ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 12 апреля 2016 г. исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос. Этот исторический полет совершил гражданин СССР Юрий Гагарин. Стартовав с космодрома Байконур на корабле-спутнике "Восток", космонавт провел в космосе 108 минут и благополучно вернулся на Землю.

"Восток" - первый в мире пилотируемый космический корабль. Создан в СССР для полетов на околоземной орбите.

История проекта

22 мая 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которым предусматривалось разработать и осуществить запуск корабля-спутника для выполнения полета человека в космос. Головной организацией по проекту назначено ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева) во главе с главным конструктором Сергеем Королевым.

Одним из основных разработчиков корабля был начальник сектора проектного отдела Константин Феоктистов (впоследствии космонавт), система управления корабля была разработана под руководством заместителя главного конструктора Бориса Чертока, система ориентации создана конструкторами Борисом Раушенбахом и Виктором Легостаевым.

Было создано две версии корабля, получившие обозначение: (экспериментальный беспилотный вариант) и 3КА (предназначенный для пилотируемых полетов). Кроме того, на базе экспериментального варианта был разработан автоматический спутник-разведчик - .

Всего в программе по подготовке полета человека в космос, получившей название "Восток", было задействовано более 100 организаций.

Характеристики

"Восток" представлял собой корабль-спутник, то есть, в отличие от современных космических кораблей, он не мог выполнять орбитальные маневры.

Длина корабля - 4,3 м, максимальный диаметр - 2,43 м, стартовая масса - 4 т 725 кг. Рассчитан на одного члена экипажа и продолжительность полета до 10 суток.

Состоял из двух отсеков - спускаемого аппарата сферической формы (объем - 5,2 куб. м) для размещения космонавта и конического приборно-агрегатного отсека (3 куб. м) с аппаратурой и оборудованием основных систем корабля, а также тормозной двигательной установкой.

Был оснащен системами автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной - на Землю, жизнеобеспечения, терморегулирования. Снабжен радиотелеметрической аппаратурой для контроля состояния человека и систем корабля. В кабине корабля были установлены две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом. Двусторонняя радиотелефонная связь с Землей осуществлялась посредством аппаратуры, работающей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Некоторые основные системы были дублированы для надежности.

Герметичный спускаемый аппарат (СА) имел три иллюминатора: один технологический и два с отделяемыми при помощи пиротехнических устройств крышками для катапультирования кресла с космонавтом и выбрасывания парашюта СА.

В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до 10 км. Скафандр СК-1 и кресло были созданы опытным заводом номер 918 (ныне Научно-производственное предприятие "Звезда" им. академика Г.И. Северина, пос. Томилино Московской обл.).

При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полета спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. На семикилометровой высоте осуществлялось катапультирование, затем космонавт в скафандре отделялся от кресла и самостоятельно спускался на парашюте. Кроме того, предусматривалась возможность приземления СА с космонавтом на борту (без катапультирования).

Запуски

Запуски кораблей "Восток" осуществлялись с космодрома Байконур с помощью одноименной ракеты-носителя.

На первом этапе проводились беспилотные запуски, в том числе с животными на борту. Экспериментальным кораблям присваивалось название "Спутник". Первый запуск состоялся 15 мая. 19 августа на корабле-спутнике совершили успешный полет собаки Белка и Стрелка.

Первый корабль, предназначенный для пилотируемых полетов (3КА), стартовал 9 марта 1961 г., в его спускаемом аппарате в контейнере находилась собака Чернушка, а в катапультируемом кресле - манекен человека. Программа полета была выполнена: СА с собакой успешно приземлился, а манекен был штатно катапультирован. Следом за ним, 25 марта, был проведен второй аналогичный запуск с собакой Звездочкой на борту. Животные полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту Юрию Гагарину: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.

30 марта 1961 г. в записке в ЦК КПСС, подписанной заместителем председателя Совета министров (СМ) СССР Дмитрием Устиновым и руководителями ведомств, ответственным за ракетно-космическую технику, предлагалось в сообщениях ТАСС называть пилотируемый корабль "Востоком" (по документам: "Восток-3КА").

12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин на корабле-спутнике "Восток" совершил полет продолжительностью 108 минут (1 час 48 минут) и благополучно вернулся на Землю.

После него на кораблях "Восток" летали: Герман Титов (1961), Андриян Николаев и Павел Попович (1962; первый групповой полет двух космических кораблей - "Восток-3" и "Восток-4"), Валерий Быковский (1963; самый длительный полет на кораблях этого типа - почти 5 суток) и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963).

Всего было запущено 13 кораблей "Восток": 6 пилотируемых и 7 беспилотных (в том числе 5 экспериментальных запусков - два удачных, один аварийный, два нештатных).

Ракета-носитель "Восток"

Ракета-носитель использовалась для запусков первых автоматических лунных станций, пилотируемых кораблей-спутников ("Восток"), различных искусственных спутников.

Старт проекту был дан постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 марта 1958 г., которым предусматривалось создание ракеты космического назначения на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 ("семерка", индекс 8К71) с добавлением блока 3-й ступени.

Работы по ракете вел разработчик "семерки", ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева) под руководством главного конструктора Сергея Королева.

Эскизный проект третьей ступени МБР Р-7, получившей обозначение "блок Е", был выпущен в том же 1958 г. Ракете-носителю было дано обозначение 8К72К. Ракета-носитель имела три ступени. Ее длина составляла 38,2 м, диаметр - 10,3 м, стартовая масса - около 287 т.

Двигатели всех ступеней использовали в качестве топлива керосин и жидкий кислород. Систему управления блока Е разработал НИИ-885 (ныне Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина, Москва) под руководством Николая Пилюгина.

Могла выводить в космос полезный груз массой до 4,5 т.

Запуски ракеты-носителя осуществлялись с космодрома Байконур. Первые испытательные запуски проводились в рамках лунной программы.

Впервые ракета стартовала 23 сентября 1958 г. с лунной станцией Е1, однако запуск закончился аварией на 87-й секунде полета (причина - возникновение возрастающих продольных колебаний). Следующие два старта были также аварийными. Успехом увенчался четвертый запуск 2 января 1959 г. с автоматической межпланетной станцией (АМС) "Луна-1". В том же году ракетой благополучно были выведены в космос АМС "Луна-2" и "Луна-3".

15 мая 1960 г. с помощью ракеты был запущен прототип пилотируемого корабля "Восток" - экспериментальное изделие 1К (открытое наименование - "Спутник"). Следующие запуски в 1960 г. проводились с кораблями 1К, на борту которых в специальных контейнерах находились собаки. 19 августа был запущен корабль-спутник с собаками Белкой и Стрелкой.

9 и 25 марта 1961 г. состоялось два успешных запуска с кораблями, предназначенными для пилотируемых полетов (3КА), также с собаками на борту. Животные Чернушка и Звездочка полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.

12 апреля 1961 г. ракета-носитель вывела в космос корабль-спутник "Восток" с Юрием Гагариным.

Первая публичная демонстрация макета ракеты состоялась в 1967 г. на авиасалоне в Ле-Бурже во Франции. Тогда же впервые ракета была названа "Востоком", до этого в советской прессе ее именовали просто "сверхмощной ракетой- носителем" и т. п.

Всего было проведено 26 запусков ракеты "Восток" - 17 успешных, 8 аварийных и один нештатный (при запуске 22 декабря 1960 г. из-за сбоя в работе ракеты корабль-спутник с собаками совершил полет по суборбитальной траектории, животные выжили). Последний состоялся 10 июля 1964 г. с двумя научными спутниками "Электрон".

На базе ракеты "Восток" в дальнейшем были созданы другие модификации "Восток-2", "Восток-2А", "Восток-2М", которые выпускались на куйбышевском заводе "Прогресс" (ныне Ракетно-космический центр "Прогресс", Самара).

Запуски проводились как с Байконура, так и с космодрома Плесецк. С помощью ракет выводились в космос спутники серии "Космос", "Зенит", "Метеор" и др. Эксплуатация этих космических носителей завершилась в августе 1991 г. запуском ракеты "Восток-2М" с индийским спутником дистанционного зондирования Земли IRS-1B ("Ай-ар-эс-1-би").

Итоги программы

Пилотируемые полеты на кораблях "Восток" дали возможность изучить влияние условий орбитального полета на состояние и работоспособность человека, на кораблях этой серии были отработаны основные конструкции и системы, принципы строительства космических кораблей.

Им на смену пришли корабли следующего поколения - "Восход" (два пилотируемых запуска в 1964 и 1966 гг.). В 1967 г. начали эксплуатироваться пилотируемые корабли типа "Союз".

Космическая азбука

Викторина для учащихся начальных классов

Учитель готовит карточки с буквами алфавита. Класс делится на две команды, которые выбирают названия своих командам. Учитель, показывая буквы по алфавиту, задаёт по очереди вопросы. Каждая команда даёт свой ответ, начало которого совпадает с буквой на карточке.

  1. Человек, который наблюдает за звёздным небом, фотографирует его, изучает жизнь звёзд и планет. (Астроном)
  2. Толстый слой воздуха, который окутывает нашу Землю. (Атмосфера)
  1. Как называется место в Казахстане – «городок космонавтов», откуда взлетают космические корабли? (Байконур)
  2. Кличка одной из подопытных собак, летавших в космос. (Белка)

1. Звёздная страна, где находится бесчисленное количество звёздных городов-галактик.(Вселенная)

2. Как называется космический корабль, на котором полетел первый космонавт? («Восток»)

3. Один оборот спутника вокруг Земли.(Виток)

4. Планета, родная «сестра» нашей Земли. Живёт во втором доме, если считать от Солнца. (Венера)

1. Первый космонавт в мире. (Юрий Гагарин)

2. Звёздный городок, где живут Солнце и планеты.(Галактика)

1. Огромный, огненный шар,который излучает во все стороны свет.(Звезда)

2. Имя нашей родной планеты, на которой мы все живём. (Земля)

  1. Круглое, застеклённое окно на самолёте, морском судне или космическом корабле. (Иллюминатор)

1.Место, откуда отправляются в дальнюю дорогу космические корабли. (Космодром)

2.Это малые тела Солнечной системы,названия которых можно перевести, как «косматые звёзды». (Кометы)

3.Прославленный советский конструктор ракетно-космической техники, академик.(Сергей Павлович Королёв)

4.Так называется специальность людей, которые летают на космических кораблях.(Космонавт)

2. Естественный спутник Земли.(Луна)

3. Кличка собаки – первого четвероногого космического пассажира. .(Лайка)

4.Механизм,управляемый по радио и служащий для работы на поверхности Луны.(Луноход)

1.Одна из планет Солнечной системы, ближе всех находится к Солнцу.(Меркурий)

2. «Красная планета» ,четвёртая от Солнца.(Марс)

1. Состояние необыкновенной лёгкости, которое наступает при полёте в ракете или в космическом корабле с первой космической скоростью.(Невесомость)

2. Восьмая планета в солнечной системе.(Нептун)

  1. «Царство» для звездочёта, где находятся приборы для наблюдения за планетами и звёздами.(Обсерватория)
  2. Так называется космическая «дорога» кораблей,спутников, ракет.(Орбита)

1. Такая скорость необходима ракете, чтобы «убежать» от Земли,она равна 8км/сек (Первая космическая скорость)

2. Громадный и холодный шар, сам светиться не может и виден лишь потому, что его освещает звезда.(Планета)

3. Космический корабль, «грузовик», который возил грузы на станцию «Мир».(Прогресс)

1.Летательный аппарат, который может двигаться всюду: в воде, в воздухе, в космосе. (Ракета)

2.Ракетные двигатели все такие.(Реактивные.)

1. Космическая одежда космонавтов, которую иногда называют «мягкой кабиной». (Скафандр.)

2. Отверстие, через которое вылетают из ракеты раскалённые газы.(Сопло)

3. Вторая по величине планета, окружённая большим количеством колец-спутников. Издали кажется, что на планету надета шляпа без донышка.(Сатурн)

4.Так был назван первый космический аппарат,запущенный в Советском Союзе 4 октября 1957 года. (Спутник)

5.Так называется промежуток времени, за который Земля успевает обернуться вокруг себя 1 раз. (Сутки)

1. «Глаза» астрономов,с помощью которых они видят очень далёкие звёзды и планеты.(Телескоп)

2. Первая женщина космонавт.(Валентина Терешкова)

1. Третья «по росту» планета,живёт за Сатурном и также имеет кольца-спутники. (Уран)

  1. «Чёртово карусель»- одно из самых сложных испытаний, которое проходят космонавты.(Центрифуга)

1. С 1980 года астронавты США начали летать на этих космических кораблях многоразового использования. «Шатл»

1.Пятая от Солнца планета,самая крупная в Солнечной системе. Не имеет твёрдой поверхности и состоит из сгустков газа с предположительно жидким ядром. (Юпитер)

Одна из космических сенсаций МАКСа - новый пилотируемый космический корабль: на авиасалоне впервые представлен полномасштабный проектно-компоновочный макет его возвращаемого аппарата. О том, каким будет новый "звездолет", корреспонденту "РГ" рассказал президент-генеральный конструктор РКК "Энергия" им. С.П. Королева, член-корреспондент РАН Виталий Лопота.

Виталий Александрович, что представляет собой новый корабль?

Виталий Лопота: Он отличается от нынешних "Союзов". Стартовая масса корабля при полетах к Луне составляет около 20 тонн, при полетах к станции на низкой околоземной орбите - около 14 тонн. Штатный экипаж корабля - четыре человека, в том числе два космонавта-пилота. Габариты возвращаемого аппарата - длина (высота) около 4 метров без учета раскрытых посадочных опор, максимальный диаметр - около 4,5 метров. Длина всего корабля - около 6 метров, поперечный размер по развернутым панелям солнечных батарей - около 14 метров.

Макет возвращаемого аппарата близок к "настоящему"?

Виталий Лопота: Скажу так: он приближен к штатному изделию. Ведь какое назначение макета? Проверить и отработать технические решения по размещению и монтажу приборов и оборудования, по интерьеру гермокабины, обеспечению безопасности полета, эргономике, удобству и комфортности для размещения и работы экипажа. Посетители МАКСа смогут сравнить этот макет с возвратившимся из космоса спускаемым аппаратом современного корабля "Союз ТМА" (высота около 2,2 метра, максимальный диаметр около 2,2 метра).

На каком этапе сегодня работы по проекту нового корабля?

Виталий Лопота: Все идет по графику. Завершена экспертиза технического проекта корабля. На заседании Научно-технического совета Роскосмоса проект одобрен. Теперь на очереди выпуск рабочей документации и изготовление материальной части, в том числе макетов для экспериментальной отработки и штатного изделия для летных испытаний.

А чем отличается наш корабль, скажем, от американских "пилотников"?

Виталий Лопота: Из создаваемых американских кораблей в наибольшей степени готовности находятся Dragon и Orion. В ближайшее время к ним может присоединиться и грузовой Cygnus. Корабль Dragon предназначен только для обслуживания МКС. В связи с тем, что космические технологии для решения этой задачи достаточно отработаны, Dragon был создан относительно быстро и уже совершил несколько полетов в беспилотном грузовом варианте.

Задачи для корабля Orion более масштабные, чем у корабля Dragon, и во многом совпадают с задачами создаваемого российского корабля: основным назначением корабля Orion являются полеты за пределы околоземных орбит. Оба этих американских корабля и новый российский корабль имеют схожие компоновочные схемы. Эти корабли состоят из возвращаемого аппарата "капсульного" типа и двигательного отсека.

Сходство случайное?

Виталий Лопота: Конечно, нет. Это следствие единства взглядов американских и российских специалистов на обеспечение максимальной надежности и безопасности полетов при существующем уровне технологий.

Скажите, какие изменения внесены в проект в связи с пилотируемым полетом на Луну?

Виталий Лопота: Основное изменение связано с необходимостью обеспечения теплового режима возвращаемого аппарата при входе в атмосферу со второй космической скоростью. Если прежде расчеты производились для скорости около 8 км/сек, то теперь - на 11 км/сек. Новое требование по задаче полета привело к изменению теплозащиты аппарата. Кроме того, для обеспечения полета корабля к Луне на нем устанавливаются новые навигационные приборы, двигательная установка с двумя маршевыми двигателями тягой по 2 тонны каждый и увеличенным запасом топлива. Бортовые радиотехнические системы будут обеспечивать связь корабля до дальности примерно 500 тысяч километров. Следует заметить, что при полетах на низких околоземных орбитах, высоты которых не более 500 километров, дальность радиосвязи на два-три порядка меньше.

А правда, что разрабатывается вариант для сбора космического мусора?

Виталий Лопота: Корабль предназначен для полетов к Луне, транспортно-технического обслуживания околоземных орбитальных станций, а также для проведения научных исследований в ходе автономного полета по околоземной орбите. Программа таких исследований будет разрабатываться ведущими научными организациями страны. В нее могут войти и вопросы ликвидации космического мусора. Но вообще это отдельная задача, требующая соответствующей детальной проработки.

Сможет ли новый корабль лететь на Марс и астероиды?

Виталий Лопота: Не исключено, что корабль будет использован для транспортно-технического обслуживания межпланетных экспедиционных комплексов, доставки на них экипажей и возвращения их на Землю, когда эти комплексы находятся на околоземных орбитах. В том числе высоких.

Новый корабль будет уютнее для экипажа, чем "Союзы"?

Виталий Лопота: Безусловно. Хотя бы такой пример: свободный объем возвращаемого аппарата, приходящийся на одного космонавта, увеличится по сравнению с "Союзом" почти в два раза!

Когда начнутся наземные испытания макетов корабля?

Виталий Лопота: Уже в следующем году, после заключения государственного контракта с РКК "Энергия" на выпуск рабочей документации.

Какие новые материалы и технологии будут использоваться при создании нового корабля?

Виталий Лопота: В конструкции корабля много инновационных материалов: алюминиевые сплавы с повышенной в 1,2-1,5 раза прочностью, теплозащитные материалы с плотностью, которая в 3 раза меньше по сравнению с применяющимися на кораблях "Союз ТМА", углепластики и трехслойные конструкции, лазерные средства обеспечения стыковки и причаливания и т.д. Возвращаемый аппарат корабля создается многоразовым в результате реализации принятых технических решений, в том числе за счет вертикальной посадки на посадочные опоры.

От разработки крылатых космических кораблей специалисты отказались совсем? В чем преимущества несущего корпуса?

Виталий Лопота: Создание корабля по схеме "капсула" обусловлено техническим заданием Роскосмоса. В то же время после завершения программы "Шаттл" в США и нескольких странах мира снова активно развивается "крылатая" тематика (например, в США несколько многомесячных полетов на околоземной орбите выполнил беспилотный корабль Х-37В). В связи с этим РКК "Энергия" не исключает продолжения работ по "крылатой" тематике в будущем.

Серьезная проработка схемы "несущий корпус" проводилась в РКК "Энергия" по заданию Роскосмоса в рамках темы "Клипер". Потенциальные преимущества "несущего корпуса" заключаются в большем боковом маневре при спуске с орбиты, чем у капсулы, а также в несколько меньшем уровне перегрузок. Однако "платой" за это являются конструктивная сложность, связанная с необходимостью наличия аэродинамических управляющих поверхностей в дополнение к реактивной системе управления, а также сложность обеспечения торможения в атмосфере Земли при входе со 2-й космической скоростью. В то же время "несущий корпус", как и капсула, нуждается в парашютно-реактивной системе посадки.

Сколько кораблей будет построено и когда может состояться первый старт такого корабля?

Виталий Лопота: Мы предполагаем, что достаточно построить пять возвращаемых аппаратов с учетом многоразовости их использования и предполагаемой программы полетов. Двигательный отсек корабля является одноразовым, поэтому он будет изготавливаться для каждого полета отдельно. При наличии соответствующего финансирования первый беспилотный отработочный старт может состояться в 2018 году.

Как будет называться новый корабль?

Виталий Лопота: В настоящее время название выбирается. Каждый желающий может предложить свой вариант, из которых впоследствии будет принят самый удачный.

Раздаются призывы пересмотреть бюджет российской пилотируемой космонавтики. Мол, на нее расходуется слишком много - до 40-50 процентов бюджета Роскосмоса. Ваше мнение?

Виталий Лопота: Расходы на пилотируемую космонавтику - это "вложение в будущее", доступное только для самых развитых стран мира. Кроме того, давайте внимательно посмотрим: если сравнивать российский и американский бюджеты на пилотируемые программы, то наш на порядок меньше. Более того, расходы России в этой части уступают не только суммарным расходам различных ведомств США, но уже и расходам стран Западной Европы. Однако пилотируемая космонавтика - это не только старты и полеты пилотируемых кораблей и станций. Это во многом еще и поддержание в работоспособном высоконадежном состоянии наземной космической инфраструктуры и ее эксплуатация. Это поддержание и развитие ракетных и производственных технологий. Это научно-исследовательские, проектно-поисковые работы для обеспечения эффективной реализации действующих и формирования будущих космических программ, в том числе фундаментальные работы, которые находят приложение и в других областях человеческой деятельности.

Например, многие результаты работ Института медико-биологических проблем, полученные при решении задач обеспечения длительных полетов человека в космос, применяются для лечения болезней и послеоперационной реабилитации пациентов. Поэтому если все проанализировать, то "чистая" доля пилотируемой космонавтики в суммарном космическом бюджете России составляет не более 15 процентов.

Тормозить всегда легко, а конкуренты нам только скажут "спасибо". Тем более, что в России пилотируемая космонавтика уже приносит немалые валютные средства в бюджет: именно на российских кораблях "Союз" обеспечивается доставка зарубежных астронавтов на МКС и последующее их возвращение на Землю.

визитная карточка

Лопота Виталий Александрович возглавляет Ракетно-космическую корпорацию "Энергия" имени С.П. Королёва с июля 2007 года, являясь ныне ее президентом и генеральным конструктором. Он же - технический руководитель по лётным испытаниям пилотируемых космических комплексов и заместитель председателя Госкомиссии по таким испытаниям.

Родился в 1950 году в Грозном. Закончил Ленинградский политехнический институт (ЛПИ, ныне - университет) и аспирантуру при нем. Там же, с должности младшего научного сотрудника, началась его карьера исследователя и ученого: руководил кафедрой, отраслевой научно-исследовательской лабораторией, Центром лазерной технологии. В 1991 году стал директором и главным конструктором Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК).

С его приходом в РКК "Энергия" получили импульс работы корпорации, направленные на создание автоматических космических систем и средств выведения мирового уровня. Для российских и зарубежных заказчиков ведутся перспективные разработки специализированных спутников на базе универсальной космической платформы. Разрабатываются ракетно-космические комплексы нового поколения, в том числе сверхлёгкого класса, на основе заделов предприятия по теме "Энергия-Буран" и другим. Реализуется проект транспортного космического модуля с ядерной энергоустановкой.

В.А. Лопота - член-корреспондент РАН, доктор технических наук. Имеет свыше 200 научных трудов, около 60 патентов на изобретения. Является членом президентского Совета по науке, технологиям и образованию, а также Совета генеральных и главных конструкторов.

Ч. 1
Викторина "Космонавтика"


. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)
2. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)
3. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)
4. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? («Восток»)
5. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)
6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
7. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)
8. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? («Буран», «Шаттл»)
9. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде с момента старта? («Челленджер»)
10. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)
11. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход»)
12. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984–85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? («Вега»)
13. Когда и кем впервые были проведены наблюдения в телескоп? (Галилео Галилей, 1610 год.)
14. Назовите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
15. Можно ли наблюдать на Луне «падающие звезды»? (Нет, это атмосферное явление.)
16. Что такое астероиды? (Малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера.)
17. Назовите ближайшую звезду. (Солнце.)
18. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В Малой Медведице.)
19. Какие звезды называются переменными? (Блеск, которых изменяется.)
20. Какую галактику в северном полушарии можно увидеть невооруженным глазом? (Туманность Андромеды.)
21. В чем различие звезды и планеты? (Звезда – самосветящийся раскаленный газовый шар, планета – темное тело, отражающее свет звезды.)
22. Чем отличается телескоп – рефрактор от рефлектора? (У рефрактора объектив – линза, у рефлектора – зеркало.)
23. Кем открыты законы движения планет? (Иоганом Кеплером.)
24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года, полет Юрия Алексеевича Гагарина.)
25. Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем? (Академик Сергей Павлович Королев.)
26. Что такое эклиптика и по каким созвездиям она проходит? (Видимый путь Солнца среди звезд. По зодиакальным.)
27. Назовите Галилеевы спутники Юпитера. (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.)
28. Чем определяется цвет звезды? (Ее температурой.)
29. В каком созвездии находится Крабовидная туманность, когда и как она возникла? (В созвездии Тельца. (Возникла в результате вспышки сверхновой звезды в 1054 году.)
30. К какому типу галактик относится наша звездная система? (К спиральным.)
31. Назовите самый крупный в мире телескоп и где он находится? (БТА, 6-метровый рефлектор, Северный Кавказ, Зеленчук.)
32. В атмосфере, какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой? (Марса.)
33. Каких два тела Солнечной системы обладают самыми напряженными магнитными полями? (Солнце и Юпитер.)
34. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем? (Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.)
35. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты? (На Венере.)
36. В какой фазе находится Венера, когда мы видим ее в качестве утренней звезды? (В последней четверти.)
37. Как располагается ось мира относительно земной оси? (Они совпадают.)
38. Как называется самая высокая гора на Марсе? Ее высота? (Олимп. Около 25 км.)
39. Как делятся метеориты по химическому составу? (Железные, каменные, железокаменные.)
40. На какой участок спектра приходится максимум чувствительности человеческого глаза? (Зеленый, около 5500 А.)
41. Кто впервые измерил скорость света? (Майкельсон.)
42. На каких высотах (примерно) достигает максимума концентрация озона в земной атмосфере? (20–25 км.)
43. Что такое гномон? (Древнейший прибор для определения времени.)
44. Как отличить при наблюдении комету без хвоста от туманности? (По перемещению за несколько часов.)
45. В какой популярной книге какого писателя описано путешествие на Марс? (А. Толстой «Аэлита», Э. Берроуз «Марсианские хроники».)
46. Кто были первые космические путешественники? (Собаки Белка и Стрелка.)
47. Назовите русского ученого-революционера, который на плесени тюремной камеры изобразил свой проект летательного аппарата с ракетным двигателем? (Н. Кибальчич)
48. Чьи это слова: «Я верю, что многие из нас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия»? (К.Э. Циолковский).
49. Какое число космонавтов надо высадить на Луну, чтобы перенести там контейнер с научным оборудованием весом 240 кг? (Не более двух, так как на Луне вес такого груза составит не более 40 кг.)
50. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Нисколько (отсутствие кислорода).)
51. Космический спутник летит прямым курсом из Москвы и пролетает над Северным полюсом. В какую сторону света летит ракета? (Все направления над Северным полюсом южные, следовательно, спутник летит на юг.)
52. Когда мы ближе к солнцу – зимой или летом? (Зимой, в это время Земля находится в перигемии.)
53. В старину время измеряли по длине тени от вертикального шеста. Можно ли этот способ использовать на Северном полюсе? (Нет. Высота Солнца над горизонтом практически не меняется)
54. Какое астрономическое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную, на голубые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»?(Явление «белых ночей».)
55. Где сегодня день равен ночи? (Сегодня и всегда на экваторе.)
56. Где на земле бывают самый длинный день и самая короткая ночь? (На Южном и Северном полушариях.)
57. В каком созвездии находится полярная звезда? (Большая Медведица.)
58. Назовите самую яркую звезду неба? (Сириус в созвездии Гончих псов.)

Тема: "Путь в космос"
Цель: расширить знания учащихся о космосе.
Реквизиты: книги о космосе, рисунки и рефераты учащихся, высказывания о космосе, портреты космонавтов.
Для проведения классного часа необходимо класс разбить на команды, дать тематику вопросов. Команды должны придумать название своей команды, эмблему, девиз, приготовить сценку, связанную с космосом.
Конкурсы оценивает жюри.
1. Звучит песня "Земля в иллюминаторе”.
2. Ведущий: Наш классный час посвящен дню космонавтики. 12 апреля 1961года навсегда останется в памяти человечества. В этот день был совершен полет человека в космос. Совершил этот полет гражданин Советского Союза Ю.А. Гагарин. Облетев Землю и пробыв в полете 108 минут, космонавт вернулся не землю. Прошло много лет, и сейчас космонавты находятся в космосе многие месяцы.
3. Ученик читает стихотворение С.Михалкова "Посланец Земли”.
4. Ведущий: Для проведения классного часа мы разбились на команды. Вам было дано задание придумать название своей команды, у каждой команды должен быть девиз и эмблема.
Команды представляются, жюри оценивает каждый конкурс.
5. Ведущий: Предлагаю вам разгадать космический кроссворд (каждой команде свое задание или всем одинаковое, ответы проверить).
Вопросы для кроссворда:
1. Древнегреческий астроном, который в 280 году до нашей эры предположил, что Солнце, а не Земля является центром Солнечной системы.
2. Итальянский ученый XVII века, сторонник учения Коперника, утверждавший, что Вселенная бесконечна, а Солнце – только одна из звезд. Был сожжен на костре.
3. Итальянский астроном XVI века, с помощью телескопа рассмотрел на луне горы, ущелья и равнины, увидел пятна на Солнце, открыл четыре спутника Юпитера.
4. Древнегреческий математик, в 240 году до нашей эры довольно точно определил размер Земли.
5. Древнегреческий ученый, математически обосновал геоцентрическую систему мира.
6. Древнегреческий философ.
7. Древнегреческий географ и историк, автор "Географии” в 17 книгах.
8. Польский астроном и математик, автор геоцентрической системы мира.
9. Адмирал, возглавивший первую кругосветную экспедицию.
6. Ведущий: Представьте себе такую ситуацию: вы с товарищами находитесь в открытом космосе, и вдруг произошла разгерметезация, и вам срочно нужно перебраться по запасному люку в запасной отсек. Предлагаю вам без спешки и суеты (иначе можете погибнуть вы и ваши товарищи) перебраться по запасному люку (мальчики – под стульями, девочки – по стульям, стоящими в ряд, перебираются в запасной отсек).
7. Ведущий: А сейчас мы с вами проведем космический экзамен-викторину. Вам дается время подготовиться. Мы ждем ваших ответов. После подготовки один из членов жюри может по очереди задавать вопросы командам.
Вопросы для викторины:
1. Как одним словом можно назвать газовую оболочку, окружающую какое-нибудь небесное тело? Например: газовая оболочка Земли, смесь в основном кислорода и азота (атмосфера).
2. Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли (Байконур).
3. Одна из 9 планет Солнечной системы. В древней мифологии мать Амура, богиня любовной страсти (Венера).
4. При возвращении на Землю космический корабль врывается в плотные слои атмосферы с большой скоростью. Что происходит с поверхностью корабля? (Поверхность корабля вследствие трения об атмосферу раскаляется).
5. Кто сказал слова: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее”. (Ю. А. Гагарин)
6. Наш соотечественник, основоположник теоретической космонавтики. (Циолковский).
7. Почему в музее Звездного городка в рабочем кабинете Ю. А. Гагарина часы над дверью показывают одно и тоже время: 10 часов 31 минута (в этот миг оборвалась жизнь Ю. А. Гагарина).
8. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года)
9. Ф.И.О. главного конструктора первых советских космических ракет (Сергей Павлович Королев).
10. Место, где готовят к полету в космос и откуда запускают космические ракеты и аппараты (космодром).
11. Как одним словом можно назвать человека, которого отбирают врачи, он должен быть широко образованным, несколько лет он проходит радиотехническую подготовку, различного рода испытания и тренировки (космонавт).
12. Второй советский спутник запустили через месяц после первого, на борту его находилась… (кто?), которая не вернулась из космоса (Лайка).
13. Назовите летчика-космонавта, возглавлявшего советский экипаж корабля "Союз-19”, принимавшего участие в совместном полете с американским кораблем по программе "Союз-Аполлон”. Во время полета впервые он вышел из корабля и удалился от него на 5 метров (А. А. Леонов).
14. Спутник Земли, обращенный к ней одной и той же стороной (Луна).
15. Одна из планет Солнечной системы, похожая на Луну, на ней свирепствуют пыльные бури страшной силы, в мифологии – является богом войны (Марс).
16. Это ближайшая к Солнцу планета, температура поверхности на теневой стороне –185 градусов, на солнечной +510 градусов, в мифологии – бог торговли (Меркурий).
17. Единственная планета с сильным собственным радиоизлучением, в мифологии – бог дневного света, грозы (Юпитер).
18. Назовите планеты Солнечной системы.
8. Ведущий: Давайте немного отдохнем, т.е. устроим космический привал. А так как на привале полагается немного чем-нибудь перекусить, то и мы с вами не будем отклоняться от этого правила. Я вам предлагаю съесть яблоко, только оно находится в состоянии невесомости. В конкурсе участвует вся команда. (Один из участников стоит на стуле и держит на вытянутой руке нитку, к которой привязано яблоко; все остальные должны его съесть).
9. Ведущий: Продолжаем наш конкурс и сейчас мы проведем конкурс капитанов. Капитанам предлагается отрывок из жизни знаменитых людей, и они должны догадаться о ком идет речь.
Вопросы для капитанов.
1. Это первый человек, взглянувший на небо в увеличительную оптическую трубу – телескоп. Его открытия потрясли современников. Ему удалось первому различить темные пятна на Солнце. Под страхом пыток ученого заставили отречься от своих взглядов, до конца жизни был посажен под домашний арест. (Г.Галилей)
2. Этому человеку поставлен памятник в городе Риме. Юношей он учился в монастырской школе, вынужден был скрываться от инквизиции, скитаясь по странам, но все-таки был схвачен, брошен в тюрьму. Его жестоко пытали и казнили, т.к. он не отрекся от своих взглядов. (Дж. Бруно)
3. Этот ученый родился в Польше в семье зажиточного купца. Свою теорию о вращении Земли создавал 30 лет, заложил основы современной астрономии. На пьедестале памятника, установленного ему в Варшаве, высечены слова: "Он остановил Солнце и сдвинул Землю”. (Н. Коперник)
10. Ведущий: Переходим к домашнему заданию. (Команды показывают сценки, связанные с космосом).
Сценка для первой команды:
Участвуют: мальчик и девочка.
Д: Куда это ты собрался?
М: Человек впервые за много веков оторвался от Земли. Открылась новая космическая эра. Все – в космос! На Земле остаются одни дураки!
Д: Да ты соображаешь, что ты говоришь?
М: Вполне.
Д: Трепач, барон Мюнхгаузен.
М: Сама ты баронесса! Я с тобой вообще разговаривать не желаю. Что ты понимаешь в космических проблемах?! Темнота! Во все времена истории всякие мракобесы травили великих ученых и считали их сумасшедшими. Джардано Бруно, Коперник, Галилей…
Д: Фи!
М: Да, фи. Собаки и то летают в космос, а я не могу? Что ж я, по-вашему, хуже собак, что ли?
Д: Хуже? Собаки хоть ученые, а ты по математике и то кое-как на "3” вытянул!
М: Подумаешь математика. Ерунда. Я и без вашей математики до такого додумался, что вам и не снилось!
Я размышлял 4 дня
Луна…Луна? Луна!
В уме родилась у меня
Теория одна
Луна находится сейчас
В космической дали
Но ведь она оторвалась
Когда-то от Земли…
Вполне научен этот факт,
Не я его открыл
А раз она оторвалась,
Была куском Земли,
На том куске в тот час как раз
И люди быть могли
Логичен вывод мой вполне
И, стало быть, живет
На нашей спутнице Луне
Нам родственный народ!
Д: Слушай, то, что ты выдумываешь все время это хорошо. Только для настоящего исследователя этого мало. Ю. Гагарин первый в мире космонавт, а ремесленные на отлично окончил, и техникум, и авиаучилище – все на отлично! И спортом занимался, и интересовался всем. Чтоб в космос улететь на Земле сперва нужно двумя ногами стоять. Потом уж в космос! А ты? Учишься плохо, отрываешься от коллектива, тебе на станцию юных техников ходить надо – там как раз модели космических кораблей строят.
М: Все это ерунда. Я, между прочим, в свой телескоп лунатиков видел.
Д: Да ну!
М: Проверить я себя решил, приблизил я Луну и в тот же миг на ней открыл лунатиков.
Д: Да ну?!
М: Они похожи на людей что жили в старину. У них волос полно везде, как у горилл.
Д: Да ну?!
М: В пещерах каменных живут, не строят города, в лесах лунатики пасут своих коров.
Д: Ну да?!
М: Не в кухне, прямо на кострах готовится еда, и бродят по ночам в горах разбойники.
Д: Ну да?!
М: Ты не дакай. Сама знаешь, что луна – это кусок, который взял и оторвался. И может быть даже в тот момент, когда он отрывался, на том куске находились твои близкие родственники.
Сценка для второй команды:
Участвуют мальчик и две девочки.
1Д: Где - же он?
М: Космический привет!
2Д: Ой, мамочки, кто тебя туда повесил?
М: Я сам повесился.
1Д: Зачем?
М: В интересах науки! Приучаю свой организм к полетам в состоянии невесомости (Управляет воображаемой ракетой). Пи-пи-пи! Пролетаю над Африкой.. Пи-пи-пи! Полет пролетает нормально. Состояние невесомости переношу хорошо. Выхожу на орбиту Луны (Колотит по надетой на голову кастрюле). Б-м-м!
2Д: Что с тобой?
М: Столкновение с метеоритом (колотит по кастрюле).
1Д: Ты разобьешь себе голову.
М: (Колотит, не обращая внимания)
2Д: Может быть, он сошел с ума?
1Д: Ну, что ты, это же просто метеоритный дождь, верно?
М: Дошло?
2Д: Сейчас – же спускайся вниз!
М: Не могу, лечу на третьей космической скорости –12 тыс. км в сек.
1Д: Включить тормозные двигатели!
М: Есть, включить тормозные двигатели! (Брыкает ногами) Д-жжжж!
1Д: Входим в плотные слои атмосферы. Приготовься к посадке.
М: Есть, приготовиться к посадке.
1Д: Открыть парашюты!
М: Есть, открыть парашюты (открыв зонтик – прыгает вниз). Космический корабль благополучно прилунился в заданном районе Луны! Космический привет, дорогие лунатики!
11. Ведущий: Спасибо командам за выступление. Переходим к конкурсу: "А, вы знаете, что…?” (Учащиеся выступают с тремя приготовленными интересными моментами, связанными с космосом.)
12. Встреча с литературными героями. (Эту беседу может провести школьный библиотекарь).
Жюри в это время подводит итоги.
13. Объявляются итоги конкурса.
14. Ведущий: Благодарю всех за участие! Надеюсь, вам понравился наш конкурс, и вы многое узнали.

  1. Кто, по древнегреческой легенде, изготовил первую модель небесной сферы? (Кентавр Херон)
    2. Каково происхождение медицинской эмблемы и с каким созвездием это связано? (Асклепий (Эскулап), первый врачеватель, запечатлён в небе в виде созвездия Змееносца. Змею, ядом которой Асклепий воскрешал мёртвых, он держит в руке. Это как бы символ врачевания.)
    3. Какие созвездия в "Зверином круге" не носят названия животных? (Дева, Весы, Водолей, Близнецы. Все остальные, в том числе Рыбы и Рак, действительно относятся к животным.)
    4. Какие созвездия связаны с путешествием аргонавтов за золотым руном? (Овен, Киль, Паруса, Корма (бывшее созвездие Корабль Арго), Близнецы (участвовали в походе аргонавтов.))
    5. Какие созвездия зимнего неба никогда не появляются вместе? (Скорпион и Орион. Когда показывается один, другой скрывается за горизонтом.)
. Я - приставка дворянина
В некой западной стране;
И ещё одно во мне:
Над землею в вышине
Необъятная картина
(Исключая букву "О").
Узнаёшь ли ты его?
(Денеб)

2. Есть звезда в созвездье Дева.


Букву "с" сперва поставь,
А потом, считая слева,
К ней оружие прибавь.
(Казаки его в войне
Применяли на коне).
(Спика)

3. Первый слог мой есть везде,


Где чего-то кто-то против:
И второй мог слог найдёте -
Бог войны я в той звезде.
(Антарес)

4. И перец, и жвачки забытой листочек -


Начальная часть (подбери вариант);
Без буквы последней горячий источник -
Вторая. А вместе - звезда-сверхгигант.
(Бетельгейзе)

5. Я - сверхгигант, но всё во мне


Противно всяческой войне.
Хочу я только одного,
Узнайте всё-таки - чего?
(Мира)

6. Первый слог певучий очень,


Он как скрипка (со смычком),
А второй - он вкусен, сочен -
Ирный корень. Не знаком?
То растение узнаешь -
И меня ты угадаешь.
(Альтаир)

7. Первый слог - одна вторая;


Горький овощ - слог второй;
С буквой "С" звезду узнаешь.
Это греческий герой.
(Поллукс)

8. Первый слог - вторая нота;


Шум протяжный - слог второй.
Ну, а в целом это что-то
Называется звездой.
(Регул)

9. Я - страна без буквы "Я"


В малой Азии. Мне пара -
Украшение гусара -
(В нём вторая часть моя).
Я - ярчайшая звезда.
(Сириус)

10. Мой первый слог - в стране торосов;


Мой слог второй - игры этап.
И если ты в игре не слаб,
Ты угадаешь, нет вопросов.
(Арктур)

11. Я - предлог, мной предварится


То, о чём заговорят;
Буква "Ц"; затем - частица,
У которой есть заряд.
Я в созвездье Малый Пёс.
Ну, понятен мой вопрос?
(Процион)

12. Далеко не надо ехать.


Есть звезда, связать возьмись
Звук, участвующий в смехе,
И понятие сюрприз.
(Хадар)

13. Енисея я приток


Правый, без сомненья;
Некий труд - второй мой слог -
Чьё-либо творенье.
Композитор и поэт
Их творят, пленяя свет.
(Канопус)

Цели: привлекать детей к изучению истории космонавтики, способствовать развитию познавательных способностей детей, а также умению работать в группе, развитие внимания, воображения, мышления.
Оформление: книжная выставка, портреты космонавтов, коллекция открыток, посвященных космосу.
Форма проведения: игра-путешествие.
Ход мероприятия:
Класс делится на две команды. Каждая команда -экипаж космического корабля. Перед тем, как отправиться в далёкое межпланетное путешествие, нужно проверить знания, которые могут пригодиться вдали от Земли. Капитаны каждой команды бросают кубик, на котором написаны названия тем. Это может сделать и представитель одной из команд. Игрок может ответить на вопрос самостоятельно или обратиться за помощью к своей команде. После правильного ответа группа забирает себе карточку с номером вопроса - это его стоимость, т.е. баллы. Если ответ неправильный, карточка остаётся у ведущего. Группы отвечают по очереди.
Космическая мозаика
1. Самое близкое к нам небесное тело. (Луна)
2. Прибор для наблюдения за небесными телами. (Телескоп)
3. Тело, падающее на Землю из межпланетного пространства. (Метеорит)
4. Как называется космонавт в США? (Астронавт)
5. Как называется оборот спутника вокруг Земли? (Виток)
6. Герой древнегреческой мифологии, который поднялся вместе с сыном Икаром над землёй с помощью сконструированного им же летательного аппарата. (Дедал)
7. Слово, которое произнёс Юрий Гагарин перед стартом. ("Поехали!")
8. Партнёр Ю.Гагарина в его последнем полёте 27 марта 1968 года. (В.Серёгин)
9. Что такое световой год? (Расстояние, которое проходит световой луч за 365 земных суток)
10. Как называется газовая оболочка Земли? (Атмосфера)
11. Как называют человека, который испытывает и эксплуатирует космическую технику в космическом полёте? (Космонавт)
12. Сколько времени длился полёт Юрия Гагарина? (108 минут)
Летательные аппараты
1. Управляемый летательный аппарат с двигателем, легче воздуха. (Дирижабль)
2. Летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для полётов в атмосфере. (Самолёт)
3. Корпус летательного аппарата называется... (Фюзеляж)
4. Как назывался космический корабль, на котором совершил свой полёт Юрий Гагарин? ("Восток")
5. Название космодрома в Казахстане, с которого был запущен первый в истории искусственный спутник Земли и совершил полёт первый в истории космонавт? ("Байконур")
6. Заданное направление для самолёта или ракеты. (Курс)
7. Линия, которую описывает в пространстве летящая ракета или небесное тело. (Траектория)
8. Назовите космические корабли СССР и России. ("Восход", "Союз", "Салют", "Восток")
9. Как называется максимальная высота подъёма ракеты, самолёта? (Потолок)
10. Назовите космические корабли США. ("Челенджер", "Колумбия", "Меркурий", "Аполлон")
Живые существа и космос
1. Первая женщина-космонавт. (Валентина Терешкова)
2. Первый космонавт, который совершил выход в открытый космос в 1965г., он удалился от космического корабля примерно на 5 метров и пробыл в открытом космосе 12 минут 9 секунд. (Алексей Леонов)
3. Подопытное животное, используемое для изучения условий космического полёта. (Кролик)
4. Первое живое существо, которое в ноябре 1957г. отправилось в космос, но обратно не вернулось. (Собака Лайка)
5. Назовите клички собак, которые побывали в космосе и благополучно вернулись на Землю. (Белка и Стрелка)
6. Кто первым из живых существ на космическом аппарате 21 сентября 1968 года облетел Луну? (Черепаха)
7. Советский конструктор первых ракетно-космических аппаратов. Под его руководством был проведён первый в СССР пилотируемый полёт. (Сергей Королёв)
8. Назовите имя дублёра Гагарина, самого молодого в истории космонавта. (Герман Титов)
9. Этот учитель из города Калуги в 1912г. впервые в истории предложил использовать ракету для исследований космического пространства и межпланетных полётов. (Константин Циолковский)
10. Какие птенцы родились на первой космической птицеферме? (Птенцы перепёлки)
Планеты Солнечной системы
1. Центральное тело Солнечной системы, шарообразное и раскалённое, состоит из газов. Основной источник энергии на Земле. (Солнце. Температура его поверхности достигает 6000 градусов)
2. Единственная планета Солнечной системы, на которой существует жизнь. (Земля)
3. Сколько планет входят в Солнечную систему? (9)
4. Самая близкая к Солнцу планета. (Меркурий. Температура на поверхности этой планеты днём +430 градусов, а ночью - +170 градусов)
5. Эту планету иногда называют красной планетой, т.к. большая часть её поверхности имеет красно-оранжевый цвет. (Марс)
6. Вокруг этой планеты имеются огромные кольца из кусков камня, льда и пыли. (Сатурн)
7. Самая удалённая от Солнца планета. (Плутон. Открыта астрономами последней в 1930г.)
8. Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер. Диаметр экватора 142700 км)
9. У какой планеты самое длинное время обращения вокруг Солнца? (У Плутона. 247 земных лет)
10. На поверхности какой планеты самая высокая температура? (На Венере, +480 градусов)
Обо всём
1. Как называется явление, при котором Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной? (Солнечное затмение)
2. Как называется костюм, который защищает тело космонавта? (Скафандр)
3. Как называют небесное тело, которое всё время кружится вокруг другого? (Спутник. У Земли один единственный спутник - Луна и много искусственных, сделанных руками человека. Сегодня на орбите Земли находится около 300 спутников. Первый спутник был запущен в 1957 году в СССР)
4. Космонавты какой страны первыми и пока единственными были на поверхности Луны? (Космонавты США в 1969 году)
5. Позывной первого космонавта. ("Кедр")
6. Позывной первой женщины-космонавта. ("Чайка")
7. Комплекс сооружений и технических средств для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов. (Космодром)
8. Первый самоходный космический летательный аппарат для исследования лунной поверхности. ("Луноход-1", был доставлен на Луну 17 ноября 1970 года)
9. Человек, который наблюдает за звёздным небом, фотографирует его, изучает жизнь звёзд и планет. (Астроном)
10. Какие катастрофы считаются самыми крупными в истории космонавтики? (Взрыв во время запуска американского космического корабля "Челенджер" в 1986г. унёс жизни 7 астронавтов; катастрофа шатла "Колумбия" во время возвращения на землю в2003г. также унесла жизни 7 астронавтов.)
11. Какому событию приурочено празднование Всемирного дня авиации и космонавтики? (12 апреля 1961г. состоялся первый полёт человека в космос.)
12. Как называется скопление водяных паров в атмосфере? (Облако)
13. Назовите одним словом мир звёзд и галактик. (Вселенная)
14. Чертёж звездного неба. (Карта)
15. Время полного оборота Земли вокруг Солнца. (Год)
16. Как называется замкнутая кривая, по которой одно тело движется вокруг другого: например, Луна вокруг Земли? (Орбита)
17. Что такое "солнечная корона"? (Свечение вокруг Солнца)
Космические задачи
1. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса? (Нельзя, так как у Луны отсутствует магнитное поле)
2. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Вспыхнет лишь головка спички, которая в своём составе содержит кислород)
3. Можно ли на поверхности планет Венеры ориентироваться по Солнцу и звёздам? (Нельзя, так как небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков)
4. Космонавт, находясь на Марсе, рассматривает звёздное небо. Изменится ли рисунок созвездий, знакомый космонавту по наблюдениям с Земли? Что он может увидеть ещё? (Рисунок созвездий практически не изменится, так как расстояние между Землёй и Марсом мало по сравнению с расстоянием до звёзд. А ещё космонавт увидит Землю.)
5. Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели или эспандер? (Гантели в условиях невесомости использовать нецелесообразно, так как вес они потеряют, а эспандер можно использовать и в невесомости.)
6. В чём заключается разница между метеором и метеоритом? (Метеор - это атмосферное явление, сгорание космических частиц при вторжении в атмосферу Земли, при котором образуется свечение. Метеориты - это небесные тела, падающие на Землю из межпланетного пространства.)
7. В Древности и в Средние века их появление у людей вызывало тревогу и страх. Считалось, что они предвестники войн, эпидемий и других грозных событий, так как появлялись эти объекты внезапно и были с хвостом. Что это? (Кометы)
8. Сколько весит на Луне 70-килограммовый человек? (Около 12 килограмм. Сила притяжения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле)
9. Представьте себе, что вы оказались на Луне и вам что-то надо сказать друг другу. Как это можно сделать? (При помощи жестов и радио. На Земле звук передаётся через воздух, но на Луне воздуха нет. Поэтому на Луне полная тишина: сколько ни кричи, никто не услышит.)
10. Какова продолжительность дня и ночи на Луне? (День и ночь на Луне длятся по 2 недели)
(По материалам "Классные часы: 6 класс/Авт-сост Л.А.Егорова")
ч. 1