Самая важная функция листа - это образование органических веществ. Его плоская и большая листовая пластина хорошо улавливает солнечный свет. В клетках основной ткани листьев (в мякоти листа) содержится много хлоропластов, в которых протекает фотосинтез, в процессе которого образуются органические вещества.

С помощью листьев растение испаряет воду. Вода в листья поступает по проводящей системе от корней. Внутри листа вода перемещается к устьицам по стенкам клеток и межклетникам. Через устьица листьев вода испаряется. Испарение обеспечивает связь корней и листьев. Так обеспечивается поток минеральных веществ.

Растение может регулировать интенсивность испарения, открывая и закрывая устьица. Когда надо избежать лишней потери воды, устьица закрываются. Такое случается, когда воздух слишком сухой, мало воды, яркий свет и высокая температура. Ряд растений открывает устьица только вечером и ночью. Однако большинство интенсивно испаряют днем (например, злаки).

Также с помощью листьев осуществляется газообмен между воздухом и растением. Через устьица поступают кислород и углекислый газ. Поступающий кислород используется для дыхания, а поступающий углекислый газ - для синтеза органических веществ.

Через те же устьица в атмосферу выделяется кислород и углекислый газ. Однако выделяющийся кислород образовался в процессе фотосинтеза, а выделяющийся углекислый газ образовался в процессе дыхания.

Фотосинтез в растении осуществляется только на свету, дыхание же - всегда.

У большинства деревьев и кустарников ежегодно наблюдается такое явление как листопад. Осенью из листьев происходит отток питательных веществ, хлорофилл разрушаются, листья становятся желтыми или красными из-за других пигментов. В тканях листа накапливаются ненужные растению вещества. Таким образом состарившись, листья опадают.

Значение листопада в удалении ненужных веществ и сокращении поверхности надземных органов растения в неблагоприятный период. После листопада растение меньше испаряет воды, крона деревьев меньше будет накапливать снега и, следовательно, не ломаться.

Кроме перечисленных основных функций (фотосинтез, испарение, газообмен, листопад) листья некоторых растений выполняют разные специфические функции. Так у некоторых растений в листьях откладываются запасные питательные вещества (алоэ, кочанная капуста, лук). Ряд растений вегетативно размножаются с помощью листьев.

Листья со специфическими функциями обычно видоизменяются и становятся непохожи на обычные листья. Листья, в которых накапливаются питательные вещества приобретают мясистую чешуевидную форму. Листья, которыми растения цепляются за опору, чтобы подниматься выше, становятся похожи на усики (горох). Растения, которые защищаются от поедания животными, имеют листья в виде колючек и игл (верблюжья колючка, барбарис, кактусы). Почечные чешуи также ни что иное как видоизмененные листья, защищающие зачаток побега.

Который выполняет такие важные функции, как фотосинтез, дыхание, транспирацию (испарение) и гуттацию (выделение воды в виде капель). Возможно вегетативное размножение растений посредством листьев. Кроме вышеперечисленных функций, листья некоторых растений способны запасать воду и органические вещества. А видоизмененные листья отдельных видов растений (усики, колючки, ловчие аппараты насекомых) выполняют еще ряд важных функций, благодаря чему растение приспосабливается к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Основные физиологические процессы, протекающие в зеленой мякоти листа (мезофилле) – это фотосинтез и дыхание . Суть фотосинтеза заключается в том, что происходит усвоение углекислого газа и воды растениями из внешней среды и преобразование их в органические вещества под воздействием фотосинтетического пигмента (хлорофилла) с помощью поглощенной энергии света. Растения, точнее их листья, можно представить как фабрику, которая с помощью энергии Солнца производит большую часть органических веществ на нашей планете. Воду для осуществления фотосинтеза растения получают из грунта, а углекислый газ – из воздуха. Углерод углекислого газа – это основа для образования молекул органических веществ. Во время фотосинтеза растения, разлагая воду, выделяют из нее кислород. Таким образом, атмосфера Земли обогащается кислородом, благодаря жизнедеятельности растений . Интенсивность протекания процесса фотосинтеза в листьях растений зависит от температуры окружающей среды, освещенности, концентрации углекислого газа, поступления воды к листьям растения.

Кроме фотосинтеза, в клетках листьев происходит дыхание - процесс, обратный фотосинтезу. При дыхании органические вещества окисляются с освобождением связанной в них энергии, которая необходима растениям для обеспечения их жизнедеятельности. Процесс дыхания обусловлен всасыванием кислорода и выделением в атмосферу углекислого газа. Но интенсивность фотосинтеза в листьях превышает интенсивность дыхания, поэтому значительно большее количестве кислорода выделяется в атмосферу, чем поглощается при дыхании. В процессе дыхания также синтезируются соединения, которые используются для образования углеводов, белков и других веществ, имеющих для растения большое значение. Скорость протекания процессов дыхания зависит от влияния определенных факторов внешней среды, к примеру, температуры, содержания углекислого газа в воздухе. Наиболее активно дыхание происходит в растущих участках растения. Это легко объяснить тем, что молодым клеткам требуется много энергии для роста.

В листьях растений осуществляется испарение воды (транспирация) и выделение воды в виде капель (гуттация). Вода – это основная внутриклеточная среда, где происходят все жизненные процессы растения. Из всего количества воды, которое проходит через тело растения, только 0,2% им усваивается. Остальная часть воды также имеет важное значение для жизнедеятельности растения. Выведение водяного пара через устьица и чечевички называется испарением воды или транспирацией. В случае если корневая система поглощает больше воды, чем листья могут вывести ее путем испарения, наблюдается выведение капель жидкой воды через листья. Этот процесс называется гуттацией. Вода испаряется через все участки тела растения, но интенсивнее – через листья. Скорость испарения регулируется устьицами. Благодаря транспирации, создается непрерывное движение воды, что облегчает передвижение растворенных в воде минеральных солей внутри растения. Также испарение понижает температуру листьев, что спасает растение от перегревания. На интенсивность транспирации и гуттации влияют влажность, наличие ветра и температура воздуха.

Посредством листьев возможно осуществление вегетативного размножения растения, позволяющее сохранить у потомства биологические свойства и признаки материнского растения, к примеру, пирамидальность, окраску цветка, разрезолистность, т.д. Многие комнатные растения выращивают из частей листа. Это обычный способ размножения глоксинии, сенполии, некоторых видов бегонии, мелколистной пеперомии. Листья этих растений очень короткие, и формируется розетка из них. Стебли этих растений нарезать не представляется возможным, а листовыми черенками их легко размножить. Чистые сорта растений, обладающие ценными качествами (запах, махровость, цвет, т.п.), можно сохранить исключительно при вегетативном размножении листьями.

Листья некоторых растений видоизменены, благодаря чему выполняют некоторые другие функции, не характерные для типичных листьев покрытосеменных растений. Так, листья, трансформированные в колючки, уменьшают испарение воды и выполняют защитную функцию. Листья, превратившиеся в усики, обеспечивают растениям (гороху, чине) усиление опорной функции стебля. У алоэ сочные крупные листья превратились в депо воды и питательных веществ. Можно привести еще много примеров выполнения листьями различных фунций, помимо основных, о которых было рассказано выше.

Функции листа

Основные функции листа - фотосинтез, транспирация, газообмен. Кроме этих основных функций, у многолетних растений листок при его видоизменению выполняет функции запасающих органа (мясистые листья луковицы), органа защиты (колючки), органа вегетативного размножения (бегония), органа, поддерживает стебли растений (усики и др.).

Фотосинтез. Процесс фотосинтеза представляет собой интересный биологический процесс в жизни зеленого растения. Суть этого процесса заключается в том, что зеленые растения впитывают из атмосферы углекислый газ (С02), а из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами и под влиянием солнечной энергии создают в хлоропластах органические вещества. Из простых вещевых в зеленых растениях синтезируются сложные органические, или пластические вещества.

Сложный процесс фотосинтеза осуществляется только зелеными растениями и преимущественно в их листьях. Точнее, процесс фотосинтеза осуществляется в хлорофилловых зернах листьев. Без хлорофилловых зерен этот сложный биологический процесс не происходит. Хлорофилл является сенсибилизатором, то есть веществом, увеличивающей чувствительность к лучистой солнечной энергии и одновременно участвует в процессе фотосинтеза.

О том, какое большое значение приобретают листья в процессе фотосинтеза, очень красноречиво сказано выдающимся русским физиологом К. А. Тимирязевым: «Все органические вещества, какими они не были б разнообразны, где бы они ни встречались, или в растении, в животном или человеке, прошли через лист, произошли из веществ, производимых листом. Вне листка или, вернее, вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах она превращается, перерабатывается, только здесь она образуется снова из вещества неорганического.

Процесс фотосинтеза иначе называется ассимиляцией (усвоением) углерода растениями из воздуха, или еще воздушным питанием растений в отличие от почвенного (корневого) питания растений. Растения, способные синтезировать сложные органические вещества из простых веществ, называются автотрофными растениями в отличие от гетеротрофных, которые питаются только за счет готовых органических веществ (грибы, большинство бактерий)

Схематически процесс фотосинтеза можно изобразить следующим уравнением:

6С0 2 + 6Н 2 0 + 674/кал = С 6 Н 12 0 6 + 60 2 .

Световая энергия глюкоза

Из этого уравнения видно, что с 6 молекул углекислоты и 6 молекул воды при впитывании 674 кал синтезируется в процессе фотосинтеза одна молекула углевода (глюкозы) и выделяется 6 молекул кислорода.

Этот сложный биологический процесс может происходить в хлорофилловых зернах зеленых листьев при наличии света. Свет является источником той энергии, необходимой для расщепления углекислоты на углерод и кислород и для создания сложного органического вещества - углерода. По закону сохранения энергии световая энергия не исчезает, а переходит в скрытое состояние. Поэтому все сложные органические вещества, создаваемые растениями, содержат большие запасы потенциальной энергии, которую человек получает вместе с пищей.

Без света процесс фотосинтеза прекращается и усиливается процесс дыхания растений, при котором растение впитывает кислород и выделяя углекислоту. Кроме света, для нормального процесса фотосинтеза нужна и определенная температура. Только при наличии углекислоты, света, тепла и воды в хлорофилловых зернах зеленых листьев растений происходит процесс фотосинтеза.

С первичных продуктов фотосинтеза (углеводов) в листьях растения производятся впоследствии многие очень сложные органические соединения - белки, жиры, углеводы, эфирные масла, витамины, алкалоиды и др.

Один квадратный метр поверхности листьев образует за день 5 - 7 г органического вещества, а растения на одном гектаре образуют за день около 200 кг органических веществ. Ежегодно зеленые растения нашей планеты создают миллиарды тонн органических веществ.

Процесс фотосинтеза очень сложный и далеко не все детали его изучены.

Предположение о воздушном питания зеленых растений впервые высказал М. В. Ломоносов, но сам процесс фотосинтеза был открыт позже Пристли (1771). Процесс фотосинтеза изучали такие выдающиеся отечественные ученые, как К. А. Тимирязев, Н. С. Цвет, В. М. Любименко, А. С. Фаминцын, И. П. Бородин и др.

Особенно интересны работы в области фотосинтеза выполнил К. А. Тимирязев (1843-1920), который в течение полувека изучал процесса фотосинтеза. Он впервые доказал тесную связь впитывания растениями углерода с одновременным впитыванием света как источника энергии, расходуемым на создание углерода и превращается при этом в скрытую - потенциальную энергию. К. А. Тимирязев впервые открыл, что хлорофилловые зерна листа имеют избирательную способность к световым лучам солнца. На многочисленных опытах он показал, что процесс фотосинтеза активно происходит в красных лучах солнечного спектра, то есть в тех лучах, которые впитываются хлоропластами клетки растения.

Также наши отечественные ученые-физиологи в своих работах раскрыли ряд новых, очень ценных явлений в процессе фотосинтеза. Ранее считали, что при разложении С0 2 в процессе фотосинтеза углерод усваивается хлорофиллом растений, а кислород углекислоты выделяется в воздух. В последнее время проф. А. П. Виноградов своими исследованиями доказал, что во время фотосинтеза из листьев выделяется кислород не углекислоты, а воды.

Работами акад. А. Л. Курсанова доказана новая функция корневой системы растений. Оказывается, углекислота может впитываться не только листьями, но и корнями из воздуха почвы. Впитанная куренями углекислота передается дальше в листья и другие органы растений.

Транспирация. Транспирацией называется испарения воды листьями. Процесс транспирации регулируется устьицами. Он имеет для растений большое значение. В растения из почвы поступают растворы минеральных веществ, которые, как и вода, нужны растению для построения органических веществ. Избыток воды испаряется, а минеральные вещества усваиваются растением. При наличии транспирации движение воды по живым растениям происходит непрерывно.

Транспирация играет значительную роль в охлаждении растения, имеет особенно большое значение для растений степей и пустынь, где температура воздуха бывает очень высока. При испарении воды температура растений снижается на 5-7 °С. Вода нужна растению для насыщения клеток, основная составляющая которых, как известно, состоит из воды. Вода обеспечивает растению тургорное состояние и, следовательно, нормальное осуществление всех жизненных процессов. Различные растения транспирирують неодинаковое количество воды. Так, например, одно хорошо развитое растение кукурузы испаряет за лето 150 кг воды, подсолнечника - 200 кг, гороха - 4 кг, один гектар посева овса испаряет за лето более 3 000 000 кг воды.

Процесс транспирации у растений - явление не физическое, а биологическое. Оно регулируется живыми цветами растения, которые зависит от многих факторов. На ускорение транспирации влияет повышение температуры воздуха, ветер, интенсивность света, увеличение влажности почвы и т. д. Ночью, когда дыхательный аппарат растения закрыт, испарение воды происходит менее интенсивно, чем днем.

Дыхание. Дыхание является неотъемлемым процессом живого организма. Для осуществления любого явления живого организма нужно затратить энергию. Источником такой энергии в живом организме и есть процесс дыхания; без дыхания жизни невозможно. Процесс дыхания происходит непрерывно в любой живой клетке растительного организма - в корнях, стеблях, листьях, цветках, семенах.

Дыхание - сложный биохимический процесс. Суть его заключается в том, что при дыхании сложные органические вещества, и прежде всего углеводы окисляются, в результате чего распадаются на простые вещества - углекислоту и воду. В это время потенциальная энергия, являющаяся в веществе, выделяется в виде кинетической энергии, необходимой для жизненных процессов растения.

Процесс дыхания можно выразить следующим химическим уравнением:

С 6 Н 12 0 б + 60 2 = 6С0 2 + 6Н 2 0 + 674 кал.

Как видно из этого уравнения, при процессе дыхания растение впитывает кислород воздуха и выделяет углекислоту. Одновременно при этом процессе выделяется энергия в количестве 674 кал на каждую грамм молекулу глюкозы. Следовательно, при дыхании выделяется такое же количество энергии, которое было затрачено при фотосинтезе на построение одной молекулы. Таким образом, понятно, что процесс дыхания противоположен процессу фотосинтеза. Дыхание осуществляется в растениях в течение целых суток, но ночью этот процесс происходит интенсивнее. Процесс фотосинтеза происходит только в тех клетках растения, которые содержат хлорофилловые зерна, а дыхание - во всех живых клетках.

Создается впечатление, что один биологический процесс вполне уничтожает другой. На самом деле этого не бывает, потому что процесс фотосинтеза происходит в растениях значительно интенсивнее, чем процесс дыхания и поэтому творческий процесс фотосинтеза имеет в растениях преимущество над процессом дыхания, разрушает органические вещества.

Интенсивность процесса дыхания зависит от многих факторов. Повышенная температура до определенного предела усиливает дыхание, но при температуре более 40 °С и при температуре ниже нуля процесс дыхания прекращается. Нехватка кислорода задерживает дыхание. В молодых листьях дыхания происходит интенсивнее, чем в старых. Неодинакова интенсивность этого процесса и в различных растений.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: сформировать представление о функциях листьев, рас-крыть их значение для растения в целом; продолжить формирова-ние знаний о процессе фотосинтеза; познакомить с различными видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания.

Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии различных растений с видоизмененными листьями, таблица «Ви-доизменения листьев», схема процесса фотосинтеза, фрагмент видеофильма «Видоизменения листа».

Ключевые слова и понятия: фотосинтез, испарение воды, запасающая роль листа, листопад, выделение вредных веществ, отделительный слой, пробковый слой, защитная функция ли-ста, колючки, приспособления для уменьшения испарения, волоски, прикрепление к опоре, усики, органы для ловли на-секомых.

Ход урока

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Что такое ткань?

Какими тканями образована листовая пластинка?

Какой тканью является кожица листа?

Какова ее основная функция?

Почему клетки кожицы листа прозрачны?

Какой в этом биологический смысл?

Какими тканями представлена мякоть листа?

Какую форму имеют клетки столбчатой ткани?

Какова их основная функция?

Какую форму имеют клетки губчатой ткани?

Какова их основная функция?

Что такое устьица?

За счет каких клеток они открываются и закрываются?

Какова функция устьиц?

Что такое сосуды?

Какова их функция?

Что такое ситовидные трубки?

Какими клетками они представлены?

Какова их функция?

Что такое фотосинтез?

При каких условиях возможно протекание процесса фото-синтеза?

Что выделяется и что поглощается в процессе фотосинтеза?

При каких условиях растения дышат?

Что выделяется и что поглощается в процессе дыхания?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На предыдущих уроках мы с вами неоднократно говорили о фотосинтезе.

Вспомните, что это такое.

Фотосинтез — основная функция зеленого листа. Это процесс производства растением органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света. В процессе фото-синтеза в зеленых листьях из углекислого газа и воды образуются органические вещества (в основном углеводы) и кислород.

Откуда растение берет углекислый газ?

Каким образом вода от корней попадает к листьям?

Куда расходуются органические вещества, образовавшиеся в листьях в процессе фотосинтеза?

Куда девается кислород?

Все дело в том, что кислород является как бы побочным про-дуктом фотосинтеза и, соответственно, удаляется из листа. Но не-обходимо помнить, что в темноте растение дышит, поглощая кис-лород и выделяя углекислый газ.

Убедиться в том, что растения на свету поглощают угле-кислый газ и выделяют кислород, а ночью дышат, поглощая кислород, можно, основываясь на результатах эксперимента. Для этого под стеклянный колпак, находящийся на стеклянной поверхности, ставят зеленое растение в горшке и помещают живую мышь. Место соприкосновения стеклянного колпака со стеклянной поверхностью замазывают вазелином, чтобы полностью исключить проникновение воздуха из внешней среды. Колпак ставят в освещенное место. Через сутки мышь была жива. Мы знаем, что животные (в том числе и мыши) при дыхании поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Под колпаком было ограниченное количество кислорода. Так отку-да же он взялся? Это в процессе фотосинтеза растение погло-тило углекислый газ и выделило кислород, необходимый для дыхания животного.

Если же в данном опыте изменить всего лишь одно условие — поставить колпак не в освещенное место, а в темноту, животное погибнет. Это доказывает, что растения в темноте дышат, т. е. поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

Еще одной функцией листа является испарение воды. Основное значение испарения заключается в охлаждении растения. Это осо-бенно важно для растений жаркого и сухого климата. Помимо это-го, за счет испарения поддерживается постоянный приток воды от корней с растворенными в ней необходимыми веществами. Если бы не было испарения, не было бы и постоянного притока воды к листьям.


Кроме того, многие листья выполняют запасающую роль.

Вспомните строение луковицы.

Какова основная функция луковицы?

В какой части луковицы происходит запас питательных ве-ществ?

Питательные вещества запасаются в мясистых видоизменен-ных листьях луковицы. Таким образом многие растения засуш-ливых областей запасают воду, как, например, некоторые виды очитков, алоэ и агава.

Листья могут накапливать в себе отработанные вещества — шлаки, а потом удалять их из растения в процессе листопада. Эту функцию листа можно охарактеризовать как выделение вредных веществ. Листья сначала желтеют или краснеют.

Как вы думаете, за счет чего изменяется цвет листьев? (От-веты учащихся.)

Хлоропласты разрушаются, и становятся видны другие пла-стиды — хромопласты. Потом между черешком листа и стеблем образуется особый отделительный слой, клетки которого начи-нают отделяться друг от друга за счет ослизнения межклетни-ков. На стебле в месте прикрепления листа образуется пробковый слой, поэтому после опадения листа на стебле не остается ранки.

Видоизмененные листья некоторых растений помогают стеб-лю прикрепляться, цепляться за опору.

Как вы думаете, о каких растениях идет речь? (Помогают цепляться за опору видоизмененные листья гороха, чины, усики)

Листья некоторых растений видоизменены в колючки , как, например, у барбариса.

Как вы думаете, какую функцию выполняют эти листья? (Они выполняют защитную функцию.)

А колючки и волоски кактусов необходимы для приспособле-ния листьев к уменьшению испарения.

Кроме того, листья некоторых растений превратились в осо-бые органы для ловли насекомых.

Знаете ли вы такие растения? (Ответы учащихся.)

Это, например, венерина мухоловка и росянка. Видоизменен-ные листья этих растений выделяют капельки сока, привлекающе-го мелких насекомых, а когда насекомое садится, лист закрыва-ется или сворачивается и насекомое оказывается в ловушке. Лист выделяет пищеварительные соки, а потом поглощает питательные вещества, которые содержались в насекомом.

Помимо перечисленных функций, листья некоторых растений могут также участвовать в вегетативном размножении.

Приведите примеры таких растений. (Например, бегония, комнатная фиалка.)

Закрепление знаний и умений

Пользуясь текстом учебника, а также дополнительной ли-тературой, заполнить таблицу.

Творческое задание. Нарисовать рисунок-схему, отображаю-щую все процессы, происходящие в листьях на свету и в темноте.

Задание для учеников, интересующихся биологией. В дополни-тельной литературе найти сведения о том, что является сигналом к листопаду у растений средней полосы.

Открытый урок на тему: "Значение листа в жизни растения"

Лист- часть побега. Значение листа для растения.AVI

Работа устьиц листа растения

Транспирация

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Лист - это надземный, вегетативный орган растения, который обладает двусторонней симметрией. Рост листа происходит в его основании ограниченное время.

Функции листа : фотосинтез; испарение воды, или транспирация; газообмен; запасание питательных веществ; вегетативное размножение.

Лист образован листовой пластинкой, основанием, черешком и прилистниками; черешков и прилистников может и не быть. Основание листа может расширяться и охватывать стебель, при этом образуется влагалище. Листья с черешками называют черешковыми, а без черешков - сидячими. У некоторых растений у основания листа могут быть парные боковые выросты - прилистники. Они бывают разнообразной формы - в виде пленок, чешуек, колючек и т.д. Листья различаются между собой по ряду признаков:

По размерам - от нескольких миллиметров до 20 метров (у пальм);

По продолжительности жизни - у листопадных растений листья живут несколько месяцев, а у вечнозеленых - от 1,5 до 15 лет (бразильская араукария);

По форме листовой пластинки - листья бывают округлые, овальные, игольчатые, линейные, продолговатые, яйцевидные, обратнояйцевидные и т.д.;

По краю листовой пластинки - он может быть волнистым, выемчатым, городчатым, зубчатым и т.д.

Листья бывают простыми и сложными. Простой лист имеет только одну листовую пластинку и один черешок. При листопаде простой лист отпадает целиком. Сложный лист образован несколькими листовыми пластинками, каждая из которых имеет черешок, соединяющий листовую пластинку с общим черешком. Во время листопада в сложном листе листовые пластинки отпадают независимо друг от друга.

Листья различаются по типу жилкования . Жилки представляют собой проводящие пучки листа. У двудольных растений, как правило, наблюдается сетчатое жилкование, а у однодольных - параллельное и дуговое.

Листья расположены на стебле в определенном порядке. Участок стебля, который несет лист, называется узлом, расстояние между узлами - междоузлием, а угол между листом и стеблем - пазухой листа.

Выделяют три типа размещения листьев: очередное, или спиральное; супротивное и мутовчатое . При очередном листорасположении листья располагаются по спирали, при этом от каждого узла стебля отходит только один лист. При супротивном листорасположении в каждом узле находится пара листьев - один против другого. При мутовчатом листорасположении каждый узел несет три листа или более.

Листорасположение, величина и форма листьев демонстрируют приспособления к условиям освещенности. Расположение листьев на растении образует мозаику. В листовых мозаиках листья не затеняют друг друга и максимально поглощают свет.

С верхней и нижней сторон лист покрыт однослойной кожицей. Кожица - это покровная живая ткань. Ее клетки плотно сомкнуты между собой, в них отсутствуют хлоропласты. Кожица защищает лист от избыточной потери влаги и служит для механической опоры. На поверхности клеток кожицы могут располагаться волоски и шипики различной формы. Часто кожица выделяет кутикулу, или восковидный налет, которая предохраняет растение от испарения. Для обеспечения водо- и газообмена между клетками кожицы находятся устьица.

Устьица обычно располагаются с нижней стороны листовой пластинки, а у водных растений (кувшинка, кубышка) - только на верхней. У ряда растений (злаки, капуста) устьица есть на обеих сторонах листа.

Устьица представляют собой щель, которая расположена между двумя бобовидными (замыкающими) клетками. Замыкающие клетки находятся над большим межклетником в рыхлой ткани листа. Они смыкаются между собой противоположными концами. В отличие от других клеток кожицы в них находятся хлоропласты. Для замыкающих клеток устьиц характерно неравномерное утолщение их оболочек. Оболочка, обращенная к щели, толстая, а задняя стенка клетки - более тонкая и эластичная. При увеличении тургорного давления в замыкающих клетках тонкая стенка выпячивается, а передняя стенка становится вогнутой и вся клетка изгибается в направлении от щели. Устьице при этом открывается. При снижении тургорного давления клетки принимают нормальную форму и устьичная щель закрывается.

Между верхней и нижней кожицей в листе располагается основная ткань (паренхима). Это живая фотосинтезирующая ткань, в клетках которой имеется много хлоропластов. Основная ткань обычно подразделяется на два слоя - столбчатую и губчатую паренхиму. Под верхней кожицей находится столбчатая, или палисадная, паренхима, состоящая из одного ряда клеток. Клетки удлиненной формы, плотно прилегают друг к другу, имеют много хлоропластов. Столбчатая паренхима - это основная ассимиляционная ткань. Под столбчатой паренхимой расположена губчатая, или рыхлая, паренхима. Ее клетки имеют неправильную форму, между ними располагаются крупные межклетники, заполненные воздухом. В клетках губчатой паренхимы хлоропластов меньше, чем в клетках столбчатой.

Проводящий пучок листа, или жилка, состоит из сосудов древесины, ситовидных трубок луба и механической ткани. Между лубом и древесиной в пучках нет камбия. Древесина в пучке обращена к верхней стороне листа, а луб - к нижней.

Процессы дыхания в тканях листа протекают постоянно - как днем, так и ночью. В противоположность дыханию световая фаза фотосинтеза, во время которой происходит выделение кислорода, протекает только днем, на свету. Эти процессы связаны с газообменом, который регулируется работой устьиц. При фотосинтезе из внешних неорганических веществ (углекислого газа и воды) создаются органические вещества, при этом поглощается энергия света и выделяется кислород. В процессе дыхания, наоборот, органические вещества расходуются, запасается энергия, которая необходима для жизнедеятельности, поглощается кислород, а выделяются углекислый газ и вода. Газовый баланс растения можно представить так: растения поглощают больше углекислого газа, чем выделяют при дыхании, и выделяют больше кислорода, чем поглощают при дыхании.

Испарение воды растением называется транспирацией . Вода испаряется через всю поверхность тела растения, но особенно интенсивно через устьица в листьях. Значение транспирации: она принимает участие в передвижении воды и растворенных веществ по телу растения; способствует углеводному питанию растений; защищает растения от перегрева.

Листопад представляет собой адаптацию растений к сезонным изменениям климата, из-за которых происходит уменьшение испарения воды осенью и зимой. С понижением температуры всасывание воды корнями снижается, и поэтому растение может обезводиться и погибнуть. Сбрасывание листвы уменьшает общую площадь поверхности дерева, что предотвращает поломку ветвей при снегопаде. Перед листопадом хлорофилл разрушается, а каротиноиды становятся видимыми. Они придают желтую, оранжевую и красную окраску листьям.

Видоизменения (метаморфозы) листа : колючки (кактус, барбарис), усики (горох), листья насекомоядных растений (росянка, венерина мухоловка).