверь… Приходит Лунтик, в руках держит горшок с цветком (сухие листья, увядшие цветы).

Лунтик. Ребята, здравствуйте. Я пришел к вам за помощью. Я нашёл завядший цветок, и я не знаю, как мне ему помочь, как его вылечить. И хочу спросить у вас совета. Вы мне поможете?

Воспитатель. Ребята, поможем Лунтику? (Ответы детей)

Воспитатель. Давайте расскажем ему, как мы ухаживаем за растениями, чтобы они хорошо росли? (Ответы детей)

Воспитатель. Лунтик, посмотри, в нашем природном уголке много цветов. Цветы, которые находятся в комнате, называются комнатными растениями. Все комнатные растения цветут. А у твоего цветка завяли листья. Как ты думаешь, почему?

Лунтик. Наверное, ему грустно.

Воспитатель. Ребята, почему завял цветок? (Ответы детей) Правильно! Лунтик, цветок хочет есть и пить.

Лунтик. Как это? Ведь у него же нет рта…

Воспитатель. У растений нет рта, они корнями берут из земли воду и питательные вещества. По корням вода и питательные вещества поднимаются в стебель, потом в листья и растение растет. Многие растения, когда вырастут, цветут.

Демонстрация опыта:

В стакан с подкрашенной водой опустить краешек белой ткани, вода начинает подниматься по ткани вверх.

Воспитатель. А еще комнатные растения любят солнышко, ведь оно даёт им свет и тепло. И наши ребята тоже любят солнышко, правда дети? (Ответы детей)

Физминутка. Воспитатель вместе с детьми читает потешку и выполняет движения согласно текста

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши.

Очень рады солнышку.

Лунтик. Ух, ты, как интересно! Корнями пьют воду и едят питательные вещества. Ребята, вы же тоже пьете и едите? И значит вы тоже растете?

Ответы детей

Воспитатель. Конечно, ребята тоже растут.

Лунтик. Ребята, расскажите мне, как надо ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, что для этого необходимо. (Ответы детей)

Воспитатель. Давайте, мы научим всему этому Лунтика, покажем, как это все надо делать. А ты, Лунтик, смотри и запоминай.

Лейку нужно держать так, чтобы носик касался края горшка. Поливать надо землю, а на листья и стебель лить воду не нужно.

Воспитатель предлагает 2-3 ребятам показать, как они будут поливать растения

Воспитатель. Листочки у растений должны быть чистые, чтобы растение легко дышало. Мы дышим носом, а растение – листочками.

Воспитатель показывает, как нужно вытирать листья растений тряпочкой; ребята помогают, держат листочки

Лунтик. Вот спасибо вам, ребята! Я все понял. Теперь буду ухаживать за своим цветком.

Воспитатель. Мы очень рады, Лунтик, что смогли тебе помочь! И если тебе когда-нибудь еще нужен будет совет и помощь, то приходи к нам – мы поможем.

Ребята, давайте попрощаемся с Лунтиком, скажем ему «До свидания, приходи к нам еще!» Воспитатель. Ребята, а в следующий раз мы познакомимся с цветущим растением и научимся ухаживать за ним.

Токарева Екатерина Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 г. Апшеронска

Конспект НОД в средней группе: Мир комнатных растений


Антонова Мария Васильевна
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет. В ходе занятия закрепляются знания детей комнатных растениях.Данный материал будет интересен воспитателям детского сада.
Цель : расширение и закрепление представлений детей о комнатных растениях;
Задачи:
- Уточнить представления детей о строении, потребностях комнатных растений, об их пользе для человека.
- Совершенствовать умение различать комнатные растения внешнему виду и описанию.
- Воспитывать бережное отношение к растениям, доброту,отзывчивость.

Предварительная работа:

Уход за комнатными растениями в уголке природы;
Рассматривание папки «Комнатные растения»;
Беседа "Мир комнатных растений";
Дидактическая игра «Какого растения не стало?»;
Дидактическая игра «Где спрятался щенок?».
Материал: Конверт с письмом, комнатные растения, картинки комнатных растений, цветы с заданием, карточки о потребностях растений, пустой конверт, «волшебный мешочек» с предметами ухода за растениями, матрешка, конверт с частями растения. Дети утром, находят у входа в группу конверт.По приходу всех детей, воспитатель читает детям письмо
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Дюймовочка. Решила обратиться к вам за помощью. В нашей сказочной стране Эльфов был сильный ураган, который унес пять волшебных цветов – помощников. Если вы найдете их и выполните все задания,написанные на лепестках этих цветов, то в нашей стране будет, как и прежде, ярко и сказочно красиво. Надеемся на вашу помощь. Дюймовочка».


Воспитатель: - Ну, ребята, что будем делать? (подвожу к тому, чтобы дети согласились помочь Дюймовочке – отыскать их цветы).
Дети ищут в группе цветы и находят первый цветок с заданием.
1 задание
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
-Живут рядом с нами в горшочках с поддонцем,
Любят землю и воду, воздух и солнце.
(комнатные растения)
Воспитатель: - Правильно, а для чего нужны человеку комнатные растения?
Дети: - Для очистки воздуха, красоты, уюта, здоровья.
Воспитатель: - А еще с комнатными растениями можно поиграть. Давайте поиграем с нашими растениями и матрешкой.
Игра «Где спряталась матрешка?».
(Дети закрывают глаза, а воспитатель прячет маленькую матрешку за любое комнатное растение, а дети должны отгадать и назвать растение).



Дети продолжают искать в группе цветы. Находят второй цветок с заданием.
2 задание
Игра «Узнай растение по описанию».
Воспитатель читает карточку - описание растения, а дети угадывают и называют комнатное растение.


Дети находят третий цветок с заданием.
3 задание
Игра «Волшебный мешочек».
Дети узнают предмет на ощупь, и определяют, для чего он нужен.
(Лейка, щеточка, тряпочка, пульверизатор, палочка для рыхления).

Воспитатель: - Ребята, предлагаю отдохнуть.
Физкульминутка
Есть дома встать на носочки, руки потянуть вверх;
И есть мосты, наклон вперед, руки назад, колени прямые;
Есть деревья выпрямиться, руки округлить над головой;
И кусты, присесть, руки вытянуть вперед;
И всем на удивление встать, руки в стороны, повороты корпусом,
В комнате растения[ i]плечи приподняты;
Нам без них никак нельзя руки на поясе, повороты головой вправо и влево;
Потому, что мы – друзья! развести руки в стороны, обхватить корпус руками).
Повторить 2-3 раза.
Дети продолжают искать цветы и находят четвертый цветок с заданием.
4 задание
Игра «Собери растение из частей».
В конверте части растения, ребенок составляет растение из частей и объясняют, какая часть растения, для чего необходима.


Дети находят пятый цветок с заданием.
5 задание
Игра «Что нужно растению для жизни и роста?».

В конверте карточки – схемы. Дети расставляют карточки и объясняют, какие условия необходимы для роста комнатных растений.


Воспитатель: - Ребята,давайте сосчитаем найденные цветы. (дети считают цветы)
Воспитатель: Вот мы и выполнили просьбу Дюймовочки.Но,в чем же их секрет этих цветов?
(дети поворачивают обратной стороной, на которой написаны правила ухода за растениями.)
Воспитатель: -Ребята, я вам предлагаю положить цветы в конверт и отправить их Дюймовочке, в страну Эльфов.
Дети складывают цветы в конверт и уносят письмо на "почту"
Данное занятие является итоговым.На нем я уточнила,какие знания дети получили в течении учебного года по теме "Комнатные растения". Результатами я осталась довольна.Работать по этой теме я продолжу и в старшей группе.

Цель: Развитие познавательных интересов у детей.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Уточнять и расширять знания о комнатных растениях.

2. Учить находить признаки сходства и различия.

3. Учить видеть красоту комнатных растений.

Развивающие задачи:

1. Развивать умственную активность детей.

2. Активизировать в речи детей слова: поливать, рыхлить землю.

3. Развивать умение детей сравнивать комнатные растения.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к живой природе.

2. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

3. Воспитывать эстетическое восприятие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: знакомство с детьми через общение, наблюдение растений в процессе дежурства, чтение художественной литературы.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная.

Билингвальный компонент (словарная работа): фиалка, лук.

Средства реализации:

Демонстрационный материал: изображение комнатных растений, комнатные растения в горшках, аудиозапись физминутки, колонки, игрушка – кукла Айболит, игрушечная машина, чемоданчик доктора.

Раздаточный материал: бумага А-4, готовый эскиз цветка, карандаши, стаканчики с водой, стаканчики с землей, ложечки, влажные салфетки, луковицы.

Методы и приемы:

— упражнение для установления психологического контакта;

— игровая, использование сюрпризного момента;

— наглядный, использование современных технологий;

— словесная работа;

— поощрение;

— анализ НОД.

Структура НОД:

1. Вводно-организационный момент.

2. Информационно-аналитический этап.

3. Сюрпризно-организационный момент.

4. Информационно-аналитический этап.

5. Физминутка.

6. Практическая часть.

7. Рефлексия.

Ход НОД:

I. Вводно-организационный момент.

Воспитатель: — Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями (Дети здороваются).

— Ребята, какое сейчас время года? Как вы определили, что сейчас весна? Какие признаки весны вы знаете?

II. Информационно-аналитический этап:

1. Беседа на тему «Растения, живущие рядом с нами».

Воспитатель: — Отгадайте загадку: «Дышит, растет, а ходить не может». (Растение).

«На окошках расту – людям радость несут». (Комнатные растения).

— Сегодня мы поговорим о комнатных растениях.

— Ребята, какими растениями украшена наша группа?

— Верно, комнатными растениями.

— Почему они называются комнатными растениями?

— Верно, потому что растут в помещениях.

— Что необходимо всем растениям, чтобы они хорошо росли?

— Верно, вода, свет, тепло, почва.

— Как вы ухаживаете за комнатными растениями? (поливаем, рыхлим, опрыскиваем, пересаживаем, протираем большие, плотные листья, удобряем).

2. Показ картинок комнатных растений, живых растений (фикус, алое, фиалка, кактус, бегония, папоротник, сансевьерия, цикламен, герань, традесканция, хлорофитум).

С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза. (Фикус)

Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час. (Алое)

III. Сюрпризно-организационный момент.

Раздается стук в дверь, въезжает машина с Айболитом:

— Я – доктор Айболит из «зеленой службы», проверяю состояние зеленых пациентов – комнатных растений, выясняю как они себя чувствуют, кто здоров, кто болен.

— Есть ли в вашей группе растения? Знаете ли вы как правильно ухаживать за ними? (Дети рассказывают.)

Затем дети вместе с Айболитом рассматривают растения, оценивают общее состояние.

— А это растение как называется? Явно больное – поражено щитовкой (рассматривают пораженное растение, показывает вредителя).

— Это растение надо изолировать, чтобы не заразить другие растения. Я увезу его в больницу.

Ставит его в машину и увозит в свою больницу. Уходит.

IV. Информационно-аналитический этап.

Воспитатель: — Ребята, доктор Айболит забрал друга у наших комнатных растений. Давайте поможем им, чтобы они не скучали. Нарисуем им нового друга – Ромашку. Согласны? (Обращает внимание на столы с заданиями, дети начинают работать с карандашами, разрисовывают ромашку).

V. Физминутка (Музыкальная).

VI. Практическая часть.

Воспитатель: — Молодцы! Мы сделали доброе дело.

Воспитатель: — Давайте мы с вами тоже сделаем каждый себе нового друга – «Луковицу». (Обращает внимание на столы с блюдцам, где размещены луковица, ложка, салфетка, и стаканчик с землей)

Дети сажают луковицу в стаканчик с землей.

Воспитатель: — Молодцы! У нас с вами появились новые друзья. Теперь каждый будет ухаживать за своим другом, поливать его. Мы будет наблюдать, как они будут расти.

VII. Рефлексия.

Воспитатель: — А теперь ребята, давайте с вами вспомним.

— Что вам сегодня понравилось?

— Может, что то вам показалось сегодня сложным?

Воспитатель: — Молодцы! Я надеюсь, у вас дома будет много комнатных растений, но самое главное, вы будете добрее и бережнее относиться к живой природе.

НОД «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

выполнила:

воспитатель Костенко Маргарита Андреевна

МБДОУ ДС №120 «Василёк»

Программное содержание:

  1. обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;
  2. закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
  3. обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление);
  4. развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;
  5. воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с
  6. природой, как с живым организмом.

Оборудование: лейка с водой, пульверизатор, кисточка, влажная тряпочка, карточки-символы, изображающие строение растений.

Предварительная работа: цикл занятий «Комнатные растения», трудовая деятельность в зимнем саду, работа дежурных в уголке природы, беседы, рассматривание альбома «Комнатные растения», разучивание загадок о комнатных растениях.

Ход занятия

Дети садятся полукругом.

Дети, на дворе весна, в это время все живое пробуждается ото сна. Сегодня на занятии мы поговорим о живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе? (Ответы).

А почему вы думаете, что растения (цветы) живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)

Все мы любим цветы, но знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате?

Конечно, комнатные. У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Давайте вспомним названия этих цветов (герань, традесканция, бегония, папоротник, декабрист, фикус, сансевьера, кактус).

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Чего не стало" (сообщаю детям правила игры) Сначала убираю один цветок, затем усложняю до 3 цветков. У вас у всех прекрасная память, умнички!

Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши красные цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Давайте составим схему растения. Что есть у всех растений? (Корень, стебель, листья, цветы, семена.)

Зачем растению нужен корень? (чтобы растение дышало, пить воду)

Для чего растению нужны стебель и листья? (чтобы растение дышало воздухом).

Какие условия необходимы всем для роста и развития растений? (солнце, земля, вода).

Посмотрите, как много здесь растений, а с помощью чего они размножаются?

Луковицей, отводками (детками), делением корня, семенами, частью стебля (черенком)

Появляется сказочный персонаж (ребенок)

Кузя; Ой, беда, беда, огорчение!!! Хозяйство неухожено и забыто, а плачут-то как, причитают!

Воспитатель: Подожди, подожди, кто ты такой? Ничего не пойму. Ребята, а вы что-нибудь понимаете?

Кузя: Я - Кузя, потомственный домовой. А плачут у вас... Вы что, ничего не слышите? Совсем-совсем? (Дети и воспитатель прислушиваются.)

Кузя: Ну, как же, вот цветочек стонет, и вот... Вы прислушайтесь... Ведь они не молчат, разговаривают.

Воспитатель: А что же они говорят, Кузенька?

Кузя (подходит к цветку и прислушивается): Он говорит, что очень пить хочется. Хорошо, что вовремя успел, а то бы они совсем засохли.

Воспитатель: Кузенька, не торопись. Мы с ребятами хоть и не слышим голосов растений, но можем определять, что необходимо растению по его внешнему виду. А ты сядь и отдохни, да послушай. А ребята расскажут и покажут тебе, как правильно надо ухаживать за растениями.

Дети, давайте расскажем Кузе, как определить, что растению требуется полив? (земля на ощупь сухая, листочки вялые)

А как надо поливать растения? Какой водой? (Комнатной температуры, отстоявшейся).

Один ребенок поливает растение, комментирует свои действия.

Дети, а что такое «сухая поливка»? (рыхление почвы)

Для чего ее производят? (для того, чтобы легче впитывалась вода, корням было легче расти и дышать)

Как надо рыхлить землю? (рыхлить надо около стенок горшка, чтобы не повредить корни, на следующий день после поливки, не глубоко, чтобы не ранить корни растений, потому что у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности).

Ребенок рыхлит землю.

Что еще нужно для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (растения надо мыть).

Как надо мыть растения с крупными листьями? (крупные листья протираем тряпочками).

Показ детьми.

Как мы моем растения с мелкими листьями? (мелкие листья опрыскиваем из пульверизатора).

Как мы обрабатываем листья с шероховатой поверхностью? (пыль смахиваем кисточкой, чтобы не повредить листочки).

Посмотрите вокруг, как здесь уютно, красиво и как много растений, а что нужно сделать, чтобы комнатных растений у нас было много?

Дети отвечают.

Правильно. Их нужно размножать так, чтобы новые растения были такие же красивые. Но размножаются растения все по-разному. Как?

Луковицей, листом, отводками (детками), делением корня, семенами, частью стебля.

Но вы, наверное, немного устали и я предлагаю вам немного поразмяться. Давайте встанем врассыпную и представим, что мы цветочки.

На окне в горшочках

Поднялись цветочки,

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках в кругу.

Медленно встают.

Тянутся на носках, подняв руки вверх.

Разводят руки в стороны, ладонями вверх.

Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.

Игра с мячом «Назови ласково»

стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, земля - земелька, корень - корешок.

Игра «Один-много»

стебель - стебли, цветок - цветы, лист - листья, лейка- лейки, горшок - горшки, корень -корни.

Я предлагаю отгадать загадки о растениях, которые приготовили для нас дети.

В ствол запрятав белый сок.

Будто кожаный листок,

может он расти в горшке,

Может в джунглях, на реке.

В Индии рождается.

Как он называется?

Плоский, длинный, а не брус. Полосат, но не арбуз.

(Сансевьера.)

А как в народе как называют сансевьеру?

Щучий язык.

Чтобы солнце сквозь стекло

Вам в окошко не пекло,

Повешу на распорочку

Узорчатую шторочку,

Не тканую, плетеную,

Живую в зеленую. (Традесканция.)

На окне, на полке

Выросли иголки.

Да цветы атласные,

Алые и красные. (Кактусы.)

Как кактусы называют на родине? Зеленые уродцы, красавицы ночи.

А какие еще вы знаете комнатные растения, получившие интересные названия за их особенности?

Бальзамин - «ванька - мокрый», «огонек»; алоэ - «столетник»; зигокактус - «декабрист».

О чем мы говорили на занятии?

Вспомните названия растений.

Какие условия необходимы растениям для роста?

Как мы ухаживаем за растениями?