Сграффито в переводе с итальянского означает «процарапанный». По сути, это не вид декоративной , а особенный, оригинальный вид нанесения. Техника выполнения намного ближе к рисованию и лепнине, поскольку результатом такой отделки является рельефное цветное изображение.

Штукатурный слой может быть не только однородным, фактурным или включать в себя разнообразные интересные наполнители. Штукатурка сама может быть основой художественного полотна. В этом суть искусства сграффито.

Понятие и особенности

В качестве материала использовать разрешается любой высокого качества. Причем допускается как однородная , так и имитирующая , то есть, с наполнителем из . Единственное требование – последняя не должна включать фракцию с диаметром больше 3 мм, а для последнего отделочного слоя так и не более 1,5 мм.

Основной штукатурки для сграффито может служить:

  • марки М400 в соотношении с 1:2, 1:3, 1:4;
  • цемент-известь в пропорции к песку 1:0, 2:3, 4:4,5 и так далее;
  • гидравлическая известь – она наиболее прочна, в соотношении с кварцевым песком 1:4,5.

Традиционные для сграффито не годятся: формирование рисунка производится в «мокром» состоянии, когда штукатурка еще сохраняет пластичность. Гипсовая же слишком быстро высыхает и рабочий период ее оказывается слишком коротким.

Суть техники сграффито такова: на поверхность наносят несколько штукатурных слоев разного цвета. А когда верхний слой схватывается, но еще не просох, приступают к созданию изображения: разными инструментами удаляют верхние слои штукатурки, чтобы обнажить слой нужного цвета. В результате формируется сложное многоцветное изображение или узор.

Более подробно о технике сграффито и ее видах расскажет виде ниже:

Преимущества и недостатки

Преимущество такой техники таковы:

  • абсолютная индивидуальность оформления – даже если в качестве шаблона использовалась знаменитая фреска, ее отражение на штукатурке будет совершенно неповторимым;
  • штукатурка влагостойкая, такая отделка допускается в самых сырых помещениях. Можно мыть даже с использованием бытовой химии;
  • ни плесени, ни грибкам отделка не поддается;
  • и конечно же, не горит и не поддерживает горения.

Недостатки ее связаны со сложностью нанесения:

  • рельеф особенно сложный и тонкий в какой-то степени собирает пыль, а также копоть и жир, если речь идет о кухне. Поэтому очищать такую поверхность следует чаще;
  • время формирования изображения относительно невелико, однако сама техника весьма трудоемка, так что стоимость такой услуги велика.

Сграффито в интерьере (фото)

Роль в интерьере

Столь эффектное и оригинальное оформление редко когда занимает всю поверхность стены, а тем более всех стен в комнате. Такой прием использовался в парадных залах дворцов, однако в современном, тем более, городском жилище, это неприемлемо.

Рельефное изображение – очень яркая деталь интерьера. Она значительно привлекательнее мебели, например, и при чрезмерном использовании превратит гостиную или спальню в музей. Исключение составляет только ванная – невелика, и не предполагает ощущения пространства, как в жилых комнатах. Но и в этом случае стены и потолок нужно связать не столько одинаковыми мотивами, сколько единством темы.

Зато в качестве фрагментарной отделки сграффито не знает себе равных:

  • стенные панно – на фоне однородной отделки смотрятся особенно эффектно, действительно как картины;
  • интересно сочетание сграффито с отделкой , повторяющей по цвету или фактуре фоновый слой штукатурки – , мрамор, оникс. В этом случае картина как бы выступает из облицовки стены;
  • выделение архитектурных деталей – ниши, например, обрамление кровати, стены над ванной и прочее. Отделка привлекает внимание и тем самым, зонирует помещение;
  • целиком стену может занимать панорамное изображение . В этом случае его делают двух- или трехцветным, причем с цветами близкого оттенка. Здесь сграффито имитирует настоящую фреску;
  • отделка потолка – причем в маленькой комнате сграффито может занимать практически весь потолок за исключением розетки под люстру и основательного бордюра. А вот в большой лучше разделить потолок на сектора, где рельефное изображение будет чередоваться с более однородной структурой.

О технологии штукатурки графито кантри расскажет это видео:

Возможные цвета

Традиционно для сграффито используют природные пигменты. Именно эта особенность и повышает стоимость штукатурного слоя. Дело в том, что для сграффито цвета должны быть насыщенными, поэтому содержание пигмента в смеси в десятки раз больше, чем в лакокрасочном составе того же оттенка и интенсивности.

Используют щелочестойкие пигменты поскольку в состав штукатурки входит известь.

  • Так, перекись марганца обеспечивает различные оттенки серого.
  • Охра позволяет получить разнообразный желтый и коричневый.
  • Оксид хрома создает яркую или густую зелень.
  • Ультрамарин обеспечивает чистейший синий цвет.
  • Красный порождает мумия и киноварь.
  • А розовый создает совсем уже «простой» пигмент – молотый красный кирпич.

Расход природного цветного пигмента очень высок: например, для получения штукатурки синего цвета нужна 1 доля , 3 доли и 0,5 от объемной доли ультрамарина. А поэтому множество современных составов для сграффито делают на основе синтетических красителей.

Плюс такого решения – снижение стоимости, большое разнообразие красок, их интенсивность. Минус – для росписи в стиле фрески нужны не столько яркие, сколько природные оттенки, что возвращает мастера-штукатурщика к старым проверенным природным красителям.

Как изготовить раствор для нее своими руками?

Основой отделки сграффито служат самые привычные с повышенной долей пигмента. Сделать их самостоятельно вполне по силам даже новичку. Основная сложность заключается вовсе не в приготовлении смеси, а в финальной обработке поверхности.

Составы вполне традиционны, например, смесь золотистого цвета из расчета на 10 кг включает в себя такие ингредиенты:

  • портландцемент (белый, разумеется) – 600 г;
  • известковое тесто – 2 кг;
  • кварцевый песок, лучше всего, люберецкий – 7 кг;
  • золотистая охра – 400 г.

Наполнители и пигменты могут варьироваться, при этом масса портландцемента и известкового вяжущего должна изменяться в соответствии с массой другого компонента.

Последовательность изготовления одинаковая:

  1. Сначала смешиваются мелкодисперсные компоненты, затем добавляется наполнитель, а в последнюю очередь – вода, до получения сметанообразной консистенции.
  2. Несколько иначе готовится последний слой. Он представляет собой водный раствор компонентов. Чаще всего наносится кистью, а не шпателем.
  3. Состав последнего слоя таков из расчета на 10 кг сухой смеси:
    • портландцемент 400 – 2 кг;
    • известь-пушонка – 1,32 кг;
    • песок – 2 кг;
    • доломитовая мука – 3,34 кг;
    • пигмент – не более 1,32 кг.
  4. Финишный слой может включать только мелкие фракции наполнителя – от 1,5 мм и ниже. Готовится состав так: сначала смешивают известь, цемент и краситель, затем соединяют с песком и доломитовой мукой. Состав затворяют водой за 30 минут до использования. Консистенция жидкая.

Техника нанесения

Сама по себе технология, техника нанесения штукатурки сграффито не слишком отличается от обычной: подготовка, нанесение грунтовочного слоя и нескольких тонких накрывочных слоев. А вот финишный этап обработки требует массы специальных инструментов и умений.

Необходимые инструменты

  • Кельма – мастерок с закругленными краями.
  • Полутерок или терка, полиуретановая или деревянная, для разглаживания и уплотнения слоя – здесь это крайне важно. Лучше всего использовать несколько, если сграффито многоцветное.
  • Широкие кисти – для тонких слоев штукатурки.
  • Резцы – лезвия с различным профилем для прорезания слоя.
  • Скоблилки – приспособления для удаления слоя.
  • Трафареты и шаблоны для тонкослойного сграффито.

Процесс оштукатуривания

  1. Выровненную и очищенную поверхность смачивают водой. После того как влага впитается, наносят грунтовый слой – смесь гашеной извести и песка. В качестве грунтовочного слоя может использоваться один из цветных растворов. Слой уплотняют и затирают полутерком. Ни в коем случае нельзя допускать появления раковин. Рекомендуется сделать насечки, чтобы следующие слои держались лучше.
  2. Спустя 20–25 минут, когда первый слой схватится, наносят второй – цветной. Его толщина самая большая — 6–7 мм.
  3. Через 15–20 минут наносят второй слой. Он тоньше – 3–4 мм.
  4. Чтобы штукатурка обладала достаточной прочностью, количество слоев не должно превышать 5–6. Причем каждый следующий слой становится все тоньше. При этом укрывистость его должна быть достаточной: сквозь верхний слой нижний не просвечивается.
  5. Финишная отделка изготавливается более жидкой и наносится кистью. Ее толщина – 1–2 мм.
  6. Спустя 20 минут можно приступать к вырезанию изображений. Делать это можно в течение 5–6 часов, после схватывания последнего слоя. Поэтому работа по созданию рисунка должна проводиться непрерывно. При больших объемах, последний слой наносят поочередно на участки такой величины, которые могут быть обработаны за 5–6 часов.

Методы конечной обработки

Основной

При слишком сложном изображении или не слишком большом опыте мастера используются трафареты. Их изготавливают из картона, на который с помощью лекала или без него наносится необходимый рисунок.

Затем контуры рисунка прокалывают штопальной иглой или прорезают частично. А чтобы трафарет не разрушился при соприкосновении с влажной штукатуркой, его пропитывает олифой и оставляют высыхать под грузом для распрямления.

Различают 2 основных способа создания сграффито.

  • Набивка рисунка – трафарет прикладывают к поверхности захватки обрабатываемого участка, а затем кистью или тампоном, смоченным в растворе мела или пигмента, наносят прямые слабые удары с тем, чтобы пигмент, просочившись сквозь отверстия, образовал рисунок на поверхности.

Для каждой детали картины разного цвета изготавливается свой трафарет. Как только захватка заполняется требуемым изображением или узором, приступают к вырезанию.

  • Выборка раствора – здесь трафарет выполняется в виде каждой детали. Элементы по очереди прикалывают к участку в нужной последовательности и прорезают верхний слой штукатурки резцом по контуру. Такой метод требует большой аккуратности, потому что любая лишняя насечка может испортить всю картину.

Дальнейшая обработка одинакова: контур прорезается полностью резцами, а затем скоблилками необходимой формы внутри контура удаляются все слои штукатурки до слоя нужного цвета. Рисунок получается рельефный, поскольку разные цвета находятся на разной глубине. Эту особенность нужно учесть, когда планируют изображения.

Облегченный способ

При набивке рисунка часто применяют облегченную технологию: набивают через трафарет нужный пигмент, а затем лишь подравнивают резцом полученные детали. В этом случае наносят лишь грунтовочный слой, а затем, с помощью разных трафаретов, набивают цветной рисунок. Строго говоря, к сграффито это уже не имеет отношения.

При этом также предлагается два способа обработки:

  • фон картины является верхним слоем штукатурки, в этом случае изображение как бы уходит в глубину;
  • фон выступает первым слоем, а изображения формируются выпуклыми.

Очень важно здесь соблюдать правильную последовательность, чтобы деталь первого плана не оказалась более заглубленной, чем деталь второго плана. Обработка готового изображения не проводится. Более того, со временем, когда появляются отдельные сколы и трещинки, сграффито становится только более ярким и ценным.

Сколько это стоит?

Стоимость материала для сграффито ненамного превышает цену обычной известково-песчаной штукатурки, если речь идет о синтетических красителях. Смеси с природными пигментами будут дороже.

  • Стоимость же самой работы зависит от площади, от сложности изображений, от количества оттенков.
  • Даже самый простой вариант двухцветного сграффито обойдется в 4500 р. за кв. м.
  • Сложное многокрасочное панно, тем более воспроизводящее картину или фреску, стоит от 10500 р. за кв. м.

Сграффито – интересная и совершенно уникальная отделка. Причем красота ее и уникальность зависит не от материалов, а только от умения, старания и таланта мастера, выполняющего работу.

Еще больше полезной информации о технологии нанесения графито и сграффито содержит этот видеосюжет:

Сграффито с итальянского буквально означает – «выцарапанный». В декорировании интерьеров сграффито начал использоваться сравнительно недавно, хотя сам принцип сграффито применялся с незапамятных времен – наскальные рисунки в пещерах, глиняная посуда Древней Руси и древних индейцев Северной Америки, резьба по ганчу Средней Азии – это всё примеры сграффито. В Италии, в XV- XVII в.в. применялось для украшения наружных стен сооружений.

Что такое сграффито в наше время — не что иное, как резьба по многослойной штукатурке. В настоящее время сграффито применяется больше в , так как это способ позволяет, с помощью простых средств, создавать сложные декоративные и художественные панно. Сграффито можно смело назвать монументальным декором. Чёткость и рельефность рисунка, и отсутствие полутонов позволяют создавать полноценные орнаментальные композиции, которые надолго сохраняют свой первозданный вид.

Техника сграффито

Техника выполнения сграффито состоит из трёх этапов: нанесение штукатурки, нанесение контура рисунка и выцарапывание. Материалы и приёмы нанесения такие же, как и при обычной цветной штукатурке. На затвердевшую, но ещё влажную штукатурку основного слоя наносят цветной.

После нанесения по трафарету контура рисунка, приступают к выцарапыванию. Выцарапывание нужно провести до высыхания штукатурки, после полного высыхания штукатурка становится хрупкой и к работе малопригодна.


Сграффито может как одноцветным, так и многоцветным. Для получения многоцветного сграффито наносится несколько слоёв разноцветной штукатурки, и последовательно выцарапываются изображения по размеченному контуру. Получается многоцветный рисунок, который можно назвать «контррельефный», так как его рельеф не выпуклый.

В технике сграффито можно выполнять сложные художественные композиции и небольшие орнаменты. Учитывая прочность сграффито, его часто используют для отделки фасадов зданий. В интерьере техника граффито используется для выполнения больших панно и несложных отделок, например, для карнизов или арок.


Сграффито (Г. Федотов)

Первобытный человек выцарапал осколком камня на стене пещеры примитивный рисунок. Это не что иное, как один из самых древних видов сграффито. Известны рисунки, выполненные просто пальцем по влажному слою глины, нанесенному на стену пещеры. Этот способ стенописи - тоже сграффито.

Сграффито - итальянское слово. В переводе оно означает "выцарапывание".

Этрусские и греческие мастера использовали сграффито для декорирования глиняной посуды. Выцарапанные рисунки можно встретить на керамических изделиях древних народов Латинской Америки - инков и майя.

В XV - XVII веках сграффито широко применяли в Италии для украшения наружных стен архитектурных сооружений. Благодаря сравнительной простоте технических приемов и высокой прочности сграффито в скором времени распространилось во многих других странах Европы. Знали и удачно применяли сграффито мастера Древней Руси. Сграффито все шире применяют и в советском декоративном искусстве. Примером удачного использования сграффито в современной архитектуре может служить Дворец пионеров и школьников в Москве.

С течением времени изменялись приемы сграффито, вводились новые материалы, совершенствовались инструменты. Мы расскажем вам об одном из видов сграффито - так называемом мокром способе, который иногда именуют резьбой по штукатурке.

Штукатурка должна состоять из нескольких цветных слоев. Резцами и скоблилками мастер обнажает низлежащие слои, получая многоцветный рельефный рисунок. Чем больше нанесено слоев цветной штукатурки, тем много-цветнее и красочнее сграффито.

Вы можете с успехом использовать сграффито при оформлении интерьера пионерской комнаты, фойе, актового зала, школьной столовой. Не обязательно выполнять работу прямо на стене. Если штукатурку сграффито нанести на древесно-стружечные плиты, такие работы можно будет переносить и монтировать в любом месте.

Заранее разработайте эскиз на небольшом листе бумаги. Рисунок на эскизе должен быть цветным, с четкими границами для каждого цвета. Для начала достаточно использовать три-четыре цвета. Составляя эскиз, сразу же решите, в какой последовательности будете наносить слои цветной штукатурки.

Раствор для цветных штукатурок состоит из трех основных частей: связующего, наполнителя и пигментов. В качестве связующего чаще всего употребляют гашеную известь. Наполнителями могут служить речной или кварцевый песок, мраморная пыль, молотый шлак и древесный уголь. Лучшим наполнителем считается белый кварцевый песок. Если использовать речной песок, то его надо предварительно обработать, чтобы он был однородным и чистым. Песок просеивают через сито, удалив из него камешки и мусор. Затем пересыпают в более частое сито и промывают в проточной воде. Пигменты - это красители, придающие штукатурке различные цвета. Обычно употребляют сухие красители, но можно брать и другие, например гуашь и темперу. Надо помнить только, что они должны быть щелочеустойчивыми.

Раствор для цветных штукатурок замешивайте в деревянных ящиках. Их потребуется столько, сколько задумано цветных растворов. Вместо ящиков можно использовать тазы и ведра. Но не забывайте, что в глубокой посуде трудно размешать раствор так, чтобы получить однородную массу с равномерной окраской.

Раствор для штукатурки белого цвета приготавливают из одной части гашеной извести и трех частей белого песка или мраморной пыли. Для розового раствора нужно взять одну часть гашеной извести, две с половиной части белого песка и половину части молотого красного кирпича. Красный раствор получают из одной части гашеной извести, трех частей белого песка и половины части красного пигмента. Для раствора синего цвета возьмите одну часть гашеной извести, три части белого песка и половину части ультрамарина. Если уменьшить количество ультрамарина, раствор станет голубым. Добавляя в одну часть гашеной извести три с половиной части песка и две десятых части охры, получите раствор желтого цвета. Если в желтый раствор добавите окись хрома, он станет зеленым.

Гашеную известь, песок и краситель загрузите в ящик и тщательно перемешивайте штукатурной лопаткой - мастерком. Одновременно небольшими порциями подливайте чистую воду. Раствор считается готовым, когда он напоминает густое тесто.

Если сграффито будет выполняться на каменной или кирпичной стене, предварительно сделайте на её поверхности зубилом или топором насечки глубиной 3 - 4 мм. Насечки наносите в виде пересекающихся линий.

Однако советуем начинать заниматься сграффито на кусках толстой фанеры или древесностружечной плиты и уже потом, когда вы приобретете опыт и будете уверены в успехе, можете делать рисунок прямо на стене. Плиту (или фанеру) тоже нужно подготовить: настрогайте тонкие реечки и набейте их на плиту в виде решетки.

Подготовленную поверхность стены или плиты смочите водой. Подождав, пока вода впитается, нанесите слой грунта из гашеной извести и песка. Иногда в качестве грунта используют один из цветных растворов. Слой раствора наносят на поверхность мастерком, потом тщательно разравнивают, уплотняют и затирают деревянной теркой. Терку изготовьте из сосновой доски размером 120X180 мм. Чтобы ее было удобно держать в руке, сверху прикрепите ручку. Рабочую поверхность терки зачистите наждачной бумагой. Дайте грунту подсохнуть минут 20 - 25, затем нанесите первый слой цветного раствора. Его обычно делают толще, чем все последующие слои, толщина его может быть 6 - 7 мм. После того как первый слой подсохнет, то есть минут через 15 - 20, нанесите второй слой толщиной 3 - 4 мм. Толщина третьего слоя не должна превышать 3 мм. Если вы решили увеличить число красочных слоев, толщину каждого последующего все время уменьшайте, доведя ее до 1 - 2 мм.

Для перенесения рисунка на поверхность штукатурки изготовьте трафарет - основой для него служит разработанный вами раньше эскиз. Переводить рисунок с трафарета на поверхность штукатурки удобнее всего способом припороха. Все линии на трафарете наколите булавкой на расстоянии 5 - 6 мм друг от друга. На крупных рисунках интервалы между наколами можно увеличить. Готовый трафарет наложите на штукатурку и похлопайте по нему марлевым тампоном с сухой краской. На штукатурке должен отчетливо проявиться пунктирный рисунок. По этому рисунку выполняется резьба.

Резать штукатурку можно лишь в течение пяти-шести часов после нанесения последнего, верхнего слоя, пока она еще влажная. Сперва раствор подрезают по контуру резцом - можно использовать для подрезки скальпели или перочинные ножи. Резец держите в руке под уголом примерно 60 градусов к поверхности штукатурки, прорезая по пунктирным линиям канавки на глубину, приблизительно равную толщине верхнего слоя цветной штукатурки. Постоянно следите, чтобы резец резал, а не мял штукатурку. Чистые четкие линии делают сграффито наиболее выразительным.

Затем выбирают подрезанный раствор скоблилками, обнажая следующий слой. Скоблилки изготовьте из старых плоских напильников, обработав их на точиле. Можно сделать скоблилки и из стальной проволоки диаметром около 2 мм или из спиц старого зонта, изогнув их, как показано на рисунке.

Резьбу удобно выполнять в определенной последовательности, постепенно срезая намеченные участки цветного раствора, начиная с верхнего слоя и переходя к низлежащим.

На рисунке вы видите простую декоративную пластину - образец сграффито для начинающих. На основу было нанесено три слоя цветного раствора. Нижний слой красный, средний - голубой и верхний - желтый. При работе над этой пластиной резцом и скоблилками была снята часть верхнего желтого слоя и выявлен в этих местах голубой цвет. Затем в пределах рисунка сняли голубую штукатурку и выявили красный нижний слой. Примерно такой же последовательности придерживайтесь при работе над сграффито независимо от количества слоев цветной штукатурки.

Техника сграффито позволяет выполнять сложнейшие композиции. Но не беритесь сразу за сложный рисунок. Для начала попробуйте поработать над орнаментом, выполняя резьбу по штукатурке, состоящей из двух-трех цветных слоев. А с приобретением опыта можно перейти к работе над более сложными композициями.

Многоцветные штукатурки получают последовательным нанесением друг на друга тонких слоев цветных растворов с последующим выцарапыванием, вырезанием на них рисунка. Эту отделку часто называют резьбой по штукатурке потому, что во время работы приходится срезать, выцарапывать один или несколько слоев раствора. В результате можно получить декоративный рисунок, начиная от примитивного орнамента до сложной художественной композиции (рис. 158).


Многоцветная штукатурка «сграффито» проста по выполнению, не требует сложных инструментов.
Растворы для штукатурок «сграффито». Раствор приготовляют в виде жидкого теста. Цвет раствора и его состав может быть различный. Составы растворов для многоцветных штукатурок следующие (в объемных частях):

Растворы для многоцветных штукатурок

Белый


Песок белый.................. 3

Желтый



Охра..................................0,2

Красный

Известковое тесто............... 1
Песок белый................. 3
Мумия......................................0,4

Синий

Известковое тесто............... 1
Песок белый....................................3
Ультрамарин..................................0,3

Коричневый

Известковое тесто............... 1
Портландцемент........... ..... 3
Песок белый....................................3,5
Охра золотистая. . ..........................0,3
Умбра..........................................0,1

Розовый

Известковое тесто................ 1
Песок белый....................................2,5
Кирпич молотый................................0,3

В этих растворах количество пигмента определяется цветом и тоном раствора.
Подготовка поверхностей. Многоцветные штукатурки выполняют в небольших количествах и стоимость их довольно высока. Кроме того, эти штукатурки трудно поддаются ремонту. Чтобы получить долговечные штукатурки, не требующие ремонта, следует не только хорошо приготовить раствор и правильно нанести, но и очень хорошо подготовить поверхность. Подготовка включает тщательную очистку, насечку, выборку швов и промывку поверхностей.
После подготовки производят провешивание, устраивают марки и маяки, наносят обрызг и грунт. Грунт наносят из того же раствора, который приготовляется под декоративную отделку всего фасада. Поверхность грунта нацарапывают бороздками и соответственно выдерживают и просушивают.
Нанесение цветных слоев. Выдержанный грунт до нанесения накрывочных слоев смачивают водой. Как только вода впитается в грунт, приступают к нанесению накрывочных цветных слоев.
Раствор набрасывают или намазывают лопаткой с сокола. Намазывать раствор можно также непосредственно с сокола или полутерком.
Каждый нанесенный слой раствора тщательно разравнивают и одновременно хорошо уплотняют во избежание образования пустот-раковин в толще штукатурки. Этот брак неизбежно приводит к искажению рисунка. Толщина накрывочных слоев должна равняться общей толщине нанесенного накрывочного слоя цветной известково-песчаной, терразитовой или каменной штукатурки. В некоторых случаях, когда на это дается соответствующее указание, толщина слоев многоцветной штукатурки делается меньше. Первый слой многоцветной штукатурки, наносимый на грунт, должен быть не тоньше 5 мм , так как через более тонкий слой может просвечивать грунт. Второй слой может быть от 1 до 2 мм , последующие слои - третий, четвертый и т. д.- могут быть такой же толщины.
Иногда третий и другие слои раствора наносят не лопаткой или полутерком, а с кисти, окрашивая поверхность по сырому слою жидким раствором или известковой краской. Обычная толщина слоя такой окраски от 0,5 до 1 мм . Раствор обычно наносят в три-четыре слоя, а остальные слои подкрашивают известковым колером по сырому слою.
Для примера рассмотрим порядок нанесения многоцветной трехслойной штукатурки. Первый слой, например черный, наносят на грунт и гладко разравнивают полутерком; после схватывания его, через 15-30 мин в зависимости от погоды, наносят второй слой, красный, а когда он подсохнет - третий слой, желтый. Последний слой, нанесенный с лопатки, обязательно хорошо затирают, даже в том случае, если на него будут накладывать еще слои с кисти.
Верхний слой, нанесенный с кисти, лучше всего хорошо загладить лопаткой или кельмой. В большинстве случаев с лопатки наносят не более трех слоев; остальные слои наносят с помощью кисти.
Если по каким-либо причинам нанесенный накрывочный слой пересохнет, его следует хорошо смочить водой и только после впитывания им воды наносить последующие слои.
Инструменты и приспособления. Для нацарапывания штукатурки используют набор резцов различной формы (рис. 159). Одни резцы применяются для подрезания раствора, другие для его выбирания, третьи для зачистки и т. д.

Устройство трафарета и нанесение припороха. Трафарет и тампон для нанесения рисунка припорохом изготовляют следующим образом.
Для изготовления трафаретов применяют картон или плотную бумагу. На картон наносят рисунок, переводя его через копировальную бумагу, обычным рисованием по клеточкам, увеличивая или уменьшая размеры рисунка. Контуры нанесенного рисунка накалывают булавкой или каким-либо другим острым предметом. Расстояние между накалываемыми отверстиями должно быть не более 5 мм , кривые контуры накалывают чаще. Так как трафарет от мокрой штукатурки разрушается, для прочности его пропитывают олифой и хорошо просушивают. После этого кладут его между досками или фанерой и распрямляют.
Для изготовления тампона берут кусок марли и складывают ее в два слоя. Если нет марли, то используют редкую ткань. В марлю или ткань насыпают сухой, просеянный на частом сите мел или пигмент (сухую краску), концы марли или ткани складывают и завязывают, получая таким образом узелок. Если этим узелком наносить удары, то сквозь поры марли или ткани будет проходить мел или краска и оставлять след на поверхности. Цвет пигмента или мела выбирают такой, чтобы он был хорошо заметен на верхнем слое цветной штукатурки.
Изготовленный трафарет укрепляют на поверхности штукатурки, прижимают его руками и наносят тампоном удары по контурам трафарета. От удара тампоном по трафарету пигмент или мел проходит через отверстие трафарета, от чего получается рисунок - припорох в виде точек (рис. 160). Затем трафарет переносят на другое место, где повторяется та же операция.

Выцарапывание. Рисунок выцарапывают по влажной мягкой штукатурке не позднее чем через 5-6 ч после ее нанесения. На пересохшей штукатурке почти невозможно выцарапывание, потому что раствор режется с трудом. Следовательно, накрывочные слои надо наносить на такой площади, которую можно обработать за указанное выше время.
Для этого поверхности разбивают на захватки, учитывая количество имеющихся штукатуров.
К полученным контурам рисунка - припороху приставляют резец и прорезают им узкую борозду. Резец держат в правой руке, так чтобы он был наклонен к поверхности штукатурки под углом 60° (рис. 161).

После обрезки всего раствора по контуру оставшийся между контурами раствор снимают скоблилкой. Глубина среза раствора зависит от того, какой слой раствора имеет нужный для рисунка цвет. Например, вырезается орнамент, состоящий из дубовых листьев с желудями; листья - темно-зеленые, желуди - желтые, а чашечки, в которых находятся жёлуди,- светло-зеленые. Весь орнамент располагается на синем фоне. Таким образом, для выполнения рисунка требуются четыре слоя: нижний, темно-зеленый - для листьев, второй, желтый,- для желудей, третий, светло-зеленый,- для чашечек, четвертый, синий,- поле, на котором расположен орнамент.
При выполнении рисунка чашечки приходится прорезать неглубокую бороздку только на толщину верхнего слоя. Когда выполняется рисунок желудя, глубина бороздки больше. Самая глубокая бороздка будет при выполнении рисунка листьев. Выполнять можно в любой последовательности, т. е. начинать или с листьев, с самого глубокого рисунка, или с чашечек, самого мелкого рисунка.
Срезают и соскабливают раствор осторожно, так чтобы не сделать рваных кромок. Вырезанным рисункам обычно придают песчано-шероховатую фактуру. После выцарапывания всю поверхность обметают мягкой кисточкой.
При мелкорельефной цветной штукатурке «сграффито» на нижний подкладочный слой наносят не толстый, штукатурный слой, а обычную известковую двух-трехкратную покраску по сырой штукатурке. Выцарапанный при этом рисунок имеет тонкий и нежный рельеф.
Работа по выцарапыванию выполняется звеньями из 4-5 человек, в составе двух штукатуров 6-го разряда и двух-трех штукатуров 4-5-го разрядов. Под руководством штукатуров 6-го разряда все звено приготовляет раствор, наносит его и разравнивает. Затем один из штукатуров 6-го разряда занимается со штукатуром 4-го разряда припорашиванием по трафарету, остальные члены звена выцарапывают рисунок.
Выполнение «сграффито» по шаблонам. Этот способ называется имитацией. Выполненные по этому способу рисунки могут быть выпуклыми и углубленными - вдавленными. Для выполнения рисунка такой формы изготовляют шаблоны, которые делятся на формы и лекала. Толщина шаблонов бывает различна, они могут изготовляться из картона, жести, фанеры.
С помощью шаблонов можно получить любой рисунок. Отделка по этому способу производительнее, чем способом выцарапывания, и может быть выполнена менее квалифицированными штукатурами. Так как для выполнения выпуклого, вдавленного, углубленного рисунка нужны шаблоны, отличающиеся от описанных выше, то рассмотрим технику их изготовления на конкретном примере.
Необходимо изготовить шаблоны для выполнения выпуклого и вдавленного рисунка пятиконечной звезды с расположенными в центре серпом и молотом. Для изготовления шаблонов на куске фанеры вычерчиваем звезду в середине с серпом и молотом. Затем пилой-лобзиком выпиливаем звезду и в середине серп и молот.
После выпиливания получается кусок фанеры с вырезанным просветом в виде звезды - форма и лекало в виде звезды. В лекале звезды выпиливаем изображение серпа и молота, просвет от которых будет тоже формой, а оставшаяся фанерная часть - лекалом серпа и молота.
Таким образом получим две формы и два лекала (рис. 162). Форма будет применяться для выполнения выпуклого рисунка, а лекало - углубленного. Так как один шаблон, т. е. лекало или форма, дает только однослойное «сграффито», то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного - третий. Форма и лекало имеют вид пятиугольника (рис. 163).



форма, дает только однослойное «сграффито», то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного - третий. Форма и лекало имеют вид пятиугольника (рис. 163).
Чтобы во время работы форма и лекало легко вынимались и не делали рваными кромки выполняемого из раствора рисунка, кромки форм и лекал надо срезать на фаску (или на лоск), а шероховатости зачистить. Чтобы удобнее было снимать форму и лекало, к ним рекомендуется прибить ручки.
Изготовив формы и лекало, можно приступить к выполнению рисунка. Для выполнения указанного рисунка нужно приготовить сухие смеси трех цветов: голубого, красного и желтого. Чтобы получить выпуклый рисунок красной звезды с золотым серпом и молотом, поступают следующим образом. Прежде всего берут форму второго шаблона-пятиугольника и устанавливают ее на отделанной штукатурке фаской к поверхности (вниз). Форму можно укрепить гвоздями, придерживать ее руками или приморозить гипсом (рис. 164).
Приготовленный голубой раствор наносят в пространство шаблона, т. е. в форму, разравнивают и затирают. Форма оставляет на поверхности голубой пятиугольник, толщина которого равняется толщине шаблона. На выполненный пятиугольник устанавливают форму звезды так, чтобы звезда находилась в центре пятиугольника. В форму наносят раствор красного цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора шаблон снимают, и форма оставляет на поверхности голубого пятиугольника красную пятиконечную звезду (рис. 165).


К звезде прикладывают форму серпа и молота так, чтобы серп н молот находились в центре звезды. В форму наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора шаблон формы снимают, и форма оставляет серп и молот (рис. 166).


Чтобы получить углубленный рисунок звезды, также применяют шаблоны, но только в виде лекала. Выполняют рисунок следующим образом. Прежде всего наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. К этому раствору прикладывают лекало серпа и молота и наносят вокруг него раствор красного цвета, разравнивают его на уровне лекала и затирают (рис. 167). После схватывания раствора лекало серпа и молота вынимают и устанавливают лекало звезды так, чтобы ее центр точно находился над серпом и молотом.

Вокруг установленного лекала звезды наносят раствор голубого цвета, разравнивают его и затирают. После схватывания раствора лекало вынимают, и получается красная звезда с золотым серпом и молотом (рис. 168).


На звезду устанавливают лекало пятиугольника так, чтобы звезда была в его центре. Вокруг лекала намазывают, разравнивают и затирают тот раствор, которым оштукатуривают всю поверхность (рис. 169). После схватывания раствора лекало пятиугольника вынимают и получается трехцветный углубленный рисунок (рис. 170).


При намазывании раствора вокруг каждого лекала его следует наносить на площадь несколько большую, чем она занимает. Это необходимо для того, чтобы лекало при установке лежало на цветном растворе для данного рисунка. Чтобы к форме и лекалу не прилипал раствор, их рекомендуется смазывать какой-либо смазкой.
Имитацию такого «сграффито» можно выполнять всеми растворами и придавать рисунку любую фактуру. Во время нанесения раствора совершенно не приходится опасаться попадания раствора на линию рисунка, так как формы и лекала плотно прилегают к поверхности штукатурки.
Имитацию «сграффито» обычно выполняют два человека - штукатуры 6-го и 3-го разрядов. Штукатур 3-го разряда приставляет и поддерживает шаблоны, подносит и перемешивает материал и выполняет ряд других работ.
Выполнение «сграффито» по трафарету. С помощью трафаретов можно получить любые рисунки независимо от количества цветов.
Для изготовления трафаретов берут плотный картон толщиной в 1 мм . На картоне рисуют или переводят на него с помощью копировальной бумаги контуры рисунка. Затем картон кладут на фанеру или строганую доску, берут нож с острым концом и вырезают рисунок. Вырезать следует так, чтобы форма не отделялась от лекала, для чего между ними оставляют мостики, которые соединяют между собой узоры. Для многоцветной штукатурки для каждого цвета изготовляют свой трафарет.
После изготовления трафареты пропитывают олифой и просушивают, затем кладут между двумя листами фанеры или ровными широкими досками и придавливают грузом. Под грузом трафареты выпрямляются. После каждого дня работы или перед обеденным перерывом трафареты следует класть под груз и выпрямлять, а также просушивать.
Кроме трафаретов, для работы необходимы щетинные кисти-ручники разных размеров.
Для набивки рисунка приготовляют раствор из тех же материалов, что и для выполнения «сграффито» путем выцарапывания, но только он должен быть менее густой.
До начала работ подготовленную поверхность смачивают водой и, дав возможность воде впитаться, наносят на нее основной цветной слой раствора полутерками с последующей затиркой или просто кистью за два раза. Затем на только что нанесенный и слегка схватившийся раствор укладывают трафарет, смачивают кисть в растворе и приступают к набивке рисунка. Чтобы трафарет был на одной прямой, по раствору следует пробить намеленным шнуром линии.
Набивать рисунок по трафарету лучше всего вдвоем. Один рабочий держит трафарет, прижимая его к поверхности, а другой набивает рисунок. Раствор перед каждым смачиванием в нем кисти необходимо перемешивать, а смоченную кисть отжимать с таким расчетом, чтобы раствор не затекал под приставленный трафарет. Кистью следует наносить несильные торцующие удары, заполняя тем самым вырезанное пространство рисунка окрашенным раствором. После снятия трафарета на поверхности остается точная копия вырезанного рисунка из цветного раствора.
Во время набивки многоцветного рисунка каждый цвет раствора следует наносить отдельной кистью и только после того, как схватится ранее нанесенный слой раствора. После набивки рисунка под местами мостиков могут остаться не заполненные раствором места, которые исправляют вручную с помощью маленьких кистей.
Если набивается многоцветное «сграффито» с применением нескольких трафаретов, трафареты следует накладывать так, чтобы рисунки совпадали один с другим. При изготовлении трафаретов на их торцовых сторонах делают вырезки, которые являются направляющими при передвижении трафарета во время набивки рисунка. Эти вырезки должны точно совпадать с пробитыми линиями. При набивке рисунка по трафарету следует помнить следующее правило. Нельзя производить набивку рисунка способом закрашивания, что приводит к затеканию раствора под трафарет. Если появляются затеки раствора, их следует счистить отрезовкой или ножом.
После набивки всего рисунка иногда исправляют его кромки, подрезая их ножом, это подчеркивает резкость рисунков.
Набивкой можно получить красивый рисунок, ничем не отличающийся от рисунка, выполненного способом выцарапывания.
Техника безопасности. При подготовке поверхностей, т. е. очистке, насечке, выборке швов, следует работать в защитных очках или респираторах и рукавицах.
Все инструменты должны быть насажены на прочные, гладкие ручки и хорошо заклинены.
Работая с кислотами, необходимо соблюдать следующие правила. Кислоту переносят только вдвоем и хранят в соответствующем месте. Приготовляя раствор, кислоту следует лить в воду малыми порциями и все перемешивать. Работать надо в резиновых перчатках и респираторах.