В процессе взаимодействия личностей в составе малой группы у человека складывается система социальных ожиданий, которую он приписывает группе и которая тем самым становится мотивами в его деятельности и общении.

Социальное ожидание – это ожидание выполнения тех норм и способов поведения, которые устанавливаются в группе и действуют со стороны участников социального взаимодействия.

В процессе взаимодействия личности с обществом социальное ожидание во многом определяет поведение человека. Человеку трудно позволить себе такое поведение, которое шло бы в разрез с ожиданиями группы. При повседневном взаимодействии человек сообразует свои поступки и высказывания с ценностями и ожиданиями группы, к которой он принадлежит. Такое поведение группа одобряет и поощряет. Когда же поведение противоречит социальным ожиданиям, следуют санкции.

Зная ценностные ориентации и установки группы, мы можем в какой-то степени судить о возможных реакциях или поведении личности в определенных ситуациях.

Одним из важных направлений социально – психологического анализа типов личности является сравнение по параметру отношений одних людей к другим. Американский психолог А. Маслоу в своих работах о самоактуализации «Я» подчеркивал, что один человек может относиться к другому как к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимает вещи, и соответственно с ними обращаться.

Характер и особенности взаимодействия индивидов в процессе активного взаимодействия, анализируются с использованием понятий «роль» и «статус».

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Это совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы.

Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли. При этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.

В действительности каждый человек выполняет несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного его носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализирует роль. Акт интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли.

Роль можно детерминировать как механизм, посредством которого общественные интересы детерминируют поведение человека (Кречмер).

Социальный статус – это положение личности, установленное в терминах прав, обязанностей и привилегий. Социальный статус характеризует позицию человека в обществе.

Составляющие социального статуса: - престиж, полномочия, вознаграждение.

Символы социального статуса в глазах окружающих – должность, звание, уровень заработной платы, количество прочитанных книг, величина квартиры и т.д.

Типология личности по Э. Шосторому.

Американский ученый Э. Шостром конкретизировал это утверждение А. Маслоу и назвал первый тип личности актуализатором, а второй – манипулятором. Исследуя психические свойства, которые проявляют те и другие, он обнаружил, что у актуализаторов проявляется честность и искренность во взаимоотношениях с людьми, устойчивый интерес к ним, самостоятельность и открытость в выражении своей позиции, вера в себя и в тех, с кем они общаются. А у манипуляторов он нашел тщательно маскируемую фальшь при контактах с людьми, имитацию переживаний при фактическом равнодушии к людям, намеренную расчетливость в подборе средств воздействия на них и тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям жизни и культуры.

Сравнивая манипуляторов, он выявил различия между ними, затрагивающие харктерное для каждого из них отношение как к себе, так и к другим людям, а главное – Фому выражения данного отношения в повседневном поведении. Исходя их этого, Э. Шостром выделил восемь разновидностей манипуляторов:

-«диктатор» - характерна откровенно силовая манера поведения;

- «тряпка» - характерна кажущаяся бесконечная игра в поддавки;

- «калькулятор» - характерна холодная расчетливость;

- «прилипала» - характерна имитация беззащитности и постоянной нужды в опеке;

- «хулиган» - характерно терроризирование окружающих в своих интересах;

- «славный парень» - характерно разыгрывание «своего в доску»;

- «судья» - характерна демонстрация по отношению к объектам манипуляции обвинительной

- «защитник» - характерно лицемерное разыгрывание роли их защитника, но опять же с

целью получения желаемого от них.

Типология Юнга.

Это одно из важных направлений социально – психологического анализа типов личности, включающая интровертированную (энергия преимущественно направлена к внутреннему миру) и экатравертированную (энергия преимущественно направлена к внешнему миру) установки психики личности. Эта типология была дополнена им введением дополнительных различий внутри этих типов четырех психических функций: мышления, эмоций, ощущения, интуиции. Соответственно в типологии личности он выделил: мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы.

Типология К. Хорни.

В зависимости от отношения к общению с другими людьми выделила три типа личности:

«Привязчивый тип» - человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, что - бы кто – то заботился, - такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»

«Агрессивный тип» - характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей. Такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

«Отчужденный тип» - для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, т.к. они рассматривают общение как неизбежное зло, они не склонны участвовать в групповой дискуссии и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они задают втайне

себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»

Типология по Нокаридзе.

В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделяют три типа личности:

Гармоническая личность – нет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, чувство долга и реальное поведение человека гармонично сочетаются друг с другом, имеют социальную направленность и адекватность.

Конфликтная, противоречивая личность – присущ разлад между поведением и мотивами, т.е. действия противоречат желаниям.

Импульсивная личность – поступает только по своему желанию либо, если у человека нет ярко выраженных желаний, то он поступает в соответствии с воздействиями извне – «человек флюгер», который действует в соответствии с ближайшей ситуацией, хотя и может маскировать свою несостоятельность деловитостью, демократической коллегиальностью.

Статус личности представляет собой своеобразный центр сосредоточения его прав и обязанностей, схему положения личности в обществе. Статус характеризуется устойчивостью, длительностью. Он может быть цельным или частичным. Фрагмент статус связывается с родом занятий, размеру доходов, уровнем образования, этнической принадлежности, половыми признаками подобное. Обобщение частных статусов позволяет определить общий профиль статуса.
Статус личности задается имеющейся системой общественных отношений и объективно определяется местом личности в социальной структуре . Эта связь впервые возникает в момент рождения ребенка и соответствует статусу родителей, их экономическому, правовому, политическому, культурному положению в обществе. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности создается собственный статус человека. Он сохраняет связи со статусом семьи, содержит в себе его признаки, хотя может и удаляться от него.
Статус личности является объективной характеристикой, но он может осознаваться человеком адекватно или неадекватно, активно или пассив но, полностью, частично или совсем это осознаваться. Научный анализ статуса личности охватывает изучение ее реального экономического состояния (имущественная характеристика, общий заработок, обеспеченность жильем, реальный бюджет в соотношении со структурой потребления и т.п.), политико-правового положения как определенного баланса прав и обязанностей гражданина (права и обязанности личности составляют ядро статуса, изучается юридическими науками).
Понятие статуса должно быть дополнено понятием позиции личности, характеризующий субъективный - активный, деятельная - сторона положения личности в структуре общества, в сложных по своей природе общественных отношениях каждая личность может занимать несколько позиций, которые отличаются друг от друга по своему значению, определенностью и другим признакам. Например, человек может занимать профессиональную позицию, семейную, общественно-политическую, культурную, национальную и др..
Знание статуса и позиции личности необходимо для определения ее социальных ролей. Роль вообще рассматривается как динамический аспект статуса, как реализация связей, заданных позициями личности в обществе. По определению И. С. Кона, роль личности - это социальная функция, нормативно одобренный образ поведения, которое ожидается от каждого, кто занимает данную позицию. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида. Они даются ему как то, что является внешним, более или менее обязательным, их субъектом является. не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа.
Общей для социологов и психологов характеристикой ролей личности как социальных функций является ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей. Ценности можно условно разделить на материальные, социально-политические, духовные.
Важной социально-психологической характеристикой личности является ее ринг. Ранг личности, ее масштаб и значение для общества определяются многими факторами, среди которых важнейшим считается производительность основных видов деятельности личности, в частности творческой деятельности. Благодаря этому обеспечивается создание личностью общественно значимых материальных и духовных ценностей, определяется ее вклад в сокровищницу общественных благ. Ранга личности соответствуют ее престиж, репутация, авторитет, популярность в группе, коллективе, обществе.

Этот аспект социально-психологической характеристики личности проявляется в существовании так называемой над индивидной подсистемы. В классической психологии на это впервые указал В. Джемс, когда отмечал, что личность человека не ограничивается собственным телом, а охватывает «свои» вещи, продукты собственного труда, а также распространяется на людей, с которыми данный индивид связан родственными, дружескими, профессиональными, духовными отношениями. Этот факт ощущается индивидом в момент разрыва связей через смерть, болезнь, переезд близкого человека и т.п. В современной психологии этот феномен изучается как явление персонализации, согласно которому у каждого человека существует потребность быть представленным, продолженными в другом человеке своими мыслями, чувствами, мировоззрением и т.д..

Благодаря этому образуется единство людей не только по генетическим признакам, по которым все мы принадлежим к единому роду Homo sapiens, есть в далекой глубине тысячелетий непрерывную череду общих предков, а в перспективе - общую судьбу единой человеческой популяции. Благодаря персонализации люди связаны между собой в единое духовное целое, социальную, культурную общность. Эта общность формируется в ходе общения, когда от одной личности к другой передаются духовные, культурные ценности. Итак, решается проблема биологического и духовного бессмертия человеческого рода.
Способность личности к общению включает в себя мотивационный, коммуникационный, перцептивный, интеракционный и эмоциональные компоненты . Сфера общения личности образуется рядом психологических механизмов, использует множество средств - от устной и письменной речи в математических, физических, химических символов и формул, технической графики, художественной символики, пантомимически языка жестов и др..

Психический статус (состояние).

Задачи и принципы (схема).

Ковалевская И.М.

    Оценка психического статуса начинается с первой встречи врача с больным и продолжается в процессе беседы по анамнезу (жизни и болезни) и наблюдения.

    Психический статус носит описательно-информативный характер с достоверностью психологического (психопатологического) «портрета» и с позиции клинической информации (т.е. оценки).

Примечание: Не следует употреблять термины и готовое определение синдрома, так как всё изложенное в «статусе» должно быть объективным выводом при возможной вероятности дальнейшего субъективного толкования полученных данных.

    Возможно частичное использование некоторых патопсихологических методик обследования (основная роль в этом принадлежит специалисту патопсихологу) с целью объективизации жалоб и отдельных патопсихологических расстройств (например: счёт по Крепелину, тесты на запоминание 10 слов, объективизация депрессии при помощи шкалы Бека или Гамильтона, трактовка пословиц и поговорок (интеллект, мышление)), другие типовые вопросы для определения общеобразовательного уровня и интеллекта, а также особенности мышления.

    Описание психического статуса.

    1. При поступлении (в отделение) – краткие сведения из записей дневников медицинских сестёр.

      Беседа в кабинете (или в наблюдательной палате, если психическое состояние исключает возможность беседы в кабинете).

      Определение ясного или помрачённого сознания (при необходимости дифференцировки данных состояний). В случае отсутствия сомнений в наличии ясного (не помрачённого) сознания этот раздел можно опустить.

      Внешний вид: опрятный, ухоженный, небрежный, макияж, соответствует (не соответствует) возрасту, особенности одежды и другое.

      Поведение: спокойное, суетливое, возбуждение (описать его характер), походка, поза (свободная, естественная, неестественная, вычурная (описать), вынужденная, нелепая, однообразная), другие особенности моторики.

      Особенности контакта : активный (пассивный), продуктивный (непродуктивный – описать, в чём это проявляется), заинтересованный, доброжелательный, неприязненный, оппозиционный, злобный, «негативистический», формальный и так далее.

      Характер высказываний (основная часть «композиции» психического статуса, из которой следует оценка ведущего и обязательного симптомов).

      1. Эту часть не следует смешивать с данными анамнеза заболевания, где описывается, что происходило с больным, то есть, что ему «казалось». В психическом статусе делается акцент на отношение

        больного к своим переживаниям. Поэтому уместно использование таких выражений, как «сообщает», «считает», «убежден», «утверждает», «заявляет», «предполагает» и другие. Таким образом, должна быть отражена оценка больным прежних событий болезни, переживаний, ощущений сейчас , в настоящее время .

        Начинать описание настоящих переживаний необходимо с ведущего (то есть принадлежащего к определённой группе) синдрома, который обусловил обращение к психиатру (и/или госпитализацию) и требует основного «симптоматического» лечения.

Например: расстройства настроения (пониженное, повышенное), галлюцинаторные феномены, бредовые переживания (содержание), психомоторное возбуждение (ступор), патологические ощущения, нарушения памяти и так далее.

        Описание ведущего синдрома должно быть исчерпывающим, то есть с использованием не только данных субъективного самоотчёта больного, но и включая уточнения и дополнения, выявленные в ходе беседы.

        Для максимальной объективизации и точности описания рекомендуется использование цитат (прямой речи больного), которые должны быть краткими и отражать только те особенности речи (и словообразования) больного, которые отражают его состояние и не могут быть заменены другим адекватным (соответствующим) речевым оборотом.

Например: неологизмы, парафазии, образные сравнения, специфические и характерные выражения и обороты и другое. Не следует злоупотреблять цитатами в случаях, если изложение своими словами не влияет на информативную значимость данных высказываний.

Исключением является цитирование более длинных примеров речи в случаях нарушения её целенаправленности, логической и грамматической структуры (соскальзывание, разноплановость, резонерство)

Например: бессвязность (спутанность) речи у больных с расстроенным сознанием, атимическая атаксия (атактическое мышление) у больных шизофренией, маниакальная (апрозектическая) бессвязность речи у маниакальных больных, бессвязность речи у больных с разыми формами слабоумия и так далее.

        ихического статуса, из которой слеует оценка ведущего и обязариязенный, оппозиционный, злобный, "ая (описать), вынужденная, нОписание дополнительных симптомов , то есть закономерно встречающихся в рамках определённого синдрома, но которые могут отсутствовать.

Например: пониженная самооценка, суицидальные мысли при депрессивном синдроме.

        Описание факультативных , зависящих от патопластических фактов («почвы»), симптомов.

Например: выраженные соматовегетативные расстройства при депрессивном (субдепрессивном) синдроме, а также фо­бии, сенестопатии, обсессии в структуре того же синдрома.

      Эмоциональные реакции:

      1. Реакция больного на свои переживания, уточняющие вопросы врача, замечания, попытки коррекции и так далее.

        Другие эмоциональные реакции (кроме описания проявлений аффективного расстройства, как ведущего психопатологии синдрома – см. п. 4.7.2.)

        1. Мимика (мимические реакции): живая, богатая, бедная, однообразная, выразительная, «застывшая», однообраз­ная, вычурная (манерная), гримасничанье, маскообраз­ная, гипомимия, амимия и др.

          Вегетативные проявления: гиперемия, бледность, уча­щение дыхания, пульса, гипергидроз и т. д.

          Изменение эмоционального реагирования при упомина­нии о родных, психотравмирующих ситуаций, о других эмоциогенных факторах.

          Адекватность (соответствие) эмоциональных реакций со­держанию беседы и характеру болезненных пережива­ний.

Например: отсутствие проявлений страха, тревоги при переживании больным в данный момент вербальных гал­люцинаций угрожающего и устрашающего характера.

          Соблюдение больным дистанции и такта (в беседе).

      Речь : грамотная, примитивная, богатая, бедная, логически стройная (алогичная и паралогичная), целенаправленная (с нару­шением целенаправленности), грамматически стройная (аграмматичная), связная (бессвязная), последовательная (непоследова­тельная), обстоятельная, «заторможенная» (замедленная), уско­ренная по темпу, многоречивая, «речевой напор», внезапные остановки речи, умолкание и так далее. Привести наибо­лее яркие примеры речи (цитаты).

    Отмечать отсутствующие у больного в настоящее время расстройства необязательно, хотя в ряде случаев это можно отразить с целью доказа­тельства того, что врач пытался активно выявить другую (возможно скрываемую, диссимулируемую) симптоматику, а также симптомы, ко­торые больной не считает проявлением психического расстройства, а потому активно о них не сообщает.

При этом не следует писать обобщенно: например «без продуктивной симптоматики». Чаще всего имеется в виду отсутствие бреда и галлю­цинаций, тогда, как другие продуктивные симптомы (например, аф­фективные расстройства) не принимаются во внимание.

В этом случае лучше конкретно отметить, что именно врачу не уда­лось выявить (расстройств восприятия галлюцинаций, бреда).

Напри­мер: «бреда и галлюцинаций выявить не удаётся (или не выявлено)».

Или: «нарушений памяти не выявлено».

Или: «память в пределах возрастной нормы»

Или: «интеллект соответствует полученному образованию и образу жизни»

    Критика к болезни - активная (пассивная), полная (неполная, частич­ная), формальная. Критика к отдельным проявлениям болезни (симпто­мам) при отсутствии критики к болезни в целом. Критика к болезни при отсутствии критики к «изменениям личности».

Следует помнить, что при детальном описании таких феноменов, как «бред» и квалификации синдрома, как «бредовый» нецелесообраз­но отмечать отсутствие критики (к бреду), так как отсутствие критики является одним из ведущих симптомов бредового расстройства .

    Динамика психического состояния в процессе беседы - нарастание утомления, улучшение контакта (ухудшение), нарастание подозритель­ности, отгороженности, растерянности, появление отсроченных, замед­ленных, односложных ответов, злобности, агрессивности, или, напро­тив, большей заинтересованности, доверительности, доброжелательно­сти, приветливости.Документ

    Претендовать на медаль, нередко создавался "статус максимального благоприятствования". Их промахи не... ", М., 1989. "Просвещение", совместно с С. М. Бондаренко. * Фрустрация - психическое состояние , возникающее вследствие реальной или воображаемой...

  1. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей

    Документ

    Наконец, апатико-адинамические расстройства, внося в психическое состояние медлительность, вялость, слабость побуждения к деятельности... деменции, по Г. Е. Сухаревой) в психическом статусе доминировали вялость, медлительность, пассивность, нередко...

  2. Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 68 Психолого-педагогическое образование (2)

    Учебно-методический комплекс

    Пропульсия – непроизвольное движение вперед. Психический статус – описание состояния психики человека, включающие его интеллектуальные... – резкое угнетение сознания. Спонтанный – самопроизвольный. Статус состояние больного на момент осмотра. Страбизм...

Социально-психологические факторы статуса личности в студенческой

И.И. Дроздова, Е.В. Капитанова Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье рассматриваются социально-психологические факторы, влияющие на статус личности в студенческой группе. Приводятся данные эмпирического исследования установления взаимосвязей между уровнями различных видов социально-психологического статуса студентов в группе и преобладающими видами отношений обучающихся друг к другу.

Ключевые слова: социально-психологический статус, межличностные отношения, студенческая группа, эмоциональный, деловой, «психотерапевтический статус», «значимый другой», профессиональное образование.

В настоящее время в социальной психологии проявляется большой интерес к изучению групп учащихся в системе высшего профессионального образования. Исследователи отмечают высокую референтность этих групп для ее участников, особенно значимость внутригрупповых межличностных взаимоотношений . Каждый человек, являясь субъектом межличностных взаимоотношений, которые определяются как субъективно переживаемые связи и отношения между людьми, как система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения , оказывается включенным в различные социальные образования, в том числе, в малые социальные группы. Взаимоотношения в малых социальных группах оказывают влияние на эффективность совместной деятельности, характер протекания процесса общения, характеризуются избирательностью, эмоциональной окрашенностью . Г.М. Андреева определяет группу как образование, субъекты которого объединены некими общими признаками, в том числе, характером совместной деятельности. Таким образом, группа - общность людей, котрая характеризуется следующими признаками: совместной деятельностью, структурой, уровнем развития и т.д. Содержание совместной

деятельности взаимосвязано с процессами внутригрупповой динамики, с восприятием субъектами друг друга.

Проблемы группы, совместной деятельности традиционно рассматриваются в социальной психологии . Но многие вопросы, в том числе, проблема механизмов взаимовлияния личности и группы, нуждаются в дальнейшем исследовании. Одной из важных характеристик межличностного взаимодействия является положение личности в группе или статус, обозначающий положение человека в системе межличностных отношений и меру его «психологической приемлемости» членами группы . Его можно считать достаточно объективным показателем успешности коммуникативной деятельности личности. Я.Л. Коломинский определяет статус в качестве интегрального понятия, включающего как объективные параметры, такие как положение личности во внутригригрупповой структуре, так и субъективное отражение своего положения, отрефлексированное в разной степени. Таким образом, в современной социальной психологии статус рассматривается как положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, определенные привилегии в группе.

Принято выделять деловое и эмоциональное лидерство. Роль инструментального «делового» лидера, заключается в действиях, направленных на решение поставленных перед каждым участником и группой в целом задач, а роль эмоционального лидера, взаимосвязана с эмоциональными аспектами взаимоотношений в группе . Многие работы исследователей по проблеме социометрического статуса в группах, были посвящены изучению взаимосвязей социометрического статуса с различными индивидуально-типологическими особенностями, такими характеристиками личности, как экстроверсия - интороверсия, степень агрессии, внешняя привлекательность, школьная успеваемость,

интеллектуальные данные, возраст и др. При этом, по мнению А.А. Реана и Я.Л. Коломинского , данные, полученные в социальной психологии, не образуют целостной картины детерминации статусных различий. Имеющиеся данные довольно многочисленны и, порой, противоречивы.

Проблема статуса личности в группах сверстников в большей степени изучалась исследователями детского развития, подросткового и юношеского возрастов , в то время как такой важный этап как «студенческий возраст» изучен в этом плане недостаточно. Особенности студентов как субъектов общения могут быть проинтерпретированы с точки зрения социальной ситуации развития. Студенческий период характеризуется сменой ведущей деятельности, изменением социального статуса, вхождением молодых людей в новую социальную роль. Студенческий возраст - это особый жизненный этап, который опосредует переход человека во взрослую жизнь. Вступая в самостоятельную жизнь, студент, по существу, не является самостоятельным, зачастую, являясь зависим от родителей и экономически, и психологически. Такое несоответствие между формальным началом социальной взрослости и ее фактическим «неначалом» является существенным противоречием данного периода развития. Студенческий возраст оказывается для личности тем этапом, когда происходит преодоление данного противоречия, активная ориентировка и освоение новых социальных функций .

Пребывание в статусе учащегося высшего учебного заведения предполагает выработку новых компетенций, новых поведенческих стратегий . Чаще всего они ассоциируются с доминантным, независимым поведением. Для студентов характерно стремление в общении контролировать все, что происходит вокруг них, влиять на то, что делают, чувствуют или думают о них окружающие. Они не желают принимать какие-либо воздействия других людей и подчиняться им. Данный период

характеризуется интенсивностью межличностного взаимодействия, расширением круга общения. Особенно значимым для студентов является неформальное общение, которое оптимизирует эмоциональное состояние личности, дает поддержку в трудных жизненных ситуациях. Ярко выражена потребность в признании, в самоуважении, самопринятии .

Большое влияние на студентов оказывают референтные группы. Исследование, проведенное Н.Д. Твороговой , показало, что для студентов очень важна степень значимости той группы, в которую они включены. Для студентов особенно велико влияние референтных групп, в связи с удовлетворением основных потребностей: потребности в избегании неудач, сохранении высокого положения в группе, избегании конфликта между Я-концепцией и оценкой личности другими участниками группы, потребности в достижениях, высокий статус, престиж группы, потребности в принадлежности и принятии.

Социальная ситуация развития, в которой находятся студенты, является достаточно демократичной, в ней поощряется непосредственность и искренность. Система вуза является более демократичной по сравнению со школьной и статус студента является более независимым по сравнению со статусом школьника. В то же время, место, занимаемое субъектом в ситеме межчичностных взаимоотношений, оказывает интенсивное влияние на развитие личности обучающегося.

Обратимся к данным исследования Дроздовой Е.В. , где в числе прочих была поставлена задача установления взаимосвязей между уровнями различных видов социально-психологического статуса студентов в группе и преобладающими видами отношений студентов друг к другу.

Для определения уровня выраженности различных социально-психологических статусов студентов в группе использовалась социометрическая процедура. Достоверность полученных результатов

обеспечивалась использованием в исследовании ряда методов математической статистики, в том числе, коэффициента корреляции r-Спирмена. Использовалась компьютерная программа анализа данных «SPSS 17.0 for Windows».

В отличие от обычной, социометрическая процедура включала три критерия. На основе критерия «с кем из членов вашей группы вы хотели бы проводить свободное время» определялся эмоциональный статус. На основе критерия «к кому из членов вашей группы вы обратились бы за помощью в учебе» определялся деловой статус. На основе критерия «к кому из членов вашей группы вы обратились бы за советом при решении важной жизненной проблемы» определялся «психотерапевтический» статус.

Уровень выраженности каждого вида социально-психологического статуса определялся на основе совокупности полученных выборов. Для каждого члена группы вычислялись социометрические индексы по каждому виду социально-психологического статуса. Поскольку количественный состав групп, принимавших участие в исследовании, был различным, то социально-психологический статус определялся не по абсолютному количеству выборов, а в соответствии с индивидуальным социометрическим индексом.

Индексы социометрического статуса членов групп вычислялись отдельно для каждого из трех видов социально-психологического статуса. Затем определялся общий индекс социально-психологического статуса в группе студентов, участвующих в исследовании, путем нахождения среднего значения индексов по трем видам статусов.

Кроме того, выявлялись преобладающие отношения учащихся друг к другу с помощью методики «Q- сортировка» В. Стефансона. Данная методика позволяет выявить особенности межличностных отношений в группе по следующим параметрам: «зависимость - независимость»,

«общительность - необщительность», «принятие борьбы - избегание борьбы».

В соответствие с задачами исследования с помощью социометрической процедуры были выявлены студенты, имеющие высокий, средний и низкий социально-психологический статус: эмоциональный, деловой и «психотерапевтический». Индексы социально-психологического статуса студентов в группе по всем видам и общий индекс социально-психологического статуса в группе интерпретировали следующим образом: получившие индексы меньше 0,10 определялись как низкостатусные, получившие индексы от 0,10 до 0,20 были отнесены к среднестатусным, индексы от 0,30 - к высокостатусным.

Было определено процентное соотношение выраженности уровня каждого вида социально-психологического статуса студентов в группе, затем, используя процедуру корреляционного анализа г-Спирмена, определили насколько взаимосвязаны уровни выраженности различных видов статусов студентов в группе. Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что существуют значимые взаимосвязи между тремя видами социально-психологического статуса студентов в группе. Чем выше эмоциональный статус, тем выше деловой и «психотерапевтический» статус студента в группе (г < г0,05;г > г0,01) и наоборот. Таким образом, лидерская структура в изучаемых студенческих группах является гармоничной.

Далее с помощью коэффициента корреляции г-Спирмена были определены взаимосвязи между преобладающими отношениями и выраженностью различных видов социально-психологического статуса. Статистически значимая, достоверная взаимосвязь обнаружена между деловым статусом и отношением «избегание борьбы». То есть студенты, к которым многие обращаются за помощью в учебе, предпочитают в

межличностных отношениях уклоняться от борьбы, стремятся уйти от конфликтного взаимодействия и сохранить нейтралитет в групповых спорах.

По данным проведенного исследования, общим для студентов, с высоким социометрическим статусом, независимо от его модальности (эмоциональный, деловой и «психотерапевтический») является то, что они являются успешными коммуникаторами, лучше других у них проявляются экспрессивные умения (в том числе, умение оформлять свой внешний облик), Для высокостатусных студентов характерна адекватная самооценка. Кроме того, независимо то степени близости взаимоотношений высокостатусные учащиеся являются «значимыми другими» для других учащихся, то есть значимо влияют на самооценку членов студенческих групп.

Особенностью современных студенческих групп, по мнению исследователей , является некоторая разобщенность ее участников (по сравнению с предыдущими десятилетиями). В качестве причин такой разобщенности называют: увеличение времени на самостоятельную работу, возможность использования Интернет-ресурсов в учебном процессе, большое количество работающих студентов, утрата традиций организации воспитательной работы в вузах и др. Тем не менее, студенческая группа остается важнейшим институтом социализации молодых людей и оказывает влияние на развитие их личности.

Социометрический статус члена группы является важной составляющей в процессе профессионализации, поскольку часто представляет собой относительно устойчивую величину и характеризует систему отношений личности, является критерием умения человека вырабатывать гибкие стратегии поведения в группе, является показателем социальной адаптации в различных условиях жизни.

Характеризуя студенческий возраст, исследователи указывают, что в этот период наиболее остро встают вопросы профессионального

самоопределения, кроме того, для многих студентов этот период связан с созданием семьи или установлением длительных эмоционально-значимых отношений. Это время серьезных кризисов, больших нагрузок, переживаний и проблем.

Итак, в процессе профессионального образования происходит не только становление личности как субъекта профессии, но и как субъекта межличностных взаимоотношений, и в этом плане, чрезвычайно велика роль студенческой группы, его статуса в группе, того места, которое субъект занимает в системе межличностных взаимоотношений внутри группы. Данные анализа социально-психологических факторов, оказывающих влияние на статус личности в студенческой группе будут полезны для работы психологических служб вуза в процессе разработки рекомендаций по созданию благоприятных условий адаптации студентов на различных этапах обучения, по оптимизации функционирования студенческой группы, по оптимизации вхождения индивида в группу, что позволит эффективнее реализовывать воспитательные функции в профессе профессионального образования.

Литература

1. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. М.: АСТ, 2010. 448 с.

2. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация / Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 140-150.

3. Сачкова М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах / Вопросы психологии. 2006. №4. С. 58-58.

4. Творогова Н.Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе // Вопросы психологии. 1981. № 4. С. 119-123.

5. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. 494 с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009. 384 с.

7. Донцов А.И. Социальная психология групп. / Вестник Московского унта. Сер.14.Психология. 1997. №4. С. 17-25.

8. Кондратьев М.Ю., Емельянова Е.В. Социально-психологические особенности взаимосвязи самооценки и личностно-ролевой взаимопредставленности студентов // Социальная психология и общество. 2011. №1. C. 56-73.

10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО Питер, 1999. 416 с.

11. Drozdova E. Drozdova I. Socio-psychological characteristics of the teenagers, subject to abuse by their equals in age in study groups // EFPTA Newsletters. Copenhagen, 2012. pp. 21-25.

12. Дроздова И.И. Кодирование и интерпретация экспрессии эмоциональных состояний субъектами педагогического общения. Дис. канд. психол. наук: 19.00.05. Ростов-на-Дону, 2003. 169 с.

13. Иванова В.М. Социально-психологические механизмы формирования корпоративной культуры студентов высшего учебного заведения // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/250/.

14. Ларина Т.Н., Елисеев И.Н. Оценка уровня компетенций студента на основе модели Раша // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/250/.

15. Дроздова Е.В. Социально-психологические особенности значимых других, оказывающих влияние на самооценку внешнего облика членов

студенческих групп // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. №10/2. С. 15-19.

1. Kolominskij Ja.L. Social"naja psihologija vzaimootnoshenij v malyh gruppah . M.: AST, 2010. 448 p.

2. Krasnova V.V., Holmogorova A.B. Psihologiceskaa nauka i obrazovanie. 2011. №1. pp. 140-150.

3. Sachkova M.E. Voprosy Psihologii. 2006. №4. pp. 58-58.

4. Tvorogova N.D. Voprosy Psihologii. 1981. № 4. pp. 119-123.

5. Psihologija. Slovar" . Pod red. A.V. Petrovskogo, M.G. Jaroshevskogo. M., 1990. 494 p.

6. Andreeva G.M. Social"naja psihologija . M.: Aspekt Press, 2009. 384 p.

7. Doncov A.I. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Ser.14.Psihologija. 1997. №4. pp. 17-25.

8. Kondrat"ev M.Ju., Emel"janova E.V. Sotsial"naia psikhologiia i obshchestvo. 2011. №1. pp. 56-73.

9. Aronson E, Wilson T.D., Akert R.M. Social Psychology. (7th ed.). Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall.Prentice Hall, 2010. 624 p.

10. Rean A.A., Kolominskij Ja.L. Social"naja pedagogicheskaja psihologija . SPb.: ZAO Piter, 1999. 416 p.

11. Drozdova E. Drozdova I. EFPTA Newsletters. Copenhagen, 2012. pp. 2125.

12. Drozdova I.I. Kodirovanie i interpretacija jekspressii jemocional"nyh sostojanij sub#ektami pedagogicheskogo obshhenija . Dis. kand. psihol. nauk: 19.00.05. Rostov-na-Donu, 2003. 169 p.

13. Ivanova V.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/250/.

14. Larina T.N., Eliseev I.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/250/.

15. Drozdova E.V. Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. 2012. №10/2. pp. 15-19.