На нашем интернет-уроке по окружающему миру мы поговорим о том, без чего бы не существовали мы, природа, планета Земля. Да! Это воздух. Что такое воздух?…

Воздух и свойства воздуха

Воздух — это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других.

Газы не имеют формы. Они распространяются во все стороны и заполняют весь доступный объём.

Воздушная оболочка Земли — атмосфера — защищает нас от губительных космических лучей, от перегрева теплом, исходящим от Солнца, от переохлаждения.

Слои атмосферы:

Воздух необходим всему живому для дыхания и для создания органических веществ.
Смотрим познавательный видеоролик с 5.55

Какие свойства имеет воздух?

О свойствах поподробнее.

Сейчас вы видите все то, что вокруг вас: стены, компьютер, шкаф, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? Верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали? Докажем это?

Исследование 1 .

Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось? Появятся пузырьки воздуха.

Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.

Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? А ваши стены? А как вы думаете, какого цвета воздух?
Открываем первое свойство воздуха: воздух невидимый и бесцветный .

Исследование 2 . А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?… Пахнет чем-нибудь воздух? А как же запахи в кондитерской, аптеке? … Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

Вывод: Чистый воздух запаха не имеет .

Исследование 3 . Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?

Вывод: воздух не имеет вкуса

Исследование 4. Возьмите в руки книгу. Какой она формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

Вывод: воздух не имеет форму.

Исследование 5. Воздух упругий

Возьмите мяч, сожмите его руками. Ударьте мячом об пол. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружилось?

Теперь посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?

Могу ли я сделать первый шарик таким же упругим, как и второй? Что для этого нужно сделать?…. Верно, добавить воздуха. А что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух?…… (Воздух сжимается).

У вас, наверняка, есть велосипед. Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда? ….. также прыжки на спортивных велосипедов делают как раз из-за воздуха в шинах.

А где еще используется это свойство?…..

Исследование 6. Воздух легче воды, то есть менее плотный, чем вода.

Наберите в чашку воды. Попробуйте утопить в ней теннисный шарик. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?

Вот почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг.

Исследование 7. Воздух — плохо проводит тепло.

Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?

Верно, между этими двойными стеклами находится воздух, который не пропускает холод и дома становится гораздо теплее. Так как воздух имеет низкую плотность, он плохо проводит тепло.

Если воздух плохо проводит тепло, почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? Ч то же греет землю, снег ли?….

Между снежинками — воздух, он не пропускает холод.

Подумайте, как сидят птички, когда на улице мороз? Почему?…. А что происходит с мехом животных к зиме?…

Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы хохлятся, а человек надевает тёплый свитер, шубу.

Исследование 8. При нагревании расширяется

Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Почему батареи в комнатах устанавливают внизу, под окном? Что происходит с горячим воздухом?

Да, когда воздух нагревается, воздух расширяется, то есть становится легче и поднимается вверх.


Теперь вы сможете объяснить по какому принципу летает воздушный шар?

А китайские фонарики?

А может ли быть одинаковая температура: днем и ночью? зимой и летом? у полюсов и на экваторе?

Что происходит с нагревшимся воздухом? (Поднимается). Что занимает освободившееся место? (Холодный воздух).

А это значит, на Земле происходит постоянное перемещение воздуха, а попросту дует ветер.

Ветер — это движение воздуха.

Ветра приносят и пользу и вред.

Представьте на минуту, что на Земле нет ветра. Нет ветра в нашем промышленно развитом городе, где есть заводы, фабрики, шахты, разрезы, взрывы. Что произойдет?

Трубы от заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Там на высоте дуют мощные ветры. Они подхватывают клубы дыма и рвут их в клочья, развеивают, смешивают с чистым воздухом, быстро снижают опасность ядовитых газов. Высокие трубы отводят беду от живущих поблизости людей.

Есть ветра, которые приносят много бед.


Как использует человек свойства воды

Человек издавна научился использовать силу воздуха, как источник энергии.
Он изобрел парус , который позволил ему отправиться в путешествие.


Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.
В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.


Однако и в современности ветряной двигатель играет все большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.


Одним из способов передвижения по воздуху – воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 183 год, когда братья Монгольфье поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом.

На воду нельзя надёжно опереться — она жидкая. Однако водному лыжнику это удаётся, если развить достаточную скорость. Воздух — ещё менее плотный, чем вода. Но если развить большую скорость, то оказывается на него можно опереться. Это открытие позволило создать более совершенные летательные аппараты.

Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем, что воздух обладает выталкивающей силой. Например, если заполнить воздушный шарик более лёгким газом — водородом, то они полетят вверх.

Парашют может планировать по воздуха благодаря плотности воздуха.

Вы знаете, что вода при нагревании превращается в пар, газообразное состояние, а если пар остудить — получится опять жидкое состояние.

Оказывается, любой газ тоже можно превратить в жидкость, если охладить. Только для этого потребуется очень низкая температура.

Углекислый газ , охлажденный до твёрдого состояния, используют для замораживания продуктов и называют сухим льдом. А тает он при -78 градусов С.

Жидкий азот образуется при температуре -196 гр.С. Его используют в медицине.

Чистый кислород используют для дыхания больных. Им наполняют акваланги для подводного дыхания. кислородные маски есть в самолётах для чрезвычайных ситуаций.

А жидкий кислород нужен для окисления топлива космических кораблей. Ведь без кислорода невозможно не только дыхание, но и горение.

Все мы понимаем, что воздух нашей планете просто необходим. Его следует беречь!


По-вто-рим те свой-ства воз-ду-ха, о ко-то-рых мы узна-ли на преды-ду-щих уро-ках: воз-дух про-зра-чен, бес-цве-тен, не имеет за-па-ха, плохо про-во-дит тепло.

В жар-кий день окон-ное стек-ло про-хлад-ное на-о-щупь, а под-окон-ник и пред-ме-ты сто-я-щие на нем - теп-лые. Так про-ис-хо-дит по-то-му, что стек-ло - про-зрач-ное тело, ко-то-рое про-пус-ка-ет тепло, но само не на-гре-ва-ет-ся. Воз-дух тоже про-зра-чен, по-это-му хо-ро-шо про-пус-ка-ет сол-неч-ные лучи.

Рис. 1. Окон-ное стек-ло про-во-дит сол-неч-ные лучи (Ис-точ-ник)

Про-ве-дем неслож-ный опыт: пе-ре-вер-ну-тый вверх дном ста-кан опу-стим в ши-ро-кий сосуд, на-пол-нен-ный водой. Мы по-чув-ству-ем лег-кое со-про-тив-ле-ние и уви-дим, что вода не может за-пол-нить ста-кан, по-то-му что воз-дух, на-хо-дя-щий-ся в ста-кане, не “усту-па-ет” сво-е-го места воде. Если слег-ка на-кло-нить ста-кан, не вы-ни-мая его из воды, из ста-ка-на вый-дет воз-душ-ный пу-зырь, и часть воды вой-дет в ста-кан, но даже в таком по-ло-же-нии ста-ка-на вода не смо-жет за-пол-нить его пол-но-стью.

Рис. 2. Пу-зырь-ки воз-ду-ха вы-хо-дят из на-кло-нен-но-го ста-ка-на, усту-пая место воде (Ис-точ-ник)

Так про-ис-хо-дит по-то-му, что воз-дух, как и любое дру-гое тело, за-ни-ма-ет про-стран-ство в окру-жа-ю-щем мире.

Ис-поль-зуя это свой-ство воз-ду-ха, че-ло-век на-учил-ся ра-бо-тать под водой без спе-ци-аль-но-го ко-стю-ма. Для этого был со-здан во-до-лаз-ный ко-ло-кол: под ко-ло-кол-кол-пак, из-го-тов-лен-ный из про-зрач-но-го ма-те-ри-а-ла, ста-но-вят-ся люди и необ-хо-ди-мое обо-ру-до-ва-ние и ко-ло-кол опус-ка-ет-ся при по-мо-щи подъ-ем-но-го крана под воду.

Рис. 3. Во-до-лаз-ный ко-ло-кол (Ис-точ-ник)

Воз-дух, на-хо-дя-щий-ся под ку-по-лом, поз-во-ля-ет людям ды-шать неко-то-рое время, до-ста-точ-ное для того, чтобы осмот-реть по-вре-жде-ния ко-раб-ля, опоры моста или дно во-до-хра-ни-ли-ща.

Для до-ка-за-тель-ства сле-ду-ю-ще-го свой-ства воз-ду-ха, необ-хо-ди-мо плот-но при-крыть паль-цем левой руки от-вер-стие ве-ло-си-пед-но-го на-со-са, а пра-вой рукой на-жать на пор-шень.

Рис. 4. Ве-ло-си-пед-ный насос (Ис-точ-ник)

Потом, не уби-рая паль-ца от от-вер-стия, от-пу-стить пор-шень. Палец, ко-то-рым за-кры-то от-вер-стие, чув-ству-ет, что воз-дух на него очень силь-но давит. Но пор-шень с тру-дом, но сдви-нет-ся. Это озна-ча-ет, что воз-дух можно сжать. Воз-дух об-ла-да-ет упру-го-стью, по-то-му что когда мы от-пус-ка-ем пор-шень, он сам воз-вра-ща-ет-ся в пер-во-на-чаль-ное по-ло-же-ние.

Упру-ги-ми на-зы-ва-ют тела, ко-то-рые после пре-кра-ще-ния сжа-тия при-ни-ма-ют пер-во-на-чаль-ную форму. На-при-мер, если сжать пру-жи-ну, а потом от-пу-стить, она при-мет свою пер-во-на-чаль-ную форму.

Сжа-тый воз-дух тоже упруг, он стре-мит-ся рас-ши-рить-ся и за-нять преж-нее место.

Для того, чтобы до-ка-зать, что воз-дух имеет массу, нужно сде-лать са-мо-дель-ные весы. При-кре-пим сду-тые воз-душ-ные ша-ри-ки к кон-цам па-лоч-ки с по-мо-щью скот-ча. По-ло-жим длин-ную па-лоч-ку на се-ре-ди-ну ко-рот-кой, так чтобы концы урав-но-ве-ши-ва-ли друг друга. Со-еди-ним их нит-кой. При-кре-пим скот-чем ко-рот-кую па-лоч-ку к двум бан-кам. На-ду-ем один шарик и снова при-кре-пим его к па-лоч-ке тем же ку-соч-ком скот-ча. Уста-но-вим на преж-нее место.

Мы уви-дим, как па-лоч-ка на-кло-ня-ет-ся в сто-ро-ну на-ду-то-го ша-ри-ка, по-то-му что воз-дух, на-пол-нив-ший шарик, де-ла-ет его тя-же-лее. Из этого опыта можно сде-лать вывод, что воз-дух имеет массу и его можно взве-сить.

Если воз-дух имеет массу, зна-чит, он дол-жен ока-зы-вать дав-ле-ние на Землю и все, что на ней на-хо-дит-ся. Так и есть, уче-ные под-счи-та-ли, что воз-дух ат-мо-сфе-ры Земли ока-зы-ва-ет на че-ло-ве-ка дав-ле-ние в 15 тонн (как три гру-зо-ви-ка), но че-ло-век не чув-ству-ет этого, по-то-му что в че-ло-ве-че-ском ор-га-низ-ме со-дер-жит-ся до-ста-точ-ное ко-ли-че-ство воз-ду-ха, ко-то-рый ока-зы-ва-ет дав-ле-ние такой же силы. Дав-ле-ние внут-ри и сна-ру-жи урав-но-ве-ши-ва-ет-ся, по-это-му че-ло-век ни-че-го не ощу-ща-ет.

Вы-яс-ним, что про-ис-хо-дит с воз-ду-хом при на-гре-ва-нии и охла-жде-нии. Для этого про-ве-дем опыт: на-гре-ем колбу со встав-лен-ной в нее стек-лян-ной труб-кой теп-лом своих рук и уви-дим, что из труб-ки в воду вы-хо-дят пу-зырь-ки воз-ду-ха. Это про-ис-хо-дит по-то-му, что воз-дух в колбе при на-гре-ва-нии рас-ши-ря-ет-ся. Если на-крыть колбу смо-чен-ной в хо-лод-ной воде сал-фет-кой, мы уви-дим, что вода из ста-ка-на по труб-ке под-ни-ма-ет-ся вверх, по-то-му что при охла-жде-нии воз-дух сжи-ма-ет-ся.

Рис. 7. Свой-ства воз-ду-ха при на-гре-ва-нии и охла-жде-нии (Ис-точ-ник)

Чтобы узнать боль-ше о свой-ствах воз-ду-ха, про-ве-дем еще один опыт: две колбы за-кре-пим на труб-ке шта-ти-ва. Они урав-но-ве-ше-ны.

Рис. 8. Опыт по опре-де-ле-нию дви-же-ния воз-ду-ха

Но, если одну колбу на-греть, она под-ни-мет-ся выше дру-гой, по-то-му что го-ря-чий воз-дух легче хо-лод-но-го и под-ни-ма-ет-ся вверх. Если над кол-бой с го-ря-чим воз-ду-хом за-кре-пить по-лос-ки тон-кой лег-кой бу-ма-ги, будет видно, как они тре-пе-щут и под-ни-ма-ют-ся вверх, по-ка-зы-вая дви-же-ние на-гре-то-го воз-ду-ха.

Рис. 9. Теп-лый воз-дух под-ни-ма-ет-ся вверх

Зна-ния этого свой-ства воз-ду-ха че-ло-век ис-поль-зо-вал при со-зда-нии ле-та-тель-но-го ап-па-ра-та - воз-душ-но-го шара. Боль-шая сфера, на-пол-нен-ная по-до-гре-тым воз-ду-хом, под-ни-ма-ет-ся вы-со-ко в небо и спо-соб-на вы-дер-жи-вать вес несколь-ких че-ло-век.

Мы редко над этим за-ду-мы-ва-ем-ся, но ис-поль-зу-ем свой-ства воз-ду-ха каж-дый день: паль-то, шапка или ва-реж-ки не греют сами по себе - воз-дух в во-лок-нах ткани плохо про-во-дит тепло, по-это-му, чем пу-ши-стее во-лок-на, тем боль-ше в них воз-ду-ха, а зна-чит и теп-лее вещь, из-го-тов-лен-ная из такой ткани.

Сжи-ма-е-мость и упру-гость воз-ду-ха ис-поль-зу-ют в на-дув-ных из-де-ли-ях (на-дув-ные мат-ра-цы, мячи) и шинах раз-лич-ных ме-ха-низ-мов (ав-то-мо-би-ли, ве-ло-си-пе-ды).

Рис. 13. Ко-ле-со ав-то-мо-би-ля (Ис-точ-ник)

Рис. 14. Ве-ло-си-пед-ное ко-ле-со (Ис-точ-ник)

Сжа-тый воз-дух может оста-но-вить на пол-ном ходу даже же-лез-но-до-рож-ный со-став. Воз-душ-ные тор-мо-за уста-нов-ле-ны в ав-то-бу-сах, трол-лей-бу-сах, со-ста-вах метро. Воз-дух обес-пе-чи-ва-ет зву-ча-ние ду-хо-вых, удар-ных, кла-виш-но-ду-хо-вых ин-стру-мен-тов. Когда ба-ра-бан-щик уда-ря-ет па-лоч-ка-ми по туго на-тя-ну-той коже ба-ра-ба-на, она ко-леб-лет-ся, а воз-дух внут-ри ба-ра-ба-на про-из-во-дит звук. В боль-ни-цах уста-нов-ле-ны ап-па-ра-ты вен-ти-ля-ции лег-ких: если че-ло-век не может са-мо-сто-я-тель-но ды-шать, его под-клю-ча-ют к та-ко-му ап-па-ра-ту, ко-то-рый через спе-ци-аль-ную труб-ку по-да-ет в лег-кие обо-га-щен-ный кис-ло-ро-дом сжа-тый воз-дух. Сжа-тый воз-дух ис-поль-зу-ют везде: в кни-го-пе-ча-та-нии, стро-и-тель-стве, ре-мон-те и др.

Рис. 15. Трол-лей-бус (

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа №14

с углубленным изучением отдельных предметов»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. 3-й класс

« Свойства воздуха.

Охрана воздуха»

«Урок для школьников с применением информационно-коммуникационных технологий»

Кононова Оксана

Николаевна,

учитель

начальных классов

Пояснительная записка

УМК «Планета знаний» разработан в соответствии с ФГОС НОО.

Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель - формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Урок в 3-м классе по теме « Свойства воздуха. Охрана воздуха » изучается в разделе «Вода, воздух, горные породы» после изучения темы «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха».

Цель урока : выяснить свойства воздуха опытным путем;

определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;

воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.

Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма урока : урок-исследование.

ТСО : проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

Оборудование для проведения опытов;

Презентация (Приложение 1);

Видео фрагмент «Загрязнение воздуха» (Приложение 3).

План урока

1. Организационный момент. 1 мин

2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. 3 мин

1) Доказываем реальность воздуха. Опыты. 5 мин

2) Свойства воздуха. Опыты. 10 мин

4. Физкультминутка. 2 мин

1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 10 мин

2) Охрана воздуха. 7 мин

6. Закрепление изученного. 3 мин

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин

8. Домашнее задание. 1 мин

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

Учащиеся сидят в группах.

2. Постановка проблемы, актуализация знаний.

Сообщение темы урока.

Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1

Сформулируйте тему урока.

На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?

А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?

Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?

Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».

А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?

Что же такое воздух?

На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2

Восстановите диаграмму.

Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.

(Мы продолжаем изучать тему воздух).

Нужен ли нам вообще воздух? (он нам жизненно необходим)

Что такое воздух? (смесь газов)

Как обнаружить воздух?

Какие свойства есть у воздуха?

Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять.

Проведем опыты или исследования

Используем свой жизненный опыт

Воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.

(Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут).

(Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов).

Восстанавливают диаграмму.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1) Доказываем реальность воздуха. Опыты.

Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?

В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.

Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!

Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:

(Да)

Ответы детей

1. Работать дружно.

2. Быть внимательным друг к другу.

3. Быть вежливым.

4. Помогать товарищу.

5. Доброжелательно относиться друг к другу.

ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?

Проводят опыт.

Делают вывод - (из стакана начали выходить пузырьки воздуха).

ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?

А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь (Р.т.стр.20 зад.42).

Проводят опыт.

Делают вывод - (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).

ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.

Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

2) Свойства воздуха. Опыты.

Какими же свойствами обладает воздух?

Слайд 3

Как нам это узнать?

Результаты будем записывать в таблицу.

Заполняем ТАБЛИЦУ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Будем проводить опыты

ОПЫТ 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс?

А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?

О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 4

Проводят опыт

Нет, нет

Да

Заполняют таблицу.

(Воздух прозрачен .)

ОПЫТ 2.Посмотрите на растения. Какого они цвета?

Какого цвета школьная парта? Школьная доска?

А какого цвета воздух?

О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 5

Проводят опыт. (Зеленые)

Ответы детей.

(Нет цвета)

Заполняют таблицу.

(Воздух безцветен. )

ОПЫТ 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс.

- Заполните третий столбик таблицы. Слайд 6

- Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.

Проводят опыт.

Заполняют таблицу.

(Воздух не имеет запаха. )

Проверка таблицы.

- У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,

Рябчик, тетерев, глухарь

Глубоко зарылись в снег.

Он их греет, словно мех.

Какое свойство воздуха объясняет эти факты? Слайд 7, 8

- Заполните четвертый столбик таблицы.

- Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?

Заполняют таблицу.

(Воздух плохо проводит тепло .)

(В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду).

Почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик?

Обратимся к учебнику стр. 52

(Еще есть свойства воздуха).

ОПЫТ 4. Нальем в стакан воду и подкрасим ее. Возьмем колбу со стеклянной трубкой. Опустим конец трубки в воду, как показано на рисунке в учебнике. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу теплом своих рук. Что происходит?

- Почему это стало возможным?

Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что мы видим?

Почему?

Заполните последний столбик таблицы «Свойства воздуха».

Дорогие ребята - исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.

Послушаем стихотворение. О каких свойствах воздуха говорится в стихотворении?

(Из трубки стали выходить пузырьки воздуха)

- Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется .

(Выделение пузырьков прекратится)

Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается .

Читает ученик.

Воздух

Он прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим,

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

4. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Воздух поможет вам отдохнуть.

1. Упражнение « Цветочная поляна».

А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите… (АХ!)

2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.

3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи».

5. Продолжение знакомства с новым материалом. 1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха.

Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? Слайд 9

В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты.

Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой. А какой?

К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!»

Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?

Ребята, от чего воздух может загрязняться?

Мы сейчас посмотрим маленький фильм. Надо будет запомнить из фильма, что загрязняет воздух. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Что вы увидели в фильме? Запишите в группе. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Какая играла музыка во время просмотра фильма?

Источниками загрязнения воздуха могут быть:

Ребята, что вы еще знаете, отчего может загрязняться воздух? Дополните своими примерами. Слайд 10

(Загрязненный. )

(Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень).

ОТЧЕГО ЗАГРЯЗНЯЕТСЯ ВОЗДУХ.

___________________

___________________

___________________

(Очень тревожная).

В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Пожары.

Извержения вулканов,

Загрязнение земли непереработанным мусором (свалки).

2) Охрана воздуха.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Загрязненный воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ.

Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?

Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Сделайте вывод.

(На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух…)

Работа в группах.

установка очистных сооружений

озеленение окружающей среды

Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

6. Закрепление изученного.

Тест «Воздух. Охрана воздуха». ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Кислород (Д) Азот (М)

Да (П) Нет (Г)

Проверка. (Воздух – ДРУГ)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Назовите тему урока одним словом

Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?

Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»?

Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?

Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?

Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своего автомобиля?

(Воздух)

(Жизнь!)

8. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь: стр. 23 № 51, 52, 53 – выполните два любых задания.

Задание по желанию: рисунок на тему «Охрана воздуха»

Список литературы:

Учебник: Г.Г Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир», учебник для 3 класса в 2 частях.

Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.

Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин

Обучение в 3 классе по учебнику "Окружающий мир"

Интернет-ресурсы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

СВОЙСТВА

ВОЗДУХ

_________________________________________

Предварительный просмотр:

Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений?

Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений?

Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхл опные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________


Окружающий мир

Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Цель: Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.

Оборудование: кассета №1 «Роль воздуха в нашей жизни, расход воздуха»,
кассета №2 «Вода, воздух, газы, кислород»
иллюстрация о способах использования воздуха.

I. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах.
- Давайте разберем вопросы в начале параграфа.

1. Какими способами можно доказать, что воздух не пустое место?
Ответ: Надо продемонстрировать его наличие.
а) Для этого надо веером помахать перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.
Б. Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его в банку с водой.
- Попадает ли вода в стакан? Почему?
Ответ: Не попадает. Препятствует воздух.

2. Как называется воздушная оболочка Земли?
Ответ: Воздушная оболочка Земли называется атмосфера.

3. Как используют воздух животные и растения?
Ответ: Все живые организмы дышат, используя кислород воздуха.
Растения употребляют воздух для поглощения углекислого газа, который используют в фотосинтезе и выделяют кислород.

Воздух образует воздушную оболочку, которая окружает земной шар и с помощью озонового слоя защищает поверхность Земли от губительного ультрафиолетового облучения.
Прочитайте задание 1-ое на с. 24
Причем чем выполнять задание 1-ое на с. 24 посмотрим фрагмент фильма «Вода». (2 мин.)

Ответ: Вода океанов испаряется и в виде облаков переносится ветрами в другие места, где выпадают дожди, питаются реки.
- А как возникает ветер?
Ответ: Участки земной поверхности нагреваются по разному: ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.

Человек издавна научился использовать как источник энергии.
Он изобрел парус, который позволил ему отправиться в путешествие.
Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.
В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.
Однако и в современности ветряной двигатель играет все большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.
Одним из способов передвижения по воздуху - воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 183 год, когда братья Монгольфье поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом.
Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем, что воздух обладает выталкивающей силой.
Прочитайте об этом в материале для любознательных. с. 25.
- Так какой силой обладает воздух?
Если тело оказывается легче воздуха, то оно может летать. Воздух расширяется при нагревании. От этого он становится легче воздуха и поднимается вверх.
- Так что происходит с воздухом при нагревании?
Однако главный недостаток воздушного шара - его слабая управляемость.
Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на значительные расстояния с большой скоростью.
- Прочитайте об этом текст на с. 26.
- О каком еще свойстве воздуха вы узнали?
(У него низкая плотность.)
- Благодаря низкой плотности воздуха обладает еще одним свойством: он плохо проводит тепло. На этом свойстве основано создание человеком теплых вещей. Шерстяные вещи и шубы сохраняют в себе толстую воздушную прослойку, которая не дает телу потерять тепло.

2-ое задание на с. 26.
Зачеркни неверное утверждение:
. Одежда нагревается от тела.
. Одежда нагревает тело.

Физминутка.
- Чтобы познакомиться с еще одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в 3-ем задании (с. 26).
- Какой вывод? (с. 27).
- Как называется это свойство?
Ответ: Это свойство называется упругостью.

На этом свойстве основано использование воздуха в автомобильных шинах, мячах, надувных матрацах.
- Давайте повторим, о каких свойствах воздуха вы узнали?
Свойства воздуха:
- расширяется при нагревании,
- плохо проводит тепло,
- низкая плотность,
- упругость.

Воздух - это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других.
В воздухе содержится:
21% кислорода
78 % азота
0,9 % благородных газов и
0,03% углекислого газа,
Кроме этого в небольших количествах содержится водород.
- Посмотрите фрагмент фильма «Состав воздуха». «Газы». «Кислород» (6 мин.)
- Из каких газов состоит воздух?

4. Теперь разберем вопросы в конце параграфа на 28-ой стр.
- Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла и парашюта?
Для мяча - упругость,
для одеяла - слабое проведение тепла,
для парашюта - плотность.

Откуда берутся вещества, из которых состоят живые организмы.
Какой именно газ воздуха создает основу всех органических веществ?
Ответы: Живые организмы состоят из органического вещества. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды.
Поэтому основной газ, из которого состоят тела живых организмов - углекислый газ.

Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?
Каким образом?
Ответы: Высокая температура нашего тела поддерживается за счет тепла, полученного при окислении пищи. Это становится возможным благодаря кислороду. Кислород обеспечивает и горение дров в печи.

Задание 4,5,6.

Задание 7.
- Какой рисунок вы не раскрасите? (Ракету)

Задание 8.
Для улавливания ветряным колесом даже слабого ветерка и увеличения грузоподъемности парашюта и планера надо увеличить площадь опоры и уменьшить вес.

Задание 9.
Из азота делают удобрения.
Кислород используют для сварки.
Углекислый газ - добавляют в газированную воду.
Водородом заполняют воздушные шары.

Задание 10.
- Какая сила поднимает в воздух воздушный шары?
Воздушные шары поднимает выталкивающая сила.

Итог. - Что нового узнали на уроке?
- Как человек использует свойства воздуха?

Дома: Параграф 20, задание 4 и 8.

Сообщение про воздух для детей расскажет что такое воздух, какие свойства воздуха и какая роль воздуха. Рассказ о воздухе для детей может быть дополнен интересными фактами.

Доклад про воздух

Без воздуха на Земле не было бы жизни. Воздух необходим для дыхания всему живому: и растениям, и животным, и человеку . Воздух - это смесь газов . В состав воздуха входят азот, углекислый газ, кислород.

Воздух заполняет все свободные места, и даже самые маленькие щели. Прозрачный стакан только кажется пустым. Попробуйте, медленно наклоняя его, погружать в воду. По мере заполнения стакана водой, из него крупными пузырями будет выходить воздух.

Значение воздуха в природе и жизни человека

1) Воздух необходим человеку для дыхания
2) Воздух необходим растениям для фотосинтеза
3) Воздух необходим животным для дыхания
4) Воздух необходим для дыхания обитателей водной среды
5) Воздух используют в промышленности для сжигания топлива
6) Воздух используют в быту для сжигания топлива
7) Под действием воздуха и бактерий отжившие органические вещества превращаются в минеральные соединения.
8) Воздух необходим для выветривания горных пород и для почвообразования

Также благодаря воздуху летают самолёты, вертолёты, птицы. Подъёмная сила, удерживающая их в полёте, возникает за счёт обтекания воздухом изогнутых поверхностей их крыльев.

Воздушный океан, окружающий нашу планету, удерживается силами земного тяготения. Если бы Земля потеряла свою воздушную оболочку, то превратилась бы в безжизненную, лишенную растительности, пустыню.

Из чего состоит воздух?

Воздух - это смесь газов. Представьте, что круг - это весь воздух вашей планеты. Разделим его условно на 4 части. Большую часть вашего воздуха, ¾ (три четверти), составляет газ, который называется «азот». Но для дыхания вам нужен другой газ - кислород. Его в составе воздуха чуть-чуть меньше ¼ части. Остальную часть воздуха составляют другие газы, среди которых значительную часть занимает углекислый газ. Углекислый газ вы выделяете при дыхании.

Каковы свойства воздуха?

  • Воздух невидимый и бесцветный.
  • Чистый воздух запаха не имеет.
  • Воздух не имеет вкуса
  • Воздух не имеет форму.
  • Воздух упругий
  • Воздух легче воды, то есть менее плотный, чем вода.
  • Воздух - плохо проводит тепло.
  • При нагревании воздухрасширяется, а при охлаждении сжимается.

Где самый чистый и полезный воздух?
Для нашего дыхания нужен чистый воздух с достаточным содержанием кислорода. Но в городах, где все дороги забиты автомобилями, воздух загрязнен их выхлопными газами. Добавляют загрязнения и выбросы из заводов и фабрик.
Зато в лесах и парках дышится очень легко, потому что наши зелёные помощники поглощают вредный углекислый газ, а выделяют кислород. Вырабатывают кислород и морские водоросли, поэтому воздух на морском побережье так целебен.
Но сейчас люди стараются уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Создаются автомобильные двигатели, работающие на электрической и даже солнечной энергии. Вместо дымящих труб тепловых строят атомные и солнечные электростанции.