Абака (абак) - (лат. abacus ‘доска’) - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите - форму четырехугольника с усеченными углами и вогнутыми вовнутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Антаблемент - (фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Антаблемент - верхняя, несомая часть архитектурного ордера. Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В древнеримской и ренессансной архитектуре высота антаблемента обычно составляет примерно 1/4 высоты колонны.

Арка - архитектурный элемент , криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция создаёт боковой распор. Как правило арки симметричны относительно вертикальной оси.
Арки , перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен прием, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки , для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.
Аркбутан - (фр. arc-boutant) - один из типов используемых в церковной архитектуре контрфорсов в форме наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб и расположенной за пределами основного объёма здания.
Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.
Традиционно аркбутаны связывают с готической архитектурой, хотя в замаскированном виде они применялись ещё в византийских и романских сооружениях. Однако в XII веке аркбутаны, по-прежнему выполняя функцию распределения нагрузки, превратились в специально выставленный на показ декоративный элемент и использовались в таких известных сооружениях как Шартрский собор, Собор Парижской Богоматери, Собор в Бове, Реймсский собор и др.
Архитрав - или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - архитектурный термин , имеющий троякое значение.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток между колоннами, столбами или косяками (в окнах и дверях).
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны ; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
В-третьих, архитравом называется вид изразцов, употребляемых на облицовку голландских печей.

Аттик - (от др.-греч. ἀττικός) - декоративная стенка , возведённая над венчающим сооружение карнизом . Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.
В архитектуре неоклассицизма и ар-деко аттиком называется низкий этаж или глухой высокий парапет над главным карнизом здания.
Во французской архитектуре XIX века аттиком стал также называться жилой этаж, расположенный непосредственно под скатной кровлей здания.

Барабан - цилиндрическая часть здания, служащая опорой куполу.

Бровка - в древнерусской архитектуре декоративная деталь над окном в виде валика.

Витраж - (фр. vitre - оконное стекло, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Дентикулы (зубчики) - (от лат. denticulus - зубец), или «ордерные сухарики» - ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора . Встречаются в ионическом, коринфском ордере, а также в римском варианте дорического ордера. Прообразом дентикулов послужили торцы часто расположенных поперечных деревянных балок плоского глинобитного перекрытия в архитектуре Ионии.
Дентикулы встречаются как в архитектуре Древней Греции, так и на ёё более поздних интерпретациях времён классицизма и неоклассицизма.

Импост - в классической архитектуре горизонтальная тяга в виде карниза или выступа, служащая опорой для венчающей стену арки . В древнерусской архитектуре - верхняя часть лопатки, выполняющая функцию капители .


Ионик - в классической архитектуре элемент яйцеобразной формы, заостренный книзу. Из иоников составлялись орнаментальные пояса.

Каннелюры - (фр. cannelure) - вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.
Появились на полуколоннах и колоннах в Египте (конец 3 - начало 2 тыс. до н. э., 8 или 16 каннелюр на колонну) и получили дальнейшее развитие в античной архитектуре. Каннелюрами, идущими параллельно от основания к вершине, могут быть покрыты колонны любого из пяти ордеров классической архитектуры, кроме тосканского. В дорическом ордере применяется не более 20 каннелюр на колонну, в ионическом ордере - 24 канелюры. Иногда каннелюры наносились на корпус керамических сосудов.
В конце XIX века Отто Вагнер использовал неглубокие параллельные каннелюры для вертикального членения плоскостей стен и пилястров. Вагнеровские каннелюры всегда обрываются, не доходя до земли; их нижние концы обычно образуют обращённый вниз треугольник. Эта деталь широко использовалась мастерами петербургского модерна.
Часто каннелюрами украшают мебельные ножки. Этот прием используется, в основном, при изготовлении мебели в классическом стиле.
Капитель - (от лат. caput - «голова») - венчающая часть колонны или пилястры . Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
Капитель в архитектурных ордерах .

Используется во многих архитектурных стилях , начиная с древнего Египта и античности. Капители египетских колонн обычно украшались стилизованными цветками или бутонами папируса. Также встречались лотосовидные капители и колонны с капителями в форме стилизованных листьев пальмы.
Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель - простая круглая подушка-эхин; у ионической капители - на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капитель в современном строительстве
В современной архитектуре капителью также называется деталь сборного либо сборно-монолитного каркаса, опирающаяся на выступы колонны и предназначенная для восприятия нагрузки от вышележащего безбалочного перекрытия и снижения риска его разрушения в результате продавливания.

Карниз - (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений , мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами - мутулами.
Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом называется сандриком.
Профили карнизов в различных стилях мебели, равно, как и в архитектурных стилях, различны. Так, в английском классицизме было принято украшать мебельные карнизы орнаментом из листьев.
Карнизом также называют планки различных форм, использующиеся для подвешивания штор.
Кессоны (фр. caisson - ящик) - кассеты, квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде или на внутренней поверхности арки.
Потолок, отделанный кессонами, называют кессонированным или лакунарным (от лат. lacuna – «углубление», «лакуна»).
Первыми применять кессоны при строительстве стали древние греки. В то время кессоны выполняли исключительно практическую функцию, уменьшая массу сводчатой плиты, снимая часть нагрузки с балок. Тем не менее, уже тогда кессоны старались декорировать: их украшали лепниной или рисунком.
Позже, когда при возведении зданий стали использовать бетон, посредством кессонов обеспечивали конструктивное усиление свода или потолка.
Так как система построения сводов и потолков со временем изменилась, кессоны утратили свое практическое значение и перешли в разряд декоративных элементов.
Кессонированные перекрытия иногда делались из дерева и часто использовались для оформления интерьеров ренессансных дворцов. В Италии в период Ренессанса художники расписывали кессоны сюжетами, как правило, на мифологические темы.

Консоль - горизонтальная конструкция, выступающая из стены и поддерживающая другие выступающие части здания: балкон, карниз, эркер . В интерьере консоль - полочка или столик, прикрепленный к стене.

Контрфорс - Контрфо́рс (фр. contre force - «противодействующая сила») - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены , вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
История:
Контрфорсы получили распространение еще в средневековье, они стали важным элементом романского стиля архитектуры . Контрфорсы возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных на некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов.
Еще более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики. Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода. Поначалу их возводили также как и в романских постройках, вплотную к стене. Впоследствии, с развитием зодчества, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними аркбутанами. Разрез контрфорсов получил многоугольную форму, поверхность - архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина - остроконечное увенчание в виде пинаклей. С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, контрфорсы почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен. Употребление контрфорсов в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве.
Другие виды контрфорсов
Угловой контрфорс - продолжение стен за пределы постройки на углу. Таким образом, этот участок в горизонтальном сечении представлял собой крест.
Диагональный контрфорс - опора, возводимая на углу постройки так, что образует со стенами угол 135°.

Конха элемент древневизантийской храмовой архитектуры , представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX - начале XX веков (неовизантийский стиль), конхи, как правило, играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола. Их барабаны выступают из здания в виде апсид. Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма. Чаще всего вокруг центрального купола у храмов византийского стиля расположены четыре конхи, и храм, таким образом, венчает пятиглавие. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана.

Крестоцвет - (нем. Kreuzblume), флеро́н - распространенное в архитектуре готики украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов, вимпергов, щипцов.
Строго говоря, термин «крестоцвет» (нем. Kreuzblume) точно определяет лишь одну, наиболее распространенную, форму этого декоративного элемента . В качестве более общего названия используется термин «флеро́н» (фр. fleuron от фр. fleur - цветок), поскольку в ряде случаев цветок не имеет крестообразной формы. Однако повсеместное распространение в украшении готических храмов получила именно крестообразная форма, несущая определенное символическое значение и представляющая в профиле, откуда бы ни смотрел зритель, форму креста.
Купол - Ку́пол (итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх. От вертикальной нагрузки в купольных конструкциях возникают усилия сжатия, а также горизонтальный распор на опорах.
История куполов началась еще в доисторические времена, но технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской
архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведённом примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой. Кульминацией этого периода стало применение революционной парусной технологии при возведении Софийского собора в Константинополе. После завоевания мусульманами империи Сасанидов и Византийского Ближнего Востока, купол стал также частью мусульманской архитектуры.
В Западной Европе купола снова приобрели популярность в эпоху Ренессанса, и достигли расцвета в начале XVIII века в архитектуре барокко . Напоминающие римский сенат, в XIX веке купола стали использовать при возведении государственных строений. В строительстве домов купола использовались редко, будучи в период барокко атрибутом лишь самых больших построек и дворцов.
Курдонер - (фр. cour d"honneur - почётный двор; в русском языке употребляется также форма курдонер) - ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII - 1-й половины XIX веков (в России с начала XVIII века). Как приём парадной пространственной композиции курдонёр иногда применяется и в современной архитектуре . Лопатка - в древнерусской архитектуре вертикальный плоский и узкий выступ на стене без базы и капители (в отличие от пилястры ).

Кронштейн (нем. Kragstein - консоль) - консольная опорная деталь или конструкция, служащая для крепления на вертикальной плоскости (стене или колонне ) выступающих или выдвинутых в горизонтальном направлении частей машин или сооружений. Конструктивно кронштейн может выполняться в виде самостоятельной детали либо многодетальной конструкции с раскосом, а также в виде значительного утолщения в базовой детали. Механический принцип действия - сопротивление материала на скол и сдвиг.
Кронштейн в технике используется в основном для закрепления на вертикальных плоскостях деталей и узлов машин и устройств (к примеру, подшипников). Также кронштейны используются для крепежа троллейных проводов, кабелей, антенн и т. п.
Кронштейн в архитектуре , как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре , использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов , сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т.п.
Кронштейны также используются для крепления облицовочной кладки при строительстве зданий и сооружений. Так, существует технология так называемого вентилируемого фасада . Кронштейн крепится к монолитному перекрытию, на него кладется лицевой кирпич (облицовочный кирпич) или другой штучный кладочный элемент. Получается многослойная конструкция: несущее основание, утеплитель, воздушная прослойка, облицовочная кладка. Обычно через каждые два этажа или 7 м, максимальная высота кладки может быть 12 м. Материал кронштейнов - нержавеющая сталь (А4, DUPLEX). В промежутках между поясами кронштейнов устанавливаются специальные гибкие связи. Примерами зданий, где применялась данная технология могут являться такие здания, как гостиница Ритц на Тверской, жилой комплекс на ул. Пудовкина, ул. Станиславского, 11.
Кронштейн в автомобилестроении является одной из наиболее распространенных деталей, так как именно с помощью кронштейна к кузову автомобиля крепится штатное и дополнительное оборудование (примером могут служить самые различные виды кронштейнов: для крепления звуковых сигналов, осветительных приборов, номерных знаков и т. д.).

Лучковый фронтон - завершение фасада здания дугообразной линией (в форме натянутого лука). Часто украшается рельефом или росписью.

Люкарна (фр. lucarne, от лат. lux «свет») - оконный проём в скате крыши , обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами .

В европейской архитектуре позднеготического периода и в эпоху раннего Возрождения появился тип мансардных окон в люкарнах, со стороны фасада представляющий собой выложенное из кирпича продолжение стены. Такие окна нередко декорировались пышной лепниной с использованием стукко. В Англии и Шотландии в правление династии Тюдоров (XV-XVI века) получили распространение такие окна в постройках с остроконечными крышами. Во Франции со времён Людовика XII аналогичные окна сооружались на крышах замков. Люкарна была характерным элементом барочной архитектуры .
Широко применялась в архитектуре конца XIX-XX века в связи с характерными для неё декоративности архитектурных форм и интересом к архитектуре предшествующих эпох готики и Ренессанса.

Молдинг - накладная выпуклая планка с поперечными сечениями. Используется для декорирования различных поверхностей : стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершенный и аккуратный вид. Также молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Кроме декоративного, молдинги носят и функциональный характер, в частности, их используют для:
зонирования поверхности: разбивки на отдельные секции различной формы(прямоугольные, квадратные, фигурные, круглые), которые могут быть окрашены в разные цвета, либо фактурно выделены;
маскировки неэстетичных деталей или некачественной отделки: молдинги отвлекают внимание от дефектов, сосредотачивая взгляд на себе, как центре композиции;
защиты поверхности от механических повреждений.

Для изготовления молдингов используются самые различные материалы: гипс, мрамор, металл, дерево, пластик (для придания молдингу гибкости в пластик добавляют каучук), полистирол, полиуретан .

Наос (от греч. ναος - храм, святилище) центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.
С востока к наосу примыкает алтарь - важнейшее помещение храма, где располагается престол и совершается литургия. Алтарь в православных храмах отделён от наоса завесой и иконостасом. С запада к наосу присоединяется притвор или по гречески нартекс. В некоторых русских храмах притвор отсутствует и входная дверь храма ведёт прямо в наос.В раннехристианских храмах VI-VII веков, строившихся в форме базилики, наос имел продольную форму и состоял из нефов. Однако уже в V веке возникли центрические купольные храмы. В них наос мог иметь квадратную, круглую, гранёную или крестообразную форму. Форма наоса усложнялась обходными галереями и хорами, которые могли огибать помещение со всех сторон, кроме алтаря. В зрелом византийском искусстве с IX века повсеместно распространённым стал крестово-купольный тип храма. В нём наос имел квадратную или близкую к квадратной форму. В наосе располагались четыре колонны, поддерживавшие арки, своды и купол. Существовали храмы без несущих опор в интерьере. В них углы квадратного наоса перекрывались тромпами, поддерживавшими широкий купол. Существовали храмы с наосом в форме креста или трёх-четырёх листника. Последние принято называть триконхи и тетраконхи, так как их полукруглые торцы перекрывались полукуполами-конхами. Этот архитектурный тип широко распространился в архитектуре Армении и Грузии. В Сербии боковые части таких храмов принято называть певницами.
В древнерусской архитектуре распространился тип храма со столбами-опорами (сменившими византийские колонны). Наосы русских храмов XI-XIII веков имели прямоугольную форму и делились столбами на три или пять нефов. С запада обыкновенно были хоры, а расположенные под ними компартименты выделялись как нартекс. Этот тип храма просуществовал на протяжении всего древнерусского искусства. Только с XIV-XV веков в храмах исчезают хоры. В XVI-XVII веках распространились бесстолпные храмы, перекрытые шатром, крестообразным или сомкнутым сводами. Наос в них приобрёл предельно простую прямоугольную форму. По бокам к наосу часто примыкали приделы - малые храмы, имевшие схожую форму. С запада к наосу стала примыкать низкая продольная часть, так называемая трапезная. Во многих более поздних церквях XVIII-XIX веках интерьеры приделов и трапезной слились воедино, разделяясь только столпами. Интересные формы наоса встречаются в русских храмах периода барокко и классицизма. Встречаются храмы в стиле классицизм круглой формы, то есть ротонды. В середине второй половине XIX века в период эклектики возрождаются некоторые формы русских храмов XVII века и более ранних. В конце XIX начале XX века строится много церквей и соборов с повторением многих форм византийской архитектуры. В них пространство наоса вновь получило сложную и выразительную форму.
Нервюра - (фр. nervure - жилка, прожилка) - выступающее ребро готического каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.
Нервюра в авиастроении - элемент поперечного силового набора каркаса крыла, оперения и других частей летательного аппарата, предназначенный для придания им формы профиля. Нервюры крепятся на продольном силовом наборе (стрингерах, лонжеронах) и являются основой для закрепления обшивки.

Ордер - в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания: колонн и антаблемента . В Древней Греции сложились ордера дорический, ионический и коринфский.

Парус - в древнерусской архитектуре треугольные вогнутые поверхности, образуемые при переходе от прямоугольного в плане подкупольного пространства к круглому барабану купола. В однокупольных храмах в парусах помещаются изображения евангелистов.

Периптер - (от греч. perípteros - окруженный колоннами , от perí - вокруг и pterón - крыло, боковая колоннада ) - тип древнегреческого храма в антах, вокруг которого со всех сторон дорический ордер (чаще всего), колонны в один ряд. Периптер- прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой, расстояние от которой до стен наоса равно одному интерколумнию. Внутри Периптер обычно состоял из пронаоса и наоса (латинское целла), позади наоса часто устраивался опистодом. Периптер сложился к началу 7 в. до н. э. и был наиболее распространённым типом храма в эпоху архаики
Понятие ввел Витрувий, который дал типологию древнегреческих храмов (мегарон, простиль, амфипростиль, периптер, диптер).

Пилястра - (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены , обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель , и тем самым условно изображающий колонну . Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны ) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами »).
Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре , служа как декоративным (для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (для усиления стены). Начиная с эпохи Возрождения пилястру можно встретить и в мебели, где она располагается, в основном, по обеим сторонам шкафов, и играет роль опоры.

Портал - архитектурное оформление входа в здание. В древнерусском зодчестве и в готике оформлялся архивольтами , в античной архитектуре и в новое время - фронтоном, пилястрами и т.д.

Портик - (лат. porticus) - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны , поддерживающие её или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок . Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной - или глухой, или имеющей двери и окна.

Портик введён в архитектуру древними греками и был заимствован от них древними римлянами. В античных постройках он служил местом, в котором можно было сидеть и прогуливаться, укрывшись от палящих лучей солнца или от дождя. Этот род построек удержался в зодчестве средних веков (монастырские клуатры) и эпохи Возрождения. В новое время портики широко использовались в архитектуре классицизма XVIII - первой трети XIX века.

Розе́тка , розе́тта (от фр. rosette, буквально «розочка») в архитектуре - мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке.
Растительные орнаменты данного типа использовались со времён Древнего Египта, где наибольшее распространение получили мотивы на основе стилизованного цветка лотоса, видимого сверху. В Древней Греции розетками украшались погребальные стелы. Позднее она была воспринята романским стилем и Ренессансом, во времена которого, в подражание древнеримским интерьерам, рельефные и писанные розетки помещались в середине кессонов, на которые разбивались потолки и своды внутри зданий. Впоследствии этот приём распространился в Средней Азии и даже в Индии.
Розетты бывают рельефные, лепные , а также плоские, имитирующие объёмные , в технике монохромной росписи. Плоские розетты использовались еще в античные времена, в готике орнамент принял форму круглой оконной розы, ставшей отличительным признаком готической архитектуры.
Розетки часто комбинируются с другими декоративными элементами - геометрическими, спиральными и листовидными.

Роза - в готике большое круглое окно главного фасада храма. Симметричный рисунок витража придает ему сходство с цветком.

Сандрик - небольшой карниз над наличником оконного или дверного проема.

Фасад - (фр. façade - на чертежах это как фотография наружной стенки здания) - наружная, лицевая сторона здания .
Также фасадом называют чертёж ортогональной проекции здания на вертикальную плоскость.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения , его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Фиал - в готике шпиль, украшенный крестоцветами и краббами. Венчает собой пинакль.

Фриз - средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом . В дорическом стиле украшается чередующимися триглифами и метопами, в ионическом - рельефами, образующими сплошную, непрерывную ленту (так называемый зофорный фриз). Позже фризом стали называть любую горизонтальную изобразительную или орнаментальную композицию.

Фронтон - (фр. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания , портика, колоннады , ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, треугольное поле или тимпан которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. В последнюю пору римского искусства появились фронтоны другой формы, перешедшие потом в архитектуру эпохи Возрождения, а именно такие, в которых наклонные карнизы заменяются одним непрерывным дугообразным карнизом, так что образуется тимпан в виде сегмента круга. В позднейшее время форма фронтонов разнообразилась ещё более: появились фронтоны в виде трапеции, с боковыми карнизами, не сходящимися вверху, в форме равностороннего треугольника и др. Такие фронтоны устраиваются преимущественно не над фасадами, а над окнами, дверями и крыльцами.
Основные виды

Килевидный - напоминающий перевёрнутый киль корабля, характерен для древнерусского деревянного зодчества.
Лучковый - дугообразный, напоминающий натянутый лук. При увеличении сегмента круга фронтон становится циркульным.
Полукруглый - с полуциркульным завершением.
Прерванный - с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна. Если карниз отсутствует почти полностью и фронтон покоится, например, лишь на двух колоннах, такой фронтон называют полуфронтоном. Когда же карниз исчезает совершенно, фронтон превращается в щипец, или, в готической архитектуре, в вимперг.
Разорванный - с не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения.
Раскрепованный - с выступающими вперёд частями - раскреповками (см.: Раскрепованный ордер).
Самцовый - сложенный из брёвен как непосредственное треугольное продолжение венцовой торцевой стены.
Ступенчатый - в виде ступеней, уменьшающихся в своих размерах кверху.
Трапециевидный - в виде трапеции.
Треугольный - в виде равнобедренного треугольника.
Фуст - ствол колонны от базы до капители.
Цоколь - (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) - многозначный термин:
Цоколь в архитектуре - лежащая на фундаменте нижняя, обычно несколько выступающая, утолщённая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны. Цоколь обычно получает декоративную обработку.

Щипец - в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.

Эдикула - в античной архитектуре маленький храм. Позже декоративная постройка или деталь, в миниатюре повторяющая композицию большого здания, например, ниша в виде портала с колоннами и фронтоном.

Эркер (нем. erker) - закрытая часть здания круглой, прямоугольной или многогранной формы, выступающая из плоскости стены. Обычно снабжен окнами, может быть остеклён по всему периметру. Могут быть как одно-, так и многоэтажными. Несущими для эркеров являются консольные балки или камни, реже ризалит. Верхняя часть эркера выполняется в виде ската, иногда даже нескольких. Встречаются также и эркерные «башенки», которые возвышаются над главным карнизом здания.
При помощи эркеров можно слегка увеличить внутреннее пространство помещений. Эркеры также способствуют улучшению проникновения солнечного света и увеличению обзора.
Остеклённые выступающие части некоторых машин, предназначенные для увеличения обзорности, также называют эркерами. Например, эркеры установлены на специальных железнодорожных вагонах-путеизмерителях или динамометрических вагонах.

Колонна Траяна

Новая эпоха в римском искусстве открылась с приходом императора Ульпия Траяна, выходца из Испании. Свою карьеру Траян начал с простого легионера, он вел непрерывные войны: в Дакии - на территории современной Румынии, в северной Аравии, в Парфии. Колоссальная добыча, однако, не могла компенсировать обеднение

Италии, разорение ее земледельцев. При Траяне усилился сенат, с которым император стремился не вступать в конфликты, и вся ориентация культуры стала республиканской.

В 100 году нашей эры Плиний Младший писал в панегирике Траяну: «Не будем ни в коем случае воздавать ему хвалу как какому-либо богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце». Однако здесь образ оказался точнее слова.

На мраморном портрете Траяна из Остии гениальная рука мастера в каждой черте оставляет печать громадного ума, воли, силы духа. Старый ветеран, каким нередко изображали Траяна, превращается в императора, властелина - и не спасает ни внешняя простота стиля, ни мнимое возвращение к наружной скромности республиканцев (характерна короткая прическа с челкой). Можно утверждать совсем другое: никогда прежде образ императора не поднимался на такую высоту. Но никогда и Рим не был так могуч, как при Траяне. При нем он приобрел самые обширные границы в своей истории. Впоследствии их могли только удерживать и сохранять, но не расширять.

Траян много строил. Возможно, при нем были сооружены два прекрасных моста в Испании - акведук в Сеговии и мост в Алькантаре. Эти мосты, очень пропорциональные, основанные на точном инженерном расчете, несмотря на свою суровость, овеяны поэзией, тонким чувством природы. У моста в Алькантаре был найден храмик и обломок надписи архитектора: «Мост, что пребудет всегда в веках постоянного мира, Лацер воздвиг над рекой, славный искусством своим».

Но в самом Риме лучшим памятником эпохи Траяна остался его Форум - последний императорский форум. Сооружался он по проекту выдающегося архитектора, судя по имени, сирийца - Аполлодора Дамасского.

Форум Траяна разительно отличается от старого римского. Официально-строгий, симметричный, парадный, он прославлял военные подвиги императора. На Форум входили через триумфальную арку, что сразу настраивало на торжественный лад, и попадали на окруженный колоннадой квадратный двор. В центре его стояла позолоченная конная статуя императора. Не было ни кусочка голой земли, покрытой травой: весь двор был выложен красивыми мозаиками из драгоценных пород мрамора. Сзади площадь замыкалась не простым портиком, а боковой стеной базилики Ульпия. На Форуме не было храма в честь высших богов. Почитался, как бог, сам Траян. Статуи пленных даков, в виде атлантов, среди бронзовых щитов, оружия и прочих трофеев, напоминали о неземном величии правителя Рима.

Напоминала об этом и посвященная ему колонна, сооруженная в 113 году. Ее верхушка с позолоченным орлом, позднее замененная шестиметровой статуей Траяна, и цветными рельефами виднелась над золоченой кровлей базилики между зданиями двух библиотек - латинской и греческой. Колонна, древний образ «мировой оси», обособляется от стен и выходит на форум. Римский правитель и есть та ось, на которой держится мир, - могучая, пестрая, разноязыкая империя.

Подобно арке Тита, колонна Траяна была и гробницей - в ее Цоколе стояла золотая урна с его прахом, и его надгробием, и летописью его эпохи. На высоту 38 метров по ней вился свиток с рассказом о двух походах в Дакию.

На колонне Траян фигурирует 90 раз, и везде он - в гуще народа. Колонна - это подробный и точный рассказ о военных подвигах императора. На спирально развернутом вокруг ствола большой триумфальной колонны фризе, как на гигантской ленте, последовательно представлены эпизоды двух военных кампаний по завоеванию Дакии. На длинном, двухсотметровом, полотне ленты помещено свыше двух с половиной тысяч фигур. Непрерывность рассказа о событиях первой и второй войны в Дакии нарушается одной-единственной паузой - фигурой крылатой Победы со щитом, на котором она пишет имя победителя. Это повторение темы Победы из Брешии, выполненной незадолго до этого. Если греческая Ника представляла собой крылатого гения, вестника благорасположения богов, то римская Победа изображалась в виде задумчивой, пишущей женщины. Это сама История, отмечающая факты и сохраняющая память о них для потомков.

Скульптор изображает события войны, не подразделяя их на эпизоды, не заостряя внимания на кульминационных моментах. Быть может, у него нет определенного плана, и он изображает происшедшее так, как оно приходит ему на ум. На высоком цилиндрическом стволе колонны, символизирующей прочность и величие империи, разворачивается оживленное, но не резкое движение света и тени. События лишь слегка волнуют неподвижную гладь невозмутимой поверхности истории. Слишком пристальное внимание к отдельным фигурам, возможно, замедлило бы ход повествования. В намерения художника, по-видимому, как раз и входило не отвлекать внимание зрителя на детали, чтобы сделать сразу понятным реальный смысл этого военного дневника, через который красной нитью проходит не столько тема военной славы, сколько бесконечная смена дней с их мучениями и надеждой.

Обобщенная пластика отвечает требованиям скорей психологического, чем визуального восприятия: ведь для обозрения колонны требуется немало времени. Волнообразное движение краев ленты рельефа следует ходу соподчиненных друг другу эпизодов. Это одновременно и земля для изображенных сверху, и небеса для изображенных снизу событий. Скульптор неослабно следит за их непрерывным движением, определяющим пространственные и световые константы. Повествование в свою очередь развивается волнообразно. Оно то убыстряется, то замедляется, но никогда не останавливается. Несмотря на свой триумфальный характер, оно не щадит никого. Победы и неудачи, жестокость варваров и насилие римлян находят в нем одинаковое отражение. Художник ставит своей целью не изображение того, что он видел или видит, а того, что он знает или о чем слышал.

Пространство у него никогда не выступает в виде пейзажа, запечатленного во всем разнообразии и пестроте. Это просто место, где происходят те или иные события. Зрителю важно знать, что перед легионами разлилась река, которую надо перейти вброд, что дальше высится крепость, которую предстоит взять, или растет лес, который надо срубить, чтобы сделать частокол для лагеря. Но скульптор изображает не течение реки или ее берега, а волну, захлестывающую легионеров, не крепость, а часть стены, с которой осажденные взирают на нападающих. Обычные пропорции здесь уже ни к чему. Для правдоподобия штурм крепости следовало бы изобразить с высокой стеной, с копошащимися у ее подножия и выглядывающими сверху фигурками. Скульптор же пренебрегает подлинными пропорциями и изображает стену в виде чуть более высокой, чем сами фигуры, ограды. Сражающиеся выглядят гигантами на фоне ее, потому что роль их в повествовании гораздо важнее.

Свет также поставлен в зависимость от повествования: словно луч фонаря скользит по поверхности фигур, выхватывая или сглаживая те или иные подробности. В любой скульптуре (особенно если она должна находиться под открытым небом) степень освещенности зависит от погодных условий, наклона и отражающей способности поверхности. Обрабатывая тем или иным способом поверхность (придавая ей гладкость, шероховатость, неровность и т. д.), скульптор обуславливает ее способность принимать, поглощать, направлять, отражать или рассеивать свет, то есть проделывает работу, аналогичную той, которую выполняет художник с помощью красок. Элемент колоризма, хотя и не выраженный в красочном разнообразии, включается таким образом в пластическую структуру формы. Подобное, в том числе и колористическое, выявление образа становится тем более необходимым, что художник не представляет визуальную действительность, а передает в зрительных образах услышанный им рассказ. При этом он использует весь богатый опыт работы с натуры эллинистического искусства, не потому что он помогает ему видеть, а потому, что помогает сделать наглядными изображаемые факты, повысить их доходчивость.

Кем же был и откуда происходил этот первый выдающийся мастер древнеримской скульптуры? Это был явно не римлянин, и происходил он не из Греции и не из Малой Азии, откуда приезжали многие мастера, работавшие в Риме. Р. Бьянки Бандинелли, воссоздавший образ этого мастера, дал глубокий анализ атмосферы, пронизывающей созданную им художественную историю эпохи Траяна. «Новой и высоко поэтической особенностью этого повествования явилось человеческое, почти простонародное, так сказать, сострадание к побежденным, понимание постигшего их несчастья, ибо им больше всего симпатизирует сам художник - достигший наибольшего совершенства и новизны именно в сценах несения и оплакивания убитых или раненых предводителей варваров, а также бегства населения, изгоняемого из родных и насиженных мест».

«Во времена Траяна, - подчеркивает все тот же Бьянки Бандинелли, - великий художник, унаследовавший лучшие традиции эллинистического искусства, впитывает и переплавляет в горниле своих художественных поисков некоторые особенности древнеримского провинциального искусства и создает новый художественный язык, который отождествляется нами с наиболее типичными проявлениями искусства того времени и который, должно быть, представлял, с одной стороны, завершение более чем вековых мучительных исканий, а с другой - начало нового периода. Этот период, отличающийся от предшествующего, получил в истории Древнего Рима название позднеантичного. Этим названием обычно обозначают искусство, начинающееся с конца II века нашей эры и просуществовавшее до эпохи императора Константина и даже более позднего времени. Памятником, открывающим этот поздний период, является колонна Антонина. Но колонна Антонина ведет свое происхождение непосредственно от колонны Траяна, и та по праву может считаться памятником, возвещающим начало позднеантичного периода в истории Древнего Рима».

В сущности, демократизм и республиканские идеалы времени Траяна тоже были видимостью, оболочкой. Траян опирался не на народ как таковой, а в основном на армию. И его Форум, и колонна ясно говорят, что в лице Траяна правитель Рима резко возвысил себя над остальными, создал вокруг себя ореол непобедимой, божественной силы. Но его сила была не мания величия вроде Нероновой, а сила дальновидного и мудрого полководца.

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

БЕЛЫЙ ДВОРЕЦ ЦАРЯ ХОСРОВА ВЕЛИКОГО Захват города Ктесифона. Барельеф с колонны Траяна Если в ясный солнечный день поехать из Багдада на юг страны, то в 35 километрах от иракской столицы перед глазами путешественников откроется удивительная картина - возвышающаяся в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЯ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Пятая колонна С испанского: Quinta columna.Принято считать, что это выражение из выступления по радио (осень, 1936) испанского генерала Эмилио Мола (1887-1937), который в годы гражданской войны в Испании (1936-1939) возглавлял наступление мятежников-франкистов на республиканский Мадрид.

Из книги автора

Из книги автора

Железная колонна Сторонники теорий, по которым земляне неоднократно контактировали с инопланетянами, в качестве одного из примеров, подтверждающих их правоту, часто упоминают колонну V века из чистого железа, стоящую в индийской столице. Они утверждают, что, используя

Из книги автора

Колонна Фоки Последним античным памятником Форума традиционно считается Колонна Фоки - хотя год ее возведения, 608-й, можно уже отнести к раннему средневековью. Эта одиноко стоящая коринфская колонна всегда была заметным ориентиром на Форуме, даже когда он служил

Из книги автора

Форум Траяна В 357 году н. э. Констанций II, к тому моменту единовластный повелитель Западной и Восточной Римской империи, вступил в Рим. Сорокалетний император, уроженец Сирмия (ныне это город Сремска Митровица в Сербии), оказался в Вечном городе впервые. Рим уже утратил

Из книги автора

Колонна Траяна Зато колонна Траяна хорошо сохранилась и стала одной из главных достопримечательностей Рима. Она представляет собой гигантский двухчастный комикс, посвященный завоеванию Дакии - причерноморской области в нижнем течении Дуная, что примерно

27 сентября, 2017
Специализация: отделка фасадов, внутренняя отделка, строительство дач, гаражей. Опыт любителя-огородника и садовода. Также имеется опыт ремонта автомобилей и мотоциклов. Хобби: игра ни гитаре и много чего еще, на что не хватает времени:)

Что такое колонна, каких видов бывает это сооружение и, вообще, какую функцию выполняет? Предлагаю разобраться со всеми этими моментами. Данная информация наверняка будет вам полезной в частном строительстве.

Общие сведения

Колонны, по сути, представляют собой опоры, которые выполняют несущую функцию, т.е. придают строению жесткость по вертикали. Кроме того, очень часто они служат еще и декоративным элементом, который может украшать как фасад здания, так и интерьер помещения.

Надо сказать, что иногда колонны применяют исключительно в декоративных целях. К примеру, для украшения интерьера применяют колонны из полиуретана или даже гипсокартона. Соответственно, никакую несущую функцию они выполнять не могут.

Существуют еще обсадные колонны, которые к опорным не имеют никакого отношения, так как представляют собой трубу, предназначенную для укрепления стенок буровых скважин. Кроме того, в нефтяной и спиртовой промышленности используются еще ректификационные колонны. Они представляют собой цилиндрообразную емкость, в которой происходит деление жидкости на фракции.

Разновидности колонн

Колоны различаются по следующим параметрам:

  • Материалу, из которого сделаны;
  • Форме.

Материалы

В наше время чаще всего опоры делают из следующих материалов:

  • Металла . Как правило, металлические колонны используются при строительстве различных металлоконструкций;
  • Бетона . Железобетонные конструкции являются наиболее распространенными, так как отличаются высокой прочностью и надежностью;
  • Кирпичные . Чаще всего применяются в частном строительстве;
  • Деревянные . Используются при строительстве деревянных домов.

Надо сказать, что бетонные опоры в свою очередь делятся на два типа:

  • Монолитные . Возводятся непосредственно на объекте, как и любые другие бетонные конструкции, т.е. устанавливается опалубка, выполняется армирование, и затем опалубка заливается бетоном. Главное их достоинство заключается в высокой прочности и низкой стоимости, однако подвергать нагрузкам такую конструкцию можно только спустя 28 дней после заливки;
  • Сборные . Собираются из отдельных элементов, выполненных на заводе ЖБИ. Главный плюс таких колонн заключается в том, что возводятся они гораздо быстрее, чем монолитные. Правда, стоимость этих изделий получается выше, поэтому применять их имеет смысл в том случае, если важна скорость строительства.

Форма

Что касается формы, то чаще всего встречаются следующие их виды:

  • Круглые;
  • Прямоугольные или квадратные.

Надо сказать, что существуют еще так называемые полуколонны, который представляют опоры, выступающие из стены. Как и вышеописанные конструкции, они могут выполнять две функции одновременно – несущую и декоративную.

Строительство

Напоследок я расскажу как выполняется установка монолитных колонн. Как обычно, прежде чем приступить к строительству, нужно подготовит проект.

Так как колонны выполняют несущую функцию, крайне важно правильно выполнить расчет, чтобы несущая способность соответствовала нагрузке, которой они будут подвергаться. На этом этапе определяется количество колонн, их размер, а также шаг между ними.

Что касается монтажа, то эту операцию можно разбить на три основных этапа:

Подготовка основания

Так как колонны сами по себе имеют достаточно большой вес, к тому же выполняет несущую функцию, устанавливаются они на фундамент. Наиболее простой и быстрый вариант – это вкопать в грунт специальный стакан под колонну, т.е. готовый фундамент, выполненный на заводе ЖБИ.

Если же вы хотите сделать фундамент своими руками, нужно выполнить следующие действия:

Иллюстрации Описание действий

Подготовка:
  • Под фундамент надо выкопать яму на глубину промерзания грунта;
  • Затем дно нужно засыпать слоем песка и щебня.

Армирование:
  • Для заливки подошвы укладывается армировочная сетка;
  • К сетке привязываются вертикальные пруты арматуры под основание колонны, как показано на фото.

Монтаж опалубки:
  • По периметру подошвы выполняется бортик из досок или ОСБ;
  • Далее выполняется монтаж опалубки под основание колонны в виде прямоугольного короба.

    Так как опалубка это, по сути, форма конструкции, ее внутренние размеры должны строго соответствовать размерам колонны.


Заливка:
  • Опалубка заливается бетоном М200-250;
  • В процессе заливки бетон трамбуется.

Подготовка опалубки и заливка

Колонна является одним из древнейших элементов архитектуры, сопровождающих постройки человека на протяжении тысячелетий и находящих самое разнообразное применение как снаружи, так и внутри сооружений. Утилитарная функция колонны как опорной конструкции со временем плавно перешла к роли декоративного элемента. Обычно колонны бывают цилиндрической формы, но встречаются виды колонн в архитектуре квадратной, многогранной, а также прямоугольной. Архитектурная колонна состоит из трёх деталей:

  1. Нижней части или базы (основания), на которой лежит основная нагрузка. Основание иногда декорируется горизонтальными желобками и используется не на каждой колонне.
  2. Основной части или ствола, который бывает гладким или украшенным канелюрами (вертикальными желобками).
  3. Верхней части или капители, которая украшается барельефами, волютой или пальметтой. Капитель также может отсутствовать в колонне.

Виды архитектурных колонн

Колонны представлены 5 типами:

  1. Дорические. Дата появления этого типа колонн относится к VI веку до нашей эры. Колонны отличались монументальным, лаконичным видом и состояли из ствола с канелюрами и капители без украшений.
  2. Ионические. Эти колонны античных времен выглядели более утонченно и изысканно, отличались декоративными украшениями всех составных частей колонны. Капитель обычно оформлялась в виде противоположно расположенных двух завитков.
  3. Коринфские. Колонны характеризовались насыщенным декорированием, обязательным наличием канелюр, декора и украшений, особенно капители с листьями аканта.
  4. Тосканские. Вид колонн, возникших в Древнем Риме, выглядит легким и воздушным, с простым основанием и столбом без канелюр.
  5. Композитные. Разновидность колонн, сочетавшая элементы ионической и коринфской моделей, у которой капитель выделялась украшениями в виде фигур птиц, животных или листьев аканта.

Колонны в интерьере современных помещений

Элемент, являющийся одним из символов античной архитектуры, сегодня вновь стал применяться в интерьерах помещений, в том числе квартир, домов, общественных зданий. В последнее время колонны в интерьере больше используются для украшения, но могут быть использованы в качестве несущего элемента в просторных помещениях, при перепланировке жилых квартир или для замены стены (несущей).

Декор колонны в квартире позволяет зонировать пространство, расставлять определенные акценты и подчеркивать значение определенных элементов (камина и т.д.). Зонирование пространства является наиболее распространенной функцией вертикальных колонн в интерьере квартир, подразумевающим огромное множество вариантов. С помощью колонн можно подчеркнуть определенную часть помещения или отделить гостиную от обеденной зоны, холл от гостиной комнаты, столовую от кухни.

Актуально применение простых по конструкции колонн в конструкциях с низкими потолками – можно зрительно их приподнять. Колонны чаще устанавливают в качестве оформления для арки и у винтовых лестниц. Можно использовать части колонн: пилястры или колонны без капители.

Порой колонны используют вместо маленьких шкафов или полочек. Подобные пустые внутри фальшколонны из гипсокартона или полиуретана выполняют практическую функцию в комнате. На барной стойке невысокая колонна может преобразоваться в мини-бар, а соединив между собой низкие колонны можно сделать, например, нишу для подсветки.

Необычны колонны в интерьере ванной комнаты, если колоннами окружена ванна или выделено место для зеркала. Иногда в гостиной или на кухне встречается неудачное размещение коммуникационных сооружений. Такие детали могут быть оригинально обыграны с помощью колонн и скрыты.

Материалы для изготовления колонн

Архитектурные колонны для интерьера производятся из декоративной штукатурки, камня, мрамора, металла, полиуретана, а также дерева. Привычные классические мраморные или каменные столбы встречаются редко по причине дороговизны. Если от колонны не требуется опорная функция, то можно использовать гипсокартон или полиуретан. Популярны деревянные колонны, служащие опорой и декоративным украшением помещения. Порой колонны инкрустируют полудрагоценными камнями или окрашивают в разные цвета, покрывают декоративной штукатуркой или мозаикой.

Различные виды колонн в архитектуре больших помещений загородных домов и небольших комнат типовых квартир могут прекрасно вписаться. Правильный подбор размера и расположения этих элементов позволит создать гармоничный дизайн жилища.

Видео: Водно-пузырьковая колонна в квартире

Верхняя часть колонны, которая может быть декорирована лепниной. Кольцо-переходник находится в месте соединения капители и ствола колонны, оно может скрывать разницу между диаметрами этих элементов колонн. Стволы колонны представляют ее основную центральную часть, они могут быть гладкоствольными и их декорировали бороздками. Некоторые виды колонн имеют одинаковый диаметр по всей высоте, сужаться кверху, расширяться в центральной части. Базы колонн бывают круглыми, восьмигранными. Их устанавливают на пол. Под базой может быть установлен плинт квадратной формы с размером стороны, равной диаметру базы. В каждом ордере предусматривались определенные элементы колонн и их пропорции. Элементы колонн: Верхний элемент колонны дорийского ордера - капитель, состоял из эхины - круглой части с криволинейным профилем, квадратной абаки. Греческий и римский дорический ордера отличались оформлением: в греческом ордере под эхином проходит бороздка, а в римском - выпуклый профиль. Римские колонны устанавливались на базы, а греческие - на стилобат. Архитрав гладкий, у некоторых римских колонн архитрав разделен на фасции. Капитель от ствола отделена врезами гипотрахелиона (шейкой) - количество врезов 1-4. Центральный элемент колонны дорической - ствол - украшен примыкающими друг к другу неглубокими, обладающими острыми гранями каннелюрами. Количество каннелюр - 20. Пропорции элементов колонн дорического ордера были описаны Ветрувием: за модуль был взят нижний радиус колонны, 14 модулей составляла высота (для римских колонн, согласно Виньоле, высота составляла 16 модулей), высота базы - 1 модуль, капитель составляла 1 модуль. Элементы колонн ионического ордера во многом схожи с дорическими, они имеют основание, ствол и капитель. При этом основание стоит на плинте - квадратной плите. Базы имели выпуклые элементы - торусы (полувалы) с орнаментом, желобками, скоциями (вогнутыми элементами). Капитель украшена со стороны фасада волютами на эхине. С боков завитки волют соединяются валами - балюстрами, похожими на свитки. В более поздний период волюты стали располагать с четырех сторон. Эхины располагались таким образом, как будто бы выходили из-под волют. Абака и эхин декорировались лепниной в виде иоников, овов (яйцеобразные элементы), листьев, стрелок. Количество каннелюр на стволе - до 24, борозды разделялись дорожками, и их глубина была глубже, чем у дорических колонн. Ионический ордер стал основой храма Херы на Самосе (570—560 гг. до н. э. архитектор Роикосом), храм Артемиды Эфесской - одно из «Семи чудес света». Пропорции элементов колонны ионического ордера отличаются от дорических: высота варьировалась от восьми диаметров ствола до девяти диаметров в основании. Ионические колонны в Малой Азии имели базу со сложным орнаментом, в основе которой цилиндрический элемент и торус. В некоторых случаях было еще одно основание из трех частей, состоящих из двойного валика, и разделяющихся скоциями. У аттического ионического ордера (в ансамбле афинского Акрополя) база расширена книзу, состоит из торсов, которые делятся скоцией, а вот плинты может не быть.

Элементы колонн дорического и ионического ордера.

Опираясь на новые технологии и особенности полиуретана, можно украшать современные частные и общественные здания античным классическим декором.